Формирование учебной мотивации. Игры, тренинги, упражнения для школьников.
Приятные эмоции (позитив). Участники должны рассказать об уроке, на котором у них было максимально положительные эмоции, проанализировать почему так произошло. На доске фиксируются все причины позитива.
Блиц – предложение. Это работа с мячом. Тот участник, которому попадает мяч, должен назвать способ получения радости от урока. Ответить на вопрос: На этом уроке мне нравится….. (ребята отгадывают предмет)
Контролеры или активаторы мотивации.
Информационная часть. « что активизирует , усиливает учебную мотивацию?» (наказания. Лишения благ, материальные поощрения, принятие или благосклонность родителей, жесткие сроки, надзор –не являются активаторами или усилителями мотивации, это контролеры. Когда вас пытаются подвинуть на учебу таким образом, вы заставляете себя делать то, что считаете обязанным делать. Вы действуете не соответствие со своими потребностями, а по указке взрослых. В итоге, вы учитесь без желания и ваши способности не развиваются в полной степени, творческий потенциал не реализуется. Эксперименты показали, что когда испытуемым начинают платить за работу над интересными головоломками, они теряют интерес к ним. Итак, угрозы со стороны учителей, жесткие сроки, навязанные цели, надзор, оценки, подростки воспринимают как противоречащие их свободе и независимости, поэтому энтузиазм снижается. Когда вы чувствуете что находитесь под контролем или под давлением соревнованием, то и соревнование воспринимается как ограничение свободы.
Для того чтобы активизировать, усилить вашу учебную мотивацию,
во-первых, используете все свои умения и способности в учебе, совершенствуете их.
Во-вторых, стремитесь добиваться высоких результатов,
в третьих, — осознайте значимость учебы для вашей жизни и для жизни других людей.
Также необходима автономность – степень независимости в планировании своей учебной деятельности, в выборе способов выполнения заданий и обратная связь – информация о том, насколько ваша учеба эффективна (оценка).
Получилась формула учебной мотивации.
Показатель мотивирующего поведения = (разнообразие умений + стремление к успеху + значимость задания) * автономность *обратная связь.
Предлагаю вычислить каждому свой показатель мотивации. Единицу показателя оценить по 10 бальной шкале.
Техника «Проблемные вопросы»
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Волшебная таблетка от страха перед неудачами
«Я прошу устроиться поудобнее, несколько раз глубоко вздохните и выдохните и полностью расслабьтесь.
Представьте, что Вы приняли волшебную таблетку от страха перед неудачами. Теперь вы абсолютно не боитесь, что вас могут настигнуть неудачи, вы полностью уверены в своих силах, вы точно знаете, что добьетесь успеха во всем, что захотите. Вы полны сил, чтобы добиться любой учебной цели. Внутренним взором осмотритесь вокруг себя, где вы находитесь. Какие звуки вы слышите, какие запахи вы чувствуете? Как вы выглядите внешне? Сейчас вы пребываете в том мире, в котором оказались, вам предоставляется полная свобода в этом путешествии»
Предоставляю участникам возможность побыть в этом мире, где они не испытывают страх перед неудачами, самостоятельно в течение 5 минут «Сейчас вы будете постепенно возвращаться в эту комнату, но действие таблетки на этом не закончится, она будет действовать всегда. Страх перед неудачами исчез совсем»
Сказка «Швейная игла»
Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», — думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», — волновалась игла. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.
— Успокойся, — раздался чей-то голос. Это заговорила игольница.
— Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.
— Но я же опаздываю, — возразила игла.
— Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты всё успеешь!
На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее.
Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.
Статью подготовила педагог-психолог:
Костючик Татьяна Сергеевна
Тренинг мотивации
Тренинги по мотивации
Давно известно, что тот, кто больше всего хочет, добьется гораздо большего, чем тот, кто просто умеет. Тренинги по мотивации позволяют научиться сохранять настрой на результат, быть всегда в ресурсном состоянии, и чувствовать в себе уверенность справиться с любой задачей.
Проблема мотивации работников, была и остается одной из главных с тех самых пор, когда начали появляться первые организации. И если раньше идеально работала система кнута и пряника, а также простая финансовая мотивация, то сегодня за каждого полезного сотрудника компании приходится бороться. Более ценные работники, если их не мотивируют, очень быстро находят себе новое место работы. А что на счет тех, кто годами просиживает на одной должности, не имея ни любви к своей работе, ни мотивации? Такими тоже надо управлять правильно! Специально для этого и существуют мотивационные тренинги для персонала.
А что на счет простых людей в обычной жизни? Или предпринимателей, которые задумывают новый проект? Даже программисту, который работает из дома и домохозяйке, которая хочет перемен и поставила перед собой на 2015 год новые цели – не обойтись без сильной мотивации, для их достижения
Кого стоит обучать на тренингах по мотивации:
1) Руководителей младшего и среднего звена – именно их имеет смысл отправлять на данные тренинги в первую очередь, потому что они, управляя своими сотрудниками находятся на передовой, а одной только формальной власти недостаточно для мотивации и побуждения рядовых сотрудников на бизнес-подвиги. И единственными инструментами, которые могут помочь данным руководителям, являются мотивация и лидерство.
2) Руководителей высшего звена и топ-менеджеров – первые лица компании, в большинстве своем уже часто хорошо разбираются в базовых инструментах поведения своих подчиненных, и тем не менее люди такого ранга нуждаются как в систематизации своего опыта, так и в более тонких методиках, которые изучаются на тренинге по мотивации для руководителей высшего звена. Овладев данным инструментарием, такой руководитель становится способен одной мотивирующей беседой обеспечить выполнение бизнес-плана по целому региону, просто потому что нашел нужные слова и определил верные мотивы территориального директора.
3) Руководителей и специалистов службы HR, кадров, департамента по работе с персоналом – и хотя многие из них удивляются тому, что в данном перечне они находятся лишь на третьем месте, они должны понимать, что нельзя отнимать функцию мотивирования подчиненных у их непосредственных руководителей. Но и сами руководители никогда не смогут достигнуть 100% результата без профессиональной поддержки грамотных специалистов по управлению человеческими ресурсами.
4) Специалистов, менеджеров по продажам и их руководителей – просто необходимо регулярно направлять на тренинги по мотивации и самомотивации, потому что ни в какой другой сфере люди так быстро не выгорают, и не теряют столько эмоциональной энергии. Даже профессиональные продавцы и менеджеры, очень часто принимают любые проблемные ситуации очень близко к сердцу, относят претензии клиентов на свой счет, а если они еще при этом не получают должного внимания и признания своих заслуг со стороны компании, то мотивация таких работников испарится быстрее, чем их руководитель хотел бы думать. Иногда именно тренинги по мотивации, а не тренинги по продажам (вот ведь парадокс!!!), дают действительно непревзойденные результаты по продажам! А все потому, что многих менеджеров по продажам не надо учить, их надо правильно замотивировать, хвалить и оценивать их работу по достоинству!
И последнее – нет ничего хуже в организации, чем безграмотно выстроенная система мотивации персонала, когда одним людям незаслуженно поднимают оклады, другим при этом дарят ненужные подарки, третьих хотят замотивировать на рост продаж устаревшей моделью планшета, и так далее, список можно продолжать бесконечно. Таких сотрудников объединяет одно – желание продержаться в организации еще какое-то время, прикладывая минимум усилий и при этом, ежедневно обновляя резюме на сайте по поиску работы, чтобы найти подходящее место и неожиданно для всех туда переметнуться!
Задайте вопрос экспертам:
Виды тренингов по мотивации:
Тренинг по мотивации продавцов – уникальный тренинг для сотрудников розничных магазинов, благодаря которому они смогут пересмотреть свое отношение к работе, еще больше полюбить свой магазин и своих покупателей, а также понять, каким образом их профессиональный рост и успехи в розничных продажах помогут им достигнуть свои личные цели!
Тренинг по мотивации покупателей – да, да, именно! Этот тренинг подходит для розничного персонала всех уровней, и позволяет понять, каким образом можно привлекать больше клиентов в магазин, как выгодно выделиться на фоне конкурентов, и как вызвать у покупателя мотив и желание приходить к Вам еще и еще.
Тренинг по мотивации менеджеров по продажам – затрагивает самые важные мотивы тех сотрудников, которые выбрали для своего профессионального роста именно продажи! Ведь есть выдающиеся менеджеры по продажам, и есть среднестатистические (которые довольствуются средними и нерегулярными заработками), а когда начинаешь четко понимать, чем они друг от друга отличаются, то сразу становится ясно, кем именно хочется быть, и что для этого нужно делать. Ибо тратить бесценное время своей жизни на скромные попытки, на микро подвиги или просто на безделье, ничем не лучше, а может быть даже и хуже, чем с искренним удовольствием, и, совершая правильные и эффективные действия каждый день делать мир чище, с помощью метлы и совка, напевая при этом любимую мелодию.
Тренинг мотивация персонала – представляет собой программу, которую 1 раз в два года необходимо проходить каждому сотруднику в организации. Данный тренинг проводится в двух вариантах: как для тех, кому необходимо замотивировать персонал, так и для рядовых сотрудников, которых надо замотивировать по итогам тренинга. И в том, и в другом случае, Вы получаете высокую мотивацию своего персонала, и как следствие – повышение лояльности сотрудников к компании, а также более высокие результаты в работе.
Тренинг мотивация и личная эффективность
Тренинг мотивации при управлении изменениями – не дай Вам Бог быть инициатором изменений в организации, так как при этом вы узнаете о Ваших коллегах столько, что никогда бы не смогли даже предположить. Управление изменениями почти всегда проходит через неприятие, конфликт и отрицание, но если у Вас есть инструменты управления изменениями, то Вы сможете направить энергию страха и недовольства, а также энергию надежд и желания перемен в мирное русло, для вывода Вашей компании на новый уровень!
Тренинг — Мотивация и тайм-менеджмент. Применение любых методик тайм-менеджмента и управления временем должно иметь в своей основе определенный мотив. Без этого тайм-менеджмент превращается в набор бессмысленных ритуалов, либо выполняемых без осознанности, либо навязанных извне. Поэтому тренинг по мотивации является очень важным в тех ситуациях, когда необходимо повысить свою производительность и успевать больше! При идеальной последовательности обучения сотрудникам необходимо сначала пройти тренинг по мотивации, затем тренинг по постановке целей и уже на основании этого проходить обучение на тренинге по тайм-менеджменту. Если такой возможности нет, тогда Вам нужно заказать корпоративный тренинг, сочетающий в себе главные практики из всех трех вышеперечисленных программ.
Тренинг — Мотивация в коучинге. Этот тренинг необходим тем, кто использует инструменты коучинга в своей руководящей работе, и хочет наиболее эффективно задействовать мотивацию своих клиентов и партнеров.
Тренинг — Мотивация коллег по работе. Данный тренинг определенно вырывается в лидеры на 2014 и 2015 год, потому что в компаниях появляется огромное число проектов, которые сотрудники выполняют совместно, многообразие общих задач и матричные организационные структуры делают свое дело, и вот мы уже вступаем в жаркие переговоры с коллегами (мотивируем, просим, угрожаем, умоляем, шантажируем и флиртуем, и чего только еще не придумываем). А все для того, чтобы повлиять на тех, кто находится с нами на одном уровне, и от результата работы которых напрямую зависят наши результаты и наше общее дело. Тренинг по мотивации коллег по работе учит выстраивать такие взаимоотношения с другими, при которых Вы всегда сможете рассчитывать на помощь и поддержку других, и не будете испытывать необходимость манипулировать или в десятый раз просить сделать одно и то же.
Для того чтобы определить какой именно из тренингов мотивации подойдет для Вашей компании, необходимо сделать следующее:
1. Оставить заявку или задать Ваш вопрос.
2. Обсудить с нашими экспертами текущую ситуацию.
3. Провести диагностику текущей ситуации в организации.
4. Согласовать программу тренинга по мотивации и варианты послетренингового сопровождения для Вашей компании!
Задайте вопрос по тренингу
Достаточно ли у Вас мотива для того, чтобы связаться с нами?:-)
Условия и скидки!
Мотивационный тренинг для педагогов «Жизнь должна быть цветной»
МОУ «Красноармейская школа»
администрации Новоазовского района
Мотивационный тренинг:
Разработала
заместитель директора по ВР
Казмина Анна Николаевна
2017
Мотивационный тренинг «Жизнь должна быть цветной»
Цель: формирование позитивного мышления, развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, повышение настроя на удачу, счастье, добро, мир и успех.
Задачи:
1. Создать положительные эмоции и снять напряжение
2. Формировать умение управлять своим настроением
3. Мотивировать педагогов и формировать позитивное отношение к своей педагогической деятельности.
4. Сформировать базисное чувство уверенности педагогов в себе и своих силах.
5. Повысить настрой на удачу, счастье, добро, мир и успех.
Материалы для тренинга:
• презентация к тренингу «Педагоги глазами детей»
• объёмные геометрические фигуры из картона
• маркеры
• карандаши
• листы цветной бумаги
• плакат
• релаксационная музыка
Ход тренинга
Звучит релаксационная музыка
Учитель: Уважаемые коллеги!
Я приветствую вас на мотивационном тренинге под названием «Жизнь должна быть цветной».
Наша жизнь всего лишь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того, как мы относимся к происходящему.
Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.
Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он и определяет нашу судьбу.
А что же мы можем выбирать:
• то, во что мы верим;
• кем мы станем;
• что мы говорим;
• как относимся к другим;
• как реагируем на те или иные события;
• и наконец, с каким настроением живем и учим
Мы – педагоги.
На сегодняшнем семинаре мы конечно же хотели показать как мы работаем с детьми, как и какие методы и технологии мы применяем, чтобы достучаться до их сердец, чтобы сформировать у них какие-то ценности, которые помогли бы им развиться и стать личностью.
Но скольких усилий это стоит педагогу!!!
Всё-таки, какую сложную профессию мы с вами выбрали.
Педагог… Сколько требований, сколько ответственности, обязанностей и обязательств в этом простом слове «педагог».
И сегодня я поставила перед собой задачу окунуть всех вас всего за каких-то полчаса в атмосферу позитива, настроить на удачу, счастье, добро, мир и успех.
Именно позитивное мышление может изменить всю нашу жизнь. Это ключ к успеху во всех сферах жизни.
Так где же нам брать силы на каждый день? Открою вам секрет: а вот куда отдаём свои силы, оттуда и брать. ДЕТИ. У детей.
Именно дети помогают нам радоваться жизни и забывать об усталости, побуждают к новому.
Дети за нами тоже наблюдают. И сейчас я предлагаю вам расслабиться и посмотреть очень позитивное слайд-шоу, которое называется «Педагоги глазами детей» (правда, вам нужно будет ещё и успевать читать небольшие тексты)
Тренинговое упражнение 1. Просмотр слайд-шоу «Педагоги глазами детей»
Я вижу улыбки на ваших лицах, значит, уже погружаемся в позитив.
Тренинговое упражнение 2. «Мысли учителя перед сном, или Релакс для педагога на каждый день».
Коллеги, перед вами на столах цветные листы бумаги и маркеры.
Я прошу вас написать на них первое, что вам приходит в голову: любое слово, любую фразу, может быть вы чего-то сейчас хотите, какое-то желание. Оно может, к примеру, начинаться со слова Хочу… Это может быть что угодно, и не обязательно должно быть связано с нашей профессией, главное, чтобы оно было разборчиво, читаемо, покрупнее напишите. Зачем это, скоро увидите.
Педагоги делают записи на листах бумаги.
Теперь, давайте соберём наши записи вокруг вот такого непонятного нам пока человечка. Здесь есть место, куда можно прикрепить. Наверное, лучше, если это сделает каждый сам.
Педагоги прикрепляют свои записи
Теперь давайте смотреть, что у нас получилось.
Может уже кто-то и догадался, что это — учитель (вы уж извините за такое существо), но в конце рабочего дня, кто знает, как мы можем выглядеть, может и так. Это тренинговое упражнение я назвала «Мысли учителя перед сном, или Релакс на каждый день для педагога».
( Попросить одного из педагогов зачитать, что получилось).
Тренинговое упражнение 3. Волшебная кусудама (чтение мыслей педагогов)
Коллеги, всегда, когда нас просят что-то написать, мы же педагоги, мы начинаем думать, что я вот сейчас должен что-то умное, правильное написать, много раз подумаем, прежде чем написать. Я это предвидела, что не все смогут вот так до ….. «кабачка» расслабиться…
Поэтому сейчас моя Вошебная кусудама сама прочитает ваши настоящие мысли, с вашего разрешения конечно. Но, я думаю, вы не будете против. Я оставляю кусудаму, а мне нужно занять место за компьютером. Когда я скажу, вы будете по очереди брать в руки кусудаму, говорить ничего ненужно, кусудама нам сама прочтёт ваши мысли.
Включать по очереди музыкальные нарезки мыслей
Тренинговое упражнение 4. Магическая фигура.
Надеюсь, коллеги, вы получили заряд энергии, позитива. Но у нас есть ещё магические послания, которым вы может быть станете следовать весь 2017-2018 учебный год. Сделайте свой выбор, вытащите понравившуюся вам Магическую фигуру, и загляните внутрь, там вас ждёт очередной приятный сюрприз.
Педагоги достают из прозрачного аквариума Магическую фигуру, зачитывают послание.
Коллеги, я рада, что вам понравилось. Напомню, что наш мотивационный тренинг назывался «Жизнь должна быть цветной», и я очень надеюсь, что каждый из вас получил ту краску жизни, которой может быть так не доставало, хотя бы сегодня. Желание всё это придумывать, творить, украшать, фантазировать и искать, появляется, наверное, действительно от того, что мы постоянно находимся в окружении детей.
Тренинговое упражнение5. Сюрприз (вальс от старшеклассников).
И сегодня на нашем тренинге наши дети тоже рядом с нами, и подготовили для вас коллеги ещё 1 красивый запоминающийся и яркий сюрприз. Но, чтобы его увидеть, я приглашаю вас пройти за мной в фойе ІІ этажа.
Учащиеся танцуют Вальс.
Уважаемые коллеги!
Считается, что самый лучший подарок, — это подарок, сделанный своими руками. Наши ребята хотят вручить вам сувениры – эти чудо-топиарии, которые наполнены исключительно позитивной энергией, положительными эмоциями.
Выполнены без спешки, с любовью, с чистой душой нашими педагогами и учащимися.
Их творили с мыслью о том, что человек, рядом с которым поселится это маленькое дерево, очень долго будет помнить о том дне, когда он побывал в гостях в Красноармейской школе.
Учащиеся вручают сувениры гостям семинара
На завершающем этапе всего семинара под руководством директора школы проводится Рефлексия, педагоги записывают свои впечатления и пожелания на цветных сердцах и прикрепляют их к ЧУДО-ДЕРЕВУ.
Тренинг семинар Мотивация персонала
1. Сценарий тренинга по мотивации персонала заключает в себе полностью практический ответ на классический вопрос: Что такое мотивация – предмет, процесс или состояние? Он создавался нашим тренерским коллективом не на голой учебной литературе, а потому Вы не услышите многочисленное перечисление понятий и определений на тему мотивации. На нашем курсе под кратким лозунгом «мотивация-успех-тренинг» Вы получите только узкоцелевые знания по управлению мотивационной стратегией, созданной Вами самостоятельно и подогнанной только под ваше предприятие. Вы станете сами выявлять нужное состояние мотивации — в процессе или только действии, анализируя все имеющиеся факторы влияния.
2. Разбирая одну из тем тренинга — повышение мотивации, мы совместно раскроем грань между методиками скрытого воздействия и прямого управления сотрудниками. Аргументируем существующие мнения «за» и «против» в пользу повышения трудовой эффективности и отдачи от нашего коллектива, с использованием психологической мотивации на минимальном уровне. Полезным будет для расширения компетенции руководящих сотрудников тренинг- семинар «Лидерство и групповая коммуникация».
3. Важным моментом любого управления остаются всегда мотивы и их разновидности, на которые ссылаются при внедрении в рабочий процесс новых предметов и методик мотивационного стимулирования. Многим известны примеры проявления финансового стимулирования работников без удовлетворяющей руководителя отдачи и растущего ежемесячно непонимания «куда уходят деньги». Где при тщательном пересмотре действующей политики мотивации выявляется полное отсутствие должного уровня управления социальной мотивацией. Используя, как правило, стимулирование в таких компаниях, руководители мало внимания обращают на мотивацию, хотя в ряде случаев есть смысл делать наоборот. В ходе обучения рассмотрим также появление и воздействие мотивогенных зон.
4. Невозможно построить эффективную мотивационную программу без выявления ведущих мотивов. Помним, что грань между факторами внешней и внутренней мотивации всегда достаточно узкая и немного стертая, они сильно взаимосвязаны. Важным является момент понимания внутренней мотивации не только у сотрудника, но и у руководящего звена, способного увидеть внутренний мир данных посылов к действиям. Считается, что управление внутренней мотивацией главенствует при создании общего русла стимулирования в компании и дает более быстрые положительные результаты, в купе с внешними элементами влияния.
5. Данный тренинг на повышение мотивации персонала раскрывает работу системы мотивирующего воздействия экономического и неэкономического характера возникновения. При построении эффективной программы обязательно учитываем квалификационные моменты всего коллектива, обеспеченность каждого сотрудника и его статусность, его значимость не только в коллективе, но и в возможности проявления результата во внешней работе компании.
6. Ключевым фактором личной мотивации у каждого отдельно взятого сотрудника в программе тренинга по мотивации обязательны к изучению и уточнению элементы самомотивации. Это внутренняя игра личности и внешней оболочки сотрудника между собой, основанная на психосоматическом сознании каждого из нас. При умелом нажатии скрытых кнопок можно открыть в сотруднике дальновидные стимулы и сильные мотивы к действиям, пугающие даже самого работника. Возможность самопознания и вызволения сильного «Я» изнутри становится козырем самого работника и проявлением сильного положительного влияния мотивов его личности на остальной коллектив.
7. Коллектив рассматривается в тренинге учебной мотивации всегда как единое целое. В каждом коллективе непременно существует более яркий сотрудник, выступающий как сильный мотиватор, как уникальная харизматическая личность. Изучим проявление индивидуального мотивирующего воздействия и уточним главные правила управления такими мотивами.
8. Тренерами «Outstaffing company» составлены упражнения для тренинга по мотивации персонала раскрывающие умения создать необходимый настрой, используя внутренние ресурсы. Точечное давление на последовательное раскрытие помыслов сотрудника помогает более тщательному пониманию скрытых желаний, а значит более ответственному отношению к своей деятельности в компании ради удовлетворения личных потребностей, далеко не всегда денежного характера. Используем не теорию, а наши разработки из практической психологии по мотивации и управлению ею.
9. Тренинг по мотивации персонала придает важное значение пониманию корпоративной культуры и рассматривает ее значимость в построении структуры мотивации для каждой компании. Дифференцированность мотивации поможет создать равномерную по позициям каждого сотрудника корпоративную линию, отвечающую за сбалансированность и психологическое спокойствие каждого в трудовом коллективе. Правило единой гребенки использовать нельзя ни в коем случае, иначе Вы рискуете получить штаб воющих между собой обиженных сторон, а не сплоченный коллектив с эффективной трудоотдачей.
Название игры | Описание игры | Специальный реквизит |
«Мотивация к обучению» | Участники делятся на две группы. Им необходимо придумать, как замотивировать соседнюю подгруппу на обучение | Не требуется |
«Мотивирующее обращение» | Инструкция «Все мы — менеджеры фабрики по производству валенок. Положение нашей фабрики весьма бедственное. Зарплаты очень маленькие. Перспективы неясные. Сотрудники от рук отбились, работать не хотят. Поделитесь, пожалуйста, на 3 подгруппы. Каждая подгруппа должна подготовить мотивирующее обращение к подчиненным» Во время выступления представителя каждой из подгрупп все остальные члены группы становятся рядовыми сотрудниками фабрики | Не требуется |
«Мотивация сотрудника» | Инструкция «Я хочу, чтобы вы представили, что сегодня утром в вашем офисе сломался ксерокс, а починили его только что. Сейчас 16.30, а в 17.00 все обычно расходятся по домам. Но к завтрашнему утру, к 8.30, в каждую из 150 папок нужно положить по 20 листов материалов для конференции. Ваша задача как менеджера офиса — убедить соответствующего сотрудника задержаться и подготовить копии. К несчастью, дело осложняется тем, что этот человек, как вам известно, приобрел билеты на единственный джазовый концерт, который знаменитая на весь мир группа дает сегодня вечером. Этот сотрудник всю ночь простоял в очереди, чтобы достать билеты, и несколько недель говорил о предстоящем концерте». | Не требуется |
«Вырвись из Круга» | Все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из круга выйти — вырваться за 2—3 минуты. Тот, кто не смог этого сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг выпустит только того, кто докажет свое желание жить | Не требуется |
«Волк и 7 козлят» |
Обсуждение
После обсуждения данных вопросов тренер может выйти на демотивирующие факторы и на примере того или иного козленка сослаться на соответствующие тренинговые материалы | Инструкции для участников (см. приложение: Игра «Волк и 7 козлят») |
«Спасение медведя» | Тренер объединяет участников в 2 группы, описывает им ситуацию и обозначает проблему, которую надо разрешить: «Некоему зоопарку был нужен медведь. Медведя отловили в сибирских лесах. Посадили в просторную клетку и водным путем, сначала по реке, потом по Северному морскому пути и каналам, доставили к месту назначения. В силу объективных причин путешествие заняло несколько месяцев. К прибытию медведя в зоопарке была подготовлена новая, тщательно оборудованная, обширная территория. Однако за время путешествия медведь так привык к своей клетке, что, когда ее поставили в этот новый вольер, не захотел ее покидать. Дальнейшее пребывание медведя в клетке грозило ему гиподинамией, ожирением и т. д. Поэтому срочно была созвана группа экспертов для разрешения проблемы». После этого группы получают инструкцию: «Вы — та самая группа экспертов. В течение 20 минут вы должны, обсудив проблему, разработать программу действий для сотрудников зоопарка. По итогам реализации этой программы медведь должен добровольно, без психических травм, покинуть клетку и начать осваивать территорию вольера». Через 20 минут группе предлагают доложить итоги работы — огласить программу. | Не требуется |
«Создание программы мотивации» | Перед группой ставится задача смоделировать абстрактную компанию. Каждый член группы должен занять одну из иерархических ступеней в этой виртуальной компании, например: генеральный директор, директор, руководитель подразделения, начальник отдела и т.д. При этом роли рядовых сотрудников не задействуются. Каждый из членов группы, получив ту или иную руководящую должность, должен разработать систему мер по мотивации своих подчиненных. Далее будет проведено общее совещание по принятию единой концепции мотивационного климата в компании | Не требуется |
Тренинг для учителей «Мотивируем учеников на успех!»
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Одним из самых популярных вопросов у учителей, обращавшихся к психологу, является “Как мотивировать учеников учиться?”. Наступает 1 сентября, все приходят в школу радостные, полные сил, учителя приходят отдохнувшие, полные энтузиазма научить маленьких будущих взрослых чему-то новому. Но тут проходит около месяца (в каких-то классах больше, в каких-то меньше) и картина начинает кардинально меняться. Некоторые ребята продолжают с интересом посещать школу, от некоторых хотелось бы больше стараний, так как мы знаем, что они могут большего, а некоторые мало того, что сами “отсиживают” учебное время с нежеланием, так еще и, бывает, усложняют работу учителю и своим одноклассникам. Как же решить этот вопрос, преследующий учителей годами?
Конкретного универсального решения абсолютно для всех учеников и учителей мы не подберем – это невозможно. Но этот тренинг поможет составить индивидуальную программу решения проблем “мотивированности” учеников для каждого учителя. Мы обсудим то, что должно присутствовать в работе учителя и то, чего следует избегать.
Упражнение: “Кому больше достается?”
Это упражнение нам понадобиться, чтобы “разрядить обстановку”. Учителя, особенно те, которые не привыкли работать с психологом, могут находиться в некотором напряжении. Возможно, для некоторых работа в формате тренинга окажется в новинку. Здесь задача психолога мягко “ввести” их в этот формат. Показать, что они пришли не только узнать что-то новое, но и испытать это на себе. Пробуя на себе учитель сразу будет понимать, что приемлемо будет в его работе, а что ну совсем не подходит. Так же, проработав упражнения тренинга, учителю будет проще привносить изменения в свою работу, так как он уже будет делать это не в первый раз, как поступал бы, например, после лекции или прочтения книги.
Еще это упражнение необходимо нам, чтобы переключили фокус учителя с них самих непосредственно на учеников, чтобы у учителей не было заблуждения, что мы будем пытаться облегчать работу методом избегания различными его способами.
- Разделимся на 2 команды методом “первый-второй”, только заменим на “ученик-учитель”.
- Затем даем каждой команде тему для обсуждения. Условие будет одинаковое. Меняться будет только субъект обсуждения. Для команды “учителей” условие будет таким: “Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности, которые испытывает учитель, если в классе присутствуют незамотивированные ученики?”. И аналогичное условие для команды “учеников”: “Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности испытывает незамотивированный ученик?”.
Когда время истечет, мы выслушиваем каждую команду по очереди. Желательно, для наглядности, записать кратко ответы обеих команд на доске. После ответов учителей подвести итог. Можно задать вопросы группе: “Что же вы тут видите? В общем, как можно назвать эти трудности? На кого они направлены больше всего? Кто больше всего от них страдает (пострадает)?”. Приходим к выводу, что конечно учитель испытывает неудобства из-за недостатка учебной мотивации, исходящей от учеников. Но больше всего от этого страдают сами ученики, так как их жизнь осложняется со всех сторон, и они не знают – что нужно сделать, чтобы выбраться из этой паутины. Здесь может помочь только взрослый.
Мотивация и ее виды. Что же это вообще такое и для чего она нам?
Здесь важно не только давать определения, зачитывать их, но и обсуждать их с учителями – что они думают об этом. После определений мотивации и мотива, можно обсудить примеры различных видов мотивации. Подробно остановиться на негативной мотивации, поговорить о том, какие последствия могут быть, если постоянно подкреплять негативно.
Мотивация (от лат. movere ) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Пример: конструкция “если я наведу порядок на столе, я получу конфету” или “если я не буду баловаться, то получу конфету” является положительной мотивацией. Конструкция “если я наведу порядок на столе, то меня не накажут” или “если я не буду баловаться, то меня не накажут” является отрицательной мотивацией.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.
В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: “Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности”. Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.
В рамках данного тренинга мы будем говорить непосредственно об учебной мотивации.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Поговорим о цепочке мотив-цель.
Эта цепочка является неразрывной, так как цель не может быть достигнута без мотива, а мотив не может быть в принципе сформирован без цели. (В определении мотива указано: мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. То есть в нашей цепочки мотив-цель “мотив” — это деятельность, а “цель” — это смысл деятельности, то есть ее предмет.)
Обозначим 2 вида мотива – “понимаемые” и “осмысленные”.
Понимаемые мотивы не обязательно приводят к цели, в то время как осмысленные мотивы всегда достигают ее. Пример понимаемого мотива: ученик знает, что ходить в школу, получать знания, прилежно учится — это его долг, но достигнет ли он цели – “успешная учеба, положительные оценки”? Не обязательно. Или пример осмысленного мотива: родители поставили условие ребенку, что он не пойдет гулять (играть), пока не выучит уроки. В этот момент в сознании ребенка остаются понимаемые мотивы (хорошие оценки, долг), но они психологически недейственны, а действенно для него именно условие родителей.
Тут нужно быть осторожнее и сразу после примера осмысленного мотива обговорить отрицательную и негативную мотивацию. Необходимо сделать акцент, что лучше использовать метод положительной мотивации, а для этого необходимо именно общение с ребенком, который и сам не против мотивировать себя чем-то (ведь взрослые тоже так делают).
Так же говорим учителям о том, что это применимо больше для родительского воспитания. То есть можно советовать родителям положительно мотивировать детей, но так, чтобы это не граничило с избалованностью. Например, можно предложить сходить в какое-нибудь интересное место, как вариант – музей или театр, если ребенок хорошо закончит четверть исходя из его интересов (можно предложить ему выбрать самому или предложить выбор из нескольких вариантов). В итоге он получит и награду за свои старания, и проведет время с пользой.
Что же делать учителям? Как в школьной обстановке заинтересовать ученика да так, чтобы он еще и “уносил” эту заинтересованность домой и приходил с ней обратно?
Упражнение: “Мозговой штурм”
Упражнения из серии общего обсуждения практически всегда охватывают все составляющие выражения, с которым мы будем работать далее.
Можно разделить участников на 2 команды (или более) и задать им одно условие, а потом сравнить ответы. (Так же, в конце упражнения, сделать акцент на том, что учителя вполне могут проводить похожие упражнения на уроках или классных часах.)
Примеры условий упражнения (ответы в Приложении 3):
“Кошка, которая любила поспать”
Кошка аптекаря из Женевы Жана Пиното любила спать в витрине. Как ни пытался Жан отучить ее от этой привычки, ничто не помогало – вновь и вновь кошка пробиралась в витрину и сладко там засыпала. Ну, раз кошку не отучить, пришлось придумать, как извлечь из этого пользу. Что придумал хозяин кошки?
“Сапоги для гусей”
Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на “западный” рынок самым экономичным способом – своим ходом. Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников… И корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей сбивались в кровь от долгой дороги. Русских поставщиков выручила смекалка. Что они придумали?
“Деньги для Бога”
Епископ Орлеана Арнуль незадолго до 1000 года задумал перестроить “великолепным образом” церковь Сент-Круа. И деньги на это были. Но богатство церкви не хотелось показывать. Как же построить богатый храм, не кичась богатством?
После упражнения “собрать” обратную связь у участников тренинга. Спросить, было ли интересно, что именно заинтересовало, что было сложно. Как они думают – какую пользу могут оказать схожие задания в учебном процессе.
Для успешного формирования учебной мотивации необходимо запомнить одно выражение:
Ощущение самостоятельного поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности) = успешная учебная деятельность ученика.
Далее обговорить подробнее каждое слагаемое.
Ощущение самостоятельного поиска знаний.
Лозунг: “Мы сделали это сами!”
Главным источником учебной мотивации (да и мотивации в общем) является ощущение себя активным участником процесса. Это уместно применять в процессе самого урока. Коллективное участие, мозговой штурм – как раз такие вещи этому способствуют.
Здесь можно использовать технику “Проблемные вопросы”. (Приложение 1)
Если взрослый (учитель, родитель) использует вопросы такого рода, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения – учиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Важно!
Не забываем повторять, что у каждого есть право на ошибку. Пусть лучше ученик ошибется, делая предположения на подаче нового материала, нежели промолчит и сделает неверное предположение в самостоятельной работе.
Не забываем хвалить. “Молодец, ты задал хороший вопрос” — тут мы делаем акцент именно на его действие – ученик самостоятельно искал и нашел, что ему нужно!
Еще одна техника для этого слагаемого “Знаю – не знаю – хочу узнать” (Приложение 1). Очень эффективный прием рефлексии. Так же это способствует пониманию ребенком откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.
Ощущение свободы выбора
Лозунг: “Мы можем выбирать!”
Упражнение “Почему ты ходишь в школу?”
Предлагаем учителям представить себя ребенком, которому взрослый (учитель, родитель) задает вопрос: “Почему ты ходишь в школу?”.
Затем ответы учителей в роли учеников записываются на доске для наглядности. И эти ответы обсуждаются. Спрашиваем, что они думают, глядя на эти ответы, если вернуться в роль учителя, то какие чувства и мысли они вызывают?
Подводим к тому, что для ребенка этот вопрос скорее риторический – у ребенка нет выбора ходить – не ходить в школу. Это ощущение, что выбора нет, само по себе способно убить желание не только учиться, но и вообще воспринимать школу позитивно.
Важно!
Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует “заданность”, а не “выбранность”!
Что же можно сделать с этим? Да хотя бы просто следить за “любимыми” фразами любого взрослого. Меньше употребляем фразы: “Вы должны, вам следует, вы обязаны”, а больше фраз, наталкивающих на осмысленность школьных правил: “У вас ес
План, лекция и упражнения к мотивационному тренингу
Тренинговое действие | Время | Как это сделать | Примечание |
1. Знакомство | 15 мин | Каждый участник представляется И отвечает на вопрос: Что привлекает меня в моей работе? | |
2. Введение норм Сидоренко «Мотивационный Тренинг» | 15 мин | Тренер предлагает участникам обращаться на «ты». И предлагает 3 нормы: Активности, психологической и физической безопасности | На этой стадии тренер проявляет деловитость и твердость, вежливо и с чувством юмора пресекая долгие рассуждения. Все хотят работать, и большинству не нужны объяснения почему он это делает. |
3. Разминка «Психогимнастика в тренинге» под ред. Хрящевой с.20 | 15 мин | Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга. Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?» | Цель: повысить тонус группы. Как правило упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление. |
4. «Лекция» | 30 мин | Беседа о теоретических основах мотивации. | |
5. Разминка | 15 мин | Построение по росту, цвету волос, дате рождения | Сплочение команды!!!! |
6. Хочу работать!!!! | 30 мин | Участники делятся на две команды. Одна команда – это сотрудники, которые очень хотят работать. Вторая команда – это участники (воображаемые родители, супруги) которые препятствуют желанию работать на этой работе. Команды меняются местами. | Цель: Выявление собственных мотивов. |
7. «Птичий двор» | 60 мин | Организация: Участники должны иметь возможность свободно перемещаться в помещении. Желательно, чтобы в процессе упражнения можно было использовать мебель и какие-нибудь подручные материалы. | Цель: Выявление неосознаваемых аспектов в организации собственной трудовой деятельности. |
ОБЕД | |||
8. Упражнение «Выйди из круга» Стишенок «Трениг уверенности в себе» С. 58 | 30 мин | Упражнение «Выйди из круга» — прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Его суть, конечно, не в самом результате — «погиб» участник или нет, а в том, как он определяет свою судьбу. Кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. | Цель упражнения: Определение участниками тренинга своей способности достигать поставленной цели, находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям. |
9. Возьмите меня в экспедицию Шевцова http://www.shevtsova.ru /shkola/ex_ex.php | 70 мин | Организация: Работа в кругу. По ходу сюжета участники будут пересаживаться на сторону, где сидит тренер. | Цель: Исследование стратегии самопрезентации в ситуации оценивания. Способствовать преодолению «страха экзамена», нахождению новых способов убеждения, влияния, раскрытию потенциалов естественности. |
10. Минное поле Шевцова http://www.shevtsova.ru /shkola/ex_minefield.php | 30 мин | Организация: В помещении освобождается свободное пространство. На полу раскладываются листы цветной бумаги – беспорядочно, на расстоянии 40–50 см. Важно, чтобы листов было много, и они покрывали все пространство до стены. Вдоль стены расставляются в ряд стулья. | Цель: Способствовать развитию смелости в принятии решения и достижении своей цели. |
11. Поймай удачу Шевцова http://www.shevtsova.ru /shkola/ex_luck.php | 15 мин | Организация: группа 10-18 человек. Важно, чтобы в помещении можно было свободно двигаться. Понадобятся бумага, бумажный скотч и повязка на глаза. | Цель: Способствовать созданию ощущения и уверенности в собственной удачливости и везении. |
12. Упражнение «Успех» Стишенок «Трениг уверенности в себе» С. 72 | 15 мин | Обсуждение: Участники рассказывают, насколько им удалось представить и почувствовать ситуацию успеха. | Цель упражнения: Формирование оптимизма, укрепление уверенности участников в том, что они способны достичь успеха |
13. Завершение | 20 мин | Высказывание участников группы о том что происходило в течении тренинга… |
Тренинг с 10 – 18 часов с перерывом на обед — 1 час – 7 часов, 6 (360 мин) часов чистого рабочего времени, 30 мин – перерывы, 30 мин – запасного времени на спонтанно возникающие вопросы и дискуссии.
Лекция.
Мотивация
Это весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека. Можно разделить ее на два раздела: система мотивов определенного человека, система действий по активизации мотивов определенного человека.
Как вы считаете, все ли мотивы осознаваемы?
Можно рассмотреть мотивацию с точки зрения айсберга:
10% — осознаваемая
90% — неосознаваемая
Часто мы не осознаем, что движет нами. И действия по мотивированию других людей тоже не осознаваемы и часто несознательны, потому что плохо понимаемы нами самими.
10% мотивации определяется факторами общественного договора: расчета, обмена, обязательств.
90% — это стихийная мотивация.
Наша задача расширить зону осознанных действий по активизации мотивов определенного человека.
Остановимся на вопросе направленности: рассмотрим мотивацию к работе
Как вы считаете, какие виды направленности мотивации могут быть?
Выделяется 3 вида направленности:
1. На себя 2. На других
(эгоист) (альтруист)
3. На задачу
(трудоголик, фанатик, эксперт)
На результат На процесс
(парателик) (телик)
На достижение успеха На избегание неудачи
1. Направленность на себя
Как вы считаете всегда ли эта направленность может считаться эгоизмом?
Рассмотрим самую известную теорию мотивации А. Маслоу.
на себя Самоактуализация — потребность развивать и реализовать свой потенциал
полностью
Уважение, признание — потребность ощущать себя ценимым другими и
самим собой
Любовь, дружба — потребность в добрых и любовных отношениях с
другими людьми
на себя Безопасность — потр. В защищенности от опасности, угрозы, нападен
на себя Физиологические потребности — кислород, вода, пища, физ. Здоровье, комфорт
Согласно концепции Маслоу, сначала должны быть удовлетворены потребности более низкого уровня, чтобы перейти к удовлетворению потребностей более высокого уровня.
«Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно назвать самоактулизация.» А. Маслоу.
Человек тем более человек, чем более высокими потребностями он движим.
В результате исследования этой теории возникло много вопросов: действительно ли удовлетворенные потребности перестают быть активными? Действительно ли удовлетворение одних потребностей активизирует потребности следующего уровня?
Так же стоит вопрос, как определить степень удовлетворенности потребностей определенного уровня.
Эта теория пользуется большой популярностью в среде менеджеров.
Давайте рассмотрим пример Ван Гога, как известно он был очень беден и за всю свою жизнь продал всего несколько картин, когда у него наконец появлялись деньги его подруга просила их у него на жизнь, и он отвечал …. Покупкой новых красок.
Как вы считаете, какая направленность преобладала в его действиях?
2. Направленность на других.
Люди это главный ресурс организации, фактически не одна задача не может быть выполнена без людей.
В каждый момент времени человек находится то в телическом состоянии, то в парателическом состоянии.
Телическое состояние это когда человек ориентируется на существенную цель (или чувствует в этом потребность).
Парателическое, когда человек ориентируется на какие-то аспекты своей текущей деятельности и связанные с этим ощущения (или испытывает потребность ориентироваться на них).
Для того чтобы понять какая потребность у вас преобладает, достаточно вспомнить какое-либо дело которым вы уже какое-то время