Характер темперамент личность: Темперамент. Характер. Личность – Характер и темперамент | Виды темперамента и их характеристика

Автор: | 05.07.2020

Темперамент. Характер. Личность

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Темперамент. Характер. Личность» Симонов П. В., Ершов П. М. — Москва: «Наука», 1984 г.

Книга члена-корреспондента АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — физиологов, психологов, педагогов, работников искусства, для каждого, кто в своей практической деятельности связан с вопросами воспитания, подбора, профессиональной ориентации людей.

 

Темперамент — «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность».

Характер— «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения. . .». В первый момент кажется, что определения темперамента и характера практически совпадают, хотя появилось и нечто новое: склад ума, манеры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не темперамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описания темперамента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый… Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользоваться терминологией древних греков, подразделяя человечество на

холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпадение темперамента и характера подсказывает, что в основе этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности. В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. Характеры выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.

Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость».

В классификации Павлова холерику соответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику — слабый. Сангвиник — сильный уравновешенный подвижный тип по Павлову, а флегматик —сильный уравновешенный инертный. Со свойственной ему наблюдательностью Павлов отметил характерные черты эмоциональности, присущей каждому из основных типов.

По мнению Павлова, сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый — к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее. Эмоции автоматически указывают на все наиболее доступное и на все наименее доступное в данной ситуации применительно ко всем одновременно существующим потребностям субъекта. Поскольку сила эмоции зависит не только от силы каждой из потребностей, но и от возможности их удовлетворения, эмоция направляет человека к наиболее доступному в данных конкретных условиях. Эмоция — традиционный источник соблазнов, вплоть до ведущих к преступлению. Воля, напротив, ориентирует человека на труднодоступное, на требующее преодоления препятствий.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет,

Марк Аврелий

Признавая ключевую роль потребностей в поведении человека, мы не располагаем их обоснованной классификацией, традиционно ограничиваясь делением потребностей на материальные и духовные, на естественные (биологические) и культурные (исторические).

Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе на высшей стадии ее развития. Они порождают множество материальных квазипотребностей в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для производства материальных благ, в средствах защиты от вредных воздействий и т. д.

К числу биологических относится и потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей. Потребность в экономии сил близка потребности в вооружении (которую нам предстоит рассмотреть специально), но это две разные потребности, хотя на уровне человека они постоянно дополняют, поддерживают и даже питают одна другую. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень.

Социальные потребности

мы выделяем в особую группу, памятуя, что социально детерминированы и все другие побуждения человека. Однако в данном случае речь идет о социальных потребностях в узком и собственном смысле слова. Это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многочисленных разновидностей этой группы мотиваций, причем потребность быть «ведомым» нередко перекрывает по силе и остроте желание быть лидером.

Третью и последнюю группу исходных потребностей составляют

идеальные потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Биологические, социальные и идеальные (познавательные) потребности в свою очередь делятся на две разновидности: на потребности сохранения и развития. А. Маслоу и Г. Олпорт называют их потребностями «нужды» и «роста». Приобретение самых первых, самых элементарных умений маленьким ребенком не связано с его голодом или жаждой. Более того, голод, дискомфорт, вызванный мокрой пеленкой или охлаждением, прерывают и тормозят процесс приобретения навыков, которые, в сущности, понадобятся ребенку много позднее.

Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. По типу присущего им мышления Павлов разделил всех людей на «художников», «мыслителей» и представителей наиболее многочисленного среднего типа, в равной мере использующих как мышление образами, так и понятиями. Сегодня мы знаем, что левое полушарие (у правшей) связано с речью, абстрактно-понятийным мышлением, математическими способностями, в то время как правое оперирует чувственно-непосредственными (зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.) образами, пространственными представлениями, связано с музыкальными способностями и комбинаторной одаренностью. Множество фактов свидетельствует о преимущественной «эмоциональности» правого полушария. Образно говоря, правое полушарие больше связано с порождением целей, а левое — с их конкретизацией и с уточнением средств достижения этих целей. Представления об

интро- и экстравертированности страдают крайней противоречивостью. Об экстра- или интровертированности судят по тому, отчего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Л. Мартон и Я. Урбан характеризуют интроверта как сильного, малочувствительного, неуравновешенного, а экстраверта — как слабого, чувствительного, склонного к торможению индивидуума.

Поскольку холерик (сильный безудержный тип) движим устойчиво доминирующей потребностью, его действия, как правило, обладают чертами преодоления и борьбы с характерной для этих действий эмоцией гнева, ярости, агрессивности. Меланхолик (слабый тип), напротив, всегда тяготеет к обороне, к защите, нередко окрашенной эмоциями страха, неуверенности, растерянности. Обладающий выраженным мотивационным «стержнем» и одновременно любознательный, ищущий, «открытый» среде сангвиник (сильный подвижный тип) чаще других испытывает положительные эмоции. Что касается флегматика, то при всей его эмоциональной индифферентности он тем не менее опять-таки тяготеет к положительным эмоциям, поскольку его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив. И снова мы обязаны подчеркнуть, что речь идет именно о тенденции, о предпочтительной склонности, поскольку

представители любого типа наделены всем арсеналом человеческих эмоций.

В природе не существует «хороших» и «плохих» типов нервной системы. Сам факт их сохранения на протяжении миллионов лет сначала биологической, а затем культурно-исторической эволюции показывает, что для человечества в целом необходимо и полезно наличие разных типов (темпераментов). В. М. Теплов и В. Д. Небылицын представили в свое время убедительные доказательства тому, что для различных видов деятельности оптимальными оказываются свойства, присущие тому или иному темпераменту. Если «сильный» тип обнаруживает высокую устойчивость в экстремальных ситуациях, то повышенная чувствительность «слабого» типа представляет не менее ценное качество в иных условиях, где требуется способность к быстрому и тонкому различению внешних сигналов. Специальные эксперименты показали, что представители разных типов нервной системы решают одни и те же задачи в равной мере успешно, только каждый из них использует свою тактику деятельности. Человечество сильно своим разнообразием.

Ещё раз подчеркиваем значение воспитания для формирования личности на базе индивидуальных особенностей нервной системы, природных способностей и задатков.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

— «Теории личности: сравнительный анализ» Мадди С. // Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002.

— «Становление личности ребенка 6—7 лет» Непомнящая Н. И./Науч .—исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992.

— «Сравнительное исследование стилей мышления, типа личности и темперамента у праворуких и леворуких людей» В. И. Лупандин, И. К. Пятых // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 4(81). – С. 95-104.

  • < Назад
  • Вперёд >

Введение. Темперамент. Характер. Личность

Мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху.

К. Маркс[2]

«Темперамент», «характер», «личность» — в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Человеку свойственно желание знать самого себя и знать других или конкретного другого. Знать другого, чтобы знать себя, или знать себя, чтобы знать другого? Вероятно, здесь присутствует и первое, и второе. Вечная жажда самопознания подтверждается фактом существования художественной литературы. Именно она и только она, в большей степени, чем другие искусства, дает вам звание души другого. Но в искусстве эти знания выражены метафорически, они непереводимы на язык понятий и именно потому достигают своей цели, свидетельствуя о неповторимом своеобразии каждого человека, образа художественной литературы, о чрезвычайной ценности этой неповторимости. В ней жизненная достоверность самой жизни — ее движения, ее богатства, ее неисчерпаемости.

Описательные определения понятий «темперамент», «характер», «личность» можно найти в любом энциклопедическом или толковом словаре.

Темперамент — «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность»[3]. Ну, а характер?

Характер — «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, „нрав“ человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения…»[4]. В первый момент кажется, что определения темперамента и характера практически совпадают, хотя появилось и нечто новое: склад ума, манеры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не темперамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описания темперамента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый… Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользоваться терминологией древних греков, подразделяя человечество на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпадение темперамента и характера подсказывает, что в основе этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности.

В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову.

Характеры выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.

Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, поскольку личность — «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности»[5]. Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость»[6]. Хотя понятие «личность» занимает самое высокое положение в иерархии терминов, характеризующих индивидуальность, наш словарь для описания личности поразительно беден: крупная, яркая, выдающаяся, бесцветная, мелкая, серая, — дальше подобного рода определений мы не идем. Сколь бы ни были спорны попытки классификации темпераментов и характеров, но они существуют, причем некоторые из них живут на протяжении тысячелетий. Классификации личностей нет вообще. Нельзя же считать подобной классификацией выражения типа «личность подростка», «личность преступника» и т. д.

Впрочем, классифицировать можно по-разному. Прежде всего, чисто описательно, наблюдая сходные черты в поведении, реакциях, поступках, эмоциях различных представителей человеческого рода. Но истинная классификация начинается только тогда, когда обнаруживается некоторый принцип (ключ, правило, закон), предопределяющий именно такую систематизацию наблюдаемых явлений. Так, периодическая система химических элементов покоится на открытии периодического закона нарастания атомного веса этих элементов. И вся история попыток классификации индивидуальностей есть, в сущности, история поисков классифицирующего принципа.

Античные авторы полагали, что психический склад человека, индивидуальные особенности его поведения определяются соотношением четырех жидкостных сред организма: крови, желчи, черной желчи и лимфы.

Греческие названия этих жидкостей дали имя классифицируемым темпераментам. Эмпирическая классификация темпераментов осталась, а версия об ее основе оказалась ложной. Философ И. Кант придавал главенствующее значение индивидуальным особенностям крови, а русский физиолог П. Ф. Лесгафт — свойствам кровеносных сосудов. Немецкий психиатр Э. Кречмер и американский ученый У. Шелдон считали, что психический склад индивидуума определяется его телосложением, его общей телесной конституцией. Не следует думать, что такого рода представления были сплошным заблуждением. Тщательные исследования показывают, что в процессе длительной эволюции некоторые черты строения тела высших организмов оказались «сцеплены» с особенностями строения и функций нервной системы, которые сказываются на особенностях поведения[7]. Но в данном случае речь идет о связях очень косвенных, отдаленных, лишенных предсказующей силы в отношении сложных форм поведения субъекта. Вот почему поистине революционным моментом в истории изучения естественнонаучных основ индивидуальных различий явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы человека и животных. Поскольку высшая нервная (психическая) деятельность, определяющая внешне реализуемое поведение, есть функция головного мозга, именно в тонких деталях деятельности мозга следует, по мысли Павлова, искать причину индивидуальных различий психики и поведения.

В подходе Павлова к этой проблеме можно выделить три уровня анализа, разработанных самим Павловым далеко не в одинаковой мере.

Во-первых, это, если можно так выразиться, микроуровень, т. е. свойства процессов возбуждения и торможения нервных клеток — их сила, уравновешенность и подвижность. Результаты экспериментов с условными рефлексами и многолетние наблюдения за поведением собак привели Павлова к мысли о том, что типы нервной системы, аналогичные темпераментам античных авторов, являются общими для человека и высших млекопитающих животных. В классификации Павлова холерику соответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику — слабый. Сангвиник — сильный уравновешенный подвижный тип по Павлову, а флегматик — сильный уравновешенный инертный. Со свойственной ему наблюдательностью Павлов отметил характерные черты эмоциональности, присущей каждому из основных типов. По мнению Павлова, сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый — к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее. Павлов писал: «Возбудимый тип в его высшем проявлении — это большей частью животные агрессивного характера. … Крайний тормозимый тип — это то, что называется трусливое животное»[8].

Основывая свою классификацию на свойствах возбуждения и торможения, Павлов не ограничился этим уровнем. Он проницательно понимал, что путь от элементарных нервных процессов к внешне реализуемому поведению лежит через взаимодействие макроструктур — различных функционально специализированных отделов головного мозга. Считая крайние типы — сильный неуравновешенный и слабый — основными «поставщиками» нервно-психических заболеваний, прежде всего неврозов, Павлов подчеркивал, что для истерии весьма характерна эмотивность, «а эмотивность есть преобладание … функций подкорковых центров при ослабленном контроле коры … истерический субъект живет в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью, управляется не его корковой деятельностью, а подкорковой»[9]. Выделив «специально человеческие типы художников и мыслителей» с преобладанием первой (образно-конкретной) или второй (речевой, абстрактнообобщенной) сигнальной системы действительности, Павлов видел в основе классификации опять-таки особенности функционирования мозговых макроструктур. У «художников, — писал Павлов, — деятельность больших полушарий, протекая во всей массе, затрагивает всего меньше лобные их доли и сосредоточивается главнейшим образом в остальных отделах; у мыслителей, наоборот, — преимущественно в первых»[10]. Заметим, что сегодня мы, по-видимому, предпочтем рассматривать павловские «специально человеческие» типы как результат функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, где «художественному типу» будет соответствовать относительное преобладание правого (неречевого) полушария. Открытие специфических функций правого и левого полушарий головного мозга явилось подлинным триумфом идеи Павлова о «художественном» и «мыслительном» типах как полюсах, между которыми располагается все многообразие промежуточных форм высшей нервной деятельности человека.

Анализ индивидуальных различий на макроуровне взаимодействия мозговых структур подвергся дальнейшей разработке главным образом в трудах советских (В. М. Теплов, В. Д. Небылицын) и английских (Г. Айзенк, Дж. Грей) исследователей. Теплов и Небылицын пришли к обоснованному выводу о том, что следует говорить скорее не о типах, а о свойствах нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность. Особое значение при этом имеют так называемые общие свойства нервной системы, среди которых В. Д. Небылицын выделил активность и эмоциональность. Он полагал, что в основе активности лежат индивидуальные особенности взаимодействия возбуждающей ретикулярной формации мозгового ствола и передних (лобных) отделов новой коры, в то время как эмоциональность определяется индивидуальными особенностями взаимодействия лобных отделов коры с образованиями лимбической системы мозга (структуры, регулирующие сферу мотиваций и эмоций). По мнению Г. Айзенка, индивидуальные особенности взаимодействия восходящей (активирующей) ретикулярной формации с лобной корой определяют вариации силы или слабости нервной системы но Павлову, а также параметр экстра- или интровертированности (о нем мы подробнее расскажем ниже).

К этой системе мозговых образований Дж. Грей добавил гиппокамп и внутреннюю часть так называемой перегородки.

В подходе Павлова к проблеме индивидуальных различий, помимо микроуровня (особенности процессов возбуждения и торможения нервных клеток) и макроуровня взаимодействия различных отделов головного мозга, мы находим третий уровень анализа высшей нервной (психической) деятельности — как деятельности мозга в целом, обогащенной индивидуально приобретенным опытом, аккумулированным в системе прижизненно возникающих условнорефлекторных связей. Благодаря второй (речевой) сигнальной системе субъект присваивает и опыт предшествующих поколений, достижения культурной эволюции человечества. Именно на этом уровне целостной деятельности мозга Павлов рассматривает темперамент и характер как составляющие индивидуально неповторимой личности. «Личность человека, — писал И. П. Павлов, — определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) — прирожденное свойство, характер (форма поведения) во многом состоит из приобретенных привычек»[11].

Важно понять, что физиологическая организация мозга, индивидуальные особенности его функционирования и содержательная сторона психики, формирующаяся в результате социального воспитания, — не абсолютно самостоятельные категории. Выводить содержательную сторону психики из наследственных задатков столь же нелепо, как отрицать роль этих задатков в особенностях усвоения субъектом социального опыта. Прямолинейный детерминизм здесь заранее обречен. Иное дело, если мы перейдем на позиции вероятностного детерминизма, признавая, что один и тот же социальный опыт, предлагаемый окружающей средой, будет усваиваться различно в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта. Эту диалектику общего и сугубо личного ярко описал академик Д. К. Беляев: «…нет специальных генов, например, гуманизма или альтруизма или генов антисоциального поведения. Но есть генетически детерминированные свойства психики, сочетание которых, преломляясь через определенные социальные условия, способствует формированию либо человека с высоким чувством совести, испытывающего отвращение не только к преступной деятельности, но и к карьеризму и стяжательству, либо же человека, который плохо понимает, что такое совесть, со всеми вытекающими отсюда последствиями»[12].

Противоречие между частным, индивидуально неповторимым в личности и тем общим, что делает личность предметом научного анализа, снимается заменой классифицирования (группировки) людей определением параметров их индивидуальности. Именно на этот путь встали В. М. Теплов и В. Д. Небылицын, перейдя от «типов нервной системы» к изучению «свойств нервной системы». Но параметры не могут быть выбраны произвольно, они должны соответствовать наиболее существенным компонентам внутренней структуры личности, характеризовать и по возможности измерять наиболее существенные ее черты.

Те параметры, о которых в дальнейшем пойдет речь, подсказаны нашим общим потребностно-информационным подходом к высшей нервной (психической) деятельности человека. Суть этого подхода, экспериментальные доказательства его правомерности и продуктивности многократно излагались на протяжении последних двух десятилетий одним из авторов (П. В. Симоновым). Эти многочисленные публикации делают излишним повторное описание деталей наших теоретических и экспериментальных исследований. Мы можем ограничиться лишь напоминанием тех основных положений, которые легли в основу нашего подхода к проблеме индивидуальных различий.

Прежде чем перейти к изложению этого подхода, подчеркнем, что умение видеть, понимать, знать индивидуально неповторимые особенности конкретного человека имеет исключительное значение для целого ряда профессий. Отсутствие такого умения в деятельности руководителя-администратора, педагога, врача, юриста резко снижает продуктивность его профессиональных усилий. Впрочем, можно ли упрекать практиков в том, что еще не открыто, не установлено, не сформулировано самой наукой?

Мы повседневно встречаем специалистов (администраторов, педагогов, врачей, юристов и т. д.), которые обладают умением тонко фиксировать индивидуальные особенности психического склада окружающих людей и с успехом применяют это умение в своей практической деятельности. Мы справедливо называем их талантливыми, поскольку их работа напоминает искусство. В работе с людьми элементы искусства останутся, по-видимому, всегда — это определяется самой уникальностью, неповторимостью человеческой личности; и все же с каждым новым шагом науки о человеке вероятность дефектов в процессе воспитательной, управленческой, медицинской к т. п. практики будет неуклонно снижаться, а ее эффективность — возрастать. Нужно ли говорить о том, какой это мощный стимул для исследовательской мысли!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Темперамент, характер, личность ребенка. Темперамент характер темперамент и личность в 2020 году

Содержание:

Характер — захватывающая тема для размышлений, наблюдений, познания себя и других. От характера зависит практически все в жизни человека: как он строит свою жизнь, как живет в семье, как общается с друзьями и коллегами, как воспитывает детей.

Ребенок сангвиник

С очень древних времен людей занимали вопросы: Как узнать свой характер? Как понять характер другого человека? Существуют ли сходные характеры, которые можно объединить в группы? Характер врожден или формируется при жизни? Врачи, философы и ученые исследуют эти вопросы уже более двух с половиной тысяч лет.

«Сто младенцев. Я склоняюсь над кроваткой каждого. Вот они, чья жизнь исчисляется неделями или месяцами… Что вначале мне показалось случайностью, повторяется в течение многих дней. Я записываю, выделяя доверчивых и недоверчивых, спокойных и капризных, веселых и мрачных, неуверенных, боязливых и враждебных.

Всегда веселый: улыбается до и после кормления, разбуди его — сонный, разомкнет веки, улыбнется и уснет.

Всегда мрачный: с беспокойством встречает тебя, уже готовый заплакать, за три недели улыбнулся, и то мельком, лишь раз…

Осматриваю горло. Живой, бурный, страстный протест. Или лишь досадливо сморщится, нетерпеливо мотнет головой и уже добродушно улыбается. Или подозрительно насторожен при каждом движении чужой руки, впадает в гнев раньше, чем испытал боль…

Массовая прививка оспы: до пятидесяти детей в час. Это уже эксперимент. И опять — у одних немедленная и энергичная реакция, у других — постепенная и слабая, а у третьих — безразличие. Один младенец довольствуется удивлением, другой доходит до беспокойства, третий бьет тревогу; один быстро приходит в равновесие, другой долго помнит, не прощает…»

(Из записей Януша Корчака)

Все началось с описания четырех типов темперамента. Это сделал античный врач Гиппократ в V веке до нашей эры. Примечательно, что Гиппократа интересовала физиология человека, а не его поведение. По теории того времени (довольно фантастической) считалось, что в организме присутствуют четыре основные жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь, причем у каждого человека преобладает одна из них. От латинских корней таких жидкостей и произошли имена четырех темпераментов: сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь). Само же слово «темперамент» означало смесь или соотношение жидкостей во всем организме. Итак, Гиппократ не связывал темперамент с психической жизнью человека; он говорил даже о темпераменте отдельных органов, например, сердца или печени.

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Так появились психологические портреты четырех темпераментов. Первая попытка была сделана спустя целых семь столетий после Гиппократа — античным врачом Галеном во II в. н. э. Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты темпераментов составил немецкий философ И. Кант, и затем, с разными вариациями, они повторялись у многих и многих авторов. С самого начала это были не столько научные, сколько художественные картины.

Вот, например, как выглядят описания темпераментов у известного французского писателя Стендаля Стендаль. История живописи в Италии. СС. Т. VIII. Приводим в сильно сокращенном виде.

Сангвинический темперамент

«Сангвиник — человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.

Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов — сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.

Холерический темперамент

Желчь — один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.

Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холериками, по мнению Стендаля, были Юлий II, Карл V, Кромвель.

Ребенок холерик

Флегматический темперамент

Присущ гораздо больше северным народам, например, голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.

Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние — спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования».

Стендаль был участником войны 1812 года и попал в Москву с армией Наполеона. Он выражает удивление по поводу того, что русские, живущие в стране с суровым климатом, обладают отнюдь не флегматичным темпераментом. В этом его убедила лихость московских извозчиков, а главное, тот факт, что Москва оказалась пустой. «Исчезновение жителей Москвы до такой степени не соответствует флегматическому темпераменту, — заключает Стендаль, — что подобное событие мне кажется невозможным даже во Франции».

Меланхолический темперамент

«Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение».

В сочинениях Стендаля мы находим все признаки житейского представления о темпераментах, которое существует и в наши дни.

Во-первых, продолжают говорить о четырех типах, называя их именами, которые дал еще Гиппократ; во-вторых, каждому типу приписывают физиологическую основу; в-третьих, включают в темперамент очень широкий спектр действий и поступков человека, от защиты важной крепости до способов объяснения в любви.

Однако так называемое гиппократовское учение о темпераментах стало достоянием истории. Его четыре типа уже нигде не фигурируют в научной литературе — нив плане психологическом, ни в плане физиологическом, хотя их описания все еще попадаются в популярных журналах как «научные».

В серьезных исследованиях продолжаются поиски физиологических основ темперамента. Ученые пытаются найти эти основы в строении тела, типе нервной системы, силе биологических потребностей, функционировании эмоциональных центров головного мозга. В то же время психологи (вместе с философами и психиатрами) обогатили науку более тонкими и продуманными описаниями поведения людей, и психологические портреты темпераментов теперь обсуждаются как различные типы характера. При этом темпераменту отводится вполне почетное место как природной основы характера. Между прочим, о такой «основе» и идет речь в отрывке из записей замечательного врача и психолога Януша Корчака, с которых мы начали эту главу.

Именно наблюдения за младенцами помогают обнаружить ряд свойств, которыми наделяет нас природа. Это — большая или меньшая активность, степень чувствительности, яркость, окраска и интенсивность эмоций и др. Все это входит в темперамент, но еще не составляет характер. Младенцы находятся только в начале своей жизненной истории — истории встреч природных задатков с конкретными условиями жизни. Если ребенок болен, и его будут часто осматривать, делать уколы или какие-то другие болезненные процедуры, то у него будет обостряться ранимость и формироваться тревожность и настороженность. Если же он попадет в благоприятную, щадящую обстановку, то у него вместо негативных реакций будет развиваться доверчивость и контактность. И так будет с любыми другими свойствами. Темперамент под влиянием жизненного опыта переходит в характер. Обычно о характере так и говорят, что это — сплав прирожденных и приобретенных свойств поведения.

Кстати, по мнению некоторых антропологов, разные типы темперамента и, соответственно, характера пришли к нам из далекого человеческого прошлого. Первобытное племя нуждалось в активных вожаках, агрессивных охотниках, доброжелательных миролюбцах, спокойных пытливых умах. Каждый из этих характеров, необходимый для выживания племени, отрабатывался и закреплялся в поколениях.

психология личности, типы, характеристика и особенности индивидуального человека

Психика абсолютно каждого человека уникальна. Особенности характера и темперамента также различаются.

Индивидуальные различия, существующие между людьми, вызывают неподдельный интерес на протяжении уже долгого времени. Данная тема включает в себя множество вопросов и загадок, касающихся способностей, темперамента и характера человека. Неповторимость каждого отдельно взятого индивида с психологической точки зрения зависит не только от окружения, в котором происходила и происходит его социализация, но также от биологических и физических особенностей.

Изучение свойств темперамента и характера является очень увлекательным. В современных условиях, когда нам каждый день приходится общаться с большим количеством людей, приобретенные знания по психологии человека будут очень актуальными.

Для чего нужны знания об основных видах человеческого темперамента, характера и личности?

Четыре человека

Зачем человеку знать о психических процессах, происходящих в организме другого человека? Психические процессы определяют различия между нами. Приобретение знаний о психологии, темпераменте, характере и способностях людей поможет лучше разбираться в человеческой природе и катализаторах совершения тех или иных поступков.

Если взять во внимание определенную группу людей и поместить их в одну и ту же ситуацию, их поведение не будет идентичным. Возникновение эмоциональных переживаний и реакций на одинаковое событие будет разным у каждого члена группы. Владение основами знания человеческой психологии и такими ее составляющими, как характер и темперамент, поможет спрогнозировать поведение этих людей. Подобные навыки и умения будут полезны не только людям изучающим связанные с психологией дисциплины, но также тем, кто хочет начать лучше разбираться в себе и понимать других. Изучение характера, темперамента и способностей дает представление о различиях между людьми.

Определение мотивов деятельности людей из вашего окружения поможет находить оптимальные пути для выстраивания коммуникативных связей. Но что более важно, обладая знаниями из данной сферы, вы лучше сможете разобраться в себе и произвести анализ своих положительных и отрицательных качеств.

Темперамент, характер и способности личности являются индивидуальными. Весь спектр наших интересов никогда не будет полностью совпадать со всеми интересами другого человека. Наши эмоции и душевные порывы в определенной жизненной ситуации не будут на 100% совпадать с переживаниями другого человека. А также весьма ощутимой будет разница в представлениях и убеждениях. Не может быть полной схожести по всем параметрам ввиду социализации при разных жизненных обстоятельствах.

Подобного рода углубление в сферу человеческой психологии поможет легче налаживать отношения с другими людьми. Знание характерных черт личности людей из вашего окружения поможет находить индивидуальный подход к каждому.

Эффективная коммуникация является целью любого межличностного общения. Для того чтобы достигнуть этой эффективности, нужно больше времени уделять изучению такой науки, как психология. Разумеется, глубинными знаниями обладают лишь профессионалы. Но для повседневной жизни доскональное изучение имеющейся информации о человеческой психологии совершенно не нужно. Достаточно будет изучить основы и понятия из данной сферы.

Понятия темперамент и характер в психологии встречаются очень часто. Они являются определяющими, когда разговор идет о человеческой психологии.

Итак, что же означают понятие темперамента и понятие характера?

Значение термина «темперамент»

Изучение разных аспектов человеческой личности общей психологией дает понимание темперамента как набора определенных врожденных черт. Человек уже с рождения наделяется одним из четырех видов темперамента, с которым соотносится его личность на протяжении жизни. Также человеку могут быть присущи черты сразу нескольких видов. Такие типы называют смешанными. Изменить свою принадлежность к тому или иному типу не представляется возможным. Сразу возникает вопрос: «Почему нельзя сменить темперамент?». Ответ на него дают естественные науки.

Нахождение темперамента в прямой зависимости от биологических особенностей человеческого организма, которые даются человеку от рождения и не меняются на протяжении жизни, дают основание быть полностью уверенным в том, что и принадлежность к одному из четырех видов темперамента будет постоянной.

Когда обсуждаются черты темпераментов, в первую очередь имеется в виду характерность в проявлении эмоций, степень энергичности в той или иной деятельности, а также интенсивность переживаемых чувств.

Если давать разъяснение понятию «темперамент», то можно сказать, что это понятие представляет собой определенный обусловленный биологией стиль поведения человека, проявляющийся в характерных чертах его психической активности. Под психической активностью понимается скорость, темп и интенсивность психических реакций.

История разделения людей по видам темперамента

Деление людей на темпераменты

Все мы знаем о существовании четырех видов темперамента. Примечательно, что данное разделение является заслугой отнюдь не современных исследователей. Данная классификация своими корнями уходит во времена жизни всем известного древнегреческого «отца медицины» Гиппократа, который и является родоначальником теории разделения темпераментов на четыре вида. В своих работах он говорил, что наличие отличительных особенностей в поведении каждого человека напрямую зависит от преобладания в организме одного и четырех видов жидкости, которые он называл «жизненными соками». В эти виды входили: кровь, лимфа, желчь и черная желчь. Преобладание крови относится к сангвиникам и делает их достаточно общительными, веселыми и в меру активными людьми. Высокий процент содержания лимфы в организме относится к флегматикам и определяет их как людей уравновешенных, невозмутимо спокойных и в какой-то степени медлительных. Высокий уровень концентрации желчи является причиной суетливости и излишне бурных реакций, которые имеют внешнее проявление. Люди с преобладанием данной жидкости относятся к холерикам. Что же касаетсячерной желчи, она делает человека очень восприимчивым и чувствительным. Определяет высокий уровень эмпатии.

Спустя несколько столетий русский ученый Иван Петрович Павлов, который жил на рубеже XIX и XX веков, вывел свою теорию относительно причины различий в темпераментах. Наличие характерных особенностей в протекании психических процессов он связывал с функционированием нервной системы.

Для того чтобы составить психологические портреты по четырем типам, нужно выявить свойства каждого темперамента по определенным пунктам. Главными пунктами будут являться: скорость реакции, уровень возбудимости, проявление активности, сенситивность, а также пластичность, которая определяет способность человека к адаптации.

Каждый из темпераментов уникален и несет в себе набор как положительных, так и отрицательных характеристик. Знание своих достоинств и недостатков поможет наиболее эффективно использовать свои положительные черты и умело скрывать негативные проявления темперамента, минимизировав оказываемое им пагубное воздействие на свою жизнь. Понимание данной темы позволит разобраться в себе, а также даст возможность лучше понимать особенности и причины моделей поведения других людей.

Дальше будут представлены психологические портреты людей по четырем видам темперамента в обобщенной форме. Следует также понимать, что данное деление очень условно. Очень редко человека можно отнести к какому-то одному определенному темпераменту. Гораздо чаще можно наблюдать смешение нескольких черт разных видов темперамента в одном человеке.

Меланхолик

Определение меланхолии

Психологические процессы у людей, которые принадлежат к этому типу, в некоторой степени замедлены. Во внешнем проявлении меланхолики отличаются особой невыразительностью. И хотя по большей части они не выносят чувств на всеобщее обозрение, внутри они очень бурно переживают любые события и имеют склонность переживать по пустякам. Люди с данным типом темперамента отличаются высоким уровнем сопереживания и все воспринимают близко к сердцу. Таких людей нельзя назвать душой компании по причине их необщительности, но такие люди делают акцент не на количество, а на качество общения. Их отличает глубина и постоянство в чувствах. В выполнении той или иной деятельности их характеризует низкий уровень вовлеченности. Что касается внешних проявлений, людей данного типа темперамента отличает тихий голос, невыразительность и плавность движений, некоторая медлительность, а также низкий уровень энергии.

Большую часть меланхоликов можно отнести к интровертам.

Холерик

темперамент холериков

Холерики являются полной противоположностью меланхоликам.

Холериков отличает активность протекания психических процессов в организме.

В своей деятельности холерики отличаются высокой степенью вовлеченности в процесс выполнения задания и готовностью находить выход из возникших трудных ситуаций. Но не всегда они являются продуктивными, так как уровень их энергии подвержен постоянным изменениям. Присутствие в коллективе человека с данным типом темперамента может являться причиной возникновения множества межличностных конфликтов ввиду их несдержанности и резкости в высказываниях. Интенсивное протекание психических процессов оказывает влияние на таких людей с точки зрения проявления эмоций. Зачастую холерики являются недостаточно уравновешенными, склонными к вспыльчивости и раздражительности людьми. Мимика их отличается особой степенью выразительности, а жесты резкостью. Про таких людей говорят: «У него все на лице написано».

Большую часть холериков составляют экстраверты.

Флегматик

темперамент флекматика

Наиболее близкими к меланхоликам по отличительным чертам характера темперамента являются флегматики. Слабая подвижность нервных процессов так же, как и у меланхоликов, становится причиной их неторопливости, некоторой степени медлительности и невыразительности в плане проявления чувств.

Если говорить о настроении данных людей, то согласно многочисленным наблюдениям исследователей, можно выделить его стабильность. Такие люди обладают завидным спокойствием, и даже в непредвиденных ситуациях они сохраняют возможность оставаться хладнокровными. На них тяжело воздействовать эмоционально. В умственной деятельности их отличает следование четкой структуре в выполняемых действий. Не отличаются высокой эмоциональностью.

Большинство флегматиков относятся к интровертам.

Сангвиник

Описание сангвиника

Наиболее общительными, оптимистичными, жизнерадостными и энергичными являются сангвиники. Также их отличает высокий уровень работоспособности, который свойственен им благодаря наличию высокого уровня энергии.

Это люди, которым свойственно позитивное мышление и непринужденное отношение к любым проявлениям жизни. Такой человек умеет понравиться практически любому. Имеет способность легко заводить новые знакомства и без особого труда вливаться в разные компании, и что более важно, чувствовать себя в них абсолютно комфортно. Такие люди очень быстро загораются и также быстро гаснут. В большей степени это касается чувств, в которых их отличает непостоянство. Также им свойственно быстро переключаться с одного дела на другое, оставляя предыдущее незаконченным. Его мимику и жестикуляцию отличает особая выразительность.

Практически все сангвиники относятся к экстравертам.

Значение термина «характер»

Характер определяет проявление человеческой личности.

Значимую роль на его формирование оказывает окружение, в котором находится человек. В зависимости от разных обстоятельств у индивида могут проявляться и реализовываться разные присущие ему качества, которые нередко могут являться противоположными по отношению друг к другу.

Особое влияние на становление будущих характерных черт личности оказывает процесс социализации, проходящий в период детства и юношества. Однако сформированные в юном возрасте качества не определяют характер на всю жизнь. Как и мировоззрение, меняющееся на протяжении всей жизни, так и характер человека подвергается множественным изменениям в любом возрасте.

Под чертами характера понимаются отличительные свойства человеческой личности, из которых формируется отличительная модель поведения.

Проявления характера наблюдаются в ходе взаимодействия с социумом. Манера общения может являться очень деликатной или же, наоборот, совершенно бесцеремонной. Разница обуславливается особенностями характера, имеющими различия на индивидуальном уровне.

В обществе принято делить людей на сильных характером и слабых. Тех людей, которые обладают первым типом, отличают такие черты, как напористость, умение отстаивать свою точку зрения, настойчивость. Для второго же типа зачастую характерно слабоволие и неумение постоять за себя.

Современными специалистами была предложена классификация, разделившая черты характера на три основных группы.

Первую группу составляют коммуникативные черты, такие как общительность или же, наоборот, замкнутость, сопереживание или безразличие и т.д.

Вторая группа определяется деловыми чертами, такими как проявляемая по отношению к работе ответственность или безответственность, аккуратность или небрежность и т.д.

Третья группа включает в себя волевые черты личности, такие как настойчивость или уступчивость, целеустремленность или же безразличие к собственному успеху.

С точки зрения системы человеческих отношений, проявления характера происходят в четырех областях. В отношении к другим людям, к делу, к себе, к собственности. Проведя анализ по всем четырем пунктам, можно составить психологический портрет личности каждого человека.

Подводя итог всему вышесказанному, характер можно определить как отличительное сочетание определенных личностных свойств, которое определяет внешние проявления человеческой личности.

Темперамент и характер в психологии

Когда речь идет об описании индивидуальных свойств человека, используется множество понятий и терминов. С точки зрения общей психологии, темперамент и характер являются ключевыми свойствами личности.

Существует связь между этими двумя терминами, но она не определяет их как синонимы. Темперамент и характер личности в психологии не являются тождественно равными. В чем же заключается различие?

Основное отличие особенностей темперамента и характера состоит в том, что темпераментом человек наделяется от рождения без возможности его изменить, в то время как характер формируется в процессе жизни и подвергается многократным изменениям.

Люди, обладающие одним и тем же типом темперамента, могут быть совершенно разными по характеру. Обретенные в процессе социализации качества характера определяются воздействием окружения и воспитания. Практически любые черты можно воспитать в еще не полностью сформировавшемся человеке, т.е. ребенке. Примечательно, что характер основывается и развивается на базе темперамента. Иными словами, темперамент влияет на развитие отдельных черт характера индивида. Также темперамент определяет динамику проявления характера.

Исходя из этого можно сделать вывод, что понятия характера и темперамента человека в психологии связаны между собой.

Четыре типа темперамента

Способности

Чем определяются способности темперамента и характера? Способности зависят от типа нервной системы. В пример влияния темперамента на набор определенных способностей можно привести флегматика, у которого меньше способностей для построения успешного социального взаимодействия, чем у сангвиника.

В психологические особенности личности входят способности, которые помогают быстрому приобретению и применению полученных знаний в какой-то определенной из области или сразу в нескольких.

Когда мы говорим о том, что у человека есть те или иные способности, в большинстве случаев мы имеем в виду, что их наличие поможет человеку добиться успеха на каком-то определенном поприще.

Способности связаны с темпераментом человека и являются причиной различия у разных людей результатов выполнения одной и той же деятельности при одинаковых условиях.

Понятие «способности» трактуется как обладание навыками, умениями и знаниями на высоком уровне, что является гарантом эффективного выполнения той или иной деятельности.

Способности можно подразделить на сложные и элементарные.

Элементарные способности являются врожденными. На них темперамент не оказывает влияния. Сюда можно отнести способности, соотносящиеся с органами чувств. Сложные особенности являются социально обусловленными. Это наличие и развитие предрасположенности к выполнению какой-либо определенной деятельности. Так с отличающейся однообразием работой с легкостью справится флегматик, а с деятельностью, подразумевающей быструю смену действий, справится холерик.

В психологии темперамент определяет характер способностей.

Подводя итог, можно сделать вывод, что человеческая психология удивительна и многогранна. Индивидуальность способностей, характера и темперамента делает каждого из нас ни на кого не похожим. Изучение данной темы даст лучшее понимание человеческой природы и ее проявлений.

Знания о темпераментах и чертах характера помогут более эффективно коммуницировать с другими людьми и достигать больших результатов в самопознании. Последнее в большей степени будет актуально для людей, склонных к рефлексии.

Было бы очень полезным наличие возможности менять тип темперамента в зависимости от ситуации. Но к сожалению, ввиду того, что он является врожденным, переключаться между четырьмя его видами не представляется возможным. И хотя темперамент практически не подвержен изменениям, под воздействием длительной работы над собой можно развить в себе свои сильные качества и побороть некоторые отрицательные черты. Проще, конечно, это будет сделать представителям смешанных типов.

Психология личности, темперамент, характер и способности, — все это определяет отличительные особенности каждого человека. В зависимости от каждой отдельно взятой ситуации, в выигрышном положении может оказаться любой из существующих типов. Важно, что различия темперамента заключаются не в возможностях психики, а в своеобразии ее проявлений.

Сейчас, когда тема самосовершенствования является очень актуальной, психология личности занимает одно из первых мест в списке изучаемых тем. Большинство писателей делают эту тему главной в своих работах. Познание себя, использование времени с максимальной пользой и эффективная коммуникация, — являются подразделами многих современных книг, направленных на улучшение собственной жизни. И все эти книги основываются на знании людской психологии. Поэтому их прочтение является эффективным первым шагом на пути к положительным изменениям. Они дают основы функционирования нервных систем и того, как лучше применять свои особенности в выполнении того или иного дела. Правильный подход к деятельности, в зависимости от собственных отличительных черт, позволяет быть более эффективным в разных сферах жизни.

Темперамент и характер личности в психологии продолжают изучаться.

13.4. Характер и темперамент личности

Важное место в изучении личности работников и учете их индивидуальных особенностей занимает характер – система основных, наиболее выраженных качеств человека, которые проявляются в его индивидуальных действиях, поведении и общении с другими людьми.

Характер обусловлен типом высшей нервной деятельности и индивидуальной жизнью человека (условиями его быта, деятельности, воспитанием и обучением). Знать характер человека – значит знать существенные свойства человека, типичные для него, устойчивые и всякий раз с определенной последовательностью проявляющиеся в поступках, отношении к труду, самому себе и другим людям, к общественным и личным ценностям. В психологии выделяют четыре группы черт характера:

1. Отношение человека к коллективу, к другим людям, к обществу. Положительные стороны этой группы: доброта, отзывчивость, требовательность, коллективизм, патриотизм. Отрицательные – равнодушие, беспринципность, грубость, расчет, злорадство, зависть, эгоизм и др.

2. Отношение человека к труду. Положительное отношение проявляется в трудолюбии, настойчивости, инициативности, добросовестности и аккуратности. Отрицательное отношение – это лень, безразличие к работе и уклонение от нее, поверхностность и непосредственность и др.

3. Отношение человека к самому себе выражается в чувстве собственного достоинства, правильном понимании гордости и связанной с ней самокритичности, скрытности или самомнении, заносчивости, обидчивости, застенчивости.

4. Отношение к вещам – аккуратность, небрежность и др. Своеобразным стержнем характера является воля. Ее особенности, переходя в свойства личности, образуют существенные черты характера. Воля непосредственно связана с силой характера, его твердостью, настойчивостью и решительностью. Однако перечисленные качества не исчерпывают всего характера – он имеет более широкое содержание.

Все черты характера – это черты личности, но черты личности становятся чертами характера, только если они отвечают трем требованиям: отчетливо выражены, тесно взаимосвязаны и проявляются обязательно в различных видах деятельности.

Из всего многообразия черт характера выделяются основные виды: моральные черты характера (чуткость, деликатность, внимательность), волевые черты характера (решительность, настойчивость, твердость), эмоциональные черты характера (вспыльчивость, нежность, страстность).

Остановимся на некоторых положительных свойствах характера. К ним относятся: моральная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.

Моральная воспитанность проявляется в формах поведения и направленности личности. Например, человек с положительным характером гуманен, тактичен в общении. Он коллективист: уважает коллектив, умеет жить и работать в нем.

Полнота характера свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность характера – это отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность характера выражается в устойчивости поведения, соответствующего сложившимся убеждениям человека. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет вести себя в тех или иных условиях жизни.

Сила характера выражается в энергии, с которой человек добивается поставленных целей. Человек сильного характера не пасует перед трудностями и препятствиями.

Уравновешенность характера – это ровное поведение, способность человека в трудных условиях держать себя в руках.

Все положительные качества характера не даны нам от природы, а формируются в жизненных ситуациях под влиянием воспитания и самовоспитания. Самовоспитание предполагает выполнение поставленных перед собой задач, искоренение у себя отрицательных привычек и чувств.

Самовоспитание может быть организовано в соответствии со следующими задачами, решаемыми по этапам.

На первом этапе человек анализирует свой характер и выделяет те черты, которые необходимо исправить, или те, которые надо в себе воспитать.

Второй этап – составление для себя программы самовоспитания. (Например, составляется конкретная программа действий для укрепления воли, выработки сдержанности и т.д.).

Третий этап – овладение самоприказом (т.е. умение заставить себя поступать определенным образом).

Среди индивидуально-психологических особенностей, определяющих различия людей, существенное место занимает темперамент.

Темперамент – проявление в деятельности человека типа его нервной системы, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность его нервных процессов.

От чего же зависят различия людей по темпераменту? Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И. П. Павлов. Он сделал вывод, что тип темперамента определяется особенностями высшей нервной деятельности человека. Он открыл и описал эти особенности. К ним относятся: а) сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки; б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения: нервные процессы могут быть или уравновешенными, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует; в) третье свойство нервной системы – подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Исходя из этого в основе каждого типа темперамента лежит то или иное сочетание основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

В соответствии с учением И. П. Павлова, различают четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. О темпераменте человека можно судить по нескольким основным его свойствам. К ним относятся чувствительность, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, тип психической реакции.

Чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорится, “дошло”.

Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: “вспыльчивый”; “заводится с полоборота”, а о других: “Не поймешь, обрадовался или огорчился…”.

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией сам человек воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т.д.

Особое свойство – соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (захотелось!) причин; другие сами сознательно определяют линию своего поведения.

Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.

Типы психических реакций: пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Многие психологи предлагают по этим особенностям определить сам темперамент: способность человека активно или пассивно относиться к окружающему миру.

С этой точки зрения холерик – человек активный. Он не приспосабливается к среде, а пытается среду приспособить к себе. Для него характерно стремление выделиться из окружающих людей. Сангвиник тоже отличается активностью. Он легко приспосабливается почти ко всякой среде, к любым переменам. Оптимист легко вступает в контакты с людьми. В нем всегда теплится надежда на лучшее будущее. Меланхолики и флегматики – люди пассивные. Они успешно приспосабливаются лишь к узкой среде (семья, кружок друзей) и почти не нуждаются в широком общении.

Сангвиником называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Настроения сангвиника изменчивы, но преобладает среди них чувство душевного равновесия, благополучия.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, при недостаточной воспитанности – вспыльчивый и резкий. Отличие холерика от сангвиника – в отсутствии равновесия нервных процессов. Увлекшись каким-нибудь делом, холерик расточительно расходует свои силы и в результате истощается больше, чем следует.

Флегматик – медлителен, невозмутим, с устойчивым стремлением и настроением: слабым внешним выражением душевных состояний. Он всегда внешне спокоен и уравновешен в делах и поступках, настойчив и упорен в работе и поведении. Его медлительность компенсируется прилежанием к делу, поэтому он способен работать вполне производительно.

Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, болезненно чувствительного, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, “чистые” темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.

Личность,темперамент и характер (стр. 1 из 6)

ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, ЛИЧНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ХАРАКТЕРОМ.. 4

1.1. Общее понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.4

1. 2. Психологическая характеристика темпераментов.8

1.3.Физиологические основы характера, типическое и индивидуальное в характере.13

1.4. Черты характера и его психологические особенности.16

2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ.. 19

2.1. Понятие «личности» в психологии.19

2.2. Основной принцип классификации личностей. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность».23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

ВВЕДЕНИЕ

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности[1].

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства[2]. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.

Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств управляется ими.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К.Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.

Целью работы является изучить взаимосвязь личности, характера и темперамента.

Задачами данного исследования являются:

1. изучение теоретического материала по теме личность, темперамент и характер;

2. изучение работ известных психологов, касательно данной проблемы, таких как: Карла Густава Юнга, Ковалева А. Г., Симонова П. В., Ершова П. М., Рогова Е. И., Кречмера Э., Ружицкого А., Викторова П., Вирениуса В., Рубинштейна С.Л., Городецкого С., Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Э.Фромма, З.Фрейда и др.

Объект: взаимосвязьличности, темперамента и характера как органически связанных и взаимодействующих друг с другом в целостности своей.

Предмет: связь характера, темперамента и личности.

1. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ХАРАКТЕРОМ

1.1. Общее понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент[3].

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Отметим две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов[4].

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения[5]:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа[6].

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Характер, темперамент, личность

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ1

ТЕМПЕРАМЕНТ1

Общее понятие о темпераменте1

Физиологическая основа темперамента2

Психологическая характеристика темпераментов4

Темперамент и личность.6

ХАРАКТЕР6

Общее понятие о характере.6

Физиологические основы характера.7

Типическое и индивидуальное в характере.7

Черты характера.7

Формирование характера у детей и пути его воспитания.9

 

ВВЕДЕНИЕ

«Темперамент», «характер», «личность» в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Общее понятие о темпераменте

Темперамент это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости ).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

 

Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

 

Психологическая характеристика темпераментов

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом

Сила нервных процессовУравновешенность нервных процессовПодвижность нервных процессовТемпераментСильныйУравновешенныйПодвижныйСангвиникСильныйИнертныйФлегматикСильныйНеуравновешенныйХолерикСлабыйМеланхолик

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *