стратегия поведения в конфликтной ситуации
Опросник Томаса – Килмана был переведён на русский язык, чтобы определять, насколько отдельная личность склонна к проявлению агрессии. Итак, тема этого материала — тест Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации». Эта методика рассчитана на выявление типа поведения испытуемого в любой конфликтной ситуации. Может применяться как при опросе подростков, так и взрослых мужчин и женщин. Тестирование может проходить в школах, институтах, частных компаниях, а также при поступлении в силовые структуры: армию, МВД, полицию.
Онлайн-тест
Онлайн-тест Томаса на конфликтность, устанавливает тип поведения в конфликте и даёт интерпретацию результата. В опроснике содержится двенадцать высказываний о поведении человека в ситуации конфликта. Вы выбираете тот вариант ответа, который наиболее вам близок. Тест выполняется в течение пятнадцати — двадцати минут.
Типы конфликтных ситуаций
Обычно общество воспринимает конфликты, как то, что нужно немедленно остановить, чтобы мирно сосуществовать. Решение конфликта должно приводить к тому состоянию, когда люди продуктивно работают (учатся, служат, выполняют другие задания) в состоянии полной гармонии с окружающим коллективом.
Время идёт и всё меняется, даже отношение к конфликтам в научной среде немного поменялось. На такую перемену могли повлиять два фактора.
- во-первых – осознание, что люди не могут избежать конфликтов, жить в полной идиллии для человечества недостижимая цель, хотя и желанная для многих.
- во-вторых – многие исследования показали, что конфликты вызывают не только отрицательные последствия, но и положительно сказываются на коллективе, когда не выходят за определённые рамки.
Томас считает, что нет смысла тратить время и ресурсы на то, чтобы полностью избавиться от конфликтов, нужно научиться контролировать их.
Психолог определил части конфликта, которые требуется изучить. Например: типы поведения при конфликтных ситуациях, какой вид людей наиболее активен и непримирим, как можно создать условия для выхода из любой спорной ситуации и т. п. Собственно, тест Томаса «стратегии поведения в конфликте» – это одна из частей его обширной работы.
Он описывает типы поведения людей в стрессах и конфликтах, используя два понятия: кооперацию и напористость.
- Кооперация – рассматривается как понимание человека, его готовность выслушать и принять точку зрения другого человека, который участвует в конфликте. Другими словами, это готовность идти на уступки.
- Напористость – это, противоположность кооперации. Напористость отмечает желание и способность человека постоять за свои убеждения и защищать свои интересы в споре.
Пять способов Томаса по урегулированию конфликтов
Отталкиваясь от этих двух измерений, он выводит несколько способов, которые могут справляться с конфликтами.
- Соревнование – способ спровоцировать у людей желание выиграть и обогнать соперников.
- Приспособление – способ противоположный соперничеству, желание принять интересы другого участника спора.
- Компромисс – путь переговоров, взаимных уступок, сдержек и противовесов.
- Избегание – заведомо пассивная ситуация, безучастие, безразличие к победе или поражению.
- Сотрудничество – лучший вариант при котором участники спора достигают своих интересов и никто не остаётся в проигрыше.
Из этого следует, что только избегание конфликтов не приносит никаких результатов. Да, человек не может проиграть, но и выполнения каких-либо своих пожеланий тоже ждать не стоит. При других видах всегда достигается какой-то результат. Полностью отрицательный результат возможен только при компромиссе, так как обе стороны идут на уступки ради разрешения конфликта. Полностью положительный результат даёт только сотрудничество.
Удачного вам тестирования!
Тест описания поведения К.Томаса
Тест К. Томаса позволяет выявить ваш стиль поведения в конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.
В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. Компромисс предполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности;
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
№ | Ответ «А» | Ответ «Б» | ||
---|---|---|---|---|
1 | Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. | ||
2 | Я стараюсь найти компромиссное решение. | Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. | ||
3 | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. | ||
4 | Я стараюсь найти компромиссное решение. | Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. | ||
5 | Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. | ||
6 | Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. | Я стараюсь добиться своего. | ||
7 | Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. | Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего. | ||
8 | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. | ||
9 | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. | Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. | ||
10 | Я твердо стремлюсь достичь своего. | Я пытаюсь найти компромиссное решение. | ||
11 | Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. | ||
12 | Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. | ||
13 | Я предлагаю среднюю позицию. | Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. | ||
14 | Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. | Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. | ||
15 | Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. | Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. | ||
16 | Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. | ||
17 | Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | ||
18 | Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. | ||
19 | Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. | Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. | ||
20 | Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. | Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. | ||
21 | Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. | Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. | ||
22 | Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. | Я отстаиваю свои желания. | ||
23 | Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. | Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | ||
24 | Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. | Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. | ||
25 | Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. | Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. | ||
26 | Я предлагаю среднюю позицию. | Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. | ||
27 | Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. | Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | ||
28 | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. | ||
29 | Я предлагаю среднюю позицию. | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий | ||
30 | Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. |
описание, интерпретация результатов. Стратегия поведения в конфликтной ситуации :: SYL.ru
У каждого человека случаются конфликтные ситуации, однако разные люди совершенно по-разному на них реагируют. Достаточно вспомнить своих знакомых и друзей: кто-то с визгами и воплями доказывает свою правоту и даже не слышит, что говорит ему оппонент, а другие, в свою очередь, приносят в жертву свои интересы и уступают в любых спорах и конфликтах. В этой статье мы рассмотрим, что такое тест Томаса и как правильно урегулировать любой конфликт.
Диагностика поведения личности
Для того чтобы определить, как себя ведет индивидуум в споре, существует специальный опросник. Он создан ученым К. Томасом в 1956 году для того, чтобы адаптировать солдат к мирной жизни. Однако данная система была настолько уникальна и полезна, что в 1972 году уже была признана интеллектуальным продуктом. Опросник носит название тест Томаса и применяется как в крупных, так и d мелких компаниях для развития потенциала сотрудников и повышения их коммуникабельности. Томас выделил 5 типов поведения: сотрудничество, соперничество, избегание, компромисс, приспособление. Как правило, каждый человек выбирает себе одну или несколько стратегий и успешно ними пользуется в течение всей жизни.
Двухмерная модель регулирования конфликтов
Тест Томаса – это методика, базирующаяся на двухмерной модели регулирования конфликтов. Первое измерение – это напористость. Характеризуется поведением личности, основанным на внимании только к своей персоне и игнорированием оппонента. Второе – полная противоположность первому, и поведение характеризуется вниманием ко второй стороне конфликта. Именно к этим двум измерениям относятся пять типов поведения в конфликтных ситуациях, описанные выше и используемые в такой методике, как тест Томаса.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется по специальным 60 утверждениям. Они делятся на 30 пар, и из каждой необходимо выбрать вариант (А или Б), который для тестируемого человека наиболее приемлем. Далее, исходя из таблицы с результатами, за каждый совпавший ответ необходимо в соответствующей колонке поставить себе 1 балл. Последним этапом в тестировании можно считать подсчет количества баллов по каждой стратегии. Та колонка, в которой наибольшее количество балов, и будет обозначать ту модель поведения, которую человек в конфликтных ситуациях использует чаще всего.
Рассмотрим все 5 типов моделей поведения и определим, какая же из них наиболее правильная.
Сотрудничество
Тест Томаса содержит 30 пар утверждений, в которых присутствуют ответы человека, готового к сотрудничеству. Например, второе утверждение ответ «Б»: «Я стараюсь уладить вопрос, учитывая не только свои интересы, но и другого человека». Такой ответ характерен именно для индивидуума, который старается прийти к альтернативе и учесть интересы обеих сторон. Это самая оптимальная модель поведения, которая должна присутствовать в каждом коллективе. Люди, готовые к сотрудничеству, всегда ищут поддержку у оппонента и стараются узнать, в чем состоят интересы другого человека. Определить, что человек себя ведет именно так, можно при помощи методики «тест Томаса». Стратегия поведения в конфликтной ситуации «сотрудничество» характеризуется спокойным и уравновешенным тоном, а также мирным диалогом. Такая модель поведения направлена на глобальное решение возникнувшего вопроса, а не на то, чтобы просто уладить конфликт. Более того, если решить проблему именно так, больше она не будет возникать, поскольку и той, и той стороне конфликта будет одинаково хорошо.
Соперничество
Совершенно обратная модель поведения — это соперничество. Здесь человек беспокоится только о своих интересах. Он уверен, что конфликт можно решить, лишь победив оппонента и выиграв спор. Ему могут принадлежать такие утверждения: «Я настойчиво добиваюсь своего», «Я стремлюсь достичь своего». Именно они и встречаются в методике «тест Томаса».
Типы поведения в конфликте все отличаются между собой, но именно соперничество выделяется особой напористостью и эгоизмом. Уладить конфликт при помощи такой модели поведения допустимо начальнику, когда требуется «жесткая рука руководителя». В семейных отношениях такой тип будет приносить боль и разочарование оппоненту.
Приспособление
Психологический тест Томаса помогает определить тип поведения человека в конфликтных ситуациях. И если в результатах получается, что человек использует модель «приспособление», это означает, что он в принципе избегает конфликтов. Ему легче уступить оппоненту, чем спорить с ним и доказывать что-то.
Как правило, у таких людей занижена самооценка и они не считают, что их интересы могут быть важны. Кроме того, хорошие взаимоотношения с оппонентом для них важнее, нежели решение спора. Проиграть спор – это не решение проблемы, а только откладывание ее.
Избегание
Некоторые люди склонны откладывать все дела и конфликты на потом. Как правило, их поступки они объясняют таким образом: «мне легче уступить другому, чем вступать в конфликт», «я стараюсь отложить вопрос на потом», «я не занимаю позицию, которая может вызвать споры». Именно такими будут ответы человека, применяющего модель «избегание», в методике «тест Томаса».
Интерпретация результатов по данному типу поведения одна из наиболее простых. Человек всячески избегает споров и конфликтов, не уступая при этом оппоненту. Примером может послужить ситуация, когда, не получив то, что индивидуум желает, он уходит и при этом обижается. На самом деле это способ избежать конфликта и обратить на себя внимание.
Компромисс
Описание теста Томаса содержит и еще одну очень важную и часто встречающуюся модель поведения, которая называется компромисс. Человек готов пойти на уступки, но при этом получив что-либо взамен. Многие считают, что это наилучший способ решения конфликтных ситуаций, однако это не совсем так. В результате такой модели поведения главный вопрос остается не решенным. Кроме того, оба участника спора являются зависимыми друг от друга, каждый задает себе вопрос: «Как мне угодить оппоненту, чтобы получить желаемое?» В результате хитростью человек добивается поставленной цели, однако вряд ли такая модель решает конфликт полностью. Очень часто данный тип поведения применяют по отношению к детям. Однако когда ребенок понимает, что родитель также зависит от его мнения, он начинает требовать больше, еще больше спорить и в итоге получает все, что захочет.
Правильная стратегия поведения
Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.
Это объясняется тем, что в каждой конкретной ситуации возможно применение той или иной. В некоторых ситуациях действительно необходимо промолчать, а иногда полезно согласиться и пойти на уступки. Все зависит от предмета спора и оппонентов. Любой конфликт позволяет людям лучше узнать друг друга, а поэтому стратегия «сотрудничество» считается самой оптимальной. В таком случае оба партнера получают то, чего на самом деле хотят, а в процессе решения вопроса они лучше узнают интересы друг друга. Вероятнее всего, в следующий раз ситуацию удастся решить уже намного быстрее, поскольку теперь люди уже хорошо узнали друг друга. Проблема состоит лишь в том, что не всегда получается сразу найти решение, которое бы устраивало обоих.
Именно по этой причине всегда нужно оценивать для себя важность сложившейся ситуации, и если предмет спора не является слишком глобальным, то допустимо уступить оппоненту. Умение справляться с конфликтами — очень важное качество, которое может пригодиться как в сфере работы, так и в семейной жизни.
Тест Томаса стратегия поведения в конфликте
Тест Томаса стратегия поведения в конфликтной ситуации – известнейшая методика анализа поведения в конфликте американских психологов.
Тест Томаса стратегии поведения в конфликте не просто определяет типичный стиль выхода из конфликта, но и дает возможность обдумать другие варианты разрешения ситуации и выработать тактику лучшей стратегии из пяти возможных.
Тест Томаса Килмана диагностирует стратегии:
1. Приспособление. Данный стиль следует сознательно выбирать в двух случаях. Когда предмет конфликта не очень важен для Вас, но очень важен для второй стороны конфликта и когда отношения с другой стороной гораздо важнее для Вас, чем предмет конфликта.
Теоретический пример с апельсином. Вы отдали апельсин своему другу.
Жизненный пример. Вы запланировали встречу с друзьями, с которыми давно не виделись. Но Ваша дочь просит посидеть с внуком, так как ей нужно уйти на собеседование. В этой ситуации Вы понимаете, что встреча с друзьями менее важна, чем возможность найти работу для Вашей дочери.
2. Уклонение/игнорирование. Самая подходящая стратегия в ситуации, когда предмет конфликта не очень важен Вам, а последствия его отстаивания для Вас не выгодны.
Теоретический пример с апельсином. Апельсин не достается ни Вам, ни второй стороне.
Жизненный пример. Вам может быть спокойнее проигнорировать хамство в Ваш адрес от пьяного пассажира общественного транспорта, чем ввязываться в открытый конфликт с ним. Или Вы обнаружили, что Вам не верно пробили чек в магазине на незначительную сумму. Но Вы понимаете, что, если вернетесь в магазин на машине, сумма на бензин будет выше, чем сумма, которую Вам вернут из-за ошибки кассира.
3. Соперничество/конкуренция. Применяется, когда для Вас очень важен предмет конфликта. У Вас есть силы, время, деньги на соперничество. Вторая сторона конфликта – человек, отношения с которым Вам не нужны и Вы считаете, что он обладает меньшими ресурсами, чем Вы и поэтому проиграет в конфликте.
Теоретический пример с апельсином. Вы купили последний апельсин в буфете, хотя слышали, что человек, стоящий в очереди за Вами, тоже планировал купить его.
Жизненный пример. Вы хотели бы зарегистрировать брак в красивое число. Но когда Вы пришли в ЗАГС, оказалось, что Вам и еще нескольким парам места на это число уже не осталось. Сотрудник ЗАГСа посоветовала съездить в соседний ЗАГС. Вы слышите, что другие пары вызывают такси, чтобы ехать туда. Поэтому быстрее ловите машину и оказываетесь в нужном ЗАГСе раньше них.
4. Компромисс. Применяется, когда отношения между сторонами конфликта важнее для обоих, нежели предмет конфликта. Поэтому каждая из сторон делает взаимные уступки, удовлетворяя свои интересы лишь частично, при этом сохраняя отношения.
Теоретический пример с апельсином. Вы хотели бы съесть целый апельсин, но делите его с другом пополам.
Жизненный пример. Одному из супругов предлагают работы в другом городе. Вы не хотите уезжать, так как здесь остаются Ваши родители и друзья. Но Вы понимаете на сколько это значимо для второй половины. Поэтому соглашаетесь на переезд с условием, что на новогодние каникулы, майские праздники и 2 недели в году в отпуске Вы проводите с родителями.
5. Сотрудничество. Предмет конфликта в этом случае – не поле битвы, а площадка для поиска решений, являющихся максимально выгодными обеим сторонам.
Теоретический пример с апельсином. Прежде чем делить апельсин, Вы озвучиваете другу, что хотели бы добавить его в салат и спрашиваете, какие планы на апельсин были у него. Если он планировал съесть его – то Вы делите апельсин пополам. Но, возможно, ему была нужна кожура для цукатов. И тогда каждый из Вас сможет на 100% удовлетворить свои интересы.
Жизненный пример. Ваша коллега по работе публикует на своей странице в социальной сети фотографию с корпоратива, где хорошо получилась она и не удачно Вы. У вас много общих друзей в соц. сети и Вам бы не хотелось, чтобы они видели Ваше не лучшее фото. Вы объясняете это коллеге и просите ее удалить фото. Она оставляет фото, удалив в фотошопе Вашу фотографию.
Тест Томаса на конфликтность не имеет правильных (хороших) и не правильных (плохих) результатов. Те стратегии, которые Вы выбираете чаще всего и та стратегия, которую Вы выбрали в конкретном случае можно оценивать только с точки зрения на сколько выбранный вариант наиболее эффективен в конкретной ситуации.
На нашем сайте Вы можете пройти тест Томаса онлайн.
Читайте также
Типичные вопросы на собеседовании: топ-8Эффективно пройденному собеседованию всегда предшествует тщательная подготовка: продумывание ответов на возможные вопросы работодателя о предыдущем опыте работе и мотивации
Тест Томаса — стратегия поведения в конфликтной ситуации
1.*
Мне удобнее, когда ответственность за разрешение конфликта или спорных вопросов на себя брал ближний, а не я ;
Я предпочитаю больше внимания обращать на те вопросы, где мы сходимся, нежели на те, в которых мы расходимся во мнениях.
2.*
Предпочитаю искать компромисс в любых случаях;
При разрешении конфликтов я стараюсь учитывать и те интересны, что есть у меня, и у ближнего.
3.*
Своего добиваюсь всеми силами;
Всегда стараюсь успокоить человека, если это сбережет отношения.
4.*
Всегда ищу решения, где есть компромисс;
Ради интересов ближнего я могу пожертвовать собственными;
5.*
Когда я улаживаю ситуации, где есть спор, я ищу у людей поддержку;
Не люблю бесполезную напряженность в отношениях.
6.*
Делаю все, чтобы не провоцировать неприятности;
Своего я добиваюсь старательно.
