38. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие физиологии и психологии
38. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие физиологии и психологии
Революцию во всем строе биологического и психологического мышления произвело учение английского натуралиста Чарльза Дарвина (1809–1882). Его труд «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) называют одним из самых важных в истории западной цивилизации. В книге излагалась новая теория развития животного мира. Сам по себе принцип развития издревле направлял размышления о природе, обществе и человеке (в том числе и о душе). У Дарвина этот принцип воплотился в величественное учение, укорененное в «Монблане фактов».
Это учение опровергало библейский догмат о том, что все виды живых существ раз и навсегда сотворены Богом. Нападки церковников на Дарвина достигли апогея после выхода в свет его труда «Происхождение человека» (1870), из которого следовало, что человек не сотворен Богом, но является выходцем из обезьяньего стада.
Дарвиновское учение ознаменовало крутой поворот от одной формы детерминизма к другой. Новый детерминизм являлся биологическим (механодетерминизм и биодетерминизм).
Дарвин указывал на естественный отбор как фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде. В ходе эволюции выживают только те, кто смог наиболее эффективно приспособиться.
Опорным в этой объяснительной схеме является фактор наследственности. Дарвин дал точное научное объяснение целесообразности, не обращаясь к понятию о врожденной цели. Все эти нововведения произвели переворот не только в биологии, но и в психологии.
Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребил бы и психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. Психика не могла более представляться изолированным «островом духа». Определяющим для психологии взамен отдельного организма становится отношение «организм – среда». Это порождало новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привел к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, но его поведение во внешней среде, изменяющей организм и психический склад индивида.
Понятие об индивидуальных вариациях является непременной составной частью эволюционной теории Дарвина. К ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало мощный импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности.
39. Влияние эволюционной теории ч. Дарвина на развитие психологии
Эволюционная теория Ч. Дарвина содержит в себе следующие основные положения.
1, Главным фактором выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде является естественный отбор, который вынуждает особь приспосабливаться и одновременно с этим безжалостно истребляет все, чему не удалось справиться с трудностями среды.
2, В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; при этом выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству.
3, Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению, т. е. психика рассматривается как элемент адаптации организма к внешней среде.
Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и явилась одной из предпосылок становления психологии как самостоятельной науки.
1. Изменение предмета психологии на основе принципа соотношения «организм — среда- с изучения сознания индивида на изучение его поведения во внешней среде, которая является фактором, детерминирующим его психическую жизнь.
2. Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды: организм рассматривается не как пассивная неизменная машина со сформированными физическими и психологическими функциями, а как активная, постоянно меняющаяся под действием внешних факторов сущность.
3. Возникновение зоопсихологии как отрасли психологии, изучающей различия психики человека и животного на основе принципа происхождения человека от животного.
4. Развитие возрастной психологии, понимающей эволюцию ребенка с точки зрения законов общей эволюции человечества и сформировавшей общие законы оптимального развития ребенка, например знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, когда внешнее воздействие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития.
5. Возникновение дифференциальной психологии, предметом которой стало изучение индивидуальных различий между людьми и факторов, обусловливающих
эти различия.
40. Развитие психофизики и психометрии. Закон вебера-фехнера
Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофизики и психометрии. Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты, показал, что индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражителей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой порог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов.
В дальнейшем Густав Теодор Фехнер (1801-1887) разрабатывал законы зависимости ощущений от силы вызывающих их раздражителей и выдвинул следующие идеи:
1. Различие между ощущениями, вызванными двумя одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной величины этих раздражителей,
2. Введение термина «порог ощущений и разностный порог», означающего ту минимальную разницу, которую испытывает в своих ощущениях индивид при изменении силы и качества раздражителя.
3. Введение закона Вебера-Фехнера, суть которою заключается в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя: для того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии, необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии.
Благодаря разработанным в недрах психофизики и психометрии теориям и используемым методам исследования психология начинает свой путь как самостоятельная наука. Используемый Г. Фехнерои метод математических исчислений и выведенный на основе этого метода закон чувствительности индивида (закон Веберэ-Фехнера) позволили психологии осуществлять исследования, основанные не на домыслах, но имеющие точные математические методы проверки и изучения взаимоотношений между психическим и физическим, включающие в себя такие понятия, как эксперимент, число, меру, а также в дальнейшем распространить эти методы и выведенный с их помощью закон и на другие отрасли и области психологии, например на изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний. Большой отклик теория Фехнера нашла в психодиагностике.
41. ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Г. ГЕЛЬМГОЛЬЦА И Э. ПФЛЮГЕРА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ Герман Гельмгольц (1821-1894) внес огромный вклад в развитие собственно физиологии, а также в психологию восприятия и ощущения, разделив психику и сознание в созданной им теории восприятия и бессознательных умозаключений, суть которой заключается в следующем.
1. Восприятие подчинено закону соединения и в дальнейшем сопоставления конкретного стимула, т. е. внешнего объекта, вызывающего то или иное ощущение в настоящем, сопределенным опытом в прошлом, когда в ходе бессознательных умозаключений делается вывод о соответствии или несоответствии первого и второго.
2. Бессознательные умозаключения имеют ряд отличительных особенностей:
— возникают бессознательно, т. е. без участия сознании и мышления, и соответственно не управляются ими;
— имеют опытное происхождение через многократное повторение;
— возникают из сенсомоторных связей между зрительным ощущением и ощущением от движений глаза в процессе восприятия.
Эдуард Пфлюгер (1829-1910) проводил опыты на лягушке, не имеющей переднего отдела мозга, целью которых было изучение причин и факторов, регулирующих поведение организма. Результаты опытов показали, что отсутствие как таковой нервно-мышечной связи между органом и мозгом не изменяет специфики поведения организма в пространстве, так как при помещении лягушки в воду она плыла, а на столе ползала. Это означало, что причиной приспособительных действий организма служит не сама по себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция, позволяющая различать условия и сигналы внешней среды и в соответствии с ними изменять поведение.
Опыты 3. Пфлюгера открывали особую причинность -психическую. В различении того, что происходит во внешней среде, и реагировании на происходящее в ней и состоит фундаментальное предназначение психики, ее главный жизненный смысл. Опыты исследователя подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание -одно и то же, и доказывали, что наряду с сознанием имеется огромная область неосознаваемой психики (бессознательного), которая не сводится ни к нервной системе, ни к системе сознания.
Ч.Р. Дарвин и вклад его революционной теории в развитие психологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 12Следующая ⇒Революцию во всем строе биологического и психологического мышления произвело учение английского натуралиста Чарльза Дарвина (1809–1882).Его труд «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) называют одним из самых важных в истории западной цивилизации. В книге излагалась новая теория развития животного мира. Сам по себе принцип развития издревле направлял размышления о природе, обществе и человеке (в том числе и о душе). У Дарвина этот принцип воплотился в величественное учение, укорененное в «Монблане фактов».
Это учение опровергало библейский догмат о том, что все виды живых существ раз и навсегда сотворены Богом. Нападки церковников на Дарвина достигли апогея после выхода в свет его труда «Происхождение человека» (1870), из которого следовало, что человек не сотворен Богом, но является выходцем из обезьяньего стада.
Дарвиновское учение ознаменовало крутой поворот от одной формыдетерминизма к другой. Новый детерминизм являлся биологическим (механодетерминизм и биодетерминизм).
Дарвин указывал на естественный отбор как фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде. В ходе эволюции выживают только те, кто смог наиболее эффективно приспособиться.
Опорным в этой объяснительной схеме является фактор наследственности. Дарвин дал точное научное объяснение целесообразности, не обращаясь к понятию о врожденной цели. Все эти нововведения произвели переворот не только в биологии, но и в психологии.
Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребил бы и психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. Психика не могла более представляться изолированным «островом духа». Определяющим для психологии взамен отдельного организма становится отношение «организм – среда». Это порождало новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привел к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, но его поведение во внешней среде, изменяющей организм и психический склад индивида.
Понятие об индивидуальных вариациях является непременной составной частью эволюционной теории Дарвина. К ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало мощный импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности.
21.Достижения ранней физиологии и анатомии головного мозга (работы И. Мюллера, М. Холла)
Физиологические исследования, которые вдохновили и направляли новую психологию, относятся к концу XIX столетия. Естественно, и у этих изысканий была своя предтеча — более ранние работы, на которые они опирались. Физиология стала экспериментальной дисциплиной в 30-х годах прошлого столетия — главным образом под влиянием немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера (1801-1858), отстаивавшего применение экспериментальных методов в физиологии. Мюллер занимал престижную должность профессора анатомии и физиологии в Берлинском университете. Как ученый, он был феноменально плодовит: из-под его пера, в среднем, выходило по одной научной работе каждые 7 недель; он поддерживал этот темп в течение 38 лет — пока однажды не кончил жизнь самоубийством во время приступа депрессии.
Один из наиболее влиятельных его трудов — многотомное «Руководство по физиологии человека» (Handbuch der Physiologic des Menschen), где подводится итог физиологическим исследованиям середины прошлого века и систематизируется большой объем знаний этой области. Руководство, выходившее с 1833 по 1840 годы, содержит цитаты из многих передовых в то время работ, что подтверждает широкое распространение экспериментальных методов в физиологии. Ну а то, как быстро были переведены на английский язык первый и второй тома книги (в 1838 и 1842 годах соответственно), говорит, в свою очередь, о величайшей потребности в таком труде в тот период.
И для физиологии, и для психологии огромное значение имел сформулированный Мюллером принцип «специфической энергии органов чувств». Мюллер предположил, что возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерное ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная «специфическая энергия». Эта идея вдохновила множество исследователей, стремившихся в своих работах разграничить функции нервной системы и точно определить механизм действия всех периферийных сенсорных рецепторов.
На раннем этапе развития физиологии рядом ученых был сделан существенный вклад в изучение функций мозга. Для психологии значимость их работ определяется открытием специфических отделов головного мозга и разработкой методов исследования, которые позже стали широко применяться в физиологической психологии.
Пионером в исследованиях рефлекторного поведения был работавший в Лондоне шотландский врач Маршалл Холл (1790-1857), Холл заметил, что при стимуляции нервных окончаний обезглавленные животные в течение некоторого времени продолжают двигаться. Он заключил, что за различные стороны поведения отвечают разные отделы мозга и нервной системы. В частности, он предположил, что произвольные движения зависят от головного мозга, рефлекторные движения — от спинного мозга, бессознательные — от прямого возбуждения мышц и дыхательные — от костного мозга.
Ф. Гальтон и генетика индивидуальных различий.
Главные достижения в разработке этих методов применительно к психологии связаны с творчеством кузена Дарвина Фрэнсиса Гальтона (1822— 1911).
Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена, он решающее значение придал не фактору приспособления отдельного организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих этот вид. Опираясь на этот постулат, Гальтон стал пионером разработки генетики поведения.
Благодаря его неутомимой энергии широко развернулось изучение индивидуальных различий. Эти различия постоянно давали о себе знать в экспериментах по определению порогов чувствительности, времени реакции, динамики ассоциаций и других психических феноменов. Но поскольку основной целью являлось открытие общих законов, различиями в реакциях испытуемых пренебрегали. Галътон же сделал основной упор именно на различиях, считая, что они генетически предопределены.
В книге «Наследственный гений» (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. Используя наличные экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучения индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Последние считались не в меньшей степени зависящими от генетических детерминант,чем,скажем,цветглаз.
В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Но Гальтон, которого иногда называют первым практикующим психологом, держал в уме более глобальный замысел. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны.
Свои испытания он обозначил словом «тест», которое навсегда вошло в психологический лексикон. Гальтон стал пионером преобразования экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей. Непреходящей заслугой Гальтона явилась углубленная разработка вариационной статистики, изменившей облик психологии как науки, широко использующей количественные методы.
История психологии — Ч. Дарвин. Эволюционная теория. Психофизиология (Гельмгольц) Психофизика (Вебер-Фехнер)
Ч. Дарвин. Эволюционная теория. Психофизиология (Гельмгольц) Психофизика (Вебер-Фехнер)
Эволюционная теория Ч. Дарвина содержит в себе следующие основные положения.
1, Главным фактором выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде является естественный отбор, который вынуждает особь приспосабливаться и одновременно с этим безжалостно истребляет все, чему не удалось справиться с трудностями среды.
2, В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; при этом выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству.
3, Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению, т. е. психика рассматривается как элемент адаптации организма к внешней среде.
Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и явилась одной из предпосылок становления психологии как самостоятельной науки.
1. Изменение предмета психологии на основе принципа соотношения «организм — среда- с изучения сознания индивида на изучение его поведения во внешней среде, которая является фактором, детерминирующим его психическую жизнь.
2. Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды: организм рассматривается не как пассивная неизменная машина со сформированными физическими и психологическими функциями, а как активная, постоянно меняющаяся под действием внешних факторов сущность.
3. Возникновение зоопсихологии как отрасли психологии, изучающей различия психики человека и животного на основе принципа происхождения человека от животного.
4. Развитие возрастной психологии, понимающей эволюцию ребенка с точки зрения законов общей эволюции человечества и сформировавшей общие законы оптимального развития ребенка, например знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, когда внешнее воздействие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития.
5. Возникновение дифференциальной психологии, предметом которой стало изучение индивидуальных различий между людьми и факторов, обусловливающих
эти различия.
Гельмгольц (1821-1894) внес огромный вклад в развитие собственно физиологии, а также в психологию восприятия и ощущения, разделив психику и сознание в созданной им теории восприятия и бессознательных умозаключений, суть которой заключается в следующем.
1. Восприятие подчинено закону соединения и в дальнейшем сопоставления конкретного стимула, т. е. внешнего объекта, вызывающего то или иное ощущение в настоящем, сопределенным опытом в прошлом, когда в ходе бессознательных умозаключений делается вывод о соответствии или несоответствии первого и второго.
2. Бессознательные умозаключения имеют ряд отличительных особенностей:
— возникают бессознательно, т. е. без участия сознании и мышления, и соответственно не управляются ими;
— имеют опытное происхождение через многократное повторение;
— возникают из сенсомоторных связей между зрительным ощущением и ощущением от движений глаза в процессе восприятия.
психофизика: Фехнер (1801 — 1887) сформулировал ее задачи: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами (внешняя психофизика), а также между душой и телом (внутренняя психофизика). Сам фехнер разработал только внешнюю психофизику. Он измерял ощущения как интенсивность физического раздражителя. В качестве меры измерения избрал разностный порог. Он разработал три метода6 метод ЕЗР, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей.
Благодаря разработанным в недрах психофизики и психометрии теориям и используемым методам исследования психология начинает свой путь как самостоятельная наука. Используемый Г. Фехнерои метод математических исчислений и выведенный на основе этого метода закон чувствительности индивида (закон Веберэ-Фехнера) позволили психологии осуществлять исследования, основанные не на домыслах, но имеющие точные математические методы проверки и изучения взаимоотношений между психическим и физическим, включающие в себя такие понятия, как эксперимент, число, меру, а также в дальнейшем распространить эти методы и выведенный с их помощью закон и на другие отрасли и области психологии. Большой отклик теория Фехнера нашла в психодиагностике.
Эволюционная теория Дарвина
Свой взгляд на эволюцию и его научное обоснование английский ученый-естествоиспытатель Чарльз Дарвин изложил в труде под названием «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение пород в борьбе за жизнь», вышедшем в 1859 году, спустя полвека после публикации эволюционной теории биолога Жана Батиста Ламарка. Что представляют собой идеи Дарвина?
Эволюционная теория Дарвина, дарвинизм — это целостное учение о развитии органического мира. Она охватывает больше количество вопросов и проблем, главные из которых: доказательство эволюции и выявление ее движущих сил, определение свойств и закономерностей эволюции.
Основной стимул, сильно ускоривший публикацию Дарвином труда об эволюции — работа его соотечественника Альфреда Рассела Уоллеса, который независимо пришел к очень близким идеям и выводам.
Уоллес признал приоритет Дарвина, так как последний исследовал вопросы эволюции более глубоко и привел большее количество доказательств.
Основная заслуга Дарвина — выбор правильной схемы для изучения факторов эволюции и успешное разрешение вопроса о движущих силах эволюции: борьбе за существование и естественном отборе.
Основные принципы теории Дарвина
Все виды имеют свой размах индивидуальной изменчивости по физиологическим, поведенческим, морфологическим и другим признакам. Изменчивость существует всегда, имея лишь разный количественный и качественный состав.
1. Размножение живых организмов происходит в геометрической прогрессии. В силу ограниченности ресурсов между видами и особями идет борьба за существование.
2. Выживают и дают потомство те виды, у которых появляются отклонения, адаптивные к создавшимся условиям среды.
3. Отклонения возникают случайно, их имеют немногие особи, однако потомки таких особей выживают и преимущественно размножаются — именно этот процесс ученый назвал естественным отбором.
4. Естественный отбор со временем приводит к дивергенции признаков и образованию новых видов.
5. Результаты эволюции: приспособленность организмов и появление новых видов в природе.
6. Итак, главные движущие силы эволюции — это естественный отбор, борьба за существованием и наследственная изменчивость.
Дарвин установил механизм эволюции и объяснение многообразия видов живых существ.
Ученый доказал, что данный механизм есть постепенный естественный отбор случайных, ненаправленных наследственных изменений.
Взаимосвязь движущих сил эволюции
В природе постоянно наблюдается наследственная изменчивость. Например, муравьи умеют отличать особей своего вида, живущих в другом муравейнике — они, конечно, близки и похожи, но под влиянием наследственных изменений уже немного другие. Организмы вступают в жизнь с новыми изменениями в признаках и начинают борьбу за существование. Ее результатом всегда является естественный отбор.
Существует 3 вида борьбы за существование.
Внутривидовая — идет между особями одного вида, возникает в результате перенаселенности и является наиболее напряженной
Межвидовая — взаимоотношения хищник-жертва, паразит-хозяин и т. д., а также борьба между видами за пищу и иные ресурсы
Борьба с негативными факторами внешней среды.
Дарвин также определил, почему одни особи гибнут, а другие выживают. В силу постоянной изменчивости в каждом поколении появляется неоднородность и неравноценность особей, то есть их разнокачественность. В результате борьбы за существование выживают особи с наиболее конкурентоспособным набором признаков. Таким образом, избирательно уничтожаются наименее приспособленные особи — происходит естественный отбор.
Результаты эволюции по Чарльзу Дарвину
1. Появление защитной окраски.
2. Появление предупреждающей окраски.
3. Развитие способности к мимикрии.
4. Дивергенция (расхождение) признаков между уже существующими и новыми видами. Многообразие видов живых организмов.
Итак, основные выводы, следующие из эволюционной теории Дарвина.
1. Особи любого вида обладают наследственной изменчивостью.
2. Внутри вида количество потомства очень высоко, а количество необходимых ресурсов ограничено.
3. Это приводит к борьбе за существование и, как следствие, к естественному отбору — выживанию и размножению самых приспособленных особей и видов.
4. В результате естественного отбора появляются новые виды и механизмы приспособления, носящие относительный характер.
Более подробно ознакомиться с темой можно в процессе просмотра видео- и онлайн-лекций автора данных курсов по биологии.
Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда — мастер класс по биологии
Дарвинизм — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дарвини́зм — по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма, порой с существенным переосмыслением некоторых аспектов представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор.
В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом.
Предложивший этот термин Томас Генри Хаксли противопоставлял его ламаркизму, приверженцы которого считают, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам внутреннее стремление к совершенствованию.
Основные факторы эволюции по Дарвину[править | править код]
Дарвинизм подвергается критике со стороны ряда представителей религий, считающих, что он противоречит божественному сотворению человека. В наше время такое мнение не общепризнанно. Кроме того, дарвинизм объясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это, согласно буквальному прочтению канонических текстов авраамических религий, идёт вразрез со сравнительно недавним образованием мира. Вместе с тем, католическая церковь специальной папской энцикликой — Humani generis, признала, что теория эволюции не противоречит учению Церкви и «может рассматриваться как гипотеза в вопросе о происхождении тела человека»[1].
Карл Поппер (лично симпатизировавший дарвинизму) в ревизии научных теорий вынужден был отнести эту теорию к «ненаучным» теориям, поскольку её невозможно фальсифицировать[2].
В настоящий момент, хотя теория эволюции в научном мире общепринята, существует критика идей дарвинизма с позиции креационизма. При этом, в общем случае, критике подвергается не современный корпус идей эволюционизма, а дарвиновские идеи второй половины XIX века. Таким образом в ряде случаев критиками не учитывается развитие дарвинистских идей за последние 150 лет. Главные и наиболее популярные аргументы, которые выдвигаются против теории эволюции (в их числе: отсутствие переходных форм, большая сложность биологических структур и невозможность их формирования за счёт накопления малых случайных изменений, «вредность» мутаций и некоторые другие)[3], были сформулированы ещё в конце XIX — начале XX веков, и с тех пор по большей части практически не подверглись значительному пересмотру. Аргументы креационистов проистекают из поверхностного знания основ химии, физики, геологии и биологии, кроме того выдвигаемые контртеории чаще всего не проходят какой-либо проверки на научность[4]. Современный американский писатель и ученый Дэвид Берлински, не будучи креационистом, тем не менее, активно критикует дарвинизм[5].
- ↑ Vatican Gives Darwin a Big Birthday Hug, Leaving Creationists on the Fringes | 80beats | Discover Magazine
- ↑ Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1983. — 605 с. стр. 537—538. «Даже если не обращать внимания на философские учения об эволюции, беда эволюционной теории состоит в том, что она имеет тавтологический или почти тавтологический характер: эта беда проистекает из того, что дарвинизм и теория естественного отбора, как бы важны они ни были, объясняют эволюцию с помощью принципа „выживания наиболее приспособленных“ (этот термин принадлежит Спенсеру). А тем не менее трудно обнаружить различие, если только оно существует, между утверждением: „Те, кто выжил, наиболее приспособлены“—и тавтологией: „Выжили только те, кто выжил“. Ибо, боюсь, у нас нет другого критерия определения приспособленности, чем реальное выживание, и, значит, именно из того, что некоторые организмы выжили, мы заключаем, что они были наиболее приспособленными, наилучшим образом адаптировавшимися к условиям своего существования. Это показывает, что дарвинизм, несмотря на все свои несомненные достоинства, далеко не совершенен как теория. Он требует переформулировки, которая сделает его менее туманным.»
- ↑ Костинский А. Ю., Марков А. В. «Кошмар Дарвина» оказался иллюзией // Радио Свобода, 17.05.2007 г.
- ↑ См. например:
- ↑ David Berlinski. The Deniable Darwin (англ.). Commentary. Дата обращения 31 июля 2019.
- Веселов Е. А., Дарвинизм: Учебник для педагогических вузов. — М., 1955. — 503 с.
- Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
- Дарвин Ч., Происхождение видов путём естественного отбора. Соч., т. 3, М. — Л., 1939
- История эволюционных учений в биологии, М. — Л., 1966
- Кареев Н. И. Дарвинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Парамонов А. А. Курс дарвинизма, М., 1945
- Правдин Ф. Н. Дарвинизм, М., 1968
- Симпеон Дж. Г. Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948
- Сковрон С. (польск.)русск., Развитие теории эволюции, пер. с польск., Варшава, 1965
- Современные проблемы эволюционной теории, Л., 1967
- Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции, М., 1969
- Тимирязев К. А. Краткий очерк теории Дарвина, 2 изд., М., 1941
- Толстой А. К. Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинизме // Толстой. А. К. Сочинения в 2-х т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения.
- Фет А. И. Групповой отбор, происхождение человека и происхождение семьи (в кн. Инстинкт и социальное поведение. Второе издание)
- Шмальгаузен И. И. Проблемы дарвинизма, Л., 1969.
- Ястребов С. А. «Ризома жизни: семь аргументов Дидье Рауля» // «Химия и жизнь», 2015, № 10
- Darwin Ch. Visited During the Voyage of H.M.S. Beagle Round the World // Journal of Researches into the Natural History and Geology of the Countries, under date of January 9, 1834 (New York, London Appleton and Co.), pp 169—170
7.9 Эволюционная теория Дарвина и её значение для развития психологии.
Английский ученый Чарльз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного процесса. Фундаментом для создания теории эволюции Ч. Дарвину послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл». Разработку эволюционной теории Дарвин начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами позже на заседании линнеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения теории естественного отбора. На том же заседании был прочитан доклад А. Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие с дарвиновскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале линнеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию эволюции раньше, глубже и полнее. Именно поэтому свой основной труд, вышедший в 1889 году, Уоллес, подчеркивая приоритет Дарвина, назвал «Дарвинизмом».
Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире — принцип развития. По С. Л. Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием: философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, выдвинувших в философском плане идею развития, и эволюционного естествознания. Немецкий психолог К. Гросс (1861—1946) так оценивал значение Дарвина для психологии: «Естественный эксперимент и теория Дарвина повлияли на психологию как если бы ей подарили одновременно подзорную трубу и микроскоп: экспериментальные методы придали ее исследованиям проникающую в глубь точность, а стремление провести сравнение между различными ступенями жизни и в психическом мире и подойти к вопросу о развитии души открыло для нее новые необъятные области исследования». Это зоопсихология, психология народов, психология детства».
В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора», самую значительную работу в биологии. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин специально исследовал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «…человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их». В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособительного значения психики оказала большое влияние на психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.
Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии—психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.
Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и тому подобное). Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека. По словам самого Дарвина, «как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное». Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой Дарвином сравнительной психологии. Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч.Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека.
Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики. Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина возник вопрос о том, отличается ли и, если отличается, то чем психика современного человека от психики первобытного (о первобытном состоянии можно судить, изучая современные народы, уровень развития которых соответствует первобытному). Возникли две школы. В Англии Э. Тейлор выдвинул концепцию первобытного анимизма. К этой школе принадлежит также Дж. Фрэзер Тейлор рассматривает многочисленные факты, в которых убедительно выступает исключительное своеобразие представлений о мире отсталых народов (обрядовые действия, вера в сновидения, мифы о природе, верования и др.). Являются ли они результатом различий в основных познавательных процессах или единый универсальный человеческий ум порождает различные картины мира в разных условиях жизни? По Тейлору, на всех этапах исторического развития мышление человека всюду одинаково. Дикарь, так же как и современный человек, пытается ответить на вопросы о законах мира, причинах событий, которые он наблюдает, о причинах явлений природы и приходит к представлению о призрачной душе.
Душа представлялась в виде контура невещественного образа, по своей природе вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли; обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя;. способна покидать тело и переноситься с места на место; является мысли; обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя; способна покидать тело и переноситься с места на место; является спящим людям как образ, отделенный от тела, но сходный с ним; властвует над телом. Так рождается представление о двойственности человека как состоящего из тела и души. По аналогии с собой первобытный человек начинает рассматривать всю окружающую действительность и различает в ней эти же два начала: тело и душу. Так дикарь приходит к всеобщему анимизму—одухотворению природы. Умственный механизм как современных, так и первобытных людей тождествен. Этот механизм при ограниченном опыте и недостаточных знаниях неизбежно должен был породить те мифы и представления, которые поражают современного человека. И если бы случилось, что культура исчезла, современный человек с такой же неизбежностью пришел бы к анимизму.
Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма, оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.
Кроме того, под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. Ч.Дарвин является автором небольшой статьи «Биографический очерк одного ребенка» (1877), который представляет собой описание наблюдений за поведением сына с рождения до 10 мес. Вслед за этой статьей Дарвина стали появляться исследования в форме наблюдений над развитием ребенка (В. Прейер, Дж. Селли, Стенли Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и др.). Первой теорией в этой области явилась теория рекапитуляции, которую сформулировали Ст. Холл и Дж. Болдуин. В ее основу был положен биогенетический закон Геккеля, перенесенный в детскую психологию и эмбриологию (Э. Геккель, дарвинист, в 60-х гг. XIX в. выступил с законом, в соответствии с которым зародыши высших животных повторяют в сокращенном виде общую эволюцию предшествующих животных форм). Согласно закону рекапитуляции, в процессе индивидуального развития ребенок проходит (повторяет) этапы эволюционного процесса, а также культурного развития, которое прошло человечество: дикость, собирательский этап, охота, скотоводчество и др. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой. Так, испытываемые ребенком противоположные чувства — страх перед водой и любовь к ней — это следы от тех времен, когда животные жили в воде, а затем избрали своим местопребыванием землю. Онтогенетическое развитие рассматривалось как биологически детерминированный процесс и как краткое повторение всего исторического развития живой природы – филогенеза.
7.10 А.А. Потебня – выдающийся лингвист и философ конца 19 века.
А.А. Потебня (1835 — 1891) — выдающийся украинский и русский филолог. В 1850-1856 гг. он обучался в Харьковском университете, здесь же впоследствии и работал. В 1863-1891 гг. Потебня — доцент, профессор, заведующий кафедрой российской словесности Харьковского университета. За свои научные труды отмечен премиями и золотой медалью Академии наук. В 1877 г. стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Потебня отличался необычайной широтой научных интересов и энциклопедическими знаниями. Он рассматривал язык как важнейший компонент духовной жизни народа, его культуры. Его исследования обрядовой поэзии, мифов, песен славянских народов, выводы, которые он сделал при сопоставлении поверий и обычаев русских и украинцев, до сих пор являются основополагающими для современных исследователей: фольклористов, искусствоведов, этнографов, историков культуры.
Проблемам взаимоотношения языка и мышления, языка и нации, происхождения языка посвящен фундаментальный труд Потебни — «Мысль и язык» (1862). Он изучал язык преимущественно с грамматической и семасиологической точек зрения. Эволюцию языка Потебня связывал с развитием мышления. Наибольший интерес вызывали у него исследования психологических основ языкового творчества.
В другом своем фундаментальном четырехтомном исследовании — «Из записок по русской грамматике». Потебня рассмотрел все основные вопросы лексикологии и морфологии, дал анализ понятий слова, грамматической формы и грамматической категории, развил учение о ближайшем (языковом) и дальнейшем (внеязыковом) значениях слова. Он впервые доказал, что историческим изменениям подвержены не только фонетическая и морфологическая стороны языка, но и его синтаксис.
Многие идеи ученого — в частности, мысль о том, что «в языках есть система», что всякое языковое явление надо изучать в его связях и отношениях с другими, — опередили свое время и нашли продолжение уже в наши дни. В своих работах Потебня использовал столь обширный лингвистический материал, так основательно и дотошно его исследовал, что в течение десятилетий труды ученого оставались и остаются образцом лингвистических исследований.
А.А. Потебня МЫСЛЬ И ЯЗЫК
..мысль без языка, как дух без тела, быть не может… Слово языков односложных, как китайский, не выражающих звуками отношений, есть «строго неделимая единица, как в природекристалл». Слово языковприставочных, грубо выражающих отношение самостоятельными словами, приставляемыми к неизвестному корню, есть скорее почва для других неделимых, чем субъективное единство членов, как в природерастение. В языкахфлектирующих, каковы индоевропейские, в коих отношение выражается окончанием, не имеющим самостоятельного бытия, и изменениями корня, слово есть опять единство, как в односложных, но уже единство в разнообразии членов, как вприроде животный организм«.
… «История и язык(то есть его создание и усовершенствование)это сменяющие друг друга деятельности человеческого духа«….
… Язык есть вечно повторяющееся усилие (работа) духа сделать членораздельный звук выражением мысли… Это — определение не языка, а речи, как она каждый раз произносится…; но, собственно говоря, только совокупность таких актов речи … есть язык…
… Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее, что он не отражение сложившегося мир о созерцания, а слагающая его деятельность. Чтоб уловить свои душевные движения, чтобы осмыслить свои внешние восприятия, человек должен каждое из них объективировать в слове и слово это привести в связь с другими словами для понимания своей и внешней природы вовсе не безразлично, как представляется нам эта природа, посредством каких именно сравнений стали ощутительны для ума отдельные ее стихии, насколько истинны для нас сами эти сравнения, — одним словом, не безразличны для мысли первоначальное свойство и степень забвения внутренней формы слова. Наука в своем теперешнем виде не могла бы существовать, если бы, например, оставившие ясный след в языке сравнения душевных движений с огни, водою, воздухом, всего человека с растением и т.д. не получили для нас смыла только риторических украшений или не забылись совсем; но тем не менее она развилась из мифов, образованных посредством слова. Самый миф сходен с наукою в том, что и он произведен стремлением к объективному познанию мира.
… Речь нераздельна с пониманием, и говорящий, чувствуя, что слово принадлежит ему, в то же время предполагает, что слово и представление не составляют исключительной, личной его принадлежности, потому что понятное говорящему принадлежит, следовательно, и этому последнему.