Виды социальной роли: Ваш браузер не поддерживается

Автор: | 21.01.1978

Содержание

Социальные роли — что это такое

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 456668 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек, занимающий определенный статус в обществе, должен соответствовать ему: вести себя так, как диктует его положение.

Он выполняет ряд функций, придерживается соответствующей его статусу линии поведения, то есть «играет» социальную роль. Что такое социальные роли, какими они бывают и для чего придуманы – тема сегодняшней статьи.

Определение — что это такое

Данный термин был предложен двумя американскими социологами в 30-х годах 19 века. Причем сделали они это независимо друг от друга, и потому их определения отличались.

Р. Линтон подразумевал под социальной ролью совокупность социальных норм и правил, которых придерживается индивид в обществе. Дж. Мид, в свою очередь, трактовал это понятие в контексте ролевой игры между членами общества.

В настоящий момент социальные роли – это набор поведенческих моделей, которые задаются обществом на основе специальных предписаний (статусов).

Проще будет объяснить, если ввести понятие социальный статус — это жизненная позиция, которую занимает человек в обществе — отец, руководитель, школьник, сын, гражданин и т.д.

Тогда социальная роль будет производной от этого понятия:

По сути, это некоторый образец поведения (шаблон) для человека определенного статуса.

Например, от матери (это социальный статус) ожидают выполнение материнских обязанностей, т.е. ухода за ребенком, его опеки и защиты. Это ее социальная роль, которую она может «играть» как хорошо, так и плохо (быть никудышный матерью-кукушкой).

Приведу фрагмент моей же статьи про социализацию:

Это все сделано для упрощения регуляции отношений между людьми. Проще говоря – чтобы нам с вами было проще общаться и лучше понимать друг друга. В зависимости от того, какую роль играет человек в социуме, мы выстраиваем в отношении его конкретные ожидания.

Например, учитель должен учить, продавец – продавать, дворник – мести, а родители — заботиться о потомстве. Зная это, вы точно не попросите учителя убрать ваш двор и не придете в магазин с ожиданием, что там вас подстригут.

Простыми словами, социальная роль представляет собой конкретный способ существования и взаимодействия с другими людьми в рамках общепринятых шаблонов (статусов).

Виды социальных ролей

Общество делится на множество групп, содержит разнообразные типы отношений и виды деятельности. В связи с этим социальные роли делятся на:

  1. Социально–обезличенные роли, имеющие свой определенный «сценарий» или правила. Их можно разделить на три категории:
    1. те, что определяются социальным статусом или деятельностью человека. Например, моя профессия – психолог. В своей работе я должен соблюдать профессиональный этический кодекс, предоставлять людям услуги в виде психологического консультирования – делать это наравне с коллегами, независимо от моего пола, национальности и личных предпочтений;
    2. демографические – вы являетесь чьей-то дочерью или сыном, внуком или внучкой, сестрой или братом, тетей или дядей и т. д.;
    3. социально-половые роли – это деление людей на мужчин и женщин. От женщин явно ждут женственности, родов и выхода на пенсию в 60 лет. К мужчинам общество имеет свои ожидания: уступать место дамам, защищать Родину и быть опорой для своей семьи.
  2. Межличностные роли регулируются эмоциональными отношениями людей. Яркий, активный человек в группе будет считаться лидером, а незаметный, необщительный – белой вороной или изгоем.

    У каждого из нас есть лучший друг, сосед, любимый человек. Мы как-то для себя характеризуем людей, наделяем их определенным образом: вот этот лжец, а этот хвастун, на этого можно положиться, а тот ведет себя эгоистично.

    Можно сказать, что этот вид ролей мы раздаем людям сами, основываясь на своих внутренних ощущениях, ценностной системе и эмоциональном отношении к конкретной личности.

Характеристика социальных ролей

Все социальные роли характеризуются через призму четырех аспектов:

  1. По масштабности роли отличаются спектром межличностных отношений. Например, у вас есть муж/жена. Ваши отношения имеют огромный диапазон социальных ролей: у вас есть чувства друг к другу (межличностные отношения), ваш союз закреплен на уровне закона, и значит является в какой-то мере формальным.

    Также вы можете взаимодействовать с точки зрения ваших профессий: жена-продавец продаст мужу товар в магазине, а муж-шиномонтажник заменит на машине жены колеса.

    Имея общих детей, вы контактируете и с позиции родителей. А вот если вы пришли в парикмахерскую, то масштаб вашей роли и роли специалиста очень узкий – вас должны подстричь, вы должны оплатить услугу.

  2. По способу получения, роли можно разделить на естественные и достижимые. Первые являются разумеющимися: сегодня вы мальчик, а завтра мужчина, послезавтра – старик. Вы никогда не станете женщиной и не превратитесь из пожилого человека в младенца. Такие роли определяются автоматически.

    Второй вид ролей в данном случае предполагает некоторые старания и усилия: чтобы стать студентом, я должен поступить, кандидатом наук – защитить кандидатскую, мужем и родителем – жениться и завести детей.

  3. По степени формальности социальные роли отличаются разной жесткостью регламента либо его отсутствием. Отношения друзей считаются неформальными, так как они основаны на взаимной симпатии и общих интересах. Нет законов, регулирующих дружбу. А вот отношения между судьей и обвиняем существуют строго в формальном контексте: вердикт выносится не на основе чувств и эмоций, а в соответствии с юридическими законами.

    Иногда межличностные отношения могут содержать как формальную сторону, так и неформальную. В продуктовом магазине вы играете роль покупателя. По идее, взаимодействие с продавцом должно быть сугубо формальным. А теперь представьте, что вы чем-то пришлись ему не по душе: на кассе вам нахамили либо как-то неуважительно отнеслись. Это есть проявление неформальности в формальном контексте. Причем неуместной.

  4. Также каждая роль имеет свой вид мотивации. Общественные активисты хотят заслужить признание, а может сделать мир лучше. Родители заботятся о детях, потому что любят их и желают им самого лучшего.

    Кассирша мечтает купить машину, поэтому трудится в две смены. Изобретатели мечтают оставить после себя след в истории. В общем, мотивы у всех разные. Они зависят от потребностей и желаний человека, его ценностей и установок.

Краткое резюме

Резюмируя, можно сказать, что социальные роли – это стереотипные образцы поведения, каждый из которых имеет свою специфику в виде правил.

«Назвался груздем – полезай в кузов» или веди себя соответственно своему статусу. В противном случае можно подвергнуться общественному осуждению и давлению. А вы думали?!

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Социальные роли и их виды

План:
Социальная роль
2. Виды социальных ролей
3.Основные
характеристики
социальной роли
4. Влияние социальной
роли на развитие
личности
1.
Социальная роль — фиксация определенного положения,
которое занимает тот или иной индивид в системе
общественных отношений.
Социальная роль — общественно необходимый вид
социальной деятельности и способ поведения личности,
несущей на себе печать общественной оценки.

4. Ральф Линтоном (1893-1953)

Впервые определение социальной
роли
было
дано
американским
социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он
рассматривал социальную роль как
динамическую сторону социального
статуса, как его функцию, связанную с
набором норм, в соответствии с
которыми должна вести себя в
определенных ситуациях личность.
Эти нормы определяют те виды
поведения,
которые
человек,
обладающий данным социальным
статусом, может осуществлять по
отношению к лицу с другим статусом
и, наоборот, поступки второго лица по
отношению к первому.
Ральф Линтоном
(1893-1953)
В обществе выделяют 2
типа общественных
отношений
: формальные
(конвенциональ
ные) –
регулируются
законодательств
ом и
социальным
статусом
неформальные
(межличностные
)–
регулируются
чувствами.
2. Виды социальных ролей определяются разнообразием
социальных групп, видов деятельности и отношений, в
которые включена личность. В зависимости от
общественных отношений выделяют социальные и
межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом,
профессией или видом деятельности (учитель, ученик,
студент, продавец). Это стандартизированные безличные
роли, строящиеся на основе прав и обязанностей,
независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют
социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын,
внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли,
биологически предопределенные и предполагающие
специфические способы поведения, закрепленные
общественными нормами, обычаями
2 Виды социальных ролей
формальные социальные роли
(учитель, повар)
межличностные социальные роли
(друг, лидер, враг)
. социально-демографические
роли (мама, мужчина, сестра)
Масштаб роли. Некоторые роли строго ограничены, в то
время как другие размытые. Например, отношения мужа и
жены — это масштабные статусы. Их связывают
межличностные отношения – любовь, привязанность,
уважение, а также социальные, подтвержденные
нормативными актами
Способ получения. Роли
бывают предписанными и
завоеванными. Это зависит
от необходимости роли
определенному человеку.
Например, роль женщины,
мужчины, пожилого
человека не требует каких
либо усилий, эта роль
получается автоматически
Американский социолог
Толкот Патерсон
разъяснил следующие
понятия и виды
социальных ролей:
Мотивация. В качестве
мотивации может быть
рассмотрена любая
выгода: общественное
благо, личная прибыль и
т.д.
Степень формализации. Деятельность человека может
протекать произвольно или в жестких рамках. Одни виды соц
ролей требуют строгого регламента, правил поведения,
другие не предполагают каких-то запретов и рамок.

Например, отношения нарушителя правил дорожного
движения с сотрудником ГИБДД будут строго формальными
Основные характеристики
социальной роли
Основные характеристики
социальной роли выделены
американским социологом
Толкоттом Парсонсом. Он
предложил характеристики
любой роли.
Толкоттом Парсонсом
(1902—1979)
По масштабу. Часть ролей может
быть строго ограничена, в то время как
другая — размыта.
По способу получения. Роли делятся на
предписанные и завоеванные (еще их
называют достигаемыми
По степени формализации.
Деятельность может протекать как в
строго установленных рамках, так и
произвольно
По видам мотивации. В качестве
мотивации могут выступать личная
прибыль, общественное благо и т. д
Влияние социальной роли на
развитие личности
Влияние социальной
роли на развитие
личности достаточно
велико. Развитию
личности
способствует ее
взаимодействие с
лицами, играющими
целый ряд ролей, а
также ее участие в
максимально
возможном ролевом
репертуаре. Чем
больше социальных
ролей способен
воспроизвести
индивид, тем более
приспособленным к
жизни он является.
Таким образом, процесс
развития личности часто
выступает как динамика
освоения социальных
ролей. Для любого
общества не менее важно
предписывание ролей в
соответствии с возрастом.
Приспособление
индивидов к постоянно
меняющимся возрасту и
возрастным статусам -вечная проблема. Не
успевает индивид
приспособиться к одному
возрасту, как тут же
надвигается другой, с
новыми статусами и
новыми ролями..
Едва юноша начинает
справляться со смущением
и комплексами юности, как
он уже стоит на пороге
зрелости; едва человек
начинает проявлять
мудрость и опытность, как
приходит старость. Каждый
возрастной период связан с
благоприятными
возможностями для
проявления способностей
человека, более того,
предписывает новые
статусы и требования
обучения новым ролям.

Статья на тему «Понятие социальной роли. Виды ролей.»

Понятие социальной роли. Виды ролей.

«Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник.

Солдат, судья, старик».

У.Шекспир

И действительно на протяжении своей жизни мы примеряем множество социальных ролей — вот я – дочь, жена, мама, в то же время я – продавец продовольственных товаров, студентка ЗО, могу выступить в роли покупателя и т.д.

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон.

Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.

Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права. Например, детский сад как вид социальной организации предполагает наличие заведующего, воспитателей и воспитанников. Всё это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, воспитатель обязан выполнять приказы заведующего, не опаздывать на работу, добросовестно готовиться к занятиям, воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям воспитанников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью воспитателя: дети должны называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с воспитательным процессом.

Виды ролей

Выделяют два вида ролей:

Межличностные роли связаны с различными типами отношений. В их основе лежит эмоциональная подоплека. В эту категорию входят лидеры, изгои, любимчики и др.

Социальные роли связаны с положением человека в обществе, видом деятельности или профессией. К этой группе относятся социально-демографические категории – муж, дочь, сын.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом в 50-х годах ХХ века. Он предложил следующие характеристики любой роли:

По эмоциональности.

Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, сострадании, смерти).

По масштабу.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений, (ролей). Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки).

По способу получения.

Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения — предписанные роли. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. -завоёванные роли. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

По степени формализации.

Очевидно, что отношения работника банка с клиентом должны определяться формальными правилами, а отношения между родными и (или) близкими людьми — чувствами.

По видам мотивации.

Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего чувством любви и заботы; Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель — ради общего блага, учёный – ради служения истине.

Социальные роли у дошкольников

Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он — сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

Дома малыш капризный, а в садике – послушный. В первую очередь, в саду он хорошо ест, когда дома все бегают за ним с ложкой. Более того, он старается съесть первым и хвастается, поднимая тарелку. Во- вторых, там он одевается сам, а дома ни за что не хочет. Дело в том, что малыш знает, что в садике его будут воспринимать таким, каким он покажет себя. В садике он ведет себя так, как считает, что нужно вести себя в обществе, он претендует на общественное уважение. Все время быть таким целеустремленным ему пока сложно, поэтому дома он позволяет себе капризничать и не слушаться, отдыхая от тяжелой роли «хорошего ребенка».

В садике случаются разные ситуации, и не всегда все однозначно. Взрослые должны знать, что поведение ребенка всегда говорит о чем-то. Малыш не все может выразить словами, но, присмотревшись к его поведению, можно понять многое о его чувствах, мыслях и переживаниях.

ВЫВОДЫ

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.

Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей.

Понять личность можно лишь через раскрытие ее социальных ролей.

Теория ролей

Под социальной ролью следует понимать фиксацию определенного положения, которою занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Социальная роль – это общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности несущей на себе печать общественной оценки.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей. Социальная роль оставляет «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно назвать «стилем исполнения роли».

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т.Парсонсом. Это масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит о диапазона межличностных отношений. Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежным является получение той или иной роли для человека.. Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности. Например, наиболее эмоционально выраженными являются социальные роли в семье, где в основе отношений лежат  высоко нравственные чувства мужа, жены, матери, отца, детей.

Формализация социальных ролей определяется спецификой межличностных отношений носителя каждой роли. Так, одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жестокой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения.

Различают виды социальных ролей. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. . Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. То стандартизированные, безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет: муж жена, дочь, сын и т.д.

Межличностные роли связаны с межличностными от ношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т.д.) многие из них определяются индивидуальными особенностями человека. Среди индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли. В межличностных отношениях человек выступает в какой-либо доминирующей роли, в своеобразном социальном амплуа, как наиболее типичном индивидуальном образе.

По степени активности выделяют типичные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли.

По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Лекция 12. Социальная роль и социальный статус

Поведение, мировоззрение, взгляды конкретного человека, прежде всего, определяются социальным статусом и ролью. Этими категориями предопределяются также особенности воспитания, доступ к социальным благам и возможности человека.

Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, профессией, семейным положением и т.п., определяющее набор его прав, возможностей и обязанностей по отношению к социуму.

В социологии выделяют виды статусов:
— предписанный (прирождённый) — статус, определяемый фактом рождения. Пример: мужчина, молодой человек 25 лет (этот же статус, хоть и не сразу даётся от рождения, но определяется фактом рождения) и т.п.;
— достигаемый (приобретаемый) — статус, который индивид приобретает в процессе жизни, взросления, развития в результате свободного выбора. Примерами такого статуса могут быть врач, женатый человек, студент и т. п.

Некоторые социологи выделяют также смешанный статус, обладающий одновременно чертами предписанного и достигаемого статусов. Это редкие виды статусов. К таковым можно отнести, например, статус октябрёнка в Советском Союзе. Он давался всем младшим школьникам. Хотя формально считалось, что его надо заслужить. 

Статус также бывает:
— основным — он определяет главные позиции в жизни человека. К примеру, таковым статусом является врач. Он определяет образ жизни человека, его профессию и квалификацию, уровень образования и т.п.
— неосновным (дополнительным) — он влияет лишь на отдельные черты поведения человека. К неосновному статусу можно отнести, например, статус пешехода. Этот статус, как правило эпизодический (т.е. проявляется лишь иногда) и не является ведущим в жизни человека.

Чем выше статус человека в обществе, тем у него больше возможностей, но и уже рамки допустимого поведения. К примеру, статус студента в обществе предполагает небольшой объём возможностей, но и рамки допустимого поведения шире. Студента можно увидеть на дискотеке; стиль одежды часто более свободный. Статус президента крупной компании намного более высокий. Соответственно, у носителя этого статуса значительно больше возможностей, прав, но рамки приемлемого поведения уже. Появление президента известной компании на студенческой дискотеке в свободной одежде может вызвать шок у некоторых представителей общества.

Социальный статус связан с понятиями престижа и авторитета. Престиж — это оценка обществом значимости положения, которое занимает человек. Авторитет — оценка обществом личных и деловых качеств человека. Престиж и авторитет не следует путать. К примеру, престиж дворника практически нулевой. Однако, этот человек может иметь немалый авторитет в семье, кругу друзей за счёт своего остроумия и житейской мудрости. Наоборот, престиж учителя значительно более высокий, однако, если ученики его презирают, оговариваются, то можно сказать в данном случае о его очень низком авторитете.

Социальный статус определяет набор социальных ролей. Социальная роль — ожидаемая обществом от человека модель поведения, определяемая социальным статусом. В социологии есть понятие ролевой набор — совокупность ролей, определяемых одним статусом. К примеру, статус учителя школы предполагает роли преподавателя, воспитателя, экзаменатора и т.п.

Реализация социальных ролей человеком — процесс очень непростой. Одни и те же социальные роли могут по-разному исполняться разными людьми. Кроме того, в процессе исполнения ролей могут возникать т.н. ролевые конфликты — это особые типы внутриличностных конфликтов. Социологи выделяют несколько их типов:
— внутриролевые — конфликты требований одной социальной роли. К примеру, роль учителя предполагает требовательность, и, в тоже время, снисходительное отношение к ученикам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства;
— межролевые — конфликты между разными социальными ролями одного человека. К примеру, социальная роль ученика требует выполнить домашние задания, а роль подруги ожидает иного — погулять;
— личностно-ролевые — конфликты между социальной ролью и интересами, жизненными принципами человека. Такой конфликт возможен, например, в ситуации, когда человек работает не по профессии и его работа не соответствует его интересам.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Определение и типы социальных ролей

Социальные роли

Социальные роли относятся к набору поведения, которое ожидается от людей в рамках социальных институтов. Общество похоже на сцену, а люди — как действующие лица в обществе, в силу чего они должны играть разные роли в разных социальных институтах. Каждый человек имеет разный статус в разных институтах общества. Они должны выполнять набор ролей, связанных с их присвоенным или достигнутым статусом в конкретном учреждении.Например, в институте семьи можно иметь статус брата или сестры, сына или дочери, отца или матери. Однако на работе он может быть менеджером банка, дворником или президентом страны. При этом обязанности родителей заключаются в том, чтобы удовлетворять потребности своих детей в любви, питании, защите, образовании и т. Д., Тогда как дети должны уважать своих родителей и подчиняться им. Человек, занимающий статус отца дома, может быть менеджером банка на работе. В офисе он должен выполнять ряд обязанностей в соответствии со своим статусом, например, контролировать, нанимать и обучать персонал, а также увеличивать доход филиала.

Более того, формальные нормы и обычаи данного общества определяют социальный статус и роли людей. Социальные нормы и обычаи варьируются от общества к обществу. Человек должен выполнять ряд обязанностей, связанных с его / ее закрепленным статусом, в соответствии с общественными нормами и обычаями. Более того, социальные нормы и обычаи общества со временем меняются. В связи с чем меняются статусы и роли лиц. Не так давно современные общества разграничили роли людей по признаку пола, например, в рамках института семьи мать должна была выполнять домашние обязанности, такие как уход за детьми, приготовление пищи, уборка и т. Д., Тогда как отец должен был зарабатывать средства к существованию, чтобы поддержать свою семью финансово. Однако со временем социальная структура этих обществ эволюционировала. В результате гендерные предвзятые нормы были устранены и заменены нормами, согласно которым разделение труда определялось на основе уровня образования и приобретенных навыков людей, а не их биологических различий.

Ролевой набор

Как обсуждалось ранее, человек играет разные роли в разных социальных институтах. Иногда с отдельным статусом в данном учреждении связано несколько ролей; что в социологии называется ролевым набором.Например, предполагается, что лицо, занимающее статус полевого супервайзера в неправительственной организации, проводит ознакомительные занятия, базовый опрос, обсуждения в фокус-группах и учебные занятия, а также формулирует новые стратегии для предотвращения конкретной проблемы в данном сообществе. Эти обязанности являются набором ролей полевого супервайзера в неправительственной организации.

Ролевой конфликт

Человек играет разные роли в разных социальных институтах. Когда эти роли вступают в конфликт друг с другом, это называется ролевым конфликтом. Предположим, что владелец нефтяного завода нанимает своего друга для управления своим бизнесом. Из-за плохого администрирования его друга прибыль компании падает. Как бизнесмен или собственник он должен уволить своего менеджера, но как друг он не может лишить друга средств к существованию.

Ролевой штамм

Когда человек находится в стрессе из-за чрезмерной ответственности, связанной с его статусом в рамках различных инструкций общества, это называется ролевым напряжением.Предположим, женщина может иметь статус учителя и матери-одиночки в обществе. В качестве учителя в школе ее ожидаемая роль состоит в том, чтобы подготовить и представить школьному совету отчет об успеваемости, обучить новых сотрудников, подготовить заметки и обучить учеников. Принимая во внимание, что в рамках института семьи как мать-одиночка; она должна готовить обед для своих детей, отвозить их в школу, помогать им в выполнении домашних заданий и т. д. Она может испытывать стресс из-за того, что ее роли совпадают, и может не иметь достаточно времени, чтобы управлять своей социальной и профессиональной жизнью.Это означает, что она испытывает ролевое напряжение.

Ролевой выход

Каждый человек планирует достичь определенного социального статуса в обществе, например, стать юристом, врачом или инженером. Он начинает готовиться к достижению этого статуса через опережающую социализацию. Однако после достижения желаемого статуса он может не получить удовлетворения и может решить смягчить свой текущий статус и попытаться получить новый статус. Для достижения нового статуса человек должен выполнять новые роли, а также отказываться от старых.Отказ от старых ролей и переход к новым обязанностям известен как выход из роли. Например, юрист может быть недоволен своей нынешней работой и хочет присоединиться к частной корпорации в качестве специалиста по развитию бизнеса. Чтобы получить новый статус, он должен поступить в бизнес-школу и получить профессиональную степень в области делового администрирования. Кроме того, он должен бросить свою юридическую практику или работу.

Связанные

Роль в социологии | Значение | Определение | Характеристики | Типы

В этой статье объясняется значение роли в социологии, ее определение, ее характеристики, типы ролей, а также взаимосвязь между статусом и ролью.

Значение роли в социологии

Когда люди занимают социальные позиции, их поведение определяется в основном тем, что ожидается от этого положения, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли — это совокупность социально определенных атрибутов и ожиданий, связанных с социальным положением.

Роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Ральф Линтон назвал роль динамическим аспектом статуса; роль — это совокупность всех культурных моделей, связанных с определенным статусом.Любая роль внутри лиц, занимающих статус, а также общий членский состав группы. Но если исполнение роли очень сильно отклоняется от ожидаемого поведения, будет применяться негативная санкция.

Определения роли в социологии

Согласно Лундбергу, «социальная роль — это модель поведения, ожидаемая от человека в определенной группе ситуаций».

Согласно Огберну и Нлмкоффу, они определили роль как «Роль — это набор социально ожидаемых и одобренных моделей поведения, состоящих из обязанностей и привилегий, связанных с определенным положением в группе.

Линтон использует разные способы определения ролей. По его словам, роль такова: «Термин« социальная роль »используется для обозначения совокупности культурных паттернов, связанных с определенным статусом. Таким образом, он включает в себя отношения, ценности и поведение, приписываемые обществом всем без исключения лицам, занимающим этот статус… постольку, поскольку это представляет собой открытое поведение, а роль имеет динамический аспект статуса; что человек должен сделать, чтобы подтвердить занятие статуса.”

Характеристики роли в социологии

Характеристики роли в социологии следующие:

  1. Аспекты действия статуса

Фактически роль — это аспект действия статуса. Он включает в себя различные типы действий, которые человек должен выполнять в соответствии с ожиданиями общества . Роль — это совокупность моделей действий, которые выполняются для удовлетворения ожиданий других членов общества.Эти действия зависят не от индивидуальной воли, а от социальной санкции.

  1. Изменение концепции роли

Социальные роли, как уже было сказано, соответствуют социальным ценностям, идеям, шаблонам и т. Д., Эти идеи, ценности и объект меняются, и поэтому концепции роли также меняются. Роль, которая оправдана в определенное время, может не быть оправданной в другое время. Например, брак молодой женщины с мужчиной по своему выбору может быть оправдан сегодня, но 20 лет назад он не был оправдан.

  1. Ограниченное поле деятельности

Каждая роль имеет ограниченную область действия, и роль должна быть ограничена этим. Например, у офицера есть роль в офисе, но когда он достигает своей семьи, эта роль прекращается. Если офицер продолжает выполнять эту роль и в своей семье, он не может выполнять свою работу за пределами ограниченного поля.

  1. Роли не выполняются на 100% для выполнения ожиданий

Никто не может полностью выполнять свою роль в соответствии с ожиданиями общества.Например, человек может оказаться не в состоянии выполнять свою роль к полному удовлетворению детей. Он не машина. По сути, роль — это обобщенная форма действия. Фактическое исполнение роли может немного отличаться от обобщенного вида.

  1. Разница в важности ролей

С социокультурной точки зрения не все роли одинаково важны. Некоторые роли важны, другие — меньше. Роли, которые являются наиболее важными, называются ключевыми ролями, а роли, имеющие общую важность, называются общими ролями.

Типы ролей в социологии

Существуют различные типы ролей. Ниже приведены типы ролей в социологии.

  1. Набор ролей

Иногда со статусом, который называется набором ролей, связано несколько ролей. Например, полевой супервайзер, работающий в социальном секторе, должен проводить информационные сессии в сообществе, базовое исследование, обсуждение в фокус-группах, посещать тренинги и формулировать новую стратегию предотвращения конкретной проблемы общества.Все упомянутые обязанности, требуемые от человека для получения статуса, если назначенные должностные лица установлены по ролям.

  1. Ролевые конфликты

Человек играет много ролей в обществе. Иногда он сталкивался с дилеммами из-за разных социальных ролей. На практике мы обнаруживаем, что существуют сомнения и разногласия относительно того, какое поведение ожидается в данной роли, а иногда человек возмущается назначенной ему ролью и не оправдывает ожиданий. Следовательно, возникает много конфликтов и групповой напряженности.

Человек должен играть разные роли в разных группах. Его роль главы семьи может вступать в противоречие с его ролью врача. Иногда его могут попросить пожертвовать своим долгом перед семьей в интересах своего профессионала.

Кроме того, существуют ролевые конфликты с участием двух или более лиц, которые уполномочены выполнять одинаковые или очень похожие функции в одной и той же ситуации, например, когда правительство штата и центральные правительственные органы расходятся во мнениях относительно того, кто обладает юрисдикцией для поддержания мира в одной и той же ситуации. частный случай.Роли двух или более людей могут быть конфликтными, потому что их функции не соответствуют их статусу. Например, повар ресторана с более высоким статусом принимает заказы от официанта с низким статусом.

Причины ролевых конфликтов

  1. Культурная неоднородность и сложность социальной системы.
  2. Различные роли человека в разных группах.
  3. Личность в замешательстве по поводу уместности дела.
  4. Когда два или более человека уполномочены выполнять одни и те же функции.
  5. Когда функция ниже статуса человека.
  6. Разница в ожидаемом поведении человека, которому назначена роль.
  7. Различия в восприятии своих обязанностей и ответственности.
  1. Ролевое напряжение

Когда статус требует большого количества обязанностей, что вызывает стресс у индивидуума, это называется ролевым напряжением. Ролевое напряжение в значительной степени возникает из-за неудач во многих процессах, так что в роли остаются неясные, неполные и противоречивые элементы.Это может произойти из-за отсутствия ролевых реплик, явного отсутствия ролевого консенсуса и т. Д.

  1. Ролевая дистанция

Это отстранение исполнителя от выполняемой им роли. Это делает важное различие между наличием ожиданий в отношении выполняемой роли и приверженностью человека этой роли.

  1. Разрыв ролей

Прерывистость ролей относится к несоответствию между ожиданиями, связанными с социальными ролями, которые последовательно берут на себя индивид.Переход от роли ухаживания к роли брака и от профессиональной роли к роли выхода на пенсию — это примеры ситуаций, связанных с определенной степенью разрыва ролей.

  1. Изоляция ролей

Изоляция ролей — это состояние относительной изоляции лиц, занимающих определенную роль, которое является результатом тенденции лиц, занимающих данную роль (особенно профессиональную роль), к более неформальному социальному взаимодействию с каждым из них. кроме лиц, занимающих другие роли.

Взаимосвязь между статусом и ролью в социологии

Статус Роль
Статус определяется социокультурными ценностями Роль определяется социокультурными ценностями
Статус определяется в отношение к другим членам общества. Роль также определяется по отношению к ролям общества. Также положение общества и других членов общества влияет на роль человека.
Статус почти одинаков и одинаков во всех обществах. Статус отца в каждом обществе более или менее одинаков. Что касается сходства и сходства статуса, роли выражаются в разных формах.
Статус можно правильно понять на фоне социальных устремлений и амбиций. Роль также можно понять на фоне социальных устремлений, амбиций и требований общества.
Статус представляет только часть всей социальной системы, к которой принадлежит отдельный член. У него разные статусы. Разные статусы выполняют разные роли. Это означает, что разные люди выполняют разные роли.
По статусу и ролям все общество делится на разные группы. Каждая группа по статусу называется отдельной группой. У тех, кто принадлежит к одному статусу / группе, есть взгляды сходства. Хотя, у членов определенного статуса / группы может быть схожесть взглядов. Но не обязательно, чтобы он мог выражаться таким же образом. Разные люди исполняют свои роли по-разному.
Культурное или социальное происхождение, к которому принадлежит человек, придает ценность, также известную как престиж. Роль разряжается в зависимости от престижа статуса или придаваемой ценности.
Статус, как уже говорилось, определяется социокультурными ценностями, определяется ими и оправдывается ими. Необходимо, чтобы все лица должным образом исполняли роли, связанные с их статусом. Например, статус отца должен быть оправданным и правильным во всех обществах, но необходимо, чтобы все отцы могли выполнять свои функции и роли должным образом.
Члены с разным статусом / группами делятся на разные категории, и ранг может быть вертикальным или горизонтальным. Например, общество, которое делится на разные касты, создает вертикальные иерархические группы, и разница, существующая между разными братьями в семье, является примером горизонтальной дифференциации. Нет необходимости, чтобы роли также могли быть дифференцированы или разделены в иерархическом порядке в соответствии с разделением общества на группы.
Члены семьи не могут достичь или присвоить статус естественным или традиционным образом. Другими словами, отсутствуют чисто присвоенные или достигнутые статусы. В разных статусах есть элементы обоих этих типов. Роли разряжены по статусам. Следовательно, в них есть все элементы статуса.

Вам также может понравиться

Роль в социологии

Что такое конфликт в социологии?

Что такое сотрудничество в социологии?

Что такое восприятие?

Роль религии в индийском обществе

Что вы подразумеваете под «прогрессом»?

Какие основные языки в Индии?

Различные типы настроений.

Что такое инстинкт?

Страница не найдена

К сожалению, страница, которую вы искали на веб-сайте AAAI, не находится по URL-адресу, который вы щелкнули или ввели:

https://www.aaai.org/papers/kr/2004/kr04-029.pdf

Если указанный выше URL заканчивается на «.html», попробуйте заменить «.html:» на «.php» и посмотрите, решит ли это проблему.

Если вы ищете конкретную тему, попробуйте следующие ссылки или введите тему в поле поиска на этой странице:

  • Выберите темы AI, чтобы узнать больше об искусственном интеллекте.
  • Чтобы присоединиться или узнать больше о членстве в AAAI, выберите «Членство».
  • Выберите «Публикации», чтобы узнать больше о AAAI Press и журналах AAAI.
  • Для рефератов (а иногда и полного текста) технических документов по ИИ выберите Библиотека
  • Выберите AI Magazine, чтобы узнать больше о флагманском издании AAAI.
  • Чтобы узнать больше о конференциях и встречах AAAI, выберите Conferences
  • Для ссылок на симпозиумы AAAI выберите «Симпозиумы».
  • Для получения информации об организации AAAI, включая ее должностных лиц и сотрудников, выберите «Организация».

Помогите исправить страницу, которая вызывает проблему

Интернет-страница

, который направил вас сюда, должен быть обновлен, чтобы он больше не указывал на эту страницу. Вы поможете нам избавиться от старых ссылок? Напишите веб-мастеру ссылающейся страницы или воспользуйтесь его формой, чтобы сообщить о неработающих ссылках. Это может не помочь вам найти нужную страницу, но, по крайней мере, вы можете избавить других людей от неприятностей. Большинство поисковых систем и каталогов имеют простой способ сообщить о неработающих ссылках.

Если это кажется уместным, мы были бы признательны, если бы вы связались с веб-мастером AAAI, указав, как вы сюда попали (т. Е. URL-адрес страницы, которую вы искали, и URL-адрес ссылки, если таковой имеется). Спасибо!

Содержание сайта

К основным разделам этого сайта (и некоторым популярным страницам) можно перейти по ссылкам на этой странице. Если вы хотите узнать больше об искусственном интеллекте, вам следует посетить страницу AI Topics. Чтобы присоединиться или узнать больше о членстве в AAAI, выберите «Членство».Выберите «Публикации», чтобы узнать больше о AAAI Press, AI Magazine, и журналах AAAI. Чтобы получить доступ к цифровой библиотеке AAAI, содержащей более 10 000 технических статей по ИИ, выберите «Библиотека». Выберите Награды, чтобы узнать больше о программе наград и наград AAAI. Чтобы узнать больше о конференциях и встречах AAAI, выберите «Встречи». Для ссылок на программные документы, президентские обращения и внешние ресурсы ИИ выберите «Ресурсы». Для получения информации об организации AAAI, включая ее должностных лиц и сотрудников, выберите «О нас» (также «Организация»).Окно поиска, созданное Google, будет возвращать результаты, ограниченные сайтом AAAI.

Изменение социальной роли — обзор

Корректировка

Контекстные факторы . Процессы социализации с точки зрения постоянной адаптации к социально одобряемому поведению посредством модельного обучения, инструментальной обусловленности или интернализации поведенческих норм были предложены как движущие силы увеличения среднего уровня адаптации во взрослой жизни (Digman, 1997). Принцип социальных инвестиций (Roberts et al., 2005) также предполагает, что увеличение инвестиций в нормативные роли взрослой жизни (например, карьера, преданные отношения, отцовство) предсказывает вышеупомянутый рост среднего уровня. Эмпирические данные в целом подтверждают эти представления. Например, начало первых романтических отношений привело к повышению эмоциональной стабильности (Neyer & Lehnart, 2007), получение первой работы привело к увеличению (Denissen, Asendorpf, & van Aken, 2008), а выход на пенсию — к снижению сознательности (Specht, Egloff). & Schmukle; 2011), а более раннее начало выполнения ролей взрослых было связано с более ранним началом среднего уровня повышения сознательности, согласия и эмоциональной устойчивости (Bleidorn et al., 2013).

Помимо основных принципов модельного обучения или инструментального обучения, процессы, которые способствуют усвоению возрастных задач и, таким образом, способствуют нормативному изменению личности, еще недостаточно изучены. Принятие групповых норм было предложено в качестве важного механизма, который может формировать личность согласованным с нормами образом (Reitz et al., 2014a): они направляют мысли, чувства и поведение (см. Также Deaux, 1996; Harris, 1995), которые приводят к к типичным перцептивным и реактивным паттернам во времени (т.е. нормативное изменение личности; Робертс и Джексон, 2008 г.). Эффекты группы сверстников могут быть особенно важным фактором таких эффектов, поскольку они вездесущи, выполняют важные функции на протяжении всей жизни и передают социальные нормы (см. Reitz et al., 2014a). Постоянно обнаруживалось, что развивающая задача подросткового возраста по построению позитивных отношений со сверстниками особенно сильно влияла на развитие личности в группах, которые разделяли аналогичные нормы сверстников (Reitz, Motti-Stefanidi, & Asendorpf, 2014b, 2016).Такое влияние отношений на развитие личности более вероятно при нормативных и тщательно подготовленных сценариях по сравнению с ненормативными жизненными переходами (Neyer, Mund, Zimmermann, & Wrzus, 2014) и, как таковые, играют ключевую роль в усилении адаптации.

Переход к социальным ролям во взрослой жизни наиболее заметен в молодом возрасте, поэтому предполагается, что этот механизм развития, лежащий в основе возрастающей адаптации, в основном применим к молодым людям (Bleidorn et al., 2013; Roberts et al., 2005).Большинство свидетельств в пользу ролевых инвестиций поступает из исследований молодой взрослой жизни, и величина взаимосвязанных изменений в невротизме, сознательности и доброжелательности наиболее высока в юном возрасте (Klimstra, Bleidorn, Asendorpf, van Aken, & Denissen, 2013). Существуют некоторые изменения социальных ролей, которые могут привести к адаптации личности за пределами юной зрелости (например, поддержание романтических отношений, выход на пенсию; см. Huttemann et al., 2014). Эти переходы, однако, не полностью объясняют увеличение приспособляемости вплоть до более позднего возраста.Может случиться так, что они менее запрограммированы, чем в молодом взрослом возрасте, или что к этому возрасту модели поведения сильно прижились.

Личные факторы . Другие механизмы, которые могут объяснить непрерывное увеличение приспособляемости на протяжении всей взрослой жизни, связаны с постоянным улучшением регулирующих способностей. Это было выдвинуто теориями продолжительности жизни, которые рассматривают человека в большей степени, чем МСН, как активного агента развития. С возрастом люди лучше активно поддерживают и восстанавливают уровень субъективного благополучия перед лицом проблем (Brandtstädter & Greve, 1994; Heckhausen et al., 2010; Кунцманн и др., 2000; Staudinger, Marsiske, & Baltes, 1995).

Например, было предложено, чтобы скоординированное использование стратегий, таких как выбор целей (выбор), инвестиции в достижение выбранных целей (оптимизация) и компенсирующие усилия по поддержанию состояния цели перед лицом потерь ( компенсация), может помочь поддерживать функционирование перед лицом возрастной потери ресурсов (SOC; Baltes & Baltes, 1990). В соответствии с этой теорией исследования показали, что использование большего количества моделей поведения, связанных с SOC, предсказывает более высокий уровень благополучия и адаптации во взрослом возрасте (Freund, 2008; Wiese, Freund, & Baltes, 2002).

Что касается возрастных различий, было обнаружено, что существует возрастное увеличение оптимизации и компенсации от молодого к среднему взрослому возрасту (Freund & Baltes, 2002). Было обнаружено, что взрослые все лучше приспосабливаются к потерям, используя такие стратегии, как отстранение от заблокированных целей (Wrosch, Scheier, Carver, & Schulz, 2003), изменение личных ожиданий в соответствии с заданными (Rothermund & Brandtstädter, 2003), освобождение от препятствий. образы себя, которые больше не соответствуют реальному я (Freund & Smith, 1999; Greve & Wentura, 2003), и принятие более адаптивных (например.ж., интеллектуализация) и менее неадаптивные (например, сомнения) стратегии совладания и защиты (Diehl et al., 2014). Аналогичные результаты были получены для регуляции эмоций, поскольку было обнаружено, что переживание отрицательных эмоций уменьшается после юного взросления (Carstensen, Pasupathi, Mayr, & Nesselroade, 2000). Это согласуется с теорией социально-эмоциональной избирательности, предполагающей, что чем больше будущее воспринимается как ограниченное, тем приоритетнее становятся цели регуляции эмоций, что, в свою очередь, связано с повышением социальной удовлетворенности (Lang & Carstensen, 2002).

Однако этот процесс адаптации, похоже, достигает своего предела в очень старом возрасте, когда адаптация, как описано ранее, выравнивается или даже уменьшается. Недавнее лонгитюдное исследование показало, что позитивная траектория механизмов совладания и защиты от молодого к раннему старому возрасту меняется на противоположную для поздней старости (Diehl et al., 2014). В соответствии с психологией продолжительности жизни (Baltes & Smith, 2003; Freund & Baltes, 2002) эти результаты показывают, что к концу жизни серьезность утраты социальных и когнитивных ресурсов в конечном итоге препятствует адаптации личности.Основным фактором риска адаптации личности в преклонном возрасте является ухудшение здоровья. Проспективное исследование показало, что начало хронического заболевания предсказывает снижение эмоциональной стабильности и сознательности (Jokela, Hakulinen, Singh-Manoux, & Kivimäki, 2014). Следовательно, в зрелом возрасте люди склонны применять более адаптивные стратегии преодоления и саморегулирования, которые способствуют позитивным изменениям в адаптации личности, которые, однако, достигают своего предела в очень пожилом возрасте.

Что касается биологических основ адаптации личности, фактор стабильности (т.е., доброжелательность, сознательность, эмоциональная стабильность) была связана с серотонинергической нейробиологической системой (DeYoung et al., 2002), которая участвует в поведенческом торможении (Crockett, Clark, & Robbins, 2009). Недавнее исследование последовательно продемонстрировало связь между серотонинергической системой и возрастными моделями коррелированных изменений в доброжелательности, сознательности и эмоциональной стабильности (Klimstra et al., 2013). Следовательно, изменения в серотонинергической системе могут быть еще одним источником возрастных изменений в адаптации.

Значение и характеристики роли в социологии

Эта статья дает информацию о значении и характеристиках роли в социологии!

Значение роли :

Положение или положение, которое человек занимает в обществе, называется статусом. Ожидается, что в результате этого статуса и положения он будет выполнять определенные функции. Эти функции известны как роли. В жизни у нас есть множество ролей: отец, мать, бизнесмен, продавец, потребитель, водитель автобуса, учитель, избиратель, политик и так далее.Эти роли являются неотъемлемой частью группового поведения.

Изображение предоставлено: utdallas.edu/epps/images/sociology-club-aug2013-large.jpg

«Согласно Линтону. Термин «роль» используется для обозначения совокупности культурных паттернов, связанных с определенным статусом. Таким образом, он включает в себя отношение, ценности и поведение, приписываемые обществом любому человеку, занимающему этот статус…. Постольку, поскольку она представляет открытое поведение, и роль имеет динамический аспект статуса: что индивид должен делать, чтобы подтвердить принадлежность статуса.”

Роль, как говорят Огберн и Нимкофф, «набор социально ожидаемых и одобренных моделей поведения, состоящих как из обязанностей, так и из привилегий, связанных с определенным положением в группе». Роль — это «поведенческое исполнение шаблонных ожиданий, приписываемых этой должности». При исполнении роли акцент делается на качестве. Роль отца предполагает более конкретную и особую манеру поведения.

Роли распределяются в соответствии с положением (называемым статусом), которое люди занимают в социальной системе.Каждый статус имеет свой собственный набор требований к ролям. Социальные группы действуют гармонично и эффективно в той мере, в какой результаты соответствуют ролевым требованиям. Роль имеет социологическое значение, потому что она демонстрирует, как индивидуальная деятельность социально детерминирована и, следовательно, следует регулярным образцам.

Роль существует в определенных настройках по отношению к другим ролям. Таким образом, роль отца подразумевает роль ребенка, роль работника подразумевает роль работодателя, а роль врача подразумевает роль пациента.

Человек сыграет много таких ролей. У каждого в жизни множество ролей. «Множественные» роли относятся к группе ролей, которые, как ожидается, человек будет играть в различных ситуациях (то есть во множестве групп, к которым он принадлежит). Таким образом, человек будет мужем, учителем, отцом и двоюродным братом. Его роли продолжают меняться по мере взросления.

Характеристики роли:

Характеристики роли можно изучить в следующих главах:

1. Действие Аспект статуса:

Роль на самом деле является аспектом действия статуса. Сюда входят различные типы действий, которые человек должен выполнять в соответствии с ожиданиями общества. Эти действия зависят не от индивидуальной воли, а от социальной санкции. Вот почему говорят, что каждая социальная роль имеет культурную основу.

2. Изменение концепции роли:

Социальные роли, как уже говорилось, соответствуют социальным ценностям, идеалам, образцам и т. Д.Эти идеалы, ценности и объекты меняются, как и концепция роли. Роль, которая оправдана в определенное время, может не быть оправданной в другое время.

3. Ограниченное поле деятельности:

Каждая роль имеет ограниченную область действия, и роль должна быть ограничена этим. Например, у офицера есть роль в офисе, но когда он достигает своей семьи, эта роль прекращается.

4. Роли не выполнены на 100% для выполнения ожиданий:

Никто не может полностью выполнять свою роль в соответствии с ожиданиями общества.Обязательно будут какие-то различия. Например, человек может оказаться не в состоянии выполнять свою роль к полному удовлетворению детей.

5. Разница в важности ролей:

С социокультурной точки зрения не все роли одинаково важны. Некоторые роли более важны, а другие — менее. Роли, которые являются наиболее важными, называются ключевыми ролями, а роли, имеющие общую важность, называются общими ролями.

Конфликт ролей :

Ролевой конфликт — это психологический стресс, возникающий, когда люди не фильтруют роли (личный ролевой конфликт), когда соответствующие другие не соглашаются с человеком по поводу его или ее роли (внутриролевой конфликт) или когда несколько разных ролей предъявляют взаимоисключающие требования к индивидуальный (внутриролевой конфликт).

Ролевой конфликт — это социально-психологическая концепция, используемая для исследования и объяснения индивидуального опыта конкурирующих или конфликтующих требований.

Социальная группа, как уже отмечалось, продолжает свою жизнь плавно и гармонично в той степени, в которой роли четко распределены, и каждый член принимает и выполняет назначенную роль в соответствии с ожиданиями.

Однако на практике мы обнаруживаем, что существуют сомнения или разногласия относительно того, какое поведение ожидается в данной роли, и иногда человек возмущается назначенной ему ролью и не оправдывает ожиданий.Следовательно, существует много группового напряжения и конфликтов.

В простом культурно однородном и относительно стационарном обществе ролевых конфликтов может быть сравнительно меньше. Но в такой сложной и неоднородной социальной системе, как наша, ролевые конфликты усиливаются, что приводит к все большему и большему напряжению в группе.

В семье, в промышленности, в правительстве, в политике везде растет напряжение. Человек должен играть разные роли в разных группах.Его роль главы семьи может вступать в противоречие с его ролью врача. Иногда его могут попросить пожертвовать своими обязательствами.

Конфликт ролей возникает, когда кто-то должен выполнить несколько ролей или роли нескольких действующих лиц плохо определены, или когда человек чувствует, что роль, назначенная одному, не соответствует его статусу. Это неизбежно в сложном и неоднородном обществе. Возможность ролевого конфликта в простом обществе меньше, но все равно существует.Женщина как жена, как мать женатого сына и свекровь, как мать своей замужней дочери и незамужней (смех играет сложную роль).

Это часто приводит к конфликту ролей, вызывая душевные потрясения и социальную дезадаптацию. Конечно, растущие социальные сложности обострили конфликт ролей. Занятый юрист может не справиться со своими обязанностями. Добросовестный министр промышленности, когда его призывают разрешить претензии заявителя, например, одного, поддерживаемого капиталистом, который частично финансировал свои выборы, и другого, который приходит через общий канал для выдачи промышленной лицензии, может столкнуться с такой ситуацией.

Первый систематический трактат о ролевом конфликте был представлен Робертом Каном и его коллегами в их книге «Органический стресс: исследования ролевого конфликта и двусмысленности» (1964). Согласно Kahn et. al. у людей есть работа или функции (то есть роли), которые обычно зависят от постоянного обмена ролевой информацией с другими.

Например, секретари и руководители зависят друг от друга, обмениваясь фактами, отзывами и директивами, чтобы работать эффективно.Коммуникация отягощена ожиданиями, которые представляют собой ролевое давление. Для конкретного человека (ответственного лица) эти ролевые давления передаются одним или несколькими отправителями ролей, которые вместе с человеком составляют члена набора ролей.

Согласно Кану, конфликт ролей (конфликт специально отправленных ролей) происходит в трех формах: (1) конфликт между отправителями возникает, когда несовместимые ожидания или требования сообщаются двумя или более членами набора ролей; (2) конфликт между отправителями возникает, когда; несовместимые ожидания или требования сообщаются одним членом набора ролей; (3) межролевой конфликт возникает, когда несовместимые ожидания или требования сообщаются J членами разного ролевого набора.

В то время как каждая из этих трех форм включает конфликт между множественными ожиданиями или требованиями, возможно, что единичное требование вступит в конфликт с личными убеждениями или предпочтениями основных людей. Другими словами, личностно-ролевой конфликт возникает, когда ожидание или требование члена ролевой группы несовместимо с завоеванными убеждениями главного человека.

Механизмы разрешения конфликта ролей:

Лица, столкнувшиеся с нежелательными или несовместимыми ожиданиями из-за ролевого конфликта, оказываются в стрессовых обстоятельствах.Противоположные силы тянут их в разные стороны. Как люди справляются с такими обстоятельствами?

Один из подходов к преодолению противоречивых ожиданий — это разделение. Люди, так сказать, подразделяют свою жизнь на части и в определенном контексте действуют в соответствии с требованиями одной роли, игнорируя при этом другую. Одним словом, люди временно отказываются от одной из конфликтующих ролей; они отгораживаются от него.

Ролевой конфликт можно разрешить с помощью иерархии обязательств.Люди, взаимодействующие друг с другом, обычно признают, что одни обязательства имеют приоритет над другими.

Люди также могут справиться со своим ролевым конфликтом, объединившись для взаимной поддержки и согласованных действий.

Еще один способ индивидуального решения принимает форму уменьшения зависимости от группы или ролевого партнера, поддерживающего одно из ожиданий. Люди достигают этого, покидая группу, пересматривая ее ценность для себя или делая ее неактуальной для конфликтной ситуации.

Ролевой конфликт не требует рационального разрешения. Например, Элтон Ф. Джексон (1962) обнаружил, что многие люди реагируют на стрессы, вызванные ролевым конфликтом, с психофизиологическими симптомами. Люди с несоответствием ролей чаще других страдали приступами головокружения, расстройством желудка, нервозностью, бессонницей, кошмарами и подобными симптомами.

Это не означает, что конфликт ролей является обычным и что множество ролей не может быть выполнено.Если бы это было так, социальная система рухнет. Очевидно, есть способы устранить конфликт ролей. Простое средство — отказаться от одной из двух конфликтующих ролей. Судья, который считает, что ему было поручено дело, в котором он имеет некоторую долю, должен отказаться от него.

Министр, который обнаруживает, что политика правительства не соответствует заявленной политике партии, всегда имеет право уйти в отставку. Другой вариант — рационализировать и разделить роли.Это может быть сделано с точки зрения стоимости и времени. Можно установить приоритет и время выполнения задания. В конфликте ролей нужно искать равновесие.

Продольный тест теории ролевого стресса и теории ролевого расширения на JSTOR

Абстрактный

В целом, западные общества считают, что люди должны участвовать во множестве социальных действий и развивать множество социальных ролей. Предполагается, что выполнение нескольких ролей выгодно для человека.Однако это также означает, что жизнь более сложна и что людям приходится справляться с иногда противоречивыми требованиями. Предыдущие исследования влияния нескольких ролей на индивидуальное благополучие не дали четкой картины, некоторые результаты подтверждают теорию ролевого стресса, а некоторые — теорию расширения ролей. В этой статье эмпирически проверяется актуальность теории ролевого стресса и теории ролевого расширения путем анализа того, снижает или увеличивает ли наличие нескольких социальных ролей индивидуальное благополучие.Результаты основаны на панельном исследовании почти 9000 случайно выбранных шведов. Вывод состоит в том, что как количество социальных ролей, так и любое увеличение социальных ролей отрицательно коррелируют с риском бессонницы и затяжной болезни, а также с риском регулярного приема лекарств от затяжной болезни. Эти результаты показывают, что наличие нескольких социальных ролей увеличивает индивидуальное благополучие; Таким образом, результаты подтверждают теорию ролевого расширения.

Информация о журнале

Acta Sociologica публикует статьи по качественной инновационной социологии, выполненные с различных теоретических и методологических отправных точек, в виде полноформатных оригинальных статей и обзорных эссе, а также обзоров и комментариев к книгам.Поощряются статьи, которые представляют скандинавскую социологию или помогают посредничать между скандинавскими и международными научными дискуссиями.

Информация об издателе

SAGE Publications — академическое и профессиональное издательство. Мы издаем книги, журналы и программное обеспечение под SAGE, Corwin. Press, Paul Chapman Publishing, Pine Forge Press, SAGE Reference, SAGE Science и Scolari (веб-сайты США и Европы) отпечатки.

GoodTherapy | Роль

Роль — иногда называемая социальной ролью — представляет собой набор моделей поведения, отношений, обязанностей и ожиданий, связанных с определенной нишей, которую заполняет человек.

Что такое роль?

Концепция роли исходит из теории социальных ролей, которая утверждает, что на поведение людей влияют групповые взаимодействия, социальные ожидания и ожидания в отношении вознаграждений и наказаний. Сторонники теории социальных ролей утверждают, что люди обычно подчиняются своему окружению, а роль — это способ подчинения.

Большинство людей каждый день играют несколько разных ролей. Женщина может играть роль сестры в своей семье и служить опорой и наперсницей.На работе она может выступать в роли начальника, которому поручено следить за действиями людей и определять награды и наказания. В своей группе друзей она может служить социальной бабочкой, которая заставляет толпу разговаривать и увлекаться. Каждая из этих ролей требует заполнения определенной ниши в группе и предполагает ожидаемый набор поведения. Хотя иногда человек может действовать таким образом, который противоречит его или ее роли — например, когда начальник доверяет своим сотрудникам или предлагает исключение из правил, — более частое несоответствие может привести к социальным санкциям.

Проблемы с социальными ролями

Хотя роль может помочь человеку определить соответствующее поведение, роли также могут создавать некоторые проблемы. Путаница ролей возникает, когда кто-то не уверен, какую роль играть. Например, новый сотрудник может не знать, играть ли ему роль наставника или сотрудника, проходящего обучение. Ролевой конфликт возникает, когда две или более ролей человека конфликтуют друг с другом. Например, мать, которая приводит ребенка на работу, может бороться с конфликтом между заботливой матерью и жестким бизнесменом.

Семейная роль

Люди часто играют определенные роли в своих семьях, и эти роли могут сильно отличаться от ролей, которые они играют на работе или со своими друзьями. Иногда человек перерастает семейную роль, но семья продолжает ожидать, что он или она выполнит требования роли. Человек, к которому всегда относились как к семейному «младенцу», например, может изо всех сил пытаться отстаивать свою независимость или заслужить уважение со стороны членов семьи. В рамках теории семейных систем каждый член семьи играет роль как часть функционирующей семейной ячейки.Каждая семья устанавливает свои собственные роли для членов семьи, но общие роли включают:

  • Козел отпущения — Человек, которого обвиняют в семейных проблемах. Когда семья посещает семейную терапию, козла отпущения можно рассматривать как причину, по которой семье нужна терапия.
  • Герой — Герой, которого часто считают «хорошим ребенком», несет ответственность и часто берет на себя бремя других людей. Он или она постоянно соответствует ожиданиям семьи или превосходит их, и на него могут оказывать давление, заставляя спасать других или давать семье источник гордости и счастья.
  • Талисман — Талисман сродни классному клоуну в семье и имеет тенденцию снимать напряжение с помощью шуток. Талисман часто воспринимается посторонними как милый или привлекательный, и семья может полагаться на талисман, чтобы сделать семью привлекательной для публики.

Артикул:

  1. Радина, К., М.Э. (нет данных). Какую роль вы играете в своей семье? Шанс для изменения Консультации RSS. Получено с http://kathyradina.com/role-play-family/
  2. .
  3. Роли. (нет данных). Психология вики. Получено с http://psychology.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.