Типы гипотез: Можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению. – ВИДЫ, ТИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ. Психология: Шпаргалка

Автор: | 22.02.2021

Содержание

Можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению.

1.Гипотезы пер­вого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обо­снованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели.

2. Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнару­женных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основан­ные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание — в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»

3. Третий тип — эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотноситель­но какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая.

Вместе с тем основная особенность любых экспери­ментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы, т.е. сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

По содер­жанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями.

Проверка гипотез типа А — попытка установить истину: Существуют или не существуют феномены экстра­сенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.

Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измери­тельного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между про­цессами или обнаружение отсутствия таковой.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В — о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных пере­менных.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;



—конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная ги­потеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверя­ется только в лабораторном эксперименте;

— точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между еди­ничной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте. Проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

Напр. Чем больше решать логических задач тем выше уровень интеллекта

— экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая при­нимает максимальное (или минимальное) значение. Проверяется только в многоуровневом эксперименте;

Напр. Максимальный и минимальный раздражитель, определяющий порог чувствительности

— экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношени­ях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изме­нения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением не­зависимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

Напр. Сила нервной системы прямо пропорциональна порогу чувствительности

— экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отноше­нии между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

— комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) незави­симых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой; про­веряется только в факторном эксперименте.



Напр. Определение типов личности по Кеттелу.

 

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипоте­зы формулируются как предполагаемое решение проблемы.

Статистическая гипо­теза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Процедура статистической интерпретации данных сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия:

Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности.

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные ста­тистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регист­рируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр ха­рактеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, из­менчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а ста­тистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество стати­стических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения ос­новной — экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.

На следующем этапе происходит уточнение гипотезы и определение перемен­ных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Например, вопрос о том, что в большей мере — наследственность или среда — влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоретических предположений. Аналогично, если поставить проблему — какой ана­лизатор выполняет функцию интегратора сенсорной информации на ранних стади­ях развития психики ребенка, — ответ будет ограничен списком анализаторных систем и «нулевым» ответом («никакой»).

Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформу­лирована в виде импликативного высказывания: «Если… то…». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входя­щие в высказывание «если

А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А — управляться экспериментатором, а В — регистрироваться не­посредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сто­рона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реаль­ность всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором», или «промежу­точной переменной».

Психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами си­туации, воздействующими на психику испытуемого. Регистрируя независимую пе­ременную, он исходит из того, что между «переменной-модератором» и параметра­ми поведения существует функциональная (психорегулятивная) связь. Это основ­ная общая гипотеза — предпосылка любого психологического эксперимента.

Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровер­жение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Ис­следователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает ги­потезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли счи­тать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможно­сти обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.

Тема 4: Основные общенаучные исследовательские методы

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпири­ческие. Деление это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выде­лить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от тео­ретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в част­ности методы представления и обработки данных.

Отличие теоретических и эмпирических методов исследования

Теоретические Эмпирические
При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой ре­альностью, а с ее мысленной репрезентацией — представлением в форме умствен­ных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д. Теоретическая работа совершается «в уме». Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретиче­ских построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом.  
В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда идеализированный объект исследования (точ­нее — умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные), после чего, на основе логических рассуждений, анализируется его возможное поведение. Обрабатывая и интерпре­тируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоре­тик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном «во внешнем плане действия»: рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр.

Метод моделирования

Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследова­тель пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному», тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик поль­зуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

Для исследователя, применяющего моделирование, модель — аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести эксперименталь­ное исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недо­ступные экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент про­изводить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система, и человек как объект, напри­мер, ряда медицинских и психофармакологических исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности про­ведения исследования. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важных масштаб­ных искажений). Вместо того чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого

«биологические модели»: крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.

ВИДЫ, ТИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ. Психология: Шпаргалка

47. ГИПОТЕЗА: ВИДЫ, ТИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ

Гипотеза – это научное предположение, которое вытекает из теории. Оно является еще не подтвержденным и не опровергнутым. Теоретические гипотезы нужны для устранения внутренних противоречий в теории. Второй тип гипотез – предположения, которые выдвигаются для решения проблемы экспериментальным методом. Этот метод отличается тем, что он может основываться не на теории.

Исследователи различают: 1) научные гипотезы – это предполагаемое решение проблемы; 2) статистическая гипотеза – утверждение неизвестного параметра, который основывается на математической статистике. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации сравнения параметров. Гипотезы, которые не опровергнуты в эксперименте, превращаются в факты, законы.

Методы современной науки.1. При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме. В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда объект исследования подвергается различным испытаниям на основе логических рассуждений. 2. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый работает непосредственно с объектом, а не с его символическим образом. В эмпирическом исследовании ученый работает с графиками, таблицами, но это происходит «во внешнем плане действия»: рисуются схемы, делаются расчеты.

Существует еще такой метод, как моделирование. В нем применяется метод аналогий, предположений, умозаключений; используется, когда нет возможности провести экспериментальное исследование. Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. Экспериментально исследуется «физическая модель». При исследовании с помощью «знаково-символической» модели объект реализуется в виде сложной компьютерной программы.

Среди общенаучных эмпирических методов выделяют: 1) наблюдение – организованное и определенным образом направленное восприятие исследуемого объекта, т. е. описание объекта. Наблюдение применяется, когда невозможно вмешиваться в процесс. Особенности – связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, эмоциональная окрашенность наблюдения, сложность повторного наблюдения; 2) эксперимент – проведение исследований в специально созданных условиях для проверки гипотезы о причинно-следственной связи. Эта ситуация называется экспериментальным воздействием. Эксперимент – это основной метод современного естествознания; 3) измерение проводится в естественных и искусственных условиях. В измерении исследователь не стремится повлиять на объект, а анализирует его характеристики объективно. Это своеобразная операция, благодаря которой видам приписываются числа, а также эмпирический метод, который может позволить выявить свойства объекта с помощью взаимодействия объекта с измерительным прибором.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Гипотеза. Виды гипотез | Учеба-Легко.РФ

Гипотезаэто научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто,

В методологии науки различают:

—         теоретические гипотезы и

—         гипотезы     как     эмпирические     предположения,     которые     подлежат экспериментальной проверке.

Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей.

Суть: Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодо­ления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам:

*фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и

*верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается).

Напомню, что:

—         принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно.

—         Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Нас интересует второй тип гипотез предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории.

Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению.

1.                                 Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для
проверки следствий конкретной теории или модели.

2.                                 Второй   тип   —   научные   экспериментальные   гипотезы,   также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих
теориях,   а   сформулированные   по   принципу   Фейерабенда:   «все подходит».  Их оправдание — в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»

3.                                 Третий   тип   —   эмпирические   гипотезы,   которые   выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является
афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом». После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора).

Вместе с тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы.

Суть: Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры.  Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:

А)явления;

Б) связи между явлениями;

В) причинной связи между явлениями.

Проверка гипотез типа А— попытка установить истину: «А был ли мальчик? Может, мальчика-то не было?» Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к рискуй при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.

Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например:

—          гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны.

Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа Во причинно-следственных связях.

В экспериментальную гипотезу включаются:

*независимая переменная,

 *зависимая переменная,

*отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

1.   -— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

2.   третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на  зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

5. — точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

4.      экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине
— предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение.  «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом
эксперименте;

5.        — экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изме­нения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

6.       — экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

7.        — комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об
отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) незави­симых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой; проверяется
только в факторном эксперименте.

Исследователи различают:

*научные и

*статистические гипотезы.

— Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы.

— Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует
перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений.

В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух:

—          основной и

альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации

данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия. h2 (гипотеза о различии) и Но (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия,

закономерности.

-Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утвержденияН1,

—          а второй— о принятии утверждения Но— об отсутствии различий [Гласе Дж., Стенли Дж., 1976].

Итак,

—          экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента,

—          а статистическая     для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.   То   есть   статистическая   гипотеза   необходима   на   этапе математической    интерпретации    данных    эмпирических    исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной
гипотезы.

—          Экспериментальная гипотеза — первична,

—          статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты тео­ретического знания о реальности.

—          факты,

—          закономерности,

—          законы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя.

Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — «генератора идей’1.

Подведем промежуточный итог.

Теорию  в  эксперименте  непосредственно  проверить  нельзя.   Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами.

Они должны быть:

*содержательными,

*операциональными (потенциально опровергаемыми) и *формулироваться в виде двух альтернатив.

*Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

Учебное пособие для юридических вузов

§ 2. Виды гипотез

Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:

а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности

Общая гипотеза — это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза — это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.

Так, например, в судебном исследовании предположение о преступле­нии в целом является общей гипотезой, а предположение, объясняющее от­дельную сторону преступления, например о путях проникновения преступ­ника в помещение, является частной гипотезой.

При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это де­ление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в кон­кретном государстве.

Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипо­тезы.

Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единствен­ным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза — это временное предположение или допущение, кото­рым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ста­вит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а слу­жит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и система­тизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Разновидностью частной гипотезы является версия.

Версия (от лат. versio — оборот, видоизменение; франц. version — пере­вод, истолкование) — одно из нескольких возможных, отличительное от дру­гих, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

Версией называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин «вер­сия» не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.

Логическая структура версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная гипотеза имеют между собой некоторые различия.

1. Предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества. Гипотезы создаются для объяснения значительных событий и яв­лений, обосновываются длительным наблюдением. Предметом версий явля­ются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные. При построении версии не ставится цель открыть ту или иную закономер­ность. Версия имеет более скромную познавательную задачу — объяснить отдельное, неповторимое единичное событие или единичный факт. Обосно­вывается версия сравнительно ограниченным кругом наблюдений.

2. Научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями. Версии выдвигаются и проверяются в сравнительно короткий период времени.

3. Научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть вы­двинуто несколько или всего одна. Версия в судебно-следственном исследовании, например, одна существовать не может. По каждому уголовному делу, по каждому отдельному обстоятельству должно быть выдвинуто несколько версий; здесь нельзя ограничиваться выдвижением и доказательством какой-то одной, пусть, представляющейся и самой вероятной версии.

4. Версия в судебно-следственном исследовании отличается от научной гипотезы также тем, что при выдвижении и доказательстве версии руководствуются не только логическими законами, но и законами юридическими. Факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов.

По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной. Объяснительная гипотеза — предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Такими являются, например, гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углуб­лением имущественной дифференциации населения в регионе; о причинно-следственной зависимости уровня преступности, связанной с подпольным изготовлением алкогольной продукции, и изменений государственной по­литики в области торговли спиртными напитками.

Таким образом, использование гипотез в теории и практике имеет боль­шое значение для юристов. Гипотеза является формой развития научных знаний. С точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме абстрактного мышления: понятию, суждению или умозаклю­чению, а включает в свой состав все эти формы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тема 5. Научная проблема. Гипотезы исследования: виды, типы, содержание

Началом любого исследования является постановка проблемы. Проблема – это вопрос, на который у человека еще нет ответа, и требуется найти ответ в виде нового для человека знания. В отличие от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Проблема должна быть операционализирована, в этом случае из формулировки видны средства и способы решения проблемы. Выделяют следующие этапы поиска и формулирования проблемы:

  1. выявление нехватки в научном знании о реальности. В науке формулирование проблемы начинается с обнаружения нехватки знаний в описании или объяснении реальности. Способность обнаружить существующие пробелы в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя;

  2. описание проблемы на уровне обыденного языка. Второй этап создает предпосылки для выбора конкретной области науки, средствами которой будет решаться проблема;

  3. формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Оно определяет область поиска ее возможных решений, то есть средствами какой науки будет решаться обнаруженная проблема.

Формулировка проблемы в неявном виде содержит гипотезу исследования. Это означает, что в самой формулировке проблемы дается предполагаемый ответ на поставленный вопрос, то есть гипотеза. Гипотеза – это научное предположение, представляющее собой возможный ответ на вопрос, содержащийся в формулировке проблемы, истинность которого необходимо доказать. Формулировка гипотезы должна быть операционализирована.

В зависимости от уровня познания, которому соответствует гипотеза, различают следующие виды гипотез:

  • теоретические гипотезы, выдвигаемые для устранения существующих в теории внутренних противоречий либо для преодоления рассогласования теории и экспериментальных данных;

  • экспериментальные гипотезы – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования;

  • эмпирические гипотезы, которые проверяются эмпирическим путем и являются основой построения эмпирического знания.

Процесс выдвижения гипотез является основным и наиболее творческим этапом научного исследования. В его основе лежат имеющиеся теоретические разработки в области изучения выбранной проблемы, накопленные эмпирические сведения, а также опыт и интуиция исследователя, его здравый смысл. В зависимости от того, что из перечисленного выше является источником происхождения гипотезы, различают три типа научных гипотез:

  • дедуктивные гипотезы, которые представляют собой следствия из некоторых общих теоретических положений;

  • индуктивные гипотезы, которые представляют результат обобщения некоторой совокупности эмпирических данных;

  • интуитивные гипотезы, являющиеся результатом неосознаваемой познавательной деятельности исследователя, его интуиции.

Количество и качество выдвигаемых исследователем гипотез определяется не только его креативностью, но, прежде всего, широтой и глубиной переработки имеющегося теоретического и эмпирического материала, накопленного наукой.

По содержанию гипотезы можно разделить на три вида: 1) гипотезы о наличии явления; 2) гипотезы о связи между явлениями; 3) гипотезы о причинной связи между явлениями.

Полученные в экспериментах выборочные данные всегда ограничены и носят в значительной мере случайный характер. Использование математической статистики позволяет производить анализ таких данных и оценить возможность обобщения закономерностей, полученных на выборке, и распространения их на генеральную совокупность.

Формальное предположение о случайности или не случайности сходства (или различий) характеристик объектов или связей между ними, носит название статистических гипотез.

Процедура проверки случайности или не случайности различий между переменными или связей между ними предполагает формулирование двух статистических гипотез – нулевой гипотезы (H0) и альтернативной гипотезы1).

Принято считать, что нулевая гипотеза H0 – это гипотеза об отсутствии различий или связей между переменными, а альтернативная H1 – гипотеза о наличии различий или связей между переменными. Проверка статистических гипотез состоит в вычислении некоторого статистического критерия по полученным эмпирическим данным и его сравнении с критическим значением, определяемым по соответствующим таблицам математической статистики. Если эмпирическое значение критерия меньше табличного, то принимается истинность гипотезы H0. Эта гипотеза отвергается, если эмпирическое значение критерия равно табличному значению критерия или больше него.

При проверке статистических гипотез неизбежен риск принять ложное решение. Различают два рода ошибок, которые возможны при принятии статистических решений:

  • ошибка 1-го рода – принимается решение отклонить гипотезу H0, которая в действительности оказывается верной;

  • ошибка 2-го рода – принимается решение принять гипотезу H0, хотя в действительности она является неверной.

Вероятность ошибочного отклонения H0 – это уровень значимости. Другими словами, уровень значимости – это вероятность ошибки первого рода при принятии решения. Для обозначения этой вероятности, как правило, употребляют либо греческую букву , либо латинскую букву p. Стандартные уровни статистической значимости: низший уровень – p = 0,05; достаточный уровень – p = 0,01; высший уровень – p = 0,001. При статистическом анализе экспериментальных данных психолог в зависимости от задач и гипотез должен выбрать необходимый уровень значимости.

Таким образом, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. Экспериментальная гипотеза – первична, а статистическая – вторична.

Формулировка принятия решения заключается в выборе соответствующей гипотезы H0 или H1.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

8 типов исследовательских гипотез (с примерами) / наука | Thpanorama

Гипотеза определяет возможные характеристики переменных и отношения, которые существуют между этими переменными. Все научные исследования должны начинаться с одной или нескольких гипотез, предназначенных для демонстрации.

Гипотеза — это предположение, которое может быть подтверждено научными исследованиями. Другими словами, гипотезы являются постановкой проблемы: они устанавливают возможные связи между переменными.

Есть много разных способов классификации гипотез в соответствии с разными критериями. Наиболее распространенным является то, что различает нулевые гипотезы, общие или теоретические гипотезы, рабочие гипотезы и альтернативные гипотезы. В свою очередь, внутри каждой категории определены разные подтипы..

индекс

  • 1 Гипотезы и научный метод
  • 2 Типы основных гипотез в научном исследовании
    • 2.1 — Нулевая гипотеза
    • 2.2 — Общие или теоретические гипотезы
    • 2.3 — Рабочая гипотеза
    • 2.4 — Альтернативные гипотезы
  • 3 Другие типы гипотез
    • 3.1 — Относительные гипотезы
    • 3.2 Условные гипотезы
  • 4 Возможные альтернативные классификации
    • 4.1 — Вероятностные гипотезы
    • 4.2 — Детерминированные гипотезы
  • 5 ссылок

Гипотеза и научный метод

В ходе научного метода постараюсь доказать обоснованность основной гипотезы. Это известно как рабочая гипотеза. Если желательно исследовать несколько вероятных гипотез, будут рассмотрены альтернативные гипотезы. В рамках рабочей гипотезы и альтернатив есть три подтипа: атрибутивная, ассоциативная и причинная гипотезы..

В отличие от рабочих и альтернативных гипотез, которые количественно определяют отношения между переменными, общие или теоретические гипотезы устанавливают концептуальные отношения между ними. С другой стороны, существует также нулевая гипотеза, которая определяет, что между исследуемыми переменными нет соответствующей связи..

Если достоверность рабочей гипотезы и альтернативных гипотез не может быть продемонстрирована, нулевая гипотеза будет принята как действительная. В дополнение к этому есть другие типы гипотез, такие как относительные и условные. Они также могут быть классифицированы в соответствии с другими критериями; Например, можно различать вероятностные и детерминированные гипотезы..

Типы основных гипотез в научном исследовании

-Нулевая гипотеза

Нулевая гипотеза предполагает отсутствие связи между переменными исследования. По этой причине это также известно как гипотеза неродственности.

Эта гипотеза будет принята, если исследование покажет, что рабочая гипотеза и альтернативные гипотезы не действительны.

пример

«Нет никакого отношения между цветом волос студентов и их академическими результатами».

-Общие или теоретические гипотезы

Общие или теоретические гипотезы — это те, которые сформулированы концептуально, без количественной оценки переменных..

Обычно эти гипотезы получаются в процессе индукции или обобщения, основанного на наблюдении за сходным поведением.

пример

«Чем больше часов учится студент, тем лучше получаются оценки».

К теоретическим гипотезам относятся гипотезы о различиях, которые определяют, что существует разница между двумя переменными, но не измеряют их величину. Например, «в университете количество национальных студентов превышает число иностранных студентов».

-Рабочая гипотеза

Рабочая гипотеза — это та, которую пытаются продемонстрировать или поддержать с помощью научных исследований..

Эти гипотезы могут быть проверены экспериментально, поэтому их также называют операционными гипотезами..

Как правило, они получены из вычета: на основе общих законов, которые конкретизируются в конкретном случае. Рабочая гипотеза может быть атрибутивной, ассоциативной или причинной.

— атрибутивный

Атрибутивная или точечная гипотеза описывает факты. Эта гипотеза используется для описания реальных поведений, которые измеримы и могут отличаться от других видов поведения. Атрибутивная гипотеза состоит из одной переменной.

пример

«Большинству студентов в университете от 18 до 23 лет».

— ассоциативный

Ассоциативная гипотеза устанавливает связь между двумя переменными. Если первая переменная известна, можно предсказать вторую.

пример

«На первом курсе вдвое больше студентов, чем на последнем».

— причинный

Причинная гипотеза определяет связь между двумя переменными. Увеличение или уменьшение первой переменной определяет увеличение или уменьшение второй переменной. Эти переменные называются «причиной» и «следствием» соответственно.

Чтобы продемонстрировать причинную гипотезу, необходимо определить наличие причинно-следственной связи или статистической связи. Это также можно продемонстрировать, исключив альтернативные объяснения. Формулировка этих гипотез имеет тип: «Да … тогда …».

пример

«Если студент изучает 10 дополнительных часов в неделю, то его оценки улучшаются на одно очко из десяти».

-Альтернативные гипотезы

Альтернативные гипотезы пытаются ответить на ту же проблему, что и рабочие гипотезы. Однако, как следует из их названия, они ищут возможные разные объяснения. Таким образом, можно проверить разные гипотезы в ходе одного и того же исследования..

Формально эти гипотезыанал

Типы гипотез в научных исследованиях (и примеры)

Существуют разные типы гипотез в научных исследованиях. , От нулевой, общей или теоретической гипотезы до дополнительной, альтернативной или рабочей гипотезы.

  • Статья по теме: «15 видов исследований (и их характеристики)»

Что такое гипотеза?

но, Что именно является гипотезой и для чего она нужна? Гипотезы определяют возможные характеристики и результаты, которые могут существовать между определенными переменными, которые будут изучаться.

С помощью научного метода исследователь должен попытаться проверить правильность своей первоначальной (или основной) гипотезы. Это то, что обычно называют рабочей гипотезой. В других случаях исследователь имеет в виду несколько дополнительных или альтернативных гипотез.

Если мы рассмотрим эти рабочие гипотезы и альтернативы, мы найдем три подтипа: атрибутивные, причинные и ассоциативные гипотезы. Общие или теоретические гипотезы служат для установления связи (отрицательной или положительной) между переменными, в то время как рабочая гипотеза и альтернативы — это те, которые эффективно количественно определяют эту взаимосвязь.

С другой стороны, нулевая гипотеза отражает тот факт, что между изучаемыми переменными нет заметной связи. В случае, когда невозможно подтвердить, что рабочая гипотеза и альтернативная гипотеза верны, нулевая гипотеза принимается как правильная.

Хотя вышеупомянутые считаются наиболее распространенными типами гипотез, существуют также относительные и условные гипотезы. В этой статье мы раскроем все типы гипотез и то, как они используются в научных исследованиях.


Для чего нужны гипотезы?

Любое научное исследование должно быть начато с учетом одной или нескольких гипотез это предназначено для подтверждения или опровержения.

Гипотеза — не более чем гипотеза, которая может быть подтверждена или нет научным исследованием. Другими словами, гипотезы — способ, которым ученые должны поставить проблему, устанавливая возможные отношения между переменными.

Типы гипотез, используемые в научном исследовании

Существует несколько критериев, которым можно следовать при классификации типов гипотез, используемых в науке. Мы будем знать их ниже.

1. Нулевая гипотеза

Нулевая гипотеза относится к тому, что нет никакой связи между переменными, которые были предметом исследования , Это также называется «гипотезой отсутствия отношений», но ее не следует путать с отрицательными или обратными отношениями. Просто изученные переменные, похоже, не следуют конкретному образцу.

Нулевая гипотеза принимается, если научное исследование приводит к гипотезе работы и альтернативы не наблюдаются.

пример

«Нет никакой связи между сексуальной ориентацией людей и их покупательной способностью».

2. Общие или теоретические гипотезы

Общими или теоретическими гипотезами являются те, которые ученые устанавливают до начала исследования и концептуально без количественной оценки переменных. Как правило, теоретическая гипотеза рождается из процессов обобщения посредством определенных предварительных наблюдений о явлении, которое они хотят изучить.

пример

«Чем выше уровень обучения, тем выше зарплата». В теоретических гипотезах есть несколько подтипов. Например, гипотезы о разнице указывают, что существует разница между двумя переменными, но они не измеряют их интенсивность или величину. Пример: «На факультете психологии учится больше студентов, чем студентов».

3. Рабочая гипотеза

Рабочая гипотеза используется для демонстрации конкретной взаимосвязи между переменными. через научное исследование. Эти гипотезы проверяются или опровергаются с помощью научного метода, поэтому иногда их также называют «операционными гипотезами». Как правило, рабочие гипотезы возникают из дедукции: основываясь на определенных общих принципах, исследователь принимает определенные характеристики конкретного случая. Рабочие гипотезы имеют несколько подтипов: ассоциативный, атрибутивный и причинный.

3.1. ассоциативный

Ассоциативная гипотеза определяет связь между двумя переменными. В этом случае, если мы знаем значение первой переменной, мы можем предсказать значение второй переменной.

пример

«В первый год старшей школы учится вдвое больше учеников, чем во второй год старшей школы».

3.2. атрибутивный

Атрибутивная гипотеза — это та, которая используется для описания событий, которые происходят между переменными. Он используется для объяснения и описания реальных и измеримых явлений.Этот тип гипотезы содержит только одну переменную.

пример

«Большинству бездомных от 50 до 64 лет».

3.3. причинный

Причинная гипотеза устанавливает связь между двумя переменными. Когда одна из двух переменных увеличивается или уменьшается, другая увеличивается или уменьшается. Таким образом, причинная гипотеза устанавливает причинно-следственную связь между изучаемыми переменными. Чтобы определить причинную гипотезу, необходимо установить причинную связь или статистическую (или вероятностную) связь. Также возможно проверить эту связь путем опровержения альтернативных объяснений. Эти гипотезы следуют предпосылке: «Если X, то Y».

пример

«Если игрок тренируется дополнительный час каждый день, его процент успеха в бросках увеличивается на 10%».

4. Альтернативные гипотезы

Альтернативные гипотезы пытаются предложить ответ на тот же вопрос, что и рабочие гипотезы. , Тем не менее, и как это можно сделать из его наименования, альтернативная гипотеза исследует различные отношения и объяснения. Таким образом, можно исследовать различные гипотезы в ходе одного и того же научного исследования. Этот тип гипотезы также можно подразделить на атрибутивные, ассоциативные и причинные.

Больше видов гипотез, используемых в науке

Существуют и другие типы не очень распространенных гипотез, но они также используются в различных типах исследований. Они следующие.

5. Относительные гипотезы

Относительные гипотезы свидетельствуют о влиянии двух или более переменных на другую переменную.

пример

«Влияние снижения ВВП на душу населения на число людей, имеющих частные пенсионные планы, меньше, чем влияние сокращения государственных расходов на уровень недоедания среди детей».

  • Переменная 1: снижение ВВП
  • Переменная 2: падение государственных расходов
  • Зависимая переменная: количество людей, которые имеют частный пенсионный план

6. Условные гипотезы

Условные гипотезы служат для указания того, что одна переменная зависит от значения двух других , Это тип гипотезы, очень похожий на причинную, но в этом случае есть две переменные «причина» и только одна переменная «эффект».

пример

«Если игрок получает желтую карточку и также получает предупреждение от четвертого судьи, он должен быть исключен из игры на 5 минут».

  • Причина 1: получить желтую карточку
  • Причина 2: быть предупрежденным
  • Эффект: быть исключенным из игры на 5 минут. Как мы видим, для возникновения переменной «следствие» необходимо не только выполнить одну из двух переменных «причина», но и то и другое.

Другие классы гипотез

Типы гипотез, которые

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *