Как воспитать в себе ответственность и чувство долга: Как воспитать в себе ответственность и чувство долга. – Как воспитать в себе ответственность и чувство долга?

Автор: | 31.03.2020

Как развивать ответственность — Лайфхакер

Подводя итоги закончившегося октября, я с сожалением вынужден признать, что мне не хватило ответственности. К сожалению, руководства по развитию этого качества для взрослых в интернете я не нашел. Поэтому пришлось писать руководство самому себе.

Надеюсь, оно поможет и вам.

Как развивать ответственность, кролик показывает язык ёжику
Сначала давайте разберемся, а что такое ответственность? Словарь дает такую трактовку: «субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». На йоге, где одна из ценностей — это осознанность жизни, мне говорили, что слово «ответственность» идет от корня «вед» и обозначает «ведаю, что творю». Звучит красиво, но лингвисты говорят, что корнем является ветео (совет), которое уходит к βουλή, что с древнегреческого означает воля. Вот как раз воля — это способность сознательно управлять своей жизнью. Так что тренер по йоге был близок к истине.

Учитесь признавать свои ошибки. Это, наверно, самое сложное. В тот момент, когда тебя хвалят или благодарят, каждому из нас это приятно. Только вот когда мы слышим критику или порицания, то ведем себя совсем по-другому. Очень трудно не начать обороняться, стараясь сделать виноватым другого. А ведь куда правильнее сказать «Извини» и описать в чем именно ты раскаиваешься. Как раз тут ты развиваешь понимание поступков.

Еще сложнее извиниться, если тебя уличили во лжи. Ведь тогда надо будет сказать правду, а не просто предложить пути разрешения ситуации.

Проводите границы ответственности.

Очевидно, что вы не можете быть в ответе и за всех, и за всё. Поэтому регулярно стоит размышлять, а где проходит граница? Мы каждый в ответе в первую очередь за себя. Поэтому на этом примере давайте попробуем провести границы.
Попробуем ответить на вопросы:

  • Кто отвечает за мои мысли, поступки, слова? Однозначно я сам.
  • Кто отвечает за моё здоровье? Если долго относится к нему безответственно, то настанет момент, когда отвечать будет врач. А пока я.
  • Кто отвечает за мою репутацию? Я и мои близкие.
  • Кто отвечает за мой уют? Женатый мужчина ответит — моя жена.
  • И так далее.

Проводить границы стоит не только в отношении себя. При этом помните: «очень многие вещи находятся не в зоне нашего влияния, а значит мы не можем за них отвечать». Вы не можете брать на себя ответственность за последствия землетрясения – вы же не Господь Бог. Вы отвечаете только за то, как потратить 10$ – пожертвовать их или купить новую книгу.

Формулируйте правила и придерживайтесь их. Принимать решения всегда трудно. А зачастую еще и долго. Именно поэтому люди придумали правила, законы, мораль. Но мы все разные, кто-то может больше, кто-то меньше. Поэтому придерживаться чужих правил не всегда верно. Более того, чужие правила зачастую конфликтуют не только с нашим представлением о правильном, но и друг с другом.

В заключение перефразирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за то, что сотворили».

Чувство долга — Психология человека

Есть у человека такое чувство, называется – чувство долга, которое формируется в нем с самого рождения, в окружении определенных людей, которые его учат и воспитывают. Сформировавшись в нас, это чувство говорит нам о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными в собственной правоте. Но это уже детали, ведь из-за нашего чувства долга мы все так много друг другу должны, что при всем желании вряд ли когда-нибудь сумеем расплатиться по своим долгам.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела. И неважно, хотите вы что-то делать или нет, если должны – делайте! Делайте то, что должны делать, а почему, зачем и для чего – не важно! Если чувство долга обязывает человека что-то делать, тогда никакие вопросы с его стороны неуместны. К тому же, далеко не каждый человек задается вопросом – почему он что-то кому-то должен, пусть даже самому себе? Потому, что так решили другие люди, или потому что он сам так решил? Давайте в этой статье разберемся с тем – что, кому и почему мы должны и должны ли на самом деле.

Самое интересное, а с моей точки зрения самое страшное, что есть в чувстве долга – это приписываемое ему многими людьми – величие, благородство, искренность, духовность, свободная воля и ответственность. Именно с этими высокими качествами человека, ассоциируется чувство долга у большинства людей. То есть, испытывающий чувство долга человек, которое, оказывается, имеет внутреннее начало – проявляет волю и совершает благодаря ей благородные, великие и искренние поступки, за которые добровольно несет ответственность. Как красиво и как сильно звучит, согласитесь. Воля человека, оказывается, проявляется в его чувстве долга, в котором также выражается чувство свободы. С виду все красиво и аккуратно, если не вдумываться во всю эту галиматью. Но, возникает вопрос, почему свободный человек, имеющий силу воли, должен быть кому-то что-то должен? Почему он не может – хотеть совершить благородный поступок? Почему человек не может хотеть творить великие дела, почему он обязательно – должен это делать? Разве само это понятие долг, не отрицает всякую свободу и волю, всякую искренность и духовность, а следовательно и благородство с величием? Разве долг не обращается к нашему страху и рабскому нутру? Вот, что значит – должен? А если вот я не сделаю то, что должен сделать, тогда что? Меня совесть должна будет заесть, или я понесу какое-то наказание? Думаю, здесь необходимо определиться с понятиями, чтобы разобраться со всеми этими вопросами.

Что же такое чувство долга? Ну, с чувством все понятно, чувство – это способность человека ощущать, воспринимать, переживать. Когда мы чувствуем, мы переживаем определенные эмоции. А вот что касается долга, то с ним не все так просто, долг – это обязательство, которое может быть добровольным, а может быть навязанным. Обратим свое внимание на добровольное обязательство. Что это вообще такое – добровольное обязательство? Разве слово добровольное, не противоречит слову обязательство? Обязательство – это обещание, требующее безусловного выполнения. Сразу возникает вопрос – а если человек откажется выполнять свое обещание, что тогда? Если человек, якобы добровольно, что-то пообещал другим людям, взяв тем самым на себя определенные обязательства, которые сформировали в нем чувство долга, ведь он стал кому-то что-то должен, добровольно должен, то может ли он это обещание не выполнять? Ну, можно сказать, что может, но к такому человеку не будет доверия в будущем, что в принципе, не является проблемой, потому что в нашем мире никому доверять нельзя. Но, если человек не давал никому никаких обещаний, а ему навязали чувство долга, может ли он в таком случае от этого долга отказаться, ведь никому ничего не обещал? Теоретически, может, но на деле, такие люди осуждаются обществом и в некоторых случаях наказываются им. Допустим, человек не хочет идти в армию и защищать свою Родину, хотя его чувство долга, должно, вроде как, призывать его к этому, а он вот, не хочет. Волнует ли в нашем обществе кого-нибудь, что он хочет, а чего не хочет? Пожалуй, что нет, и если закон говорит человеку призывного возраста, что он должен служить в армии, значит, он будет служить, или понесет наказание за уклонение от своих обязанностей. Может быть, тогда не стоит путать чувство долга с чувством страха?

Но это еще не все. Долг – это не просто обязательства, это еще и ответственность. Ведь если вы обязаны что-то сделать, то за свои действия вы должны нести ответственность, чтобы эти ваши действия были правильными. Ведь движимый чувством долга человек может безответственно выполнять свои обязательства, и что же тогда с ним делать? Ответственность – это обязанность отвечать за свои действия и за их последствия. А что значит – обязанность отвечать? Это значит, что если человек что-то сделает неправильно, если он ошибется, схалтурит, тогда он будет наказан. Не бывает ответственности без наказания, если человек за что-то отвечает, тогда он должен быть готов к наказанию, которое он понесет, если не справится с тем, за что он отвечает. Для этого на человека и возлагают ответственность, чтобы иметь возможность его наказать, если он с чем-то не справится, хотя и не только для этого. Но нас в данном случае интересует то, что все сводится к наказанию, то есть, к насилию, без которого, видимо, наше общество не может существовать. Так вот, если упростить все эти мои рассуждения, то получается, что за таким благородным и высоким чувством, как чувство долга, скрывается примитивное насилие, которое применяется по отношению к тому человеку, который не желает отдавать свои долги. Но, спросить-то можно не со всех, верно, а только с тех, кто слаб, потому что слабый человек не может дать сдачи. Другими словами, долги всегда взимались и будут взиматься преимущественно со слабых людей. То есть, с тех, кого можно безнаказанно наказать. Вот вам и благородное, высокое чувство долга, которое человек, якобы должен испытывать добровольно.

Сильный и свободный человек никому ничего не должен, ни себе, ни другим. Он не отдает долги, а собирает их с других. Сильный и свободный человек может только захотеть что-то сделать, для себя и для других людей, в том числе и что-то хорошее, благородное и великое. Желание, а не чувство долга руководит сильным человеком. Чувство долга было придумано для зомбирования рабов, чтобы они делали что-то, не думая о том, почему и зачем они это делают, а только потому, что должны делать. И наш мир, как видите, заполнен долгами под завязку, в нем все что-то кому-то должны, ну или почти все. На большинство из нас навешали столько долгов, что нам жизни не хватит, чтобы рассчитаться по ним. Не успеем мы появиться на свет, а уже кому-то что-то должны. Мы должны родителям, Родине, государству и вообще всем, кому от нас что-то надо. И большую часть наших долгов нам пытаются объяснить таким образом, что якобы это мы сами решили, что кому-то что-то должны. Нам говорят – что мы родились с чувством долга и что это чувство отличает нас от животных. Долги, оказывается, делают нас людьми, кто бы мог подумать. Ну что же, возможно для некоторых представителей нашего рода, быть кому-то что-то должным – это действительно единственный способ стать человеком. Ведь не все люди руководствуются здравым смыслом, когда что-то делают, большинство из них предпочитают что-то делать только из-под палки. А долг – это палка!

Я рекомендую вам друзья, забыть обо всех этих долгах, которые на вас висят. Не нужно руководствоваться никаким чувством долга, принимая те или иные решения в своей жизни – выкиньте эту заразу из своей головы. Какие могут быть долги, вы родились свободным человеком, никому, запомните это, никому ничего не должным. А если вы испытываете чувство долга, значит – вы заражены социальным вирусом, который подчинил ваш ум и вашу душу своей воле. Вернее, он подчинил вас воле других людей, кому, как вы считаете, вы что-то должны. А раз вы заражены этим вирусом, тогда вам необходимо его лечить, самим, или с помощью специалистов. Иначе, вами всю жизнь будут помыкать, вас сделают слугой вашего чувства долга и чужих интересов. От чувства долга необходимо избавляться! Но, это не означает, что нам не нужно ни к чему великому стремиться, не нужно ничего хорошего, благородного и полезного делать для других людей и жертвовать собой ради других. Просто нам надо понять, что мы не должны, а мы можем быть людьми, если захотим. То есть, мотивация у нас с вами должна быть другой. Никаких рабских долгов у нас с вами быть не должно, у нас может быть только желание, основанное на понимании нами жизни и нашей, действительно свободной воли. А долги и чувство долга, это не просто рабская модель мышления, это еще и зависимость. Люди зависимы от своих долгов, а если они зависимы, то значит они и больны. А раз люди больны, то их, как уже было сказано выше – нужно лечить. Ведь кто знает, к чему завтра побудят толпу с помощью чувства долга, которое людям, всегда будет кому навязать. Долг говорит вам – как вам жить! Но в действительности, это другие люди и их идеи, а значит и их интересы, говорят вам – как вам жить. А долг, друзья, платежом красен, если должны – тогда делайте, делайте то, что велит вам делать ваше чувство долга, за которым, уж будьте уверены, обязательно стоит какой-нибудь конкретный человек и внедренная им в общественное сознание идеология.

Так вот, чтобы никто нами не помыкал, чтобы никто нами не манипулировал и не указывал нам, что и как надо делать, нам необходимо заменить свое чувство долга своими разумными желаниями. Поступайте так, как вы хотите поступить, а не так, как должны. Вы ничего никому не должны. Есть здравый смысл, есть наши желания, основанные на этом здравом смысле, и есть возможности, которыми каждый из нас в настоящий момент располагает. Вот на основании всего этого нами и могут приниматься те или иные решения, после которых мы будем совершать определенные действия, для достижения нужных нам целей. Дайте этому миру именно то, что вы можете и что вы хотите ему дать, и не потому, что вы должны это сделать, а потому, что что-то отдав этому миру, вы непременно что-то получите от него взамен. Человек пришел в этот мир для того, чтобы что-то ему дать и чтобы что-то у него взять, именно такой подход к жизни делает ее полноценной. А что вы можете дать этому миру? Наверное, то, что вам позволяют ему дать ваши текущие возможности, верно? Нельзя требовать от человека того, что он не может дать, потому что это насилие над ним. Если, к примеру, родители не смогли должным образом воспитать своего ребенка, не смогли подготовить его к жизни, тогда не надо говорить ему о том, что он чего-то там им должен. Нормальный человек и сам прекрасно знает о том, что ему нужно помогать своим родителям, не потому что он им должен, а потому что он хочет это сделать, у него в крови это желание. Но человек не всегда может это сделать, даже если хочет, вот в чем дело. Он не всегда может помочь своим родителям, не всегда может помочь другим людям и даже самому себе. А ему при этом указывают на его чувство долга, давят на него, пробуждают в нем чувство вины, хотя он ни в чем не виноват. Зачем, спрашивается, загонять человека чувством долга в депрессию, зачем заставлять его под давлением делать то, что он может делать по желанию, если у него только будет возможность это что-то сделать? Люди сковывают друг друга несуществующими долгами из-за своего эгоизма. И когда вам кто-то заявляет, что вы кому-то что-то должны, можете смело расценивать это заявление, как агрессию против вас. А агрессии нужно уметь противостоять, и возможность такая есть у всех.

Развивайте в себе чувство собственного достоинства и чувство свободы друзья и тогда никакие долги к вам не прицепятся. Во всяком случае, добровольно вы точно не захотите быть кому-то что-то должными, жгучая страсть к свободе пересилит внутри вас всякое рабское мышление. Посылайте к черту все эти рабские чувства внутри вас, все эти сопли, которыми другие люди обмазывают свой низменный и циничный эгоизм, навязывая вам свою волю. Долги, в любой вообще форме, они не для вас, они не для людей. Долги нужны тем, кто сам себя не считает человеком, кому нужна не внутренняя, а внешняя сила, чтобы что-то полезное делать, в том числе и для самих себя. Вам же я предлагаю быть людьми, а не ведомым скотом, не имеющим ни собственного мнения, ни собственного Я. А чтобы быть людьми, вам надо чувствовать себя свободными, свободными от всего, от всех долгов и связанных с ними чувств. Творите великие дела – по желанию, опираясь на здравый смысл, а не на обязывающие вас к чему-то чувства. Помогайте другим людям, опираясь на свою внутреннюю силу, которая будет тем больше, чем большему числу людей вы поможете. Запомните, слабый человек не в состоянии даже о самом себе позаботиться, тогда как по-настоящему сильный человек, способен позаботиться о многих людях, он способен позаботиться обо всех людях в этом мире. В этом проявляется сила духа человека и его величие, в этом проявляется его Божественное начало, которым наделен каждый из нас. Настоящий, свободный, сильный человек никогда не скажет себе, что он что-то там кому-то должен, он скажет – Я Хочу!

Что, думаете, общество вас не примет с вашими желаниями, думаете, оно вас отвергнет? Все оно примет, если вы будете тверды в своих желаниях. Не надо бояться быть сильным и свободным, ведь общество состоит из таких же индивидов как вы, которые тоже хотят быть свободными и сильными, и никому ничего не должными. Подайте пример людям, проявите твердость в своем решении отказаться от всех навязанных вам долгов, и большинство вас обязательно поддержит. Мы и без всякого чувства долга можем быть нормальными, ответственными и порядочными людьми, полезными друг для друга. Вы же умные люди, вы ведь сами можете понять, что можно делать в этой жизни, а чего нельзя, и почему. А если вы этого не понимаете, тогда читайте мои статьи, в них я объясняю вам, каким и почему следует быть человеку, если он хочет быть человеком, а не обезьяной. Мы ведь с вами не бараны, чтобы вечно чему-то или кому-то подчиняться, мы что, сами не в состоянии понять, что такое хорошо, а что такое плохо? Все мы можем, если захотим. Можно протянуть упавшему человеку руку потому, что общество от вас это требует, а можно просто захотеть помочь человеку, который оказался в беде, и который состоит из той же плоти и крови, что и вы.

И не надо чувствовать себя виноватыми из-за чувства неисполненного перед кем-то долга, ежели таковое у вас появится. Чувство вины в себе нужно выжигать калёным железом, ибо это очень вредное чувство. Вы и только вы решаете, что правильно в вашей жизни, а что нет, а не кто-то там со своими правилами и порядками. Вы сами решаете, что, когда и как вы будете делать. Да, другие люди будут на вас давить, они будут вас осуждать, будут заставлять вас делать то, что нужно им, это естественно, такова жизнь. Но, если вы не сломаетесь внутри себя, если не признаете себя рабом и слабаком, тогда у вас всегда будет возможность противостоять любому давлению на вас. Сделайте должными вам тех, кто заявляет вам о том, что вы кому-то и в частности им, что-то должны. Учитесь держать психологический удар – атакуя агрессора, ибо лучшая защита – это нападение. Вам говорят, что вы должны, а вы отвечайте, что должны вам. Хотя, в некоторых случаях можете ничего не отвечать, зачем разговаривать с теми, кто на вас давит, ведь это ваши враги. Просто делайте так, как вам надо, как вы хотите и как вы можете делать и тогда вы победите всех своих врагов.

Чувство долга – это вирус, делающий человека рабом, и активизируется он только тогда, когда человек воспринимает его всерьез, когда человек верит в то, что он что-то кому-то должен. Перестаньте верить в эту чушь и вы станете свободным человеком, а став свободным, вы непременно станете – сильным человеком. А сильный человек, как я уже сказал, не знает слова – должен, он знает слово — хочу.

Статья опубликована: 15.01.2012. Последнее обновление: 01.12.2017

Чувство долга и ответственность

16 Ноябрь 2014      Игорь Коваленко      Главная страница » Психология      Просмотров:   7399

Говоря о таких переживаниях, как чувство вины и угрызения совести, мы подчёркиваем то, что именно они являются основой личной ответственности человека, формирования у него чувства долга. Данный процесс начинается ещё в детстве, и его успешность во многом зависит от воспитательной позиции родителей.

Ответственность — одна из важнейших социальных и психологических характеристик личности. Именно она, ответственность, в большей степени лежит на родителях, так как они несут ответственность за ребёнка. Они выполняют свой долг перед государством (пополнить население страны) и перед собой — вырастить и воспитать своего ребёнка должным образом.

Чувство ответственности переживается людьми по-разному. Это зависит, в большей степени, от возраста человека, его конкретной сферы деятельности и социального статуса в обществе. Это чувство развивается на протяжении всей жизни человека. Так, например, психологическая точка зрения на ответственность у людей разная…

Одни чувствуют себя ответственными только за то дело, которое поручили им, а другие считают себя ответственными за всё, даже за то, чего им не было поручено. Самим человеком ответственность воспринимается, как чувство долга.

Ответственность, с точки зрения психологии, это некое психологическое влияние со стороны общество.

Эти качества, такие как ответственность и чувство долга, с рождения заложены в каждом человеке. Они являются психологическим аспектом во всей нашей жизни. Понятие «чувство долга» по сути, очень близко к понятию «совесть». Они оба предполагают наличие у человека чувства личной ответственности за свои дела и поступки.

Только разница между ними такова: совесть отражает нравственную оценку поступков человека, а чувство долга — их побудительный и мотивационный аспект. Эти сущности являются наиболее благородными чертами человека. Не было бы такой замечательной черты у человека, как ответственность, общество бы потеряло свою сущность. Ведь не из страха, а из чувств долга ответственности, общество обязано воздерживаться от дурного.

Читайте также:
Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях:
    Метки: ответственность, Чувство долга     

Воспитание и развитие ответственности — Психологос

Фильм «Майор Пэйн»

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут. Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни. Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя. Развитие ответственности — давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности. Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.
  • Вводное занятие Университета

Чувство долга — это… Определение, характер, психология

Скорее всего, вам доводилось испытывать необъяснимое чувство ответственности перед кем-то, как будто вы кому-то что-то обязаны — это чувство долга. Вы не можете себе объяснить, почему оно возникает, но тем не менее ощущаете его. Попробуем разобраться, что же это такое и почему люди его испытывают.

Определение понятия

Чувство долга — это ощущение внутри себя, формирующееся в нас еще с самого рождения. На это влияют люди, в окружении которых мы растем, и то, как нас воспитывают и чему учат.

Появившись, оно говорит нам о том, что мы должны делать, при этом не имеет значения, почему это нужно. У нас создается впечатление, что мы просто должны.

Конечно, довольно часто люди видят только то, что им должны другие. Свои требования они предъявляют не только близким людям, но и всему обществу. К тому же они полностью уверены в своей правоте. Однако это только детали. Каждый из нас кому-то что-то должен и, наверное, человеку не хватит жизни, чтобы отдать все долги.

Чувство долга и ответственности хорошо воспринимается в обществе, оно культивируется и его восхваляют, что неудивительно, ведь оно вынуждает людей делать свою работу. Не имеет значения, есть у вас на это желание или нет, вы должны, а значит надо, вот и делайте. Когда чувство долга толкает человека на то, чтобы он что-то делал, то вопросы с его стороны абсолютно неуместны.

Вдобавок мало кто задает себе вопрос, почему я что-то должен. А в случае, когда это касается меня самого, так решил я или другие люди?

Человек стоит в воде.

Влияние на человека

Проблема чувства долга заключается в том, что, будучи в таком состоянии, человек становится менее уверенным в себе, его самооценка понижается. Он начинает испытывать безысходность. Человек задается вопросами о том, насколько он значим, и, скорее всего, приходит не к самым лучшим выводам. В таком случае для человека важнее другие люди, а не он сам.

Однако жизнь коротка, глупо тратить ее на постоянное размышление о своей значимости и о том, почему все так, а не иначе. Ведь если человек доказывает себе и всему миру то, что он значимый, его жизненные силы уходят, а также ухудшается эмоциональное и физическое состояние.

Девушка чем-то огорчена.

Формирование чувства долга

Почему у нас возникает это чувство? К примеру, ребенок должен ходить в детский сад, но, возможно, ему это не нравится, и он этого не хочет. Следовательно, можно сказать, что воспитание чувства долга в человеке начинается еще с раннего детства.

После садика его отправляют в школу, ждут от него хороших оценок, записывают на различные секции, но делают это его родители, потому что так принято, так надо, но хочет ли он сам этого? В большинстве случаев мнение ребенка вообще не спрашивается.

Посещать школу нужно для того, чтобы поступить в хороший университет, получить высшее образование, которое необходимо для трудоустройства на высокооплачиваемую работу. Различные секции нужны для общего развития и расширения кругозора, по мнению родителей.

Посещать и изучать английский язык дети начинают с раннего детства. Никто не спрашивает, хотят ли они этого. Родители считают, что они должны это делать. Дети прислушиваются и следуют указаниям, чтобы не расстраивать маму и папу, поэтому и учат английский.

Все вышеописанное — распространенные примеры чувства долга.

Мать держит ребенка за руку.

Мнение психологов

У психологов есть свое мнение на этот счет. Они определяют чувство долга как принятие человеком обязанностей окружающих. Многие путают чувство благодарности с ощущением вины перед кем-то, поэтому стараются избавиться от этого ощущения с помощью того, что делают их работу.

Часто бывает, что у человека происходит внутренний конфликт чувства и долга. Пребывая в таком состоянии и общаясь с окружающими людьми, у человека возникает необъяснимое чувство, ему кажется, что он им чем-то обязан. Чаще всего ответ на такое поведение кроется в его детстве.

Нередки случаи, когда родители очень сильно опекают своего ребенка, полностью контролируя его действия. Они не дают ему право выбора и принимают все решения за него. Такое поведение родителей может привести к тому, что когда ребенок повзрослеет, он не сможет самостоятельно выбирать, что ему нужно.

Ведь когда он был маленьким, родители решали за него абсолютно все. Они говорили ему с кем дружить, где играть, когда есть и сколько ему можно отдыхать. Такая гиперопека приводит к тому, что ребенок постоянно пребывает в напряженном состоянии.

У него присутствует страх ошибиться, сделать что-то неправильно, ведь этим он огорчит своих родителей, которые так сильно о нем заботятся. В итоге с течением времени это плачевно скажется на его решительности. Будучи уже взрослым, он постоянно будет искать поддержки, а также избегать принятия серьезных решений, потому что он привык, что это всегда делали за него.

Отец и сын смотрят на закат.

Как мыслит «должник»

В будущем ребенок, который рос в такой семье, будет бояться решать что-либо самостоятельно, поэтому ему проще и лучше делать то, что скажут другие. К примеру, те же родители.

Для него будет нормальным не обращать внимания на свои потребности и интересы. Вместо этого он будет ставить других выше себя.

Такой человек испытывает чувство долга перед родителями, сотрудниками, учителями, друзьями и просто знакомыми. Мнение других для него не подлежит сомнению, он будет беспрекословно подчиняться и во всем соглашаться.

Следовательно, из-за чрезмерной опеки у ребенка развивается сильно раздутое чувство долга. Любовь родителей не должна плохо сказываться на ребенке, поэтому необходимо давать ему волю и право выбора. Это нужно чтобы в дальнейшем он не превратился в того, кто готов делать все что угодно только ради того, чтобы его заметили и похвалили.

Человек смотрит на красивую природу.

Перебор с долгом

Гипертрофированное чувство долга — это то, что делает человека неуверенным в себе. Он страдает от низкой самооценки и считает себя неполноценным, поэтому всячески угождает другим. Такой человек полностью забывает о себе.

Всю свою энергию он отдает на то, чтобы удовлетворить желания и потребности других, поэтому ему постоянно недостает жизненных сил.

Такое поведение приводит не только к отсутствию понимания своей ценности и значимости, но и к неприятию своей личности. Человек не любит самого себя.

Как бороться с чувством долга?

Для того чтобы это чувство исчезло, в первую очередь необходимо понять, перед кем вы действительно провинились. У этих людей вам нужно попросить прощение и просто отпустить произошедшую ситуацию. В особенности это рекомендуется сделать в том случае, когда материальный аспект отсутствует. Когда вы получите прощение, то чувство вины пройдет, а взамен вы ощутите благодарность.

Никогда не забывайте, что на самом деле вы никому ничего не должны. Не нужно подстраиваться под окружающих, пытаться соответствовать их идеалам, чтобы заслужить похвалы и одобрения. Только вы сами можете наградить себя этим. То же самое касается и вашего мнения — не навязывайте его другим.

Если вы испытываете чувство долга перед своей семьей, другом или второй половинкой, то вы живете жизнью этого человека, забывая о своей.

Проблема чувства долга решается довольно просто. В первую очередь необходимо признать, что она действительно существует. Затем осознайте то, что только вы сами можете улучшить свою жизнь и сделать ее простой и комфортной. Она зависит только от вас, не тратьте драгоценное время на прислуживание другим.

Рекомендуется слово «долг» заменять словом «хочу», в таком случае вам будет проще воспринимать, а также выполнять то, что по вашему мнению является вашими обязанностями.

Влюбленные обнимаются.

О чем следует всегда помнить

Только вы создаете самого себя и являетесь творцом своей судьбы. Все ваши поступки, мысли и чувства влияют на вашу жизнь и удовольствие, которое вы получаете от нее.

Молодой человек смотрит на море.

Никогда не сомневайтесь в том, что вы ценны только потому, что существуете. Ведь каждый человек уникален и значим. Вы уже личность, поэтому вам не нужно угождать другим, чтобы почувствовать себя полезным и важным. Это само по себе так. Чувство долга — это не приговор, это неправильное мышление, которое легко исправить. Возьмите себя в руки и отвечайте только за свою жизнь, а не живите чужой.

Чувство долга

Ирландский писатель Рафаэль Сабатини устами своего героя — капитана Блада — говорил о том, что главным является долг перед своей совестью и честью, перед самим собой. Чувство долга — нравственное побуждение к поступкам и поведению.

Чувство — переживание, при котором какая-либо эмоция связывается со значимым для потребностей личности понятием. Чтобы иметь чувство долга перед семьёй, нужно понимать, что такое семья. Чувства иногда называют «высшими эмоциями»., а эмоции как известно — отражение потребностей организма.

В лабораторных экспериментах крысы получали положительные эмоции, когда через вживлённый в нужную зону мозга электрод проходил заряд тока. Фактически, они были «счастливы». Для человека же подобная ситуация неприемлема, так как счастье зависит от удовлетворения потребностей личности, а не организма. Поэтому человек не может быть счастлив без нравственной мотивации своих поступков.

Чувство долга — это переживание морального побуждения к деятельности. Также важно, что чувство долга напрямую зависит от присутствующих у человека волевых качеств.

Волевые качества

То «программное обеспечение» нашего мозга, которое заложено воспитанием и самовоспитанием, оказывает на организм чрезвычайно мощное влияние. Волевые качества при мотивации высокими идеалами многократно возрастают. Даже по страхом смерти.

Вот несколько примеров из истории.

1) Чувство долга перед Родиной помогло римскому юноше Гаю Муцию Сцеволе проявить храбрость в угоду своему чувству долга: по легенде вместо осадившего Рим этрусского царя, Ларса Порсенна, Гай Муций убил его писца. Не побоявшись схвативших его слуг царя, Гай Муций объявил, что еще 300 юношей поклялись убить Порсенну, а при угрозе пыток и смерти Гай Муций протянул правую руку и держал ее до того момента, пока она не обуглилась. Как говорится в легенде, пораженный храбростью римлянина этрусский царь Порсенна отпустил юношу и заключил мир с Римом.

2) Герой русского народа — Иван Сусанин — будучи вотчинным старостой, при встрече с польско-литовским отрядом даже под страхом смерти повел врагов в противоположном направлении от царя и его жены. По преданиям, Сусанин был подвергнут пыткам и в итоге жестоко убит, но не выдал информацию о местонахождении Михаила Романова и его жены Марфы.

