Воображение человека | Что такое воображение?
Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.
Про некоторых людей говорят, что у них хорошее воображение, у некоторых людей богатое воображение. Они могут придумать десятки занимательных историй, расскажут то, чего другие не слышали и даже так, что другие не смогу так воспроизвести. А существует ли человек без воображения?
Если мы говорим о здоровом человеке, то на самом деле, воображение есть у всех людей. Оно принадлежит к высшим познавательным процессам в нашей психике. Да, бывают трагические случаи, когда люди в результате травмы или заболевания теряют многие познавательные способности. Но мы говорим о здоровых людях.
Понятие воображения
Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.
Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив. Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.
Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают. Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь. Воображение является прекрасным средством, позволяющим
Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания, так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.
Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения
Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов, это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).
Значение воображения в жизни человека
Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:
- общаться с другими людьми
- визуализировать цели
- применять свое природное творческое начало
- совершать открытия
- придумывать новое
- находить решения сложных задач
- познавать то, что еще неизвестно
- представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
- просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
- прогнозировать события и варианты решений
И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.
Значение воображения для развития ребенка
Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.
Подробнее о развитии детей читайте в статье самый эффективный метод развития ребенка
Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд это так.
Воображение и деятельность человека
Если мы взглянем на деятельность человека, то увидим, что любая успешная деятельность, любой продукт, изобретение, предмет, работа была сделана людьми с хорошим воображением.
- любое новое изобретение сначала представляется в воображении человеком, а лишь потом воплощается в жизнь
- качественный предмет (будь то ручка, стол, шарф, автомобиль) сначала появляется в голове разработчиков
- писатели, художники, скульпторы, сценаристы, музыканты, режиссеры всё сначала придумывают в своем воображении
- предприниматели рисуют в своем воображении возможные варианты результатов сделки, риски и выгоды
- спортсмены (как любители так и профессионалы) просчитывают множество ходов вперед, чтобы понять как им провести свой забег, матч, попытку
- каждый из нас всегда воображает, прежде чем сделать осознанно какой-то поступок, без воображения нет ответственности, нет понимания, к чему может привести каждое наше действие
Как вы видите, воображение в деятельности человека присутствует в большинстве жизненных и профессиональных ситуациях. Чем лучше оно развито, тем больше шансов у нас сделать свои действия максимально качественными и благоприятными для нас.
Функции воображения
1.Познавательная. Представляя то, что не доступно человеческому глазу, мы можем мысленно изучать самые сложные элементы окружающего мира: атомы, удаленные космические объекты.
2. Функция планирования
3. Функция представления. Мы можем представить персонажей рассказов, книг, фильма, друг, знакомого.
4. Защитная/терапевтическая. Когда события не произошли, мы можем к ним подготовиться и проиграть хорошие и плохие моменты с помощью воображения. Или, когда событие уже произошло, благодаря воображению мы его проживаем еще раз в более легкой форме, тем самым успокаивая (или, наоборот, усиливая) эмоции и ощущения.
5. Преобразовательная
Формы воображения
1.Пассивное. Возникает само собой, без нашей воли.
- Сновидения — действует пассивное непроизвольное воображение.
- Грёзы — действуют дневные защитные фантазии, пассивное произвольное воображение.
- Галлюцинации — действуют под воздействием болезни, или под воздействием каких-либо психотропных веществ (наркотические средства или алкоголь).
2. Активное. Мы прилагаем усилия для воображения.
- Воссоздающее воображение. Это воображение того, что в реальности человек встречал или видел, возможно, отчасти содержит новое.
- Творческое воображение. Это воображение совершенно нового, ранее не существовавшего в опыте человека.
Воображение — это один из фундаментальных психических процессов, которые определяют в целом наше интеллектуальное развитие. Поэтому развитие воображения — один из важнейших вкладов в свой интеллект.
Воображение человека: советы по развитию
Самыми простыми способами развития воображения являются:
- Накопление различных ярких образов из реальной жизни: наблюдение за природой, животными, просмотр произведений искусства (живопись, скульптура), прослушивание звуков природы, классической музыки.
- Попробуйте в ярких красках представить себе человека, которого Вы знаете, но который в данный момент отсутствует рядом с Вами. Вспомните и представьте, какой он, как улыбается, какого цвета глаза, структура волос, наклон головы при разговоре.
- Попробуйте придумать несуществующее животное и описать, как оно живет, чем питается, где живет, как взаимодействует с другими животными, какие звуки издает.
Воображайте и развивайтесь!
Воображение человека. Ирина Пермякова
Данная статья входит в цикл статей о воображении.
Часть первая Что самое главное в интеллекте?
Часть вторая [Вы прочитали её выше] Воображение человека | Что такое воображение?
Часть третья
Похожие записи
Google+
Мой мир
Одноклассники
Активное воображение — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Активное воображение (Active imagination) — метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т. п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.
Суть метода впервые продемонстрирована Карлом Густавом Юнгом в статье «Трансцендентная функция», которая была написана в 1916 году, однако опубликована только в 1957 году[1]. Публично метод впервые показан создателем аналитической психологии в 1928 году в книге «Отношения между эго и бессознательным» (§§341—373) и спустя год в предисловии к переводу китайского трактата «Тайна Золотого Цветка
Название «активное воображение» подразумевает, что представляемые субъектом образы живут собственной жизнью, и символические события разворачиваются в соответствии с собственной логикой. Юнг считал, что если пациент просто сосредоточится на воображаемой картине, бессознательное начнёт порождать серию образов, складывающихся в сюжет[6]. Для описания процесса используется такая аналогия, как видение[7].
Швейцарский психиатр настаивал на реальности возникающих образов в том смысле, насколько реален, например, зелёный цвет. Известно, что цвета не существуют сами по себе, за ними на самом деле скрываются электромагнитные волны определённой частоты[8]. Так же за фантазийными образами стоят реальные психические процессы, выявить которые можно с помощью интерпретации[9]. В то же время задача активного воображения заключается не столько в понимании личностью её бессознательных процессов, сколько в их переживании. Полное переживание возможно только тогда, когда индивид примет активное участие в воображаемых событиях[10].
По мысли создателя метода, терапевтический смысл последнего заключается в следующем. Пьер Жане в работе «Психологические методы лечения» (1919 год) создал теоретическую модель неврозов, опирающуюся на понятия силы и напряжения психической энергии. По этой модели астения, в частности, представлялась как недостаточность психологической силы, для её лечения предлагалось восстановить баланс доходов и расхода психической энергии[11]. Однако Юнг считал, что вследствие закона сохранения энергии психическая энергия не может исчезать бесследно. Но вместе с тем баланс психической энергии может смещаться в сторону или сознания, или бессознательного. Позволяя бессознательным фантазиям прорываться на поверхность, можно тем самым переместить психоэнергетический баланс пациента в пользу сознания. На практике это выглядит как изменение сознательных установок индивида[12].
Воздействие на сознательные установки может быть достаточно глубоким. Подобного рода изменения Юнг назвал трансцендентной функцией, что понимается им как способность человеческой души к превращениям. Швейцарец усмотрел в этом параллели между психологией и алхимической философией[13].
По утверждению Марии-Луизы фон Франц, метод активного воображения входит в один ряд с такими европейскими техниками медитации, как аутогенная тренировка Иоганна Шульца (1932 год), «терапевтическая медитация» Карла Хаппиха (d) (1932 год), «направленное фантазирование (d)» Робера Дезуаля (d) (1938 год), методы Харальда Шульца-Хенке (d) и Фридриха Мауца[d][14].
Отличия юнговской методики заключаются в следующем. Юнг не предписывает пациенту конкретных упражнений на физическое расслабление, как в аутогенной тренировке. Активное воображение не заставляет пациента обращаться к набору выработанных аналитиком тематик, в отличие от метода Карла Хаппиха, задающего пациенту заранее заготовленный образ вроде «луга детства» или «горы». Наконец, Юнг предлагает менее активное руководство поведением пациента во время медитации со стороны психотерапевта, чем это предусмотрено в направленном фантазировании[15].
Метод активного воображения побудил французского исламоведа Анри Корбена к созданию концепции мира воображаемых форм (mundus imaginalis). Данную концепцию, выведенную из мусульманского теософского понятия Малакут[en], Корбен представлял себе как метафизическую основу для активного воображения[16]. Впоследствии концепция mundus imaginalis была использована Джеймсом Хиллманом в качестве одной из фундаментальных основ архетипической психологии[17].
Также активное воображение стало отправной точкой для создания Ханскарлом Лёйнером метода символдрамы, хотя впоследствии символдрама стала использовать в качестве своей теоретической базы психоанализ[18][19][20].
- ↑ Юнг, 1997, с. 284, 300—312.
- ↑ Юнг, 2010.
- ↑ Юнг, 1994.
- ↑ Психотерапия, 2016, с. 29, 47.
- ↑ Тавистокские лекции, 2010.
- ↑ Тавистокские лекции, 2010, с. 183—184.
- ↑ Юнг, 2010, с. 251.
- ↑ Гагарин А. П. Свет // Физическая энциклопедия : [в 5 т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 4: Пойнтинга — Робертсона — Стримеры. — С. 460. — 704 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85270-087-8.
- ↑ Юнг, 2010, с. 247—248.
- ↑ Юнг, 2010, с. 242, 245—246, 248.
- ↑ Элленбергер Г. Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии = The discovery of the unconscious. — М.: Академический проект, 2018. — Т. 1. От первобытных времён до психологического анализа. — С. 450—453. — 550 с. — (Психологические технологии). — 300 экз. — ISBN 978-5-8291-2159-4.
- ↑ Юнг, 2010, с. 244, 248.
- ↑ Юнг, 2010, с. 249.
- ↑ Психотерапия, 2016, с. 47.
- ↑ Психотерапия, 2016, с. 45.
- ↑ Корбен А. Биографический постскриптум к философскому интервью // Традиция : сборник. — М.: Евразийское движение, 2014. — Вып. 6. — С. 77—78. — ISSN 2227-0787.
- ↑ Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2.
- ↑ Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с.
- ↑ Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3.
- ↑ Bolle R. Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод: Болле Р. Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
- Беннет Е.-А. Что на самом деле сказал Юнг = What Jung really said. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — С. 96—100. — 160 с. — (Философия). — 2,500 экз. — ISBN 978-5-17-055779-0.
- Дикманн Г., Юнг Э. Дальнейшее развитие аналитической (комплексной) психологии // Энциклопедия глубинной психологии: В 4 томах = Tiefenpsychologie: 4 Bände / Гл. ред. Д. Эйке. — М.: Когито-Центр, МГМ, 2004. — Т. IV. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. — С. 368—370. — 588 с. — (Psychologie des 20 Jahrhunderts). — 4,000 экз. — ISBN 5-89353-076-4.
- Франц М.-Л. фон. Алхимическое активное воображение = Alchemical active imagination. — М.: Клуб Касталия, 2016. — 236 с.
- Франц М.-Л. фон. Психотерапия = Psychotherapy. — М.: Клуб Касталия, 2016. — 250 с.
- Ханна Б.[d]. Встреча с душой. Метод активного воображения Карла Густава Юнга = Encounters with the Soul: Active imagination as developed by C. G. Jung. — М.: Клуб Касталия, 2015. — 304 с. — ISBN 978-5-519-60682-0.
- Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // О психологии восточных религий и философий. — М.: Медиум, 1994. — С. 165—167. — 240 с. — (Первые публикации в России). — 15,000 экз. — ISBN 5-85-691-010-9.
- Юнг К. Г. Отношения между эго и бессознательным // Очерки по психологии бессознательного = Two essays on analitical psychology. — 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2010. — С. 241—254. — 352 с. — 2,000 экз. — ISBN 978-5-89353-240-1.
- Юнг К. Г. Тавистокские лекции // Символическая жизнь = The Symbolic Life. — 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2010. — С. 181—194. — 326 с. — (Карл Густав Юнг. Сочинения). — 2,000 экз. — ISBN 978-5-89353-241-8.
- Юнг К. Г. Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное: Сборник = The Portable Jung. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 284—312. — 544 с. — (Классика психологии). — 10,000 экз. — ISBN 5-7914-0012-8.
- Chodorow J. Active imagination (Analytical psychology) // International Dictionary of Psychoanalysis = Dictionnaire international de la psychanalyse / Ed. in chief A. de Mijolla. — Thomson Gale, 2005. — P. 14—15. — 2196 p. — ISBN 0-02-865924-4.
- Weaver R. The old wise woman: A study of active imagination. — 1st ed. — V. Stuart, 1964. — 143 p.
ВООБРАЖЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
ВООБРАЖЕ́НИЕ, способность конструировать образы.
Воображение в истории философии
Понятие В. (греч. φαντασία ) как особой ментальной способности впервые введено Платоном. В. описывается в «Филебе» как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделённого от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (сам термин впервые появился в «Государстве»). Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые отпечатки прообразов-эйдосов, или идей, то и способность В. как создающая образы неизбежно вносит искажения в представляемое ею. Развёрнутую теорию В. впервые даёт Аристотель в соч. «О душе»: В. есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы (φαντάσματα), отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления; это состояние есть некоторая деятельность, следующая за деятельностью чувственного восприятия; В. является промежуточным между чувственным восприятием и дискурсивным мышлением, поскольку, с одной стороны, оно не может действовать вне и помимо тела (поэтому В. есть у большинства животных), с др. стороны, оно доставляет необходимый материал мышлению, уже неявно предполагая не просто представление свойств предмета, но и некоторое о нём суждение, что может явиться источником возможных ошибок. Намеченная у Платона иерархия познават. способностей подробно разрабатывается Аристотелем и позднейшими платониками: чувственное восприятие (αἲσϑησις, sensus), В. (φαντασία, imaginatio), дискурсивно-логич. мышление (διάνοια, ratio), предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум (νοῦς, intelligentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в её полноте. Во многом под влиянием стоиков В. начинает пониматься как творч. продуктивное В. (Секст Эмпирик и др.). Концепция В. получает дальнейшую разработку и уточнение в неоплатонизме, особенно у Плотина и Прокла. Через Августина и Боэция понятие В. (imaginatio) как отд. познават. способности переходит в схоластику, где В. уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте).
Понятие В. играет заметную роль в философии Нового времени; наряду с разумом, памятью и чувствами оно является одной из функций «познават. силы», или способности души, для Р. Декарта. Учение Канта о способности В. (Einbildungskraft) во многом определило трактовку В. в последующей филос. традиции. Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) В. (подобное различение можно найти ещё у Христиана Вольфа). Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, В. определяется Кантом как «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» («Критика чистого разума», B 151). Продуктивное В. связывает воедино многообразие чувственного созерцания (с которым В. роднит способность наглядного представления предмета) в соответствии с категориями рассудка (с которым В. роднит спонтанность, т. е. самодеятельность). Репродуктивное В., напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori. Продуктом чистого В. является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой – с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временны́х определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием. Кроме того, согласно Канту, решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре В. и рассудка.
В. как творч. способность играет центр. роль у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении «Наукоучения» (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого В. через противопоставление и взаимоограничение «я» и «не-я». Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое В. является источником действительности и в конечном счёте самой действительностью. В философии тождества Шеллинга «воображение природы» есть организм, в котором находят своё наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. С понятием творческого В. тесно связано понятие гения (у Ф. Шиллера, Ф. Шлегеля, а также В. Гумбольдта и Шеллинга).
Понятие В. существенно для теории познания, развиваемой в рамках аналитической философии. Так, согласно Г. Райлу, В. как единая и отдельная познават. способность есть только фикция, к В. обыкновенно относят разнообразные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Оживлённо обсуждается вопрос о роли образов В. как наглядных представлений в познании.
В феноменологии Э. Гуссерля В. было описано как осн. механизм конструктивной деятельности чистого сознания: в результате «феноменологич. редукции» психологич. особенности восприятия и мышления были вынесены за скобки и на первый план выступили различия операций презентации и репрезентации некоторого содержания сознанию. М. Мерло-Понти и Ж. П. Сартр, пытавшиеся преодолеть замкнутость феноменологич. подхода рамками сознания, рассматривали образы В. не как объекты в сознании, а как особое отношение к реальным объектам, придающее им статус одновременно существующих и несуществующих.
Воображение в психологии и когнитивной науке
Согласно представлениям, разработанным в психологии и психофизиологии (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), функции В. состоят в предвосхищении результатов действия и в создании образа желаемого будущего. Осн. различение в эмпирич. исследованиях В. проводится между репродуктивным и продуктивным, или творческим, В. Процессы репродуктивного В. относятся при этом к сфере феноменов памяти, а процессы продуктивного В., лежащего в основе худож. и науч. творчества, – к проявлениям мышления. Различают также непроизвольное и произвольное (или активное) В. К числу феноменов непроизвольного В. иногда относят сновидения и образы, спонтанно возникающие при изменённых состояниях сознания.
Эксперим. изучение В. первоначально было сосредоточено на описании его индивидуальных особенностей, таких как относительное доминирование зрительных, слуховых или тактильно-кинестетич. образов (Ф. Гальтон). В объяснениях феноменов В. преобладали физико-химич. аналогии: так, О. Кюльпе объяснял образы последействием ощущений, а Г. Эббингауз сравнивал их с фотографич. отпечатками. С распространением бихевиоризма изучение процессов В. приостановилось до появления во 2-й пол. 20 в. когнитивной психологии. Совр. исследования В. показали, что характер мысленных преобразований образов часто соответствует манипуляциям с физич. объектами, осуществляемым в трёхмерном пространстве. Исследования творч. В. показали ограничения, накладываемые на В. привычными схемами опыта. При попытке вообразить нечто необычное, напр. кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару, торчащей у кита во рту, а, скажем, не на спине, наподобие трубы. Важным направлением стало изучение роли В. в качестве мнемотехнич. стратегии, улучшающей запоминание (см. Мнемотехника). Чем необычнее образы, тем больше они способствуют запоминанию. В психометрич. исследованиях интеллекта оценки творч. В. входят в число осн. компонентов креативности. Методы, стимулирующие творч. В., разработаны в психотерапии (метод «активного В.», восходящий к работам К. Г. Юнга, считавшего, что В. открывает путь к осознанию и интеграции бессознат. содержаний) и в групповых техниках генерирования идей («мозговой штурм»).
Исследования познават. развития ребёнка свидетельствуют о многообразии форм В., включённых в восприятие и память (первые месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 мес), а затем и в более сложные процессы рефлексивного мышления и социального интеллекта (напр., в индивидуальную теорию психики, предполагающую учёт знаний и намерений другого человека). Нарушения психич. развития часто сказываются на особенностях В. ребёнка и взрослого. Напр., дети с аутизмом могут испытывать специфич. трудности в случае задач, требующих представления никогда не существовавших, фантастич. объектов.
Дискуссионным остаётся объяснение отношений В. и восприятия: идёт ли речь о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», или эти процессы качественно различны. Восприятию требуется В. для интерпретации воспринимаемого, в свою очередь, В. опирается на восприятие, дающее материал для построения образов. У. Найссер описал В. как результат перцептивных ожиданий: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, происходит восприятие, если нет – В. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и В., так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы, либо, наоборот, выпадение функций В. наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия. Визуализация предметов или представление мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга. Вместе с тем В. увеличивает активацию передних отделов коры, связанных с когнитивным контролем, а не с восприятием.
В когнитивной лингвистике и психолингвистике чтение и речевое общение иногда трактуется как процесс применения языковых средств для управления В., т. е. для того, чтобы читатель или слушатель представил описываемую ситуацию именно так, как это имел в виду говорящий или автор текста. Одним из множества подобных средств управления В. является обращение отношений фигуры и фона. Напр., формально похожие фразы «дерево рядом с домом» и «дом рядом с деревом» вызывают разные образы – во втором предложении дом как бы уменьшается в размерах по сравнению с огромным или каким-то особенным деревом.
В современных работах по моделированию процессов познания у человека понимание В. как фундам. механизма науч. мышления связано с работами основателя логико-математич. интуиционизма, Л. Э. Я. Брауэра, а также С. А. Крипке, создавшего концепцию «семантики возможных миров».
К особенностям худож. В. относится приём «контрастного совмещения», мобилизующий внимание благодаря необычному сочетанию образов, помещению привычного образа в необычный контекст (или фантастич. содержания в реалистич. контекст). Вариантом контрастного совмещения является метафора. Наряду с совмещением в процессах худож. В. используются трансформация и инверсия объектов и их отношений, напр. трансформация идентичности людей и предметов, увеличение и уменьшение их размеров или социального «веса» (аналогичные приёмы гиперболы и литоты описаны в риторике).
ВООБРАЖЕНИЕ — Новая философская энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ – способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении.
Понятие воображения (φαντασία) как особой ментальной способности представления впервые в греческой философии вводится Платоном. Воображение описывается в «Филебе» (38 а – 40 е; без употребления самого термина) как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделенного от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (самый термин впервые используется в «Государстве» 382 е; ср. «Теэтет» 152 с, 161 е). Подобная способность души оказывается способностью творческой, благодаря которой душа в состоянии изображать или «рисовать» образы вещей, не только копируя, но и произвольно внося разнообразные изменения. Поскольку для Платона образы, т.е. вещи и их изображения, суть лишь слабые преходящие отпечатки сущего, прообразов-эйдосов, или идей, то и способность воображения, как создающая образы, неизбежно должна вносить некоторое искажение в представляемое ею, т.е. быть причастна не-сущему и иррациональному. Воображение, кроме того, является посредником между чувственным восприятием и мнением как завершающим дискурсивное мышление (в «Софисте» 263 d – 264 b Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения), одновременно и разделяя и соединяя, подобно мосту, чувственное и умопостигаемое. С первым воображение роднит способность создавать наглядные образы, со вторым – то, что эти образы всегда уже как-то истолкованы, относятся не только к прошедшему и настоящему, но и проецируются в будущее. У Платона намечается, т.о., иерархия познавательных способностей, подробно разработанная позднейшими платониками (напр., Боэцием в «Утешении философией»): чувственное восприятие (αἴσϑησις, sensus), воображение (φαντασία, imaginatio), дискурсивно-логическое мышление (διάνοια, ratio), «собирающее» истинный смысл посредством ряда утверждений и доказательств, всегда потому предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум (νοῦς, inteffigentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в ее полноте.
Развернутую и разработанную теорию воображения впервые дает Аристотель в сочинении «О душе» (III 3, 427 b 14 сл.). Известен целый ряд различных толкований аристотелевского понятия воображения. Основные черты воображения, которые можно выделить, суть следующие: воображение есть устойчивое состояние или свойство (ἔξις) ума порождать образы (φαντάσματα), отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления. Устойчивое это состояние есть некоторая деятельность, заключающаяся в движении, следующем за деятельностью чувственного восприятия (О душе III 3, 429а 1–2; ср. Met. V 20, 1022b 4–5). В отличие от доставляемых чувственным восприятием ощущений, которые всегда истинны, представления по большей части ложны. Воображение при этом является промежуточным между чувственным восприятием и рациональным дискурсивным мышлением, ибо, с одной стороны, не может действовать вне и помимо тела (поэтому воображение есть у большинства животных). С другой стороны, предположение и сочетание суждений (ὑπόληψις) и даже само дискурсивное мышление не обходятся без воображения, которое доставляет необходимый материал мышлению, причем воображение уже неявно предполагает не просто представление свойств предмета ἴδια), но и некоторое о нем суждение.
Античные теории воображения не делают явного различия между тем, что позже Кант называл продуктивным и репродуктивным воображением, т.е. воображением, способным произвольно создавать свои образы, и воображением, лишь более или менее точно копирующим и воспроизводящим образы, исходящие от иных познавательных способностей, чувственного восприятия или мышления. Понятие продуктивного воображения впервые появляется у Филострата как способность создания образов подлинной реальности в противоположность несовершенному подражанию в телесных вещах. Аристотелевское описание воображения позволяет, впрочем, понимать его и как репродуктивное, и как продуктивное, коль скоро воображение – единственная способность, которая может представлять образы в соответствии с нашим желанием и произволом. Наконец, воображение связано с движением, возникающим, из деятельности чувственного восприятия. Т.о., можно указать на следующие черты воображения, сходным образом представленные у Платона и Аристотеля: воображение занимает промежуточное положение между чувственным восприятием и мышлением; обладает уникальным свойством действовать произвольно, повинуясь одному только (возможно, немотивированному) желанию; есть способность наглядного представления как телесных, так и идеальных объектов; к воображению всегда примешано иррациональное и искажающее и потому ложное; наконец, воображение может наглядно представлять движение.
Во многом под влиянием стоиков φαντασία начинает пониматься как творческое продуктивное воображение. Согласно Сексту Эмпирику, люди отличаются от животных не тем, что обладают воображением – ибо им наделены также и животные, – но тем, что специфически человеческое воображение позволяет совершать разнообразные переходы, изменения и сочетания в самом же воображении. В эллинистической и позднеантичной философии воображение понимается гл. о. в платоновско-стоическом смысле, в частности, Лонгином, Квинтилианом, Филоном, Максимом Тирским, Халкидием, св. Василием Великим и другими мыслителями.
Существенное уточнение и дальнейшую разработку концепция воображения получает у позднейших неоплатоников, в частности у Плотина, Порфирия, Сириана и Прокла. Вслед за Платоном и Аристотелем Плотин понимает воображение как промежуточную способность души образовывать психические образы (непосредственно связанную со способностью удержания этих образов, памятью), выступающие посредниками между чувственными данными и идеальными объектами. Воображение, однако, отлично как от чувственного восприятия, так и от мышления, поскольку, с одной стороны, собирает данные чувственного восприятия воедино, а с другой – отражает акты мышления ума (νόημα), представленные в дискурсивном мышлении. Воображение удерживает, т.о., свою двойственность, поскольку, с одной стороны, сродно телесному и причастно небытию, в нем присутствует нечто темное и иррациональное, ибо воображение представляет образы телесного наглядно как делимые в самом же воображении, т.е. как имеющие части, а кроме того, воображение способно произвольно создавать свои образы невиденного (кентавра или химеры), менять и искажать их, относя ко всецело вымышленному. С другой же стороны, образы воображения, в отличие от физических, точны и способны являть не только телесные предметы, но и невидимое, вечные и неизменные идеальные объекты и их свойства (ср. Энн. I. 8.14–15; III. 6.15; IV. 6.3: Прокл. Комм. к Евклиду 51–56, 78–79, Комм. к «Тим.» III 235, III 286–287; Порфирий. Сент. 8, 16, 37, 43, 47–48, 54–55; Сириан. Комм. к «Мет.» 98 cл.).
Между тем Плотин придает воображению и некоторые черты, лишь только намеченные у Платона и Аристотеля, которые оказываются важнейшими при дальнейшей разработке понятия воображения у неоплатоников. Во-первых, Плотин различает две способности воображения – высшую, синтезирующую и воспроизводящую данные чувственного восприятия, относимую к высшей, не связанной с телом, душе, а также низшую способность воображения, неопределенную и нерасчлененную, относимую к воплощенной в теле душе (Энн. IV. 3.31: ср. III. 6.4.). Обычно, впрочем, оба типа воображения неразличимы, поскольку в обычном состоянии высшее воображение преобладает и как бы вбирает в себя низшее, подобно малому пламени, становящемуся невидимым в большом огне; когда же душа пребывает в возмущении и страстном состоянии, низшее воображение заслоняет своими образами высшее, делая его неразличимым. Во-вторых, Плотин указывает на примечательный параллелизм между воображением и особой нефизической, т.н. интеллигибельной, или геометрической, материей, присущей только геометрическим объектам (ὔλη νοητή, впервые введенной Аристотелем в «Метафизике» VII 10–11 b VIII 6: ср. Энн. II. 4.1–5). Поскольку воображение представляет свои образы как протяженные, оно может быть уподоблено некоему протяжению, впрочем нефизическому, в котором могут воплощаться геометрические фигуры, имеющие у Платона статус промежуточных между физическими вещами и их идеальными прообразами-эйдосами. Воображение в таком случае и оказывается тем особым мнимым протяжением – интеллигибельной материей, той стихией, в которой геометрические объекты наличны как протяженные, как воображаемо-наглядно представимые и как вычерчиваемые самим же воображением как подобия идеальных прообразов, которые сами не наглядны и невообразимы, но только мыслимы (так, эйдос круга не кругл, тогда как круг в воображении – действительно кругл, в отличие от любого его физического подобия, всегда неизбежно искаженного). Как показывает Прокл, геометрические объекты воссоздаются и представляются из своих идеальных прообразов в воображении (подобно тому, как слова являются продуктом рассудка и воображения, φαντασία λεκτική или σημαντική). Геометрические предметы выстраиваются при этом кинематически, т.е. как бы вычерчиваются посредством движения другого геометрического объекта меньшей размерности. Т.о., самая геометрия как наука оказывается не только основанной на разуме, но также и коренящейся в воображении.
Через Августина и Боэция понятие воображения (imaginatio) как отдельной познавательной способности переходит в средневековую схоластику, где воображению уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте) как одной из ведущих познавательных способностей человеческой души.
В философии Нового временя понятие воображения играет заметную роль. Наряду с разумом, памятью и чувствами воображение является одной из функций «познавательной силы» или способности души для Декарта. В частности, воображение есть «известное применение познавательной способности (т.е. разума) к телу, которую перед ней внутренне присутствует» (Med. VI, AT VII 71–72). Трудность в понимании роли воображения в процессе познания и в общей структуре познавательных способностей состоит для Декарта в том, что воображение прежде всего воспроизводит и собирает в одно целое образы чувственного, т.е. телесного, и затем уже передает их для дальнейшего истолкования разуму, образы, или «идеи», которого нематериальны. Поскольку Декарт принимает две взаимодополнительные конечные субстанции – материальное протяжение и мышление – воображение оказывается отнесенным к телесному как протяженному, но к телесному должны быть отнесены и представимые в воображении геометрические фигуры, поскольку они протяженны. Однако способ, каким протяженные образы воображения представляются как непротяженные нематериальные «идеи» разума, остается для Декарта столь же непроясненным, сколь и взаимодействие тела и души или тайна воплощения души в теле.
Ключевой фигурой для понимания понятия воображения в новой философии является Кант. В учении Канта о способности воображения (Einbildungskraft) следует подчеркнуть две важнейшие черты, во многом определяющие трактовку воображения в последующей философской традиции. Во-первых, Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) воображением. Подобное различение можно найти еще у Хр.Вольфа, который принимает воображение как способность души порождать образ вещи в отсутствие самой вещи, а также воссоздавать образ вещи как целой, дополняя чувственное восприятие, никогда не завершенное (позже Гегель в «Эстетике» делает попытку провести различие между пассивным воображением и творческой фантазией). От воссоздающего, или воспроизводящего, репродуктивного воображения отлична у Вольфа продуктивная способность, facultas fingendi, позволяющая творить никогда не виданные образы посредством разделения и сочетания образов уже известных (Psychologia empirica, par. 117). Во-вторых, Кант трактует воображение как промежуточную способность между чувственностью и рассудком. До Канта подобное истолкование воображения как посредующей познавательной способности души, имеющей черты общности как с чувственностью, так и с рассудком, можно найти у Лейбница, в чем последний в сущности следует Аристотелю и неоплатоникам. Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, воображение определяется Кантом как «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» (Критика чистого разума, D 151; Соч., т. 3, с. 204). Продуктивное воображение определяет и синтезирует или связывает воедино a priori многообразие чувственного созерцания (с которым воображение роднит способность наглядного представления предмета) согласно единству чистой апперцепции (т.е. неэмпирического представления «я мыслю», сопровождающего всякий акт мышления) в соответствии с категориями рассудка, способного мыслить многообразие чувственного опыта в единстве (с рассудком воображение роднит спонтанность, т.е. самодеятельность: ср. Критика чистого разума, А 124). Продуктивное воображение есть поэтому «способность a priori определять чувственность, и его синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения» (Соч., т. 3, с. 205). Репродуктивное воображение, напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori (Критика чистого разума, В 152; Соч., т. 3, с. 205). Продуктом чистого воображения является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой – с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временных определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием, являясь «представлением об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ» (Критика чистого разума, А 140; Соч., т. 3, с. 223). Т.о., творческое воображение является важнейшей предпосылкой возможности познания, одновременно соединяя и разделяя чувственность и рассудок.
Воображение как творческая способность играет центральную роль у Фихте и Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении «Наукоучения» (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого воображения через противопоставление и взаимоограничение «Я» и «не-Я». Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое воображение является источником действительности и в конечном счете самой действительностью. Для Шеллинга продуктивное воображение выступает как посредник между сферой теоретического и практического. В философии тождества Шеллинга «воображение природы» есть организм, в котором находят свое наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. При этом реальное (мир природы) образуемо посредством воображения (Einbildung) бесконечного в конечное; идеальное (мир духа), напротив, воображением конечного в бесконечное. Воображение, т.о., понимается как ничем внутренне не связанное и не ограниченное, как конститутивное для самого бытия. Кант, впрочем, отвергает подобное истолкование понятия воображения, ибо воображению нет места в практической философии, в области моральных принципов и поступков, где, по мысли Канта, только и возможна человеческая свобода.
Творческое воображение оказывается определяющим для эстетики и искусства Нового времени. Так, Ф.Бэкон полагает воображение основой поэзии (De augm. scient.). Кант определяет воображение в «Критике способности суждения» как способность представления эстетических идей, причем решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре воображения и рассудка. Для Шеллинга мир есть совершенное и прекрасное творенье Божье и потому действительность есть абсолютное произведение искусства (как и для Новалиса), в которое множественность привносится «божественным воображением». Создавая свое произведение, художник уподобляется Творцу, однако не посредством разума, но прежде всего посредством воображения. Воображение в таком случае должно быть решительно неограниченным (т.е. бесконечным, способным воображать самое себя бесконечным), являющим безграничную свободу. Свобода тогда может и должна пониматься как свобода творчества творческого же воображения, что и подчеркивается в романтизме. В частности, с понятием творческого воображения оказывается тесно связанным понятие гения (у Шиллера, Ф.Шлегеля, а также В. фон Гумбольдта и Шеллинга) как человека с особо развитым воображением, художника и в особенности поэта, не описывающего (и, т.о., ни в коем случае не подражающего), но предписывающего законы прекрасному и действительному, по сути творящего их. В современном искусстве античное понятие свободы, понятой как непреложность и обязательность красоты, правды и добра, зачастую подменяется произвольностью, проявляющейся в произведениях иллюзорно свободного, ничем не ограниченного творческого воображения. После Канта понимание воображения как посредующего между чувственностью и рассудком, как связанного с материалом чувственности, способное, впрочем, этот материал по-иному организовывать, становится общим местом в психологии и антропологии. Однако во 2-й пол. 19 в. психология во многом отказывается от рассмотрения традиционных способностей души, предлагая совершенно иные истолкования феноменов, прежде связываемых с воображением (сны, мечты, сумасшествие; на связь последнего с воображением указывает Дильтей). Для подобных истолкований воображение уже не играет существенной роли (как, напр., в психоанализе Фрейда).
Понятие воображения существенно для теории познания, развиваемой в рамках современной аналитической философии. Крайнюю точку зрения на воображение высказал Г.Райл, согласно которому воображение как единая и отдельная познавательная способность есть только фикция, к воображению же обыкновенно относят разнообразные и зачастую разнородные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т.д. Весьма оживленно обсуждается вопрос о роли образов воображения как наглядных представлений в познании: Согласно одной точке зрения, содержание подобных образов может быть адекватно представлено и описано синтаксически, а посему указанные образы не имеют решающего значения для мышления. Согласно же противоположной точке зрения (picture theory of imagery), воображаемое невозможно свести к описанию в общих терминах, поскольку в содержании воображаемого неизбежно присутствует пространственная компонента, т.е. наглядно представляемое содержание, обладающее автономностью. «Критика чистого воображения», выяснение его природы и предмета (в онтологии), а также содержания и границ в отношении к различным познавательным способностям (в гносеологии) по-прежнему остается важной задачей философии.
Литература:
1. Ploiinus. Plotini opera, ed. P.Henry and H.Schwyzer, Vol. I–ΙII. Oxf., 1964–1982:
2. Proclus. In primum Euclidis elementoram librum commentaria. Rec. G.Frielein. Lpz., 1873;
3. In Platonis Timaeum commentaria, Vol. I–III, Ed. E.Diehl. Lpz., 1903–1906;
4. Porphyry. Sententiae ad intelligibilia ducentes. Ed. E.Lamberz. Lpz., 1975;
5. Syrianus. In Metaphysica commentaria. Ed. G.Kroll. В., 1902;
6. Бородай Ю.M. Воображение и теория познания. М., 1966;
7. Шичалин Ю.А. Историческая преамбула. – В кн.: Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. М., 1994;
8. Sartre J.-P. L’Imaginaire. P., 1940;
9. Homann K. Zum Begriff Einbildungskraft nach Kant. – «Archiv für Begriffsgeschichte», 14 (1970), 266–302;
10. Blumenthal H.J. Plotinus’ Psychology. His Doctrines of the Embodied Soul. The Hague, 1971;
11. Hannay A. Mental Images: A Debate. L., 1971;
12. Watson G. Phantasia in Classical Thought. Galway, 1988;
13. Wedin M. Mind and Imagination in Aristotle. New Haven – L., 1988;
14. White A.R. The Language of Imagination. Oxf., 1990;
15. Туе М. The Imagery Debate. Cambr. (Mass.), 1992;
16. Nikulin D. Metaphysik und Ethik. Theoretische und praktische Philosophie in Antike und Neuzeit. Münch., 1996.
Д.В.Никулин
Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- воображение — орф. воображение, -я Орфографический словарь Лопатина
- Воображение — Фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Большая советская энциклопедия
- воображение — ВООБРАЖ’ЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего-нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. Толковый словарь Ушакова
- воображение — ВООБРАЖЕНИЕ, я, ср. 1. Способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление. Богатое в. Творческое в. 2. Домысел, плод фантазии (разг.). Его доброта это только твое в. Толковый словарь Ожегова
- ВООБРАЖЕНИЕ — ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. Большой энциклопедический словарь
- воображение — См. воображать Толковый словарь Даля
- воображение — • безудержное ~ • буйное ~ • неиссякаемое ~ • неистощимое ~ • необузданное ~ • пламенное ~ • сильное ~ Словарь русской идиоматики
- воображение — Фантазия ср. !! мысль см. также -> игра воображения Словарь синонимов Абрамова
- воображение — сущ., кол-во синонимов: 6 домысел 17 плод фантазии 13 предположение 23 рисование 14 творческая фантазия 2 фантазия 33 Словарь синонимов русского языка
- воображение — воображение ср. 1. Способность воображать I 1., мыслить образами. 2. разг. Нечто нереальное, призрачное; плод фантазии, домысел. 3. Представление, понятие о чём-либо. Толковый словарь Ефремовой
- воображение — При положительной оценке. Безудержное, богатое, буйное, бурное, вдохновенное, великое, горячее, дерзкое, живое, игривое, могучее, неиссякаемое, неистощимое, необузданное, нетерпеливое, острое, пламенное, поэтическое, прихотливое, пылкое, развитое… Словарь эпитетов русского языка
- Воображение — Способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. — основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте. Деятельность… Словарь по культурологии
- Воображение — Психический процесс формирования новых образов и идей на основе данных прошлого опыта. Медицинская энциклопедия
- Воображение — Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- воображение — сущ., с., употр. часто (нет) чего? воображения, чему? воображению, (вижу) что? воображение, чем? воображением, о чём? о воображении 1. Воображение — это способность человека мыслить образами, представлять что-либо, фантазировать. Богатое воображение. Толковый словарь Дмитриева
- воображение — ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination — воображение, фантазия) — важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- воображение — Воображение, воображения, воображения, воображений, воображению, воображениям, воображение, воображения, воображением, воображениями, воображении, воображениях Грамматический словарь Зализняка
- воображение — ВООБРАЖЕНИЕ -я; ср. 1. Способность воображать, мыслить образами; фантазия. Богатое в. Творческое в. Поразить чьё-л. в. У тебя нет воображения. 2. Разг. Домысел, плод фантазии. Это только твоё в. Толковый словарь Кузнецова
- ВООБРАЖЕНИЕ — ВООБРАЖЕНИЕ — англ. imagination; нем. Vorstellung. Основанный на использовании и преобразовании имеющегося опыта психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслительных комбинаций. Социологический словарь
- воображение — Воображ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
- Воображение — Фантазия, психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются. Работа В. осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний. Педагогический терминологический словарь
Воображение — Психологос
Фильм «Меч в камне»
Воображение — погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла — изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». — Такие возможности воображения — основа мысленных экспериментов. См.→
Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние — сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.
Виды воображения
Воображение бывает непроизвольным, прозвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника — пустыми мечтаниями.
Воображение в практической психологии
Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
ВООБРАЖЕНИЕ — это… Что такое ВООБРАЖЕНИЕ?
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов
ВООБРАЖЕНИЕ — способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.… … Энциклопедия культурологии
Воображение — Воображение ♦ Imagination Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а… … Философский словарь Спонвиля
ВООБРАЖЕНИЕ — ВООБРАЖЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций… … Толковый словарь Ушакова
воображение — Фантазия. Ср … Словарь синонимов
воображение — ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь
Воображение — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Воображение — это… Что такое Воображение?
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 589 дней].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]
Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.[2]
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- конкретное;
- абстрактное.
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
- Основная статья: Творчество как процесс
- Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
- Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
- Инсайт (озарение).
- Проверка решения.
Механизмы воображения
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
- беглость;
- гибкость;
- оригинальность;
- точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление[3]. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
- ситуации незавершенности;
- разрешение и даже поощрение множества вопросов;
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
- билингвистический опыт;
- позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
См. также
Примечания
- ↑ Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
- ↑ Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. — 1968. — № 3.
- ↑ В мире существует несколько крупных программ развития креативности у детей. Их авторы: А.Грэб; Торресант; Миклус и Гоули («Одиссея разума»)
Литература
- Воображение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. — 576 с.
- Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. — 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
- Egan, Kieran. Imagination in Teaching and Learning. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
- Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
- Петровский А. В., Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
- Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3.