Тревожность реактивная это: возникновение состояния, высокая тревога, определение – Ситуативная (реактивная) и личностная тревожность: психология

Автор: | 17.03.2021

Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) « Психологические тесты

Шкалы: ситуативная тревожность, личностная тревожность

Назначение теста

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Тестовый материал

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1 2 3 4
  1. Я спокоен
  2. Мне ничто не угрожает
  3. Я нахожусь в напряжении
  4. Я внутренне скован
  5. Я чувствую себя свободно
  6. Я расстроен
  7. Меня волнуют возможные неудачи
  8. Я ощущаю душевный покой
  9. Я встревожен
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
  11. Я уверен в себе
  12. Я нервничаю
  13. Я не нахожу себе места
  14. Я взвинчен
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
1 2 3 4
  1. У меня бывает приподнятое настроение
  2. Я бываю раздражительным
  3. Я легко расстраиваюсь
  4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
  5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
  6. Я чувствую прилив сил и желание работать
  7. Я спокоен, хладнокровен и собран
  8. Меня тревожат возможные трудности
  9. Я слишком переживаю из-за пустяков
  10. Я бываю вполне счастлив
  11. Я все принимаю близко к сердцу
  12. Мне не хватает уверенности в себе
  13. Я чувствую себя беззащитным
  14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Ключ к тесту
СТОтветыЛТОтветы
№№ 1 2 3 4 №№ 1 2 3 4
Ситуативная тревожностьЛичностная тревожность
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4
Обработка и анализ результатов теста

При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 – 44 балла – умеренная;
  • 45 и более – высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Источники
  • Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

СуждениеНет,
это не так
Пожалуй,
так
ВерноСовершенно
верно
21Я испытываю удовольствие1234
22Я очень быстро устаю1234
23Я легко могу заплакать1234
24Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие1234
25Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения1234
26Обычно я чувствую себя бодрым1234
27Я спокоен, хладнокровен и собран1234
28Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня1234
29
Я слишком переживаю из-за пустяков1234
30Я вполне счастлив1234
31Я принимаю все слишком близко к сердцу1234
32Мне не хватает уверенности в себе1234
33Обычно я чувствую себя в безопасности1234
34Я стараюсь избегать критических ситуаций1234
35У меня бывает хандра1234
36Я доволен12
3
4
37Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня1234
38Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть1234
39Я уравновешенный человек1234
40Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234

Личностная и Реактивная (Ситуативная) Тревожность. Определение уровня ситуативной и личностной тревожности подростков

В отечественной психологии тревожность дифференцируется на два основных вида: личностная и ситуативная .

Личностная тревожность – это готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве.

Она проявляется в типичной, ситуационно устойчивой (т.е. возникающей независимо от конкретной социальной обстановки) реакции человека – состоянии повышенного беспокойства – на угрожающую его личности ситуацию или кажущуюся таковой. Личностная тревожность обычно не существует как отдельная черта, она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми.

Мотив избегания неудачи – это стойкая тенденция человека делать все от себя зависящее не для того, чтобы в каком-то деле добиться значительного успеха, а для того, чтобы выполнить его просто не хуже большинства других. Индивид, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Следовательно, с личностной тревожностью у человека обычно связан целый комплекс других отрицательных черт, и малую группу, порождающую у личности тревожность, следует рассматривать как препятствующую развитию данной личности.

Ситуативная тревожность – это показатель интенсивности переживаний, которые возникают по отношению к типичным событиям. Она может проявляться у разных людей в самых различных ситуациях, причем в одних она выступает отчетливо, а в других не проявляется вовсе. Например, есть люди, которые обнаруживают специфическую тревожность, повышенное состояние беспокойства на экзаменах, в других случаях жизни они ведут себя более уверенно и смело. Встречаются некоторые юноши, у которых особое беспокойство порождает ситуация общения с лицами противоположного пола. Есть такие люди, которым с трудом даются разговоры по телефону.

Первоначально у человека возникает только ситуативная тревожность, которая потом при неблагоприятных условиях может перерасти в личностную.

Помимо личностной и ситуативной тревожности необходимо охарактеризовать и такие ее разновидности, как:

  • а) устойчивая тревожность в какой-либо сфере – тестовая, межличностная, экологическая и др. Ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную;
  • б) общая, генерализованная тревожность,
    свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека;
  • в) частные виды тревожности – школьная; тревожность ожидания в социальном общении; «компьютерная» тревожность.

Среди вопросов, по которым имеются расхождения исследователей, особое место занимает вопрос о соотношении тревожности и страха.

Страх определяется как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страхи варьируют в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определен или не осознан, то возникающее состояние называют тревогой. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае когда он достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения: бегство, оцепенение, защитную агрессию.

В отношении различий страха и тревожности наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность – как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера. Согласно другой позиции страх испытывается при

витальной угрозе, когда что-то угрожает целостности или существованию человека как живого существа, человеческому организму, а тревожность – при угрозе социальной, личностной. Опасность в этом случае грозит ценностям человека, потребностям «Я», его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе.

Таким образом, как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же его тревоги, в сущности, ему неизвестны, поэтому страх как эмоция характеризуется относительной кратковременностью, а тревожность – большей продолжительностью, сохраняющейся в некоторых случаях в течение всей жизни.

  • См.: Прихожан, А. М. Психология тревожности. – СПб., 2009. – С. 97-103.

Спасибо

Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.

Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности вы

Личностная и ситуативная тревожность по Спилбергеру у людей разного пола и возраста

/ Главная / Страх, тревога, фобии / Научные исследования тревоги и страха / Исследование тревожности

Волшебное слово «Зато…». Как находить позитив в плохой ситуации

  

Личностная и ситуативная тревога в норме и в условиях экзаменационного стресса.

(Раздел из докторской диссертации Ю.В.Щербатых «Вегетативные проявления экзаменационного стресса»)

    Исследования многих авторов показывают, что негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета. При этом спектр психологических состояний исследователи описывают разнообразными терминами: «страх», «тревога», «психическое напряжение», «тревожное ожидание», «психологический стресс» и т. п. В связи с этим представляется целесообразным определение таких понятий, как «страх» и «тревога». В настоящее время большинство авторов полагают, что между этими состояниями имеется ряд принципиальных различий, причем страх нельзя свести к «осмысленной тревоге». Согласно мнению А. Захарова (1988), различия между страхом и тревогой достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психических проявлений. Суммируя взгляды различных исследователей в отношении этих явлений, можно сказать, что для тревоги в большей мере, чем для страха характерны следующие признаки: она возникает до наступления опасности, возбуждающе действует на психику, зачастую носит «размытый», неопределенный характер, проецирована преимущественно в будущее, связана с социально обусловленными опасностями и в большей степени локализована в левом полушарии мозга. В отличие от нее, страх чаще возникает в момент наступления опасности, может оказывать тормозящее действие на психику, носит конкретный характер, основывается на прошлом индивидуальном опыте, в котором задействованы биологические инстинкты и связан с работой, преимущественно, правого полушария (Захаров А.И., 1988; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998б; Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В., 1999). Отсюда видно, что ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической активности: как конкретного страха перед экзаменатором или негативной оценкой (связанной с низким уровнем знаний), так и в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена, причем оба эти состояния сопровождаются достаточно выраженными вегетативными проявлениями. В особых случаях эти явления могут перерастать в невроз тревожного ожидания, особенно у студентов, для которых уже в преморбидном периоде были характерны черты тревожной мнительности и эмоциональной лабильности (Ушаков Г.К. 1984). Однако, гораздо чаще у студентов наблюдаются не неврозы, а острые невротические реакции, которые имеют сходную картину, но протекают в более ограниченном временном отрезке (часы — дни — недели). Клинически на экзамене эти невротические реакции могут проявляться в затруднении выполнения привычной функции или формы деятельности (речь, чтение, письмо и др.), чувстве тревожного ожидания неудачи, которое приобретает большую интенсивность и сопровождается полным торможением соответствующей формы деятельности или нарушении ее. По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности (Мойкин Ю.В. и соавт., 1987). Имеется мнение, что существует оптимальный уровень тревожности, при котором достигается наибольшая успешность деятельности (Никифоров Г.С., Демидов С.Р., 1981; Кулагин Б.В., 1984; Аверин А.В. и соавт., 1991). В литературе отмечается, что высокие показатели успеваемости демонстрируют студенты, обладающие одновременно высоким уровнем способностей ( определяются по шкале «В» теста Кеттела) и высоким уровнем личностной тревожности (Лапкин М.М., 1994). В.М.Банщиков и Т.А. Невзорова (1969) отмечали, что поводом к возникновению невроза ожидания является иногда даже незначительная неудача или заболевание, вызвавшее преходящее изменение какой — либо функции. Развивается неадекватная тревога, ожидание повторения неудачи; чем более внимательно и пристрастно больной напряженно следит за собой, тем это ожидание, действительно, затрудняет нарушенную функцию. Здесь имеют место так называемые «самосбывающиеся негативные прогнозы», когда ожидание какого-либо несчастья закономерно повышает вероятность его реализации (Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998б). Человек, страдающий неврозом тревожного ожидания, создает в своем сознании негативную «модель мира», для построения которой из всего многообразия сигналов окружающей среды он отбирает только те, которые отвечают его установке видеть все только «в черном цвете». В случае экзаменационного стресса, студент, склонный к данному типу реагирования, мысленно перебирает в уме все негативные факторы, согласно которым его может ожидать неудача на экзамене: строгий преподаватель, пропущенные лекции, неудачный билет и пр. Сконструированный таким образом неблагоприятный прогноз будущих событий пугает невротика, вызывая у него страх перед будущим, и он даже не догадывается, что сам является автором этого «безнадежного» и «ужасного» будущего. Таким образом «вероятность» неблагоприятного события превращается в сознании больного в реальную «возможность» его наступления.

     Состояние тревоги формируется под действием различных факторов, затрагивающих разные функциональные системы организма человека. Так, Nutt D . J . (1990) выделяет четыре компонента, играющие важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (антисипации, волнение и пр.), когнитивную сферу ( неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов), физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор) и поведенческие реакции. Отсюда вытекает вариативность возможных классификаций тревожности, так как тревожность можно различать по природе (нормальная или патологическая), по периодичности (эпизодическая или хроническая), по происхождению (врожденная или ситуативная), по степени осознанности, по уровню коморбидности, по силе и т. д. (Калуев А.В., 1999).

     Предэкзаменационная тревога может проявляться на различных системных уровнях: эндокринном, висцеральном, психологическом, что находит свое отражение в концепции Каплан Г. и Сэдок Б. (1994). Согласно ей, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. Это находит свое подтверждение в повышении уровня катехоламинов у школьников задолго до контрольных работ (Липкова В. и соавт., 1988) и понижении иммунитета у студентов с высокими уровнями тревожности (Николаева А.А., Николаева Е.И., Майер Э.Н., 1988). На втором уровне тревожности по классификации Г.Каплан и Б.Сэдок (1990) появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. К вегетативным реакциям относятся: нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, включающие изменения частоты, силы и ритма сердечных сокращений, изменение тонуса кровеносных сосудов, колебания АД, кардиалгии; желудочно-кишечные расстройства: тошнота, рвота, затруднение при глотании или ощущение «кома в горле», потеря аппетита, понос, спастические боли в животе, метеоризм; изменения со стороны дыхательной системы: диспноэ, чувство нехватки воздуха, учащение дыхательных движений, поверхностное дыхание, приступообразный кашель; со стороны мочевыделительной системы: учащение позывов на мочеиспускание, задержка мочеиспускания (Кемпински А., 1975; Хэссет Дж., 1981; Карвасарский Б.Д., 1990; Калинин В.В., Максимова М.А., 1993, Рожнов В.Е., 1994; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998в, и др.). К вегетативным реакциям, сопровождающим тревожные состояния, относится также гиперемия или бледность кожных покровов, сухость во рту, появление слез, головокружение или слабость, потливость (Кемпински А., 1975, Хэссет Дж., 1981; Асатиани Н.М. и соавт., 1983; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. 1995; Свядощ А.М., 1997; и др.). Реакции соматической мускулатуры, сопровождающие страх и тревогу весьма разнообразны: это напряжения мышц туловища и конечностей, судороги, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах, симптом кривошеи, навязчивые мышечные подергивания и движения (тики), вздрагивания, суетливость, беспокойство и невозможность оставаться на одном месте (Банщиков В.М., Невзорова Т.А., 1969; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. 1995). Согласно предположению Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым — различные психологические, оценивающие уровень тревоги. Следует отметить, что традиционно принято выделять два типа тревожности: личностную (тревожность как более или менее устойчивая черту личности) и ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию). Для измерения индивидуальных различий в тревожности J.Taylor (1953) был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности C. Spielberger (1972) создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй — как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида ( Hodges W . F ., Spielberger C . D ., 1966). Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожности», в то время, как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Как указывает Х. Хекхаузен (1986), под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, напряженность, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Исследователи экзаменационного стресса считают, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы ВУЗа (Плотников В.В., 1983). В одном из исследований учебного стресса, на основании характера вегетативного реагирования студентов-добровольцев на стресс были выделены три группы: 1-я с неменяющейся тревожностью, 2-со снижающейся тревожностью и 3-е увеличивающейся тревожностью при стрессе (Сауля А. И., Рапопорт Е. Н., Болокан Н.И. и соавт., 1989). Следует отметить, что методика Спилбергера не очень адекватно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете» (Охромий Г.В., Коренкова И.В., Копыленко А.А., и соавт., 2001). По данным этих авторов количество таких случаев в студенческой популяции составляет 1.3%.

        В литературе имеются сведения, что у студентов, предрасположенных к развитию артериальной гипертензии отмечаются более высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, чем в группе контроля (Борисова Н.А., 2001; Гарганеева Н,П., Леонов В.П., 2001). По данным некоторых исследователей, длительность экзаменационного стресса зависит от формы экзамена — при письменном экзамене, сопровождающемся длительным ожиданием оценки, негативные последствия экзамена на уровне физиологических систем проявляются в большей степени ( Будылина С.М., Наумова Т.С., 1985).

      Существует мнение, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности (по Спилбергеру) происходит увеличение высокочастотного компонента спектра ( HF ) и снижение низкочастотного компонента ( LF ) во время экзамена по сравнению с нормой, в то время как у низкотревожных студентов динамика изменения спектра была противоположной (Глазачев О.С., Дудник Е.Н., 2001). Исследования с применением электроэнцефалографических методик выявили, что тревога перед предстоящим экзаменом отражается в активации передних областей правого полушария, а после экзамена отмечается тенденция к смещению фокуса активации в симметричные отделы левого полушария. У студентов, обладающих, по данным психологических тестов, высокой тревожностью, отмечалась повышенная активация передне-правого коркового квадранта, что, по мнению исследователей, могло быть обусловлено пессимистической установкой, свойственной таким испытуемым (Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998).

 4.4 Собственные исследования тревожности у студентов в норме и условиях экзаменационного стресса.

 

 В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает вегетативные компоненты тревожного состояния. В одних шкалах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других — ее вегетативные проявления. К сожалению, в наиболее распространенных в настоящее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет поиск корреляций между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности с физиологическими проявлениями страха и тревоги. Например, шкала Гамильтона (Hamilton M., 1959) не разделяет симпатические и парасимпатические проявления тревоги: в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как “покраснение кожных покровов” и “бледность кожных покровов”, “повышенный мышечный тонус” и “ощущение удушья” и т. д. По шкале Цунга (Zung W.W.K.,1980), предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт “У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения” (активация симпатической системы ) стоят рядом с пунктами “У меня бывают приступы слабости” или “Частые позывы на мочеиспускание” (активация парасимпатической системы). Поэтому, чтобы исключить неоднозначно трактуемые вегетативные компоненты, мы в своем исследовании остановились на шкале Спилбергера, определяющей уровень ситуативной тревожности исходя из субъективного психологического состояния испытуемых (Марищук В.Л. и соавт., 1984).

В психологических исследованиях обычно применяются две разновидности шкалы тревожности Спилбергера: личностная и ситуативная (реактивная), каждая из которых имеет свои области применения. В последнее время принято различать понятия “эмоциональной реакции” и “эмоционального состояния” (Громбах С.М., 1988). В то время, как эмоциональные реакции — это непосредственные ответы на какое-либо воздействие или ситуацию, то под эмоциональным состоянием понимают более или менее устойчивый характер откликов на те или иные жизненные факты. В этом плане ситуативная тревожность по Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции, в то время как личностная — преобладающее эмоциональное состояние. Для определения индивидуальных различий в способах реагирования на экзаменационный стресс необходимо учитывать базисную, личностную тревожность студентов, поэтому данный раздел имеет смысл начать с анализа именно этого показателя.

     Уровень личностной тревожности (по Спилбергеру) в обследованной популяции составлял 41.4±0.8 балла. Среди обследованных студентов встречались люди как с высокой, так и с низкой личностной тревожностью, что изначально определяло их реакции на экзаменационный стресс. Если исходить из принятой на настоящее время трактовки деления людей по уровням тревожности (Марищук В.Л. и соавт., 1984), получается, что 5.8% обследованных студентов имели пониженную личностную тревожность ( менее 35 баллов), около 5% высокую — выше 55 баллов, а почти 90% студентов и школьников имели средние показатели личностной тревожности (от 35 до 55 баллов). В литературе встречаются и другие цифры — в одной из работ указывается, что высокий уровень личностной тревожности отмечался у 40.26% студентов (Охромий Г.В., Коренкова И.В., Копыленко А.А., и соавт., 2001), однако следует отметить, что личностная тревожность в этом исследовании определялась накануне экзаменов, т.е. у студентов, находящихся в состоянии выраженного эмоционального стресса, что могло вносить искажения в результаты тестирования.

         Средний уровень ситуативной тревожности, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 39.8±0.7 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 56.5±0.8 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (Рис. 4.2). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов — на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким (Марищук В.Л. и соавт., 1984). Мы считаем, что имеет смысл выделение четвертой категории лиц, обладающих “сверхвысоким” уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям). В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22.4%, с низкими — 16%, имеющих сверхвысокую тревожность — 0.7% ( Рис. 3.3):

       В то же время, в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8.6% — сверхвысокие уровни ситуативной тревожности ( Рис.3.4):

       Уровень тревожности (как личностной, так и ситуативной) мало менялся с возрастом в пределах от 16 до 25 лет. Незначительный рост отмечался только по отношении личностной тревожности, а разница в показателях ситуативной тревожности школьников и студентов разных курсов была недостоверной, что отражено в Табл. 3.1.

Табл. 3.1. Показатели ситуативной тревожности у школьников и студентов различных курсов:

 

SL

SSN

SSE

Школьники 10-11 кл

38.0±0.5

41.2±1.2

54.7±1.2

Студ. 1 к

41.1±0.9

39.6±1.9

55.1±1.8

Студ. 2 к.

40.9±1.0

41.0±1.1

59.5±1.3

Студ. 3 к

42.6±1.7

42.1±3.2

55.9±2.8

Студ. 5 к

42.7±1.5

38.0±1.9

55.7±1.8

Общее

41.4±1.5

39.8±0.7

56.5±0.8

 

SL — личностная тревожность, SSN — ситуативная тревожность в норме; SSE — ситуативная тревожность перед экзаменом.

 

Показатели личностной тревожности были выше у женщин по сравнению с мужчинами (р <0.01). В то же время, хотя уровень ситуативной тревожности у женщин в норме и перед экзаменом был несколько выше, чем у мужчин, эти отличия были недостоверными (р >0.05).

 

Табл. 3.2. Показатели тревожности у лиц разного пола

 

 

SL

SSN

SSE

Мужчины

37.7±1.3

38.1±1.3

55.6±1.6

Женщины

43.1±1.2

36.6±0.9

56.4±1.3

SL — личностная тревожность, SSN — ситуативная тревожность в норме; SSE — ситуативная тревожность перед экзаменом.

 

    Между уровнем личностной тревожности и уровнем ситуативной тревожности, измеренной перед обычным учебным занятием, отмечалась определенная корреляция (r=0.27; р<0.05). Между показателями личностной тревожности и уровнем ситуативной тревожности, измеренной в условиях экзаменационного стресса, корреляция была значительно выше (r=0.39; р<0.001). Это означает, что личностно-тревожные студенты в условиях эмоционального стресса чаще проявляли повышенную ситуативную тревогу по сравнению с “низкотревожными” студентами.

   Согласно нашим исследованиям, уровень личностной тревожности студентов коррелировал с показателем негативной самооценки (r=0.25; р<0.05) и показателем силы нервной системы по возбуждению, определяемой по субтесту ЧХТ (r= -0.24; р<0.05). Таким образом тенденцией к повышенной тревожности обладали студенты, склонные недооценивать свои возможности и способности, а также обладающие слабым типом ВНД.

 

   Прирост индекса ситуативной тревожности, отрицательно коррелировал с исходным уровнем ситуативной тревоги в покое (r= -0.70; р<0.001) и положительно с уровнем ситуативной тревоги перед экзаменом (r=0.49; р<

зк14.

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности

Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина28

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию(состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции,личностной особенности(свойство тревожности).

Реактивная (ситуативная) тревожность— состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством,

озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Под личностной тревожностьюпонимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них весьма выраженным состоянием тревожности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните (запишите) наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» —пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно.

Таблица 3.11.

Шкала реактивной (ситуативной) тревожности

Суждение

Ответы

Нет, это совсем не так

Пожалуй,

так

Верно

Совершен но верно

1.

Я спокоен.

1

2

3

4

2.

Мне ничего не угрожает.

1

2

3

4

3.

Я нахожусь в напряжении.

1

2

3

4

4.

Я испытываю сожаление.

1

2

3

4

5.

Я чувствую себя свободно.

1

2

3

4

6.

Я расстроен.

1

2

3

4

7.

Меня волнуют возможные неудачи.

1

2

3

4

8.

Я чувствую себя отдохнувшим.

1

2

3

4

9.

Я встревожен.

1

2

3

4

10.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

1

2

3

4

11.

Я уверен в себе.

1

2

3

4

12.

Я нервничаю.

1

2

3

4

13.

Я не нахожу себе места.

1

2

3

4

14.

Я взвинчен.

1

2

3

4

15.

Я не чувствую

скованности,

напряженности.

1

2

3

4

16.

Я доволен.

1

2

3

4

17.

Я озабочен.

1

2

3

4

18.

Я слишком возбужден, и мне не по себе.

1

2

3

4

Окончание табл. 3.11

19.

Мне радостно.

1

2

3

4

20.

Мне приятно.

1

2

3

4

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» — почти никогда; «2» — иногда; «3» — часто; «4» — почти всегда.

Таблица 3.12.

Шкала личностной тревожности

Суждение

Ответы

Почти

никогда

Иногда

Часто

Почти

всегда

21.

Я испытываю удовольствие.

1

2

3

4

22.

Я очень быстро устаю.

1

2

3

4

23.

Я легко могу заплакать.

1

2

3

4

24.

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

1

2

3

4

25.

Нередко я проигрываю из- за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

1

2

3

4

26.

Обычно я чувствую себя бодрым.

1

2

3

4

27.

Я спокоен, хладнокровен и собран.

1

2

3

4

28.

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

1

2

3

4

29.

Я слишком переживаю из- за пустяков.

1

2

3

4

30.

Я вполне счастлив.

1

2

3

4

31.

Я принимаю все слишком близко к сердцу.

1

2

3

4

32.

Мне не хватает уверенности в себе.

1

2

3

4

33.

Обычно я чувствую себя в безопасности.

1

2

3

4

Окончание табл. 3.12.

Суждение

Ответы

Почти

никогда

Иногда

Часто

Почти

всегда

34.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

1

2

3

4

35.

У меня бывает хандра.

1

2

3

4

36.

Я доволен.

1

2

3

4

37.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

1

2

3

4

38.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

1

2

3

4

39.

Я уравновешенный человек.

1

2

3

4

40.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

1

2

3

4

Обработка данных и интерпретация результатов:

Показатели СТ и ЛТ подсчитываются по формулам СТ = Ъ-Ъ + 35,

где Xi — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Хг — сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам1,2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).лт = ъ-Ъ + 35,

где Xi — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Хг — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая,

31- 45 балла — умеренная,

46 и более — высокая.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.

Высокая тревожностьпредполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Очень высокая тревожность (>46) прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Низкая тревожность,наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Очень низкая тревожность (<12) характеризует состояние как депрессивное, ареактивное, с низким уровнем мотиваций. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *