Текст публицистического стиля и его особенности: Публицистический стиль: черты и примеры – Публицистический стиль речи

Автор: | 14.07.2020

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме: «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»

Урок русского языка в 11-ом классе.

Тема: Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля.

Цель урока: формирование умения анализировать текст.

Задачи урока:

— обобщить знания об особенностях публицистического стиля;

— познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями публицистического стиля и научить выявлять их в тексте;

— разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств художественной выразительности ( А29, А30, В8, С )

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь по развитию речи, папка с материалами для подготовки к ЕГЭ)
  2. Актуализация знаний.

Определение типа и стиля речи. Повторение.

Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов (Малярчук Дмитрий, Цветков Герман, Маняшина Светлана)

— Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

— Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

— Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» )

Вопрос к чтецам (интервью):

-Чем интересны для вас, актеров, эти тексты?

Фронтальная работа с использованием раздаточного материала (тексты, озвученные «актерами», и памятка-таблица по определению стиля речи:

— Что общего у этих трех текстов? (тема, тип речи — описание)

— Как вы определили тип речи? (прием фотографирования)

— Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения  памятку-таблицу по определению стиля речи

Стили речи (без публицистического стиля)

разговорный

научный

Офиц.-

деловой

Художест-

венный

С какой целью говорим?

Для непосредственного, повседневного общения

Сообщение

научных сведений, научное объяснение фактов

Сообщение, информирование

Воздействие на читателя с целью создания художественного образа, картины

В какой обстановке говорим?

В сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке

В официальной обстановке

Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовая

Речевые жанры

Дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма

Научная статья, доклад, учебная литература, диссертация

Законы, приказы,

постановления,

резолюции,

справки,

инструкции,

объявления

Роман,

повесть,

рассказ,

стихотворение,

басня,

поэма,

драма,

комедия,

трагедия

Языковые средства выражения

Разговорная и просторечная лексика, обращения, неполные предложения

Терминологи-ческая и

профессиональная лексика

Устойчивые

стандартизированные обороты речи

прямого значения

Использование

всех богатств

лексики

Стилевые черты

Эмоциональность, образность, конкретность, простота речи,

непринужденность,

непоследовательность

и прерывистость,

личностный характер

Строгая логичность,

объективность текста,

смысловая

точность,

отвлеченность и

обобщенность

Точность, не допускающая иного толкования

Образность,

эмоциональность,

многостильность,

особая роль подтекста

3.Введение нового материала.

1) Постановка задач урока с использованием презентации (слайды № 1, 2)

2) Беседа по домашнему заданию (составить таблицу по параграфу «Публицистический стиль речи и его особенности»). Используется презентация «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности».

 — Как вы понимаете слово «стиль»?

— Что такое «публицистика»?

— Какова цель текста публицистического стиля?

— Какова сфера его употребления?

— Назовите жанры публицистики.

— Назовите характерные черты публицистического стиля.

— Какова композиция текста публицистического стиля?

— Какие черты сближают публицистический стиль с научным?

— Что общего у публицистического стиля с художественным?

— Назовите лексические особенности публицистического стиля.

— Назовите эмоциональные средства выразительности.

— Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?

3) Задание:

— Внесите в свою таблицу недостающие лексические и синтаксические особенности. (слайд № 15, 16, 17)

Публицистический стиль речи и его особенности

Цель стиля

Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения

— информирование

— воздействие

— убеждение

— побуждение

Приметы стиля

Логичность

Образность

Эмоциональность

Оценочность

Призывность

Общедоступность

Достоверность

Точность

Конкретность

обоснованность

Сфера употребления

Общественно-экономические

Политические

Культурные отношения

Проблемы

Политические

Философские

Нравственные

Бытовые

Социальные …

Жанры

Статья

Очерк (путевой, портретный, проблемный)

Репортаж

Интервью

Фельетон

Ораторская речь

Судебная речь

Выступление по радио, ТВ, на собрании …

Доклад

Композиция

  1. Напоминает научное рассуждение:

А) выдвигается важная общественная проблема;

Б) анализируются и оцениваются пути ее решения;

В) делаются выводы.

2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задается вопросом, справедливо ли его утверждение

Лексические

особенности

Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера,

торжественно приподнятые слова,

просторечные и разговорные слова

лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;

слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;

эмоциональные средства выразительности:

— эпитеты

— сравнения

— метафоры

— риторические вопросы

— риторические обращения

— лексические повторы

— градации

— фразеологизмы

— пословицы и поговорки

— использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов

— языковых средств юмора, сатиры, иронии

 

Синтаксические особенности

Вопросительные предложения

Восклицательные предложения

Вводные слова и предложения

Обратный порядок слов в предложении (инверсия)

Синтаксический параллелизм предложений

Построение предложений по законам градации (с однородными членами)

Использование причастных и деепричастных предложений

Существительные в Р.П. в роли несогласованных определений ( голос мира)

Глаголы-сказуемые в повелительном наклонении, возвратные глаголы

Ряды однородных членов

Сложные синтаксические конструкции

4.Практика в использовании нового материала. 

Коллективная работа по стилистическому анализу текста. Используются алгоритм работы с текстом публицистического стиля и таблица «Публицистический стиль речи».

— В этом году вы прощаетесь со школой. О многих школьных проблемах вы знаете не понаслышке. Предлагаю вам познакомиться с текстом М.Мартынова о системе российского образования.

 

Чтение текста заранее подготовленным учеником (Кайгородцева Настя).

Текст № 1

     (1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определенную долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учета которых невозможно движение вперед.

     (6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жесткой, консервативной и стабильной, а система воспитания – национально- патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под ее давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными  и отрицательными сторонами).

     (7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

     (8) Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.

     (9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий. Лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

     (13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодежи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной – без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать?

                                                                                      ( По М. Мартынову)

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
  3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором (слайд №18)
  4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
  5. Выявите приметы стиля, стилевые черты
  6. К  какому жанру вы отнесете данный текст?
  7. Проследите композицию текста.

Работа в группах ( внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )

Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств (используется таблица «Публицистический стиль речи» (5-7 мин.)

1-ая группа – лексические особенности

                                                        Малярчук Дмитрий

                                                        Кайгородцева Анастасия

                                                        Третьякова Оксана

                                                        Поликарпова София

                                                        Иванова Анастасия

                                                        Рогожина Мария

     

2-ая группа – эмоциональные средства выразительности

                                                         Цветков Герман

                                                         Николаев Никита

                                                         Быстров Андрей

                                                         Недосекин Юрий

                                                         Айдумов Рамазан

                                                         Лупанов Максим

 

3-тья группа – синтаксические особенности

                                                          Маняшина Светлана

                                                          Литуск Полина

                                                          Зубенко Алина

                                                          Кацер Кирилл

                                                          Горностаева Наталья

                                                          Рыжова Ирина

 

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы.

Коллективное выполнение заданий к тексту :

А-29 Какое утверждение противоречит позиции автора?

1) Мы теряем самые обычные, особенно сельские, школы.

2) Россия может вернуть свои позиции в сфере образования за счет обычных школ.

3) Российская система образования должна быть относительно стабильной.

4) Россия поднимет свой образовательный уровень только тогда, когда введет всеобщее высшее образование.

                                    

Ответ: 4 В предложении16 читаем: «тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной — без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции». В предложении 9 высказана мысль, сформулированная в варианте ответа 1. В предложении 7 автор говорит о необходимости сохранять стабильность российской системы образования.

А-30  Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

Ответ: 3 Ведущим типом речи является рассуждение, потому что, высказав основную мысль, автор находит аргументы, подтверждающие его правоту.

В-8  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

     Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

      Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«…Школа по сути, по содержанию должна выполнять свою основную функцию: раскрывать и развивать способности любого ребенка. Мне трудно судить о проблемах, которые поднимает автор. Но я даже не сразу заметил, как «втянулся» в ход рассуждений. М. Мартынов в столь серьезном по содержанию тексте остается эмоциональным. Это достигается благодаря использованию __________ (предложение 16). Немного странным кажется, что автор включает в текст ___________ ( «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности») и ________

(вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»). В то же время текст отличается последовательностью и логичностью изложения, здесь есть _________ (предложения 9, 11).

     Подведу итог своим размышлениям. Каждый ребенок, достигший школьного возраста, должен найти «свою» школу, а потом должен быть уверен, что сможет продолжить образование в техникуме, училище, институте, университете, академии в соответствии со своими способностями и возможностями».

Список терминов:

  1. развернутая метафора
  2. оксюморон
  3. риторические восклицания

4    градация

5    неполные предложения

6    сравнение

7    риторический вопрос

  1. эпитет
  2. неологизмы                                                                    

        

Ответ: 7, 1, 8, 4 ( слайды № 19, 20 )

В предложении 16 содержится риторический вопрос (не требует ответа, а нужен для привлечения внимания публики).

Развернутая метафора (1) – неожиданное, переносное значение, основанное на сходстве предметов, явлений (скрытое сравнение).

Эпитет (8)- образное определение.

Градация (4)- употребление подряд нескольких однородных членов, каждый из которых усиливает (ослабляет) значение предыдущего.

Творческое использование нового материала.

— Что вы думаете об актуальности данного текста?

— Вы знаете, что на экзамене вам предстоит написать сочинение- рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию. Системную подготовку к части С мы начнем в третьей четверти, а сейчас послушаем письменное мнение о проблемах, затронутых в тексте. ( Поликарпова Соня и Рогожина Маша )

Заслушивание сочинений, беседа:

-Сумели ли Маша и Соня поразмышлять над предложенным текстом?

-Чем вам понравились их высказывания?

-Что вам кажется спорным в работах девочек?

Самостоятельная работа по решению тестовых заданий А29, А30, В8 к тексту.

Текст № 2

     (1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?

      (3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.

       (5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.

       (9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.

                                                                     (По Ю. Макаренко)

А29      Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1)   Лучший отдых – это ничего не делать.

2)   Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.

3)    Современный человек устает от общения и от городского шума.

4)     Общение с природой поможет справиться с усталостью.

 А30      Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

В8

«Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование______________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают______________ (предложение 7).

Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует____________ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску».

Список терминов:

1) сравнение

2) переносное значение слова

3) контекстный синоним

4) гипербола

5) метонимия

6) инверсия

7) однородные члены

8) риторические вопросы

9) метафора

Ответы для самопроверки:

А29 – 2

А30 – 3

В8 – 2, 7, 9, 3

Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»

— Зачитайте свой ответ.

-Что полезного вы извлекли для себя с урока?

-Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)

Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего.

Текст   для анализа

      Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

       Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический,  что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

         Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

                                             ( В. Непомнящий)

 

Методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме: урок русского языка в 11 классе «Особенности публицистического стиля речи»

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Особенности публицистического стиля.

Цели и задачи:

  1. Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи.
  2. Углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи.
  3. Учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль.
  4. Самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
  5. Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
  6. Воспитывать активную гражданскую позицию.

Виды работы:

  1. Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).
  2. Определение художественных приемов и особенностей текста.
  3. Индивидуальная  и групповая работа учащихся (по созданию презентации и анализ текста ).
  4. Самостоятельная творческая работа (создание текста публ. стиля).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

Тема нашего урока: Особенности публицистического стиля . Особенности публицистического стиля.pptx

Обратите внимание на эпиграф:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча

Сообщить о целях урока.

3. Опрос домашнего задания:

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?

— Какие стили речи вам известны?

— А теперь назовите, пожалуйста, характерные признаки публицистического стиля речи.

  1. Стилевые черты-
  2. Языковые особенности-

— Что общего у публицистического стиля с художественным?

-Какие жанры публицистического стиля вызнаете? (речь адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).

4. Слово учителя.

Публицистику  называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским.

5. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Работа со слайдами презентации:

Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю

       Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический,  корумпированный,  колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг. 

Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.

  1. Построение сложноподчиненных предложений;
  2. проблемы, связанные с техногенными катастрофами;
  3. выборы президента;
  4. решение линейных уравнений;
  5. соединение химических элементов;
  6. работа администрации района;
  7. рейтинг исполнителей современной музыки;
  8. использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;
  9. литературоведческий анализ текста.

Физминутка  «Зарядка» «А-студио» в приложении.dj_leonid_rudenko_i_a-studio_-_zaryadka.mp3

6. Слово учителя.

-Какое событие произойдёт в нашей стране 4 декабря?

Сегодня мы с вами побывает в предвыборном штабе молодежной партии «Некст» и поработаем с агитационными текстами этого общественного объединения. В штабе будут работать две команды: аналитики и имиджмейкеры. А кто это такие?

  1. Словарная работа.
  1. Аналитики – специалисты, проверяющие принадлежность текстов к публицистическому стилю.
  2. Имиджмейкеры – специалисты, занимающиеся созданием имиджа.
  3. Копирайтеры – креативные, творческие специалисты по созданию рекламных слоганов и текстов.
  4. Рерайтеры – специалисты, создающие из одного уникального текста другой.
  1. Объяснение заданий для групп. Ролевая игра.

Первая команда аналитиков займется анализом текстов, предоставленных участковой избирательной комиссией. Ваша задача – прочитать текст, найти в нем признаки публицистического стиля, назвать их и сделать вывод о жанровой принадлежности текста. При выполнении работы вы можете воспользоваться алгоритмом разбора текста публицистического стиля.

Вторая команда имиджмейкеров будет работать над созданием агитационной листовки молодежной партии «Некст». В итоге у вас должен получиться текст публицистического стиля, в котором будут прослеживаться призывность и  убедительность. Не забудьте также и про изобразительные языковые средства этого стиля.

И еще один человек будет трудиться над презентацией, посвященной агитационной листовке. Задача Павла – создать макет наружной рекламы.

  1. Самостоятельная работа (7-8 минут).
  2. Выступление команд и  краткий анализ выполненной работы.
  3. Итог урока

— Чему научились на уроке? Что нового узнали о публицистическом стиле речи? Чем публицистический стиль речи схож с художественным стилем? А с научным?

12. Рефлексия. Игра «Паутинка».

Ребята, встаньте вокруг меня. Я держу в руках клубок ниток. Сейчас я брошу кому-то из вас клубок и задам вопрос. Вы поймаете клубок, ответите на вопрос, обмотаете нить вокруг пальца и вернете клубок мне. И т.д.

Вопросы: 1. Понравился ли тебе урок, чем? 2. Что запомнилось тебе больше всего? 3. Как ты думаешь, все ребята хорошо поработали на уроке? 4. А что я смогу запомнить, побывав на уроке? 5. А ты? 6. Нужны ли такие уроки в будущем? 7. Сможешь ли ты применить полученные знания на других уроках? 8. Расскажешь ли ты своим товарищам об уроке? 9. Понял ли ты слова китайской притчи? Согласен ли ты с ней?

Публицистический стиль, его особенности

1. Систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля».  2. Закрепить навыки стилистического анализа текста. 3 Совершенствовать умения различать тропы и стилистические фигуры. 4 Закрепить теоретические и практические навыки по теме

1. Систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля».

2. Закрепить навыки стилистического анализа текста.

3 Совершенствовать умения различать тропы и стилистические фигуры.

4 Закрепить теоретические и практические навыки по теме

 Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности  В.В. Виноградов -Как цели урока связаны с эпиграфом?

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности

В.В. Виноградов

-Как цели урока связаны с эпиграфом?

Подберите однокоренные слова к слову публицистический и образуйте словообразовательную цепочку  Публика публицист публицистика публицистический

Подберите однокоренные слова к слову публицистический и образуйте словообразовательную цепочку

Публика

публицист

публицистика

публицистический

-Что изучает стилистика? Книжный Разговорный научный художественный официально-деловой публицистический

-Что изучает стилистика?

Книжный

Разговорный

научный

художественный

официально-деловой

публицистический

- (от латин. слова publicus , что значит «общественный, государственный») это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки. -В чем особенность публицистического стиля

(от латин. слова publicus , что значит «общественный, государственный»)

это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки.

-В чем особенность публицистического стиля

Цель стиля Сфера употребления  Речевые жанры  Стилевые черты  Языковые средства

Цель стиля

Сфера употребления

Речевые жанры

Стилевые

черты

Языковые средства

Цель стиля Информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.  Сфера употребления  В официальной обстановке, общественно экономические, политические, культурные отношения, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.  Речевые жанры  Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, на собрании, доклад.  Стилевые черты  Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.  Языковые средства  а) общественно-политическая лексика б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы. в) побудительные и вопросительные предложения г) риторические вопросы д)распространенные обращения е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Цель стиля

Информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления

В официальной обстановке, общественно экономические, политические, культурные отношения, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.

Речевые жанры

Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Стилевые

черты

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

Языковые средства

а) общественно-политическая лексика

б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы.

в) побудительные и вопросительные предложения

г) риторические вопросы

д)распространенные обращения

е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты.

1.Напоминает научное рассуждение а) выдвигается важная общественная проблема б) анализируются и оцениваются пути её решения в) делаются выводы 2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задаётся вопросом, справедливо ли его утверждение

1.Напоминает научное рассуждение

а) выдвигается важная общественная проблема

б) анализируются и оцениваются пути её решения

в) делаются выводы

2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задаётся вопросом, справедливо ли его утверждение

Такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней. Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет . Помочь сформулировать этот вопрос вам может А29.

Такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста.

В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема,

нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней.

Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет . Помочь сформулировать этот вопрос вам может А29.

Работать надо с текстом в целом , проблемный вопрос ставить ко всему тексту . Целесообразно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться, это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях.

Работать надо с текстом в целом , проблемный вопрос ставить ко всему тексту . Целесообразно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться, это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях.

Назовите писателей-публицистов 19 века ? (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.) - Каких писателей-публицистов начала 20 века вы знаете? (М. Горький, В.Г. Короленко.) Назовите писателей-публицистов – наших современников. (С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын.)

Назовите писателей-публицистов 19 века ?

(В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.)

— Каких писателей-публицистов начала 20 века вы знаете?

(М. Горький, В.Г. Короленко.)

Назовите писателей-публицистов – наших современников.

(С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын.)

Большой писатель, философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России, публицист Александр Исаевич Солженицын создал сотни публицистических статей. Его Нобелевская лекция, «Речь в Гарварде», статьи «Как нам обустроить Россию», «Жить не по лжи!» - образцы преданного и честного служения правде, Богу и России.

Большой писатель, философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России, публицист Александр Исаевич Солженицын создал сотни публицистических статей. Его Нобелевская лекция, «Речь в Гарварде», статьи «Как нам обустроить Россию», «Жить не по лжи!» — образцы преданного и честного служения правде, Богу и России.

1) Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно.

2) Через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников.

3) Даже этот путь – самый умеренный изо всех путей сопротивления – для засидевшихся нас будет нелегок.

4) Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и черный-то хлеб с чистой водою всегда найдется для твоей семьи.

5) Это будет нелегкий путь? – но самый легкий из возможных.

6) Нелегкий выбор для тела, — но единственный для души.

7) Нелегкий путь, — однако есть же у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде.

8) Итак: не первыми вступить на этот путь, а – присоединиться!

9) Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим!

10) Будут нас тысячи – и не управятся ни с кем ничего поделать.

11) Станут нас десятки тысяч – и мы не узнаем нашей страны!

-Найдем признаки публицистического стиля и докажите стилистическую принадлежность текста. 1 вариант  Цель текста. Сфера употребления. Жанр. 2 вариант   Стилевые черты. Языковые средства.

-Найдем признаки публицистического стиля и докажите стилистическую принадлежность текста.

1 вариант

Цель текста.

Сфера употребления.

Жанр.

2 вариант

Стилевые черты. Языковые средства.

Цель стиля Передача общественно-значимой информации о сознательном выборе жизненного пути – жить не по лжи, с одновременным убеждением читателя в том, что он не изменит своих убеждений, он страстно призывает других выбрать именно такой честный жизненный путь  Сфера употребления  В официальной обстановке, выступление в газете.  Жанр Статья в газете  Стилевые черты  Логичность, эмоциональность, призывность  Языковые средства Морально-этическая лексика: ложь, робость, правда, уважение, воспитание, семья; тропы: метафоры – слуга лжи, отряхнуться честным человеком, пламя не охватит, глаза не лопнут, выбор для тела; сравнение: путь легче самосожжения или даже голодовки; стилистические фигуры: антитеза 2, 5, 6, 7, 8; синтаксический параллелизм 10, 11; анафора 6, 7; риторический вопрос 5; лексический повтор: путь, нелегкий; вводное предложение 2, сложные синтаксические конструкции  Композиция текста Построен по типу рассуждения: в первом абзаце выдвинут тезис, во втором и третьем – доказательства, а в последнем – вывод. В начале каждого абзаца – лексический повтор: слово путь.

Цель стиля

Передача общественно-значимой информации о сознательном выборе жизненного пути – жить не по лжи, с одновременным убеждением читателя в том, что он не изменит своих убеждений, он страстно призывает других выбрать именно такой честный жизненный путь

Сфера употребления

В официальной обстановке, выступление в газете.

Жанр

Статья в газете

Стилевые

черты

Логичность, эмоциональность, призывность

Языковые средства

Морально-этическая лексика: ложь, робость, правда, уважение, воспитание, семья; тропы: метафоры – слуга лжи, отряхнуться честным человеком, пламя не охватит, глаза не лопнут, выбор для тела; сравнение: путь легче самосожжения или даже голодовки; стилистические фигуры: антитеза 2, 5, 6, 7, 8; синтаксический параллелизм 10, 11; анафора 6, 7; риторический вопрос 5; лексический повтор: путь, нелегкий; вводное предложение 2, сложные синтаксические конструкции

Композиция

текста

Построен по типу рассуждения: в первом абзаце выдвинут тезис, во втором и третьем – доказательства, а в последнем – вывод. В начале каждого абзаца – лексический повтор: слово путь.

Я научился… Я умею.. Я получил наиболее полные Я понял … стр. 229 – 230 теоретический материал, упр. 385 (I) .

Я научился…

Я умею..

Я получил наиболее полные

Я понял …

стр. 229 – 230 теоретический материал, упр. 385 (I) .

Я научился… Я умею.. Я получил наиболее полные Я понял … стр. 229 – 230 теоретический материал, упр. 385 (I) . Я научился… Я умею.. Я получил наиболее полные Я понял … стр. 229 – 230 теоретический материал, упр. 385 (I) .

Публицистический стиль

Публицистический стиль – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Это стиль газетных статей, радио- и телепередач, политических выступлений.

Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая, основные формы речи – устная и письменная; типичный вид речи – монолог.

Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие неоднородности его задач и условий общения, разнообразия жанров. В нем весьма ощутимы переходные, межстилевые явления. Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного) стиля.

Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций – к экспрессивности и к стандарту.

В зависимости от жанра на первый план выступает то экспрессия, то стандарт. Экспрессия преобладает в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического подстиля относятся сочетания трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки и др.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

  1. Используется как литературная (нейтральная, книжная, разговорная), так и просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, тусовкаи т.д.).

  2. Применение языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др.).

  3. Типичной для публицистики можно считать и общественно-политическую лексику: общество, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, легитимный, консенсус.

  4. Наряду с нейтральной используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение,дерзать, вещать, созидание, свершенияи т.п.

  5. Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, коммунальщики, дармовщина,схлопотать).

  6. Используются речевые стандарты– устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуя быстроте передачи информации:гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источникии др.

7. Характерна фразеология, позволяющая точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, ответный визит, мирное сосуществование, гонка вооружений, желтая пресса.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

  1. Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Частной особенность публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме мн.ч.: разговоры, поиски, инициативы, настроения, нужды и др.

  2. К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях:Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу!

  3. Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих.

  4. По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени.

  5. Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется; Военная напряженность обостряется.Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия наст. времени с суффиксом –ом-:ведомый, несомый, влекомый.

  6. Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина.

  7. Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц неини, усилительной частицыже, частицведь, вот, даже, лишьи др.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

  1. Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия).

  2. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины. Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания.

  3. В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *