Личные качества, навыки и умения | С | Р |
Забота о клиенте: Степень, в которой работник ставит интересы клиента на первое место и является вежливым, готовым помочь и эффективным при взаимодействии с клиентами/заказчиками компании | Х | |
Гибкость/адаптивность: Степень, в которой работник с готовностью принимает новые сложные задачи и рабочие поручения | Х | |
Принятие решений: Способность принять решения по вопросам, относящимся к его сфере компетенции | Х | |
Инициатива/самостоятельность: Степень, в которой работник предпринимает необходимые действия, не спрашивая «чрезмерных одобрений», и умение работать самостоятельно | Х | |
Креативность: Способность генерировать различные, относящиеся к работе, идеи и варианты действий | Х | |
Энтузиазм/энергия/заинтересованность: Степень, в которой работник заинтересован в своей работе и хочет ее выполнять | Х | |
Знание работы: Степень, в которой работник понимает содержание и смысл своей работы, и интерес, проявляемый к улучшению этого понимания путем чтения литературы, изучения документов и т. п. | Х | |
Здравый смысл/предусмотрительность: Способность оценивать ситуации/проблемы, предвосхищать последствия и предпринимать соответствующие и эффективные действия | Х | |
Коммуникации (устные): Способность эффективно выражать свое мнение устно | Х | |
Коммуникации (письменные): Способность эффективно выражать свое мнение письменно | Х | |
Навыки межличностного взаимодействия: Способность эффективно взаимодействовать с руководителями, коллегами и подчиненными | Х | |
Влияние: Умение убедить других людей, понять и принять их точку зрения | Х | |
Лояльность: Умение уважать обязательства по отношению к руководителям, коллегам, подчиненным и компании | Х | |
Забота об имидже компании: Степень, в которой человек заботится о развитии позитивного имиджа компании через свою собственную деятельность | Х | |
Любые дополнительные критерии, не упомянутые выше: | ||
Управление людьми | С | Р |
Лидерство: Способность давать понятные и эффективные индивидуальные указания подчиненным | Х | |
Мотивация персонала: Способность сделать так, чтобы подчиненные работали эффективно и с удовольствием | Х | |
Делегирование/способность работать с помощью других людей: Способность достигать своих целей путем мотивации подчиненных и эффективного делегирования задач подчиненным | Х | |
Знание персонала: Способность знать и понимать персонал с точки зрения сильных сторон персонала, областей, требующих улучшения и исправления, мотивирующих факторов и т. д. | Х | |
Доверие/командный дух: Умение внушать и добиваться доверия, создавать чувство «командного духа» путем понимания, преданности и т. д. | Х | |
Умение слушать: Умение эффективно слышать подчиненных, их идеи, проблемы и т. д. | Х | |
Обучение/развитие: Умение определить у подчиненных области, требующие улучшения, и эффективно предпринять соответствующие действия | Х | |
Управление собственной деятельностью | С | Р |
Организация/планирование: Способность эффективно организовывать собственную работу, используя все подходящие и эффективные средства | Х | |
Уважение к временным рамкам: Способность эффективно организовать собственную работу и планировать деятельность, используя все подходящие и эффективные средства | Х | |
Внимание к затратам/управление ресурсами: Способность работать с минимальными затратами и использовать ресурсы наиболее эффективным способом | Х | |
Достижение целей: Степень, в которой достигаются цели, как установленные, так и возникающие в процессе повседневной работы | Х | |
Качество работы: Степень, в которой человек производит «качественную работу» с точки зрения представления, содержания, понимания и т. д. | Х | |
Умение вносить свой вклад, сотрудничать и эффективно формировать группу (команду) людей, объединенных общей целью | Х | |
Работа с третьей стороной: Умение поддерживать дружественные и эффективные отношения с поставщиками компании и другими внешними организациями | Х | |
Аналитическая компетенция/решение проблем: Способность «читать» отчеты, ситуации, рынки, проблемы и делать выводы для дальнейших действий | Х | |
Ориентация на результат: Заинтересованность в достижении результата без чрезмерного внимания к методам | Х | |
Дополнительные комментарии о деятельности с учетом факторов, не обязательно упомянутых выше: |
Выступление «Критерии эффективности деятельности классного руководителя»
Критерии оценки деятельности классного руководителя
(СЛАЙД 1) Классный руководитель является ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От эффективности его работы во многом зависит успешность всего воспитательного процесса в целом.
(СЛАЙД 2) Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее важных и сложных педагогических проблем. Оценить работу классного руководителя – это значит определить проблемы воспитательного процесса и планировать пути решения этих проблем. Критерии оценки деятельности классного руководителя нужны и для того, чтобы сформировать требования к работе вузов, выпускающих будущих педагогов. Подготовка классного руководителя – важная задача педвуза, но следует отметить, что курса подготовки студентов к классному руководству в настоящее время нет. И когда выпускник педвуза преступает к выполнению обязанностей классного руководителя, у него возникает много проблем.
(СЛАЙД 3) На основе этого педагогами были определены черты, из которых может складываться модель или образ эффективной деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении. К таким чертам целесообразно отнести следующие:
1) стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания;
2) направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей; (СЛАЙД 4)
3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;
4) ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей
5) диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя
С 1 января 2007 г. Федеральными органами было повышено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Данное обстоятельство порождает достаточно противоречивую ситуацию: с одной стороны, повышение вызывает необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, с другой стороны, размер вознаграждения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Возникает проблема определения эффективности расходования бюджетных денег и возникает вопрос – как измерить эффективность работы классного руководителя.
В методических рекомендациях предлагается оценивать деятельность классного руководителя по двум критериям: 1) результативности; 2) процессу деятельности. Они несколько размыты, причем сделано это преднамеренно, пишет В.А. Березина, иначе вокруг классного руководителя может появиться слишком много контролеров, которые будут постоянно отслеживать – соответствует ли работа классного руководителя той сумме вознаграждения, что они получают: излишний контроль, как и его полное отсутствие, вредит работе.
По каким же критериям оценивать деятельность классного руководителя? В настоящее время существует множество подходов к решению обозначенной проблемы. В рамках работы Московского государственного педагогического университета «Оценка деятельности образовательного учреждения» на базе центра образования №1071 создана модель внутришкольного контроля в соответствии с новой критериальной измерительной базой.
Данная модель определения эффективности деятельности классного руководителя включает в себя 8 критериев, а сами критерии включают в себя конкретные показатели. Деятельность классного руководителя в соответствии с критериями оценивается от 1 до 10 баллов. В определении эффективности деятельности классного руководителя участвуют сами учащиеся, которые анонимно проходят анкетирования и опросы «Школьная жизнь», «Здоровый образ жизни», «Классный руководитель глазами воспитанников», уровень развития самоуправления в ученическом коллективе, психологический климат в группе школьников, уровень развития классного коллектива, уровень воспитанности учащихся и т.д. (СЛАЙД 5)
КРИТЕРИЙ 1. НАЛИЧИЕ И КАЧЕСТВО ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ (располагает ли классный руководитель всей необходимой документацией, соответствует ли она требованиям, разработана ли своевременно)
КРИТЕРИЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА (имеется ли коллектив и система самоуправления, ведется ли работа по привлечению всех учащихся к деятельности в школе и вне школы, проводится ли пропаганда ЗОЖ и какова ее результативность)
КРИТЕРИЙ 3. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (каков психологический климат в коллективе, каков уровень самоуправления и развития в коллективе, каков процент вовлеченности учащихся в деятельность в объединениях дополнительного образования, взаимоотношения классного руководителя с учащимися и родителями) (СЛАЙД 6) КРИТЕРИЙ 4. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ВОСПИТАННИКОВ (каков уровень воспитанности учащихся и какова динамика успеваемости в классе)
КРИТЕРИЙ 5. УЧАСТИЕ КЛАССА В ОБЩЕШКОЛЬНЫХ ДЕЛАХ (коллективная творческая деятельность в школе, участие в генеральных уборках, субботниках, летняя трудовая практика) (СЛАЙД 7)
КРИТЕРИЙ 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (периодичность проведения родительских собраний, посещение, анкетирование родителей, наличие протоколов родительских собраний, наличие и работа родительского комитета, индивидуальная работа с родителями)
КРИТЕРИЙ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ (посещение уроков учителей-предметников, привлечение педагогов к участию в родительских собраниях) (СЛАЙД 8) КРИТЕРИЙ 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (участие в семинарах, работе МО, профессиональных конкурсах, наличие публикаций, методических разработок).
Делая вывод вышесказанному, хотелось бы отметить, что эффективность деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее важных и сложных педагогических проблем. С одной стороны, созданная модель внутришкольного контроля деятельности классного руководителя позволяет контролировать и оценивать не только количественные, но и качественные характеристики деятельности. Но с другой стороны, стремление Министерства образования критериально оценить деятельность классного руководителя приводит лишь к еще большей бюрократизации образования и отдаляет классных руководителей от достижения реальных результатов воспитания подрастающего поколения.
Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности классного руководителя, Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 21 марта 2006 года №216
Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности классного руководителя
ПРИКАЗ
от 21 марта 2006 года N 216
Об утверждении критериев оценки эффективности
деятельности классного руководителя
Во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (от 3 февраля 2006 года N 21),
приказываю:
1. Утвердить критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя (приложение 1).
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
2.1. Довести данный приказ до образовательных учреждений.
2.2. Обеспечить контроль за деятельностью общеобразовательных учреждений по организации мониторинга эффективности выполнения педагогическими работниками функций классного руководителя в соответствии с утвержденными критериями.
2.3. Обеспечить представление обобщенных результатов мониторинга в комитет общего и профессионального образования Ленинградской области 2 раза в год (по состоянию на 01.06 и 01.01).
3. Руководителям общеобразовательных школ:
3.1. Организовать проведение мониторинга эффективности выполнения педагогическими работниками функций классного руководителя в соответствии с утвержденными критериями.
4. Ленинградскому областному институту развития образования (Лисицын С.А.) обеспечить проведение консультаций по применению критериев для специалистов муниципальных органов управления образованием и руководителей общеобразовательных школ.
5. Ответственность за исполнение приказа возложить на Шаповалову А.Д., начальника отдела прогнозирования и развития региональной системы образования.
Председатель комитета
З.Г.Найденова
Приложение 1 к приказу. Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности классного руководителя
Приложение 1
к приказу
комитета общего и
профессионального образования
Ленинградской области
от 21.03.2006 N 216
В соответствии с методическими рекомендациями Минобразования России об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений (приказ N 21 от 3 февраля 2006 года) эффективность деятельности классного руководителя следует оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают уровень достижений учащихся в обучении, воспитании, социальном развитии (в динамике).
Критерии деятельности оценивают реализацию классным руководителем управленческой (организационно-координирующей), аналитико-прогностической, и коммуникативной функций. Критерии деятельности позволяют отразить уровень организации классным руководителем жизнедеятельности класса, уровень его сплоченности, взаимодействие классного руководителя с другими участниками образовательного процесса школы: педагогами ОУ, родительской общественностью, представителями общественных и культурных учреждений и организаций города (сельского населения) по воспитанию, обучению, социальному развитию учащихся.
Разработанная система оценки (см. таблицу) представлена в помощь администрации ОУ и позволяет не только объективно оценить деятельность классного руководителя, но и увидеть тенденции в его деятельности, как положительные, так и отрицательные, кроме того, позволит увидеть динамику в реализации ведущих функций деятельности. Система оценки включает 5 блоков критериев, в соответствии с пятью ведущими функциями деятельности классного руководителя. Степень представленности того или иного критерия в деятельности классного руководителя оценивается по соответствующей шкале, где выражение уровня представленности имеет буквенный эквивалент соответственно: A (1 балл) — минимальный уровень представленности, B (1 балл) — низкий уровень представленности; C (1 балл) — необходимый уровень представленности и D (1 балл) — высокий уровень.
Для удобства пользования система оценки эффективности деятельности представлена в таблице.
Диагностика деятельности классного руководителя несколько раз в год, в определенное согласованное время позволит объективно увидеть результаты деятельности и профессиональный рост каждого классного руководителя. В процессе работы с таблицей необходимо обвести ту или иную букву, символизирующую соответствующий уровень представленности критерия в деятельности классного руководителя.
N | Функции деятельности классного руководителя | Критерии результата деятельности классного руководителя | Уровни представленности критериев результата в деятельности классного руководителя | |||
1. | Аналитико-прогностическая | Наличие плана деятельности классного руководителя | A | B | C | D |
2. | Организационно-координирующая | Сплоченность классного коллектива | A | B | C | D |
Наличие родительского комитета и эффективность его работы | A | B | C | D | ||
3. | Коммуникативная | Благоприятный психологический климат в классе | A | B | C | D |
Отношение родителей класса к школе | A | B | C | D | ||
Уровень воспитанности учащихся класса (по результату диагностики ценностных ориентаций) | A | B | C | D | ||
4. | Социальной защиты и поддержки | Удовлетворенность учащихся класса их социальной защищенностью | A | B | C | D |
5. | Контроля и коррекции | Отсутствие «отсева» учащихся | A | B | C | D |
Отсутствие учащихся, оставленных на второй год | A | B | C | D | ||
Рейтинг личных достижений учащихся (в спорте, общественной деятельности, творчестве и т.д.) | A | B | C | D | ||
Участие класса в общественнозначимых делах ОУ | A | B | C | D | ||
Учебный рейтинг класса, учебный рейтинг лучших учеников критерии оценки | A | B | C | D | ||
Итого: 5 функций | 13 критериев | Общее кол-во | Общее кол-во | Общее кол-во | Общее кол-во |
Таблица
N | Функции деятельности классного руководителя | Критерия результата деятельности классного руководителя | Уровни представленности критериев в деятельности классного руководителя | |||
1. | Аналитико-прогностическая | 1. Анализ условий воспитания | A | B | C | D |
2. Разработанность программы (плана деятельности классного руководителя) | A | B | C | D | ||
3. Разработанность диагностики воспитанности учащихся и эффективности воспитательного процесса класса | A | B | C | D | ||
2. | Организационно-координирующая | 1. Организация жизнедеятельности класса | A | B | C | D |
2. Организация самоуправления в классе, динамика становления системы самоуправления класса | A | B | C | D | ||
3. Взаимодействие классного руководителя с другими участниками ОП школы: учителями, родителями, специалистами ОУ | A | B | C | D | ||
4. Взаимосвязь класса с общественными и культурными организациями и учреждениями города (сельского поселения) | A | B | C | D | ||
3. | Коммуникативная | 1. Регулирование межличностных отношений между учащимися и педагогическими работниками | A | B | C | D |
2. Формирование коммуникативных умений учащихся класса | A | B | C | D | ||
4. | Социальной защиты и поддержки | 1. Поддержка социального развития учащихся класса (психолого-педагогическая, медицинская, правовая, материальная) | A | B | C | D |
2. Сформированность у учащихся базовых жизненных социальных навыков в соответствии с возрастом (информационных, семейной жизни, бытовых и т.д.) | A | B | C | D | ||
5. | Контроля и коррекции | 1. Деятельность по формированию качества знаний учащихся класса | A | B | C | D |
2. Организация посещаемости учащимися учебных занятий (отсутствие пропусков занятий без уважительных причин) | A | B | C | D | ||
3. Включенность учащихся в работу кружков, клубов, спортивных секций, детских объединений ОУ, города (сельского поселения) | A | B | C | D | ||
A | B | C | D | |||
A | B | C | D | |||
Итого: 5 функций | 14 критериев | Общее кол-во | Общее кол-во | Общее кол-во | Общее кол-во |
Официальный
электронный текст
ИПС «Кодекс»
Текст документа сверен по:
рассылка
Методическая разработка по теме: Критерии оценки работы классного руководителя
Критерии оценки работы классных руководителей.
№ п/п | Критерии. | Показатели. | Инструментарии. |
1 | Наличие и качество ведения документации. | 1.План воспитательной работы. 2.Анализ воспитательной работы. 3.Документация, предусмотренная должностными обязанностями.
| Не соответствует предъявляемым требованиям – 1 балл Частично соответствует предъявляемым требованиям – 2 балла В основном соответствует требованиям – 3 балла Полностью соответствует требованиям, всегда разработан своевременно – 4 балла Чёткий план, творческий подход к планированию в/р, способствует достижению результативности воспитания -5 баллов Не владеет анализом – 1балл Частично владеет анализом отдельных мероприятий – 2 балла Владеет анализом отдельных мероприятий и частично всей в/работы – 3 балла Умеет анализировать в/р – 4 балла Критически осмысливает результаты анализа, вычленяет проблемы, намечает пути их решения, обеспечивает преемственность в в/р – 5 баллов Необходимая документация отсутствует – 1 балл Есть, но не полностью – 2балла Располагает всей документацией, но она лишь частично соответствует предъявляемым требованиям – 3 балла В основном соответствует предъявляемым требованиям – 4 балла Полностью соответствует предъявляемым требованиям – 5 баллов ( см. Приложение №1 п.3). 15 баллов |
2 | Организация жизнедеятельности класса. | 1.Эффективность классных часов, КТД. 2.Наличие детского самоуправления и организация его работы. 3.Эффективность работы с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации (трудные, группа риска, опекаемые, сироты, дети из неблагополучных семей). 4.Система работы по формированию здорового образа жизни ( профилактика вредных привычек, простудных заболеваний, организация горячего питания, походы с детьми и прочее). | 1-3 – 1 балл 3-4 – 2 балла 4-5 – 3 балла 5-6 – 4 балла 6-7 – 5 баллов 7-8 – 6 баллов 8-9 – 8 баллов 9-10 – 10 баллов (см. Приложение №2 п.1) Коллектива нет, система самоуправления отсутствует – 1 балл (1-4) Отдельные признаки коллектива и элементов самоуправления – 2 балла (4-8) Большинство признаков коллектива, развивающаяся система самоуправления – 3 балла (8-10) Все признаки коллектива, почти сложившаяся система самоуправления – 4 балла (10-13) Коллектив и система самоуправления создают благоприятные условия для развития, воспитания каждого ученика – 5 баллов (13-16) (см. Приложение №2 п.2)
До 5 баллов. (см. Приложение №2 п.3) Не проводится – 1балл (до 20% детей владеют информацией) Ведётся эпизодически, нет системы – 2 балла (20% — 40%) Складывается система пропаганды, но результативность низкая – 3 балла (40% — 60%) Поиск новых форм и методов пропаганды, повышение результативности работы в этом направлении – 4 балла (60% — 80%) Есть система пропаганды здорового образа жизни, её результативность высока – 5 баллов (80% — 100%) (см. Приложение №2 п.4) 25 баллов |
3 | Условия для развития личности. | 1.Микроклимат. 2.Уровень сформированности классного коллектива. 3.Вовлечение детей в объединения ДО. 4.Взаимный интерес и уважение кл.руководителя, воспитанников и родителей друг к другу.
| До 5 баллов (см. Приложение №3 п.1) 0 – 26 – 1 балл 26 – 53 – 3 балла 53 – 80 – 5 баллов До 5 баллов (см. Приложение №3 п.2) 0-20 % — 1 балл, 20-40% — 2 балла, 40-60% — 3 балла, 60-80% — 4 балла, 80-100% — 5 баллов. До 5 баллов (см. Приложение №3 п.4) За каждый негативный ответ минус 1 балл. (по 1 методике) Высокий — 5 баллов Выше среднего – 4 балла Средний – 3 балла Ниже среднего – 1 балл Низкий – 0 баллов (по 2 методике) 20 баллов |
4 | Личностный рост воспитанников. | 1.Реальный рост общей культуры воспитанников. 2.Динамика успеваемости учащихся класса (с учётом реальных возможностей класса). | Уровень воспитанности (см. Приложение №4 п.1) ниже – 0 баллов, прежний – 3 балла, выше — 5 баллов. Анализ успеваемости: ниже – 0 баллов, прежний – 3 балла, выше — 5 баллов. 10 баллов |
5 | Участие класса в общешкольных делах. | 1.Участие в школьных делах, КТД. 2.Дежурство по школе. Генеральная уборка. Летняя трудовая практика. | Конкурс «Самый творческий класс». 1 место -10 баллов 2 – 9 баллов 3 – 8 баллов 4 – и ниже – 7 баллов До 10 баллов. 20 баллов |
6 | Взаимодействие с родителями. | 1.Эффективность проведения родительских собраний (периодичность, посещаемость, пед.просвещение). 2.Наличие родительского самоуправления и организация его работы. 3.Участие родителей в жизни класса, школы. 4.Индивидуальная работа с родителями. | Посещение. Анкетирование родителей. До 5 баллов. Протоколы собраний. Наличие самоуправления-1 балл; организация работы- до 3 баллов. До 5 баллов. До 5 баллов. 19 баллов |
7. | Взаимодействие с педагогами. | 1.Индивидуальная работа. 2.Посещение уроков. 3.Привлечение педагогов к участию в родительских собраниях. | ————— До 3 баллов. До 3 баллов. 6 баллов |
8. | Профессиональная компетентность классного руководителя. | 1.Участие в семинарах: — районных, — зональных, — областных. 2.Наличие публикаций. 3.Участие в работе методического объединения классных руководителей: — школьного (выступления, открытые классные часы), — районного (выступления). 4.Наличие методических наработок. 5.Участие в профессиональных конкурсах. 6.Обобщение опыта. 7.Инициативность и активность классного руководителя. | 3 балла. 4 балла. 5 баллов. 3 балла. 1 балл/ 2 балла. 3 балла. 3-5 баллов. 10 баллов. 3 балла. До 3 баллов. 41 балл |
Итого: 156 баллов. 100% — 80% — высокий показатель 80% — 60% — достаточный показатель 60% — 50% — средний показатель ниже 50% — низкий показатель |
Приложение №1 п.3
1.Проверка классного журнала.
- Оглавление.
- Списки класса по предметам ( фамилия ученика, полное имя ).
- Общие сведения об учащихся:
№ личного дела
сведения об учащихся
сведения о родителях
домашний адрес
телефон
- Пропуски учащихся.
- Сводная ведомость успеваемости.
- Сведения о занятости учащихся (кружки, факультативы).
- Лист здоровья.
2. Проверка журнала по охране труда:
- Своевременность заполнения.
3.Проверка дневников учащихся.
- Внешний вид дневника.
- Точность заполнения (титульный лист, ФИО учителей, расписание уроков, расписание кружков, факультативов).
- Запись домашних заданий.
- Регулярность работы с дневниками классного руководителя.
- Наличие подписей родителей: неделя/четверть.
- Характер записей для родителей.
4.Проверка личных дел учащихся.
- Список класса (по форме, рекомендованной администрацией школы).
- Заявления от родителей.
- Наличие копии свидетельства о рождении.
- Копия паспорта одного из родителей.
- Годовые оценки с печатью.
Приложение №2 п.1
Анкета «Школьная жизнь».
Цель проведения: изучение общественного мнения школьников. Проводится анонимно.
1. Школьная жизнь. | |||||||||||
Пассивная. Неинтересная . | 1 1 | 2 2 | 3 3 | 4 4 | 5 5 | 6 6 | 7 7 | 8 8 | 9 9 | 10 10 | Активная . Интересная. |
2. Внеклассные мероприятия. | |||||||||||
Редко проходят. Интересные. Готовит учитель. | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 | 5 5 5 | 6 6 6 | 7 7 7 | 8 8 8 | 9 9 9 | 10 10 10 | Часто проходят. Интересные. Готовим сами. |
3.Оцени готовность класса самостоятельно придумывать и организовывать вн.мероприятия. | |||||||||||
Не может. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Может всё сделать сам. без помощи учителя. |
4. Классные часы. | |||||||||||
Не проводятся. Однообразные, скучные. Ненужная информация. | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 | 5 5 5 | 6 6 6 | 7 7 7 | 8 8 8 | 9 9 9 | 10 10 10 | Проводятся каждую неделю. Интересные. Полезная информация. |
5. Дополнительные учебные мероприятия (викторины, конкурсы, газеты и т.д. по предметам). | |||||||||||
Не проходят. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Проходят часто. |
6. Уроки. | |||||||||||
Проходят однообразно. Скучно. Объяснения не понятны. Ненасыщенные (мало информации). | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 | 3 3 3 3 | 4 4 4 4 | 5 5 5 5 | 6 6 6 6 | 7 7 7 7 | 8 8 8 8 | 9 9 9 9 | 10 10 10 10 | Проходят разнообразно. Интересно. Объяснения понятны. Насыщенные (много информации). |
7.Что тебя больше всего не устраивает в школьной жизни_______________________________
_____________________________________________________________________________
Методика проведения.
Проводится анонимно.1. Учащиеся по 10- бальной шкале оценивают критерии.
2. Считаем сумму баллов по каждому критерию.
3. Делим на количество участников анкетирования. Получаем оценку по каждому критерию.
4. Суммируем средние показатели по трём основным критериям, делим на 3 и получаем средний балл. Это и будет являться оценкой эффективности организации жизни класса.
Анкета «Школьная жизнь» (2-4 классы)
1. Школьная жизнь. |
| 1. Школьная жизнь. | ||
Активная | Активная | |||
Интересная | Интересная | |||
2. Внеклассные мероприятия. | 2. Внеклассныемероприятия. | |||
Часто проходят | Часто проходят | |||
Интересные | Интересные | |||
3. Классные часы. | 3. Классные часы. | |||
Проводятся каждую неделю | Проводятся каждую неделю | |||
Интересные | Интересные | |||
Полезная информация | Полезная информация | |||
4. Уроки. | 4. Уроки. | |||
Проходят интересно | Проходят интересно | |||
Объяснения учителя понятны | Объяснения учителя понятны |
Приложение № 2 п. 2
Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
Цель. Определить уровень развития детского самоуправления. Проведение. Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
1. Считаешь ли ты, что у вас в классе есть общие цели, которые увлекают всех одноклассников?
2. Принимаешь ли ты участие в обсуждении проблем жизни класса, вносишь ли свои предложения?
3. Являешься ли ты организатором каких-либо дел, проводимых в твоем классе?
4. Участвуешь лм ты в подведении итогов работы класса, определении планов на ближайшее будущее?
5. Есть ли в твоей школе такие проблемы, в решении которых принимают участие все школьники или представители классов?
6. Принимают ли участие представители твоего класса (может быть, это ты) в организации общешкольных дел?
7. Можешь ли ты влиять на жизнь школы, внося свои предложения по организации различных дел?
8. Интересно ли тебе участвовать в делах школы, проводимых во внеучебное время?
9. Есть ли у вас в классе актив, который пользуется авторитетом у одноклассников?
10. Представляет ли актив класса больше интересы ребят, чем интересы учителей?
11. Всегда ли задуманное классом осуществляется?
12. Способен ли класс действовать сообща, если этого требуют поставленны классом цели?
13. Есть ли в твоей школе актив, который пользуется авторитетом у большинства учащихся?
14. Всегда ли представители классов отстаивают интересы своих коллективов в органах общешкольного самоуправления?
15. Проводятся ли в твоей школе дела, инициаторами которых выступают сами школьники?
16 . Хочешь ли ты быть организатором общешкольных дел?
17. Переживаешь ли ты за успехи или неудачи своего класса?
18. Осознаешь ли ты ответственность за работу своих товарищей, в выборах которых в актив ты участвовал?
19. Выполняешь ли ты своевременно и точно решения, принятые активом класса?
20. Отстаиваешь ли ты интересы своего класса в различных советах школы?
21. Осознаешь ли ты ответственность за свою школу?
22. Делаешь ли ты что-то, чтобы жизнь в школе стала лучше?
23. Поддерживает ли твой класс дружбу с другими классами?
24. Сочувствуешь ли ты успехам и неудачам общешкольного коллектива?
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) вовлеченность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4)
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8)
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10,11,12)
4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16)
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20)
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24).
Приложение №2 п.3.
Работа с трудными детьми.
1.Участие состоящих на учёте воспитанников в деятельности СДО:
100%-90% — 5 баллов
90%-70% – 4 балла
70%- 50% — 3 балла
50%-40% — 1 балл
Менее 40% — 0 баллов.
2. Участие состоящих на учёте воспитанников в активной роли в школьных или классных мероприятиях (показатель – фактическое участие в активной роли не менее, чем в трёх мероприятиях):
100%-90% — 5 баллов
90%-70% – 4 балла
70%- 50% — 3 балла
50%-40% — 1 балл
Менее 40% — 0 баллов.
3. Уровень воспитанности учащихся, состоящих на учёте:
Выше прежнего – 5 баллов
Прежний – 3 балла
Ниже прежнего – 0 баллов.
Приложение №2 п.4.
Анкета «Здоровый образ жизни».
Цель: замерить уровень знаний по основам здорового образа жизни.
1. Закончите фразу: «________- это такое физическое состояние организма человека, находящегося в условиях социального благополучия, при котором он обладает высокой работоспособностью и испытывает удовлетворение от своей жизнедеятельности» (выберите ответ): | А) счастье, Б) благополучие, В) здоровье, Г) удовлетворённость. |
2. Назовите факторы, от которых зависит здоровье отдельного человека (выберите ответ): | А) генетический (наследственный), Б) социально-экономический, В) экологический, Г) образ жизни данного человека, Д) образ жизни нации. |
3. Здоровый образ жизни – это: | А) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье, Б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, В) система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание. |
4. Укажите среди приведённых характеристик те, которые присуще здоровому образу жизни: | А) курение, Б) пристрастие к веществам, вызывающим наркотическое состояние, В) пристрастие к алкогольным напиткам, Г) любовь к туризму и лыжным прогулкам, Д) пристрастие к обильной высококалорийной пище, Е) отсутствие привычки к курению, алкогольным напиткам, наркотическим веществам, Ж) умеренность в еде, употребление разнообразной, полноценной еды. |
5. Режим жизнедеятельности человека – это: | А) установленный порядок работы, отдыха, питания, сна, Б) система деятельности человека в быту и на производстве, В) индивидуальная форма существования человека в условиях среды обитания. |
6. Знаешь ли ты о заболеваниях курящих людей: | А) да, Б) нет. |
7. Пассивный курильщик – это человек: | А) находящийся в одном помещение с курильщиком, Б) выкуривающий до двух сигарет в день, В) выкуривающий одну сигарету натощак. |
8. Вредит ли алкоголь здоровью человека: | А) да, Б) нет, Г) полезен, но в меру. |
9. Что происходит с алкоголем, попавшим в организм человека: | А) быстро выводится вместе с мочой, Б) растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы, В) никогда не выводится из организма. |
10. Владеешь ли ты информацией об опасном влиянии наркотических средств на организм человека: | А) да, Б) нет. |
11. Откуда ты чаще всего получаешь информацию о здоровом образе жизни, о вредных привычках: | А) от родителей, Б) от педагогов в школе, В) из средств массовой информации (радио, телевидение, печать), Г) от друзей. |
12. Нужна ли в школе работа по профилактике вредных привычек, по разъяснению влияния курения, алкоголя, наркотических средств на организм человека: | А) да, Б) нет, В) обязательно. |
Ключ ответов: 1-в, 2- , 3-б, 4-г,е,ж, 5-а, 7-а, 9-б.
Приложение №2 п.4.
Анкета «Здоровый образ жизни».
Цель: замерить уровень знаний по основам здорового образа жизни. 2 класс
1. Здоровый образ жизни – это: | А) знания человека о здоровье, Б) поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья. |
2. Укажите среди приведённых характеристик те, которые относятся к здоровому образу жизни: | А) курение, Б) пристрастие к алкогольным напиткам, В) любовь к туризму и лыжным прогулкам, Е) умеренность в еде, употребление разнообразной, полноценной еды. |
3. Режим жизнедеятельности человека – это: | А) установленный порядок работы, отдыха, питания, сна, Б) деятельность человека в быту и на производстве. |
4. Знаешь ли ты о заболеваниях курящих людей: | А) да, Б) нет. |
5. Вредит ли алкоголь здоровью человека: | А) да, Б) нет, Г) полезен, но в меру. |
6. Откуда ты чаще всего получаешь информацию о здоровом образе жизни, о вредных привычках: | А) от родителей, Б) от педагогов в школе, В) от друзей. |
9. Нужна ли в школе работа по профилактике вредных привычек. | А) да, Б) нет, В) обязательно. |
Ключ ответов: 1-б, 2-в,е, 3- а.
Приложение №2 п.4.
Анкета «Здоровый образ жизни».
Цель: замерить уровень знаний по основам здорового образа жизни. 3-4 класс
1. Назовите факторы, от которых зависит здоровье отдельного человека (выберите ответ): | А) наследственный, Б) экологический, В) образ жизни данного человека, Г) образ жизни нации. |
2. Здоровый образ жизни – это: | А) знания человека о здоровье, Б) поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья, В) жизнь человека, в которой главным является отказ от курения и алкоголя, правильное питание. |
3. Укажите среди приведённых характеристик те, которые относятся к здоровому образу жизни: | А) курение, Б) пристрастие к алкогольным напиткам, В) любовь к туризму и лыжным прогулкам, Г) пристрастие к обильной высококалорийной пище, Д) отсутствие привычки к курению, алкогольным напиткам, наркотическим веществам.
|
4. Режим жизнедеятельности человека – это: | А) установленный порядок работы, отдыха, питания, сна, Б) деятельность человека в быту и на производстве. |
5. Знаешь ли ты о заболеваниях курящих людей: | А) да, Б) нет. |
6. Пассивный курильщик – это человек: | А) находящийся в одном помещение с курильщиком, Б) выкуривающий до двух сигарет в день, В) выкуривающий одну сигарету натощак. |
7. Вредит ли алкоголь здоровью человека: | А) да, Б) нет, Г) полезен, но в меру. |
8. Откуда ты чаще всего получаешь информацию о здоровом образе жизни, о вредных привычках: | А) от родителей, Б) от педагогов в школе, В) из средств массовой информации (радио, телевидение, печать), Г) от друзей. |
9. Нужна ли в школе работа по профилактике вредных привычек, по разъяснению влияния алкоголя, наркотических средств на организм человека. | А) да, Б) нет, В) обязательно. |
Ключ ответов: 1-в, 2-б, 3-в,д, 4-а, 6-а.
Приложение № 3 п.1.
Изучение психологического климата
в группе школьников.
(предложена Ф.Фидлером, адаптирована Ю.Хариным).
Ход выполнения.
Психолог, учитель предлагает детям следующие задания: из ниже приведённых противоположных по смыслу пары слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в классе, выберете одно слово. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «*», тем более выражено это качество в вашем классе.
Образец:
Дружелюбие 8 7 6 5 4 3 2 1 враждебность
Согласие 8 7 6 5 4 3 2 1 несогласие
Удовлетворённость 8 7 6 5 4 3 2 1 неудовлетворённость
Увлечённость 8 7 6 5 4 3 2 1 равнодушие
Продуктивность 8 7 6 5 4 3 2 1 непродуктивность
Теплота 8 7 6 5 4 3 2 1 холодность
Содружество 8 7 6 5 4 3 2 1 отсутствие содружества
Взаимоподдержка 8 7 6 5 4 3 2 1 недоброжелательность
Занимательность 8 7 6 5 4 3 2 1 скука
Успешность 8 7 6 5 4 3 2 1 безуспешность
Ответы по всем шкалам оцениваются по положению поставленного учащимися значка. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 10 (самый благоприятный) до 80 (самый неблагоприятный). Это индивидуальный показатель учащегося.
Для определения классного показателя психологического климата необходимо
1)подсчитать среднее арифметическое индивидуальных показателей,
2) сравнить полученный результат с ключом.
Ключ: 0 –26 баллов – неблагоприятный психологический микроклимат в коллективе.
27 –53 — условно благоприятный.
54 – 80 — благоприятный климат.
Изучение психологического климата в группе школьников (2-4 классы)
Наш класс дружный | 8 7 6 5 4 3 2 1 | Наш класс дружный | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
В нашем классе взаимоподдержка | 8 7 6 5 4 3 2 1 | В нашем классе взаимоподдержка | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
В нашем классе интересно | 8 7 6 5 4 3 2 1 | В нашем классе интересно | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
Мы все делаем вместе | 8 7 6 5 4 3 2 1 | Мы все делаем вместе | 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Методика выявления уровня развития самоуправления
в ученическом коллективе
Цель. Определить уровень развития детского самоуправления. Проведение. Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках:
4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
1. Считаешь ли ты, что у вас в классе есть общие цели, которые увлекают всех одноклассников?
2. Принимаешь ли ты участие в обсуждении проблем жизни класса, вносишь ли свои предложения?
3. Являешься ли ты организатором каких-либо дел, проводимых в твоем классе?
4. Участвуешь лм ты в подведении итогов работы класса, определении планов на ближайшее будущее?
5. Есть ли в твоей школе такие проблемы, в решении которых принимают участие все школьники или представители классов?
6. Принимают ли участие представители твоего класса (может быть, это ты) в организации общешкольных дел?
7. Можешь ли ты влиять на жизнь школы, внося свои предложения по организации различных дел?
8. Интересно ли тебе участвовать в делах школы, проводимых во внеучебное время?
9. Есть ли у вас в классе актив, который пользуется авторитетом у одноклассников?
10. Представляет ли актив класса больше интересы ребят, чем интересы учителей?
11. Всегда ли задуманное классом осуществляется?
12. Способен ли класс действовать сообща, если этого требуют поставленны классом цели?
13. Есть ли в твоей школе актив, который пользуется авторитетом у большинства учащихся?
14. Всегда ли представители классов отстаивают интересы своих коллективов в органах общешкольного самоуправления?
15. Проводятся ли в твоей школе дела, инициаторами которых выступают сами школьники?
16 . Хочешь ли ты быть организатором общешкольных дел?
17. Переживаешь ли ты за успехи или неудачи своего класса?
18. Осознаешь ли ты ответственность за работу своих товарищей, в выборах которых в актив ты участвовал?
19. Выполняешь ли ты своевременно и точно решения, принятые активом класса?
20. Отстаиваешь ли ты интересы своего класса в различных советах школы?
21. Осознаешь ли ты ответственность за свою школу?
22. Делаешь ли ты что-то, чтобы жизнь в школе стала лучше?
23. Поддерживает ли твой класс дружбу с другими классами?
24. Сочувствуешь ли ты успехам и неудачам общешкольного коллектива?
Обработка результатов.
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) вовлеченность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4)
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8)
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10,11,12)
4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16)
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20)
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24).
Приложение №3 п.2.
Диагностика уровня развития классного коллектива (оценивает классный руководитель)
Цель: анализ и оценка результатов работы за учебный год, постановка конкретных воспитательных задач по формированию классного коллектива.
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
№ п/п | Морально-психологическая атмосфера в коллективе. | Оценка | ||
5 | 4 | 3 | ||
1 | Активность в творческих поисках и устремлениях. | |||
2 | Уровень духовных запросов и интересов членов коллектива. | |||
3 | Проявления честности, товарищества, дружбы, сопереживания. | |||
4 | Уровень уверенности коллектива в своих возможностях. | |||
5 | Уровень общей активности, учёт интересов более большого коллектива. | |||
6 | Уважение активистов, которые делают всё ради общего успеха. | |||
7 | Стремление членов коллектива к взаимному общению и обмену информацией. | |||
8 | Коллективное стремление сотрудничать с другими коллективами. | |||
9 | Желание членов коллектива трудиться и отдыхать вместе. | |||
10 | Роль актива в сплочении и организации общественно полезных дел. | |||
11 | Роль деловых качеств при выборе актива. | |||
12 | Уважение руководителей, поддержка их требований, оказание помощи. | |||
Средний балл |
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
1 | Скорость решения коллективом вопросов и задач. | |||
2 | Взаимопонимание при решении общих задач. | |||
3 | Способность коллектива добиваться единодушного решения при оценке поведения отдельных членов коллектива. | |||
4 | Наличие у коллектива единого и чёткого мнения о своих возможностях, достоинствах, недостатках. | |||
5 | Принципиальность в оценке коллективом собственных возможностей. | |||
6 | Уровень восприятия и значения критики и самокритики в целом в коллективе и со стороны отдельных лиц. | |||
Средний балл |
3.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
1 | Наличие приподнятой, бодрой атмосферы в коллективе. | |||
2 | Наличие доброжелательности во взаимоотношениях членов коллектива. | |||
3 | Стремление к общим переживаниям событий, жизненных явлений. | |||
4 | Наличие мобилизованного настроения в трудных ситуациях. | |||
5 | Наличие расположения и доброжелательности в отношениях между микрогруппами. | |||
6 | Распространенность симпатий и дружбы между членами коллектива. | |||
Средний балл |
4. ВОЛЕВОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА
1 | Способность мобилизовать все силы для преодоления трудностей и довести дело до конца. | |||
2 | Умение самостоятельно ставить коллективные цели и сплочённо их достигать. | |||
3 | Способность сдерживать свои чувства, эмоции, когда этого требуют интересы дела. | |||
4 | Возможность коллектива длительно и целеустремлённо работать над выполнением поставленной цели. | |||
Средний балл |
Методика обработки данных.
Считаем средний балл по каждому показателю. Это позволит оценить уровень развития классного коллектива по каждому направлению в отдельности. Затем суммируем 4 средних балла и делим на 4. Получаем средний показатель уровня развития классного коллектива:
3-3,5 балла – недостаточный;
3,5-4,5 балла – средний;
4,5-5 баллов – высокий
Диагностика уровня развития классного коллектива (оценивают воспитанники)
№ | Характеристики | Оценка | ||||
1. | Уровень развития ученического самоуправления | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1.1 | Мы являемся организаторами своей жизни в классе. | |||||
1.2 | В классе есть органы самоуправления. | |||||
1.3 | Я знаю, как выполнить своё поручение. | |||||
1.4 | Мы сами планируем дела. | |||||
1.5 | Мы отвечаем за состояние своего класса (уют, чистоту, порядок). | |||||
1.6 | Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами. | |||||
2 | Взаимоотношения в классном коллективе | |||||
2.1 | Мы доброжелательны друг к другу. | |||||
2.2 | Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга. |