Виды толерантность: Толерантность – что это? Виды толерантности – что это такое, плюсы и минусы

Автор: | 30.01.2021

Содержание

Толерантность: как отличить интолерантного человека?

О толерантности в последнее время много говорят в нашем обществе. Термин, изначально использовавшейся в медицине, теперь используется и в других областях: философия, психология, этика, политика, социология.

разные расы на одном фото

С одной стороны каждый человек уникальная личность, а с другой существо социальное. Именно в силу, того, что личности важна принадлежность группе, человек ищет «себе подобных» (увлечения, убеждения, вероисповедание и так далее). За счет этих (уникальность, стремление к объединению) и других особенностей сложилась столь «пестрая» картина мира – множество культур, традиций. И в этом разнообразном мире важна толерантность. Она заключается в уважительном отношении к другим религиям, культурам, традициям, чужим мыслям, убеждениям, личностному выбору. Но данное явление нельзя рассматривать как пассивно-терпимое отношение к нарушению прав человека или манипуляции общественным сознанием.

Например, можно принимать образ жизни какого-нибудь племен в Африке с их принципиальным отказом от цивилизации и технологий, но нельзя быть толерантным к фактам каннибализма в этих племенах.

Толерантность – это доброжелательное отношение к какому-то явлению, при условии, что оно не нарушает общечеловеческую мораль. Она включат в себя следующие аспекты:

  • милосердие, сострадание, терпимость;
  • уважение прав и человеческого достоинства другого;
  • стремление к партнерству и равноправию.

Понятие толерантность не нужно приравнивать к равнодушию. Это не безразличие к поведению других, а способность принимать без осуждения образ жизни отличный от собственного.

Чем же это отличается от терпимости и почему их не стоит путать?

Социологи определяют терпимость как сознательный отказ общества от проявления враждебного отношения к чему-либо, но при этом человек может испытывать в глубине души несогласие и негативное отношение. Как правило, терпимость формируется в короткие сроки и навязывается средствами массовой информации.

Толерантность заключается в отсутствие у человека негативных чувств к другим народам, религиям, социальным группам. Она формируется длительное времени.

Как появилось понятие толерантность?

весь мир един

В 1995 году была подписана Декларация Принципов Толерантности. Она провозгласила уважительное отношение и принятие поведения, способов самовыражения, образа жизни, мыслей других людей. На этих принципах должны стоится гармоничные отношения в современном цивилизованном мире между нациями, народами и различными социальными группами.

ЮНЕСКО подтолкнуло к созданию Декларации Принципов Толерантности большой рост нацизма, экстремизма, ксенофобии и других видов нетерпимости.

Виды толерантности

две девушки читают религиозные книги

Так как понятие толерантность играет важную роль в психологии, в социологии и других смежных областях существует несколько классификаций этого понятия.

Толерантность с точки зрения социологии

В постоянно меняющемся мире на первый план выходят то одни, то другие проблемы, но наиболее острыми являются связанные с межнациональными, гендерными взаимодействиями, религией, отношением к инвалидам.

Российский социолог Мацковский классифицирует толерантность следующим образом:

  • религиозная,
  • физиологическая,
  • образовательная,
  • гендерная,
  • возрастная,
  • маргинальная,
  • сексуально ориентированная,
  • межнациональная,
  • политическая.
  1. Религиозная толерантность. Это осознание и принятие того факта, что человек имеет право на любое вероисповедание. Не должно иметь значение официальная это религия в государстве или ее исповедует меньшинство. Уважительное отношение к религиозным обычаям других людей, наций.
  2. Этническая толерантность. Этническая толерантность основывается на принятии культурных особенностей традиций другого народа без принижения или навязывания своих обычаев, образа мысли. В многонациональных странах она очень важна.
  3. Гендерная толерантность. Понимание того факта, что человек как личность достоин уважения независимо от пола является гендерной толерантностью. Способность воспринимать других людей, отбросив гендерные стереотипы, показывает уровень развития общества.
  4. Толерантность по отношению к инвалидам. Милосердие и сострадания важны и для общества в целом и для человека (как качества личности).Толерантное по отношению к инвалидам общество будет стремиться к инклюзивному образованию, созданию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, предоставлению рабочих мест. В обществе не должны стигматизироваться инвалиды, их проблемы. Каждый человек должен понимать, что люди с ограниченными возможностями полноправные члены общества.
  5. Политическая толерантность. Готовность правительства и главы государства к конструктивному диалогу с другими странами, режимами и есть политическая толерантность. В ее основе лежит урегулирование межнациональных конфликтов, соблюдение прав человека, уважительное отношение к политическим оппонентам (если последнее не противоречит законодательству). Этот вид толерантности не менее важен для мира на планете, чем религиозные и этнические виды.

Толерантность с точки зрения психологии

В психологии выделяют:

    • условную (моральную) толерантность,
    • натуральную (естественную) толерантность,
    • подлинную (нравственную) толерантность.

Под условной (моральной) толерантностью понимают отсроченную агрессию. Ситуация когда, человек вроде бы соглашается с происходящим, но в глубине души испытывает сильное недовольство или злость.

Натуральная (естественная) толерантность присуща маленьким детям. Они безусловно принимают родителей и других значимых взрослых.

Подлинная (нравственная) толерантность – это полное и осознанное принятие реальности, желания переделывать «под себя» всех окружающих.

Для характеристики человека как личности выделяют коммуникативную толерантность. Она делится на:

      • ситуативная,
      • типологическая,
      • профессиональная,
      • общая.

Ситуативная толерантность подразумевает отношение к конкретным людям. Например, фраза «Она меня дико бесит» говорит о низком уровне толерантности. Средний уровень можно определить по высказываниям «Иногда мне сложно понять ее». А фраза «С ней легко и просто общаться» говорит о высоком уровне.

Типологическая толерантность определяет отношение человека к определенным категориям людей (инвалиды, с иными политическими взглядами, иной сексуальной ориентацией и так далее).

Профессиональная толерантность определяет отношение человека к людям, с которыми ему приходится контактировать в связи с профессиональными обязанностями (пациенты, клиенты, ученики, коллеги).

Общая толерантность представляет собой суммарную, с учетом предыдущих критериев, коммуникативную терпимость.

Еще по степени проявления выделяют высокий, средний и низкий уровень толерантности. Человек с низким уровнем толерантности не терпим ни только к отдельным качествам или группам лиц, его раздражает все, о чем он беспрестанно сообщает окружающим. Средний уровень – это, когда человек способен терпимо относится к собеседнику, признавать, что ему приятно общение. Высокий уровень, когда происходит полное принятие оппонента, общение доставляет удовольствие и психологически комфортно.

Как отличить интолерантного человека?

подавление эмоций

В современном обществе толерантность одно из необходимых качеств для нормальной коммуникации. Но бывает так, что человек проявляет условную терпимость исходя из требований ситуации, при этом подавляя свои негативные эмоции.

Так чем же отличается действительно толерантный человек?

 Характеристики Толерантный человекИнтолерантный человек
 Здоровое чувство юмора Может пошутить над собой, спокойно принимает безобидные шутки, критикуНе в состоянии пошутить над собой, не всегда может принемать критику, шутки
Стремление к самореализации и саморазвитию Стремится к развитию, новым знаниям и умениям, любознателен, готов помогать другим людямНе испытывает потребности в самоопределении, чужд эмпатии
Адекватная оценка себя как личностиОсознает свои недостатки и достоинстваПодчеркивает свои достоинства, критикует недостатки других
Чувство защищенностиОткрыт для новогоВо всем незнакомом видит угрозу своей безопасности
Способность нести ответственностьПричины неудач ищет в себе или объективных внешних факторахВинит окружающих, за неудачами видит «заговор», козни врагов
Стремление жить в демократическом обществеПоддерживает ценности открытого демократического обществаПоддерживает авторитарную власть и диктат

Плюсы и минусы

Толерантность – это то, что необходимо для гармоничного развития не только отдельно взятого государства, но и мира в целом.

К плюсам толерантности можно отнести следующее:

  • помогает развить гуманные качества,
  • преодолевать страхи и ксенофобию,
  • дает возможность принимать людей не зависимо от их привычек, уклада жизни, характера, мировоззрения,
  • помогает развиваться обществу и отдельной личности благодаря передаче опыта и знаний, межличностных и межнациональных взаимодействий.

Но понятие толерантность может стать рычагом для воздействия на общественное сознание для недобросовестных политиков и общественных деятелей. И в таком случае можно выделить следующие «минусы»:

  • за толерантность выдаются манипуляции сознанием масс,
  • когда под этим термином начинают подразумевать «рабское» терпение в ситуации нарушения прав личности,
  • когда происходит подмена ценностей за счет социальных технологий,
  • когда за толерантность выдается равнодушие не желание менять ситуацию.

Толерантность должна стать основой общественной жизни, но этот процесс требует большой личностной включенности каждого его члена. Осознанность и критическое мышление поможет отличить истинную толерантность от манипуляций.

Термин «толерантность»/»терпимость». Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ /Анна Рылова/. 16 ноября отмечается Международный день, посвященный терпимости (International Day for Tolerance). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, в которой содержатся ответы на вопросы, откуда произошел и как эволюционировал термин «толерантность»/»терпимость» и в чем заключается специфика его употребления в России.

Появление и развитие термина

Термин «толерантность» имеет множество трактовок и употребляется в различных отраслях естественных и социальных наук /философии, социологии, политологии, религиоведении, математике, биологии и медицине/. Этимологически слово «толерантность» восходит к латинскому tolerantia, что означает «выносливость», «стойкость». В английский язык глагол tolerate пришел через старофранцузский и стал употребляться с начала XV в. в значении «выносить страдание, демонстрировать силу духа». На основе глагола tolerate в английском сформировались два существительных: tolerance /способность принимать иные чувства, верования и привычки; умение смиряться с неприятными вещами/ и toleration /практика приятия, смирения с чем-либо/. В первое половине XVI в. слово также приобрело значение «разрешение, позволение со стороны властей», что главным образом относилось к возможности отправления иных религиозных культов. Исторически веротерпимость стала первой формой проявления толерантности.

Термин «толерантность» получил широкое распространение в эпоху Просвещения. В 1689 г. было опубликовано «Письмо о терпимости» британского философа Джона Локка. В латинском оригинале название послания звучало как Epistola de Tolerantia. Под толерантностью /терпимостью/ Локк понимал отказ от насилия как средства приобщения человека к вере. Благодаря трудам Локка и других просветителей /Вольтер, Дидро/, понятие «толерантность» прочно вошло в политический словарь. Долгое время под толерантностью понимали в основном веротерпимость, но постепенно слово освободилось от сугубо религиозного оттенка. К XIX в. понятие «толерантность» окончательно приобрело знакомое нам значение терпимости и снисхождения к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям.

Толерантность в международном праве

Принцип толерантности впервые появился в международном праве после Второй мировой войны. Он был закреплен в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В 1995 г. принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО / Declaration of principles on tolerance, в русском переводе — «Декларация принципов терпимости»/. Она определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира…, это добродетель, которая делает возможным достижение мира…»

Современное понимание толерантности на Западе

В странах Запада понятие толерантности как одной из основополагающих ценностей стало особо популярным на волне антифашизма и пацифизма после окончания Второй мировой войны. Идея толерантности в Европе воплотилась в виде концепции «мультикультурализма» (поддержка культурного разнообразия в мире и в отдельно взятой стране), терпимости к иному во всех его проявлениях. Проявление «нетолерантности» к представителям других религий, культур, взглядов часто подвергается общественному осуждению.

История термина в русском языке

В русский язык слово «толерантность» вошло сравнительно недавно и в основном использовалось как полный синоним «терпимости». Первые свидетельства об использовании понятия русскими писателями относятся к середине XIX в. Однако ни в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля (изд. 1863-1866 гг.), ни в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона» (1901 г.) нет упоминаний о толерантности. Впервые это слово появилось в «Малом энциклопедическом словаре» тех же издателей (1903 г.). Толерантность объяснялась как терпимость к иным религиозным воззрениям.

В Словарь иностранных слов понятие «толерантность» было включено в 1937 г. В Толковом словаре Ушакова за 1940 г. указано производное прилагательное «толерантный», которое синонимично прилагательному «терпимый». При этом в академическом «Словаре современного русского литературного языка» (изд. 1950-1965 гг.) слово «толерантность» указано как устаревшее. Это объясняется тем, что с середины 1930-х гг. понятие «толерантность» исчезло из публицистики. Неиспользование слова «толерантность» не означало, что в советском обществе отсутствовало такое явление, просто для его обозначения применяли русское слово «терпимость».

Употребление в современной России

Возвращение термина «толерантность» в обиход началось в 1990-е гг. в связи с демократизацией российского общества. Если в 1995 г. в центральных российских печатных СМИ доля заметок со словом «толерантность» составила 0,0016% от общего числа публикаций (69 упоминаний), в 2005 г. — 0,0011% (2997 упоминаний), то за неполный 2015 г. — 0,0237% (1548 упоминаний). Таким образом, частота употребления этого термина в центральных печатных СМИ за последние 20 лет возросла почти в 15 раз.

В современном русском языке четкие границы между терминами «толерантность» и «терпимость» не определены, поэтому во многих случаях они взаимозаменяемы. Тем не менее в слове «терпимость» присутствует оттенок непротивления неприятным или неблагоприятным факторам действительности. Толерантность же отражает более активную позицию, которая заключается в одобрении, поддержке разнообразия мира и права на различие людей и мнений.

В последнее время в России появилась тенденция замены заимствованного термина «толерантность» на традиционное «терпимость». Во всех документах ООН на русском языке слово «толерантность» /tolerance/ переведено как «терпимость».

Толерантность — это… Что такое Толерантность?

Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.[1]

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.[2]

В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость.

Социологические теории

Проблема толерантности на уровне микро-социологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальную установку. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантность в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  • насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями и;
  • в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  • проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  • причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  • возможности формирования толерантных установок.[3]

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.[4]

Толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[5][6][7] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».[8]Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.[9]

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.[10] Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.[11]

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.[11]

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.[12]

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:[13]

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:[14]

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.[15]

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».[16] Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Критика понятия

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране».[17] Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.[18]

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.[19]

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).[20] В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.[21]

Ответы на критику

По мнению писательницы Людмилы Улицкой:[22]

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

См. также

Примечания

  1. Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
  2. Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182
  3. «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
  4. Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
  5. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003
  6. Толерантность, в третьем значении // Большой Энциклопедический словарь
  7. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.
  8. Толерантность // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
  9. Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890—1907
  10. В. Даль. Терпеть // Толковый словарь русского языка, 1998
  11. 1 2 M.A. Семашко. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
  12. tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
  13. Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
  14. Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
  15. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
  17. В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны Интерфакс-Религия
  18. http://www.interfax-russia.ru/r/B/povoljieObw/432.html?menu=4&id_issue=12218282
  19. «На смену толерантности приходят националистические тенденции»
  20. Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
  21. «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
  22. Интерфакс-Религия: Людмила Улицкая считает, что письмо Пермского епископа против толерантности говорит о «печальных» тенденциях в обществе

Ссылки

Глава 1. Толерантность: определение, сущность, характеристики

1.1. Понятие, сущность и виды толерантности

В последнее время понятие толерантность активно используется журналистами, политиками, учеными во всем мире. В числе приоритетных задач в национальной доктрине образования Российской Федерации значится воспитание толерантной личности. Толерантность рассматривается как важнейшее условие социальной безопасности. Программы формирования толерантной личности, противодействия различным видам интолерантности сегодня принимаются на самых различных уровнях власти. Таким образом, понятие «толерантность» уже прочно вошло в лексикон российского общества и значительная часть населения нашей страны его безоговорочно принимает и считает, что толерантность должна стать неотъемлемой чертой жизни россиян. Тем не менее имеется и другая точка зрения, представители которой придерживаются противоположного мнения и относятся к толерантности негативно. По их мнению, толерантность есть чуждая российскому менталитету, вредная для нашего самосознания идеология – «толентаризм», которая есть не что иное, как «требование терпимости к самым крайним проявлениям цинизма, терпимости, а вернее, попустительству, пороку и безнравственности, приводит к их оправданию и даже прославлении порока… Идеология толерантности представляет собой нечто безграничное и хаотичное, не имеющее в себе различий между добром и злом, но эта хаотичность лишь видимая, так как вся эта идеология упорядоченно враждебная по отношению к традиционным духовным ценностям, пржде всего христианским» (1). Толерантность, точнее «толентаризм», с этой точки зрения, есть, во-первых, воспитание у общества индефферентности к явлениям и процессам социальной жизни современного общества, в том числе и негативным, а во-вторых, это воспитание неприятия взглядов и ценностей, называемых традиционными. Противниками проникновения в российское общество толерантной идеологии являются не только светские авторы – некоторые политики, ученые, журналисты, но и религиозные деятели. Так, например, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин З.Л.Коган, например, считает, что навязывание еврейским детям чуждых им религиозных вероучений и ценностей, принуждение их к участию в чуждых для них религиозных мероприятиях представляет собой скрытую форму их духовно-культурного геноцида и проявление антисемитизма (2). Думается, что причина существования двух противоположных подходов к оценке толерантности кроется прежде всего, в неправильном переводе или толковании термина «толерантность». Дело в том, что это понятие, осознанно или неосознанно, переводится исключительно как «терпимость», тогда как оно по своему содержанию имеет более сложное и емкое семантическое значение. И действительно, латинское tolerantia может иметь три не сходных друг с другом значения:

Устойчивость, выносливость;

Терпимость;

Допуск, допустимое отклонение.

Для нас особый интерес представляет широкий спектр значений перевода термина tolerance (англ.), который дается в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этическая устойчивость; предел устойчивости, устойчивость к конфликту; предел устойчивости (выносливости) человека, устойчивость к стрессу, устойчивость к поведенческим отклонениям и т.п.

Исходя из многозначности понятия «толерантность», многие поэтому считают, что целесообразно различать понятия «терпимость» и «толерантность», что понятие «терпимость» не только не отражает полноты понятия «толерантности», но и может быть противоположно ему. Многие авторы указывают на то, что русский глагол «терпеть» может иметь негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения, никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Слово «терпимость» для русского человека обычно ассоциируется именно с пассивным принятием окружающего мира, происходящих в нем изменений, непротивление, способность «подставить другую щеку». Весьма полезно в этом плане почитать «Словарь живого великорусского языка» Владимира Даля, в котором он уделил слову «терпение» целую колонку. Это слово, оказывается, имеет целый спектр значений. Первое его значение «выносить», «переносить», «страдать». В.Даль в связи с этим приводит такое слово как «Терпиха». «Терпиха» — это диалектный вариант слова «терпение», которое пронизано ощущениями тяжести, мрачности и по сути дела непереносимости. Понимаемая таким образом терпимость может представлять, по мнению психологов, определенную опасность для психического здоровья человека. Если человек находится в ситуации долготерпения, то это вызовет отрицательные последствия, в том числе и для того, кто терпит. Ведь в такой ситуации возникает проблема насилия над собой, эмоционального зажима, неприязни к чему-то или кому-либо, когда человек заставляет себя в силу обстоятельств терпеть что-либо, блокируя собственную нетерпимость. «Если под «терпимостью» понимать именно долготерпение, подразумевать состояние «стиснуть зубы», «деражать себя в руках», то, конечно, о толерантности здесь и речи не идет» (3)

Совершенно иначе интерпретируется толерантность в Декларации принципов толерантности (1995), в которой понятие «толерантность» понимается, во-первых, «как активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека», а во-вторых, как «уважение, принятие, и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Как мы видим, такое толкование «толерантности» многослойно и имеет много значений: оно подразумевает уважительное отношение к иным расам, национальностям, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному статусу и происхождению, достатку и т.д. Понимаемая таким образом толерантность ориентирует нас на занятие активной жизненной позиции, которая связана с защитой прав любого человека, предполагает негативное отношение к проявлениям нетерпимости в любой ситуации. Следование принципам толерантности поэтому исключает всякое примиренчество к нарушениям юридических и этических норм. Но самое главное в таком прочтении слова «толерантность» – это уважение. Современное понятие толерантности и ее сущности основывается прежде всего на уважении к непохожести и осознании того факта, что непохожесть, различие и многообразие – это залог дальнейшего развития. Поэтому толерантность никоим образом нельзя сводить к индефферентности, к необходимости преодоления чувства неприятия другого, чужого. Подлинная толерантность раскрывается как заинтересованное отношение к другим людям, другим культурам, другим религиям именно по той причине, что мироощущение других отлично от нашего и вызывает активное желание, потребность с ним познакомиться поближе. К сожалению, на русский язык с английского Декларация принципов толерантности была переведена как «Декларация приниципов терпимости», хотя, как выше было сказано, понятие «терпимость» не только не отражает всей полноты понятия «толерантность», но и может быть прямо противоположно ему.

Толерантность можно рассматривать в разных аспектах: философско-этическом, психологическом, социологическом. В философском смысле толерантность выступает как этическая категория, которая относится к нравственному аспекту личности и в этом смысле выступает как «категорический императив», руководящий поведением человека в обществе. Категорический императив Канта, как известно, в окончательной редакции звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Это означает, что человек в своем отношении к другим должен исходить из идеи непреходящей ценности различных достоинств и добродетелей человека, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций, культур, народов и религий. В современных условиях, когда связи и контакты между различными народами, культурами, религиями стали необходимостью и повседневностью, толерантность должна стать нормой взаимоотношений между этими народами, культурами и религиями. Это важнейшее условие выживания человечества в условиях стремительного развития коммуникаций и становления единой экономики. И в этом смысле можно сказать, что толерантность должна обрести для всех людей, всех народов, религий и культур значение нравственного императива.

В психологическом плане толерантность выступает как характеристика личности, которая проявляется при взаимодействии с окружающими людьми. На психологическом уровне толерантность проявляется в виде внутренней установки, добровольного выбора уважительного отношения к другим людям, к коллективам, нациям, государствам, культурам и религиям, которые, и это самое важное в данном аспекте, не навязываются со стороны, извне, а приобретаются каждым из нас через систему воспитания и личный жизненный опыт. Речь в данном случае идет о психологии толерантности и об установках толерантного поведения. Установки, которых мы придерживаемся по отношению к событиям, людям, культурам, определяют наши положительные или отрицательные эмоции, определяют наши реакции и действия, которые могут быть позитивными, т.е. толерантными, или же негативными, нетолерантными, принимая форму предубеждения, предвзятости, агрессии и т.д.

В случае социологического подхода толерантность есть социальная норма, социальный институт, который определяет устойчивость субъектов социального взаимодействия к конфликтам в полиэтническом, многоконфессиональном и поликультурном обществе. Историю человечества в этом плане можно разделить на два этапа: первый этап – это общества традиционные, интолерантные, жизнь которых построена на принципе нетерпимости к «чужому», «другому». Это традиционные общества, в которых для сохранения устойчивости социальных структур (системы взглядов, социальных, политических и др. групп) всякое инакомыслие, особенно внутреннее, должно быть подавлено. Второй же этап в истории человечества начался совсем недавно, после перехода человечества к обществу постиндустриальному, открытому, в основе которого лежат принцип плюрализма идей, ценностей, образа жизни. Только таким образом цивилизация сможет в основном избежать конфликтов, войн и революций. Как писал американский социолог Д.Трумэн, «если обществу и удается избежать революции, вырождения, упадка и сохранить стабильность, то только благодаря множественности принадлежности». Одним из важнейших признаков открытого общества является признание неизбежности и необходимости плюрализма взглядов, мнений, идеологий, что влечет за собой требование толерантности, терпимости к инакомыслию и т.д. Социальные и политические конфликты при этом не исчезают, но акцент делается на процедурах их демократического разрешения путем учета и согласования интересов и позиций всех участвующих сторон.

Социологический подход к исследованию толерантности рассматривает толерантность с различных позиций. Толерантность, например, можно рассматривать как систему ценностей, которые выступают в качестве неотъемлемой части общественного сознания. В этом случае толерантность находит свое выражение в общественной морали, нравах, общественной психологии, в политической и государственной идеологии и т.д. В этом случае объектом социологического анализа могут выступать проблемы разработки шкалы объективных показателей уровня толерантности как общественного сознания в целом, так и сознания различных социальных групп, классов, социальных слоев населения и т.д. Большой интерес в этом плане представляет анализ влияния социально-экономических факторов на формирование толерантности/интолерантности, а также их обратного влияния на общество. Толерантность можно рассматривать с точки зрения функционирования какого-либо конкретного социального института, особо значимого для исследования идеологии толерантности, например, государства, права, образования, СМИ и т.д. Объектом социологического исследования в этом случае будут функции толерантных или интолерантных ценностей и норм и их воздействие на выполнение институтом своих основных функций. Так, в частности, можно рассматривать эффективность влияния образовательных институтов (школ, ВУЗов и т.д.) на успешность воспитания подрастающего поколения. Наконец, предметом социологического анализа может быть как система межгрупповых взаимодействий (межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и т.д.), так и межличностные отношения между членами этих групп (межличностные отношения двух конкретных представителей национальных или религиозных групп или же отношение к человеку как к представителю той или иной группы) (4).

Как известно, в социологии очень часто используется структурно-функциональный анализ общественных институтов, т.е. изучение социальных функций этих институтов. Большое значение имеет изучение функций и толерантности, особенно для ее субъектов, в качестве которых может выступать социальная группа, личность и т.д. Для группы важнейшими функциями толерантного взаимодействия будут: предотвращение межгрупповых и внутригрупповых конфликтов, формирование и поддержание стабильности и внутренней устойчивости группы; создание имиджа стабильной и сплоченной группы, что крайне важно для взаимодействия с государственными структурами, с социальными группами и организациями и привлечения в группу социально-адаптированных новых членов. Для личности толерантность также играет огромную роль. Ведь по мере резкого увеличения числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни крайне актуальным становится формирование позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы). Следует также учитывать влияние толерантных установок на внешние формы поведения личности, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера. Разве можно говорить о высоком качестве жизни, о правах человека, если каждый не осознает, что мера реализации этих прав зависит в первую очередь от полноты реализации прав другой личности. (5)

Чтобы разобраться в социальной сущности толерантности надо не только исследовать ее функции в обществе; необходимо также понять и природу тех условий, которые могут как способствовать, так и препятствовать формированию толерантного сознания и поведения. Развитие в обществе толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность идти на компромисс, на диалог зависит от различных факторов, включающих в том числе и исторические традиции в данной сфере, ментальность различных категорий общества, политическую волю власти, развитие политической и правовой культуры граждан, наличие соответствующей системы законодательства и т.д. Важную роль в формировании условий распространения принципов толерантности и ограничения социальной базы экстремизма как крайней формы проявления интолерантности играют объективные социально-экономические факторы. Всем понятно, какую роль может сыграть для утверждения в обществе атмосферы толерантности ситуация в экономике, политике, идеологии. Все понимают, что социальной базой формирования в обществе атмосферы интолерантности, питательной почвой экстремизмы является в первую очередь экономический, политический, духовный кризис и все с ним связанные тяготы населения. И наоборот, устойчивое экономическое развитие, гармоничная социальная политика, гарантированная безопасность, правовая защищенность и т.д. способствуют утверждению в обществе культуры мира и толерантности.

Любое социальное действие, как говорил известный немецкий социолог Макс Вебер, предполагает как минимум двух деятелей. С этой точки зрения важно понять, что толерантность есть форма взаимодействия субъекта и объекта толерантности. Со стороны субъекта мы видим готовность принять социокультурные (внешние признаки, высказывания, особенности поведения) отличия объекта. В качестве социального субъекта может выступать индивид, социальный институт, социальная, в том числе этническая, общность, конфессиональная общность, социальная группа, организация. Толерантность может проявляться на двух уровнях: идеологическом, духовном и деятельном, практическом. В этом случае целесообразно говорить о толерантном сознании и поведении. Если говорить о социальных связях, отношениях и взаимодействия между субъектами толерантного сознания и взаимодействия, то возможны различные формы субъектно-объектных отношений : социальный институт – социальный институт, социальный институт – индивид, социальный институт – социальная группа и т.д. Толерантное сознание и поведение может проявляться во всех сферах социальной жизни общества и жизнедеятельности личности. В связи с этим исследователи выделяют различные виды толерантности (6)

  1. Этническая (межнациональная) толерантность – формирование и утверждение принципов толерантности в сфере межэтнических отношений, уважительное отношение к представителям всех наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на всю эту национальность, на весь народ, относиться к любому человеку с позиций «презумпции национальной невиновности».

  2. Расовая толерантность – уважительное отношение к представителям другой расы , отсутствие предубеждений, предрассудков, связанных с ними.

  3. Политическая толерантность – распространение принципов толерантности на отношение к деятельности различных, в том числе и оппозиционных, политических партий и объединений, а также на взгляды людей, придерживающихся иных политических взглядов

  4. Религиозная толерантность – распространение принципов толерантности на сферу межрелигиозных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уважительное отношение к любой религиозной традиции, признание права любой религии на существование, равенство религий перед законом.

  5. Гендерная толерантность – распространение принципов толерантности на отношение к представителям другого пола, непредвзятое отношение к ним, отсутствие чувства превосходства одного пола над другим, равенство в социальных позициях женщин и мужчин, отсутствие дискриминации по гендерным признакам.

  6. Возрастная толерантность – отсутствие неравной оценки качеств и способностей отдельных возрастных групп, непредвзятое отношение к априорным «недостаткам» человека, связанных с возрастом последнего (обвинения молодежи в отсутствии опыта, невоспитанности или неспособность понимать молодых людьми старшего поколения, отсталости последних и т.д.). Одной из форм возрастной толерантности является уважение к людям преклонного возраста.

  7. Организмическая, или физиологическая толерантность – толерантное отношение к людям с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками.

  8. Географическая толерантность – непредвзятое отношение к жителям провинции, глубинки. Отсутствие насмешек по поводу манеры их одеваться, речи и т.д.

  9. Социальная (межклассовая) толерантность – терпимое отношение к социальному расслоению в обществе, терпимое отношение к представителям разных социальных слоев – богатых к бедным и наоборот.

  10. Образовательная толерантность – уважительное отношение друг к другу лиц с разным уровнем образования.

  11. Сексуально-ориентационная толерантность – непредвзятое, спокойное отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

  12. Маргинальная толерантность — терпимость по отношению к людям, относимых к маргинальной прослойке общества (нищие, заключенные, бомжи и т.д.)

Всем разновидностям толерантности присущи одни и те же критерии. Проявления толерантности в этом случае включают:

    1. равноправие;

    2. взаимоуважение.

    3. доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп, группам в целом, другим идеям и т.д.

    4. сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств

    5. возможность следовать своим традициям

    6. свобода совести и вероисповедания.

    7. сотрудничество и солидарность в решении общих вопросов

    8. позитивная лексика в наиболее острых вопросах межэтнических отношений, в отношениях между полами

Сущность толерантности более ярко раскрывается через понимание проявлений ее противоположности – интолерантности. В отличие от термина толерантность, который по своему содержанию шире понятия «терпимость», то возражений против перевода «интолерантности» как «нетерпимости» в литературе обычно не встречается. Интолерантность – это антитеза, антипод толерантности, который основывается на убеждениях человека или какой-либо социальной группы, общности, что только его (их) система взглядов является истинной, что только его (их) образ жизни является правильным и возможным, что та группа, к которой он (они) принадлежат, стоят выше, чем все остальные. По существу это неприятие другого (других) лишь по одной причине: он выглядит, думает, поступает иначе, он живет по-другому. Нетерпимость отличается крайне консервативностью, стремится подавить все, что выходит за привычные установленные в данном социуме рамки. Диапозон ее весьма широк и включает в себя и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей с другим цветом кожи и т.д. К сожалению, даже не все сознают, что их можно отнести к нетолерантному типу личности. Вот почему целесообразно выявить наиболее общие критерии интолернатности (нетерпимости). Проявления нетерпимости включают следующие характеристики:

  1. оскорбление (языком) – уничижительный язык, обесценивающий, унижающий иные культурные, социальные, национальные, конфессиональные и т.д. Отрицание права этих групп пользоваться своим языком.

  2. остракизм (бойкот) – игнорирование присутствия или существования других.

  3. стереотипы и предубеждения — предвзятое, обычно негативное, мнение о другой культуре, нации, индивиде на основе отрицательных характеристик

  4. этноцентризм — оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций своей группы как лучшей, эталонной в сравнении со всеми иными

  5. ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других групп, а также убежденность в том, что «чужие», «другие» угрожают «своим».

  6. поиск врага или «козла отпущения», т.е. перенос вины за свои проблемы на других, отличающихся от вас.

  7. преследование – действия, имеющие своей целью устрашение, запугивание других, изгнание, запрет на трудовую деятельность, учебу, на свой язык, свою культуру, свою религию.

  8. запугивание – использование физического, морального или численного превосходства в целях унижения других, лишения их материальных ценностей, положения в обществе и т.д.

  9. изгнание — запрет или лишение права на посещение каких-либо общественных мест

  10. расизм – дискриминация людей по расовому признаку.

  11. репрессии, фашизм, геноцид

  12. национализм, агрессивный национализм – уверенность в превосходстве одной нации над другой и праве распоряжаться ими

  13. тоталитаризм – политический режим, характерными чертами считается отсутствие гражданских свобод, тотальный контроль над общественной и частной жизнью, подавление всякого инакомыслия, строгое наказание политических и религиозных диссидентов (инакомыслящих и инаковерующих).

  14. эксплуатация (использование чужого времени или труда без справедливого вознаграждения)

  15. Сексизм – идеология, политика, общественное поведение, имеющее своей целью дискриминцию по половому признаку, в том числе и исключение женщины из полноценной жизни общества на основании мифа о превосходстве мужского поал над женским. В современном мире возможны сдучаи сексистского поведения и женщины по отношению к мужчине. (7).

Интолерантность является причиной самых тяжелых и мрачных последствий, среди которых и кровавые конфликты, войны, тоталитарные политические режимы вроде третьего рейха в Германии и диктатуры КПСС в СССР в прошлом столетии, религиозные войны в Европе Нового времени, апартеид в ЮАР (открытая форма расовой дискриминации по расовым признакам), геноцид (уничтожение отдельных групп людей по этническим, расовым, религиозным признакам, например, уничтожение в фашистской Германии в прошлом столетии цыган, евреев) и т.д. В основе этих проявлений воинствующей интолерантности лежит антигуманная, человеконенавистническая идеология, основанная на отрицании, неприятии идеи самоценности человеческой личности. К интолерантному поведению часто приводит агрессия. Психологи даже ставят знак равенства между интолерантностью и агрессией.

Агрессия, как ее определяют словари, — это мотивированное деструктивное поведение человека, которое противоречит нормам и правилам поведения людей в социуме и причиняет физический и моральный ущерб. Э.Фромм выделял две разновидности агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая возникает в моменты опасности и потому носит защитный, оборонительный характер. «Злокачественная» агрессия возникает спонтанно и безпричинно, ибо связана с внутренними особенностями человека.

Конечно, не все виды интолерантности способствуют являются причиной кровавых конфликтов в обществе и столкновений, многочисленных жертв со стороны мирного населения. Такую опасность представляют для человечества прежде всего этническая, расовая, политическая, религиозная нетерпимость. Можно в связи с этим вспомнить балканский кризис и многочисленные жертвы, которые он повлек за собой. Можно вспомнить о миллионных жертвах сталинских репрессий в СССР в первой половине 20 в. Стоит вспомнить и Холокост – национальную трагедию еврейского народа в прошлом столетии. Однако это не значит, что мы можем относиться к другим формам нетерпимости снисходительно. К сожалению, многие люди проявляют непонимание, а то и жестокость по отношению к тем, у кого имеются физические недостатки, к тем, кто является «белой вороной» в коллективе, к тем, кто отличается нетрадиционной формой сексуальной ориентации, что также делает наше общество агрессивным, некомфортным для всех его членов.

К сожалению, в нашем обществе наблюдается рост социальной агрессии, ксенофобии и др. проявлений нетерпимости и особенно у молодежи. Сегодня практически все рассуждают о том, почему среди молодых людей наблюдается не культура толерантности, а культура ненависти? В чем кроются причины этих негативных процессов в нашей стране? Какой характер они имеют?

Среди основных причин возникновения и резкой активизации интолерантности можно выделить следующие:

  1. резкое ухудшение материального положения значительной части населения России, низкий уровень социальной и правовой защищенности граждан;

  2. идейно-политический раскол, духовный вакуум;

  3. наличие нерешенных острых межнациональных и межконфессиональных проблем;

  4. снижение духовно-нравственного уровня населения;

  5. недостаточно эффективное правовое и политическое воспитание граждан.

Все перечисленные выше условия возникновения интолерантности относятся к объективным факторам, однако нельзя забывать о наличии субъективных факторов возрастания интолерантности в обществе. Хорошо известно, что указанные выше тенденции в развитии общества находят свое отражение в сознании людей. Когда привычная жизнь рушится, в сознании людей начинают преобладать пессимизм, иррациональное восприятие мира, страх, тревога и т.д. Человек пытается разобраться в причинах своих тревог, своего собственного положения. Если такой человек находится в ситуации крайнего информационного дефицита, то очень возможно, что он будет, скорее всего, мыслить по принципу конфигуративной атрибуции, приписывая причины негативных явлений исключительно действиям определенных политических лидеров и политических сил, злонамеренных «плохих» социальных или этнических групп (8). В результате в ход идут мифологические архетипы вроде «свой – чужой», «мы – они», что толкает человека, склонного к мифологизации окружающего мира, к поискам «козла отпущения», в роли которого выступают чаще всего люди, принадлежащие к другому этносу, разговаривающие на другом языке, исповедающие другую веру. Идеология интолерантности у некоторых людей выступает, таким образом, средством канализации отрицательных эмоций. Поэтому столь важно заниматься не только решением экономических проблем, полагая, что это автоматически приведет к установлению в обществе гражданского мира и согласия, но и воспитанием в нем атмосферы толерантности

Следует учитывать и другие факторы, могущие повлиять на развитие у молодых людей нетерпимости, агрессивности. В этом плане стоит вспомнить о виртуальном насилии, тиражируемом Интернетом и принимающим с каждым годом все более масштабный и агрессивно-наступательный характер. Нельзя также забывать и о том, какие фильмы смотрят молодые люди. А смотрят они, как говорят опросы, такие фильмы, как «Брат», «Брат-2», «Гаррит Поттер», «Властелин колец» и т.д. А кто главный герой фильма «Брат». Что он за человек? Это такой спокойный, философствующий и в чем-то весьма симпатичный киллер, а по-русски убийца. И вот этот-то убийца, для которого лишить человека жизни самое обычное занятие, у отдельных молодых людей стал «героем нашего времени». Не следует искать виновных в такой ситуации, но следует обратить внимание на роль киноискусства, телевидения в воспитании культуры ненасилия, толерантности. Настоятельной потребностью современного этапа нашей жизни является противопоставление виртуальному насилию, которое тиражируется Интернетом и принимает из года в год все более масштабный и агрессивно-наступательный характер, таких мировоззренческих информационных технологий, которые воспитывали бы у молодежи культуру толерантности, терпимость, уважение к окружающим.

Для успешного процесса воспитания молодежи в духе толерантности и противодействия интолерантности необходимо учитывать многовариантный характер последней. Один тип интолерантности – это скрытая интолерантность. В этом случае субъект социального действия осознает моральную неадекватность декларации идей интолерантности или интолерантных действий, но в силу собственных установок и взглядов относится враждебно к представителям различных культур, народов, религий, может даже мысленно допускать агрессивные действия по отношению к ним. Но при этом его отношение носят не публичный, личный характер. Другой тип интолерантности – это вербальная интолерантность. В этом случае субъект не только допускает возможность, но в ряде случаев считает даже необходимым высказать свою негативную позицию по отношению к представителям других этносов, религий, хотя и не считает возможным реализовать ее в форме каких-либо публичных действий – насилие, агрессия и т.д. Третий же тип интолерантности – это агрессивная поведенческая интолерантность. В этом случае субъект социального действия считает морально оправданным совершение действий, имеющих своей целью запрет, ограничение различных форм жизнедеятельности и даже насилие по отношению к другому субъекту. В оправдание таких действий делатель ссылается на необходимость восстановления попранной социальной справедливости, истины и т.д. В тех случаях, когда в роли субъекта интолерантной политики выступает государство (обычно тоталитарный недемократический режим), то интолерантность становится стержнем государственной идеологии (9)

Важным для анализа сущности толерантности является также верное понимание границ, пределов толерантности, ибо толерантность не является синонимом вседозволенности и всепрощения. Итак, есть ли у толерантности границы, или толерантность должна быть безграничной? Во всех ли случаях и всегда ли человек должен не просто терпеть, но и признавать право существования другого, чуждого ему? В литературе, посвященной проблеме толерантности, часто приводится так называемый «парадокс терпимости»: «Неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично терпимым к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены». Определил пределы терпимости в своем знаменитом «принципе терпимости» также и известный западный философ 20 в. К.Поппер. Свой принцип терпимости он сформулировал так: «Терпимость ко всем, кто сам терпим и не проповедует нетерпимость». Из слов философа вытекает, что мы должны относится с уважением к выбору, моральному, политическому и т.д., если этот выбор не противоречит принципу толерантности. Поппер не полагал, что в его словах подразумевается обязательный запрет всех нетерпимых направлений, однако считал, что следует предусмотреть и такую возможность. «Мы, — продолжал развивать свою мысль философ, — должны провозгласить право подавлять их в случае необходимости даже силой: ведь вполне может оказаться, что они не готовы общаться с нами на уровне доводов и разума и начнут с того, что отвергнут всякие доводы… Таким образом, во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым. Мы должны объявить вне закона все движения, исповедующие нетерпимость, и признать подстрекательство к нетерпимости и гонениям таким же преступлением, как подстрекательство к убийству, похищению детей или возрождению работорговли» (9). Из этих слов знаменитого американского философа следует, что предел терпимости (толерантности) в любом жизнеспособном обществе существует и он определяется необходимостью сохранения целостности системы, сохранения устойчивости и воспроизводства социальной системы.

Аналогичной позиции придерживались и русские философы. Так, знаменитый русский философ конца 19 -начала 20 в. Н.Бердяев в своей статье «Духи русской революции» обвинил не менее знаменитого русского писателя Л.Толстого в том, что последний развратил своим учением непротивления злу насилием русскую интеллигенцию, следствием чего стала ее неспособность отстаивать и защищать свои ценности в жизни.

С мнением этих двух философов трудно не согласиться. Терпимость никоим образом не означает уступку или потворство всем без исключения политическим позициям (ведь фашизм – это тоже политическая позиция), идеологическим системам (и здесь фашизм выступает как одна из таких систем). Толерантность – это никоим образом не индефферентность, не безразличие ко всем идеям, взглядам и действиям. В жизни встречаются, и не так уж редко, случаи, когда нравственным будет именно борьба с иным, чуждым, чужим, несущим разрушение. Не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом.

Толерантность – что это простыми словами

Что означает слово толерантность

Двадцать первый век характеризуется не только стремительным развитием цифровых технологий, но и активным насыщением разговорного языка все новыми словами.

Термин «толерантность» еще лет десять назад был хорошо известен разве только лингвистам и социологам. А сегодня это слово упоминается в средствах массовой информации десятки раз в сутки. И далеко не всегда в положительном ключе.

Итак, вы же не хотите в дружеской беседе оказаться «не в теме» и переспрашивать с глупым видом: «А это вы, о чём?»

Поэтому давайте срочно разбираться с этим, внезапно, ставшим столь популярным социологическим термином.

Что означает слово толерантность

В данном кейсе мы решили применить метод семантического анализа для углубленного понимания смыслов подопытного слова.

Люди

Латинский глагол tolerare несет следующие значения:

  • Выдерживать, держать, поддерживать.
  • Терпеть, привыкать.
  • Выносить, нести, переносить.

Для еще более глубокого понимания рассмотрим синонимы и производные идиоматические обороты:

  • Хранить, соблюдать молчание. Обойтись молчанием, промолчать.
  • Платить, нести расходы.
  • Поддерживать мнение, поддерживать существование.
  • Содержать.
  • Претерпеть ущерб.
  • Переносить страдания, молча переносить обиды.

В общем, такое вот вполне христианское понятие: «Ударили по левой, подставь правую».

Читайте еще: Что значит слово Хейт, Мем, МРОТ, Феминизм

В научной социологии термином «толерантность» описывается как терпимое отношение к мировоззрению, образу жизни, привычкам поведения, обычаям посторонних людей и целых народов.

Что значит терпимое отношение?

Энциклопедическое определение «терпимости» описывает специфический тип поведения в обществе, состоящий в отказе от какого-либо преследования, либо открытого порицания людей, которые отличаются от субъекта иными, чуждыми моделями поведения, убеждениями, образом мыслей, моральными ценностями.

Эволюция людей

Говоря простыми словами, как мы выше увидели из семантики слова, толерантность можно интерпретировать следующим алгоритмом:

  • «Мне не нравится, как вы себя ведёте. Мне не нравится, что вы думаете. Я не разделяют ваших убеждений, верований и ценностей.
  • Но я храню молчание и ничего не предпринимают против вас. Хотя вы мне и не нравитесь».

Такая вот социальная инфантильность. С моей точки зрения вы ведете себя неправильно, но я промолчу и не собираются предпринимать никаких действий, чтобы наставить вас на путь истинный.

  • Как говорят в народе — «Моя хата с краю».

Вот мы более-менее разобрались, что означает толерантность в социологии, однако этот термин с успехом используется и во многих других сферах знания и деятельности.

Виды

Термин «толерантность» нашел применение в различных сферах, но, везде используется в соответствии с контекстом, в разных толкованиях. Хотя все эти «индустриальные» интерпретации вполне укладываются в семантику латинского исходника.

  • Экология. Способность живых организмов выживать в меняющихся условиях окружающей среды. Например, в период от жаркого лета до морозной зимы.
  • Фармакология. Привыкание организма к лекарственным препаратам (наркотическим веществам).
  • Микробиология. Привыкание микроорганизмов к антибиотикам.
  • Инжиниринг, техника. Допуски и посадки компонентов, деталей технологического оборудования.
  • Химия. Способность живых организмов адаптироваться к ядам, вредным веществам в пище и окружающей среде.

В социологии толерантность еще подразделяется на несколько видов:

  • Личностная. Признание за каждым человеком права на личные убеждения и принятие ответственности за свою судьбу. Иначе говоря – уважение к личной свободе.
  • Социальная. Возможность бесконфликтных, взаимовыгодных партнерских отношений между различными расовыми, национальными, культурными, религиозными группами.
  • Этническая. Нормальные взаимоотношения в многонациональном обществе. Отказ от насильственного ассимилирования нетипичных для государства социальных групп.

Виды

Как видите, термин достаточно многогранен, обладает смысловой вариабельностью, широко применим в теоретическом и прикладном аспектах.

Принципы воспитания терпимости

Что является причиной нетерпимости в цивилизованном обществе? В первую очередь – низкая информированность социальных групп друг о друге.

  • Незнание порождает страхи, подозрительность, агрессию.

Для распространения терпимого отношения людей друг к другу необходимо расширять и углублять информационный и культурный обмен.

Когда люди узнают друг о друге больше, познакомятся с традициями, особенностями быта, национальными обычаями, почва для страха перед неизвестным исчезает сама собой.

Рассказ

Мощным инструментом воспитания терпимости является взаимное изучение языков различных национальных групп. Поскольку язык является своего рода «программным кодом» нации, способность читать, говорить на другом языке позволяет понять внутреннюю сущность иной культуры.

Тебе пригодится: Реально ли выучить иностранный язык и как это делаю Я

Третий принцип – социальная интеграция. Совместная деловая, образовательная, культурная активность.

В одном коллективе занимаясь работой, обучением, искусством, люди разного типа воспитания и ментальности научаются воспринимать друг друга «как есть», без шовинистических и расистских предрассудков.

Хорошо или плохо быть толерантным

Каждый инструмент – всего лишь средство. Хорошие или плохие вещи при помощи инструментов делают люди.

Когда толерантность превращается в инструмент «обратной дискриминации», то есть, когда традиционно воспитанные люди оказываются вечно виноватыми перед меньшинствами – это уже не есть хорошо.

Когда ты толерантен

Все хорошо в разумную меру. Когда в Западной Европе администрация и полиция закрывают глаза на преступления мигрантов, когда основная масса коренных граждан оказывается ущемленной в правах ради принципа толерантности – это уже не просто абсурд, а что-то похуже.

Это уже напоминает конспирологию.

На этом все, выскажись в комментариях…

Толерантность (значения) — это… Что такое Толерантность (значения)?


Толерантность (значения)

Толера́нтность (лат. tolerare — терпеть, переносить) может означать:

  • Толерантность в социологии и психологии — терпимость, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования.
  • Иммунологическая толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема иммунологической толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.
  • Экологическая толерантность — способность организмов переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора окружающей среды.
  • Толерантность в фармакологии, иммунологии и наркологии — снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта.
  • Толерантность в математике — рефлексивное, симметричное, но не обязательно транзитивное (в отличие от отношения эквивалентности) бинарное отношение.
  • Толерантность переменной — термин регрессионного анализа.
  • Инженерная толерантность — разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями (размеров, массовой доли, массы), которая задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства.

См. также

Категория:
  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Толентино, Артуро Модесто
  • Толерантность (фармакология)

Смотреть что такое «Толерантность (значения)» в других словарях:

  • Толерантность — (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… …   Википедия

  • Толерантность (фармакология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Толерантность (значения). Толерантность в фармакологии означает снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего… …   Википедия

  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ — (от лат. tolerantia – терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих …   Философская энциклопедия

  • Толерантность (социология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Толерантность. Толерантность (от лат. tolerantia  терпение)  терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Содержание 1 Толерантность и …   Википедия

  • Толерантность — (лат. tolerantia – способность переносить) – 1. установка либерального принятия ценностей, убеждение и моделей поведения других. В этом значении термин используется как с положительными, так и негативными коннотациями; 2. способность переносить… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Терпимость (значения) — Терпимость личное качество человека, состоящее в снисходительном отношении к недостаткам других. Данное значение является словарным (см. Словарь русского языка, Институт русского языка АН СССР. М., «Русский язык», 1984, том 4). Иногда этим же… …   Википедия

  • ОБЛИТЕРАЦИЯ — (лат. obliteratio уничтожение), термин, употребляемый для обозначений закрытия, уничтожения той или иной полости или просвета посредством разрастания^ ткани, идущего со стороны стенок данного полостного образования. Указанное разрастание чаще… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Марихуана — (исп. marijuana)  психоактивное средство, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиноидов). В природе существует приблизительно 60 каннабиноидов, самый действенный из… …   Википедия

  • Конопляный понедельник — Марихуана  психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых  дельта 9… …   Википедия

  • Sen Similya — Марихуана  психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых  дельта 9… …   Википедия

Книги

  • Культурология, Коллектив авторов. Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь… Подробнее  Купить за 400 руб электронная книга

Что значит толерантный человек? Качества толерантного человека. Как воспитать толерантного человека? :: SYL.ru

Что значит быть современным? Это не только отличное знание новых тенденций, технических новинок, но и умение быть открытым, понимающим, терпимым. В данной статье мы поговорим о том, кто такой толерантный человек, каковы его особенности, положительные и отрицательные стороны данного качества.

Проблемы сегодняшнего дня

Как-то незаметно и без лишних разговоров мы вошли в 21 век. То, что раньше считалось фантастическим будущим, сегодня представляется обычным настоящим. Развитие технологий, колоссальный прогресс, казалось бы, все это доложено изменить жизнь в лучшую сторону, сгладить негативные влияния. Но все еще продолжает возрастать уровень преступности, усиливается агрессивное поведение в обществе.

толерантный человекЭто прослеживается и на общемировом уровне: конфликты государств, желание захватить новые земли и искоренить независимость. То же самое происходит и в обычном межличностном общении. Более сильные характером стремятся к власти, влиянию над слабыми, не учитывая их интересы, а преследуя личную выгоду.

Особенно сильно влияют на развитие негативных тенденций конфронтации на фоне этнического различия.

Возможно, именно толерантный человек – это залог будущего без войны, убийств и насилия. Но для воспитания нового поколения, в котором заложены подобные качества, необходимо время и желание.

Понятие толерантности

Это понятие имеет как философское, так и социальное значение. В принципе, они оба отражают одну единственную суть – терпимость. Умение спокойно относиться к отличным от своих привычкам, взглядам, нравам.

Такое качество необходимо развивать по отношению к культуре других народов и наций, различных религиозных течений. Толерантный человек всегда более уверенный в себе. Он осознает личные позиции и открыт для сравнения с другими точками зрения. Не боится пробовать и узнавать новое.

Г. К. Честертон говорил: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». Именно поэтому необходимо наличие определенных моральных норм, границ, которые человек не готов переступить. Потому что невозможно быть терпимым ко всему.

Не стоит смешивать понятия толерантности и вседозволенности, безразличия к ценностям.

Проявляя уважение к ценностям других людей, их вере, культуре, можно узнать много нового, познакомиться с невероятными личностями. Быть открытым – это познавать мир каждый день. Но при этом не стоит позволять наполнять себя «мусором», негативными эмоциями, враждебностью.

что значит толерантный человек

Основные принципы

Если задуматься над вопросом, что значит толерантный человек, то можно прийти к выводу: подобное понятие включает в себя целый ряд качеств. Кроме этого проявлять терпимость можно в абсолютно разных сферах жизни.

Например, политика. Это особенно важная часть, где толерантность должна быть постоянно. Уважение и принятие других точек зрения в управлении государством, терпимость к людям с иными политическими взглядами. Но и здесь достичь взаимопонимания очень сложно. Конфликтные ситуации на данной почве могут разгораться в кругу друзей, семьи. И если вы не в силах принять выбор другого человека, то лучше всего прекращать подобные разговоры, как только они начались.

В науке тоже необходима толерантность. На сегодняшний день существуют разнообразные теории и предположения, каждый сам выбирает, во что ему верить. Однако это не повод высмеивать и осуждать других за их иной взгляд на мир.

Проявление этого качества незаменимо для людей, которые занимают руководящие должности. Они должны быть не предвзяты, готовы к конструктивному диалогу. Умение найти общие интересы поможет воодушевить команду на новые свершения.

Для того чтобы понять, как воспитать толерантного человека, необходимо детально изучить всю широту этого качества.

толерантный человек это какой

Виды толерантности

Выше мы познакомились со сферами применения. Но толерантность можно разбить на несколько типов, применяя понятие к личности человека. Это деление его с психологической точки зрения.

Самые первые проявления толерантности заложены в нас с рождения. Это натуральное качество человека, которое позволяет принимать малышу своих родителей такими, какие они есть. Он не понимает, что в поведении взрослых хорошо, а что плохо. В младенчестве еще не сформированы социальные навыки, формирование собственной личности только начинается. С одной стороны, это удобный и нужный способ, помогающий почувствовать себя защищенным, однако в особых случаях негативное влияние семьи может навредить психике малыша.

С развитием, взрослением накапливается опыт и появляется моральная сторона вопроса. Достаточно часто толерантный человек сдерживает свои эмоции, подавляет их в себе. Как часто возникают моменты, что приходиться терпеть людей, чье мнение кардинально не совпадает с нашим. Это одна из основных проблем современного общества – непринятие друг друга, а лишь внешнее проявление понимания.

Наиболее развитое качество – это нравственная толерантность. Это способность не только принимать чужие взгляды, но и свои собственные. Не бояться их показать, вера в собственную правоту.

воспитание толерантного человека

Как развить толерантность?

Очень хорошо описано, что означает толерантный человек, отечественным педагогом Вульфовым. В его понимании это личность, способная гармонично сосуществовать с другими людьми, которые имеют собственный менталитет и ведут иной образ жизни.

В современном мире все ярче становится аспект воспитания терпимого и уважительного отношения к другим культурам. Это требует особого внимания и детального подхода. Для хорошего межнационального общения необходимо понимать и принимать особенности других народов и в то же время уважительно относиться к своим историческим ценностям.

Во-первых, необходимо обучать спокойному отношению к иным культурам и течениям. При этом человек должен уметь анализировать и выделять моменты, которые отличаются от общих стандартов, и различать как положительные детали, так и отрицательные. Во-вторых, нужно постоянно учиться, развиваться, знакомиться с миром. Узнавать новые культуры, правила. В-третьих, необходимо ценить достижения других людей.

Главное, что следует понять – различия существуют, и это неплохо.

что означает толерантный человек

Как отличить толерантного человека?

Мы ежедневно общаемся с массой людей: родные, друзья, коллеги, случайные прохожие, продавцы в магазинах. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто из них имеет подобное качество? Давайте попробуем ответить на вопрос: толерантный человек — это какой?

Стоит отметить, что главное принятие – личностное. Если ваш знакомый или друг умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывает вину на других, значит, его внутренняя толерантность работает. Такой человек отлично понимает, что «Я идеальное» и «Я реальное» — зачастую две разные вещи. Адекватная оценка собственной личности, критическое отношение к самому себе – вот основы толерантного человека.

Кроме этого, подобные люди всегда открыты для нового. Они общительны и неагрессивны. Им интересен мир во всех его проявлениях. Такие люди не делят все на черное и белое, а готовы рассматривать других в перспективе. Это независимые и сильные личности, умеющие работать на результат. Им не чуждо чувство юмора, особенно ярко это проявляется в возможности посмеяться над собственными недостатками, которых никто не лишен.

качества толерантного человека

Как определить человека, не обладающего толерантностью?

Из прочитанного выше достаточно просто сделать вывод, каким является антипод. Люди, которые эгоистичны, самовлюбленные, с сильнейшей верой в свою идеальность не являются толерантными. Они не привыкли проигрывать и в случае поражения винят всех, кроме себя.

Социум вызывает у них опасения и страхи. Каждый кажется врагом, который замышляет что-то подлое. В связи с этим общение с такими людьми достаточно сложное. Они замкнуты и немногословны. В любых ситуациях, как бы они ни складывались, не видят собственного влияния. Им кажется, что от них ничего не зависит. Любая оценка основывается на личном «Я». Такие люди сложно воспринимают демократию, для них предпочтительнее жесткий контроль.

С возрастом все труднее развить качества толерантного человека, поэтому следует уделять этому внимание с самого рождения.

Воспитание в семье

Психологи утверждают, что закладывать в сознание ребенка все новое можно еще в период беременности. Но главное, что нужно запомнить: наилучший способ – это личный пример. Хотя это и самый сложный путь. Воспитание толерантного человека начинается с момента его появления и длится на протяжении всей жизни. Поэтому не стоит возлагать большие надежды на дошкольные учреждения или учителей. Конечно, они тоже играют весомую роль, но основным примером всегда остается родитель.

Выводы

Из всего сказанного выше понятно, что такое толерантность, каково значение слова. Толерантный человек не имеет каких-либо узких определений. Это психологические, моральные, этические нормы. Подобное качество заложено в каждом с рождения, но может быть утрачено. Теплая, уважительная атмосфера в семье – это основа, на которой выстраивается дальнейшее воспитание.

как воспитать толерантного человекаЧтобы мир приобрел для нас новые оттенки, заиграл всеми цветами радуги, нужно открыть свой разум и душу, необходимо поверить в себя и в других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *