5. Отрасли психологии.
Существует более ста отраслей, подразделяются:
1. По характеру деятельности.
Психология труда — изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни. (Пр, инженерная психология — человек и машина, авиационная психология — психология полета, космическая психология).
Педагогическая психология — психология обучения, т.е. основы дидактики и обучения и т.д.; и психология воспитания.
Медицинская психология — нейропсихология, психофармакология (изучение действия лекарственных препаратов на психологическую деятельность человека), психическое воздействие, психопрофилактика.
Юридическая психология — судебная психология, криминальная психология, исправительно-трудовая психология.
Военная психология — межличностные отношения, подготовка воинов к разным психологическим ситуациям.
Психология спорта.
Психология торговли.
Психология искусства.
По развитию:
Возрастная психология — изучает онтогенез различных процессов, и психологические качества личности развивающегося человека.
Специальная психология — изучает отклонение психики человека. (Парапсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, т.е. когда люди потеряли зрение.)
По принципу отношения личности и общества:
Социальная психология — изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и не организованных группах.
Психология личности — изучает психологию личности.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод(путь исследования) – способ достижения какой-либо цели, решений конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
Методы науч исслед– это приемы и средства с помощью кот ученые получают достоверные сведения, использ далее для построения научной теорий и выработки практ рекомендаций.
Методами психологии– наз основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
Этапыпсихологич исследования:
1)Подготовительный. Изучение состояния вопроса, определение задач и рабочей гипотезы исследований, разработка методики;
2)Сбор фактич данных. Реализует конкрет методику исследования и в свою очередь распадается на ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных серий.
3)Количественная и качественная обработка данных исследований. Подсчет средних величин, построение графиков и таблиц.
4)Интерпретация данных и формулирование выводов.
Классификация методов.
Анаьев выделяет:
1) Организационные методы:
-Сравнительный метод – предполагает сопоставление исслед объектов по различным признакам, показателям.
-Лонгетюдный метод – предусматривает многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индив личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых качеств личности.
-Комплексный метод – заключается в рассмотрении объекта с позиции различных наук или с позиций различных точек. Исслед такого рода позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного типа. Напр: между физиолог психолог и соц развитием личности.
2) Эмперические методы– включают наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, психо-диагностические методы, анализ продуктов деятельности.
3) Методы обработки данных– включают в себя количественный, статический и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
4) Интерпретационные методы– включает в себя генетический (анализ материалов в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Характеристика основных эмпирических методов психологии.
Наблюдение — этот метод состоит в преднамеренно систематическом и целенаправленом восприятии психических явлений с целью изучения их спец закономерностей в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, смысла, кот непосредственно не задан.
Наблюдению доступны только внешние поведенческие проявления: пантомимика, мимика, речевое поведение. Традиционным способом фиксации данных в методе наблюдений является дневник набл. В нем обязательно должна найти отражение ситуация (фон, контекст), указывают время события. Достоинства наблюдения: объект наблюдения не ощущает себя таковым и ведет себя естественно. Недостаток: 1)пассивная позиция исследователя, заставляющая иногда ощущать в течении длит времени проявление внешних процессов, состояний, свойств. 2)Субъективность интерпретации наблюд явлений.
Одной из разновидностей данного метода является самонаблюдение, принимающее форму словесного самоотчета о том, что видит, слышит, переживает чел и т.д. Подобный словесный отчет фиксируется как всякое внешнее объективное выражение и проявление психических состояний чел.
Эксперимент
Констатирующийэксперимент – выделяющий определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств, в момент проведения исследования; Формирующий (обучающий) эксперимент – предлагающий целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.
Плюсы эксперимента – 1) исследователь не ожидает случайного проявления психологических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых, 2) исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психологических процессов, 3) может быть проведен с большим кол-вом испытуемых. Минусы – требует большой организационной работы и высокого профессионализма со стороны экспериментатора.
Беседа. Метод получения информации на основе вербальной, т.е. словесной комуникации. Стандартизованный опрос, вопросы заранее подготовленны, строгая формулировка и неизменный порядок. Плюсы: данные полученные при стандартизованном опросе легко сравнимы. Ошибки минимальны, а личный контакт с испытуемым дает возможность избежать ошибочного понимания отдельных вопросов. Уменьшается число вопросов без ответов. Минусы: данный вид опроса носит отпечаток исскуственности (усная анкета)
Свободныйопрос. По форме приближается к обычной беседе между людьми и носит естественный, неформальный характер. Ведется тоже по определенному плану и осн вопросы разрабатываются зарание, но в ходе опроса исследователь меняет формулировку, задает дополнительные вопросы. Плюсы: опрос позволяет гибко менять тактику исследований, содержание вопросов, получать на них не стандартные ответы. Минусы: данные сложнее обрабатывать.
Анкетирование. Сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемым по спец составленной программе. Она представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета предусматривает триэтапа: 1)определение содержания (цели), 2)выбор нужного типа вопроса. Открытые вопросы. (Респодент должен самостоятельно сформулировать свой ответ. Обработка ответов затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно непредвиденные суждения.). Закрытые вопросы (предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответов, помеченных в анкете. Данные ответы легко обабатываются, но они скудны по содержанию). Полузакрытые вопросы (предполагают выбор одного или нескольких ответов из ряда предложенных. Респоденту дается возможность самостоятельно сформулировать свой ответ). Тип вопроса может влиять на полноту и правильность ответа. Плюсы: возможность быстрого получения большой по объему информации. Минусы: затруднен качественный анализ данных, соотнесение ответов с деятельностью и поведением испытуемых.
Метод экспертных оценок. Заключается в проведении экспертами интуитивно логического анализа суждений и формальной обработкой результата.
Тестирование. Метод использующий стандартизированные вопросы и задачи. Тест – система заданий, позволяющий измерить уровень развития определенных психологических качеств личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференциальные и сопоставимые оценки.
Тест-задание. Предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В них предполагается серия спец заданий, по итогам которых судят о наличии или отсутствии и степени развития изучаемого качества. Плюсы: в разных аудиториях. Минусы: человек может знать ответы.
Тест-опросник. Основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.
Тесты-проективные. Заложен механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать свои собственные неосознаваемые качества другому человеку.
Метод анализа процессов и продуктов деятельности. Предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов, его предшествующей деятельности.
Биографический метод. Изучение личности по имеющимся документам ее
5. Основные отрасли психологической науки
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.
Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания; вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе; психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и др.
Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности, умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека: быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.
Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и др.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
Психология спорта исследует психологические особенности спортивной деятельности.
Космическая психология изучает особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях недостатка времени.
Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.
Военная психология изучает психологию личности воина, воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности.
Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики, связанным с недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.
Парапсихология исследует аномальные индивидуальные и социально-психологические явления.
Все отрасли психологической науки возникли и развивались в процессе расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако их нельзя рассматривать как результат простого практического применения психологических закономерностей (полученных путем исследований, например, по общей или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.
Научное психологическое исследование может быть успешным, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью – использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.
5. Отрасли психологии
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.
Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных, на разных этапах развития животного мира.
Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.
Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирований их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.н.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека – быстроты и точности процессов восприятия, объёма и распределения внимания и др.
Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. и.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.
Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среди, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, и частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.
Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.
Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.
Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Пятопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, о частности у детей.
Парапсихология исследует аномальные индивидуально и социально-психологические явления.
Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, но общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частые психологические закономерности. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.
Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.
Отрасли психологии (Обзор основных отраслей психологии)
Автор Evgeniy в . Опубликовано Основы Психологии Последнее обновление: 29/10/2017
Существует целый ряд самостоятельных отраслей (разделов) психологии, которые рассматривают вопросы и проблемы психологии со своей уникальной точки зрения. Узнайте больше о самых основных и актуальных из них.
Несмотря на то, что как каждая отрасль психологии имеет свой собственный взгляд на психологические проблемы, всё же преследуют все они одну общую целью, а именно: изучение и объяснение человеческого мышления и поведения.
1. Аномальная психология (психопатология)
Аномальная психология — это отрасль психологии, изучающая психопатологию и аномальное поведение. Данная область ориентирована на изучение широкого спектра психических расстройств, включая депрессию, одержимость, сексуальные отклонения и многое другое. Клинические психологи и психотерапевты часто работают непосредственно в этой области.
2. Поведенческая психология
Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, — есть теория обучения, основанная на идее, что все типы поведения приобретаются через так называемое кондиционирование (прим.: кондиционирование — развитие новых поведенческих навыков путём модификации ассоциаций стимул/отклик). Хотя эта отрасль психологии и доминировала в первой половине ХХ века, в 1950-х годах она всё же стала менее заметной. Тем не менее, методы поведенческой психологии сегодня остаются главной опорой в терапии, образовании и многих других областях.
3. Биопсихология
Отрасль психологии, ориентированная на изучение того, как мозг влияет на поведение, часто называют биопсихологией. Впрочем, она имеет и другие названия: «физиологическая психология», «поведенческая неврология» и «психобиология».
4. Когнитивная психология
Когнитивная психология — это отрасль психологии, которая сосредотачивается на изучении внутренних состояний, таких как мотивация, решение проблем, внимание, принятие решений и мышление. Эта область психологии продолжает непрерывно развиваться с момента своего возникновения (1960 год).
5. Сравнительная психология
Сравнительная психология — это отрасль психологии, связанная с изучением поведения животных. Идея заключается в том, что исследование поведения животных может привести к более глубокому и широкому пониманию человеческой психологии.
6. Кросс-культурная психология
Кросс-культурная психология — это отрасль психологии, которая изучает, как культурные факторы влияют на поведение человека. Международная ассоциация кросс-культурной психологии (IACCP) была основана в 1972 году, и данная отрасль психологии продолжает расти и развиваться с того времени. Всё большее число психологов сегодня заинтересовано в изучении того, как различаются поведения людей во всём мире в зависимости от их принадлежности к той или иной культуре.
7. Психология развития
Психология развития, как отрасль психологии, призвана изучать особенности развития человека в течение всего его жизненного цикла, от стадии детства до стадии зрелости. Научное исследование человеческого развития стремится понять и объяснить, как и почему поведение людей меняется на протяжении всей жизни. Это касается всех аспектов человеческого развития, в том числе физического, эмоционального, интеллектуального, социального, перцепционного и личностного. Эта область психологии изучает огромный спектр тем, начиная от внутриутробного развития и заканчивая болезнью Альцгеймера.
8. Педагогическая психология
Педагогическая психология является отраслью психологии, касающейся школ, психологии преподавания, вопросов образования и студенческих проблем. Психологи данной отрасли часто изучают, как студенты взаимодействуют непосредственно с учащимися, родителями, учителями, должностными лицами и что может способствовать улучшению их успеваемости.
9. Экспериментальная психология
Экспериментальная психология — это отрасль психологии, которая для исследования мозга и поведения использует научные методы. Многие из этих методов также используются и в других областях психологии в целях исследования широкого спектра вопросов, начиная от вопросов детского развития и заканчивая так называемыми социальными вопросами.
10. Судебная психология
Судебная психология является отраслью, которая занимается вопросами, связанными с психологией и законом. Судебные психологи выполняют широкий спектр обязанностей, включая дачу показаний в судебных делах, выявление случаев жестокого обращения с детьми, подготовку детей к даче показаний, а также определение вменяемости подозреваемых в совершении преступлений.
11. Психология здоровья
Психология здоровья является отраслью, посвящённой изучению того, как биология, психология, поведение и социальные факторы влияют на здоровье человека и его болезни. Иногда наравне с термином «психология здоровья» используются также термины «медицинская психология» и «поведенческая медицина». Данная область преследует цель исследования мер по укреплению здоровья человека, а также профилактике и лечению болезней и недугов.
12. Психология личности
Эта отрасль психологии ориентирована на изучение способности мышления, а также чувств и поведения, делающих человека отличным от других представителей животного мира. Некоторые из самых известных теорий в психологии возникли именно в этой области, включая теорию психоанализа Фрейда и теорию психосоциального развития Эриксона.
13. Социальная психология
Социальная психология преследует цель понять и объяснить социальное поведение и рассматривает такие темы, как поведение человека в группе, социальное взаимодействие, лидерство, невербальное общение и влияние общества на человека при принятии им решений.
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Отрасли психологии
Современная психология – сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований (рис. 6).
Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности; во-вторых, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих отраслях.
Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли.
Отрасли психологии
По характеру
деятельности
По развитию
По принципу
отношения личности и общества
Психология труда
Педагогическая психология
Медицинская психология
Юридическая психология
Военная психология
Психология спорта
Психология торговли
Психология искусства
Возрастная психология
Сравнительная психология
Специальная психология
Социальная психология
Психология личности
Рис. 6. Отрасли психологии
Рассмотрим отдельные отрасли психологии.
По характеру деятельности
Психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека.
Авиационная психология исследует психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов.
Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.
Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.
Психология обучения изучает психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения и т.д.
Психология воспитания исследует психологию ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики.
Медицинская психология занимается исследованием нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Нейропсихология изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами.
Психофармакология исследует влияние лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.
Психотерапия изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного.
Психопрофилактика и психогигиена разрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие отражение в судебной практике.
Судебная психология изучает психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемых и т.д.).
Криминальная психология занимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.
Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология изучает психологию заключенных в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.д.
Военная психология исследует психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих в ее разных формах и видах.
Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревнований и тренировочной деятельности.
Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.
Психология искусства изучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусства (литература, музыка, живопись и т.д.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.
По развитию
Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.
Специальная психология изучает отклонения в развитии психики.
Патопсихология исследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.
Сурдопсихология исследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.
Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни.
Зоопсихология изучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Этология исследует врожденные механизмы поведения животных.
По принципу отношения личности и общества
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социально-психологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.
Психология личностиизучает психологические особенности личности.
Рекомендуемая литература
Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988.
Общая психология:Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. М., 1995.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Психология: Учеб. М., 2001.
Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. СПб., 1998.
Ярошевский М.Г.История психологии. М., 1995.
4.Основные отрасли психологии
Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые 4-5 лет появляются новые направления.
Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).
Фундаментальные (их называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания – это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило объединяют термином «общая психология».
Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления.
Рассмотрим более подробно некоторые отрасли психологической науки.
Общая психология – отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, направленность) и психические состояния.
Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем Сергея Леонидовича Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.
На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология.
Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.
Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце 19 в. В настоящее время основными разделами являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.
Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Начало разработке данной отрасли психологии положил Френсис Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных.
Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900г. В.Штерном. Основными методами стали тесты.
Поскольку и педагогическая, и возрастная. И дифференциальная психология оперируют понятием «группа, в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы. Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г. когда одновременно появились работы английского психолога У.Макдугалла и американского социолога Э.Росса. В названиях этих работ содержался термин «социальная психология».
В свою очередь, социальной психологией тесно связаны политическая психология и психология искусства, т.к. в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана.
Политическая психология — это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства.
Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны сообразованием, воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества.
Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей – медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.
Структура медицинской психологии включает ряд разделов, наиболее общими являются: клиническая психология, общая медицинская психология, психопрофилактика и психогигиена, психокоррекция.
В заключении следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимых для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, экспериментальная психология. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.
5. Этапы развития психологии
6. Основные направления в современной психологии.
В психологии есть много школ, направлений и концепций. Отношение к ним в разные времена было различным, вплоть до их запрета.
Рассмотрим некоторые направления и школы в психологии.
Интроспективная психология использует основной метод изучения психики – самонаблюдение (интроспекция). Метод основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.
Идеологом метода интроспекции был философ Дж.Локк, который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей.
Дж.Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство – рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.
Параллельно с учением Дж.Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое нему течение – ассоциативное направление. Возникновение и становление ассоциативной психологии связано с именами Д.Юма и Д.Гартли. Английский врач Д.Гартли причину психических явлений видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. По его мнению, нервная система – это система подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд.
Давид Юм в качестве основополагающего принципа вводит ассоциацию. Под ассоциацией он понимает некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи.
Психоаналитический подход разработан З.Фрейдом в конце 19 в. вначале как метод лечения психических болезней, а позже как учение о бессознательных психических процессах. З.Фрейд предложил структурную модель личности, которая базируется на топографической модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный.
Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент.
Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержавшая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, другой материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги.
Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символической форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.
Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я).
Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия.
Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности.
Супер — эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Супер – эго состоит из двух структур – совести и Эго – идеала.
Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер – эго действуют на трех уровнях сознания.
Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т.к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу.
Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер – его, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер – эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию и т.п.). В противном случае возникает невроз.
В психоанализе используется понятие интроекция. Это понятие используется при исследовании механизмов идентификации, с помощью которых человек присваивает характеристики другого.
Аналитическая психология основана швейцарским психологом К.Юнгом. По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Коллективное бессознательное образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым опытом человечества.
Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов.
Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности.
Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если человек сознательно стремиться к определенной цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений.
Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (например, Тень – противоположность Эго и Персоны, и на психические функции, и на свойства, (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротическое развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.
Юнг ввел понятие комплекс – неосознанное психическое образование, которое возникает вследствие вытеснения из сознания идей, связанных со значимыми для индивида переживаниями.
Юнг также ввел понятие «Я». За этим понятием скрывается стремление человека к целостности единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным.
Бихевиоризм (с англ. – поведение). Основоположник бихевиоризма американский психолог Джон Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа. Уотсон доказывал необходимость заниматься изучением поведения и отрицал необходимость изучения сознания.
С точки зрения Уотсона, поведение – это система реакций. Реакция – это новое понятие, которое введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма.
Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S- R» (стимул – реакция).
Для бихевиористов соотношение S- R стало единицей поведения.
Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему:
— выявление и описание типов реакций;
— исследование процессов их образования.
В качестве общих и окончательных задач выдвигали две следующие задачи:
Прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызванный ее стимул.
Гештальтпсихология одно из направлений в психологии 20-30 годов, созданное Максом Вертгеймером, К.Коффкой. Основными элементами психики представители данного направления считали целостные образы – гештальты.
Гештальт – ярко выраженное целое, система, в пределах которой ее элементы находятся во взаимосвязи друг с другом. Структура гештальта такова, что изменение в одной его части влечет изменение во всех остальных частях и в едином целом, поскольку части гештальта не изолированы друг от друга.
На основе этой теории Вертгеймер разработал концепцию процесса научения. В основе научения лежит понимание, прозрение, по Вертгеймеру – инсайт.
Гуманистическая психология начала развиваться в 30-е гг. 20в.
Сущность теорий, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность рассматривается как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения.
Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс. Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом.
Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я»
Ярким представителем гуманистического направления в психологии является А.Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.
5. Психология личности как отрасль психологической науки
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованую картину личности и её основных психических процессов. Кроме того, изучаются индивидуальные различия.
Личность – та сторона человеческой психики, которая отличается устойчивость, определяет духовное своеобразие данного человека и обуславливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.
Подходы к пониманию личности:
1)Теория индивидуальных различий
2)Черты личности обеспечивают её стабильность
3)Личность как система саморегулирования
4)Личность как источник активности
5)Понятие личности объясняет качественные отличия психики человека и животных (человек, личность, индивид, индивидуальность )
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии личности особенно выделяются работы А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева и К. К. Платонова.
А. Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
темперамента (структуры природных свойств),
направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В. Н. Мясищев единство личности характеризует:
направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира),
общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),
структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности в психологии личности — лишь одно из определений ее единства и целостности, т. е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К. К. Платонов) в психологии личности.
Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1)Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2)Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3)Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
4)Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т. п.).
1 и 2 — социально обусловлены, 3 и 4 — генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Основой любой личности является темперамент.
Темперамент в психологии личности — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.