Термин способность: Способности — Википедия – СПОСОБНОСТЬ это что такое СПОСОБНОСТЬ: определение — Психология.НЭС

Автор: | 05.06.2018

Основные термины. Психология общих способностей

Основные термины

Академический интеллект (academicintelligence) – способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего интеллекта.

Биологический интеллект (biologicalintelligence) – врожденная составляющая общего интеллекта. В основе его лежат особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системы (Г. Айзенк).

Валидность теста (validity) – важнейшая характеристика доброкачественности теста – пригодности его измерять то свойство, для измерения которого он предназначен.

Вербальный (verbal) – словесный, относящийся к словесному материалу. Выделяются вербальные способности оперировать словесным материалом, а также

вербальный интеллект (см.).

Вербальный интеллект – способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательство и т. д. Выделяется как относительно самостоятельная составляющая структуры интеллекта в ряде иерархических и факторных моделей (Д. Векслер, Ч. Спирмен). Сходные по содержанию понятия: семантический интеллект, лингвистический фактор.

Визуализация (visualization) – процесс перекодировки словесного или символического материала в пространственно-зрительные представления. Фактор визуализации выделен в структуре интеллекта Р. Б. Кэттеллом.

Врожденная умственная отсталость или врожденное слабоумие (primarymantaldeficiecy) – низкий уровень интеллектуального развития, детерминированный наследственностью или пренатальной травматизацией. Проявляется в задержках темпа развития, низкой скорости и продуктивности мышления, слабой обучаемости.

Вундеркинд (Wunderkind, нем. – чудо-ребенок) – термин, который использовали в XVIII-XIX веках для характеристики детей, проявлявших исключительную одаренность (например, В.-А. Моцарт). В настоящее время в научной литературе не употребляется.

Гениальность – высший уровень проявления творческих способностей, является общественной оценкой достижений личности.

Групповые факторы интеллекта – интеллектуальные способности, занимающие промежуточное положение по уровню обобщенности между общим интеллектом и специальными факторами (первичными умственными способностями, Л. Терстоун). Чаще всего выделяют пространственный, математический и вербальный факторы. Впервые обнаружены Ч. Спирменом.

Дивергентные способности (divergence), дивергентные операции, дивергентное мышление – термины, введенные Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи. Дивергентные способности являются основой креативного мышления и противопоставляются

конвергентным способностям (см.).

Дисперсия – статистическая мера вариативности какого-либо признака, главная характеристика отклонения значений признака от его средней величины.

Дифференциальная психология – раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин введен В. Штерном в 1900 году.

Доминантность (фактор Е) – фактор модели личности, предложенный Р. Б. Кэттеллом. Измеряется оценками опросника 16PF. При низких оценках человек застенчив, безропотен, почтителен, покорен до полной пассивности. При высоких оценках человек властен, независим, самоуверен, упрям до агрессивности.

Задатки – врожденные генетически детерминированные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, являются предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов). Понятие широко используется в отечественной дифференциальной психофизиологии.

Закон нормального распределения – функция плотности вероятности (р(х)) от некоторой величины (х). Кривая нормального распределения имеет одну вершину и симметрична относительно нее. Впервые использована для описания зависимости между уровнями интенсивности признака и частотой их встречаемости в середине XIX века Кэтле и Гальтоном. Аналитическое выражение для закона нормального распределения предложено Гауссом. Широко используется в математической статистике. Распределение большинства биологических, антропологических и психических свойств подчиняется нормальному закону.

«Идеальный интеллект» – идеализированное представление об интеллекте, которое автор теста использует при его конструировании. Чаще всего под ним подразумевается некоторая структура, способная осуществлять формальнологические операции.

Имплицитная обучаемость – способность обучаться без целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося.

Имплицитная теория способностей (обыденная теория способностей, субъективная модель интеллекта) – система знаний о способностях людей, представленная в индивидуальном или групповом сознании; детерминирует самооценку индивидом своих способностей и оценки способностей других людей.

Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое) – неповторимость, уникальность человека, глубинный уровень иерархической организации психических свойств человека (Б. Г. Ананьев).

Интеллект (от лат. intellectus – понимание и познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Интеллект кристаллизованный (cristullized) или «связанный интеллект» – интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта, сводится к системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом.

Интеллект общий (general) (фактор общей умственной энергии, генеральный фактор, генеральный интеллект) – умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности. Концепция общего интеллекта предложена Ч. Спирменом.

Интеллект социальный (social) – способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей. Термин предложен Дж. Гилфордом. Г. Айзенк дал другую трактовку этому термину. Он понимает социальный интеллект как результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. В научной литературе чаще используется определение Гилфорда.

Интеллект текучий, «свободный», «флюидный» (fluid) – врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления. Входит в состав общего интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом. Уровень снижается в процессе старения.

Интеллектуал – в обыденном значении этого слова человек, обладающий большой эрудицией и высоким уровнем культуры. В психометрике – индивид, обладающий высоким или сверхвысоким уровнем интеллекта по результатам тестирования.

Интеллектуальная продуктивность – 1) уровень достижений в интеллектуальной профессиональной деятельности; 2) успешность решения интеллектуальных тестов, характеризующаяся скоростью, правильностью ответов и сложностью решенных задач.

«Интеллектуальный диапазон» (точнее было бы сказать: «диапазон продуктивности») – прогноз вариаций индивидуальных достижений испытуемого в какой-либо деятельности, определяемый уровнем его интеллекта.

Интеллектуальный климат – параметр, характеризующий уровень интеллектуального взаимодействия в малой группе, чаще всего – в семье; зависит от уровня интеллекта членов семьи, числа детей в семье, их разницы в возрасте и т. д. Термин предложен Р. Зайонцем.

Интеллектуальный порог – уровень общего интеллекта, необходимый для овладения деятельностью и достижения требуемой продуктивности.

Интенсивность внутренней духовной жизни (фактор М) – один из факторов теории личности Р. Б. Кэттелла. При высоких значениях фактора личность обладает развитым воображением, творческим потенциалом, ориентацией на внутренний мир. При низких значениях фактора человек ориентируется на внешнюю реальность, следует общепринятым нормам, излишне внимателен к мелочам.

Интуиция – процесс бессознательного решения интеллектуальной задачи, сопровождается переживанием «безусловной правильности» решения.

Информационная обогащенность микросреды – разнообразие среды развития ребенка, включает в себя разнообразие аудиовизуальной информации, наличие большого количества ответоспособных игрушек, сложность индивидуального пространства, а также широкий диапазон социальных контактов со взрослыми и сверстниками.

Кластерный анализ – одна из процедур многомерного анализа данных, позволяет группировать объекты в классы на основе множества показателей, так что объекты, входящие в один класс, более сходны друг с другом, чем с объектами других классов.

Когнитивная психология – направление современной психологии, возникшее в 60-х годах, представители которого рассматривают психику как систему переработки информации, то есть с позиции информационного подхода.

Когнитивный (cognitive) – познавательный, имеющий отношение к познанию. Когнитивные способности – познавательные способности.

«Когнитивный класс» – социальная страта, представители которой характеризуются определенным уровнем интеллекта, значимо отличающимся от уровня интеллекта представителей других страт, а также социально-экономическими достижениями, которые обусловлены уровнем интеллекта.

Когнитивный стиль – индивидуальный способ переработки информации человеком.

Конвергентные способности (convergenceabilities) – способность правильно и быстро находить единственно верное решение, основная составляющая психометрического интеллекта. Термин «конвергентное мышление» введен Дж. Гилфордом.

Конструкт – субъективная шкала, представлена в психике индивида парой противоположных признаков; с помощью конструкта человек оценивает, анализирует и классифицирует явления и объекты. Термин принадлежит Дж. Келли.

Корреляция – статистическая мера связи двух или более признаков. Коэффициент линейной корреляции характеризует знак и величину этой связи; чем больше абсолютная величина коэффициента линейной корреляции, тем ближе связь к линейной функциональной зависимости.

Коэффициент интеллекта (IQ) – показатель интеллектуального развития индивида; определяется отношением умственного возраста к хронологическому. Формула для расчета IQ предложена В. Штерном.

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Латентное свойство – психическое свойство, которое нельзя измерить непосредственно при тестировании, но можно выявить в результате анализа структуры связей между измеримыми параметрами поведения.

Леворукость – врожденное или вынужденное пользование левой рукой; врожденная леворукость может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития.

Лонгитюдное исследование – длительное многолетнее изучение одних и тех же испытуемых, проводится для выявления закономерностей индивидуального развития, широко используется в психогенетике.

Математический (он же формальный) интеллект 1) в узком смысле – фактор N в модели интеллекта Л. Терстоуна, измеряется тестами на скорость и точность вычислений и успешность решения математических задач; 2) в широком смысле – способность к интеллектуальной деятельности в математике, положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта.

Метакогниции – система мотивационных, регуляторных механизмов и механизмов принятия решения, внешних по отношению к когнитивным процессам, но обеспечивающих регуляцию познавательной деятельности и проявление интеллектуальных способностей при решении задач (А. Пажес, Р. Стернберг).

Метод семантического дифференциала (от греч. semantcos – обозначающий и лат. differentia – разность) – метод изучения субъективной семантики; является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования – субъективной количественной оценки объектов.

Модель интеллекта – теоретическое представление об интеллекте, основная составляющая психологической теории интеллекта, которая формулируется тем или иным автором.

Мультифакторные модели интеллекта – концепции, в которых структура интеллекта представлена как совокупность относительно независимых умственных способностей; существование общего фактора отрицается. Наиболее популярна модель Л. Терстоуна, разработавшего теорию и алгоритм мультифак-торного анализа.

Мышление – обобщенное и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.

Надежность теста – постоянство и устойчивость результатов тестирования.

Невербальный интеллект – способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями. Термин широко используется в психологии и диагностике способностей. Д. Векслер предложил эквивалентный термин – интеллект действия.

Нейротизм – свойство темперамента, характеризующее уровень эмоциональной устойчивости, впечатлительности и тревожности личности, противоположный полюс этого свойства – стабильность. Термин предложен Г. Айзенком.

«Новая биология интеллекта» или «жесткий путь» (hardway) – научное направление в области психологии интеллекта. Представители этого направления изучают нейрофизиологические и биохимические факторы, определяющие индивидуальные различия в уровне и структуре интеллекта, а также генетическую детерминанту интеллекта. Глава направления – Г. Айзенк.

Обучаемость – общая познавательная способность, проявляется в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и выполнения учебной деятельности. Оценивается с помощью тестов обучаемости, положительно коррелирует с общим интеллектом.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность общая – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов.

Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти.

Парциальные факторы – специфические факторы интеллекта, отвечающие за способности решать отдельные типы задач, связаны со свойствами определенных зон коры больших полушарий головного мозга.

«Первичная» креативность (она же «общая» креативность) – общая способность к творчеству, развивающаяся у детей до 6-7 лет под влиянием благоприятных факторов среды.

Поведенческий интеллект (он же – смысловой) – способность понимать смысл поведения других людей, оценивать реальные ситуации общения, вести себя адекватно ситуации. Предшествует развитию других форм интеллекта. Проявляется уже у детей 1-2 лет до овладения речью.

Подражание – непосредственное усвоение путем наблюдения и воспроизведения человеком движений, действий, поведения других людей.

Потенциальная креативность – термин, употребляемый рядом авторов для характеристики врожденных предпосылок креативности.

Праксиметрия – измерение параметров индивидуальной и групповой деятельности: скорости и точности выполнения действий и операций, последовательности действий, способов действий, продуктивности деятельности и т. д.

Пространственные способности или пространственный интеллект, пространственный фактор (spacefactor) – способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя два подфактора: скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве. Впервые выделен Л. Терстоуном.

Психогенетика – область психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды на развитие психических свойств человека. В зарубежной научной литературе чаще используется термин «генетика поведения» (behavior genetics).

Психометрика (иначе – психометрия) – раздел математической психологии, посвященный теории психологических измерений, методам обработки психологических данных, конструирования и валидизации психологических тестов.

Психометрический интеллект (measuredintellegence) – способность индивида, измеряемая тестами интеллекта, проявляется в поведении и деятельности; его уровень детерминируется взаимовлиянием наследственности и среды; в психометрическом подходе отождествляется с общим интеллектом. Термин предложен Г. Айзенком.

Слабоумие старческое, или сенильная деменция (seniledementia) – резкое снижение уровня интеллекта, нарушение процесса мыслительной деятельности, хранения и воспроизведения информации, обучаемости и адекватности поведения у некоторых людей преклонного возраста, проявляется при болезни Альцгеймера.

Социология интеллекта – раздел эмпирической социологии, изучающий влияние интеллектуального уровня социальных групп на их поведение и структуру общества, а также влияние общества на интеллектуальное развитие и социальную карьеру индивидов.

«Специализированная» креативность – способность к творчеству в определенной сфере человеческой деятельности (к литературному, музыкальному, научному творчеству и т. д.), развивается на основе общей креативности под влиянием опыта деятельности.

Способности (ability) – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).

Способности общие (generalabilities) – свойства психики как единой системы, детерминирующие успешность любой деятельности.

Способности специальные (specialabilities) – свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т. д.).

Способности специфические (specificabilities) или парциальные способности, частные способности, «первичные умственные способности» – способности, детерминирующие успешность решения отдельных типов задач (на запоминание, вычисление, представление и т. д.), в отличие от общей способности. Термин введен Ч. Спирменом.

Способность действовать в уме (СДУ) – общая способность, определяющая успешность любой мыслительной деятельности, обусловлена развитием внутреннего плана действия (Я. А. Пономарев). Значение понятия СДУ близко по содержанию к понятию общего интеллекта (по Ч. Спирмену).

Структура интеллекта – в факторных моделях интеллекта: число факторов интеллекта, система отношений между ними (зависимости – независимости, иерархия факторов и т. д.).

Тест – стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний при решении задач. Представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Термин предложен Дж. Кэттеллом.

Тест интеллекта – психодиагностические методики, предназначенные для выявления уровня интеллектуального развития индивида и определения особенностей структуры его интеллекта. Различаются монометрические тесты интеллекта и тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы.

Тесты достижений – тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков; конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.).

Тесты способностей – методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющие успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существуют тесты интеллекта, креативности, тесты специальных способностей, тесты общих профессиональных способностей.

Уровень интеллекта – показатель интеллектуального развития личности, оцененный посредством одной из шкал интеллекта и выраженный в стандартных баллах.

Фактор «когнитивной сложности» (или предельных когнитивных возможностей) – составляющая фактора общего интеллекта; вероятнее всего, зависит от степени дифференцированности физиологических процессов и структур, определяет успешность решения сложных и сверхсложных задач.

Фактор «скоростного интеллекта» – одна из составляющих фактора общего интеллекта, связана с индивидуальной скоростью переработки информации центральной нервной системы, определяет скорость и успешность решения задач независимо от их сложности.

Фактор общей «умственной энергии» по Ч. Спирмену – синоним термина «общий интеллект».

Факторный анализ – математический метод анализа данных, позволяющий перейти от матрицы корреляционных связей между переменными или объектами к выделению скрытых факторов, детерминирующих структуру этих связей и уровень выраженности переменных.

Феномен «детского творчества» – проявляется в раннем детстве на начальных стадиях овладения тем или иным культуральным кодом (словом, числом, изображением и т. д.) или видом деятельности: феномены детского словотворчества и раннего литературного творчества в 5-6 лет, изобразительного творчества, музыкального творчества и пр. Исчезает к подростковому возрасту, причины этого явления до конца не ясны.

«Числовой» (формально-символический) фактор – один из факторов в модели интеллекта Л. Терстоуна, определяет успешность решения логических, математических задач.

«Экологическая валидность» – валидность психологической методики, определяемая соответствием процесса совместной деятельности испытуемого и экспериментатора реальному процессу предметной деятельности испытуемого в обычной жизни, является одной из форм внешней валидности.

Эксплицитная обучаемость – способность к обучению, основанная на целенаправленных сознательных усилиях со стороны обучающегося.

Экстраверсия – свойство темперамента, определяющее направленность сознания и поведения личности на взаимодействие с внешним миром, расширение контактов с окружением; противоположный тип этого свойства – интроверсия, характеризующая направленность сознания личности на свой внутренний мир, сужение числа контактов с внешним окружением. Понятие предложено К. Юнгом, позже использовано в теории личности Г. Айзенком.

«Эффект Пигмалиона» – модификация поведения испытуемого в эксперименте под влиянием неосознанных действий экспериментатора, вызванных его стремлением подтвердить собственную гипотезу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

СПОСОБНОСТЬ — это… Что такое СПОСОБНОСТЬ?

  • способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • способность — Дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, дееспособность, работоспособность, кредитоспособность, правоспособность. Недюжинные способности.… …   Словарь синонимов

  • Способность —  Способность  ♦ Faculté    Врожденное или априорное качество, например способность чувствовать (чувствительность), способность мыслить (ум, рассудительность), способность желать, воображать себе что либо, вспоминать… Трудность состоит в том,… …   Философский словарь Спонвиля

  • СПОСОБНОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ, и, жен. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какие н. действия. С. двигаться. Пропускная с. железных дорог. •… …   Толковый словарь Ожегова

  • СПОСОБНОСТЬ — любое умение, возможность, сила или талант человека действовать или страдать. С. может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной. Тема С. затрагивается гл.обр. в двух разделах философии: в антропологии, при анализе меняющейся со… …   Философская энциклопедия

  • способность — Природная одаренность (при наличии определения употр. обычно во мн. числе). Блестящие, богатые, большие, врожденные, выдающиеся, изумительные, исключительные, многосторонние, незаурядные, необыкновенные, природные, разносторонние, редкие,… …   Словарь эпитетов

  • способность — 3.6.3 способность (capability): Умение осуществлять данную деятельность. Примечание Способность определяется рядом характеристик, описывающих функциональные аспекты производственных ресурсов или системы. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • способность — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? способности, чему? способности, (вижу) что? способность, чем? способностью, о чём? о способности; мн. что? способности, (нет) чего? способностей, чему? способностям, (вижу) что? способности, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • способность — вернулась способность • обладание, субъект, повтор лишить способности • обладание, непрямой объект, прерывание обладать редкой способностью • обладание обладать способностью • обладание получить способность • обладание, начало потерять… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • способность — • большая способность • великая способность • высокая способность • редкая способность • фантастическая способность • феноменальная способность …   Словарь русской идиоматики

  • СПОСОБНОСТЬ — это… Что такое СПОСОБНОСТЬ?

  • СПОСОБНОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ, способности, жен. 1. преим. мн. Природное дарование, склонность к усвоению чего нибудь, к занятиям чем нибудь. Человек с большими способностями. У него несомненные способности к математике. «Ну, и место это совсем не по моим… …   Толковый словарь Ушакова

  • способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • способность — Дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, дееспособность, работоспособность, кредитоспособность, правоспособность. Недюжинные способности.… …   Словарь синонимов

  • Способность —  Способность  ♦ Faculté    Врожденное или априорное качество, например способность чувствовать (чувствительность), способность мыслить (ум, рассудительность), способность желать, воображать себе что либо, вспоминать… Трудность состоит в том,… …   Философский словарь Спонвиля

  • СПОСОБНОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ, и, жен. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какие н. действия. С. двигаться. Пропускная с. железных дорог. •… …   Толковый словарь Ожегова

  • способность — Природная одаренность (при наличии определения употр. обычно во мн. числе). Блестящие, богатые, большие, врожденные, выдающиеся, изумительные, исключительные, многосторонние, незаурядные, необыкновенные, природные, разносторонние, редкие,… …   Словарь эпитетов

  • способность — 3.6.3 способность (capability): Умение осуществлять данную деятельность. Примечание Способность определяется рядом характеристик, описывающих функциональные аспекты производственных ресурсов или системы. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • способность — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? способности, чему? способности, (вижу) что? способность, чем? способностью, о чём? о способности; мн. что? способности, (нет) чего? способностей, чему? способностям, (вижу) что? способности, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • способность — вернулась способность • обладание, субъект, повтор лишить способности • обладание, непрямой объект, прерывание обладать редкой способностью • обладание обладать способностью • обладание получить способность • обладание, начало потерять… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • способность — • большая способность • великая способность • высокая способность • редкая способность • фантастическая способность • феноменальная способность …   Словарь русской идиоматики

  • способность — Толковый словарь Ушакова

    СПОС’ОБНОСТЬ, способности, ·жен.

    1. преим. мн. Природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь. Человек с большими способностями. У него несомненные способности к математике. «Ну, и место это совсем не по моим способностям.» Салтыков-Щедрин. «В службе заметили способности Александра и дали ему порядочное место.» Гончаров. Способность ребенка к языкам несомненна.

    2. Возможность, умение что-нибудь делать. «Лица потны, красны, неподвижны; способность их выражать что-нибудь парализована зноем.» Чехов. Он утратил всякую способность двигаться.

    | возможность, умение переживать и действовать в той или иной области психической жизни, свойственная живому существу (псих.). Душевные способности (воля, чувство, память и т.п.).

    3. только ед. Качество, свойство, состояние, дающее возможность производить те или иные действия, исполнять ту или иную работу (·книж.) «…Покупательная способность народных масс в условиях капитализма остается на минимально низком уровне…» Сталин. Платежная способность (то же, что платежеспособность). Пропускная способность.

    Источник: Толковый словарь русского языка Ушакова на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. способность — СПОСОБНОСТЬ -и; ж. 1. Возможность, умение производить какие-л. действия, делать что-л., осуществлять какую-л. деятельность, вести себя каким-л. образом и т.п. Мыслительная с. С. к размножению. С. двигаться. С. понимать и любить искусство. Толковый словарь Кузнецова
    2. способность — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
    3. способность — Способность, способности, способности, способностей, способности, способностям, способность, способности, способностью, способностями, способности, способностях Грамматический словарь Зализняка
    4. способность — СПОСОБНОСТЬ, и, ж. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какиен. действия. С. двигаться. Пропускная с. железных дорог. Толковый словарь Ожегова
    5. способность — способность I ж. 1. Природное дарование, склонность к усвоению чего-либо, к занятиям чем-либо. 2. Возможность, умение что-либо делать. 3. Состояние, качество, свойство, дающее возможность производить те или иные действия, исполнять ту или иную работу. Толковый словарь Ефремовой
    6. способность — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? способности, чему? способности, (вижу) что? способность, чем? способностью, о чём? о способности; мн. что? способности, (нет) чего? способностей, чему? способностям, (вижу) что? способности, чем? способностями, о чём?… Толковый словарь Дмитриева
    7. способность — • большая ~ • великая ~ • высокая ~ • редкая ~ • фантастическая ~ • феноменальная ~ Словарь русской идиоматики
    8. способность — СПОСОБНЫЙ — НЕСПОСОБНЫЙ Способность — неспособность Способные ученики — неспособные ученики. Способный к музыке мальчик — неспособный к музыке мальчик. ○ — И еще посмотри-ка, Потапов: кто есть классические (да и неклассические тоже) злодеи?… Словарь антонимов русского языка
    9. способность — См. способляться Толковый словарь Даля
    10. способность — орф. способность, -и Орфографический словарь Лопатина
    11. способность — -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться. Малый академический словарь
    12. способность — К ч е м у и н а ч т о. 1. к ч е м у (умение делать что-л.; природная склонность к чему-л.). Способность к размышлению. Способность к математике. 2. н а ч т о (готовность сделать что-л.). Способность на самопожертвование. Управление в русском языке
    13. способность — Спосо́бн/ость/. Морфемно-орфографический словарь
    14. способность — Природная одаренность (при наличии определения употр. обычно во мн. числе). Блестящие, богатые, большие, врожденные, выдающиеся, изумительные, исключительные, многосторонние, незаурядные, необыкновенные, природные, разносторонние, редкие, редкостные… Словарь эпитетов русского языка
    15. способность — Дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, дееспособность, работоспособность, кредитоспособность… Словарь синонимов Абрамова

    Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности.

    План ответа

    1. Понятие способностей.

      1. Понятие способностей.

      2. Виды способностей

      3. Показатели и характеристики способностей

    2. Диагностика и развитие способностей.

      1. Диагностика

        1. Измерение способностей Измерение творческих способностей

      2. Развитие

    3. Врожденное и приобретенное в развитии способностей.

    4. Способности и задатки.

    5. Понятие одаренности.

    1. Понятие способностей.

      1. Понятие способностей.

    Способности — индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности — понятие динамическое. Они формируются, развива­ются и проявляются в деятельности.

    Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

    Теплов выделял три главных признака способностей:

    1. индивидуально-психологические особенности отличающие одного человека от другого

    2. не всякие индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности.

    Понятие способности не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.

    В английском языке есть два термина для определения способностей: ability и capacity – обозначает врожденное качество, в то время как первый термин употребляется для обозначения приобретенного умения соответствующего capacity. Ability это навыки и умения, из этого следует что это не есть способности.

    Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Понятие врожденные задатки, не тождественно понятию наследственные задатки.

    Способность есть само по себе понятие динамическое, способное проявляться и развиваться только в рамках деятельности.

    Развитие способностей не прямолинейно, его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями (отношениями).

    Однако, не отдельные способности определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

    Неодостающая способность может быть компенсирована за счет развития других способностей.

    Эмпатия — Википедия

    Эта статья — об узком научном понятии. О более широком бытовом понятии см. Сочувствие.

    Эмпати́я (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания[1]. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

    Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

    Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так, в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания[2]. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

    С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности[3]. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению[4]. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее[5].

    Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра[1].

    В фантастических произведениях способность к эмпатии часто связывается (в разной степени) с теми или иными проявлениями экстрасенсорики, каковые доступны не всем людям. В основном, описанная там эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое[6][7]. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

    Выделяют следующие виды эмпатии:

    • Эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
    • Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
    • Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

    В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:

    • Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
    • Сочувствие — один из социальных аспектов эмпатии, формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека[8].

    Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером[9], который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства[4].

    Одно из первых[4] определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным»[10].

    Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие)[4].

    Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника[11].

    Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов в премоторной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета[12]. Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии[13][14][15][16][17].

    Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.

    Существует несколько опросников для измерения эмпатии. Наиболее современными являются «Empathy Quotient», разработанный в 2004 году С. Бароном-Коэном и С. Уилрайт[18] и его перевод «Уровень сопереживания»[19], приспособленный к русскоязычным выборкам В. Косоноговым[20].

    1. 1 2 Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.
    2. John L. Coulehan, Marian L. Block. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. — 5е издание. — Филадельфия: F. A. Davis Company, 2005. — 409 с. — ISBN 080361246X, ISBN 978-0803612464.
    3. ↑ Диагностика эмпатических способностей В. Бойко
    4. 1 2 3 4 Управление персоналом » Словарь » Эмпатия (рус.) (html) (недоступная ссылка). Пси-фактор. Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 30 апреля 2011 года.
    5. Ягнюк, Константин Владимирович. Природа эмпатии и её роль в психотерапии (рус.) (html). Русский Гуманитарный Интернет-Университет (1995). Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
    6. Моран, Дэниел Киз. Последний танцор = The Last Dancer. — АСТ, Ермак, 2004. — 640 с. — (Фантастический боевик). — 10 000 экз. — ISBN 5-93556-416-5.
    7. Азаро, Кэтрин. Инверсия Праймери. Укротить молнию = Primary Inversion. Catch the Lightning. — Армада, Альфа-книга, 2003. — 720 с. — (Золотая библиотека фантастики). — 8000 экз. — ISBN 5-17-018795-5, ISBN 5-9577-0038-X.
    8. ↑ Дефуа Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека. Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 — ISBN 978-3-659-52776-0, ISBN 3659527769
    9. Елеференко И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учётом рациональности эмпатии (рус.) (html) (недоступная ссылка). Журнал «Фундаментальные исследования». Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 25 марта 2013 года.
    10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с. — (Азбука-классика). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-352-02127-9, ISBN 5-352-01541-6.
    11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 5 изданий. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4.
    12. ↑ Giacomo Rizzolatti et al. (1996) Premotor cortex and the recognition of motor actions, Cognitive Brain Research 3 131—141
    13. ↑ Preston, S. D., & de Waal, F.B.M. (2002) Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1-72.
    14. ↑ Decety, J. (2002). Naturaliser l’empathie [Empathy naturalized]. L’Encéphale, 28, 9-20.
    15. ↑ Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
    16. ↑ Gallese, V., & Goldman, A.I. (1998). Mirror neurons and the simulation theory. Trends in Cognitive Sciences, 2, 493—501.
    17. ↑ Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50
    18. ↑ Baron-Cohen S., & Wheelwright S. (2004). The Empathy Quotient: An investigation of adults with Asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences. Journal of Autism and Developmental Disorders, 34, 163—175.
    19. ↑ Уровень сопереживания. Опросник. (неопр.).
    20. ↑ Kosonogov V. (2014). The psychometric properties of the Russian version of the Empathy Quotient. Psychology in Russia: State of the Art, 7(1), 96-104. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 4 января 2020. Архивировано 20 октября 2016 года.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *