Уровень развития: Уровни развития личности — Психологос – Как определить уровень развития личности

Автор: | 08.09.2020

Содержание

Уровни развития личности — Психологос

Разный уровень развития личности — реальность. Человека высокой культуры никто не спутает с человеком, у кого культуры нет или явно недостаточно. Любой руководитель знает, что такое человек ответственный, и печалится, когда видит, что сотрудник до нужной планки не дотягивает. Человек, живущий только как организм, всегда отличается от человека, живущего на уровне личности.

Уровень развития личности определяется двумя основными характеристиками: направленностью личности и ресурсами личностной базы человека. Что это такое, о чем это?

Направленность личности — главный показатель уровня развития личности

Характеристики направленности личности, говорящие о разном уровне развития личности — высота его целей и ценностей, концентрация его стремлений, способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Основные показатели способности быть личностью:

  • Выбор и развитость авторской жизненной позиции,
  • Развитость основных позиций восприятия, возвышение до позиции Ангела.
  • Уровень ответственности, в том числе деловой (деловая ответственность): иждивенец, наемный работник, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
  • Уровни взрослости: инфантил, человек-ребенок, растущая (опускающаяся) личность, взрослый человек,
  • Способы жизни: убираем из своей жизни ситуации, когда мы проявляем себя как Паразиты, далее от существования Потребителей и Романтиков переходим к жизни Творца. Так, постепенно, можно повышать свой уровень социального развития.

Ресурсы личностной базы — второй показатель уровня развития личности

Однако, как бы ни были сильны и высоки стремления человека, результат его жизни определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база — это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.

К показателям развитости личностной базы личности можно отнести:

К более локальным показателям развития личностной базы можно отнести развитие следующих качеств и способностей:

Как определить уровень развития личности

Показатели личностного развития:

·      Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый. 

·      Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку. Ступени от 0 до 2: 0 Дети. Человек-ребенок — нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. Человек-подросток — заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность 

·      Уровень развития инициативыи ответственности. А именно,ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.

·      Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность. 

·      Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим. 

·      Воспитанность, эстетическое развитие.

·      Умение развиваться и привычка к развитию.

Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это — направленность личности. Три основные направленности личности -Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес.Так или иначе складываясь, разные показатели дают Общий уровень развития личности. При этом какой-то показатель уровня развития личности может быть развит в одной области (сфере) и не развит — в другой. 

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности — разные вещи. В процессе здорового естественного роста, с возрастом, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему. 

Уровень развития личности — Психологос

Так себе мужичок

Называют это по-разному: личностное развитие, личностный уровень, уровень развития личности, но при оценке себя или других людей нам это важно: насколько в человеке развиты его интеллект, самостоятельность, ответственность? Можно ли его назвать человеком нравственным? Насколько характерны для него позитив, конструктив, авторская позиция, способность самому определять свою жизнь, способность управлять собой, быть сильнее обстоятельств? Это человек-организм или человек-личность?

Заботясь о развитии маленьких детей, родители вначале в большей мере интересуются их физическим развитием и развитием их творческих способностей: их умении рисовать, слышать и понимать музыку, петь и танцевать. Приходит пора отдавать ребенка в школу — в школе ребенок получает среднее образование, далее — вуз. Что касается собственно личностного развития, оно обычно в этот период происходит фоново: кружки, школы и университеты развития личности у нас пока не распространены. Личностное развитие происходит чаще стихийно, когда (и насколько) родители обучают ребенка навыкам самостоятельности, когда ребенок, взаимодействуя со сверстникам, проходит школу социализации, когда ребенок копирует образцы поведения тех, кто его окружает и кто является для него авторитетом.

Вполне приличная девушка

А эти люди вызывают настоящее уважение

Показатели личностного развития:

  • Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый. Развитие интеллекта, Уровень интеллекта,
  • Развитие эмоционального интеллекта, способность к вчувствованию и сопереживанию, владение арсеналом влияния через эмоции и чувства. В частности, уровень управления эмоциями определяется тестом «Пять стульев». Эмоциональная черта (эмоциональная черта — например, вспыльчивость — склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния).

Развитие эмоциональной сферы. Уровень эмоциональной сферы

  • Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку. Ступени от 0 до 2: 0 Дети. Человек-ребенок — нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. Человек-подросток — заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность — Дают консультации и поддержку.
  • Уровень развития инициативы и ответственности. А именно, ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
  • Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность. Развитие культуры. Уровень культуры.
  • Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим. Смотри Как быстро узнать человека с хорошим душевным здоровьем
  • Воспитанность, эстетическое развитие.
  • Умение развиваться и привычка к развитию.

Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это — направленность личности. Три основные направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес.Так или иначе складываясь, разные показатели дают Общий уровень развития личности. При этом какой-то показатель уровня развития личности может быть развит в одной области (сфере) и не развит — в другой. Смотри Квадрат главных жизненных сфер

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности — разные вещи. В процессе здорового естественного роста, с возрастом, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему. Смотри Возрастные этапы развития личности

Вводное занятие Университета

как способности влияют на профессию – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».

Уолтер Айзексон главный редактор журнала TIME, биограф Стива Джобса


В 2016 году в журнале TIME была опубликована статья «Что делает гения гением?». Уолтер Айзексон выделил 5 пунктов:
  1. Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»

  2.  Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.

  3. Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а  потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».

  4. Способность усомниться в других гениях.

    Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

  5. Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.

Задатки

Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.

Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:

  • от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;

  • будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;

  • от того, как его будут обучать;

  • от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?

А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».

«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».

Артур Владимирович Петровский советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности

В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.

Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.

Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.

Уровни развития способностей

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:

  1. Одаренность.

  2. Талант.

  3. Гениальность.

«Гений: 1% вдохновения и 99% пота».

Одаренность

Это особый уровень развития способностей. Одаренность —  системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант

Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.

Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.

Гениальность

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.

Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.

Стив Джобс

Стив Джобс

В основу книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс» легли беседы с самим Стивом Джобсом, а также с его родственниками, друзьями, врагами, соперниками и коллегами. Это рассказ о жизни, полной падений и взлетов, о сильном человеке и талантливом бизнесмене, который одним из первых понял: чтобы добиться успеха в XXI веке, нужно соединить креативность и технологии.

Купить

Талант и гениальность: сходства и различия понятий

Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.

Система способностей

Стив Джобс

Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?

Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Общие и специальные способности

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;

  • математические;

  • конструктивно-технические;

  • музыкальные;

  • литературные;

  • художественно-изобразительные.

Интересы и склонности

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Применительно к выбору профессии выделяют виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;

  • склонность к работе с техникой;

  • склонность к работе с условными знаками;

  • склонность к работе с растениями и животными;

  • склонность к работе с художественными образами.

Педагогические способности

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Базовые педагогические способности
  1. Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

  2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

  3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способность воспринимать ученика, воспринимать другого человека.

  4. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

  5. Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

  6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  7. Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

  9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Специальные педагогические способности
  1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

  2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

  3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

  4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям ребенка. Когда в классе 25 человек, важно понимать, у кого какой темперамент и характер.

  5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

  6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

  7. Способность вызывать к себе уважение со стороны ребенка, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Креативность как компонент педагогической одаренности

«Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Креативность (от англ. сreation — «создание») — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания.

Чаще всего креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах на интеллект и академических достижениях. Тесты на определение IQ не дают возможность понять творческое мышление и креативность человека.

Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Параметры креативности

Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:

  1. способность к обнаружению и постановке проблем;

  2. способность к генерированию большого количества проблем;

  3. семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;

  4. оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

  5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

  6. способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, (способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование).

Креативность = Конвергентное мышление + Дивергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — «сходиться») — использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere — «расходиться») — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов.

Стив Джобс

Как развить креативность?

  1. Читайте вывески с конца к началу. Иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные.

  2. При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть действия будут происходить в обратном порядке.

  3. В свободную минутку  займитесь придумыванием разнообразных имен путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв.

  4. Рисуйте – несуществующих существ, вещи.

  5. Пока никто не видит, попробуйте писать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами.

  6.  Сочетайте на первый взгляд несочетаемые слова.

  7. Представьте любое слово в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать.

  8. К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение.

  9. Можно один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.

Методы Стива Джобса

Развивайте разнообразные интересы 

Стив Джобс

Окончив колледж, Стив Джобс решил продолжить заниматься тем, что его интересовало, например, каллиграфией. Хотя в его знаменитой речи в Стэнфорде не 

говорилось о практической стороне применения каллиграфии, он сказал, что многие вещи для Macintosh были созданы благодаря этому навыку.

Ходите пешком 

Стив Джобс

В книге «Становление Стива Джобса» Брент Шлендер отмечает, что Джобс часто принимал участие в прогулках-мозговых штурмах с другими людьми. Недавние исследования подтверждают, что такие прогулки могут помочь разблокировать творческие идеи.

Медитируйте

Стив Джобс

Завершив обучение в Колледже Рид, Джобс провел несколько месяцев в Индии, где практиковался в медитации дзэн-буддистов. Джобс был настолько восхищен дзен, что решил переехать в Японию, чтобы продолжить свою практику. Он рассказал своему биографу Уолтеру Айзексону:

«Если вы просто посидите и понаблюдаете, вы заметите, насколько беспокоен ваш ум. Если вы попытаетесь его успокоить, это только усугубит ситуацию. Но когда это все-таки произойдет, вы сможете услышать очень тонкие вещи — ваша интуиция начинает раскрываться, вы начинаете видеть все более четко и учитесь быть в настоящем моменте».

Медитация помогла Джобсу развить творчество. Особые медитативные практики не только повышают творческий потенциал, но также могут способствовать развитию эмпатии. #ADVERTISING_INSERT#


Уровни развития личности

Любой человек приходит в этот мир без каких-либо навыков и умений, и с самых ранних лет начинает свой путь развития. Он учится ходить, бегать, прыгать, разговаривать, читать, писать, поступает в школу, университет, и уже в достаточно зрелом уровне решает своё развитие остановить. Конечно, он может продолжать пополнять свои профессиональные знания, но о полноценном развитии личности напрочь забывает.

  На пути к совершенствованию существуют несколько уровней развития личности. Все мы хотим самостоятельно определять свою жизнь, преодолевать давление обстоятельств, а эти способности появляются только когда личность полноценно и высокоразвита.

  Основные показатели уровня развития личности выглядят так:

  • 1) Уровень развития всех психических процессов (элементов психической деятельности): память, мышление, ощущение, внимание и т.д.)
  • 2) Развитие интеллекта.
  • 3) Уровень культуры, воспитанности.
  • 4) Развитие социальных контактов и коммуникационных умений
  • 5) Душевное здоровье человека.
  • 6) Развитие эмоционального интеллекта.
  • 7) Стремление к саморазвитию.

 

  В различных источниках можно встретить множество различных концепций развития личности, каждая из которых выделяет свои уровни развития личности. В этой статье я приведу семь уровней эволюционного развития человека в соответствии с их уровнем духовного развития, приведённых в работах В.Г.Немировского и Д.Д.Невирко.

Первый эволюционный уровень – выживание

  Человек, находящийся на данном уровне – человек, в буквальном смысле борющийся за выживание, главная цель которого – физическое выживание. На первом эволюционном уровне находятся солдат на войне, заключенный, бомж, а также альпинист, штурмующий горную вершину, путешественник, идущий на лыжах к Северному полюсу, люди занятые тяжелым и низкоквалифицированным трудом и т.д.

Второй эволюционный уровень – размножение, процветание

  Здесь объект закрепляется на уровне устойчивого существования. Этот уровень соответствует продолжению рода, активной жизнедеятельности, творчеству (как сублимации сексуальной энергии). Главная цель человека, находящегося на втором эволюционном уровне – материальное потребление.

Третий эволюционный уровень характеризует сосредоточенность на управлении собой и внешним миром

  Человек данного эволюционного уровня обладает такими качествами, как решительность, независимость, сила воли. Это человек волевой, человек управляющий. Такие люди также стремятся к материальному потреблению, но потреблению изысканному, более ориентируясь на эстетические качества вещи, нежели потребительские.

Четвертый эволюционный уровень связан с сосредоточенностью на чувствах любви, сострадания, доброжелательности

  Человек, находящийся на данном эволюционном уровне – человек любящий, ощущающий свою связь с тонким миром. Такой человек с упоением занимается любимым делом, стремится создать что-то новое. Любовь определяет все его действия и поступки. Это может быть сестра милосердия, нянечка в детском саду, добрый детский писатель, учитель или врач «от Бога» и т.д.

Пятый эволюционный уровень – совершенство

  У человека данного уровня выражены такие качества, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал. Это люди творческие, стремящиеся к созиданию. К данному уровню можно отнести мастеров, достигших вершин в своем деле: великих актеров, музыкантов, политиков, мастеров единоборств, художников, организаторов и т.д.

Шестой эволюционный уровень – мудрость и высшая воля

  Человек, находящийся на этом эволюционном уровне имеет высокоразвитый интеллект и воображение, волевые качества и парапсихологические способности. Это человек синтезирующий, соединяющий, устанавливающий связи. К данному уровню можно отнести ученого, работающего на стыке наук и создающего новые теории, создателя нового религиозного учения, великого писателя, шеф-повара экстра-класса и т.д.

Седьмой эволюционный уровень связан со способностью к просветлению, космической любви, к контакту с космическим сознанием

  Человек данного уровня – человек, имеющий связь с высоким эгрегором. Это человек просветленный, испытывающий всеобъемлющую полноту и мистический восторг бытия.

 

  Нет ничего плохого в том, чтобы находиться на каком-то уровне развития личности. Все мы с самого раннего детства шаг за шагом проходим через эти урони. И когда тот или иной человек перепрыгивает через определённый этап, он упускает необходимый опыт и рано или поздно ему придётся навёрстывать упущенное. Не стоит никогда осуждать человека за его уровень развития, просто в его жизни ещё не было того урока, который позволил бы ему перейти на следующий уровень, так же глупо осуждать первоклассника за то, что он не может решить задачу из старших классов. В свою очередь вы ещё не получили урок, который мог бы избавить вас от привычки осуждать, на которую уходит большое количество энергетики.

  Все люди разные, кому-то повезло с образованием и воспитанием, кому-то нет, кто-то решает поставленные перед ним задачи, а кто-то просто не способен на этом этапе их решить. Если человек избегает решения проблем значит он либо еще к ним не готов, либо постигает другой урок в данный момент.

  Любой человек, находящийся на определённом уровне развития, может пропустить уроки с более низкого уровня, к которым ему придётся возвращаться. Также у любого человека могут быть ориентиры с более высоких уровней развития, которые ему помогут на пути самосовершенствования.

  На начальных этапах развития личности главной задачей человека является самоутверждение. Человек в первую очередь живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает – проще говоря в человеке развит бытовой эгоизм.  На более развитых уровнях у человека происходит глобальный переворот сознания и мировоззрения, человек начинает ценить данный момент, получать удовольствие от помощи другим и способен наконец то обрести настоящее счастье. Может конечно возникнуть вопрос например: Какая радость жить для других? В чём смысл от помощи ближнему? И т.д. Но чтобы это понять, надо задать другой вопрос: В чем смысл в жизни для себя? Можно быть по настоящему счастливым живя для себя? Или если утрировать, то человек, который живёт для себя, в конечном итоге желает подчинить весь мир своей личности. Может ли он быть по настоящему счастливым если его желания исполнятся? Нет, он будет одинок. Он не сможет раскрыть свою душу близким, так как в ней только жадность, эгоизм, ложь, корысть. Постоянная гонка за разнообразными целями приводит только к короткому мигу удовольствия, но не к настоящему счастью, и эта гонка за иллюзорным будущем может продолжаться вечно.

  Человек находясь на определённом уровне может понимать только человека с соседнего этапа. Вернее человек с низкого уровня никогда не поймёт человека, который развит на два уровня выше него. Он будет считать его стремления глупыми, слишком идеалистическими, скучными и т.д. В определённые моменты жизни мы можем перескакивать с более низкого уровня на более высокий и обретаем понимание. Затем мы опять спускаемся на более низкий этап и это понимание уходит.  Это происходит из-за не до конца пройденных уроков с предыдущих уровней. Но сам процесс развития является основным в жизни. Поэтому переход с одного уровня на другой является одним из важнейших событий в жизни, с которым не сравнится ни какое материальное благо.

 

Post Views: 576

уровень развития — это… Что такое уровень развития?


уровень развития
level of development

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • уровень разбраковки
  • уровень раздела фаз

Смотреть что такое «уровень развития» в других словарях:

  • уровень развития — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN level of development …   Справочник технического переводчика

  • уровень развития умственного —      развитие умственное: уровень совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.    Наличный… …   Большая психологическая энциклопедия

  • уровень развития техники — Достигнутый к данному моменту времени уровень технических возможностей применительно к продукции, процессам и услугам являющийся результатом обобщенных достижений науки, техники и практического опыта. [ГОСТ 1.1 2002] современное положение дел… …   Справочник технического переводчика

  • уровень развития техники — 3.2.8 уровень развития техники: Достигнутый к данному моменту времени уровень технических возможностей применительно к продукции, процессам и услугам, являющийся результатом обобщенных достижений науки, техники и практического опыта. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • реальный уровень развития ребенка — определяется, как плюс или как минус, разностью между его паспортным возрастом и стандартным возрастом массового ребенка, соответствующий тому уровню развития, который установлен у ребенка с помощью педологического исследования. [7.1, 199] см.… …   Словарь Л.С. Выготского

  • высокий уровень развития интеллекта — сущ., кол во синонимов: 1 • интеллектуальность (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ — уровень, которого ребенок достиг в процессе своего развития и который определяется с помощью задач, решаемых ребенком самостоятельно (Л. С. Выготский) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления — (Пиаже) вторая стадия когнитивного развития, следующая за первой, сенсомоторной. Начинается с понимания ребёнком факта постоянства объекта и завершается появлением конкретных умственных операций. Синоним: Наглядно образное мышления (см. Мышление) …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • уровень умственного развития —      развитие умственное: уровень совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.    Наличный… …   Большая психологическая энциклопедия

  • уровень — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? уровня, чему? уровню, (вижу) что? уровень, чем? уровнем, о чём? об уровне; мн. что? уровни, (нет) чего? уровней, чему? уровням, (вижу) что? уровни, чем? уровнями, о чём? об уровнях 1. Уровнем… …   Толковый словарь Дмитриева

  • УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВА — складывается из двух составляющих: 1) культурно технич. потенциала населения, характеризующегося уровнем его образования и квалификации; 2) наличия и степени применения научно технич. достижений, научн. открытий в обществ. производстве, во всех… …   Российская социологическая энциклопедия


7 уровней развития сознания

Экология сознания: Существуют различные уровни сознания, в соответствии с различными уровнями восприятия окружающего мира. Каждый уровень развития сознания является определённым уровнем способности любить и проявлять любовь.

7 уровней  развития сознания

Существуют различные уровни сознания, в соответствии с различными  уровнями восприятия окружающего мира. Каждый уровень развития сознания является определённым уровнем способности любить и проявлять любовь. 

1.На первом уровне восприятия мира находятся люди, для которых материальные приобретения являются смыслом жизни. Низшее проявление этого уровня – когда человек желает только получать, не желая ничего отдавать взамен.    К сожалению, современные СМИ направлены на то, чтобы стаскивать и удерживать человека на этом уровне антропоцентризма, когда каждый человек считает себя центром мироздания и стремится эксплуатировать ресурсы планеты всех окружающих ради собственного эгоистического наслаждения. Сейчас  усилия всех средств массовой информации направлены именно на то, чтобы люди видели смысл своего существования в приобретении, и строили взаимоотношения, главным образом, лишь на основе половой близости.

2. Те, кто возвысились над корыстными устремлениями, и находят счастье в достижении поставленных перед собой творческих целей, являются очевидными двигателями прогресса. Они совершают великие открытия, живут ради искусства, строят мосты через Ла-Манш, внедряют новейшие технологии, и всячески стремятся изменить внешнюю жизнь общества к лучшему. Такие личности могут привлекать значительные материальные ресурсы благодаря тому, что деньги они расценивают не как источник личного наслаждения, а как возможность для осуществления творческих целей.

Если первый уровень объединяет тех, чей смысл жизни — коллекционирование вещей, то на второй ступени находятся люди творчества. Благодаря тому, что деньги для них – не цель, а средство, они обладают сильной внутренней энергией, которая позволяет им добиваться успеха в жизни и проживать её более ярко и насыщенно.

3. Творческие люди постепенно приходят к пониманию, что путь к счастью  и процветанию лежит не только через внешние изменения в обществе, а в большей степени — через развитие таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, доброта, справедливость и простота, которые являются основой для начала духовной жизни. Те, кто искренне стремятся развить в себе возвышенные качества характера и всегда стараются приносить пользу окружающим, находят умиротворение и радость в чистых и возвышенных отношениях.  Благородство души является главной отличительной чертой людей, находящихся на этом уровне и выше.    

4. Духовное развитие сопровождается естественным исчезновением лени и увеличением ответственности.  Человек с возвышенными качествами характера всегда стремится приносить пользу окружающим.  Он совершенствует свой талант, внутренний мир, и все свои способности в духе служения обществу. На этом уровне человек понимает важность выполнения долга. Искренне и бескорыстно выполняя свои  обязанности, человек обретает те качества, которые являются основой для стабильного материального процветания и быстрого духовного прогресса. 

Практически все восточные культуры основывались на этом надёжном фундаменте бескорыстного служения обществу. «Бусидо» — древняя культура самураев  является живым воплощением достижения внутренней и внешней гармонии через бескорыстное выполнение долга. Само слово «самурай» в переводе означает «слуга». Истинный самурай – это совершенный слуга, безупречно владеющий своими чувствами и лишённый даже тени корысти.

Приверженность дхарме – бескорыстное выполнение своих обязанностей являлось так же сутью культуры древней Индии и ведического мировоззрения в целом. Бескорыстное служение соответствует изначальной природе души и поэтому несёт с собой умиротворение и внутреннюю радость, которые являются причиной и следствием дальнейшего духовного просветления.  Чем выше духовный уровень человека, чем он бескорыстнее, тем меньше его интересует богатство, но тем доступнее оно становится.

5. Люди, находящиеся на этом уровне, рассматривают духовное развитие как главную цель своей жизни, и действуют так, чтобы каждый их поступок приносил благо окружающим.

6. Духовным возвышением через самопожертвование называется такое состояние души, когда человек желает другим счастья больше, чем самому себе,  и через это поднимается на ещё более высокий уровень святости. На этом уровне Любовь ко всем живым существам побуждает человека жертвовать своими интересами ради духовного возвышения окружающих. Практически все основатели истинных мировых религий  действовали, исходя умонастроения, присущего данному уровню.

7. Достигнув самого высокого уровня развития, человек утрачивает двойственное восприятие мира и обретает квалификацию вернуться в духовный мир. Такой человек видит только любовь, считая всех окружающих гораздо лучше себя. Для такого человека уже не существует понятий врагов, горя и зла, поскольку каждый его поступок естественным образом несёт любовь и счастье всему миру.

По мере развития сознания у человека развивается бескорыстие и исчезает лень, и выполнение своих обязанностей доставляет ему всё больше и больше удовольствия. Когда человек  сосредоточен только на личной выгоде и  собственных удовольствиях, процесс работы ему никакой особенной радости не приносит, поскольку он сосредоточен лишь на результате – получении денег. Но на более высоких уровнях сознания та же самая   деятельность становится наградой уже сама по себе, и работа воспринимается как хобби.опубликовано econet.ru

Автор: Александр Усанин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *