Завышенный уровень притязаний и страх неудачи
Уровень притязаний — желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности — соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных, производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и прежде всего к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
К нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям может привести неадекватность самооценки. В поведении это проявляется выбором слишком трудных или слишком легких целей, повышенной тревожностью, неуверенностью в своих силах, тенденцией избегать ситуации соревнования, некритичностью в оценке достигнутого, ошибочностью прогноза и т.п.
Наша самооценка является оценочной составляющей нашей Я-концепции. Что такое Я-концепция? Концепция — это некоторая теория. В нашем случае — это теория… «Я». То есть теория, описывающая — кто я такой и как я к этому отношусь.
То есть Я-концепция — это система, состоящая из представлений человека о себе и его отношений к этим представлениям. Чаще всего в Я-концепции выделяют три элемента:
- Образ «Я» — представление человека о себе, то есть убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным.
- Самооценка — то или иное отношение к конкретным чертам образа «Я», то есть эмоциональное отношение к этому убеждению. Конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
- Потенциальные действия человека, направленные на изменение или поддержку образа «Я» в соответствии с самооценкой.
Образ «Я» — то, что я знаю о себе. Самооценка — хочу или не хочу быть таким. Потенциальное поведение — потенциальное «действие». Так, например, человек может думать: «Я — умный, общительный, находчивый (образ „Я“). Меня это радует (самооценка). Я — толстый и ношу очки (образ „Я“). Мне это неприятно (самооценка).
Самооценка — это, в первую очередь, продукт нашего детского и подросткового опыта. В этот важнейший период жизни мы формируем свое мировоззрение и испытываем на себе те влияния, которые могут обусловливать негативные взгляды на собственную личность (Каунт, 2003). Более всего на нас воздействуют родители, братья и сестры, друзья, учителя — то есть те люди, чье мнение кажется нам самым важным. Достигая подросткового возраста, мы начинаем придавать очень большое значение взглядам своих друзей, которые могут занижать наши положительные качества. Вот далеко не полный список того, что может в данный период нанести урон нашей самооценке:
- «обусловленная» привязанность — «Я буду любить тебя/испытывать к тебе симпатию, если…»;
- возможность подвергнуться опасности или насилию;
- чрезмерная опека, особенно если она обосновывается вашей слабостью или неспособностью позаботиться о себе;
- жесткая критика, осмеяние, унижение;
- гонение со стороны группы, которое может быть вызвано физическими, социальными или поведенческими различиями; принудительные занятия тем, что не соответствует дарованиям человека, когда, например, неспортивного ребенка заставляют делать физические упражнения или участвовать в спортивных играх;
- сравнение, в котором предпочтение отдается более успешным друзьям, братьям или сестрам; воспитание в семье, где низкая самооценка является нормой;
- поощрение привычки уделять слишком много внимания тому, что «люди подумают»; нереалистичные ожидания ваших успехов со стороны окружающих вас людей.
Хотя основы нашей самооценки формируются в детстве, она подвержена изменениям и в зрелом возрасте. Опасность снижения самооценки возникает в тех случаях, когда нас отвергают, игнорируют либо распоряжаются нами как собственностью; нас обманывают или дурачат; нас несправедливо критикуют или унижают; мы убеждаемся в недостатках своих знаний или навыков;
- мы осознаем, что нам не удается жить в соответствии со своими идеалами;
- мы испытываем тревогу, подвергаемся угрозам или насилию;
- мы испытываем сильный стресс; мы переживаем неприятные жизненные ситуации — безработицу, лишения, осложнения во взаимоотношениях с другими людьми.
Важно признать, что наша самооценка — это просто ряд впечатлений и суждений, которые сложились у нас в процессе приобретения жизненного опыта, а также нашего восприятия того, как на нас реагируют окружающие. Но хотя эти впечатления могут вызвать глубокие последствия, они порой не имеют под собой никаких оснований. Каждый из перечисленных выше факторов может привести к снижению самооценки. Однако они снижают ее лишь потому, что мы позволяем им это делать. Более того, мы сами склонны искаженно или ошибочно оценивать свои способности и опыт.
- Мы можем ошибочно трактовать результаты своей деятельности, когда испытываем стресс. Находясь под давлением обстоятельств, очень легко сделать ложные выводы по поводу собственного поведения. Зачастую нам ошибочно кажется, что мы допустили непростительный промах, совершили глупый поступок, не выполнили то, что нам хотелось бы.
- Мы неверно интерпретируем поведение окружающих. Чрезмерная чувствительность к реакции других людей приводит к тому, что мы объясняем их поступки несуществующими мотивами, обнаруживаем критику там, где она даже не предполагалась, трактуем каждую деталь поведения как несомненное желание проигнорировать или отвергнуть нас.
- Окружающие зачастую составляют о нас ложные представления, основанные на их собственных заблуждениях. Однако мы не решаемся признать, что реакция других людей может быть вызвана их собственными тревогами, подозрительностью или стрессом, который они испытывают.
Искажения из-за домыслов:
- Мы делаем выводы о собственном поведении на основе немногочисленных фактов. Используя всего один или два примера, мы формулируем правила, которые применяем во всех ситуациях.
- Мы направляем события по наихудшему варианту, а затем делаем необоснованные выводы о своей никчемности.
- Мы обвиняем себя в том, что произошло не по нашей вине.
- Мы преувеличиваем свои недостатки и слабости.
Искажения из-за упущений:
- Мы не принимаем в расчет доказательства, которые противоречат нашим негативным взглядам на собственную личность.
Мы отказываемся акцентировать внимание на своих положительных качествах.- Мы игнорируем собственные достижения.
Ошибочное прогнозирование:
- Мы преувеличиваем вероятность неблагоприятного развития событий.
- Мы преувеличиваем возможность негативных последствий.
- Мы недооцениваем собственные способности разрешения проблем.
Если мы страдаем от этих заблуждений уже в зрелом возрасте, представьте, насколько глубоки были эти страдания в юности, когда только формировался наш взгляд на мир и людей, его населяющих. Критика родителей была для нас более болезненной в то время, когда мы еще верили в их непогрешимость, а задиристое поведение друзей было более значимо для нас, когда мы еще не понимали, что они всего лишь неудачники.
Самооценка большинства из нас зависит также от того, какое значение мы придаем взаимоотношениям с другими людьми, социальному окружению, своей работе, здоровью и внешности. Хорошо ли мы выглядим? Симпатичны ли мы другим людям? Если мы отвечаем на подобные вопросы положительно, мы создаем позитивный образ собственной личности. В общем, в этом нет ничего плохого. Наши успехи и реакция на них окружающих значительно влияют на самооценку и помогают нам преодолевать новые трудности и добиваться лучших результатов. Но такой подход может принести вред, если мы придаем некоторым условностям слишком большое значение, говоря себе:
«Я могу быть доволен собой только в том случае, если
- …я буду иметь стройную фигуру;
- …меня будут поощрять и поддерживать;
- …я достигну совершенства во всем, что собираюсь сделать».
Всякий раз, как мы придаем слишком большое значение определенным аспектам собственной жизни, мы сталкиваемся с какой-нибудь проблемой. Действительно, невозможно всегда добиваться успеха. И именно в те моменты, когда мы огорчены неудачей, нам более всего нужна позитивная самооценка.
Но когда дела идут плохо и мы не можем повлиять на обстоятельства, ставшие причиной неудачи, мы сталкиваемся с очень сложной проблемой восстановления нормальной самооценки.
Когда У. Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы «САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ», он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, человек может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей.
Для того чтобы разобраться с нашим уровнем притязаний, попробуем ввести понятие «идеала» в структуру Я-концепции. Получим еще один вариант модели Я-концепции. В нее войдут:
- реальное «Я»;
- идеальное «Я»;
- зеркальное «Я».
Реальное «Я» — это та часть Я-концепции, в которой находит свое отражение восприятие человеком его реальных, объективно существующих свойств, то есть того, каков он на самом деле.
Идеальное «Я» — это представления человека о том, каким он хотел бы быть.
Зеркальное «Я» — это представление человека о том, каким его видят другие.
Тогда самооценка — это образ «Я» в сопоставлении с Идеалом.
Наше Идеальное «Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека, которые бывают оторваны от реальности. Идеальное «Я» отражает цели, которые человек связывает со своим будущим. Идеальное «Я» — это набор черт собственной личности, которые необходимы, с точки зрения самой личности, для достижения успеха, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное «Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому человеку. Проще говоря, идеальное «Я» отражает наш уровень притязаний.
Степень рассогласования образов «Я»-реального и «Я»-идеального оценивается как основной фактор социально-психологической дезадаптации, первопричина личностных нарушений, один из параметров низкой самоактуализации личности, источник конкретных психических расстройств — депрессии и тревожности, а также психосоматических заболеваний, в том числе и головных болей.
На первый взгляд, что плохого в завышенных притязаниях (перфекционизме)? Многие люди готовы сознаться, что они склонны бесконечно усовершенствовать начатое дело. При этом они сообщают об этом с улыбкой, а не со смущением. Кроме того, перфекционистами очень часто являются довольно успешные люди. В таком случае имеет ли смысл говорить об этом явлении в разделе, посвященном повышению самооценки? Да, конечно. Наличие такого качества, как перфекционизм, свидетельствует о низкой самооценке, она может значительно препятствовать реализации способностей человека и мешать ему в полной мере получать удовольствие от жизни (Каунт, 2003).
А теперь давайте посмотрим, склонны ли вы к перфекционизму? Ознакомьтесь с десятью приведенными ниже утверждениями и укажите, какие из них относятся или не относятся к вам.
- Я избегаю тех действий, которые, как мне кажется, я не могу выполнить хорошо.
- Я разочарован во многих людях — партнерах, коллегах, друзьях, детях.
- Я злюсь на себя каждый раз, когда совершаю ошибку.
- Я скорее сделаю задание сам, чем поручу его другому человеку.
- Даже когда меня благодарят за успешно проделанную работу, я бываю разочарован в том, как я выполнил ее.
- Окружающие называют меня надзирателем или педантом.
- Мне ненавистна мысль о том, что я обыкновенный человек.
- Мне кажется, что, если я не выполню свою работу хорошо, люди могут отвергнуть
меня.
- Я злюсь на себя за то, что не могу отказаться от того, чего мне хочется достичь.
- Мне кажется, что даже самая незначительная оплошность может перечеркнуть всю работу, которая в целом выполнена хорошо.
Если хотя бы одно из этих утверждений относится к вам, значит, вы склонны к завышению притязаний. Это может проявляться различными способами. Иногда перфекционизм проявляется не только в том, что вы предъявляете к себе повышенные требования, порой вам кажется, что люди ждут от вас чего-то более значительного, либо вы ждете от них чего-то экстраординарного. Это свойство может проявляться в любых аспектах жизни — в профессиональных достижениях, стремлении к физическому совершенству, идеальным взаимоотношениям, навязчивой тенденции четко упорядочить и организовать свою жизнь. Все эти формы поведения, свидетельствующие о низкой самооценке, связаны со следующими характеристиками:
- убежденность в том, что, только достигнув совершенства, вы обретете уверенность в ценности собственного бытия;
- болезненное восприятие критики и нежелание признавать свои ошибки;
- неудовлетворенность достигнутым.
Поведение таких людей более определяется страхом совершить ошибку, чем перспективой успеха. Они страстно желают достичь своих целей, но при этом очень боятся потерпеть неудачу. Это противоречие приводит к тому, что люди с завышенными притязаниями могут избегать риска, оставшись в безопасной и комфортной зоне. С этой целью они уходят от трудностей, постоянно откладывая действия, в успехе которых сомневаются. Могут отказаться от задания, если его выполнение проходит не идеально. Ставят перед собой либо заниженные, легко достижимые цели, либо, наоборот, чрезмерно завышают требования к себе, пытаясь сделать невыполнимое. Ни одна из этих стратегий не позволяет в полной мере реализовать личный потенциал.
Люди с завышенными притязаниями редко бывают довольны достигнутым и всегда найдут, к чему придраться.
«Но высокие цели — это как раз то, что улучшает мою самооценку», — возразят некоторые читатели.
Все это так, однако не стоит предъявлять к себе нереалистичные требования, которые вы не сможете выполнить, в результате чего почувствуете себя жалким человеком.
Между стремлением к совершенству (полезным для вашей самооценки) и перфекционизмом (негативно влияющим на нее) можно провести четкую разделительную линию. Вы можете спросить, где она проходит и как убедиться в том, что вы сами находитесь там, где нужно. Если в вашей жизни сохраняется устойчивое равновесие, значит, вы на верном пути. Но вы переступили границу и завысили требования, если:
- ваше стремление к совершенству не позволяет вам удовлетворяться достигнутым;
- вы почувствовали, что можете реализовать свои возможности только в том случае, если не допустите ни единой ошибки в своей работе;
- за вашим стремлением к совершенству скрывается потребность утвердиться в глазах других людей, произвести на них впечатление или получить их одобрение.
Вам иногда бывает трудно согласиться с тем, что вы предъявляете слишком высокие требования к себе и другим. Эти требования могут восприниматься вами как абсолютный минимум, необходимый для сохранения самоуважения и чувства собственного достоинства. Но проблема может заключаться в том, что, как правило, в стандартных ситуациях вы испытываете недостаток ресурсов и ваши действия бывают ограничены во времени. Ставя перед собой высокие цели, убедитесь, что план ваших действий реалистичен, соответствует уровню ваших навыков и в нем учтены требования, которые предъявляют к вам другие люди.
А теперь предлагаю вам следующее упражнение по самоисследованию.
Притязания личности. Определение уровня притязаний
Каждый человек, независимо от семейного положения и статуса в обществе, устанавливает цели и стремится их достичь. Цели разные, и степень их сложности зависит только от уверенности и настойчивости. В психологии это называется притязание личности. Это то, чего человек признает себя достойным.
В нем собраны задания, которые помогают человеку провести самоанализ и оценить адекватность действий.
Самооценка личностных качеств
В процессе жизни человек оценивает умение, способности, опыт, возможности. Сравнивая себя с окружающими, мы удовлетворяем собственные желания:
собственное совершенствование;
стремление к поставленной цели;
любопытство.
Самооценка дает возможность увидеть слабые и сильные стороны и выбирать подходящие варианты поведения в жизненных реалиях.
Человек оценивает собственное поведение, основываясь на двух компонентах:
эмоциональный — человек определяет, как он сам относится к собственным чертам характера, привычкам, поведению и другим чертам личности;
когнитивный — узнает о себе от друзей, родственников, коллег, недоброжелателей.
Психолог американец Джеймс У. вывел следующую формулу для самооценки: отношение успеха к степени притязаний.
Успех — установленный факт какого-либо результата, решения поставленной задачи. Степень притязаний в данном варианте — цель будущих процессов в идеальном виде. Исходя из формулы видно, что возвысить самооценку можно двумя способами:
снизить уровень притязаний;
повысить результативность процессов.
Психологи отмечают, что уровень притязаний неразрывно связан с самооценкой.
Несоответствие реальных сил и притязаний приводит к тому, что человек судит себя и собственное поведение неправильно. Из-за этого появляется упадок эмоциональных сил и срыв, увеличивается тревожность. Это ведет к занижению собственной ценности и провалу поставленных планов.
Как установить уровень притязаний?
Этот термин и его понятие было выведено Левином К. совместно с его последователями. Они установили, что на формирование Уровня притязаний влияет успех или провал компании. Основной причиной его утверждения является не удача или провал, как объективный предмет, а переживания человека вследствие достижения поставленной цели или ее провала.
Достигая того или иного уровня, человек проходит три стадии:
уровень трудности — определяется одна цель, которая становится частичкой цепи будущих движений;
выбор следующего действия, который приведет к итоговому результату. Выбранный вариант зависит от успеха или провала бывших действий.
уровень самооценки, который желает личность.
Если человек стоит перед выбором степени трудности каждого процесса, уровень притязания личности смещается в зону более легких или трудоемких задач. Это возникает в результате удачного или неудачного достижения предыдущей цели. Если человек боится, что его вновь постигнет неудача, он стремится снизить притязания.
Отличия У.п.л. необходимо помнить при воспитании детей, так как гармоничное развитие личности возможно только при адекватном уровне притязаний. Малейшее несоответствие действительности приводит к конфликтным ситуациям, проявлению агрессии, замкнутости или другим отклонениям.
Притязания в свете реальных возможностей
Американские психологи-ученые разработали теорию, согласно которой индивидуумы, мотивируемые на успешное завершение цели, ставят задачи, которые они выполнят удачно. Такие люди смелы, решительны и стремятся добиться успеха в любом положении. Они способны мобилизовать собственные внутренние ресурсы и акцентировать внимание только на достижении поставленных задач.
Абсолютно по-другому ведут себя люди, которые от любых действий ждут неудачи. Их главная цель — избежать неуспеха. Люди, с самого начала настроенные на провал, неуверены в своих действиях. Они не верят в собственные силы. Ожидая критики, они с осторожностью делают каждый шаг. В результате они не получают удовольствия от своих действий и не верят в возможный успех.
Можно сказать, что у них определяется реалистичный Уровень притязания личности. Люди, готовящиеся к неудаче, чаще всего имеют высокие или сниженные притязания. В поведении нереалистичные притязания проявляются выбором трудоёмких или облегченных задач, неуверенностью и тревожностью. Такие люди избегают соревновательных моментов, они чаще ошибаются и не способны критично оценить полученный результат.
Как определить свой?
Выявить уровень притязания можно только с помощью опытного психолога или специально разработанных тестов. Определить эту характеристику стоит, если жизнь явно не получается, поставленные цели остаются недостигнутыми.
Проведя анализ можно установить, совпадает ли уровень притязаний с уровнем личностных качеств. В соответствии с результатами придется либо понижать планку притязаний, либо изменять определенные качества личности. В любом случае это долгий путь и к нему надо быть готовым.
Различия уровней притязаний. | BIZMOTIV.RU
Уровень сложности целей и задач, которые ставит перед собой человек, в последующем определяет уровень его притязаний. Чем сложнее цель, тем более высоким будет уровень притязаний. Причем не только ситуация определяет этот уровень.
Он так же зависит от натуры самого человека, от того, какие цели он ставит для себя: завышенные или заниженные. Поскольку в этом случае уровень притязаний выступает как характеристика личности человека, силы его характера, это, безусловно, оказывает влияние как на его поведение, так и на отношения с окружающими.
По уровню притязаний все люди делятся на три категории:
- с адекватным уровнем притязаний;
- с завышенным уровнем;
- с заниженным уровнем.
При адекватном уровне притязаний человек выбирает для себя цели, соответствующие его реальным возможностям. Они могут быть как трудными, так и легкими, но такие люди точно знают, что у них есть силы и возможности для реализации задуманного.
Такая оценка себя, своих возможностей и окружающей действительности – оптимальный вариант, поскольку человек может соотносить свои желания и возможности, приводя свою деятельность в гармоничное состояние. А это немаловажно, ведь когда ты четко знаешь что и как делать, тебе хочется реализовать все свои задумки и планы в реальность.
При завышенном уровне притязаний цели, выбираемые индивидом, фактически всегда превосходят его возможности. Однако, ставя такую цель, он не отдает себе в этом отчет, и поэтому, при получении отрицательного результата, виноватыми оказываются все вокруг, только не он.
А еще такие люди зачастую ссылаются на неудачно сложившиеся обстоятельства, так сказать «луна была не в той фазе, поэтому все пошло кувырком».
Критику со стороны окружающих они считают необоснованной и несправедливой, а оценку со стороны – необъективной, поэтому все воспринимают в штыки, что приводит к множеству мелких и крупных конфликтов.
При заниженном уровне притязаний цели наоборот гораздо ниже возможностей человека. Это объясняется просто. Заниженный уровень притязаний – результат заниженной самооценки и неуверенности в себе, поэтому, когда такие люди ставят цели они, как бы перестраховываются, чтобы избежать возможных неудач и провалов.
Так, например, ученик, чтобы не уронить себя в глазах учителя, если он не уверен в себе, выберет задание полегче, чтобы точно знать, что может с ним справиться.
Безусловно, огромное влияние на уровень притязаний оказывает адекватность самооценки.
Люди с завышенной самооценкой, естественно, имеют устойчиво завышенный уровень притязаний, с заниженной – заниженный уровень.
Причем для второй категории успехи, достигнутые ими, не являются стимулом для повышения трудности выбираемых целей и путей достижения, а бывают даже такие случаи, что успех расслабляет, и люди начинают выбирать себе еще более простые цели, чтобы сильно не «заморачиваться» над тем, как же её достичь.
Кроме того, уровень притязаний связан с особенностями нервной системы человека и с его реакцией на возникающие в процессе жизни сложности. Слабая нервная система чаще всего порождает повышенный уровень тревожности и, как следствие, паническое состояние при столкновении с ситуациями хоть немного выходящими за рамки обыденности.
Они начинают метаться, подыскивают различные пути решения проблемы, а найдя их, не знают какой бы выбрать и пытаются делать все и сразу, что, в свою очередь, порождает панику и сумбур в голове. Исход дела, конечно же, не идеален.
Если же у человека устойчивая нервная система и он не впадает в панику, столкнувшись с проблемами, а последовательно и систематично их решает, то и результат, безусловно, будет достаточно высоким.
Свойства темперамента тут тоже играют не последнюю роль. У интровертов притязания, естественно выше среднего уровня, а у экстравертов этот уровень соответствует реальности.
И, зная эти моменты, Вы можете легко управлять коллективом или партнерами по бизнесу.
Уровень притязаний личности. Диагностика способности к общению
Уровень притязаний личности
С самооценкой личности тесно связан уровень его притязаний.
Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.
Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.
Далее описана методика оценки уровня притязаний, как она представлена в исследовании В. К. Гербачевского.[11]
Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Опросник заполняется испытуемым после завершения одного из этапов какой-либо продуктивной деятельности (учебной, спортивной, производственной и т. п.). Предполагается, что после ответов на вопросы теста В. К. Гербачев-ского испытуемый продолжает работать над завершением учебного или производственного задания. Время на выполнение задания не лимитировано. Задание не обязательно должно быть выполнено в один день, на одном занятии. В зависимости от конкретных учебных или производственных целей задание может выполняться на протяжении нескольких дней (с перерывами) или даже недель.
Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского
По завершении одного из этапов предложенного вам задания, когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В. Гербачевского.
Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием – +3; если просто согласны – +2; если скорее согласны, чем не согласны – +1; если вы совершенно не согласны____________________ 3; если просто не согласны____________________ 2: если скорее не согласны, чем согласны —1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте – 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.
Опросник В. Гербачевского
Анализ и интерпретация данных исследования
Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.
По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 4) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 5).
Таблица 4
Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 5).
Таблица 5
Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).
В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие.
Компоненпг 1 – енупгренний мотие. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.
Компонент 2 – познаеательный мотие. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.
Компонент 3 – мотие избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия.
Компонент 4 – состязательный мотие. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.
Компонент 5 – мотие к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.
Компонент 6 – мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.
Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам.
Компонент 7 – придание личностной значимости результатам деятельности.
Компонент 8 – уровень сложности задания.
Компонент 9 – проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.
Компонент 10 – оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.
Компонент 11 – оценка своего потенциала.
В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.
Компонент 12 – намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.
Компонент 13 – ожидаемый уровень результатов деятельности.
Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:
Компонент 14 – закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.
Компонент 15 – инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.
Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Ранее было сказано, что центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.
Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.
Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:
12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.
21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.
30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.
Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.
Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:
? низкий уровень: 3–9 баллов;
? средний уровень: 10–16 баллов;
? высокий уровень: 17–21 балл.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Уровень притязаний: между хочу и могу
Уровень притязаний отражает представления человека о том, с задачами какой сложности он способен справиться в своей жизни.
Произнося популярный тост «За сбычу мечт», мы имеем в виду не только абстрактные грезы, но и цели, и планы. В этом тосте – правда жизни, поскольку несбывшиеся мечты и нереализовавшиеся планы становятся страшной обузой. Вся загвоздка в том, что одни пьют за скорейшую покупку нового дивана, а другие – за получение Букеровской премии.
Аппетиты большие и малые
Скромные мечты почему-то считаются непритязательными. И, наоборот, далеко идущие планы считаются признаком перспективного человека с большим будущим. С другой стороны, исполнятся эти планы или нет, во многом зависит от того, соответствует ли уровень притязаний реальным возможностям.
Несложно догадаться, что уровень притязаний может быть высоким и низким и соответствовать или не соответствовать реальным возможностям человека. Он отражает представления человека о том, с задачами какой сложности он способен справиться в своей жизни. По сути, уровень притязаний – не только ответ на вопрос: «Что я могу?» (фактически – какой я?), но и на вопрос: «Кто я?». Я – выносливый, предприимчивый и оптимистично настроенный или я – тревожный, болезненно воспринимающий критику и сильно расстраивающийся из-за неудач.
Существует несколько факторов, оказывающих влияние на формирование нашего уровня притязаний.
Как формируется уровень притязаний
Привет родителям. Точка отсчета – конечно же, детство. Для формирования адекватного уровня притязаний родители должны признавать взросление своего ребенка, понимать, что их «лялечка» начинает осваивать новые навыки и способна справиться со все более и более сложными вещами: от завязывания шнурков до устного счета. В идеале от родителей требуется давать чаду все более и более усложненные задания, которые бы потихоньку способствовали развитию его возможностей.
Следующая стадия тоже связана с родителями, а точнее с тем, каким они рисуют себе будущее ребенка в свете его способностей и возможностей (а иногда – совершенно их не учитывая). Крайности тут могут встретиться совершенно полярные. Известен, например, один немолодой уже человек, которого в восьмилетнем возрасте мама за руку отвела к зданию Московского университета (два часа дороги из Подмосковья) и заявила: «Смотри внимательно: ты будешь здесь учиться». О чем сейчас сожалеет достаточно состоявшийся и уже немолодой человек? Правильно, о том, что ему не удалось после школы поступить в МГУ и пришлось получать образование в другом ВУЗе. Противоположная ситуация: постоянные родительские кряхтенья, вроде: «Будешь бутылки собирать» и «Ничего хорошего из тебя не выйдет», могут в дальнейшем выстрелить в виде самоисполняющихся пророчеств.
Опять не получилось. Ладно, оставим родителей в покое, у них есть веское оправдание: благие побуждения. Мы и сами способны кое-что сделать для формирования своего уровня притязаний. Например, мы можем коллекционировать наши достижения и неудачи. Вопрос – на чем концентрироваться, на приятном или на малоприятном. Считается, что предыдущие неудачи могут сильно способствовать снижению уровня притязаний. Зато обратное не всегда верно. Конечно, человек, волнующийся перед публичным выступлением, может сказать себе: «Я не раз удачно выступал перед большой аудиторией, получится и на сей раз». Но такая постановка вопроса вовсе не означает, что человек захочет претендовать на большее, чем удачное выступление.
На деле для людей с высоким уровнем притязаний характерны две особенности. Во-первых, стремление принять вызов, который дает конкретная ситуация: справиться с обстоятельствами, быстро освоить незнакомый материал, уговорить слабозаинтересованных людей. Как сказала одна успешная дама в своем интервью, «если бы я бралась только за то, что умею, я бы до сих пор работала курьером». Во-вторых, люди с адекватно высоким уровнем притязаний не боятся временных провалов: они мотивированы на успех, а не на избегание неудач.
С каким уровнем притязаний жить хорошо
Высокий уровень притязаний, конечно, штука социально одобряемая. «Какой вы видите свою карьеру через 10 лет?» — стандартный вопрос кадровиков. И горе тому, кто ответит: примерно на той же позиции, что и сейчас. Высокий уровень притязаний – камень преткновения, о который можно неслабо расшибиться, если возможности не соответствуют запросам. Поэтому самое лучшее, что может случиться с уровнем притязаний – когда он является полностью адекватным. И до чего же редко это случается!
А пока самые распространенные комбинации таковы:
Высокий уровень притязаний в сочетании с малыми возможностями. Кстати, весьма распространенный расклад для подростков. Непонимание своих возможностей вкупе с уверенностью в абсолютной собственной неуязвимости могут толкнуть подросших «детишек» и на криминальные подвиги, и на слишком высокий риск в играх или соревнованиях.
Что делать? Ответ один и для подростка, и для взрослого: познай самого себя, а заодно – источник собственных запросов. Кто внушил, что нужно получать одни пятерки по всем предметам? Мама? А почему? – потому что ее точно так же заставляли приносить в клюве пятерки. Результат – железный зад, натруженный в процессе сидения над предметами, к которым нет ни малейших способностей, пользы – ноль целых и немного сотых.
Хорошо бы сформулировать, откуда появились такие представления о себе, кого благодарить за них – родителей, окружение, желтую прессу или себя, желающего почивать на лаврах и ничего не делать? А вслед за этим можно сформулировать список своих действительно сильных сторон – что вы умеете и хотите делать, что вы готовы делать, даже если вам за это не будут платить, в чем вы разбираетесь лучше других. Вполне возможно, ваши сильные стороны – совсем не те, которые видятся окружающим.
Низкий уровень притязаний в сочетании с достаточными возможностями. Подобный расклад приводит к тому, что человек выбирает задачи, которые не требуют от него серьезных усилий, но которые гарантированно приведут к неплохому результату. Причин тому может быть несколько – от незаинтересованности в результатах своей работы – до боязни риска. У некоторых низкий уровень притязаний может быть связан с так называемым узким горизонтом ожиданий: ну не видят люди дальше своего носа и дальше покупки дивана, не умеют планировать свою жизнь на перспективу. Остается одно: делать все по минимуму – и сильно не напрягаться.
Что делать? На вопросы: «Кто я?» и «Какой я?» мы отвечаем себе в течение всей своей жизни. Ничто не мешает нам начать отвечать на них несколько иначе, чем мы делали это раньше. Ответьте себе на вопросы: как бы изменилась ваша жизнь, если бы уровень ваших притязаний возрос? Какой именно жизненной сферы касаются ваши притязания? Кто бы из ваших знакомых совершенно не удивился вашим высоким притязаниям? На какие знания и умения вы бы опирались? Кто из знакомых мог бы поддержать вас в этом?
Ну, а если вы считаете, что ваша жизнь изменилась бы только к худшему, увеличься у вас уровень притязаний, – с вами все в порядке, такое тоже случается.
основные понятия, диагностические процедуры и экспериментальные феномены. Связь уровня притязаний с самооценкой.
Уровень притязаний — сообщаемая экспериментатору и принимаемая испытуемым целевая установка по отношению к уже известному, более или менее освоенному решению задач. ; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности — соответствия реальным возможностям человека. Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
Характеризует:
1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, — цель идеальную;
2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, — уровень притязаний в данный момент;
3) желаемый уровень самооценки личности, — уровень Я.
Различают частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.
Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным — заниженным или завышенным. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:
1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;
2) снизить их, чтобы избежать неудачи.
Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи — атипичное изменение уровня притязаний — говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Методика исследования.
Существуют 3 параметра оценки уровня притязания:
Высота уровня притязания: высокий – низкий
Адекватность уровня притязания: адекватный – неадекватный
Динамика – как изменяется уровень притязания.
Методика Хоппе.
Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе. Эти методики строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и его поведением в зависимости от успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со слишком высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.
Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.
Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме: на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому. В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний. Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова: «Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом». Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.
Ф. Хоппе подчеркивал, что в такой обстановке было возможно получать информацию о притязаниях участников исследования непосредственно в ходе его проведения. Поведение испытуемых в ходе опыта, их спонтанные высказывания тщательно протоколировались.
Ф. Хоппе оценивал уровень притязаний, опираясь на три источника:
1. Прямые указания испытуемых на их уровень притязаний
2. Экспрессивные проявления, свидетельствующие о переживании успеха и неудачи
3. Поведение участников эксперимента
В одной из модификаций методики Ф. Хоппе, используемой в настоящее время, в качестве стимульного материала выступают карточки с напечатанными на них анаграммами. Испытуемому предъявляются шесть рядов по шесть карточек с заданиями в каждом. Ему сообщается, что сложность заданий возрастает от первого ряда к шестому. От сложности задания зависит количество баллов – оно равно номеру ряда. Баллы испытуемый набирает только в случае успешного выполнения задания, в противном случае за задание ему выставляется ноль. Цель участники эксперимента – получить наибольшее количество баллов. Время решения ограничено (2 минуты на каждое задание). Вся эта информация также доводится до сведения тестируемого до начала эксперимента. Тестируемый имеет право взять карточку из любого ряда (всего 10 карточек). По тому, какие задачи он выбирает, как реагирует на успех и неудачу, и определяется его уровень притязаний.
Основные термины:
Уровень притязаний предполагает цель, имеющую внутреннюю структуру,( например, когда кидают дротики – попасть в 10 это идеальная цель). Уровень цели действия обычно берется как критерий уровня притязаний индивида. Цель действия – это та цель, которую нам сообщает индивид, после того как уже получил результат после первого действия.
Иногда цель действия приближается к иделальной цели, иногда удаляется – это будет называться внутренним несоответствиемЕсли сравнивать уровни целей – то мы получим целевое несоответствие.
Результат действия можно назвать величиной достижения разница между уровнем притязания и величиной достижения – несоответствие достижения ( от него будет зависеть успех или неудача)
Тест Шварцландера, методика Н. Шмальта.
Тест Шварцландера «Исследование уровня притязаний» (вариант В. и И. Буяновых) представляется как проверка моторной координации. Этот тест является экспресс-методикой и позволяет быстро (буквально за несколько минут) определить уровень притязаний человека.
Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству проб. Ему необходимо поставить крестики в максимальном количестве квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время. Предварительно его просят назвать количество квадратов, которое он предполагает отметить за 10 секунд. После каждой пробы испытуемый подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков. Время от пробы к пробе уменьшается на 1 секунду.
При обработке результатов сопоставляется количество крестиков, которое испытуемый предполагал отметить, с их реальным количеством. Таким образом – по специальной формуле – определяется целевое отклонение. В зависимости от него выявляется уровень притязаний человека – чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень притязаний (от нереально низкого до нереально высокого).
Есть и другие методики, направленные на диагностику уровня притязаний. Например, тест «Решетка мотивации достижений» Н. Шмальта позволяет рассчитать показатель «чистой надежды», по которому можно судить о том, что преобладает у данного испытуемого – надежда на успех или боязнь неудачи, или же они сбалансированы.
Опросники.
Кроме экспериментальных методик исследования уровня притязаний в распоряжении психологов имеются специально разработанные опросники.
В качестве примера можно привести вариант методики В. Гербачевского, предложенный К. Малышевым и предназначенный для оценки уровня притязаний руководителя. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний.
Эта методика включает в себя 54 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента. При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 18 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика. Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы. Исходя из них, человек оценивает трудность задания и прогнозирует свой успех или неудачу.
Достоинством этой методики является ее высокая надежность и валидность, а недостатком – отсутствие нормативных данных. Результаты каждого теста по себе ничего не говорят, для получения выводов они сопоставляются с результатами данной группы.
Методики Т. Элерса – «Диагностика личности на мотивацию к успеху» и «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» также являются опросниками. Первый состоит из 41 вопроса. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В зависимости от количества набранных баллов определяется уровень мотивации к успеху – от низкой до слишком высокой. Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше мотивация к удаче. Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется анализировать в совокупности. Тогда можно получить общую картину уровня притязаний человека. Исследования, проведенные с помощью этих и других методик исследования уровня притязаний, показывают, что эта характеристика личности действительно является одной из самых значимых, именно поэтому она часто диагностируется при профотборе.
себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.
Уровень притязаний и самооценка.
Это образование, тесно связанное с самооценкой личности. Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.
Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.
Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.
В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребенок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребенок проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера
основные понятия, диагностические процедуры и экспериментальные феномены. Связь уровня притязаний с самооценкой.
План ответа
Уровень притязаний.
Методика исследования.
Методика Ф. Хоппе.
Тест Шварцландера, методика Н. Шмальта.
Опросники.
Эксперименты Хоппе.
Уровень притязаний и самооценка.
Ответ:
Уровень притязаний.
Уровень притязаний – сообщаемая экспериментатору и принимаемая испытуемым целевая установка по отношению к уже известному, более или менее освоенному решению задач. ; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности — соответствия реальным возможностям человека. Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
Характеризует:
1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, — цель идеальную;
2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, — уровень притязаний в данный момент;
3) желаемый уровень самооценки личности, — уровень Я.
Различают частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.
Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным — заниженным или завышенным. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:
1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;
2) снизить их, чтобы избежать неудачи.
Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи — атипичное изменение уровня притязаний — говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Методика исследования.
Существуют 3 параметра оценки уровня притязания:
Высота уровня притязания: высокий – низкий
Адекватность уровня притязания: адекватный – неадекватный
Динамика – как изменяется уровень притязания.