Взаимосвязь темперамента, характера и способностей
Введение
Каждый человек отличается от других своим индивидуальным психологическим своеобразием.
Актуальность моего исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы исследования и диагностики способностей, характера и темперамента, как свойств личности. Данный аспект определил необходимость проведения теоретического исследования характера, темперамента и способностей, их взаимосвязи.
Цель исследования – исследование взаимосвязи темперамента, характера и способностей, как свойств личности.
Задачи:
Выделить теоретические аспекты темперамента, характера и способностей
Выявить взаимосвязь практическим путём
Итог
Предмет исследования – взаимосвязь темперамента, характера и способностей.
Объектом курсовой работы являются способности, характер и темперамент, как свойства личности.
Субъект курсовой работы – взаимосвязь темперамента, характера и способностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что мною было проведено исследование взаимосвязи темперамента, характера и способностей, как свойств личности и получены достоверные результаты о существовании данной взаимосвязи. Полученные результаты имеют практический интерес и социальную значимость, так как могут быть использованы в процессе профессиональной деятельности психологов, педагогов.
Глава 1
1.1. Темперамент
1.1.1. Общее понятие о темпераменте
Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своём роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют ввиду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируются личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определённую организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента. [4]
Итак, под темпераментом следует понимать психическое свойство личности, характеризующее динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов и состояний человека, их силу скорость возникновения и перестройки. [5]
1.1.2. Характеристика типов темперамента
Сангвиник — человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. И.П. Павлов так характеризовал таких людей: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».
Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает.
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. И.П. Павлов замечал: «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». Но в определенных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Холерик — человек быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И.П. Павлов так определял этот тип темперамента: «Боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся»
С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее.
В общении люди холерического темперамента бывают трудны.
Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. И.П. Павлов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.
1.2. Характер
1.2.1. Определение характера
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношения человека людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер “)
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличии от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитание.
Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен или оправдан, по крайне мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно выкладываем в представление о способностях человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этой смысле – тот, кто не проявляет подобных качеств ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
В своем формировании, развитии и функционирование характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало-изменяемым.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность поддерживают её, а инструментальные придают ей определенный стиль.
Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.
Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает большей свой инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых , это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных).
Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость, или противоположные им качества.
Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям , направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствие характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят часто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнестись его к определенному типу.[3]
1.2.2. Акцентуация характера
Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера. Под акцентуацией характера понимается чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека. В отдельных случаях акцентуированные черты характера могут быть приняты за свойства темперамента. Поэтому при изучении темперамента и характера следует тщательно отграничивать свойства темперамента от тех характерологических черт личности, которые явно относятся к акцентуированным.
Широко известна классификация акцентуации характера, разработанная немецким учёным К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми:
Застревающий (ригидный) тип. Характеризуется умеренной общительностью, склонностью к нравоучениям, неразговорчивостью. Люди, принадлежащие к этому типу, в конфликтах обычно выступают инициаторами. Стремятся добиться высоких показателей в любой деятельности, за которую берутся, предъявляют повышенные требования к себе. Чувствительны к социальной справедливости. Обычно, уязвимы, подозрительны, и мстительны. Иногда чрезмерно самонадеянны, чистолюбивы, ревнивы, предъявляют непомерно высокие требования к близким и подчиненным по работе.
Возбудимы тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко люди этого типа зануды, угрюмы, склонны к брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Неучтивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа добросовестны, аккуратны, любят животных, маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения раздражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.
Демонстративный тип. Иногда называют этот тип истероидным. Характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Люди этого типа демонстрируют высокую приспособляемость к другим людям и вместе с тем склонность к интригам при внешней мягкости общения. Они раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний. Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Общительны, артистичны, обходительны, проявляют неординарность в мышлении и поступках. Однако негативные их черты (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы) отталкивают многих.
Педантичный тип. Люди данного типа в конфликты вступают редко, на службе ведут себя как бюрократы, предъявляют окружающим многие формальные требования. Вместе с тем охотно уступают лидерство другим. Иногда изводят домашних чрезмерным требованиями в отношении аккуратности. Привлекательные черты: добросовестность, серьезность, надежность в делах. Негативные – формализм, брюзжание.
Гипертимный тип. Этот тип характеризуется чрезмерной контактностью, словоохотливостью, выраженностью жеста, мимики и пантомимики. Часто люди этого типа отклоняются в разговоре от первоначальной темы. Бывают инициаторами конфликтов, огорчаются, если по этому поводу им делают замечания. Положительные черты: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативностью. Негативные: легкомыслие, прожекторство, недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно являются домоседами, тяготятся шумным обществом, легко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех, кто с ними дружит, готовы им подчиняться. Привлекательные черты: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Негативные черты: пассивность, замедленность мышления неповоротливость, индивидуализм.
Циклоидный (циклотимический, аффективно-лабильный, неустойчивый) тип. Этому типу свойственны частые смены настроения, манеры обращения с другими. Такие люди общительны в периоды повышенного настроения, а в периоды подавленного – замкнуты. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.
Экзальтированный (аффективно-экзальтированный) тип. Этому типу свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем они привязаны и внимательны к близким и друзьям. Альтруистичны, сострадательны, имеют хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Негативные черты: паникёрство, приверженность к сиюминутным настроениям.
Тревожный тип. Люди данного типа имеют низкую контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Редко вступают в конфликты с окружающими, в которых играют лишь пассивную роль. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Часто такие люди бывают “козлом отпущения”, мишенью для шуток.
Эмотивный тип. Люди с таким типом акцентуации характера предпочитают общение в узком кругу избранных, которых они понимают с полуслова. Редко вступают в конфликты, а если это происходит, то играют в них пассивную роль. Обиды носят в себе. Привлекательные черты: сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Такие люди рады чужим успехам. Негативные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
Экстравертивный тип. Отличается высокой контактностью. У таких людей масса друзей и знакомых. Они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. В общении часто уступают роль лидера другим, предпочитают подчиняться, находиться в тени. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать другого, исполнительность. Негативные: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к распространению с распространению сплетен и слухов.
Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются очень низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонности к философствованию. Любят одиночество, редко вступают в конфликты, и то только при попытках других бесцеремонно вмешиваться в их личную жизнь. Привлекательны черты: сдержанность, наличие твёрдых убеждений, принципиальность. Негативные черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей несмотря ни на что.
Классификация акцентуации характера, разработанная отечественным ученым А.Е Личко, близка по своему содержанию к классификации К. Леонгарда. Было выявлено, что чрезмерное усилие отедельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведение человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Это как раз и исследовано А.Е Личко.[1]
1.3. Способности
1.3.1. Что такое способности
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.
Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.
Способности — это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. «Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека — продукт истории, — писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства».
Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
На основании вышесказанного можно вывести следующее определение. Способности — это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.
Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки — это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.
Но задатки — лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков.
Игорь Грабарь рассказывает про себя: «Когда началась страсть к рисованию, не помню, но достаточно сказать, что не помню себя нерисующим».
Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое — существует только в движении, только в развитии.
Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).
Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не являются тождественными).
Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.
Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга.
Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Л.С. Выготский писал: «Каждая наша „способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы ее исследуем в изолированном виде, может оказаться запоминающим лучше, чем человек с хорошей памятью, просто в силу того, что память никогда не выступает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением — и совокупное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каждого из слагаемых».
Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Проблема одаренности — это прежде всего качественная проблема
(С.Л. Рубинштейн). Первый, основной вопрос — каковы способности человека, к чему у него способности и в чем их качественное своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.
Высокая ступень развития способностей называется талантом.
Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретические и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение.
Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.
Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед. Гениальные и талантливые люди — это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением.
У многих выдающихся людей высокие способности проявлялись в разных областях знания. Многие из них были разносторонними по своим способностям. Например, Аристотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов.[2]
1.3.2. Способности и личность
Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов.
Интерес – это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.
Различают непосредственный и опосредованный интерес. Первый связан с занимательностью, увлекательностью, приятностью того, что вызвало наш интерес. Например, мы говорим об интересном спектакле, о встрече с интересным человеком, об интересной лекции и пр. Этот интерес проявляется главным образом в непроизвольном внимании и является весьма кратковременным.
Второй опосредован нашим осознанным желанием все больше узнавать о предмете, человеке, явлении. Этот интерес является произвольным, т.е. мы изъявляем свою волю, свое желание глубже проникнуть в суть того, что нам интересно. Опосредованность интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную область действительности и жизни, на определенную деятельность. Именно наличие такого интереса составляет индивидуальную особенность личности.
Интересы людей различаются прежде всего по содержанию, которое определяется теми предметами или областями действительности, на которые эти интересы направлены.
Интересы людей различаются по широте. Узкими считаются интересы, направленные только на одну ограниченную область действительности, широкими и разносторонними — направленные на несколько областей действительности. При этом у человека с разносторонними интересами обычно какой-либо интерес бывает центральным, главным.
Если учитель обладает высоким творческим потенциалом, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов, а ученики с менее развитыми творческими способностями оказываются «в загоне», их академические результаты обычно невелики. Если же преподаватель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способности», успехи учащихся, лишенных творческого блеска, оказываются более высокими, чем в первом случае. А ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Наставник как бы оказывает предпочтение тому психологическому типу, к которому принадлежит сам.
Педагоги пытаются запечатлеть свой опыт по развитию творческого потенциала учащихся в различного вида правилах. В качестве примера приведем «10 заповедей», составленных одной преподавательницей средней школы:
1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательства.
2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.
3. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая раскрыть для них что-то новое.
4. Постоянно помни — обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников.
5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.
6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и прививай другим вкус к нестандартному мышлению.
7. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда обсуждать твою глупую идею».
8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.
9. В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз навсегда установленной программы.
10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого.[2]
Вывод по Главе 1.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что теоретически в своей курсовой работе я доказала существование взаимосвязи темперамента, характера и способностей, рассмотрев теоретические основы темперамента, характера и способностей.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Темперамент
Теоретически взаимосвязь темперамента, характера и способностей доказана, в данной главе я докажу эту взаимосвязь практически.
Результаты диагностики “Темперамент”
Цель данного теста-опросника – определение преобладания типа темперамента.
Ни про один темперамент нельзя сказать, что он “хороший” или “плохой”. Поэтому наша с вами задача – не пытаться изменить свой темперамент, так как это невозможно, а грамотно использовать его положительные стороны и постараться нейтрализовать отрицательные проявления.
Кроме того, не одному человеку не присущ какой-либо тип темперамента в чистом виде. Обычно это смесь различных типов, но один из них преобладает.
Тест включает в себя 56 вопросов [см. Приложение 1]. На эти вопросы следует отвечать “+” (утверждение, которые соответствует твоей личности) или “-“(данное утверждение не соответствует твоей личности)
В тесте 4 “группы” вопросов, в каждой группе по 14 утверждений:
с 1 по 14 – описание холерика
с 15 по 28 – характеристика сангвиника
с 29 по 42 – портрет флегматика
с 43 по 56 – описание меланхолика
Если в какой-то из групп больше 10 “+”, то этот тип темперамента преобладает. Если количество “+” – с 5 до 9, то эти черты выражены в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то эти черты такого типа темперамента слабо выражены.
Я провела анкетирование у учеников начальных классов. Подвела итог по данному вопросу.
По диагностированию я выяснила, что у большинства учеников преобладают типы – сангвиники и флегматики, а так же 4 меланхолика и 1 холерик.
2.2. Характер
Теперь подведём итог по опросу “Акцентуация характера”.
По результатам данной диагностики у учеников начальной школы преобладают разные типы акцентуации характера, такие как: тревожный, гипертимный, педантичный, застревающий, демонстративный типы, а так же в значительной мере выражены другие типы акцентуации характера, такие как: эмотивный, циклотимичный, экзальтированный, дистимический, возбудимый типы.
Демонстративный тип+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88
-: 51
2
Застревающий тип
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81
-: 12, 46, 59
2
Педантичный тип
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83
-: 36
2
Возбудимый тип
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
3
Гипертимный тип
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77
3
Дистимический тип
+: 9, 21,43, 75, 87
3
Тревожный тип
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82
-: 5
3
Экзальтированный тип
+: 10, 32, 54, 76
6
Циклотимичный тип
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
3
Бланк вопросов прилагается в Приложении 2.
2.3. Способности
Итак, подведем итог по опросу “Определение преобладания общих умственных способностей”.
У учеников данного класса высокий уровень показателя. Результат получился у большинства класса больше 30 правильных ответов, у части класса средний уровень показателя.
Список вопросов прилагается в Приложении 3.Вывод по Главе 2.
В данной главе я доказала взаимосвязь темперамента, характера и способностей, используя различные опросы по соответствующей теме.
Заключение
Выполняя работу, я смогла отметить, что темперамент – психическое свойство личности, характеризующее динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов и состояний человека, их силу, скорость возникновения и перестройки.
Было выявлено, характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе; способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Изучив теоретический материал по литературным источникам, я рассмотрела общее понятие о темпераменте, типы и их характеристику, общее понятие о характере, акцентуацию характера, общее понятие о способностях, способности и личность.
На основании теоретического исследования мною были подобраны методики диагностирования для выявления взаимосвязи. Таким образом, мною было проведено экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента, характера и способностей.
Итак, подведём итоги моей курсовой работы. Я рассмотрела по достоверным источникам теоретические основы темперамента, характера и способностей и провела диагностирования у учеников начальной школы, тем самым выделила взаимосвязь темперамента, характера и способностей и достигла цели моей курсовой работы.
Список использованной литературы
Батаршев А.В., Темперамент и характер, Владос, М., 2001. –с 46-51
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Психология, Академия, М., 2012. –с 225-229, 237-239, 248-261
Немов Р.С., Психология (книга 1), Владос, 1994. –с 342-343
Рогов Е.И., Общая психология, Владос, М., 2003. –с 379-444
Сластёнин В.А., Каширин В.П., Психология и педагогика, Юрайт, М., 2013. –с 163-188
Взаимосвязь характера и темперамента. Взаимосвязь характера с темпераментом
» Темперамент «, » характер «, » личность » — в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
- сила процессов возбуждения и торможения,
- уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
- подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизн
Взаимосвязь темперамента и характера с другими свойствами личности
Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Elitarium.ru
Если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания и сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.
Б.М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;
- способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.
Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.
К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).
Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.
Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.
Темперамент и направленность личности. Направленность личности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка. Психологическая установка — это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации.
Темперамент и мотивация. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера. О том, каким образом мотивационная сфера личности проявляется в учебной деятельности, можно судить из следующего примера: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории. Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается на своих действиях и может так работать в течение длительного времени, без перерыва. Анализируя все эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике».
Разновидностью мотивации деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач.
Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности разработана Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.
В общем, темперамент, характер, способности и мотивация личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.
Характер и его особенности
Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.
Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.
В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.
Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.
Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности.
Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.
Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы:
- Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т. п.
- Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.
- Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества — недобросовестность, безответственность, пассивность и др.
- Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т. п.
Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость, твердость — мягкость, цельность — противоречивость. Сила характера — это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. п., в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.
Однако сколько бы ни был точным и удачным портрет человека, его характер наиболее полно может быть описан на основании его привычных действий и движений. Сознательные и преднамеренные действия и поступки являются основой для описания характерологических особенностей индивида.
Национальный характер связан с традиционными формами реакций народа на соответствующие житейские ситуации, с установившимися нормами поведения и деятельности. Это также и совокупность способов реагирования в общении, сложившаяся на основании социальных ценностей как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Исходя из этого В.А. Сухарев и М.В. Сухарев под национальным характером понимают нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Следует отличать национальный характер от национального стиля, под которым понимается манера поведения, типичная для жителей той или иной страны. Так, китаец, живущий в США, в известной мере сохраняет черты, присущие китайскому национальному характеру, однако стиль его будет скорее всего американским. Этому способствуют система ценностей и условия, в которых работает человек, а также то, гражданином какой страны он себя считает.
Вот что говорят В.А. и М.В. Сухаревы, например, о шведском характере: «Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Шведы довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мнение. Несколько скучнее других европейцев и замкнутее их. Шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов. Шведы боятся показать свои эмоции другим, особенно душевные страдания. Они не любят говорить о себе. Но это не снобизм, не остатки аристократизма, это просто неконтактность. Для иностранца — наихудшая пытка находиться в шведской гостиной среди людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушенным наступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться это произнести не так, как надо. Если швед начнет говорить, его трудно остановить, но заставить его говорить почти невозможно».
А вот выдержка из описания национального характера американца:
«Американцы не любят чопорности, предпочитают удобную повседневную одежду, обращаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении. Они любят соревнования, ценят достижения, рекорды. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может показаться властным, навязчивым».
Существует множество классификаций характера. Американский психолог Эрнст Хартман предложил строить классификацию характеров по признаку толщины защитных барьеров человека. Такие барьеры для одних слишком проницаемы, для других — почти «неприступны». Те, кто по результатам теста имеет тонкие психические границы, чаще других страдают, например, от громких звуков, яркого света и т. п., они более чувствительны и во взаимоотношениях. Лица со слишком толстыми границами психики часто испытывают затруднения в контактах с окружающими. На бытовом уровне эти психические границы именуются «толстокожесть — тонкокожесть». У «тонкокожих» и у «толстокожих» есть свои преимущества и недостатки. В общении «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» — довольно странные личности, чудаки.
«Как взаимодействуют характер и темперамент?» – Яндекс.Кью
Повлияло сильно в той степени, что мать — женщина авторитарная, не признающая чужого мнения и чужих границ. Отец был подчиняемым мужчиной, который ее боготворил (девушки! не завидуйте таким отношениям!) Женщины, презирающие своего мужчину, очень несчастны. Конфликты инициировала мать, выставляя отца бездельником, выпивохой, несообразительным и т.п., что абсолютно не соответствовало действительности. До развала СССР его зарплата была в 3 раза большей, чем у нее, и деньги он отдавал ей. И это тоже не повод для женской зависти! Мать требовала от отца в грубой форме больше активности в бытовом плане, психовала, что он ей надоел..
Такие отношения мать мне подавала, как единственную возможную модель семьи: «Мужчину нужно гонять», «Секс – это мерзко, но мужчинам надо давать, чтобы к другим не ушли». С подросткового возраста у меня был страх перед официальным браком — ловушка, из которой некуда идти и некуда бежать. Себя в браке я могла видеть только жертвой. Навязываемая модель отношений вызывала отвращение, хотя я этого не осознавала.
Недовольство мной всегда сводилось к одному. «Ты – дура, бестолочь, как бы хорошо мне было без тебя, паразитка» и прочее. Тут даже о конфликте сложно говорить, потому что конфликт подразумевает участие и право голоса двух сторон.
Постоянные истерики матери стали причиной страха конфликтов, любой намек на конфликт раньше вызывал сильный страх. Как только маячил конфликт — реальный или абсолютно необоснованный — хотелось прятаться или бежать, исчезнуть, одним словом. Охватывал страх, сопоставимый со страхом за жизнь. Любые проявления истерики, крики вызывали желание быстро ретироваться из ситуации, что я и делала.
Но все не так фатально и пожизненно. Разобраться с этим можно и нужно! В детстве волей-неволей приходилось становиться участником этих шоу. Но, будучи взрослыми, мы на самом деле играем с фигурами в наших головах – рядом уже нету пап и мам.
Далеко не на всех влияют патологические отношения в семьях. Вопрос здесь в критической оценке ситуации. В подростковом возрасте эта критическая оценка по идее и должна появиться. Если ребенку позволительно иметь свое мнение, позволительно критически оценивать родителей, то таких разрушительных последствий может и не быть. В том смысле, если у него сформировалась более-менее приемлемая самооценка, есть какой-то стержень, вера в себя, то патологические отношения в родительской семье могут пройти не так болезненно. Человек, видя отношения вокруг себя, наблюдая за другими людьми, ориентируясь на свое видение, может выбирать верные решения, исходя из собственных потребностей, из контекста ситуации.
Хуже, когда ребенка вовлекают во все эти конфликты, перетягивают на свою сторону, делают из другого участника конфликта врага. Моя мать всячески пыталась вызывать презрение к отцу. В таких случаях ребенку очень трудно сориентироваться, так получаются нецельные, непоследовательные люди. Подростковый бунт как раз о том, чтобы отвергнуть практически все, что предлагается родителями, а потом выбрать нужное и подходящее себе, то, что нацелено на созидание, а не на разрушение.
Взаимосвязь характера с темпераментом
Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.
- Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
- Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента. Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества (Н. Левитов).
- Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
- Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
- Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.
И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.
Характер формируется на основе темперамента, так Как последний — более раннее личностное свойство, обусловленное генетически. Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер — «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.
Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.
Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента.
Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент — лишь их манеру, стиль, динамику.
Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший — плохой», характер же — совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие — к позитивным (доброта — злость, сдержанный — вспыльчивый).
Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание.
87. Понятие о характере. Взаимосвязь характера и темперамента.
« Характер «, « темперамент «, « личность « -в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «характер», «темперамент», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных но своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.
Взаимосвязь характера и темперамента.
В современной науке выделяют четыре основных мнения на взаимоотношения характера и темперамента:
1.Отождествление характера и темперамента.
2.Противопоставление характера и темперамента. В данных концепциях подчеркивается антагонизм характера и темперамента.
3.Темперамент является элементом характера, его ядром, неизменной частью.
4.Темперамент является природной основой характера.
Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой человека. Характер формируется после рождения человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой, но физиологические особенности организма накладывают отпечаток на личность.
В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и характер близки, поскольку особенности темперамента отражаются на характере человека. Основные свойства темперамента складываются раньше, чем завершается формирование характера. Характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты: уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т. д. Темперамент не предопределяет характер человека. Особенности темперамента могут способствоватьили противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности.
Формирование характера.Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера.
Характер является прижизненным образованием. Он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его находятся в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характераребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера считают возраст от двух—трех до девяти—десяти лет. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и вовсем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2063;