Взросление это: Взросление — Психологос – это… Определение, этапы и особенности

Автор: | 27.02.2021

Взросление — Психологос

​Взросление — процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от «Я не могу!» к «Все будет сделано», от надежды, что за тебя все сделают — к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности — один из важнейших критериев взросления.

Юридически, до 18 лет — ты ребенок. После 18 лет — взрослый.

По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет — ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.

Более подробно взросление описывается понятиями юноша, молодой человек и взрослый человек.

Взросление — это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей. Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам). Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.

Во взрослении есть и плюсы, и минусы. Минусы взросления прекрасно описывает Т.В. Гагин:

«Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем…» См.→

Все ли хотят взрослеть? — Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди — это великовозрастные дети. Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.

Как взрослеть?

Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.

И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.

Взрослость предполагает Планирование жизни — подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым — означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

Вводное занятие Университета

Взросление — Психологос

​Взросление — процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от «Я не могу!» к «Все будет сделано», от надежды, что за тебя все сделают — к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности — один из важнейших критериев взросления.

Юридически, до 18 лет — ты ребенок. После 18 лет — взрослый.

По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет — ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.

Более подробно взросление описывается понятиями юноша, молодой человек и взрослый человек.

Взросление — это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей. Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам). Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.

Во взрослении есть и плюсы, и минусы. Минусы взросления прекрасно описывает Т.В. Гагин:

«Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем…» См.→

Все ли хотят взрослеть? — Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди — это великовозрастные дети. Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.

Как взрослеть?

Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.

И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.

Взрослость предполагает Планирование жизни — подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым — означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

Вводное занятие Университета

Сочинение 9.3: Что такое взросление (по тексту Б.Л. Пастернака)

(204 слова) Взросление — это процесс становления личности. Вокруг взрослеющего ребенка меняется мир, ведь перевоплощается его мировоззрение. 

Такую метаморфозу изобразил Б.Л. Пастернак в приведенном тексте. Герои отправились на пруд, но их беседа в лодке переросла в ссору. Они подрались и упали в воду. Надя и Ника едва сумели выбраться на берег. Однако их реакция была неожиданной: «Наконец, тихо, как взрослая, Надя проронила: «Сумасшедший!» — а он также по-взрослому сказал: «Прости меня». Автор подметил, что отношения подростков в одночасье перестроились на новый лад: теперь Ника больше всего хотел еще раз свалиться с Надей в пруд. Вместо детских игр их окружали новые чувства и мысли, потому что изменились они сами.

Не менее интересный пример описал А.С. Пушкин в книге «Капитанская дочка». Главный герой был совсем еще юным и безответственным мальчиком, когда отец послал его служить офицером в Белогорскую крепость. В первых главах произведения Петр прошел суровую школу жизни: мир вокруг перестал быть для него забавой. Он вдруг понял, что нужно беречь деньги, уважать своего слугу, быть разборчивее в знакомствах. Постепенно Гринев открыл для себя взрослые ценности и моральные ориентиры. Все эти изменения продиктованы его нравственным перевоплощением из отрока в юношу.

Таким образом, взросление обусловлено физиологическими и моральными переменами в жизни человека, которые меняют его восприятие окружающего мира.


Многомудрый Литрекон взрослеет вместе со своими читателями и предлагает им не только пример сочинения 9.3 на ОГЭ по русскому языку, но дополнительные примеры из жизни.

  1. Пример из личного опыта. Я почувствовал себя взрослым, когда оказался самым старшим в компании детей, которых привели с собой наши гости. Мне пришлось взять на себя ответственность за них и следить за тем, чтобы развлечения не переросли в нечто опасное. Именно тогда мир, который раньше казался мне площадкой для игр, перевернулся в моих глазах. Я оказался по ту сторону манежа и ощутил в себе рождение нового человека — того, кого мне только предстоит узнать.
  2. Пример из СМИ. Многие дети взрослеют очень и очень рано. Например, писатель А.П. Чехов в детстве был вынужден работать в лавке у отца. Они жили бедно, и посторонние работники были не по карману купцу. Старшие дети не только помогали с торговлей, но и следили за младшими членами семьи. Сам писатель в своих воспоминаниях отмечал, что именно в лавке он впервые осознал себя взрослым человеком, вынужденным отвечать за себя и свои поступки.

Взросление — это… Что такое Взросление?

  • взросление — мужание Словарь русских синонимов. взросление сущ. • рост Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. взросление …   Словарь синонимов

  • Взросление — (физическое) – процесс, как правило, связанный с хронологическим возрастом, но не всегда полностью с ним совпадающий. Проблемы с определением взросления коренятся в соотнесении времени и развития на фоне значительного их расхождения в разных… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • взросление — взросл ение, я …   Русский орфографический словарь

  • ВЗРОСЛЕНИЕ — – переход индивида из детского во взрослое состояние, характеризующийся специфическими биологическими, социальными и психологическими процессами. В промышленно развитых странах верхняя возрастная граница молодежи составляет 25 лет, в России – 29… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Взросление в Кархайде — Coming of Age in Karhide Жанр: социальная фантастика Автор: Урсула Ле Гуин Язык оригинала: английский Год написания …   Википедия

  • ВЗРОСЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — – совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, необходимостью адаптации к ним и совладанием, а также социальными реакциями на взросление …   Терминологический ювенологический словарь

  • ВЗРОСЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ — – совокупность соматических изменений, которые наиболее очевидно выражаются в физическом развитии, половом и психосексуальном созревании юноши и девушки …   Терминологический ювенологический словарь

  • ВЗРОСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — – процесс приобретения молодым человеком определенного социального статуса. Связан с воспитанием, получением образования, профессии, социализацией личности, достижением гражданской зрелости …   Терминологический ювенологический словарь

  • День рождения мира — The Birthday of the World Автор: Урсула Ле Гуин Жанр: социальная фантастика Страна …   Википедия

  • Ле Гуин, Урсула Крёбер — Урсула Ле Гуин Ursula Kroeber Le Guin Урсула Ле Гуин на встрече с читат …   Википедия

  • Повзрослеть – значит научиться давать

    Что происходит в момент нашего «взросления» в личностном смысле, которое далеко не всегда совпадает с физическим взрослением.

    Тема взросления не просто интересна и полезна, чтобы иметь определенные представления о ней и быть вооруженными ими. В этом случае она ничем не отличалась бы от обычного предмета школьной программы. Представляю, как школьники шли бы после уроков и обсуждали, что «вот, мол, снова новый предмет, опять домашнее задание, а через неделю контрольная» и тому подобные заявления типа «Дай списать д/з по взрослению». К сожалению, здесь «списать д/з» не получится. У каждого свое представление о том, что значит повзрослеть. Часто это понятие тесно переплетается с ответственностью. От этого слова всегда веет каким-то тревожным холодком. Но давайте наберемся мужества и заглянем-таки в словарь.

    Повзрослеть — это не бояться ответственности

    Взросление – чертовски трудная штука. Гораздо легче перейти из одного детства в другое.

    Фрэнсис Скотт Фицджеральд

    Ответственность — это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом. Взятое относительно человека как рационального агента действия, это отношение есть сознательная интеллектуальная и физическая готовность субъекта к реализации или воздержанию от совокупности действий, могущих потребоваться вследствие выполнения или, наоборот, невыполнения данным субъектом некоторых других действий.

    Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

    Во многих европейских языках слово «ответственность» восходит к латинскому глаголу «respondere», буквально означающему «обещать» или «давать взамен», а в более широком смысле — «отвечать».

    Действительно, звучит весомо. Чтобы быть ответственным, необходимо соблюдать обязательства, нормы, правила, проявлять уважение к другим, следить за собой и при необходимости ограничивать себя в чем-то. Ответственность сродни плате, которую нужно внести, чтобы тебя приняли в обществе, а также «пропустили» на следующий уровень.

    Именно в этом, на мой взгляд, ответственность и тождественна взрослости. Как и последняя, она позволяет подняться на следующую ступеньку. Однако, есть еще кое-что, что делает взрослость чем-то большим, чем просто соблюдением норм, правил и умением «давать ответ». Исполнение всего, только что перечисленного, показывает лишь внешнюю сторону процесса. Можно сказать, что ответственность в данном случае – это лишь маска, роль на сцене жизни, которую можно играть и без эмоционального погружения. Это, если так можно выразиться, формальная составляющая.

    В то же время взрослость представляет собой нечто более глубокое, это внутреннее состояние, при котором начинаешь ощущать себя совершенно другим человеком. Это действительно сродни переходу на следующий уровень, только уже внутри себя. Это качественный скачок, в результате которого меняются ценности и восприятие мира.

    Именно поэтому взрослости невозможно научить или предупредить в духе «почитайте на всякий случай, может, пригодится». Повзрослеть можно за совсем короткое время, за мгновение, секунду или минуту. В этом случае это будет серьезный и практически экзистенциальный опыт. А можно так и не повзрослеть, формально исполняя роль ответственного и даже взрослого человека в течение долгих лет.

    Почему же принятие ответственности не делает человека действительно взрослым?

    Парадокс, но, оказывается, можно взять на себя ответственность, не приняв ее изнутри. Это и будет по сути то, то описано выше, то есть формальная актерская игра определенной роли. Человек делает все правильно, однако в качестве мотива выступает не внутреннее ощущение взрослости, а что-то еще. В роли такого внешнего мотива может быть желание казаться правильным в глазах других или даже казаться взрослым. «Смотрите все, я взрослый, потому что несу на себе груз ответственности».

    Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

    Другой формой такого желания является страх показаться несерьезным, безответственным, тем, кто может не оправдать чужого доверия. Мотив все равно остается внешним, только меняет знак на «минус».

    Когда же человек становится по-настоящему взрослым?

    Здесь снова хочу вернуться к мысли про переход на следующий уровень. Взросление начинается в тот момент, когда мы перестаем смотреть на мир глазами ребенка, который ощущает дискомфорт и страх из-за того, что не может справиться с обстоятельствами. Этот ребенок хочет получить спокойствие, внимание, заботу. Он расстраивается, когда у него это не получается сделать.

    Вообще для ребенка нормально хотеть что-то получить. Однако если говорить про принятие ответственности, то в этом случае придется от чего-то сознательно отказаться. Отложить в сторону свое желание получить. Именно поэтому сам факт принятия ответственности может быть неприятным и даже пугающим. Ребенок внутри нас не готов отказаться от чего-то, что считает ценным и важным.

    Здесь наступает момент, когда ситуацию в свои руки должен взять внутренний взрослый и объяснить ребенку, почему тот должен временно успокоить свое настойчивое желание. Шаг на следующую ступеньку возможен, если человек обретает способность давать. В этот момент и рождается взрослость как таковая. Человек осознает, что он на самом деле способен давать как другим, так и самому себе. Он независим, самодостаточен и может быть опорой самому себе. Он способен давать, так как знает, что никогда не обеднеет от этого, а, наоборот, обретет в конечном итоге только больше.

    Способность давать отличает взрослого от ребенка и автоматически ведет любого, кто ее в себе открывает, на ступеньку вверх. На этом уровне ответственность больше не пугает и начинает восприниматься не как набор ограничений или тяжелая ноша, а, напротив, как благо или даже свобода, потому что дает возможность влиять и позитивно преображать мир вокруг себя.опубликовано econet.ru.

    Дмитрий Вострухов 

    Задайте вопрос по теме статьи здесь

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

    Психологический возраст и взросление — Елена Яворская: психолог-кинезиолог, лайф-коуч

       В настоящее время   многие молодые люди, выходя из стен школы и даже  института,  не являются  зрелыми личностями.

    Почему так происходит?

    Какие условия обеспечивают рост ответственности и связанный с этим процесс взросления?

    Чтобы ответить на этот вопрос, договоримся о терминах.

    Итак, социализация — (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Так написано в  Википедии.

    Социализация наступает раньше, так как ребёнок учится вести себя правильно и подстраиваться под социум.

    Взросление   физическое – процесс, как правило, связанный с хронологическим возрастом, но не всегда полностью с ним совпадающий.

    Проблемы с определением взросления коренятся в соотнесении времени и развития на фоне значительного их расхождения в разных социально-культурных группах. Данное понятие часто используют для объяснения других явлений, в частности поведенческих и физиологических изменений, однако само по себе взросление сильно зависит от социальных условий и образа жизни.

    Взросление — процесс перехода от детского мироощущения к  мировоззрению  взрослому, от «Я не могу!» к «Все будет сделано», от надежды, что за тебя все сделают — к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности — один из важнейших критериев взросления.

    Юридически  до 18 лет — ты ребенок. После 18 лет — взрослый.

    По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет — ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.

    В отличие от ребёнка, взрослый человек решает свои жизненные  вопросы без родителей. 

    Но   современные мамы опекают и  долго не отпускают детей в социум (например, отправляют в 10 класс, а можно было бы и в колледж),  и кроме того,  у нас  не принято учиться  родительству и целенаправленно  воспитывать  так, чтобы ребёнок повзрослел к 18 годам, не все умеют….. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Взросление — это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности  и причем не только за себя, но еще и за других людей. Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам).

    Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.

    Все ли хотят взрослеть? — Нет.

    Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с  детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди — это великовозрастные дети. Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.

    Как взрослеть?

    Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.

    И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.

    Взрослость предполагает  планирование жизни — подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым — означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

    Источник :  http://www.psychologos.ru/articles/view/vzroslenie

    Становление, взросление, зрелость | Психология без соплей

    Становление, взросление, зрелость

    В давние советские времена, какими я их помню, в детях воспитывали идею о том, что нужно быть человеком с большой буквы. И это не ощущалось каким-то насилием над беззащитной детской психикой, наоборот, в этом виделось что-то глубокое и манящее, призыв к подвигу, который в своей жизни должен совершить каждый — преодолеть себя, переступить через свои слабости, сделать правильный выбор, прожить свою жизнь в полную силу.

    В этом была своя красота и романтика. Стать великим путешественником, геологом на полярной станции, большим художником или композитором, космонавтом в межзвездном пространстве, совершить научный прорыв, покорить высочайшие вершины, исследовать глубины океана и наравне со всем этим… стать Настоящим Человеком. Вот, о чем мы мечтали в детстве — прожить эту жизнь осмысленно и с честью, совершить подвиг, а не просто жить ярко, богато и весело.

    Возможно, мне повезло оказаться в семье и кругу таких вот романтиков, а все остальные жили в мире совсем иных приоритетов и ценностей. Сейчас это не важно — речь не о ностальгии по былым временам, а о той начальной установке в жизни, которую человек получает и которой затем придерживается. И если в семье ребенку не был задан вектор и начальное ускорение к тому, чтобы стать Человеком, то он практически обречен быть подхваченным волной ценностей и приоритетов гораздо более простых и приземленных — тех, что сулят больше удовольствия на единицу вложенных усилий.

    Идея о том, чтобы прожить свою жизнь достойно и красиво все больше вытесняется идеей о «красивой жизни» — истинный вызов и подвиг человеческого бытия низводится до примитивных радостей жизни легкой, веселой и полной ярких впечатлений. Настоящее искусство подменяется пестрыми, красочными картинками, которые хоть и цепляют взгляд, но к настоящему искусству не имеют никакого отношения. Ведь подлинная сила искусства не в том, чтобы человека «улыбнуть» или «расплакать», а в том, чтобы заставить его содрогнуться от осознания глубин, которые до этого были ему неведомы.

    Глубочайшее удовольствие и удовлетворение человек получает в жизни не от простых и доступных радостей, а от того, что дается ему с большим трудом и заставляет продираться через суровые непролазные тернии. Это всегда сложно и это всегда рискованно, потому что до вершины можно и не добраться. Но красота жизни именно в этом — в процессе движения к вершине, вопреки всем страхам, опасностям и сомнениям. И награда здесь не в том, чтобы эту вершину покорить, а в редкой чести посвятить свою жизнь восхождению.

    Но гораздо чаще жизнь разменивается на те простые радости, которые можно встретить у самого подножия, без особого риска и за недорого. Гораздо проще ходить проторенными тропами и нажимать на проверенные кнопки — семья, успех, признание, деньги, власть. Кому нужны холодные и опасные вершины, если здесь внизу так хорошо, тепло и сухо? Миллионы мух и argumentum ad populum во всей красе. Жизнь — предприятие для идеалистов… но это, конечно же, мнение идеалиста.

    Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
    Тот сам себя не испытал,
    Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.
    Внизу не встретишь, как не тянись,
    За всю свою счастливую жизнь
    Десятой доли таких красот и чудес.

    В.В.

    С этим вызовом — прожить жизнь не зря — сталкивается каждый человек. Не каждый, однако, добровольно и осознанно принимает на себя ответственность вынести свой вердикт по этому поводу. Как распорядиться своей жизнью? На что ее потратить? На что сделать главную и единственную ставку всей своей жизни — на что поставить саму эту жизнь?

    И вот здесь у людей дороги расходятся — есть те, кто ответ этот ищет и находит, и те, кто делает вид, что этот вопрос их не касается. Первые проживают жизнь полную поисков, рефлексии и сомнений, вторые не сомневаются ни в чем, потому что уверены, что и так все делают правильно. Кому из них повезло больше, вопрос спорный, потому что все поиски первых ведут к тому же самому ответу, в который изначально верят вторые. Отличие только в одном единственном нюансе — в разнице между тем, чтобы знать, и тем, чтобы верить.

    Мудрец не так уж отличается от глупца — и тот, и другой воспринимают жизнь такой, какая она есть, но глупец делает это в силу своей бессознательности, а мудрец — в силу своей осознанности. В этом и заключается различие между зрелостью и инфантильностью. Зрелость знает, что она ничего не знает, а инфантильность ничего не знает, но об этом даже не догадывается.

    Устремляясь за успехом и признанием, человек ставит себя в очень неудобное и опасное положение, когда его будут оценивать общим мерилом. А ведь хорошие показатели по шкале общепринятых ценностей случаются у очень редких экземпляров. Большинству же приходится себя основательно переделывать, чтобы выйти хотя бы на уверенный средний уровень. Погоня за успехом — это гарантированный отказ от себя и бесконечное соперничество с теми, кто от рождения лучше приспособлен к этой игре. И хотя в других сферах старание зачастую важнее таланта, здесь тот самый случай, когда талант всегда и с легкостью выигрывает.

    Другая и еще более коварная опасность состоит в том, что погоня за признанием и успехом не имеет конца — нет такого предела, после которого человек говорит, что ему достаточно. Всего и всегда оказывается мало, всегда хочется чего-то большего, потому что никакой достигнутый успех не заполняет ту пустоту, от которой человек хочет убежать. В этом беда всех проторенных троп — они подходят только тому, кто их протоптал, а не тому, кто идет следом.

    Погоня за успехом настолько же бесконечна, насколько и бесплодна, и здесь очень легко оказаться в ситуации, когда осознание совершенной ошибки наступает слишком поздно, чтобы успеть что-то исправить. С другой стороны, есть хороший шанс так и не успеть обо всем этом задуматься до самой смерти, а, значит, номинально прожить вполне счастливую жизнь. Но с точки зрения того, кто все-таки вопросами задается, такая жизнь всегда будет выглядеть не вполне полноценной — родился, жил, ничего не понял, умер.

    С психологической точки зрения, такая бессознательная жизнь тоже выглядит несколько ущербно, поскольку приносит неоправданно много страданий и не приводит человека в ту точку, где он на всю глубину и громкость осознает себя живым. Это жизнь прожитая в вечном страхе разоблачения, в убегании от себя, в метаниях на качелях гордости и ничтожества, поверхностная, пустая и лишенная покоя. Комфортной и счастливой она может казаться только по недоразумению — если не пробовал и не представляешь ничего другого.

    Замеряя себя чужой линейкой, невозможно быть в ладу с самим собой. И даже если удается достичь значительного успеха по заведомо неподходящей шкале, вместе с этим растет и душевное напряжение — страх скатиться назад или не продвинуться дальше. Усилия потраченные на достижение внутреннего покоя через успех и признание обесцениваются законом равного противодействия — чем больше получаешь, тем менее уверенно себя чувствуешь… потому что в глубине души прекрасно знаешь, что это все самообман, а чем больше наврал, тем страшнее и больнее разоблачение.

    Сказать, что такая жизнь неправильна, нельзя, но ей определенно не хватает чего-то существенно важного… как птенцу навсегда оставшемуся в гнезде не хватает неба и полета. Он может прожить долгую сытую жизнь, но он так и не становится птицей, а человек так и не становится Человеком.

    Строго говоря, прожить жизнь неправильно невозможно, потому что никаких правил нет. Но есть существенная психологическая разница в том, чтобы действительно это знать, верить в это или вообще об этом не задумываться. Когда человек просто верит, он всегда напряжен, потому что вера подразумевает сомнения и страх ошибиться. Когда человек не задумывается, он тоже всегда напряжен, потому что, как и в уголовном кодексе, незнание здесь не избавляет от ответственности — вопрос внутри все равно есть и он изнутри все равно точит. И только достоверное знание извлеченное из собственного опыта приносит настоящее успокоение.

    Это и есть зрелость — осознание того, что ты всегда был и будешь один на один со своей жизнью, что единственная точка отсчета, от которой ты можешь оттолкнуться — это ты сам, что есть только одна линейка, которая тебе подходит — твоя собственная. Условный, но все-таки знаменательный рубеж, когда человек утрачивает большую часть своих иллюзий относительно того, как устроена жизнь, другие люди и, конечно же, он сам. И процесс достижения этой самой зрелости — становление, трансформация ребенка во взрослого — не может быть безболезненным. Крушение детских надежд и иллюзий — это драма, которой всякий человек стремится избежать любыми средствами. И только очень редкие люди находят в этом процессе интересный для себя вызов и подвиг.

    В идеальных условиях человек мог бы повзрослеть и достичь зрелости естественным путем, никак об этом вообще не задумываясь, но просто проживая свою жизнь и сталкиваясь с задачами, которые она перед ним ставит. Однако даже в древние времена, когда жизнь была куда более суровой и естественный отбор шел куда более жестко, ребенка заставляли проходить тот или иной обряд инициации — ключевое испытание, в ходе которого проверялось, сможет ли он отбросить все детское, взять ответственность на себя и выжить без чужой поддержки, а главное — нужен ли такой человек в племени, будет ли он помощником или обузой.

    Современная жизнь куда более комфортна, безопасна и терпима к слабости. Инфантильный человек, едва способный заботиться о самом себе, легко выживает и даже не особенно привлекает к себе внимание, потому что таких как он очень много, если не большинство. Жизнь больше не требует от человека силы и зрелости, и это, наверное, не так уж и плохо, поскольку очень многие блага и радости этой жизни, к которым мы привыкли, есть результат праздности — возможности потратить свое время и силы не на то, чтобы выживать, а на то, чтобы привнести в эту жизнь красоту, комфорт и удовольствие.

    Но вместе с этой легкостью бытия приходит и скрытое зло — отсутствие обстоятельств, принуждающих человека взрослеть. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали. Если вопрос физического выживания больше не стоит так уж остро, если жизнь оставляет слишком много места для праздности, то человек нуждается в каком-то ином факторе, который подстегнет его развитие и заставит его повзрослеть. И это тот самый подвиг, о котором говорилось выше. Если в жизни больше нет естественного вызова, им становится вызов идейный — некий трудно достижимый идеал, стремясь к которому, человек вынужден будет преодолеть себя и выйти на новый уровень сознания. Именно здесь происходит инициация во взрослую жизнь для современного человека… точнее, могла бы происходить.

    И пусть говорят, да, пусть говорят,
    Но нет, никто не гибнет зря,
    Так лучше, чем от водки и от простуд.
    Другие придут, сменив уют
    На риск и непомерный труд,
    Пройдут тобой не пройденный маршрут.

    В.В.

    Но, оглянувшись по сторонам, мы видим, что людей, в чьей жизни есть хоть какая-то идея очень и очень мало, большинство же живет абсолютно праздно, бессмысленно и безидейно. Современным идеалом, который рекламируется со всех экранов, стал социальный успех — общественное признание, много денег, море удовольствия и ярких впечатлений. Жизнь нужно прожить, как хорошее кино, когда так увлечен сюжетом, что не замечаешь, как время пролетело, или как с классной ледяной горки — у-у-у-ух, и ты уже на смертном ложе и ни о чем не жалеешь… потому что ни о чем не успел задуматься. А если жизнь получается какая-то неяркая и тухлая, то ты, очевидно, лох и не умеешь прожить ее правильно.

    В какой-то мере здесь выручает психология. Душа застрявшая в развитии, неизбежно подает сигнал бедствия в виде чувства неудовлетворенности, страхов и других болезненных эмоций — в виде невроза. С этим человек и обращается за помощью к психологу, абсолютно не понимая, почему ему так плохо, если он все делает правильно, как все. И если с психологом ему повезет, то у него будет шанс не просто снять симптомы и пережить под чужим крылом очередной кризис, а осознать истинную суть всех своих проблем — опасную остановку в развитии.

    Если раньше жизнь испытывала человека, проверяя его способность выжить физически, то сегодня это испытание стало психологическим — сможет ли человек сохранить свой рассудок, сможет ли он сохранить самого себя, сможет ли он не сойти с ума, в тех условиях, когда физическое выживание гарантировано, а психологическое находится в серьезной опасности. Ведь именно так дело и обстоит — в современном мире крайне сложно не утратить себя, и именно это становится главным инициирующим испытанием — выдержит ли человек социальное давление, останется ли он собой, сохранит ли свою индивидуальность или растворится в безликой толпе и проживет свою жизнь как зомби.

    Итак, у нас есть пять вариантов:

    Повзрослеть под давлением обстоятельств. Мало кто сегодня живет в такой ситуации, где этот вопрос стоит ребром — повзрослеть или умереть. Более того, даже находясь в подобной ситуации человек волен выбирать — использовать ее как точку опоры в преодолении собственных слабостей или же скатиться в жалость к себе и использовать тяжелые жизненные обстоятельства для оправдания собственных неудач. С другой стороны, даже не самые жесткие обстоятельства можно сознательно использовать во благо собственному взрослению, но это требует серьезной внутренней решимости и осознанности.

    Повзрослеть под давлением идеи. Хочешь стать чемпионом мира — придется преодолеть свои слабости и повзрослеть. Хочешь стать лучшим в своем деле — придется повзрослеть. Хочешь совершить подвиг — придется повзрослеть. Взросление и зрелость здесь прилагаются в нагрузку — об этом не придется даже думать. Но для этого надо не просто мечтать о подвиге, надо действительно поставить свой идеал во главу угла и подчинить ему всю свою жизнь. И на деле здесь не так уж много романтики — суровых будней, рутины и неудач, через которые придется пройти не утратив боевого духа, здесь гораздо больше.

    Повзрослеть под давлением невроза. По сути это очень похоже на первый вариант, только обстоятельства здесь приходят изнутри, а не извне. И давление внутренних обстоятельств ничуть не меньше, ведь и здесь тоже, если слишком все запустить, под угрозой оказывается не только душевное равновесие, но и физическое здоровье. Однако, как и обычная медицина, психология предлагает кучу анальгетиков на любой вкус, поэтому невроз не ведет автоматически к утрате иллюзий и взрослению — для этого тоже нужна добрая воля и внутренняя решимость.

    Повзрослеть добровольно. Редкий случай, но бывает. Это путь тех странных людей, которые ищут развития и взросления под давлением какой-то неумолимой внутренней тяги. Все прочие игры кажутся им неинтересными и неважными. Свой идеал и свой подвиг они видят в покорении вершин, которые находятся внутри, а не снаружи. Реализация самой сути человеческого потенциала — вот их духовный Эверест, и ради этой своей цели они готовы принести в жертву все остальное. Подвиг есть подвиг — все или ничего.

    Отказаться взрослеть. Самая популярная опция — постараться прожить жизнь так, чтобы за отведенное время получить максимум удовольствия и ярких впечатлений. Успешность этого пути определяется тем, насколько хорошо у человека получается ни о чем не задумываться и большую часть времени пребывать в полубессознательном состоянии. Обычно для этого надо иметь либо много денег и неиссякающий поток впечатлений, либо такой же бездонный источник дел, проблем и забот, либо надо быть натуральным дураком, человеком с пониженным IQ — главное, чтобы в сознание не успевал или технически не мог просочиться тот самый сакраментальный вопрос — «А зачем я вообще живу?»

    А что выбираете вы?

    Мы рубим ступени, ни шагу назад,
    И от напряженья колени дрожат,
    И сердце готово к вершине бежать из груди.
    Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
    И только немного завидуешь тем,
    Другим, у которых вершина ещё впереди.

    В.В.

    p. s.

    Заставить человека повзрослеть невозможно… но тот, кто хочет повзрослеть, найдет для этого возможности и инструменты в любой ситуации.

    Понравилась публикация?

    Поделитесь находкой!

    Возможно, вас также заинтересует:
    Становление, взросление, зрелость
    wpDiscuz

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *