Компания «Дмитрий Чуприна & Партнеры» » УПРАЖНЕНИЯ ПРО ЦЕЛИ
Упражнения про цели важны и востребованы не только в тренингах целеполагания, но и в тренингах успешности, тренингах продаж и переговоров, тренингах для руководителей. Ведь грамотная постановка цели — основа успеха в любой сфере жизни.
Что такое упражнения про цели? Это и упражнения, которые учат грамотно ставить цели. И упражнения, которые наглядно демонстрируют, что сейчас цели сформулированы не корректно. И упражнения, которые помогают участникам быстрее достигать своих целей в жизни, усилить внутреннюю мотивацию.
Качественные, интересные, запоминающиеся упражнения про цели помогут участникам ваших тренингов грамотно работать с целями, повысят их успешность.
Мы подобрали для вас 7 лучших упражнений про цели, которые можно найти в открытом доступе. Пусть эти упражнения помогут вам создать эффективные тренинги.
1. Упражнение «Немного лучше»
Цель: Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.
Время: 5–7 минут
Размер группы: Любой
Вызываем одного добровольца. Просим подойти к стене комнаты, поднять руки и дотянуться как можно выше. Отмечаем место, до которого он дотянулся, а потом просим попробовать еще раз. Отмечаем еще раз (как правило, в этот раз всегда получается выше).
Можно пригласить сразу нескольких добровольцев. Так упражнение будет ещё нагляднее.
Итоги:
- Как это упражнение соотносится с планированием и постановкой целей?
- Какие выводы мы можем сделать из этого упражнения?
2. Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: Упражнение учит участников грамотно формулировать свои цели
Время: 15 минут
Размер группы: Любой
Вызывается любой доброволец (либо вызывает сам ведущий). Начинайте говорить быстрее, чтобы был момент растерянности. Плюс киньте фразу в зал: «Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить».
Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.
Далее тренер ведет отсчет или загибает пальцы по секундам. Молчит? Загадал, но не произнес. Если вы не произнесли свои желания, как они догадаются? Если произнесли, ведущий повторяет их именно так, как было сказано.
— Дом, кучу денег, машину…
Тренер рисует дом.
— Это что?
— Дом. Получи!
Или: Хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?
— Кучу денег.
Скиньтесь по рублю! Получи.
— Хочу быть счастливым!
— Обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.
— Любимая женщина?
— Через 150 лет она у тебя появится.
— Я не доживу!
— А это твои проблемы.
Можно вызвать ещё участников…
Тренер: «Я могу поспорить на любую сумму денег, что даже сейчас никто из вас с этим не справиться!»
Итоги:
- Что сейчас происходило?
- Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены?
Тренер подводит участников к постановке целей по схеме SMART:
- Specific — конкретные
- Measurable — измеримые
- Agreed — согласованные (с целями более высокого уровня)
- Timed — определенные во времени
Ещё один вариант упражнения:
все участники представляют, что они поймали Золотую рыбку, которая выполнит три желания — одно личное (например, хочу новую машину), и два рабочих (например, хочу меньше работать и т. д. ). Участники записывают свои желания на листочках. Листочки собираются, и с ними тренером производится та же работа.
Часто участники после первых «исполненных «таким образом желаний, сами выводят некоторые SMART.
3. Упражнение «Карта будущего»
Цель: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели
Время: 30 мин. плюс обсуждение упражнения — по 3–5 мин. на каждого участника.
Размер группы: Любой
Начертите карту своего будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.
- Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?
- Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
- На какую помощь вы можете рассчитывать?
- Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?
- Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?
Обсуждение итогов упражнения:
- Где находятся важнейшие цели?
- Насколько они сочетаются друг с другом?
- Где вас подстерегают опасности?
- Откуда вы будете черпать силы для того, чтобы достичь желаемого?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Представление своего будущего в виде карты местности позволит участникам более четко осознать свои цели. Метафорическое выражение целей в виде пунктов на карте, а путей их достижения в виде улиц и дорог помогает участникам создать в воображении наглядную картину своего будущего. После создания такой карты каждый сможет соотнести цели между собой и понять, насколько они сочетаются друг с другом, какие препятствия встречаются на пути к ним, какие новые возможности открываются.
4. Упражнение «Смятая бумага»
Цель: Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.
Время: 10 минут
Размер группы: Любой
Для этого упражнения вам понадобится бумага формата А4 и корзина для бумаг.
На примере этого упражнения очень удобно показывать результаты целеполагания. Для этого упражнения вызываем добровольца. Просим встать его в двух метрах от корзины и забросить в нее как можно больше бумаги. Через минуту останавливаем его и пересчитываем бумагу. Например, получилось 20 листов.
Теперь вызываем следующего добровольца. Его задача — забросить больше 20 листов. Как правило, у него получается больше — 25–30 листов.
Теперь настал черед третьего добровольца. Вызываем его и даем вводную: «Вы видели, каких результатов достигли предыдущие участники. Как вы считаете, чего достигнете вы?»
Итоги:
- Как вы думаете, мы можем соотнести это упражнение с целеполаганием?
- На ваш взгляд, когда участники достигали лучших результатов — когда просто бросали бумагу, или когда перед ними стояла определенная задача?
- Когда эта цель была поставлена кем-то или ими самими?
5. Упражнение «Верстовые столбы моего будущего»
Цель: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели, расставить приоритеты и наметить последовательность.
Время: 20 мин. плюс обсуждение — 3–5 мин. на каждого участника.
Размер группы: Любой
В этом упражнении участники составляют список того, что им хотелось бы сделать в будущем, чтобы упорядочить свои цели. Преимущество этого способа работы состоит в том, что он усиливает ощущение направленности и непрерывности жизни.
Определите, как далеко в будущее вы хотите заглянуть. Может быть, вам интересно увидеть свою жизнь через год или два, а может быть — через десять лет?
Теперь подумайте, чего вы хотите достичь за это время. Что вы хотите создать? Чему научиться? Кем стать? От чего вы хотели бы отказаться или освободиться?
Представьте себе, что каждая важная цель этого жизненного отрезка является верстовым столбом на пути жизни, по которому вы идете. Когда вы доходите до очередного верстового столба, вы можете сказать себе: «Это я уже сделал!» Выбирайте только такие цели, которые для вас позитивно окрашены и достойны того, чтобы к ним стремиться. Причем их должно быть не больше шести-восьми. Расставьте их в нужной временной последовательности и обозначьте каждый верстовой столб несколькими ключевыми словами.
Обсуждение итогов:
- Какие у вас ощущения после выполнения этого упражнения?
- Как вы сейчас относитесь к своим целям?
6. Упражнение «Жизненный путь»
Цель: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели, расставить приоритеты и наметить последовательность.
Время: 40 мин. плюс обсуждение — 4–5 мин. на каждого участника.
Размер группы: до 12 участников
Участники начинают выполнение коллажа на следующую тему: «Мой жизненный путь». Им задаются такие вопросы: «Вы шагаете по дороге, название которой — Жизнь… Откуда Вы идете и куда? Есть ли у Вас главные достижения? Что придает Вам сил, чтобы идти по жизненному пути, и наоборот, что мешает? Какие предметы находятся вокруг Вас? И какова конечная цель? …
Коллаж создается участниками с целью демонстрации их жизненного пути, с учетом различных планов, окружения и достижений. Данное упражнение должно выполняться самостоятельно и индивидуально, но по желанию участвующих в нем людей, может проходить и в отдельных группах.
На создание коллажей отводится около 40 минут, затем участниками осуществляется презентация, в качестве небольшой экскурсии, где все они в порядке очереди становятся экскурсоводами, демонстрирующие группе собственную работу. Рекомендуется выделить на каждого участника приблизительно 4–5 минут.
Смысл данного упражнения заключается в развитии способности планирования своего жизненного пути. Это занятие позволяет задуматься над важностью некоторых событий, стремления к поставленным целям и решения трудностей.
Обсуждение итогов:
После завершения упражнения, участники начинают его обсуждение. Им задаются следующие вопросы:
- Какие впечатления и эмоции появляются при взгляде на собственный коллаж?
- Удалось ли заметить новые подробности своей жизни?
- Реально ли то будущее, нарисованное на коллаже?
- Как можно постараться его достичь?
Для данного упражнения вам понадобятся большие листы бумаги по количеству участников, много журналов для нарезки образов.
7. Упражнение «Через три года»
Цель: Упражнение позволяет более четко расставить приоритеты в своей текущей жизни, начать больше работать на важные цели.
Время: 30 мин.
Размер группы: Любой
Участникам дают задание — составить небольшой список и написать в нем самые важные дела, которые занимают их в данный период жизни, и самые большие проблемы в настоящее время, не более 5 пунктов.
После составления списка, участники пробуют представить себя на три года старше, а затем подумать об этих проблемах и делах, как бы спустя три года.
Раздумывая над данным заданием, следует ответить на такие вопросы.
- Что Вы можете вспомнить о данной проблеме?
- Что произошло с ней и как она влияет на жизнь теперь, по истечении трех лет?
- Если бы данная проблема появилась перед Вами прямо сейчас, нашли бы Вы ее решение? Каким бы оно было?
Это упражнение выполняется в отдельных группах, состоящих из 3–4 человек; каждый участник сообщает остальным пункты из собственного списка и отвечает на конкретные вопросы. Также можно позволить желающим работать самостоятельно, без группового обсуждения, в результате упражнение выполняется участником письменно, и при этом все записи остаются у него.
Смысл данного упражнения состоит в анализе всех жизненных проблем, в соответствии со своим будущим. Оно позволяет всем участникам подумать о важной деятельности. Так, психологи официально установили, что около 80% успехов можно достичь за счет всего лишь 20% своих усилий, а остальной процент усилий помогает обеспечить 20% наших достижений. Анализ из «будущего» позволяет осознать степень важности определенных дел.
После завершения упражнения происходит его обсуждение. Участники задают себе такие вопросы:
- Какая деятельность с помощью данного взгляда кажется более важной, а какая — нет?
- Полностью ли совпадает это мнение с позиции настоящего времени?
- Какие впечатления производит факт того, что через 3 года вы не вспомните ни одной проблемы или дела, которые решаете сегодня?
Каждый участник должен сделать определенные выводы только для себя.
Рекомендую ещё обратить внимание участников тренинга на то, изменилось ли их отношение к текущим проблемам, которые они выписали? Обычно данная техника помогает снизить значимость текущих проблем, переключить внимание участников на будущее.
Мы представили вашему вниманию 7 качественных упражнений про цели, которые есть в свободном доступе. Надеемся, что они станут достойным наполнением ваших тренингов.
Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:
- Доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов. Стоит уточнить это, прежде чем проводить упражнения.
- Не содержат подробной инструкции проведения упражнения. А не секрет, что просто знать упражнение и знать, как именно его провести — это две большие разницы. Обычно на практике требуется 2–3 раза провести упражнение, чтобы понять, как же проводить его наилучшим образом.
Когда вам понадобятся:
- Эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
- Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату
Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-pro-celi
Упражнения для постановки жизненной цели — Мегаобучалка
Сейчас я приведу несколько упражнений для прояснения и постановки жизненной цели. После выполнения всех упражнений, вникни в результаты. Следующий раз сделай эти упражнения через 3 месяца и сравни результаты. Только после продуктивной работы над целями – ты прояснишь себе их. А без цели, зачем вообще что-то делать? Возможно ты удаляешься от своего счастья и успеха?
1.1.1 Упражнение на жизненную цель №1
1. Назовите два своих уникальных личных качества, например весёлость и спокойствие
________________________________
2. Перечислите один-два способа, которыми вы, общаясь любите эти качества проявлять, например успокаивать и поднимать настроение.
_____________
3. Предположите, что мир стал сейчас совершенным. На что он стал похож? Как люди взаимодействуют друг с другом? Какие ощущения они и вы испытываете в новом мире? Запишите ваш ответ в настоящем времени, как будто вы описываете то, что видите сейчас. Например По телевизору идут только комедии. Люди улыбаются и шутят. Всё вокруг очень радостно и свободно. Мир полон любви….
_
4. Объедините три предыдущих пункта в общую формулировку.
например:Моя цель- использовать свою весёлость и спокойствие для того, чтобы поднимать настроение окружающим людям, чтобы вокруг меня было радостно и спокойно и мир был полон любви…
____________________
Упражнение №2
Это упражнение рекомендует Стивен Кови, для того, чтобы прописать свою жизненную миссию, свою конституцию, в соответствии с которой ты будешь действовать. Нужно руководствоваться в своей жизни той программой, которую ты сам создашь себе. Это даёт внутреннее равновесие и силу.
Сядь поудобнее, возьми лист бумаги и ручку. Закрой глаза и представь, что ты находишься на похоронах. Ты подходишь среди многих людей к умершему. Заглядываешь ему в лицо и ты видишь,… что это ты. Ты достаточно много прожил. Многие пришли на твои похороны. Сейчас начнут говорить прощальные речи. Рассказывать о том, каким человеком был умерший. Будут выступать жена\ муж, дети, друг, сосед, люди с кем умерший работал. Что они скажут? Что бы ты хотел, чтобы они сказали? Представь в подробностях их речи и запиши их.
Из них ты можешь составить свою жизненную цель, а уже имея последнюю станцию- ты сможешь двигаясь обратно к сегодняшнему дню составить промежуточные цели. Записывай выступления….
_Жена\муж_______________________________
дети____
друг____
сосед___ знакомые по работе_________________________ _________
Из этих высказываний ты можешь начать составлять свою личную Конституцию. В Конституции будет отраженна твоя жизненная Миссия. Твоё кредо. Как ты собираешься прожить свою жизнь. По каким законам и правилам. Ради чего? Когда ты прояснишь себе это, тебе будет легко проверять этой Конституцией все свои промежуточные цели и решения.
Моя Конституция. Моя Миссия,________
Или ты сам пишешь план и сценарий своей жизни или ты играешь роль статиста и массовки в чьей-то пьесе. Только ответственность всё равно на тебе. Даже, когда твоей жизнью управляют другие люди- это только потому, что ты в своём коротком сценарии написал: Я БУДУ ДЕЛАТЬ ТАК, КАК МНЕ ГОВОРЯТ ДРУГИЕ ЛЮДИ. Следующей репликой артистов такого сорта будет: ОТ МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ЗАВИСИТ. ОНИ ВИНОВАТЫ…. Каждый выбирает себе роли по вкусу. Одни сидят на трибуне, а другие играют на площадке. И те и другие умирают, причём иногда раньше времени…. и всегда раньше, чем хочется.
Упражнение №3.
Жизнь заключается в двух вещах: бытии и делании. Разумеется, ваша судьба заключается в том, кем вы становитесь и что вы делаете. Чтобы найти великий смысл значения вашей жизни, следуйте этим трем шагам и начинайте открывать вашу жизненную цель.
Шаг 1: Помните, что вы хотели бы, чтобы было, когда вы «повзрослеете», и помните времена, когда вы чувствовали себя, что вы по-настоящему «на коне».
1. С закрытыми глазами, вспомните, когда вам было пять, шесть, семь лет. Кем вы хотели быть, когда вырастите? Почему вы хотели быть этим? Какие чувства вы надеялись получить?
_______________________
Когда вы были ребенком: · Что вы хотели делать? · Почему вы хотели это делать? · Какие ощущения вы надеялись испытать из этого? · Кто были вашими примерами для подражания? Я хотел быть археологом, спортсменом, писателем. |
____________________
2. Подумайте о чем-то другом, кем вы хотели быть, когда взрослели. Почему вы хотели быть этим? Какие чувства вы надеялись получить?
________________________
– Цель жизни
Найдите жизненную цель
3. Подумайте о трех вещах, кем вы хотели бы быть. Снова, почему вы хотели быть этим? Какие чувства вы надеялись получить?
_______________________________
4. Теперь, снова с закрытыми глазами, подумайте о том времени, когда вы были по-настоящему на коне, где все делалось без усилий. Что вы делали, чувствовали, переживали?
_______________________________
5. Подумайте о другом времени, когда вы были на коне, где вы чувствовали себя, «Вот в чем заключается жизнь». Что происходило? Что вы делали, что вы ощущали? Были ли в это включены другие люди? Каким вы были и что вы делали? Овладейте не только идеей, но и ощущениями так же.
_______________________________
6. Подумайте о третьем разе, когда вы чувствовали себя превосходно. Запомните, что вы делали, творили, разделяли, чувствовали.
___________________________
Шаг 2: Напишите вашу цель
Напишите простую фразу, предложение или два. На первый раз это не должно быть идеальным. Запустите мозговой штурм, напишите несколько, пока вы не найдете одну.
Пример: Цель моей жизни – быть веселой, счастливой и благодарной личностью; радоваться жизни и делиться своей любовью с другими. |
Ваши обязательные критерии в цели:
- Будьте настроены на позитив
- Будьте лаконичными
- Включайте эмоционально окрашенные слова
- Расскажите, каким вы собираетесь быть, что собираетесь делать
- Включите себя и других
- Будьте достижимы в вашей продолжительности жизни
- Будьте способными приобретать опыт каждый день
- Делайте себя счастливым…по-настоящему счастливым!
Цель моей жизни – это
_________
Шаг 3: В течение следующего месяца, держите ваши цели-утверждения перед вами.
Сделайте копию и повесьте другую копию на ближнюю стенку. Так как вы смотрите на нее каждый день, подумайте, как вы можете следовать к вашей цели ещё быстрее….
Я могу следовать к моей цели еще быстрее, с помощью
____________________
«Нет вещи в мире, которая может устоять перед желанием человека» — Мудрецы Торы.
Как можно раньше определите, чем вы любите заниматься, и затем все силы бросьте на то, чтобы выяснить, как можно этим зарабатывать на жизнь.»- Пэт Уильямс, старший вице-президент баскетбольной команды Orlando Magic
Чтобы получить от жизни всё, что ты хочешь, необходимо в первую очередь определить, а чего же ты хочешь. Бен Стайн, актёр и писатель.
Упражнение №4
Составьте 3 списка, в каждом по 30 пунктов. Первый список «Что я хочу сделать?». Второй список «Что я хочу иметь?» Третий список «Кем я хочу стать?» Эти три списка помогут тебе разбудить спящие мечты. Пускай шар начнёт катиться!
Упражнение №5
Составьте список из 20 дел, которыми вы больше всего любите заниматься и подумайте, какими из них и как вы могли бы зарабатывать деньги.
Упражнение №6
Материал для строительства своего будущего следует брать из будущего же, а не из прошлого. Вернер Эрхардт, создатель тренингов ЭСТ и Форум.
Это упражнение пробуждает мечты и помогает включить духовные механизмы Творения. Мы создаём своё будущее своими мечтами. Про Седьмой День сказал Бог: «В конце был сотворён, а задуман был вначале всего…» Книга Брейшит
Включи тихую спокойную музыку. Сядь там, где никто тебе не помешает. Возьми блокнот и ручку, чтобы записывать свои мысли. Ты можешь делать это по ходу, после каждого раздела, а можешь в конце упражнения записать всё сразу. Тебе нужно расслабиться и начать представлять твою будущую жизнь, после того, как ты выполняя 10 Заповедей Личной Эффективности, достиг выдающейся эффективности и достиг всех своих целей. Просто расслабься и попроси твоё подсознание показать тебе твой идеал жизни в шести основных областях. Просто задавай подсознанию следующие вопросы и смотри, какие оно тебе покажет ответы.
Вопросы к подсознанию:
1. Сначала сконцентрируйся на финансовой стороне жизни. Какой твой идеальный годовой доход? Сколько денег лежит на счетах и в инвестициях? Как выглядит дом твоей мечты? Обойди свой замечательный дом всматриваясь в детали… Не думай, как ты его получишь.. Не умничай по поводу того, что «это не реально»… Просто смотри на то, что ты будешь скоро иметь… Увидь машину, на которой будешь ездить. Увидь другие вещи, которые будут соответствовать твоему финансовому состоянию.
2. Теперь представь идеальную работу и карьеру. Представь, чем ты занимаешься? С кем работаешь? Кто твои клиенты? Увидь всё в подробностях….
3.Сконцентрируйся на досуге, на отдыхе… Чем ты занимаешься с семьёй и друзьями в свободное время? Какие у тебя есть хобби?
4. Теперь представь твоё идеальное здоровье и тело. Как ты питаешься и что пьёшь? Каким спортом занимаешься? Как ты выглядишь?
5. Представь твои отношения. Любовь и преданность, дети и внуки… Как выглядит твой спутник жизни и как вы с ним общаетесь. Увидь подробно любовь и почувствуй те эмоции, которые у тебя возникают в твоих отношениях.
6. Представь твой духовный и личностный рост. Каких вершин ты достиг? Какой вклад ты сделал в общество? Как ты улучшил тот мир, в котором ты живёшь? Какие семинары и тренинги ты прошёл? Как ты передаёшь это знание другим людям?
Запиши ответы на все вопросы. Запиши то, что ты увидел погрузившись в свой внутренний мир. Каждый день с утра перечитывай свои записи. Эти мечты станут реальностью, когда ты начнёшь соблюдать остальные Заповеди Личной Эффективности. Только помни о них и продолжай каждый день создавать их в своём сознании. Ты Творец своей жизни и скоро, очень скоро, если ты будешь концентрированно думать о них – из сознания они перейдут в реальность. «По образу Бога создал человека…»- Брейшит.
Упражнение №7
Вопросы по прояснению целей.
Что ты больше всего любил делать в прошлом году? Что воодушевляло тебя больше всего? Что было настолько важным , что ты это запомнишь навсегда? Чем ты гордишься?
Что ты не любил делать в прошлом году? Что было особенно тяжело? Что ты выучил из этих трудностей? Какую пользу можно извлечь из этого? Как этот урок поможет тебе в дальнейшей жизни?
Какие хорошие изменения произошли в твоей работе , бизнесе , деньгах?
Какие вещи закончил в прошлом году?
Что ты хочешь продолжать делать в этом году?
Какие важные решения ты принял в прошлом году? Какие решения из прошлого наиболее помогали тебе в прошлом году? Какие решения ты возьмёшь с собой в следующий год?
Какие твои качества помогали тебе в прошлом году и помогут в следующем году?
Какие удачи были у тебя в прошлом году?
Какие события прошлого года в твоей жизни или качества в тебе кажутся тебе обычными, но другие считают их удачами и хотели бы их иметь?
- Какие вещи наиболее важны для тебя ?
- Что ещё наиболее важно для тебя?
- Что ещё?
- Какая вещь ( событие, качество) если бы появилось или увеличилось в твоей жизни сделало бы её качественно лучше?
- Что случится тогда, когда это появится?
12. «Движение к целям». Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание
12. «Движение к целям»
Предыдущие занятия направлены, по большей части, на тренировку умения уверенно веси себя в ситуациях межличностного взаимодействия. В заключение же предлагается поработать с уверенным поведением в более широком контексте – как с общей жизненной стратегией, позволяющей человеку достигать поставленных перед собой целей. В занятии представлен ряд упражнений, направленных на целеполагание, поиск ресурсов для достижения целей и планирование конкретных шагов на этом пути. Кроме того, задача последнего занятия – подведение итогов прошедшего тренинга в целом, поиск того «сухого остатка», который выносит с него каждый из участников.
Упражнение «По листикам»
Описание упражнения. Каждый участник пишет на небольшом листе бумаги свое имя и кладет этот лист на пол в любом месте помещения. После этого все встают в шеренгу и берутся за руки. Дается следующее задание: каждый должен добраться до своего листа и хотя бы один раз наступить на него. Размыкать руки при этом нельзя, движется вся шеренга. Если участников больше, чем 9-10, то целесообразно разделить их на 2–3 команды, которые будут работать параллельно.
Психологический смысл упражнения. Обучение координации совместных действий, а также тренировка уверенности в ситуации управления другими людьми, задействования других для достижения собственной цели (для успешного выполнения упражнения каждый должен на некоторое время взять на себя управляющую роль и довести других участников до «своего» листка).
Обсуждение. Кому что было легче – следовать за другими участниками или самому вести их в нужном направлении? А что для вас ближе в обычной жизни – стремиться управлять другими людьми, или подчиняться им? Какие плюсы и минусы у тех, кто стремится быть лидером и у тех, кто предпочитает позицию ведомого?
Упражнение «Рафтинг»
Описание упражнения. Участники встают в две шеренги напротив друг друга таким образом, чтобы расстояние между стоящими напротив составляло около метра, а между расположенными боком друг к другу – не более полуметра. Интереснее, если встать не по прямой, а образовав 1–2 изгиба. Каждый участник поочередно проходит между двумя шеренгами, закрыв глаза. Остальные направляют его, слегка подталкивая ладонями, в сторону, противоположную тому концу шеренг, откуда он начал движение. Следите, чтобы толчки не стали слишком сильными, способными причинить боль или выкинуть его за пределы шеренг! Когда участник доходит до конца, он вновь встает в шеренгу. Упражнение наиболее интересно и динамично проходит в больших группах (16 и более человек).
Участникам игровая ситуация описывается следующим образом: «Есть такой экстремальный вид спорта – рафтинг. Это сплав по бурным горным рекам на лодках или плотах. Представьте себе, что наши шеренги – такие бурные реки, а вы – те, кому предстоит по ним сплавляться. Вам нужно будет поочередно, закрывая глаза, совершить этот спуск.
Другие участники станут, изображая течение реки, направлять вас своими руками в нужном направлении. Доверьтесь им! Но помните, что река бурная, поэтому в ходе спуска по ней вас может слегка укачать. Тем не менее, вам нужно довериться ее течению – и она сама вас вынесет, куда нужно!»
Психологический смысл упражнения. Сплочение, укрепление взаимного доверия, источник эмоций – хоть и не всегда исключительно положительных, зато всегда ярких. Материал для обсуждения тех жизненных позиций, которые занимают участники при движении к своим целям.
Обсуждение. У кого какие впечатления возникали по ходу «спуска»? А при нахождении в составе «берегов реки»? Кому было комфортно в той и другой роли, кому не очень, с чем это связано? Каким жизненным ситуациям можно уподобить эту игру в которой требовалось довериться группе и просто дать «бурному течению» вынести себя в нужном направлении? Как участники привыкли двигаться к своим целям – ждать, пока течение само вынесет, или же двигаться к ним активно и самостоятельно? В чем плюсы и минусы каждого из этих способов?
Упражнение «Дуем к цели»
Описание упражнения. Участники записывают каждый на своем листке бумаги фразу «Я хочу достигнуть…» и продолжают ее в соответствии с тем, чего бы хотели лично они. Потом эти листки сминаются в комочки, и каждый участник кладет свой комочек на пол в том месте аудитории, где захочет. После этого игроки берут новые листки бумаги и пишут на них «Я уже достиг…» и ту цель, что уже была записана на первом листочке. Эти листы тоже сминаются в комочки и размещаются на полу таким образом, чтобы расстояние между ними и теми комками, которые созданы в первой части упражнения, составляло не менее 3 м.
Далее участникам следует, присев на корточки и дуя на свои комочки, образованные из листов «Я хочу достигнуть…», добиться того, чтобы пригнать их к собственным комочкам из листов «Я уже достиг…».
Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет участникам конкретизировать свои цели и, в известной мере, совершить подсознательную настройку на их достижение, а также дает материал для обсуждения того, что нужно для воплощения поставленных целей в реальность и какими эмоциями сопровождается этот процесс.
Ведущему стоит обратить свое внимание на подростков, которые ставят заведомо недостижимые цели, сформулированные, скорее, как «отписки» (типа «Хочу слетать на Марс» или «Мечтаю стать президентом США»). Как правило, это те участники, для которых тренинг прошел недостаточно конструктивно – они либо так и не настроились на работу, либо негативно относятся к тренингу и/или ведущему, либо испытывают сильную тревогу, мешающую им искренне выражать свои чувства.
Обсуждение. Какие эмоции вызвало это упражнение? Как менялось состояние участников по мере того, как их «Я хочу достигнуть…» приближалось к «Я уже достиг…»? А что в реальности нужно сделать, какие шаги пройти на пути от постановки цели до ее воплощения?
Быть может, кто-то из участников написал заведомо недостижимую цель (типа «Хочу получить миллион долларов от арабского шейха») – о чем свидетельствует такая ситуация?
Упражнение «До черты»
Описание упражнения. Участников просят, закрыв глаза, вслепую дойти до финишной черты, расположенной на расстоянии 5–6 м от старта, и остановиться тогда, когда они, с их точки зрения, окажутся максимально близко к ней, но не переступят ее. Ведущий и 2–3 ассистента следят, чтобы они не отклонились от прямолинейной траектории движения и не столкнулись с чем-либо (особенно если они не остановятся вовремя и продолжат движение за финишной чертой). Победителем считается тот, кто остановился максимально близко от черты, но не заступил за нее. Если позволяет время, желательно дать участникам по 2 попытки. Когда участников много, целесообразно разделить их на несколько групп по 6–7 человек, каждая из которых стартует отдельно.
Психологический смысл упражнения. Обучение регуляции поведения и принятию решения в условиях риска: чем дальше пройдешь, тем выше шанс победить, но одновременно и выше вероятность проигрыша в случае заступа. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения того, как в нашей жизни сочетается стремление достигнуть успеха и осторожность, стремление избежать неудачи. Как правило, у тех, кто существенно не доходит до финишной черты, ярче выражена мотивация к избеганию неудач, а у тех, кто оказывается рядом с ней или заступает – к достижению успехов.
Обсуждение. Кто чем руководствовался, принимая решение о том, в какой именно момент остановиться? Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть». С какими особенностями личности, с точки зрения участников, это связано? В каких жизненных ситуациях важно умение «дойти до черты», т. е. приблизиться к каким-либо ограничениям или источникам опасности, но вовремя остановиться?
Упражнение «Ресурсы»
Описание упражнения. Участникам дается задание построить коллаж [18] , отражающий ресурсы – факторы, помогающие преодолевать жизненные трудности и достигнуть поставленных целей, например профессионального становления или спортивных успехов. Упражнение обычно выполняется индивидуально, хотя может, по желанию участников, проводиться и в микрогруппах.
Как правило, выделяются следующие группы ресурсов:
1. Внутренние’, личностные, интеллектуальные и волевые качества, знания и умения, различные элементы жизненного опыта.
2. Социальные : люди, способные помочь в преодолении трудностей и достижении поставленных целей – родственники, друзья, преподаватели и т. д.
3. Внешние : место жительства, различные предметы, материальные возможности, место учебы.
Помимо использования обычного набора изобразительных материалов, в композицию целесообразно включать и те оказавшиеся у участников предметы, которые могут символизировать для них какие-либо ресурсы (фотография любимого человека, сотовый телефон, ключи от квартиры или автомобиля и т. п.). Время работы – 25–30 минут, потом занимающиеся проводят презентации своих композиций.
Психологический смысл упражнения. Упражнение обладает ярко выраженным психотерапевтическим эффектом, способствует повышению уверенности в себе и позитивной переоценке своего жизненного опыта, что особенно важно для людей с ограниченными физическими возможностями.
Обсуждение. Какие выводы сделал каждый участник лично для себя из этого упражнения? Что за ресурсы представляются наиболее важными, кто и для чего планирует их использовать?
Упражнение «Лестница достижений»
Описание упражнения. Участников просят подумать о какой-либо цели, которой им хотелось бы достигнуть в течение ближайшего года, и кратко записать ее. После этого они рисуют на листе бумаги формата А4 лесенку из 6 ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда эта цель совершенно не достигнута, верхняя – когда она осуществлена полностью. Участников просят записать около первой и последней ступенек по 2–3 признака, обозначающие особенности ситуации, когда цель, соответственно, не достигнута либо достигнута полностью. После этого участников просят подумать, на какой ступеньке достижения цели они находятся в настоящий момент, обозначить эту позицию и записать 2–3 ее главные характеристики.
Когда эта часть работы завершена, перед участниками ставится главный вопрос: что конкретно нужно сделать, чтобы подняться в достижении цели на одну ступеньку выше? Для размышления дается 1,5–2 минуты, после чего участников просят записать или зарисовать основные соображения на этот счет. В заключение задается еще один вопрос: когда конкретно каждый из участников сделает то, что ему нужно, чтобы приблизиться в достижении цели на одну ступеньку?
Психологический смысл упражнения. Освоение техники целеполагания, которая помогает человеку конкретизировать желания, разбить достижение результата на этапы и облегчить переход от намерений к действиям.
Обсуждение. Участников просят высказаться, какие выводы они сделали лично для себя при выполнении этого упражнения, а также в каких жизненных ситуациях, с их точки зрения, целесообразно применять подобные техники. При желании несколько участников могут более подробно рассказать, какую цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения.
Упражнение «Итоги»
Описание упражнения. Участников просят определить, что именно они выносят для себя из прошедшего тренинга (на размышление дается 1–2 минуты). Потом их просят этот «сухой остаток» тренинга:
а) кратко записать, сведя его суть к 2–3 фразам;
б) зарисовать.
На эту работу дается 3–5 минут. Потом участники поочередно озвучивают, что именно они выносят для себя из тренинга, и демонстрируют группе свои рисунки.
Психологический смысл упражнения. Технология подведения итогов работы, стимулирующая осознание того, что дала работа каждому из участников.
Обсуждение. «Наверное, кто-то из вас желает добавить что-либо
0 прошедшем тренинге и его итогах. Сейчас есть такая возможность».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Конспект урока «Достижение своих целей»
Конспект урока «Достижение цели»
Упражнение «Немного лучше»
Цель: Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.
Время: 5–7 минут
Размер группы: Любой
Вызываем одного добровольца. Просим подойти к стене комнаты, поднять руки и дотянуться как можно выше. Отмечаем место, до которого он дотянулся, а потом просим попробовать еще раз. Отмечаем еще раз (как правило, в этот раз всегда получается выше).
Можно пригласить сразу нескольких добровольцев. Так упражнение будет ещё нагляднее.
Итоги:
Как это упражнение соотносится с планированием и постановкой целей?
Какие выводы мы можем сделать из этого упражнения?
Основной вывод в этом упражнении может звучать так: «Когда есть очевидная планка — мы всегда способны на большее. Цели — это планки. Они позволяют вам добиться в жизни большего!»
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: Упражнение учит участников грамотно формулировать свои цели
Время: 15 минут
Размер группы: Любой
Вызывается любой доброволец (либо вызывает сам ведущий). Начинайте говорить быстрее, чтобы был момент растерянности. Плюс киньте фразу в зал: «Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить».
Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.
Далее тренер ведет отсчет или загибает пальцы по секундам. Молчит? Загадал, но не произнес. Если вы не произнесли свои желания, как они догадаются? Если произнесли, ведущий повторяет их именно так, как было сказано.
— Дом, кучу денег, машину…
Тренер рисует дом.
— Это что?
— Дом. Получи!
Или: Хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?
— Кучу денег.
Скиньтесь по рублю! Получи.
— Хочу быть счастливым!
— Обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.
— Любимая женщина?
— Через 150 лет она у тебя появится.
— Я не доживу!
— А это твои проблемы.
Можно вызвать ещё участников…
Тренер: «Я могу поспорить на любую сумму денег, что даже сейчас никто из вас с этим не справиться!»
Итоги:
Что сейчас происходило?
Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены?
Тренер подводит участников к постановке целей по схеме SMART:
Specific — конкретные
Measurable — измеримые
Agreed — согласованные (с целями более высокого уровня)
Realistic — реалистичные
Timed — определенные во времени
Ещё один вариант упражнения:
все участники представляют, что они поймали Золотую рыбку, которая выполнит три желания — одно личное (например, хочу новую машину), и два рабочих (например, хочу меньше работать и т. д. ). Участники записывают свои желания на листочках. Листочки собираются, и с ними тренером производится та же работа.
Часто участники после первых «исполненных «таким образом желаний, сами выводят некоторые SMART.
Упражнение «Карта будущего»
Цель: Упражнение позволяет более четко осознать свои цели
Время: 30 мин. плюс обсуждение упражнения — по 3–5 мин. на каждого участника.
Размер группы: Любой
Начертите карту своего будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.
Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?
Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
На какую помощь вы можете рассчитывать?
Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?
Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?
Обсуждение итогов упражнения:
Где находятся важнейшие цели?
Насколько они сочетаются друг с другом?
Где вас подстерегают опасности?
Откуда вы будете черпать силы для того, чтобы достичь желаемого?
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Представление своего будущего в виде карты местности позволит участникам более четко осознать свои цели. Метафорическое выражение целей в виде пунктов на карте, а путей их достижения в виде улиц и дорог помогает участникам создать в воображении наглядную картину своего будущего. После создания такой карты каждый сможет соотнести цели между собой и понять, насколько они сочетаются друг с другом, какие препятствия встречаются на пути к ним, какие новые возможности открываются.
При количестве участников до 12 человек можно делать и обсуждать это упражнение в общем кругу. При большем количестве рекомендую разделить участников на микро-группы для более доверительного общения и экономии времени.
Упражнение «Смятая бумага»
Цель: Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.
Время: 10 минут
Размер группы: Любой
Для этого упражнения вам понадобится бумага формата А4 и корзина для бумаг.
На примере этого упражнения очень удобно показывать результаты целеполагания. Для этого упражнения вызываем добровольца. Просим встать его в двух метрах от корзины и забросить в нее как можно больше бумаги. Через минуту останавливаем его и пересчитываем бумагу. Например, получилось 20 листов.
Теперь вызываем следующего добровольца. Его задача — забросить больше 20 листов. Как правило, у него получается больше — 25–30 листов.
Теперь настал черед третьего добровольца. Вызываем его и даем вводную: «Вы видели, каких результатов достигли предыдущие участники. Как вы считаете, чего достигнете вы?»
Итоги:
Как вы думаете, мы можем соотнести это упражнение с целеполаганием?
На ваш взгляд, когда участники достигали лучших результатов — когда просто бросали бумагу, или когда перед ними стояла определенная задача?
Когда эта цель была поставлена кем-то или ими самими?
Упражнение «Через три года»
Цель: Упражнение позволяет более четко расставить приоритеты в своей текущей жизни, начать больше работать на важные цели.
Время: 30 мин.
Размер группы: Любой
Участникам дают задание — составить небольшой список и написать в нем самые важные дела, которые занимают их в данный период жизни, и самые большие проблемы в настоящее время, не более 5 пунктов.
После составления списка, участники пробуют представить себя на три года старше, а затем подумать об этих проблемах и делах, как бы спустя три года.
Раздумывая над данным заданием, следует ответить на такие вопросы.
Что Вы можете вспомнить о данной проблеме?
Что произошло с ней и как она влияет на жизнь теперь, по истечении трех лет?
Если бы данная проблема появилась перед Вами прямо сейчас, нашли бы Вы ее решение? Каким бы оно было?
Это упражнение выполняется в отдельных группах, состоящих из 3–4 человек; каждый участник сообщает остальным пункты из собственного списка и отвечает на конкретные вопросы. Также можно позволить желающим работать самостоятельно, без группового обсуждения, в результате упражнение выполняется участником письменно, и при этом все записи остаются у него.
Смысл данного упражнения состоит в анализе всех жизненных проблем, в соответствии со своим будущим. Оно позволяет всем участникам подумать о важной деятельности. Так, психологи официально установили, что около 80% успехов можно достичь за счет всего лишь 20% своих усилий, а остальной процент усилий помогает обеспечить 20% наших достижений. Анализ из «будущего» позволяет осознать степень важности определенных дел.
После завершения упражнения происходит его обсуждение. Участники задают себе такие вопросы:
Какая деятельность с помощью данного взгляда кажется более важной, а какая — нет?
Полностью ли совпадает это мнение с позиции настоящего времени?
Какие впечатления производит факт того, что через 3 года вы не вспомните ни одной проблемы или дела, которые решаете сегодня?
Занятие с элементами тренинга «Постановка результативных целей»
“Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.”
Сенека
Постановка результативных целей
(занятие с элементами тренинга)
Задачи: мотивировать участников на корректную постанову целей в жизни и работе, познакомить с методикой SMART, формировать навык построения жизненных целей.
Оборудование: буклеты для раздачи всем участникам, стикеры, ручки, бланк-карточка к упражнению «Рисунок под диктовку», карточки-шляпы,
Участники занятия рассаживаются полукругом или в форме буквы «п» за столами.
Ход занятия
Здравствуйте.
Начать занятие я хочу с упражнения « Рисунок под диктовку». Мне нужен один желающий – тот, кто будет проводить это упражнение. Скажите, есть ли среди вас человек, который уверен, что всегда сумеет изложить свои мысли четко и понятно? Тогда мы ему и предложим сделать то, что у него хорошо получается.
(вызывается доброволец, объясняются условия проведения упражнения).
Ведущему дается карточка с геометрическим рисунком. Он должен, не показывая ее участникам, сидящим за столами, описать рисунок так, чтобы все остальные под его диктовку сделали необходимый рисунок. При этом должны выполняться два необходимых условия:
1. диктующий не должен задавать никаких вопросов рисующим (Все нарисовали? Получается? Успели? и т.п.)
2. рисующие не должны в свою очередь задавать никаких уточняющих вопросов диктующему.
По окончании работы участники сравнивают свои рисунки с оригиналом.
Проводится анализ упражнения.
Вопросы для «диктующего».
1. Как давалась инструкция участникам?
2. За счет чего участники добились успеха? Почему есть неудачи?
3. Всегда ли инструкции были понятны «рисующим»?
Вопросы для «рисующих».
1. Легко ли было выполнить задание?
2. Что помогало? Что мешало?
3. Какие чувства возникали, когда инструкция была непонятна?
4. Что можно было изменить, чтобы достичь больших успехов?
Итак, по итогам упражнения мы можем сказать, что не всегда один человек понимает другого, тем более с полуслова. Существуют различные барьеры общения: многим людям нужна обратная связь, чтобы сориентироваться; разные люди в разные слова вкладывают разный смысл и т.п. То есть, причины неудач могут быть самые разные и чтобы добиться какого-либо результата от окружающих, нужно четко давать инструкции и проговаривать цели. В жизни нам очень часто приходится ставить перед собой (а иногда даже и перед окружающими) те или иные цели.
Давайте выполним еще одно упражнение: «Ботинки»
Сейчас каждому из вас нужно написать записку для своего помощника (секретаря и.т.п.) с просьбой купить ботинки. На работу 1 минута.
После того, как вышло время, записки собираются и по одной зачитываются. Далее обсуждение:
— есть ли у помощника шанс понять записку неправильно и неправильно выполнить задание? Почему?
— какие условия нужны, чтобы этого не произошло?
— как нужно было писать задание, чтоб оно было выполнено?
У многих ли людей есть цель в жизни? — Нет, у единиц. Почему? Потому что, в отличие от мечтаний, цель в жизни предполагает большой труд, ежедневную работу для движения к твоей цели. Если ты каждый день думаешь о том, что тебе важно, и делаешь для этого что-то — у тебя цель в жизни есть. Если ты не знаешь, что тебе на самом деле важно, или в разные дни ты думаешь об этом по-разному, либо много думаешь, но мало что делаешь — у тебя цели в жизни пока нет. Так что же такое цель?
Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что человек намерен осуществить. Цель — то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для развитого человека цель — чёткий конечный ориентир, для достижения которого осуществляется ряд действий. Наличие цели помогает человеку не сбиться с намеченного пути.
Скажите, почему отсутствие правильно поставленных целей – обычная ситуация?
мы все люди и нам свойственны лень, усталость, творческие тупики и надежда на авось.
Потому что постановка правильной цели требует почти столько же усилий, сколько и ее достижение.
когда цели заданы расплывчато, потом проще найти себе оправдание, если что-то пойдет не так.
Итак, чтобы цель была достигаемой, ее нужно правильно формулировать. Давайте попробуем потренироваться.
Упражнение «Исполнитель желаний»
Цель упражнения: показать участникам важность правильной постановки цели.
Необходимые материалы: стикеры, ручки
Инструкция «Сейчас я выдам каждому участнику по 2 стикера, на одном из которых надо будет записать свою профессиональную (рабочую/производственную) цель, на втором — личную. На выполнение этого задания отводится 5 минут. Приступайте!»
Комментарии: нужно быть готовым к возможному сопротивлению группы, так как у 98 % участников цели являются абстрактными и обобщенными. Личные цели: выйти замуж, купить машину, квартиру, быть счастливым. Профессиональные: повышение по службе, выполнение плана, повышение зарплаты. С чем это может быть связано? В большинстве своем люди могут снимать с себя ответственность за недостижение цели: чем более она размыта, тем труднее ее выполнить, как бы парадоксально это ни звучало. Например, в первом случае сотрудник поставил себе цель — карьерный рост. Во втором — через год стать менеджером. Если первый не достиг цели, ему легче найти оправдание, в первую очередь для себя самого: я не решил, кем хочу быть, когда и т. д. Во втором случае цель конкретна. Не достигнув ее, можно посчитать себя неудачником. Кому это понравится? Понимая, что многие неудачи зависят от них самих, участники и начинают проявлять сопротивление на тренинге. Все эти цели необходимо переформулировать — если, конечно, есть желание — стремиться к их достижению и продолжать мечтать. А если желания нет, то тут уже стоит говорить с психологом.
Мини-лекция «Правила постановки целей»
Вспомним один случай: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу…» Наглядный пример? Самое интересное, что это реальный пример, и несколько сотен крестьян были казнены за то, что развели саранчу, которая съела почти весь годовой запас урожая.
Чтобы на практике избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать.
Я расскажу о критериях SMART, правилах постановки целей, которые приняты в практике управления, — возможно, некоторые из вас даже ими пользуются. Они очень доступны, и их легко запомнить.
Specific — конкретность (мы должны четко представлять конечный результат).
Measurable — измеримость (как мы будем измерять наш результат и отслеживать выполнение).
Achievable — достижимость (цель должна быть реальной, не слишком простой, но и не заведомо невыполнимой).
Relevant — значимость (мы должны быть лично заинтересованы в достижении цели, она не должна противоречить другим целям).
Time-bound — определенность во времени (мы должны знать временные рамки получения результата).
Упражнение «Цель по SMART» (продолжение «Исполнитель желаний»)
Ход упражнения: теперь давайте разберем цели, которые мы формулировали в упражнении «Исполнитель желаний». Пусть желающий участник озвучит свою цель. После этого мы разберем ее и смотрим, насколько она соотносится с критериями SMART.
Например:
· личная цель — купить машину;
· рабочая цель — получить прибавку к зарплате.
Предлагаем теперь переформулировать эти же цели, но уже с учетом вышеупомянутых критериев. Участникам дается 3 минуты на подготовку. Каждый из участников по очереди зачитывает старую и новую цели. Что получилось?
Например:
· личная цель — к марту следующего года купить новую Toyota Avensis стоимостью 50 тыс. долл., красного цвета;
· рабочая цель — после испытательного срока получить прибавку к зарплате на 30 %.
Чувствуете разницу? Купить машину… Машина может быть любая, тот же «Запорожец», например. Когда купить? Ну, пусть через год. Устраивает вас такая цель, готовы к ней стремиться? Думаю, что не все. А рабочая? Получить прибавку к зарплате. Какую? Можно 1 % и через полгода. И так далее.
Комментарии: обычно после этого либо происходит осмысление (анализ того, как раньше проходила постановка целей, почему часть из них не была достигнута или почему участники не пришли к желаемому результату), либо возникает сопротивление. В первом случае нужно дать участникам возможность осмыслять, анализировать, отвечать на их вопросы.
Что касается второго случая, то он сложнее. Участники могут не захотеть признавать свои ошибки, будут заваливать примерами и фактами — дескать, до этого они не знали SMART, но, несмотря на это, достигали своих целей и прекрасно жили. О чем это говорит? С одной стороны, о личной и профессиональной незрелости (не все готовы публично, а иногда даже наедине с собой признавать свои ошибки, а значит, и учиться). В этом случае необходимо сказать, что это инструмент, что никто ни в коем случае его не навязывает, а просто предлагает его опробовать. Что часто новое мы воспринимаем в штыки, а когда начинаем пользоваться, привыкаем и уже забываем, что это когда-то было «новым». В любом случае не вступать в конфронтацию и не доказывать с пеной у рта, что так правильно, что так поступают грамотные управленцы и т. д. Так можно вызвать еще более сильную агрессию.
Упражнение на получение обратной связи о проведенном занятии: «Шляпы»
Описание. Участники разбиваются на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп выбирает представителя, который вытягивает жребий – бумажку, на которой написан «цвет шляпы», достающейся подгруппе. Когда шляпы распределены, дается задание: каждой из подгрупп подготовить отзыв о прошедшем занятии, исходя из следующих значений цветов:
Зеленая шляпа. Охарактеризовать тренинг с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что представляется наиболее полезным, а что не очень? Где и как можно использовать полученные знания и умения?
Красная шляпа. Описать тренинг с позиции эмоций и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что – отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?
Черная шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по-другому.
Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на занятии, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения лично для себя.
Подгруппам дается 5-10 минут на обсуждение и подготовку к выступлению, после чего они кратко рассказывают о прошедшем занятии с позиции доставшегося им цвета.
Лучше всего предоставлять подгруппам слово в таком порядке, как перечислены «шляпы»: начать беседу с позиции разума, потом поделиться чувствами, «поругаться», а напоследок вспомнить все хорошее. Не следует начинать дискуссию с представления отрицательной обратной связи или, тем более, заканчивать на ней.
Обсуждение. «Возможно, кто-нибудь хочет добавить высказывание с позиции “шляпы” другого цвета? Сейчас есть такая возможность».
Цель занятий – какая цель ваших тренировок?
Когда вы собираетесь разработать наиболее эффективную программу тренировок, чтобы достичь своих целей, есть один вопрос, который вам стоит себе задать.
И этот вопрос… какая же у вас цель тренировки?
Наиболее популярными ответами на этот вопрос являются:
- Нарастить мышцы
- Избавиться от жира
- Набрать вес
- Сбросить вес
- «Просушиться»
- Увеличить силовые показатели
- Улучшить внешние данные
- Привести себя в форму
- Поправить здоровье
- Выглядеть классно в обнаженном виде
- И любое сочетание вышесказанного
И это все лишь общие ответы. Некоторые люди, возможно, имеют более конкретные цели. Например, нарастить определенное количество мышечной массы, сбросить определенное количество килограмм, получить кубики пресса, выполнить мертвую тягу 200 килограмм, влезть в определенный размер одежды и так далее.
Какая бы ни была цель ваших упражнений и тренировок (она может быть общая или конкретная), в данный момент вам необходимо определить, какая цель у вас прямо сейчас.
Итак, какая ваша настоящая цель?
В зависимости от вашего ответа, мы определим некоторые аспекты вашей тренировки, которые непосредственно связаны с вашей целью.
Так как существуют миллионы возможных ответов, а я очень люблю все упрощать, разделим все возможные цели тренировок на 2 большие группы:
- Внешность
- Производительность
Давайте рассмотрим, что они в себя включают…
Категория «Внешность»
Люди в этой категории имеют своей первоначальной целью улучшение внешнего вида.
Они хотят увеличить мышечную массу, избавиться от жира или и то, и другое. Также эта группа включает в себя более общие цели: «сушку», кубики пресса, набор/сброс веса и все остальное, что может означать «Я хочу выглядеть лучше».
При условии, что между целями, которые я описал, есть некоторые различия, нам необходимо внести некоторые поправки в программу тренировок в зависимости от того, про какую цель идет речь (не переживайте, мы рассмотрим все).
Но в целом, все, кто своей первоначальной целью имеет улучшение внешнего вида, попадают в эту категорию.
Категория «Производительность»
Люди в этой категории стремятся улучшить свои результаты тренировок, свою эффективность.
Они хотят стать сильнее, быстрее и лучше в определенном виде спорта. Сюда же относится все остальное, что означает «Я хочу заниматься интенсивнее».
При условии, что между целями, которые я описал, есть некоторые различия, нам необходимо внести некоторые поправки в программу тренировок в зависимости от того, про какую цель идет речь.
Но в целом, все, кто своей первоначальной целью имеет улучшение результатов, интенсивности тренировок, попадают в эту категорию.
Категория «Внешность» vs категория «Производительность»
Итак, вы определили, какая категория вам больше подходит? Отлично.
Теперь самое время заметить, что эти категории тесно связаны друг с другом. Я имею ввиду, что тренировки для улучшения результатов неизбежно приведут к росту мышечной массы. А тренировки для улучшения внешних данных, неизбежно приведут к увеличению силы или появлению новых результатов.
Однако, это будет лишь вторичный эффект.
Поэтому самое важное – разработать программу, которая является наиболее оптимальной для ваших первоначальных целей. И уже она может привести к достижению вторичных целей.
Я имею ввиду, что если вашей целью является внешность, то стоит работать именно над этой целью. Если ваша цель – интенсивность тренировок, то вам необходимо действовать в этом направлении, чтобы получить желаемые результаты.
В интернете, очевидно, полно идиотов, которые утверждают, что люди, которые относятся к категории «внешность», должны делать то, что больше подходит для категории «интенсивность» и наоборот.
Почему? Потому что они либо необразованные, либо пытаются вам что-нибудь продать, либо полнейшие идиоты.
Обойдем их стороной.
Что дальше?
Теперь, когда ваша цель уже при вас, вы готовы составить программу тренировок, чтобы достичь свою цель максимально быстро и эффективно.
Следующий шаг – определить ваш уровень подготовки. Кто вы: начинающий, средний или продвинутый спортсмен? Давайте разберемся…
КАКАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ВАМ НУЖНА: ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО, СРЕДНЕГО ИЛИ ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ?
Метки: Новичкам, Силовые тренировкиУпражнение «Цели на год» — Психологос
Двигаться можно быстро, а можно медленно, можно в правильном направлении, а можно в неправильном. Всем понятно, что лучше двигаться быстро и в правильном направлении. Как двигаться быстро – отдельный вопрос, но не менее важный вопрос, как двигаться в правильном направлении.Есть простой способ держать правильное направление – поставить «якорь» в будущем. Один из лучших вариантов такого якоря, это цели на ближайший год. То, чего вы планируете достигнуть. Так картинка, которая вас будет радовать, если год пройдёт именно так, как вы этого хотите. То будущее и та точка, к которой вы идёте. Эта точка есть в любом случае, как бы ни пошли дела, в любом случае через год вы придёте в какую-то точку. Лучше, если эта точка будет сформирована и «нарисована» вами, вашим собственным желанием и воображением.
Как лучше писать цели на год
Есть простой и удобный способ написать цели на год, можно писать их по трём основным кругам жизни:
Дело – ваша работа, ваши проекты, то, что приносит вам деньги. Сюда же входит профессиональное обучение, новые деловые контакты и многое другое.
Личная жизнь – ваша семья, близкие и друзья. Отношения с людьми.
Своё «Я» – ваше развитие, личностные тренинги, ваши полезные привычки, умение быть счастливым. Сюда же относятся ваши хобби и увлечения.
Представьте, чего вы хотите достичь за год по каждому из этих направлений. Обычно получается примерно от 2 до 5 целей в каждом из них. Запишите эти цели – для начала коротко, одной строчкой, например: «Хочу стать руководителем отдела» или «Купить собственный загородный дом».
Как записывать цель
Итак, перед вами список около 10 целей, записанных коротко. Дальше по каждой цели предлагаем вам ответить на несколько вопросов – конечно, письменно, это на порядок полезнее, чем просто подумать над ответом. Важно свои ответы записывать.
Конкретика
В каждой вашей цели должна быть цифра – чего именно вы планируете достигнуть.
- Написать книгу: минимум 120 страниц, посмотрели 5 опытных людей, минимум 3 из них одобрили.
- Стать увереннее: в 7 ситуациях из 10 где раньше чувствовал себя неуверенным – теперь уверенно себя чувствую.
- Найти новую работу: оклад не ниже 100 тысяч в месяц, коллектив нравится на 8 из 10, работа интересная минимум на 7 из 10.
В каждой цели должна быть цифра, критерий достижения результата. Это не всегда необходимо в итоге, но это помогает максимально точно продумать свою цель, проверить её со всех сторон – а значит сделать цель лучше.
Образ себя
Напишите образ себя, достигшего этой цели. Какой вы? Что изменилось в вашей жизни?
Часто удобно найти картинку-образ по трём каналам:
- Что я ощущаю?
- Что я вижу?
- Что я слышу?
Представьте, что у вас всё получилось и найдите картинку, которая будет самой яркой.
Ресурсы
Для достижения любой цели нам могут помогать разные ресурсы:
- Люди, контакты
- Знания, опыт
- Деньги
- Остальное: готовый сайт, автомобиль, загородный дом, разные предметы и другое
Для каждой цели напишите список ресурсов, которые помогут вам в достижении этой цели. Всегда полезно знать своих союзников в лицо.
План
Напишите примерный план достижения каждой вашей цели. Возможно, это будет полный план, подробный, по шагам. Возможно, это будет примерный план по месяцам. Возможно, это будет только первый шаг – посоветоваться с опытным человеком, пройти тренинг или что-то ещё.
Если вы можете, то напишите план максимально подробно.
Как понять, что упражнение отработано
У вас есть список целей и по каждой из них вы можете ответить на все основные вопросы. Более того, к этим целям хочется стремиться и понятно, каким должен быть первый шаг.