Управленческая деятельность руководителя: Вы точно человек? – Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор: | 24.08.2020

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Вместе с тем, изучение деятельности руководителя сопряжено с определенными трудностями.

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как управленческая деятельность исследуется в широком контексте, но с другой — неопределенность предмета и сферы изучения управленческой деятельности, ее «размытость» по иным разделам теории управления.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т. е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин (менеджмента, социологии, экономики, инженерных наук и др.).

В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. В настоящее время достаточно хорошо раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, гораздо в меньшей степени — ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины управленческой деятельности, хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего, объективированного содержания и ее внутреннего, имплицитного содержания.

Управленческая деятельность, как один из видов профессиональной практической деятельности, обладает общими особенностями, свойственными последней. Среди них: уникальность и непредсказуемость человеческой деятельности в конкретных условиях (в том числе, с учетом ограниченных возможностей и ресурсов), способность адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к целеполаганию, способность к самоорганизации и развитию. Помимо этого, управленческая деятельность характеризуется рядом присущих ей особенностей, к краткому рассмотрению которых мы и переходим.

1.         Субъектность управленческой деятельности. Управленческая деятельность принципиально субъектна. Конечно, по определению, субъектна любая деятельность, так ее всегда осуществляет некоторый субъект, но в случае управленческой деятельности личные качества субъектов управления, их профессиональный опыт и этическая позиция играют существенную роль.

2.         Самостоятельное целеполагание, осуществляемое субъектом управленческой деятельности (субъектом управления), является ее неотъемлемой чертой. Как правило, он самостоятельно формулирует не только цель своей деятельности, но и цель деятельности управляемой системы, декомпозирует их на задачи, формулирует способы достижения цели. В некоторых случаях (например, при тоталитарном режиме), правда, субъект управления лишь транслирует цели, сформулированные метасистемой.

3.         Опосредованность результата управленческой деятельности заключается в том, что непосредственным результатом управленческой деятельности является управляющее воздействие, оказываемое на управляемую систему. Но осуществляется это воздействие не само по себе, а с целью обеспечить требуемое поведение управляемой системы. Предметом управленческой деятельности является деятельность управляемой системы. То есть конечным (опосредованным) результатом управленческой деятельности является состояние (результат деятельности) управляемой системы. И именно по этому результату оценивается эффективность управления, эффективность управленческой деятельности.

Действительно, бессмысленно оценивать эффективность деятельности директора предприятия по числу приказов, которые он подписал, или инструкций и положений, которые он утвердил. Эффективность деятельности директора характеризуется эффективность функционирования, возглавляемого им предприятия или организации (какие критерии — экономические, социальные, экологические и др.). Хотя, к сожалению, приходится признать, что иногда, особенно в сильно бюрократизированных структурах, «эффективность» управления оценивается числом обработанных «бумажек», проведенных проверок и других «мероприятий».

4.         Творческий характер управленческой деятельности. По сути, управление — это принятие решений. А процесс принятия решений невозможно полностью формализовать, в нем всегда присутствуют как неопределенные факторы, так и элементы творчества. В то же время, творчество во многом регламентировано существующими правовыми, этическими и другими нормами, «зажато» ресурсными и другими ограничениями. Примером может служить различие социокультурных управленческих традиций России и Запада — в России управленец во многом свободен, на Западе — почти полностью зажат существующими рамками.

5.         Необходимость моделирования (предвидения, прогнозирования поведения управляемой системы в зависимости от управляющих воздействий) проиллюстрируем на примере организационного управления.

Процесс принятия руководителем (субъектом управления) управленческих решений заключается в том, чтобы в каждой конкретной ситуации выработать некоторое решение (см. Рис. 1).

Рис. 1. Процесс принятия управленческих решений

 

Конечно, желательно, чтобы это решение было «хорошим», научно говоря — оптимальным. Но что имеет руководитель для того, чтобы принять оптимальное решение? Современный менеджмент предлагает руководителю комплект лучших практик (best practices) — решений, принятых другими руководителями в некоторых стандартных ситуациях и оказавшихся эффективными (в этих ситуациях!). Но для конкретного руководителя вероятность встретить в своей практике ситуацию, точно совпадающую с описанной в учебнике по менеджменту, крайне мала. Выход — проанализировать возможные варианты и их последствия, после чего выбрать наилучшее.

Для того чтобы руководитель мог предсказать последствия принимаемых решений, ему нужно знать реакцию на них его подчиненных. «Подчиненный» (управляемая система — человек, группа, коллектив), точно так же, как и руководитель, обладает свойством активности — имеет свои предпочтения и интересы, то есть тоже принимает решения о выбираемом действии (см. Рис. 2). Для него элементом «ситуации» являются решения руководителя.

Рис. 2. Процесс принятия решений подчиненных

 

Таким образом, получаем упрощенную схему взаимодействия руководителя и подчиненного, приведенную на Рис. 3.

Рис. 3. Схема взаимодействия руководителя и подчиненного

 

Следовательно, руководитель должен прогнозировать поведение подчиненных как реакцию на то ли иное управленческое решение. Следует отметить, что в случае, когда подчиненный более дальновиден, чем руководитель, может иметь место эффект обмена ролями, при котором участники «меняются местами» и подчиненный начинает навязывать руководителю выгодные для себя решения.

Взаимодействие, приведенное на Рис. 3, представляет собой «замкнутый круг». Подставим вместо руководителя механизм управления — процедуру принятия им управленческих решений (на входе этой процедуры — действие подчиненного и внешняя ситуация, на выходе — конкретное управленческое решение). Получим структуру, приведенную на Рис. 4, в рамках которой механизм управления детерминирует управленческие решения, принимаемые руководителем.

Рис. 4 Механизм управления

 

Искусство управления, условно говоря, заключается в том, чтобы добиться от подчиненных требуемых действий. Значит, необходимо выбрать такой механизм управления, при котором подчиненные выбирают требуемые для руководителя действия. Сделать это можно, сначала решив задачу анализа: имея модель поведения подчиненного, найти, какие действия он будет выбирать при том или ином механизме управления. А затем, имея решение задачи анализа, решить задачу синтеза — поиска механизма, приводящего к нужным действиям подчиненных. Более того, руководитель должен прогнозировать не только действия подчиненных, но и всю ситуацию. Ведь существует расхожее выражение: «руководить — значит предвидеть».

Подобным образом дело обстоит и при управлении техническими системами (за исключением того, что техническая система не обладает свойством активности): на этапе анализа на основании модели управляемой системы прогнозируется его поведение в зависимости от управляющих воздействий, а затем на этапе синтеза выбирается управляющее воздействие, обеспечивающее требуемое поведение управляемой системы.

6.                  Ответственность субъекта управления за процесс и результаты своей деятельности и деятельности управляемых им субъектов и/или объектов. Действительно, субъект управления несет ответственность не только за непосредственные результаты своей собственной деятельности, но и за ее опосредованный результат — за состояние управляемой системы и результаты ее деятельности.

Причем эту ответственность (во всех ее аспектах — социальном, экономическом, экологическом и др.) он несет и перед управляемой системой, и перед метасистемой, и перед внешней средой. То есть спецификой управленческой деятельности является «социальный» характер ее процесса и результатов. «Руководитель отвечает за все!».

7.                  Развитие и адаптация. Особенностью управленческой деятельности является необходимость развития как субъекта управления, так и управляемой системы, а также их адаптация к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Развитие субъекта управления, осуществляемое им самим, может рассматриваться как саморазвитие, в то время как объект/субъект управления может как осуществлять саморазвитие, так и быть объектом управляемого развития.

Успех в любой сфере деятельности зависит именно от особенностей управленческого, руководящего состава, который может наилучшим образом реализовывать потенциал и способности подчиненных.

 

Литература:

 

1.                  Новиков Дмитрий Александрович, Методология управления. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 128 с. (умное управление)

2.                  Управление таможенным делом: Учебное пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных, B. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, C. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. — СПб.: Троицкий мост, 2012. — 448 с.: ил.

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией



Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Чижова Светлана Михайловна, магистрант

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни управления.

Под управлением принято понимать деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [3].

Система управления современной образовательной организацией — это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Её особенность определяется теми изменениями, которые происходят в системе образования в последние годы, в частности введением Федеральных государственных стандартов НОО. Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения. Ключевой же фигурой в процессе управления, как и прежде, остается руководитель, однако, меняются его функции, соответственно меняется и роль руководителя образовательной организации.

Современный руководитель не может обойтись без знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского и кадрового учета, менеджмента организации, теории управления персоналом, делопроизводства, социальной и общей психологии, педагогики. Личностные компетенции должны быть представлены высоким уровнем организованности, безусловными лидерскими качествами, умением жить в эпоху информационных технологий, стремлением к личностному и профессиональному развитию [4].

Исследованию специфики деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией, его правовых полномочий, должностных инструкций, профессиональных компетенций и т.д. посвящены работы многих ученых: В.И. Андреева «Саморазвитие менеджера» (2014), Беляковой Е.К., Голубевой Л.В.«Справочник директора школы» (2007), Л.М Плаховой «Курс молодого бойца, или Азбука директора школы» (2010), Пономаревой Н.И., Сыромятниковой Л.М «Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения» (2006), К.М Ушакова «Управление школой: кризис в период реформ» (2011) и др.

Кроме того, существует множество периодических изданий и электронных ресурсов, помогающих руководителю образовательной организации сориентироваться в сложной системе современных образовательных отношений, грамотно выстроить образовательный процесс, создать условия мотивации к обучению, благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и, как следствие, обеспечить эффективное функционирование образовательной организации, ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Говоря о специфике деятельности руководителя образовательной организации в системе управления, следует обратить внимание на следующие аспекты: правовой статус руководителя школы; должностные обязанности и полномочия; профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации; стиль руководства и его влияние на общий психологический климат школы; взаимодействие с другими уровнями и структурами управления образовательной организацией [5].

Правовой статус руководителя школы четко определяется в статье 51 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273, утверждающей, что «единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что руководитель, в процессе управления образовательной организацией, осуществляет все функции управления как вида деятельности (рисунок 1).

Рис. 1. Функции управления

Говоря о современной системе управления, следует отметить, что руководитель образовательной организации должен находиться в постоянном развитии и способствовать оптимизации реализации обозначенных функций, эффективно используя человеческие ресурсы. Для этого не достаточно подобрать квалифицированные и компетентные кадры, необходимо создать психологически комфортную среду для установления профессиональных взаимосвязей между членами коллектива и проводить систематическую работу по их поддержанию и расширению. Умение установить такие связи – одна из компетенций современного руководителя [1].

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации, диверсификации (рисунок 2).

Рис. 2. Принципы управления

Управление может осуществляться в различных формах. Еще в начале ХХ века известный немецкий психолог Курт Левин предложил классификацию, в основу которой был положен принцип зависимости характера управления от личности руководителя, его роли как лидера организации. Рассматривая стиль руководства как совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер) реализации этих методов, исследователь выделяет три типа стилей: авторитарный; демократический; нейтральный (либеральный) [2].

Характеристика стилей управления организацией представлена в таблице 1.

Таблица 1

Стили руководства организацией

Критерии руководства

Авторитарный (директивный)

Демократический

Либеральный (нейтральный)

Характер принятия решений

Единоличный

Дискурсивный

Отстраненный

Тип управления

Командно-директивный

Коллегиальное обсуждение

Нейтральное ожидание

Отношение к инициативе

Полное подавление

Поощрение

Передача в руки подчиненных

Стиль общения

Формально-жесткий

Дружелюбно открытый

Либерально-фамильярный

Отношение к дисциплине в коллективе

Подавление инициативы

Дифференцированный подход

Попустительство

Как известно из теории и практики управления, «чистые стили управления» практически не встречаются, наиболее оптимальным является авторитарно-демократический стиль. Именно он позволяет руководителю реализовывать принцип коллегиальности, при котором наблюдается децентрализация полномочий, активное участие сотрудников в принятии решений, и, одновременно реализовывать принцип единоначалия, при котором он принимает единоличные решения.

Деятельность современного руководителя предполагает и мотивирование деятельности своих сотрудников, так как современные педагоги, в особенности молодые, достаточно амбициозны и не всегда способны к профессиональным «подвигам». Грамотно спроектированная работа руководителя создает внутреннюю мотивацию, построенную на ощущении личного вклада и значимости деятельности каждого сотрудника в деятельность и развитие организации.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что деятельность руководителя охватывает не только все направления организационно-функционального развития современной школы (образовательное, воспитательное, правовое, финансовое, административно-хозяйственное, направление обеспечения комплексной безопасности и т.д.), но и обеспечивает их регулирование с точки зрения процессов целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.

Таким образом, современный руководитель образовательной организации определяет стратегию, цели и задачи её развития, принимает решения о программном планировании его работы, участии в различных программах и проектах. Он же занимается созданием микроклимата в коллективе, создает систему мотивирования сотрудников и решает ещё множество задач, способствующих развитию образовательной организации, созданию её имиджа и конкурентоспособности в современном образовательном пространстве.

Литература:

  1. Губанихина Е.В., Тихомирова И.В. Укрепление здоровья педагогов как направление деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения /Электронный научно-практический журнал Культура и образование.- 2014. — №11(15) — с.26
  2. Левин К. Динамическая психология. / К. Левин. — М.: Смысл. — 2001. — 241 с.
  3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия. — 2002. — 576 с.
  4. Султанова Т.А., Ткачева Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 613-616.
  5. Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ / К. М. Ушаков; отв. Ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь. — 2011. – 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, современный руководитель, система управления, специфика деятельности руководителя, руководитель, функция управления, современная образовательная организация, общеобразовательная организация, правовой статус руководителя школы, профессиональная компетенция директора.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ  СОЦИАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ:  СОДЕРЖАНИЕ  И  ХАРАКТЕРИСТИКА

Лубенко  Владимир  Владимирович

студент  4  курса,  кафедра  социальной  работы  СКФУ,  РФ,  г.  Ставрополь

E-mail:  o[email protected]bmail.ru

Бурцева  Ирина  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  СКФУ,  РФ,  г.  Ставрополь

 

Одним  из  главных  механизмов  социальной  поддержки  и  обеспечения  населения  является  социальная  работа.  В  современных  условиях  социальные  службы  являются  конечным  звеном  в  системе  социального  обеспечения,  и  именно  они  взаимодействуют  с  людьми,  а  также  предоставляют  социальные  услуги.  В  связи  с  этим  проблема  повышения  эффективности  работы  социальных  учреждений  имеет  огромное  значение.  Важнейшим  фактором  в  работе  социальной  службы  является  деятельность  ее  руководителя,  так  как  именно  он  определяет  эффективность  социальной  службы  по  оказанию  услуг  определенным  категориям  клиентов.  Следовательно,  исследование  особенностей  содержания  управленческой  деятельности  руководителя  социальной  службы  является  актуальной  проблемой.

Необходимо  уточнить,  какой смысл  мы  вкладываем  в  понятие  «управленческая  деятельность  руководителя  социальной  службы»,  определить  понятия  субъекта  и  объекта,  предмета,  средств  и  условий  его  управленческой  деятельности.

Анализ  научной  литературы  показал,  что  термин  «управленческая  деятельность»  в  общекультурном  своем  значении  определяется  следующим  образом:  «Управленческая  деятельность  —  это  тип  профессиональной  деятельности,  специфика  которого  определена  её  основной  и  наиболее  общей  задачей  —  необходимостью  «организации  деятельности  других  людей  в  направлении  достижения  общих  целей,  а  также  опорой  при  этом  на  принцип  иерархии»  [2;  4;  7].  Соответственно,  понятие  «управленческая  деятельность  руководителя»  можно  рассмотреть  как  «совокупность  действий  руководителя  или  работников  аппарата  управления  по  отношению  к  человеку  или  коллективу,  являющемуся  объектом  управления,  которая  включает  в  себя  постановку  цели  управления,  сбор  и  переработку  информации,  подготовку,  принятие  и  реализацию  управленческого  решения»  [3].  В  социальных  службах  цель  управления,  сбор  и  переработка  информации,  подготовка,  принятие  и  реализация  управленческого  решения  вытекают  из  специфики  профессиональной  социальной  работы,  основной  миссией  которой  является  общественное  благо,  достигаемое  через  квалифицированное  оказание  социальных  услуг  клиентам,  находящимся  в  трудной  ситуации  жизнедеятельности.

Объектом  управленческой  деятельности  руководителя  социальной  службы  являются  люди,  которые  в  свою  очередь  являются  субъектами.  Соответственно,  предмет  управленческой  деятельности  характеризуется  другим  уровнем  сложности,  по  сравнению  с  другими  видами  деятельности,  имеющими  дело  с  «неодушевленными»  объектами.  Особенность  управленческой  деятельности  в  том,  что  субъект  и  объект  деятельности  являются  не  только  одинаково  сложными  по  своей  организации,  но  и  идентичными  по  своим  психологическим,  особенностям.  В  связи  с  вышеизложеным  управленческую  деятельность  относят  к  субъект-субъектному  классу,  более  сложному,  нежели  класс  субъект-объектных  деятельностей,  что  обуславливает  наличие  определенных  личностных  и  профессиональных  требований  к  руководителю.

Личностные  качества  необходимые  для  руководителя  можно  разделить  на  три  группы:  общечеловеческие,  психофизиологические  и  коммуникативные.  В  первую  группу  можно  включить  качества,  основанные  на  общечеловеческих,  моральных  ценностях,  такие  как:  трудолюбие;  принципиальность,  честность;  обязательность,  верность  слову;  самокритичность;  гуманность;  тактичность;  справедливость;  целеустремленность;  альтруизм;  высокая  культура,  энергичность;  работоспособность;  выдержанность;  любовь  к  своему  делу;  оптимистичность;  требовательность  к  себе  и  другим;  чувство  юмора.

К  группе  психофизиологических  качеств  можно  отнести:  когнитивные  и  интеллектуальные  свойства  личности  (наблюдательность,  аналитичность  мышления,  устойчивость  и  распределенность  внимания,  оперативность  и  логичность  памяти,  способность  к  прогнозированию  ситуаций  и  результатов  деятельности),  стрессоустойчивость,  индивидуально-психологические  свойства  (темперамент,  направленность  личности),  эмоциональную  стабильность.

В  группу  коммуникативных  качеств  включаются  умение  руководителя  устанавливать  коммуникацию  с  подчиненными,  вышестоящим  и  смежными  руководителями,  умение  поддерживать  здоровый  психологический  климат  в  рабочем  коллективе,  умение  общаться  (культура  речи,  умение  слушать  и  т.  д.),  навыки  публичных  выступлений.

Личностные  качества,  перечисленные  выше,  тесно  переплетаются  с  профессиональными,  и  являются  основой  для  эффективного  осуществления  управленческих  функций.

Управленческая  деятельность  руководителя  социальной  службы  включает  в  себя  четыре  основных  функции:  планирование,  организация,  формирование  мотивации  у  подчиненных,  контроль  за  выполнением  заданий.  Эти  функции  связаны  процессами  общения,  обмена  информацией,  а  также  принятием  решений.

Общение  руководителя,  обусловленное  необходимостью  выполнения  функций  управления  с  учетом  обратной  связи,  называется  управленческим.  Его  цель  состоит  в  изменении  деятельности  людей  в  определенном  направлении.

Руководитель  социальной  службы  использует  управленческое  общение,  во-первых,  для  передачи  распорядительной  информации  в  виде  распоряжений,  указаний,  рекомендаций,  во  вторых,  для  получения  от  подчиненных  сведений  о  выполнении  работы  и,  в-третьих,  для  контроля  и  оценки  качества  её  выполнения  [5].

Принято  выделять  несколько  форм  управленческого  общения.  Субординационная  форма  —  это  общение  между  руководителями  и  подчиненными,  в  основу  которого  положены  административно-правовые  нормы.  Такой  вид  общения  складывается  между  руководителями  и  исполнителями  либо  между  руководителями  разных  уровней.  Служебно-товарищеская  форма  общения  —  общение  между  коллегами,  в  основу  которого  положены  административные  уложения  и  моральные  нормы.  Дружеской  формой  общения  является  общение  между  руководителями,  в  отдельных  случаях  возможно  между  руководителями  и  подчиненными.  В  основе  такого  общения  лежат  социально-психологические  нормы  взаимодействия.  Выбор  руководителем  той  или  иной  формы  управленческого  общения  зависит  от  условий  работы  учреждения,  индивидуально-психологических  качеств  подчиненных,  уровня  управления  организацией.  На  уровне  управления  организацией  целесообразна  субординационная  форма,  тогда  как  в  рабочей  подгруппе  она  малоэффективна  и  более  приемлемой  может  быть  дружеская  форма  общения.

Основные  проблемы  в  управленческой  деятельности  руководителей  в  том,  что,  отдавая  распоряжения,  они  не  контролируют  процесс  исполнения  и  не  дают  оценку  выполненному,  в  результате  управленческая  деятельность  сводится  лишь  к  выдаче  распорядительной  информации  —  распоряжений,  указаний,  приказов.  Причем  и  в  этом  случае  руководитель  может  совершать  ошибки,  выдавая  необдуманные,  поспешные,  невозможные  противоположенные  по  смыслу  распоряжения,  таким  образом,  парализуя  работу  всего  учреждения  [5].

Руководитель  в  процессе  управленческой  деятельности  должен  учитывать  коммуникативную  сторону  общения,  которая  сводится  не  только  к  обмену  информацией,  но  и  должна  быть  правильно  понята  и  интерпретирована.  В  науке  широко  известен  феномен  личного  смысла,  благодаря  которому  в  процессе  общения,  каждый  из  партнеров,  основываясь  на  своих  знаниях,  по-своему  воспринимает  и  интерпретирует  сообщения.  Очевидно,  что  эти  расхождения  в  смысловой  стороне  информационных  сообщений  и  порождают  конфликты  между  партнерами.  Расхождения  в  тезаурусе  являются  частой  причиной  неверного  понимания  информации,  что,  в  конечном  счете,  может  приводить  к  существенным  сбоям  в  работе  коллектива.

В  процессе  коммуникации  между  людьми  периодически  появляются  так  называемые  коммуникативные  барьеры,  которые  имеют  социальный  и  психологический  характер.  Данные  барьеры  могут  быть  обусловлены  различиями  в  мировоззрении,  а  также  психологическими  особенностями  партнеров  по  общению.  В  случае  возникновения  подобных  коммуникативных  барьеров,  информация  может  искажаться  или  терять  первоначальный  смысл,  а  в  иных  случаях  вообще  не  поступает  к  собеседнику.  Последствием  коммуникационных  барьеров  может  стать  возникновение  чувства  недоверия  к  коммуникатору,  которое  распространяется  и  на  передаваемую  им  информацию.

В  качестве  наиболее  распространенных  форм  коммуникативных  барьеров  рассматриваются:

1.  информационно-дефицитный  барьер,  возникает  в  случае,  когда  коммуникативная  помеха  —  это  механический  обрыв  или  неясность  передаваемой  информации;

2.  замещающее  —  искажающий  барьер  возникает  в  случае,  если  собеседник  ясно  придает  получаемой  информации  другое  значение;

3.  фонетическое  непонимание  может  быть  обусловлено  общением  на  разных  языках  и  диалектах  или  существенных  дефектов  речи  и  дикции,  искаженного  грамматического  строя  речи.  Этот  барьер  также  порождается  невыразительной  и  быстрой  речью,  речью-скороговоркой  и  речью  с  большим  количеством  звуков-паразитов;

4.  стилистический  барьер  возникает  при  несоответствии  стиля  речи  коммуникатора  и  ситуации  общения  или  несоответствии  стиля  речи  и  психологического  состояния  собеседника.  Например,  подчиненный  серьезно  не  воспримет  критическое  замечание  со  стороны  руководителя,  если  оно  сделано  в  неадекватной  панибратской  манере;

5.  логический  барьер  формируется,  если  логика  рассуждений,  предлагаемая  коммуникатором,  либо  слишком  сложна  для  собеседника,  либо  кажется  ему  неверной.  Например,  для  одних  людей  логично  и  доказательно  то,  что  не  противоречит  разуму,  а  для  других  —  то,  что  соответствует  долгу  и  морали.

Значение  коммуникации  в  управленческой  деятельности  переоценить  сложно,  на  эффективность  управленческого  общения  влияют  множество  факторов,  как  субъективных,  зависящих  от  личностных  качеств  личности,  так  и  объективных,  которые  зависят  от  профессиональной  компетенции  руководителя.  В  процессе  управленческого  общения,  руководитель  должен  помнить  о  необходимости  исполнения  всех  управленческий  функций.  Планирование  деятельности  позволяет  руководителю  формировать  адекватные  распоряжения,  правильно  организованный  рабочий  процесс  и  мотивированные  сотрудники  обеспечат  бесперебойную  работу  учреждения  и  контроль,  как  завершающий  этап  управленческого  цикла  выявляет  возможные  ошибки.  Сформированные  личностные  качества  и  профессиональные  навыки  в  коммуникационной  сфере  позволит  наладить  процесс  передачи  информации  между  объектом  и  субъектом  управленческой  деятельности.

 

Список  литературы:

1.Большой  Российский  энциклопедический  словарь  /Авт.  А.Е.  Махов,  П.И.  Петровская,  В.М.  Смолкин,  В.Д.  Шолле.  М.:  Большая  Российская  энциклопедия,  2009.  —  1887  с. 

2.Большой  энциклопедический  словарь  /Авт.  И.  Лапина,  Е.  Маталина,  Р.  Секачев,  Е.  Троицкая,  Л.  Хайбуллина,  Н.  Ярина.  М.:  АСТ,  Астрель,  2008.  —  1247  с. 

3.Карпов  А.В.  Психология  менеджмента  учебное  пособие.  М.:  Гардарики,  2008.  —  584  с. 

4.Новейший  энциклопедический  словарь  /Авт.  С.  Михайлов.  М.:  Издательство  Рипол  Классик,  2010.  —  2144  с.

5.Психологические  проблемы  управления  в  правоохранительных  органах  /  Под  ред.  А.Я.  Сухарева  и  Г.Х.  Ефремовой.  М.:  Владос,  2008.  —  123  с. 

6.Человек.  Анатомия.  Физиология.  Психология.  Энциклопедический  иллюстрированный  словарь  /Авт.  А.С.  Батуев.  Спб.:  Питер,  2011.  —  672  с. 

7.Энциклопедический  словарь  /Авт.  Ю.А.  Зубок.  М.:  Academia,  2008.  —  608  с.  

её особенности, структура и характерные черты

Актуальностью выбранной темы состоит в том, что среди всей разносторонности проблемы практики и теории управления важнейшее место, несомненно, принадлежит совокупности вопросов, связанных с введением деятельности по управлению, а кроме того с индивидуальной деятельностью руководителя. Аналогично тому, как субъект управления играет центральную и самую значимую роль в любой системе, так и изучение этой деятельности является важной проблемой теории управления. От правильного, полноценного понимания характера и сущности управленческой деятельности в основном зависит решение всех других управленческих усложнений и проблем, формирование адекватного общего понятия о «науке управления». Изучение деятельности руководителя связано с определенными трудностями.

Управленческая деятельность – это такая модель профессиональной деятельности, нестандартность которой определяется ее основной и общей задачей – важность совместной организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей и задач, а также опорой при этом на принцип иерархии. Управленческая деятельность распознается интеллектуальным содержанием, так как нацелена на выработку, практическую реализацию и принятие управленческих решений, предназначенных для изменения состояния и течения общественных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Она показывает социальную действительность и все то, что происходит в ней, находит ресурсы, которые в ней находятся, средства и резервы, а так же находит оптимальные методы ее совершенствования и перехода на более высокий уровень. Главный ее смысл – освоение новой характеристики управляемого процесса, что невыполнимо без значительных усилий. Управленческая деятельность представляет собой систему управленческих процессов. Управленческие процессы — это целенаправленные решения и действия, которые используются менеджерами в определенной последовательности и комбинации. При этом не стоит забывать, что не все менеджеры занимают  одинаковую позицию и роль в организации. В организациях существуют иерархии, менеджеры выполняют различные функции, также есть и различные виды управленческой деятельности.  

Рисунок 1. — Структура управленческой деятельности [2] 

Управленческая деятельность, как вид профессиональной практической деятельности, обладает едиными отличительными чертами, присущие последней. Среди которых: редкость и непредсказуемость деятельности человека в конкретных условиях, умение приспособления к меняющимся условиям, способность к целеполаганию, способность к самоорганизации и прогрессированию. Помимо всего этого, управленческая деятельность характеризуется комплектом характерных ей отличительных черт:  

Рисунок 2 — Характерные черты управленческой деятельности. 

1. Субъектность управленческого дела. Любая деятельность субъектна, так ее всегда реализует некий субъект, а в случае управленческой деятельности личные свойства субъектов управления, их позиция и профессиональный опыт  имеют важное значение.

2. Самостоятельное целеполагание, реализуемое субъектом управленческой деятельности, является ее существенной чертой. Чаще всего, он самостоятельно формулирует задачу своего движение и задачу деятельности управляемой системы, разделяет их на задачи, выражает способы свершения цели.

3. Опосредованность преуспевания управленческой деятельности состоит  в том, что успехом управленческой деятельности считается управляющее воздействие, оказываемое на регулируемую систему. Данное влияние осуществляется не само по себе, а с целью предоставить требуемое поведение управляемой системы. Темой управленческой деятельности является деятельность управляемой системы. То есть финальным результатом этой деятельности является результат деятельности управляемой системы. И, безусловно, согласно этому результату расценивается результативность управления, результативность управленческой деятельности. Эффективность работы каждого управляющего субъекта характеризуется эффективностью функционирования, возглавляемой им организации.

4. Творческий характер управленческой деятельности. Фактически, управление, как показывает практика, это процесс принятие решений. А такой процесс нельзя полностью смоделировать, так как в нем всегда присутствуют неопределенные факторы и элементы творчества. В то же время, творчество во многом ограничено существующими этическими правовыми, и другими нормами, «стеснено» ресурсными и другими различными ограничениями.

5. Необходимость моделирования  Процесс принятия управленческих решений субъектом управления основан на том, чтобы к конкретной ситуации разработать некоторое решение. Конечно, лучше, чтобы это решение было самым эффективным. Однако что есть у субъекта управления для принятия наилучшего решение? Нынешний менеджмент предлагает руководителю набор лучших практик — решений, установленных другими начальствами в некоторых стандартных ситуациях и оказавшихся результативными в конкретных обстановках. Однако для руководителя весьма невелика вероятность столкнуться в своей практике с ситуацией, совпадающей с описанной в книге по менеджменту. У него есть еще один выход, который заключается в  анализе всех возможных вариантов и последствий, выборе наилучших. Для предсказания руководителем последствий принимаемых решений, ему нужно понимать как отреагируют на них его подчиненных. «Подчиненный» тоже, как и руководитель, обладает свойством активности, у него есть свои интересы  и предпочтения, то есть тоже участвует в принятии решения о выбираемом действии. Это значит что руководитель должен прогнозировать и моделировать поведение подчиненных как реакцию на какое-либо управленческое решение. Искусство управления, короче говоря, заключается в том, чтобы добиться от подчиненных требуемого поведения. Следовательно, необходимо выбирать такие механизмы управления, при которых подчиненные будут выбирать требуемые для руководителя действия. Сделать это можно, сначала решив задачу анализа: имея модель поведения подчиненного, выискать, какие действия он будет проводить при том или ином механизме управления, далее решить задачу синтеза — найти механизм, приводящий к необходимым поступкам подчиненных. Более того, управляющий обязан предсказывать не только действия подчиненных, но и всю обстановку. Ведь имеется расхожее выражение: «руководить — значит предвидеть». аналогичным образом и при управлении техническими системами: в процессе анализа на основании модели управляемой системы прогнозируется его поведение в зависимости от управляющих воздействий, далее на этапе синтеза выбираются управляющие воздействия, обеспечивающие требуемое поведение управляемой системы.

6. Ответственность субъекта управления за итоги собственной работы, работы контролируемых им субъектов, объектов и процессы, либо совместно. Воистину, субъект управления отвечает за результаты своей деятельности и за ее итог — за состояние управляемой системы и итог ее деятельности. Данную обязанность субъект несет перед управляемой системой,  перед метасистемой и перед внешней средой. Это означает что особенностью управленческой деятельности считается «общественный» характер ее процесса и итогов.

7. Развитие и адаптация. Характерной чертой управленческой деятельности считается важность развития как управляемой системы, так и самого субъекта управления, а также их способность к адаптации постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий. Рост субъекта управления, который осуществляется им лично, рассматриваться как саморазвитие, в то время как непосредственно объект либо субъект управления реализовывать саморазвитие, либо являться объектом управляемого совершенствования.

Подводя итог, мы с уверенностью можем сказать то, что преуспевание хоть в какой сфере деятельности зависит в основном от руководящего и управленческого состава, который может наилучшим образом осуществлять и развивать потенциал и способности своих подчиненных. 

Управленческая деятельность руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС

  1. Функция управления, вид управленческой деятельности: анализ

Цель

Творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.

Содержание

  1. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций.

  2. Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его.

  3. Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.

  4. Итоговый анализ.

Формы реализации

1. Изучение документации ОУ. 2. Наблюдение.

3. Беседы.

4. Анкетирование.

5. Изучение передового педагогического опыта,

5. Диагностические методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.

6. SWOT – анализ ОУ.

Итоговый анализ дает основание к исполнению последующих функций управленческого цикла.

  1. Функция управления, вид управленческой деятельности: определение цели и планирование

Цель

Определить главную цель и задачи, состав и структуру действий, необходимых для их достижения, определить этапы, сроки и пути достижения цели

Содержание

Постановка целей и принятие решений. Планирование позволяет координировать деятельность педагогического, студенческого и родительского коллективов, административного персонала. Данные планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

В практике работы образовательных учреждений СПО разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий. Перспективный план в современных условиях разрабатывается на три года, на основе глубокого анализа работы ОУ за последние годы.

Годовой план охватывает период учебного года, включая летние каникулы.

Текущий план составляется на учебный семестр и является конкретизацией перспективного и годового плана ОУ.

Формы реализации

Составление, утверждение и доведение перспективного, годового и текущего планов до исполнителей. Ознакомление с планами всех заинтересованных лиц.

Определение мотивации педагогов, студентов, администрации ОУ в достижении цели.

  1. Функция управления, вид управленческой деятельности: организация

Цель

Определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого плана, выбор реальных наилучших путей выполнения плановых заданий.

Содержание

Главным в организационной деятельности является вопрос, как реально, с помощью каких средств и действий воплотить в жизнь цели, определенную в планах ОУ. Организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления. Наиболее важным и исходным моментом организации является четкое определение и распределение функциональных обязанностей всех лиц и подразделений, образующих систему. В свою очередь распределение функциональных обязанностей предполагает учет уровня подготовленности каждого члена организации, оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их соответствия функциональным обязанностям. Вопросы подбора, подготовки, отбора и расстановки кадров являются сердцевиной организационного этапа управления в любом ОУ.

При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:

1) Отбор и расстановка имеющихся кадров. Постановка задач перед исполнителями.

2) Анализ и регулирование социально-психологическим климатом среди педагогов, среди студентов и среди административного персонала.

3) Стимулирование эффективности труда подчиненных и их саморазвития. Создание условий для профессионального роста подчиненных.

4) Обеспечение единой направленности действий педагогического и студенческого коллективов.

5) Оказание помощи непосредственно в процессе выполнения работы педагогам и административному персоналу ОУ, функционально и лично.

6) Установка обратной связи с участниками и ответственными лицами по исполнению задач, проведению мероприятий. Определение рефлексии педагогов и обучающихся по результатам работы на каждом этапе исполнения планов.

7) Корректировка методов, действий, мотивации исполнителей и участников процессов.

Формы реализации

Оценка результатов исполнения конкретного дела. Инструктирование.

Формирование убежденности в важности выполнения данного поручения.

Выбор и применение форм стимулирования деятельности участников процессов.

  1. Функция управления, вид управленческой деятельности: контроль и регулирование деятельности ОУ

Цель

Выявление отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законы, нормы), в измерении и оценке результатов выполнения программы, а так же предупреждений и устранение возможных или фактических отклонений от заданных целей.

Содержание

Под внутренним контролем понимается проведение представителями
администрации учреждения наблюдений, обследований, посещений занятий,
изучение документации, осуществляемых в порядке руководства и контроля в
пределах своей компетенции за соблюдением педагогическими работниками
Учреждения законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта
РФ, муниципалитета, Учреждения в области образования.

Эффективность контроля и регулирования достигается:

  1. Распределением объектов контроля между директором, его заместителями.

  2. Четко очерченными целями проводимого контро­ля, использованием объективных критериев оцен­ки обучения и воспитания.

  3. Когда контролируются все педагогические и воспитательные процессы.

  4. Когда привлекаются опытные педагоги, методисты, опытные представители администрации, имеющие компетентность проверяющего — знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, умение прогнозиро­вать развитие результатов контроля.

  5. Контролем административной и финансово-хозяйственной деятельности в ОУ.

Формы реализации

Изучение документации, наблюдение, собеседование, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, позволяющие получить необходимую объективную информацию о результатах деятельности. Участие в построении продуктивного процесса инноваций и нововведений.

понятие, основные виды, элементы. — Студопедия.Нет

Управление – целенаправленное воздействие на объект, систему, основанное на обратной связи, с целью получить желаемые результаты.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».

       Управленческая деятельность– деятельность руководителя по определению цели и задачи упр-я, обработке информации, выработке и принятию решения, исполнителями кот-й будут отдельные сотрудники или коллектив в целом.

       Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности.

       По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной.

       Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

       Основные виды:

Планирование, определиться с самими целями и конкретными шагами по их достижению. Где мы сейчас? К чему хотим прийти? Как?;

Организация, практическая реализации намеченных шагов;

Мотивация, побуждение подчинённых — выявление запросов и построение системы поощрений;

Контроль, насколько организация приблизилась (или достигла) запланированных целей. точное измерение текущих результатов и сравнение их с тем, что должно быть по плану. должен завершаться обратной связью для внесения коррективов.

       В рамках стратегического планирования 4 вида УД:

1)распределение ресурсов; 2)адаптация к внешней среде; 3)внутренняя координация; 4)организационное стратегическое предвидение (= учимся на опыте).

       Элементы УД.Осн.элементом управленч.деят-ти является процесс принятия решений.

1. информационная подготовка,

2. принятие решений,

3. реализация.

Индивидуальный уровень: восприятие, коммуникации.

Организационный уровень: коммуникации, управленческие информационные системы. Т.е., любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия».

 

 

Стратегия и тактика управления. Особенности управления в агрессивной внешней среде.

       Стратегия определяет, куда держать курс. А тактика — как, какие конкретные действия предпринимать. Слово «стратегический» в 2ух значениях: 1.имеющий длительную временную перспективу 2.относящийся к генеральному пути.

       Стратегия — это определение ген.пути (направления, курса) движения к долговременной цели.

 Согласно Е. Кассельсу, стратегия — это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей

       Тактика — это способ движения, то есть форма реализации стратегии.

       Стратегические аспекты упр-я: цели, основные виды деятельности, определение союзников, противников, конкурентов, партнеров, собственные преимущества и направление их использования. Стратегия организации – это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегический план должен быть с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим коррекцию.

       Тактические: способы достижения целей, правила поведения с конкурентами и партнерами, процедуры взаимодействия с внеш.средой и построение внутр.пространства (найм сотрудников, документооборот и пр.)

       Особенности управления в агрессивной среде. Организации существуют в среде, состоящей из множества элементов. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Руководство должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов и поставщиков, позиция государства) и состояние ресурсов самой организации.

       Агрессивная среда характеризуется высокой степенью неопределенности, изменчивости, сложности, высокой конкуренцией. Если менеджеры не «уловят» изменения и вовремя не изменят свою компанию, то будет поздно что-либо предпринимать — позиции будут утеряны. Коротко эти требования таковы: реорганизация, постоянное отслеживание ситуации во внешней среде, немедленная реакция на изменения.

       При управлении организацией в агрессивной среде исп-ся СВОТ-анализ (SWOT): анализ внутреннего состояния организации и определения её сильных сторон и недостатков, возможностей и угроз, кот-е предоставляет развитие внешней среды. Метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

       Также используется техника анализа ПЭСТ, показывает, как влияет на фирму 4 основные группы факторов: полит, соц, экон, технологич. На практике анализируется более широкий набор факторов. Анализ ПЭСТ должен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды.

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

В условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации концепции развития общества на первый план выдвигаются требования к личности управленца нового типа. Смысл управления состоит в том, что руководитель играет громадную роль в работоспособности коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы».

Поэтому современные руководители учреждений образования должны обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе. Он должен обеспечивать целенаправленность (целеустремленность) совместной деятельности и организованность (сплоченности, скоординированности, интеграции, консолидации) для достижения общих положительных результатов, обладать определенными навыками менеджмента, знать и понимать сущности происходящих перемен в государстве и обществе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства в сфере образования. Также важна управленческая культура при формировании должного морально-психологического климата, складывающемся в том или ином рабочем коллективе.

То есть, иными словами, в образовании складывается особый специфический менеджмент, который сводит в едино понятия директор и менеджер в образовании. При этом важно отметить, что в условиях, когда образовательные учреждения становятся более разнообразными, открытыми и гибкими, меняются содержание, формы и методы работы образовательного учреждения, необходима система подготовки, в полной мере способствующая реализации творческого потенциала личности будущего руководителя. Кроме того, возрастающая сложность процессов управления требует, чтобы управленческие функции в образовании осуществлялись подготовленными для этой деятельности специалистами, владеющими управленческой культурой. Управленческая культура руководителя является важнейшим элементом совершенствования и развития современного образования, поскольку выступает системообразующим компонентом функционирования образовательного учреждения, внесения сущностных изменений, определяющих содержание и темпы необходимых преобразований в образовании.

Ведущим направлением в данных условиях становится совершенствование процесса подготовки руководителя в сфере образования, а также формирование личности с развитой управленческой культурой, высоким интеллектом, культурой мышления, способного к диалогу, с устойчивой ценностной ориентацией на самореализацию и саморазвитие, способствующей его конкурентоспособности. Также актуальность формирования эффективного руководителя, обладающего высоким уровнем управленческой культуры, возможно объяснить растущими требованиями к уровню профессионального менеджера в образовании в условиях обновления социальной сферы и, в частности, образования. Кроме того, объективная необходимость интенсивного изменения педагогических систем и процессов, происходящих в образовательном учреждении, предопределяют высокий уровень готовности к управленческой деятельности, наличие управленческого сознания и мышления.

Исследование управленческой культуры с социологической точки зрения для российской социологической науки является достаточно новым и актуальным. Интерес к изучению сформирован лишь в последние годы, что связано с внедрением и распространением менеджмента в сфере образования, а также введением термина «менеджера в образовании». В современной отечественной научной социологической литературе изучением проблемы управленческой культуры занимались А.Р. Галлямова, А.В. Лазарев, О.В. Ходоренко и др.

Управленческая культура – это достаточно глубокое явление, которое не всегда лежит на поверхности. В зарубежной и отечественной литературе существует множество подходов к пониманию данного явления.

Определение управленческой культуры, применимое к субъекту управления, то есть к личности, чьи профессиональные обязанности сопряжены с управленческой деятельностью, П. Милютин определил как «высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности» [2].

Согласно трактовке К. Шольтса, управленческую культуру можно представить как неявный, невидимый и неформальный тип сознания организации, обусловливающий поведение людей и находящийся под воздействием их поведения.

Э. Шейн считал, что формы управленческой культуры отвечают на два основных вызова, с которыми сталкивается организация: агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция. Соответственно, чтобы учреждение образования функционировало как единое целое, ему необходимо выполнять две основные функции — адаптация и выживание в среде и внутренняя интеграция. Интеграция рассматривается как создание эффективных деловых отношений среди подразделений, групп и сотрудников организации, как увеличение меры участия всех сотрудников в решении проблем организации и поиске эффективных способов ее работы. По мнению Э. Шейна, управленческая культура — это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как «правильный» образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем [3].

Понимание управленческой культуры как совокупного способа и продукта управленческой деятельности, феномена, который характеризует культуру учреждения образования, отражается в трудах С. Борнера, Р. Вебера, К. Еварда, Х. Грютера, Р. Рютингера.

Таким образом, управленческую культуру можно представить как совокупность ценностей, взглядов, взаимоотношений, единых для всего профессионального коллектива, устанавливающих нормы их поведения. Четкость выраженности, которых зависит от наличия или отсутствия прямых инструкций определяющих способы действий и взаимодействия членов коллектива, хода выполнения работы и характера жизнедеятельности организации. Она является основным компонентом в достижении управленческих целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями. Развитая управленческая культура обеспечивает внешнюю адаптацию и внутреннюю интеграцию образовательного учреждения за счет совершенствования управленческой деятельности, создавать обстановку способствующую повышению конкурентоспособности в условиях современного рынка образовательных услуг.

Управленческая культура руководителя в сфере образования – это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности [1] и формирует образ идеального управленца.

Характеристика портрета руководителя образовательного учреждения на современном этапе основывается на требованиях оптимальной организации труда, сформированном благоприятном социально-психологическом климате и высокой общей культуре управленческого труда. Детерминирующими компонентами портрета руководителя являются личностные качества, такие как профессиональные, коммуникативные, морально-волевые и организационно-управленческие. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.

Таким образом, современный руководитель образовательного учреждения должен быть:

Дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.

Объективным – умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.

Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия.

Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.

Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.

Лидером – уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.

В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы, среди которых можно выделить социальное стимулирование, убеждение и моральное и материальное поощрение. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.

Вместе тем, следует отметить, что не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в своей совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности.

Управление образовательным учреждениям должно: соответствовать демократическим изменениям в российском обществе; быть ориентированным на мобильную адаптацию к изменениям в государстве и обществе; отвечать запросам ранка образовательных услуг. Такое положение дел, требует со стороны руководителей образовательных учреждений постоянного повышения управленческой культуры, изучения инновационного теоретического и практического опыта управления в сфере образования, а также развития умений и навыков менеджмента и маркетинга в сфере образования. Все это определяет потребность в истинных профессиональных руководителях образовательных учреждений.

Отрицательными моментами в управленческой культуре современных российских руководителей образовательных учреждений являются:

  • отсутствие управленческой структуры и механизмов управления, обеспечивающих его качество;

  • преобладание авторитарного стиля управления;

  • отсутствие стабильности в работе и определенная рассогласованность действий на административном, общественном, педагогическом и ученическом уровнях управления;

  • недостаточный уровень применения руководителями системы организационно-педагогических и правовых основ в управленческой деятельности.

Таким образом, для успешного решения указанных выше проблем необходима целенаправленная и планомерная деятельность по исследованию всех сторон управленческой культуры руководителя с целью разработки технологий формирования профессионалов в области управления в сфере образования, адаптированных к условиям современной России.


Литература:
  1. Компетентность руководителя образовательного учреждения.
    Что это сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://planeta.edu.tomsk.ru/files/file/1271341377.doc

  2. Милютин, П. Управленческая культура личности и факторы развития [Текст] / П. Милютин // Власть. – 2007. – № 5. – С. 90-93.

  3. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э. Шейн — СПб: Питер, 2001. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): управленческая культура, образовательное учреждение, сфера образования, управленческая деятельность, внутренняя интеграция, управленческая культура руководителя, внешняя адаптация, высокий уровень, профессиональная деятельность, развитая управленческая культура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *