Абстрактное мышление это в психологии: Абстрактное мышление – что это. Формы, виды, развитие

Автор: | 17.05.2021
Абстрактное мышление – что это. Формы, виды, развитие

Разнообразная информация о внешнем мире поступает в наш мозг через органы чувств в виде звуков, запахов, тактильных ощущений, зрительных образов, нюансов вкуса. Но это сырая информация, которую еще нужно переработать. Для этого требуется мыслительная деятельность и высшая ее форма – абстрактное мышление. Именно оно позволяет не только сделать детальный анализ поступающих в мозг сигналов, но и произвести их обобщение, систематизацию, категоризацию и выработать оптимальную стратегию поведения.

Содержание

Абстрактно-логическое мышление как высшая форма мыслительного процесса

Мышление человека – результат длительной эволюции, в своем развитии оно прошло несколько этапов. Абстрактное мышление на сегодняшний день считается высшей его формой. Возможно, это и не последняя ступень в развитии познавательных процессов человека, но пока другие, более совершенные формы мыслительной деятельности неизвестны.

Три этапа развития мышления

Формирование абстрактного мышления – это процесс развития и усложнения познавательной деятельности. Основные его закономерности характерны как для антропогенеза (развития человечества), так и для онтогенеза (развития ребенка). В том и в другом случае мышление проходит три этапа, все более увеличивая степень абстрактности или отвлеченности.

  1. Свой путь эта форма познавательных процессов начинает с наглядно-действенного мышления. Оно носит конкретный характер и связано с предметной деятельностью. По сути, и осуществляется оно только в процессе манипуляций с предметами, а отвлеченные размышления для него невозможны.
  2. Второй этап развития – это образное мышление, для которого характерны операции с чувственными образами. Оно уже может быть отвлеченным и является основой процесса создания новых образов, то есть воображения. На этом этапе появляется и обобщение, и систематизация, но все же образное мышление ограничено непосредственным, конкретным опытом.
  3. Возможность преодоления рамок конкретности появляется только на этапе абстрактного мышления. Именно этот тип мыслительной деятельности позволяет достигать высокого уровня обобщения и оперировать не образами, а абстрактными знаками – понятиями. Поэтому абстрактное мышление называют еще понятийным.

Образное мышление носит дивергентный характер, то есть напоминает расходящиеся в разные стороны круги от брошенного в озеро камня – центрального образа. Оно довольно хаотично, образы переплетаются, взаимодействуют, вызывают ассоциации. В отличие от него, абстрактное мышление линейно, мысли в нем выстраиваются в определенной последовательности, подчиняющейся строгим законом. Законы абстрактного мышления были открыты еще в эпоху Античности и объединены в особую область знаний, которая называется логикой. Поэтому абстрактное мышление еще называют логическим.

Инструменты абстрактного мышления

Если образное мышление оперирует образами, то абстрактное – понятиями. Слова – это основной его инструмент, и существует данный тип мышления в речевой форме. Именно речевые формулировки мыслей позволяют выстраивать их логически и последовательно.

Слова упорядочивают и облегчают мышление. Если вам что-то непонятно, попробуйте эту проблему проговорить, а еще лучше кому-нибудь объяснить. И поверьте, в процессе этого объяснения вы и сами разберетесь даже в очень сложном вопросе. А если нет желающих слушать ваши рассуждения, то объясните своему отражению в зеркале. Это даже лучше и эффективнее, так как отражение не перебивает, и в выражениях вам тоже можно не стесняться.

Четкость и ясность речи напрямую влияет на мыслительную деятельность и наоборот – хорошо сформулированное высказывание предполагает его осмысление и внутреннюю проработку. Поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью, которая хоть тоже использует слова, но от обычной, звуковой все же отличается:

  • она состоит не только из слов, но и включает в себя образы и эмоции;
  • внутренняя речь более хаотична и разорвана, особенно, если человек не старается специально организовывать свое мышление;
  • она носит свернутый характер, когда часть слов пропускается и акцентируется внимание на ключевых, значимых понятиях.

Внутренняя речь напоминает высказывания маленького ребенка 2-3 лет. Дети в этом возрасте также обозначают лишь ключевые понятия, все остальное в их голове занимают образы, которые они пока называть словами не научились. Например, только проснувшийся малыш радостно восклицает: «Бай-бай – баба!» В переводе на «взрослый» язык это значит: «Как здорово, что пока я спал, к нам пришла бабушка».

Фрагментарность и сжатость внутренней речи – одно из препятствий четкости абстрактно-логического мышления. Поэтому нужно тренировать не только внешнюю, но и внутреннюю речь, добиваясь максимально точных умственных формулировок в процессе решения сложных задач. Такую упорядоченную внутреннюю речь называют еще внутренним проговариванием.

Использование слов в мышлении – это проявление знаковой функции сознания – того, что отличает его от примитивного мышления животных. Каждое слово – знак, то есть абстракция, связанная с реальным объектом или явлением значением. У Маршака есть стихотворение «Кошкин дом», и там есть такая фраза: «Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят». Это очень хорошая иллюстрация значений – связи слова с объектом. Связь эта существует только в голове человека, в реальности сочетание звуков «стол» не имеет никакого отношение к реальному объекту. В другом языке таким значением наделено совсем иное сочетание звуков.

Установление таких связей, а тем более оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, формулами – это очень сложный психический процесс. Поэтому овладевают им люди постепенно вплоть до подросткового возраста, да и то не все и не в полной мере.

Логика – наука о понятийном мышлении

индукция

Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.

Два вида мышления: дедукция и индукция

Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:

  • «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
  • «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.

Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.

Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:

  • 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
  • 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
  • Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».

В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.

Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.

Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:

  • «У всех школьников летом каникулы».
  • «Вася – школьник».
  • «У Васи летом каникулы».

Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.

Законы логики

Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:

  • Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
  • Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
  • Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.

В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.

Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.

Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.

Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Упражнения для развития абстрактного мышления

развитие личностиПодумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей

Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.

Упражнение «Докажи обратное»

Это упражнение лучше делать письменно. Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание.

Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».

А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.

Упражнение «Аббревиатуры»

Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.

Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.

Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. Юмор способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких производителей». УОСК – «Управление отдельными социальными конфликтами» и т. д.

Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.

Упражнение «Работа с понятиями»

Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня. Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».

  1. Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
  2. Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
  3. Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.

После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.

Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы. К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется».

Абстрактное мышление — это… Что такое Абстрактное мышление?

Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование»
  • Абстракция — «абстрактное понятие», «абстракт», результат абстрагирования.

Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.
  • идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая», «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление — абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется Уровень абстракции. Например, в зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции: от конкретного Петра Ивановича, например, можно абстрагироваться до сантехника вообще, можно — до технаря, до мужчины, до млекопитающего, до живого существа, до единицы, и т. п.

Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.

Например, число, свойство, качество, количество, Математика, Философия, Мифология, Парапсихология, Метафизика, Информация
  • В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.
  • Разг. неодобрит. Неясное, туманное выражение мысли. Например, У него получилась такая абстракция, что никто ничего не понял.

Вид абстрактного искусства. См. Геометрическая абстракция, Постживописная абстракция.

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Абстрактное мышление — как развить способность мыслить абстрактно, книги и тренинги

Понятие абстрактного мышления

Абстрактное мышление — тип человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими.

Посмотреть 2 других определения «абстрактного мышления» можно в конце этой статьи.

Дальше мы рассмотрим примеры абстрактного мышления из жизни, ответим на вопрос как развить эту способность самостоятельно с помощью книг, упражнений и тренингов.

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — вид мышления, благодаря которому можно абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом.
Это мышление, при котором человек мыслит общими понятиями, без конкретики.

Мышление человека делится на два типа: точное и обобщенное (абстрактное). Точным мышлением мы пользуемся, когда у нас есть факты и знания, а абстрактным в обратной ситуации: когда точных данных нет.

Абстрактное мышление активизируется у человека тогда, когда он сталкивается с тем, что ему неизвестно. Абстрактное мышление позволяет рассуждать, строить догадки, делать выводы, умозаключения.

Используя абстрактное мышление, человек может посмотреть на ситуацию в целом, немного отдалившись от нее, не затрагивая условности и частности. Это позволяет взглянуть на проблему с разных ракурсов, найти нестандартные методы ее решения, расширить границы восприятия.

В основе абстрактного мышления лежит использование некогда полученной информации в качестве базы. Остальное человек додумывает с помощью фантазии, и в итоге приходит к новым знаниям.

Абстрактное мышление позволяет строить логические цепочки между несвязанными друг с другом явлениями и предметами путем суждений.

При абстрактном мышлении ускоряется процесс анализирования ситуаций, а выводы, которые исходят из обобщения, приходят в голову быстрее.

Особенность абстрактного мышления заключается в поисках неординарности: то, что раньше было незаметным или повседневным, станет видимым и необычным. Абстрактное мышление — фундамент креативности человека.

Абстрактное мышление уже есть у каждого человека, но развито и проявляется в разной степени. Эту способность можно и нужно совершенствовать.

Виды абстрактного мышления:

  • Обобщающие абстракции. Выделение общих свойств и характеристик предмета или явления.
  • Конструктивизация. Позволяет придать четкости “размытым” явлениям.
  • Изолирующие абстракции. Выделение компонентов явления.
  • Идеализирующие абстракции. Замена реальных свойств явления идеальным шаблоном, исключение недостатков.
  • Абстракция актуальной бесконечности. Определяет бесконечные множества как конечные.
  • Примитивно-чувственные абстракции. Выделяет одни свойства явления, игнорирует другие.

Формы абстрактного мышления:

Существуют три формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение.

  1. Понятие — это форма мышления, мысль, передающая общие свойства различных предметов или явлений.
  2. Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах или явлениях.
  3. Умозаключение — это форма мышления, в которой с помощью двух или более суждений мы получаем заключение. Умозаключение складывается из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — изначальное суждение, вывод — размышление, которое приводит к заключению.

Примеры абстрактного мышления в жизни

  1. Объяснить слепому человеку цвета. Цвета — не физические явления, их нельзя почувствовать. Но можно представлять цвета с помощью разных органов чувств. Как ощущается красный цвет, как он мог бы звучать, какие чувства он вызывает? Например, красный цвет: жар от солнца, цвет гнева, цвет страсти.
  2. Цифры. В действительности цифр не существует. Они были придуманы людьми, чтобы упростить конкретные действия.

Как и в чем проявляется абстрактное мышление

  • Профессиональная деятельность. Во многих областях человеческой деятельности задействовано абстрактное мышление. Например, в психологии, философии, инженерии или логистике. Абстрактное мышление позволяет быстро решать задачи, запоминать огромное количество данных и разбираться в них.
  • Отношения. Абстрактное мышление делает наши представления и размышления о других людях более объёмными и развернутыми.
  • Обучение. Абстрактное мышление начинает формироваться еще в детстве и развивается всю жизнь. Эта способность помогает в изучении наук и искусств, в частности математики, биологии, философии и т.д.
  • Личностный рост. Развивая абстрактное мышление, человек повышает уровень интеллекта, начинает смотреть на мир шире, его суждения становятся более глубокими.
  • Психологическое здоровье. Абстрактное мышление развивает способность работать со своими эмоциями, справляться со страхами, стрессом и депрессией.
  • Творчество. Абстрактное мышление напрямую связано с работой нашего воображения, с возможностью мечтать, фантазировать и визуализировать.

Абстрактное мышление

Автор Александр Фадеев На чтение 6 мин. Просмотров 357 Опубликовано

Каждый человек примерно понимает, что такое абстрактное мышление, но зачастую лишь интуитивно путается в связях между абстракцией, абстрагированием, размышлением.

Что понимается под абстрактным мышлением? Зачем оно нужно и почему мы не можем обойтись конкретным? Какие формы абстрактного мышления обычно выделяют? Что сделать для развития способности мыслить? Какие вещи не относятся к данному виду мышления? На все это, я постараюсь сегодня вам ответить.

Для более легкого восприятия сегодняшней темы, я рекомендую начать с просмотра короткого ролика.


Первое, что приходит в голову, когда у меня спрашивают об этом мышлении (психологи еще называют его теоретическим, понятийным): это мышление с использованием абстрактных понятий. Но, ответив таким образом, мы абсолютно ничего не поймем ни про мышление, ни про то, какие понятия можно назвать абстрактными.

Итак, абстрактное мышление – это психологический процесс, в ходе которого человек осуществляет поиск решения проблемы, применяя понятия и выполняя действия в уме, но не обращаясь к опыту или к органам чувств.

Почему мы не можем решать вопросы, исходя из окружающей реальности? Необходимо помнить, что те знания, которыми мы обладаем, слишком недостаточны. Мы постоянно сталкиваемся с неполнотой наших представлений о мире. Если бы мы опирались только на них, ничем хорошим бы это не закончилось. Абстракция помогает нам хотя бы примерно сориентироваться в ситуации, начать действовать. Таким образом, сначала чисто теоретическое переходит в практическое. В этом нам помогают следующие формы абстрактного мышления.

Понятие, суждение, умозаключение

Эти категории невозможно оторвать от повседневной жизни человека. Именно на практике они проходят проверку и закалку.

С помощью понятия мы называем предмет или несколько предметов через его характерные признаки. Например, стул как мебель со спинкой, предназначенный на одного человека – это уже понятие. А вот любовь, смысл, боль, грусть – это уже не просто понятия. Они являются абстрактными: мы не можем их потрогать, пощупать.

Суждение содержит в себе утверждение о закономерностях мира и его взаимосвязях. Сегодня хорошая погода – это простое суждение. А вот сложное: «Сегодня нет дождя, а значит погода хорошая».

Умозаключение берет несколько связанных суждений, соединяет их, создает в результате новое. Вспомните у Рене Декарта: «Я мыслю; следовательно, существую».

Дар абстрактного мышления

Теоретическое умение мыслить помогает нам понимать друг друга, не теряться в разнообразии опыта: прежде чем сделать шаг, подумай! Оно также приближает нас на пару шагов к познанию истины. Все люди награждены даром мыслить понятийно, но не все одинаково умело это делают.

 

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, когда ребенок начинает познавать мир, знакомится основными понятиями. Уже в дошкольном возрасте необходимо помогать малышу: предлагать решать головоломки, отвечать на его каверзные вопросы об устройстве мира, давать возможность фантазировать.

Взрослый человек, который стремится лучше размышлять, может начать решать логические задачи. Они дадут очень быстрый эффект, а еще способны по-настоящему увлечь. В сети, например, каждый день появляется большое количество данеток, разгадывание которых будет полезным совместным времяпрепровождением.

Как ни странно, логика связана с творчеством, развитием воображения. Взгляните на облака. Они вам никого не напоминают? Поищите те, что похожи на фигуры животных или людей. Поделитесь своим открытием с близким. Это не просто развивает мышление, но еще сближает.

А давно ли вы в полуосвещенной комнате играли с тенями? А ведь это шуточное занятие тоже нешуточно развивает голову.

Характерные для абстрактного мышления признаки

Способность мыслить позволяет отказаться от лишних деталей, увидеть сложную ситуацию с новой стороны. А это значит, что повышается возможность совершить открытие. Или найти оригинальное решение проблемы, когда ситуация кажется безвыходной. Необходимо помнить, какие есть у абстрактного мышления особенности.

Оно:

  1. Не привязано к органам чувств (чем и отличается от конкретного). Чтобы получить свежую информацию, необязательно быть рядом с объектом наших мыслей. Достаточно опираться на свой опыт. Например, получив двойку, школьник уже знает, что его ждет дома.
  2. Обобщает различные предметы и выявляет закономерности окружающего мира. Обобщение упрощает информацию, ускоряет доступ к ней (за счет запоминания характерных признаков). Например, если нескольких людей одновременно попросить представить себе собаку, они нарисуют в воображении собак разных пород, но все представят именно этих животных с присущими им чертами.
  3. Тесно связано с речью – вербальным выражением мыслей. Мысли имеют свойство «звучать» у нас в голове. Именно язык является средством выражения и закрепления информации.

Если помнить об этих трех характеристиках, можно легко отличить те вещи, что не являются формой абстрактного мышления. Например, представление. Ведь оно неотрывно связано с восприятием наших органов чувств. Даже если в данный момент вы не находитесь с объектом рядом, когда-то вы находились и могли его изучить, а потом просто вспомнить. Представления о вкусе пищи, образе человека, о холоде или тепле не относятся к мышлению, они гораздо ближе к восприятию.

Как человек так думает?

Можно сколько угодно удивляться способности человека выстраивать сложные логические цепочки, размышлять о судьбах вселенной, но факт остается фактом: мы все действительно обладаем теоретическим мышлением. В этом, кстати, заключается одно из наших отличий от животных.

Человеческая любознательность, стремление постигнуть истину, выстроить полную картину реальности – все это мотивирует нас мыслить. А сами мысли вызывают в нас импульс перейти к практике, чтобы подтвердить их или проверить. Примеры абстрактного мышления всегда связаны с реальной жизнью. Это то, что мы привыкли делать:

  • размышлять о существовании бога,
  • спорить о настоящей любви,
  • изучать и применять богиню теории и логики – математику (данная наука полностью основана на абстрактных понятиях),
  • мечтать о будущем,
  • придумывать шутки, используя чувство юмора,
  • творить что-то новое.

И прочее… Все перечислить невозможно, да и надо ли?

Абстрактное мышление делает нас разумными. Оно делает нас зрячими без помощи глаз. Именно благодаря этому процессу у нас есть возможность познавать и создавать смыслы. А иначе как бы мы жили?


Буду рад, если статья запустила процесс вашего мышления и вы узнали что-то новое. Если понравилось, делитесь с друзьями в социальных сетях. Пусть огонек мысли не угаснет.

Всего доброго, с уважением Александр Фадеев.

Абстрактное мышление — это… Что такое Абстрактное мышление? 
Абстрактное мышление
— мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракцией соответствует теоретическому мышлению, способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню.

Словарь-справочник по педагогической психологии. М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.

  • Абстракция
  • Адаптация

Смотреть что такое «Абстрактное мышление» в других словарях:

  • Абстрактное мышление — Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio  «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… …   Википедия

  • абстрактное мышление — 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Абстрактное мышление — мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… …   Словарь по педагогической психологии

  • Абстрактное мышление — то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей …   Начала современного естествознания

  • АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ — См. абстракция; мышление …   Толковый словарь по психологии

  • абстрактное мышление — Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Абстрактное мышление оператора — Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)… Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… …   Официальная терминология

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

  • Абстрактное — Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio  «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… …   Википедия

  • мышление — I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… …   Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия, А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 522 руб
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна Как устроена кора головного мозга почему ее возможноти ограничены и как эмоции дополняя работу коры позволяют человеку совершать научные открытия, Свердлик А.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 522 руб
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему её возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия, Свердлик А.Г.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 509 руб
Другие книги по запросу «Абстрактное мышление» >>
Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно? | Психология

Почему это так? Всё дело в том, что в процессе познания мира наши знания о реальности никогда не являются абсолютно точными, абсолютно полными и, как следствие, абсолютно конкретными. Фактически, мы всегда что-то знаем лишь приблизительно, или, другими словами, абстрактно.

Например. Понятия «жизнь» и «смерть» являются абстрактными, но мы при этом точно знаем, что мы живы, а не мертвы. Даже если мы не можем дать точные и конкретные определения этим понятиям, живое от мертвого мы отличить можем почти всегда. Камень мертв, а я жив. Я это знаю, хотя объяснить конкретно и не могу.

Короче говоря, абстрактное мышление нужно для того, чтобы все-таки хоть как-то ориентироваться в нашем мире неполного знания. Потому что наши знания никогда не являются полными, а жить как-то надо. Если мы не можем рассуждать о чем-то точно, надо рассуждать об этом приблизительно. Иначе рассуждать не получится вообще.

Еще один пример. Ребенок не может точно знать, кем он будет работать, когда вырастет. Но он знает, что работать ему все равно придется, потому что деньги будут нужны. Это достаточно абстрактное рассуждение, но если так не рассуждать, то не будет смысла готовить себя к работе, получать знания, ходить в школу, институт, на курсы и так далее. Поэтому, когда приходит время работать, выросший ребенок будет уже приблизительно готов к этому. А в деталях он разберется уже потом, по ходу дела.

Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, следует знать хотя бы направление
Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, следует знать хотя бы направление
Фото: pixabay.com

Нам постоянно приходится рассуждать абстрактно, приблизительно. Мы слишком многого не знаем. Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, нам следует знать хотя бы направление. Если точная цель пока не определена, должна быть хотя бы смутная мечта. Абстрактная мотивация к действию лучше, чем полное отсутствие мотивации.

Причем, что самое интересное, абстрактное порождает конкретное. После того как мы на абстрактном уровне пришли к какому-то выводу — нам будет намного проще его конкретизировать. Если вы абстрактно поняли, что вы «технарь» или «гуманитарий», вам будет проще выбрать конкретную профессию, а также конкретный институт, в котором вас этой профессии обучат. Собственно, именно поэтому во всех учебных заведениях дают абстрактные знания — потому что сделать конкретные выводы из них человек потом и сам сможет. Если вы не знаете, кем хотите стать, но знаете, что склонны к математике, направление уже сужаетсяЕсли вы не знаете, кем хотите стать, но знаете, что склонны к математике, направление уже сужается
Фото: pixabay.com

Абстрактное мышление еще хорошо тем, что позволяет думать в условиях, казалось бы, полного интеллектуального тупика. Если вы находитесь в ситуации, в которой мало что понимаете — вы можете все-таки начать рассуждать о ней, просто абстрактно. Собственно, само утверждение «я ничего не понимаю» может стать хорошим началом подобного абстрактного рассуждения. А дальше вам уже станет понятно, что можно подумать более конкретно.

Поэтому, если вы чувствуете, что вы в тупике, вы не знаете что делать или не знаете что думать — начните рассуждать абстрактно. Абстрактное мышление поможет вам выбраться из тупика. А во всем остальном — разберетесь по ходу дела.

Знакомство с абстрактно-логическим мышлением. Ступени развития мышления

Мышлением в психологии называют познавательный процесс, при котором обобщённо и опосредованно отражается действительность. Опосредованно – значит, познавая одни свойства через другие, неведомое – через известное.

В процессе развития психики человек проходит сложный путь, продвигаясь от конкретного мышления ко все более абстрактному, от предметного ко внутреннему, классифицируя мышление по форме. В психологии различают:

—    Наглядно-действенное

—    Наглядно-образное

—    Образное

—    Абстрактно-логическое мышление.

Это своего рода ступени развития человека.

•   Ребёнок познаёт мир, исследуя предметы на ощупь, на вкус, разбирая, ломая, рассыпая, бросая, наблюдая и т.д., то есть через практические действия. Это – проявления наглядно-действенного мышления, его период примерно от 1 года и до 3 лет.

•   В дальнейшем подключается наглядно-образное мышление, которое все ещё основано на практическом исследовании реальности, но уже использует образы, которые и создаёт, и хранит. Эти образы могут не опираться на конкретные ощущения (например, сказочные герои). Это – мышление, представленное в виде образов и представлений, основанных на зрительном, тактильном, слуховом восприятии. Пик наглядно-образного мышления приходится на возраст примерно от 4 до 7 лет, но сохраняется он и у взрослых людей.

•   Следующая ступень – образное мышление. На этом этапе образы рождаются с помощью воображения или извлекаются из памяти. В случае использования образного мышления задействуется правое полушарие мозга. В отличие от наглядно-образного мышления, в образном широко используются словесные конструкции и отвлечённые понятия.

•   Наконец, при абстрактно-логическом мышлении используются символы, цифры и отвлечённые понятия, которые не воспринимаются органами наших чувств.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.

Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.

Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.

Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.

•    Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».

•   Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».

•   Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».

Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:

—    Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.

—    Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

—    Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.

—    Умение формировать причинно-следственные связи.

Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развить абстрактно-логическое мышление у ребёнка-дошкольника.

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.

Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая такие его функции как мышление, внимание, память, восприятие. Занятия можно проводить в увлекательной форме, с помощью игровых тренажёров онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Фото: Bill Gracey

Тест
типов мышления: конкретный, аналитический, абстрактный, логический, творческий, творческий

Types of Thinking Test: Concrete, Analytical, Abstract, Logical, Imaginative, Creative Types of Thinking Test: Concrete, Analytical, Abstract, Logical, Imaginative, Creative Этот тест анализирует ваш образ мышления.

Существует пять типов мышления: конкретное (делатель), аналитическое или абстрактное мышление (аналитик), логическое мышление (оратор), творческое мышление (изобретатель) и креативное (оригинальный мыслитель).

В большинстве случаев у людей есть один преобладающий тип или предпочтительный тип мышления, и они в некоторой степени используют другие типы.

Наличие нескольких хорошо разработанных стилей мышления помогает вам выполнять более широкий круг задач и дает вам более широкий выбор профессии.

Что делает тебя таким, какой ты есть? Возьмите этот тест, чтобы узнать свой тип личности.

С другой стороны, если вы похожи на большинство людей и у вас есть только один предпочтительный стиль мышления, знание этого поможет вам выбрать профессию, соответствующую вашим естественным способностям.

Я не хотел бы делегировать свою работу кому-то еще.
True
False

Я хочу научиться программировать.
Правда
Ложь

Я люблю читать книги.
True
False

Я интересуюсь искусством.
True
False

Я всегда ищу новые способы улучшения вещей.
Верно
Неверно

Я — визуальный ученик.
True
False

Мне нравится играть в шахматы.
Правда
Ложь

Мне легко выразить себя; слова идут легко для меня.
True
False

Я очень творческий человек.
True
False

Мне нравится планировать.
Правда
Ложь

Мне нравятся поделки.
True
False

В детстве я писал новые языки и секретные коды.
Правда
Ложь

Если кто-то мне что-то обещает, я полностью ожидаю, что это произойдет.
True
False

Знакомые песни вызывают старые воспоминания.
True
False

Хобби и интересы создают богатый жизненный опыт.
Правда
Ложь

Мне нравится самому разбираться, не советуясь ни с кем.
True
False

Мне нравится изучать природу.
Правда
Неверно

Я хочу стать журналистом или ведущим новостей.
Правда
Ложь

Мне легко представить продукты или вещи, которые еще не существуют.
True
False

Я наслаждаюсь процессом больше, чем результатом.
True
False

В детстве мне нравились строительные игрушки.
Верно
Неверно

Я занимаюсь математикой и естествознанием.
Правда
Ложь

Я очарован поэзией.
Правда
Ложь

Знакомый запах может вызвать у меня старые воспоминания.
Правда
Ложь

Мне трудно придерживаться графика.
Правда
Ложь

Я чувствую соблазн танцевать всякий раз, когда слышу музыку.
True
False

Я очарован красотой математики.
True
False

У меня нет проблем с публичными выступлениями.
True
False

Я люблю ходить на выставки.
Правда
Ложь

Я часто догадываюсь.
True
False

Мне нравится работать руками.
Правда
Ложь

Мне нравятся головоломки.
Верно
Неверно

Я хорошо разбираюсь в грамматике.
True
False

Я очарован красотой природы.
Правда
Ложь

Я избегаю рутины и всегда стараюсь варьировать способы, которыми я делаю вещи.
True
False

Мне нравится физическая работа.
True
False

Я легко запоминаю символы и формулы.
Правда
Ложь

Я хороший рассказчик.
Правда
Ложь

У меня богатое воображение.
True
False

Я перфекционист.
True
False

Ваши результаты будут показаны ниже.
ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

Деятель: конкретное мышление

Вы склонны мыслить в практических, практических терминах.

Ремесленникам, спортсменам и всем, кто производит что-либо материальное, нужен такой тип мышления.

Делатели вносят свой вклад в мир, объединяя мысли и идеи и делая их реальностью.

Аналитик: аналитическое и абстрактное мышление

Вы склонны мыслить абстрактно.

Этот тип мышления важен для математиков, экономистов, программистов, ученых и, очевидно, аналитиков.

Эти люди могут обрабатывать информацию в виде кодов и сложных символов — то, что вы не можете увидеть или потрогать.

Многие научные открытия стали возможными благодаря этой способности.

Оратор: логическое мышление

Вы склонны мыслить в терминах слов и логики.

К этому типу обычно относятся хорошие писатели, журналисты, переводчики и учителя.

Ораторы могут формировать идеи и затем передавать эти идеи другим в ясном и логичном формате.

Эта способность особенно важна для лидеров, политиков и активистов. (Вы также можете пройти этот тест на лидерство.)

Изобретатель: образное мышление

Вы склонны мыслить с точки зрения образов.

Люди, принадлежащие к этому типу, обладают богатым воображением, которое позволяет им представлять то, чего они не видели — либо потому, что это что-то из прошлого, либо потому, что это то, чего никогда не было, — и выражать это в своей работе.

Успешные архитекторы, дизайнеры, художники и сценаристы обычно относятся к этому типу.

Оригинальный мыслитель: творческое мышление

У вас есть редкая и ценная способность творчески мыслить.

Креативное мышление — это способность смотреть на проблемы и ситуации с другой точки зрения и находить необычные и часто удивительные решения.

Креативное мышление — редкий навык, который необходим во всех видах работ.

Загрузки самогипноза:

Развитие навыков мышления »
Улучшение критического мышления»

Вам также может понравиться The Ultimate INTJ Индивидуальный портрет (включает 135 вариантов карьеры).

ОНЛАЙН-ТЕРАПИЯ, КОТОРАЯ ИСТИННО РАБОТАЕТ:
Онлайн-платформа CBT, чтобы помочь справиться с проблемами в отношениях, тревогой, депрессией, зависимостью и многим другим. Включает профессиональных наблюдений терапевта CBT .Нажмите здесь что бы начать.

Похожие сообщения:

.

мышление, концепция мышления, типы мышления

Глава 10. Мышление

Каждый сомневается в своей памяти, и никто не сомневается в его способности судить.

La Rochefoucauld

Концепция мышления

Мышление — это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением реальности.

Мы прибегаем к помощи мышления, когда мы не можем получить информацию, основанную только на работе органов чувств. В таких случаях вы должны приобретать новые знания через мышление, выстраивая систему выводов.Итак, посмотрев на термометр, подвешенный снаружи окна, мы выясним, какая температура воздуха на улице. Чтобы получить эти знания, вам не нужно выходить на улицу. Видя сильно качающиеся верхушки деревьев, мы заключаем, что ветер снаружи.

В дополнение к двум общепринятым характеристикам мышления (обобщение и посредничество) важно отметить еще две его особенности — связь мышления с действием и речью.

Мышление тесно связано с действием.Человек осознает реальность, влияет на нее, понимает мир, изменяет его. Мышление не просто сопровождается действием или мышлением действия; действие является основной формой существования мышления. Основной формой мышления является мышление в действии или действии. Все умственные операции (анализ, синтез и т. Д.) Сначала возникли как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, и только потом оно было разделено на самостоятельную теоретическую деятельность.

При характеристике мышления важно указать на связь между мышлением и речью. Мы думаем словами. Высшей формой мышления является вербально-логическое мышление, благодаря которому человек способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные проблемы.

Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети решают проблемы намного лучше, если они формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте субъект исправлял язык (зажимал зубы), качество и количество решаемых проблем ухудшалось.

Интересно, что любое предложение по решению сложной проблемы вызывает у субъекта отчетливые электрические разряды в речевых мышцах, которые не появляются в форме внешней речи, но всегда предшествуют ей. Характерно, что описанные электрические разряды, которые являются симптомами внутренней речи, возникают при любой интеллектуальной деятельности (даже той, которая ранее считалась невербальной) и исчезают, когда интеллектуальная деятельность приобретает привычный автоматический характер.

Типы мышления

Генетическая психология различает три типа мышления: визуально-эффективное, визуально-образное и вербально-логическое.

Особенности визуально-эффективного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реальной, физической трансформации ситуации, манипулирования объектами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей младше 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает объекты, перекрывая друг друга или помещая один в другой; он анализирует, разбивая свою игрушку на куски; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «домой»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубы по цветам.Ребенок не ставит перед собой цели и не планирует свои действия. Ребенок думает действовать. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот тип мышления также называют ручным. Не следует думать, что визуально-эффективное мышление не встречается у взрослых. Он часто используется в повседневной жизни (например, при перестановке мебели в комнате или, при необходимости, с использованием незнакомой технологии) и становится необходимым, когда невозможно полностью представить результаты каких-либо действий заранее.

Визуально-образное мышление связано с манипулированием изображениями. Это позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и объектах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает разнообразие различных характеристик субъекта. На изображении может быть одновременно зафиксировано зрение объекта с нескольких точек зрения. В этом качестве визуально-образное мышление практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление в простейшей форме проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет.Здесь практические действия, похоже, отходят на второй план, и при изучении объекта ребенку не нужно прикасаться к нему руками, но ему необходимо четко воспринимать и визуализировать этот объект. Именно визуализация является характерной чертой мышления ребенка в этом возрасте. Это выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, которые являются их источником и поддержкой. Ребенок постигает только визуально воспринимаемые признаки вещей.Все доказательства ясны, конкретны. Видимость, кажется, опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему лодка плавает, он может ответить: потому что он красный или потому что это Бовин.

Взрослым также нравится образно-образное мышление. Итак, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить, что из этого выйдет. Изображения обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средством решения проблемы. Наглядно-образное мышление позволяет придумать образ таких вещей, которые сами по себе невидимы.Таким образом, были созданы изображения атомного ядра, внутренней структуры земного шара и т. Д. В этих случаях изображения являются условными.

Вербально-логическое или абстрактное мышление является новейшей стадией развития мышления. Для вербально-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т. Д.). Благодаря словесному и логическому мышлению человек может устанавливать самые общие законы, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный визуальный материал.

В процессе мышления можно выделить несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Сравнение — мышление сравнивает вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ — умственное расчленение объекта, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии. Синтез — это обратный процесс процесса, который восстанавливает целое, обретая значительные связи и связи.Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому примечанию целого к сумме частей, синтез также невозможен без анализа, поскольку он должен восстановить все части, выделенные анализом. Некоторые люди на складе мышления имеют тенденцию анализировать, в то время как другие имеют тенденцию к синтезу. Абстракция — это выбор одной стороны, свойства и отвлечение от других. Начиная с выбора индивидуальных сенсорных свойств, абстракция затем выделяет несенсорные свойства, выраженные в абстрактных понятиях.Обобщение (или обобщение) — это отклонение отдельных атрибутов при сохранении общих с раскрытием важных ссылок. Обобщение может быть достигнуто путем сравнения, в котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение — это две взаимосвязанные стороны одного мыслительного процесса, посредством которого мысль переходит к знанию.

Процесс словесно-логического мышления происходит по определенному алгоритму. Вначале человек рассматривает одно предложение, добавляет к нему другое и на основании этого делает логический вывод.

1-е суждение: все металлы проводят электричество. 2-е суждение: железо — это металл.

Вывод — железо проводит электричество.

Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выделил тип нелогичного мыслительного процесса, который он назвал предикативным мышлением. Если два предложения имеют одинаковые предикаты или окончания, то люди неосознанно связывают свои темы друг с другом. Реклама часто рассчитывается именно на предикативное мышление.Их авторы могут, например, утверждать, что «выдающиеся люди моют голову шампунем« Голова и плечи »», надеясь, что вы будете нелогичны следующим образом:

■ Выдающиеся люди моют голову шампунем «Голова и плечи».

■ Я умываю голову шампунем «Голова и плечи».

Поэтому я выдающийся человек.

Прогнозирующее мышление — это псевдологическое мышление, в котором разные субъекты бессознательно связаны друг с другом на основе наличия одного общего предиката.

Учителя начали выражать серьезную обеспокоенность по поводу слабого развития логического мышления у современных подростков. Человек, который не знает, как мыслить по законам логики, критически понимать информацию, может быть легко обманут пропагандой или мошеннической рекламой.

Советы по развитию критического мышления

■ Необходимо отличать те суждения, которые основаны на логике, от суждений, основанных на эмоциях и чувствах.

■ В любой информации учитесь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывайте все плюсы и минусы ».

■ Нет ничего плохого в том, чтобы сомневаться в чем-то, что не кажется вам полностью убедительным.

■ Научитесь замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.

,
Как мышление работает: 10 блестящих исследований когнитивной психологии, которые должен знать каждый изменил способ, которым мы думаем об уме.

«Когнитивная революция» вдохновила психологов начать думать об уме как о неком органическом компьютере, а не как о непроницаемом черном ящике, который никогда не будет понят.

Эта метафора побудила психологов исследовать программное обеспечение, являющееся основой нашего повседневного функционирования, открывая путь для понимания того, как мы думаем, рассуждаем, учимся, запоминаем и производим язык.

Вот 10 классических исследований когнитивной психологии, которые помогли понять, как работает мышление.

1. Как думают эксперты

Без экспертов человеческая раса была бы потоплена. Но что думают эксперты о том, что позволяет им делать прорывы, которыми мы все можем наслаждаться?

Ответ в том, как эксперты думают о проблемах, по сравнению с новичками.

Вот что Chi et al. (1981) обнаружили, когда сравнивали, как эксперты и новички представляют физические проблемы.

Новички, как правило, застревают, размышляя о поверхностных деталях проблемы, тогда как эксперты видят основополагающие действующие принципы.

Частично этот более глубокий, абстрактный способ решения проблем сделал экспертов более успешными.

2. Кратковременная память длится 15-30 секунд

Краткосрочная память намного короче, чем многие думают.

На самом деле это длится около 15-30 секунд.

Мы знаем, что из-за классического исследования когнитивной психологии, проведенного Ллойдом и Маргарет Петерсон (Peterson & Peterson, 1959).

Участники должны были вспомнить и вспомнить трехбуквенные строки, например, FZX.

При тестировании через 3 секунды они могли вспомнить 80% из них, через 18 секунд они могли запомнить только 10%.

Это кратковременной кратковременной памяти.

3.Нелогично

Людям очень сложно справиться с формальной логикой — это нормально.

Вот быстрый тест для вас, и не удивляйтесь, если ваш мозг перегревается:

«Вам показывают набор из четырех карт, размещенных на столе, каждая из которых имеет номер на одной стороне и цветной патч с другой стороны. Видимые лица карт показывают 3, 8, красный и коричневый. Какую карту (ы) вы должны перевернуть, чтобы проверить истинность предложения, что если на одной стороне карты указано четное число, то ее противоположное лицо будет красным? »

Ответ заключается в том, что вам нужно перевернуть цифру «8» и «коричневую карточку» (для объяснения Google «Задача выбора Wason» — даже услышав ее, многие все еще не могут поверить, что это правильный ответ).

Если вы поняли это правильно, то вы в меньшинстве (или вы видели тест раньше!). Когда Уэйсон провел этот классический эксперимент, менее 10% людей поняли его правильно (Wason, 1968).

Наш мозг не настроен на такую ​​формальную логику.

4. Сила фрейминга

То, как вы формулируете проблему, аргумент или утверждение, может иметь огромное влияние на то, как люди его воспринимают.

Подумайте немного о риске и о том, что люди не любят рисковать.

Им так не нравится рисковать, что даже дуновения негатива достаточно, чтобы отправить людей на холмы.

Именно это продемонстрировали Канеман и Тверски (1981), когда они попросили участников представить, что 600 человек пострадали от смертельной болезни.

Было, как им сказали, лечение, но это рискованно. Если вы решили воспользоваться этим лечением, вы получите следующие шансы:

«33% -й шанс спасти всех 600 человек, 66% -ный шанс никого не спасти.

Когда это сказали, 72% людей подумали, что это хорошая ставка.

Но, если представить проблему следующим образом:

«33% вероятности того, что никто не умрет, 66% вероятность того, что все 600 умрут».

… число, которое его выбрало, упало до 22%

Красота исследования заключается в том, что результаты идентичны, просто разные рамки.

На наше мышление сильно влияют условия, в которых выражаются проблемы.

5.Внимание, как прожектор

У нас на самом деле два набора глаз — один реальный и один виртуальный.

У нас есть настоящие глаза, вращающиеся в их глазницах, но у нас также есть «виртуальные глаза», оглядывающие наше поле зрения, выбирая то, на что мы обращаем внимание.

Люди используют свои виртуальные глаза все время: например, когда они смотрят друг на друга, используя свое периферийное зрение.

Вам не нужно смотреть прямо на привлекательного незнакомца, чтобы посмотреть им в глаза, вы можете смотреть «краем глаза».

Психологи назвали это «центром внимания», и исследования фактически измерили его движение. Это означает, что мы можем заметить вещи за доли секунды, прежде чем наши глаза смогут переориентироваться.

→ Читайте дальше: Attentional Spotlight

6. Эффект коктейльной вечеринки

Это не просто зрение, которое является своего рода прожектором, наш слух также точно настроен.

Это похоже на коктейльную вечеринку, и вы можете отключить все голоса, кроме человека, с которым вы разговариваете.

Или вы можете отключить человека, с которым разговариваете, и подслушать более интересный разговор.

Прекрасная демонстрация этого была проведена в 1950-х годах Черри (1953).

Он обнаружил, что люди могут даже различать один и тот же голос, читая два разных сообщения одновременно.

→ Читайте дальше: Эффект коктейльной вечеринки

7. Где утка?

Если вы возьмете игрушечную утку и покажете ее 12-месячному ребенку, а затем положите руку под подушку, оставьте утку там и вытяните руку, ребенок будет смотреть только на вашу руку, почти никогда подушка

В этом возрасте дети ведут себя так, как будто вещи, которых они не видят, даже не существуют .

Как отметил известный детский психолог Жан Пиаже:

«Детская вселенная — это всего лишь совокупность образов, возникающих из небытия в момент действия, чтобы вернуться в небытие в момент завершения действия».

И все же, всего через шесть месяцев ребенок, как правило, заглядывает под подушку. Он узнал, что вещи, которые скрыты от глаз, могут продолжать существовать.

Это только одно чудо среди многих в развитии ребенка.

8. Эффект МакГурка

Мозг объединяет информацию из всех наших чувств, чтобы произвести наш опыт.

Это блестяще проявляется благодаря эффекту МакГурка (McGurk & MacDonald, 1976).

Посмотрите следующий клип из документального фильма BBC, чтобы увидеть эффект полностью. Вы не поверите, пока не увидите и не услышите это сами. Ощущение довольно странное:

9.Имплантация ложных воспоминаний

Люди иногда думают, что их воспоминания заложены, а потом либо вспоминаются, либо забываются, с небольшими изменениями в самих воспоминаниях между ними.

На самом деле реальность гораздо сложнее и в некоторых случаях вызывает тревогу.

Элизабет Лофтус провела одно из самых драматических исследований, которое продемонстрировало, что воспоминания могут быть изменены или даже имплантированы позже года.

В своем исследовании память о детстве о потере в торговом центре была успешно внедрена в сознание некоторых людей, несмотря на то, что их семьи не подтвердили, что с ними никогда ничего подобного не происходило.

Более поздние исследования показали, что 50% участников могли иметь имплантированную ложную память.

→ Читайте дальше: Внедрение ложных воспоминаний: потеряно в Молле и Поле Ингрэме

10. Почему некомпетентные не знают, что они некомпетентны

В уме действуют всевозможные когнитивные искажения.

Эффект Даннинга-Крюгера, тем не менее, является фаворитом, потому что он объясняет, почему некомпетентные люди не знают, что они некомпетентны.

Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер обнаружили в своих исследованиях, что люди, которые являются самыми некомпетентными, меньше всего знают о своей собственной некомпетентности.

На другом конце шкалы наиболее компетентными являются , из которых знают о своих собственных недостатках.

→ Узнайте больше: когнитивные предубеждения: почему мы принимаем иррациональные решения

→ Узнайте больше о том, что означают расширенные ученики.

Об авторе

Психолог, Джереми Дин, доктор философии является основателем и автором PsyBlog. Он имеет докторскую степень по психологии в Университетском колледже Лондона и две другие ученые степени по психологии.

Он пишет о научных исследованиях в PsyBlog с 2004 года. Он также является автором книги « Создание привычек, нарушение привычек » ( Да Капо, 2003 ) и нескольких электронных книг:

→ Биография доктора Дина, Twitter, Facebook и как с ним связаться.

Изображение предоставлено: Saad Faruque

.
основных психологических школ мысли

«Психология имеет давнее прошлое, но только короткую историю». Этими несколькими словами Герман Эббингхаус, один из великих мыслителей психологии, удачно уловил суть развития этой области. С незапамятных времен мужчины и женщины размышляли над вопросами психологического характера. От ранних египтян до древнегреческих философов не было никаких попыток понять человеческие мысли и поведение. Тем не менее, несмотря на свое давнее прошлое, формальная история психологии насчитывает всего 133 года — 1879 год — год, когда Вильгельм Вундт открыл двери первой психологической лаборатории в Лейпциге, Германия.В результате этого значительного шага Вундт широко известен как основатель психологии. Тем не менее, это было только начало участия Вундта в этой области. Он стал первым из нескольких энергичных ораторов, которые начали постоянные дебаты о том, что должно быть в центре внимания психологии. История психологии действительно коротка, но она никогда не была недостаточной для драмы. Сказав это, пусть разворачивается драма…

Структурализм

Идеи Вундта легли в основу первой школы мысли (или перспективы) в психологии, известной как структурализм.В действительности, однако, это был один из учеников Вундта, Эдвард Б. Тиченер, который официально создал эту психологическую школу мышления. Структурализм, как следует из названия, был сосредоточен на исследовании структуры ума. Вундт полагал, что психология должна сосредоточиться на том, чтобы разбить сознание на его основные элементы, почти так же, как ребенок разорвал бы игрушку, чтобы раскрыть ее составные части. Идея определения специфической структуры чего-то настолько абстрактного и динамичного, как разум, может показаться многим сегодня нелепой.Тем не менее, структуралисты были уверены, что они могут не только достичь этой цели, но и научно. [showmyads]

Вундт усовершенствовал технику самоанализа как «научный» инструмент, который позволил бы исследователям раскрыть структуру ума. Самоанализ включает в себя взгляд внутрь; размышлять, анализировать и пытаться осмыслить наш собственный внутренний опыт по мере его возникновения. При использовании этой техники обучаемым субъектам были представлены различные формы стимулов, и им было предложено описать как можно более четко и «объективно» то, что они испытали.Отчеты будут затем изучены, чтобы определить основные элементы сознания. Например, если вам подарили кусочек торта, вам будет недостаточно просто определить тип пищи перед вами. Вам также нужно будет объяснить основные элементы торта, которые вы сможете ощутить. Например, вы можете описать вкус, запах, текстуру, цвет и форму торта как можно подробнее.

Структуризм играл важную роль в формировании области психологии в течение его формирующих лет.Вундт и его последователи помогли установить психологию как самостоятельную экспериментальную науку, и их акцент на научных методах исследования остается ключевым аспектом дисциплины сегодня. Тем не менее, структуралисты не могли избежать критики. Несмотря на их благородную попытку научного исследования, интроспекция была далеко не идеальной, потому что ни один человек не воспринимает одну и ту же вещь совершенно одинаково. Отчеты субъектов, следовательно, имели тенденцию быть субъективными и противоречивыми. Некоторая самая жесткая критика структурализма исходила от личности Уильяма Джеймса, одного из ведущих сторонников функционалистской перспективы.

Функционализм

С точки зрения американского ученого Уильяма Джеймса, структуралисты были крайне ошибочны. Ум текуч, не стабилен; сознание постоянно, а не статично. Поэтому попытки исследовать структуру ума в худшем случае будут бесполезными, а в лучшем случае разочаровывающими. Они утверждали, что более плодотворным занятием было бы изучение функции , в отличие от структуры ума. Функция в этом смысле может означать одну из двух вещей — во-первых, как работает ум — то есть, как элементы разума работают вместе, и, во-вторых, как психические процессы способствуют адаптации.Очевидно, под влиянием учения Чарльза Дарвина и принципа естественного отбора (выживания наиболее приспособленных), Джеймс считал, что психические процессы служат жизненно важным функциям, которые позволяют нам адаптироваться и выживать в меняющемся мире. Таким образом, в то время как структуралисты спрашивали «что происходит», когда мы участвуем в умственной деятельности, функционалисты больше интересовались «как это происходит» и «почему».

Функционализм внес большой вклад в развитие психологии. Это расширило как предмет психологии, так и диапазон методов, используемых для получения данных.Например, акцент функционалов на адаптацию побудил их содействовать изучению обучения, поскольку считается, что это улучшает нашу адаптивность и шансы на выживание. Их забота о том, «почему» происходят определенные психические процессы, также означала, что они проделали большую работу по мотивации. Функционалистам также приписывают привнесение изучения психологии животных, детей и ненормального поведения, а также акцент на индивидуальных различиях (Hergenhahn, 2009). Кроме того, в то время как структуралисты установили психологию как чистую науку, функционалисты расширили эту узкую направленность, сосредоточившись также на практическом применении психологии для решения проблем реального мира.Что касается методов исследования, функционалисты добавили к существующему репертуару, используя умственные тесты, вопросники и физиологические измерения, в дополнение к интроспекции (Schultz & Schultz, 2011).

Тем не менее, функционалисты имели свою долю недостатков. Как и структуралисты, они в значительной степени полагались на технику самоанализа со всеми ранее упомянутыми недостатками и подвергались критике за то, что дали лишь расплывчатое определение термина «функция». Несмотря на неоднократные словесные атаки, направленные друг на друга, ни структурализм, ни функционализм не оставались в авангарде психологии очень долго.Оба внесли значительный вклад в психологию, но пренебрегли одним важным влиянием на мысли и поведение человека — бессознательным. Здесь Зигмунд Фрейд дебютировал.

Психоанализ

Упомяните слово психология, и мало кто не сможет вспомнить Зигмунда Фрейда. Как и до него структуралисты и функционалисты, Фрейд верил в изучение скрытого поведения, но, в отличие от своих предшественников, Фрейд не удовлетворялся изучением только сознательной мысли; он нырнул головой в бессознательное.Фрейд сравнил человеческую психику с айсбергом — другим видна лишь небольшая часть, большая часть которой лежит под поверхностью. Фрейд также полагал, что многие из факторов, которые влияют на наши мысли и действия, находятся вне сознательного осознания и действуют исключительно в нашем бессознательном. Поэтому психологии нужно было изучить эти бессознательные побуждения, мотивы и побуждения, чтобы прийти к более полному пониманию личности.

Не все современные психологи согласны с психоаналитической теорией Фрейда, но никто не может отрицать того значительного влияния, которое этот человек оказал на психологию.Он открыл совершенно новые рубежи в психологии и предложил одну из самых всеобъемлющих теорий личности, когда-либо написанных, в комплекте с объяснениями того, как работает бессознательный разум и как личность развивается в первые годы жизни. Многие более поздние теоретики находились под прямым и косвенным влиянием Фрейда, поскольку они либо строили, модифицировали, либо реагировали на его порой противоречивые взгляды. Работа Фрейда привела к развитию первой формы психотерапии — той, которая была изменена и использовалась бесчисленными терапевтами на протяжении всей истории психологии.Даже все это, если использовать аналогию Фрейда, является лишь «верхушкой айсберга» в том, что касается его вклада.

Ни одна другая психологическая школа мышления не получила такого внимания, восхищения и критики, как психоаналитическая теория Фрейда. Одна из самых больших критических замечаний заключается в том, что его теория не является научной, поскольку многие из его концепций не поддаются проверке. Фрейд также не смог понять, как переживания после детства способствуют развитию личности, и сосредоточился в основном на психологических расстройствах, а не на более позитивном, адаптивном поведении (Burger, 2011).

Бихевиоризм

Несмотря на различия, структурализм, функционализм и психоанализ делят акцент на психических процессах — событиях, которые не видны невооруженным глазом. Джон Б. Уотсон, убежденный сторонник бихевиоризма, решительно возражал против такого подхода и вызвал революцию в психологии. Уотсон был сторонником научного исследования, но для него тайное поведение, включая психические процессы, не могло быть изучено с научной точки зрения. С его точки зрения, акцент должен делаться только на явном или наблюдаемом поведении.Бихевиористы полагали, что поведение человека можно понять, изучив взаимосвязь между стимулами (событиями в окружающей среде) и реакциями (наблюдаемое поведение). Они не видели необходимости использовать субъективные методы, такие как самоанализ, чтобы вывести умственные процессы, с которыми даже обученные субъекты и исследователи не могли прийти к согласию. То, что когда-то было изучением ума, стало изучением наблюдаемого поведения.

Б. Ф. Скиннер, другой известный бихевиорист, поддержал точку зрения Ватсона, выдвинув идею, что поведение человека можно объяснить подкреплением и наказанием — наблюдаемыми факторами окружающей среды — без необходимости учитывать внутренние психические процессы.Позже бихевиористы приняли более сбалансированный взгляд на вещи, охватывая изучение как явного, так и скрытого поведения. Они стали известны как когнитивные бихевиористы.

Призыв Уотсона к большей объективности, какой бы радикальной она ни была, значительно продвинул психологию на пути становления наукой, а не просто философской мыслью (Benjafield, 2004, цитируется в Coon & Mitterer, 2010). Многие из теорий обучения, используемых сегодня психологами, также родились из школы бихевиористского мышления и часто применяются для изменения поведения и лечения некоторых психологических расстройств (например,грамм. фобии). Тем не менее, строгий бихевиористский взгляд на Ватсона никоим образом не превосходил узкого акцента структуралистов и функционалистов только на психической жизни. Действительно, «многие аспекты человеческого опыта (например, мышление, внутренняя мотивация, креативность)… лежат вне строгого поведенческого определения психологии» (Walters, 2002, p.29). Они также должны быть изучены, чтобы получить более полное понимание личности. Это был один из ключевых аргументов другой развивающейся школы мысли, известной как гештальт-психология.

Гештальт Психология

Слово «гештальт» означает «форма, рисунок или целое». Гештальт-психологи полагали, что психология должна изучать человеческий опыт как «целое», а не с точки зрения отдельных элементов, как утверждают структуралисты. Их лозунг «целое больше, чем сумма его частей» выражал мысль о том, что значение часто теряется при разрушении психологических событий; только когда эти части анализируются вместе, и весь образец виден, мы находим истинное значение в нашем опыте.В качестве примера представьте, что вы разбиваете слова, которые вы сейчас читаете, на отдельные буквы и разбрасываете их по своему желанию по всей странице. Сможете ли вы различить что-нибудь значимое от них? Вполне вероятно, что вы этого не сделаете. Только тогда, когда буквы правильно объединены в слова и затем структурированы в предложения, вы понимаете любой истинный смысл. Тогда «целое» становится чем-то другим, чем-то большим, чем накопление его «частей».

Гештальт-психологи, такие как Макс Вертхаймер, проделали большую работу по различным аспектам познания, включая восприятие, решение проблем и мышление.Кроме того, их настойчивость в изучении индивидуумов и переживаний как целого все еще сохраняется в психологии сегодня. Их работа также привела к появлению формы психотерапии, широко используемой современными психологами.

Гуманистическая психология

С появлением каждой школы мысли, упомянутой ранее, лицо психологии постепенно обретало форму. Тем не менее, не все были удовлетворены тем, как все развивалось. Главными среди них были гуманистические психологи, такие как Карл Роджерс, которым не нравился крайне детерминированный взгляд на две основные силы в психологии — психоанализ и бихевиоризм.Детерминизм — это идея о том, что наши действия контролируются силами, не зависящими от нас. Для психоаналитиков эти силы бессознательны; для бихевиористов они существуют в нашей среде. Гуманистические психологи, однако, рассматривали людей как свободных агентов, способных контролировать свою собственную жизнь (в отличие от контроля), делать свой собственный выбор, ставить цели и работать для их достижения. Гуманизм утверждал положительный взгляд на человеческую природу, подчеркивая, что люди по своей природе хороши. Из этой школы мысли также возникла уникальная форма терапии с акцентом на помощь людям в достижении их полного потенциала.Это сильно отличалось от психоанализа, который фокусировался только на снижении неадаптивного поведения.

Заключение

За те несколько лет, с тех пор как психология стала отдельной наукой, она росла и изменялась бесчисленными способами. Каждая основная школа мысли боролась за господство, но, в конце концов, ни одна из них не стала явным победителем. В то же время никто не был проигравшим. Как так? Что ж, каждая школа мысли оставила неизгладимый след в психологии, помогая превратить ее в уважаемую дисциплину, которой она является сейчас.Кроме того, сегодня многие психологи придерживаются эклектичного подхода — вместо того, чтобы цепляться за одну конкретную точку зрения, они тщательно выбирают из каждой школы мысли те идеи и методы, которые, по их мнению, являются наиболее подходящими для достижения их целей. Психология никогда не была и не будет статической областью изучения. Даже сейчас появляются новые теории, изучаются новые темы и новые идеи, которые еще предстоит изучить.

Список литературы

Burger, J.M. (2011). Личность .Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Coon, D. & Mitterer, J. O. (2010). Введение в психологию: ворота в ум и поведение (12-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт

Hergenhahn, B.R. (2009). Введение в историю психологии (6 th изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Schultz, D.P. & Schultz, S.E. (2011). История современной психологии (10 th изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Уолтерс, Г.D. (2002). Психология как исследование ума и поведения. В С. П. Шохов (ред.), Достижения в области психологических исследований, том 15 (с. 27-50) . Нью-Йорк: Nova Science Publishers Inc.

Статьи по теме
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *