Конспект и презентация к уроку «Мотивы и потребности в выборе профессии» 9 класс
Конспект урока
«Мотивы и потребности выбора профессии»
Актуализация знаний учащихся
Вам необходимо взять бланк «Найди ошибку» и выбрать позиции, которыми необходимо руководствоваться при выборе профессии.
Бланк «Найди ошибку»
Инструкция: на бланке в таблице №1 перечислены критерии выбора профессии. Пожалуйста, в таблице №2 проставьте номера или напишите словами, какие из представленных критериев считаются основными, правильными. Из перечисленных девяти – правильные только три. Подумайте!
Таблица № 1
1.Иду в это учебное заведение, так как его диплом котируется на рынке труда при трудоустройстве
2.
Выбираю эту профессию, так как она модная, престижная, ее представителям многие завидуют
Основываю свой выбор на своих способностях
4.
Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика
5.
С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства
6.
Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира
7.
Основываю свой выбор на своем интересе
8.
Возможность учится, и работать с друзьями
9.
Хотя я и не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами
Таблица № 2
При выборе профессии следует руководствоваться тремя позициями:
«хочу» — это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом,
«могу» — уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности,
«надо» — спрос на профессию, потребность в ней общества.
Соблюдение этих 3-х условий обеспечивает успешность в выборе профессии.
В нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда». Вот именно поэтому большинство из вас не рассматривает такие профессии, как полярник, разведчик, космонавт и балетмейстер, а выбирает обыденные и более знакомые профессии.
Но положение можно изменить, если иметь мечту, очень сильное желание, стремление к поставленной цели. И вот об этом мы сегодня и поговорим.
Тема и цели урока
Начать я хочу с одной истории (притчи).
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил:
-Что ты делаешь?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возит проклятые камни.
У второго спросил:
-А что ты делаешь целый день?
И тот ответил:
-Я добросовестно выполняю свою работу и зарабатываю деньги для своей семьи.
-А ты чем занимаешься? – спросил мудрец у третьего.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
-А я принимаю участие в строительстве прекрасного храма.
Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
Обсуждение: Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое. У них разные мотивы и потребности.
Именно так и будет звучать наша тема урока. Сегодня вы не только познакомитесь с этими понятиями, но и на основе самодиагностики изучите свои ведущие мотивы и потребности при выборе профессии.
Действительно, в трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности.
Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю?
Вопрос к учащимся: «Для чего ты учишься?», «Для чего ты хочешь получить профессию?» («Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…»)
Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное. Нередко мы приписываем себе или другому человеку ложные мотивы.
Например, маститый ученый беспощадно критикует своего молодого коллегу. Чем вызвана эта критика? Желанием помочь или старческой завистью?
Молодой человек помогает одинокой старушке. Он делает это бескорыстно или рассчитывает на завещание в свою пользу?
Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются.
Например, мама страстно мечтает, чтобы ее дочь стала балериной. Хотя девочка к балету не проявляет ни малейшего интереса и не имеет необходимых данных. Просто мама, таким образом, пытается реализовать свою неосуществленную мечту стать балериной.
Юноша хочет стать полицейским. Что движет им? Стремление защитить людей от преступников или возможность распоряжаться судьбами других людей?
Молодой человек устроился в полицию. За три месяца ни разу не пришел в бухгалтерию за зарплатой. Коллеги спрашивают:— Ты что же за деньгами не идешь?
— Еще и зарплату дают? А я думал: пистолет дали, и крутись, как хочешь.☺
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека.
Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям.
«Природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу. ☺
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.
Задание. Ознакомьтесь со следующими примерами и ответьте на вопрос, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей?
…Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентина не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглирует гирями, выдерживая груз почти в тонну.
…В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Бережная — Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.
…Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но, чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.
Тысячи девочек, завороженных волшебным танцем балерин, порхающих над сценой в кружевах и перьях, приходят в балетную студию. И уходят, когда поймут, что балет — это, прежде всего, тяжелый изнурительный труд и отказ от многих радостей жизни. Остаются — единицы. Только так можно достичь мастерства. А слава и все, что ей сопутствует — это уже приложение. И так — в любом деле.
Задание. «Определение мотивации» (методика Головахи).
Прочитайте приведенные суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы
Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.
Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица,
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица,
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица,
Я б для батюшки-царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.
Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.
Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?
Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности недостаточно одной профессиональной пригодности — необходима мотивация.
В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека. Давайте вспомним пирамиду потребностей американского психолога А. Маслоу, с которой вы уже должны быть знакомы из уроков обществознания.
Согласно его теории потребности подразделяются на низшие и высшие. В слове «низшие» нет ничего обидного, они есть у всех людей. Это физиологические потребности (в пище и воде, воздухе, тепле, крыше над головой и т. д.) и потребность в защищенности от враждебных действий других людей, стихийных бедствий и техногенных катастроф, уверенность в завтрашнем дне. Далее идут социальные потребности (чувство принадлежности к семье, потребность в любви). Следующий уровень — потребности в уважении и самоуважении. Высший уровень — потребности в самореализации, максимальном раскрытии своих способностей.
По мнению Маслоу, для большинства людей выход на более высокий уровень невозможен до тех пор, пока не удовлетворена потребность более низкого уровня. Таким образом, пока не удовлетворены первичные потребности, трудно ждать от человека проявления высших потребностей (в самоуважении и самореализации).
Другими словами, вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.
Но большинство людей не способны подняться выше второй ступени, оставаясь на уровне физиологических потребностей. А они, в отличие от высших, имеют границу насыщения. Не все ее улавливают, не все могут вовремя остановиться. Всякие попытки увеличить потребление сверх нормы приводят к заболеваниям как расплате. Потребление сверх нормы — это излишество. Римская империя пала, потому что ее правители остановились на нижних ступенях. Еда стала для них целью, а не средством: пожирая блюда в неимоверных количествах, они искусственно вызывали у себя рвоту, чтобы дальше поглощать вино и продукты. Эти оргии длились сутками. Медицина определяет это состояние как психическое заболевание, церковь — как одержимость бесами, что, в принципе, одно и то же.
Застревание на «нижних этажах» иерархии потребностей возникает и в том случае, если они не удовлетворяются. Помните Акакия Акакиевича, героя гоголевской «Шинели»? У бедного чиновника была одна, но пламенная страсть — сшить новую шинель. Когда уличные грабители сняли с него эту шинель, жизнь для бедолаги потеряла смысл, и он умер. Жизнь теряет смысл и в том случае, когда человек получает все, что хочет. Может быть, поэтому клиентами психоаналитиков и психиатров чаще всего становятся очень обеспеченные люди.
Человек развивается полноценно только в том случае, если не останавливается на низших ступенях. Если вам посчастливится найти такой вид деятельности, в котором вы сможете реализовать высшие потребности — потребность в общении, уважении и самореализации, то вам не грозит пресыщение, поскольку эти потребности ненасыщаемы.
В конце жизни А. Маслоу понял ограниченность своей классификации потребностей. Как вы думаете, в чем несовершенство его «пирамиды»?
Ведь именно человек способен ради высших целей пойти на многие лишения, пренебречь безопасностью ради любви, поделиться с ближним последним куском хлеба, отдать жизнь за свои убеждения.
А какие потребности преобладают у вас?
Задание. Самодиагностика «Актуальные потребности»
Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте расставить их по степени важности для себя: самую важную потребность поставьте под №1, следующую по значимости потребность – под №2 и так далее до №15. Мысленно проговаривайте фразу «Я хочу…»
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Избавиться от боли
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Иметь возможность утолить голод и жажду
9. Повышать уровень мастерства.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться узнавать что-то новое.
12. Обеспечить себе положение, влияние.
13. Иметь возможность отдохнуть после тяжелой работы
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими.
В первую пятерку входят самые значимые для вас на данный момент потребности (оцениваются в 3 балла). Во второй пятерке – менее значимые (оцениваются в 2 балла). В последнюю пятерку- неактуальные для вас потребности в данный момент (оцениваются в 1 балл). Подсчитайте и запишите сумму баллов по каждой группе потребностей.
Материальные потребности – 4, 8, 13.
Потребности в безопасности – 3, 6, 10.
Социальные потребности – 2, 5, 15.
Потребности в признании – 1, 9, 12.
Потребности в самовыражении – 7, 11, 14.
Группа потребностей, которая набрала наибольшее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.
Я благодарю вас за активное участие на уроке и напоследок предлагаю вашему вниманию еще одну притчу.
Притча о бабочке
Давным-давно в старые-старые времена. В высоких тибетских горах жил мудрец. Слава о его мудрости обошла весь свет. Со всех стран спешили к нему люди за советом, помощью, поделиться своими радостями и печалями.
Тогда же в низовьях этих гор жил юноша. Он не верил в мудрость старца, и хотел доказать всем, что тот простой обманщик. Решил он, что пойдет в поле, поймает бабочку, возьмет её в ладони, поднимется к мудрецу и задаст ему вопрос «Мудрец, как ты думаешь, бабочка жива или мертва?» Если он скажет — жива, я сожму ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертва, я разожму ладони, и она улетит. Решил так и сделал. Пошел в поле поймал бабочку, поднялся к мудрецу и спросил «Мудрец, бабочка жива или мертва?» Посмотрел на него мудрец и ответил «Все в твоих руках».
Все в ваших руках: ваша судьба, ваша жизнь, ваш путь, ваш профессиональный выбор. Вы открыли еще некоторые свои сильные стороны и знания. С вами интересно работать. Спасибо за урок.
Рефлексия ???
Домашнее задание.
Прочитайте отрывок из книги М. Веллера. Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности — главные в жизни? Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями? Запишите свои мысли.
Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: «Что для Вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы:Здоровье.
Благополучие семьи и близких.
Материальная обеспеченность.
Хорошая работа.
Любовь.
Карьера.
Слава.
Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?
Здоровье.
Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
Благополучие семьи.
Ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.
Материальная обеспеченность.
Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.
Хорошая работа.
Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной — ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.
Любовь.
Если все люди хотят любить и быть любимыми — то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта «главная ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?
Карьера.
Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей — и на это ты хочешь потратить свою жизнь?
Слава.
Разоренные страны и два миллиона трупов в итоге. Вот вам непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках — и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава — угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» — «Я прыгал в длину». (Веллер М. Все о жизни).
1.6 Потребности и интересы
Видеоурок:
Лекция:
Что такое потребности и интересы?
В структуре деятельности особое место занимают потребности и интересы. Для начала сформулируем определения терминов урока:
Интерес – это повышенное внимание к чему – либо, непосредственно побуждающее человека реализовать потребность.
Потребность – это состояние неудовлетворенности (нужды), обусловленное дефицитом чего-либо и вызывающее дискомфорт.
Итак, из определений следует, что интересы человека зависимы от его потребностей. Если нет потребности, то нет и интереса. Вообразите себе ситуацию: живет человек, ничего не делает и не собирается делать, потому что всё у него есть и большего ему не нужно! Это похоже на фантастику, не правда ли? В реальности такое невозможно. Человек должен пить, есть, одеваться, строить жильё, общаться с людьми. Не может он и без современных достижений техники: мобильного телефона, компьютера, стиральной машины и т.д. Да, раньше человек спокойно обходился без этих предметов. Но мир меняется, а вместе с ним меняются и человеческие потребности. Потребности возникают вновь и вновь, заставляя человека искать возможности их удовлетворения. Они тесно связаны с эмоциями. В момент возникновения потребности ощущаются отрицательные эмоции, а после её удовлетворения – положительные. Осознавая потребность человек ставит перед собой цель, выбирает способы и средства её достижения. Потребности у людей разные, зависят они от условий жизни человека и уровня его способностей.
Виды потребностей по уровню сложности
Существует несколько классификаций потребностей. По уровню сложности потребности делятся на:
1. Биологические – это потребности обеспечивающие физическое существование человека и отражающие биологическую сущность человека. Например, потребности в воздухе, пище, воде, одежде, жилье, сне и т.д. Они удовлетворяются в первую очередь, потому что, например, голодный человек не может думать о труде или общении.
2. Социальные – это потребности, отражающие социальную сущность человека. Они связаны с тем, что человек живёт в обществе и ему нужно участвовать в общественной жизнедеятельности, трудиться, общаться, получить признание и уважение.
3. Духовные – это высокие потребности, они свойственны не каждому. К ним относятся потребности в познании окружающего мира и самопознании, в творческой деятельности и самореализации.
Пирамида потребностей А.Маслоу.Самой распространенной классификацией потребностей является пирамида американскго психолога XX века Абрахама Маслоу.
В самом основании Пирамиды потребностей А. Маслоу лежат физиологические потребности. Их удовлетворение необходимо для физического существования человека. Как вы поняли, это потребности в кислороде, воде, пище, отдыхе, сне, жилище. Уровнем выше располагаются экзистенциальные потребности, они ещё называются потребностями в безопасности. Чтобы жить спокойно человеку нужно быть уверенным в том, что: если он заболеет, то врачи вылечат; полиция спасёт от преступников; на него не налетит метеорит; завтра не случится война и т.д. Общими словами в эту группу относятся потребности в стабильности, защищенности, безопасности. На следующем уровне находятся социальные потребности. Что нужно сытому, одетому, уверенному в завтрашнем дне человеку? Верно, ему нужно иметь семью, друзей, окончить школу, поступить в ВУЗ мечты, найти работу по душе. Над социальными потребностями стоят престижные. Это стремление к власти, карьерному росту и богатству. На самом высоком уровне духовные потребности: в познании, достижении гармонии и красоты, творчестве и самореализации. Их удовлетворение способствует развитию личности, духовному росту и совершенству.
Психологи классифицируют потребности человека на подлинные и мнимые. К подлинным относятся разумные потребности, приносящие человеку и обществу пользу (к примеру, потребности в еде, труде, познании). А мнимыми являются потребности неразумные, ведущие к деградации человека (к примеру, потребности в курении, алкоголе).
Задание: Ребята! Следующий вопрос я люблю задавать своим ученикам. Задам его и вам. Почему Маслоу разместил потребности не в квадрате, не в круге или любой другой геометрической фигуре, а именно в пирамиде? Поделитесь своими мыслями в комментариях.
P.S. Подсказка в тексте, кто внимательно читал лекцию, быстро найдёт ответ на вопрос!
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Потребности и интересы в деятельности человека»
Интеллект-карта по обществознанию №6
Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности (стр. 1 из 4)
Реферат сдавался в 2008 году
Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности
Содержание
Введение
1. Понятие потребности с точки зрения разных наук
2. Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей
3. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности
Заключение
Список литературы
В данной работе мы рассмотрим определение потребности, её роль в мире человека, способы и механизмы ее реализации.
Оптимальное определение потребности дано в «Философском энциклопедическом словаре» (М. 1983). «Потребности — нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.
Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Как писал А. Маршалл[1], «потребностям и желаниям человека не счесть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл[2] отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».
Очень много публикаций посвящено классификации потребностей. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. [3] Он выделяет пять групп потребностей:
физиологические — желание регулярно и качественно питаться;
потребности безопасности — стремление к предотвращению опасных изменений;
потребности причастности (к коллективу, обществу) — стремление к установлению дружеских отношений;
потребности признания и самореализации (самовыражения) — желание занимать определенное положение в коллективе.
Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.
В классификации К. Альдерфера[4] выделяется три группы потребностей:
существования;
связи;
роста.
Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.
Д. МакКлелланд[5] выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.
Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга[6]. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы:
гигиенические;
мотивирующие.
К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:
1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.
Биологические (естественные) потребности — то всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона, каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.
Социальные потребности.
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:
1) потребности для других;
2) потребности для себя;
3) потребности вместе с другими.
1. Потребности для других — это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это — потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя».
2. Потребность «для себя»: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы.
3. Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.
1. Духовные потребности.
Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура — субстанция духовности, в ней — квинтэссенция духовного опыта человечества. Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
- Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
- Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности | ||
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) | |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. | • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности | |
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Психологическое занятие по теме «Мотивы и потребности в профессиональном выборе». 9-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: формирование представлений старшеклассников о своих мотивах и потребностях.
Задачи:
- дать определение понятий «мотивы» и «потребности»;
- изучить мотивы и потребности на основе самодиагностики;
- актуализировать необходимость осознания своих мотивов и потребностей в ситуации выбора профессии.
Оборудование: бланк «За двумя зайцами», бланк «Между «хочу» и «надо», методика «Актуальные потребности», бланк ответов к методике «Актуальные потребности», мяч.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Разминка.
Начнем наше занятие с необычного приветствия. Необходимо закончить фразу: «Привет всем тем, кто хотел бы научиться…», например: рисовать, танцевать, гадать на картах, водить машину… Те, кого заинтересовало предлагаемое дело, отвечают: «Привет!»
2. Вступительная беседа. Целеполагание.
– Много прозвучало разных желаний, но мотивы научиться этому наверняка разные? Например, почему вы хотите научиться водить машину?
– Послушайте следующую цитату: «У рабочих, возводящих Шартский собор, спросили, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Я зарабатываю на пропитание». Третий: «Я строю храм». Вид деятельности один и тоже, ответы разные. Почему? (у них разные мотивы и потребности)
В трех ответах этих людей, занятых одним общим делом, отражены основные мотивы и потребности.
СЛАЙД 1. Тема сегодняшнего занятия: Мотивы и потребности в профессиональном выборе.
Осознание своих и чужих мотивов и потребностей – дело важное и трудное. А какие профессиональные мотивы и потребности у вас? Вы готовы сейчас сформулировать свои мотивы и потребности в профессиональном выборе? Почему?
Вам необходима помощь в формировании представлений о своих мотивах и представлениях? В связи с этим, какую цель можно поставить на сегодняшнее занятие? (формирование представлений о своих мотивах и потребностях в профессиональном выборе).
II. Основная часть
1. Теоретическая часть. Определение мотивации.
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия.
– Почему одни специалисты достигают более высокого уровня профессионализма а другие вообще не могут полностью реализовать свой профессиональный потенциал? (мешает отсутствие мотивации, то есть побуждения к деятельности).
СЛАЙД 2. Мотив – побуждение к деятельности. Нет мотива – нет деятельности.
2. Самодиагностика мотивации. Упражнение «За двумя зайцами».
Для того, чтобы определить какие мотивы в профессиональном выборе преобладают у вас, выполним упражнение «За двумя зайцами». Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам. «Я хотел бы, чтобы моя будущая профессия позволила мне…» (см. Приложение 1).
СЛАЙД 3. Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в сейчас важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.
– Вы согласны с такой интерпретацией? Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?
СЛАЙД 4. Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, говорит одна девица, –
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, говорит ее сестрица, –
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, третья молвила девица, –
Я б для батюшки царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации.
– У первых двух девиц какая мотивация: профессиональная или внепрофессиональная? (профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой).
– А у третьей девушки какая мотивация? (ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой, поэтому именно ее царь взял в жены).
3. Игра «Сто к одному».
СЛАЙД 5. В основе любой мотивации лежат потребности человека – это ощущение, что чего-то не достает. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Что-то другое?
СЛАД 6. Вам известна телевизионная игра «Сто к одному»? Представьте, что на улице был проведен опрос случайных людей: «Что для вас в жизни главное?»
Вот семь ответов. Но сначала назовите свои варианты ответов: семь жизненно значимых потребностей, которые могут быть главными для человека.
- Здоровье.
- Благополучие семьи и близких.
- Материальная обеспеченность.
- Хорошая работа.
- Любовь.
- Карьера.
- Слава.
Затем открываются результаты предполагаемого опроса и сравниваются варианты ответов.
– Согласны ли вы с тем, что перечисленные потребности – главные в жизни человека?
4. Теоретическая часть. Определение потребностей. «Пирамида потребностей».
СЛАЙД 7. Американский психолог Абрахам Маслоу разделил все потребности человека на низшие и высшие и расположил их в виде пирамиды:
По мнению А.Маслоу, для большинства людей выход на более высокий уровень невозможен до тех пор, пока не удовлетворена потребность более низкого уровня. Вы согласны с этим?
Вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.
Позже Маслоу пересмотрел свои взгляды. Ведь только человек способен ради высших целей пойти на многие лишения, пренебречь безопасностью ради любви, поделиться с ближним куском хлеба, отдать жизнь за свои убеждения.
5. Самодиагностика потребностей. Методика «Актуальные потребности».
– А какие потребности преобладают у вас?
Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте расставить их по степени важности для себя: самую важную потребность поставьте под №1, следующую по значимости потребность – под №2 и так далее до №15. Мысленно проговаривайте фразу «Я хочу…»
Расставьте в бланке соответсвующие баллы и определите, какие потребности набрали наибольшую сумму. Группа потребностей, которая набрала наибольшее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры (см. Приложение 2).
III. Заключительная часть
1. Упражнение «Между «хочу» и «надо».
Считается, что правильно выбранная профессия должна быть интересна и, кроме достойного вознаграждения, приносить удовольствие. Но любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи.
Основные виды деятельности человека – игра, образование, работа, творчество, отдых. Четкой границы между этими видами деятельности нет.
Любая деятельность направляется внешними и/или внутренними мотивами – необходимостью и потребностью.
Возьмите бланк «Между «хочу» и «надо» (см. Приложение 3). Заполните таблицу в соответствии с тем, чем являются для вас игра, образование, работа, творчество и отдых – потребностью и / или необходимостью.
– Какая деятельность будет более эффективна и благотворна для человека? (в основе которой лежат не только внешние, но и внутренние мотивы).
2. Рефлексия занятия. Упражнение «Говорящий мяч».
СЛАЙД 8. По кругу передаем мяч. Тот, у кого мяч в руках, отвечает на любой из предложенных вопросов:
– Какую цель мы ставили на сегодняшнее занятие? Удалось ли ее реализовать?
– Почему важно учитывать свои мотивы и потребности в профессиональном выборе?
– Как связаны мотивы и потребности с уровнем профессионализма?
– Что было на занятии для вас новым, интересным, значимым?
Литература:
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2006. – 208 с.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
Общественные потребности при выборе профессии — КиберПедия
Паспорт проектной работы
1. Тема проекта: «Как соотносятся личные запросы и общественные потребности при выборе профессии».
2. Учебный год – 2016– 2017.
3.Наименование образовательной организации: ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж», группа Э-12 ???????.
4. Автор проекта – Галюта Евгений Владимирович
5. Руководитель проекта – Араик Артурович Оганян.
6. График работы над проектом:
выбор темы и руководителя проекта | Октябрь |
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта, его исходного положения | Ноябрь |
2.Планирование. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы проекта) | Ноябрь |
3.Исследование. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью,опросы.Наблюдения, ксперименты и т.п.).Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта | Декабрь-Февраль |
4. Выводы. Анализ информации Оформление записки, плакатов | Март |
5. Защита проекта | Апрель-май |
7. Иллюстративный ряд к проекту: ?????????
8. Материально-техническое обеспечение проекта: мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска
9. Оценка содержания проекта ______________________________________________________________
10. Оценка оформления проекта ________________________________________________________________
11. Оценка презентации проекта ________________________________________________________________
Оглавление
План реализации проекта
Этапы | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Фактическая дата выполнения | Подпись руководителя |
1.Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения | ноябрь | ||
2.Планирование | Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации Определение способа представления результатов (формы проекта) | ноябрь- декабрь | ||
3.Исследование | Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы. Наблюдения, эксперименты и т.п.) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта | январь- февраль | ||
4. Выводы | Анализ информации Оформление записки, плакатов | март | ||
5. Защита проекта | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин этого | апрель |
Введение
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев будущий студент выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации будущих студентов, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям общества в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой самих студентов, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями будущих студентов.
1.Личные запросы студентов при выборе профессии
Существуют несколько факторов, которые влияют на студента, способствуя выбору определенной профессии:
Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя | |
Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении | |
Профессии родителей | |
Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься | |
Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ | |
Собственный практический опыт профессиональной работы | |
Примеры и опыт друзей, знакомых | |
Советы родителей или других родственников | |
Рекомендации учителей | |
Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах | |
Профильное образование в 10-11-х классах | |
Интуитивное принятие решений | |
Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы | |
Все это неважно, так как всё определяет случай | |
Престиж профессии в обществе | |
Другое |
Для разработки рекомендаций по личным запросам при выборе профессии нами изучалось исходное состояние изучаемого вопроса. Базой исследования стало ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж». Вопросы были заданны студентам 1 курса. В целях изучения состояния исследуемой проблемы мы использовали метод анкетирования.
Анкета содержала в себе две методики исследования:
1. Тест Е.А.Климова
2. Тест Дж.Голланда
Обработка результатов анкетирования выявила следующие результаты:
Тест Е.А.Климова
В результате опроса участвовала 28 человек
Суммарное значение | Среднее заначение | |
Человек-природа | 1051% | 37% |
Человек-техника | 1280% | 46% |
Человек-человек | 1295% | 46% |
Человек-знаковая система | 1630% | 58% |
Человек-художественный образ | 1472% | 52% |
Человек-природа 1051% 37
Человек-техника 1280% 46
Человек-человек 1295% 46
Человек-знаковая система 1630% 58
Человек-художественный образ 1472% 52
Тест Дж.Голланда
В результате опроса участвовала 31 человек
Суммарное значение | Среднее знаечение | |
Реалистический(или практический) | ||
Интеллектуальный(или исследовательский) | ||
Артистический | ||
Социальный | ||
Конвенциальный(или стандартный) | ||
Предприимчивый(или инициативный) |
Реалистический(или практический) 1519 49
Интеллектуальный(или исследовательский) 1643 53
Артистический 1395 45
Социальный 1302 42
Конвенциальный(или стандартный) 1209 39
Предприимчивый(или инициативный) 1426 46
Лесные пожары
Если высота пламени не поднимается выше 2,5 м, то пожар носит низовой характер. Наиболее часто в лесу возникают низовые пожары, при которых горит и тлеет нижний покров леса: трава, кустарник, подлесок, корневища деревьев, торфяной слой. Низовой пожар распространяется достаточно медленно – со скоростью 0,1-3 м/мин. Низовой пожар представляет опасность тем, что при горении торфяного слоя и корневищ деревьев могут возникать подземные пожары, которые распространяются во все стороны сразу.
Низовые пожары характеризуются горением нижних ярусов растительности лесного биогеоценоза: подстилки, опада, мохового и травяного покрова. В огне низового пожара сгорают кустарнички, подлесок и подрост. Выделяют 2 формы низовых пожаров: беглую и устойчивую.
Устойчивые низовые пожары происходят в условиях длительной засухи, когда высыхает не только опад, но также лесная подстилка и моховой покров. В условиях Сибири, где распространены зеленомошные группы типов леса, такие пожары возникают в засушливый летний период. Средняя скорость продвижения фронта пожара 1-3 м/мин, огонь дольше задерживается на одном месте и оказывает сильное локальное воздействие. Деление низовых пожаров на беглые и устойчивые имеет большое практическое значение. Отличаются не только последствия этих форм пожаров, но различны и тактические приемы их тушения.
Верховые пожары отличаются от низовых тем, что наряду с горением напочвенного покрова и лесной подстилки горят и кроны деревьев. Они возникают чаще всего в засушливую погоду и при ветрах средней и большой скорости, за исключением хвойных молодняков, в которых низовой пожар легко переходит в верховой из-за низкоопущенных крон даже при слабом ветре. Переход огня в кроны во многом облегчается наличием на почве больших запасов лесных горючих материалов (ЛГМ), а также многоярусностью насаждений.
Как только низовой пожар пройдет участок, на котором сгорели кроны, начинается подогрев крон на следующем участке и процесс повторяется.
С физической точки зрения такое распространение верхового огня объясняется тем, что тепло от горящих крон, поднимаясь наклонно по ветру, лишь частично попадает на соседние кроны и его оказывается недостаточно для подогрева хвои и подготовки ее к воспламенению. Полог древостоя подогревается в основном за счет тепла от низового пожара, под действием ветра тепло подогревает кроны впереди на довольно значительном расстоянии. Затем происходит вспышка и огонь быстро охватывает подогретые кроны. Средняя скорость продвижения фронта беглого верхового пожара до 40 м/мин.
Подземные пожары
Торф представляет собой продукт неполного разложения растительной массы в условиях избыточной влажности и недостаточной аэрации. Торф обладает самой высокой из всех твердых топлив влагоемкостью.
Скорость продвижения кромки торфяного пожара составляет не более нескольких метров в сутки, они отличаются устойчивостью горения, которое при заглублении на 1,0-1,5 м не могут ликвидировать даже большие дожди.
При выпадении осадков частицы торфа не намокают, влага уходит между них в грунтовые воды, и торфяная залежь может гореть годами до полного выгорания месторождения. При выходе торфяного пожара на поверхность на залесенных участках возникают лесные низовые пожары, которые, заглубляясь, переходят опять в подземные.
Летом 2010 года возле Вышнего Волочка горели торфяники, и поэтому людям в городе было трудно дышать.
Степные пожары
Травы, произрастающие в степях, имеют высокую степень возгорания. Возникший огонь может моментально перекидываться на другие растения, охватывая большие территории. На открытой местности преобладают довольно сильные приземные ветры, поэтому скорость распространения огня может достигать десяти метров в секунду.
Во время степного пожара слой растительности выгорает полностью, обычно опустевшая почва зарастает полынью и другими сорняками.
Спецслужбы могут достаточно легко локализовать степной пожар, но из-за быстрого распространения огня пожар может оказаться реальной угрозой лесам, жилым домам или промышленным зданиям, которые находятся рядом. Во время степного пожара из-за разности температур иногда возникают смерчи, которые могут перебросить огонь через минерализованные полосы и другие преграды. Находиться близко к зоне степного пожара опасно. Кроме огня, скорость распространения которого может доходить до 30 км/ ч, опасность представляют токсичные продукты горения, например, угарный газ.
Выводы
Рассмотрена классификация природных пожаров. Они подразделяются на лесные, степные, подземные. Выявлены причины возникновения природных пожаров: большая часть природных пожаров возникает по вине населения (72%), значительный вклад в возникновение пожаров вносят грозовые разряды (14%) и 7% лесных пожаров происходит из-за сельхозпалов. Возникновению лесных пожаров во многом способствуют засухи, также причиной возникновения пожаров могут стать и метеорологические условия.
Проанализированы тактики и приемы локализации лесных пожаров, а также приемы их ликвидации. Приведены тактические способы локализации пожаров. Проанализированы способы и технические средства , применяемые при тушении лесных пожаров.
Список литературы:
1. Теребнев, В. В. . Противопожарная защита и тушение пожаров/ В. В. Теребнев, В. В. Артемьев, А. В. Подгрушный .— М. : Пожнаука, 2007-. Кн. 5: Леса, торфяники, лесосклады .— 2007 .— 356 с.
2. Нестеров, Л. И. Что мы знаем о лесах и пожарах в них? / Л. И. Нестеров // Вопросы статистики .— 2006 .— N 4 .— С. 91-93
3. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях : Учебник для населения /Под общей редакцией зам. министра МЧС России Г.Н. Кириллова. — М.. 2001;
Интернет-ресурсы:
1.http://www.kedysh.ru/Проблемы_тушения_лесных_пожаров_на_тер-ритории_Российской_Федерации
2.http://science-bsea.narod.ru/К_оценке_экологических_последствий_ле-сных_пожаров
3.http://www.temadnya.ru/spravka/Лесные_и_торфяные_пожары:_ причины_и_последствия
4. http://ephf.ispu.ru/Классификация_пожаров
Глоссарий
Пожарная техника — технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара.
Паспорт проектной работы
1. Тема проекта: «Как соотносятся личные запросы и общественные потребности при выборе профессии».
2. Учебный год – 2016– 2017.
3.Наименование образовательной организации: ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж», группа Э-12 ???????.
4. Автор проекта – Галюта Евгений Владимирович
5. Руководитель проекта – Араик Артурович Оганян.
6. График работы над проектом:
выбор темы и руководителя проекта | Октябрь |
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта, его исходного положения | Ноябрь |
2.Планирование. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы проекта) | Ноябрь |
3.Исследование. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью,опросы.Наблюдения, ксперименты и т.п.).Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта | Декабрь-Февраль |
4. Выводы. Анализ информации Оформление записки, плакатов | Март |
5. Защита проекта | Апрель-май |
7. Иллюстративный ряд к проекту: ?????????
8. Материально-техническое обеспечение проекта: мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска
9. Оценка содержания проекта ______________________________________________________________
10. Оценка оформления проекта ________________________________________________________________
11. Оценка презентации проекта ________________________________________________________________
Оглавление
План реализации проекта
Этапы | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Фактическая дата выполнения | Подпись руководителя |
1.Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения | ноябрь | ||
2.Планирование | Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации Определение способа представления результатов (формы проекта) | ноябрь- декабрь | ||
3.Исследование | Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы. Наблюдения, эксперименты и т.п.) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта | январь- февраль | ||
4. Выводы | Анализ информации Оформление записки, плакатов | март | ||
5. Защита проекта | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин этого | апрель |
Введение
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев будущий студент выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации будущих студентов, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям общества в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой самих студентов, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями будущих студентов.
1.Личные запросы студентов при выборе профессии
Существуют несколько факторов, которые влияют на студента, способствуя выбору определенной профессии:
Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя | |
Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении | |
Профессии родителей | |
Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься | |
Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ | |
Собственный практический опыт профессиональной работы | |
Примеры и опыт друзей, знакомых | |
Советы родителей или других родственников | |
Рекомендации учителей | |
Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах | |
Профильное образование в 10-11-х классах | |
Интуитивное принятие решений | |
Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы | |
Все это неважно, так как всё определяет случай | |
Престиж профессии в обществе | |
Другое |
Для разработки рекомендаций по личным запросам при выборе профессии нами изучалось исходное состояние изучаемого вопроса. Базой исследования стало ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж». Вопросы были заданны студентам 1 курса. В целях изучения состояния исследуемой проблемы мы использовали метод анкетирования.
Анкета содержала в себе две методики исследования:
1. Тест Е.А.Климова
2. Тест Дж.Голланда
Обработка результатов анкетирования выявила следующие результаты:
Тест Е.А.Климова
В результате опроса участвовала 28 человек
Суммарное значение | Среднее заначение | |
Человек-природа | 1051% | 37% |
Человек-техника | 1280% | 46% |
Человек-человек | 1295% | 46% |
Человек-знаковая система | 1630% | 58% |
Человек-художественный образ | 1472% | 52% |
Человек-природа 1051% 37
Человек-техника 1280% 46
Человек-человек 1295% 46
Человек-знаковая система 1630% 58
Человек-художественный образ 1472% 52
Тест Дж.Голланда
В результате опроса участвовала 31 человек
Суммарное значение | Среднее знаечение | |
Реалистический(или практический) | ||
Интеллектуальный(или исследовательский) | ||
Артистический | ||
Социальный | ||
Конвенциальный(или стандартный) | ||
Предприимчивый(или инициативный) |
Реалистический(или практический) 1519 49
Интеллектуальный(или исследовательский) 1643 53
Артистический 1395 45
Социальный 1302 42
Конвенциальный(или стандартный) 1209 39
Предприимчивый(или инициативный) 1426 46
Общественные потребности при выборе профессии
Задания для проведения олимпиады по «Эффективному поведению на рынке труда»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕЧЕНГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ЗАДАНИЯ
для
ОЛИМПИАДЫ
по дисциплине
«Эффективное поведение на рынке труда»
подготовила преподаватель
специальных дисциплин
Николаева Анна Юрьевна
п. Никель
2018г.
Формат заданий:
Тесты:
являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения
позволяют, как проверить знания по всей программе, так и осуществить узко выборочную проверку, сконцентрированную на наиболее важных или «традиционно» наиболее трудных понятиях или темах
являются оперативным способом проверки знаний
Вопросы позволяют оценить:
Формат заданий:
Состоят из 3 разделов.
Раздел №2 состоит из нескольких понятий, которые необходимо между собой соотнести. За ошибку снимается по 1 баллу. За каждое правильно выполненное задание – 5 баллов, т.е. при безошибочном выполнении – максимальная оценка – 25 баллов.
Раздел №3 состоит из 5 вопросов, на которые необходимо дать ответ. За каждое правильно выполненное задание – 3 балла, т.е. при безошибочном выполнении – максимальная оценка – 15 баллов
Прочитайте вопросы и отметьте правильный ответ:
Что такое должность?
нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.
устойчивая индивидуально-специфическая система средств, приемов, способов выполнения деятельности, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями добиваться равной эффективности при выполнении одинаковой деятельности, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.
единица в штатном расписании организации, компании, которая отвечает требованиям для выполнения определенных работ, обязанностей, решения задач при соответствующих квалификации и образовании работника.
Что такое профессиограмма?
Это описание профессионально важных качеств человека, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности
Это описание профессии по определенной схеме, раскрывает содержание деятельности профессионала, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества
Это перечень специальностей относящихся к одной сфере профессиональной деятельности
Кто такой соискатель?
а. человек, ищущий работу
б. человек, ищущий работу с вами за компанию
в. человек, занимающийся поиском чего – либо вообще
Что такое вакансия?
а. соус японской кухни
б. свободное рабочее место
в. самозанятость работника
Что такое резюме?
а. подробная информация о работнике
б. развернутая информация о работнике
в. краткая информация о работнике
Кадровое агентство – это?
а. фирма, помогающая работодателю найти работника
б. фирма, нанимающая работника как работодатель
в. фирма, ведущая профессиональную подготовку работников
Собеседование – это
а. личная встреча работодателя и соискателя, в ходе которой выясняется объем работы, предлагаемый работодателем
б. личная встреча работодателя и соискателя, в ходе которой выясняется размер оплаты труда, на который претендует соискатель
в. – личная встреча работодателя и соискателя, в ходе которой выясняется, подойдёт ли соискатель работодателю
Что такое профессиональные способности?
Индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.
Осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о профессии и путях ее получения.
9. Наиболее часто встречаются 6 типов подхода к построению карьеры. Какому типу какая характеристика соответствует?
1. Альпинист.
2. Иллюзионист.
3. Мастер.
4. Муравей
5. Коллекционер.
6. Узурпатор.
А. высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля
Б. низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля
В. высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус
Г. низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля
Д. высокая самооценка, высокий уровень притязаний внешний локус контроля
Е. низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля
А – 3, Б – 4, В – 1, Г – 6, Д – 2, Е — 5
10. Джон Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к одному из 6 типов личности, соотнесите тип и характеристику:
1. Реалистический –
2. Исследовательский –
3. Артистический –
4. Социальный –
5. Предпринимательский –
6. Конвенциональный –
А. человек экспрессивный, оригинальный, внутренне сосредоточен;
Б. любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов – бухгалтер.
В. человек предпочитает быть аналитиком, любознательным, методичным и точным;
Г. человек любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей – адвокат;
Д. человек, предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов – машинист;
Е. человек любит работать вместе и помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую- школьный консультант;
1- Д, 2 – В, 3- А, 4 – Е, 5 – Г, 6 — Б
11. С точки зрения гарантии трудоустройства, можно выделить типы профессий, вероятность трудоустройства по которым достаточно велика.
Соотнесите тип и характеристику профессии
«вечные»
«сквозные»
«дефицитные»
«перспективные»
«свободные»
А) профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнктуры.
Б) профессии, спрос на которые на рынке труда не удовлетворен
В) профессии, специальности, спрос на которые будет возрастать
Г) профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают
Д) профессии, по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе
— Г 2 — Д 3 — Б 4 — В 5 — А
Определите тип профессий по предмету труда в каждом отдельном столбце и допишите.
Человек —
Человек —
Человек —
Человек —
Агроном
Слесарь
Учитель
Чертежник
Писатель
Эколог
Токарь
Врач
Корректор
Актер
Ветврач
Машинист
Журналист
Программист
Художник
Физиолог
Связист
Социолог
Бухгалтер
Музыкант
Флорист
Инженер
Продавец
Математик
Дизайнер
Перед вами таблица с признаками профессий. Определите, в каком из столбцов перечислены цели, предмет, средства и условия труда. Запишите ответы в таблице.
Ответ:
Оценивать, проверять
Человек.
Исследовать что-либо, делать открытия.
Информация.
Перевозить, перемещать людей, грузы.
Финансы.
Изготавливать какие-нибудь предметы.
Техника.
Учить, воспитывать, консультировать.
Искусство.
Создавать произведения искусства.
Животные и растения.
Руководить людьми.
Изделия и продукты.
Обслуживать кого-либо или что-либо.
Природные ресурсы.
Ответ:
Ответ:
Ручные.
Бытовой микроклимат.
Механические.
Помещения с большим числом людей.
Автоматические.
Разъезды и командировки.
Компьютерные.
Открытый воздух.
Мышление.
Экстремальные условия
Голос, мимика, пантомимика.
Работа на дому.
Физические возможности организма.
Особые условия.
Органы чувств.
Повышенная ответственность.
Назовите 5 профессий, представители которых на рабочем месте должны находиться в спецодежде
___________________________________________________________________
15. Назовите 5 профессий связанных с общением
___________________________________________________________________
Назовите 5 профессий связанных с природой
___________________________________________________________________
Какие типы темперамента вы знаете?
___________________________________________________________________
18. Определите, с каким типом темперамента человеку не рекомендуется работать на административной должности?
__________________________________________________________________
Прочитайте вопросы и отметьте правильный ответ:
Что такое должность?
а. нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.
б. устойчивая индивидуально-специфическая система средств, приемов, способов выполнения деятельности, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями добиваться равной эффективности при выполнении одинаковой деятельности, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.
в. единица в штатном расписании организации, компании, которая отвечает требованиям для выполнения определенных работ, обязанностей, решения задач при соответствующих квалификации и образовании работника.
Что такое профессиограмма?
а. Это описание профессионально важных качеств человека, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности
б. Это описание профессии по определенной схеме, раскрывает содержание деятельности профессионала, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества
в. Это перечень специальностей относящихся к одной сфере профессиональной деятельности
Кто такой соискатель?
а. человек, ищущий работу
б. человек, ищущий работу с вами за компанию
в. человек, занимающийся поиском чего – либо вообще
Что такое вакансия?
а. соус японской кухни
б. свободное рабочее место
в. самозанятость работника
Что такое резюме?
а. подробная информация о работнике
б. развернутая информация о работнике
в. краткая информация о работнике
Кадровое агентство – это?
а. фирма, помогающая работодателю найти работника
б. фирма, нанимающая работника как работодатель
в. фирма, ведущая профессиональную подготовку работников
Собеседование – это
а. личная встреча работодателя и соискателя, в ходе которой выясняется объем работы, предлагаемый работодателем
б. личная встреча работодателя и соискателя, в ходе которой выясняется размер оплаты труда, на который претендует соискатель
в. – личная встреча работодателя и соискателя, в ходе которой выясняется, подойдёт ли соискатель работодателю
Что такое профессиональные способности?
а. индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
б. избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.
в. осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о профессии и путях ее получения.
9. Наиболее часто встречаются 6 типов подхода к построению карьеры. Какому типу какая характеристика соответствует?
1. Альпинист.
2. Иллюзионист.
3. Мастер.
4. Муравей
5. Коллекционер.
6. Узурпатор.
А. высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля
Б. низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля
В. высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус
Г. низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля
Д. высокая самооценка, высокий уровень притязаний внешний локус контроля
Е. низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля
10. Джон Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к одному из 6 типов личности, соотнесите тип и характеристику:
1. Реалистический –
2. Исследовательский –
3. Артистический –
4. Социальный –
5. Предпринимательский –
6. Конвенциональный –
А. человек экспрессивный, оригинальный, внутренне сосредоточен;
Б. любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов – бухгалтер.
В. человек предпочитает быть аналитиком, любознательным, методичным и точным;
Г. человек любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей – адвокат;
Д. человек, предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов – машинист;
Е. человек любит работать вместе и помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую- школьный консультант;
11. С точки зрения гарантии трудоустройства, можно выделить типы профессий, вероятность трудоустройства по которым достаточно велика.
Соотнесите тип и характеристику профессии
«вечные»
«сквозные»
«дефицитные»
«перспективные»
«свободные»
А) профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнктуры.
Б) профессии, спрос на которые на рынке труда не удовлетворен
В) профессии, специальности, спрос на которые будет возрастать
Г) профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают
Д) профессии, по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом район
Определите тип профессий по предмету труда в каждом отдельном столбце и допишите.
Человек –
Человек —
Человек —
Человек —
Человек —
Агроном
Слесарь
Учитель
Чертежник
Писатель
Эколог
Токарь
Врач
Корректор
Актер
Ветврач
Машинист
Журналист
Программист
Художник
Физиолог
Связист
Социолог
Бухгалтер
Музыкант
Флорист
Инженер
Продавец
Математик
Дизайнер
Перед вами таблица с признаками профессий. Определите, в каком из столбцов перечислены цели, предмет, средства и условия труда. Запишите ответы в таблице.
Ответ:
Оценивать, проверять
Человек.
Исследовать что-либо, делать открытия.
Информация.
Перевозить, перемещать людей, грузы.
Финансы.
Изготавливать какие-нибудь предметы.
Техника.
Учить, воспитывать, консультировать.
Искусство.
Создавать произведения искусства.
Животные и растения.
Руководить людьми.
Изделия и продукты.
Обслуживать кого-либо или что-либо.
Природные ресурсы.
Ответ:
Ответ:
Ручные.
Бытовой микроклимат.
Механические.
Помещения с большим числом людей.
Автоматические.
Разъезды и командировки.
Компьютерные.
Открытый воздух.
Мышление.
Экстремальные условия
Голос, мимика, пантомимика.
Работа на дому.
Физические возможности организма.
Особые условия.
Органы чувств.
Повышенная ответственность.
Назовите 5 профессий, представители которых на рабочем месте должны находиться в спецодежде
___________________________________________________________________
15. Назовите 5 профессий связанных с общением
___________________________________________________________________
Назовите 5 профессий связанных с природой
___________________________________________________________________
Какие типы темперамента вы знаете?
___________________________________________________________________
18. Определите, с каким типом темперамента человеку не рекомендуется работать на административной должности?
__________________________________________________________________