7.*
Предпочитаю откладывать решения конфликтных вопросов, если есть возможность решить их окончательно с ходом времени;
Если в конфликте мне предлагают удобный обмен, могу и уступить.
8.*
При расхождении мнений я все равно добиваюсь своего;
Сразу же стараюсь понять, какие интересы преследует человек, вступивший со мной в конфликт;
9.*
На мой взгляд, не стоит волноваться из-за разногласий;
Не ленюсь, чтобы получить свое.
10.*
Использую любые способы, чтобы своего в итоге добиться;
Умею придумывать компромиссы.
11.*
Быстро понимаю,что за интересы преследует человек, но мои мне важнее;
Успокаиваю людей ради сохранения хороших отношений.
12.*
Не люблю быть в такой позиции, что может вызывать споры;
Если кто-то мне идет навстречу, обязательно дам возможность быть при своем мнении.
13.*
Стараюсь искать среднюю позицию и активно ее предлагаю;
Все должно быть сделано по-моему, и я всегда на этом настаиваю.
14.*
Всегда сообщаю людям о своей точке зрения, интересуюсь их взглядами на проблему;
Я всегда обрисовываю плюсы моего взгляда человеку.
15.*
Ради сохранения отношений всегда стараюсь успокоить человека;
Не люблю напряжения в отношениях, потому могу и прогнуться под человека.
16.*Не люблю задевать чувства людей;
Всегда показываю людям плюсы своей позиции.
17.*
За свое борюсь до победного;
Для того, чтобы не было напряженности в конфликтной ситуации, я стараюсь делать все.
18.*
Если человек станет от этого счастливым, пусть себе настаивает на собственно мнении;
Тем, кто идет мне навстречу, разрешаю остаться при своем мнении.
19.*
Если развивается конфликт или спорная ситуация, сперва нахожу, что за интересы затронуты в чем состоит спорный вопрос;
Если есть возможность через время решить спорный вопрос, я откладываю его решение.
20.*
Если возникают разногласия, стараюсь сразу же их преодолеть;
Я ищу самое удобное сочетаний потерь и выгоды с человеком, с которым возник конфликт.
21.*
Если идут переговоры, проявляю искреннее внимания к потребностям ближнего и к тому, чего он хочет;
Все проблемы я стараюсь обсуждать прямо.
22.*
Ищу позицию, которая удобна и другому человеку, и мне;
Свои желания всегда стараюсь отстаивать.
23.*
Обычно я всегда озадачен удовлетворением желаний всех окружающих;
Ненавижу сам разрешать конфликтные ситуации, лучше, если их разрулят другие люди.
24.*
Если человеку кажется жизненно важной его позиция,мне проще пойти навстречу;
Стараюсь привести к компромиссам своих коллег и ближних.
25.*
Стараюсь доказывать людям плюсы собственных взглядов и обрисовываю их логику;
Если участвую в переговорах, проявляю максимум внимания к потребностям собеседника.
26.*
Мне удобно, если достигнута позиция посередине;
Желания окружающих стараюсь удовлетворять в любом случае.
27.*
Мне некомфортно, когда я оказываюсь в вызывающей спорные ситуации позиции;
Если это сделает человека счастливыми, пусть настаивает на своем.
28.*
Своего добиваюсь очень настойчиво;
При улаживании ситуации всегда ищу у людей поддержки.
29.*
Предпочитаю придерживаться средней позиции при компромиссах;
На мой взгляд, никакие разногласия не стоят нервов.
30.*
Не люблю задевать чувств ближнего;
Если возникает спорный вопрос, стараюсь занять позицию, при которой обе стороны конфликта могут добиться успеха.
Тест Томаса для оценки поведения в конфликтных ситуациях — МегаЛекции
Инструкция: «Вам предлагается опросник, составленный из утверждений, которые вам будут предъявляться парами. Внимательно читайте оба утверждения каждой пары и выбирайте то из них, которое больше соответствует Вашему поведению. Выбирая ответ представляйте себе типичные, чаще всего встречающиеся ситуации, и выбирайте тот ответ, который первым пришел вам в голову, а не тот, к которому вы пришли после долгого обдумывания. Поэтому не тратьте время на долгие размышления. Здесь нет «хороших» или «плохих» вариантов. Вы можете выбрать любой ответ из двух, какой к вам больше подходит. Но свой выбор нужно сделать обязательно, не оставляя пропущенных вопросов».
Таблица 2.
Принадлежность каждого утверждения к типу ОСК.
№ | А | Б | ОСК А /ОСК Б |
Обычно я не стремлюсь добиться своего. | Я часто отстаиваю свою позицию в споре. | Старт | |
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. | Избегание/ Приспособление | |
Я стараюсь найти компромиссное решение. | Я пытаюсь уладить спорный вопрос с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. | Компромисс/ Сотрудничество | |
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. | Соперничество/ Приспособление | |
Я стараюсь найти компромиссное решение. | Я стараюсь не задеть чувств другого человека. | Компромисс/ Приспособление | |
Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. | Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | Сотрудничество/ Избегание | |
Я стараюсь избежать неприятности для себя. | Я стараюсь добиться своего. | Избегание/ Соперничество | |
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. | Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться главного. | Избегание/ Кoмпрoмиcc | |
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. | Соперничество/ Сотрудничество | |
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. | Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. | Избегание/ Соперничество | |
Я твердо стремлюсь добиться своего. | Я пытаюсь найти компромиссное решение. | Соперничество/ Компромисс | |
Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. | Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. | Сотрудничество/ Приспособление | |
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. | Избегание/ Компромисс | |
Я предлагаю среднюю позицию. | Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. | Компромисс/ Соперничество | |
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. | Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. | Сотрудничество/ Соперничество | |
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. | Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. | Приспособление/ Избегание | |
Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. | Приспособление/ Соперничество | |
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | Соперничество/ Избегание | |
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. | Приспособление/ Компромисс | |
Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. | Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно. | Сотрудничество/ Избегание | |
Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. | Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. | Сотрудничество/ Компромисс | |
Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. | Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. | Приcпocoбление/ Сотрудничество | |
Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека. | Я отстаиваю свою позицию. | Компромисс/ Соперничество | |
Как правило я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. | Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | Сотрудничество/ Избегание | |
Еcли позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. | Я стараюсь убедить другoгo пойти на компромисс. | Приспособление/ Компромисс | |
Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. | Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого. | Соперничество/ Приспособление | |
Я обычно предлагаю среднюю позицию. | Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. | Компромисс/ Сотрудничество | |
Зачастую стремлюсь избежать споров. | Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | Избегание/ Приспособление | |
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Улаживая ситуация, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. | Соперничество/ Сотрудничество | |
Я предлагаю среднюю позицию. | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. | Кoмпрoмиcc/ Избегание | |
Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. | Приcпocoбление/ Сотрудничество |
Каждый ответ оценивается в один балл, который присваивается выбранному ОСК. Результаты теста представлены в виде столбчатой диаграммы, каждый столбик соответствует одному из пяти вариантов поведения.
Примеры протоколов (отчетов) по тесту Томаса
Пример 1. Испытуемый: М.С.П., 17 лет, муж., студент 1-го курса ТТИ ЮФУ.
База проведения исследования: ЦИОТ ЦППТ ТТИ ЮФУ.
Дата исследования: 20.11.2010, время: 10:52.
Ситуация исследования: учебный процесс.
Методика: тест Томаса. Направлен на определение типических способов реагирования в конфликтной ситуации, а также в групповой, командной работе.
Цель исследования: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации.
Результаты и их анализ
В ходе исследования были получены результаты, которыепредставлены на рисунках 1 и 2.
Анализ результатов
На рисунке 1 видно, что доминирующими стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются сотрудничество (10 баллов из 12) и компромисс (9 баллов из 12). Наименее выражен способ реагирования «Избегание.
Рисунок 2. Профиль смысло-эмоциональной значимости (СЭЗ) по тесту Томаса
Полученный профиль СЭЗ дает возможность проанализировать пиктополиграфические результаты испытуемого.
Проведем анализ полученного профиля СЭЗ (рис.2 ) по отдельным кластерам, то есть применяемым стратегиям поведения.
Наиболее значимая или актуальная стратегия поведения для испытуемого на момент обследования является «Соперничество», причем со знаком «минус». На уровне вектора X, который отражает когнитивный аспект, испытуемый испытывает относительно «Соперничества» сомнения и отношение негативно. Эмоциональное отношение (вектор Y) говорит о неприятии. По вектору Z, реакция не значима и неуверенная, что говорит о неготовности или нежелании действовать в данном направлении, сомнении в её эффективности. Интегральный показатель (XYZ) лишь подтверждает неприятие данной стратегии поведения испытуемым. Соотнеся пиктополиграфические результаты с результатами на рисунке 1, можно сказать о неадекватности восприятия неосознаваемых и осознаваемых представлениях по поводу проявления данной стратегии в своем поведении, мыслях, эмоциональных проявлениях.
Наименее значимая или неактуальная стратегия поведения – «Избегание». Здесь реакции не только не достоверны, но и имеют разнонаправленный характер.
Самой конструктивной стратегией поведения является «Сотрудничество». Реакции испытуемого по всем трем векторам на данный вид стратегии носят слабовыраженный характер, односторонне направлены. Однако, интегральный показатель приобретает значимость (p<0,05). Это может говорить о том, что у испытуемого есть представления о данной стратегии поведения. Можно сделать предположение (из наблюдений экспериментатора), что актуальность данной стратегии поведения ушла на второй план, в силу ситуации, которая являлась учебной. Несколько человек, в том числе и испытуемый стремились во чтобы то ни стало пройти тест на эгоскопе. Соотнеся пиктополиграфические результаты с результатами на рисунке 1, есть тенденции к адекватности восприятия своих мыслей, эмоциональных переживаний и их проявлений в поведении относительно данной стратегии поведения, а именно «Сотрудничество».
Что касается стратегии поведения «Компромисс», то реакции испытуемого говорят о какие-то представления о ней имеются (вектор Х), однако ни эмоционального отношения , ни готовности действовать в данном направлении не наблюдаются (Другие реакции незначимы. Кроме того, все реакции носят разнонаправленный характер). Пиктополиграфические и психологические результаты носят противоречивый характер.
«Приспособление». Хоть и реакции по векторам X и Y незначимы, их левосторонность в сочетании со значимой, правосторонней реакцией по вектору Z, говорит о том, что испытуемый с нежеланием приспосабливается при работе в команде. Либо жертвует своими интересами, чтобы избежать конфликта.
Выводы
Таким образом, учитывая условия проведения эксперимента, можно предположить, что поведение испытуемого в групповой команде или конфликтной ситуации будет носить скорее сотруднический характер с элементами приспособления. Также, испытуемый будет стараться избегать соперничества.
Пример 2. Испытуемый: Ч.М.Д., 29 лет, жен., магистрант 1-го курса ТТИ ЮФУ.
База проведения исследования: ЦИОТ ЦППТ ТТИ ЮФУ.
Методика: тест Томаса.
Цель исследования: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации. Выявление, насколько человек может быть склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, идет на их обострение.
Результатыисследования можно посмотреть на рис. 1, 2 и 3. Протоколы исследования находятся в базе данных в компьютере в психологическом центре.
Анализ результатов
Рисунок 1. Гистограмма результатов прохождения теста Томаса
На рисунке 1 видно, что ни один из способов реагирования в конфликтных ситуациях не является доминирующим. Из максимального количества баллов (12) по каждой шкале испытуемой удалось по трем шкалам набрать по 7 баллов – сотрудничество, избегание, приспособление, 5 баллов по шкале компромисса, 4 балла по шкале соперничества. Все способы реагирования выражено средне или слабо, что может быть объяснено либо смешанным стилем поведения в конфликтных ситуациях, либо
Рисунок 2. Профиль СМК испытуемой ЧМД
Количество одиночных смысловых кластеров совпадает с количеством шкал, т.е. способов реагирования в конфликтных ситуациях. Рассмотрим все по порядку.
Избегание конфликтных ситуаций имеет значимые показатели по когнитивному (Х=15, при р‹0,05) и эмоциональному (У=-10, при р‹0,05) компонентам, а именно, испытуемая принимает идею избегания конфликтов на ментальном уровне, но эмоционально относится к этому негативно, при этом поступает соответственно этой идее (хоть показатель и незначим статистически) – избегает конфликтных ситуаций на уровне действий (Z=20, при Р›0,05). Вероятно в данной ситуации, испытуемый испытывает внутренние противоречия по поводу избегания: хорошо это или плохо? Либо испытуемый не осознает, что ему это не нравится, возможно, не хочет осознавать.
Интересные пиктополиграфические результаты получились по результатам кластера «Сотрудничество». Испытуемый во всех отношения (Х, У, Z) относится негативно, при том, что показатели статистически значимые при р‹0,05.В связи с тем, что на протяжении всего теста выявился большой разброс значений, то можно предположить, что испытуемый еще не сформировал понятия о том, что такое сотрудничество в принципе, и как с ним обходиться.
На примере кластера «Приспособление» можно увидеть, как проявились незначимые значения по всем трем векторам, при этом можно сказать, что, в целом, испытуемая еще не определилась для себя, с понятие приспособление.
Зато эмоциональное отношение к компромиссу у испытуемой сформировано на высоком уровне значимости р‹0,001. При этом остается в раздумьях, что об этом думать и как действовать, возможно, что у испытуемой не сформировано понятие о компромиссе на ментальном и поведенческом уровне.
О соперничестве испытуемая тоже немного задумывается, хотя эмоционально реагирует на него положительно и даже предпринимает в этой области действия, т.е. проявляет соперничество, хотя далеко не всегда.
Рисунок 3. Интегральные показатели одиночных смысловых кластеров
В итоге можно сказать, что испытуемая не совсем адекватно оценивает свои стили реагирования в конфликтной ситуации. Она полагает, что чаще проявляет себя сотрудничающим, избегающим, приспосабливающимся человеком (рис. 1). На самом деле не видит сотрудничества позитивным, не действует в соответствии с этими принципами, противоречиво относится к избеганию конфликтных ситуаций, хотя не осознает этого. Наблюдается также положительные тенденции к соперничеству и компромиссу (рис. 3).
Наконец, хочется добавить, что реакции испытуемого на осознанном и неосознаваемом уровне неуверенные (большой разброс значений и низкие баллы при психологической диагностике). Поэтому сложно заявлять о каких-то четких, предпочитаемых способах реагирования в конфликтных ситуациях.
Картавенко Михаил Валерьевич
Чекина Анна Данииловна
Методические указания
к выполнению лабораторных работ №1, 2
Изучение устройства и принципов работы
приборов, реализующих метод ГРВ
по курсу «Информатика и ЭВМ в психологии»
Для студентов, обучающихся по направлению 030300 – Психология
и специальностям: 030301 – Психология,
080801 – Прикладная информатика в психологии
Ответственный за выпуск: Картавенко М.В.
Редактор
Корректор
ЛР№ 020565 от 23.06.1997 | Подписано к печати |
Формат 60х84 1/16. | Бумага офсетная |
Офсетная печать. Усл. п. л. – Уч.-изд. л. – | |
Заказ № Тираж 100 экз. | |
«С» |
Издательство Технологического института Южного федерального университета
ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44
Типография Технологического института Южного федерального университета
ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1
[M1]В работе следует заменить слова – программа, ПО – на названия программы для Эгоскопа.
ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЕШЬ — ПОМЕТЬ ЦВЕТОМ!!!
[M2]Подумай. Может быть это сделать как приложение в ЭЭГ, этот пункт на пол странички (с рис. 1), а в приложении расписать немного подробнее.
[M3]А.В. все время на такое ругается, когда не понятно, что это такое. Расшифруй
[M4]Аналогично
[M5]Думаю этот пункт следует серьезно расширить (или сделать как приложение). Смотри как сделано по ЭЭГ. Иначе многое непонятно.
и расписать немного подробнее. как приложение в ЭЭГ, этот пункт на пол странички, а в приложенн [M6]Нужно приложение, где это описано
[M7]???
[HM8]
В данном месте желательно подробнее.
Было бы удобно иметь приложение, в котором бы показывалось в виде набора действий, как надевать электроды.
[HM9]Смотри. Не понятно, в каком окне это делать. Возможно, стоит после открытия процедуры написать про то, в какое мы окно переходим. А то есть смысловой разрыв.
Полностью переписать абзац и пункт.
[HM10]Подробнее описать, что это такое, для чего это нужно? Что такое оптимальные параметры? Какие значение оптимальные, а какие нет???
[HM11]С описание как выйти в окно или поле, нужно и начинать описание программы.
[HM12]Тут не хватает приложения с описанием одевания электродов
[HM13]Пару предложение или подробное описание про ЭТО
[HM14]Словами описать особенности оптимальных и неоптимальных сигналов
[M15]???
[M16]???
[M17]Вопрос – где эта пиктограмма? В панели инструментов? В группе «ХХХ», расположенной в панели инструментов?
[M18]Пункт не согласован. Я поправил. Просмотри еще раз, постарайся сделать пологичнее
[M19]Например?
[M20]Что за файл? Откуда
[M21]Окна чего? Основного окна программы? Смотри самый первый комментарий
[M22]Подробнее
[M23]При помощи такого-то инструмента, с названием таким-то
А не с помощью пиктограммы
[M24]Определиться по тексту с названием ПО
[M25]Поправил. Попробовать описать проще
[M26]Мне кажется, тут нужно больше подробностей.
[M27]Как я и писал, это нужно описать
[M28]И все. Возможно тут надо описать это более подробно. Указать везде пункты типового проведения, которые нужно смотреть
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: