основные функции и виды. Взаимодействие ощущений.
Ощущения – осознанный или неосознанный продукт переработки ЦНС значимых раздражителей. (слух, обоняние, вкус, осязание).
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Классификация ощущений.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).
От того, на какой орган воздействует раздражитель, зависит модальность ощущения.
Кожные ощущения – прикосновения и давления; осязание; температурные и болевые; вкусовые и обонятельные; зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статистические и кинестетические) и органические (голод, жажда, половые ощущения, болевые ощущения внутренних органов и т.д.)
Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Однако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.
Три вида ощущений: проприоцептивные, интероцептивные, экстероцептивные.
Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.
Слуховые ощущения. Ухо человека реагирует на
Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воздуха находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Слух
Обоняние — вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и ‘перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг,
Следующий вид ощущений — вкусовые — имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих), четырех основных,
Кожная чувствительность, или осязание,— это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.
Зрительные ощущения. Вызываются воздействием на глаз света, т.е., электромагнитными волнами.
Длина волны определяет цветовой тон, амплитуда колебаний – яркость, форма –насыщенность.
Все воспринимаемые цвета делятся на ахроматические и хроматические.
Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.
Взаимодействие ощущений.
Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторской системы под влиянием деятельности другой анализаторской системы.
Общая закономерность – слабые раздражители в одной анализаторской системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают.
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений.
Взаимодействие ощущений
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные — понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
При взаимодействии ощущений отмечается и такое явление, как
Синестезия усиливает чувственный тон ощущений. Явление синестезии распространяется на все модальности. Следует отметить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается. Ярче она выражена у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований, а также у беременных и при приеме наркотиков.
Восприятие и его свойства
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет свои отличительные особенности.
И ощущение, и восприятие являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе ее воздействия на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно предстает мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. А ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две различные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны. Они составляют сенсорно-перцептивный уровень психического отражения.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. Это качественно новая ступень познания, когда складываются отношения типа: объект – субъект и субъект – объект.
Восприятие — активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаза, рассматривающего предмет; движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним и т.д. Без движения глаза нет, например, зрительного восприятия.
Результаты многочисленных исследований в области зрительного восприятия и осязания показали, что можно выделить четыре уровня операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.
Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Согласно первой, теории гештатьта (образа), нервная система животного и человека воспринимает не отдельные, внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. Приверженцы противоположной теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примирить эти противоположные точки зрения. Предполагается, что восприятие изначально носит комплексный характер, но это все же является продуктом синтезирующей деятельности коры больших полушарий мозга.
Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание человеческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия высших животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сигналом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, придает восприятию человека произвольный характер, связывает восприятие с активностью личности.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Это может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор, или произведение живописи, представляющее своеобразное сочетание отдельных цветов, воздействующих на зрительный анализатор. И в том, и в другом случае комплекс раздражителей действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами частные раздражители, входящие в комплекс, но и на их соотношение — временное, пространственное. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.
Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. При восприятии лекции студент видит преподавателя, слышит его речь, записывает основное содержание лекции. Комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение в зрительных, слуховых, двигательных рецепторах. Возникшее возбуждение передается в мозговые корковые центры. В результате образуются сложные системы временных нервных связей, определяющие целостность восприятия.
Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний. Поэтому в процессе восприятия происходит оживление некоторых ранее выработанных связей. Вследствие этого образуются сложные интегративные нервные процессы, в которые входит возбуждение от действующих комплексных раздражителей и оживление временных нервных связей, выработанных в прошлом опыте.
К основным свойствам восприятия относятся: целостность, структурность, избирательность, предметность, константность, осмысленность. Рассмотрим их.
Целостность восприятия состоит в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть предмета). Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта.
Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Осмысленность (категориальность) восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом — понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт у человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Поставив цель — выделить звук какого-либо инструмента в оркестре, это удается сделать. Звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.
Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие студентом текста учебника включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Центральной категорией познавательных процессов, в частности восприятия, выступает категория образа. Здесь различают стимульную и деятельностную парадигмы построения образа. Первая подчеркивает, что воздействующие раздражители являются главным фактором возникновения психических образов. Деятельностная парадигма основывается на том, что любой психический образ, кроме ощущения, имеет подлинно активную, а не реактивную природу. Стимуляция органов чувств служит не толчком к началу построения образа, а лишь средством для проверки, подтверждения или коррекции перцептивных гипотез, которые строятся субъектом непрерывно в качестве средства “вычерпывания” информации из окружающего мира. Образ, который мы видим есть не что иное, как наша собственная перцептивная гипотеза, апробированная сенсорными данными. Если механизм проверки гипотезы каким-то образом нарушается (заболевание, усталость, наркотики, изоляция), то можно “увидеть” собственную гипотезу, которой ничто не отвечает во внешнем мире. Так появляются галлюцинации. Выделяют также псевдогаллюцинации, когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее: голоса звучат в голове, видения воспринимаются умственным взором. Они не идентифицируются с реальными объектами. Псевдогаллюцинации вощникают спонтанно, независимо от воли человека, они носят навязчивый характер.
от галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Различают следующие иллюзии:
— аффективные – чаще всего обусловленные страхом или тревожным подавленным настроением. Так даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем;
— вербальные – заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. Например, человеку кажется, что эти разговоры содержат угрозы в его адрес;
— парейдолические — вызываются снижениме тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Они проявляются в виде превращения обычных узоров, трещин на стене в сказочных чудовищ и т.п.
В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер и становится наблюдением. Оно проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и малозначительные признаки явлений, объектов. С одной стороны, наблюдение обусловлено чувствительностью анализаторов, с другой – особенностями памяти, мышления, прошлым опытом, направленностью, предпочтениями.
Для рационального и успешного восприятия необходимо:
ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию, начинать деятельность с формулировки его цели, постановки перед собой вопроса: чего я хочу;
максимально использовать все анализаторы, в первую очередь зрение и слух, а где целесообразно – анализаторы запаха, вкуса, осязания;
проявлять интерес к информации, используя уже имеющиеся знания.
Чтобы восприятие информации было эффективным нужно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать этот процесс более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.
взаимодействие ощущений — это… Что такое взаимодействие ощущений?
- взаимодействие ощущений
их закономерности показывают, как изменяются пороги восприятия при одновременном действии нескольких стимулов.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- тип ориентировки
- длительность ощущения
Смотреть что такое «взаимодействие ощущений» в других словарях:
Поиск ощущений (sensation seeking) — П. о. это черта личности, выражаемая на поведенческом уровне в форме генерализованной тенденции к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физ. риску ради такого чувственно эмоционального… … Психологическая энциклопедия
Энзимопатическая гипотеза формирования вусовых ощущений — гипотеза, согласно которой некие энзимы (ферменты) вступают во взаимодействие химические стимулы. Эта гипотеза является периферической, не учитывающей роль в формировании вкусовой чувствительности центральных механизмов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ощущение — Эта статья об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… … Википедия
порог восприятия — (порог ощущения; порог чувствительности) величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю… … Большая психологическая энциклопедия
Психофизические функции — взаимодействие физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы … Психология человека: словарь терминов
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия
Эпикур — Эпикур, сын Неокла и Херестраты, афинянин из дема Гаргетта, из рода Филаидов (как сообщает Метро дор в книге О знатности ). Вырос он на Самосе, где было поселение афинян (об этом пишут многие, в том числе Гераклид в Сокращении по Сотиону ), и … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
11. Адаптация и взаимодействие ощущений.
Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных (мы не замечаем давления одежды на тело), световых, значительно меньшая — в слуховых, холодовых. С незначительной адаптацией мы встречаемся в болевых ощущениях. Адаптация к боли может привести к гибели организма. В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию. На повышение чувствительности влияют различные причины: происходят изменения в рецепторе, увеличивается отверстие зрачка. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая с понижением световой чувствительности. Взаимодействие ощущений — изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции. Общая закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой анализаторной системы, сильные — понижают. Н-р, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями. Повышение чувствительности в рез-те взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений наз-ся сенсибилизацией.
12. Роль ощущений в жизни и деят-ти че-ка. Компенсаторные возможности в области ощущений.
С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную инф-цию о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущение – это простейший психич процесс, состоящий в отражении отдельных св-в предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают инф-цию и передают в мозг. Органы чувств – единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Органы чувств дают че-ку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы че-к лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окруж-ми людьми, находить пищу, избегать опасностей. Че-ку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Роль ощущений в жизнедеятельности че-ка трудно переоценить, т к они явл-ся источником наших знаний о мире и о нас самих.
13. Понятие о восприятиии и его физ-е механизмы. Роль моторных компонентов в восприятии.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способностью воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как св-ва предметов конкретныхявлений ил ипроцессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое св-во сравнительно элементарно, вызывает постое ощущение. Ощущение нах-ся в нас самих, воспринимаемые же св-ва предметов, их образы локализованы в пр-ве. Этот процесс называется объективацией. В рез-те восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Образ, складывающийся в рез-те процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Восприятие как и ощущ. Рефл процесс. Информация из внешнего мира поступает в отделы головного мозга. Здесь происходит анализ и синтез инф-ции.вначале инф-ция представлена на уровне ощущений, затем она интегрир в образы восприятия. В основе восприятия лежат два вида нервных связей. 1нервные связи в пределе одного анализатора 2межанализаторные связи — нерв связи в пределе разн анализаторов. Важную ф-цию в процессе восприятия человека выполняет ворая сигнальная система. Она же определяет содержание человеческого восприятия. Без движения, без действительности нет восприятия. К моторным компонентам относится движение руки, ощупыв предмета, движение глаза, прослеживающего видимый контур предмета. Большую роль моторные компоненты играют в осязании. Существует пассивное и активное осязание. Возникает при перемещении движущейся руки относительно воспринимаемого предмета. В работе руки и глаза есть много общего. Глаз, как и рука, послед-но осматривает,»ощупывает» контуры рисунка или предмета. При зрит восприятии наблюдаются микро и макро движения. Микро — если наблюдатель смотрит пристально на какой-нибудь непдвижный предмет, то у него возникает впечатл, что глаз неподвижен. Макро 1прослеживающее движения сплошные, плавные, позволяет непрерывно видеть перемещающийся объект 2быстрые скачки глаз (при чтении). Восприятие — система перцептивных действий и овладение перц действиями требует спец обучения и практики
20. Основные свойства и закономерности ощущений Свойства ощущений
Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.
Качество— это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.
Интенсивность ощущений— это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.
Для каждого ощущения характерна также продолжительность, что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.
Ощущениям характерна локализация. Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения — с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.
Общие закономерности ощущений Пороги чувствительности
Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.
Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.
Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.
Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.
Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения.
В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога.
Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).
На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 — 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.