Но иногда чувство долга напротив, спасает человеку жизнь. Во время полярной зимовки в шестую Антарктическую экспедицию советский врач-хирург Леонид Иванович Рогозов, почувствовав симптомы аппендицита, был вынужден самостоятельно вскрыть себе брюшную полость и удалить воспалившийся аппендикс. Он знал, что если умрёт, экспедиция останется без врача на длительное время, и это замотивировало его сделать эту почти невозможную операцию.

Нравственная сила, мотивация высшими целями превосходит инстинкты, в том числе и якобы самый сильный инстинкт — инстинкт самосохранения. Долг перед семьёй заставляет человека идти на нелюбимую, но высокооплачиваемую работу.

Долг и интеллект

У сумчатых животных кенгуру родившийся детёныш донашивается в специальной полости. Вместо неё у человека — чувство ответственности. Научные данные свидетельствуют, что мозг человека развился благодаря тем зонам, которые ответственны за возможность делиться пищей. Чтобы выкармливать малышей, самка человека отказывалась от пищи в их пользу. У мужчин эта зона развивалась в качестве «бонусной» и была задействована для развития таких качеств, как любознательность, способность к открытиям с помощью мышления. Появились переживания, характерные для мыслительной деятельности, структура мотивации к познанию. Поэтому можно сказать, интеллектуальные чувства — это побочный продукт чувства ответственности.

Виды долга

Выделяют следующие виды долга:

гражданский;
супружеский;
воинский;
патриотический;
профессиональный;
дружеский;
родительский;
долг детей перед родителями;
религиозный;
исключительно моральный.

Гражданский долг заключается в выполнении норм общественного поведения, законов жизни в обществе, идущих ему на пользу. При наблюдении за совершением преступления человек обязан сообщить об этом в полицию, а если в транспорте перед сидящим молодым человеком стоит пожилая женщина, то он уступает ей место.

Супружеский долг — сохранение верности, учёт мнений и потребностей друг друга, моральная поддержка, справедливое распределение бытовых обязанностей, воспитание детей.

Воинским долгом называют обязанности по защите страны. Она регламентируется как правовыми, таки общественными требованиями. Чувство долга перед Родиной основано на уважение к своей стране и народу, необходимости отстаивать её честь.

Профессиональный долг регламентируется правилами и особенностями профессии. В опасной ситуации пожарный считает своим долгом спасение человека из огня, даже если его никто не осудит за бездействие, а врач может согласиться делать операцию практически безнадёжно больному и небогатому человеку.

Долг друга — поддержка в трудных ситуациях, искренние советы.

Родители должны проявлять заботу о детях, стремиться обеспечить им возможности для развития, защищать их интересы, воспитывать их в качестве достойных членов общества.

Дети должны выполнять требования родителей при взрослении, проявлять о них заботу в зрелом возрасте. Отплатить тем, кто дал нам жизнь и вырастил — одна из самых важных обязанностей.

Религиозный долг — уважение и стремление соблюдать предписания религии. Конкретные проявления его разнятся в зависимости от религии.

Ситуации, в которых виды долга находятся в конфликте, встречаются довольно часто. Например, профессиональный долг полицейского может вступить в конфликт с родительским, если он арестовывает собственного сына. Существуют личности, которые могут идти на самопожертвование ради нравственных ценностей. С моральной точки зрения такие ситуации нужно оценивать в каждом конкретном случае по-своему. Обратная ситуация, когда разные виды долга совпадают, усиливает мотивацию и активное отношение к ситуациям.

Борьба двух «Я»

Чувство долга психология относит к проявлениям СуперЭго (по Фрейду), то есть той части личности, которая ответственна за её направленность. Она находится в конфликте с Ид, составляющей личности, базой которой являются инстинкты и стремление к удовольствию. Происходит борьба мотивов, чувство долга и ответственность конкурируют с бессознательной частью «Я», которая избегает усилий. Значимость цели не только для себя, но и для семьи, друзей, общества устанавливает ценность усилий, направленных на её достижение.

Воспитать чувство долга и ответственности

Заложить основы чувства долга и ответственности нужно в детском и подростковом возрасте. Особенно важно время закладки социальных инстинктов — моделей поведения, которые доминируют всю оставшуюся жизнь. Проблему перевоспитания подростков, склонных к безответственному поведению, оригинальным способом решал знаменитый педагог Макаренко. Он давал воришке деньги на лекарство больного и просил купить лекарство. Моральное давление было так сильно, что подросток выполнял поручение, не поддаваясь соблазну.

На детей нельзя давить, активная жизненная позиция, основанная на нравственных ценностях, прививается на основе напитывания соответствующей информацией: сказками, произведениями литературы, примерами из жизни, развивающими занятиями. Тогда вместо вопроса: «А почему я?» он, подобно Жанне Д’арк, будет задавать вопрос «Если не я, то кто?».

Критика чувства долга

Конкуренция между разными видами чувства долга может привести к отрицательным результатам в тех сферах жизни, где они проявляются.

Семейная жизнь может рушиться вследствие чрезмерной профессиональной занятости, а дружеский долг противоречить супружескому.
Чрезмерное усердие на работе воспринимается начальством как чувство вины, приводит к переутомлению и проблемам со здоровьем.
Неправильно понимаемый воинский долг заставляет некоторых мужчин участвовать в братоубийственной гражданской войне, нарушая общечеловеческие нравственные принципы. Вспомните: Павлик Морозов из чувства долга перед идеями революции предал собственного отца.

Некоторые люди считают, что должны существовать подкрепляющие патриотическое чувство долга аргументы. Например, долг перед Родиной должен быть основан на высоком уровне жизни. По принципу «ты должен, если тебе что-то дали». Несложно заметить, что это мнение недостаточно аргументированно. Такие люди не различают государство и страну, её народ.

Нужно различать чувство долга и нездоровое стремление к самопожертвованию, когда цель не оправдывает средства. Примером такой подмены может служить опека матери над взрослым сыном, не желающим работать.

Итог

Психологическая технология достижения целей неразрывно связана с мотивацией. Большую энергию и побуждение к действию дают установки, основанные на достойных убеждениях. Давно замечено, что даже на такое нежелательное и опасное явление, как война, большинство людей идут охотнее, руководствуясь нравственными убеждениями, а не меркантильными соображениями. Жизнь не только для себя, но для кого-то близкого, становится более насыщенной и яркой, приобретает смысл.

Чувство долга невозможно привить насильно, оно должно быть основано на добровольном принятии принципов морали. Для людей, у которых оно развито, характерно активное отношение к жизни. Это чувство естественно для человека, потому что основано на одном из сильнейших инстинктов — инстинкте продолжения рода. Маленькая воробьиха может броситься на большого пса, защищая своего птенца. Человек же способен на большее самопожертвование. Ради спасения другого он может отдать часть своего органа или орган, рискуя своей жизнью, спасать жизнь незнакомого человека, терпеть лишения ради семьи, рисковать жизнью ради Родины.

Исследования успешных людей различных сфер деятельности выявили важную черту характера, объединяющую их все — активное отношение к действительности.

Круглый стол для родителей «ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКА»

Н.Г. Чеботкова

учитель 1 категории

СОШ №5 г. Ленска

Ленского района

Республики Саха (Якутия)

Материалы к родительскому собранию

  1. Лекция: ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКА

Сколько раз приходилось слышать о том, что подростковый возраст является трудным, критическим. На наш взгляд, трудности часто обусловлены неправильным педагогическим подходом к этому возрасту. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков? Как сформировать у ребенка-подростка чувство долга?

В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Дети, как правило, не любят это слово. Часто можно услышать: «Почему я должен? Я не хочу!».

Без друга-взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья нужно говорить с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен им стать.

В подростковом возрасте (примерно с 11 до 15-16 лет) очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в этом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом понятие «что такое долг» может быть осознано ребенком через деятельность.

Подросткам нужно научиться себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально-моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми – фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

Осознание ребенком личной ответственности, напрямую связанной с чувством долга, – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю сферу, в которой считаешь себя взрослым».

Дети перенимают нормы взаимоотношений взрослых. Поэтому можно утверждать, что появление праздно живущей и развлекающейся молодежной субкультуры – это не «молодежное явление», а изменение отношения к жизни взрослых. В деревнях, где основой жизни является труд и где возможности развлечений сильно ограничены, довольно незначительны различия в нормах поведения взрослых и детей.

Многие дети, приходя из школы, находят дом пустым, потому что отец и мать на работе. Дети предоставлены сами себе. Телевизор и интернет становятся единственными источниками общения для одиноких ребят в пустом доме без взрослых. Воображаемый мир при отсутствии личностного действия не воспитывает серьезное и ответственное отношение к жизни. Очень часто лишенные общения со взрослыми подростки собираются на тусовки, где курят «травку», пьют пиво, что является для них утверждением группового способа существования. Основной вред «травки» и пива заключается даже не в том, что после них многие становятся неизлечимыми наркоманами и алкоголиками, а в том, что они ослабляют волю к жизни и способность к действию, к тому, чтобы нести ответственность. «Быть в кайфе» становится естественным и необходимым для человека.

Для подростков может стать полезной любая работа, требующая общения с другими людьми, принятия на себя определенной ответственности.

Важным является то, как сложатся отношения взрослых с подростками. Именно этого ищут ребята: ищут друга – честного, достойного доверия, принимающего их такими, какие они есть, чьи убеждения, как они чувствуют, связаны с их интересами. Им может стать и учитель, и родитель. Но чаще всего мы, к сожалению, не идем на сближение с детьми, ограничиваясь нотациями и наказаниями.

Интересно, что в семьях, где родители в подростковом возрасте изолируют детей от общения со сверстниками, ограничивая последнее лишь школой, при условии правильного воспитания в других вопросах вырастают вполне благополучные дети, но у них в их последующей жизни в отношениях с людьми очень чувствуется грань «свои» и «чужие». Они не считают «братом» первого встречного и нелегко допускают кого-то в круг «своих».

  1. КРУГЛЫЙ СТОЛ. Обсуждение проблемы с родителями.

Перед родительским собранием необходимо раздать анкеты для родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *