Уровень субъективного контроля уск методика: Методика УСК (Уровень Субъективного Контроля) — Пройти онлайн тест – Как управлять своей жизнью? Тест на уровень субъективного контроля (Тест УСК) Дж. Роттера· (Адаптация Е.Ф.Важина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).

Автор: | 30.06.2020

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Методика Е. Бажина (1984) разработана на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера. Данная экспериментально–психологическая методика представляет собой инструмент для выявления показателей уровня субъективного контроля как качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) пригоден для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейном консультировании, в школах при обследовании учащихся (начиная с 9-го класса) и т. д. Разработан в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала «локус контроля Дж. Роттера». Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью–интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют; они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.
Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями.
Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
Важнейшей динамической характеристикой развивающейся личности является тенденция к принятию на себя ответственности. Установлено, что многие проблемы обучения и воспитания учащихся связаны с «обученной беспомощностью». Она развивается в тех случаях, когда человек убежден в своей неспособности контролировать и изменять ситуацию, и для него становится «очевидным», что причины происходящего лежат вне поля его активности. А это в свою очередь приводит к снижению самооценки и отказу от активных действий.
Центральный психологический процесс юношеского возраста — формирование самоидентичности — также соотносится с развитием способности человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности. Высокие уровни самоидентичности свидетельствуют о способности человека брать в сложных жизненных ситуациях ответственнность на себя. Низкие уровни самоидентичности, характеризующиеся наличием различных психологических проблем, связаны с тенденцией приписывать ответственность внешним силам.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от школы Дж. Роттера в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по
6-балльной шкале (–3,–2,–1,+1,+2,+3), в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «–3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».

 

Инструкция. «Просим Вас ответить на каждый из 44 пунктов опросника, используя варианты ответов ¾ «согласен», «не согласен».

Вы отвечаете, ставя в нужной графе значок «+» ¾ согласен,

«-» ¾ не согласен.

Текст опросника

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из–за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

 

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным знаком.

Ключ


1. Ио

+

 

3. Ин

+

 

2

1

 

 

2

7

 

4

3

 

 

4

24

 

11

5

 

 

20

33

 

12

6

 

 

31

38

 

13

7

 

 

42

40

 

15

8

 

 

44

41

 

16

9

 

 

 

 

 

17

10

 

4. Ис

+

 

19

14

 

 

2

7

 

20

18

 

 

16

14

 

22

21

 

 

20

26

 

25

23

 

 

32

28

 

27

24

 

 

37

41

 

29

26

 

 

 

 

 

31

28

 

5. Ип

+

 

32

30

 

 

19

1

 

34

33

 

 

22

9

 

36

35

 

 

25

10

 

37

38

 

 

42

30

 

39

40

 

 

 

 

 

42

41

 

6. Им

+

 

44

43

 

 

4

6

 

 

 

 

 

27

38

 

 

 

 

 

 

 

2. Ид

+

 

7. Из

+

 

12

1

 

 

13

3

 

15

5

 

 

34

23

 

27

6

 

 

 

 

 

32

14

 

 

 

 

 

36

26

 

 

 

 

 

37

43

 

 

 

 

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельными испытуемыми преобразуются в стандартную систему единиц — стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.
1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально–положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели в этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели Ис указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели Ип свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкие показатели Ип указывают на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им), степень ответственности за отношения с другими людьми.
7. Шкала интернальности в отношениях здоровья и болезни (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросника Кеттелла. Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор –С), склонен к неформальному поведению (фактор –G), малообщителен (фактор +Q), у него плохой самоконтроль (фактор –Q3) и высокая напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упорством, решительностью (фактор +G), общительностью (фактор –Q2), хорошим самоконтролем (фактор +Q3) и сдержанностью (фактор –Q4). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстроверсией — интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С), самоконтроля (фактор +Q3), социальной экстраверсией (факторы +А; –Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор –М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.


Бланк к тесту УСК
№ _________________________________ Дата __________________________
Ф.И.О. ____________________________________________________________

+
согласен


не согласен

+
согласен


не согласен

1

 

 

23

 

 

2

 

 

24

 

 

3

 

 

25

 

 

4

 

 

26

 

 

5

 

 

27

 

 

6

 

 

28

 

 

7

 

 

29

 

 

8

 

 

30

 

 

9

 

 

31

 

 

10

 

 

32

 

 

11

 

 

33

 

 

12

 

 

34

 

 

13

 

 

35

 

 

14

 

 

36

 

 

15

 

 

37

 

 

16

 

 

38

 

 

17

 

 

39

 

 

18

 

 

40

 

 

19

 

 

41

 

 

20

 

 

42

 

 

21

 

 

43

 

 

22

 

 

44

 

 

Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажин

Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажин
Опросник уровня субъективного контроля предназначен для диагностики интернальности – экстернальности, т.е степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним вокруг него. Разработан на основе шкалы Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева и опубликован Е.Ф. Бажиным с соавторами в 1984г.

В основу определения УСК личности положены 2 предпосылки:
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интервальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интервальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни. Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств обосновано существующими эмпирическими исследованиями.

Исследования показали, что самооценка человека зависит от его типа субъективного контроля. Люди с низким общим уровнем субъективного контроля (экстерналы) характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким уровнем субъективного контроля (интерналы) считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Это подтверждает гипотезу о том, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с его самоуважением и социальной зрелостью.

Источник: Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.

Методика

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

а) согласен
b) не согласен

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

а) согласен
b) не согласен

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь.

а) согласен
b) не согласен

4. Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

а) согласен
b) не согласен

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

а) согласен
b) не согласен

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

а) согласен
b) не согласен

7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

а) согласен
b) не согласен

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

а) согласен
b) не согласен

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

а) согласен
b) не согласен

10. Мои отметки в школе, в институте часто зависят больше от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя), чем от моих собственных усилий.

а) согласен
b) не согласен

11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.

а) согласен
b) не согласен

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

а) согласен
b) не согласен

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

а) согласен
b) не согласен

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.

а) согласен
b) не согласен

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

а) согласен
b) не согласен

16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.

а) согласен
b) не согласен

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

а) согласен
b) не согласен

18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

а) согласен
b) не согласен

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.

а) согласен
b) не согласен

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

а) согласен
b) не согласен

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

а) согласен
b) не согласен

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

а) согласен
b) не согласен

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

а) согласен
b) не согласен

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.

а) согласен
b) не согласен

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

а) согласен
b) не согласен

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.

а) согласен
b) не согласен

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

а) согласен
b) не согласен

28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.

а) согласен
b) не согласен

29. То, что со мною случается, – это дело моих собственных рук.

а) согласен
b) не согласен

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

а) согласен
b) не согласен

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

а) согласен
b) не согласен

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.

а) согласен
b) не согласен

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.

а) согласен
b) не согласен

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

а) согласен
b) не согласен

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.

а) согласен
b) не согласен

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

а) согласен
b) не согласен

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

а) согласен
b) не согласен

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

а) согласен
b) не согласен

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

а) согласен
b) не согласен

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

а) согласен
b) не согласен

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

а) согласен
b) не согласен

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

а) согласен
b) не согласен

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

а) согласен
b) не согласен

44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.>

а) согласен
b) не согласен

Результат

Ваш результат:
Шкала общей интернальности (Ио): баллов
Шкала интернальности в области достижений (Ид): баллов
Шкала интернальности в области неудач (Ин): баллов
Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис): баллов
Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип): баллов
Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им): баллов
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из): баллов

Интерпретация результатов

1. Шкала общей интернальности (Ио)
Высокие показатели 23-44 балла
Низкие показатели 1-22 балла
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале, соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид)
Высокие показатели 7-12 балла
Низкие показатели 1-6 балла
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин)
Высокие показатели 7-12 балла
Низкие показатели 1-6 балла
Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис)
Высокие показатели 6-10 балла
Низкие показатели 1-5 балла
Высокие показатели здесь, означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий показатель, указывает на то, что он считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)
Высокие показатели 7-12 балла
Низкие показатели 1-6 балла
Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель, указывает на то, что он склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им)
Высокие показатели 3-4 балла
Низкие показатели 1-2 балла
Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)
Высокие показатели 3-4 балла
Низкие показатели 1-2 балла
Высокие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем, считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Обработка результатов

Ключ:
1. Ио – шкала общей интернальности.
«согласен» — 2, 4, 11, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44
«не согласен» — 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 16, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 33, 35, 38, 40, 41, 43
2. Ид — шкала интернальности в области достижений
«согласен» — 12, 15, 27, 32, 36, 37
«не согласен» — 1, 5, 6, 14, 26, 43
3. Ин — шкала интериальности в области неудач
«согласен» — 2, 4, 20, 31, 42, 44
«не согласен» — 7, 24, 33, 38, 40, 41
4. Ис — шкала интернальности в области семейных отношений
«согласен» — 2, 16, 20, 32, 37
«не согласен» — 7, 14, 26, 28, 41
5. Ип — шкала интернальности в области производственных отношений
«согласен» — 19, 22, 25, 36, 37, 42
«не согласен» — 1, 9, 10, 26, 30, 43
6. Им – шкала интернальности в области межличностных отношений
«согласен» — 4, 27
«не согласен» — 6, 38
7. Из — шкала интернальности в отношении здоровья и болезни
«согласен» — 13, 34
«не согласен» — 3, 23

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Методика Е. Бажина (1984) разработана на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера. Данная экспериментально–психологическая методика представляет собой инструмент для выявления показателей уровня субъективного контроля как качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) пригоден для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейном консультировании, в школах при обследовании учащихся (начиная с 9-го класса) и т. д. Разработан в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала «локус контроля Дж. Роттера». Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью–интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют; они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.
Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями.
Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
Важнейшей динамической характеристикой развивающейся личности является тенденция к принятию на себя ответственности. Установлено, что многие проблемы обучения и воспитания учащихся связаны с «обученной беспомощностью». Она развивается в тех случаях, когда человек убежден в своей неспособности контролировать и изменять ситуацию, и для него становится «очевидным», что причины происходящего лежат вне поля его активности. А это в свою очередь приводит к снижению самооценки и отказу от активных действий.
Центральный психологический процесс юношеского возраста — формирование самоидентичности — также соотносится с развитием способности человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности. Высокие уровни самоидентичности свидетельствуют о способности человека брать в сложных жизненных ситуациях ответственнность на себя. Низкие уровни самоидентичности, характеризующиеся наличием различных психологических проблем, связаны с тенденцией приписывать ответственность внешним силам.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от школы Дж. Роттера в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по
6-балльной шкале (–3,–2,–1,+1,+2,+3), в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «–3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».

 

Инструкция. «Просим Вас ответить на каждый из 44 пунктов опросника, используя варианты ответов ¾ «согласен», «не согласен».

Вы отвечаете, ставя в нужной графе значок «+» ¾ согласен,
«-» ¾ не согласен.

Текст опросника

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из–за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

 

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным знаком.

Ключ


1. Ио

+

 

3. Ин

+

 

2

1

 

 

2

7

 

4

3

 

 

4

24

 

11

5

 

 

20

33

 

12

6

 

 

31

38

 

13

7

 

 

42

40

 

15

8

 

 

44

41

 

16

9

 

 

 

 

 

17

10

 

4. Ис

+

 

19

14

 

 

2

7

 

20

18

 

 

16

14

 

22

21

 

 

20

26

 

25

23

 

 

32

28

 

27

24

 

 

37

41

 

29

26

 

 

 

 

 

31

28

 

5. Ип

+

 

32

30

 

 

19

1

 

34

33

 

 

22

9

 

36

35

 

 

25

10

 

37

38

 

 

42

30

 

39

40

 

 

 

 

 

42

41

 

6. Им

+

 

44

43

 

 

4

6

 

 

 

 

 

27

38

 

 

 

 

 

 

 

2. Ид

+

 

7. Из

+

 

12

1

 

 

13

3

 

15

5

 

 

34

23

 

27

6

 

 

 

 

 

32

14

 

 

 

 

 

36

26

 

 

 

 

 

37

43

 

 

 

 

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельными испытуемыми преобразуются в стандартную систему единиц — стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.
1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально–положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели в этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели Ис указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели Ип свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкие показатели Ип указывают на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им), степень ответственности за отношения с другими людьми.
7. Шкала интернальности в отношениях здоровья и болезни (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросника Кеттелла. Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор –С), склонен к неформальному поведению (фактор –G), малообщителен (фактор +Q), у него плохой самоконтроль (фактор –Q3) и высокая напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упорством, решительностью (фактор +G), общительностью (фактор –Q2), хорошим самоконтролем (фактор +Q3) и сдержанностью (фактор –Q4). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстроверсией — интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С), самоконтроля (фактор +Q3), социальной экстраверсией (факторы +А; –Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор –М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.


Бланк к тесту УСК
№ _________________________________ Дата __________________________
Ф.И.О. ____________________________________________________________

+
согласен


не согласен

+
согласен


не согласен

1

 

 

23

 

 

2

 

 

24

 

 

3

 

 

25

 

 

4

 

 

26

 

 

5

 

 

27

 

 

6

 

 

28

 

 

7

 

 

29

 

 

8

 

 

30

 

 

9

 

 

31

 

 

10

 

 

32

 

 

11

 

 

33

 

 

12

 

 

34

 

 

13

 

 

35

 

 

14

 

 

36

 

 

15

 

 

37

 

 

16

 

 

38

 

 

17

 

 

39

 

 

18

 

 

40

 

 

19

 

 

41

 

 

20

 

 

42

 

 

21

 

 

43

 

 

22

 

 

44

 

 

Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) — Мегаобучалка

Конструкт «локус контроля» описан Джулианом Роттером в 1966 году и представляет собой шкалу оценки генерализованных ожиданий внутреннего/внешнего контроля подкрепления – шкалу И-Э (интернальности-экстернальности) [Анастази]

Базовое теоретическое положение – индивидуумы отличаются между собой особенностями восприятия причинной связи между собственными поведением и подкреплением (вознаграждением). Внутренний (интернальный) контроль указывает на восприятие (тенденцию воспринимать) события как обусловленного поведением или индивидуальными особенностями человека. Внешний (экстернальный) контроль указывает на восприятие событий, следующих за действиями индивида, как независимых, являющихся результатом случая, стечения обстоятельств, судьбы.

Дж. Роттер рассматривал локус контроля в качестве универсальной базовой характеристики, относящейся к широким классам ситуаций. Существуют данные о более высокой осведомленности, самооценке, сопротивляемости манипуляциям лиц с интернальным локусом контроля. Экстерналы более тревожны, в большей степени поддаются влиянию.

Опросник Дж.Роттера изначально состоял из одной шкалы, что подтверждалось данными факторного анализа. В более поздних исследованиях получена многофакторная структура конструкта. В России методика адаптирована авторами Е.Ф.Бажиным, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткиндом [Реан]. Опросник помимо шкалы общей интернальности-экстернальности содержит такие шкалы как:

И-достижений,

И-неудач,

И-в семейных отношениях,

И-в производственных отношениях,

И-в межличностных отношениях,

И-здоровье.

В качестве стандартной шкалы использована шкала стенов.

Локус субъективного контроля тесно связан с понятием ответственности личности, которая, в свою очередь, выступает социально значимой характеристикой индивида. Т.е. опросник подвержен влиянию фактора социальной желательности и при этом не имеет шкал коррекции.

Вместе с тем, методика достаточно популярна (по данным А.Анастази, инструментам диагностики «локуса контроля» посвящено более 5000 статей с 1984 по 1995 год). Является частью диагностических батарей исследования личности, например, рассматривается в качестве личностного компонента интеллектуального потенциала [Чаликова]



 

3.4 Диагностика интерпресональных отношений. Опросник Т.Лири.

Опросник разработан американским психологом Тимоти Лири (в 1954 или1969 году) и базируется на теоретическом подходе Г.С.Салливана к пониманию личности. Согласно Салливану, образ «Я» человека во многом формируется под воздействием оценок и мнения значимых других. Взаимодействуя с окружением, личность проявляется определенным стилем межличностного поведения. Тимоти Лири на основании данных эмпирического наблюдения выделил 8 типов межличностного поведения, которые представлены в виде замкнутого континуума (психограмма). В диаметрально противоположных точках окружности расположены противоположные по своей сути варианты стиля межличностного взаимодействия [Собчик].

В основе методики Т.Лири лежит косвенная дифференцированная самооценка своих отношений. Опросник содержит 128 пунктов, представленных в виде относительно простых характеристик-эпитетов. Испытуемый последовательно оценивает себя в настоящий момент (актуальное Я), идеальные представления о себе (идеальное Я), а также, в зависимости от задач исследования отмечает наличие указанных признаков у партнеров по общению и пр. По результатам диагностики строится график – дискограмма, подлежащий анализу и интерпретации. В СССР адаптирован в 1972 году. Наиболее распространен вариант Л.Собчик (ДМО – диагностика межличностных отношений).

Тенденции межличностного поведения («октанты» опросника):

1. Властный – лидирующий (тенденция к лидерству – властность – деспотичность).

2. Независимый – доминирующий (уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность).

3. Прямолинейный – агрессивный (требовательность – непримиримость – жестокость).

4. Недоверчивый – скептический (скептицизм – упрямство – негативизм).

5. Покорно – застенчивый (уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость).

6. Зависимый – послушный (доверчивость – послушность – зависимость).

7. Сотрудничающий – конвенциальный (добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм).

8. Ответственный – великодушный (отзывчивость – бескорыстие – жертвенность).

Показатели (направления анализа результатов) опросника:

1. Преобладающий тип интерпресонального поведения (субъективно оцениваемый), в том числе преобладание сходных или противоположных тенденций, степени выраженности тенденций, преобладании векторов доминирования или доброжелательности;

2. Соотношение Я-реального и Я-идеального как показателя самопринятия, наличия или отсутствия ощущения неполноценности;

3. Сопоставление самооценки и оценки значимого другого (при диагностике межличностных отношений).

1. Властный – лидирующий. Характеризует стеничную, доминантную личность. Гипертимики, сильная нервная система. Социально активные лидеры, есть стремление вести за собой, явная экстраверсия.

2. Независимый – доминирующий. Стремление занять обособленную позицию в группе. Эгоцентричность и завышенный уровень притязаний. Нетерпимы к критике, свое мнение рассматривается как догма. Свойственны творческий стиль мышления и низкая подчиняемость.

3. Прямолинейный – агрессивный. Ригидность установок в сочетании со спонтанностью, упорством в достижении цели, нетерпимостью к критике, обостренным чувством справедливости.

4. Недоверчивый – скептический. Отличается большей замкнутостью, неудовлетворенностью своей позицией в группе, подозрительностью; лидер-неудачник. Ироничность и язвительность, априорная уверенность в недоброжелательности окружающих.

5. Покорно – застенчивый. Интроветированные, пассивные, неуверенные в себе. Склонность к рефлексии (переживают неудачи), мотивация избегания неудач, заниженная самооценка. Тревожность, чувство вины, ответственность, аккуратность, исполнительность. Пассивно-созерцательный тип личности.

6. Зависимый – послушный.Зависимость от мнения окружающих, конформность. Мнительность, чувствительность, инертность, мотивация аффилитации. Психастенический тип характера.

7. Сотрудничающий – конвенциальный (стремление к совместной деятельности). Эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкая агрессивность, потребность соответствовать ожиданиям группы. Экзальтация в проявлении дружеских чувств, стремление найти общность с другими. Лабильный тип акцентуации характера с элементами демонстративности. Склонны к психосоматическим расстройствам. Часто – подавленная агрессия и эгоцентризм; стремление переложить ответственность на других.

8. Ответственный – великодушный. Потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонность идеализировать гармонию межличностных отношений, экзальтация убеждений, гибкость в контактах, стремление к общественно-полезной деятельности, миссионерский склад личности. Артистичность, желание нравиться, коммуникабельность. Подавленная враждебность – риск соматизации. Высокие баллы – истероидная акцентуация характера.

Подробно подходы и правила интерпретации отражены в ряде отечественных публикаций, содержащих обобщения экспертного опыта работы [Собчик; Червинская]

В методике отсутствует стандартизация и шкалы коррекции, что повышает субъективность полученных результатов. При работе с опросником важно учитывать, что полученная картина является, скорее результатом самооценки респондента, а в качестве предмета диагностики выделять не стратегии межличностного взаимодействия, а часть Я-концепции человека, характеризующую его как субъекта взаимодействия. Высокая субъективость методики делает ее очень эффективной в личном, семейном и организационном консультировании. Однако она слабо пригодна в научных исследованиях, где предъявляются высокие требования к стандартизации результатов [Анастази].

 

РАздел 4. Проективные методики.

Исследование уровня субъективного контроля

Источник: Менеджер по персоналу

 

При отборе претендентов на руководящие должности, формировании команд часто возникает потребность определить, насколько человек ответственен, выяснить, насколько он «владеет собой» в различных профессионально значимых ситуациях, оценить степень его активности и эмоциональной зрелости.

Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них — шкала локус контроля ( locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером ( J. B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа — интерналов и экстерналов — в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность-экстернальность» . Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы — внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха).

Люди интернального типа оценивают все происходящие с ними значимые события как результат их собственной деятельности. Они продуктивнее трудятся в одиночестве, более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство.

Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то внешних сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.). Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, они снимают с себя всякую ответственность за все, происходящее с ними. Вместе с тем, они характеризуются большей конформностью, более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.

В отечественной практике используется методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) , созданная Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева на основе шкалы Дж. Роттера. Авторы данной методики исходят из того, что направленность субъективного контроля у одного и того же человека может иметь вариации в различных жизненных сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал, измеряющих не просто интернальность-экстернальность, но и проявления этой характеристики в таких областях, как отношение к достижениям, неудачам, к здоровью и болезни, а также в сфере семейных, производственных и межличностных отношений.

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформировавшийся у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

Приложение: Опросник для исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Исследование уровня субъективного контроля (УСК)

Цель исследования: определить локус субъективного контроля.

Материал и оборудование: тест-опросник, разработанный Е.Ф.Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера, бланк для ответов, ручка.

Процедура исследования

Методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным текстом опросника и бланком для ответов. Бланк ответов представляет собой нумерацию утверждений, соответствующую тексту опросника.

Инструкция испытуемому.

 «Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «-«. Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову».

Опросник

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), а не от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я. часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того,что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

 

Обработка результатов

Цель обработки результатов– получить показатель локуса субъективного контроля, то есть показатель общей интернальности «Ио». Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы, приведенными в ключе.

Ключ

Ответ                                             Номера вопросов

«+» согласен   2, 4, 11, 12, 13. 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44

«-» не согласен 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

Анализ результатов

Локус контроля – это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального, или внешнего, локуса контроля, а приписывание ответственности собственным способностям и усилиям – интернального, внутреннего, локуса контроля.

Таким образом, возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

0 _______________¦______________ 44

экстернальный                           интернальный

Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:

Величина Ио Локус контроля

0 – 21– экстернальный

22 – 44 – интернальный

 

В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.

Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта.

Для определения уровня локуса контроля пользуются нижеследующими границами шкалы интернальности.

Показатель интернальности (Ио) Уровень локуса контроля

10 – 11 – низкий уровень интернальности

12 – 32 – средний уровень интернальности

33 – 44 – высокий уровень интернальности

При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому «экстерналы» эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. «Интерналы» с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.

Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.

Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что:

· конформное, уступчивое поведение в большой степени присуще людям с экстернальным

локусом контроля; интерналы менее склонны подчиняться давлению (мнению, эмоции и др.) других людей;

· человек с интернальным локусом контроля лучше работает в одиночестве;

· интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы;

· у интерналов более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью.

Исследования показали, что интерналы более популярны, занимают благоприятную позицию в системе межличностных отношений. Они более благожелательны, увереннее в себе и терпимее.

Лица с интернальным локусом контроля предпочитают недирективные методы воспитания и психокоррекции. А в работе с экстерналами важно позаботиться о снижении часто наблюдающихся тревожности и депрессии.

 

2.2. Методика «Уровень субъективного контроля» (уск)

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак «+» (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак «-«. Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

Опросник УСК

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

  2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

  3. Болезнь — дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

  7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

  10. Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий.

  11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить.

  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

  14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать.

  15. Тот хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

  16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

  18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

  28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

  29. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.

  30. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

  31. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам.

  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.

  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

  38. Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

  39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

  41. В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании.

  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

  44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам:

Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное — 0.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами — везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное — 0.

Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин — 12, минимальное — 0.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис — 10, минимальное — 0.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, коллегам по работе, везению — невезению. Максимум Ип — 8, минимум — 0.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им — 4, минимальное — 0.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из — 4, минимальное — 0.

Ключи для обработки результатов опросника

Ио:

«+»

2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44

«–»

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43

Ид:

«+»

12, 15, 27, 32, 36, 37

«–»

1, 5, 6, 14, 26, 43

Ин:

«+»

2, 4, 20, 31, 42, 44

«–»

7, 24, 33, 38, 40, 41

Ис:

«+»

2, 16, 20, 32, 37

«–»

7, 14, 26, 28, 41

Ип:

«+»

19, 22, 25, 42

«–»

1, 9, 10, 30

Им:

«+»

4, 27

«–»

6, 38

Из:

«+»

13, 34

«–»

3, 23

Ио:

«+»

2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44

«–»

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *