М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии: Psychology OnLine.Net
М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологииДобавлено Psychology OnLine.Net
17.03.2009 (Правка 26.11.2012)
Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.
Наблюдение — активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств С объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.
Термин «наблюдение», как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика. Рассмотрим их поочередно.
Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется прежде всего характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные’ цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.
Термин «метод» употреблялся еще в древнем мире как синоним «учения». В настоящее время в философской литературе метод в широком смысле понимается как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта» (Философская энциклопедия, т. 3, с. 409). Иначе говоря, метод включает, с одной стороны, систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материала, и, с другой стороны, — способ истолкования фактов (А.П. Куприян). В согласии с этой точкой зрения Б.А. Климов считает, что
Применительно к данной конкретной задаче исследования, с учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под
Данный раздел общего практикума по психологии имеет целью ознакомление студентов с особенностями психологического наблюдения и овладение основами построения методики наблюдения применительно к конкретной исследовательской задаче.
Особенности метода наблюдения в психологии
Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, обусловлены рядом факторов, которые мы рассмотрим ниже. Все они так или иначе связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки. Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь — айсберг.
3.1.3. Схемы наблюдения
Для того чтобы грамотно провести наблюдение и получить данные, удобные для обработки и анализа, наблюдатель обычно планирует: в какой последовательности наблюдать, как фиксировать данные, как их обрабатывать, как делать выводы. Такой план называется схемой наблюдения. Схема наблюдения – это описание процедуры наблюдения. Функция схемы наблюдения – обеспечить исследователя инструментом качественного описания наблюдаемой реальности. Традиционно наблюдаемую реальность можно описать с помощью системы единиц и системы категорий. На рис. 3 представлена их общая характеристика.
Средства качественного описания наблюдаемой реальности
Система единиц
Система категорий
Описание явления дано словами естественного языка наблюдателя
Описание явления дано с использованием терминов определённой теории, отражающей данное явление
Описание очень подробно
Описание кратко
Способ описания основывается на опыте наблюдателя, его наблюдательности. Обобщение происходит в ходе анализа протокола
Способ описания основывается на обобщениив самом процессе наблюдения, на знании наблюдателем теории, положенной в основу наблюдения
Рис. 3. Общая характеристика системы единиц и системы категорий при описании наблюдаемой реальности
Описание, данное в системе единиц, всегда можно перевести в систему категорий. А из системы категорий — в систему единиц перевести нельзя или очень трудно.
3.1.4. Методики периодического наблюдения
Если исследователь планирует вести периодическое наблюдение и решает вести протокол, то обычно он использует одну из двух методик наблюдения:
При использовании психологического шкалирования исследователь определяет категории, каждой из которых соответствует балльная оценка. В течение определенного периода проводится наблюдение и фиксируются наблюдаемые явления в избранной системе категорий с указанием соответствующего балла. В итоге наблюдения баллы подсчитываются (сумма позволяет интерпретировать явление), либо строится график-профиль, по которому и проводится интерпретация явления. Примерами использования психологического шкалирования являются карта Стотта [7], методика «Самочувствие. Активность. Настроение» [3].
При использовании методики «хронометраж», из целостного процесса выбираются определенные промежутки времени, в течение которых фиксируются происходящие события. Примером применения этой методики может выступать общеизвестное задание для студентов, в ходе которого они наблюдают за динамикой внимания учеников в течение урока.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание 1.Проведите наблюдение за оценочной деятельностью учителя, пользуясь схемой, предложенной в приложении 5.
Задание 2. Составьте схему наблюдения за общением учителя на уроке. Воспользуйтесь идеями оригинальной методики Фландерс – Реан [5].
Задание 3.Составьте схему наблюдений с использованием системы категорий для характеристики ведущего типа нервных процессов человека («сила – слабость», «подвижность – инертность»). Апробируйте свою схему наблюдений, обработайте и интерпретируйте результаты. В случае затруднений воспользуйтесь данными общей психологии.
Задание 4.Составьте схему наблюдений с использованием системы категорий для характеристики индивидуального стиля своей деятельности. Апробируйте свою схему наблюдений, обработайте и интерпретируйте результаты. В случае затруднений воспользуйтесь материалами, данными в приложении 5.
Задание 5. Пользуясь предложенными в приложении 5 схемами наблюдений, проведите наблюдение, оформите протоколы по форме 1 и 2. Сделайте выводы по каждому протоколу.
Форма 1
Протокол наблюдения
Дата ______________ Наблюдатель: ___________________________
Наблюдаемый _________________________________
Время
Описание деятельности наблюдаемого
9.00 — 9.03
9.04 — 9.07
…
9.37 — 9.40
Форма 2
Протокол наблюдения
Дата ______________ Наблюдатель: ___________________________
Наблюдаемый _________________________________
Время
Состояние покоя
Обычная деятельность
Возбуждение
Аффект
9.00- 9.03
9.04- 9.07
…
9.37- 9.40
Задание 6. Составьте схему наблюдений за временными затратами ученика начальных классов, используя идею Карты наблюдений за бюджетом времени студента (табл. 3.1) (Рекомендации по самостоятельной работе при изучении учебных дисциплин /Сост. А.Е. Богоявленская, Н.П. Маркова, Н.В. Маркова. Калинин, 1989):
Таблица 3.1
Карта наблюдений за бюджетом времени студента в течение недели
Вид деятельности | Дни недели | Все-го | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | ||
1. Учебные занятия | ||||||||
2. Бытовые нужды (приготовление пищи, обед, завтрак, ужин, стирка, баня, время на дорогу до университета и обратно и т.д.) | ||||||||
3. Работа в кружках, спортивных секциях, занятия спортом, физкультурой (помимо обязательных занятий по расписанию) | ||||||||
4. Участие в художественной самодеятельности | ||||||||
5. Общественная работа разного вида | ||||||||
6. Чтение газет, журналов, художественной литературы | ||||||||
7. Подготовка к занятиям (дома и в библиотеке) | ||||||||
8. Культурные развлечения (кино, телевизор и т.д.) | ||||||||
9. Сон |
Характер нарушения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения | ||
Агрессивность | Физическая | Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется. | |
Скрытая | Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый. | ||
Вербальная | Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова | ||
В виде угрозы | Замахивается, но не ударяет, пугает других | ||
В мимике | Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки | ||
Как реакция на огорчение | Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие | ||
Направленная на себя | Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз | ||
Вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть | |
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово | ||
Негативизм | В физических действиях | Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру | |
И отказы | Отказывается даже от интересной деятельности | ||
Вербальный | Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет | ||
Демонстративность | В движениях
| Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии | |
Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих | ||
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на препятствие | Обижается при проигрыше в игре | |
В мимике | Недовольное выражение лица, плачет | ||
Реакция на оценку других | Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса | ||
Конфликтность | Активная или реактивная | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других | |
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов сверстников | ||
Как недостаточность опыта | Совместной деятельности, взаимоотношений | ||
Вследствие трудности переключения | Не уступает игрушек | ||
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции | Когда все дети вместе, стремится уединиться | |
И эмоциональная поглощенность деятельностью | Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих | ||
И особенности речевого поведения | Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику | ||
Как псевдоглухота | Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную | ||
И особенности зрительного контакта | Избегает смотреть в лицо собеседнику. | ||
Дурачество | Реакция на замечание | Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении | |
В физических действиях и мимике | Дурачится, передразнивает в движениях | ||
Нерешительность | В социальных отношениях с другими | Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. | |
Проявляется в речи | Использует слова:»не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ | ||
В физических действиях | Боится прыгнуть с возвышения | ||
Реакция на новизну | В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной | ||
Страхи | Конкретные | Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра | |
Реакция на новизну | Боится входить в новое помещение | ||
Социальные | Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному | ||
Тревога | В мимике | Блуждающий, отстраненный взгляд | |
В речи | В речи | ||
В движениях | В движениях | ||
Во взаимо-отношениях с другими | Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому | ||
Скованность | В движениях | Двигательно скован | |
В речи | Запинается в речи | ||
Реакция на новизну | Реакция на новизну | ||
Заторможенность | В познавательной деятельности | На знает чем заняться | |
В зрительном восприятии | Бездеятельно смотрит по сторонам | ||
В речи | Говорит слишком тихо | ||
Время реакции | Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает | ||
Эгоцентричность | Как отношение к себе | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | |
Во взаимоотношениях | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | ||
В речи | Часто использует местоимение «Я» | ||
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности | Не смотрит мультики
| |
На организованных занятиях | Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) | ||
Дефицит внимания | В содержание и помощи ребенку | Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия | |
В речи | Условия выполнения задания и пр . | ||
Сосредоточенность | Смотрит по сторонам на занятии | ||
Двигательная расторможенность | Особенности планирования действий | Поспешно планирует собственные действия | |
Избыточный темп и количество действий | Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала | ||
Длительность сдерживания гиперактивности | Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят | ||
Длительность овладения состоянием | Быстро возбуждается и медленно успокаивается | ||
Речевая рассторможженность | Громкость речи | Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса | |
Темп речи | Темп речи убыстрен, речь взахлеб | ||
В социальных отношениях | Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого | ||
Непонимание сложных словесных инструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции | ||
Непонимание сложных словесных инструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания | ||
Застреваемость | В движениях | Рисует многократно повторяющиеся элементы | |
Во взаимоотношениях | Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу | ||
В речи | Повторяет многократно одну и ту же фразу | ||
На чувствах и эмоциях | Застревает на обиде | ||
Трудности переключения | С трудом переключается и пр. | ||
Работоспособность (умственная) | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия | ||
Работоспособность (физическая) | Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности |
Пример схемы наблюдения познавательных процессов
Схема наблюденияза проявлениями познавательного интереса
Цель: определить динамику проявлений познавательных мотивов ученика.
Фамилия, имя ученика: Л. Я.
Класс (возраст): 1В класс, 8 лет
Урок: обучение грамоте (2урок), письмо (3урок).
Шкала оценки (в баллах): 2 — показатель проявляется постоянно; 1 — показатель проявляется иногда; 0 — показатель отсутствует.
Показатели познавательного интересабалл
примечание
Задает вопросы
1
Отвлекающий характер вопросов
Отличается интеллектуальной самостоятельностью в работе
0
Проявляет инициативу и поиск при выполнении творческих заданий
0
Включается успешно в обсуждение дискуссионных вопросов
1
Как правило, не по существу
Без принуждения и активно участвует в объяснении учителем нового материала
1
Проявляет стремление высказать свое соображение, поделиться своей информацией
1
Стремиться выполнять задания различными способами
0
Участвует активно в обсуждении учебных проблем и вопросов
1
Высказывает свое отношение
Дополняет и рецензирует ответы товарищей
1
Владеет логическими приемами мышления
1
Обходится без помощи учителя
1
Работает сосредоточенно, не отвлекаясь
0
Проявляет организованность в работе
0
Доводит начатое дело до конца
1
Не отказывается от сложных заданий
1
Проявляет упорство при выполнении трудных заданий
0
По собственной инициативе выбирает трудные задачи
0
Даже не берется выполнять задание
Быстро включается в работу на уроке
0
Владеет учебно-организационными умениями
1
Не успокоится, пока не поймет возникший вопрос
1
Оказывает помощь товарищам
1
Больше мешает
Проявляет недовольство, если вынужден прервать работу
1
Возвращается к проверке выполнения задания
0
Увлекается при выполнении учебных заданий
1
Проявляет возбужденность, оживленность, если задание требует интеллектуального напряжения
0
Проявляет недовольство, если задание не получается
2
Бросает выполнение задания
Откровенно радуется своим успехам
2
Эмоционально реагирует на неудачи
0
Выводы: познавательные интересы не сформированы, проявления интереса эпизодические, быстро отвлекается, переключаясь на внеурочные темы.
Характер нарушения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
| ||
Агрессивность | физическая | Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется |
| |
Скрытая | Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый |
| ||
Вербальная | Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова |
| ||
В виде угрозы | Замахивается, но не ударяет, пугает других |
| ||
В мимике | Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки |
| ||
Как реакция на ограничение | Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие |
| ||
Направленная на себя | Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз |
| ||
вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть |
| |
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово |
| ||
негативизм | В физических действиях | Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру |
| |
И отказы | Отказывается даже от интересной деятельности |
| ||
вербальный | Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет |
| ||
демонстративность | В движениях | Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии |
| |
Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; дедая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих |
| ||
Обидчивость (эмоциональная неустой-чивость) | Как реакция на препятствие | Обижается при проигрыше в игре |
| |
В мимике | Недовольное выражение лица, плачет |
| ||
Реакция на оценку других | Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса. |
| ||
конфликтность | Активная или реактивная | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других |
| |
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов сверстников |
| ||
Как недостаточность опыта | Совместной деятельности, взаимоотношений |
| ||
Вследствие трудности переключения | Не уступает игрушек |
| ||
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции | Когда все дети вместе, стремится уединиться |
| |
И эмоциональная поглощенность деятельностью | Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих |
| ||
И особенности речевого поведения | Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику |
| ||
Как псевдоглухота | Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную |
| ||
И особенности зрительного контакта | Избегает смотреть в лицо собеседнику. |
| ||
Дурашливость | Реакция на замечание | Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении |
| |
В физических действиях и мимике | Дурачится, передразнивает в движениях |
| ||
нерешительность | В социальных отношениях с другими | Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. |
| |
Проявляется в речи | Использует слова:»не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ |
| ||
В физических действиях | Боится прыгнуть с возвышения |
| ||
Реакция на новизну | В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной |
| ||
Стархи | Конкретные | Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра |
| |
Реакция на новизну | Боится входить в новое помещение |
| ||
Социальные | Страх новых людей в новой ситуации, старх публичного выступления, страх остаться одному |
| ||
тревога | В мимике | Блуждающий, отстраненный взгляд |
| |
В речи | В речи |
| ||
В движениях | В движениях |
| ||
Во взаимоотно-шениях с другими | Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому |
| ||
скованность | В движениях | Двигательно скован |
| |
В речи | Запинается в речи |
| ||
Реакция на новизну | Реакция на новизну |
| ||
заторможенность | В познавательной деятельности | На знает чем заняться |
| |
В зрительном восприятии | Бездеятельно смотрит по сторонам |
| ||
В речи | Говорит слишком тихо |
| ||
Время реакции | Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает |
| ||
Эгоцентричность | Как отношение к себе | Считает, что все игрушки, все конфеты для него |
| |
Во взаимоотно-шениях | Считает, что все игрушки, все конфеты для него |
| ||
В речи | Часто использует местоимение «Я» |
| ||
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности | Не смотрит мультики |
| |
На организованных занятиях | Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) |
| ||
Дефицит внимания | Сосредоточенность | Смотрит по сторонам на занятии |
| |
В содержаниеи помощи ребенку | Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия |
| ||
В речи | Условия выполнения задания и пр. |
| ||
Двигательная расторможенность | Особенности планирования действий | Поспешно планирует собственные действия |
| |
Избыточный темп и количество действий | Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала |
| ||
Длительность сдерживания гиперактивности | Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят |
| ||
Длительность овладения состоянием | Быстро возбуждается и медленно успокаивается |
| ||
Речевая рассторможженность | Громкость речи | Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса |
| |
Темп речи | Темп речи убыстрен, речь взахлеб |
| ||
В социальных отношениях | Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого |
| ||
Непонимание сложных словесных инструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции |
| ||
Непонимание сложных словесных инструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания |
| ||
Застреваемость | В движениях | Рисует многократно повторяющиеся элементы |
| |
Во взаимоотно-шениях | Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу |
| ||
В речи | Повторяет многократно одну и ту же фразу |
| ||
На чувствах и эмоциях | Застревает на обиде |
| ||
Трудности переключения | С трудом переключается и пр. |
| ||
Работоспособность (умственная) | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия |
| ||
Работоспособность (физическая) | Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованносго занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности |
Наблюдение как метод психологии
Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.
Определение 1Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.
Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.
Классификация методов наблюдения
Рисунок 1. Классификация методов наблюдения
В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.
Определение 2Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.
Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.
Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито. Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США. Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.
Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).
Скрытое включенное наблюдение
Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.
Пример 1В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предот
Наблюдение (психология) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.
Наблюдение не применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].
Предмет наблюдения[править | править код]
- Вербальное поведение
- Содержание речи
- Продолжительность речи
- Интенсивность речи
- И др.
- Невербальное поведение
- Экспрессия лица, глаз, тела,
- Выразительные движения
- И др.
- Перемещения людей
- Дистанция между людьми
- Физические воздействия
- Касания
- Толчки
- Удары
- побои
- И др.
И т. д.
То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Средства наблюдения[править | править код]
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть:
- Непосредственным и опосредованным,
- Внешним и внутренним,
- Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,
- Прямым и косвенным,
- Сплошным и выборочным (по определённым параметрам),
- Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают[править | править код]
- Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений; проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии).
- Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам[править | править код]
- Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
- Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].
По форме наблюдения[править | править код]
- Осознанное <объектом наблюдения> наблюдение
- Неосознанное <объектом наблюдения> внутреннее наблюдение
- Неосознанное <объектом наблюдения> внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение[править | править код]
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.
Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.
Особенности
Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.
Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.
Неосознанное внутреннее наблюдение[править | править код]
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам не известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).
Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения
Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.
Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].
Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.
Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.
Особенности
Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.
Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).
Неосознанное внешнее наблюдение[править | править код]
При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам не известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.
Особенности
При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.
Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.
Наблюдение окружающей среды[править | править код]
При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на их поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Этапы исследования методом наблюдения[править | править код]
- Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
- Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
- Создание плана наблюдения.
- Выбор метода обработки результатов.
- Собственно наблюдение.
- Обработка и интерпретация полученной информации.
Преимущества метода наблюдения[править | править код]
- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
- Оперативность получения информации
- Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения[править | править код]
- Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов, несоответствующих целям исследования)
- Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]
- ↑ См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
- ↑ Там же. С. 40—43.
- ↑ Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
- ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
- ↑ Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 45—48. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
- ↑ Там же. С. 40—41.