Альфред адлер индивидуальная психология: Индивидуальная психология Альфреда Адлера – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА — buslib

Автор: | 13.01.2021

Биография, индивидуальная психология, теория личности, цитаты, идеи работы и труды, психоанализ

– Чтобы стать полноценным человеком, нужно обладать комплексом неполноценности, – считал Альфред Адлер. Совершивший революцию в теории психоанализа, создав собственную оригинальную теорию. Бросив тем самым вызов отцу психоанализа Фрейду.

Альфред‌ ‌Адлер‌ ‌

В чем его научная уникальность

Скажем ему спасибо за ярлык «комплекс неполноценности». Ему он отвёл главную функцию в развитии человеческого характера. То есть он возникает под действием социального фактора. А не диктуется детской сексуальностью и бессознательным на взгляд Фрейда. На этой почве разногласий между обеими произошел конфликт.

То есть, по Фрейду: формирование личности зависит от бессознательного и сексуальности. По Адлеру — от комплекса неполноценности и чувства превосходства.

Закомплексованность — косвенный показатель уровня общности. Он выступает стимулятором к социальным контактам. Именно этот социальный фактор Адлер считал главным аспектом формирования поведения человека.

Второе достижение Адлера — это игра как метод психотерапии. Он первый кто начал практиковать игру в лечении неврозов у детей. Игра способствует преодолению закомплексованности, которая «строит» фундамент характера. Особенно позитивным признаком Адлер считал самовольную спонтанную детскую игру. В ней видел действенный психотерапевтический прием.

Из-за чего имя Альфреда Адлера ассоциируется с создателем современной гуманистической, феноменологической и эго-психологии.

1870-1888 — непростое детство

7 февраля 1870 года в еврейском доме на окраине Вены родился третий сын. В будущем появятся еще трое. Район Вены, где жили Адлеры, не имел густой еврейской агломерации. Поэтому с детства мальчик практически не ощущал себя евреем, а скорее венцем. Такой элемент вольности проявился в будущем в равнодушном отношении к идеям антисемитизма и иудейству.  Одно время он был даже протестантом: знакомьтесь, Альфред Адлер!

В 1872 году у двухлетнего Альфреда появится младший брат. Это серьезная детская травма. Корни которой позже Адлер исследует в своих научных работах, обозначив ее как вопрос порядка рождения. Так до появления малыша Альфред — любимец матери. Теперь эту роль занял новорождённый, а он стал любимчиком отца. Через год младший брат умер, лежа в одной кроватке с трехлетним Альфредом. Но волна материнской нежности к нему не вернется. А отцовская осталась и только усилилась. Именно благодаря отцу Адлер обязан успехами в учебе. В начальных классах в силу слабого здоровья, маленький Альфред отличается тотальной неуспеваемостью — второгодник. Директор рекомендовал родителям забрать из школы сына, и, если повезет, мальчика возьмет в ученики сапожник.  Но отец проявил невиданное педагогическое упорство в обучении сына. Итог: на следующий учебный год Альфред — первый по успехам в математике.

1889-1897 — университет, встреча с женой

В 18 лет он студент престижнейшего медицинского в Европе Венского университета. Во время учебы увлекся философией и идеями социализма. Которые сделали его постоянным участником политических собраний высшего света «красной» Вены. На одном из таких познакомился с молодой феминисткой Раисой Эпштейн. Девушка родилась в Москве, но в юности уехала в Европу из-за невозможности получить образование в Российской империи. Свадебная церемония Раисы и Альфреда состоялась в 1897 году в Смоленске.  В браке родились четверо детей: три дочери и один сын. Он вместе со средней сестрой продолжили профессию отца — стали психиатрами. Старшая дочь Валентина, работала в Коминтерне, подверглась сталинским репрессиям за троцкизм.

1900-1937 — дружба и конфликт с Фрейдом, эмиграция в США

Медицинскую практику Адлер начал 25-летним врачом-офтальмологом. После прохождения общей медицинской практики выбрал специализацию по психиатрии. В начале ХХ века принимает приглашение Фрейда и становится участником кружка теории психоанализа.

В 1910 году 40-летний доктор Альберт избирается на пост Президента в Венское психоаналитическое общество. Конфликт с Фрейдом заставил вскоре покинуть эту должность. Вслед из 23 ушли 9 его участников. Которые вместе с Адлером впоследствии зарегистрировали новое “Общество свободного психоанализа”. А в 1912 переименовали в “Общество индивидуальной психологии”.

Начиная с 1920-х ездит с зарубежными лекциями по психиатрии. Которые проходят с ошеломительным успехом в США. Нацистская власть в Европе заставила Адлера остаться в Нью-Йорке. Ученый ясно понимал: психиатрия выживет только на этом континенте. В 1932 году Адлер и Раиса Эпштейн окончательно переезжают на ПМЖ в Америку. Где занимается частной медпрактикой. Одновременно состоит профессором Лонг-Айлендского университета.

28 мая 67-летнему профессору Адлеру во время лекции становится плохо с сердцем. Оправиться не сумел. Смерть случилась неожиданной. Похоронен на кладбище города Абердин, Шотландия.

Теория личности

Основополагающие ее базисы раскрывают два труда: «О нервном характере» (1912 г.) и «Исследование физической неполноценности и психической компенсации» (1917 г.).

Теория представляет первую психологическую личностную типологию.

Ключевой посыл учения — компенсаторный механизм.  Компенсация помогает развить три врожденных бессознательных чувства:

  • общности
  • неполноценности
  • стремления к превосходству

Чувство общности задает вектор направлению стиля жизни. Костяк, на котором держится конструкция. Два чувства: неполноценности и стремления к превосходству — носители энергии, важной для гармоничного развития личности.

Адлер распределял компенсаторный механизм на четыре категории:

1) Неполная

Наступает в случае отсутствия наличия реализации полной (примеры наличия внешних уродств).

2) Полная

То есть дефект воспринимается как избирательная индивидуальность. Лицо стремится стать не лучше других, а быть не хуже.

3) Сверхкомпенсация

Дефект человека не порождает агрессивных действий. Лицо стремится принести пользу обществу. Яркий пример: 32-й американский президент Франклин Рузвельт и греческий философ Демосфен.

В случае неразвитого чувства общности принцип работ компенсаторного механизма работает наоборот.  Дефект служит источником агрессии: человек стремится к власти со всеми вытекающими последствиями. Адлер приводил в пример Гитлера, Суворова, Наполеона.

4) Мнимая

Ведет к спекуляции дефектом.

Концепция индивидуальной теории личности

Адлер выделил шесть принципов:

  • фиктивный финализм
  • стремление к превосходству
  • чувство неполноценности
  • общественный интерес
  • стиль жизни
  • творческое “Я”

Суть и принципы отражены в 1920 г. в аналитическом исследовании “Теория и практика индивидуальной психологии”.

Концепция сводит весь акцент на субъективной целостности лица. Отрицая наличие противостояния между сознательным с бессознательным. Фрейд считал наоборот. Данное расхождение во взглядах окончательно прервало отношения ученых восемь лет назад до опубликования книги.

Наличие творческого начала в осознанной форме — важный аспект концепции. Творческое “Я” занимает в процессе развития личности место направляющего вектора. Может адаптироваться к условиям жизненного опыта и давать ему смысловую оценку. Согласно которой изменяется направление развития личности. Кроме того, задача “творческого я” – поиск необходимого опыта. Что подтверждает: каждый — кузнец своего счастья. Точнее сценария жизни. Представляющего собой ничто иное как творческий акт.

Согласно концепции модель жизненного стиля закладывается в человеке до пятилетнего возраста. Вот почему ставится логическое ударение на важности присутствия семьи. Условия которой формируют у личности структуру.

Удовольствие не может выступать самоцелью. Цель — следование к совершенству.

Популярные книги

Адлер оставил не бедное наследие: 300 книг и научных монографий.

Помимо перечисленных выше, значимыми оказались редкие в издании сборники:

1907 — книга «Исследование неполноценности органов»

1917 — «Невротическая конституция»

1927 — «Постижение человеческой природы»

1929 — «Наука жизни»

1930 — «Образ жизни»

1931 — «Смысл жизни»

1939 — «Социальный интерес: вызов человечеству»

За пару лет до начала Первой мировой войны учредил издательство и печать “Журнала индивидуальной психологии”. С 1914 по 1918 не выходил, впоследствии запрещен.

Изучение общественного интереса как принципа концепции индивидуальной психологии способствовало появлению в психотерапии концепции ценностных ориентаций.  В связи с чем идею компенсации как механизма коррекции поведения сложно недооценить

индивидуальная психология Адлера, лакановский психоанализ

«В моей практике есть яркий пример того, как быстро пациент может реагировать на анализ и внедрять изменения в жизнь. Молодой человек, назовем его Роман, 26 лет, обратился с жалобами на эмоциональное выгорание, отсутствие сил, непонимание своих желаний. Роман работает в крупной компании, где занимается продажами, руководит командой сотрудников.

На первой встрече Роман высказал, что ему не хватает обратной связи. Требовал ее от меня, а также жаловался, что его начальник, которого он низко оценивает, его не замечает. Я удивилась, что он ждет обратной связи от человека, которого сам не ценит. Для него это прозвучало как открытие, на этом я остановила сессию.

С тех пор пациент стал приходить ко мне два раза в неделю. Выгорание отступило быстро, появились новые темы для обсуждения: свои желания, отношения с девушкой, с коллективом, с компаниями друзей.

***

Отец Романа — бывший военный, после отставки стал работать в продажах, до сих пор работает в этой сфере. В 20 лет он встретил будущую мать Романа, вместе они уехали в Москву, где через два года у них родился сын. Отец выпивал, родители ссорились, мать использовала сына, так как при нем отец старался сдерживаться и заканчивал ссоры. Роману нужно было останавливать отца и спасать отношения родителей, с тех пор у него есть фантазия, что брак родителей не распался из-за него. С мамой отношения хорошие, с отцом — прохладные. Роман говорит, что вовлекается в чужие отношения и спасает других, чтобы чувствовать себя нужным и значимым. Мать хотела угодить отцу, а отцу это было неважно, она ждала решения от отца, но отец не принимал его. „Мать не знала, что хотела. Я не хочу такую жену».

***

Роман встречается с девушкой, которая ему нравится. Но она не может найти себя в жизни, изменила сферу деятельности. Он считает, что начинает ей помогать по своему любимому сценарию спасения. Девушка из другого города, сейчас не зарабатывает, и ему нужно решить, съезжаться с ней в одну квартиру или нет. Роман не может решить. Говорит, что это сценарий, как у его родителей. „Она удобная, как и я. Все слишком хорошо, не может же так быть. Нельзя же сейчас радоваться?» Остановка сеанса. Через некоторое время Роман принял решение попробовать пожить вместе».

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер (1870—1937) был создателем нового направления в психоанализе, которое получило название «индивидуальной психологии». В ее создании, по-видимому, большую роль сыграл тот факт, что сам А. Адлер в детстве тяжело болел и упорно боролся со своими многочисленными недугами. Это определило и выбор профессии. Став врачом, он в 1895 г. занялся частной практикой. Перепробовав много специализаций, он в конечном итоге остановился на психиатрии.

В 1901 г. Адлер выступил в защиту Фрейда, а год спустя стал активным членом его кружка. В 1910 г. по предложению Фрейда он был избран первым президентом психоаналитического общества, выросшего из этого кружка, хотя к этому времени у него уже были большие теоретические разногласия с Фрейдом. В 1911 г. произошел разрыв с Фрейдом, и Адлер основал свою собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии. После первой мировой войны Адлер стал интересоваться вопросами педагогики. В 1935 г. он эмигрировал в США, где продолжал клиническую практику и работал в Колумбийском университете.

Индивидуальная психология Адлера является одним из направлений классического психоанализа, так как сохраняет положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека.

Адлер, как и Дарвин, указывал, что стремление к превосходству является одним из фундаментальных аспектов жизни, но считал, что органическая неполноценность может стимулировать высшие достижения и не всегда приводит к поражению (червивый плод всегда слаще). Кроме того, он полагал, что в человеческом обществе более важна кооперация, а не конкурентная борьба.

Но предоставим слово самому Адлеру:

«Свою первую задачу индивидуальная психология видит в новом освещении проблемы тела и души…. Было установлено, что ребенок на собственном, опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства собственной неполноценности стремится ощутить собственную целостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чувство целостности. Соответственно испытываемым, трудностям и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу, с которым связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной, смутно определяемой им цели — совершенству».

Атак как каждый ребенок имеет свою собственную цель, то и видит мир по-своему. Вот вы хотите стать психологом, а ваши родители видят вас банкиром. Если это так, то моя книга для них не представляет никакого интереса, а может даже показаться вредной, а вам она может понравиться. (Вот почему некоторые родители недоумевают: «Все у него есть, не понимаю, что ему еще надо!» — М. Л.) А особенности этих впечатлений можно понять, лишь зная стиль жизни индивида и его часто неосознаваемые цели.

А если сказать короче, то общим для всех людей является то, что у каждого есть цель, но содержание этой цели у каждого свое.

«Если бы нам была известна цель личности… то мы могли бы понять, насколько цель индивида отличается от нашей и вообще от целей, предписываемых общественной жизнью».

Вот он, индивидуальный подход!
А теперь еще раз прислушайтесь к Адлеру:

«Если бы мы могли, исследуя завитки и мелодии человеческой жизни, сделать вывод об исходной цели человека, в целом о его жизненном стиле, тогда мы смогли бы почти с такой же надежностью, как в естественных науках, и почти с математической точностью определить место этого человека… предсказать, как будет действовать индивид в определенных ситуациях».

«По-видимому, индивидуальная психология поможет исследователям разрешить эту задачу… Мы научились видеть в любом движении человека одновременно прошлое, настоящее и будущее и конечную цель человека, а также исходную ситуацию, в которой формировалась личность пациента в раннем возрасте».

«… Под влиянием, конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности (Aktionlinie), и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности… В зависимости от того, в чем. индивид находит свою конечную цель, — видит ли он себя в роли кучера, лошади, генерала, лечащего врача или спасителя человечества, — именно в зависимости от этого он будет ощущать и оценивать достигнутую им позицию».

Вот этим лично я сейчас и занимаюсь и даже разработал ряд тестов, чтобы предсказать человеческую судьбу и по возможности исправить, если человеку не понравится то, что с ним произойдет в будущем. Здесь еще непочатый край работы.

А осознаете ли вы свою конечную цель? Не подражаете ли вы кому-то, желая стать психологом?

Ведь «никогда одно и то же жизненное событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого. Любое душевное явление всегда означает большее, чем находит здравый смысл. Только в сопоставлении со всей системой отношений можно узнать, является ли пожертвование проявлением сострадания или мании величия, соболезнование — социального чувства или высокомерия».

Кроме стремления к превосходству, с точки зрения Адлера, поведение человека определяется врожденным общественным чувством, идущим, по-видимому, от стадного инстинкта.

Все значительное, что имеет человек, обусловлено этим чувством. И только одно приобретение имеет другое происхождение. Это чувство неполноценности, которое возникает у ребенка с момента развития сознания. Оно обусловлено его слабостью. Чувство неполноценности усиливается и растет, как только ребенок начинает смутно осознавать свою бесполезность для общества, и в норме компенсация этого чувства становится мощным источником для индивидуального развития. Ребенок старается стать полезным, и чувство неполноценности ослабевает.

Возникает противоречие между стремлением к личной власти и общественным долгом, который сдерживает это стремление. Если ребенка сразу ставят в центр семьи и живут для него, у него развивается только одно стремление к власти, стремление брать, а не отдавать. Он превращается в индивидуалиста. И только тогда, когда стремление к власти, стремление быть первым (сперматозоидное чувство. — М. Л.) уравновешивается социальным чувством, появляется возможность стать счастливым.

«Индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что в детстве у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротичных натур не было условия для развития социального чувства, и поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах».

Если побеждает стремление к власти, то, находясь в зависимости от других людей, индивид считает их своими личными врагами. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что не могут избежать неудач. Многие из них начинают испытывать сильное чувство неполноценности, что мешает развитию социального чувства.

Индивидуальная психология позволяет вскрыть и исправить ошибки воспитания раннего детства. Здесь необходимо глубокое осознание человеком их последствий. Если этого не происходит, чувство неполноценности, способствующее развитию, превращается в комплекс неполноценности, деформирующий развитие и приводящий к неврозу.

Адлер описывает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию. Компенсация проявляется тем, что вместо развития недостающего качества ребенок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, хилый подросток, вместо того чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным.

Гиперкомпенсация проявляется тем, что ребенок старается развить именно те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А. В. Суворова. Конечно, он стал великим полководцем! Но был ли он счастлив?

«Индивидуальная психология разрешила также проблему выявления известных затруднений, которые закладываются в первые пять лет жизни и порождают у человека чувство неполноценности. Тем самым открылись возможности для профилактики отклонения от нормы, неврозов, психозов и педагогической запущенности. Именно поэтому эта наука и получила признание у педагогов. Индивидуальная психология считает неверным широко распространенное заблуждение о неполноценности ребенка, старика, женщины; с ее точки зрения, причины этой недооценки гнездятся в некоторых непреодолимых предрассудках, свойственных нашей культуре, и недостаточном знании вопроса».

Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве.

  1. Первое условие — врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем.
  2. Второе условие — изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда недостает душевной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми.
  3. Третье условие — жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебной стране.

Адлер приходит к выводу, что главнейшими моментами в воспитании являются развитие в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях; отсутствие любого бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.

Мне нравится девиз Акки Кнебекайзе, предводительницы диких гусей из известной сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», которая воспитывала орла. Когда птенец был недоволен собой, она каждый раз ему говорила: «Все равно из тебя вырастет хорошая птица!» И еще она говорила, что «летать быстро и высоко легче, чем летать медленно и низко».

Достижения Адлера редко получали должное признание. Его оригинальные находки часто рассматривались как производное от психоаналитической теории или как нечто самоочевидное. Его просто обворовывали. Как справедливо заметил Элленбергер, «трудно найти другого автора, у которого столь многое заимствуется без ссылок и признательности, нежели Альфред Адлер- Его учение стало местом… где все и каждый могут без зазрения совести взять, что угодно. Иной автор, скрупулезно указывающий источник при цитировании мельчайшей фразы, даже не думает поступить так же, заимствуя что-нибудь из индивидуальной психологии, как будто у Адлера не может быть чего-нибудь оригинального».

Причина этого в том, что его теории изложены простым языком здравого смысла. Поэтому они часто кажутся поверхностными и неглубокими. Адлера больше интересовала практика, а не теория. Он был наиболее популярен среди прогрессивных учителей и всех тех, кому нужны практические клинические навыки.

Альфред адлер практика и теория индивидуальной психологии — Документ

Альфред АДЛЕР

ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей

Анонс

Альфред Адлер, один из классиков психодинамической психотерапии, создатель индивидуальной психологии, менее известен у нас, чем 3. Фрейд и К. Юнг. А между тем основные положения его подхода очень близки российской ментальности. Одну из центральных идей своей теории сам Адлер сформулировал так: “Мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели… Любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть рассмотрено и осмыслено лишь как движение к цели”. Индивидуальная психология показала, что человеческое поведение обусловлено сочетанием чувства общности и стремлением к личному превосходству. Адлер и его последователи изучали условия возникновения у человека комплекса неполноценности и средств компенсации подлинных и мнимых недостатков. Представители этого подхода стремятся из отдельных жизненных проявлений получить картину целостной личности.

Эта книга принадлежит к числу основных трудов А. Адлера. В ней представлены базовые положения индивидуальной психологии и многочисленные случаи из клинической практики, иллюстрирующие разные ее аспекты.

Врачам, психологам, психотерапевтам и другим представителям “помогающих” профессий эту книгу обязательно нужно прочитать — классику знать необходимо. Немало полезного извлекут из нее и те читатели, чей интерес к психологии не является профессиональным.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первому изданию …………………………………………………………………….

4

Предисловие к четвертому изданию ………………………………………………………………….

6

Индивидуальная психология, ее предположения и результаты …………………………………….

7

Психический гермафродизм и мужской протест — центральные проблемы нервных заболеваний ..

23

Дальнейшие тезисы к практике индивидуальной психологии ………………………………………

31

Индивидуально-психологическое лечение неврозов ………………………………………………..

40

К теории галлюцинаций ……………………………………………………………………………….

63

Детская психология и исследование неврозов ……………………………………………………….

71

Психическое лечение невралгии тройничного нерва ………………………………………………..

90

Проблема “дистанции”. О фундаментальном свойстве невроза и психоза ………………..…………….

112

О мужской установке у женщин-невротиков …………………………………………………………………

122

К вопросу о сопротивлении при лечении ……………………………………………………………………

161

Нервная бессонница ………………………………………………………………………………………..

171

Сны и их толкование ………………………………………………………………………………………..

180

Роль бессознательного в неврозе ……………………………………………………………………………

193

Достоевский ……………………………………………………………………………………………

202

– 3 –

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Индивидуальная психология стремится к углублению знаний о человеке, которого можно добиться, лишь выяснив отношение индивида к своим социально установленным задачам. Только линия поведения, позволяющая представить и ощутить социальную активность личности, показывает нам степень слияния человека с требованиями жизни, окружающих людей, вселенной. Она дает нам представление о его характере, вдохновении, телесном и духовном желании. Ее можно проследить вплоть до самых истоков. На самой ранней стадии существования человеческого существа она демонстрирует нам первые попытки сопротивления внешнему миру, а также форму и силу желания и попытки его преодолеть. В эти самые ранние дни детства ребенок ошибочно и безрассудно создает себе образцы и модели, формирует свою цель и жизненный план, которому он сознательно или бессознательно следует. При этом образцами для него будут возможности достижения успеха и примеры других победителей. Рамки для него определяет культурное окружение.

Через эту глубочайшую линию поведения индивида, о которой дитя человеческое имеет некоторое представление, но фундаментального значения ее никогда не понимает, строится вся душевная структура. Все желания, весь круг мыслей, интересов, ассоциаций, надежд, ожиданий и тревог протекают по колее этой динамики. Из нее и ради ее защиты возникают мировоззрение, побуждения или механизмы торможения, и любое событие переиначивается и переворачивается до тех пор, пока не будет соответствовать исходному ядру личности — той самой детской линии поведения, пока оно не даст позитивный эффект.

– 4 –

Однако индивидуальная психология показала также, что человеческое устремление обусловлено сочетанием чувства общности и стремлением к личному превосходству. Оба этих основных фактора проявляются как социальные образования: первое как врожденное, укрепляющее человеческую общность, второе как приобретенное, вполне понятное желание использовать общность для достижения собственного престижа.

Психологам, педагогам и неврологам было не слишком сложно выявить политику престижа у отдельного индивида. То, что наука о престиже стремится вырваться из-под влияния нашей индивидуальной психологии, то, что она не борется с помощью уловок с нашими открытиями, а заимствует их, не является особой неожиданностью для меня и моих учеников. Перед тем фактом, что она постоянно плетется в хвосте наших открытий, опьянения властью и никогда их не опережает, блекнет ее самомнение и бахвальство.

Труднее, пожалуй, объяснить вклад чувства общности. Ведь здесь мы сталкиваемся с совестью отдельного человека. Ему намного легче вынести доказательство того, что он, как и все остальные, стремится к славе и превосходству, чем вечную истину, что он тоже связан узами общей принадлежности человечеству и хитроумно скрывает это от себя и других. Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум предполагают нечто общепринятое и стремятся к нему; любовь, работа, человеческая сопричастность являются реальными требованиями совместной человеческой жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или же пытается хитро обойти стремление к личной власти. Но и в этой постоянной борьбе проявляется признание чувства общности.

Знание основ людских побуждений, их действий, общее понимание душевных явлений у здоровых и невротиков, которые могут означать совсем иное, отличное от того, что лежит на поверхности, недостаточны, пока остаются скрытыми формальное очертание и динамика руководящих линий их поведения. То, что вожди человечества истолковывали как творение Бога, судьбы, идеи, экономических основ, индивидуальная психология выражает в виде формального закона, отражающего

– 5 –

стремление к власти, — имманентной логики совместной человеческой жизни.

Данная книга включает в себя предварительные работы, дополнения и исследования по теории и практике индивидуальной психологии и ставит перед собой задачу с помощью ряда более старых и новых работ показать путь к нашей науке. В этом смысле она является также спутницей вышедшей ранее работы “О невротическом характере”.

Пригглитц, август 1920 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

С помощью уточнений, пояснений и дополнений я стремился привести эту книгу в соответствие с современным уровнем развития индивидуальной психологии.

Д-р Альфред Адлер,

профессор Колумбийского университета

Нью-Йорк, март 1930 г.

– 6 –

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,

ЕЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ*

Обзор большинства психологических учений демонстрирует своеобразное ограничение, когда речь заходит об области исследования и средстве познания. Создается впечатление, что из этой сферы с глубоким умыслом исключаются опыт и знания человека и подвергается сомнению ценность художественного, творческого познания, угадывания и интуиции. Если некоторые психологи-экспериментаторы наблюдают или вызывают феномены, чтобы сделать вывод о способах реагирования, то есть в сущности занимаются физиологией душевной жизни, то другие упорядочивают все формы выражения и проявления в традиционные или мало измененные системы. При этом они, разумеется, вновь обнаруживают в отдельных актах те же зависимости и связи, которые уже заранее были привнесены ими в схемы души.

Порой же из незначительных отдельных проявлений физиологического характера они пытаются воссоздать душевные состояния и мысли, отождествляя одно с другим. Такие исследователи считают достоинством своей психологической концепции то, что из нее якобы исключено субъективное мышление и вчувствование самого исследователя (а на самом деле они целиком пронизывают его теорию).

Методика этих направлений, как начальная школа человеческого духа, напоминает ныне устаревшую естественную науку с ее закостенелыми системами, которые сегодня в основном заменены воззрениями, стремящимися осмыслить жизнь и ее проявления в их взаимосвязях, причем осмыслить с точки зрения биологической, философской и психологической. Та-

* Впервые опубликовано в: Scientia, В. 16,1914, S. 74—87.

– 7 –

кая же тенденция свойственна и подходу, который я назвал “сравнительной индивидуальной психологией”. Представители этого подхода стремятся из отдельных жизненных проявлений и форм выражения получить картину целостной личности, предполагая целостность индивидуальности. При этом отдельные черты сравниваются друг с другом, выводится их общая направленность, и они собираются в один обобщенный портрет*.

Возможно, этот способ рассмотрения душевной жизни человека покажется совершенно необычным или довольно дерзким. Помимо других направлений, он отчетливо проявляется в концепциях детской психологии. Но прежде всего таким образом можно представить сущность и труд человека искусства — художника, скульптора, композитора и особенно писателя. По самым незначительным деталям его произведений наблюдатель способен распознать основные черты личности, его жизненный стиль.

Когда я спешу домой, наблюдатель видит мою походку, осанку, выражение лица, движения и жесты, которые обычно можно ожидать от человека, возвращающегося домой**. Причем без учета рефлексов и какой-либо каузальности. Более того, мои рефлексы могут быть совсем другими, а причины могут варьировать. Направление, в котором человек следует, — вот что можно понять психологически и что нас прежде всего и едва ли не исключительно интересует в практическом и психологическом отношении.

Далее: если я знаю цель человека, то я приблизительно знаю, что произойдет. И тогда я могу упорядочить и каждый из следующих друг за другом актов, увидеть их во взаимосвязи и постоянно корректировать или приспосабливать свое неточное знание контекста. Пока я знаю только причины и, соответственно, только рефлексы и время реакции, возможности органов чувств и т. п., мне ничего не известно о том, что происходит в душе данного человека.

* К аналогичным результатам, но иными путями пришел Вильям Штерн.

** От знатока не ускользнет, что подобный подход, по существу, использует лишь гештальт-психология.

– 8 –

К этому надо добавить, что и сам исследуемый не знал бы, чего хочет, если бы он не был ориентирован на цель. До тех пор, пока нам неизвестна линия его жизни, определенная целью, вся система его рефлексов вместе со всеми причинными условиями не может гарантировать последующую серию его движений: они соответствовали бы любому из возможных душевных побуждений. Наиболее отчетливо этот недостаток можно понять на примере экспериментов с ассоциациями. Я никогда бы не подумал про одного мужчину, испытавшего тяжелое разочарование, что слово “дерево” вызовет у него ассоциацию с “веревкой”. Но если я знаю его цель — самоубийство, то буду с уверенностью ожидать подобную последовательность мыслей, причем настолько определенно, что постараюсь убрать от него нож, яд и огнестрельное оружие. Только в выводах, которые делает человек, проявляется его индивидуальность, его апперцептивная схема.

Если посмотреть внимательнее, то можно обнаружить следующую закономерность, характерную для любого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели. Ведь живому организму недостаточно причинности, чтобы преодолеть хаос будущего и устранить бесплановость, жертвой которой мы стали бы. Всякое деяние осталось бы на стадии безразборного ощупывания, экономия душевной жизни оказалась бы недостижимой: без целостности и личной потребности мы сравнялись бы с существом ранга амебы. Только неживое подчиняется очевидной каузальности. Но жизнь — это долженствование.

Нет сомнений в том, что предположение о целевой установке в значительной мере соответствует требованиям действительности. В отношении отдельного, вырванного из контекста феномена тоже, пожалуй, нет никаких сомнений. Подтверждение этому привести очень легко. Достаточно с позиций этой гипотезы посмотреть на попытки ходить, которые предпринимает маленький ребенок или роженица. От того же, кто пытается подходить к вещам без гипотез, чаще всего укрывается более глубокий смысл. Прежде чем делается первый шаг, уже имеется цель движения, которая отражается в каждом отдельном акте.

– 9 –

Таким образом, можно обнаружить, что все душевные движения получают свое направление благодаря ранее поставленной цели. Но все эти преходящие, осязаемые цели после кратковременного периода стабильности в психическом развитии ребенка оказываются подчинены фиктивным конечным целям, понимаемым или ощущаемым как fix-финал. Другими словами, душевная жизнь человека, словно созданный хорошим драматургом персонаж, устремляется к своему У-акту.

Этот логически безупречный вывод индивидуальной психологии подводит нас к одному важному тезису: любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели. Конечная цель у каждого возникает осознанно или неосознанно, но ее значение всегда неизвестно.

В какой мере эта точка зрения способствует нашему психологическому пониманию, проявляется прежде всего тогда, когда нам становится понятной неоднозначность вырванных из контекста душевных процессов. Представим себе человека с плохой памятью. Предположим, что он осознал это обстоятельство, а проверка выявила низкую способность запоминания бессмысленных слогов. В соответствии с прежней традицией психологии мы должны были бы сделать заключение: мужчина страдает врожденным или возникшим из-за болезни недостатком способности запоминать. Заметим, однако, что при подобном исследовании обычно делают вывод, который уже выражен в предположении, например, таком: если у кого-то плохая память (или кто-то запоминает всего несколько слогов), то он обладает низкой способностью запоминать.

Индивидуальная психология в данном случае использует совершенно иной подход. Как только удается сделать определенный вывод об органических причинах, обязательно задают вопрос: на что нацелена слабость памяти? Какое это имеет для нее значение? Эту цель мы можем раскрыть лишь на основе знания об индивиде в целом, потому что понимание части проистекает только из понимания целого. Мы обнаружили бы примерно следующее (что подходило бы ко многим случа-

– 10 –

ям): этот человек может доказать себе и другим, что он по каким-то мотивам, которые не называются или не осознаются, но благодаря слабости памяти оказываются особенно действенными, должен остаться в стороне от какого-либо дела или решения (смена профессии, учеба, экзамен, женитьба). В таком случае мы выявили бы, что слабость памяти является тенденциозной и служит орудием в борьбе против подчинения, и при любой проверке способности запоминать мы ожидали бы, что обнаружится именно такой дефект, относящийся к тайному жизненному плану данного мужчины. Следовательно, эта слабость имеет функцию, которая становится понятной только при рассмотрении системы всех жизненных отношений данной личности. Остается еще вопрос, как формируются такие дефекты или недуги. Один “аранжирует” их, намеренно подчеркивая свои общие физические недостатки, считая их личным недугом. Другим настолько удается подорвать веру в свои способности (с помощью вчувствования в ненормальное состояние или тревожных, пессимистических ожиданий и последующего психического напряжения), что они располагают едва ли половиной своей энергии, внимания и воли. Продуцирование этой недостаточности я назвал “комплексом неполноценности”.

То же самое мы наблюдаем и при аффектах. Приведем еще один пример. У одной дамы время от времени повторялись приступы страха. До тех пор, пока не удалось выявить ничего более существенного, можно было довольствоваться предположением о наследственной дегенерации, заболевании вазомоторов, вагуса и т. д. Или же можно было подумать (а такая причина напрашивалась сама собой), что в жизненной истории этой женщины было какое-нибудь ужасное событие, травма и все дело в ней. Но если мы рассмотрим эту индивидуальность и проследим линию ее поведения, то обнаружим нечто вроде чрезмерного стремления к господству, к которому в качестве “органа агрессии” присоединяется страх, как только другой человек перестает зависеть от нее или если она не получает ожидаемого отклика, как, например, в случае, когда супруг пациентки без ее согласия захотел уйти из дома.

– 11 –

Наша наука предполагает строго индивидуальный подход и поэтому не склонна к обобщениям. In usum delphini*, однако я хочу привести следующее положение: если я понял цель душевного движения или жизненного плана, то должен ожидать, что все отдельные акты будут соответствовать этой цели и жизненному плану.

С небольшими ограничениями эту формулировку можно применять в самом широком масштабе. Она сохраняет свое значение и в том случае, если ее речь идет о противоположной зависимости: правильно понятые отдельные акты в своей взаимосвязи должны отобразить единый жизненный план и его конечную цель. В соответствии с этим мы формулируем следующее утверждение: независимо от предрасположенности, среды и событий, все психические силы целиком находятся во власти соответствующей идеи, и все акты выражения чувства, мысли, желания, действия, сновидения и психопатологические феномены пронизаны единым жизненным планом. Из этой самодовлеющей целенаправленности проистекает целостность личности. Так в психическом органе проявляется телеология, которая может быть понята как искусная уловка и собственная конструкция индивида, как окончательная компенсация вездесущего человеческого чувства неполноценности. Возможно, краткий комментарий несколько пояснит и вместе с тем смягчит эти еретические положения:

Важнее, чем предрасположенность, объективное событие и среда, их субъективная оценка. Однако такая оценка находится в определенном, часто необычном отношении к реалиям. В психологии масс этот фундаментальный факт трудно обнаружить, поскольку “идеологическая надстройка над экономическим базисом” (Маркс и Энгельс) приводит к сглаживанию индивидуальных различий. Но из оценки отдельного явления, которая чаще всего служит причиной устойчивого расположения духа — чувства неполноценности, в соответствии с бессоз-

* In usum delphini (лат.) — для пользования дофина. Так называлось собрание сочинений античных классиков, составленное для наследника французского престола, в котором были исключены все предосудительные с воспитательной точки зрения места. Впоследствии так стал и называть любые издания с исправлениями авторского текста по цензурным мотивам. — Прим. ред.

– 12 –

нательной техникой нашего мыслительного аппарата возникает фиктивная цель — упомянутая окончательная компенсация — и жизненный план как попытка ее добиться*.

Раньше я много говорил о “понимании” человека. Почти столько же, сколько некоторые теоретики “понимающей психологии” или психологии личности, которые всегда умолкают, как только возникает необходимость показать, что же они, собственно говоря, поняли. Весьма велика опасность недостаточно разъяснить эту сторону наших исследований и результаты индивидуальной психологии. Ведь нужно будет выразить живое движение словами, образами, пренебречь различиями, чтобы прийти к единым формулам, и придется совершить ошибку, которую нам строго запрещено допускать на практике: подходить с сухими шаблонами к индивидуальной душевной жизни, как пытаются делать представители школы Фрейда.

Этим замечанием я хочу предварить наиболее важные результаты нашего изучения душевной жизни. Следует подчеркнуть, что обсуждаемая здесь динамика душевной жизни в равной мере обнаруживается и у здоровых, и у больных. От здорового человека невротика отличает более сильная защитная тенденция, которой он “оснащает” свой жизненный план. Что же касается целевой установки и соответствующего ей жизненного плана, то здесь нет никаких принципиальных различий, кроме одного крайне важного факта: “конкретная” цель невротика всегда находится на “бесполезной” стороне жизни.

Следовательно, я могу говорить об обшей цели людей. При ближайшем рассмотрении оказывается, что нам очень легко понять разные движения души, признав в качестве самой общей предпосылки то, что они имеют целью достижение превосходства. Об этом многое сказано великими мыслителями, кое-что каждый знает по собственному опыту, большая же часть скрывается в таинственном мраке и отчетливо проявляется только в экстазе или в бреду. Будь то художник, желающий быть первым

* “Фиктивная цель”, расплывчатая и неустойчивая, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, не имеет реального существования и поэтому се нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но, пожалуй, можно как телеологический план души, стремящейся к ориентации, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму.

– 13 –

в своем деле, или домашний тиран, беседует ли он с глазу на глаз со своим Богом или унижает других, считает ли он свое страдание самым большим, перед которым все должны преклоняться, стремится ли он к недостижимым идеалам или разрушает старых богов, старые рамки и нормы* — на каждом участке пути им руководит страстное стремление к превосходству, мысль о собственном богоподобии, вера в свою особую волшебную силу. В любви он одновременно хочет ощущать свою власть над партнером, при выборе профессии это проявляется в преувеличенных ожиданиях и опасениях, даже в самоубийстве он видит победу над всеми препятствиями, испытывая жажду мести. Чтобы овладеть вещью или человеком, он может идти по прямой линии, властолюбиво, гордо, упрямо, жестоко и отважно приняться за дело. Или же, наученный опытом, он предпочтет довести свое дело до победы окольными и обходными путями, через послушание, покорность, кротость и скромность. Черты характера тоже не существуют сами по себе — они всегда соответствуют индивидуальному жизненному плану и представляют собой его наиболее важные средства борьбы.

Нередко эта цель всеобщего превосходства выглядит весьма причудливо. Если рассматривать ее саму по себе, мы должны отнести ее к “фикциям”, или “воображениям”. Файхингер (Философия “как если бы”, 1913) справедливо говорит, что, сами по себе бессмысленные, такие цели тем не менее играют существенную роль в поведении. Это настолько верно для наших случаев, что мы имеет право сказать: эта фиктивная цель превосходства, абсолютно противоречащая действительности, стала основным условием нашей прежней жизни. Она учит нас различать, придает нам твердость и уверенность, формирует и руководит нашими действиями и поведением, заставляет наш ум заглядывать вперед и совершенствоваться. Однако есть и теневая сторона: она легко привносит в нашу жизнь враждебную, воинственную тенденцию, лишает нас непосредственности ощущений и постоянно стремится отдалить нас от реальности, настойчиво подталкивая к тому, чтобы совершить над ней наси-

* Или же по-детски пустыми фразами пытается принизить индивидуальную психологию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *