Методы финансовой политики
Кратко о содержании и сущности финансовой политики
В просторечии под термином «политика» большинство граждан понимает систему взглядов и мероприятий, направленных на осуществление каких-либо целей. Это понимание очень близко к истине. Но данный термин совсем не нов. Он возник еще в Древней Греции.
В ту эпоху города представляли собой отдельные государства – полисы. Именно от этого слова произошло слово «политика». Оно употреблялось тогда в значении управления городом (государством). Тогда же появилось и слово «политик». Им называли видных руководителей города или уважаемых граждан, представлявших интересы определенных групп населения.
Сегодня значение и применение данного термина значительно расширились. Поэтому выделяют несколько определений термина «политика» и несколько видов политики как таковой:
- Политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций, которая касается функционирования государства и регулирования общественно-экономических отношений.
- Политикой называется система взаимоотношений между различными социальными группировками в процессе обеспечения общественных благ и интересов с использованием различных инструментов, в том числе — государственной власти.
Одним из самых главных вопросов, обеспечивающих существование человеческого общества, является организация и регулирование хозяйственной деятельности. Именно в ходе производства создаются блага для удовлетворения человеческих потребностей. Поэтому одной из самых главных форм политики выступает экономическая политика.
Экономической политикой называется система взаимоотношений между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и общественными организациями, между государствами, направленная на достижение определенных экономических показателей или достижение каких-то определенных целей.
Любые экономические процессы требуют соответствующего финансирования. Финансы являются материальной основой решения экономических задач. Поэтому накопление, распределение и использование финансов являются объектами изучения и проведения соответствующей политики. Данная политика носит называние финансовой политики.
Определение 1
Финансовая политика – это структурный компонент экономической политики, который нацелен на формирование как можно большего объема финансовых ресурсов и рациональное, с точки зрения руководства, их перераспределение и использование.
Финансовая политика направлена на:
- как можно более полную мобилизация финансов (как в масштабе государства, так и на отдельном предприятии), чтобы обеспечить максимально возможное удовлетворение потребностей общества;
- гарантирование регулярного повышения уровня доходов на душу населения и общего уровня жизни в государстве;
- повышение бюджетной обеспеченности населения страны;
- повышение качества и уровней основных социальных стандартов;
- гарантирование обеспечения общественных функций и потребностей государства.
Факторы, влияющие на финансовую политику
Как и все экономические процессы и явления, финансовая политика испытывает влияние со стороны различных обстоятельств (факторов). Они составляют довольно внушительный перечень. Условно их можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К группе внешних факторов относятся те условия и обстоятельства, которые обусловлены воздействием на экономику и финансовые ресурсы экономикой других стран или международных рынков. Таковыми обстоятельствами выступает, в первую очередь, зависимость государства от импорта сырья, энергии или готовой продукции. Следующую группу внешних факторов образуют экспортные возможности и степень конкурентоспособности экономики государства. Еще одни важным внешним фактором является степень развития интеграционных связей мировым экономическим сообществом.
Внутренними факторами, определяющими финансовую политику, являются:
- отраслевая и территориальная структура хозяйственного комплекса;
- формы собственности в существующей экономической системе государства;
- государственная законодательная база;
- уровень жизни населения и уровень его интеллектуального развития;
- состояние денежно-кредитной системы и устойчивость национальной валюты;
- социальная стабильность.
Методы осуществления финансовой политики
Одной из важнейших функций финансовой политики является регулирование движения и использования финансовых ресурсов. Для этого применяются соответствующие методы распределения доходов – сальдовый и нормативный.
Определение 2
Сальдовым методом называют метод, который основан на выделении итогового элемента в распределении дохода.
Сальдовый метод выполняет еще и стимулирующую функцию. Прибыль предприятия определяется как разность между валовыми доходами и валовыми затратами. Именно это и является стимулом для снижения необоснованных затрат (расходов). Происходит постоянный поиск скрытых резервов.
Промежуточные элементы распределения, согласно сальдовому методу, рассчитываются дополнительно. Данные расчеты напоминают расчеты нормативного характера. Но они определяются не для объектов распределения, а для совсем других показателей.
Определение 3
Нормативным методом называется метод, заключающийся в установлении для каждого показателя определенных нормативов относительно объектов распределения.
Как правило, нормативное распределение прибыли осуществляется при ее налогообложении. Ставка налога на прибыль разделяет доход на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, и часть, вносимую в бюджет государства. Применение того ли иного метода не должно противопоставляться друг другу. Они должны носить взаимодополняющий характер. Сальдовый метод позволяет выделить итоговый элемент. А нормативный метод позволяет установить оптимальное соотношение нормативного регламентирования и самостоятельности субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц) в использовании средств.
понятие, основные методы. Основные концепции бюджетно-финансовой политики. Кривая Лаффера. Внешний и внутренний долг.
Циклический спад производства, который влечет за собой снижение ВВП и, соответственно, уменьшает налоговые поступления и увеличивает трансфертные выплаты. Дефицит, вызванный такими причинами, называется
Изменения в налоговой политике и политике текущих расходов бюджета. Если налоги остаются на одном и том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (например, в период предвыборной кампании возрастают социальные расходы), то образуется структурный дефицит.
Бездефицитность бюджета сама по себе не означает еще здоровья экономики. Кроме того, всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Государственный бюджет должен быть сбалансирован ежегодно, однако этот подход не учитывает фазы экономического цикла, на котором находится экономика. В период спада доходы государственного бюджета сокращаются, поэтому для поддержания сбалансированности бюджета государство должно понизить государственные расходы и повысить налоги. Это, в свою очередь, может способствовать углублению спада в экономике.
Государственный бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла. В период спада для борьбы с безработицей государство должно проводить стимулирующую бюджетно-финансовую политику, а в период подъема — сдерживающую бюджетно-финансовую политику для борьбы с инфляцией (см. табл. 14-1).
Таблица 14-1
Бюджетно-финансовая политика в ходе экономического цикла
Методы бюджетно-финансовой политики | Период спада. Стимулирующая бюджетно-финансовая политика. | Период подъема. Сдерживающая бюджетно-финансовая политика. |
1. государственные расходы; | увеличиваются | уменьшаются |
2. налоговые поступления; | уменьшаются | увеличиваются |
3. соотношение доходов и расходов | бюджетный дефицит | бюджетный профицит |
Ограниченность этого подхода заключается в том, что не учитывается различная продолжительность фаз спада и подъема.
3. Основной целью экономической политики государства, в частности бюджетно-финансовой политики, является обеспечение экономического роста, экономической и социальной стабильности. Эти цели могут быть достигнуты как в условиях бюджетного дефицита, так и при сбалансированности бюджета. Ограниченность этого подхода заключается в том, что при его реализации может превышена предельно допустимая величина бюджетного дефицита, которая составляет порядка 2% от ВВП.
Проиллюстрируем стимулирующую и сдерживающую бюджетно-финансовую политику с помощью модели «Совокупный спрос – совокупное предложение».
Стимулирующая бюджетно-финансовая политика проводится в условиях спада, поэтому для анализа выбран кейнсианский отрезок кривой АS (рис. 14-4). Увеличение государственных расходов и уменьшение налогов, которое в свою очередь, вызывает увеличение потребительских расходов, или сочетание этих двух мер, приводит к росту совокупных расходов и совокупного спроса, что на графике выражается сдвигом кривой AD0 к пунктирной линии. Однако из-за действия эффекта мультипликатора к реальный объем внутреннего производства увеличится в большей степени с Qy0 Qy1.
AS
AD0 AD1
0
Qy0 Qy1 Qy
Рис 14-4. Стимулирующая бюджетно-финансовая политика
Следует отметить, что для того, чтобы увеличить потребление на определенную величину, правительство должно уменьшить налоги на величину, превышающую эту сумму.
Например, правительство планирует увеличить реальный объем внутреннего производства на 20 млрд. долл., МРС =0,8. Как должны измениться а) государственные расходы; б) налоговые поступления?
а) ∆ВВП=20 млрд.долл.,
М=1/(1-МРС)= 1/(1-0,8)=5
Эффект мультипликатора выражается формулой: ∆ВВП = ∆АЕ*М или для нашего случая ∆ВВП = ∆G *М. Отсюда ∆G =∆ВВП/М. Подставим соответствующие значения и получим ∆G=20/5= 4 млрд. долл.
Ответ: для того чтобы увеличить реальный объем внутреннего производства на 20 млрд. долл., государственные расходы нужно увеличить на 4 млрд. долл.
б) Очевидно, что для того чтобы увеличить ВВП на 20 млрд. долл. необходимо при М=5 увеличить потребительские расходы на 4 млрд. долл. (∆С =∆ВВП/М, ∆С= 20/5= 4 млрд. долл.).
Государство влияет на увеличение потребительских расходов через уменьшение налогов. Чтобы потребительские расходы возросли на 4 млрд. долл., располагаемый доход должен увеличиться на 5 млрд. долл, так как%
∆DI = ∆С/ МРС. Подставим соответствующие значения:
∆DI= 4/0,8=5 млрд. долл.
Для увеличения располагаемого дохода на 5 млрд. долл. государство должно уменьшить налоговые поступления на 5 млрд. долл.
∆Т= -5 млрд. долл.
Ответ: для увеличения реального объема внутреннего производства на 20 млрд. долл. государство должно уменьшить налоговые поступления на 5 млрд. долл.
Вопрос 19. Инструменты бюджетно-финансовой политики
Инструменты бюджетной политики. Бюджетная политика выражается в системе мероприятий, проводимых государством посредством бюджетных доходов и расходов. Формируя доходную и расходную части бюджета, государство оказывает воздействие на поведение производителей, рост и использование доходов в народном хозяйстве.
Как правило, в бюджетной системе страны выделяются три уровня: центральный (государственный) бюджет, региональные бюджеты (бюджеты земель, областей, районов) и особые денежные фонды.
Государственный бюджет складывается из поступлений от предприятий и населения, а также отчислений от хозяйственной деятельности бюджетных организаций. За счет этих поступлений финансируются расходы государства на капитальные вложения в основные фонды, осуществляется поддержка предприятий, программ социального обеспечения, содержатся бюджетные учреждения, дотируется производство отдельных товаров народнохозяйственного значения и т. д. Средства региональных бюджетов используются производственной и социальной инфраструктурами областей, земель или районов. Особые денежные фонды государства (например; фонд защиты окружающей среды, Фонд занятости и др.) служат удовлетворению наиболее важных специфических потребностей народного хозяйства и общества, решению различных социально-политических задач.
Главной задачей бюджетной политики является удовлетворение потребностей экономики с минимальными издержками дефицита бюджета. Поскольку доходные и расходные части бюджета формируют различные факторы, то это приводит к созданию дефицита, который необходимо покрывать либо за счет внутренних источников (кредиты Центрального банка, выпуск правительственных облигаций), либо за счет внешнего заимствования у иностранных кредиторов — правительств или финансовых институтов. Так, формирование доходов в большей степени зависит от способности экономики к их созданию, нежели формирование расходов.
Финансирование бюджета имеет важное значение, поскольку тесным образом связано с процессами инфляции, роста внешнего долга, ухудшения платежного баланса и негативными последствиями изменения валютного курса. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться таким образом, чтобы в необходимой мере финансировать народнохозяйственные и социальные нужды, стимулировать сбережения предприятий и населения, достаточные для удовлетворения потребностей предприятий в оборотных средствах и инвестициях, не допускать излишней централизации финансовых ресурсов в руках у государства, что может привести к сбоям в экономике. Основными инструментами финансово-бюджетной политики в области кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ. К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.
Характер финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень платности в социальной сфере также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.
Вопрос 20. Бюджетно-финансовая политика в россии: проблемы и направления
Финансово-бюджетная политика
Выполнение государством предусмотренных законодательством функций и задач требует соответствующих ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их распределение связано с возникновением финансовых отношений между государством, налогоплательщиками и бюджетополучателями.
Характер организации этих взаимоотношений определяется проводимой государством финансово-бюджетной политикой.
Таким образом финансово-бюджетная политика – это совокупность правовых норм, действий и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в области финансовых отношений для решения ими своих задач и функций.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение цели и задач в области финансов, разработку механизмов мобилизации денежных средств, определение приоритетов в использовании бюджетных средств, управление финансами с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, которое обнародуется согласно Бюджетному Кодексу не позднее марта месяца года, предшествующего очередному финансовому году.
Послание определяет для Правительства РФ ориентиры формирования и исполнения бюджета на предстоящий финансовый год.
Финансовый год (бюджетный период) в России совпадает с календарным годом.
На региональном уровне, в зависимости от существующего законодательства в каждом конкретном субъекте РФ, могут предусматриваться бюджетные послания руководителей субъектов, но вместо посланий могут быть только направления бюджетной политики, прилагаемые в качестве одного из документов к проекту бюджета.
Существенным моментом в финансово-бюджетной политике является определение органов и организаций, а также их функций в бюджетном процессе.
Перечень органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает:
— органы законодательной (представительной) и исполнительной власти;
— финансовые и налоговые органы;
— органы денежно-кредитного регулирования;
— органы государственного финансового контроля;
— главные распорядители кредитов;
— государственные целевые внебюджетные фонды.
Остановимся на краткой характеристике основных бюджетных полномочий перечисленных структур.
Законодательные (представительные) органы – рассматривают и утверждают бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении.
Исполнительные органы осуществляют сводное финансовое планирование, составляют проекты бюджетов, вносят их на рассмотрение законодательных органов, осуществляют исполнение бюджетов, готовят проекты отчетов об их исполнении.
Денежно-кредитное регулирование осуществляет Центральный банк России, который совместно с Правительством Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Через структуры Центрального банка на местах осуществляется обслуживание денежных счетов федерального казначейства, счетов государственных внебюджетных фондов.
Главные распорядители бюджетных средств (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.) – первые прямые получатели бюджетных средств, обладающие правом распределять средства между распорядителями и получателями. Главный распорядитель бюджетных средств готовит бюджетную роспись распределения денег по распорядителям и получателям бюджетных ассигнований.
Контрольно-счетные органы — представлены Счетной палатой РФ, аналогичными контрольными органами в субъектах РФ, образуются представительными органами для осуществления контроля за расходованием средств в соответствии с законом о бюджете.
Все перечисленные органы являются участниками бюджетного процесса.
Бюджетный процесс — совокупность действий представительных, исполнительных органов власти, бюджетных организаций по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Бюджетный процесс включает:
сводное финансовое планирование;
составление, рассмотрение, утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
анализ и контроль за исполнением бюджета.
Среди первоочередных задач на ближайший период — реальная помощь малому бизнесу, снижение косвенных и отмена неэффективных налогов. Реальная финансовая стабилизация может быть достигнута только при обеспечении нормального межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов.
Вклад России в мировой ВВП остался крайне низким. Темпы роста и структуру нашей экономики нельзя считать удовлетворительными. Перед страной стоят задачи по обеспечению качественного роста и подъема экономики и существенному повышению благосостояния людей.
В модернизации нуждаются финансовая и банковская деятельность, требуется дальнейшее снижение налогов для роста бизнеса.
Социальная сфера характеризуется низким качеством и недоступностью значимых социальных услуг. Ухудшения в социальной сфере наблюдаются в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании. Для решения этих проблем необходимы действенные реформы, требующие значимых финансовых вложений. Это означает, что политика стимулирования экономического роста становится важнейшей. Надо помнить, что накопления в сырьевом секторе сами по себе не перетекут в инвестиции других отраслей или социальную сферу. Нужна продуманная социальная политика на длительный период. За этим должна стоять продуманная инвестиционная программа Правительства страны.
В расходах государственного бюджета на всех уровнях на первом месте остается образование, на втором — оборона, правоохранительная деятельность, социальная политика.
В нашем бюджете высока доля так называемых «непроизводительных» расходов: государственное управление, содержание силовых структур, погашение государственного долга. Они «съедают* около 60 % расходов федерального бюджета страны. Однако главное внимание государства должно быть приковано к развитию конкретной экономики.
Прогноз развития экономики России на среднесрочный период включает:
ускорение экономического развития страны;
повышение благосостояния граждан;
обеспечение качественных услуг в области здравоохранения и образования;
укрепление обороноспособности страны.
Основной стратегической целью бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, то предусматривается в долгосрочной стратегии, а их наращивание до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологичной рыночной экономике и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами.
На ближайшее будущее целевым критерием бюджетной политики должен стал рост объемов производства. Это не просто обеспечит финансовую стабилизацию, а увеличит объемы накопления и потребления в ВВП и повысит реальные доходы населения.
Глава 10. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика
Сущность финансовой системы и ее структура.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений по формированию и использованию ресурсов, посредством которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях обеспечения стимулов к наиболее эффективному процессу хозяйствования.
Отметим, что финансы — это не деньги, а денежные отношения, возникающие при переходе части дохода от одного владельца к другому. В качестве собственников здесь могут выступать государство, местные органы власти, фирмы, население.
Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему, которая включает экономические связи, возникающие:
— между государством и предприятиями разнообразных форм хозяйствования;
— непосредственно между предприятиями;
— внутри предприятий;
— между органами власти различных уровней;
— между государством и общественными организациями;
— между государством и населением;
— между государствами.
Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают: чистый доход, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и др. В связи с этим финансовые отношения выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и на этой основе — формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса.
На базе финансов формируется финансовая система — совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование денежных фондов. В условиях командно-административной системы используется принцип демократического централизма, который предполагает централизацию большинства ресурсов у государства. В условиях рыночной экономики господствует принцип федерализма, который предполагает разграничение функций и финансовых ресурсов между финансовыми звеньями системы.
Основными звеньями финансовой системы выступают:
— бюджеты различных уровней власти;
— бюджеты и фонды социального, имущественного и личного страхования;
— финансы предприятий, учреждений, организаций;
— финансы населения.
Финансовая система подразделяется на централизованные (государственные) и децентрализованные финансы.
Централизованные финансы, аккумулируемые на государственном уровне, включают бюджеты различных уровней власти, внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также кредит.
Децентрализованные финансы образуют:
— финансы предприятий, которые включают фонд накопления, образуемый за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и амортизационных отчислений, направляемых на обновление и пополнение производственных фондов; фонд потребления; резервный фонд, необходимый для покрытия временно возникающих потребностей в денежных средствах;
Финансы призваны выполнять различные функции: воспроизводственную, распределительную, контрольную и стимулирующую.
Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Увеличение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабочей силы.
Распределительная функция финансов означает, что с их помощью осуществляется распределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, учреждениями, различными социальными слоями населения, а также распределение общественного продукта.
Контрольная функция финансов предполагает, что с их помощью правительство осуществляет контроль за пропорциональностью в распределении и использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического сотрудничества, внедрению инноваций.
Таким образом, функционирование финансов сопровождается формированием экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, государства и работников, участвующих в производстве и реализации товаров и услуг; по поводу создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
8. Финансовая политика
Финансовая политика (ФП) — совокупность финансовых мероприятий правительства, включая денежно-кредитные элементы, через звенья и системы финансово-кредитной политики.
Звенья ФП:
— выработка общей концепции финансовой политики;
— определение направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
— осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Основу ФПсоставляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет эффективное использования финансовых ресурсов, регулирование экономических и социальных процессов, стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.
Основные направления ФП:а) разработка финансового механизма и основных направлений использования финансовых ресурсов; б) определение практических действий, направленных на достижение поставленных целей или задач.
Цель ФП — повышение объема эффективности использования финансовых ресурсов.
Задачи ФП:
1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.
2. Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов.
3. Организация регулир. и стимулир. экономич. и соц. процессов финансовыми методами.
4. Выработка фин. механизма и его развития в соответ. с измен. целями и задачами стратегии.
5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами
Основные принципы ФП:
— единство законодательной и нормативной базы;
— открытость и прозрачность;
— разграничение полномочий и предметов ведения;
— целевая ориентированность;
— научный подход к реализации намеченных целей;
— экономичность и рациональность;
— управляемость финансовыми потоками на централизованной основе.
9. Частные элементы фп (бюджетная, налоговая, таможенная, ценовая, инвестиционная, денежная, социальная)
Направления финансовой политики:
1. Налоговая политика.Должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
2. Бюджетная политика.государстваэто совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации де-нежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
3. Денежно-кредитная политика.Повышение эффективности банковской системы и стимулирование организационных сбережений населения.
4 . Социальная политика.ФП государства имеет социальную направленность: выплата в полном объеме з/пл. работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим; разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения; сдерживание роста безработицы и создания условий для расширения занятости.
5 . Инвестиционная политика.Заключается в: повышении роли Бюджета РФ как источника финансового обеспечения госуд. инвестиц. политики; создании условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развития ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций.
6. Ценовая (тарифная) политика— это принципы и методики определенияцен(итарифов) на товары и услуги.
Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен.
На уровне экономической системы устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административноили на основерыночного механизма). В дальнейшем правительствоможет вмешиваться в ценообразование отдельных предприятий как в рамках антимонопольной политики (тарифная политика), так и в рамках поддержания стабильности цен (ценовые ограничения).
7. Таможенная политика— частьвнешнеторговойдеятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.
9.3. Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике
Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты и положительное сальдо платежного баланса.
Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты бюджетно-финансовой политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями. Бюджетно-финансовую политику также иногда называют налогово-бюджетной по основным инструментам, с помощью которых она воздействует на хозяйственную ситуацию в стране. Или еще ее именуют фискальной (фиск — латинское олово, оно означает корзину, в которой хранили деньги древнеримского легиона).
Бюджетно-финансовая политика — это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.
Бюджетно-финансовая политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители — предприятия и правительство — готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
Оно делает это с помощью мер бюджетно-финансовой политики, в основном изменяя государственные расходы и налоги.
Например, путем уменьшения сбора налогов с населения можно повысить такой компонент совокупного спроса, как потребительские расходы.
Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций — другого компонента совокупного спроса.
Третий компонент совокупного спроса — государственные закупки — государство, используя инструменты бюджетно-финансовой политики, может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.
Вмешательство государства в экономику с целью ее регулирования осуществляется в двух формах бюджетно-финансовой политики — дискреционной и недискреционной (автоматической).
Первая — дискреционная форма бюджетно-финансовой политики — основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.
Дискреционная бюджетно-финансовая политика — сознательное изменение налогов и расходов, осуществляемое правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики.
Вторая — недискреционная форма бюджетно-финансовой политики — имеет меньшее значение. Она основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Эта форма бюджетно-финансовой политики реализуется с помощью «встроенных стабилизаторов», к которым относят систему прогрессивного налогообложения и систему социальных пособий. Так, в период процветания экономики вследствие роста доходов налоговые поступления автоматически возрастают (при прежних ставках), что, в свою очередь, сдерживает экономический подъем. В период спада при сокращении ВНП налоговые поступления автоматически сокращаются, и эти сокращения удерживают спад.
Трансфертные платежи (социальные пособия) — один из компонентов бюджетных расходов — ведут себя прямо противоположно. Выплаты по ним пособий и субсидий малоимущим слоям населения сокращаются во время подъема и возрастают по мере спада производства.
Недискреционная бюджетно-финансовая политика основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер.
Встроенные стабилизаторы — экономические механизмы, такие как подоходный налог, пособия по безработице, которые являются частью системы государственных финансов и которые автоматически смягчают реакцию ВВП на изменения совокупного спроса.
Бюджетно-финансовая политика государства с рыночной экономикой, как правило, формируется на основе трех вариантов.
Первый вариант исходит из того, что необходимо обеспечить сбалансированность госбюджета, то есть госбюджет должен быть без дефицита. При этой сбалансированным должен быть любой ежегодный бюджет. Использование этого варианта, однако, ограничивает возможности бюджетного регулирования как составной части государственного воздействия на экономические процессы.
На практике использование принципа сбалансированности бюджета может способствовать углублению экономических противоречий. Так, в условиях экономического спада в связи со снижением уровня производства и доходов обостряется проблема бюджетного финансирования. Это вызвано тем, что налоговые поступления обнаруживают тенденции к падению. В подобной ситуации власти должны либо повысить налог, либо понизить государственные расходы, либо прибегнуть к сочетанию обеих этих мер. В результате их действия совокупный спрос сократился бы, что неизбежно повлекло бы за собой дальнейшее ухудшение экономической ситуации. Обеспечение сбалансированного бюджета с помощью финансирования его дефицита за счет денежной эмиссии изоляционного характера привело бы лишь к номинальному росту налоговых и других поступлений в бюджет. Они были бы «съедены» инфляционным ростом цен. А реальные доходы государства понизились бы и, как следствие, усугубились финансовые трудности экономики в целом.
Второй вариант бюджетно-финансовой политики государства также основывается на принципе сбалансированности бюджета, но не в рамках одного года (как в первом варианте), а за любой определенный отрезок времени, например в течение экономического цикла. При использовании этого концептуального подхода происходит увязка государственной бюджетно-финансовой политики с политикой антикризисного регулирования. Taк, для расширения рыночного спроса в условиях спада правительство принимает меры по снижению налогов и одновременно увеличивает бюджетные инвестиционные расходы. Сознательно расширяя дефицит бюджета, власти используют инфляционные методы. В условиях подъема они, наоборот, повышают налоги и снижают бюджетные расходы (прежде всего, на инвестиции), тем самым противодействуя выходу инвестиций за рамки платежеспособного спроса. Подобный подход также имеет свои минусы, поскольку продолжительность и интенсивность подъемов и спадов, как правило, не совпадают. А это, в свою очередь, мешает оптимальному согласованию бюджетно-финансовой политики государства и антикризисного регулирования.
В третьем варианте бюджетно-финансовой политики ее роль заключается в достижении сбалансированности экономики в целом, а не только бюджета (как по концепции, используемой в первом и втором вариантах). Согласно третьему подходу, макроэкономическая стабильность может сочетаться с разными состояниями бюджетного финансирования, то есть может сопровождаться как дефицитом, так и профицитом бюджета. Бюджетная стабильность здесь рассматривается всего лишь как второстепенная функция экономической динамики.
Подобная трактовка исходит из того, что макроэкономическая стабильность означает устойчивый экономический рост, который сопровождается автоматическим увеличением налоговых поступлений. И как его следствие происходит самоликвидация бюджетных дефицитов. Согласно принципам третьего варианта, при возникновении дефицитов их можно ликвидировать путем повышения налогов или привлечения займов. Однако в этом случае долг будет возрастать. Но в условиях опережающего накопления кредитных ресурсов для финансирования бюджета макроэкономическую стабильность удается сохранить.
В развитых рыночных экономиках сегодня преобладает использование второго и третьего вариантов бюджетно-финансовой политики. Это значит, что большинство государств проводят курс на допущение финансовых дефицитов. Так, во многих западных странах с 1970-х гг. проводится политика таргетирования (от английского «target» — цель). Ее суть сводится к установлению максимально допустимых размеров бюджетных дефицитов по отношению к валовому внутреннему продукту не выше 3%. В отличие от стран Европейского сообщества США с 1998 г. перешли к профицитному бюджету.