как определить, типы речи и примеры
Обновлено: 14 февраля 2020
Шрифт A A
Нет времени читать?
Общение — способ объединения или разделения людей. Живые диалоги, насыщенность темы, структура слова и предложения формируют стили текста. Среди сотен элементов языка это наиболее яркий инструмент оформления, подачи и воздействия на читателя.Стилистика текста в русском языке
Описать предмет можно по-разному. Учёные и статисты редко понимают юмор, но детальное внимание уделяют цифрам. Эмоции и переживания — частые гости диалогов на форумах, в социальных сетях. Художественная книга не увлечёт сотни читателей, если она написана официальным языком. Но серьёзные переговоры не принесут долгожданного контракта при использовании просторечий.
Стиль текста — упорядоченная система приёмов выразительности языка, используемая при коммуникациях и передаче текстового материала. Выбор конкретного типа определяется целью, сферой деятельности, особенностями лексики и структурой предложений.
Известны 5 основных стилей изложения:
- публицистический;
- разговорный;
- официально-деловой;
- научный;
- художественный.
Выбор варианта подачи особенно важен при сегментировании целевой аудитории, иначе содержание окажется неинтересным и останется без внимания. От правильного выбора стиля текста зависит успех работы.
Если неверно определить аудиторию, для которой создаётся статья или произведение, установить цель, подобрать нерабочие инструменты и лексику, результат останется без внимания и не принесёт пользы.
Художественный отрывок покажется странным на научной конференции, эмоции и чувства неуместны в исследовательской статье, а проценты и суммы не укрепят соседскую связь. Ошибка в стиле текста не позволит сформировать отношение к общественной проблеме и не окажет нужного влияния на людей.
Какие бывают стили: примеры текста
Литературные стили в русском языке отличаются, прежде всего, по типу, признаку, характеру изложения.
Таблица 1. Особенности стилей текста.
Название стиля | Функции | Охват аудитории | Основные черты |
Публицистический | — новостное информирование — информационная — влияние на мнение об актуальной проблеме — социальная | широкий круг разновозрастной аудитории | точность изречений, логичность структуры, эмоциональная оценка ситуации |
Художественный | — высказывание мыслей автора — коммуникативная; — формирование образа и обнажение чувств аудитории — социальная | читатели художественной литературы | образные выражения и фигуры речи, выразительность и иносказание |
Разговорный | — неформальное общение —коммуникативная — решение бытовых вопросов понятным языком —социальная | ежедневное использование в устной речи, читатели художественных произведений | жаргонизмы, просторечия, дополненные мимикой, жестами непринуждённость |
Научный | — передача результатов исследований —информационная, историческая — отражение причин явлений, доказательство фактов —социальная | участники научных конференций, студенты, работники исследовательской сферы | факты, термины, развёрнутые или короткие примеры статистики логичность, умеренная выразительность |
Официально-деловой | — информационная — правовая — историческая — культурная | юристы, секретари, кадровые работники, лидеры бизнеса | речевые штампы, специальная лексика, регламентированность, упорядоченная структура слов в предложении |
Публицистический
Главные ценители изложения в публицистическом стиле — средства массовой информации. Газеты, журналы, периодические издания ежедневно используют инструменты:
- точность и логичность формулировок,
- образные и красочные обороты речи.
Экономические и политические заметки нейтральной лексикой передают факты. Культурные репортажи, наполненные экспрессивной оценкой, формируют восприятие и интерес к традициям и истории. Ораторы используют стиль для скорейшего установления контакта с аудиторией. Образовательные статьи делают доступными знания широким массам людей.
Приёмы публицистического стиля прослеживаются в отрывке ниже:
«Вчера над центральными районами Иркутской области прошла гроза небывалой силы. В ряде мест повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии».
Благодаря противоречивости и неоднозначности речи, публицистика пробуждает эмоции и заставляет мыслить.
Черты публицистического стиля
Художественный
Авторское отношение, описательные характеристики, метафоричные выражения характерны для художественной литературы, источника одноименного стиля. Создание образа заставляет фантазировать и фиксировать картину в уме.
Художественный стиль занимает особое место в методах воздействия на публику. Читателя не оставят равнодушным:
- эпитеты;
- градации;
- риторические вопросы;
- инверсии и аллегории.
Герой, формирующийся в сознании, доставляет эстетическое наслаждение или вызывает отвращение. Возникающие чувства — основа действий и обсуждений.
Для понимания силы инструментов воздействия предлагается отрывок:
«Я лёг на траву, которая была здесь очень низка и мягка, и заснул так крепко, как не спал никогда в жизни. Я лежал на спине и обнаружил, что мои руки и ноги с обеих сторон крепко привязаны к земле, и точно так же прикреплены к земле мои длинные и густые волосы». Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
Официально-деловой
Трудный для восприятия в бытовых условиях, официально-деловой стиль насыщен речевыми штампами и клише. Формулировки текста стандартизированы, безэмоциональны и точны. В документах часто применяются термины и аббревиатуры.
Официально-деловое изложение незаменимо для передачи материала в приказах, законах, справках и других
Жанры публицистического стиля
Е
Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.
Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром — информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.
Современное интервью — полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).
Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор.
Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр — проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение — от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное — от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель — воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.
Для получения образного, конкретно-чувственного представления о факте или проблеме, используются тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре:
Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика. Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т.е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние.
Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее.
В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс—интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук».
Жанры письменной публицистики | Определение |
Эссе | Обычно эссе автобиографическое, личностное, представляет cвой взгляд на мир, на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. |
Очерк | Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой. Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемого мнения и оценки. Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Семантико-стилистической особенностью очерка является образ автора. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события. |
Интервью | Интервью — полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическая форма представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитические тексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг от друга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним – формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом. |
Фельетон | Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое(актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность),художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) исатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Сатирическая направленность фельетона определяет специфику использования в нем языковых средств, создающих комический эффект:гипербола (преувеличение), гротеск (искажение), фантастичность, ирония, литота (преуменьшение), пародирование. |
Журналист-ское расследование | Это трудный и опасный для журналиста, весьма распространённый в печати аналитический жанр, в котором автор по своей инициативе вскрывает причинно-следственные связи «кричащих» событий, а участники их преднамеренно скрывают факты, документы, стремясь сделать их недоступными. Предмет расследования – явления, события, приковывающие общественное внимание: случаи коррупции, политические, экономические, социально-бытовые преступления, которые утаиваются от общества. Цель расследования – раскрытие утаиваемого, разоблачение путём предоставления неоспоримых доказательств. |
Репортаж | Репорта́ж —сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, чторепортёрявляется очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа — необязательно действующее лицо события, но он всегда — активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж — жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события. |
В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.
Тема 11. Публицистический стиль
Тема 11. Публицистический стилЬ, основные жанры его реализации
Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском. (А.Ф. Кони) |
План занятия:
Теоретический блок
Понятие о публицистическом стиле.
Основные признаки публицистического стиля речи.
Основные функции текстов публицистического стиля (информационная, воздействующая).
Жанры публицистического стиля речи
Типы текстов публицистического стиля
Практический блок
Выделение в текстах основных черт публицистического стиля.
Различение жанров публицистического стиля.
Задания для СРО
Список литературы:
Русский язык: учеб. пособие для для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ Под ред. К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. — Алматы: Изд-во «Қазақ ун-ті», 2008. — 226 с.
Имангалиева Г.С. Русский язык для студентов гуманитарных вузов: Учебное пособие.- Астана: ИД «Сарыарка», 2006.-156 с.
Русский язык и культура речи: курс лекций/ Г.К. Трофимова. – М: Флинта: Наука, 2004. – 160 с.
Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.(Учебное пособие).- М.: Флинта: Наука, 2000.- 256с.
Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач: Произношение в радио- и телевизионной речи: справочное пособие / М.В. Зарва.- М.: Флинта: Наука, 2011.- 376 с.
Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С.В. Ильясова, Л.П. Амири.- 2изд.- М.: Флинта: Наука, 2012.- 296 с.
Т
Публицистический стиль — один из функциональных стилей литературного языка, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.
еоретический блокГлавная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.
Основные признаки публицистического стиля речи
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений, пишущий на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:
1) посетители, зрители, слушатели;
2) люди, народ.
Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно- политическая, экономическая, культурная, спортивная и другие.
Жанры публицистики различают письменные (статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон) и устные (ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, телешоу).
В публицистике широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, иногда используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.
Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна эмоциональность, страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Публицистические тексты имеют ряд общих черт:
все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;
пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;
отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;
обладают ярко выраженным субъективным началом;
воспринимаются читателями (зрителями) как определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.
Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).
Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.
Языковые особенности публицистического стиля
Лексико-фразеологические особенности | Морфологические особенности | Синтаксические особенности |
Общественно-политическая лексика, употребление слов в переносном значении, экпрессивно и эмоционально окрашенная лексика; газетно-публицистическая фразеология | Употребление причастных и деепричастных форм | Распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, частотность конструкций с обособлением (причастные, деепричастные обороты), инверсия, парцелляция |
§ 3. Жанры газетной публицистики.
Все жанры устной и письменной газетной публицистики делятся на информационные и воздействующие, модально-оценочные. К информационным жанрам можно отнести информационную статью, хроникальную заметку, репортаж, интервью; к оценочным, воздействующим жанрам — очерк, эссе, фельетон.
В заметке как жанре публицистики дается почти протокольное сообщение о каком-либо факте, перечисляются события, но не представлено их описание или объяснение. Отсюда сжатость изложения, использование слов только в номинативном значении, языковые средства книжно-письменной речи, отсутствие выражения индивидуального авторского стиля. Разновидностью заметки является криминальная хроника, в которой кратко, лаконично сообщается информация о совершенном преступлении или группе преступлений с точным указанием места и времени события. Например:
Пресс-служба Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщила о задержании шести человек, подозреваемых в убийстве депутата Государственной Думы РФ Галины Старовойтовой. Четверым из них уже предъявлены обвинения. Арестованные — участники организованной преступной группы с межрегиональными связями.
Следственная группа за время ведения дела отработала несколько десятков версий преступления. За четыре года поисков преступников было допрошено более 1000 свидетелей, проведено 40 обысков, 26 выемок, 62 осмотра, 104 экспертизы предметов, документов, отпечатков, прошли 3 следственных эксперимента и 19 опознаний по фотографиям.
Информационная статья является развернутым описанием какого-либо факта, события, сопровождающимся его анализом и оценкой.
Интервью по своему содержанию и структуре представляет собой беседу журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, вызывающими общественный интерес. Интервью предназначено для передачи в средствах массовой информации. В ходе интервью происходит обсуждение общественно важных проблем, в результате чего “вырисовывается” образ человека, с которым проводится интервью.
К художественно-публицистическим жанрам следует отнести очерк, эссе, фельетон.
Очерк представляет собой рассказ о каком-либо событии, основанный на фактическом материале и включающий размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана.
Эссе — публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем. В зависимости от проблематики бывают философские, исторические, нравственно-психологические, литературно-художественные эссе.
Еще один популярный художественно-публицистический жанр — фельетон. Это сатирическое произведение на злободневную тему, в котором высмеиваются какие-либо негативные явления общественной жизни. Сатиричность фельетона состоит в том, что автор не просто дает оценку тем или иным явлениям, но подвергает их осмеянию. Полемичность и сатиричность фельетона предполагают негативную оценку соответствующих фактов, чем объясняется активное употребление в этом жанре публицистики эмоционально-экспрессивных и оценочных языковых средств.