Психотерапия музыкальная: Музыкотерапия — Википедия – основы, методы, упражнения для детей и взрослых

Автор: | 03.10.2020

Содержание

Музыкотерапия — Википедия

Картина художника Луи Галле «Сила музыки», изображающая брата, играющего на скрипке для своей сестры, отчего она впадает в глубокий сон, забывая все страдания — душевные и физические.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства[1].

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

  • Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний[2];
  • Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства
    [3]
    [4][5];
  • Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы[6][7].

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.[источник не указан 2860 дней]

Одним из первых людей, утверждавшим значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческий ученый и философ Пифагор. Как видно из труда Ямвлиха «О пифагорейской жизни», если некто «слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил»

[8]. Армянский врачеватель XII века Мхитар Гераци также указал на значительную положительную роль музыкотерапии.

В XIX столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.[источник не указан 2860 дней]

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

[источник не указан 2860 дней]

Во многих странах Западной Европы и США возникли и приобрели популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии — Osterreichische Gesellschaft zur Forderung der Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum fur Musiktherapie, Германии — Bundesarbeitsgemeinschaft-Musiktherapie (BAG Musiktherapie)[9], куда входит 10 членов.

В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.

  • Шведская школа (основоположник — А. Понтвик) — выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.
    [источник не указан 2860 дней]
  • Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учётом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.[источник не указан 2860 дней]
  • Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств[9].
  • Швейцарская школа музыкотерапии (Институт майевтики им. Дж. Мастропаоло) использует преимущественно вокалотерапию и коллективную игру на флейтах. Дж. Мастропаоло отдаёт предпочтение этому инструменту из-за сильнейшего его воздействия на эмоциональную сферу благодаря тесситуре, а также из-за включённости дыхания в процесс терапии. Дж. Мастропаоло придерживается фрейдистской теории личности. [источник не указан 1887 дней]
  • В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен.
    [источник не указан 2860 дней]
    Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва)[10]. Его практический опыт синтезирует известные древние методики и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека[9].

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения
    [1]
    .
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение[1].
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.[источник не указан 2860 дней]

Современная музыкотерапия представляет собой технологию разрешения медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных, и воспитательных задач. Исследования в этой области направлены на изучение возможности влияния на личность человека посредством соединения медицинских, педагогических, психотерапевтических методов с управляемым музыкальным воздействием.

[источник не указан 2860 дней]

Первые исследования оздоровительного воздействия музыки на организм человека начались в конце XIX века. В 1899 г. невропатолог Джеймс Л. Корнинг провел впервые исследования с использованием музыки для лечения пациентов. Первые научные труды, исследующие механизм влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, газообмен.[источник не указан 2860 дней]

На смену эмпирическому этапу использования музыки пришёл этап экспериментально-физиологических исследований. Под руководством В. М. Бехтерева в 1913 г. в России было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». Первое упоминание о применении музыкальной терапии в журнале Американской музыкальной ассоциации датировано 1914 годом.

В 1918 Колумбийский университет (США) разработал первый курс «Музыкотерапии», который вела Маргарет Андерсен, музыкант из Великобритании. Постепенно была осознана необходимость разработки академических программ подготовки профессиональных музыкотерапевтов. Первая учебная программа по музыкотерапии была разработана в Великобритании в 1961, а в 1975 в Лондоне был основан Центр музыкальной терапии. Учебные музыкотерапевтические программы были разработаны в других странах Европы.

Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её влияния существенно возрос.

Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; индивидуальное влияние отдельных произведений композиторов; влияние на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений; перинатальная музыкотерапия.

В начале XXI века А.С. Клюев (Санкт-Петербург), занимаясь вопросами музыкотерапии, утвердил статус музыкотерапии как лечения музыкой в человеке человеческого начала (опираясь на исконное понимание терапии – см.: терапевты). Имея в виду утверждённый статус, предложил применение музыкотерапии в качестве метода музыкальной педагогики.

Примеры музыкотерапевтического воздействия[править | править код]

  • Согласно Библии, молодой пастух и музыкант Давид стал служить Саулу, играя для него на гуслях для душевного успокоения, так как царя «тревожил злой дух».
  • Согласно нескольким научным исследованиям, прослушивание сонаты ре-мажор для фортепиано Моцарта помогает снизить количество приступов эпилепсии у больных (так называемый «Эффект Моцарта» (англ.))[11]. Однако достоверность результатов данного исследования подвергается сомнению, в связи с наложенными на него ограничениями и невозможности воспроизвести результаты в дальнейших исследованиях[12].
  • Некоторые медики[кто?] считают, что музыка способствует расслаблению мускулов, особенно при ускоренной ходьбе и беге, и может применяться в качестве дополнительной реабилитационной терапии для поддержания хорошей физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции, позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на фитнес-достижения[13].
  • Прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечно-сосудистым ритмом.
    [14]
    .
  • Практикующие музыкотерапевты-психологи утверждают, что правильно подобранные мелодии, произведения, импровизации являются удобным средством для работы с памятью и бессознательным. Музыка структурирует процессы мышления и памяти. Звуки взаимодействуют с ассоциативными структурами, «вытаскивая» на поверхность, в сознание актуальные воспоминания и переживания. Даже то, что музыкой назвать сложно — диссонансы и откровенно «некрасивые, уродливые» мелодии, способны оказывать воздействие на память и сознание, а, следовательно, и благотворно влиять на общее состояние.
  1. 1 2 3 Музыкотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. — СПб.: Питер, 2000.
  2. ↑ Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004
  3. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. — М., 1985
  4. ↑ Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003
  5. Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. — К., 2002
  6. ↑ Музыка в детской душе  (недоступная ссылка с 11-05-2013 [2502 дня]). — К., 2007
  7. ↑ Шошина Ж. О музыкальной терапии //Психология процессов художественного творчества. — М.: Наука, 1984. — С.215-219
  8. ↑ Ямвлих. О ПИФАГОРОВОЙ ЖИЗНИ (неопр.). yanko.lib.ru. Дата обращения 13 июня 2016.
  9. 1 2 3 Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. — М., 1999
  10. ↑ Петрушин Валентин Иванович (неопр.) (5 марта 2007). Дата обращения 18 мая 2012. Архивировано 5 июня 2012 года.
  11. ↑ Hughes, J., Daaboul Y., Fino, J., Shaw, G. (1998). The Mozart effect on epileptiform activity. Clin Electroencephalogr,29 (3), 109-19. Retrieved December 3, 2007, from Pubmed Database.
  12. ↑ The Mozart Effect (англ.) (недоступная ссылка) (September 2010). Дата обращения 18 мая 2012. Архивировано 5 июня 2012 года.
  13. ↑ Лікар-iнфо. «Музыка повышает физическую выносливость» 7 июля 2008
  14. ↑ Лікар-інфо. Воодушевляющая оперная музыка способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление 25 июня 2009
  • Старчеус М. С. Музыкотерапия // Психологический лексикон / под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.  (недоступная ссылка с 28-09-2015 [1632 дня])
  • Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — «Владос», 2000.
  • Петрушин В. И. Связь музыкальной терапии с концепциями ведущих психотерапевтических школ // Психотерапия. — 2006. — № 2.
  • Клюев А. С. Музыкотерапия как метод музыкальной педагогики // Искусство и образование. — 2012. — № 4 (78). — С. 106-109.
  • Клюев А. С. Об использовании музыкотерапии в педагогической работе. Новые данные // Искусство и образование. — 2019. — № 5 (121). — С. 178-187.
  • Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург/ Сост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Астерион, 2008. — 168 с.
  • Музыкотерапия в музыкальном образовании — Терапия искусством в художественном образовании: по итогам 10-ти международных научно-практических конференций (Санкт-Петербург, 2008–2017 гг.) / Cост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Алетейя, 2018. — 378 с.
  • Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: Материалы международной конференции 22–23 марта, 2019 г., Москва. М., 2019. — 99 с.

Музыкотерапия как метод психологической коррекции​

Ароматерапия — это лечение ароматами (исключительно натуральными эфирными маслами).
Спектр действия эфирных масел огромен, и лучше всего прежде, чем приступить к использованию проконсультироваться со специалистом.

Несколько самых распространенных примеров действия эфирных масел:

Лаванда
Снимает нервное напряжение, депрессию, помогает при бессоннице. Помогает при головной боли, мигрени.

Апельсин
Масло апельсина очень хорошо для ослабленных детей со сниженным иммунитетом, нормализует их сон. Воздействуя непосредственно на центральную нервную систему, масло апельсина повышает настроение, облегчает депрессию, снимает чувство страха и беспокойства.

Грейпфрут
Грейпфрутовое масло, в первую очередь, борется с физической и умственной усталостью, восстанавливает энергетические уровни и повышает иммунитет. Масло стимулирует также лимфатическую систему и способствует выведению токсинов из организма. Гормональный эффект масла грейпфрута пригоден для облегчения проблем, связанных с нарушением менструального цикла и менопаузой. Воздействуя непосредственно на центральную нервную систему, грейпфрутовое масло является, прежде всего, тонизирующим и противодепрессивным средством, особенно при мигренях на нервной почве, поднимает настроение и устраняет неуверенность в себе.

Лимон
Масло может облегчить головные боли и мигрени, поможет избавиться от головокружения, вызванных спазмами сосудов головного мозга. Способствует снятию чувства страха и тревоги, способствует повышению настроения и улучшению физического самочувствия.

Мята перечная
Масло мяты эффективно используется в ароматерапии при слабости, обусловленной возрастом или болезненным состоянием организма, после полного упадка сил или травмах. Снимает состояние заторможенности, состояние усталости и отсутствия энергии, которое может быть результатом болезни. Оно прекрасно избавляет от головной боли, вызванной расширением церебральных артерий, спазмом мышц и недостаточным снабжением головы кислородом.
Обязательно следует упомянуть о том, как благотворно влияет масло перечной мяты на нервную систему, снимая чувства ярости и раздражения.

Приобрести высокачественные эфирные масла и приборы для ароматерапии можно здесь>>

понятие, цель терапии, формы и виды, как проводятся сеансы музыкотерапии для детей и пожилых людей, примеры лечебной музыки.

Не все слышали о таком методе лечении, как музыкотерапия. Тем не менее, он применяется во всем мире уже довольно давно. Возможно, вы удивитесь, но музыкотерапия – это прекрасный способ избавиться не только от душевных переживаний, но и от многих физических недугов. Итак, как действует музыкотерапия, и кому она может помочь? Рассмотрим эту тему подробнее.

Музыкотерапия

Что такое музыкотерапия

Музыкотерапия – это лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций.

Происходит это в индивидуальном порядке или группой людей. Музыка может звучать фоном в комбинации с несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия. Метод применяют для устранения разных эмоциональных отклонений и при коррекции некоторых страхов. Замечено положительное влияние музыки при лечении некоторых серьезных болезней.

О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна – знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. Тогда доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования. В настоящее время она активно используется в психиатрии и прочих сферах.

Заболевания, в лечении которых зачастую используют психотерапию: неврастения, неврозы, бессонница, психозы и шизофрения. Замечены и положительные моменты при лечении болезней сердца, язвы, бронхита, проблем мочеполовой системы, гастрита. Это особенно полезная информация для пациентов, страдающих аллергией на необходимые лекарственные препараты.

Музыкотерапия, в отличие от большинства прочих методов лечения, вполне допускает самолечение. Имеются даже специальные сборники, объединенные в отдельные коллекции, и способствующие лечению определенных недугов. Музыкотерапией нельзя полностью заменить необходимое лечение, но ней можно снизить дозы принимаемых лекарств, и достичь эффекта обезболивания.

Цель проведения музыкотерапии

Некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект – это уже давно не вызывает сомнений. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на общий фон настроения. Это не зависит от способностей слушателя, и происходит само по себе.

В целом, курс коррекции с помощью такой терапии может включить в себя следующие цели:

  • Эмоциональная разрядка.
  • Регулирование эмоционального состояния.
  • Борьба с личными неурядицами.
  • Уменьшение уровня стресса.

Также считается, что некоторые композиции способны помочь в борьбе с некоторыми физическими недугами.

Музыкотерапия как метод психокоррекции личности

Музыкальные композиции имеют непосредственное влияние на разные системы человеческих органов, влияя на глубину дыхания, скорость деятельности нейронных путей, сокращения сердца, расслабление или напряжение мышц. Благодаря воздействию терапии, происходит изменения в эмоциональном состоянии. Пример: тревожный человек начинает успокаиваться. Замечено, что частота сердцебиения снижается с помощью определенных медицинских препаратов и прослушивания музыкальных композиций.

Психокоррекция

Музыкотерапия – хороший помощник при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых стратегий и жизненных ориентиров.

Лечение музыкой корректирует широкий спектр психических состояний, однако при серьезных нарушениях, оно становится вспомогательной функцией. На определенных этапах терапию и вовсе не рекомендуется проводить. Пациенты, испытывающие острые психотические состояния, могут лишь усложнить свое положение. Причина: музыка заставит их погрузиться в свои образы, фантазии, что ухудшит ситуацию. До выхода из острой фазы главная цель пациента наладить связь с реальностью. Когда стабильное состояние будет закреплено, тогда допустимо взяться за проработку эмоциональной составляющей.

Эпилептикам нежелательно лечение музыкой. Музыкальные волны оказывают влияние на мозговую активность и при резонансе могут стать причиной припадка.

Терапия идеальна для лечения сниженного настроения, но борьба с серьезной депрессией должна сопровождаться медикаментозной поддержкой.

Формы и виды музыкотерапии

Рассмотрим подробнее виды музыкотерапии:

  • Экспериментальная. Занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека.
  • Клиническая. Применяется в профилактических и лечебных целях.
  • Интегративная. Проходит в сочетании с иными видами терапии, относящимся к искусству (танцы, рисование и так далее).
  • Тематическая. Имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной тематике (пример: творчество определенного музыканта).
  • Фоновая. Используется в качестве фона во время психотерапевтических мероприятий.
  • Активная. Человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм.
  • Рецептивная. Человек пассивно слушает музыкальное произведение или его отдельные моменты.

У каждого вида и формы музыкотерапии имеются нюансы. Одни подходят для индивидуальных занятий, другие – для групповых. Программа подбирается психотерапевтом. Если пациент выберет то, что ему совсем не подходит, и его ожидания не будут оправданы, то состояние усугубится.

На сегодняшний день виды музыкотерапии делятся на две школы: шведскую и американскую.

Шведская школа музыкотерапии делает акцент на том, что музыка воздействует на физическом уровне и способна добраться даже до глубинных слоев личности. Терапия применяется для установления контакта, когда человек демонстрирует закрытость или нет возможности работать в системе диалогового общения. В этом случае можно работать с эмоциями, которые провоцирует музыка. Музыку делят на успокаивающую и активизирующую.

Американская школа фокусируется на изучении того, как влияет определенная композиция на человеческую психику. В итоге были разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенных расстройствах. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций. Это помогает в ситуациях, когда есть страхи, тревожные мысли и другие механизмы, блокирующие естественный ход эмоциональных переживаний. Согласно американскому подходу, для каждого типа заболевания необходима определенная композиция, протестированная ранее специалистами.

Как проводятся сеансы музыкотерапии

Обычно сеансы не занимают много времени. Иногда достаточно одного произведения, длительностью в 5-30 минут, после чего специалист предлагает обсудить впечатления. В целом, сеанс чаще колеблется в пределах 30-45 минут. Общее число сеансов связано непосредственно с состоянием пациента. Может понадобиться 10-20 посещений кабинета музыкотерапии – помещения с хорошей звукоизоляцией, комфортной мебелью. Считается, что благотворней влияют сеансы без наушников.

При индивидуальном подходе выбор музыки основывается на предпочтениях клиента, варьируясь с каждым новым сеансом. Возможно будет подобран комплекс для прослушивая в домашних условиях.

Когда проводится групповая терапия, для установления доверительных отношений требуется больше времени. Выбор произведений основан на общих проблемах пациентов (неврозы, апатия, бессонница и так далее).

Музыкотерапия для детей

Достоинства музыкотерапии дают возможность использовать ее в работе с детьми. Безвредность, доступность и простота применения делают ее хорошим решением для многих семей. Родители обычно просят специалиста подобрать комплекс произведений, помогающий справится с возникшими проблемами. Чаще музыкотерапию предпочитают проводить дома, в естественных для ребенка условиях. Даже если необходимы иные методы коррекции, музыкотерапия остается хорошим подспорьем, так как обычно более выгодна и доступна, и финансово и по временным затратам.

Для детей

Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывает воздействие на физическом и эмоциональном уровне, внося гармонию во множество процессов, происходящих в организме.

Чувствительность ребенка дает возможность следить за очагами неправильной деятельности органов, эмоциональным состоянием. При неверном выборе композиций или их однотипности, может возникнуть нежелательный эффект.

Музыкотерапия применяется с самого раннего возраста. Особенно это полезно для детей, которые пострадали от нехватки кислорода. Особенности структуры их мозга не обеспечивают необходимую выработку ферментов, однако терапия музыкой способствует повышению активности их выработки. Это обстоятельство подтверждено множеством исследователей. Наблюдается улучшение в работе сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной. Ребенок становится более спокойным, лучше засыпает.

Ранее предполагалось, что воздействие имеет ритм, а не мелодия, однако потом эти теории опровергли – ритмичные звуки угнетающе действовали на клеточную деятельность, затормаживая развитие. Важно это учесть, выбирая музыкальные композиции для младенца. Предпочтительней выбирать классические произведения, но следите за индивидуальными реакциями малыша.

Древнейший вид музыкотерапии – колыбельные. Много столетий назад было замечено благотворное влияние определенных песен на младенцев. Колыбельные объединили в себя сразу несколько факторов развития: интуитивная коррекция мелодии, контакт с матерью. Наличие слов в убаюкивающих композициях оказывает гармонизирующее влияние – они полезней бессловесных мелодий. Колыбельные – отражения культуры, в которой ребенок был рожден, и это на бессознательном уровне оказывает на него успокаивающий эффект.

Терапия применяется в детских коллективах не только, как корректирующий нарушения метод, но и как средство развития. Мелодии положительно влияют на интеллект и творческое воображение, внутреннее формирование эстетического.

Если в семье ребенка принято слушать хорошую музыку, то ему удается лучше социализироваться и находить выход из непростых положений. Таким методом можно расширить детское восприятие окружающего мира, где имеется множество возможностей и путей. Ребенку становится проще демонстрировать чувства, ставить и выполнять задачи.

Музыкотерапия для пожилых людей

Ранее музыкотерапия не слишком применялась с пациентами пожилого возраста, однако потом все же были оценены его положительные моменты – это оказалось настоящим открытием.

Прослушивание музыки стало одновременно способом контакта с окружающим миром и способом его восприятия. Параллельно происходит коррекция имеющихся нарушений. На чем базируется процесс воздействия? Все просто: вибрации музыки резонируют с вибрациями, исходящими от человеческого тела, а также его отдельными системами и клетками. Когда гармония нарушается, вибрации организма меняются – мелодии могут вновь настроить в правильный и привычный ритм. Это заметно при деятельности отдельных систем. Пример: некоторые композиции улучшают память, другие – приводят в норму давление.

Для пожилых

С годами гармония организма перестает быть данностью – ей требуется забота и поддержка. Игнорировать эту необходимость нельзя – это грозит заболеваниями тела. Кроме того, психика, ранее справляющаяся с множеством эмоциональных нагрузок, с возрастом более чувствительна, на поверхность всплывают давние психологические травмы.

Популярнейшая сфера использования психотерапии среди пожилых людей: нормализация давления, седативный эффект. Первые сеанс способен продемонстрировать положительные результаты. Нередки случаи, когда эффективность лечения мелодиями была замечена при реабилитации после инсультов, различных осложнений. Из-за повышения активности клеток, процесс восстановления ускоряется.

Лечение доказало свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. В пожилом возрасте это профилактика старческой деменции, любых нарушений памяти. Как известно, показателем молодости организма можно назвать способность поиска новых путей адаптации к окружающим условиям. Это действительно так. Замечено, что если жизнь пожилого человека наполнена разнообразными музыкальными мелодиями, они успешнее адаптируются, находятся в постоянном развитии, осваивают ранее незнакомые отрасли. Важно помнить: этого эффекта нет при прослушивании однотипной музыки. Происходит обратное: человек деградирует в развитии. Это относится не только к пожилому возрасту, но и к любому другому.

При возрастных кризисах музыкотерапия очень важна. Считается, что самый сложный – кризис среднего возраста, но за ним следует не менее важный период, когда меняются цели, мировоззрение, приоритеты. Человек теряет все больше близких людей, возможности тела меняются, как и общий жизненный уклад.

Об этих изменениях говорят нечасто, но по своей силе они не уступают подростковому периоду – их воздействия не менее интенсивны. Человек не знает, как ему адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, чего ждать от себя, от окружающих.

Музыкотерапия дает возможность по-новому выпускать эмоции на свободу, пересматривать отношение к разным событиям. Рекомендуется внимательно вслушиваться в ритм произведений – благодаря этому человеку проще обрести новые стратегии построения дальнейшей жизни. Многие перестают паниковать из-за стремительно бегущего времени. Они будто «замедляются», учатся наслаждаться настоящим, ищут новые возможности для реализации.

Что такое эффект Моцарта

Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.

Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека. Уникальное влияние было названо эффектом Моцарта. По сей день продолжается спор ученых, обсуждающих природу этой особенности. Однако факты говорят сами за себя.

Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.

Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.

Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?

На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.

Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.

После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.

Примеры терапевтической музыки

Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке».

К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.

Первый альбом был представлен в 1986 году, получив название Isle of Sky. Для его создания понадобилось 5 лет научных трудов. Ныне его сборники активно используют американские психологи.

Видео: лечебная музыка для снятия стресса, невроза и страха

Предлагаем вам ознакомиться с видео довольно известных музыкальных композиций, благотворно влияющими на общее эмоциональное состояние. Вполне возможно, что музыкотерапия – это то, что вам нужно именно сейчас.

Рецептивная музыкальная терапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рецептивная (пассивная) музыкальная терапия (от лат. receptio — приём, принятие) — процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Одна из трёх основных форм музыкальной терапии (наряду активной и интегративной формами).

Как правило, терапевт предлагает определённую тему для разговора, которая направляет внимание клиента, позволяя ему сосредоточиться на своих переживаниях и чувствах. Прослушивание музыки приводит к тому, что обсуждение этой темы проходит более эмоционально и спектр эмоций становится более широким.

Возможен и подход, когда обсуждаются возникшие у клиента в процессе прослушивания музыки ассоциации и всплывшие в памяти события и сюжеты. На начальном этапе терапии слушатель реагирует на целый комплекс впечатлений, поэтому сюжеты могут не возникать, а эмоции плохо дифференцируются. Однако при дальнейшей работе слушатель научается направлять внимание внутрь себя и на свои ощущения. Иногда в ходе музыкальной терапии просят специально придумать какую-то историю, чтобы дать толчок воображению.

В рецептивной музыкальной терапии, рассматриваемой как психотерапия, решающими оказываются терапевтические разговоры о возникающих при и после прослушивания той или иной музыки чувствах. Возникшие у него желание сопротивления или чувства и ощущения могут в результате подобного разговора стать вполне осознанными и быть включёнными в актуальную концепцию жизни.[1]

Влияние музыки на физиологические показатели[править | править код]

В зависимости от высоты, силы и тембра звука, темпа и тональности музыкальных произведений изменяются показатели сердечно-сосудистой системы, вегетативные реакции. Мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс, повышает систолическое артериальное давление, увеличивает тонус мышц и повышает температуру кожи. Минорная музыка медленного темпа урежает частоту сердечных сокращений, снижает систолическое артериальное давление, а также тонус мышц и температуру кожи.[2]

Разновидности рецептивной музыкотерапии[править | править код]

Различают три формы рецептивной музыкальной терапии[3]:

  • Коммуникативная — совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия;
  • Реактивная — направлена на достижение катарсиса;
  • Регулятивная — способствующая снижению нервно-психического напряжения.

Также рецептивную музыкотерапию делят на[3]:

  1. Групповою — разновидность групповой терапии, при которой пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания.
  2. Индивидуальную — работа с одним пациентом и его переживаниями.

Музыка может быть представлена как:

  1. Запись музыкального отрывка;
  2. Непосредственное исполнение терапевтом живой музыки.

Отличие рецептивной музыкотерапии от индивидуального восприятия музыки[править | править код]

Человек может слушать музыку и самостоятельно, углубляясь в свои чувства, но это не будет являться музыкальной терапией. В этом случае не будет терапевта, направляющего внимание и задающего необходимую тему для разговора. Также терапевт специально подбирает музыку, которая поможет тому или иному пациенту разобраться в своих чувствах. Самостоятельно же человек может усугубить положение. Впрочем прослушивание музыки, особенно классической, с прислушиванием к своим чувствам также оказывает положительное влияние на самочувствие.[4]

  1. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. — СПб: Питер, 2003. — 208 с.
  2. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. — М., 1994. — 190 с.
  3. 1 2 Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: Питер, 2000.
  4. Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: автореф. дисс. … канд. мед. наук.. — Л., 1981. 22 с.

Музыкотерапия как метод психологической коррекции

Благотворное влияние музыки на эмоциональное состояние обнаружили еще в Древней Греции. Прослушивание приятных мелодий повышает настроение, развивает интеллект, помогает снять эмоциональное напряжение. Музыка в психологии — популярный инструмент воздействия, используемый в диагностике, терапии и психокоррекции.

Что представляет собой музыкотерапия как метод воздействия

Фото 1696Музыкотерапия подразумевает целенаправленное использование музыки для гармонизации психоэмоционального состояния. В музыкотерапии используют все виды музыки: от электронных записей до самостоятельного освоения музыкальных инструментов. Изучение музыкального культурного наследия всесторонне обогащает внутренний мир, работает как профилактическое, лечебное, обучающее средство. Регулярное прослушивание музыки предупреждает возникновение заболеваний, вызванных стрессом.

В музыкотерапии выделяют следующие формы:

  • индивидуальная или групповая;
  • глубокая и поверхностная;
  • директивная или не директивная.

Лечение музыкой относится к щадящим методам терапии и практически не имеет противопоказаний. Она положительно влияет на состояние здоровья, облегчая и ускоряя процесс выздоровления.

История применения музыки для воздействия на человека

Фото1697Древнегреческий мыслитель Пифагор первым исследовал влияние музыки на человека. Он определил, что прослушивание ритмичных мелодий помогает контролировать эмоции, излечивает нервные болезни, сопутствует гармоничному развитию личности. Повышенный интерес к музыке также отмечался у ученых 12–13 века. Врачеватели использовали мелодии для облегчения болей при мигрени, бессоннице и болезнях пищеварения.

В 19 веке терапию музыкой стали использовать для лечения заболеваний в области психиатрии. В странах Европы музыкотерапия распространилась после первой мировой войны. В Германии с ее помощью лечили язву желудка, в Швейцарии — туберкулез. Обезболивающие свойства мелодий австрийские акушеры использовали для облегчения родов. Позднее музыку как средство анестезии стали использовать в хирургии и стоматологии.

В 20 веке индустриальное развитие позволило сделать музыкотерапию доступной и повсеместной. Ее популярность значительно возросла, а положительный результат влияния мелодий на активность физиологических процессов и нормализацию состояния психики позволил вывести музыкотерапию в поле деятельности официальной науки.

Определения музыкотерапии от разных авторов

«Музыкотерапия» буквально означает «лечение музыкой». Этот термин был изобретен еще в Древней Греции, и в современной психотерапии имеет то же значение. Большинство ученых относят музыкотерапию к вспомогательным методам, которые подготавливают пациентов к более сложным способам лечения. По определениям отдельных практиков под музыкотерапией понимают:

Фото 1698

  • способ педагогического воздействия, оптимизирующий творческие силы;
  • метод лечения отдельных аспектов физиологических и психологических заболеваний;
  • способ устранения симптомов психосоматических заболеваний, основанный на прослушивании музыкальных произведений.

Музыкотерапия — дисциплина, одновременно относящаяся к сфере психологии, музыковедению, нейрофизиологии. Исследования показывают, что использование музыки положительно влияет на процесс развития личности, ускоряя образование нейронных связей.

Применение музыкотерапии в практической психокоррекции

Использование музыкотерапии, как метода психологической коррекции, позволяет помочь людям с психологическими заболеваниями различной тяжести. Игра на музыкальных инструментах помогает избавиться от различных патологий:

  1. Психоневрологических нарушений. Психотерапевты отмечают два вида неврозов: неврастения и истерический невроз. Первый возникает из-за эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, второй — развивается под влиянием фрустрации. Для лечения неврастении используют инструменты, позволяющие задавать ритм игре: барабаны, там-тамы. Для снятия истерических симптомов больше подходят спокойные, умиротворяющие практики, например, игра на флейте.
  2. Нарушений развития воли. Способность ставить и достигать целей в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте и окончательно формируется в старшем подростковом возрасте. Взрослый человек с нарушением волевых процессов страдает ленью — стремлением отказаться от преодоления трудностей, неумением определить и достичь цели. Пение и музицирование помогают сформировать необходимые качества для развития воли: чувство наслаждения работой, расширение круга интересов, самоуважение.
  3. СДВГ у взрослых и детей. Гиперактивность активно проявляется в дошкольном возрасте. У большинства людей интенсивность симптомов снижается к 14 годам, но в некоторых случаях сохраняется во взрослом возрасте. Импульсивность и неспособность надолго удерживать внимание мешает учиться, работать, выполнять элементарные бытовые обязанности. Психокоррекция музыкой помогает снизить признаки гиперактивного поведения, поощрить целенаправленную активность и снизить бесцельную подвижность.
  4. Тревожности и страхов. Постоянное чувство тревоги мешает испытывать положительные эмоции и фокусирует внимание на отрицательных. Человек находится в эмоциональном напряжении, не может расслабиться, быстро устает. Экспрессивная музыка, сопровождаемая танцевальными движениями, высвобождает эмоции, повышает позитивное восприятие, устраняет эмоциональный конфликт.

Музыкальная релаксация — сильное эмоциональное воздействие. Зачастую оно используется в комплексе с другими методиками. В отличие от других методик, воздействие музыкой почти не вызывает у пациентов негативного отношения, поэтому является популярной и предпочитаемой практикой.

Лечение музыкой проблем пожилых людей

В пожилом возрасте человек сталкивается с постепенным угасанием когнитивных процессов и социальным отчуждением. Музыкальная терапия помогает справляться с такими проблемами:

Фото 1699

  1. Нарушениями работы памяти. Выборочная амнезия — частая проблема, предшествующая болезни Альцгеймера. Прослушивание музыки становиться профилактическим средством.
  2. Нарушениями расслабления и напряжения мышц. Неспособность контролировать собственные движения вызывает у пожилых людей панику. Музицирование позволяет частично повысить мышечный контроль и избежать связанных с ним страхов.
  3. Развитием неврозов. Снижение мозговой активности становится причиной большинства заболеваний в старческом возрасте. Прослушивание классической музыки улучшает работу мозга.

Эмоциональная разгрузка в групповой терапии помогает избежать отдаления от других людей, найти новое увлечение и круг общения.

Влияние музыки на детей: развитие психики ребенка

Психика дошкольника постоянно подвергается высокой нагрузке. Ежедневно изучая необходимую информацию, ребенок быстро устает и нуждается в эмоциональной поддержке.

Пассивное прослушивание музыки снимает детскую агрессивность, чувство тревожности и апатию. Используя музыкотерапию, психолог помогает замкнутым детям раскрепоститься и научиться контактировать с другими. Легкая мелодия помогает детям взбодриться утром и скорее погрузиться в сон.

Правила использования музыкотерапии в детских садах:

  1. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. В нем должно быть достаточное количество матрасов и подушек, на которых малыш может комфортно расположиться. В поле зрения ребенка не должны попадать яркие игрушки и другие отвлекающие предметы.
  2. Продолжительность сеанса соответствует возрасту ребенка. Чем младше ребенок, тем короче должен быть сеанс. Для детей 4–5 лет его длительность не может превышать 5 минут, с детьми 6–7 лет можно проводить сеансы до 10 минут. Также следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и следить за его эмоциональным состоянием во время прослушивания. Негативная реакция — явный сигнал того, что ребенок устал.
  3. Прослушивать музыкальные произведения нужно не на полную громкость. Громкий звук усиливает давление на барабанные перепонки и вместо расслабления это вызывает напряжение. Громкость должна быть такой, чтобы ребенок мог во время прослушивания уснуть. Слишком громкие звуки будут пугать детей, а у ребенка с гиперактивностью спровоцируют агрессию.
  4. Проводить занятия следует после еды. Натощак сложно расслабиться и ребенок будет отвлекаться. Но сразу после приема пищи заниматься нельзя, нужно подождать 1,5–2 часа.
  5. Окончание занятия должно быть плавным. Сразу после завершения мелодии ребенка нельзя заставлять активно двигаться. Нужно позволить малышу отдохнуть, вернуться к обычному ритму постепенно.

Для дошкольных учреждений музыка — один из обязательных видов групповой терапии.

Музыкотерапия как метод психотерапии в современной психологии

Фот 1629В психологии музыкотерапию используют в основном для уменьшения влияния стресса. Чтобы нормализовать психическое состояние, психологи рекомендуют ежедневно прослушивать любимые мелодии в течение 10–15 минут. Вслушиваясь в последовательную смену звуков, человек непроизвольно фокусируется на мелодии, отстраняясь от внешнего мира. Это помогает его психике пройти своеобразную перезагрузку, избавиться от влияния накопленного стресса.

Слушать классическую музыку рекомендуют людям с проблемами в общении. Часто боязнь людей и общения кроется в детских комплексах. Пережитое негативное впечатление может навсегда лишить человека способности создавать близкие отношения и даже просто начать разговор. Музыка снимает напряжение, которое люди испытывают при попытке коммуникации.

Умиротворяющие мелодии помогают научиться выражать эмоции.

Нередко эмоциональный фон человека настолько нарушен, что он не в состоянии определить собственные эмоции и адекватно выразить их. Ему сложно отличить усталость от скуки, гнев от обиды, раздражение от зависти. Музыка помогает прочувствовать подавленные эмоции, и заново научиться демонстрировать их.

Как музыка воздействует на здоровье: области применения музыкотерапии

Музыкотерапия имеет широкий спектр действия. Многочисленные исследования отмечают ее положительное влияние в области:

  1. Психиатрии и психотерапии. Психиатры отмечают, что прослушивание композиций Моцарта и Баха снижают приступы эпилепсии, агрессивность и уровень тревожности.
  2. Реабилитационной гимнастики. Медики используют музыку разных ритмов для ходьбы, бега, физических упражнений. Постепенное увеличение нагрузки переносится легче, если упражнения выполняются под музыку. Также прослушивание мелодий помогает сохранять позитивный настрой.
  3. Лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Мелодии определенного ритма замедляют сердцебиение. Достаточно ежедневно прослушивать расслабляющие мелодии в течение 10 минут, чтобы нормализовать сердечный ритм. Для этого идеально подходят арии Верди.
  4. Работы с мышлением и памятью. Музыкотерапия является удобным способом для тренировки памяти. Музыка освежает воспоминания, вызывая в подсознании определенные ассоциации. Это стимулирует работу мышления и активирует резервы мозга.
  5. Лечения бессонницы. Приятные расслабляющие мелодии помогают в решении проблем сна. Регулярное прослушивание музыки перед сном помогает быстрее уснуть и нормализовать режим. Также приятные мелодии помогают избавиться от кошмаров.

Использование музыки в лечении различных заболеваний не является основным методом. Но помогает значительно повысить настроение пациента, стимулируя его иммунитет и повышая сопротивляемость стрессу.

Основные формы музыкотерапии: особенности методик

В психологии используют 3 основные средства музыкотерапии:

Фото 1670

  1. Активный — пациенты поют, учатся игре на музыкальных инструментах, используют их для других видов терапии.
  2. Интегративный — совместно с музыкой используется дополнительный метод терапии: рисование, лепка, подвижная игра. Действия выполняют под музыку или сразу после  прослушивания, выражая ощущения.
  3. Рецептивный — пациенты слушают музыку, не выполняя никаких других действий. Для этого вида лечения выбирают классические музыкальные произведения, для создания которых использовали различные инструменты. Пациентам предлагается вслушиваться в мелодии, соотнося их с реакцией сознания и подсознания.

Методы лечения музыкой подбираются индивидуально. Главная задача психолога — выбрать вариант, который будет вызвать у пациентов только позитивные ассоциации. Если музыка пробуждает неприятные воспоминания, эффект от лечения будет минимальным или даже отрицательным.

Какая музыка подходит для терапевтических занятий

Для музыкотерапии следует использовать только ту музыку, которая вызывает положительные эмоции.

Нейроспециалисты, изучая влияние мелодий на работу мозга, полагают, что универсальным средством музыкотерапии являются произведения Моцарта. Прослушивание его композиций повышает интеллектуальные способности, память, внимание.

Моцарт подходит взрослым и детям, пожилым и людям с серьезными нарушениями мозговой деятельности. Ритмы классической музыки совпадают с биоритмами мозга, поэтому она оказывает такое положительное влияние.

Терапевтическое упражнение состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностика общего состояния пациента.
  2. Выбор мелодий, отвечающий целям коррекционной работы.
  3. Прослушивание мажорных мелодий для снятия эмоционального напряжения.
  4. Прослушивание расслабляющих мелодий для получения положительных эмоций.

После музыкального воздействия рекомендуется записать или нарисовать свои впечатления. Это поможет отследить влияние мелодии на восприятие и при необходимости скорректировать подбор музыки.

Полезное видео

В видео представлена подборка музыкальных композиций для психологической разгрузки. После их прослушивания Вы будете чувствовать себя более расслабленным и отдохнувшим.

Музыкотерапия — лечение музыкой — Сайт razukowa-musruk!

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

    Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Кому помогает музыкотерапия?

    Музыкотерапия применяется для реабилитации после инфарктов, черепных травм, для облегчения болей. В психиатрии музыкой лечат неврозы и некоторые формы шизофрении. Музыкотерапия помогает в адаптации людям с физическими нарушениями – слепым и немым, а также является незаменимым средством для застенчивых людей. С помощью музыкальной терапии они учатся  самоконтролю, коммуникации с другими.

   Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей, больных аутизмом. Для таких детей все, что происходит в окружающем мире неинтересно, их волнует только их собственный внутренний мир. Такие дети с трудом общаются с собственными родителями, поэтому для их лечения нужно выбирать способы, через которые можно вызвать у них эмоции. Музыкотерапия для таких детей способствует улучшению контакта с окружающим миром.

    Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Супругам предлагается выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия помогает организовать совместную деятельность.

    Лечение музыкой завоевывает все большую популярность. Никто уже не спорит с тем, что музыка помогает в преодолении болевых ощущений, снимает психоэмоциональное и мышечное напряжение. Поэтому музыкотерапию все чаще и с неизменным успехом применяют в самых разных областях медицины.

    Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.

 

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

 

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: «Мазурки» и «Прелюдии» Ф.Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

 

О МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ — МузТерапевт.Ру

Музыкальная терапия: что это такое?

Музыкальная терапия (или «музыкотерапия», дословно — «исцеление музыкой», от лат. musica «музыка» и греч. therapeuein «лечить») — это профессиональное применение музыки и её элементов как метода терапии в медицинской, образовательной и повседневной среде с индивидуальными клиентами, группами, семьями и сообществами, стремящимися улучшить качество жизни и оптимизировать своё физическое, социальное, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное и духовное здоровье и благополучие (World Federation of Music Therapy).

“Как врачи используют различные процедуры и оборудование (операцию, лекарства, психотерапевтическое внимание к проблемам человека), в зависимости от диагноза пациента, так и музыкальные терапевты подбирают музыку под индивидуальные потребности своих клиентов” (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).

Музыкальная терапия — специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения (allied health professions). Музыкальный терапевт использует музыку в рамках терапевтических отношений для того, чтобы эффективно работать над физическими, эмоциональнами, коммуникативными, когнитивными и социальнымми потребностями клиентов. На сегодняшний день в мире существует более ста вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов.

Процесс музыкальной терапии: как?

Музыка терапевтична по своей природе. Именно поэтому так популярны волонтёрские выступления в холлах больниц и хосписов. Именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Именно поэтому, выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это — ещё не музыкальная терапия.

У музыкальной терапии всегда есть целевая ориентация: музыка, в разных видах, применяется в терапии для того, чтобы эффективно работать над целями, которые ставятся при начале терапии. Цели эти уникальны и зависят от потребностей клиента или группы. При этом эти цели не являются музыкальными (например, «научиться играть прелюдию Баха», «улучшить вокальную интонацию» и т.п.): именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования (хотя музыкотерапевтический сеанс может проходить и, например, в форме урока вокала — в случае, когда целью является преодоление социофобии пациента или оптимизация его респираторной функции).

Анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов. Вот некоторые из техник, которые могут использоваться в терапии:

  • импровизация
  • прослушивание специально подобранной музыки
  • написание песен
  • обсуждение текстов песен
  • музыкальные игры
  • рисование под музыку
  • медитация под музыку
  • обучение посредством музыки
  • структурированные музыкальные упражнения
  • музыкальное выступление (клиента или пациента)

В научной литературе по музыкальной терапии есть информация о том, какие техники эффективнее всего для работы с той или иной группой населения. Выбор техники также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).

Параллельно с музыкальным взаимодействием, между терапевтом и клиентом постепенно выстраиваются доверительные терапевтические отношения, которые помогают пациенту полнее раскрыть свой потенциал в терапии, а музыкальному терапевту — эффективнее выстраивать стратегию терапии.

Музыкальный терапевт часто работает в составе многопрофильной команды специалистов и участвует в формировании индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий (или, в специальном образовании, индивидуальных учебных планов). Работая в команде или индивидуально, музыкальный терапевт осуществляет периодическую оценку успешности терапевтического вмешательства; при необходимости, меняет стратегии терапии, добиваясь большей эффективности; а также документирует процесс терапии.

Эффективность музыкальной терапии

Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества, “музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков” у пациентов с аутизмом ; “музыкальная терапия улучшает общее состояние здоровья и может также улучшить психическое состояние и функционирование в случае, если было проведено достаточное количество музыкотерапевтических сеансов”, у пациентов с шизофреническими расстройствами; “музыкальная терапия целесообразна для людей с депрессией”; оказывает положительное воздействие на качество жизни людей с онкологическими заболеваниями.

К преимуществам музыкальной терапии относятся её неинвазивность и сравнительно малая экономическая затратность. Исследования и клиническая практика показывают, что музыкальная терапия может быть успешна даже в тех случаях, когда другие терапевтические подходы оказываются неэффективны. Музыка – это форма сенсорной стимуляции и невербальной коммуникации, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны.

Кому помогает музыка?

В музыкальной терапии могут участвовать люди любого возраста и происхождения, на любых уровнях психического и физического развития. Вопреки распространённому мнению, клиентам (пациентам) не обязательно обладать музыкальными навыками и талантами для того, чтобы участвовать в сеансах музыкальной терапии.

Доказательная музыкальная терапия практикуется во многих странах мира. Музыкальные терапевты работают в центрах по обслуживанию людей с особыми нуждами, больницах, центрах психического здоровья, неонатальных центрах, хосписах, поликлиниках (амбулаторных клиниках), родильных центрах, детских садах, программах раннего развития, школах, учреждениях с квалифицированным сестринским уходом (домах престарелых), реабилитационных центрах, программах помощи при алкогольной и наркозависимости, исправительных учреждениях, центрах социальной адаптации бывших заключённых. В последнее время активно развиваются неврологическая музыкальная терапия, вокальная психотерапия, семейная терапия, программы психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Музыкальная терапия неинвазивна, сравнительно недорога, побочные эффекты и противопоказания сравнительно редки. Клинические исследования и многолетняя практика подтверждают эффективность музыкальной терапии при работе с разными группами населения. Дети, у которых диагностирован аутизм, ДЦП или другие особенности развития; люди с нарушениями психического здоровья; страдающие болезнями Альцгеймера и Паркинсона; реабилитирующиеся после инсульта; младенцы в отделении интенсивной неонатальной терапии; пациенты с хронической и острой болью (в том числе роженицы и пациенты в послеоперационном периоде) — вот только некоторые из категорий потенциальных клиентов музыкального терапевта.

Профессиональные музыкальные терапевты работают в таких областях, как:

  • Раннее развитие
  • Беременность, роды, постнатальный период
  • Специальное (дефектологическое) образование
  • Психотерапия
  • Гериатрия, уход за пожилыми людьми
  • Онкология (педиатрическая и взрослая)
  • Неврология
  • Паллиативная помощь, хоспис
  • Психиатрия
  • Профилактика здоровья (self-care)
  • Чрезвычайные ситуации
  • Ожоговые центры
  • Колонии, тюрьмы

(с) Алиса Апрелева, 2013-2019. Использование материалов возможно при активной ссылке и указании имени автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *