ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИИ РЕЧИ. ВИДЫ РЕЧИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.
Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.
Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.
Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка.
Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «психолингвистикой«.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо
Выделяются следующие признаки языка:
— исторически сложившееся средство общения;
— развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;
— отражает психологию народа;
— система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются следующие признаки речи:
— выражает психологические особенности отдельно взятого человека;
— наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак — символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Функции речи
Речь выполняет определенные функции: воздействия; сообщения; выражения; обозначения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формы и виды речи
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.
В психологии в основном различают две формы речи:
— внешнюю;
— внутреннюю.
1. Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Внешняя речь включает следующие виды:
— устную: диалогическую и монологическую;
— письменную.
Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Монолог — вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
— последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
— грамматически правильное оформление;
— выразительность голосовых средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
2. Внутренняя речь (речь «про себя») — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.
Предикативность — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).
Типы речи
Речь человека может быть как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения двух типов:
— развернутой;
— сокращенной.
В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.
Свойства речи
виды речи и ее функции.
Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического опыта, оформления мысли. Язык – всегда этническая принадлежность.
Речь – конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков, проявляющийся в различных процессах речи. Речь — форма общения, опосредствованная языком.
Речевые процессы делятся на активные и пассивные.
Актив Левый край ромба – ведущий.
Правая сторона требует особой подготовленности.
говорение письмо
Слух Зрение
аудирование
(слушать чтение
и пони-
мать)
Пассив
Отличия языка от речи:
1) Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь — процесс использования языка. Если язык представляет собой определенную систему знаков и правил их преобразования, то речь — это реальный процесс оперирования языком.
2) Язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Если язык достаточно устойчив, стабилен, и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь предполагает динамику: использование и воспроизводство языка в живом речевом процессе является расширенным, порождая новые правила и законы.
3) Язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. Если язык есть система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе и результате которого понятия могут обретать различные конкретные смыслы.
4) Речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь и язык различаются по способам овладения ими: если языком (иностранным или ЭВМ) человек сначала овладевает теоретически, последовательно осваивая его условные связи, то речью (на родном языке) — практически, осуществляя ее даже без специального осознания языковых правил.
Виды речи:
1) Речь жестов и звуковая
2) Письменная и устная
3) Внешняя и внутренняя
4) Диалогическая и монологическая
1. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой речи жест играет некоторую роль. Язык жестов является как бы аккомпонементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет вспомогательное значение.
2. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен способности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), т.о. письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Письменная речь более безличная (деловая, научная). Однако она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, а в устной речи времени на шлифовку фраз нет.
3. Внешняя речь служит общению (хотя иногда человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак — доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя речь — это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления.
Особенности внутренней речи по сравнению с внешней:
1) предикативность (опускание подлежащего),
2) сокращенность,
3) фрагментарность,
4) преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.
4. Монологическая речь – развернутая речь, в основе которой лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел. Диалогическая – беседа, обычно ситуативная.
Функции речи:
1) Коммуникативная — основная функция (средство общения),
2) Эмоциональная — ею обязательно обладает “аффективная речь” (свойственна человеку и животным, служит для выражения эмоциональных состояний, психологического контакта с себе подобными. Она осуществляется с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое состояние, а не знаков, за которыми всегда стоят объекты внешнего мира.)
3) Выразительная (включается в совокупность выразительных движенийнаряду с жестом, мимикой и др.),
4) Номинативная (называюшая, обозначающая),
5) Сигнификативная (обозначающая) — внутренняя сторона знака — значение,
6) Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания),
7) Интеллектуальная (обслуживает, формирует мышление),
8) Планирующая,
9) Регулирующая (регуляция действий).
(3) — (6) — функции внешней речи, (7) — (9) — функции внутренней речи.
Речь– специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, способ общения и отражения эмоционального отношения к действительности.
Функции речи:
1. Номинативная – обозначающая, называющая
2. Сигнификативная – символическая, объект не просто называется, за понятием стоит связь, динамические явления
3. Коммуникативная – обмен информацией между людьми
4. Интеллектуальная – речь, как инструмент мышления
5. Культурно-историческая – накопление и фиксация опыта других людей и возможность его передачи другому поколению
6. Интегрирующая – интеграция психических процессов
7. Регулирующая, планирующая, анализирующая
Отличие языка и речи:
язык | речь |
Система знаков, средство | Психический процесс |
Общественен, социален | Индивидуальна |
Объективен (съем общественно-исторических изменений) | субъективна |
Эмпирические характеристики речи:
F Полиморфность – речь имеет много форм: внешняя и внутренняя, звуковая и беззвучная и т.д.
F Полифункциональность – речь имеет множество функций, которые взаимодействуют друг и другом
F Предметность – речь всегда отнесена к конкретному объекту или явлению, которое связано с каким-либо объектом
F Обобщенность – любое понятие это уже обобщение.
Виды речи:
1. Феноменологическая классификация (Веккер):
— речь-описание, повествование, рассуждение – когнитивная функция речи
— речь-экспрессия – выражение своих эмоций и выработка своего отношения к явлению
— речь-команда – конативная функция (действенно-динамическая)
Эти аспекты могут находится в диссонансе или работать вместе. Эта классификация показывает, что речь не только процесс, но и деятельность.
2. Эволюционная классификация:
— внешняя речь – коммуникативная функция
— эгоцентрическая
— внутренняя речь – интеллектуальная функция (1.речь, как средство мышления; 2.внутреннее программирование; 3.«речь про себя»)
Генетически первична внешняя речь, постепенно она переходит в эгоцентрическую – ее задача осуществлять интериоризацию (перевод опыта, полученного вовне во внутренний план), она помогает удерживать внимание и мотивацию.
Эта классификация показывает, что речь может трансформироваться в носителе.
3. Виды речи по активности:
— условно активные процессы – говорение, письмо (но может быть активное слушание и чтение)
— условно реактивные процессы – слушание, чтение (но может быть пассивное говорение и письмо)
4. Внешняя речь:
— письменная
— устная диалогическая – более эмоциональна, свернута
монологическая – формальна, развернута, подчинена законам жанра
Онтогенез речи:
3 воркование/гуление (2-3 мес.) – совершенно бессмысленное звуковое выражение
3 лепет (6 мес.) – появляются первые слоги, это уже подражание, зачастую бессмысленное, к 8 мес. Язык становится родным и начинается комбинирование слогов
3 ребенок начинает использовать свой потенциал (9-10 мес.) – родители управляют речью ребенка: дают формы, понятия, свое отношение к его речи. К 2-м годам формальная сторона речи сформирована.
Отношение между речью и мышлением в филогенезе:
У животных есть экспрессивная, эмоциональная речь она носит сигнальный характер, а интеллектуальная и символическая функции речи отсутствуют.
^ Генетические корни речи и мышления различны
^ Развитие речи и мышления идет по разным линиям независимо друг от друга
^ Отношение между мышлением и речью не является постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития, постепенно формируется интеллектуальная стадия в развитии речи и речевая стадия в развитии мышления
Взаимосвязь речи и мышления:
Функция речи, как высшая функция, возможна только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Значение слова (совокупность признаков, служащих для выделения этого объекта из окружающей действительности, обеспечивающих возможность его отнесения к какому-либо классу), его обобщенное отражение представляет собой акт мышления.
Отношение мысли к слову есть процесс, это движение от мысли к слову и обратно от слова к мысли. Внешняя речь – процесс превращения мыслей в слова, внутренняя речь – мышление чистыми значениями, неустойчивыми и текучими. Мысль не состоит из отдельных слов как речь.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1650;
Похожие статьи:
Конспект урока по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Виды речевой деятельности».
План урока № 3
ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ТЕМА УРОКА: «Виды речевой деятельности: речь устная письменная. Структурно-смысловые типы речи»
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — определение речевой деятельности, виды речевой деятельности, отличия письменной речи от устной; структурно-смысловые признаки текста, типы речи.
знать: речевая деятельность, речевая ситуация, речь письменная и речь устная; признаки текста: связность, цельность, смысловая нагрузка, членение.
уметь: применять на практике орфографические правила.
РАЗВИВАЮЩАЯ — определение текста, темы и идеи повествования, признаки.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – патриотизм:
ПЛАН УРОКА
01 минута Организационный момент – перекличка и проверка группы к занятию.
15 минут Проверка домашнего задания – выполнение конспекта по теме урока; знание содержания изучаемого материала и культура речи при пересказе содержания изучаемого материала; оформление и содержание таблицы по теме урока.
70 минут Объяснение нового материала: из них
Работа с презентацией, просмотр фильма, работа с учебником, чтение критических статей, работа с наглядными и иллюстрационными материалами, работа с таблицей.
02 минуты Рефлексия: подведение итога по изучаемой теме урока.
02 минуты Домашнее задание
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Презентация сочинений.
Объяснение нового материала
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) – это говорение и написание; два – в восприятии текста, заложенной в нем информации – это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов – сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
Виды общения:
1. По положению коммуникантов в пространстве и во времени различают общение контактное – дистантное
Понятие контактного общения очевидно: собеседники находятся рядом друг с другом. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимические и интонационные сигналы. Здесь все на виду, многое понятно с полуслова, а нередко мимика, выражение глаз, жест, фразовое ударение, интонация в целом говорят больше, чем слова.
К видам дистантного общения относят все те ситуации, где коммуниканты разделены пространством и временем. Это может быть разговор по телефону, при этом собеседники находятся на расстоянии, но связаны в едином времени. Дистантно во времени и пространстве общение в письмах (и вообще с помощью любого зафиксированного текста).
2. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное – опосредованное
Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно – это обычный разговор, беседа, доклад и т.д. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации с помощью средств массовой информации и произведений искусства.
3. С точки зрения формы существования языка различают общение
устное — письменное
Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное – с признаками дистантности и опосредованности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Именно здесь бытуют разного рода обособленные обороты, в том числе причастные и деепричастные, ряды однородных членов, структурный параллелизм. Письменный текст требует обдумывания, он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. Устное общение не допускает переработки текста, кроме уточнений, оговорок. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.
Презентация
Виды речевой деятельности и их особенности.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь содержит устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух и более человек.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знаний одним человеком. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Взаимодействие устной и письменной речи.
Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов не существует.
Обе формы речи «связаны тысячими переходов друг в друга» (Бухаловский Л.А. Курс русского литературного языка.- Киев, 1952.- Т.1.- С.410). Эту органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит также и внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. Иногда устную речь характеризуют как «звучащую, произносимую, слышимую». Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть текста человек воспринимает звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т.п.), эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова.
Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г. Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения – в большей или меньшей степени.
В наше время устная речь «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX в. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» (Костомаров В.Г. Проблемы современной филологии. – М., 1965. – С.176)
Итак, устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Поэтому, когда характеризуют устную речь как говоримую, то имеем в виду только одну ее разновидность, связанную с порождением речи. На самом же деле есть и другая, тесно связанная с говорением сторона – слушание, восприятие, понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете на его смысловое восприятие. И в связи с этим совсем не безразлично, насколько говорящий знает и учитывает особенности собеседника, аудиторию, насколько свободно он владеет именно устной речью.
Работа с таблицей
Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице:
Устная речь
Письменная речь
Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга
Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно — будущего читателя.
Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.
Не зависит от реакции адресата.
Рассчитана на слуховое восприятие.
Рассчитана на зрительное восприятие
Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных техническихустройств
Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется.
Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.
Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.
Особенности устной речи.
Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями созданиями устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Об этой особенности устной речи писал еще Аристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны».
Поскольку устной речи свойственна (в большой или меньшей степени) словесная импровизация, то — в зависимости от различных обстоятельств – устная речь может быть более или менее гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, предложениями), в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа Как это сказать?
Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.
Функционально-стилистические разновидности речи.
Между формами языка и его стилями существуют сложные взаимоотношения. Каждый из функциональных стилей употребляется и в устной, и в письменной речи. Однако некоторые стили реализуются преимущественно в определенной форме языка (речи). Так, например, разговорный стиль чаще всегосвязан с устной формой языка. В этом случае, как указывает В.Г. Костомаров, особенности разговорного стиля особенно тесно переплетаются с особенностями устной формы речи. С другой стороны, существуют стили, которые функционируют одинаково (или почти одинаково) как в устной, так и в письменной форме речи. Это прежде всего относится к публицистическому стилю, в котором имеются особенности, идущие от обеих форм речи. Так, для ораторской речи, которая функционирует в устной форме, характерна сознательная установка на средства выражения (например, на употребление различных фигур), что типично для книжных стилей письменной речи. (Костомаров В.Г. Разговорная речь: определение и роль в преподавании //Русский язык в национальной школе. – 1965. №1). В то же время в ораторской речи используются такие внеязыковые средства выражения, как жест и мимика, что связано с устной формой ораторской речи.
Научный стиль также может реализоваться в устной речи, например в докладе на научную тему, и в письменной форме речи в научной статье. «Говорить, например, на научные темы даже в самой непринужденной обстановке диалога нельзя, не переходя при этом на научный стиль или в лучшем случае на смесь научного стиля с элементами разговорного» (Лаптева О.А. О структурных компонентах разговорной речи // Русский язык в национальной школе. – 1965. №2).
Собственно, многие книжные стили языка (официально-деловой, научный), возникшие в связи с письменностью и развивающиеся в письменной форме, сейчас функционируют и в устной форме. При этом, естественно, форма речи накладывает определенный отпечаток на ее стиль. При устной форме функционирование книжных стилей в них легче и естественнее проникают элементы разговорного стиля, они более «вольны» в синтаксических построениях и т.п. Таким образом, хотя «стиль речи не оказывается закрепленным за формой», не безразлично, осуществляется ли высказывание устно или письменно, так как в зависимости от этого возникают различные модификации одних и тех же «функционально-стилистических категорий». (Винокур Т.Г.Стилистическое развитие современной русской разговорной речи // В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. – М., 1968).
Развитие устной и письменной речи у детей.
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т.е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, прежде всего, выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение является более трудной операцией, чем слушание. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействует пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.
Очень важное значение имеет и овладение письмом. Прежде всего некоторые трудности представляет для ребенка овладение техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться на уровне письменной речи. Тогда возникает вопрос: действительно ли письменная речь является простым переводом устной в письменные знаки? Германский исследователь Бузерман обратил внимание на то, что ребенок, устный рассказ которого отличается богатством и живостью, совершенно иначе ведет себя, когда должен написать письмо. Он пишет: «Дорогой, бравый Франц, я пишу тебе письмо. Твой Ганс». Можно сказать, что письменная речь представляет большие затруднения для школьника и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень не потому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу других обстоятельств.
Первое обстоятельство.
Ряд исследователей показали, что письменная речь абстрактнее устной. Она абстрактна в том отношении, что это речь без интонации. Человек начинает понимать интонацию раньше, чем саму по себе речь. Ребенок в раннем детстве рассказывает о предметах, которые находятся перед глазами, и не может говорить, когда они отсутствуют. Поэтому перейти от конкретных предметов к разговору о них для него представляет значительную трудность. Еще сложнее становится переход к письменной речи, которая является в этом отношении более абстрактной.
Второе обстоятельство.
Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она совершается без собеседника. Всякая живая речь предполагает ситуацию, где я говорю, а вы меня слушаете или где вы говорите, а я вас слушаю. Ребенок привык к диалогу, т.е. к такой ситуации, где он говорит и сейчас же получает какой-то отклик. Говорить вне ситуации разговора – большая степень отвлечения, так как надо вообразить себе слушателя, обратиться к человеку, которого сейчас здесь нет, представить, что он сейчас рядом. Это опять-таки требует от ребенка абстракции, которая еще мало развита. Очень интересно наблюдение, что по телефону дети раннего возраста говорят гораздо хуже, чем в обычной ситуации.
Не подлежит сомнению, что и письменная речь ребенка часто обнаруживает, наряду с несомненным отставанием в одних отношениях, известные преимущества по сравнению с его устной речью в других отношениях; она по большей части более планова, систематична, продумана; будучи менее распространенной, она иногда бывает скорее более сжатой, чем менее полной.
Психологические различия в природе письменной и устной речи.
Фильм
В развитии речи реально проявляются и различия письменной и устной речи и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала, естественно, доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребенка; ребенок пишет, как говорит: вырабатывающиеся у него формы устной речи определяютна первых порах строение его письменной речи.
Но и в письменной речи неизбежно выпадает ряд выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой ее предметно-смыслового содержания, письменная речь в силу этого оказывается беднее устной. В дальнейшем письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи.
Основным звеном развития письменной речи является развитие связной речи – умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной – контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи.
Исследования письменной речи школьников показывают, как лишь постепенно учащиеся средней школы начинают справляться с теми трудностями, с которыми сопряжено построение связного, понятного для читателя контекста. В связи с этим встают специфические задачи, которые должны быть разрешены во введении, затем другие – в изложении и, наконец, в заключении, когда нужно подытожить все изложение в свете тех установок, из которых исходит пишущий: построение связного контекста, понятного для читателя, требует особых приемов и средств. Требуется специальная работа, чтобы этими средствами овладеть.
В подростковые и юношеские годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится все более богатой, многогранной, все более литературной: в связи с овладением в процессе обучения научным знанием и развитием мышления в понятиях речь становится более приспособленной к выражению отвлеченной мысли. Уже имевшиеся в распоряжении ребенка слова приобретают более обобщенное, отвлеченное значение. Помимо смыслового развития наличного словесного запаса в речь включается ряд новых специальных терминов – развивается техническая научная речь. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребенка, учащегося в начальной школе, выступают ее эмоционально-выразительные – лирические и риторические – моменты. Растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного; более частым становится употребление метафорических выражений. Структура речи – особенно письменной – более или менее значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций; чужая речь, которая до того приводилась по преимуществу в форме прямой речи, передается чаще в форме косвенной речи; в связи с расширяющимся кругом чтения и формирующимися навыками работы с книгой, начинают использоваться цитаты; в речи наблюдается некоторая цветистость; она проявляется в результате известной диспропорции между интенсивностью переживания и речевыми средствами для его адекватного объективизированного и все же достаточно яркого выражения.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Работа с учебником: упр 15.
Создание речевых ситуций.
Рефлексия
Домашнее задание
Сообщение на тему: «Стили речи.»
Вопрос 15 Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Виды и функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Мышление и речь.
Речь является высшей психической функцией, социальной по своему происхождению. Поэтому развитие речи в онтогенезе всецело зависит от восприятия ребенком речи взрослых окружающих людей. Без этого речь у ребенка развиваться не будет (пример: маугли, дети с нарушением слуха).
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации,
Речевая деятельность — совокупность знаков, включающая два аспекта: кодифицированный язык как систему правил и речь, представляющую собой индивидуальную вариацию речевой деятельности как средство общения, реализуемую на основе кода.
Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную деятельность) а так же средство, с помощью которого осуществляется общение.
Существует два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь —выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности – это фаза проговаривания про себя как подготовка к устной и письменной речи.
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.
Выделяют 2 основные функции речи:
— сигнификативную (обозначения), — коммуниктивную (передачи знаний, отношений, чувств) Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим. Функция коммуникации, включает в себя средства выражения и воздействия. Как средство выражения речь сочетается с рядом выразительных движений — с жестом, мимикой. Речь не только орудие мышления, в ней есть эмоционально-выразительные компоненты. Это проявляется в интонациях, паузах, ритме и других выразительных моментах. Чем выразительнее речь, тем больше проявляется в ней говорящий, его характер.
Особенности развития речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
А.Н.Леонтьев установливает 4 этапа становления речи у ребенка:
1)подготовительный-до одного года
2)преддошкольный этап первоночального освоения языком-до зх лет
3)дошкольный –до 7 лет
4)школьный- от 7 до 17
Динамика формирования речи в онтогенезе
1)Игнорирует крики,можно различить крики удовольствия и неудоврльствия – 1-2 мес.
2)Гуканье,ребенок повторяет за взрослым или самостоятельно произносит некоторые слоги 1,5 – 2мес.
3)Лепет,реб.,самостоятельно произносит что то похожее на слова,но с одинаковыми слогами 4-5 мес.
4)Лепетные слова состоят из двух трех открытых слогов,ляля,тата,кука,много звукоподражений.биби,гавгав от 8- 1год2 мес.
5)Двусловные предложения,реб. Обьеденяет два слова,дай пи,,папа нет 1год 6 мес.,2года 2мес.
6) Активный рост словаря,реб..спрашивает как это называеться 1год 9мес.-2 года 6 мес.
7)Проявление грамматических форм слова,реб.изменяет слова по числам,падежам 2года 4мес – 3 года 6 мес
8)Словотворчество.реб.сочиняет свои слова 2года 6 мес- 3,5 года
9)Ребенок активно общаеться с хорошо знакомыми ему взрослыми от 2,5 – 3,5 лет
10)Ребенок проговаривает свои действия,когда он один играет с игрушками,от 2.6 – 3,6.
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди.
Мышление и речь
Связанная с сознанием в целом,речь человека включаеться в определенные взаимоотношения с психическими процессами,но основным и определяющим для речи являеться ее отношение к мышлению.Поскольку речь являеться формой существования между речью и мышлением существует единство.В речи мы формулируем мысль.Речь включаеться в процесс мышления как форма,связанная с его содержанием.Между речью и мышлением существует единство,это единство диалектическое,включающее различия,заостряющееся в противоположности:,Речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно – трудовой практике.
Виды и функции речи
Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, сложный психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний, а также как специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта — формирующий речевое высказывание и воспринимающий его. Речевая деятельность -процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Важнейшим механизмом речевой деятельности является механизм осмысления.
Существуют следующие виды речевой деятельности:
- говорение,
- слушание,
- письмо,
- чтение.
Эти виды взаимодействия выступают в процессе вербального общения.
По определению И.А. Зимней, есть три формы речи:
1. внешняя устная речь,
- экспрессивная (разговорная) речь
- импрессивная речь (восприятие и понимание речи)
2. внешняя письменная речь (письмо и чтение),
3. внутренняя речь (связана с мышлением).
Основными формами устной экспрессивной речи являются:
- монологическая,
- диалогическая,
- групповая речь (полилог).
Эти виды речи можно определить общим понятием как «спонтанная речь». Они образуют живую разговорную речь.
Монологическая речь (монолог) в психологии речи определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог как наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Основные свойства монологической речи — односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения.
Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора(беседы) двух или более участников речевого общения, или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов.
В диалоге, наряду с языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, средства интонационной выразительности.
Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания.
Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.
Более полно и обстоятельно психологическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева.
Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью.
История развития письма показывает, что письменная речь является «искусственной памятью человека». О более детальном описании видов речи разговор пойдет далее.