Связь речи и языка: Вы точно человек? – Вы точно человек?

Автор: | 25.06.2020

Понятие речи. Связь речи и мышления — Студопедия.Нет

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

В психологии речьпонимается каксистема используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны.

С помощью языка человек в процессе речевого общения: 1) общается с другими людьми, обмениваясь с ними мыслями, без чего невозможно наладить совместные действия людей в трудовой и общественной жизни; 2) выражает свои чувства, стремления, свои отношения к тем или другим явлениям и событиям; 3) воздействует на других людей, побуждая их к тем или другим поступкам.

Связь мышления и речи

Итак, одна из функций речи — служить средством общения между людьми.

Другая важнейшая функция речи — это то, что мышление осуществляется в речевойформе. Речь является средством мышления.

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опи-рающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой — произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи:

слуховой, двигательный и зрительный.

Один из таких центров — слуховой центр Вернике обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом.

Виды речи. Функции и роль речевой деятельности

Речь — особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий. Говорящий — выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Виды речи:

1. Внутренняя — при подготовке к устной или письменной речи — фаза внутреннего проговаривания речи про себя.

2. Внешняя речь: — письменная — общение посредством письма. — устная — слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.

Устная делится на: а) диалогическая — взаимные реплики. б) монологическая.

Все виды речи тесно взаимосвязаны — общая черта: произнесение в слух или про себя.

Речь это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Выделяют следующие основные функции языка:

1. Соотношение языка и речи

Язык определяется обычно в двух аспектах: первый — это система фонетических, лексических, грамматических средств, орудием выражения мысли, чувств, служет средством общения людей,. второй — разновидность речи, характеризуется теми или иными стилистическими признаками Речь — конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме.. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь — реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык — это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения.

Речь неповторима устремлена к определенной цели

2. Основные функции языка

Язык- это многофункциональное явление. В самом общем виде под функциями языка понимается использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. основной функцией языка является функция общения (коммуникативная функция), заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членами языкового коллектива.

В речевом общении участвуют говорящий субъект, адресат речи (реальный или потенциальный, единичный или массовый) и то, о чем сообщается.

— функцию информативную, или сообщения, выражающуюся в передаче некоторого логического содержания;

— функцию воздействия, реализацией которой являются:

а) выражение волеизъявления говорящего; б) сообщение выразительности высказыванию; в) выражение чувств, эмоций.

3.Общая характеристика форм и видов речи

Диалогическая речь — вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. В этом речи используютсия (мимики, жестом), интонация, предложения неполние свободное от строгих норм книжной речи то есть преобладание простых предложений.

Монологическая речь – вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью,

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный).

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием: например, «речь про себя».

4.Устная речь: ее ведущие признаки

Непосредственность живого общения делает устную речь несколько нестройной: человек и мыслит, и говорит одновременно, да и форма выражения мысли его не особенно беспокоит – он уверен, что, если не поймут, переспросят. К тому же при устном общении во многом «помогают» жесты, мимика, а иногда и предметы, находящиеся в поле зрения говорящих.

устная речь – это живая речь, которая не только произносится. Звучит, но – главное – создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это – творимая, говоримая речь

Урок-исследование «Язык, речь и человек»

Урок-исследование «Язык, речь и человек»

5 класс

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”. Объяснить понятия «грамотность», «эстетика».

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

Слово учителя:

Слайд №1

Тема нашего урока-исследования: “Язык, речь и человек.

От того как мы говорим, мыслим, рассуждаем, зависит уровень нашего развития, интеллекта, воспитанности, общительности, нашей грамотности.

Сегодня в нашем лицее проводится День эстетической грамотности.

Слайд 2

И я приглашаю вас в наше Исследовательское бюро, где мы с вами сможем найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

Ребята, как вы понимаете слово «Грамотность»? (ответы детей)

Слайд 3

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.

Кто из вас скажет, что такое эстетика?

Слайд 4

Эстетика — Наука о прекрасном. Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.

Как вы думаете, человек, который красив во всем: и во внешности, в манере поведения, а также умении красиво говорить может считаться грамотным человеком? (ответы детей)

Как люди понимают друг друга, что им для этого нужно? (Общение)

Какой синоним можем употребить к слову «общение»? Правильно, мы общаемся с помощью языка.

Слайд 5

Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей.

Слайд 6

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.

В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

На каком языке общаемся мы? (на русском). Почему? (ответы детей)

Слайд 7

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой

Слайд 8 (черный квадрат)
Работа с высказываниями на доске.

Мы с вами общаемся при помощи речи. А что такое речь?

Слайд 9

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами.

Слайд 10

Назовите синоним к слову «Язык» — «Речь». Правильно.

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.

Речь – это язык в действии, язык в работе.
Кроме разговорной речи, как мы еще можем понимать и общаться с другими людьми?

Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.

Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью:

Слайд 11

Языка цветов. Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.

Существуют и другие “бессловесные” языки –

Слайд 12

Язык музыки.

Слайд 13

Язык танца.

Слайд 14

Язык мимики и жестов.

Слайд 15

Язык формул и программирования.

— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

Слайд 16

Роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения.

Слайд 17

Только человек обладает даром слова

И я хочу завершить наше исследование совами писателя Константина Георгиевича Паустовского:

Слайд 18

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Г. Паустовский.

Дополнительный материал для урока:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:

— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.

Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

…Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)

Список использованной литературы.

Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011

С.И.Львова. Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2002

Е.В.Любичева, Л.И.Болдырева. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. – СПб.: “Паритет”, 2005

А.П.Пасхалов. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004

В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н.Пташкина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011

3. Язык и речь: соотношение понятий.

Язык – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразных конкретных высказываний. Речь – последовательность языковых единиц, построенная по законам языка в соответствии с потребностями выражаемой информации. Язык представляет собой коммуникационное средство и потому отвечает строгим законам и правилам грамматики, интонационным нормам и нормам произношения. Пользуясь языком, мы находимся в непрерывной нормирующей рефлексии, фиксирующей отклонения от правил. В языке присутствуют только эксплицитные (опирающиеся на использование осознаваемой информации о себе и о других людях) лингвистические средства, речь полна недоговоренностей, недомолвок, межстрочного содержания, имплицитных средств, намеков и скрытых цитат. Язык существует достаточно самостоятельно от своих носителей. Язык с неочевидностью для нас формирует свои законы и тренды и в этом смысле все они для нас сомнительны, хотя, с другой стороны, мы сами сомнительны относительно языка, постольку, поскольку не владеем им (мы владеем речью), не в полной мере владеем им и, конечно же, не управляем им. Речь действует на сознание и побуждает к действию, язык склонен к пониманию и мышлению. И язык, и речь имеют общественную, социальную природу. Но в акте общения социальная природа языка принимает форму индивидуальной речи. Язык в акте общения не существует иначе, как в форме индивидуального говорения. Язык и речь — не разные явления, а разные стороны одного явления. Все лингвистические единицы являются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой — к речи. Языковой портрет (речевой паспорт) – речевые характеристики языковой личности, которые позволяют определить общий уровень развития речевой культуры.

5. В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

нормы орфографии; нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

  1. нормы произношения;

  2. нормы ударения;

  3. интонационные нормы.

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, — это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Грамматические нормы делятся на: словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в «Русской грамматике»

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и — шире — с целью и условиями общения.

Нормы орфографии — это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в «Русской грамматике» (М., 1980) и учебниках русского языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *