Ведущая деятельность ребенка
Каждый ребенок растет ежедневно, получая все больше возможностей для своего развития. Помалу от примитивных форм манипуляций с различными предметами он переходит к более осознанным действиям. Каждое действие, даже если это «несерьезная» игра или баловство, оказывает воздействие на ребенка, на формирование его личности. Однако, только ведущая деятельность, в зависимости от возраста малыша, является самым важным фактором его психического развития. Приоритетная деятельность на данном этапе призвана сформировать деловые человеческие качества. Постепенно к концу этого возраста игра начинает становиться более отвлеченной от реальности, и малыши начинают придумывать разные ситуации.
Они определяют более жесткие правила, которые требуют исполнения.
Понятие ведущей деятельности
Понятие ведущей деятельности малыша можно сформулировать в трех ее признаках:
• содействует появлению новых деяний ребенка;
• формирует и перестраивает определенные функции психики;
• влияет на видимые личностные изменения.
Смена ведущей деятельности – это переход от одного этапа развития на следующий.
Виды ведущей деятельности
Виды ведущей деятельности малыша от младенческого возраста и до дошкольного можно охарактеризовать следующей структурой:
- Сохраняющаяся – переходит от предыдущей стадии.
- Непосредственная – свойственна для данного этапа.
- Нарождающаяся – лишь начала развиваться и станет ведущей на последующей стадии развития.
Итак, в возрастной психологии выделяется несколько видов ведущей деятельности малыша на разных стадиях его развития:
- 0 – 1 год – прямое эмоциональное общение с мамой и другими взрослыми.
- 1 – 3 года – предметно-манипулятивная деятельность.
- 3 – 7 лет – игровая.
- 7 – 11 лет – обучение.
- 11 – 15 лет – коммуникативная.
Очень важным временем для малыша является период от рождения и до 7 лет, поэтому эти стадии развития рассмотрим далее.
От 0 до 1 года
От 0 до 1 года малыш целиком зависит от мамы (или другого воспитывающего взрослого). В начале своей жизни до 2-х месяцев деятельность как таковая у ребенка не определена. С 2 до 12 месяцев приоритетная деятельность являет собой общение с матерью. Благодаря этому формируются такие новообразования:
- деление состояний, ощущений;
- непроизвольное внимание – непродолжительное фиксирование на каких-то предметах, объектах;
- самостоятельная речь;
- начало вырабатывания наглядно-деятельного мышления;
- восприятие определенных объектов.
Самое основное новообразование младенческого возраста – растущая потребность общаться.
Ранний возраст
Ранний возраст начинается от одного года. В младенчестве у ребенка сформировались такие особенности, которые дали ему возможность перейти на следующую стадию. Теперь ведущей деятельностью выступает предметно-манипулятивная. Посредством такой деятельности дети могут познавать мир под надзором взрослых.
Следует отметить, что в раннем возрасте формирование зависит от пола и уже начинает отличаться. Так, у мальчиков преобладает предметно-орудийная деятельность, а у девочек – социальная. Это все – из-за различия общения, построенного на паттернах общества. У мальчиков больше развивается абстрактное мышление, а у девочек – социальное.
Такие новообразования формируются:
- самооценка;
- вырабатывание активной речи;
- наглядно-деятельное мышление;
- узнавание и отражение;
- формирование внимания непроизвольного типа;
- создание Я-концепции.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст отличается тем, что развитие происходит в познавании людских взаимоотношений под воздействием потребности подражать им. И для детей от 3 до 7 лет поэтому в ведущую превращается игровая деятельность, которая формирует такие новообразования психики, как:
- непроизвольная память;
- слова, речь;
- наглядно-образное мышление;
- эмоциональное регулирование поведенческих аспектов;
- аналитическое восприятие;
- творчество;
- начало формирования произвольной памяти;
- речевое мышление.
Естественно, это предельно важно для последующего формирования и развития. На протяжении этого периода от 3 до 7 лет ребенок сменяет виды игровой деятельности.
Предметная игра. Она важна во время раннего возраста, хоть и не выступает ведущей. Ребенок активно пробует использовать разные знакомые предметы в новых ситуациях. Например, в качестве ложки использует палочку и кормит своих родителей и игрушек, баночка становится тарелкой или кораблем. Главная цель – научиться логике действий.
Сюжетно-отобразительная игра. В процессе познания мира малыш к 3 годам уже накапливает достаточно впечатлений, чтобы самостоятельно начать играться с игрушками. Теперь они превращаются в героев и персонажей историй, которые придумывает сам малыш. Куклы превращаются в докторов и воспитателей. Однако, ребенок еще не может самостоятельно выделить взаимоотношения между своими персонажами. Но уже способен точно обозначить поведение в реальной жизни. Его игрушки начинают играть, обижаться, радоваться, выражать разные эмоции. Игра приобретает сюжет и отражает взаимоотношения между людьми.
Сюжетно-ролевая игра. Отличие сюжетно-ролевой игры в том, что участники – несколько малышей. Они отражают отношения в сюжете, а также учатся общаться в реальности. Из игры может произойти даже конфликт, поэтому малыши учатся самостоятельно или с помощью взрослого распределять свои роли, помогать другому, доказывать, что они правы, и делиться.
Так как виды игры усложняются, задача родителей и воспитателей – расширить кругозор детей, обеспечить им новые впечатления для воображения. На основе них у ребенка будут возникать все новые сюжеты. В таком случае игра станет полезной для развития ребенка и сформирует необходимые новообразования.
понятие, влияние выбора на развитие ребенка
Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.
Определение и возрастная периодизация
Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.
На этой основе была составлена возрастная периодизация. В ней выделены следующие этапы:
- Младенчество. До года груднички нуждаются в эмоциональном общении со взрослыми.
- Малыши 1-3 лет. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами.
- Дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план для ребятишек 3-7 лет.
- Младшие школьники (с 7 до 11 лет) оказываются вовлечены в учебную деятельность.
- Для подростков с 11 до 15 лет крайне важным становится личностное общение с друзьями.
- Юноши и девушки 15-18 лет заняты профессиональным самоопределением.
Характеристика ведущей деятельности
Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка:
- перестраиваются психические процессы;
- развиваются новые психологические особенности;
- формируются другие виды деятельности.
Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее. Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. В результате этого формируются сенсорные эталоны, интеллект в виде наглядно-действенного мышления. Малыш учится ставить маленький кубик на большой, вкладывать призму в соответствующее отверстие сортера.
Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования — активной речи.
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.
В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка) виды деятельности. Создаются предпосылки для перехода на следующий возрастной этап.
Потребности малыша 1-3 лет
Ребенок раннего возраста целиком зависит от взрослого. Он не может самостоятельно удовлетворить свои потребности. К тому же крохе необходимы любовь и внимание родителей, общение с ними. Но в то же самое время малыш многое умеет делать сам. Он уверенно ходит, способен брать вещи, до которых раньше не мог дотянуться. У него появляется стремление к самостоятельности.
Разрешается возникшее противоречие через ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Кратко его можно описать как практическое совместное взаимодействие малыша и взрослого человека с предметами.
Исследовать игрушки и вещи младенцы начинают примерно в 6 месяцев. Они трясут погремушку, стучат ею, нажимают на кнопки, щупают руками и облизывают. Эти действия направлены на изучение физических свойств предмета. В раннем же возрасте ребенка больше интересует его назначение. Однако малыш не может научиться правильным действиям с предметами без помощи взрослого. У него не хватает опыта, чтобы самостоятельно понять предназначение карандаша, ложки или расчески. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — это возможность стать партнером мамы или папы.
Взрослый выступает в роли наставника, который показывает общественно-выработанные способы действий, но не выполняет их за кроху. Создается ситуация делового общения. Малыш, с одной стороны, получает необходимое внимание, а с другой, учится действовать самостоятельно.
Развитие предметной деятельности
Маленький ребенок не сразу постигает назначение игрушек и вещей вокруг себя. Все начинается с первой фазы развития ведущего типа деятельности. В раннем возрасте это любые действия с предметами, вытекающие из их свойств. Карандаши можно катать, кидать, облизывать, стучать ими, как барабанными палочками. Дети выступают в роли экспериментаторов.
Затем наступает вторая фаза, когда ребенок узнает истинное назначение предмета и использует его общепринятым образом. Малыш берет карандаш, когда хочет порисовать. И, наконец, приходит черед третьей фазы. Ребенок осваивает свободное употребление предмета, при этом постоянно помня об его основной функции. Так, играя в доктора, кроха может использовать карандаш вместо градусника.
Ведущий вид деятельности в раннем детстве является основой для интеллектуального, речевого и психологического развития малыша. Самое большое значение имеют два вида действий с предметами: соотносящие и орудийные.
Цель первых — привести предметы или их части в заранее определенные пространственные взаимоотношения. Ребенок собирает матрешку, подбирает крышки для баночек, вкладывает детали в отверстия. При этом он должен учитывать размеры, формы или цвета предметов. Освоить соотносящие действия нельзя без контакта со взрослым. Самостоятельно малыш нанизывает колечки пирамидки в произвольном порядке, у него не сформирован эталонный образец и потребность ему следовать. В совместной игре с мамой появляется желание собрать игрушку правильно.
Орудийные действия предполагают, что малыш учится обращаться с предметом так, как это принято в обществе. Он должен приспособить свои движения под характерные особенности вещи (копать лопаткой, рисовать кисточкой, вытираться полотенцем). Таким образом, ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста приводит к формированию элементарной логики. Изначально малыш несет ложку ко рту по кратчайшему пути, как печенье или сухарик. Но со временем он осознает, что так суп проливается. Ложку нужно все время держать горизонтально. Сначала ее поднимают вверх над тарелкой, а потом подносят к губам.
Взрослый как образец
Предметную деятельность малышей подробно изучал Эльконин. Особое внимание он уделял орудийным действиям, так как через их освоение происходит социализация ребенка. В развитии ведущего вида деятельности в раннем возрасте, по Эльконину, можно выделить два направления.
Первое — это постепенное овладение тем или иным действием с помощью взрослого. Сначала мама берет руки малыша и помогает ему совершить требуемые движения. Затем ему дают сделать часть действий самостоятельно. Впоследствии малышу вполне достаточно показа или словесных указаний родителей.
Без образца действия, продемонстрированного взрослым, обучение невозможно. Эльконин отметил следующие закономерности:
- Ребенок учится манипулировать с предметами тогда, когда взрослый побуждает его к этому, воздействуя на эмоции. Главное для крохи — делать что-то вместе с мамой или папой, подражать им. Когда взрослый выходит из игры, она может еще долго продолжаться.
- Малыш первоначально улавливает общий смысл действия, а затем совершенствуются его техническая сторона. Так, годовалый ребенок проводит расческой над волосами, даже не касаясь их.
- Для малыша важен не конечный результат, а правильное воспроизведение показанных взрослым действий. Образец удается повторить после многочисленных попыток.
- Совершая действия, малыш мысленно отождествляет себя со взрослым человеком.
- Родители играют сразу несколько ролей. Они одновременно образцы для подражания, наставники, контролеры и источник моральной поддержки.
Второе направление по Эльконину
Другое направление в исследованиях ученого — изучение особенностей ориентации малышей в области осваиваемого действия. Эльконин подробно рассмотрел три этапа формирования ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Психология ребенка хорошо просматривается на каждой ступени, изучаются происходящие с ней изменения.
Так, в начале первого этапа ребенок манипулирует предметом, не подозревая о его назначении. Постепенно он учится производить с ним правильные действия, но практические навыки еще не достаточно сформированы. Малыш понимает, что ложку надо поднести ко рту, но не может удержать ее горизонтально. В конце этого этапа ребенок овладевает специфическим способом действия с предметами. В его голове устанавливается жесткая связь. Дети не могут использовать изученный предмет для других операций (пить из кубика, вытирать стол носовым платком).
На втором этапе развития ребенок начинает воспроизводить освоенные действия в нестандартных ситуациях. Перенос может осуществляться на другие предметы (пить можно не только из чашки, но и из стакана) и ситуации (попытки одеть кота).
Третий этап знаменуется появлением игрового действия. Ребенок самостоятельно решает, какие операции подходят для предметов. Он осваивает замещение. Теперь кубик может быть утюгом, кусочком хлеба, мылом. Конфету заменит шарик из пластилина или камушек. По сути, малыши знакомятся с первыми элементарными символами. Это создает предпосылки для развития воображения.
Возникновение других видов деятельности
Через манипуляции с предметами малыш включается в новые для себя отношения. Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста создает предпосылки для возникновения:
- Трудовой деятельности. Малышу интересно орудовать веником, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить печенья из теста. Не все родители готовы терпеливо обучать кроху этим умениям. Если ребенка отстраняют от домашних дел, у него снижается самооценка и исчезает мотивация к труду.
- Игровой деятельности. Сначала ребенок манипулирует с игрушками, повторяя движения за мамой: кормит мишку, качает куклу. Он еще ничего не изображает, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. К 3 годам малыши способны воспроизводить с помощью игрушек и предметов-заместителей реальные действия взрослых. При этом в процессе игры ребенок приходит к осознанию исполняемой роли (повар, мама, парикмахер, водитель).
- Продуктивной деятельности (рисование, лепка). Первоначально кроха просто исследует материал, учится чертить каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то осмысленное. Перелом наступает, когда за случайными формами и линиями он начинает угадывать реальные предметы. Малыш сначала наносит штрихи, а потом радостно ищет, что же получилось. При участии взрослого у него формируется желание намеренно изобразить какие-то легкие образы.
Все ли так однозначно?
Большинство психологов и педагогов признают наличие единого ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Однако есть и противники этой теории. Они протестуют против обобщения на любых возрастных этапах. Лейтес указал на то, что в концепции не учитывается личность конкретного ребенка, его индивидуальные особенности. Рубинштейн, не отрицая важность игр, называл другую важнейшую деятельность, определяющую развитие любого дошкольника: бытовую. Незаметно, через повседневные дела, малыш усваивает правила поведения, учится общаться со сверстниками.
Петровский сомневался, что возможно определить ведущий вид деятельности детей. В раннем возрасте они особенно сильно подвержены влиянию окружения. Поэтому у разных малышей ведущим могут быть разные виды деятельности в зависимости от уровня развития, социальной ситуации.
Воспитание гармоничной личности
Петровский настаивал на том, что всестороннее развитие ребенка не может осуществляться через один ведущий вид деятельности. В раннем возрасте важно познакомить малыша с различными сферами жизнедеятельности человека. Вот их перечень:
- Предметная деятельность с игрушками. Они могут быть составными (конструктор, матрешка, пазл) или подвижными (юла, неваляшка, машинка).
- Экспериментирование с песком, тестом, водой и другими веществами.
- Общение со взрослыми людьми.
- Игры в группе сверстников под наблюдением и руководством взрослых.
- Самообслуживание, формирование орудийных действий (есть ложкой, подметать веником, копать совком).
- Изобразительная деятельность (аппликации, простые поделки, лепка, рисование).
- Знакомство с музыкой через ее прослушивание, пение, танцы. Малыши очень любят музыкальные игрушки, многим нравятся классические произведения.
- Восприятие стихов, сказок, рассматривание иллюстраций в книжках.
- Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, катание на велосипеде, беговеле и т. д.)
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — понятие спорное. Однако невозможно отрицать того факта, что внимание малышей направлено на предметы. Неслучайно любимыми игрушками становятся кастрюли, веники, папины инструменты. Задача родителей — поощрять самостоятельность малышей и терпеливо обучать их правильным действиям с предметами. От этого зависит интеллектуальное и психологическое развитие любимого чада.
«Ведущий вид деятельности детей раннего возраста».
Ведущий вид деятельности детей раннего возраста.
Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.
Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.
Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка: перестраиваются психические процессы; развиваются новые психологические особенности; формируются другие виды деятельности.
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий; развитие наглядно-действенного мышления; развитие познавательной активности; формирование целенаправленности действий ребёнка.
Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее.
Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.
Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и дидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.
Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.
Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.
Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования — активной речи. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.
Статья (младшая группа): «Предметная деятельность — ведущий вид деятельности детей раннего возраста».
Статья
Тема:
«Предметная деятельность — ведущий вид деятельности детей раннего возраста».
1. Предметная деятельность ребёнка раннего возраста.
Предметная деятельность ребёнка раннего возраста является ведущим видом деятельности. В этом возрасте ребёнок открывает для себя мир окружающих предметов. Взрослый становится проводником ребёнка в этот мир. В процессе совместной деятельности со взрослым малыш знакомится с разнообразными предметами и их свойствами. Переход к предметному восприятию является результатом овладения ребёнком простейшими действиями – манипуляциями с предметами.
Предметная деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.
На втором году жизни происходит совершенствование способов взаимодействия с предметным миром. Интенсивное психическое и моторное развитие способствует совершенствованию действий, производимых ребёнком с предметами.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение и сопоставление. Характерной особенностью в возрасте от 1, 5 до 2 лет является опредмеченность восприятия. Ребёнок может подобрать предметы по названию формы.
На третьем году жизни у ребёнка появляется желание более чётко следовать образцу взрослого. В этом возрасте для малыша представляет интерес весь окружающий его предметный мир. Он постигает, как использовать посуду, столовые приборы, предметы быта, одежду. Таким образом происходит овладение орудийными действиями.
В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через нее передается.
2. Линии развития предметной деятельности.
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
становление орудийных действий;
развитие наглядно-действенного мышления;
развитие познавательной активности;
формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.
Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.
Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.
Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.
3. Приемы, повышающие общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого (в форме диалога) .
Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:
— приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами, игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би) ; изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.) ;
— приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.) ;
— приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.) ;
— приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.) ;
— прием отсроченного речевого сопровождения;
— подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.
4. Направления работы по формированию предметных действий.
Направления работы по формированию предметных действий включают задания, стимулирующие интерес у детей к продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, элементы аппликации, конструирование) .
Первое направление – формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий.
Задачи:
— создания условий возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия с педагогом, установление положительного эмоционального контакта;
— вызывание эмоциональной, голосовой, двигательной реакции на появление и ласковое обращение педагога к ребенку;
— формирование восприятия окружающих предметов, игрушек, вызывание интереса к действиям с ними;
— обучение ребенка действовать совместно с педагогом, понимать жестовую и речевую инструкцию, побуждение к самостоятельным действиям.
Игры: «Где кукла? », «Что в ладошке? », «Разноцветные краски».
Практическое задание для педагогов: «Разноцветные краски».
Второе направление – формирование у детей ориентировки на оценку своих действий взрослым.
Задачи:
— обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний, например: «Так, не так, правильно, неправильно, хорошо, молодец» и др. ;
— формирование у ребенка представлений о конечном результате действия.
Игры: «Покатай куклу», «Собери солдатика». Игровые задания: «помой посуду», «построим дорожку».
Практическое задание: «Собери пирамидку, мисочки» (в парах) .
Третье направление – развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Задачи:
— формирование у ребенка перцептивных действий, направленных на обследование окружающих объектов (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания) ; умений захватывать и удерживать предметы в руке;
— обучение детей выполнять различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства;
— развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук; побуждение детей выполнять согласованные действия обеих рук по показу, самостоятельно; развитие у детей зрительно-двигательной координации.
Игры: «Возьми погремушку», «Птичка летает». Игровые задания: «дай игрушку», «бросим пуговицы в таз», «поиграй на пианино», «собери фасоль в кастрюле», «пальчики здоровались».
Практическое задание: «Ой, летали птички».
Четвертое направление – формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами.
Задачи:
— формирование поисково-ориентировочных действий (ориентировка типа «Что это? », «Что с этим можно делать? », знаний о назначении предметов;
— обучение детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;
— формирование у ребенка практической направленности на свойства объектов, сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша) ;
— обучение ребенка использованию предметов обихода по назначению;
— формирование у ребенка способов ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание») ;
— обучение умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.
Игры: «Мишка заболел». Игровые задания: «телефон», «найди такой же», «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.
Пятое направление – формирование соотносящих действий.
Задача:
— обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.
Игры: «Спрячь зайку», «Собери бусы». Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.
Шестое направление – формирование орудийных действий.
Задачи:
— закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;
— закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.
Игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить? ».
Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. Мотив этой деятельности заключен в самом предмете, в способе его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает как средство осуществления предметной деятельности. Оно продолжает развиваться и становится речевым.
Исследователи П.Я. Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
Ведущий вид деятельности у детей 5-6 лет
Старший дошкольный возраст 5–6 лет
Старший дошкольный возраст (5–6 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка.
Ведущей деятельностью детей 5–6-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие всех психических процессов и сторон личности ребенка. В игре ребенок постигает возможности замещения одного предмета другим: например, кубик становится «мылом», стул – «автомобилем», палка – «мечом» и т. п. Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нот и др. Развивающие игры для детей в этом возрасте способствуют бурному развитию образного мышления, речи, воображения. В сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников формируется способность анализировать свои поступки, видеть ситуацию с позиции другого человека.
В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться относительно устойчивые черты личности. В этом возрасте формируется позитивный образ себя и, как правило, завышенная самооценка: «Я хороший», «Меня все любят» и т.п. Дети осознают не только те качества, которые характеризуют их сегодня, но и потенциальное «Я», при этом большинство детей ориентируется на положительный образ себя в будущем: «Я буду одни пятерки получать», «Я буду умный» и т.д. Такая положительная установка является благоприятным условием для дальнейшего развития личности ребенка.
В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность: ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, стремится установить причинно-следственные связи между явлениями действительности. Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи: он понимает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться делать его правильно. К 6–7 годам ребенок уже способен использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить свой результат с образцом, увидеть расхождения. Развивается мотивация поведения. Заметно возрастает способность оценивать свою деятельность. В возрасте 5,5–7 лет появляется произвольное запоминание: ребенок начинает сознательно многократно повторять то, что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Восприятие становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность. В воображении ребенок этого возраста способен уйти от усвоенных стандартов и создать комбинированный образ фантазии. В 5–7 лет у детей происходит важный перелом в развитии головного мозга: повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры головного мозга – вследствие этого появляется возможность управлять своим поведением.
У детей 5–6 лет продолжает развиваться речь: обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, активно развивается связная речь. Важной особенностью речи у детей данного возраста является ее эгоцентричность. Играя, занимаясь рисованием, лепкой, конструированием, ребенок часто беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях, как бы комментируя их. Эгоцентрическая речь – своеобразное средство мышления. Ребенок часто еще не умеет мыслить про себя, поэтому размышляет вслух. Эгоцентрическая речь помогает ребенку осознавать свои действия и планировать деятельность.
Ведущим типом мышления старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами.
Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, наличие развернутых представлений об окружающем. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если родители и педагоги создают для этого специальные условия.
Существенную помощь в этом может оказать сайт «Разумейкин». Ресурс сайта позволяет развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь и др.), расширять кругозор ребенка, в доступной возрасту форме овладевать счетом и чтением, формировать познавательную мотивацию. Все это создает базу для успешного обучения ребенка в школе.
Статья на тему: Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные изменения в его психике.
Ведущая деятельность — это деятельность определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.
Признаки ведущей деятельности:
1-развитие всех познавательных психических процессов
2- зарождение новых видов деятельности.
3- формирование новых качеств личности.
Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.
Влияние игры на общее развитие ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами заместителями — он дает им игровые названия и действует с ними в соответствии с названием. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Таким образом, игра влияет на мыслительные процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения.
Влияние игры на развитие речи.
Очень большое влияние оказывает игра на развитее речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не умеет высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, то он будет в тягость сверстникам.
Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.
Рефлексия.
Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Зарождение новых видов деятельности.
В игре складываются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение. так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя,- он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.
Игра как средство воспитания.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.
Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.
Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее содержание . Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя , а можно прекрасного человека, нужного обществу.
В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано что в игре происходит разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
Игра как форма организации жизнедеятельности детей.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в новую. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К. Крупская писала: «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Таким образом огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать что именно эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Игровая деятельность в дошкольном учреждении.
Многие исследователи подчеркивают важность плавного перехода от игры к учебе в дошкольный период, опираясь на генетическую преемственность игровой и учебной деятельности. Исследования Е.Е. Кравцовой доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.
Важность использования потенциала игровой деятельности в личностном развитии детей дошкольного возраста подчеркивал Д.Б. Эльконин. Он определил значение сюжетно-ролевой игры для преодоления познавательного эгоцентризма, когда ребенок не способен ограничить свою точку зрения от другой, что приводит к отвержению чужих точек зрения и признанию своей, как единственно правильной. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда он начинает оценивать свои и чужие поступки.
Родители и воспитатели заметили, что за последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, — недостаток времени. И действительно, во многих ДОУ большая часть времени отводится различным занятиям. В результате у детей остается очень мало времени, которое они могут использовать на содержательную и свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки, толкотня, Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми: различной мозаикой, конструкторами.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст — оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей — ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно ее правила, сюжет, распределение ролей — главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.
В целом игра как специфически детский вид деятельности постепенно «вымывается» из жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении, что не может быть оправдано, если признать правоту крупнейших ученых от Ф. Фребеля, Ушинскогодо А.П. Усовой, М. Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца, признавших значение этой деятельности для своевременного и полного развития ребенка, его личности, интеллекта
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие развивающего потенциала возможно лишь при условии понимания как специфических особенностей построения самой игры, так и закономерностей становления всех совместных форм на протяжении дошкольного периода.
Литература:
1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 — № 5. – С. 101—114.
2. Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
3. Туревская Е.И. Возрастная психология. — Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
5. http://www.yabooza.ru/flow/igry-na-razvitie/post/rezhisserskie-igry-doshkolnikov-ih-celi-vidy-osobennosti-50/
6. http://nashidetci.ru/pervyie-igryi-rebyonka-rezhissyorskie-igryi/
7. http://womanadvice.ru/rezhisserskie-igry-v-detskom-sadu
Ведущие виды деятельности ребенка — Детская психология Библиотека русских учебников
Процесс овладения ребенком разнообразными действиями происходит под влиянием обучения и воспитания, но он зависит не только от желания взрослого, поскольку ребенок может усвоить далеко не все действия и за свою. Юэ их в любом порядке. Сначала она усваивает простые, затем более сложные. ДЕЙСТВИЯ, поэтому доступен ей уровень их сложности всегда ограничен предыдущими достижениями. Каждая новая действие должно соответствовать п отребам и интересам ребенка, быть включенным в привлекательную для нее деятельность. Это будет стимулировать настроенность ребенка к овладению ею. Дошкольники, как известно, значительно лучше и легче усваивают новые действия в п роцеси игры, чем при других обстоятельствах. В одном исследовании они могли непростая задача ~ длительное время удерживать одну и ту же позу. Осознавая важность и содержание задания, пытаясь испол ать его, дети все-таки не смогли этого сделать. Но когда та задача включили в игру (ребенок выполнял роль часового и должна была неподвижно стоять на страже), его выполнили гораздо наилучшийо краще.
течение первых семи лет жизни ребенок постепенно усваивает несколько видов деятельности, каждый из которых делает неодинаковый вклад в психическое развитие. Это обусловлено тем, что в каждом возрасте один из видов действие тельности является основным, ведущим для психического развития ребенка. Идея ведущей деятельности является одним из важнейших достижений психологической наукки.
. Ведущая деятельность — деятельность, которая на определенном возрастном этапе обусловливает основные, важнейшие изменения в психике ребенка
«Ведущей деятельностью мы называем не просто деятельность, зачастую выполняют на определенной ступени развития, — утверждает. О. Леонтьев -. Игра, например, совсем не отнимает больше всего времени у ребенка. В средн нем ребенок дошкольного возраста играет не более 3-4 часов в день. Значит, дело не в месте, которое занимает этот процесс. Ведущей мы называем такую ??деятельность, в связи с развитием которой происходят н айголовниши изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени ее развития розвитку»1.
В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; формируются или перестраиваются психические процессы (мышление, восприятие, память и т.д.). От нее зависят основные психологические ни изменения личности ребенка на определенном возрастном этапе. Поэтому ведущим видом деятельности для каждого возраста есть не тот, которым больше занимается ребенок, а тот, который обусловливает основные, важнейшие изменения в й й психике. Основными видами деятельности в дошкольном детстве является общение, предметная деятельность и гргра.
Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает до овладение простейшими действиями с предметами. Младенец еще не понимает слов, поведения взрослого, но радуется ему, готово долго смотреть на него, видгу укуватися на слова, улыбку. Предметы в это время привлекают внимание ребенка не сами по себе, а побуждением взрослого (когда взрослый показывает их, вкладывает в руку ребенкаи).
В раннем возрасте интерес к взрослой переносится и на предметы, в результате чего ребенок приобщается к предметной деятельности. Овладевая использованием предметов, ребенок становится самостоятельным, приобретает зд датности подражать действиям взрослого, действовать вместе с ним, стимулировать определенное отношение к своим действиям и себя (требовать внимания, похвалы).
Следующим этапом развития является переход к ролевой игре. Ребенок стремится быть такой, как взрослый, выполнять его роль, распоряжаться вещами и событиями, как он. Все это она делает, заменяя подлинные вещи игр. Рашке, настоящие действия-o мысленнымми.
Потребности и интересы ребенка все время связаны с взрослыми людьми. С развитием ее возможностей эта связь приобретает новые формы, появляются новые потребности, которые служат основой для возникновения новых видов пр ровиднои деятельностиі.
Усвоение новых действий повышает возможности ребенка и становится предпосылкой для возникновения новых видов деятельности. Однако происходит это не автоматически. Например, можно научить ребенка выполнять определенные действия с игра ашкамы, но они не обеспечат возникновения ролевой игры, если у ребенка не будет интереса к явлениям взрослой жизни, стремление в доступной для него форме выполнять функции взрослого человека (мамы, папы,. Нян и шофераа).
Переход к новой ведущей деятельности зависит от условий жизни ребенка, а не только от того, чего его учат взрослые. В ведущих видах деятельности выявляются основные потребности и интересы детей, происходит формирования важнейших для каждого возраста действий, психических качеств и свойств личности. Однако деятельность ребенка не исчерпывается ведущими ее видами. Одновременно появляются и развиваются другие виды деятельности, которые по-своему влияют на психическое развитие младенцевини.
Влияние общества на развитие личности ребенка происходит по-разному, но всегда — через ее деятельность
От трех до семи лет ребенок овладевает не только игрой, но и продуктивными видами деятельности — рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием, начинает выполнять различные учебные и трудовые с задачи. Обучением и трудом как особым, самостоятельным видом деятельности дошкольник еще не занимается, это его ждет в будущейу.
Каждый вид деятельности способствует усвоению действий, образованию психических качеств, необходимых для его выполнения и развития личности. Например, игра очень важна для развития мышления, воображения детей, усвоения н ими норм поведения, установление отношений с другими детьми, однако она не создает специальных условий для развития восприятия. Такими возможностями обладают рисование, конструирование. Ведь качественно нарисовать предмет, воспроизвести сложный образец можно только на основе достаточно полного и точного ознакомления с его особенностями. Этим обусловлена ??важность рисования и конструирования в развитии детского воспринимается. Аннання.