Теория личности парсонса: 17. Марксистская концепция личности. – Вы точно человек?

Автор: | 03.12.2020

17. Марксистская концепция личности.

16. Концепция Homo faber О. Конта и Г. Спенсера

Homo faber (в переводе с латыни «Человек творящий» по отношению к человеку в смысле «мудрый») философская концепция, сформулированная Ханной Арендт.

Это учение о «homo faber» прежде всего вообще отрицает особую специфическую способность человека к разуму. Здесь не проводится существенного различия между человеком и животным: есть лишь степенные отличия; человек есть лишь особый вид животных. В человеке действуют те же самые элементы, силы и законы, что и во всех других живых существах — только вызывая более сложные следствия. Это относится к физической, психической и soi-disant * «ноэтической» сфере. Все душевное и духовное здесь понимается исходя из влечений, ощущений органов чувств и их генетических дериватов.

Все психические и духовные феномены, согласно этой версии, укоренившиеся в ощущениях, инстинктах. Эта концепция нашла свое воплощение в учениях О. Конта и Г. Спенсера, позже — в современной социобиологии.

Конт и Спенсер это позитивистское учение о человеке.

По словам Спенсера , человек в естественном состоянии «в значительной

мере антисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ, в надорганические социальные системы. Главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции — социализация человека.

Будучи противником теории свободы воли, отрицавшей возможность существования социологии как науки, Спенсер вместе с тем был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество существует для блага своих членов, а не наоборот.

Решая проблему личности, Конт подчеркивает существование у человека наряду с `эгоистически-личностным` также `социального` инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. Социальная связь носит в известной степени внешний характер, потому что в ее возникновении главную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких институтах, как промышленность, торговля, армия и т. п.

. Исходный принцип этой модели гласит: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

К. Маркс был убежден, что понять сущность человека и особенности, структуру реализации его личности можно только на основе принципа конкретного историзма. В его понимании, мир человека выступает в качестве исторически и социально заданной человеку объективной действительности, преобразуя которую в своей деятельности, он творит, преобразует и развивает свои цели и идеалы, формирует и обогащает свою человеческую сущность, раскрывающуюся в его личности.

А из этого вытекает, что структурные компоненты человеческой личности предопределяются не ее физической или биологической природой, а всей совокупностью общественных отношений, в которые она включается в качестве субъекта активной социальной деятельности. Усваивая в процессе активной деятельности в конкретно-исторической социальной среде господствующие в ней идеи, нормы, ценности, индивид становится личностью именно под давлением экономических, социальных, культурных факторов в их органическом взаимодействии. Решающее же значение в этой многогранной совокупности факторов деятельности и отношений, составляющих конкретно-исторические условия формирования и развития личности, считал К. Маркс, принадлежит экономическим отношениям, составляющим реальный базис общества, а над ними надстраиваются социальные, политические, социокультурные, семейно-бытовые отношения, также оказывающие влияние на становление определенной структуры личности.

18. Концепция личности т. Парсонса.

Т. Парсонс (1902-1979) и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль — это модель поведения, объективно задан­ная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко пред­ставляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое по­ведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого су­ществует целая система социального контроля — от обществен­ного мнения до правоохранительных органов — и соответст­вующая ей система социальных санкций — от порицания, осу­ждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения — фактор вариативный. Например, роль директора фирмы пред­полагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ог­раничений. Один и тот же человек выполняет множество ролей, кото­рые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии кон­фликт между профессиональной и семейной ролью женщины. Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют, и личные отношения людей друг с дру­гом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т. д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнооб­разную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентиро­ваться не на одну, а на несколько групп сразу. Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщи­ны роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет ог­ромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого пове­дения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия. Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организ­ма. Это связано с местом той или иной группы и соответствен­но ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в систе­ме общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни — про­изводственной, правовой, потребительской и других — сущест­вует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая соци­альное неравенство. Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса — деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

Ролевая теория личности (Р.Мертон, Т.Парсонс)

Социология Ролевая теория личности (Р.Мертон, Т.Парсонс)

Количество просмотров публикации Ролевая теория личности (Р.Мертон, Т.Парсонс) — 2176

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Ролевая теория личности (Р.Мертон, Т.Парсонс)
Рубрика (тематическая категория)Социология


Ролевая теория личности, вклад в которую внесли такие американские социологи, как Ральф Линтон, Джордж Мид,

Роберт Мертон, Талкотт Парсонс, Ирвинг Гоффман, оказала значительное влияние на развитие социологии личности.

Эта теория базируется на признании того, что личность осуществляет во взаимодействии с другими людьми такие действия, которые отвечают совокупности требований, предъявляемых ей определенной социальной общностью или обществом в целом исходя из её социального статуса. Поведение, ожидаемое социальным окружением от личности, обладающей определенным статусом, и есть её социальная роль. Однако человек в своей жизнедеятельности взаимодействует не с одним индивидом или одной социальной группой, а с множеством индивидов и групп. Каждая такая общность представляет ей свои, нередко противоречащие друг другу требования. Поэтому, личности приходится выполнять не одну, а несколько, иногда множество социальных ролей. Один и тот же человек, взаимодействуя с различными индивидами и группами, может выполнять в одном случае роль студента, в другом — друга или товарища, в третьем — брата, в четвертом — сына, в пятом — члена футбольной команды, в шестом — участника субкультурной группы и т.п. Именно в процессе усвоения и выполнения различных ролей формируется то важнейшее социальное качество, которое только и делает индивида личностью — самость, т.е. самоидентификация индивида с самим собой.

Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых ею социальных ролей. Данные роли определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя, по определению Р. Мертона, своеобразный «ролевой набор», обозначающий совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Вследствие этого социальные по своему генезису требования роли, усвоенные индивидом в качестве норм, диктуемых ему обществом, становятся структурными компонентами человеческой личности.

[ 26 ]


Ролевая теория личности (Р.Мертон, Т.Парсонс) — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Ролевая теория личности (Р.Мертон, Т.Парсонс)» 2015, 2017-2018.

6. Ролевая теория личности

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Х.Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934), «Исследование человека» (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории — «социальная роль» — было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц, гоlе) — образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение — это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к «тюремному» эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: «Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях…». Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили «заключёнными», другую — «тюремщиками*. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали «заключенных» и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать «тюремщиков» от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они «вошли в роль» и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно «тиски» социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.

Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт- это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей, Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж — высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, «переступать через самих себя».

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин — второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

2.4. Социальные роли по Парсонсу.

Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами – например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

2.5. Социально-ролевой конфликт.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

В сложно дифференцированном обществе индивид выполняет требования не одной, а нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной социальной ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений становится ясным либо в случае, когда требования одной социальной роли противоречат, вступают в конфликт с требованиями другой социальной роли того же самого лица, либо тогда, когда подобное противоречие характеризует взаимоотношение отдельных элементов в пределах той же самой роли. Наряду с подобного рода внутриролевыми конфликтами важнейшее значение для характеристики общества имеют структурно-обусловленные межролевые конфликты, самые острые из которых принимают форму классовой борьбы.

В системе формальных социальных ролей, прежде всего, находят свое воплощение отношения власти, формальной (законной, официальной) структуры общества. Вне формальной системы социальных ролей немыслимо упорядоченное взаимодействие индивидов в рамках общества и государства. Здесь взаимодействия индивидов заранее предопределены такой системой.

Одновременно с этим в обществе складывается и воспроизводится разветвленная система неформальных ролей, основанных на отношениях родства, участия в общих социальных группах, многочисленных видах неформальных спонтанных взаимодействий.

Отсюда видно, что если система формальных социальных ролей существует по необходимости, то неформальные социальные роли возникают на основе согласия. В идеальном случае формальные и неформальные роли соответствуют друг другу по указанным выше параметрам дополнительности и взаимности. По мере нарушения этих принципов взаимодействия требования формальных и неформальных социальных ролей могут вступать между собой в конфликт.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность» в гуманитарных науках?

  2. Дайте понятие личности и раскройте ее структуру.

  3. В чем динамика личности как субъекта и объекта социальных отношений.

  4. Какова типология личности в социологии?

  5. Определите структуру личности по К.К. Платонову.

  6. Дайте характеристику традиционалистскому, реалистическому, гедонистическому, идеалистическому, фрустрированному типам личности.

  7. Какие характеристики определяют сознательно-волевое начало личности?

  8. Какие характеристики входят в ценностные ориентации личности?

  9. Что такое социализация личности?

  10. Каковы основные этапы социализации?

  11. В чем отличие социализации взрослых и детей?

  12. Что такое ресоциализация?

  13. Что такое социальные статус и роль?

  14. В чем проявляются социальные статусы и роли как функции общественного разделения труда?

  15. Как взаимосвязаны права, обязанности, ответственность, деятельность личности?

  16. Дайте определение статуса и раскройте его структуру.

  17. Что такое главный статус, личный и социальный статусы, прирожденный, приписываемый, достигаемый и смешанный статусы?

  18. Что такое ролевой набор и какова его структура?

  19. В чем отличие социальной роли и имиджа?

  20. Каковы характеристики социальной роли по Т. Парсонсу?

  21. Что такое внутриролевой конфликт?

  22. Что такое межролевой конфликт?

1См.: Социология, основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.174-175.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *