Олигофрены это: Умственная отсталость — Википедия – Олигофрен — это… Что такое Олигофрен?

Автор: | 31.03.2020

Содержание

Олигофрен — это… Олигофрения — причины, симптомы, формы и степени :: SYL.ru

Олигофрения – приобретённое или врождённое слабоумие, при котором страдают эмоции, поведение, воля, развитие больного. Сегодня узнаем, каковы причины появления, симптоматика, а также формы и степени этого заболевания. Определим, как ведут себя дети с таким диагнозом в зависимости от тяжести недуга.

степени олигофрении

Обозначение термина

Олигофрен – это человек, страдающий олигофренией – заболеванием, выражающимся в недоразвитии интеллекта и психики человека в целом. При этом недуге страдают также эмоции пациента, его поведение, воля, а также физическое развитие. Больные с этой патологией в настоящее время составляют до 3% от всего населения нашей планеты.

Симптоматика

Признаки олигофрении могут быть такие:

— Сильное отставание в умственном развитии.

— Запаздывание в физическом становлении (ребёнок слишком поздно начинает ходить, присаживаться и т. п.).

— Недоразвитие речи. Это может проявляться полным отсутствием или наличием бедного словарного запаса у взрослого человека. А вербальная связь больного осуществляется с помощью криков и стонов. Иногда синдром олигофрена проявляется неспособностью понимать речь другого человека.

признаки олигофрении

— Нарушение абстрактного мышления.

— Подчиняемость и лёгкая внушаемость.

— Олигофрен – это больной, у которого наблюдается нарушение узнаваемости вещей и даже близких и родных людей.

— Невозможность выполнения простейших бытовых навыков, таких как мытьё посуды, чистка зубов, уборка, одевание и т. д.

— Эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

Причины недуга

Олигофрен – это слабоумный человек, однако что может повлиять на возникновение этого страшного (с точки зрения социума) заболевания, сейчас определим. Итак, причины появления этого недуга могут быть следующими:

олигофрен это
  1. Наследственность. К этой группе олигофрении относится синдром Дауна, истинная микроцефалия.
  2. Поражение плода, если во время беременности у матери наблюдался гормональный дисбаланс, была краснуха, сифилис, токсоплазмоз.
  3. Асфиксия плода и новорождённого (уменьшение или прекращение поступления кислорода к малышу), родовая травма, инфекции в малом возрасте, травма головы ребенка.

Уровни заболевания

Степени олигофрении бывают следующими:

  1. Лёгкая – дебильность.
  2. Умеренная – имбецильность.
  3. Глубокая – идиотия.

Как проявляется дебильность?

Как отмечалось выше, существует три степени олигофрении. Самой лёгкой из них является именно дебильность. Больные дети начинают ползать, ходить, а затем и говорить позже здоровых крох. Также у них имеются дефекты артикуляции. Детки постарше, которые по возрасту являются школьниками, не читают никакую литературу, их интересы направлены только на удовлетворения естественных потребностей. Зачастую люди с диагнозом «дебильность» обучаются в специализированных школах. У таких пациентов нет собственных мыслей, взглядов, поэтому они постоянно копируют чужое поведение. Однако некоторым из них при задержке развития свойственна частичная одарённость, например, отличная зрительная или механическая память, способность складывать и вычитать в уме сложные цифры. Среди детишек, страдающих этой степенью олигофрении, отмечаются апатичные, злобные, упрямые, мстительные, заторможенные особы.

формы олигофрении

Несмотря на такое конкретно-образное мышление, люди с диагнозом «дебильность» могут делать несложные выводы.

Как проявляется имбецильность?

Это средняя степень тяжести олигофрении. Имбецилы понимают то, что им говорят другие люди, и даже сами могут произносить короткие фразы, слова. Такие больные необучаемые, также они не способны к самостоятельному труду. Они не могут ориентироваться в несложной обстановке. Некоторые имбецилы могут выполнять лёгкие счётные операции, имеют навыки самообслуживания (едят самостоятельно). Мышление таких больных примитивное, они лишены любой инициативы, инертны, внушаемы, постоянно нуждаются в уходе и надзоре. Такие пациенты сильно привязаны к родным и близким людям, похвалу и замечания они воспринимают адекватно.

поведение олигофренов

Как проявляется идиотия?

Это наиболее глубокая степень олигофрении, при которой человек не разговаривает, а также не может мыслить. Больной с диагнозом «идиотия» не может ничего осмысленно делать. Эмоциональная жизнь такого больного исчерпывающая, для таких пациентов характерны лишь реакции удовольствия и неудовлетворения. У одних преобладают злобность и гнев, у других – вялость и безразличие, причём абсолютно ко всем вещам. Такие пациенты не понимают речи окружающих людей, а сами могут произносить лишь некоторые звуки, не в состоянии отличить родственника от незнакомого человека. Также они не владеют даже самыми простыми навыками самообслуживания, неаккуратны и требуют постоянного ухода.

синдром олигофрена

Отдельные формы олигофрении

Каждой причине этого недуга соответствует свой характер заболевания. На сегодняшний день различают 4 формы олигофрении:

— Первая форма. Наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками матери поражённого ребёнка. К этой форме олигофрении относятся больные с синдромом Дауна, микроцефалией.

— Вторая форма. Сюда относятся виды психического недоразвития, которые вызваны внутриутробными факторами: инфекциями вирусного, бактериального, а также паразитарного происхождения.

— Третья форма. Это вариант, при котором задержка развития у ребёнка вызвана родовой травмой, пониженным содержанием кислорода у плода или удушьем во время родов. Также сюда входят маленькие пациенты, которые в возрасте до 3 лет перенесли энцефалит, менингит или у которых наблюдалась черепно-мозговая травма.

— Четвёртая и последняя форма – тип психического недоразвития, вызванный усилением основного врождённого недуга, например дефекта головного мозга, эндокринные патологии.

дети олигофрены

Дети-олигофрены: какие они?

Ещё во время беременности можно провести исследование генетических факторов плода. И если на этом этапе будет видно, что плод нездоров, то обычно делается аборт. Если ребёнок уже появился на свет, то, чтобы определить заболевание, специалисты исследуют соответствие рефлексов возрасту крохи, они наблюдают, есть ли у него отклонения в развитии. Если явные признаки болезни были замечены до 12 месяцев, то на втором году жизни уже врачами определяется форма и степень недуга. Дело в том, что именно в таком раннем возрасте проявляются тяжёлые формы олигофрении. У дошкольников заметить лёгкую степень этого недуга просто – достаточно посмотреть, как ребёнок ведет себя на занятиях: если он не способен выполнять элементарные задачи, то стоит обратить на это внимание. У таких мальчиков и девочек нарушено мышление, из-за этого происходит недоразвитость познавательной деятельности. Дети-олигофрены не способны устанавливать причинно-следственные связи, им непонятны элементарные процессы. Такие малыши воспринимают конкретную ситуацию, однако они не могут связать её с какими-то процессами. Поведение олигофренов трудно назвать хорошим: дети нередко отзываются о таких сверстниках плохо, они кажутся им злыми, грубыми и резкими. К сожалению, нездоровые мальчики и девочки не могут сдерживать своих эмоций, они дают чёткий ответ на конкретный раздражитель. Мыслят такие дети обобщённо, они не видят различий в обычных вещах. Например, если поставить на стол 3 яблока и 1 грушу и попросить назвать лишний предмет, то ребенок-олигофрен не сможет этого сделать. Кроме этого, у таких деток нет абстрактного мышления. Например, вычислить и сложить те предметы, которые они могут увидеть, больные не смогут.

В заключение

Из статьи вы узнали о том, что олигофрен – это человек, страдающий олигофренией, заболеванием, характеризующимся слабоумием, недоразвитием психического, интеллектуального, а иногда и физического состояния. Этот недуг может развиваться у плода в животе матери, а может проявиться и в раннем возрасте – до 3 лет. Имеется 3 степени олигофрении в зависимости от степени поражения больного: дебильность, имбецильность и идиотия.

кто этот человек с симптомами, и раскрываем каждую степень болезни

Определение степени олигофренииМедицинской науке известно много заболеваний, среди них и олигофрения. Кто такой олигофрен? Чем он отличается от людей, каковы особенности? В этой статье будет рассмотрено, что такое олигофрения, симптомы, особенности поведения. Итак, олигофренией называют патологию, при которой наблюдается общее недоразвитие психики и расстройство интеллекта.

Данная патология может быть как врожденной, так и приобретенной, это форма слабоумия, полному излечению согласно данным медицины она не поддается. Причины могут быть разными, олигофрения — это серьезное заболевание, имеется три вида факторов появления заболевания.

  1. Заболевание обусловлено наследственной предрасположенностью. Часты повреждения генеративных клеток.
  2. Нарушения внутриутробного развития, которые могут быть вызваны инфекциями во время беременности, иммунными конфликтами плода с организмом матери, или чрезмерным увлечением алкоголем.
  3. Также нарушения могут быть перинатальными, возникающими уже после рождения в первые три года жизни ребенка.

Лечение олигофрении у детейОлигофрен — это больной человек, страдающий умственной отсталостью, и ему нужен соответствующий уход и присмотр со стороны людей здоровых. Олигофренией называют врожденную патологию, или приобретенную в детстве задержку в развитии, приводящую к неполноценному развитию психики, вследствие чего возникают различные интеллектуальные нарушения. Больные оторваны от жизни, многие из них способны заниматься простым трудом, и если патология слабо выражена и нет инвалидности, то их можно сделать полезными обществу.

Взглянем на клиническую картину, итак, кто такой олигофрен? Это человек, имеющий выраженные симптомы, причем они схожи для различных степеней заболевания. При психическом недоразвитии нарушаются познавательные процессы ребёнка, снижается память, словарный запас скудный, грамотность невысокая. Также имеет место отсутствие инициативы и способности к самостоятельному принятию адекватных решений с применением логики. Налицо нарушения в сфере коммуникации со сверстниками и прочими людьми. Отдельного внимания заслуживает неправильное реагирование соответственно ситуации или окружающей обстановке. Кроме того, плохо развито мышление абстрактное, пациенты повышенно внушаемы, и это сочетается с замедленным физическим развитием.

Степени олигофрении

У данного заболевания имеются различные степени. В зависимости от того, насколько сильно проявляются умственные дефекты и их степень, и выделяют три вида олигофрении:

Первая стадия

Какие есть степени олигофренииПервой стадией, дебильностью, называют самую лёгкую степень патологии. При тестах на IQ, коэффициент интеллекта, больные набирают от пятидесяти до семидесяти баллов. Такие люди с легкостью справляются, например, с арифметикой: сложение и вычитание, у них не вызывает затруднений, часто неплохо владеют речью. При слабовыраженной патологии такого ребенка практически не отличить среди сверстников с нормальными показателями здоровья.

Они обладают нормальной эмоционально-волевой сферой, способны к нормальным эмоциональным реакциям. Многие обладают хорошей памятью на выполнение механических действий. Концентрация внимания дается им явно нелегко, запоминают они кратковременно, их действия частенько бесцельны и импульсивны. Поведение плохое, эмоциональное состояние чаще всего негативное и они не владеют собой в полной мере, вследствие чего слабое самообладание, которое часто вызывает негатив у окружающих их людей.

Вторая стадия

А вот такой степени олигофрении, как имбецильность, присуще уже гораздо большее количество нарушений. При такой степени олигофрении IQ равняется 20−50 баллам, этим людям доступно произношение несложных фраз и простые речевые обороты. Скудный запас слов, не более трехсот. Некоторые больные едва ведут элементарный счет и знают некоторые буквы алфавита. Обладают частичной механической памятью и склонны подражать.

Имбецилы в эмоциональной сфере крайне бедны и однообразны. Они очень стеснительные и обидчивые. Смена обстановки для них не проходит легко, им необходимы опекуны. В трудовой практике они не особенно разнообразны и способны усваивать простейшие действия, занимаясь, например, мытьем посуды, уборкой, стиркой. В данном случае олигофрения уже заметна окружающим и больные выделяются на фоне сверстников. Физическое развитие слабое, сильно заметно отставание.

Стадия третья

А вот при следующей степени олигофрении, называемой идиотией, уровень IQ редко более 20, способность к нормальной речи сильно снижена и ограничена возможностью произношения отдельных слов и звуков. Они не способны заниматься осмысленной деятельностью. Серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие приводит к умственной отсталости, ведь дети на первых годах жизни еще не сильно отличаются. Но с годами нарушения становятся все более очевидными. Часты аномалии в строении органов тела, навыки, с которыми легко справляются люди обычные, им недоступны, они практически неспособны к самообслуживанию.

Эмоции их далеки от разнообразия, они выражают только удовлетворение или недовольство в виде крика в сочетании с возбужденным поведением. Люди с этим диагнозом злобны и агрессивны, часто их ярость направляется на них же самих. Симптомы заболевания зависят от выраженности патологии и ее степени, при диагностике глубоко и тщательно оцениваются психическая сфера и физический статус человека.

Лечение олигофрении

Ребенок олигофрен

В настоящее время еще не придумана такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью излечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.

Имеется двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в отечественной медицине:

  • олигофрения семейная или наследственная;
  • олигофрения эмбриональная с поражением плода во время беременности;
  • развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами при родах и в последующие первые годы.

Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

Олигофрении с известными причинами

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.

Лекарственные препараты для лечения олигофрении

При нарушениях метаболизма рекомендуется диета, а при кретинизме гормональные препараты. Для стимуляции психической деятельности назначают ноотропные препараты, витамины группы В. Для лечения страхов, фобий, излишнего возбуждения и агрессии показано назначение феназепама. Решающее значение для больных имеет социальная адаптация, трудовая практика и профессиональное приспособление, а также лечебные и воспитательные мероприятия, в которых, как правило, заинтересованы близкие люди, они обычно и определяют судьбу больного.

Кто такой олигофрен? Чем он оличается от других людей?

Не каждый знает, кто такой олигофрен. Это человек, имеющий патологию, проявляющуюся при рождении. Олигофрению невозможно излечить, она сопровождает больного на протяжении всей его жизни. Такая особенность развития обусловливает необходимость учить человека с детского возраста жить в окружении мира, не приспособленного, к сожалению, к его ограниченным возможностям. Основной задачей врачей, родителей, педагогов умственно отсталого ребенка является максимальная адаптация его в обществе.

что означает олигофрен

Что означает «олигофрен»?

Олигофрения дословно переводится на русский язык как «малоумие». Термин употребляется в области психиатрии с 1915 года. Определение слова «олигофрен» в отечественной медицине подразумевает больного с нарушенным психическим развитием, возникающим вследствие органического поражения нервной системы. В первую очередь отклонение касается интеллектуальных способностей.

Причины возникновения слабоумия

Имеется несколько факторов, способствующих развитию олигофрении. Изучив их, можно понять, кто такой олигофрен и какие патологии у него возможны.

1. Генетическая предрасположенность. Этот фактор может иметь место при болезни Дауна и микроцефалии подлинной.

2. Поражение плода внутри утробы в период беременности. Имеются в виду нарушения гормонального фона, инфекции вирусного характера, токсоплазмоз, врожденный сифилис.

3. Асфиксия новорожденного, несовместимость крови плода и матери по иммунологическим причинам. Имеется в виду конфликт резус-факторов, травмы, полученные в процессе родов, повреждения головы в раннем детстве, врожденная гидроцефалия, младенческие инфекции.

Олигофрен: симптомы умственной отсталости

В первую очередь патология проявляется в виде не только недоразвития процесса познания мира, но и личности в целом. Симптоматика олигофрении выражается в недостаточном восприятии, моторике, речи, памяти, интеллекте, внимании, мышлении. Основное положение в структуре поврежденной психики больного занимает недостаточность возможности мыслить абстрактно и неспособность обобщать. Чтобы

понять, кто такой олигофрен, рассмотрим симптоматику более подробно.

Речь больного отличается дефицитом словарного запаса, неграмотностью и неправильным построением фраз. Внимание его ослаблено, но изредка наблюдается превосходное развитие механической памяти с возможностью запоминать избирательно (имена, цифры, номера, телефонов).

Степень зрелости олигофрена

У больных, страдающих олигофренией, значительно понижен уровень инициативности и побуждений. Незрелость их личности выражается в виде чрезмерной внушаемости, в отсутствии осмысления происходящего, в неспособности принимать адекватные решения в самых обычных жизненных ситуациях. Развитие тела олигофренов физически происходит медленнее, чем у здоровых людей. Степень этой заторможенности зависит от уровня слабоумия. Теперь вы знаете, кто такой олигофрен.

Лечение заболевания

При установлении этиологии олигофрении проводится своеобразная терапия некоторых ее видов. При патологии, связанной с нарушенным обменом веществ, назначается лечебная диета. В случае эндокринопатии применяется терапия с использованием гормонов.

Три стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения, которую называют еще умственной отсталостью, является патологией, вызванной психическим дефектом. Болезнь способствует возникновению слабоумия, которое становится следствием изменений церебрального характера.

Распространенность патологии

Как много людей на нашей планете страдают от олигофрении? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Дело в том, что для определения патологии существует много методов постановки диагноза «олигофрения», имеющих между собой значительные отличия. По самым приблизительным данным, распространенность недуга находится в пределах от 0,7% до 3%. Причем от него в большинстве случаев страдают представители мужского пола. Женщин же по сравнению с ними в полтора раза меньше.

головной мозг с лентой из кадров

В определенные возрастные периоды диагностика олигофрении достигает своего пика. Это относится к 6-7, а также к 18-19 годам жизни человека. Перечисленные периоды являются возрастом, когда начинается обучение в школе, а также приближается армейская служба. Самые тяжелые формы олигофрении диагностируются уже в первые годы жизни. А вот патология легкой степени несколько позже. Объясняется это сложностью оценки интеллектуальных способностей, а также психической недоразвитостью в раннем детском возрасте.

Причины патологии

Олигофрения является синдромом, на формирование которого способно оказать влияние большое количество различных факторов. Среди них:

  1. Негативные воздействия на организм человека, которые имеют место во время родов, а также в возрастном периоде до 3 лет. Это гипоксия плода или асфиксия при родах, инфекции раннего детского возраста, черепно-мозговые травмы и т. д.
  2. Внутриутробные вредоносные факторы. Среди них вирусные инфекции (герпес, краснуха), гормональные нарушения, а также микробные инфекции (сифилис и токсоплазмоз).
  3. Хромосомные и генетические патологии. Сюда можно отнести болезнь Дауна, различного вида ферментные нарушения и микроцефалию.

Порой классификация олигофрении производится исходя из перечисленных выше причинных факторов. В этом случае выделяют три формы умственной отсталости. Среди них генетическая, внутриутробная и перинатальная.

Помимо этого медицине известно, что сопровождается олигофрения заболеваниями определенного типа. В этот перечень входят:

  1. Гидроцефалия. Этот недуг вызван избыточным накоплением ликвора, которое имеет место в желудочках мозга. Подобное явление возникает в связи с избыточной продукцией этого вещества или затруднением его оттока.
  2. Микроцефалия. Подобная патология вызвана меньшими размерами черепа и мозга.
  3. Фенилкетонурия. Болезнь возникает при нарушениях метаболизма фенилаланина. Вследствие этого происходит образование значительного объема токсичных веществ – продуктов распада этой аминокислоты.
  4. Токсоплазмоз. Причиной данного заболевания является паразитарное поражение организма. Инфекция матери способна проникнуть в плод и вызвать различные пороки развития, в том числе и в головном мозге.
  5. Болезнь Дауна. Эта патология возникает из-за формирования в организме дополнительной хромосомы. Человек при такой болезни выявляется по своему внешнему виду. У него может наблюдаться задержка физического и умственного развития, а также имеют место пороки сердца.

Диагностика патологии

На сегодняшний день медицина научилась распознавать некоторые недуги, которые способны привести к задержке умственного развития. Например, на ранних сроках развития плода диагностируется болезнь Дауна.

Следующий этап выявления патологии имеет место сразу после появления ребенка на свет. Заключается подобная диагностика в скрининговых исследованиях крови на гипотиреоз и фенилкетонурию — заболевания, приводящие к умственной отсталости.

мальчик олигофрен на ковре с пазлом

Порой симптомы олигофрении замечают у предположительно здорового малыша. Для точной постановки диагноза в этом случае проводятся обширные исследования. Они заключаются в выяснении истории жизни пациента и его семейного анамнеза. После этого врач производит осмотр больного для выявления у него неврологических и психических нарушений, а также определения тяжести патологии. Далее не обойдется без назначения цитологических, иммунологических и биохимических исследований. Они позволят выявить наличие недугов внутренних органов, дисфункций ферментной системы и наличие врожденных инфекций.

Степени олигофрении

Самым эффективным диагностическим методом для выявления умственной отсталости является определение коэффициента интеллекта. Исходя из полученного результата выделяют следующие стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, а также идиотизм. Однако на сегодняшний день подобная классификация редко используется медиками исходя из этических соображений. Врачи предпочитают указывать на стадии олигофрении нейтральными терминами. Патология в этом случае также классифицируется исходя из полученного коэффициента интеллекта. При этом подразделении олигофрении три стадии имеют следующие степени:

  • легкую – 50-70 баллов;
  • умеренную – 35-50 баллов;
  • тяжелую – менее 20 баллов.

Как видим, чем выше значения коэффициента интеллекта, тем менее выраженной является стадия патологии. Однако традиционное деление патологии позволяет дать более ясную картину недуга. В этом случае как разбивается олигофрения на стадии? Три стадии распределены следующим образом: дебильности соответствует самая легкая и при этом наиболее распространенная форма болезни, имбецильности – средняя, а идиотии – глубокая. Рассмотрим их подробнее.

Дебильность

Болезнь на этой стадии является самым легким и распространенным вариантом умственной неполноценности человека. Причем дебильность, в свою очередь, также группируется по некоторым признакам. По доминирующим проявлениям она может быть дисфорической, астенической, стенической и атонической. Также олигофрения в стадии дебильности может иметь различную степень – легкую, среднюю и тяжелую.

Характеристика больных в стадии дебильности

Люди, страдающие от легкой степени олигофрении, способны запомнить любую информацию. Однако делают они это очень медленно, а затем все быстро забывают. Помимо этого, такие пациенты не способны обобщать и владеть абстрактными понятиями.

Для стадии дебильности характерен конкретно-описательный тип мышления. Такие люди могут говорить лишь об увиденном ими. При этом никаких обобщений и выводов сделано не будет.

мальчик олигофрен на игровой площадке

Симптомами олигофрении в стадии дебильности являются нарушение понимания логических связей между явлениями и событиями, отсутствие фантазии. Такие люди являются практически самыми честными на свете. Однако подобное имеет место вовсе не из-за их высоких моральных принципов.

Признаками олигофрении в стадии дебильности служат также различные нарушения речи. Больной отличается однообразностью своего рассказа, его безэмоциональностью, примитивным построением предложений и бедным словарным запасом.

Порой на общем фоне патологии может иметь место одаренность человека в некоторых областях. Такие люди иногда способны механически запомнить огромные тексты, имеют абсолютный слух, гениальны в математике или обладают художественным даром.

Также пациенты болезненно воспринимают перемену обстановки. Дело в том, что защищенно и уверенно они чувствуют себя только в привычной для них среде. Такие олигофрены доверчивые и повышенно внушаемые. Именно поэтому их несложно в чем-то убедить, навязав определенную точку зрения, которую они после станут воспринимать как свою собственную. Именно из среды этих пациентов порой выходят не рассуждающие и неуправляемые фанатики, никогда не меняющие своих убеждений. Из-за своей внушаемости такие люди могут стать как вполне нормальными членами общества, так и жестокими, мстительными, злобными и абсолютно асоциальными.

Олигофрения в стадии дебильности порой выражается в излишней возбудимости. А иногда такой человек отличается от остальных своей явной заторможенностью.

Молодых людей, которым поставлен диагноз «дебильность», не призывают на службу в армию, не выдают им права на вождение машины и не разрешают приобретать и хранить оружие. Не примут таких больных на работу в муниципальные и государственные учреждения. Пациенту необходимо систематически наблюдаться у психиатра, что позволит дать шанс на его адаптацию в социуме.

Особенности детского дебилизма

Распознать олигофрению легкой степени у ребенка довольно трудно, ведь на его лице никаких явных признаков заболевания нет. Легкие стадии олигофрении у детей диагностируются при их поступлении в школу. Этот период и является первым пиком выявления патологии. До этого признаки олигофрении практически незаметны, так как дети могут иметь особенности развития, свой тип темперамента и индивидуальность личности. Если даже ребенок явный молчун или, напротив, «торнадо», то в раннем возрасте это ни о чем не говорит. И лишь с поступлением в первый класс признаки олигофрении (дебильности) становятся очевидными. Ведь такие детки не способны освоить школьную программу. Они не могут сосредоточиться и зафиксировать свое внимание на определенном предмете.

Дети, страдающие олигофренией (дебильностью), обладают двумя полюсами эмоциональности. С одной стороны, они могут быть ласковыми, добрыми и приветливыми, а с другой – агрессивными, злыми и угрюмыми. Помимо этого у них есть и два полюса активности. Так, встречаются и чересчур активные дети, и крайне заторможенные. Но и у тех и у других превалируют примитивные инстинкты. А их сексуальная расторможенность вызывает осуждение у социума. Даже подростки не способны скрывать это. Больные с легкой степенью олигофрении часто пристают к девочкам и могут прилюдно онанировать. Особенно страшно, если такие подростки окажутся под влиянием преступников, ведь они не станут обдумывать отданные им указания и просчитывать последствия содеянного.

Имбецильность

Такая степень умственного недоразвития является средней. Она занимает промежуточную позицию, находясь между дебильностью и идиотией. Больных олигофренией в стадии имбецильности нередко называют «вечными детьми». У этих людей высшие функции головного мозга, формирующие уникальность человеческой личности, находятся на самом низком уровне. Психическое развитие пациентов, страдающих имбецильностью, можно сравнить с возрастом дошкольника.

Симптомы имбецильности

Таких больных легко узнать даже по внешним признакам. И это в отличие от пациентов, у которых диагностирована олигофрения в стадии дебильности. Фото людей с имбецильностью является ярким тому подтверждением. В зависимости от выраженности гидро- и микроцефалии, больного отличают непропорциональные размеры черепа. Его голова может быть либо слишком маленькой, либо чересчур крупной. Помимо этого, такие пациенты обладают неправильным прикусом, деформированными лицевыми костями, застывшим немигающим взглядом. А их уши отличаются приросшими к голове мочками. По описанным выше внешним признакам вполне можно выявить среднюю степень олигофрении — имбецильность.

ребенок больной олигофренией

Люди с такой патологией неуклюжи при ходьбе. Они не способны нормально координировать свои движения, часто сутулятся и горбятся. Им не подвластна мелкая моторика, развитие которой невозможно из-за очаговых неврологических симптомов. Большим достижением для лиц, страдающих средней степенью олигофрении – имбецильностью, является самостоятельное завязывание шнурков, а также вдевание нитки в иголку. Такие люди не могут на протяжении всей своей жизни покинуть родительский дом, находясь в нем в статусе примерно семилетних детей. Мать и отец для таких больных – объект неистощимой любви. Своих семей у них почти никогда не бывает. Весьма скудным является у имбецилов и круг общения. Он ограничивается лишь семьей и реабилитационными группами.

Выделяются имбецилы и по своей речи. У людей со средней степенью олигофрении она представляет собой набор, состоящий из двух сотен самых простых слов. Но и ими они пользуются только в случае острой необходимости. Имбецилы косноязычны. Их речь состоит из коротких фраз, причем правильно построить предложения они все равно не могут.

На самом примитивном уровне находится и мышление больных. Помимо этого, у таких людей отсутствует волевой фактор, а эмоции не выходят за рамки обычного проявления радости или гнева. При смене привычных обстоятельств в них вселяются растерянность и страх.

Имбецилы безынициативны и пассивны. Из-за своей легкой внушаемости они нередко попадают под дурное влияние. Именно поэтому на протяжении всей своей жизни такие люди должны находиться под постоянным надзором и контролем.

Довольно узким является и кругозор имбецила. Он находится в границах удовлетворения самых простейших инстинктов и естественных потребностей. Именно поэтому пациенты постоянно ощущают чувство голода.

На этой стадии олигофрения требует постоянного контроля семьи, психиатров и педагогов над больным. В противном случае пациент может быть опасен для окружающих. Выражается это и в сексуальной расторможенности больных, и в их неспособности подавить свои половые влечения. Подобное нередко выливается в такие асоциальные явления, как онанизм, приставание к женщинам и даже совершение преступлений на сексуальной почве.

Степени имбецильности

Олигофрения, имеющая среднюю форму тяжести, включает две разновидности. Она может быть умеренной и выраженной. Это две степени имбецильности, для каждой из которых характерна своя форма умственной отсталости.

Пациенты с умеренной степенью тяжести патологии обладают коэффициентом интеллекта, находящимся в пределах от 34 до 48 баллов. Способность их мышления резко ограничена. Оно конкретное и непосредственно связано со сложившейся ситуацией. Такие пациенты не способны провести анализ, косноязычны, неверно строят предложения и используют при общении лишь минимальный запас слов. Их эмоциональность находится практически на нуле. Плохо развита и мелкая моторика.

девочка со средней степенью олигофрении

Для пациентов с умеренной степенью тяжести имбецильности характерна ярко выраженная неврология. Она проявляется в виде парезов и расстройства чувствительности. В связи с наличием поражений нервов черепно-мозговой зоны нередко возникает эпилепсия. Порой у таких больных обнаруживаются признаки аутизма.

При выраженной степени олигофрении в стадии имбецильности нижняя граница коэффициента интеллекта находится на уровне 20 баллов, а верхняя достигает лишь 34 баллов. Для таких больных характерно наличие весьма колоритной неврологической симптоматики. Так, парезы дополняют параличи, а моторика находится в зачаточном состоянии. Личностные качества и интеллектуальные способности такого человека выражены крайне слабо. Словарный запас у него находится на уровне шестилетнего ребенка. Таким пациентам необходим постоянный контроль на протяжении всей их жизни, а также помощь при простейшем самообслуживании.

Детская имбецильность

На этой стадии олигофрения, в отличие от дебильности, может быть заподозрена уже в самом раннем возрасте. Дети-имбецилы по всем параметрам сильно запаздывают. К году своей жизни они не могут отличить родителей от других людей, не реагируют на обращенную к ним речь, им неинтересны игрушки. Такие детки поздно начинают сидеть и стоять, не берут игрушки, которые протягивают им взрослые, а также не хватаются при угрозе падения за ближайшую опору. Ходить дети, больные олигофренией на стадии имбецилизма, начинают лишь к двум годам. Но и в этом возрасте они не могут понять, чего от них хотят, и более ориентируются на интонацию говорящего, чем на смысл направленного к ним обращения. Таким малышам не свойственна любознательность, и они не проявляют никакого интереса к окружающему миру. Играя, они придерживаются какого-то единого стандарта и нелепой трафаретности. С большим трудом такие дети осваивают речь, но она при этом остается у них косноязычной и отличается неправильным построением предложений.

Достигнув школьного возраста, имбецилы посещают коррекционные классы. Здесь они могут научиться счету до 10, пересказам коротких текстов и чтению по слогам. У этих детей практически нет эмоций, наблюдается тотальное безразличие к окружающему миру. Из-за отсутствия реакции на обращение их нередко принимают за глухих.

Идиотия

Данная форма олигофрении имеет свои внешние проявления в самом раннем возрасте. Больные идиотией, как правило, живут недолго. Большинство из них не перешагивает 20-летнего порога из-за крайне низкой жизнеспособности.

больные олигофренией стоят в обнимку

Для олигофрении в стадии идиотии свойственно системное недоразвитие человеческой личности. Больной при этой форме болезни остается всю свою жизнь 2-3-летним ребенком. Такие люди почти полностью беспомощны. Им требуется постоянный присмотр и уход. Невозможным для них в большинстве случаев является и обучение любым навыкам самообслуживания. Лишь приблизившись к 13-14 годам жизни больные подростки начинают умывать лицо, ходить в туалет (но и то под обязательным постоянным контролем) и выполнять другие действия для удовлетворения минимальных потребностей.

Идиотия является дефектом развития, носящим глобальный характер. При этой степени олигофрении происходит нарушение в физическом развитии человека. Он существенно отстает в росте и весе. Помимо этого, пациент часто страдает от соматических заболеваний, в частности от пороков сердца, нарушений слуха и зрения. А из-за дисфункции опорно-двигательного аппарата люди с диагнозом «идиотия» не могут самостоятельно передвигаться. Очень часто для них становится невозможным прямохождение. Сложно им также самостоятельно стоять, сидеть и ползать. У больных нередко наблюдаются сбои в работе кровеносной системы и ЖКТ, деформации черепа, недоразвитие различных внутренних органов и т. д. Помимо двигательного недоразвития нередко имеет место беспорядочная двигательная активность или монотонные движения (раскачивания). А из-за ослабленного иммунитета таких людей часто поражают инфекционные заболевания.

Значительные негативные изменения затрагивает глубокая степень олигофрении и высшие психические функции. Например, восприятие больного ограничено лишь непроизвольными проявлениями ощущений на имеющийся внешний раздражитель. Такие люди реагируют лишь на то, что относится к естественным потребностям – на жару и холод, боль и голод и т. д. Внимание какому-либо предмету они могут уделить не более чем в течение одной минуты. Также у таких больных крайне затруднена ориентация. Они не имеют возможности приспособиться к окружающему миру без организующей, направляющей и сопровождающей помощи.

Помимо этого больные с глубокой степенью олигофрении не способны понять человека, который обращается к ним. Тем не менее их можно научить простейшим действиям, которые могут быть освоены только в результате многократно повторенных просьб. Поведенческая реакция пациентов проявляется только при изменениях интонации, а вот собственная речь у таких людей отсутствует. От них можно услышать только нечленораздельные и бессмысленные звуки.

Отсутствует у больных и память. Ведь она также является одним из компонентов психической деятельности. Как правило, такие люди не запоминают изображения, лица и символы в виде букв и цифр. Лишь изредка случается, что пациенты узнают самых близких им людей и проявляют при этом элементарные эмоции (улыбаются и гулят). Но это касается идиотии не самой глубокой степени.

Мужчина олигофрен

В качестве высшей познавательной функции отсутствует у этих пациентов и мышление. Для них невозможны даже самые простые операции. Нет у них и осознания собственной личности.

Крайне упрощенной является у таких больных и эмоциональная сфера. Они не способны адекватно реагировать на окружающие события. Эмоции этих людей никак не связаны с какими-либо внешними раздражителями. Они не смеются и не плачут. Им неизвестно чувство сострадания, ненависть, любовь и жалость.

Часто у пациентов можно наблюдать неосознанные реакции в виде агрессии, направленной на самих себя. Помимо этого без всяких видимых причин они могут швырнуть любой предмет в окружающих, толкнуть или ударить находящегося поблизости человека. Реакция на любое порицание у них отсутствует полностью.

Олигофренопсихология — Википедия

Олигофренопсихология (от др.-греч. ὀλίγος — малый, немногий, незначительный, φρήν — ум) — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжёлыми формами недоразвитости мозга. Олигофренопсихология изучает особенности психической деятельности людей при различных формах врождённого или раноприобрётенного психического недоразвития (умственной отсталости) в результате ранних органических поражений головного мозга(врождённые дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Одними из первых научных работ, посвящённых изучению детей с умственной отсталостью, были работы выдающегося отечественного учёного И. А. Сикорского, который в своих трудах « … развивал идеи К. Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка» . В 1882 году И. А. Сикорский сделал доклад в Женеве на конгрессе врачей гигиенистов «О детях, трудных в воспитательном отношении». В докладе автор анализирует учеников Военно-учебных заведений, отстающих в обучении. Он указывает на разные причины отставания от нормально развивающихся сверстников, среди которых: нарушение в умственном развитии, связанное с поражением ЦНС, а также умственные и нравственные нарушения, связанные с хроническим утомлением умственной работой. В докладе указывается на необходимость дальнейших исследований в этом направлении. В этом же году выходит работа И. А. Сикорского «О лечении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей». В данной работе автор анализирует указанную в названии проблему, опираясь на международный опыт. Он приводит кратко историю изучения, воспитания и обучения слабоумных детей за границей, показывает, каких успехов в этом направлении добились зарубежные учёные. Наряду с необходимостью глубокого изучения умственного недоразвития у детей, И. А. Сикорский указывает на необходимость изучения и обучения детей с преобладанием эмоционально-волевых нарушений. Он характеризует таких детей как детей с нравственным недоразвитием. «Изучение нравственного недоразвития и его исправление становится важнейшей новой практической задачей…» . Среди особенностей таких детей автор называет «… аномалии чувств и характера, отсутствие гармонии душевных сил…» Наличие детей с эмоционально-волевыми нарушениями, по мнению И. А. Сикорского, говорит о необходимости создания для них специализированных заведений. Исследования И. А. Сикорского являются одной из первых попыток антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в отечественной науке, поскольку они проведены на стыке педагогики, психологии и медицины — наук, которым К. Д. Ушинский отводил ведущее место среди антропологических наук. При этом данные исследования направлены, прежде всего, на усовершенствование воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. А данный подход непосредственно развивает идеи педагогической антропологии К. Д. Ушинского.

Большое число исследований на рубеже XX века проведено в области изучения умственно отсталых детей (М. С. Морозов, Н. П. Постовский, Г. И. Россолимо, Г. Я. Трошин, А. М. Шуберт, Е. Н. Щербинин и др.). Наиболее важными достижениями являются: разработка методов исследования интеллекта (Н. П. Постовский, Г. И. Россолимо) и систематизация разнообразных экспериментальных исследований в труде Г. Я. Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Крупным представителем педологического движения в начале XX века был выдающийся учёный Г. И. Россолимо. Сферой его научных интересов были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение Г. И. Россолимо придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Г. И. Россолимо считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке, что позволит значительно его улучшить. В своей работе он использовал и развивал идеи К. Д. Ушинского. Как отмечает его соратник Ф. Д. Забугин: «Идеи Ушинского и Пирогова и их заветы были постоянно спутниками педагогических характеристик, диагнозов и тех мероприятий, которыми всегда провожал Г. И. своих маленьких пациентов». Свой метод экспериментального исследования личности он назвал методом «психологических профилей». В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность). Данные профили он оценивал по десятибалльной шкале. Графически высота каждого профиля выражалась высотой ординаты: из показателей вычислялась средняя высота психологического профиля. Метод стал первым профильным изображением результатов измерения интеллектуальных способностей. Г. И. Россолимо считал, что профиль имеет диагностическое значение для определения дефективности личности, степеней умственной отсталости (значительная, средняя или слабая), а также можно определить характер отсталости (недостатки высших психических процессов, слабость психического тонуса). Метод, разработанный Г. И. Россолимо, использовался многими исследователями. Его взгляды на экспериментальное исследование интеллекта оказали значительное влияние на изучение детей с отклонениями в развитии. Несмотря на то, что в дальнейшем были показаны значительные недостатки этого метода, и сама идея количественного исследования интеллекта была подвергнута научно обоснованной критике, идеи Г. И. Россолимо составили целый этап в развитии изучения детей с отклонениями в России. На момент появления метода Г. И. Россолимо, в России практически не было ни одного разработанного отечественными учёными метода исследования интеллекта детей с отклонениями. Поэтому можно считать, что его деятельность по разработке методов исследования интеллекта является позитивным сдвигом в изучении детей с отклонениями в развитии.

Важным этапом в развитии изучения умственно отсталых детей стал выход в 1915 году фундаментального труда Г. Я. Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Г. Я. Трошин вёл активную деятельность, посвящённую помощи детям с отклонениями в развитии. Многолетний опыт работы в школе-лечебнице для ненормальных детей, созданной Г. Я. Трошиным в 1906 году, позволил ему глубоко научно осветить проблемы развития ребёнка с отклонениями. Свой труд Г. Я. Трошин посвятил памяти К. Д. Ушинского. В работе имеются многочисленные указания на то, что она продолжает традиции педагогической антропологии К. Д. Ушинского. Несомненно, что работа выходит за рамки изучения только умственно отсталых детей и имеет отношение к разным категориям детей с отклонениями в развитии. Положения, сформулированные в ней, значимы в целом для изучения и воспитания человека с отклонениями в развитии. Однако главным предметом изучения Г. Я. Трошина были умственно отсталые дети. В своём труде Г. Я. Трошин подошёл к изучению ребёнка с отклонениями в развитии с позиций комплексного подхода, опираясь на антропологическое направление в педагогике, заложенное в России К. Д. Ушинским. Пути развития ребёнка с отклонениями Г. Я. Трошин рассматривал с гуманистических позиций, целостно, утверждая необходимость глубокого изучения физиологической, психологической и социальной природы человека с целью найти там ещё неиспользованные возможности для воспитания. Будучи представителем антропологического направления в педагогике, Г. Я. Трошин считал необходимым рассмотрение всех сторон психической жизни, начиная с самых элементарных психических процессов, заканчивая развитием высших психических функций человека. Он утверждал, что в онтогенезе ребёнка повторяются стадии развития человека вообще. Это же положение он переносил на законы педагогики. «Хорошо воспитывать, — отмечал Г. Я. Трошин, — значит вести ребёнка по тем стадиям, которые он должен пройти; дурно учить — пренебрегать естественными стадиями; узнать ребёнка значит определить стадию, на которой он находится». Чтобы воздействовать на природу человека, по мнению Г. Я. Трошина, учитель должен знать её законы, знать законы, на основе которых проходят эти изменения. По утверждению Г. Я. Трошина, обучение состоит не столько в присвоении школьных знаний, сколько в умении пользоваться психическими процессами для достижения цели. «… обучение состоит не в приобретении только школьных знаний, а в умении пользоваться ощущениями, психическим синтезом в виде ассоциаций и суждений, в пользовании причинным мышлением в виде индукции, в усвоении речи, в развитии активности в виде воли и внимания, в развитии чувства от физиологически инстинктивного до высшего идейного». Исследователь научного наследия Г. Я. Трошина Л. Ю. Беленкова отмечает: «Г. Я. Трошин — один из крупнейших русских учёных, впервые в мировой практике положивший в основу наук, изучающих детскую патологию (психопатологию, патопсихологию, дефектологию, детскую психиатрию и психологию), целостный антропологический подход и указавший на необходимость взаимосвязи медико-психологических и педагогических аспектов». Данный подход позволил выдвинуть и подтвердить ряд идей в области дефектологии. Большое значение для становления дефектологии как науки имело выдвинутое и обоснованное Г. Я. Трошиным положение об общности законов развития нормального ребёнка и ребёнка с отклонениями. «По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы. Те и другие люди, те и другие — дети, у тех и у других развитие идёт по одним законам…» . Данное утверждение стало основой для выработанного Г. Я. Трошиным подхода к анализу психического развития ребёнка, базирующегося на сопоставлении психического развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями. По мнению Г. Я. Трошина, изучение детей с отклонениями помогает понять природу человека вообще и вносит неоценимый вклад в психологию. «… важное методологическое значение имеет детская ненормальность в лице патологического недоразвития: она помогает изучению нормального ребёнка по общему правилу — начать с более простого и переходить к более трудному; всякий, кто хочет знать нормальных детей, должен изучать ненормальных, иначе он лишается очень важного метода в понимании детской души». Г. Я. Трошин считал необходимым ориентироваться в медико-педагогической помощи детям с отклонениями не на дефект, а на компенсаторные возможности ребёнка. Сравнительное исследование закономерностей психического развития детей в норме и при патологии позволило Г. Я. Трошину утверждать, что патологическое развитие не является полностью специфическим, а представляет собой отклонение от нормы. Именно поэтому главная задача воспитания — приближение в условиях специального обучения к «норме развития». Больших достижений Г. Я. Трошин добился в изучении умственно отсталых детей. В течение многих лет Г. Я. Трошин проводил тщательное экспериментальное изучение умственно отсталых детей, результаты которого он обобщил в своей фундаментальной работе. Необходимо отметить, что труд Г. Я. Трошина был признан научной общественностью России самым значимым трудом по дефектологии, в котором развивались идеи К. Д. Ушинского, именно поэтому он стал единственной работой по дефектологии до революции, награждённой премией имени К. Д. Ушинского Российской академии наук. Появление названных исследований позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемый период была предпринята попытка подведения антропологического базиса под воспитание и обучения умственно отсталых детей.

Исторически олигофренопсихология развивалась из психиатрии. Долгое время её развитие шло в рамках комплексной науки о детях — педологии. Как самостоятельное научное направление олигофренопсихология стала развиваться в середине 30-х гг. XX столетия (в СССР это совпало с известным Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов»). Естественным развитием науки было выделение в отдельное направление в рамках олигофренопсихологии. в 60-70-е гг. XX столетия психологии детей с задержками психического развития. Корифеями отечественной олигофренопсихологии психологии являются Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Т. А. Власова [1], М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн. Значительный вклад в развитие теории и практики олигофренопсихологии внесли отечественные педагоги (Л. В. Занков и др.) и психиатры (Г. Е. Сухарева, С. С. Мнухин, В. В. Ковалев, Е. М. Мастюкова и др.). В советский период были написаны фундаментальные работы, которые определили развитие олигофренопсихологии среди них: Певзнер М. С. «Дети — олигофрены (Изучение детей — олигофренов в процессе их воспитания и обучения)»; Колбая М. Г. «Особенности интеллектуального развития детей — олигофренов; Непомнящая Н. И. Психологический анализ начальных этапов обучения (на материале обучения математике детей дошкольного возраста, умственно отсталых и детей с задержкой развития)»; Лубовский В. И. «Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей»; Петрова В. Г. «Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников»; Ульянкова У. В. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними»; Переслени Л. И. «Закономерности приёма и переработки сенсорной информации у детей с интеллектуальной недостаточностью»; Намазбаева Ж..И. «Развитие личности у учащихся вспомогательной школы»; Агавелян О. К. «Общение детей с нарушениями умственного развития». В современной России продолжаются фундаментальные исследования в области олигофренопсихологии к ним относятся: Слепович Е. С. «Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте»; Белопольская Н. Л. «Личностные особенности детей с задержкой психического развития (дифференциально-психологическая диагностика — старший дошкольный возраст)»; Коробейников И. А. «Особенности социализации детей с лёгкими формами психического недоразвития»; Матасов Ю. Т. «Развитие мышления умственно отсталых школьников»; Уфимцева Л. П. «Психологические и психофизиологические средства оздоровления личности в раннем онтогенезе в процессе учебной деятельности»; Медникова Л. С. «Развитие пространственно-временной организации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».

Специалисты по олигофренопсихологии — практические психологи, получившие специальную подготовку по специальной психологии, работают в психолого-медико-педагогических консультациях/комиссиях, педагогами-психологами вспомогательных школ и специальных учреждений для умственно отсталых.

См. также: Классификация олигофрений Олигофренопедагогика Специальная психология

  • Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М.: Просвещение, 1959. — 486 с.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  • Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
  • Селюков А. Г. Становление психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей в контексте развития педагогической антропологии в конце XIX — начале XX веков // Проблемы современного общества в исследованиях молодых учёных: Сб. научных трудов аспирантов. — М.: Московский открытый социальный институт, 2007.- № 9. — С. 96-103.
  • Постовский Н. П. Распознавание анормальных степеней интеллекта и нормального уровня его у детей школьного возраста по способу de-Sanctis Постовскаго// Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогики 26 — 31 декабря 1913 г.- Петроград,1913.- С. 180—190.
  • Россолимо Г. И. Краткий метод исследования умственной отсталости//Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 — 31 декабря 1913 г.- Петроград,1913.- С.198 — 203.
  • Россолимо Г. И. План деятельности отдела призрения и обучения психически — отсталых детей при XII секции второго съезда Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию//Труды XII секции Призрение и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей второго Съезда Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895—1896 г.- М.,1898.- Раздел 3.- С. 1 — 7.
  • Россолимо Г. И. План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии (с приложением таблицы для записи данных объективного исследования интеллекта): Пособие для родителей, педагогов и врачей.- М.: Типо-литогр. И. Н. Кушнерёв и Кº,1909.- 43 с.
  • Россолимо Г. И. «Психологические профили» дефективных учащихся//Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 — 31 декабря 1913 г.- Петроград,1913.- С. 203—238.
  • Россолимо Г. И. Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.).- М.: Тип. Т-ва. И. Н. Куршев и Кº,1914.-41 с.
  • Сикорский И. А. О детях трудных в воспитательном отношении.- Киев: Типография Котомина и Кº,1882.- 7 с.
  • Сикорский И. А. О заикании.- Киев: Издание Карла Риккера,1889.
  • Сикорский И. А. О лечении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей.- 2 издание.- Киев: Лито-типоррафия И. Н. Куршев и Кº,1904.- 80 с.
  • Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т.-Петроград: Издание Клиники доктора Г. Я. Трошина,1915.- Т. 1.- 404 с.
  • Трошин Г. Я. Классификация детской ненормальности с выделением практически важных форм//Доклады прения и постановления четвёртой секции первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования.- 1915 г. Петроград,1915.- С. 77 — 78.
  • Трошин Г. Я. Проект вспомогательной школы для отсталых детей (для общественных самоуправлений)//Доклады, прения и постановления четвёртой секции первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования 1915 г.- Петроград,1915.- С.220 — 225.
  • Шуберт А. М. Опыт применения системы Бинэ к исследованию русских дефективных детей//Труды первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 — 31 декабря 1910 г.- СПб.,1911.- С. 33 — 58.
  • Шуберт А. М. Опыт экспериментально психологического определения степени умственного развития воспитанников санатория-школы д-ра Кащенко//Дефективные дети и школа/ Под ред. В. П. Кащенко.- М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова,1912.- С. 58 — 157.
  • Щербинин Н. И. Вырождение среди учащихся в средней школе. Влияния этого фактора на успехи и поведение учащихся//Труды первого Всероссийского съезда по педагогической психологии 31 мая — 4 июня 1906 г.- СПб.,1906.- С. 156—165.

олигофрен — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.олигофре́нолигофре́ны
Р.олигофре́наолигофре́нов
Д.олигофре́нуолигофре́нам
В.олигофре́наолигофре́нов
Тв.олигофре́номолигофре́нами
Пр.олигофре́неолигофре́нах

о·ли-го-фре́н

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -олигофрен-.

Произношение

  • МФА: [ɐlʲɪɡɐˈfrʲen]

Семантические свойства

Значение
  1. психиатр. тот, кто страдает олигофренией ◆ Каждый олигофрен является до известной степени страдающим психопатией, яркость которой и удельный вес с точки зрения нарушения установленного порядка и прямая социальная опасность обычно тем выше, чем сохраннее интеллект. 〈…〉 Олигофрен может иногда сравнительно легко заучить целые отрывки произведения, стихотворения, ряд пословиц, ходячих выражений и репродуцировать их большей частью очень не кстати, мало понимая внутренний смысл. В. А. Гиляровский, «Психиатрия» // «Медгиз», 1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Потомки этих королей представляли собой ярко выраженных олигофренов, неспособных к какой бы то ни было деятельности. Владимир Шахиджанян, «1001 вопрос про ЭТО», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., разг. и бранн. о тупом, несообразительном или ненормальном, странном человеке ◆ Ну, почему, скажите, Второй Тихоокеанской эскадрой командовал тупица Рожественский, а в Порт-Артуре заправлял олигофрен Стессель? В. П. Аксёнов, «Любовь к электричеству», 1969 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Олигофрен было словечко нашей ранней молодости, вдруг выплывшее, вместе с Виком, из небытия. 〈…〉 — Это же твой шанс. Твой шанс в жизни, олигофрен. Что ты заработаешь своими диссертациями? Алексей Макушинский, «Город в долине», 2012 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
  1.  ?
  2. дурак, тупица, недоумок, недоразвитый
Антонимы
  1.  ?
  2.  ?
Гиперонимы
  1.  ?
  2.  ?
Гипонимы
  1. имбецил
  2. дебил, идиот, кретин

Родственные слова

Этимология

Происходит от слова олигофрения.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

о тупом, несообразительном или ненормальном, странном человеке

Библиография

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Ответы Mail.ru: Кто такой алигофрен?

Олигофрен это умственно отсталый (МАЛОУМНЫЙ)… . Умственная отсталость- (малоумие, олигофрения от др. -греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом» . Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум) . Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту) , а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня. «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества. Умственная отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

Не «А»,а «О». Олигофрен — это дебил.

Это Олигофрен. Одна из степеней умственного отставания от нормального развития. От греческого Олигос- малый и френос — ум. Удачи.. . В учебе и борьбе…

ОЛИГОФРЕНИЯ (от олиго.. . и греч. phren — ум) , врожденное или приобретенное в младенческом возрасте недоразвитие психической деятельности. Различают три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. Другими словами форма умственной отсталости. Характеризуется недоразвитостью нервно — психических процессов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *