Взаимоотношения подростков со сверстниками: Взаимоотношения подростков со сверстниками | Диплом по психологии – Особенности общения подростков со сверстниками и родителями

Автор: | 22.03.2020

Взаимоотношения подростков со сверстниками | Диплом по психологии

Общение со сверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельность подросткового периода.

В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации [16; 19; 27]. Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками является также дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей [44]. Поэтому «чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимает общение с товарищами и тем сильнее их влияние на него» [5].

В сравнении с более ранними возрастными этапами отношения подростка со сверстниками усложняются: «Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями, разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил» [5].

У подростков существует тяга к двум формам общения со сверстниками: стихийно-групповому и интимно-личностному общению [40]. Тяга к стихийно-групповому общению проявляется в реакции группирования подростка со сверстниками [8]: подростки собираются в различные компании и неформальные объединения. Группа сверстников становится для подростка референтной, т.е. субъективно значимой и эталонной, нормы и требования этой группы подросток принимает и разделяет [4].

Общение со сверстниками имеет большое значение для социализации подростка. В процессе общения со сверстниками у подростка формируются навыки социального взаимодействия, вырабатываются конструктивные способы поведения и взаимоотношений, осуществляется приобщение к социальным ценностям и нормам, увеличивается набор социальных ролей, в том числе свойственных зрелому возрасту, происходит социальное сравнение, формируется самосознание подростка [7; 27]. «Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками» [24].

И.С. Кон выделяет три основных специфических функции общения подростков со сверстниками [17]:

  1. Важный специфический канал информации: по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому ее отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. Несмотря на низкий эстетический и культурный уровень этой информации, ее наличие предпочтительнее информационного вакуума в этой области.
  2. Специфический вид межличностных отношений: групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями также служит ценной и необходимой почвой для формирования зрелой личности.
  3. Специфический вид эмоционального контакта: сознание групповой принадлежности, солидарность товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей имеет для самоуважения подростка решающее значение. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношении со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Общение со сверстниками обладает крайней субъективной значимостью для самого подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, достичь общественного признания в сочетании с несформированностью Я-концепции, неуверенностью в себе сопровождается порой повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [42], повышенной чувствительностью к групповому мнению [31]. Подросток испытывает страх оказаться вне общества сверстников, стать отверженным [19]. Т.е. у подростка существует определенная

психологическая зависимость от сверстников [7]: «Типичная черта подростков и юношей – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое в свою очередь противопоставляется «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо» [20].

Психологическая зависимость от сверстников играет положительную роль для социализации и самовоспитания подростка: «Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность – умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях» [5].

Однако психологическая зависимость подростка от сверстников может играть неблагоприятную роль, приводя не к социализации, а, напротив, к девиантному поведению подростков. В тех случаях, когда нормы и ценности группы сверстников являются асоциальными, у подростка с высокой вероятностью может возникнуть асоциальное поведение: «Если подростка отвергает семья и школьное «позитивное большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаях подросток (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этой группы, в том числе асоциальным» [19].

Как правило, подросток предпочитает асоциальную группу в тех случаях, когда его социальные связи в семье и школе деформированы [3]. В этих случаях следует помнить, что подросток отдает предпочтение той среде, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением [34]. Поэтому единственный способ избавить подростка от негативного влияния асоциальной группы – поиск или создание альтернативной, более предпочтительной для него среды в семье или школе.

Многие исследователи считают, что ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностная [4; 10]. «Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым» [5]. Подросток испытывает потребность в понимании, хочет иметь возможность кому-то полностью доверять.

Поэтому именно в подростковом возрасте, как правило, возникают истинно дружеские отношения со сверстниками. Близкая дружба считается одним из новообразований подросткового возраста [8]. «Подросток открывает свой внутренний мир, который определяет его индивидуальность и неповторимость. Этот мир еще слишком хрупок, и у подростка возникает необходимость в одобрении, принятии его значимыми другими, чтобы подтвердить его право на существование. … способность к внутреннему диалогу, то есть размышлению о себе самом, в раннем подростковом возрасте недостаточно развита. Поэтому подростку легче рассказывать о себе другому человеку, чем самому размышлять о себе. Как известно, такой внешний диалог является преддверием внутреннего, поэтому можно заключить, что через общение с другом в этом случае осуществляется самопознание подростка. … основная потребность, реализуемая в дружбе, это потребность в самораскрытии, то есть стремлении посвятить другого в свои душевные тайны. Однако … подросток не только стремится к самораскрытию но одновременно оберегает внутренний мир от вторжения других, поскольку он является для них неким интимным таинством. Поэтому столь важным для него является атмосфера безопасности в дружбе, а одно из наиболее значимых качеств друга – умение не предать, сохранить доверенную тайну» [43]. В дружбе подростков, как правило, уже присутствуют взрослые атрибуты – поддержка и помощь, откровенность и понимание, чуткость и отзывчивость.

Дружба оказывает огромное влияние на психологическое и социальное развитие подростка. «Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, свой внутренний мир, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. … С возрастом все важнее становится «родство душ» — общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение в личных ценностях, стремлениях, точках зрения по важным вопросам. Становлению такой дружбы сопутствуют обсуждения всевозможных жизненных, этических, эстетических проблем и споры – нередко долгие, очень эмоциональные. Они важны для этического развития, так как каждый не только учится доказывать и защищать правильность собственного мнения, но и видеть его ошибочность. В процессе споров и в последующих размышлениях у подростка складывается точка зрения, которая осознается как собственная, личная, т.е. формируются убеждения. Наряду с этим у друзей складывается общность во взглядах по разным вопросам, что составляет основу внутренней близости. Отношения поднимаются на новый, более высокий уровень развития, когда у подростков появляются общие и одновременно значимые для каждого цели и задачи, связанные с подготовкой к избранной профессии, самовоспитанием, самообразованием. Друзья начинают общими усилиями воплощать их в жизнь: вместе овладевать знаниями, умениями, развивать разные качества, помогать друг другу … общение имеет характер особой деятельности, предметом которой является другой человек – товарищ, а содержанием этой деятельности – построение взаимоотношений и действование в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные поступки, видеть их этическое содержание, оценивать его; обогащаются представления о личности товарища и собственной личности, а также изменяются оценки и самооценки. В результате таких размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища» [5].

На разных стадиях подросткового возраста мотивы выбора друзей различаются: «Младшие подростки, как правило, выбирают друзей на основе общности занятий, дел, которыми можно вместе заниматься. Для старших большее значение приобретают личностные качества партнеров. Некоторые выбирают друзей по сходству качеств, или по похожести друг на друга. Другие – по принципу идеального Я, – в этом случае выбирается друг с наличием тех качеств, которые хотелось бы иметь у себя» [43].

Таким же образом происходит динамика предпочтения стихийно-группового и интимно-личностного общения: если в начале подросткового возраста преобладает реакция группирования, то в дальнейшем значимость группы сверстников уступает место значимости интимно-личностного общения с одним или несколькими друзьями [10]. Кроме того, результаты некоторых исследований [3; 40] говорят о том, что реакция группирования является следствием неудовлетворения потребности подростка в интимно-личностном общении, а в тех случаях, когда данная потребность удовлетворена, большинство подростков не испытывает стремления к стихийно-групповому общению.

Потребность старших подростков в интимно-личностном общении проявляется и в форме романтической любви к сверстнику противоположного пола [5; 8], которая сопровождается, как правило, огромным эмоциональным накалом, но в то же время в большинстве случаев не является долговечной. Безответное чувство становится источником очень тяжелых переживаний подростка.

Интерес к противоположному полу обычно так же оказывает положительное влияние на социализацию подростка: «Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях. Появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования» [5].

Таким образом, общение подростка со сверстниками крайне важно для его психического развития и социализации. В процессе общения со сверстниками подросток приобретает навыки социального взаимодействия «на равных», необходимые в его последующей взрослой жизни.

Далее: Другие социальные связи подростков

Особенности общения подростков со сверстниками и родителями

Содержание статьи:

Подросток продолжает оставаться школьником, и учеба сохраняет свою актуальность. Но в психологическом отношении она отступает на второй план. На первый план выходит общение со сверстниками и достижение автономии. Подросток спешит освободиться от родительской опеки и контроля, заменив их на доверительные, эмоционально окрашенные отношения с друзьями. Возникает потребность в тесных дружеских связях, позволяющих делиться своими переживаниями, тревогами, трудностями, сокровенными мыслями, планами и мечтами. Подростку необходимы близкие друзья, на которых можно положиться, которые выслушают, поймут и посочувствуют.

В начале подросткового возраста, общение и «социальное экспериментирование» с другими людьми (поиск новых друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний), выделяется в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода, найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников.

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

  1. Близкие дружеские отношения обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Открытые, искренние отношения с друзьями способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Подростки лучше узнают самих себя и своих друзей. Этот процесс способствует развитию и формированию идентичности.
  2. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Подростки, которые в 12–14 лет были ориентированы преимущественно на учебу, семью и мир взрослых, отказываясь от общения со сверстниками, в более старшем возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Продолжительное, эмоционально насыщенное общение, подготавливает подростков и к любовным отношениям. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.
  3. Дружеские отношения помогают справиться со стрессами повседневной жизни. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних и межличностных проблем. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.

Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.

К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда и реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения с близкими друзьями становятся интимно-доверительными, т.е. более глубокими и устойчивыми, чем раньше.

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой. Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п. Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростк

Нарушение взаимоотношений подростков со сверстниками как психолого-педагогическая проблема

Проблемы подросткового возраста все чаще приковывают внимание общества, но особенное значение они приобрели именно сейчас.

Уровень образования и материального состояния людей в нашей стране стал значительно выше, тем самым увеличилась возможность удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но при этом сделало сложным формирование у них желаний и стремлений.

Несмотря на большое количество проведенных исследований в психологии, которые раскрывают специфические особенности отношений подростков со сверстниками, происходит поиск новых эффективных средств по решению проблем нарушения взаимоотношений подростка с его окружением.

В первую очередь нам необходимо четко определить границы подросткового возраста. Существует несколько теорий. Так Ж. Пиаже относит подростковый возраст к границам 12–15 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11–15 годами.  Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом до 15 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков, тогда как Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста начиная с 10 лет. [1]

Потребность в общение и взаимоотношение со сверстниками у подростков начинает усиливаться к 13–14 годам, то есть происходит переориентация на ровесников.

В подростковом возрасте взаимоотношения со сверстниками находятся на первом месте.

Под взаимоотношениями мы понимаем важную образную, интеллектуальную и эмоциональную похожесть друг на друга, которая отражает внутреннее состояние.  

Поскольку общение со сверстниками в большей степени удовлетворяет актуальные потребности и интересы подростка, то он отдаляется от школы и семьи. Также происходит изменение в содержание общения – интересы младшего школьника строились на вопросах учения и поведения, тогда как подросток на первое место ставит вопросы личностного общения, развитие собственной индивидуальности.

Подростковый возраст – возраст сильно развитой общительности. Уровень развития потребности в общение разный. У одних это выражается в болезненном перенесение одиночества, потребности в постоянном контакте со своей компанией или с кем-либо, тогда как у других, предпочтение проводить больше времени с собой наедине, отдыхать от постоянного общения, иметь небольшой объем контактов с людьми. Многие подростки находятся посередине двух крайностей, то есть в них сочетается высокая потребность в эмоциональных контактах и необходимость уединения для осмысления своего места в мире.

Психологи исследователи подросткового возраста пришли к общему мнению о важности для подростка общения со сверстниками. Именно взаимоотношения со сверстниками, во многом предопределяют все стороны поведения и деятельности подростка.

Ж.–Ж. Руссо был первым, кто обратил внимание на такое социальное явление, как подростковый период развития. Он описал его, как «второе рождения», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнув при этом важную особенность этого периода – рост самосознания [1].

С точки зрения Л.С. Выготского, подростковый возраст характеризуется периодами неустойчивости и изменчивости, что при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, оставляя «еле заметную полоску» между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости [2].

В подростковом возрасте появляются новые качества личности, такие как осознанная регуляция своих поступков, умение прислушиваться к чувствам других, учитывать интересы окружающих людей. Эти новообразования не появились сами собой, они являются результатом личного опыта ребенка, который он получил по итогу активного включения в выполнение различных форм общественной деятельности.

Важным аспектом развития личности подростка является его высокая социальная активность, направленная на усвоение определенных ценностей, на построение благоприятных отношений со сверстниками, а также на самого себя.

По мнению С.А. Левашовой в период подросткового возраста происходит формирование нравственных ценностей, жизненной перспективы, а также осознание самого себя, своих возможностей, появляется стремление повзрослеть, усиливается желание общаться со сверстниками – формируются личностные смыслы жизни [3].

Теории Д. Г. Мид и Ж. Пиаже одинаково выделяют необходимость отношений подростков со сверстниками. Пиаже отмечает, что отношения со сверстниками демократичней, чем с родителями [4].

По словам Л. И. Божович, если в младшем школьном возрасте причиной для объединения детей является совместная деятельность, то у подростков по-другому, притягательность занятий определяется возможностью общения со сверстниками [5].

В процессе построения взаимоотношений со сверстниками у подростка развиваются такие навыки, как взаимопонимание, взаимодействие и взаимовлияние.

В психическом развитии подростка важным является не только характер его ведущей деятельности, но также характер той системы взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он сам вступает на протяжении своего развития.

Важным каналом получения знаний является общение подростков со сверстниками, это помогает им получить ту информацию, которую по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

Для подростка группа сверстников становится, так называемой школой жизненного опыта, который не может быть заменен семьей или образовательным учреждением. Взаимоотношения со сверстниками дают опыт «горизонтального общения», то есть общения на равных.

Обособленные группы сверстников в период подросткового возраста становятся более устойчивыми, а отношения между товарищами подчиняются более строгим правилам. Атмосферу в таких группах делает более привлекательным то, что подростки находятся на равных позициях со сверстниками, они могут обсуждать любые темы и не боятся быть осмеянными, в отличие от общества взрослых.

Огромное значение для подростка имеет мнение сверстников о нем самом. Тот факт, что подросток принадлежит к определенной группе, дает ему уверенность в себе. Большое влияние на поведение подростка оказывает его положение в коллективе.

Отношения подростка со сверстниками сложнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Именно в подростковом возрасте общение с семьей переходит на второй план и главную социализированную роль для подростка играют отношения со сверстниками [6].

Направленность подростков на общение со сверстниками зачастую характеризуется страхом быть отвергнутым. Место, которое подросток занимает в коллективе, определяется отношением сверстников, и от этого в большей степени зависит эмоциональное благополучие личности подростка. [7]

Постепенно потребность в общении расширяется, подростку приходится искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками. Также потребность и увеличивается по содержанию. Когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие исключительно рассматривается во взаимоотношение с другими членами группы.

Важно отметить, что в группе подросток может сравнивать себя с другими, а также получать признание и уважение сверстников, не всегда социально – положительными действиями. Но в общение с товарищами можно заметить и положительную тенденцию, например, подросток приобретает умение анализировать свои успехи либо неудачи.

Характерным для подростка является стремление завоевать авторитет сверстников, что влияет на появление у него сильно выраженной потребности выполнять их требования. Отсюда, главной особенностью психического развития становятся требования, предъявляемые коллективом, и общественное мнение.

По сравнению с оценками учителей и взрослых большее значение для подростков имеют оценки со стороны сверстников. Подросток сильно подвержен воздействию со стороны группы, он боится потерять популярность среди товарищей. Важно отметить, что положение подростка в группе определяется разной степенью его эмоционального благополучия и его нравственные качества определяют место в системе взаимоотношений со сверстниками.

В процессе взаимоотношений подросток осваивает свои личные права на самостоятельность и уважение, осознает себя личностью. Но, чтобы получить уважение от товарищей ему необходимо обладать определенными характеристиками. И тогда подросток начинает задавать себе ряд вопросов: «Что я за человек?», «Что во мне хорошего, а что плохого?» отсюда начинается процесс самопознания. Как известно, самооценка подростка складывается из определенных поступков. Зачастую у многих подростков самооценка завышена, а уровень притязаний выше реальных возможностей.

Важно, что самооценка формируется в процессе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника связывается с желанием быть принятым и признанным в коллективе, а также с восприятием сверстника как образца. В этом случае стоит серьезно отнестись к образцу, выбранному подростком.

Необходимо обратить внимание на то, что потребность в общение со сверстниками акцентирует проблемы уверенного поведения. Нынешние подростки часто теряются в ситуации провокационного, угрожающего либо задевающего характера, выбирая подчинение или ответную агрессию. Также существуют ситуации, в которых у подростков преобладает неконструктивный стиль поведения, то есть ситуации, когда подростку самому нужна помощь.

По данным Е.В. Зубаренко, подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, пытаются меняться, чаще всего не в лучшую сторону. Одни специально нарушают дисциплину и требования. Другие ради одобрения пытаются развлекать сверстников, путем «работы на зрителя». В основном «клоуны» уважения товарищей не заслуживают, положения не добиваются, лишь только становятся заметными. Чаще всего сверстники таких товарищей от себя прогоняют. Существует еще один вид – хвастуны. В классе о них есть общее мнение: «трепач». У таких подростков, как правило, частые нарушения взаимоотношений со сверстниками. [7]

При отсутствии благоприятных связей личность формируется негативно. Неудачное выстраивание взаимоотношений со сверстниками зачастую приводит к сильным переживаниям со стороны подростка.

Также неблагоприятное развитие взаимоотношений ведет к появлению внутреннего дискомфорта, который не смогут компенсировать никакие высокие показатели в других сферах жизнедеятельности.

 На психологическое развитие подростка большое влияние оказывает общественное мнение. Зачастую он подражает своему авторитетному товарищу-сверстнику, подросток копирует с него стиль поведения, которые чаще всего по человеческим понятиям являются не желательными (курение, жаргон).

Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психологического развития подростка. Своеобразие развития состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками, занимая среди них новое место и выполняя новые функции.

Изучение особенностей взаимоотношений непростая задача. Особенно тяжело она решается в подростковых группах. В этой статье мы постарались решить важную задачу – выявление нарушений во взаимоотношениях подростков со сверстниками, в контексте психолого-педагогической проблемы, которые влияют на уровень самооценки подростка, а также на формирование уровня притязаний школьника.

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками — очень особая и отдельная сфера жизни любого подростка она чрезвычайно важна для него. Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка. Основой для общения выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний — которые берутся из реальной жизни с которыми они сталкиваются каждый день.

Общение подростков со сверстниками

Субъективное значение для подростка сферы общения со сверстниками серьезно отличается от ее оценки взрослыми, особенно многими учителями, которых большинство. Сами подростки считают свои переживания по этому поводу наиболее типичными, а также очень значимыми, тогда как учителя думают, что подростков больше всего волнуют отношения с ними, а родители приписывают такое же значение взаимоотношениям в семье.

Вследствие различной субъективной ценности ведущих сфер взаимоотношений подростка для него самого и для взрослых между ними часто случаются споры. В частности, подросток может найти компанию сверстников, из-за которой он не слушается родителей, учителей.

Подростки видят в общении с ровесниками сферу личной жизни, где каждый действует самостоятельно где отвечает за свои поступки. Важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками — желание быть признанным, принятым товарищем. Следует внимательно обратить внимание на те жизненные обстоятельства, что для них важно не просто находится рядом со сверстниками, они стремятся занять в их среде то положение, которое бы отвечало их притязаниям. Для одних это желание быть лидером, для других — пользоваться авторитетом в каком-то деле, третьи пытаются найти близкого друга.

Сказанное объясняет, с одной стороны, повышенный конформизм подростков по компаниям своих сверстников, с другой стороны — их простая недисциплинированность и даже правонарушения из-за неумения добиться желаемого положения в таких компаниях.

Мотивы общения с товарищами проходят определенные стадии развития:

Пятый класс — доминирует недифференцированное желание быть среди сверстников, играть с ними, что-то вместе делать;

Шестой класс — основным становится стремление подростка занять определенный статус в коллективе;

Седьмой по восьмой класс — возникает потребность подростка в автономии в группе определенных сверстников, где происходит поиск признания ценности своей личности в глазах окружающих товарищей.

Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания.

Конфликты с ровесниками подросток воспринимает очень болезненно, ищет друзей за пределами школы, среди случайных знакомых. Стремясь завоевать признание, демонстрирует свою индивидуальность, но не всегда удачно и приемлемо. Всего подростки ценят такие качества друг друга, как общительность, сообразительность, знания, смелость, самообладания.

Популярность подростка в классе обеспечивается

— Наличием положительных качеств, класс ценит

— Ценностным единством подростка и класса

— Адекватной или чуть пониженной самооценкой.

Статус подростка в классе изменяется по сравнению с младшим школьником. Ученики, которые раньше были популярны на основании уровня успеваемости и поведения, теперь перестают быть таковыми. Ученики, которые пользовались авторитетом среди одноклассников, теряют его, если действуют с позиции приказов, свысока.

В процессе общения со сверстниками у подростка активно формируются моральные нормы, характерные для отношений между взрослыми — на основе «кодекса товарищества», где высоко ценятся уважение, равенство, преданность, честность и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, жадность, стремление к преимуществам, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей, способность к взаимопониманию.

Особое значение приобретает дружба. Подростки стремятся дружить с теми, кто пользуется уважением, авторитетом, отличается своей индивидуальностью (знаниями, смелостью, взрослым видом и манерами, самостоятельностью ).

Происходит поиск друга. Первоначально круг претендентов на звание друга достаточно широкое, противоречивое, пестрое и неустойчивое. Для выбора важными факторами являются общность увлечений, сближение интересов, взаимопонимания. Дружба влияет на развитие личности подростка, выполняя следующие функции:

— Выступает источником возникновения новых интересов

— Развитие самооценки, а также самосовершенствования на основе того, что товарищ служит образцом

— Обеспечивает опыт взаимопонимания и взаимоподдержки

— Возможность выражения своих мыслей, мечтаний, планов и сравнение их с товарищами

— Формирование убеждений в дискуссиях и в обсуждениях

— Формирование рефлексивного отношения к отношениям

— Формирование идеала дружбы

— Познания внутреннего мира своего и других людей

— Приобретения умений влиять на поведение другого

— Овладение практикой личных взаимоотношений.

Отдельно следует остановиться на развитии взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В пятых по шестой классах сказывается неравномерность развития мальчиков и девочек. Возникает интерес к противоположному полу и к собственной внешности. У ребят интерес к девушкам проявляется в задевании девушек — буйством.

В шестом по седьмой классах начинается общение — подростки обсуждают вопрос «кто кому нравится», характерны обмен «новостями» личного содержания, доверительные разговоры с друзьями.

В седьмом по восьмой классах возникают разнополые микро группы, дружба девушек и юношей. Характерные страдания от равнодушия сверстника противоположного пола, который вызвал интерес, нравится, страх перед отказом того, кто нравится. Ребята устраивают свидания, совместно проводят досуг.

В разнополых отношениях формируется наблюдательность, внимание к внутреннему миру человека, проницательность, желание быть лучшим.

Таким образом, в подростковом возрасте общение со сверстниками имеет огромное значение для формирования личности.

Заключение о взаимоотношениях подростка с окружающими:

— Во взаимоотношениях с взрослыми у них обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям

— Взрослый человек должен постараться стать инициатором нужных изменений в их отношениях.

— Основной причиной межличностных конфликтов является противоречие между общением взрослого к подростку. Отношение как к маленькому ребенку и ущемление понимания о степени его собственной взрослости

— Преодоление любого конфликта, всегда проходит через обретение определенной степени его самостоятельности, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему где позволяла бы взрослому влиять на него как на личность

— Общение со сверстниками — особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для развития его личности

— Важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками — желание быть признанным, принятым товарищем. Общение подростков со сверстниками важный момент для формирования будущей личности.

Информационный проект полезные советы, очень надеется, что вы найдете здесь нужные, хорошие, умные ответы, а так же интересную информацию.

© Все права защищены, материалы журнала женский мир могут использоваться только с разрешения владельца сайта.

Самые интересное читайте далее…
Поделись этой страничкой с друзьями

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень взаимоотношения подростков со сверстниками влечет за собой низкий показатель эмоциональности и общительности.

Ключевые слова: подростки, взаимоотношения, сверстники, эмоциональность, коммуникативные навыки.

Abstract. This article deals with the problem of the peculiarities of relations among grown-ups under the conditions of a village schools. According to the results of experiments the low level of relations among grown-ups causes the low level of emotionality and sociability. 

Keywords: grown-ups, relations, coevals, emotionality, communicative skills.

 

Подростковый возраст является переходным возрастом в жизни ребенка. Он отличается такими признаками как: повышенная агрессивность, перемена настроения, изменение анатомо-физических форм подростка. Но главным у подросткаостается общение. Большую роль в жизни подростка играет общение со сверстниками, которое меняет мировоззрение у подростков. Изучению этого вопроса уделяют большое внимание в современных исследованиях зарубежные и отечественные авторы, что определяетданную проблемукак актуальную темуизучения.

Исследованию этой проблемы занимались такие ученые, как: А.А. Бодалев, И.С. Кон, О.С. Холодковская, В.А. Пашнина, А. Алексеев, А.В. Петровский, А. Стреляной, Б.З.Вульфов,Ю.И. Фролов, А.Я.Варга, Г.А.Ковалеви др.

У ребенка данного возрастного периода возникает ясное представление об эталоне дружбы, однако обычным явлением этого периода является не столько дружба с одним сверстником, сколько товарищество, которое ведет за собой более широкое общение со сверстниками [5, с. 112-114].

В детстве вплоть до предподросткового периода, отношения ребенка со сверстниками в основном возникают с партнерами по играм одного с ними пола – одноклассниками или ребятами, живущими по соседству. Изначально неформальные, группы постепенно приобретают некоторую структуру, и к 10 годам дружба становиться достаточно крепкой, чтобы продолжаться, несмотря на проблемы, связанные с переходом в другую школу или переездом на другое место жительство [1,с. 156].

Подросток не может обходиться без верного друга. Чаще всего, он ищет его всю жизнь, присматривается к сверстникам, анализирует их действия, а также сопоставляет свои поступки, свои качества с людьми того же возрастного периода, тем самым находя друга «по душе».

Если младшему подростку достаточно участвовать в коллективной жизни, быть с другими, то старшему необходимо быть принятым сверстниками, иметь у них определенный престиж. Неприязнь в коллективе влечет у подростка чувство страха, обиды, тревоги [3,с. 207-210].

Безусловно, дети подросткового возраста осмысливают взаимоотношения свои и своих сверстников. Им нравится находить в своих друзьях такие качества как: открытость, честность, верность, ум, ловкость. Подростки стараются искать себе такого друга, чьи интересы совпадали бы и с интересом него самого. Это могут быть музыкальные пристрастия, книги, рисунки и многое другое [2,с. 140].

Общение с друзьями становиться важным и необходимым фактором, помогающим развивать личность ребенка данного возраста. Оно делает его жизнь насыщеннее, богаче и интереснее. Дружба помогает подростку оценить незаменимый опыт социального общении [4, с. 112].

В условиях сельской школы подростку легче найти себе друга. Это объясняется рядом причин: во-первых, масштаб села меньше, чем города или мегаполиса. В селе все друг друга знают, поэтому в школе подросток имеет уже, непосредственно, друзей, с которыми он дружил по соседству; во-вторых, в селах соседи, обычно, дружат друг с другом, стараются помогать друг другу, соответственно, с малых лет у подростка появляются друзья – соседи. Чаще всего они становятся для подростка друзьями на всю жизнь.

В своих работах О.С. Холодковская и В.А.Пашнина отмечают следующее условие установления приемлемых позиций подростка с коллективом: верно определить ту иерархическую ступень, которую он предполагает занять. По их мнению, можно выделить лидеров; людей, близких к лидеру (свита) и рядовых членов группы [6,с. 42-44].

Общение со сверстниками подросткам приносит лишь удовольствие. Через это общение дети данного возрастного периода развиваются, приобретают новые качества и стараются избавиться от тех качеств, которые мешают их общению. Сверстникам подростки начинают доверять свои секреты, обмениваться своими мыслями и чувствами. На этом возрастном периоде подростки ставят сверстников на первое место. Родители уходят на второй план. Ведь именно со сверстниками подросток может, не боясь высмеивания и оскорбления, обсуждать различного рода проблемы и вопросы. Со взрослыми подросток такого сделать не может.

Подросток выбирает себе друзей по-разному в зависимости от причин и опыта. Это могут быть друзья на день для решения сиюминутной проблемы, или удовлетворения интересов, которые не затрагивают самого подростка, также это – друзья – товарищи, через общение с которыми подросток приобретает знания и опыт, и, наконец, это могут быть друзья, с которыми подросток дружит на протяжении всей своей жизни.

Но не всегда подросток может найти себе друга сверстника. В таком случае ему приходится делать все возможное, чтобы привлечь друзей. Порой он идет на нарушение социальных норм и принципов, что приводит к конфликтам со стороны взрослых.

Главным для детей этого возраста является не только найти друга, но и сохранить  дружбу. Потеря друга приводит подростков к серьезным стрессам и переживаниям. Они даже могут разыгрывать драму по этой проблеме, уходить в себя, создавать конфликты дома и в школе, уходить из дома, употреблять алкоголь или наркотики. Поэтому, общение со сверстниками подростку просто необходимо. Без этого на данном возрастном периоде он обойтись не может.

В публикации показаны результаты проведенного нами исследования по данной тематике.В исследовании нами были поставлены и решены следующие задачи:

1.                  Изучить проблему взаимоотношений подростков со сверстниками в психолого-педагогической литературе.

2.                  Выявить особенности развития подростков в условиях сельской школы.

3.                  Рассмотреть возможности оказания психолого-педагогической помощи по данной проблеме.

4.                  Разработать рекомендации педагогу-психологу по созданию оптимальных условий для успешного развития взаимоотношений подростков со сверстниками.

В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 8 класса МБОУ Шатовской СОШ в количестве 17 человек. Среди них 4 мальчика  и 13 девочек. Ученики, участвующие в исследовании показались довольно дружелюбными. Было видно, что они общительны, легко взаимодействуют друг с другом. Дети довольно открыты для общения, особой трудности у них в этой области не представляло. Они шутят, смеются, обсуждают важные на данном периоде проблемы. Но среди детей была выделена группа детей, которые практически не взаимодействуют со своими сверстниками.

Для изучения проблемы нами были использованы следующие методики: «Потребность в общении» О.П. Елисеева, модификация для старшеклассников А.Г. Грецовым; «Уровень эмоциональности» В.М. Русалова, модификация А.Г. Грецова; «Качества, проявляемые в отношениях» Т. Лири.

Результаты исследования по первой методике «Потребность в общении» (О.П. Елисеева) показали, что у детей выявлен средний уровень потребности в общении (64%). Они хотят общаться со своими сверстниками, открывать им тайны, сплетничать, ссориться, мириться.

Но не всем детям это свойственно. Например, у 4 человек уровень в общении оказался самым низким из класса (24%). Это было видно даже по их внешнему виду. Эти дети закрыты от всех, не хотят  разговаривать с другими детьми, молчаливы, немного замкнуты.

Кроме того, в классе была выделена группа детей, у которых уровень общения превысил норму. У них самый высокий результат среди всех остальных (12%). Сразу было видно, что учащиеся готовы идти на контакт со сверстниками. Они дружелюбны, в классе все с ними разговаривали, шутили. Было видно, что они играли в классе роль лидера или тех людей, с кем ребята готовы точно дружить.

Результаты данной методики показали, что необходимо в перспективе работы оказать помощь группе детей, у которых были выявлены проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Анализ результатов по следующей методике «Уровень эмоциональности» показал, что у детей подросткового возраста показатель эмоциональности ниже среднего (41%, 7 человек из класса).Дети не так сильно переживают, бояться за что-либо, у них нет отклонений или неврозов. Для них характерно спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе.

Из всех ребят с высоким уровнем эмоциональности (24%), самой переживающей оказалась одна девочка. У нее наблюдались самые высокие показатели (144 балла). Было видно, что она напряжена. Ей тяжело наладить контакт со сверстниками, первой заговорить. Даже незначительные события могут вызвать у нее интенсивные переживания, как положительные, так и отрицательные. Она чувствительна к эмоциям и чувствам других людей, что помогает ей устанавливать и поддерживать близкие и доверительные отношения с ними.

В ходе проведения данной методики было выявлено, что у большинства детей выражен показатель коммуникативной эмоциональности (52%), т.е. показатель, который связан с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми. На втором месте показатель интеллектуальной эмоциональности (33%), на третьем – показатель психомоторной эмоциональности (15%).

В ходе проведения третьей методики «Качества, проявляемые в отношениях» было выяснено, уподростков наблюдается высокая степень выраженности качеств, необходимых в ходе общения. По методике нами были определены наиболее важные восемь качеств, которые им необходимы при общении с другими сверстниками.

По результатам исследования, уподростков чаще всего наблюдался авторитарный стиль общения со сверстниками (47%). Такие дети доминантны, требуют к себе уважения, лидеры, любят давать совет, чаще всего высокого мнения о себе, стараются не помогать своим товарищам.

Однако, была выявлена группа детей, у которых наблюдается либо эгоистичный (23% – 4 человека из класса), либо дружелюбный стили взаимоотношения(18% – 3 человека из класса). При эгоистичном стиле дети чаще всего самолюбивые, независимые. При дружелюбном стиле дети обычно эмоционально подвижны, стараются помогать всем,дружелюбны, открыты в общении, любят находить новых друзей, где бы они не находились, отзывчивы.

Таким образом, изучив особенности взаимоотношений подростков в условиях сельской школы с помощью подобранных нами методик, мы пришли к выводу, что для решения выявленной проблемы, необходимо разработать рекомендации для педагога-психолога сельской школы по созданию оптимальных условий для успешного развития взаимоотношений подростков со сверстниками, что и будет рассмотрено нами в перспективе дальнейшей работы.

 

Литература:

1.                  Алексеев А., Стреляный А. Азбука для несовершеннолетних. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1985. – 461 с.

2.                  Бодалев А.А. В мире подростка. – М.: Изд-во «Медицина», 1980. – 296 с.

3.                  Кон И.С. Дружба. – М.: Изд-во «Политическая литература», 1987. – С. 207-210.

4.                  Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М: «Смысл», 1997. (Сер. «Психология для студента», вып. 4). – 260 с.

5.                  Пархомчук Г. Общаться с подростком как? Книга для умных родителей (Тест). – СПб.:Вектор, 2009. – С.112-114.

6.                  Холодковская О.С., Пашнина В.А. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем. – СПб.: ИК «Крылов», 2011. – С.42-44.

Статья «Межличностные отношения в подростковом возрасте»

Межличностные отношения подростков в течение всего периода их школьного обучения изменяются и модернизируются.

Во время пубертатного периода у детей начинают появляться две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, а другая – со своими сверстниками. Обе системы взаимоотношений продолжают формироваться на второй ступени обучения. Так как у них идентичная социализирующая роль, то нередко между данными системами происходит своеобразный конфликт, который заключается в остром противоречии по своему содержанию и нормам регуляции.

Когда подросток входит в орбиту относительно взрослых интересов, то это подталкивает его к изменению формы взаимоотношения с обществом. Ребенок начинает выдвигать завышенные требования как к своей персоне, так и ко взрослым, противится и выражает свое недовольство по поводу отношения к себе как к младшим. Он начинает стараться завоевать себе новые права и привилегии в зависимости от расширения спектра его обязанностей. В ответ на непонимание его положения со стороны взрослых подросток проявляет случаи систематического неповиновения, негативизма, а также саботирования своей деятельности. Если же взрослые сумеют вовремя определить причину данных конфликтов и сами возложат на себя ответственность в деле модернизации взаимоотношений, то данный период проходит практически бесконфликтно. В противном случае кризис подросткового возраста проходит довольно бурно и в равной степени начинает затрагивать как детей, так и взрослых. Непонимание между подростками и взрослыми зачастую появляются ввиду разных взглядов на систему ценностей, прав и обязанностей родителей и их отпрысков, взрослых и детей. Эффективным способом урегулирования конфликта в случае его возникновения является выбор взрослым иной стратегии общения с подростком, которая должна включать в себя более уважительный взгляд на ребенка и содержать меньше нравоучений, критики. Это предполагает передачу ребенку более полной ответственности за свои поступки и расширение предоставленного ему простора для действий.

Но сохранение у подростков в их образе мышления и манере поведения некоторых черт, которые наиболее характерны именно для детей, в особенности отсутствие подлинной серьезности по отношению к своим обязанностям, а также практически полное отсутствие навыков ответственного и самостоятельного ведения своих дел, сильно снижает скорость изменения отношения подростка к взрослому. В то же время недостаточно быстрое изменение отношения взрослого к ребенку в соответствующем направлении практически всегда вызывает негативную реакцию у подростка. Такое неприятие при неблагоприятных условиях часто преобразуется в устойчивый межличностный конфликт, который при длительном разрешении зачастую ведет к возникновению задержек в личностном развитии подростка. В его поведении проявляется равнодушие, безразличие, вера в то, что взрослые не могут даже немного его понять, становится все сильнее и сильнее. В итоге именно в этот самый момент жизни, когда ребенок наиболее нуждается во внимании и помощи со стороны родителей, они теряют способность оказывать на него влияние.

В качестве грамотного и эффективного способа устранения межличностного конфликта между «отцами и детьми» выступает установление между ними формы общения, основанной на доверительном, товарищеском, уважительном отношении. Формированию таких отношений способствует просьба о помощи ребенка в решении серьезных проблем в разнообразных сферах деятельности.

Межличностные отношения со сверстниками обычно регулируются нормами равноправия, но взаимоотношения с родителями и педагогами продолжают строиться неравноправно. Поскольку общение с друзьями для подростка является более быстрым и привлекательным способом удовлетворения его насущных интересов и желаний, он начинает дистанцироваться от своей семьи и учебных заведений, начинает уделять подавляющее большинство своего личного времени сверстникам.

Обособленные группы ровесников в пубертатном периоде получают большую устойчивость, взаимоотношения в них между подростками начинают регулироваться более четкими и строгими правилами. Идентичность переживаний, являющихся актуальными для подростков, способность обсуждать их напрямую, не получая в ответ недопонимание, пренебрежение или высмеивание, а также пребывание в относительно равных отношениях с товарищами, — именно это придает атмосфере таких обществ несравнимо большую притягательность для детей, нежели общество более взрослых. Кроме самого интереса друг к другу, который является обычным делом в общении детей младшего школьного возраста, у подростков формируются два новых вида отношений, которые частично или совсем не наблюдаются в более ранние сроки их развития: товарищеские (которые сформировываются окончательно в начале подросткового возраста) и дружеские (становятся полноценными в конце подросткового возраста).

В конце пубертатного периода мы можем наблюдать три различных вида взаимоотношений, которые имеют различия по своему содержанию, степени близости и функциям, которые они выполняют в жизни:

1) Непостоянные внешние, так называемые «деловые» контакты, которые являются инструментом удовлетворения одномоментных прихотей и потребностей и не затрагивают саму личность глубоко.

2) Общение на уровне товарищеских отношений, помогающие взаимному обучению.

3) Появившиеся полноценные дружеские связи, дающие возможность решения вопросов эмоционально-личностного характера.

С вступлением во вторую фазу пубертатного периода (данная половина начинается примерно с VI класса школы) подростковое общение становится полностью отдельным видом деятельности, на который уходит довольно большое количество времени и которому отводится значительная роль в жизни ребенка. К тому же важность общения со своими ровесниками для ребенка, обычно важнее, чем учебная деятельность и все остальные интересы. Старший подросток редко является домоседом, его тянет к друзьям, его цель – это социальный образ жизни. Это – отличительная характеристика детей данного возрастного периода, не зависящая от развития особой потребности в общении – аффилиативной потребности. Неудачные личные отношения с друзьями подростки переживают и воспринимают крайне болезненно, и в этом легко удостовериться, ознакомившись с акцентуациями характера, свойственными возрасту. Большинство детей этого возраста принимают разлад в личных отношениях с друзьями как личную драму. Для того чтобы заполучить дружеские отношения, обратить на себя внимание сверстников, подросток действует любыми средствами; в некоторых случаях он грубо попирает сложившиеся социальные нормы, идет на открытый конфликт со взрослыми.

Во взаимоотношениях подростков крайне ценится дружба. Основой этих взаимоотношений является своеобразный «кодекс товарищества», состоящий из таких понятий как уважение чужого мнения, отсутствие иерархических различий, честность, верность, взаимовыручка. В подростковых сообществах подвергаются осуждению эгоизм, корыстность, предательство, чванливость, желание доминировать, пренебрежение мнением своего круга общения. Подобные проявления в компаниях сверстников не только не поощряются, но зачастую могут и вызвать агрессивный отпор к тому, кто нарушает данный неписанный свод правил. Нарушителя могут бойкотировать, а также выгнать из компании.

Для подростковых сообществ характерны лидерские отношения. Если лидер проявляет внимание к ребенку, который в компании не пользуется особой популярностью, то это является чрезвычайно ценным для самооценки отмеченного подростка. Своими дружескими отношениями с лидером он особенно гордится и всеми силами старается завоевать себе авторитет в его глазах. Не менее ценными для детей этого возраста являются близкие друзья, в отношениях с которыми они сами могут занимать место лидера или партнера.

Сходность интересов и совместная деятельность выступает первейшим фактором формирования дружеских отношений для подростков. В некоторых случаях симпатия к сверстнику, стремление с ним дружить являются причинами появления интереса к делу, которым занят сверстник. В итоге у ребенка могут возникнуть познавательные интересы, которых раньше не было. Дружба дает стимул к межличностным контактам подростков, беседы на различные темы занимают у них значительное время. Во время таких бесед обсуждаются различные стороны жизни, в том числе школьной: отношения к другим детям, сплетни про ровесников, учителей и других взрослых.

Ближе к концу пубертатного периода, возникает потребность в лучшем друге, появляются определенные требования к дружеским отношениям: обоюдная откровенность, отзывчивость, понимание, способность хранить секреты. Подобная «родственность душ» по мере взросления становится все более серьезным фактором, который определяет личные взаимоотношения подростков. Формирование нравственных норм в характере ребенка является главным личностным приобретением пубертатного периода.

По мере взросления у подростков появляется цель завоевать дружбу противоположного пола, стремление быть привлекательным, поэтому значительно повышается внимание к внешнему виду, привычкам. Поначалу интерес к представителям противоположного пола зачастую приобретает типичное для подростков неординарное внешнее выражение. В это время мальчики всячески пристают к девочкам, а те со своей стороны постоянно жалуются на обидчиков, сами подстраивают им мелкие пакости, но подобный повышенный интерес доставляет и тем, и другим приятные впечатления. Впоследствии внешние проявления отношений между полами значительно изменяются, возникает некоторая стеснительность, в некоторых случаях это проявляется в экстравагантном виде: притворное равнодушие, пренебрежительный характер отношений к ровеснику другого пола. Такие проявления свойственны для подростков, которые проходят обучение в V – VI классах.

В VII – VIII классах между мальчиками и девочками отношения приобретают более романтичный характер: они пишут друг другу послания, назначают свидания, устраивают совместные прогулки, совершают походы в кино и клубы. Благодаря таким отношениям подростки начинают стремиться к самосовершенствованию. В данном возрасте большинство подростков начинают заниматься самовоспитанием.

По мере взросления межличностные взаимоотношения дифференцируются. Происходит значительное расширение круга общения, увеличивается количество друзей вне образовательного учреждения, но также и возникает сильная дифференциация межличностных взаимоотношений внутри класса. Социометрические изыскания Я. Коломинского, Х. Лийметса и прочих исследователей, указывают, что контраст в положении «звезд» и «отвергаемых» становится наиболее ярким в этот возрастной период. Особенно тяжелым является положение изгоев.

Условия, которые влияют на социометрический статус старшего школьника в его классе, крайне многочисленны и сложны. В соответствии с выводами Я.Л. Коломинского, первоочередным является воздействие на ровесников с помощью грубой физической силы; на втором месте – общественная работа и некоторые качества личности, напрямую влияющие на манеру общения; далее ценятся интеллект и успехи в учебе, трудолюбие и трудовые навыки, красивая внешность; в последнюю очередь ценится желание командовать. По исследованиям Б. Н. Волкова, у десятиклассников больше всего ценятся индивидуальные качества, проявляющиеся в процессе общения, взаимодействии с друзьями (преданность, отзывчивость), а также воля индивида, и, наконец, – его интеллект. Однако А. Н. Лутошкин считает, что предпочтения подростков имеют другие приоритеты: интеллект, отношение к обществу (милосердие, альтруизм), моральные, волевые, деловые достоинства, красивая внешность и опрятность.

Такие кардинальные отличия этих данных объяснимы отличием как в подборе методов исследования, так и в качественном и количественном составе испытуемых в экспериментальных условиях. По мере усложнения содержательной части коллективной деятельности, структуры группы положение личности в коллективе зависит от моральных и деловых качеств ребенка, в том числе от отношения к самой группе, его уровня социальной ответственности, а не от общительности. В связи с этим в классах со слабой сплочённостью общительность оказывает значительное влияние на социометрический выбор, в том числе по «деловым» критериям, в то время, как в классе с сильной коллективной сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.

Как бы ни формировалось положение подростка в классе, оно сильно влияет на его поведение и самосознание. Низкий статус в коллективе — это одна из основных причин ухода учащегося из школы в средние профессиональные заведения, и такие дети имеют высокий риск попасть в дурную компанию. Это хорошо иллюстрируют исследования трудных подростков. Девяносто процентов изученных М. Алемаскиным правонарушителей, которые состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, являлись изгоями в школьных коллективах, многие были неудовлетворенны своим статусом в классе, большинство относилось к одноклассникам с неприязнью. В соответствии с исследованиями Г. Г. Бочкарёвой из 140 несовершеннолетних преступников примерно 50 процентов испытывали к одноклассникам безразличие или враждебность, среди прочих школьников подобный ответ дали 19 процентов.

Изоляция трудного подростка в классном коллективе, возможно, является не только причиной, но и следствием того, что он держится обособленно от коллектива, игнорирует его ценности и нормы поведения. Поэтому крайне важно, чтобы учитель четко осознавал, каким образом складываются межличностные отношения в классе. Увы, по Я. Л. Коломинскому, для учителя характерна склонность к идеализированному представлению об отношениях в классе, что мешает ему дать правильную оценку положению в классном коллективе и помочь ребенку выйти из затруднительного положения.

В данном случае для получения реалистичной картины межличностных отношений в ученическом коллективе, классный руководитель может обратиться за помощью к педагогу-психологу, который поможет выяснить обстановку в классе с помощью социометрического метода. Полученные результаты дадут возможность классному руководителю выбрать верную стратегию для вовлечения трудного подростка в жизнь класса и школы.

Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе



The article describes the features of the interaction of modern teenagers in a modern comprehensive school, the results of the diagnostic study, describes the main problems in this group of students.

Key words: interaction, adolescence, communication

В современных условия реформирования системы образования межличностное взаимодействие подростков со сверстниками предопределяет успех в процессе социализации и усвоения им коммуникативных навыков, то есть личностное развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования понятие «потрет выпускника основной школы» понимается как совокупность характеристик, которыми должен обладать учащийся общеобразовательной школы, одной из них является коммуникативный потенциал, который определяется показателями, как «чувство уважения других людей, умение вести конструктивный диалог, способность достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов» [5]. Данный компонент личности современного подростка целенаправленно можно сформировать в организованном взаимодействии их со сверстниками в общеобразовательной школе.

Потенциал данного возрастного периода развития тесно связан с ведущим видом деятельности, который определяется как интимно-личностное общение со сверстниками. Умение устанавливать межличностные контакты, решать совместные задачи, понимать собственные чувства и состояния собеседника будут определять развитость коммуникативных качеств личности. Неудовлетворенность потребность в общении у подростка может привести к серьезным проблемам.

Проблемой межличностного общения подростков занимались такие отечественные и зарубежные педагоги, и психологи, как Л. Г. Агеева, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. С. Макаров и др.

Л. Г. Агеева и Е. А. Костюнина считают «межличностное общение современных подростков играет значительную роль в формировании личности, развитии и воспитании подростка на каждом возрастном этапе. От того, как происходит взаимодействие подростков, зависит успешность профессиональной деятельности, активность подростка в общественной жизни, происходит преодоление трудностей в процессе взросления» [1, с. 868]. Исходя из чего, стоит обратить особое внимание на данное условия развития личности подростка в общеобразовательной школе, так как оно предопределяет формирование зрелости и самостоятельности человека, а так же становления и грамотную адаптацию в различных сферах жизнедеятельности.

В исследованиях М. С. Макарова обозначена особая важность в образовательном процессе сохранение психического здоровья учащихся, а также создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды для их развития и процесса обучения [3].

В свою очередь, И. В. Дубровина указывает на то, что ребенок должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам. В то же время очень важно уметь осознавать и сравнивать свою жизненную позицию с нормативными системами общества. Поэтому очень важно создание в рамках школы специальных условий, при которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, взаимодействуя в группе сверстников [2].

Для выявления особенностей взаимодействия подростков со сверстниками, нами было проведено эмпирическое исследование среди учащихся 8 класса МОУ Ломовской СОШ, в нем принимали участие 44 учащихся, были использованы такие методики, как тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера [6], «Оценка отношений подростков с классом» Н. В. Бордовской, А. Реана [6], «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского [4].

Для определения уровню коммуникативного контроля испытуемых нами был проведен тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. Анализ полученных результатов позволил определить, что у 45 % опрошенных (20 человек) наблюдается средний уровень коммуникативного контроля, что свидетельствует о достаточной развитости у данной категории коммуникативных навыков, но и о наличии сдержанности в эмоциональных проявлениях, зависимости от мнения окружающих. Высокий уровень самоконтроля в общении свойственен 34 % (19 ученикам), они умеют взаимодействовать, стремятся избегать конфликтов в общении, тяжело реагируют на спонтанные и непрогнозируемые ситуации. Низкий уровень коммуникативного контроля был выявлен лишь у 11 % (5 учащихся), которые являются прямолинейными, непосредственными, и для них характерна более устойчивая позиция в отношениях, что чаще всего является причиной их «неудобности» в общении с окружающими. Итак, для группы испытуемых характерно стремление к поддержанию взаимодействия, в частности, со сверстниками, но особую сложность для них вызывает адаптация к новым условиям, в ситуации знакомства и общения с новыми людьми, а также подверженность влиянию своих товарищей и конформизм, что позволяет определить категорию возникающих проблем в межличностных отношениях подростков.

Для выявления типа отношения испытуемых с классом нами была проведена методика «Оценка отношений подростка с классом» Н. В. Бордовской, А. Реана. На основании полученных результатов было выявлено, что «индивидуалистический» тип восприятия свойственен 48 % подростков (21 человеку), то есть они воспринимают свой класс как помеху собственной деятельности, он не представляет для них никакой ценности, что проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной формы работы, в ограничении контактов со сверстниками; «прагматический» тип — 32 % испытуемых (14 учащихся), для которых коллектив является средством достижения личных целей, оценивается с позиции его полезности и выгоды для подростка, исходя из чего, данные учащиеся предпочитают членов группы, способных оказать им помощь, взять на себя решение сложных проблем; «коллективистический» тип — 9 школьникам (20 %), для которых на первый план выходят проблемы класса и отдельных его членов, у них наблюдается заинтересованность в успехе отдельного члена группы и самой группы в целом. Таким образом, доминирующим типом является индивидуалистический, который ставит в приоритет собственные интересы, что ведет к нарушению конструктивного и взаимно обогащающего общения между подростками.

Для изучения уровня общительности каждого испытуемого нами была проведена методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского. Полученные результаты показали, что 41 % испытуемых (18 человек) достаточно общительны, но новые знакомства детям даются с трудом, и они достаточно редко вступают в дискуссии и споры; 27 % подростков стремятся к общению со сверстниками, с легкостью устанавливают контакты, достаточно терпеливы в общении с окружающими; 16 % учащихся (7 испытуемых) в отношениях с окружающими нередко проявляют агрессию, бывают не сдержанны, зачастую достаточно замкнуты, предпочитают одиночество; 16 % (7 человек) являются крайне некоммуникабельными, скрытными, агрессивными, на них нельзя положиться в групповой работе.

Результаты эмпирического исследования показали, что среди подростков есть энергичные, активные и доброжелательные испытуемые, но наряду с этим у большинства подростков есть трудности во взаимодействии со сверстниками, которые были выявлены нами по следующим параметрам: самоконтроль в общении, тип восприятия в группе и уровень коммуникабельности. Самоконтроль в общении, о чем свидетельствуют результаты, требует работы по ее формированию у данной категории испытуемых, так как есть подростки с низкими показателями данного компонента взаимодействия, кроме того, у учащихся преобладает восприятие группы с эгоистической позиции, а коммуникабельности развита недостаточно, что вдет к затруднениям в общении с окружающими.

Таким образом, особенностями взаимодействия подростков со сверстниками в общеобразовательной школе являются несформированность составляющих коммуникативного потенциала учащихся, а именно не сформированы навыки конструктивного диалога в классе, недостаточно развита способность достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих целей. Исходя из чего, необходимо организовать работу, направленную на оптимизацию отношений в классе как в коллективе, приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов, а также навыков эффективного взаимодействия с окружающими и умений выхода из конфликтных ситуаций.

Литература:

  1. Агеева Л. Г., Костюнина Е. А. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы /Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 864–868.
  2. Дубровина И. В. Практическая психология образования. — М.: Владос, 2006. — 517 с.
  3. Макаров М. С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков / Воспитание школьников. — 2006. — № 2. — С. 68–70.
  4. Малышева И. А. Более 2000 психологических методик, тестов, тренингов, опросников и деловых игр. — Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2010. — 203 с.
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255 (дата обращения: 14.03.2016)
  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная школа, общение, сверстник, подросток, окружающее, класс, Макаров, конструктивный диалог, коммуникативный контроль, тест оценки самоконтроля.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о