Задача №139. Построение КПВ
На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.
Решение:
Кривая производственных возможностей (КПВ) – это кривая, каждая точка которой показывает максимальные количества двух экономических благ, которые способна произвести экономика страны при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов и текущем уровне технологий.
Из условия задачи известно, что на первом поле фермер может произвести либо 500 т картофеля, либо 100 т пшеницы.
Для построения кривой производственных возможностей первого поля откладываем по оси ординат (пшеница) максимальное количество выращенной пшеницы, которое производилось бы в экономике, если бы все имеющиеся ресурсы были направлены на производство пшеницы, то есть 100 т. Производство картофеля в этом случае равно нулю.
И наоборот, если все имеющиеся ресурсы направлены на производство картофеля, то максимальное количество – 500 т, которое может быть произведено при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов, мы откладываем по оси абсцисс (картофель). Производство пшеницы в этом случае равно нулю.
Соединив две эти точки, получим КПВ первого поля.
При этом альтернативные издержки (АИ) производства 1 т картофеля – это то количество пшеницы, от выращивания которого фермер вынужден отказаться:
100 / 500 = 0,2 т пшеницы.
На втором поле фермер может произвести максимально 1000 т картофеля или 400 т пшеницы, так как альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля. Или альтернативные издержки 1 т картофеля равны 2 / 5 = 0,4 т пшеницы.
Построим суммарную КПВ для этого фермера.
Максимально возможный объём выращиваемой пшеницы – 500 тонн (на первом поле он может вырастить 100 тонн, на втором – 400 тонн). При этом объём картофеля будет нулевым. Отметим соответствующую точку на графике (точка А).
Далее определим, на каком из двух полей следует начать выращивать картофель, если фермер решит выращивать хотя бы небольшое его количество.
Для этой цели выберем из двух полей то, на котором выращивание каждой единицы картофеля приведёт к наименьшим потерям объёма пшеницы. То есть выберем то поле, где альтернативные издержки выращивания картофеля наименьшие.
На первом поле альтернативные издержки 1 т картофеля равны 0,2 т пшеницы.
А на втором поле альтернативные издержки 1 т картофеля равны 0,4 т пшеницы.
0,2 меньше чем 0,4, значит, для производства первых тонн картофеля выгоднее использовать первое поле.
Максимально на первом поле можно вырастить 500 т картофеля, пожертвовав при этом 100 тонн пшеницы.
Координаты точки перелома (точки В) – 500 тонн картофеля, 400 тонн пшеницы.
Максимальное количество картофеля, которое можно вырастить на двух полях равно 1500 тонн (500 тонн на первом поле и 1000 тонн на втором). При этом объём пшеницы будет нулевым. Обозначим точку С на оси абсцисс.
Соединив последовательно три точки А, В и С получим суммарную кривую производственных возможностей нашего фермера.
Задачи по экономике
Решение задач по экономике вызывает немало трудностей у школьников и студентов, так как требует знаний не только экономических терминов, законов и формул, но также и навыков пользования математическим аппаратом.
В этом разделе собраны задачи по экономике с решением, задачи как типовые, так и повышенной сложности.
Данный раздел полезен:
1. школьникам, изучающим основы экономической теории, а также изучающим экономику в курсе обществознания.
Рекомендуем обратиться к разделам:
Микроэкономика
Макроэкономика
Национальное счетоводство
Экономическая статистика
Финансовая математика
2. студентам экономических и не экономических специальностей, изучающим экономику в ВУЗе и средних профессиональных образовательных учреждениях.
Этот раздел поможет подготовить домашнее задание по экономическим дисциплинам, приготовиться к контрольным мероприятиям, экзамену.
Для вас будут полезны разделы:
Анализ хозяйственной деятельности
Макроэкономика
Микроэкономика
Общая теория статистики
Система национальных счетов
Финансовая математика
Ценообразование
Эконометрика
Экономическая статистика
3. учителям обществознания и экономики в школе при подготовке к уроку или для составления домашних заданий и контрольных работ.
4. преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся и желающим разобраться в этом сложном мире, называемом экономикой.
Сайт регулярно пополняется новыми разделами, статьями, публикациями, а также задачами по экономике с решениями. Следите за обновлением списка задач в нашей группе
Желаем успехов!
Конспект урока (10класс) Неизбежность выбора. Понятия о кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Урок 2. Индивидуальное обучение 10 класс. Тема: Неизбежность выбора. Понятия о кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о неизбежности выбора, альтернативных издержках. Научится строить кривые производственных возможностей. Развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
— Что такое блага в экономике?
— Ограниченность и ее роль в экономической науки?
3. Изучение нового материала
Потребности каждого человека и общества безграничны. Это вполне естественно, так как каждому из нас всегда мало того, что мы имеем. Однако все люди не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности. Почему? Для удовлетворения потребностей необходимы экономические блага, которые создаются с помощью факторов производства, а их количество ограниченно. К примеру, ограниченны трудовые ресурсы, так как в производство экономических благ может быть вовлечена только часть трудоспособного населения страны, только те ее жители, которые могут работать и которые хотят работать. Общество располагает ограниченными природными ресурсами. Например, не все земли пригодны для производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, потребности общества безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Возникает проблема выбора: как распорядиться ограниченными факторами производства, чтобы полнее удовлетворить свои потребности? Отдавая предпочтение чему-то (делая выбор), мы одновременно от чего-то отказываемся. Например, правительство страны, решив увеличить производство танков, уменьшает количество выпускаемых тракторов на 1000 штук. Эти 1000 тракторов, от которых пришлось отказаться правительству, являются альтернативными издержками (альтернативной стоимостью) производства танков.
Альтернативные издержки — количество одного товара или услуги, которыми необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара или услуги. Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х. Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности используют кривую производственных возможностей. Предположим, что в некоторой экономической системе:
Предположим, что мы располагаем такими ресурсами, которые позволяют нам выпускать два товара: Х (холодильники) и У (автомобили).
Таблица производственных альтернатив
По данным таблицы можно построить кривую производственных возможностей (КПВ).КПВ показывает максимальное количество двух товаров, которое можно произвести, если полностью использовать производственные ресурсы. Поэтому, если мы хотим увеличить производство товара Х, то это неизбежно означает сокращение производства товара У.
Точка F означает, что экономика не в состоянии достичь этой ситуации.
Если экономика находится в точке Н, то это значит, что ресурсы используются неполностью. В этой ситуации возможно либо одновременное увеличение производства обоих товаров, либо увеличение производства одного товара без уменьшения производства другого.
КПВ может перемещаться, в зависимости от увеличения или уменьшения общего количества располагаемых ресурсов. КПВ сдвигается вправо под влиянием следующих факторов:
— роста предложения ресурсов
— влияния НТП, действие которого приводит к росту объёма производства при неизменном количестве используемых ресурсов.
Ранее сделанный вывод о том, что при наращивании объёма производства холодильников приходится жертвовать некоторым объёмом производства автомобилей, позволяет сформулировать понятие альтернативных издержек.
4 Закрепление знаний
— Что такое альтернативные издержки?
— Почему стоит проблема выбора?
Задачи:
ЗАДАЧА 1
Постановка задачи: На основании таблицы определите альтернативные издержки производства товара В:
ВариантыТовар А
Товар В
1
3000
100
2
2000
200
Технология решения задачи: чтобы произвести 100 единиц товара В надо отказаться от 1000 единиц товара А, эти потери и являются альтернативной издержками производства товаров В. Для увеличения производства единицы товара В альтернативные затраты составят 10 единиц товара А.
Ответ: 10 единиц товара А.
ЗАДАЧА 2
Постановка задачи: Менеджер имеет 4 часа, в течение которых он должен подготовиться к совещанию (на что требуется не меньше 2 часов), встретиться с клиентом (1 час), пообедать (0,5 часа), прочитать новости с финансового рынка (0,5 часа). Неожиданно ему позвонил руководитель предприятия и отправил на производственную выставку, что заняло 1,5 часа. Определите альтернативные издержки.
Технология решения задачи: Альтернативные издержки должны составить 1,5 часа. Менеджер должен отказаться от менее важного. Поскольку отменить встречу с клиентом проблематично, так как она заранее обусловливается, то придется отказаться от обеда, чтения новостей и частично от подготовки к совещанию.
Ответ: 0,5 часа обеда; 0,5 часа чтения новостей; 0,5 часа подготовки к совещанию.
ЗАДАЧА 3
Постановка задачи: Студентка МБИ в течение пяти часов свободного времени запланировала следующие дела (в порядке убывания их значимости):
Подготовка к завтрашней контрольной работе – 1 час;
Уборка квартиры – 1 час;
Подбор материалов к докладу – 1 час;
Покупка продуктов и приготовление пищи – 1 час;
Чтение детектива, взятого в библиотеке, срок возврата которого давно наступил – 1 час.
Чего будет стоить студентке встреча с подругой (1,5 часа).
Технология решения задач: Ради встречи с подругой студентке придется отказаться от чтения детектива и сократить время (на полчаса) на покупку продуктов и приготовления пищи, так как это менее значимые для нее дела, и альтернативные издержки будут при этом наименьшие.
Ответ: 1час чтения детектива и 0,5 часа на покупку продуктов и приготовления пищи.
Задачи на построение кривой производственных возможностей
ЗАДАЧА 4
Постановка задачи: Постройте кривую производственных возможностей, исходя из следующих данных:
ВариантыТовар А
Товар В
1
3000
100
2
2000
300
3
500
500
Определите, где будут находиться точки, соответствующие следующим комбинациям: а) 1500 А + 250 В, б) 2000 А + 350 В, в) 2500 А +200 В.
Технология решения задачи:
Постоим график производственных возможностей, для этого по оси Х отложим количество товара В, а по оси У – количество товара А. Отметим точки, соответствующие комбинациям товаров А и В (точки 1, 2 и 3. Соединив точки, получим кривую, характеризующую возможности производства этих товаров. Теперь отметим точку а), характеризующую следующий набор товаров: 1500 А + 250 В. Данная точка оказалась под кривой трансформации, следовательно при таком производстве часть производственных факторов будет не задействована полностью. Точно также находим точку б). Она лежит выше кривой. Значит на такое производство не достаточно средств. Точка в) лежит на самой кривой трансформации.
ЗАДАЧА 5
Постановка задачи: Рассмотрите кривую производственных возможностей. Чем отличается точка А от точки В. Где должна находится точка, если мы анализируем современную экономику России?
Технология решения задачи: Точка А характеризует выбор в пользу будущего потребления, точка В – в пользу товаров сегодняшнего дня. Потребление в современной России близко к точка А, то есть будущий экономический рост обеспечивается ценой отказа от части текущего потребления, что неверно, так как потребление и так находится на низком уровне. Чтобы обеспечить более быстрый экономический рост в будущем, необходимо стимулировать производителей в настоящее время расширять производство. Для этого необходимо увеличить потребление, то есть переместиться в точку, близкую В.
ЗАДАЧА 6
Постановка задачи: Постройте кривую трансформации. Рассмотрите факторы, которые могли сместить кривую производственных возможностей вправо?
Технология решения задачи: Постоим график производственных возможностей, для этого по оси Х отложим количество товара У, а по оси У – количество товара Х. Возьмем произвольные точки и проведем через них кривую, характеризующую возможности производства этих товаров. Параллельно ей проведем еще одну кривую (на графике отмечена пунктиром). Смещение кривой вправо возможно вследствие следующих факторов: внедрения достижений научно-технического прогресса, увеличения ресурсов в производстве этих товаров, роста качества факторов производства, роста капитала, роста производительности труда и т. п.
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание: стр. 26-29
Учимся решать экономические задачи
Типы задач:
построение кривых производственных возможностей задач: (КПВ) на основании различных данных об альтернативных возможностях производителей;
анализ возможностей построения КПВ по исходным данным;
анализ кривых производственных возможностей.
2A. На одном однородном поле фермер может произвести 300 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом однородном поле везде альтернативная стоимость выращивания 1 т пшеницы равна 2 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 400 т.
а) Какова альтернативная стоимость производства 1 т пшеницы на первом поле?
б) Построить кривую производственных возможностей для каждого поля.
в) Построить кривую общих производственных возможностей фермера.
Обсуждение и решение:
а) На первом поле, пожертвовав одной тонной пшеницы, фермер высвободил площадь для выращивания трех тонн картофеля. Следовательно, альтернативная стоимость производства 1 т пшеницы на первом поле равна 3 т картофеля. И, наоборот, 1 т картофеля стоит 1/3 т пшеницы.
Примечание. В дальнейшем предлагаем обозначать такое соотношение альтернативных стоимостей как 1П = 3К.
б) Построение кривой производственных возможностей для каждого поля очевидно. Кривой производственных возможностей будет прямая (это частный случай выпуклой кривой), соединяющая точки максимального производства пшеницы и наибольшего производства картофеля. Обозначим на первом поле эти точки следующим образом: (0П, 300К) и (100П, 0К).
Рис. 2-1. Кривая производственных возможностей первого поля
Обоснование: Поле можно разделить в любой пропорции. На одной части посеять пшеницу, а на другой посадить картофель.
Альтернативная стоимость единицы пшеницы на втором поле выражается следующим соотношением: 1П = 2К. В результате максимальное производство на этом поле пшеницы равно 200 т (400 / 2 = 200). Кривая производственных возможностей строится аналогично.
в) Построение общей кривой производственных возможностей может вызвать затруднения. Ключом к решению является понятие альтернативной стоимости. Максимум производства пшеницы на двух полях очевиден — это 100 + 200 = 300, если засеять оба поля пшеницей. Аналогично можно найти максимум производства картофеля. Таким образом, две точки КПВ мы получили: (300П, 0К) и (0П, 700К).
Что делать далее? Можно предложить два варианта использования производственных ресурсов:
Рис. 2-2. Два варианта использования ресурсов
Ясно, что первый вариант дает верное решение, а второй — нет, так как в первом получается выпуклая кривая, а во втором — нет.
Но это еще не все. Нужен более совершенный алгоритм решения задач подобного рода. Представьте, что у фермера не два, а пять полей. Ведь в этом случае пришлось бы перебирать 5! = 120 вариантов.
Алгоритм построения общей кривой производственных возможностей. Допустим, что мы всегда засевали все поля пшеницей, а на следующий год нам потребовалось немного картофеля. На каком поле его посадить? Ясно, что на том, где потери в виде недополученной пшеницы будут минимальными, т.е. там, где альтернативная стоимость картофеля наименьшая. При построении решения приведенной выше задачи следует посадить на первом поле. Если не хватит этого поля, то остаток картофеля надо посадить на поле со следующим по возрастанию значением альтернативной стоимости картофеля и т.д.
Например, если у фермера три поля, то графически процесс можно иллюстрировать так:
Рис. 2-3. Пример построения общей кривой производственных возможностей
Верхний треугольник соответствует полю 3, где стоимость картофеля минимальна (1К=0,4П). Второй треугольник соответствует полю 2, где стоимость картофеля следующая по возрастанию.
2Б.Королевство Рубляндия производит два знаменитых продукта: «масло» (образ мирной продукции) и «пушки» (образ военной продукции) и имеет следующую границу годовых производственных возможностей (рис. 2-4).
Рис. 2-4. Кривая производственных возможностей Рубляндии
Эту кривую можно представить в табличном виде по точкам перелома:
Масло | 12 | 10 | 7 | 4 | 0 |
Пушки | 0 | 4 | 6 | 7 | 8 |
1) Каково максимально возможное производство пушек?
Ответ: Максимальное количество пушек, которое может быть произведено в Рубляндии, составляет 8 тыс. штук при отсутствии производства масла.
2) Сколько может быть произведено пушек при производстве 7 тыс. т масла?
Ответ: При производстве 7 тыс. т масла не может быть выпущено более 6 тыс. пушек.
3) Найти альтернативную стоимость увеличения производства пушек с 6 тыс. до 7 тыс. в год.
Ответ: Альтернативной стоимостью увеличения производства пушек с 6 тыс. до 7 тыс. в год будет уменьшение производства масла на 3 тыс. т в год (7 — 4 = 3).4) На сколько может быть увеличен выпуск масла при производстве 4 тыс. т масла и 4 тыс. штук пушек?
Ответ: Выпуск масла может быть увеличен до 10 тыс. т, что даст прирост выпуска на 6 тыс. т.
5) Можно ли произвести с помощью имеющихся ресурсов 6,7 тыс. пушек и 5,5 тыс. т масла?
Ответ: Нет, нельзя, поскольку на кривой производственных возможностей выпуску 5,5 тыс. т масла соответствует производство 6,5 тыс. пушек. Постройте соответствующий график.
6) Какова максимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек? Какова — минимальная?
Ответ. В соответствии с законом возрастающих альтернативных затрат максимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек равна 4 тыс. т масла, так как увеличение выпуска пушек с 7 до 8 тыс., т. е. последней тысячи, ведет к уменьшению производства масла с 4 тыс. т до нуля.
Минимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек составляет 0,5 тыс. т масла.
7) Ведущие специалисты Рубляндии оценивают ценность 1 тыс. пушек в 1 млрд дукатов, а 1 тыс. т масла — в 1,5 млрд дукатов. Сколько нужно произвести пушек и масла, чтобы их общая ценность была наибольшей?
Ответ: Самый простой путь — это перебор точек перегиба. В результате нужно произвести пушек в количестве 4 тыс. штук, а масла — 10 тыс. т. Таким образом, общая ценность принятого королем решения оценивается в 19 млрд дукатов.
2В. Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А(15,3), В(8, 13), С(13, 6), D(5, 12)?
Ответ: Нет, не могут. Возможны два способа решения.
Способ 1 (графический). Если точки принадлежат некоторой кривой производственных возможностей, то, соединив эти точки, мы получим выпуклую кривую. В данном случае, соединив указанные точки, мы имеем кривую, которая не является выпуклой.
Способ 2 (аналитический). Заметим, что точки D и В связаны таким образом, что из точки D в точку В можно попасть, только увеличив сразу две координаты. Чего не может быть для точек кривой производственных возможностей.
Все эти методы не идеальны. Представьте себе, что в задаче указаны 23 точки. Что делать?
Общий алгоритм (аналитический). Расположить все точки по возрастанию одной из координат. Тогда, если они могут принадлежать некоторой кривой производственных возможностей, числа по другой координате будут убывать в соответствии с законом возрастающих альтернативных затрат. Если же этого нет, то данные точки не могут принадлежать никакой кривой производственных возможностей.
2Г*. Допустим, точки А, Б, В и Г лежат на одной кривой производственных возможностей: А(4000, 11000), Б(8000, 3000), В(7000, X) и Г(3000, Y). Определить полный набор соотношений с участием неизвестных X и Y.
Решение: Выпуклая форма кривой производственных возможностей и закон возрастающих альтернативных затрат позволяют определить искомые соотношения. Ясно, что X < Y, 11 000 < Y, 3000 < X, но это еще не все. Прирост производства первого продукта с 7000 до 8000 был обеспечен большими потерями второго продукта, чем с 3000 до 4000, т. е.
Х-3000 > Y — 11000.
Но и это еще не все.
Для удобства анализа расположим точки в таблице по возрастанию первой координаты:
Г | 3000 | Y |
А | 4000 | 11 000 |
В | 7000 | X |
Б | 8000 | 3000 |
Обратите внимание на расстояние по первой координате между точками В и А. Оно составляет 3000 единиц и в три раза больше, чем расстояние между точками А и Г, а также между точками В и Б. Поэтому
X — 3000 ≥ 1/3(11 000 — X) ≥ Y — 11 000.
Ответ: Y > 11 000 > X > 3000 и
X — 3000 ≥ (11 000 — X) ≥ Y — 11 000.
ОБМЕН
Основные понятия. Выгоды добровольного обмена. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество.
Основные умения. Различать и измерять абсолютное и сравнительное преимущество.
Дополнительные умения. Анализировать и вычислять выгоду от обмена на условных примерах. Строить кривые производственных возможностей с учетом обмена.
Решение типовых задач
1. Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 1).
1. Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.
2. Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара А.
3. Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара Б.
4. Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.
Таблица 1.
Таблица данных для построения КПВ
Товар | Вариант производственной программы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
А | 0 | 7 | 12 | 16 | 19 | 21 | 22 |
Б | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
А в Б | |||||||
Б в А |
Решение
Рис. 1.3. График кривой производственных возможностей
Методологическое значение кпв
Кривая (граница) производственных возможностей помогает определить любую комбинацию производства двух товаров предприятием:
1. При полной загруженности ресурсов (все точки на кривой).
2. При неполном использовании ресурсов (левее кривой).
3. Невозможное производство (правее кривой) из-за недостаточности ресурсов (рис. 1.3).
А также помогает определить объёмы производства товаров при увеличении ресурсов (смещение кривой вправо) и уменьшении ресурсов (смещение кривой влево).
Закономерность изменения величин альтернативной стоимости
Альтернативная стоимость товара или издержки на увеличение производство одного товара за счёт уменьшения другого возрастают. Эти издержки связаны с необходимостью дополнительных затрат, например, на переобучение рабочих, закупку сырья, переналаживание оборудования для производства большего количества одного из товаров. Альтернативная стоимость выражается в количестве товара, которым мы должны пожертвовать для увеличения производства другого.
; ; и т.д.
Расчёт альтернативных затрат
Товар | Вариант | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
А | 0 | 7 | 12 | 16 | 19 | 21 | 22 |
Б | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
А в Б | 1/7 | 1/5 | 1/4 | 1/3 | ½ | 1/1 | |
Б в А | 7/1 | 5/1 | 4/1 | 3/1 | 2/1 | 1/1 |
Задачи по микроэкономике
Задача 1. На рынке товара Х известны функции 3 покупателей и 3 продавцов.
Qd1 = 2 – 0,2P Qd2 = 1,5 – 0,2P Qd3 = 1,5 – 0,6P | Qs1 = – 0,6 + 0,5P Qs2 =– 0,2 + 0,5Р Qs3 = – 0,2 + P |
Определите равновесную рыночную цену и равновесный объём продукции
Решение:
Определяем функцию рыночного спроса аналитическим способом:
Qd = 5 – P (Qd1 +Qd2 + Qd3 )
Определяем функцию рыночного предложения аналитическим способом:
Qs = — 1 + 2P(Qs1 +Qs2 + Qs3 )
Определяем равновесную цену и равновесный объем продукции
Qd = Qs; 5 – P = -1 + 2P; Pe = 2 Qe = 3
Задача 2. Даны рыночные функции спроса и предложения:Qd = 5 – P и Qs = — 1 + 2P. Определите математически общественную выгоду торговли.
Решение:
Qd = 5 – P; Qs = -1 + 2P; Qd = Qs; 5 – P = -1 + 2P; Pe = 2 Qe = 3
Pd max: 5 – P = 0 Pd max = 5; Ps min: — 1 + 2P = 0 Ps min = 0,5
Излишек покупателя = ½ × (Pd max – Pe) × Qe = ½ (5 – 2) × 3 = 4,5
Излишек продавца = ½ × (Pe – Ps min) × Qe = ½ (2 – 0,5) × 3 = 2,25
Общественная выгода торговли = 4,5 + 2,25 = 6,75
Задача 3. Дана функция спроса QD = 8 – 0,5P. Определить коэффициент прямой эластичности спроса по цене, если цена равна 6 ден. ед.
Раздел 1. Микроэкономика Тема: Введение в экономическую теорию
Задача 1а. Какие из точек А, В, С характеризуют ситуацию: а) эффективного и полного использования ресурсов; б) недопроизводства и неэффективного использования производственных ресурсов; в) невозможную при данных ресурсах и технологиях.
Решение: Точки на кривой производственных возможностей показывают ситуацию полного и эффективного использования ресурсов, точки внутри фигуры, образованной кривой производственных возможностей и осями координат означают ситуацию недопроизводства и неэффективного использования производственных ресурсов, точки за пределами указанной фигуры характеризуют невозможные при данных ресурсах и технологиях ситуации.
Т.о., А — эффективное и полное использование ресурсов; В — невозможная при данных ресурсах и технологии ситуация; С — недопроизводство и неэффективное использование производственных ресурсов.
Задача 1б. Какие из точек А, В, С характеризуют ситуацию: а) эффективного и полного использования ресурсов; б) недопроизводства и неэффективного использования производственных ресурсов; в) невозможную при данных ресурсах и технологиях.
Задача 1в. Какие из точек А, В, С характеризуют ситуацию: а) эффективного и полного использования ресурсов; б) недопроизводства и неэффективного использования производственных ресурсов; в) невозможную при данных ресурсах и технологиях.
Задача 2а. По приведенным в таблице исходным данным рассчитайте альтернативные издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара Х при переходе от варианта В к варианту С.
Вид продукции | Альтернативные производственные возможности | ||||
А | В | С | Д | Е | |
Товар Х, шт. | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
Товар Y, шт. | 40 | 38 | 32 | 18 | 0 |
Решение: Альтернативные издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара Х при переходе от варианта В к варианту С равны -∆Y/∆Х = -(32-38)/(4-2) = 6/2 = 3. Т.е. при переходе от варианта В к варианту С для производства дополнительно единицы товара Х мы отказываемся от 3 единиц товара Y.
Задача 2б. По приведенным в таблице исходным данным рассчитайте альтернативные издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара Х при переходе от варианта С к варианту Д.
Вид продукции | Альтернативные производственные возможности | ||||
А | В | С | Д | Е | |
Товар Х, шт. | 0 | 4 | 7 | 9 | 10 |
Товар Y, шт. | 20 | 19 | 16 | 9 | 0 |
Задача 2в. По приведенным в таблице исходным данным рассчитайте минимальный уровень альтернативных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара Х при переходе от варианта А к варианту В.
Вид продукции | Альтернативные производственные возможности | ||||
А | В | С | Д | Е | |
Товар Х, шт. | 0 | 5 | 9 | 13 | 15 |
Товар Y, шт. | 60 | 55 | 46 | 26 | 0 |
Задача 2г. По приведенным в таблице исходным данным рассчитайте минимальный уровень альтернативных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара Y при переходе от варианта Е к варианту Д.
Вид продукции | Альтернативные производственные возможности | ||||
А | В | С | Д | Е | |
Товар Х, шт. | 0 | 4 | 8 | 12 | 16 |
Товар Y, шт. | 60 | 52 | 46 | 20 | 0 |