Анкетирование в социологических опросах, виды анкет
Определение 1
Анкетирование – это сбор данных с помощью анкетных бланков (опросных листов), которые включают в себя ряд вопросов, организованных определенным образом и адресованных респонденту.
Основные характеристики анкетирования
Анкетирование, как метод сбора информации является целесообразным в случаях, если надо опросить большое количество людей, за не большой срок, во время анкетирования респонденты должны подумать над своими ответами, имея перед глазами предложенные вопросы.
Анкетный опрос имеет жесткий фиксированный порядок, форму и содержание вопросов. Применять анкету в качестве опроса большой по количеству группы респондентов, особенно по вопросам, которые не требуют долгого и глубокого размышления, не оправдано. В таком случае более уместной будет провести беседу с глазу на глаз в форме интервью.
Виды анкетирования
По полноте охвата:
- Сплошное анкетирование – опрос всех представителей группы, к примеру, студентов исторического факультета.
- Выборочное анкетирование – опрос части выборки, самый оптимальный метод получения сведений первичной информации.
По типу контактов.
Очное анкетирование всегда проходит в присутствии интервьюера, очное анкетирование делится на:
- групповое анкетирование, когда в опросе участвует несколько человек, собранных в одном месте и в одно время, такой вид анкетирования является самым распространенным. Во время такого анкетирования обеспечивается стопроцентный возврат анкет;
- индивидуальное анкетирование, в котором принимает участие один респондент.
Заочное анкетирование – во время заполнения анкеты интервьюер не принимает участие, такое анкетирование может осуществляться с помощью электронной или обычной почты, когда анкеты рассылают по адресам, в виде публикации анкетных листов в газетах, в Интернете, на различных сайтах (онлайн-анкетирование) или в форме личного вручения и сбора анкет у участников опроса.
Почтовые опросы до сих пор не потеряли своей актуальности, так как это удобный для респондента метод, отсутствует влияния интервьюера, высокая анонимность. Почтовые опросы также имеют и недостатки: отсутствие контроля за процессом, при таком опросе нет возможности что-то уточнить или пояснить. Вопросы должны быть простыми и понятными, по времени такой опрос длится долгий период.
По содержанию и конструкции вопросов:
- Открытое анкетирование, содержит открытые вопросы, на которые нет предусмотренных ответов, респонденты на такие вопросы отвечают в свободной форме.
- Закрытое анкетирование, в таком анкетировании все варианты ответов заранее предусмотрены.
- Полузакрытое анкетирование – в таком виде опросы присутствуют и закрытые и открытые опросы.
По способу заполнения анкет:
- Прямое анкетирование, когда ответы записывает сам респондент лично.
- Косвенное анкетирование, когда сам анкетер записывает ответы, не всегда участник опроса может сам фиксировать ответы из-за полученный травмы или из-за преклонного возраста.
В век информационных технологий, когда Интернет является доступным и популярным способом сбора информации, онлайн анкетирование становится самым популярным видом анкетирования. Дизайн онлайн анкет может влиять на результаты опроса. К таким факторам дизайна относят качество составленных вопросов, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие анкеты.
Грамотно составленная анкета, может существенно сэкономить время сбора сведений для социального исследования, исследователь должен быть уверен, что респонденты готовы выполнять задачи, которые были поставлены перед ними, в конкретных случаях одного анкетирования может быть не достаточно, поэтому необходимо сочетать его с интервьюированием.
Замечание 1
Отвечая письменно, на вопросы анкеты, респонденты меньше стесняются, чувствуют себя более раскованно, поэтому есть вероятность, что отвечать они будут более честно и развернуто, чем во время личной беседы.
Для организации анкетных вопросов существует целый ряд требований, в том числе и правил поведения самого анкетера. Во время анкетирования анкетер не должен допускать каких-либо отступлений от темы и навязывать свое мнение и комментировать ответы на вопросы, также не следует торопить респондента с ответами.
Возможности и ограничения анкетирования:
Достоинства анкетирования:
- анкетирование это эффективный способ получения информации, как объективного, так и субъективного характера;
- использование во время проведения оперативных исследований;
- влияние анкетера минимально, респондент может давать любые варианты ответов;
- возможность обеспечения полной анонимности;
- отсутствие коммуникативных и психологических барьеров между анкетером и респондентом.
Ограничения в анкетировании зависят от его вида. Ограничения могут возникать если нет возможности уточнить ответ или пояснить содержание вопроса, во время почтового анкетирования наблюдается не высокий возврат анкет, бывает, что информация о качественных характеристиках изучаемого объекта или процесса сильно ограничена.
Обычно любая анкета состоит из трех частей:
- Вводная часть в виде обращения к респонденту, где кратко объясняется причина по которой необходимо провести вопрос и почему ответы будут полезны для данного исследования. В водной части содержатся и указания о технике заполнения анкеты, вводная часть не должна быть объемной.
- Основная часть, содержит вопросы,, в самом начале следует размещать самые просты вопросы, не требующие глубокого осмысления, после идут самые важные и сложные вопросы, собственно те, ответы на которые необходимы для исследования. Заключительные вопросы всегда располагаются в конце анкеты, они должны быть простыми, не требующие длинных ответов.
- Паспортичка, сюда обычно включают вопросы, которые раскрывают возраст и пол респондента, его образование, социальное положение. Правильно составить паспортичку не так просто.
Анкетирование является достаточно удобным и дешевым способом опроса, его применяют если необходимо опросить большое количество людей за не большой срок.
Понятие анкетирования и главные правила составления анкет
Анкетирование в социологической науке служит одним из методов исследования и используется для сбора данных. Этот способ часто применяют психологи, педагоги, работодатели при собеседовании.
Понятие анкетирования
Анкетирование социологическое – метод опроса, проводимого для составления статистических данных. Служит для прогнозирования деятельности или событий. В анкетировании участвуют две стороны: анкетер (проводящий процедуру) и респондент (заполняющий анкету).
Задачи анкетирования
Главными задачами анкетирования являются:
- Сбор информации.
- Подробное знакомство с аудиторией, выявление вкусов потребителей.
- Получение отзывов о продукции, услугах. Сбор этих сведений позволяет работать над качеством.
- Уточнение. Используется для получения более полной, правдивой и четкой информации.
- Создание положительных отношений с клиентами. Для респондентов важно, что их мнением интересуются.
Виды анкетирования
В зависимости от определенных критериев, анкетирование подразделяется на следующие виды.
По количеству респондентов
- индивидуальное – когда в заполнении анкеты участвует один человек;
- групповое – анкеты заполняются группой людей, находящихся в одном помещении (класс, группа студентов, работники одного отдела).
По способу распространения
- Компьютерная анкета. Отправляется по электронной почте. Такой вид опроса экономит время анкетера, позволяет респонденту думать над каждым ответом неограниченное количество времени. Недостатком является игнорирование некоторыми респондентами самой анкеты.
- Почтовая анкета. Устаревший метод. Вопросники отправляют по почте, что стоит немалых денег и занимает много времени. Часто ожидаемого результата это не приносит, так как многие респонденты не хотят заполнять анкету, а затем еще и идти на почту, чтобы отправить письмо.
- Телефонный опрос. Анкетер звонит участникам опроса и во время разговора сам заполняет нужные формы. Телефонный опрос занимает небольшое количество времени. Но далеко не каждый респондент захочет отвечать на вопросы, многие испытывают дискомфорт.
- Внутренний опрос. Анкетер приходит к респондентам на рабочее место или домой. Преимущество данного вида исследования в том, информант (респондент) может уделить больше времени опросу. Недостатком является отказ респондента пригласить анкетера к себе на работу или в дом.
По количеству «туров»
- Одинарное проводится единожды;
- Двойное состоит из двух «туров»: в первом туре участники заполняют вопросник, во втором туре — обмениваются ответами и проводят анализ.
Структура анкеты
Опросник составляется по определенным правилам и делится на несколько логических частей:
- Вводная часть – это приветствие и обращение, которое оповещает о цели опроса. Также обращение содержит правила по заполнению анкеты.
- Паспортичка содержит демографические данные: пол, возраст, профессия. Своего рода, это паспорт анкетируемого.
- Основная часть состоит из отдельных блоков. В каждом блоке содержатся вопросы, сформированные по сложности, по типу информации. Именно она является стержнем анкеты, основанием для сбора статистических данных.
- Завершающая часть содержит благодарность информанту за потраченное время и предоставленные ответы.
Виды вопросов анкеты
Можно выделить следующие виды вопросов.
Открытые вопросы
Часто ответы на них непредсказуемы, что создает трудность при анализе. Однако такие ответы привносят оригинальность.
- Неструктурированный вопрос. Например, «Где вы любите проводить отпуск?».
- Окончание фразы . Например, «Самое яркое событие из моего детства – это…».
Вопросы с множественным выбором ответа
Ниже вопроса находятся варианты ответов, из которых предлагается выбрать наиболее близкий респонденту.
Например: «Сливочное масло какого производителя Вы предпочитаете?»
- «Веселый молочник»;
- «Коровка из Кореновки»;
- «Брест-Литовское».
Дихотомические вопросы
Вопросы, подразумевающие только два типа ответа: да либо нет.
Пример: «Вас устраивает качество обслуживания в нашей стоматологической клинике?».
Матричные вопросы
Форма анкеты, состоящая из нескольких строк и столбцов. Позволяет экономить время и место на листе.
Масштабные вопросы
Ответы должны располагаться в заданном диапазоне значений: от 1 до 5, от 0 до 10. Нужно отметить выбранное значение на шкале.
Вопросы, которых следует избегать при анкетировании
- Смущающие. К ним относятся вопросы о личной жизни, личных данных, а также вопросы, на которые в обществе принято отвечать определенным образом, чтобы не вызвать осуждения. Например: «Вы считаете, что приюты для бездомных животных – это нужное дело?» (далеко не каждый считает, что это так, но, боясь осуждения со стороны анкетера, скажет неправду).
- Гипотетические. «Как вы видите работу МФЦ в будущем?» Респонденту трудно фантазировать на такие сложные темы, так как он не знает всего устройства работы МФЦ. Поэтому корректно будет предложить следующий вариант вопроса: «Что вам не нравится в работе МФЦ, что вы предложили бы изменить?»
- Чрезмерно положительные или отрицательные. Вопрос должен быть, по возможности, нейтральным, не содержать в себе оценку.
Правила составления анкеты
Чтобы правильно составить анкету для получения наиболее точных результатов, рекомендуется:
- Определить цели и задачи проведения опроса. Исходя из этого – определить тему.
- Порядок вопросов. Они должны располагаться от простого к сложному, от общего к частному.
- Формулировки должны быть понятными, четкими, а также рассчитанными на возрастную категорию отвечающих людей, на их социальный статус.
- При использовании вариантов ответов желательно предоставить респонденту ответ «другой вариант», «свой вариант», так как не все ответы можно предусмотреть.
- Размер анкеты – немаловажный фактор. Отвечая на вопросы, информант не должен утомиться. Поэтому оптимально создавать анкеты, которые отнимут не более 20-30 минут на заполнение респондентом. Количество вопросов при этом может разниться соответственно их сложности.
- Анкетер должен знать целевую аудиторию, ее вкусы, взгляды, предпочтения, образ жизни, социальный статус. Это облегчит составление опросника и сделает его более эффективным.
- Вопросы о личных данных лучше ставить в заключительной части анкеты. Это не отпугнет респондентов от заполнения опросника.
Оформление результатов
Зачастую итоги анкетирования выводят в наглядной форме: в виде диаграмм, гистограмм, инфографики. Выбор конкретного инструмента для демонстрации сводных данных зависит от поставленных целей, от типов вопросов.
- Диаграмма в форме круга позволяет оценить ответы аудитории на один вопрос. Это самый простой вид наглядности.
- Гистограмма является более сложной формой отражения данных исследования. Несколько столбцов позволяют сравнить результаты нескольких групп, выявить процентные соотношения.
- Столбчатая диаграмма применяется при использовании масштабных вопросов, где для ответов предлагается шкала со значениями. Для удобства подобную диаграмму разбивают на 100%.
- Инфографика – сочетание изображения и текста. Подходит для того, чтобы констатировать демографические показатели. Инфографика выглядит привлекательно, использует яркие, эмоциональные цвета. При этом цифры не нуждаются в пояснениях, они говорят сами за себя.
Достоинства метода анкетирования
К преимуществам метода анкетирования относятся следующие:
- Экономическая эффективность. Опрос с помощью мобильных и интернет-анкет предусматривает малые затраты.
- Анкеты можно направлять таргетировано (нацелено) каким-либо группам пользователей сети на основе их возраста и интересов.
- Масштабность. Анкетный метод способствует получению данных с большим охватом аудитории. Интернет позволяет сделать это быстро и максимально комфортно для респондентов.
- Анонимность. Возможность для респондента открыто отвечать на вопросы, выражать свое мнение. Анонимность дает человеку почувствовать себя в безопасности, обеспечивает защиту его данных, которые он не хотел бы разглашать.
- Стандартизация. Анкетер знает, что все участники опроса отвечали на одни и те же вопросы. Поэтому ответы легко свести к одной системе.
- Научный анализ и прогнозирование. Позволяет видеть наметившиеся тенденции, выявлять вкусы и желания потребителей (если анкета создана маркетологами), планировать производство.
Недостатки метода анкетирования
К недостаткам анкетирования можно отнести следующие:
- При использовании почтовой связи не может быть уверенности в том, что респондент согласится участвовать в опросе.
- Нечестность. Отсутствие правдивости является подводным камнем, о котором знают исследователи. Поэтому вопросы нужно составлять тщательно, чтобы не обидеть информанта, не задеть его чувства и личные границы. Вопросы должны быть безоценочными.
- Пропущенные вопросы. Анкетер должен быть готов к тому, что некоторые его вопросы могут остаться без ответа, что повлияет на качество выборки.
- Не всегда вопрос для респондента значит то же, что и для анкетера. У каждого человека свое видение реальности, и оно может отличаться от того, что имел в виду исследователь.
- Трудность анализа вызывают ответы на открытые вопросы. Подобные вопросы предоставляют информанту свободу, обогащают опрос, придают ему ценность. Но иногда составляют сложность для обработки. Такие данные рассматриваются не компьютером, а вручную.
Социолог стремится к тому, чтобы исследование было максимально точным и содержательным. Поэтому для него важно участие определенного количества лиц, и их правдивые, искренние ответы. Проведение опроса, таким образом, сопряжено с умением специалиста произвести хорошее впечатление, завоевать доверие аудитории.
Этическая сторона анкетирования предполагает установление контакта с респондентами, включение вопросов, пробуждающих интерес, желание сотрудничать. В этих условиях социолог выступает и как психолог, задающий правильное направление коммуникации.
Вопросы для анкеты. Виды, примеры. Как сделать анкету, интересные вопросы, списки
Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.
В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.
Виды вопросов в анкете
Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.
Примеры закрытых вопросов для анкеты
Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.
1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):
2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):
3. Оценить параметры товаров (матрица):
4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):
5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):
Примеры полузакрытых вопросов в анкете
Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.
Примеры открытых вопросов для анкеты
Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.
Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.
Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?
Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.
Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.
Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.
Пример:
А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.
При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.
Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.
Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.
Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.
1.2. Виды анкетирования
Существует много разнообразных видов анкетирования, это зависит от того, по каким признакам их. группировать. В связи с этим в нашей литературе можно встретить разные классификации.
Здесь приводится одна, которая даст более полное представление о существующих видах анкетирования.
Методы сидра информации
Классификация видов анкетирования
по объему
сплошное
выборочноепо способу заполнения анкет
прямое косвенное
по способу общения
заочное личное (очное)
по способу распространения анкет по процедуре проведения
прессовое почтовое раздаточное групповое индивидуальное
В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает: сплошным и выборочным.
При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность.
При выборочном анкетировании — только часть генеральной совокупности — выборочная совокупность. Такой вид анкетирования наиболее распространен среди исследователей при получении первичной социологической информации.
По способу заполнения анкеты анкетирование бывает: прямое и косвенное.
Прямая анкета — ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.
Косвенная анкета — если ответы записывает анкетер. Этот вид анкетирования применяется, если для респондента трудно лично заполнить анкету. Например, по причине крайне преклонного возраста, из-за физической травмы, слабого зрения и т. п.
По способу общения между исследователем и респондентом: очное (личное) и заочное.
При очном опросе происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. При сборе заполненных анкет анкетер может проконтролировать качество их заполнения.
По характеру процедуры личного опроса анкетирование бывает групповым и индивидуальным.
Групповое анкетирование — это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Оно широко применяется по месту работы и учебы. При его проведении достаточно одного анкетера для работы с группой в 15 — 20 человек, что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени.
Индивидуальное анкетирование — проводится, если нет возможности собрать респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно.
Заочное анкетирование. При проведении этого вида анкетирования респондент заполняет анкету в отсутствии исследователя.
По способу распространения анкет респондентам различают прессовое, почтовое и раздаточное анкетирование.
Прессовое анкетирование. Анкета публикуется на страницах газет и журналов.
Почтовое анкетирование. Вопросники рассылаются определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте.
При прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет очень низкий, в среднем около 5%.
Раздаточное анкетирование. Анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее обговаривает время и адрес возврата анкеты.
Недостатки, во-первых, респондент при заполнении анкеты может советоваться с другими людьми, а это значительно уменьшает достоверность информации. Во-вторых, процент возврата вопросников низкий, хотя и более высокий, чем при прессовом и почтовом анкетировании.
опрос живых свидетелей того, как ситуация складывалась и в каком направлении она развивалась.
На первый взгляд, кажется, нет ничего проще, чем провести опрос, задать вопросы клиенту. Но при более глубоком рассмотрении проблемы, необходимо, как отмечал Ш. Рамон, учитывать, что социальный работник и клиент находятся в неравных отношениях с точки зрения власти, т. е. клиент во многом зависит от социального работника. В связи с этим некоторым клиентам, особенно проживающим в доме престарелых, детском доме, доме инвалидов и т. д., бывает довольно трудно выразить свои негативные чувства и мнения к социальным работникам. Часто прямые вопросы со стороны социального работника могут только обострить существующую проблему, лучшие результаты приносит опрос, проведенный приглашенным исследователем1.
Поэтому чаще всего желательно проводить письменный опрос респондентов. В настоящее время уже разработан ряд универсальных анкет, помогающих социальным работникам собирать и обрабатывать полученные данные о клиенте. Но эти анкеты имеют определенные недостатки. Самым главным является то, что вследствие своей универсальности они слишком общи, поэтому социальный работник не может использовать их в каждом конкретном случае. В связи с этим можно сделать вывод, что «наряду с патентованными и имеющимися средствами сбора и обработки информации социальный работник должен уметь разрабатывать и свои, отвечающие узким задачам и специфике работы в данном социальном агенстве»2.
Хорошо разработанная анкета, самостоятельно составленная или только применяемая социальным работником, позволяет экономить время сбора информации, обеспечивает респондентам анонимность и помогает им избежать влияния на них мнения других участников опроса. При этом социальный работник должен быть уверен, что респонденты способны и проявляют готовность выполнять поставленные перед ними задачи. В некоторых случаях предпочтительнее сочетать анкетирование с интервьюированием.
Если потенциальный клиент заполняет соответствующую анкету до обращения за помощью к социальному работнику и до первого разговора с ним, то таким образом могут быть получены сведения о том, как данный клиент видит свою проблему и в каких услугах он нуждается. Успех самостоятельного заполнения анкеты во многом зависит от грамотности и способности выразить в письменном виде свои проблемы и нужды. При недостатке необходимых умений для составления ответа клиент может смутиться, растеряться, в итоге, либо на ряд вопросов не будет ответов, либо вообще анкета останется незаполненной или не сдана обратно исследователю.
Если клиент справляется с анкетой легко и непринужденно, то социальный работник может получить много ценной информации, которую с помощью другого метода сбора информации он, может быть, даже и не получил бы. Проведение анкетирования часто бывает полезным, если социальный работник хочет оценить знания или отношения индивида или группы. Респонденты меньше смущаются и более раскованно себя ведут при письменных ответах нежели при интервьюировании или беседе, когда отвечать надо у всех на виду и когда всем становится очевидны не только знания опрашиваемых, но также их отсутствие.
Например, социальная работница хочет помочь группе несовершеннолетних девушек решить проблемы свиданий и секса. В данном случае сначала следует составить небольшую анкету (около 12—15 вопросов), в которой выяснились бы факты, имеющие отношение к деторождению и сексу. Результаты анкетирования позволят лучше понять, насколько осведомлены девушки в жизненных вопросах, и станут стимулом для организации дискуссии, полезной для всех3.
Для того чтобы провести анкетирование необходим специфический инструментарий — анкета. В предыдущей главе мы рассмотрели подробно: что такое программа, зачем она нужна и из каких частей состоит. Теперь подробно остановимся на том, что такое анкета, из чего она состоит, как правильно и грамотно ее составить.
Составить инструментарий социологического исследования не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что написал один вопрос, второй, третий… — и анкета готова. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. Так и при составлении анкеты необходимо соблюдать определенные правила и принципы, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.
Что такое анкета? В существующих учебниках и словарях, под анкетой подразумевается упорядоченный список вопросов. Но указания, о том, как следует упорядочить их, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос. Анкета — это не механическая последовательность вопросов, которые располагаются в ней в зависимости только от личного желания исследователя, а определенная взаимосвязь вопросов, образующих особое целое. Анкета не сводится к простой сумме свойств расположенных в ней вопросов, а обладает своими собственными свойствами. Анкета должна состоять из трех частей:
11.2.3.3. Виды анкетирования
Деление анкетного опроса на индивидуальное, групповое имассовое анкетирование производится по числу респондентов аналогично классификации интервью по этому критерию. А вот число опрашивающих для подобного размежевания в отличие от интервью значения не имеет, так как ситуации с несколькими анкетерами одновременно на одного опрашиваемого дело невероятное, или, по меньшей мере, бессмысленное, поскольку анкета все равно одна.
По полноте охвата изучаемой популяции различают сплошное и выборочное анкетирование. Сплошное предполагает работу со всеми представителями намеченной выборки.Выборочное – только с некоторыми лицами. В научной практике массовых опросов в основном осуществляется выборочный вариант. Сплошное анкетирование – прерогатива социальных мероприятий (например, перепись населения).
По типу контактов респондентов с анкетером выделяют два класса анкетирования: очное и заочное. В первом случае заполнение опросного листа респондентом совершается в присутствии анкетера. Во втором случае – в его отсутствие. Заочный опрос может осуществляться несколькими путями: а) рассылка анкет по почте, б) публикование их в прессе с последующим сбором заполненных бланков в редакциях или по иным адресам, в) вручение и сбор анкет через рассыльных по месту работы, жительства, отдыха. Опыт показывает, что возврат почтовых и газетных отправлений, варьируя в зависимости от социальных, культурных и политических условий, все же довольно низок. По данным советских исследователей 15–20-летней давности, возврат анкет по почте составлял 5–7% [115,218,428]. Резкое повышение стоимости почтовых услуг в нашей стране в последние годы сводит на нет надежды на благополучный исход почтового опроса.
Особый вид заочного анкетирования, объединяющий его с заочным интервью, представляет телефонный опрос. К этому же разряду относятся и иногда применяемые телевизионные, радио- и Internet-опросы. От анкетирования здесь присутствуют такие признаки, как массовость, высокая степень формализации процедуры, предельная целенаправленность, слабое влияние опрашивающего, анонимность. С интервью эти оперативные опросы сближаются тем, что ведутся в устной форме (исключение может быть только для телевидения) и запись ответов производится опрашивающим, т. е., по сути, отсутствует сам опросный лист.
Специфический вид опроса – экспертный опрос. Он может выполняться как в виде интервью, так и в виде анкетирования. В научной практике преобладает анкетный вариант. Эти опросы в основном направлены на сотрудничество со специалистами, позволяющее уточнить рабочие гипотезы, оценить адекватность и надежность данных какого-либо исследования,отшлифовать интерпретацию научных фактов. Как сбор данный о самих экспертах анкетный опрос используется крайне редко. Отсюда вытекают и его особенности: неанонимность, малая доля закрытых и косвенных вопросов, отсутствие «ловушек» и «фильтров», соответствующая теме опроса специальная терминология, меньшее внимание к оформлению анкет, но большая ее содержательность.
11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования
Выбор типа опроса зависит от условий и задач исследования. Анкетирование целесообразно проводить в случаях, когда необходимо:
выяснить мнения людей по острым спорным или интимным вопросам;
опросить большое число людей за короткий срок, особенно при их рассредоточении на значительной территории.
Информация, получаемая в интервью, более полная, глубокая и определенная, чем анкетная. Если, заполняя анкету, человек может уклониться от ответов, то в интервью ему это сделать труднее. Интервью может сопровождаться наблюдением, что дает дополнительную информацию. Но зато анкетирование требует меньше затрат, времени и средств и может выполняться менее квалифицированными специалистами, чем интервью. В интервью на ход и результаты опроса значительное влияние могут оказать личностные свойства исследователя, что исключено при анкетировании. В анкетах часто даются более искренние ответы, чем в интервью, так как людям кажется, что анкета в большей степени гарантирует анонимность.
Массовый опрос путем анкетирования дает репрезентативные результаты, но в более узкой сфере проблем, чем возможно в интервью. Наконец, анкета более приспособлена, чем протокол интервью, для компьютерной обработки данных.
В массовых опросах целесообразно совмещать оба вида. Для интервью обычно отбирают 5–6% из опрошенных через анкету [428]. Данные такого контрольного интервью позволяют проверить надежность и достоверность анкетных данных, а также повысить качество интерпретации результатов в целом.
Типы анкет
Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет:открытые,требующие самостоятельного конструирования ответы, изакрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов;именные, требующие указывать фамилии испытуемого, ианонимные, обходящиеся без нее;полныеиурезанные;пропедевтическиеиконтрольныеи т.д.
Одна из разновидностей широко применяемых педагогами анкет – так называемая «полярная» анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалльную шкалу:
Организованный 5 4 3 2 1 Неорганизованный
Трудолюбивый 5 4 3 2 1 Ленивый
Одаренный 5 4 3 2 1 Малоспособный
Число баллов в таких анкетах может быть различным. Часто применяются двенадцатибалльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого признака: минимальное –6 –5 –4 –3 –2 –1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 максимальное. Опрашиваемый обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 – очень организован, 4 – организован, 3 – чаще организован, чем неорганизован, 2 – неорганизован, 1 – очень неорганизован.
Классификация вопросов анкеты
по назначению | по форме | по содержанию |
вводные– стимулирующие интерес к анкете, вводят в проблему; основные– направлены на получение главной информации; переходные– «мост» между блоками; фильтрующие– способность компетентно отвечать на вопросы; контрольные– на проверку достоверности сведений | открытые– самостоятельный ответ полузакрытые– варианты плюс свой вариант ответа; закрытые– предполагающие выбор одного ответа из предложенных; | фактологические– о процессе деятельности, о результатах деятельности опрашиваемого; вопросы о духовной жизни– изучающие планы, потребности, эмоциональные переживания; вопросы, характеризующие личность опрашиваемого (психологические особенности, условия проживания, знания о окружающем мире. |
Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос – такой ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» – составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. Кто из нерадивых учеников, работающих не в полную силу, признается в своей лени? Наши воспитанники прекрасно знают, какие ответы удовлетворяют наставников, а поэтому анкетные опросы чаще всего дают не реальную, а иллюзорную, ожидаемую картину. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать не прямые завуалированные вопросы,чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.
Кроме профессиональных исследователей анкетами часто и охотно пользуются учителя, классные руководители для изучения самых разнообразных вопросов. Но не стоит применять «самодеятельные», плохо разработанные анкеты, лучше отдать предпочтение профессионально составленным опросникам. Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования.
Методика составления анкеты и обработки полученных данных
Перед проведением анкеты, надо четко сформулировать и видеть перед собой модель диагностируемого явления, цель проведения вопроса.