Психологические особенности человека: Психологические особенности человека – Индивидуально-психологические свойства человека проявляющиеся в деятельности

Автор: | 28.09.2020

Содержание

Психологические особенности человека

Характер человека формируется с детства и изменяется с возрастом. Психологические особенности индивидуума зависят от его способа мышления, чувств и побуждений, поэтому тесно связаны с социальными условиями и конкретными обстоятельствами.

Свойства личности, которые повторяются в типичных ситуациях, являются чертами характера. Люди отличаются между собой смелостью или трусостью в моменты опасности, замкнутостью или общительностью в отношениях и тому подобным. Ученые разработали множество классификаций, описывающих психологические особенности личности. Отечественная школа разделяет два направления систематизации свойств характера.

1. Психические процессы формируют личностные черты

Волевая сфера отвечает за уровень настойчивости, решительности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, самообладания.

Эмоциональные внутренние процессы делают человека впечатлительным, отзывчивым, инертным, безразличным, вспыльчивым и резким.

Уровень интеллектуального развития определяет сообразительность, любознательность, находчивость, глубокомыслие.

2. Направленность личности формирует черты характера

В системе направленности характера разделяют категорию свойств по отношению к себе, к людям, к окружающему миру и к деятельности.

Например, человек относится к окружающему миру, согласно собственным убеждениям или абсолютной беспринципности. В основе системы убеждений лежит собственный опыт и воспитание.

Психологические особенности характера по отношению к деятельности обусловлены жизненно важными целями. Черты характера проявляются в приоритетных интересах. Неустойчивость склонностей видна на фоне нарушенной цельности личности и отсутствия самостоятельности. Наоборот, люди с постоянными привязанностями и интересами параллельно характеризуются как целеустремленные и настойчивые.

Психологические особенности характера отличаются у двух человек с одинаковыми интересами. Ведь они могут по-разному относится к себе или к окружающим. Поэтому один веселый, а второй грустный, один скромный, а второй навязчивый, эгоист или альтруист. Две личности с совпадающей направленностью иначе понимают пути достижения цели, выбирают разные модели поведения, потому что обладают разными мотивациями. Потребность в успехе определяет психологические особенности в действиях, направленных или на стремление просто избегать неудачи, или на активную борьбу за победу. Поэтому кто-то проявляет инициативу, а кто-то отклоняется от малейшей ответственности.

В отношении к людям наблюдается лживость или честность, общительность, вежливость, отзывчивость.

Отношение к себе базируется на здоровом уровне эгоизма, при этом может наблюдаться заниженная или завышенная самооценка.

Психологические особенности восприятия

У человека в разной степени развиты зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные и вкусовые рецепторы, с помощью которых осуществляется процесс восприятия.

Восприятие пространства заключается в определении удаленности объекта от наблюдателя, от предметов, его параметры и форму. Работают зрительные анализаторы, слух, кожные и двигательные рецепторы. Восприятие трехмерного пространства обеспечивает человеку специальный орган, который называется вестибулярным аппаратом, он находится во внутреннем ухе.

Чтобы воспринимать время человеку приходится задействовать анализаторы внутренних органических ощущений, кроме слуховых, зрительных и двигательных ощущений. Некоторые индивидуумы просыпаются в нужное им время без будильника. О таких людях говорят, что у них в процессе жизни развилось чувство времени.

Еще не все типы восприятия изучены совершенно, ученые активно исследуют данную область человеческой психики.

Индивидуально-психологические особенности личности

Психология изучает не только общие законы и закономерности психических процессов и состояний. Мы все разные, уникальные и неповторимые личности, поэтому знание индивидуально-психологических особенностей человека не менее важно, чем механизмы и процессы психики, характерные для всех людей. Изучением этой области занимается раздел психологии, который называется дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Темперамент

Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.

  • Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
  • Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
  • Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
  • Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.

Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.

Характер

Темперамент является биологической основой другого индивидуально-личностного свойства – характера.

Характер как биосоциальный склад личности

Будучи членом социума, человек с момента рождения взаимодействует с другими людьми, усваивает нормы поведения, впитывает культуру и традиции. В результате каждая личность – это уникальный сплав биологического и социального, и формирование характера протекает во взаимодействии этих двух начал. Поэтому в одной и той же среде у людей складываются разные характеры. Они отличаются даже у близнецов, которые имеют очень схожую биологическую основу.

Все дело в опыте. С момента рождения мы оказываемся в ситуациях, на которые реагируем по-разному не только в зависимости от черт темперамента, но и от внешних обстоятельств. В итоге накапливаем разнообразный, но абсолютно уникальный опыт, который влияет на формирование характера не меньше, а скорее всего, больше, чем свойства физиологии и нервной системы.

Характер – это совокупность особенностей и черт личности, которые проявляются во всех сферах жизни и накладывают отпечаток на общение с другими людьми, интересы, характер деятельности и т. д. Недаром термин «характер» с древнегреческого можно перевести как отличительная черта, печать, знак.

Черты характера довольно устойчивы, они закладываются в детстве и являются своеобразной визитной карточкой человека. Но все же это свойство личности более изменчиво, чем темперамент, так как на его содержание влияет жизненный опыт. И часто, встретив человека после нескольких лет разлуки, мы с удивлением замечаем изменения в его характере.

Характер – комплексное образование, которое имеет сложную структуру. Поэтому существует множество его типологий или наборов основных черт, которые описаны разными психологами.

Теория черт

Характер

Английский психолог Г. Олпорт – один из авторов теории черт, считал, что каждый человек – это уникальное и неповторимое сочетание отдельных свойств характера или диспозиций (черт). Под диспозицией он понимал устойчивую особенность поведения, готовность индивида вести себя определенным образом в той или иной ситуации. То есть характер всегда проявляется в поведении или деятельности, и чтобы узнать человека, надо вступить с ним во взаимодействие, посмотреть, каков он в деле.

Есть центральные диспозиции или черты, которые определяют весь психический облик человека, и они сразу бросаются в глаза. Кто-то явный трудоголик, а другой стремится избежать тяжелой работы. Один веселый, жизнерадостный балагур, а другой вечно всем недоволен и на все жалуется. Кто-то смелый до безрассудства, а кто-то осторожный и нерешительный. Это все центральные диспозиции, их мы называем в первую очередь, когда нас просят охарактеризовать какого-то человека.

Наряду с центральными, есть множества вторичных черт. Они не сразу бросаются в глаза и требуют большего времени для распознавания. К вторичным, например, относятся интересы, увлечения, предпочтения в одежде, вкусы и т. д.

Олпорт выделяет также общие и индивидуальные черты. Являясь частью социума, человек с рождения усваивает качества, присущие большинству людей из его окружения, например, то, что мы называем национальным характером. Итальянцы и латиноамериканцы легко возбудимые и эмоциональные, норвежцы и шведы, напротив, очень спокойны, рассудительны и медлительны, а для японцев характерна созерцательность и выдержанность.

Индивидуальные черты характера – это то, что отличает человека от других людей. Чем более сильно они выражены, тем более яркой индивидуальностью является субъект. Однако если индивидуальные черты противоречат общим, то социум может применить к такому человеку социальные санкции, выразить порицание, например.

На основе теории черт Г. Олпорта были созданы методики психологической диагностики личности, например, факторный анализ, тесты Г. Айзенка, Р. Кеттела и т. д.

Структура характера

В силу сложности этого свойства и разнообразия его проявлений существует много разных классификаций черт характера. Так, в зависимости от сферы психики, которая играет важную роль в поведении человека, выделяют следующие группы черт:

  • Эмоциональные, связанные с особенностями сферы эмоций и чувств: жизнерадостность или угрюмость, эмоциональная возбудимость или холодность и т. д.
  • Волевые: решительность и нерешительность, настойчивость, упорство, независимость, самостоятельность и т. д.
  • Моральные: честность или лживость, доброта и жестокость, отзывчивость, смелость и т. д.
  • Интеллектуальные: любознательность, находчивость, сообразительность, вдумчивость и т. д.

Часто можно услышать такое выражение, как «слабохарактерный человек». Что это? Особенности характера человека проявляются не только в сочетании черт, но и в силе их выраженности. Есть люди, которые из-за слабости нервной системы или из-за проблем воспитания обладают неустойчивым характером. Отдельные его черты выражены слабо, особенно проблемы наблюдаются в волевой сфере. Таких людей и называют слабохарактерными.

Способности

Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.

Способности и задатки

Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.

Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.

Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.

Виды способностей

Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.

К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.

Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.

Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.

Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.

Индивидуально-психологические особенности личности как основание для выбора профессии

Возрастная психология

Предмет,
задачи и методы возрастной психологии.
Факторы, определяющие развитие возрастной
психологии как науки. Исторический
очерк. Категория развития. Теории
психического развития. Источники,
движущие силы и условия психического
развития. Механизмы развития личности.
Самосознание личности. Структурные
звенья самосознания, их генезис. Проблема
периодизации психического развития.
Понятие возраста. Основные структурные
компоненты возраста. Понятие сенситивности,
возрастного кризиса. Взаимосвязь
обучения, воспитания и развития в
онтогенезе. Отклонения в психическом
развитии: задержки психического развития,
умственная отсталость, одаренность.
Развитие личности в экстремальных
условиях и в условиях депривации.
Основные этапы психического развития
человека. Психическое развитие в
младенчестве. Психологические предпосылки
перехода к раннему детству. Психическое
развитие в раннем детстве. Психологическая
характеристика дошкольного возраста.
Психологическая характеристика
готовности к школе. Психологическая
характеристика младшего школьного
возраста. Проблема перехода от младшего
школьного к подростковому возрасту.
Психологические особенности подростка.
Основные проблемы подросткового
возраста. Психология ранней юности.
Психология зрелого возраста. Психология
старости. Методы изучения возрастных
особенностей и проблем развития. Методы
развивающей работы психолога.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Способности

Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.

Способности и задатки

Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.

Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.

Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.

Виды способностей

Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.

К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.

Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.

Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.

Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.

Темперамент

Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.

  • Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
  • Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
  • Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
  • Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.

Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.

Характер

Характер — набор качеств, устойчивых к внешним изменениям. Черты характера влияют на поведение человека, его реакции на раздражители, возможности достигать поставленных целей. Некоторые считают характер и темперамент одним и тем же, но это два разных понятия. Если темперамент является врожденным, то характер формируется на протяжении жизни.

Классификация по отношению к окружающим и самому себе

Зависимо от того по отношению к чему или кому проявляются черты характера, ученые выделяют такую классификацию:

По отношению к себе индивид бывает:

  • самокритичным;
  • высокомерным;
  • самовлюбленным;
  • гордым;
  • стыдливым;
  • неуверенным;
  • стеснительным.

По отношению к окружающим у субъекта может проявляться:

  • правдивость;
  • доброта;
  • общительность;
  • тактичность;
  • открытость;
  • справедливость;
  • доверчивость;
  • вспыльчивость;
  • верность;
  • заботливость.

По отношению к работе индивид проявляет:

  • исполнительность;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • недобросовестность;
  • надежность;
  • неусидчивость;
  • амбициозность.

Если говорить о личной собственности, выделяется:

  • жадность;
  • ревность;
  • щедрость;
  • аккуратность;
  • бережливость;
  • неряшливость;
  • чистоплотность.

Акцентуации

Характер индивида чаще рассматривается с точки зрения интроверсии, экстраверсии. Классификация акцентуаций:

Индивидуально-психологические особенности личности как основание для выбора профессии

Индивидуально-психологические особенности личности как основание для выбора профессии

Дистимный. Депрессивное свойство психики, под воздействием которого многие люди совершают самоубийства. Подобное состояние может возникать после многочисленных проблем, разочарований или продолжаться длительное время. Второй вариант наиболее опасный, поскольку может привести к развитию психологических заболеваний.
Гипертимный. К этой категории относятся жизнерадостные, активные и оптимистичные люди. Не любят сидеть на одном месте, постоянно интересуются новым. Имеют множество увлечений, интересов. Становятся душой компании, поскольку умеют поднимать настроение окружающим. Стремятся к власти. Стараются во всем получать похвалу от окружающих, уважение со стороны авторитетов. Становятся активными, энергичными руководителями.
Возбудимый. Люди, не умеющие контролировать собственные желание. Поскольку не могут себе ни в чем отказать, часто попадают в неприятные ситуации. При принятии решений редко включают логику, руководствуются инстинктами, желаниями. Ненавидят недостатки окружающих, о которых прямо говорят при разговоре. Негативно относятся к критике в свой адрес.
Циклоидный. Люди, которые постоянно мечутся между двумя состояниями — воодушевленным и подавленным. Когда настроение хорошее, субъект пытается находиться среди других, может смешить окружающих, смотрит на вещи с оптимизмом. Когда настроение плохое пытаются скрыться от общества, замыкаются в себе.
Педантичный. Не любят управлять другими, предпочитают оставаться в тени. Показывают отличные результаты в работе, поскольку относятся к ней с большой ответственностью. Решение принимают крайне долго, просчитывая возможные варианты. При этом постоянно ворчат на людей, которые не умеют работать как они сами.
Застревающий. Такие люди не умеют прощать обиды. Они мстительны, злопамятны. Постоянно разделяют окружающих на друзей, врагов. Проявляют слишком сильное чувство собственности в отношениях с супругом.
Демонстративный. Позеры, не представляющие свою жизнь без всеобщего внимания. Могут пускать лживые слухи, предавать других чтобы прославить себя. Любят пересказывать чужие истории, ставя себя в главной роли

Не обращают внимание на переживания других, ставят свои интересы превыше всего. Часто становятся ораторами, актерами, артистами, звездами мирового уровня.
Тревожный

Неуверенные люди, постоянно сомневающиеся при принятии решений. Часто просят помощи у окружающих. Терпят несправедливость в свой адрес. Редко отвечают на грубость, боятся конфликтных ситуаций.

Опытный психолог сможет определить преобладающие черты характера, темперамент с помощью психологических тестов.

Индивидуально психологические особенности личности и человека: условия

Психология занимается изучением психических процессов, состояния индивида. Человек — уникальный организм. Индивидуально-психологические особенности личности — тема, интересующая многих ученых. От способностей индивида зависит его отношение к социуму, поведение в определенных ситуациях.

Темперамент

Уникальные способности людей зависят от вида темперамента — совокупности психологических качеств. Их взаимодействие влияет на поведение субъекта в разных ситуациях, его отношение к окружающим, предпочтения, привычки.

История открытия

Еще в далекой древности, ученые заметили, что люди имеют как схожие, так и различные черты характера.

Первым придумал классификацию темперамента Гиппократ.

Этот ученый объяснил различия людей, зависимо от количества жидкостей в организме. На основе своих учений, он выделил 4 группы темперамента.

Классификация

Типы темперамента по Гиппократу:

Фото 1679

  1. Флегма. В организме таких людей преобладает слизь. Из-за этого они медлительны, терпеливы, невозмутимы. Избегают конфликтов, не любят резких изменений.
  2. Мелан холи. Организм таких субъектов переполнен черной желчью. Из-за этого они мрачные, неразговорчивые. Любят находиться в одиночестве, плохо справляются с проблемами. Гиппократ описывал их мрачными неудачниками.
  3. Сангва. В теле таких людей преобладает кровь. Она дает им силы справляться со сложностями, достигать поставленных целей. Часто такие личности становятся лидерами, полководцами, которые могут повести толпу.
  4. Холь. Преобладающая жидкость в организме — желчь. Суетливы, не умеют долго сидеть на одном месте. У них часто изменяется настроение, что негативно отражается на общении с окружающими.

От этой классификации произошли понятия флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Учение, придуманное Гиппократом в далекой древности, актуально и сейчас.

Ученые изменяли классификацию, зависимо от новых открытий, полученных данных в результате проводимых исследований. Например, русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что темперамент — динамическая характеристика психики. Его различия связаны с торможением, возбуждением. Его классификация темперамента основана на учениях Гиппократа, но имеет некоторые отличия:

Фото 1750

  1. Сангвиники — люди, наделенные высокой скоростью, активно развивающимися нервными процессами. Сангвиники не суетливы, но проявляют повышенную активность если заинтересованы в чем-либо. Имеют устойчивое настроение, показывают высокие показатели в работе.
  2. Меланхолики имеют слабые процессы возбуждения, торможения. Иногда кажется, что такие люди не умеют радоваться мелочам.
  3. Холерики демонстрируют высокую скорость благодаря большой силе нервных процессов. У таких людей не наблюдается устойчивого настроения, из-за чего скорость быстро утрачивается под воздействием внешних факторов.
  4. Флегматики — для них характерна инертность, из-за низкой скорости нервных процессов, высокой силе возбуждения. Это тормозной тип темперамента. Павлов называл таких людей тугодумами, хотя по жизни они трудоголики.

Свойства темперамента

Чтобы было удобнее изучать индивидуально-психологические особенности личности, нужно учитывать характеристики, составляющие темперамент:

Фото 1753

  1. Активность — определяет степень работоспособности, возможность поддерживать возбужденное состояние.
  2. Пластичность — умение подстраиваться под новые обстоятельства, менять сферу деятельности.
  3. Сензитивность — определяет реакцию нервной системы на раздражители.
  4. Интроверсия, экстраверсия — определяют возможности субъекта налаживать контакт с обществом или оставаться замкнутыми.
  5. Ригидность — упрямство, привычки, устойчивость к происходящим изменениям.
  6. Темп психических процессов — определяет скорость речи, мышления, смены настроения.

В большей степени темперамент обуславливается набором факторов от рождения. На протяжении жизни он изменяется незначительно.

Характер

Характер — набор качеств, устойчивых к внешним изменениям. Черты характера влияют на поведение человека, его реакции на раздражители, возможности достигать поставленных целей. Некоторые считают характер и темперамент одним и тем же, но это два разных понятия. Если темперамент является врожденным, то характер формируется на протяжении жизни.

Классификация по отношению к окружающим и самому себе

Зависимо от того по отношению к чему или кому проявляются черты характера, ученые выделяют такую классификацию:

По отношению к себе индивид бывает:

  • самокритичным;
  • высокомерным;
  • самовлюбленным;
  • гордым;
  • стыдливым;
  • неуверенным;
  • стеснительным.

По отношению к окружающим у субъекта может проявляться:

  • правдивость;
  • доброта;
  • общительность;
  • тактичность;
  • открытость;
  • справедливость;
  • доверчивость;
  • вспыльчивость;
  • верность;
  • заботливость.

По отношению к работе индивид проявляет:

  • исполнительность;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • недобросовестность;
  • надежность;
  • неусидчивость;
  • амбициозность.

Если говорить о личной собственности, выделяется:

  • жадность;
  • ревность;
  • щедрость;
  • аккуратность;
  • бережливость;
  • неряшливость;
  • чистоплотность.

Акцентуации

Характер индивида чаще рассматривается с точки зрения интроверсии, экстраверсии. Классификация акцентуаций:

Фото 1752

  1. Дистимный. Депрессивное свойство психики, под воздействием которого многие люди совершают самоубийства. Подобное состояние может возникать после многочисленных проблем, разочарований или продолжаться длительное время. Второй вариант наиболее опасный, поскольку может привести к развитию психологических заболеваний.
  2. Гипертимный. К этой категории относятся жизнерадостные, активные и оптимистичные люди. Не любят сидеть на одном месте, постоянно интересуются новым. Имеют множество увлечений, интересов. Становятся душой компании, поскольку умеют поднимать настроение окружающим. Стремятся к власти. Стараются во всем получать похвалу от окружающих, уважение со стороны авторитетов. Становятся активными, энергичными руководителями.
  3. Возбудимый. Люди, не умеющие контролировать собственные желание. Поскольку не могут себе ни в чем отказать, часто попадают в неприятные ситуации. При принятии решений редко включают логику, руководствуются инстинктами, желаниями. Ненавидят недостатки окружающих, о которых прямо говорят при разговоре. Негативно относятся к критике в свой адрес.
  4. Циклоидный. Люди, которые постоянно мечутся между двумя состояниями — воодушевленным и подавленным. Когда настроение хорошее, субъект пытается находиться среди других, может смешить окружающих, смотрит на вещи с оптимизмом. Когда настроение плохое пытаются скрыться от общества, замыкаются в себе.
  5. Педантичный. Не любят управлять другими, предпочитают оставаться в тени. Показывают отличные результаты в работе, поскольку относятся к ней с большой ответственностью. Решение принимают крайне долго, просчитывая возможные варианты. При этом постоянно ворчат на людей, которые не умеют работать как они сами.
  6. Застревающий. Такие люди не умеют прощать обиды. Они мстительны, злопамятны. Постоянно разделяют окружающих на друзей, врагов. Проявляют слишком сильное чувство собственности в отношениях с супругом.
  7. Демонстративный. Позеры, не представляющие свою жизнь без всеобщего внимания. Могут пускать лживые слухи, предавать других чтобы прославить себя. Любят пересказывать чужие истории, ставя себя в главной роли. Не обращают внимание на переживания других, ставят свои интересы превыше всего. Часто становятся ораторами, актерами, артистами, звездами мирового уровня.
  8. Тревожный. Неуверенные люди, постоянно сомневающиеся при принятии решений. Часто просят помощи у окружающих. Терпят несправедливость в свой адрес. Редко отвечают на грубость, боятся конфликтных ситуаций.

Опытный психолог сможет определить преобладающие черты характера, темперамент с помощью психологических тестов.

Способности

К индивидуальным особенностям личности можно отнести способности. При рождении индивид наделяется разными задатками. Только при их постоянном развитии можно улучшить способности. Задатки передаются по наследственности.

Классификация способностей:

  1. Специфические — способности, обеспечивающие жизнь в социуме. Они помогают изучать науки, общаться с окружающими, добиваться поставленных целей.
  2. Природные — способности, данные человеку с рождения.

Способности разделяются по сфере деятельности. Например, музыкальные, математические, инженерные, спортивные.

Чувства и эмоции

Эмоции — переживания, возникающие при удовлетворения или неудовлетворение собственных потребностей. Чувство — сложное переживание. Может ощущаться длительный промежуток времени.

Классификация:

Фото 1695

  1. Эстетические — проявляются как результат восприятия предметов. Например, некоторые увидев картину начинают восторгаться, удивляться.
  2. Интеллектуальные — это продукт умственной деятельности. Проявляются как любопытство, удивление, сомнение, воодушевление.
  3. Моральные — это реакции на свое поведение, поступки окружающих.

Чувства могут привести к развитию психологических нарушений.

Волевые качества

Воля — навык, позволяющий индивиду контролировать желания, подавлять их в нужный момент. С помощью воли можно достичь поставленной цели, отказавшись от благ.

Сила воли позволяет человеку двигаться вперед минуя преграды, жертвовать интересами во благо других.

Человек уникален от рождения. На протяжении жизни он проявляет индивидуальность в поведении, принятии решений, отношении к окружающим. Психологи изучают особенности, чтобы понять, как они влияют на развитие психики.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, что такое психотипические и индивидуально-психологические особенности личности.

Основные типы особенностей людей — Психологос

Люди отличаются друг от друга не только по психологическим (личностным) особенностям. Широкий в кости человек — это особенность, но физическая, а не психологическая.

Говоря об особенностях, отличиях людей друг от друга, выделяют в первую очередь особенности тела (человек высокий-низкий, толстый-худой), психологические особенности (способности, темперамент), социальные (статус, социальная роль) и личностные (взрослость, самостоятельность, к чему стремится человек) особенности людей.

  • Особенности тела

Это здоровье, имидж и рисунок тела. Сутулость, шаркающая походка, застывшие глаза и привычно скривившиеся в обиду губы — неудачный личностный фон. Прямая спина, свободная собранная походка, живые глаза и улыбка на лице — вариант более интересный. См.→

  • Психологические особенности

К психологическим особенностям человека относят способности, темперамент, характер — внутренние особенности людей. См.→

  • Социальные особенности

Богатые и бедные, образованные и нет, статусные и изгои, москвичи и иногородние, сибариты и эстеты, многодетные и незамужем — эти особенности всегда привлекают внимание.

  • Личностные особенности

Воля и мужество, честность и благородство — это внутренние и глубинные особенности людей. Личностные особенности — это не только способности, темперамент, психологический характер и характер тела, но и мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность. См.→

Внутренние, личностно-психологические особенности: черты и оперативные особенности личности

Не всегда важно разбираться, эта особенность человека психологическая или личностная, в этих случаях говорят о внутренних, личностно-психологических особенностях человека. Эти внутренние особенности могут быть стабильными, мало меняющимися в процессе жизни, тогда их называют личностные черты, черты личности.

Эгоизм, лень и раздражительность. Либо энергия, собранность и оптимизм: если эти особенности стабильны, это личностные черты.

Другие внутренние особенности могут быть вполне изменчивыми, меняясь и вследствия изменения настроения, и смены ситуации, и просто находясь в управлении самим человеком.

Нежность может придти сама, как настроение. Нежность может возникнуть, потому что ребенок так доверчиво тянет к тебе свои маленькие ладошки. Я могу быть нежной, потому что хочу поблагодарить этим дорогого мне человека.

Это уже не черты личности, а оперативные особенности личности.

Психологическая диагностика особенностей личности

Психологическая диагностика особенностей личности (психодиагностика) разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Методы разнообразны: близнецовый метод, вербально-коммуникативный метод, психологическое тестирование… См.→

Вводное занятие Университета

Психологические особенности личности

И.П. Павлов в своё время разделил всех людей на тех, у кого нервная система сильная, и на тех, у кого она слабая и чувствительная. Люди рождаются с разными типами нервной системы, или темпераментами. Именно тип темперамента и определяет основное различие между людьми.

 Слабость нервных процессов характерна для меланхоликов. Низкий уровень психических процессов обуславливает их медлительность и сдержанность в движениях. Обладая глубокими и устойчивыми эмоциями, меланхолики проявляют их весьма сдержанно.

Холерики – яркие представители людей с сильной нервной системой. Они энергичны, часто несдержанны и агрессивны. Это объясняется преобладанием у них процессов возбуждения над процессами торможения.

Если эти процессы подвижны и легко сменяют друг друга, то таких людей относят к сангвиникам.

Отличие флегматиков состоит в том, что их упомянутые физиологические процессы более инертны и сменяют друг друга с трудом.

Нужно отметить, что нельзя назвать какие-либо темпераменты плохими или хорошими. Разные выдающиеся исторические личности имели разные темпераменты. Это не помешало оставить им свой след в истории, так как недостатки темперамента, если мы вообще имеем право так их называть, можно изменить.

Темперамент и другие врождённые физиологические и психические характеристики человека являются своеобразной «почвой», на которой «вырастают» черты и свойства характера.

Характером принято называть совокупность устойчивых психологических черт, духовных свойств человека, которые определяют его поведение, проявляются в его действиях. Обратите внимание на слово «устойчивых». Если кто-то, попав в стрессовую ситуацию, грубит окружающим, это ещё не значит, что этот кто-то – хам по своей натуре, и не уважает других людей. Не случайно, рассказывая о чьих-то поступках, мы иногда употребляем такие характеристики: «Такое поведение для него (или для неё) не характерно».  Или, наоборот, характерно. Вообще, слово «характер», в буквальном переводе на русский язык с греческого, означает «отличительная черта», «примета», «знак», «печать», «чеканка».

Иногда возникает вопрос о том, можно ли поставить знак равенства между понятиями «характер» и «личность». Здесь нужно обратить внимание на то, что под личностью мы понимаем совокупность социально значимых качеств человека. Характер же составляют не только эти его черты, но и те, которые в социальном смысле являются нейтральными. Можно ли считать проявлением личности сентиментальность, например, или склонность к романтике? Ну, если только с большой натяжкой.

Даже в нашей обыденной речи эти термины употребляются с разными прилагательными, входят в состав разных словосочетаний. Мы говорим о выдающейся, творческой, яркой или серой, бесцветной личности.

Для характера используем другие эпитеты: мягкий, железный, тяжёлый или золотой. Выдающаяся личность вполне может обладать скверным характером. Многие считают, например, что очень тяжёлым человеком был выдающийся русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Это абсолютно не мешает признавать его произведения классикой мировой литературы. Крут характером был и Иван Петрович Павлов. Но в истории он на века остался как гениальный физиолог, первый русский нобелевский лауреат. Точно также оценку личности преступника, безжалостно убивавшего людей, не изменит тот факт, что он трогательно любил свою собаку.

То есть проявлением личности человека является то, что он создал, «сотворил». Если результаты его деятельности сохранят значение для последующих поколений, то они будут оценивать именно их, личность создателя. Характер же человека более важен для тех, кто живёт рядом с ним: членов семьи, друзей, коллег. Именно они ежедневно сталкиваются с нашими устойчивыми психологическими чертами и свойствами. Для наших близких наш характер может быть гораздо более значим, чем наша личность.

Черты характера можно разделить на несколько групп.

В отношении к другим мы можем быть общительными или замкнутыми, вежливыми или грубыми, говорить им правду или чаще лгать. Сюда же отнесём и такие качества как коллективизм, индивидуализм, эгоизм.

Отношение к самому себе характеризует чувство собственного достоинства, скромность (или, наоборот, высокомерие), самокритичность, требовательность к себе или завышенная самооценка.

Отношение к своей деятельности выражается в трудолюбии или лени, аккуратности или небрежности, ответственности или недобросовестности.

Некоторые качества человека могут рассказать об отношении к собственности: экономность, бережливость или расточительность, щедрость или жадность. Последняя пара, пожалуй, многое прояснит и по поводу отношения к окружающим.

К эмоциональным чертам и моральным чувствам можно отнести сентиментальность, страстность или бесстрастность (холодность), оптимизм, жизнерадостность, патриотизм, гуманность.

Выделяют черты характера, определяющие познавательную деятельность. У человека может быть теоретический или практический склад ума. Иметься или не иметься в наличии такие качества, как аналитичность, гибкость, логичность мышления.

Людей, имеющих большое количество друзей, открытых к другим людям, относят к экстровертам. Они быстро и легко приспосабливаются к новой обстановке, входят в коллектив и зачастую становятся его лидерами.

Интроверты же, наоборот, замкнуты в себе. Им трудно влиться в новый коллектив, часто кажется, что все пристально оценивают их внешность и поведение.  Изнуряющие размышления о том, что они сделали так, а что не так могут приводить к потере уверенности в себе и развитию мнительности.

Стержнем характера часто называют волевые качества. Что можно к ним отнести? Целеустремлённость, настойчивость, смелость, самообладание, самостоятельность в принятии решений. Выраженность этих черт свидетельствует о сильном характере, отсутствие – о слабом, о неумении преодолевать возникающие трудности.

Черты характера связаны друг с другом, зависят друг от друга. Например, если человек общителен, вполне закономерно ожидать от него дружелюбия, доверия к другим. Мужественные, смелые люди чаще всего проявляют инициативу, настойчивы, самостоятельны.

Многое из того, что мы говорили о характере, можно отнести и к способностям человека.

Каждый из нас рождается с задатками к определённому виду деятельности. Они связаны с особенностями нашей телесной организации, двигательной системы, работы полушарий головного мозга, органов чувств, со скоростью и силой нервных процессов. На основе задатков формируются способности. Они бывают общими и специальными. Общие необходимы для успешности в любой сфере: память, внимание, общий уровень интеллекта, наблюдательность, обучаемость, способность совершать точные движения… Специальные – музыкальные, художественные, математические, технические или организационные. Будут ли эти способности развиваться, зависит от социальных условий и от усилий самого человека. Если вы не собираетесь использовать какие-то данные вам матушкой-природой задатки, то так задатками они и останутся. И наоборот, отсутствие ярко выраженных способностей достаточно часто может быть компенсировано упорным трудом и настойчивостью.

Высокий уровень развития способностей, который позволяет создавать нечто оригинальное, называют талантом. Высший уровень их развития, когда речь идёт о создании чего-то принципиального нового в той или иной сфере деятельности, того, чего никто до этого не делал – это гениальность. Есть очень интересная характеристика таланта и гениальности: «Талант – это попадание в цель, в которую никто не может попасть, а гениальность – попадание в цель, которую ещё никто не видит».

Личностные особенности — это… Понятие и характеристика личностных особенностей человека

Каждый человек уникален. И кажется, что это избитая фраза. С одной стороны — совершенно верно, но с другой, если обратиться к психологии, становится очевидным, насколько правдиво сказанное.

Человек является личностью. Характеристика личностных особенностей индивидуальна, что подтверждают психологические исследования и трактаты по данной теме.

личностные особенности ребенка

Что это такое?

Личностные особенности включают несколько характеристик. Если мы обратимся к энциклопедии практической психологии, то увидим самое полное определение. Личностные особенности — это совокупность характера, способностей, темперамента и мотивов. Составители книги уверяют, что среди перечисленного особняком стоят личностные мотивы, стремления и устойчивость исследуемого типа.

Все начинается с детства

Детство — прекрасная пора беззаботности и защищенности. Ребенку кажется, что мир вокруг прекрасен, огромен и просто манит к себе. Подрастающий малыш начинает исследовать его еще в детстве, когда не осознает сам себя, но развитие личности уже начинается.

Если говорить о поведении совсем маленького ребенка, в нем уже выделяются свои характеристики и основные качества. Личностные особенности ребенка присущи ему с грудного возраста. Не зря же родители, имеющие двух и более детей, проводя сравнительные характеристики, отмечают для себя разную манеру поведения своих отпрысков. И очень часто можно услышать от знакомых рассказы, в которых они говорят, что их дети совершенно разные, хотя рождены одними родителями. Один с детства отличался упрямством, силой воли и подвижностью. Вырос самым настоящим живчиком, в жизни все бегом делает, но качественно. А второй рос «тюхой-матюхой», скромный и инертный. Став взрослым, остался таким же инфантильным, как в детстве.

Личностные особенности ребенка зависят от генетики, скажет кто-то. На самом деле это не совсем так. Генетика может преподнести сюрприз, и у успешных родителей рождается самый настоящий рохля. Откуда бы это, начинают выяснять родители. И вспоминают, что дедушка был слишком скромным и неспособным проявить силу воли в каких-либо делах.

На личностные особенности влияют следующие факторы:

  1. Генетика.

  2. Воспитание в семье.

  3. Окружающая обстановка.

И если о первом факторе мы уже поговорили, то два последующих стоит рассмотреть внимательнее.

особенности личностного развития ребенка

Воспитание в семье

Личностные особенности, как мы говорили выше, это целый комплекс характеристик, включая положительные и отрицательные качества человека. Они проявляются с детства, это не секрет. Равно как и расположенность к тем или иным видам деятельности.

Воспитание играет огромную роль в становлении личности. Сейчас стало модным потакать детям и закрывать глаза на такие поступки, за которые еще лет двадцать назад наказывали отпрыска. Результат такого воспитания станет плачевным, ибо детям необходимо не только положительное подкрепление, но и отрицательное.

Наверняка не раз приходилось видеть, как ребенок кричит во все горло, требуя что-то от матери. А та нежно воркует над ним, уговаривает или просто дает желаемое. Это положительное подкрепление нежелательного поведения. Каким вырастет такой ребенок? Манипулятором хорошим станет, привыкшим добиваться своего по первому требованию. Поэтому важно вовремя ставить малыша на место, давая ему понять, что не все требуемое исполняется, а плохое поведение ведет к наказанию.

Особенности личностного развития заключаются в том, что родители направляют свое чадо в нужное русло, учитывая его склонности и характеристики. Если ребенок одержим животными и заявляет, что хочет стать ветеринаром, не надо отмахиваться от него, ссылаясь на неосознанный возраст. Наоборот — поощряйте желание отпрыска, купите ему интересные книги по данной теме, покажите фильмы. Ребенок со временем может отказаться от задуманной идеи, продолжив поиск себя, а может и утвердиться в выбранной будущей сфере деятельности.

Окружающая обстановка

На особенности личностного развития ребенка влияет окружающая его обстановка. Речь идет о коллективе в детском саду (позже — в школе), взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми людьми, социальной адаптации. Если у малыша проблемы с коммуникативными навыками, то стоит обратиться к детскому психологу за помощью. Чем старше ребенок, тем сложнее корректировать коммуникацию, если он с детства не сумел овладеть наукой построения отношений с окружающими людьми.

Подростки

Самые сложные человеческие экземпляры. В основе личностных особенностей подростков лежит моральная незрелость, обостренное чувство справедливости и эмоциональная нестабильность. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый человек, хотя очень старательно претендует на эту роль. У него меняется гормональный фон, происходят внешние изменения, нарушается внутренний баланс. Вчерашняя маленькая девочка-красавица вдруг обнаруживает у себя появление прыщиков и сальности кожи. Для взрослого человека, уверенного в себе, это не проблема. Но для подростка — целый комплекс. Большинство из них неуверены в себе, под агрессивным поведением скрывается куча страхов и комплексов.

Что делать окружающим при общении с таким «ежиком»? Учитывать, что на данном этапе развития личностные особенности — это изменяющийся фактор. И корректировать нежелательное поведение подростка только с помощью позитива и положительных подкреплений.

Личностно-психологические особенности

Эти свойства включают в себя темперамент человека. Давайте вспомним, что говорит по этому поводу один из величайших физиологов планеты Иван Петрович Павлов. Он выделяет четыре типа темперамента, которые характеризуются следующим образом:

  1. Сильный, подвижный, неуравновешенный. Речь идет о холерике. Основная психологическая особенность данного типа заключается в том, что процессы возбуждения превалируют над процессами торможения.

  2. Сильный, подвижный, уравновешенный — сангвиник. Считается, что это самый лучший темперамент человека, ибо процессы торможения и возбуждения находятся в равновесии.

  3. Сильный, инертный, уравновешенный — тип флегматический. Процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

  4. Слабый, неуравновешенный — меланхолик. Такие люди обладают слабыми процессами возбуждения и торможения.

Холерики

Личностные особенности человека с холеричным типом высшей нервной деятельности включают в себя следующие эмоциональные особенности:

  1. Неусидчивость, ибо холерики сложно сосредотачиваются на чем-то одном. Они способны начать дело, не довести его до конца.

  2. Импульсивность — такие люди живут эмоциями. Под воздействием импульса они совершают самые непредсказуемые поступки, за которые себя же и винят.

  3. Быстрое возбуждение, которое обусловлено темпераментом. Очень легко выходят из себя, не стесняются проявлять эмоции. Но вспышка быстро угасает, и холерику становится стыдно за проявленные отрицательные эмоции.

  4. Выгорание. Рутинная работа не для холериков, равно как и дела, требующие максимального сосредоточения. Эти люди, ввиду эмоционально-личностных особенностей, быстро утомляются и выгорают.

личностные особенности человека

Сангвиники

Если вы или кто-то из близких имеет такой тип ВНД, то вам очень повезло. Самые трезвомыслящие и уравновешенные люди — это сангвиники. Основные их личностные особенности — это взвешенность в суждениях и поступках. К наиболее ярко выраженным качествам можно отнести:

  1. Практичность — представители данного типа личности умеют смотреть вперед. Они очень практичны в своих поступках, все просчитывают заранее.

  2. Терпеливость — одно из самых лучших качеств сангвиника. В момент неудачи он не сложит «лапки», а наберется терпения, стиснув зубы, встанет с колен и начнет все сначала.

  3. Трезвомыслие — об этом мы упомянули выше. Сангвиник не поддается панике, как тот же холерик. Он способен включать «холодное мышление» в самых экстренных ситуациях. В обычной жизни, сангвиник смотрит на мир без розовых очков, трезво оценивая собственные способности и возможности.

эмоционально личностные особенности

Флегматики

Этих людей трудно расшевелить, они инертны и часто плывут по течению. Основные личностные особенности — это:

  1. Замкнутость. Она проявляется не в таких объемах, как у того же меланхолика, но люди с данным типом ВНД предпочитают все носить в себе и лишний раз не открываться окружающим.

  2. Склонность к одиночеству. Несмотря на внешнее дружелюбие флегматика, самая лучшая компания для него — собственная персона.

  3. Плохая приспособляемость. Для флегматика станет самой настоящей трагедией глобальная жизненная перемена. Эти люди предпочитают предсказуемость и стабильность.

индивидуально личностные особенности

Меланхолики

Наиболее слабый тип темперамента. Их личностные особенности — это набор незавидных характеристик, к которым относят повышенную вялость, инертность и полную неприспособленность к жизни. Но так ли это на самом деле?

  1. Меланхолики отличаются высокой чувствительностью. Самое незначительное замечание может спровоцировать у них слезы. Но что самое интересное, именно среди меланхоликов наибольшее количество выдающихся творческих персон. Из-за своей повышенной чувствительности они улавливают такие тонкости, которые иные типы даже не увидят.

  2. Перфекционисты с повышенным чувством вины. Меланхолики любят доводить свои дела до совершенства. И если кто-то недоволен их работой, то представители данного типа даже не подумают о том, что критик может просто придираться. Они сразу же замкнутся в себе, ругая собственную персону за недостаточное усердие.

  3. Пониженная работоспособность. Большой и шумный коллектив приводит меланхоликов в ступор. Им необходимы частые перерывы в работе с отдыхом от коллег. В обществе людей данный тип личности ощущает себя крайне неуютно. Но наедине с собой способен выполнять самую сложную работу. Вот почему среди меланхоликов много талантливых программистов и творческих людей.

личностные особенности подростков

Эмоциональность

Как мы отметили выше, личностные особенности — это целый комплекс характеристик, включающих в себя и эмоции. Люди привыкли разделять эмоции на хорошие и плохие. Но в психологии понятий таких не существует. Есть положительные эмоции и условно отрицательные.

К положительным относят радость, уверенность, нежность, любовь. Условно отрицательные эмоции — это гнев, тоска, тревога, отчаяние. Существуют еще и нейтральные эмоции, к ним относят изумление, любопытство и безразличие.

Чем хороши эмоции? Тем, что поддаются удалению и корректировке. Характер, как говорится, не лечится. И темперамент человека изменить невозможно, равно как и эмоции, связанные с ним. Но приобретенные эмоции вследствие мировоззрения и воспитания можно откорректировать.

особенности личностного развития

Качества личности

К ним относятся положительные и отрицательные стороны характера. Говоря о человеке, мы составляем его личностный портрет: добрый, отзывчивый, верный в дружбе. Или наоборот — подлый, завистливый, склонный обманывать.

Характеристика личностных особенностей характера заключается в том, что они бывают врожденными и приобретенными. Откорректировать врожденные качества можно, но довольно сложно. Приобретенные формируются под воздействием окружающей среды, воспитания и типа ВНД ребенка.

Заключение

Личностные особенности человека — это комплекс качеств, свойственных только ему. Некоторые можно откорректировать, с другими придется смириться.

Если родитель видит, что в его отпрыске начинают проявляться отрицательные качества, необходимо гасить их в зародыше. «Кнутом» служит отрицательное подкрепление, которое вовсе не означает битье, как можно подумать. Сюда относится, в первую очередь, запрет на что-либо, лишение удовольствий. Только так ребенок поймет, что совершил что-то дурное, и вероятность проявления подобного поведения в дальнейшем резко понизится.

Приведем пример: старший брат обидел младшую сестру. Первая реакция родителей — ругать сына. Если ребенок психологически слабый, он испугается, но не факт, что прекратит обижать малышку. Будет делать это так, чтобы родители не заметили, к примеру, когда их нет дома. А если сестра пожалуется, то мальчик сделает несчастный вид и начнет отрицать произошедшее.

Вместо того чтобы кричать, необходимо дать серьезное для ребенка отрицательное подкрепление. Например, лишение какого-нибудь развлечения. Должны были пойти в зоопарк? Теперь не пойдем, потому что ты обидел сестру. В дальнейшем мальчик, помня такой урок, не захочет обижать малышку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *