Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности. Школьная неуспешность
Содержание:
Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.
Как правило, в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые не проявляют повышенного интереса к тому, насколько успешно ребенок справляется с теми или иными заданиями. Отношение к нему, оценка его как «хорошего» или «плохого» определяется совсем другими критериями — тем, хорошо ли он себя ведет, слушается ли родителей и воспитательницу и т. п.
В период подготовки к обучению в школе или немного позже, в начале школьного обучения, отношение взрослых к успехам и неудачам ребенка изменяется. «Хорошим» оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.
Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте. Тот же эффект возможен и при завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, начинающих учить его читать и писать в три года и недовольных его недостаточно быстрыми успехами.
Реакция социального окружения, специфичная для хронической неуспешности, — это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога.
В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Таковы основные особенности психологического профиля при этом синдроме.
Естественные следствия высокого уровня тревоги — это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, «как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку», отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.
Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как она все равно не помогает найти и исправить ошибку. Стремление сделать работу как можно лучше (перфекционизм) в итоге лишь ухудшает дело. Низкая результативность (неизбежное следствие постоянного состояния тревоги) — это центральная особенность деятельности при хронической неуспешности.
Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.
Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это — достаточно высокая степень социализированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых. Конечно, и у такого ребенка может повышаться уровень тревоги, но по другим причинам.
О наличии у ребенка установки на исполнительность часто говорят сами родители, рассказывая, как долго он сидит за уроками (хотя при этом может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий). В психологическом обследовании проявляется подчеркнутая направленность ребенка на точное выполнение требований проверяющего, а также стремление к уходу от непривычных и неоднозначно определенных заданий, которые оцениваются ребенком как особо трудные.
Ане Б. 9 лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет «двоечницей», но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.
Психологическое обследование показало, что у Ани невысокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена работоспособность. Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий — это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, чего требует школьная программа.
Главная психологическая особенность Ани — очень высокий уровень тревожности, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.
Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.
Нередко причиной первых неудач становится нарушение обучаемости (задержка психического развития), несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка. В дальнейшем на этой основе складывается хроническая неуспешность, и, даже если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются повышенным уровнем тревоги. При особо глубокой задержке психического развития и тем более при умственной отсталости синдром хронической неуспешности не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность, и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.
В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали «вундеркиндом», воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и вследствие этого к реальной неуспеваемости.
Возможен вариант, когда повышенный уровень тревоги первоначально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносятся позже и на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный синдром хронической неуспешности, и даже при нормализации семейных отношений тревожность не исчезает: теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.
Независимо от исходной причины развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями).
Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия (что мы видели на примере Ани). Это повышает астенизацию и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.
Для психолога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии хронической неуспешности, служит «тревожная» дезорганизация деятельности (то есть нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышенным уровнем тревоги). «Тревожную» дезорганизацию следует отличать от исходной несформированности организации действий. Одним из характерных показателей того, что дезорганизация вызвана именно повышением тревоги, является ухудшение результатов при повышении мотивации. На «тревожный» распад деятельности (в отличие от исходно низкого уровня ее организации) указывают многочисленные симптомы тревоги, как наблюдаемые в поведении, так и проявляющиеся в тестах.
Если тревога высока, но выраженные нарушения организации деятельности отсутствуют, то можно говорить лишь об угрозе возникновения хронической неуспешности, о том, что ребенок находится в зоне повышенного риска, а не о сложившемся психологическом синдроме. Хроническая неуспешность — невротизирующий психологический синдром. В ходе его развития к первичной психологической симптоматике очень часто присоединяется невротическая: тики, навязчивые движения и мысли, энурез, нарушения сна и т. п. Иногда (но, разумеется, отнюдь не всегда) появление невротической симптоматики парадоксальным образом способствует преодолению исходного синдрома. Родители, озабоченные болезнью ребенка, перестают уделять столь большое внимание, как раньше, его школьным неудачам. Это изменение реакции социального окружения размыкает порочный круг, поддерживавший хроническую неуспешность. Из категории «неуспевающих» ребенок попадает в категорию «больных».
Другим нередким следствием длительно развивающейся хронической неуспешности является падение учебной мотивации, появление негативного отношения к школе и учению. В этом случае первоначальная высокая социализированность ребенка к концу младшего школьного возраста может смениться асоциальной установкой.
У многих детей постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы и знаменуют собой формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Этот синдром подробно описан ниже.
Почему ребенок плохо учится? Тотальный регресс
В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.
Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье, живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок». В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более модную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?). Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их проявления. По их словам, он «всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что никакой компании — ни «дурной», ни хорошей — у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.
Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.
Тотальный регресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в прошлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.
Тотальный регресс — невротизирующий и психопатизирующий психологический синдром, причем с еще более выраженным невротизирующим эффектом, чем у хронической неуспешности. Нередко он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Уход в болезнь, который при хронической неуспешности иногда приводит к редукции исходного психологического синдрома, не выполняет подобной функции при тотальном регрессе. Напротив, он может вести к углублению состояния, дополнительно снижая активность подростка. Этот синдром чреват также серьезными нарушениями в формировании личности.
Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка
Главное, что должны сделать взрослые при таком «диагнозе «, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.
Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, — это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).
Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.
Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха — школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности — резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности — тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.
Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани: имеет ли смысл оставлять ребенка с хронической неуспешностью на второй год или переводить во вспомогательную школу? Ответ на этот вопрос, безусловно, отрицателен. Способности девочки вполне достаточны для того, чтобы усвоить учебный материал. Надо только сделать занятия более живыми и интересными и перестать непрерывно ее ругать, вызывая у нее примерно то состояние, которое возникает у кролика при виде удава. Тогда она, безусловно, сумеет выбраться на уровень «троечницы», что уже вполне неплохо. Оставление же на второй год лишь еще понизит ее уверенность в себе (хотя понижать ее почти некуда), еще углубит хроническую неуспешность.
Тем более не следует отдавать Аню в школу для умственно отсталых (или для детей с задержкой развития). Эти школы предназначены не для детей с резко повышенной тревожностью, а для тех, у кого понижен уровень умственного развития.
У некоторых детей к хронической неуспешности приводит именно нарушение обучаемости. В этом случае специальная школа будет полезна и, возможно, перевода в такую школу окажется достаточно для преодоления возникших трудностей. Но у Ани причина трудностей другая, а значит, и меры должны приниматься другие.
Рекомендации родителям при тотальном регрессе у ребенка
При этом психологическом синдроме мало что можно сделать «домашними средствами». Чрезвычайно желательно направить ребенка на психотерапию. Чаще всего при этом синдроме отношения в семье в целом нарушены настолько серьезно, что бывает нужна семейная психотерапия. Если у ребенка сильно выражена депрессивная симптоматика, то необходима консультация у врача-психиатра.
В любом случае нужно постараться убедить родителей относиться к подростку как можно более терпимо и доброжелательно, понимая, что его состояние не является нормальным с психологической (а возможно, и медицинской) точки зрения.
Пять главных школьных проблем, и как помочь ребенку с ними справиться | Материнство
Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок
Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».
Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают — «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.
Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, — это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения — например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки — это здорово, но главное — реальные знания, а еще важнее — интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.
Проблема: ребенка обижают одноклассники
Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, — причиной издевательств может стать все, что угодно.
Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете — его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».
Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции — если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.
В этой ситуации вы можете только одно — оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется — отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста — в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно — начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.
Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам — не так страшно, как разрушенная психика ребенка.
Проблема: у ребенка нет друзей в школе
Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение — не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.
Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения — возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему — устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам — и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.
Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе — собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.
Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой
Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому — но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…
Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции — почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка — это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.
Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.
Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.
Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки
В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».
Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей — а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.
Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет — что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка — может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама — и удостоверится, что он все знает лучше многих.
Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает — даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания — это не его вина.
Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» — и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное — получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт — это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.
А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа — это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.
Фото — фотобанк Лори
Дата публикации 08.09.2014
Автор статьи: Ольга Захарова
Каждый пятый школьник не может осилить учебную программу
В последние годы учителя стараются не ставить детям плохие оценки. Даже двойки сейчас — это редкость, не то, что колы. Но это вовсе не значит, что дети стали учиться лучше.
По разным оценкам, доля неуспевающих в школе составляет от 5% до 20%. Это те дети, которые не могут освоить азы школьной программы. То есть они плохо умеют считать, имеют очень смутное представление о законах природы и в прямом смысле видят фигу в книжках.
Кто несет яйца
По данным международных исследований, почти у 9% четвероклассников в России есть только очень базовые, фрагментарные знания по математике. А ещё у 2% нет и их — то есть, эти ученики не могут сложить два двузначных числа или измерить линейкой длину объекта.
Примерно та же ситуация в начальной школе и с естествознанием. У 8% четвероклассников есть только очень общие представления об окружающем мире, а каждый сотый вообще словно с Луны свалился. Например, эти дети путают, какие животные несут яйца, а какие нет, и не всегда понимают, что лёд — это та же вода, только в твердой форме.
Акция: плати за три — бери два!
В средней школе всё ещё сложнее. Низкий и очень низкий уровень по математике показывают 17% и 5% учеников 8 классов, по естествознанию — 15% и 4%, соответственно. То есть, эти дети не могут распознать номер телефона, если его написать словами, а не цифрами, и не определят, какие предметы притягиваются магнитом.
С чтением у школьников тоже беда.Проблемы с функциональной грамотностью есть у 16% девятиклассников. Они плохо понимают инструкции в письменном виде и даже объявления о товарах по акции в магазине. И речь не о детях с ОВЗ или отклонениями в развитии — это самые обычные школьники.
Не хуже, чем у других
Впрочем, всё не так страшно. У нас ситуация всё же лучше, чем «в среднем по больнице» в других странах. Однако, специалисты отмечают, что по мере взросления школьникам становится все сложнее учиться.
— Мы опросили педагогов, что они думают о сложности учебной программы, — рассказывает Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. — Почти половина учителей считает, что программу начальной школы не может осилить 5 процентов учеников. Еще четверть педагогов считают, что таких детей — почти каждый десятый. В каждом классе есть хотя бы один неуспевающий ученик. И к 8-9 классу таких детей становится ещё больше.
Учителя считают, что основная причина плохой учебы состоит в том, что родители уделяют этому мало внимания. А вот сложность программ или собственный непрофессионализм педагоги посчитали менее значимыми факторами.
Городские маугли
— Сейчас много городских маугли — родители очень мало разговаривают с детьми, и они приходят в школу с неразвитой речью, — объясняет Ольга Узорова, автор учебников для начальной школы. — Они плохо говорят даже на бытовом уровне, дома мама в планшете, папа в телевизоре. А в школе этим детям надо эту неразвитую устную речь как-то переводить в письменную. И учителям приходится в первом классе как-то быстренько им развивать и то, и другое. Понятно, что у детей каша в голове и тихий ужас в глазах. И это отставание с возрастом накапливается.
Куда им дорога?
Вера в плоскую Землю начинается со школьной парты. Сами по себе проблемы с учебой не так страшны. Ну не пойдут эти дети в вуз, ничего страшного, жизнь на этом не заканчивается. Но системные пробелы в знаниях делают таких людей легкой добычей для любых мошенников. Именно вчерашние недоученные школьники берут моментальные кредиты, потому что не могут рассчитать конские проценты, покупают чудодейственную пленку, которая прячет автомобильные номера от камер…
Из-за отсутствия самых базовых знаний о мире вчерашним неуспевающим школьникам потом сложнее устроиться на любую, даже самую несложную работу. И что им остается? Идти в криминал или бездельничать, сидя на пособии по безработице.
ОФИЦИАЛЬНО
“Любая запущенность может быть исправлена”
В Министерстве просвещения считают, что к этим цифрам стоит относиться с долей скептицизма, поскольку они не отражают всей картины в образовании.
— Что же касается непосредственно темы «неусвоения», то отвечу так: любая педагогическая запущенность может быть исправлена, начиная с самого раннего возраста ребенка. Любая! -прокомментировала ситуацию министр просвещения Ольга ВАСИЛЬЕВА. — Нацпроект «Образование» включает в себя разделы по раннему развитию ребенка не случайно, потому что именно в раннем возрасте закладываются основы для последующего успешного обучения. И российская педагогика настолько далеко шагнула, что это вполне осуществимо. Не потеряй мы несколько лет развития педагогической науки — сегодня были бы первыми в мире. К сожалению, в какой-то момент система образования перестала уделять должное внимание научным исследованиям. И получили то, что получили.
В школе ребенку плохо: что делать?
Школ современной психологии так много, что родители невольно теряются: какую выбрать? На конференции «Генезиса» #PROподход авторитетные специалисты разных терапевтических направлений рассказали, как будут строить работу с конкретным запросом — ребенок отказывается ходить в престижную школу, ссылаясь на то, что сверстники ему не интересны, а учителя дураки.
О принципах работы в методах КПТ, гештальт-терапии и адлерианском подходе читайте здесь.
Как работает с таким случаем системный семейный подход?
Рассказывает психолог Алла Чугуева
Даже если на консультацию приходит один человек, системный семейный психотерапевт работает со всей семьей, и в этом главное отличие подхода. Прежде всего я запрошу информацию о семье. Есть ли у ребенка папа? Родители живут вместе или они в разводе? Кто еще задействован в семейной системе, каково родственное окружение?
Встреча всей семьей — оптимальный вариант. Но в наших реалиях не всегда возможно всех собрать. Поэтому могут прийти мама с ребенком, папа, мама, ребенок и, наконец, одна мама — это нормально, все эти случаи мы примем в работу.
Основные идеи нашего подхода заключаются в следующем: система больше, чем сумма ее элементов, в системе есть свои законы, по которым она живет. Когда в семье все стабильно, мы говорим, что она находится в гомеостазе, к которому в конечном счете стремится любая система. Но есть и парадокс: в то же самое время система стремится и к развитию. А поскольку развитие происходит через кризис, изменения, система начинает им сопротивляться. Именно в этот критический момент люди обычно и обращаются к психологу.
Итак, мама рассказывает о проблеме (мы называем ее «симптомом»): плохая учеба или нежелание ребенка ходить в школу. Мы не исследуем вопрос, почему ребенок плохо учится или не хочет ходить в школу (это мама и так расскажет). Мы зададимся вопросом: как долго эта ситуация длится. Очевидно, плохая учеба — часть семейного гомеостаза. Это та неблагополучная ситуация, которая каким-то образом поддерживает стабильность в семье. И нам надо выяснить, как разные члены семьи к этой проблеме относятся, кому и какие бонусы, преимущества она сулит?
Как плохая учеба ребенка участвует в гомеостазе семьи? Как вариант, она помогает супружескому контакту и эмоциональной близости
Например, в семье мог сложиться треугольник: проблема ребенка вынуждает маму и папу как можно чаще разговаривать. Может быть, не будь этих проблем с учебой, им нечего было бы обсудить. Мы также исследуем, какие правила работают в этой семейной системе, изучаем границы семьи и те мифы, которые переходят из поколения в поколение. Например, мифы «у нас в семье все отличники» и «без высшего образования жизнь превратится в ад» могут усиливать тревогу и мешать родителям забрать ребенка из престижной школы, где его, возможно, унижают одноклассники или не совсем адекватно ведут себя учителя.
Мы смотрим, на какой стадии развития находится данная семья. Возможно, родился другой ребенок, и поэтому мальчику не хватает контакта с мамой. Или, может быть, его старший брат-подросток асоциально себя ведет: прогуливает школу, курит, выпивает, а младший ориентируется на старшего и берет с него пример.
Получив достаточно полную информацию о семье, мы можем строить гипотезы, которые объясняют, как плохая учеба ребенка участвует в гомеостазе семьи. Как вариант, она помогает супружескому контакту и эмоциональной близости. Или позволяет всем поколениям семьи объединиться и проявить тепло, внимание, заботу друг о друге. А может быть, ребенок так сигнализирует о том, что тяжело переживает развод родителей. Или получает недостающее внимание матери после рождения сестры.
В зависимости от того, какая из гипотез окажется наиболее достоверной, мы выберем тот или иной способ работы. Мы используем разные техники и методы: эмоционально-фокусированную терапию, работу с субличностями, тренинги коммуникации, домашние задания, игровые методики — чтобы изменить дисфункциональные, нездоровые взаимодействия в семье на благополучные и функциональные.
Самое неожиданное то, что мы не работаем с тем симптомом, с которым клиент изначально пришел: «ребенок плохо учится и не хочет ходить в школу». Мы совсем не будем заниматься учебой ребенка и искать способы отправить его в школу. Мы будем работать с другим — с контактом супругов, отношениями ребенка и родителей, коммуникацией братьев и сестер, семейными мифами и историей семьи. А уже по мере оздоровления этой семейной системы симптом (плохая учеба) исчезнет сам собой. В этом-то и заключается парадокс системной семейной терапии.
Как работает с таким случаем интермодальная терапия экспрессивными искусствами?
Рассказывает психолог Варвара Сидорова
Направлений терапии искусствами много, одни создавались на основе танца, другие — живописи или музыки… Наше направление, интермодальная терапия экспрессивными искусствами (expressive art-therapy), предлагает в одной сессии использовать разные виды искусства и плавные переходы между ними, поскольку это соответствует природе человека. Ведь все эти способности: слышать, видеть, двигаться — в нас интегрированы.
Предположу, что на территории искусства клиент может чувствовать себя чуть более расслабленно, чем на приеме у психолога любого другого направления. Здесь не нужно ничему соответствовать, не нужно думать. Искусство — это «обнимающее пространство», оно принимает все, что угодно, все переживания, все роли.
Я не прошу клиентов быть художниками. Я прошу их только быть внимательными и чувствующими. Например, попрошу нарисовать линию. А потом предложу увидеть образ в этой линии. У кого-то будет змея, у кого-то — дорога или ракета, взмывающая вверх. А потом я предложу придумать историю про эту ракету или змею. И вот через сотворение чего-то нового рождаются другие смыслы.
Любая проблема — это некоторый тупик, стагнация. Игра и творчество дают возможность посмотреть на ситуацию под иным углом, увидеть новые перспективы. И перенести опыт, полученный на территории искусства, в реальную жизнь.
Итак, вернемся к заданному случаю. Мама приходит без ребенка, рассказывает, как ему плохо в школе. Друзей нет, учителя дураки. Что конкретно я буду делать?
Прежде всего — слушать клиента, проявляя искреннее любопытство, эмпатию, и задавая уточняющие вопросы. Мне действительно интересно узнать: у мальчика совсем нет друзей — или только в школе? А раньше были? Одноклассники не нравятся — что, абсолютно все? Учителя дураки — это чье мнение, кто так считает?
Может оказаться, что не так уж важно, новая школа или старая, а нужно больше времени проводить с ребенком
Я обязательно поддержу маму в том, что у нее хорошо получается, а также в том, что она обращается за помощью. А дальше буду обращать внимание на ее движения, образы, которые возникают в ее речи, позы, дыхание, голос. И, может быть, она скажет: «Я зажата этим решением, как в коробке, я чувствую, что не могу двинуться» или, наоборот, «Я растянута как канат, с двух сторон». И это для меня будет знаком: я предложу ей перейти на территорию искусства.
«А как это? Можете нарисовать или изобразить телом, позой, что вы как канат растянуты? Как вы чувствуете эту сжатость?» И здесь происходит выбор арт-средства. У меня в кабинете есть мольберт, столик для грязной работы, инструменты, ящики с глиной… Я предлагаю клиенту самому выбрать материалы. Но мы не остаемся на исследовании в одной модальности. Мы можем начать с позы и потом перейти в рисунок. Или наоборот.
Мы как бы танцуем вокруг этой проблемы, приобретаем новый опыт на территории искусства. И одновременно с этим исследуем, что сейчас происходит в теле, в рисунке, в сознании, в реальности клиента.
Оставлять сына в этой школе или в новую переводить? Понятно, что нам нужно разомкнуть эту дуальность, снять вопрос, который ставит человека в тупик, парализует. Я могу предложить маме найти некое место, точку в комнате, где она представит, что ребенок остался в школе. Постоит там и прислушается к своим ощущениям: каково ей здесь? Посмотрит на мир из этой точки. «Ой, тяжелое ощущение в теле возникает».
Потом, допустим, я предложу: «А что будет, если вы теперь вот здесь постоите? Почувствуйте, как это будет, если вы перешли в новую школу. Что меняется? А теперь найдите новую точку, посмотрите оттуда на эти решения. Что вы чувствуете? Возможен ли третий вариант?»
Когда снимается напряжение, может оказаться, что не так уж важно, новая школа или старая, а нужно больше времени проводить с ребенком, поддерживать его. А может, стоит записать его в какой-то кружок, куда он давно хотел, или нанять репетиторов.
В результате клиент уходит от меня с новым видением перспективы. Даже если это будет не буквальный ответ на вопрос «остаться или перейти», а нечто совсем другое, например, про то, почему я не доверяю своему ребенку, человек чувствует, что все нормально, он справится с ситуацией, найдет выход.
Как работает с таким случаем экзистенциальный анализ?
Рассказывает психолог Светлана Кривцова
Экзистенциальная терапия нацелена на то, чтобы усилить свободное, персональное в человеке. Помочь клиенту отыскать в себе ресурсы, которые позволят ему яснее увидеть суть проблемной ситуации, оценить ее, занять какую-то позицию на основании своей оценки, принять решение. И для начала экзистенциальный аналитик должен увидеть пришедшего на прием человека открыто и непредвзято. Не через призму какой-то теории, а изнутри его субъективности. Понять, что видит и думает сам человек по поводу происходящего.
Мы не задаемся вопросом, можно ли доверять тому, что клиент рассказывает. Нас интересует, какова его внутренняя логика, как он к ней пришел, из какого его опыта сформировалось его видение, то, что он считает «само собой разумеющимся»?
Жизнь каждого из нас расшита узорами из разных «само собой разумеющихся», причем наполненных порой сильными эмоциями! Нам кажется, что чего-то не может быть никогда, «так было всегда», по-другому и быть не может. Поэтому, когда встречаются два человека, мать и сын, два одноклассника и так далее, с разными «само собой разумеющимися» по поводу одной и той же ситуации, возникают конфликты. Оба абсолютно уверены в своей правоте, обоим трудно поставить под сомнение свою точку зрения.
Учителя-дураки, неинтересные одноклассники — как это стало картиной мира мальчика, что заставило его прийти к такому выводу? Поэтому при возможности экзистенциальный аналитик будет мирно беседовать сначала с мамой, потом с ребенком в позиции, которую можно описать как «никого ни в чем не подозревать», всем верить и стараться понять.
Вообще задача экзистенциального аналитика — помочь взрослому клиенту выделить из общего фона своей жизни этот конкретный «узор» содержаний его внутреннего мира, вынести его на дистанцию и проанализировать.
Возможно, в процессе этой работы я предложу маме попробовать понять, как она пришла к глубокому убеждению, что ходить в школу можно только в случае, если ты хорошо учишься по всем предметам. Откуда она это взяла? Или какую-то другую установку, с которой она живет и которую, конечно, передает сыну.
Результат хорошего экзистенциального анализа — более взвешенная справедливая оценка происходящего
Когда все это становится видимым для самого человека, он может что-то с этим сделать. Прояснить свое отношение, занять какую-то позицию. Эта женщина может сказать: «Вообще-то да, это похоже на установки моего папы. Но теперь я понимаю, что он не во всем прав. И теперь я как свободный, взрослый человек могу допустить, что дело не в отметках, и перестать переживать по этому поводу».
Мы в своей работе открываем клиенту этот просвет свободы: по-другому обойтись с тем, что в нем есть.
Идея свободного в человеке очень важна в экзистенциальном подходе. У каждого из нас есть возможность принимать решения. Мы не выбираем, приходить ли нам в этот мир. Нас не спрашивают, в какой семье мы хотим родиться. Кроме того, с любым из нас в любой момент может случиться все, что угодно. Но чем больше свободы проявляет человек в этих ограниченных и тревожных обстоятельствах, открыто и бесстрашно им отдаваясь, тем более глубокой и наполненной жизнью живет. Слово «экзистенция», по сути, и означает по-настоящему хорошую, глубокую жизнь.
Кто-то с душевным трепетом идет навстречу трудностям, включается в проблемы сына, и тогда что-то получается, проясняется, стоит только войти в эту ситуацию. А кто-то живет с закрытым сердцем, с посылом «только не трогайте меня», не хочет ничего чувствовать, но продолжает чего-то требовать от жизни, от детей — и это не та ситуация, в которой он сможет найти какой-то смысл.
Смысл находится только в том случае, когда клиентка говорит: «Что есть, то есть. Вот у меня такой ребенок, у него такие одноклассники и такие учителя. И он не хочет идти в школу. Что в этих обстоятельствах могу сделать я, его мама? Разобраться, поговорив с ним, что больше всего демотивирует, что самое больное?»
Обычно за категорическими заявлениями «все», «никто», «никогда» прячется вполне конкретный конфликт. И нужно помочь ребенку его разрешить, но не делать за него того, что он может сделать сам. Например, сын может даже пострадать немного, размышляя над тем, например, почему одноклассники его не выбирают. Конечно, если у мамы нет для этого ресурса, ей поможет психолог.
Результат хорошего экзистенциального анализа — ясность, более взвешенная справедливая оценка происходящего и спокойная, но твердая позиция в отношении того, что правильно сделать, чтобы стало немного лучше. После консультации мама обычно чувствует себя спокойнее, потому что ее поняли, не такой беспомощной, потому что ей что-то стало ясно. Благодаря этому она может почувствовать больше решимости что-то предпринять.
Материал подготовлен по итогам конференции «#PROподход: разные психологические школы в одном пространстве», организованной издательством «Генезис» в октябре 2019 года.
Читайте также
9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться
Кто бы что ни говорил, а хотеть учиться для человека — нормально. Нас драйвят новые знания, умения и опыт! Правда, совершенно не обязательно хотеть учиться в конкретной школе, в школе вообще, всегда или тому, что считают нужным другие. Ксения Букша объясняет, в каких случаях нормально не испытывать тяги к знаниям здесь и сейчас.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. В школе скучно
Фото: Shutterstock (cristovao)Самая частая причина. Когда-то школа была окном в мир. Вокруг был унылый нелёгкий быт, а в школе — рассказы географа о необыкновенных странах и приключениях, картинки в учебниках и книгах (дома у многих ни одной книжки не было). Вокруг — серая и однообразная борьба за существование, а в школе — знания, возможности, социальный лифт, первые крепкие дружбы и первые мечты. Это ощущалось, и наши прадеды и прабабушки бежали в школу вприпрыжку по пять-семь километров лесом.
Сейчас всё устроено по-другому. Вокруг интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций, красок. Учителю приходится постараться, если он хочет заинтересовать ребят так же сильно, как те стимулы, которые с детства окружают их в реальности и в сети. Школа не может угнаться за жизнью. И детям в ней скучно.
Что делать? Лучшие из учителей умеют дать детям то, чего никто больше дать не может, — живое общение с понимающим взрослым. Они будят мысль и учат ловить кайф от коллективного и индивидуального решения задач, анализа художественного текста или исторической ситуации. Стоит попробовать найти школу, где такой учитель есть. Хотя бы один. А лучше несколько.
2. Ничего не получается
Фото: Shutterstock (Cristina Conti)Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они вообще не приспособлены к нашей классно-урочной системе. Не слышат учителя на уроке, не успевают делать задания, не могут быстро усвоить материал. Причины могут быть разными — обычно это всевозможные задержки развития, дефицит внимания, специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Конечно, задержки постепенно компенсируются, но ребёнок уже привык считать себя аутсайдером.
Он отстал от программы, желания учиться не выработалось, ассоциации со школой однозначно плохие: это место, где я вечный неудачник
В нашей школе неуспеваемость ученика — целиком его вина. Если ты не можешь постараться так, чтобы получилось, то ты плохой и негодный. Иногда ребёнок нормально учился в начальной школе и «скатывается» в 5–6–7-м классе: программа стала труднее, а мозг не успел вырасти.
Что делать? Менять ситуацию. Иногда для этого приходится работать с логопедом или психологом, иногда — менять школу или даже форму обучения. Не бывает прирождённых двоечников. Не бывает «просто ленивых и нерадивых». Постоянные двойки — не вина ученика, каждый может и должен получать знания в своём темпе.
3. Плохие отношения с одноклассниками
Фото: Shutterstock (Ollyy)Школьный коллектив хуже офисного, потому что взрослый может уйти от коллег на другую работу, а ребёнку от одноклассников деться часто некуда. Он их не выбирал, и, если дружба или хоть минимальный нейтралитет не складывается, школьная жизнь становится адом. Хорошо, если в школе есть с кем пообщаться или хотя бы уроки спросить. А если там сплошной троллинг и травля?
Что делать? Проблемы школьного коллектива решаются только системно, и делать это должны взрослые — учителя и администрация. Наверное, в условиях современной российской школы то, о чём я говорю, звучит как утопия. Но ничего другого тут не придумаешь.
4. Нет сил и настроения
Фото: Shutterstock (esthermm)Ребёнок не хочет не только учиться, но и вообще почти ничего. Может быть, это преходящая подростковая астения — скачок роста, начало месячных. Может быть, признак болезни, например, депрессии. Есть дети, у которых сил, настроения, здоровья всегда чуть меньше, чем нужно. Или даже намного меньше. Это дети, которые в 4–5-м классе могут прийти из школы и лечь спать. Активному ребёнку школа, как кажется, нипочём, но и он в какой-то момент может сдуться и сказать: не хочу вставать, не хочу «на фабрику», где столько народу и всё время нужно что-то делать. Это не лень, а защитный механизм тела и психики.
Что делать? Разрешать пропускать школу, отдыхать и валяться в постели. Устраивать дополнительные каникулы. Если совсем невмоготу — какое-то время поучиться дома. Здоровье дороже!
5. Страх неудачи
Фото: Shutterstock (Herlanzer)Убить учебную мотивацию можно и страхом соревнования или экзаменов. Сейчас это мощнейший фактор. Дети конкурируют между собой: у неё двойки за все ВПР, вот курица. Подзуживают и некоторые родители: почему четвёрка? Страх по поводу ЕГЭ принимает порой китайские масштабы (в Китае регулярны экзаменационные самоубийства). Маленькому менеджеру-ученику страшно не оправдать ожиданий, ощутить себя неудачником.
Есть ученики, для который конкурентная среда по разным причинам — яд.
- Медлительные дети, которые не могут «с блеском показывать эффективный результат».
- Дети, которые боятся, что родители расстроятся или рассердятся, что одноклассники их будут троллить.
- Дети нервные, невротичные, пугливые — эти могут вообще сломаться.
- Дети с резко повышенным перфекционизмом — то же самое.
- Дети с особыми интересами — не могут выучить то, что не зацепило эмоционально, зато уж свою любимую тему знают не на школьную пятёрку, а сразу на кандидатскую.
Лучше не учиться вообще, сойти с дистанции безопаснее — ведь страх не показать результат убивает удовольствие от процесса.
Что делать? Решительно снимать страх: убирать конкурентную среду, не бояться упустить время. Образование можно получить когда угодно и как угодно, а жизнь у нас только одна, и психика тоже.
6. Зависимость от гаджетов
Фото: Shutterstock (Rawpixel.com)Кто сидит в телефоне? Все сидят в телефоне. Некоторые в планшете или ноутбуке. Информационные зависимости многочисленны и разнообразны. Привычка тоннами потреблять лёгкий контент может здорово сказаться на желании ребёнка вкладывать себе в голову что-то посложнее. Взрослые и то часто безуспешно пытаются ограничить «зависание в фейсбуке», а уж ребёнку это и вовсе не под силу. Часто ребёнок, получивший телефон с интернетом, быстро перестает интересоваться не только школой, но и чем бы то ни было ещё. Есть и другие зависимости — например, игровая; общительным детям, у которых есть проблемы с вниманием, трудно вылезти из мессенджера и взяться за уроки.
Что делать? Понятия не имею. Ведь не советовать же родителям «растить детей без гаджетов». Наверное, для кого-то они не проблема. Но некоторые могут все лучшие годы так провести, и это не только про детей.
7. Не до учёбы
Фото: Shutterstock (esthermm)Помните этот анекдот? «Мне бы ваши заботы, господин учитель». Ребёнку или подростку может быть просто не до учёбы. Тяжело болен один из родителей. Умер домашний питомец. Ребенок влюблён, переживает неудачу или чего-то сильно боится. Мало ли в жизни бывает проблем.
К этому же пункту относятся дети, на которых чаще всего жалуются учителя. Эти «невозможные маленькие подлецы и негодяи, сущие демоны, которые в свои одиннадцать-двенадцать уже совершенно испорчены». Как правило, это дети, у которых дома действительно всё неправильно. Не обязательно маргиналы, в богатых семьях тоже встречается и равнодушие родителей, и насилие, и заброшенность, и одиночество. Ребёнок ни к кому не привязан, о нём никто особо не заботится, его, возможно, развращают деньгами или чем-то ещё — каким он будет расти? Какого интереса к учёбе можно от него ожидать?
Что делать? Родителям — пытаться поддерживать. Если речь об учителях, которые видят ребёнка только в школе, то вряд ли они смогут кардинально изменить его жизнь. Потребность в саморазвитии ребёнок чувствует, только если удовлетворены базовые потребности — в тепле, безопасности, общении.
8. Перекорм
Фото: Shutterstock (Jacek Chabraszewski)Потребление знаний не может быть пассивным. В норме всё происходит так: сначала у ребёнка возникает познавательный интерес, потом он делает самостоятельные движения в этом направлении (задаёт вопрос, что-то ищет) и уж потом — как награду — получает знания и умения (ответ на вопрос, или книжку, или видео, или какой-то новый опыт).
В наши дни родители нередко ставят этот процесс с ног на голову и начинают впихивать в ребёнка знания и умения до того, как он сам заинтересовался какой-либо темой
Причём впихивают в увлекательной, развлекательной, игровой форме, так что и усилий прикладывать не надо. Понятно, родителям хочется, чтобы знания оказались в голове ребёнка пораньше. Но это же не коробочка, в ней всё должно происходить по естественному, природному порядку: сначала мотивация, потом вознаграждение (новые знания — для мозга это вознаграждение, представляете себе?).
Это всё равно что кормить насильно: ложку за маму, ложку за папу, и вот уже ребёнок не знает, не понимает, когда он хочет есть, а когда сыт. Со знаниями — абсолютно та же история.
Что делать? Надолго отстать. Чтобы ликвидировать последствия перекорма и ощутить собственный аппетит к знаниям, может потребоваться много времени. Хорошо бы, чтобы за это время не возникли проблемы, описанные в пункте 6.
9. Другие интересы
Фото: Shutterstock (Rawpixel.com)Ребёнок доучился до девятого класса в хорошей школе и вдруг упёрся: не хочу высшее образование, хочу быть массажистом или парикмахером, учить других краситься или вообще зарабатывать на стримах — а что, отличное занятие. А ещё может хотеться приключений. Куда-то поехать, где-то потусоваться, попробовать одно и другое, хлебнуть разной жизни и всяческого опыта.
Родители сидят и чешут затылок: с одной стороны, высшее образование… Хотелось бы… С другой — кто сказал, что человек, который просидел штаны в вузе, непременно умнее и счастливее? С третьей — ребёнок должен получить свой жизненный опыт, с четвёртой — вдруг потом пожалеет, а будет труднее наверстать, а армия, а…
Что делать? В разных случаях по-разному. Всё зависит от того, насколько серьёзен интерес подростка и что он готов делать, чтобы следовать своему жизненному плану. В любом случае «заставить силой» или «просто отойти в сторону» не выйдет: такие вещи можно и нужно обсуждать вместе.
как помочь ребенку с трудной учебой – Семья и дети – Домашний
Далеко не всегда дети готовы понимать родительское «надо». От них можно услышать массу аргументов «против». Учеба, как и работа у взрослых, часто однообразный труд, и от альтернатив поиграть, посмотреть телевизор или зайти в соцсеть иногда невозможно отказаться, не приложив усилие.
{{WIDGET-211}}Возможность вернуть ученика обратно в учебный строй приходится поискать. Кого-то можно вовлечь за компанию, вдохновить поощрениями, предоставленной свободой, кому-то поможет здоровое чувство честолюбия («ты не хуже других»), похвала, воспитательные беседы. Но есть и обязательные для всех пункты «программы по вовлечению».
Взрослые задачи
Задача № 1. Объяснить, зачем учиться. Развить интерес к той пользе, которую приносит изучение разных предметов и наук сейчас и к тому, как пригодятся знания в будущем. Мечтаешь стать известным хоккеистом мирового масштаба и учеба тебе не нужна? А как с иностранным тренером общаться, на зарубежные соревнования ездить? Нужен английский. Давать интервью – русский и литература, ведь быть спортсменом – не значит быть безграмотным.
Задача № 2. Избегать двойных стандартов. Если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают.
Задача № 3. Придерживаться золотой середины. Неблагодарное это дело – лепить из гуманитария технаря только потому, что он из семьи потомственных инженеров. Другая крайность – полностью перестать обращать внимание на те предметы, которые даются с трудом.
Задача № 4. Быть осторожнее с критикой. Под давлением школьник выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается.
У желания корпеть над трудным заданием могут быть и сторонние препятствия. Важно понять, что мешает в каждом отдельном случае. Если это не пробелы в знаниях, неусвоенный вовремя материал и отставание по программе, возможно, это и связанные с успеваемостью конфликты в классе, сложности с учителем, физическая или эмоциональная усталость.
Задача № 5. Создавайте приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает ощущать контроль над ситуацией, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?».
«В отношении детей, еще не вступивших в подростковый возраст, лучшей формой обучения является игра и совмещение ее с традиционными формами подачи материала. Логическое мышление и способность прилагать волевые усилия формируются примерно к 12 годам.
Все призывы к сознательности, долженствованиям или «задуматься о своем будущем» раньше этого возраста малоэффективны, ребенок еще биологически не готов понять вас на этом уровне. Будьте проще, мотивируйте в игре и развлечениях. Проявите терпение, внимание, станьте сами отчасти ребенком и тогда вам проще будет понять его.
Отдельного внимания заслуживает снижение мотивации и слабый интерес к учебе со стороны ребенка на фоне сложной семейной ситуации (развод, скандалы и т.п.) Здесь ваша задача становится сложнее, глобально – это нормализация партнерских отношений (в большинстве таких случаев сложности в учебе пропадают). Может помочь совместный поход к семейному психологу (обязательно с папой), тогда психокоррекция поведения будет в разы успешнее»
Консультант психологического центра «Аржаан» Сергей Мостиков
Основные проблемы снижения успеваемости
1. Не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: неинтересен предмет, отстал по программе и не понимает, о чем идет речь, учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверкам полученных знаний, конфликты в классе, сложности в общении с учителями.
2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: общение с «плохой компанией», в классе негативное отношения к выскочкам и «ботаникам».
3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, депрессия, непонятен смысл учебы для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, нет примеров перед глазами, кому подражать и на кого равняться, сложности в общении с близкими, ошибки в воспитании, противоречивые послания от значимых лиц (например: отец требует дисциплины, а мать потакает каждому желанию). Гиперопекающие родители, которые все решают за ребенка, не дают ему расти и развиваться.
4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: большое количество секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него нет.
Как еще помочь ребенку
— культивируйте чувство ответственности, то есть умения присваивать и успехи и неудачи происходящего своей личности;
— удерживайтесь от сравнений, укрепляйте ощущение компетентности, уверенности в себе. Например, организуйте дома «стену почета», где будут развешаны материальные свидетельства достижений (грамоты, медали, успешные работы)
— вдохновляйте, поддерживайте увлечение всем, что может поддержать вовлеченность в учебный процесс;
— развивайте любознательность, предлагайте нестандартные формы обучения и подачи информации;
— играйте в игры, развивайте дух соперничества.
Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу
По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. «Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями», — сказала она.
Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. «И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону», — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.
Учиться, учиться, учиться
Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.
«Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает», — пояснила она.
Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. «Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка», — считает учитель.
Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2012» Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.
«Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать», — сказал Пратусевич.
Чему учат в школе?
Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.
«Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса», — сказал Кузнецов.
По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. «Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится», — отметил психолог.
По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. «И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям», — заметил он.
Правильная помощь
Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. «Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому», — рекомендует Кузнецов.
Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. «По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные», — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.
Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. «Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете», — сказал Кузнецов.
Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.
«Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: «Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!» У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать», — пояснил Кузнецов.
Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. «Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения», — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.
В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. «Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании», — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. «У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется», — добавил Кузнецов.
Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на «отлично». «И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе», — сказал психолог.
Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. «Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка», — заключил Кузнецов.