Про три вида мажора — MUSIC ACADEMY
Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)
- Знать названия и определения видов мажорного лада.
Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки). Т.
е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.
Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.
Перед вами музыкальная «таблица умножения». Не нужно хитрить и придумывать различные методики — это нужно просто выучить. 15 тональностей и всё. Без этого дальше мы не двинемся. Распечатайте и учите, играйте на инструменте, при игре произносите ноты вслух.
Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.
Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.
С натуральным мы уже разобрались. НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон). ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.
Гармонический вид мажора
В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.
Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!
Гармонический До-мажор:
В Гармоническом виде можно услышать восточное звучание. Данный вид используют повсеместно, во всём мире. Возможно впредь вы будете замечать в музыке шестую пониженную ступень.
Гармонический мажор в деле — мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Мелодический вид мажора
В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.
В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.
Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво).
В применении разберёмся позже, как подтянем технику игры на инструменте, но знать нужно уже сейчас.
Мелодический До-мажор
Проверка:
- Дать определение гармоническому виду мажора
- Дать определение мелодическому виду мажора
- Определить тональность и вид
- Найдите ошибку и определите вид
- Определить вид
Источник: http://viaandrock.ru/1-2-3-izuchenie-not-i-klyuchej/
Гармонический мажор – Теория музыки
Редактор, корректор: Полина Полянская
Какие еще существуют популярные звуковые ряды, которые могут придать музыке особенный характер?
Вы изучили мажорный лад и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад. Т.е.
как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и использовать вместо, например, большой секунды — малую? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно.
Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.
Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Итак, начнём:
Гармонический мажор
Мажорный лад, у которого понижена VI ступень, называют гармоническим. Заметьте, что VII ступень остаётся на своём месте, что автоматически увеличивает интервал между ступенями VI и VII (это и логично: если Вася, находящийся между Катей и Машей, идёт к Маше, он одновременно уходит от Кати).
Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!
На рисунке ниже изображён гармонический До-мажор:
Рисунок 1. Гармонический До-мажор
Прослушайте этот пример. Вы услышите, что понижения одной ступени вполне достаточно для заметного отличия от мажорного лада. Пониженные ступени мы выделили красным цветом (ля-бемоль). Тяготение VI ступени к V ступени хорошо слышно во втором такте, т.к. ноты идут друг за другом. Постарайтесь услышать это тяготение.
Вообще, статьи раздела «Теория аккордов» нужно пытаться понять на слух, обязательно изучая звуковые примеры. Если в разделе «Нотное письмо» всё-таки надо что-то запоминать, понимать головой, то сейчас уже нужно именно слышать то, что мы разбираем.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем прослушивать прилагаемые звуковые примеры. В момент написания статьи, на сайте были выложены примеры в формате mid.
Для лучшего звучания мы планируем всё-таки использовать настоящие звуки, что и сделаем в ближайшее время.
Отвлеклись немного, возвращаемся к гармоническому мажору. Рассмотрим используемые интервалы: все интервалы представляют собой секунды. Порядок следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м2. Изменившиеся интервалы мы выделили жирным шрифтом.
Мелодический мажор
При движении вверх эта разновидность звучит, как натуральный мажор, а вот при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.
Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже.
Так выглядит мелодический До-мажор:
Рисунок 2. Мелодический До-мажор
Пониженные ступени мы выделили красным цветом. Послушайте, постарайтесь уловить минорный оттенок в звучании звукового фрагмента. Обратите внимание на уверенное движение мелодии вниз к тонике.
Итоги
Вы познакомились с двумя видами мажорного лада: гармонический мажор и мелодический мажор. Если на слух не уловили нюансы звучания, не расстраивайтесь — это придёт со временем.
Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?Itemid=231&id=31&lang=ru&option=com_content&view=article
Мажор и минор. формула музыкальных эмоций – психология
В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.
Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.
Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.
Минор – это лад, звучащий грустно
Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.
Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.
В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)
Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.
В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.
Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:
мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)
Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).
Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.
Гармонический и мелодический лады
Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:
Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
используются как в натуральном миноре, без повышения.
Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.
Перейти к следующему уроку ->
Источник:
Про три вида мажора
Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую.
Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII).
В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.
3 вида мажора: первый – натуральный
Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.
Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:
3 вида мажора: второй – гармонический
Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.
Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.
В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.
3 вида мажора: третий – мелодический
Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются.
Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются.
Вроде, так и должно быть.
Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.
И ещё разок…
Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).
Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.
ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ — http://vk.com/muz_class
Источник:
Что такое мажор?
В музыке существует два музыкальных лада, являющихся основными, – это мажор и минор. Поговорим подробнее о том, что такое мажор, что собой представляет мажорный лад и чем отличается мажорный лад от минорного, а также о том, как это слово употребляется в современном сленге.
Что такое мажор: определение
Мажор представляет собой набор звуков музыкального инструмента, подразумевающий бодрую и весёлую тональность. Такая формулировка связана с тем, что вся музыка по своей сути создана, чтобы передавать чувства и эмоции человека. Композитор, который составляет определённую музыкальную композицию или симфонию, основывается на своих чувствах и вкладывает их в музыку.
Процесс разработки музыкальной композиции довольно сложен и зачастую переплетается с экспериментальным методом подбора необходимых звуков. За каждой записанной нотой следует тяжёлая подборка последующих нот и попытка их гармонизации друг с другом, чтобы музыка звучала приятно для человеческого слуха.
Мажорный лад
В связи с тем, что набор звуков безграничен, а человеческий слух способен воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц, возникла необходимость классификации определённых простых наборов тональностей. Основными из них, которые можно воспроизвести на любом музыкальном инструменте, являются мажорный и минорный лад.
Выходит, что мажорный лад – это последовательность любой композиции, которая на психологическом уровне вызывает у человека ассоциации с весёлым и бодрым настроением. Также любую композицию можно записать и в минорном ладе, чтобы получить обратный эффект звучания и восприятия на психологическом уровне.
Минорный лад – это лад, звуки которого образуют малое и минорное трезвучие.
Отличия мажорного лада от минорного
Любой набор нот можно записать в виде мажорного или минорного лада. То есть, любая музыкальная композиция, состоящая из определённого набора нот, способна быть проиграна и в минорном звучании, и в мажорном.
Отличием мажорного лада от минорного является то, что между вторым тоном и первым в миноре — малая терция, а в мажоре — большая. Говоря простым языком, мажор-минор — это гармоническое выражение состояний души радость-печаль.
Музыкальный термин в обыденной жизни
В молодёжном сленге слово мажор употребляется в контексте, указывающим на богатых людей, живущих в достатке и изобилии. Считается, что люди, обладающие большими материальными благами, получают практически всё, чего желают.
А человек, который получает желаемое, пребывает в радости и эйфории.
И наоборот: люди, которые не имеют большого количества материальных благ, далеко не всегда получают желаемое и поэтому не всегда пребывают в состоянии радости и удовольствия.
В сравнении с людьми, которые имеют в своём распоряжении меньшие материальные блага, выходит, что между богатыми людьми и музыкальным термином «мажор» можно провести тонкую аналогию, подтверждающую постоянное эмоциональное состояние богатых людей. Подробнее об этом читайте в статье Кто такой мажор.
Если музыкальная тематика вас заинтересовала, прочитайте также другие наши статьи:
- Что такое аккорд
- Как играть на фортепиано
Источник:
Что такое мажор и минор? От «Свадебного марша» к «Похоронному» и обратно
Слово «лад» в русском языке означает стройность, мир, порядок, согласие. И к музыке это слово имеет самое прямое отношение. Для того, чтобы из клавиш или струн извлечь нечто благозвучное, нужно знать, что звуки любой мелодии находятся между собой в определённых отношениях, живут в ладу.
Музыкальный термин «лад» — это объединение звуков, тяготеющих друг к другу, и различных по высоте. Такие объединения, т. е. лады, бывают разные. Для европейской музыки наиболее характерны лады мажор и минор.
Попробуйте сыграть от «до» только по белым клавишам 7 нот подряд — у вас получилась гамма до-мажор. Слышите, как звучит мажор? Бодро, радостно. А теперь попробуем сделать тоже самое от ноты «ля» по белым клавишам. Звучание имеет совсем иную окраску — грустную, печальную. Это минорный лад, гамма ля-минор. Контраст мажора и минора — очень важное средство для создания музыкального характера.
Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»! Губы сами растягиваются в улыбку — какое буйство красок, как сочно выписаны образы! Как мажорно написана картина! А теперь обратите внимание на васнецовскую «Алёнушку». Совсем другое настроение — минорное: печаль, тоска, безнадёжность. Зритель сразу чувствует — здесь произошла драма.
Источник: https://obu4ayka.ru/stati/__trashed-896.html
Тема 6. виды мажора и минора
Существует два основных лада: Мажор и минор.
Минор – мягкий лад, на 1 ступени которого строится интервал м3
Есть 3 вида минора:
Натуральный – звуки в гамме не изменяются
Гармонический – при движении гаммы вверх и вниз повышается на пол тона VII ступень.
Мелодический – при движении гаммы вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз звучит и играется, пишется натуральный.
Мажор – твердый, яркий лад.
Есть 3 вида Мажора (как и минора). Мы знаем натуральный Мажор-звуки не меняются и Гармонический Мажор- при движении гаммы вверх и вниз понижается на пол тона VI ступень. Существует еще мелодический Мажор.
Тональность (гамма) – это порядок расположения ступеней. В любой гамме 7 ступеней (нот). От любого звука можно построить гамму, зная порядок расположения тонов и полутонов между звуками.
Мажорная гамма: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минорная гамма: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
Название каждой тональности (гаммы) состоит из тоники (ноты, с которой начинается гамма) и лада (мажор или минор). Например, Фа Мажор, ми минор, до- диез минор и т.д.
В каждой тональности (гамме) свои знаки при ключе!
Параллельные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые знаки. Расстояние между тониками параллельных тональностей 3 ступени или малая терция (1,5 тона). Всегда в этой паре Мажорная гамма вверху, минорная- внизу.
Чтобы найти параллельную минорную тональности для Мажорной тональности, нужно отсчитать от Тоники Мажора 3 ступени вниз. И наоборот, чтобы найти параллельную Мажорную тональность для минорной тональности, нужно отсчитать от Тоники минора 3 ступени вверх.
Например, Соль Мажор – ми минор (ключевой знак фа-диез)
Ре Мажор – си минор (при ключе фа-диез, до-диез)
Фа Мажор – ре минор (при ключе си-бемоль)
В каждой тональности (гамме) есть устойчивые и неустойчивые ступени.
Устойчивые: I-III-V (из них состоит тоническое трезвучие Т5/3)
Неустойчивые: II-IV-VI-VII
Вводные ступени – это ступени (ноты), которые вводят в тонику:
сверху II ступень, снизу VII ступень.
Главные ступени – это ступени в тональности(гамме), на которых строятся Главные трезвучия:
I ступень – Тоника , тоническое трезвучие (Т5/3)
IV ступень – субдоминанта , субдоминантовое трезвучие (S 5/3)
V ступень – доминанта, доминантовое трезвучие (Д 5/3)
Одноименные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковая Тоника, но разные знаки. Например, Соль Мажор – соль минор, До Мажор – до минор.
Источник: https://studopedia.net/4_43404_tema–vidi-mazhora-i-minora.html
Мажорная гамма
Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.
Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:
До – (тон) – Ре – (тон) – Ми – (полутон) – Фа – (тон) – Соль – (тон) – Ля – (тон) – Си – (полутон) – До
Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.
В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:
Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:
Мажорная гамма в тональности «Ми»:
Мажорная гамма в тональности «Фа»:
Мажорная гамма в тональности «Соль»:
Мажорная гамма в тональности «Ля»:
Мажорная гамма в тональности «Си»:
Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:
До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си
В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон
Или в нотах:
Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:
Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:
Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:
До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль
В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Или в нотах:
Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:
Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:
Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.
Источник: http://ModusMusic.ru/articles/mazhornaya-gamma/
Виды мажорных гамм
В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в “обычную” знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор – она совсем не содержит ключевых знаков.
Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят “при ключе столько-то знаков”, знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное.
Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака – от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону.
Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону.
Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора – повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.
Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор – очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.
Это “обычный” вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает “неизменный” то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.
Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.
Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в “обычной” до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор).
Работает это так – если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота “фа”), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона.
Мы его понижаем не просто так, а потому что ля – это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора – гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.
Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени.
Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора – это пятая ступень).
Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный. Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.
Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту “ля” в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой.
Заменив чистую “ля” на “ля” из гармонического до-мажора, то есть ля-бемоль, мы получаем си-уменьшенный аккорд. Таким образом, роль доминанты на седьмой ступени может выполнять как полууменьшенный, так и уменьшенный аккорды.
При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.
Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.
Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы.
Рассмотрим на примере соль-семь – этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике.
Нота “си” там третья ступень, а она “отвечает” за мажорность-минорность звучания, поэтому понизив её, соль-мажорный доминантсепт аккорд превращается в соль-минор септ.
Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.
Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности.
Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали.
Кстати, замена аккорда, когда его основной тон не меняется носит название примовой замены (например, когда фа-мажор мы заменяли на фа-минор, полууменьшенный на уменьшенный и т.д.).
Есть еще один интересный вид мажора – дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.
Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.
Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.
Источник: http://gorstorehov.com/page/vidi-mazhornih-gamm
ТЕМА 6. Виды Мажора и минора. — Студопедия.Нет
Существует два основных лада: Мажор и минор.
Минор – мягкий лад, на 1 ступени которого строится интервал м3
Есть 3 вида минора:
Натуральный – звуки в гамме не изменяются
Гармонический – при движении гаммы вверх и вниз повышается на пол тона VII ступень.
Мелодический – при движении гаммы вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз звучит и играется, пишется натуральный.
Мажор – твердый, яркий лад.
Есть 3 вида Мажора (как и минора). Мы знаем натуральный Мажор-звуки не меняются и Гармонический Мажор- при движении гаммы вверх и вниз понижается на пол тона VI ступень. Существует еще мелодический Мажор.
Тональность (гамма) – это порядок расположения ступеней. В любой гамме 7 ступеней (нот). От любого звука можно построить гамму, зная порядок расположения тонов и полутонов между звуками.
Мажорная гамма: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минорная гамма: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
Название каждой тональности (гаммы) состоит из тоники (ноты, с которой начинается гамма) и лада (мажор или минор). Например, Фа Мажор, ми минор, до- диез минор и т.д.
В каждой тональности (гамме) свои знаки при ключе!
Параллельные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые знаки. Расстояние между тониками параллельных тональностей 3 ступени или малая терция (1,5 тона). Всегда в этой паре Мажорная гамма вверху, минорная- внизу.
Чтобы найти параллельную минорную тональности для Мажорной тональности, нужно отсчитать от Тоники Мажора 3 ступени вниз. И наоборот, чтобы найти параллельную Мажорную тональность для минорной тональности, нужно отсчитать от Тоники минора 3 ступени вверх.
Например, Соль Мажор – ми минор (ключевой знак фа-диез)
Ре Мажор – си минор (при ключе фа-диез, до-диез)
Фа Мажор – ре минор (при ключе си-бемоль)
В каждой тональности (гамме) есть устойчивые и неустойчивые ступени.
Устойчивые: I-III-V (из них состоит тоническое трезвучие Т5/3)
Неустойчивые: II-IV-VI-VII
Вводные ступени – это ступени (ноты), которые вводят в тонику:
сверху II ступень, снизу VII ступень.
Главные ступени – это ступени в тональности(гамме), на которых строятся Главные трезвучия:
I ступень – Тоника , тоническое трезвучие (Т5/3)
IV ступень – субдоминанта , субдоминантовое трезвучие (S 5/3)
V ступень – доминанта, доминантовое трезвучие (Д 5/3)
Одноименные тональности — это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковая Тоника, но разные знаки. Например, Соль Мажор — соль минор, До Мажор — до минор.
Гармонический минор и мажор
Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных — разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.
Что это — гармонический минор?
Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания — это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.
Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т — ПТ — Т — Т — ПТ — полуторатон — ПТ.
Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция. В классических музыкальных произведениях XVIII — начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе «Русского Востока». Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.
Существующие тональности минора
Понаблюдаем, в каких тональностях можно заметить гармонический минор:
- Ля минор.
- Ми минор.
- Си минор гармонический: появление ля-диез.
- Фа-диез: повышение седьмой ступени при восхождении.
- До-диез: при гармоническом виде добавляется си-диез.
- Фа минор: звучание характеризуется повышением ми-бекар.
- До минор: повышение си-бекар при гармоническом звучании.
- Соль минор: при данном виде выставляется фа-диез.
- Ре минор гармонический — это повышение до-диез.
Гармонический мажор
Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта — пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.
Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т — Т — ПТ — Т — ПТ — полуторатон — ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.
Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора — это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.
Каким может быть минор?
Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые «краски», дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.
Натуральный. Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.
Мелодический. Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени — шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются. То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности. Это нужно потому, что минор — мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.
Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.
Каким может быть мажор?
Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.
Натуральный. Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные символы альтерации в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.
Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т — Т — ПТ — Т — Т — Т — ПТ.
Мелодический. Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени — 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.
Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы — характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.
Параллельные тональности
Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:
- Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
- Ми минор и соль мажор. У таких тональностей при ключе фа-диез.
Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.
Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации — случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.
Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда — мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго — пониженная шестая. При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания. Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.
что изменяется при мелодическом виде минора и мажора?
дополню Елену…. если гармонические виды строятся и вверх и вниз одинаково. то мелодические по разному… . мелод. минор = .вверх повышение 6 и 7 ступеней…. вниз отмена повышенных знаков…. возврат в натуральный вид. а в мажоре наоборот. :вверх строится как натуральный.. а вниз с понижением 7 и 6 ступ….
мелодический минор — повышаются шестая и седьмая ступени. мелодический мажор — понижаются 6 и 7 ступени.
Вика! Вопрос достаточно сложный и неоднозначный. В советском музыковедении принято считать мелодическим минором натуральный минор с повышением 6-й и 7-й ступеней при движении вверх и понижением их при движении вниз. Что не есть справедливо. И не является общепринятым в музыковедении других стран. Займись на рояле экзерсисами (упражнениями) : Натуральный мажор — это T-S-D (нажимаешь все клавиши одновременно) . Натуральный минор: t — s — d. Мелодический минор: t — S — D. Гармонический минор: t — s — D. Гармонический мажор: Т — s — D. Мелодического мажора в нашем музыковедении не имеется. Но можно представить: T — s — d. (Набираешь клавиши на пианино в любой тональности. Получишь все лады) . Так вот «Мелодическим минором» у нас называется только «движение вверх», при этом движение вниз является «натуральным минором». Это — глюки в нашем музыковедении. Это не есть справедливо. В любом случае, для правильного ответа преподавателю стоит говорить о высоких и низких 6 и 7 ступенях. Вверх — высокие, вниз — низкие. Что есть — бред и маразм. Но так принято. Приходится мириться. Но в случае чего — ссылайся на меня. Типа — «Так Дядя Коля сказал». Не иначе. 😉 С ув. Н. И.
В мелодическом повышается 7 и 6 ступени
Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора
Возвращаемся к теме модуляций, и из этой статьи вы узнаете о том, как играть модуляции в тональности первой степени родства. Мы посмотрим нотные примеры модуляций, которые будут вписаны в уже известный нам период. Напоминаю, что этот период использовал я сам на уроках гармонии в музыкальном училище и консерватории. Ознакомиться с ним в его первоначальном виде вы можете в предыдущих статьях, например, здесь или здесь.
Для примера возьмем и рассмотрим все модуляции из мажора (модуляции из минора будут продемонстрированы в следующей статье). Как известно, каждая тональность имеет связь с шестью другими, которые являются для нее родственными в первой степени. Для мажора такими тональностями являются следующие:
1) параллельная тональность;
2) тональность доминанты;
3) тональность, которая параллельна тональности доминанты;
4) тональность субдоминанты;
5) тональность субдоминантовой параллели;
6) тональность гармонической субдоминанты.
Итого 6 тональностей: 2 мажорных (S, D) и 4 минорных (параллель, параллель S и D, гармоническая S).
Модуляции во все эти тональности можно совершить по одному общему принципу – через общий аккорд. В качестве такого общего аккорда будем использовать тонику исходной тональности, которую будем приравнивать разным аккордам конечной тональности, ну а дальше, как это и положено, будем вводить модулирующий аккорд, после которого обычно сразу следует каданс новой тональности.
Итак, давайте перейдем к примерам.
Модуляция в тональность доминанты
Для начала рассмотрим модуляции в тональность доминанты. Как мы определяем, что это за тональность? Элементарно – просто строим трезвучие на пятой ступени из тех звуков, которые составляют звукоряд исходной тональности. Например, по отношению к ля мажору родственной доминантовой тональностью будет являться ми мажор (именно такое трезвучие мы получаем из звуков ми, соль-диез и си). Я же продемонстрирую для вас нотный пример модуляции из до мажора в соль мажор:
Перед вами простой модулирующий период повторного строения из двух предложений (каждое по 4 такта): первое оканчивается доминантой исходной тональности, второе начинается тематическим повтором, а затем модулирует.
Модуляция происходит следующим образом: в 6-м такте тоника до мажора приравнивается субдоминанте соль мажора, а уже в 7-м такте вводится кадансовый квартсекстаккорд (K64). Для наглядности момент приравнивания в функциональном ряде заключен в прямоугольную форму. В качестве модулирующего аккорда, приводящего в каданс новой тональности, здесь использован двойной доминанты вводный септаккорд (DDVII7) с пониженной терцией.
Модуляция в тональность доминантовой параллели
Не так же просто получилась у меня модуляция в тональность третьей ступени, которая параллельна доминантовой. Тоника до мажора, которую мы будем все время рассматривать в качестве общего аккорда, в ми миноре является трезвучием шестой ступени.
Конечно, после шестой ступени можно было сразу взять модулирующий аккорд. Однако, для большей ясности смены тональности (в особенности ладового наклонения) я решал сначала сделать отклонение в секстаккорд субдоминанты (s6) с помощью вводного терцквартаккорда (поэтому не следует удивляться удвоению баса в секстаккорде – удвоение отвечает строгим правилам гармонии), после чего модуляция доводится до своего логического завершения уже довольно простыми средствами.
Модуляция в тональность субдоминанты
Теперь посмотрим модуляцию в субдоминанту. Для до мажора это фа мажор, и наш общий аккорд (тоника исходной тональности) в фа мажоре будет выглядеть как доминанта.
Введя в трезвучие вместо одного из удвоенных тонов септиму (в данном случае удвоена прима, меняем ее удвоение в теноре), легко получаем D7-аккорд, который не разрешаем в новую тонику стразу, а эллиптически сменяем трезвучием VI ступени (как и положено, с удвоением в ней терцового тона). До каданса построение доводим с помощью модулирующих аккордов II65 и DD65 с повышенной примой и пониженной квинтой.
Модуляция в гармоническую субдоминанту
По такой же схеме можно сыграть модуляцию в тональность гармонической субдоминанты. Гармонический мажор имеет пониженную шестую ступень, поэтому субдоминантовое трезвучие в нем будет минорным (фа минор для до мажора). Соответственно новой тональности после D7-аккорда переходим в низкую шестую ступень (от ре-бемоля).
Модуляция в тональность субдоминантовой параллели
Чтобы перейти в тональность второй ступени, тонику до мажора, нашей первоначальной тональности, приравниваем трезвучию натуральной седьмой ступени ре минора, в который нам нужно перейти.
Как известно, трезвучие VII ступени (в натуральном миноре оно мажорное) в основном виде для гармонизации употребляется крайне редко, особенно в построениях, предшествующих кадансированию. Его нельзя непосредственно привести к этому кадансу, минуя обычные субдоминантовые аккорды (трезвучие VII ступени хоть и не явственно, но действует заодно с доминантой, а потому не может предшествовать аккордам субдоминанты). Поэтому для ясности проявлений новой тональности с ее минорной окраской перед тем, как приготовить K64 ре минора, я сделал отклонение прямо в новую тонику с помощью вводного септаккорда (отсюда удвоенная терция в тоническом трезвучии ре минора).
Модуляция в параллельный минор
Ну и последняя модуляция, которая будет рассмотрена в данной статье, модуляция в параллельный минор. Здесь тоника до мажора приравнивается третьей ступени, после чего следует отклонение в субдоминанту, ну а затем довольно просто развитие приводит к кадансу параллельной тональности.
Заключение
Итак, мы познакомились с 6 модуляциями в родственные тональности из мажора и проанализировали их нотные примеры. В следующей статье аналогично, а может быть, и как-то по-другому, будут показаны примеры модуляций из минора. Если вы не хотите пропустить этой статьи и многие другие полезные материалы, которые будут публиковаться в будущем, оставьте свой e-mail в окошке подписки на рассылку сайта и новая статья будет выслана вам персонально на почту, которую вы указали.
Мне осталось пожелать вам успехов, дорогие читатели, и обратиться с просьбой: отписываться в комментариях, если вы обнаружили какие-то ошибки в гармонизации. Если вы находите данную статью полезной, поделитесь ею с вашими друзьями в социальных сетях (для этого внизу вы найдете нужные кнопочки). Спасибо за внимание, до новых встреч!
«Что такое «до мажор»?» – Яндекс.Кью
Правило 63 происходит оттуда же, откуда и правило 34 — из «Заповедей Интернета». Чтобы не заставлять вас переходить по ссылкам, скопирую часть своего ответа про правило 34 сюда:
«Заповеди Интернета» варьируются от одного сайта к другому, и найти их оригинал не представляется возможным. Однако «Правило 34» [как и правило 63] занимает своё место во всех их изданиях. Самым главным и отчасти каноничным изданием является «Rules of the Internet», которое располагается на сайте Encyclopedia Dramatica, являющимся крупнейшим вики-проектом, посвящённом мемам.
____Так вот, правило 63 звучит следующим образом: «For every given male character, there is a female version of that character / For every given female character, there is a male version of that character» — «Для любого персонажа мужского пола есть его женская версия / Для любого персонажа женского пола есть его мужская версия». Правило распространяется только на вымышленных персонажей. Парочка примеров:
Slenderwoman
Марио… Мария?
Ну и по классике
Виды мажора и минора
Пока мы рассматривали только натуральные мажор и минор, именно их структуры (в полутонах) были приведены выше. Однако если говорить о миноре, то гораздо более широко распространен его гармонический вид с повышенной позицией VII ступени. Это вызывает появление характерных интервалов.
Более изыскан, но тоже нередко встречается гармонический вид мажора – с относительно низкой позицией VI ступени, с которой образуются такие же интервалы, как в гармоническом миноре, но уже на иных ступенях, с другими «адресами».
Таким образом, мажор и минор как бы сближаются, у них совпадают верхние тетрахорды со структурой 131 (полутон-полуторатон-полутон). В Первой сонате Л. Бетховена побочная партия первой части начинается в As—dur со звука fes, а третья часть – в f-тоll со звука е. С баховских времен появился и начал активно использоваться мелодический вид минора и мажора, который предполагает альтерацию VI и VII ступеней – их повышение в минореи понижение в мажоре.
Здесь сближение мажора и минора выражается в том, что лады словно бы обмениваются верхними тетрахордами, а единственным признаком ладового наклонения в них остается только терцовый тон.
Гораздо реже встречается музыка в дважды гармоническом мажоре или миноре – в ладу с двумя увеличенными секундами. К уже известной нам секунде, образованной шестой и седьмой ступенями добавляется в мажоре секунда на низкой II, а в миноре – с вершиной на высокойIV.
В дважды гармонических ладах возникают свои характерные интервалы – уменьшенная терция, опевающая I ступень мажора или V минора, а также и ее обращение, увеличенная секста (соответственно на II низкой ступени мажора или на VI ступени минора).
Диатонические лады Уточнение понятия диатоники
Диатоническими считают лады, которые соответствуют нескольким требованиям:
1) октавность, т.е. смысловое тождество ступеней, между которыми одна или несколько октав;
2) семиступенность, т. е. наличие в пределах октавы семи различных ступеней;
3) расстояние между смежными ступенями равно только тону или полутону, лад включает в себя 5 целых тонов и 2 полутона;
4) расстояние между основаниями полутонов не менее кварты и не более квинты.
Если лад соответствует этим четырем условиям, то его звуки с помощью перегруппировки и октавных переносов можно развернуть в ряд чистых квинт (см. пример 85).
Античная диатоника
Одним из важнейших понятий древнегреческой теории музыки было понятие тетрахорда – последовательности четырех звуков в пределах чистой кварты. Называли тетрахорды по именам провинций Древней Греции. В каждом диатоническом тетрахорде (были еще и хроматический, и даже энгармонический, но мы рассматривать их не будем) два целых тона и один полутон, который может занять место между двумя нижними звуками, в середине тетрахорда и между двумя верхними.
Из двух непременно одинаковых тетрахордов греки составляли октавный лад, который назывался у них гармонией. Основные гармонии получались, если между тетрахордами был разделительный тон.
Но можно было соединять тетрахорды «встык», а недостающий тон присоединять либо снизу – и тогда получались гылолады,
Формально получалось 9 ладов. Однако поскольку гиперфригийская гармония повторяет гиподорийскую, а гиперлидийская – гипофригийскую, постольку реально различающихся, структурно несовпадающих гармоний было только 7.