Ведущая деятельность это: Это полезно знать… Ведущая деятельность

Автор: | 13.01.2021

Содержание

Ведущая деятельность.

В детской психологии широко распространено понятие ведущей деятельности. Так, каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности.

Ведущая деятельность – это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность соответствует основным потребностям ребенка.

Понятие ведущей деятельности было выдвинуто А.Н. Леонтьевым, который выделил 3 признака ведущей деятельности:

1) В рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

2) В ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. Например, в игре дошкольника появляется такое новообразование, как воображение.

3) От ведущей деятельности зависят наблюдаемые изменения личности. Когда ребенок воспроизводит в игровой ситуации взаимоотношения взрослых людей, он так своеобразно осваивает нормы поведения взрослых.

Представление о ведущей деятельности и ее определяющей роли в психическом развитие было развито Д.Б. Элькониным для построения периодизации развития психики. Развитие основано на поочередной смене ведущей деятельности, которая в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественно развитие мотивационно-потребностной сферы, а на сменяющем его этапе – сферы операционально-технической. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию. Так, с рождения до года ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым. На рубеже первого и второго года жизни ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. С 3-4 лет до начала школьного обучения ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. С началом школьного обучения ведущей становится учебная деятельность. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение подростка со сверстниками. С приближение возраста юности, когда человек начинает выбирать себе профессию, заканчивает школу, ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная.

Итак, деятельность можно определить как вид активности, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности, включая внутренний мир самого человека и условия его существования.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

проблемы истории и терминологии – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Трифонова Е.В. кандидат психологических наук заведующий лабораторией игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца Москва, Россия

Ведущая деятельность дошкольного возраста: проблемы истории и терминологии

Ключевые слова: игра как ведущая деятельность дошкольника; творческие, сюжетно-ролевые и самодеятельные игры; депривация игры на фоне ее тотальной эксплуатации; право ребенка на игру.

Аннотация: Проблема «наши дети разучились играть» существует уже более ста лет. Так же давно были сформулированы причины, тормозящие развитие детской игры, и их актуальность сохраняется по сей день. Дополнительно проблему усугубляет подмена и смешение понятий игры как педагогической формы и игры как самостоятельной детской деятельности. Этому смешению способствует неопределенность терминологии в обозначении игры как ведущей деятельности на современном этапе. В статье показана последовательная смена в истории отечественной педагогики терминов «творческая», «сюжетно-ролевая» и «самодеятельная» игра, а также описаны причины и последствия подобной смены.

Проблема «современные дети не играют», «игра уходит из жизни детей», «наши дети разучились играть» остается одной из актуальнейших уже более ста лет: она поднималась А.В. Запорожцем на Симпозиуме по проблемам дошкольной игры в 60-е, в методических письмах 20-30-х годов, а ещё раньше — Е.А. Покровским в докладе 1893 года.

Причины, тормозящие развитие детской игры, были сформулированы Б.А. Краевским в 1901 г. и мало изменились. Это социальный запрос на раннее развитие детей; подчинение игры задачам обучения; недостаточная поддержка детской игры взрослыми вследствие непонимания её значения; подмена игры игрушкой; «преждевременное допущение детей к развлечениям старших и сибаритский образ жизни последних» и пр. Если в 19 веке к последним относили сенсационные романы, уголовную хронику газет и театр, то сегодня это видео и компьютерная продукция. Для современной ситуации также характерны распад разновозрастных детских коллективов, широкое распространение «интерактивных» игрушек, не позволяющих создавать условную ситуацию и пр. (М.Келар-Турска, Е.О.Смирнова, А.Д.Андреева, Н.И.Гуткина и мн.др.).

Однако есть и еще причина, способствующая исчезновению игры из жизни детей. Это — неопределенность терминологии и, как следствие, непроизвольная подмена понятий, оказывающая самое непосредственное влияние на массовую педагогическую практику.

Положение об игре с мнимой ситуацией как ведущей деятельности детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л.С. Выготским. В исследованиях Д.Б. Эльконина акцент был смещён на ролевое поведение, и ведущим типом деятельности названа ролевая игра. С момента своего появления данный тезис подвергался уточнениям и корректировкам (Л.С.Рубинштейн, М.Ю.Кистяковская, Е.Е.Кравцова и др.).

Сегодня для обозначения сюжетных игр используются термины «творческая», «сюжетно-ролевая» и «самодеятельная» игра. Анкетирование педагогов показало, что сюжетно-ролевая игра часто понимается педагогами как игра, организованная взрослым: это отмечено в четверти анкет. При этом ведущей деятельностью дошкольника педагоги также называют сюжетно-ролевую игру, т.е. получается, что ведущая деятельность представлена организованными играми. Разумеется, это не так.

О том, что развивающий потенциал игр, в которые ребёнка вовлекает взрослый, и игр, затеваемых им самостоятельно, неодинаков, было известно давно. Ещё в работе А.Д. Симонович (1866) отмечено, что детская подражательная (сюжетно-ролевая) игра в условиях детского сада носит в большей степени образовательный характер, тогда как в домашних условиях в полной мере может проявить себя как творческая, и ее угнетение пагубно для развития ребенка.

Со становлением отечественной системы дошкольного образования свободные творческие игры вынужденно перешли в условия дошкольных учреждений, и с ними тут же начались проблемы. Так, в методическом письме по дошкольному воспитанию 1929 г. отмечается, что «с играми, особенно свободными, дело обстоит не так благополучно».

К середине 30-х годов словосочетание «творческая игра» приобретает значение термина (см. Творческие игры дошкольников. Методическое письмо 1934 г.) и обозначает игры, замысел которых принадлежит самому ребёнку. Тогда же игра провозглашается «одним из средств всестороннего развития ребенка», что определяет необходимость ее педагогической организации. Поскольку вмешательство в творческую игру ломало ее и лишало непосредственности, а косвенное управление не всегда способствовало отражению в игре «нужного» содержания, то проблема была решена через выделение внутри творческих игр особого подвида, названного «стимулированными» играми; их сюжет и содержание определялись воспитателем. При этом подчёркивалось, что стимулированные педагогом игры не должны вытеснять свободного детского творчества. К сожалению, такой подход также не способствовал развитию игры как деятельности: свободная детская игра была пущена на самотек, а «стимулированная» организовывалась весьма специфическим образом. И неудивительно, что после появления в 1936 г. Положения о педологических извращениях в системе Наркомпросов «стимулированные игры» были признаны педологическим извращением и возврат к ним не приветствовался. Позже А.П.Усова отмечала, что некоторые воспитатели самоустраняются от руководства игрой, «опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм» (Дошкольное воспитание, 1947, № 8, с. 6).

Термин «творческая» был хорош тем, что отражал сущностную характеристику игры — в ней ребенок сам создаёт, творит свой мир в соответствии со своими желаниями и замыслами. К 40-м годам в психологической литературе появляется и набирает силу новый термин, более чётко отражающий видовую принадлежность таких игр — ролевая (или сюжетно-ролевая) игра. На протяжении какого-то времени эти термины сосуществовали как синонимы (Эльконин Д.Б., 1948, 1960). Однако если в «Руководстве для воспитателя» 1945 и 1953 гг. игры ещё называются «творческими», то уже в «Программе воспитания…» (1962) происходит официальная смена названия: там присутствуют только определения «сюжетная» и «ролевая». Новая терминология быстро вошла в силу и заняла настолько прочные позиции, что уже в середине 60-х годов со страниц журнала Дошкольное воспитание (1966, № 2, с. 41) звучит упрёк за использование «устаревшей терминологии», высказанный в адрес Д.В. Менджерицкой

Термин «сюжетно-ролевая», определяя игру по форме, не давал возможности провести различие между собственно игровой деятельностью и набором игровых действий, выполняемых ребёнком (когда по сути ни игрового мотива, ни активно

воссоздаваемой воображаемой ситуации у него нет). Эта грань была стёрта терминологически. И, как следствие, она начала стираться и из сознания педагогов тех лет. Под «сюжетно-ролевой» игрой стали понимать организованные воспитателем «разыгрывания», по сути представляющие собой своеобразные занятия.

Закономерным итогом явилось исследование Г.П. Щедровицкого (1966), в котором игра рассматривалась как особая педагогическая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Им было аргументировано доказано, что игра не имеет имманентного (внутренне обусловленного) развития, не может выполнять и не выполняет общеразвивающей функции, оставаясь всего лишь удобной формой обучения ребенка тем или иным конкретным знаниям или навыкам. Эти выводы совершенно справедливы, если не распространять их на детскую игру в целом, а отнести исключительно к тому конкретному виду игры, который действительно был подвергнут изучению, т.е. играм, организуемым по инициативе взрослого.

В 1977 г. А.В. Запорожец в беседе с Д.В. Менджерицкой заметил, что введение термина «сюжетно-ролевая игра» в программу детского сада было ошибкой (Дошкольное воспитание, 1995, № 12, с. 10).

К 80-90-м годам в литературе можно зафиксировать активный протест против сложившейся ситуации и поиск путей ее преодоления, что нашло отражение и в Концепции дошкольного воспитания (1989). Тогда же С.Л. Новоселовой (Дошкольное воспитание, 1995, № 3) была предложена новая классификация игр, в рамках которой впервые были чётко разведены игры, составляющие ведущую деятельность дошкольника и обеспечивающие его возрастное развитие, и игры, несущие специализированную обучающую функцию или приобщающие ребёнка к определённым культурным эталонам. Было показано, что только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Они не ограничены рамками сюжетно-ролевой игры, а представлены целым рядом подвидов. Это обосновывает, почему не только сюжетно-ролевая игра и не всякая сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, и полностью соответствует позиции, сформулированной А.В.Запорожцем, согласно которой «именно переходя в форму детской самодеятельности, игра приобретает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка и вместе с тем получает наибольшую педагогическую ценность» (Запорожец А.В., 1986, т. 1, с. 239).

Четкое терминологическое разделение разных видов игр позволяет правильно решать задачи их педагогической поддержки и организации воспитательно-образовательного процесса.

Позиция примата самодеятельных игр, более четко сформулированная в 20 веке, не является в то же время «перестроечным открытием». Рассматривая проблему использования игры «в интересах образования», члены С.-Петербургского комитета грамотности, вошедшие в состав комиссии по рассмотрению и систематизации существующих игр, в изданном по итогам проведенной работы сборнике 1903 г. подчеркивали недопустимость вмешательства в игры, созданные самими детьми, и их подмены новыми, «бесталанно сочиненными». Однако призывы эти остались невостребованными педагогической практикой.

О том, что значение игры и по сей день недопонимается, или понимается крайне утилитарно, свидетельствуют нормативные документы, в частности, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где игра, формально будучи названа ведущей деятельностью, реально выступает в функции образовательного и воспитательного метода и приема, что усугубляет ситуацию депривации игры как ведущей деятельности на фоне ее тотальной эксплуатации. Тематически же игра отнесена к области социализации, хотя именно в игре происходит становление возрастных новообразований, которые не

ограничиваются социальной сферой, а в значительной мере касаются и умственного развития ребенка (внутренний план деятельности, знаковая функция), а также формирования его произвольности, становления новых мотивов деятельности и пр.

История и современность с очевидностью доказывают необходимость перехода «от культуры полезности к культуре достоинства» (А.Г. Асмолов), от сокращения времени детства к осознанной, а не декларируемой, установке на развитие, к реализации, а не только провозглашению, права ребенка на игру.

Ведущая деятельность

Пользователи также искали:

ведущая деятельность эльконин, ведущая деятельность — это психологический словарь, ведущая деятельность кто ввел понятие, ведущая деятельность леонтьев, ведущая деятельность примеры, ведущая деятельность в младенчестве, ведущая деятельность в раннем возрасте, ведущая деятельность выготский, Ведущая, ведущая, деятельность, Ведущая деятельность, ведущая деятельность выготский, ведущая деятельность леонтьев, ведущая деятельность примеры, ведущая деятельность в младенчестве, психологический, эльконин, словарь, выготский, ввел, понятие, леонтьев, примеры, младенчестве, раннем, возрасте, ведущая деятельность эльконин, ведущая деятельность кто ввел понятие, ведущая деятельность в раннем возрасте, ведущая деятельность — это психологический словарь, ведущая деятельность, психология развития. ведущая деятельность,

Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Старший воспитатель Федотова Наталья Владимировна

Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.1 Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л. С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации» 2 Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.

Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.

3Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Цель данной работы – изучить игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть виды игр; исследовать структуру игры и уровни развития. психология игра деятельность дошкольник 1. Виды игр Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п. II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где?

Когда?» и т. д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера. В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним.

Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д. Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других.

Д. Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.4 Л. С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры» .

Игра, писал он «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний».При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные , хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления. Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми.

Однако реально ребенок еще не способен осуществить свое желание. Как указывает Л. И. Божович, именно этим объясняется расцвет в период дошкольного возраста творческой ролевой игры, в которой ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность. 5 Творческая ролевая игра становится, по определению Л. С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника» , в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями.6 Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.

Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах ребенка в машину). Для режиссерских игр характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Позже появляется образно-ролевая игра, в которой ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует.

Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Режиссерская и образно — ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И. Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.7 В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.

Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности.

Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться.

Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.

Это очень важно. Например, ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, кроме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать.

Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения — особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.

Таким образом, игра с правилами, наряду с рассмотренными нами режиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, — необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте. 2. Структура игры и уровни развития Д. Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста.

К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры. Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками.

Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает, потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто».

Обед исчез из представлений ребенка вместе с изменением игровых условий. Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами.

По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т. д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду.

Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.

Поэтому пятилетний ребенок, никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется.

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии: 1.Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей.

Содержанием игры являются предметные действия. 2.Дети 5-7 лет.

Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Резюмируя свои исследования, А. П. Усова пишет: «В итоге исследования мы можем констатировать следующее: сюжетность как характерная черта творческих, т. е. придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 3; 2-3; 4. Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях: зарождение сюжетности в играх нужно, по-видимому, отнести к преддошкольному возрасту.

Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, в которых ребенок пользуется многими средствами изображения: речью, действием, мимикой, жестом и соответствующим роли отношением». «Деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий (плавает, стирает, варит и т. д.). Рассматривая некоторые вопросы руководства детскими играми, А. П. Усова указывает на ряд особенностей развития игр, из которых следует исходить при их организации. Она отмечает, что «игры детей уже в трехлетнем возрасте носят сюжетный характер, и в этом направлении игра интенсивно развивается до 7 лет»; устанавливает, что «движущие начала, определяющие игру…

состоят в постепенном овладении ребенком ролью, исполняемой в коллективе детей».8 «Сюжет игры с его ролями определяет отношение детей к игре… По мере приближения к возрасту б-7 лет в игре образовались новые элементы. Первоначально она складывалась из бытовых действий, выполненных детьми: варить, мыть, возить (3-4). Потом появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — кухарка, я — шофер.

Здесь в этих обозначениях наряду с ролевыми действиями появляются ролевые отношения, и наконец игра завершается появлением роли, причем ребенок ее выполняет в двояком плане — за игрушку и сам… Опыт проведения игр показывает, как в них начинают зарождаться перспективы, планы взамен случайных и неоформленных действий… Объединение детей в играх, развитие среди них общественных связей целиком определяется самим развитием игры».

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д. Б. Эльконина , младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе» Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.

Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников приводили в комнату с «некомплектными» игрушками (у телефона не хватало трубки, для лодки не было бассейна и т. п.). несмотря на эти недостатки, дети с удовольствием играли, общаясь друг с другом.

Второй день был днем фрустрации. Когда дети зашли в эту же комнату, оказалась открытой дверь в соседнее помещение, где лежали полные наборы игрушек. Открытая дверь была затянута сеткой.

Имея перед глазами притягательную и недостижимую цель, дети разбрелись по комнате, многие со злостью разбрасывали старые, ненужные уже игрушки. В состоянии фрустрации разрушились как игровая деятельность, так и общение детей друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.9 Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны товарищей по игре.

Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение, образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов.

Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.

Когда он играет свободно, он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу». Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. «Вместо того, чтобы выражать мысли и чувства в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика».

Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые сам не всегда может понять – так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане.

Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры.

Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо». 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) Заключение Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили сформулировать ряд основных выводов. Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п. II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Д. Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.

В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:

1.Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей.

Содержанием игры являются предметные действия.

2.Дети 5-7 лет.

Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

 

Список использованной литературы

1. Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве .

 

Роль ведущей деятельности реферат по психологии

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ АНО ВПО _ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» Реферат по психологии на тему: Роль ведущей деятельности в развитии личности Выполнила студентка группы М-12 Абрамова Елена Проверил: Новиков П.В. г. Саранск 2006г. Оглавление: 1 1. Деятельностная теория личности…………………………………………………………….. 4 2 2. Проблема ведущей деятельности и периодизация психического и личностного развития в онтогенезе……………………………………………………………………………………………. 8 3 3. Возрастное развитие личности………………………………………………………………… 13 1 Заключение………………………………………………………………………………………………… 17 2 Библиографический список:……………………………………………………………………….. 18 Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается с намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, то есть значении деятельности для самого человека. Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он – активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса. По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например, рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода – осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению. В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте. В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется с таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект. Количество блоков личности и их содержание в существенной степени зависит от теоретических воззрений авторов. Некоторые авторы, например Л.И.Божович, выделяют в личности только один центральный блок – мотивационную сферу личности. Другие включают в структуру личности и те свойства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального. К.К.Платонов (1986г.) включает в структуру личности и те устройства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального. Он также включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок «темперамент», который рассматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционального подхода. В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль. Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности. С рождения и до года ведущей деятельностью является непосредственно- эмоциональное общение ребенка со взрослыми. То, что это так, доказали факты отставания в психическом и даже в физическом развитии детей, помещенных в Дома ребенка, где им были обеспечены уход, большое количество игрушек, но не было того интенсивного общения с ребенком, которое обычно бывает в семье с любящими взрослыми. В начале второго года жизни ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная деятельность. Теперь общение со взрослым перестает быть (на какое-то время) главной деятельностью ребенка – оно выступает источником новых, интересных для ребенка встреч с предметами внешнего мира, которые побуждают его к разнообразным действиям с ними. Именно в этом возрасте ребенок осваивает многие свойства предметного мира, «сопротивляемость» вещей, их соотношение друг с другом. В дошкольном детстве (примерно с трех лет до начала школьной жизни) ведущей деятельностью ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Взрослый и его мир опять оказываются в центре внимания ребенка. Игра побуждается стремлением ребенка «стать взрослым», что в этот период возможно лишь в символической форме (в форме выполнения игровой роли, несущей в себе мир смыслов различных видов деятельности взрослых). Поэтому игра имеет чрезвычайно важное значение для усвоения ребенком социальных норм и правил поведения, присвоение им конкретных смыслов человеческих отношений, понимания им общественных функций людей, формирования его произвольного поведения, развитие многих психических процессов (особенно памяти и воображения), развития умений общаться со своими сверстниками. С началом школьного обучения ведущей становится учебная деятельность, направленная на усвоение знаний (то есть систем значений, представляющих собой, как мы уже неоднократно говорили, обобщенный опыт человечества). Общение с сидящим рядом за партой сверстником пока еще не выступает главной деятельностью для ребенка, как это будет в следующий период его развития, в подростковом возрасте. Подростковый возраст многими взрослыми воспринимается как «нескончаемый кризис», потому что ребенок «вырастает» из той системы отношений, которая сложилась до этого в его жизни во взрослом мире. И в частности, то, что раньше было целью в контексте реализации учебных мотивов, — другой человек и общение с ним, теперь (по известному нам механизму сдвига мотива на цель) становится главным мотивом его деятельности. Таким образом, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Наконец, с приобретением возраста ранней юности, когда подросший человек начинает выбирать себе будущую профессию, кончает школу, думает о поступлении в институт и тому подобное, ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность, в которой на первый план опять выходит задача совершенствования новых систем значений. Преимущественное развитие в разных формах ведущей деятельности либо мотивационно-смысловой, либо операционально-технической стороны деятельности ребенка не означает вовсе, что в каждой из них обе стороны существуют порознь. Они слиты в единое целое. Ребенок не находится один на один с предметом – он смотрит на предмет глазами взрослого. Напротив, общение со взрослым опосредствовано предметами, когда ребенок овладевает принятыми в культуре орудиями (например, ложкой), мы подчеркиваем обычно то, что движение ложкой строится по «логике орудия», а не по логике движения естественных органов человека (ложка была бы как продолжение руки). Д.Б.Эльконин специально отмечал, что овладение «кристаллизованными» в орудии операциями означает не «приспособление» к свойствам самого орудия как объективного предмета, а овладение теми «образующими движений» этого орудия, которые предоставят ребенку взрослый. А эти образцы несут в себе как значения, так и смыслы «взрослой» деятельности субъектов данной культуры: «Для ребенка смысл производимого действия заключается в том, что оно производится или совместно со взрослым, или ради выполнения поручения взрослого…Даже на последнем этапе освоения действия, когда кажется, что ребенок ориентирует отдельные операции на те или иные физические свойства орудия, в действительности ориентация опосредствована отношениями со взрослым». Таким образом, подытоживал Д.Б.Эльконин, «непосредственная ориентировка на реальные предметные условия деятельности (то, что А.Н.Леонтьев, назвал операцией) включена и определена в совокупном действии ориентацией на действия другого». На примере созданной Д.Б.Элькониным концепции, обобщающей множество эмпирических исследований в области возрастной психологии, мы еще раз убедились в невозможности абсолютно обособить значения от смыслов человеческой деятельности, а также в том, что любое человеческое действие всегда социально по своей природе, даже когда кажется, что ребенок действует «один на один» с лежащим перед ним предметом. Кроме того, разделяемые в учебных целях познавательные процессы, с одной стороны, и аффективно-смысловые (мотивационные) образования, с другой, в реальной человеческой деятельности слиты между собой. Первые слова имеют указательную функцию. Они заменяют или сопровождают указательный жест. Звуковая речь развивается медленно и постепенно, вместе с ней формируется основной аппарат связи с окружающими и воздействия на других. Речь становится универсальным средством воздействия на мир. Здесь возникает новая и своеобразная форма детского мировоззрения. Самое интересное, что ребенок пытается воздействовать на вещи через слова. Смещение воздействия на людей и воздействия на вещи остается у ребенка долго, но уже принципиально отличается от того положения, которое было на первом году жизни. Воздействие на людей и воздействие на вещи идут уже каждое по своей линии. Ребенок овладел орудием и знаком, во всяком случае, принципом их употребления и применяет каждое как должно. Решающий момент в развитии личности ребенка в этом периоде – это осознание им своего «я». Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем и с некоторым трудом усваивает личное местоимение. Дж. Болдуин справедливо отметил, что понятие о «я» развивается у ребенка из понятия о других. Понятие «личность» есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе же приемы приспособления, которые он применяет по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас. Следующей типичной стадией в развитии детского мировоззрения мы считаем возраст игры как особой формы поведения ребенка, чрезвычайно интересной именно с этой точки зрения. На стадии игры ребенок еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но примечательно, что при общей лабильности, неустойчивости детского «я» и окружающих его вещей внутри каждой игры ребенок уже разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. На этой стадии развития ребенок уже не путает деятельность в игре и серьезную деятельность. То и другое выделено у него как бы в особую сферу, и ребенок легко и со знанием дела переходит из одной сферы в другую, никогда не путая их. Это значит, что он уже владеет обеими сферами. Только в школьном возрасте у ребенка впервые появляется более устойчивая, стабильная форма личности и мировоззрения. Ребенок школьного возраста, как показал Плаже, является гораздо более социализированным и индивидуализированным существом. Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи, которая становится теперь главным орудием мышления и действие уже более или менее отделены друг от друга. Возраст полового созревания обычно обозначали как возраст, в котором совершаются две основные крупнейшие перемены в жизни подростка. Говорят, что это возраст открытия своего «я», оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения – с другой. Заключение. В заключение своей работы я хочу еще раз сказать, что личность не дается каждому человеку с его рождения. Необходимо определенное время для ее формирования. И главную роль в этом формировании играет деятельность. На разных этапах развития человека (с младенчества и до взрослости) эта деятельность различна, но именно является стимулом к развитию личности.

Ведущая деятельность и ее значение в психическом развитии ребенка

Теория ведущей деятельности развития в трудах Э.Б.Эльконина. Основываясь на исследованиях классиков отечественной психологической науки (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), автор раскрывает идею «ведущей деятельности» в своей монографии «Психология игры», доказывая зависимость преодоления возрастного кризиса от уровня сформированности той или иной ведущей деятельности, присущей данному возрастному периоду. Например, если возрастной кризис переживает подросток, то для снятия данного противоречия и трудностей в развитии, важно, чтобы в сознании ребенка достаточное развитие получила «адекватная самооценка» в процессе межличностного общения со сверстниками.

Рассмотрим данную проблему применительно к другим возрастным периодам. Известно, что к концу раннего детского возраста начинают складываться новые виды деятельности, которые определяют психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

На 2-ом году жизни ребенка игра носит про цессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не взаимосвязанными. Л. С. Выготский назвал такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. Игра начинается с того момента, когда ребенок овладевает игровыми замещениями. Развивается фантазия, следовательно, повышается уровень мышления. Этот возраст отличается тем, что у ребенка нет системы, по которой бы строилась его игра. Он может либо повторять одно действие многократно, либо производить их хаотично, беспорядочно. Для ребенка не имеет значения, в какой последовательности они происходят, ибо между его действиями не просматривается логика. В этот период для ре бенка важен сам процесс, а игра носит название процессуальной.

К 3 годам ребенок способен действовать не только в воспринимаемой ситуации, но и в мысленной (воображаемой). Один предмет замещается другим, они становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между реальностью и воображе нием. Игровое замещение позволяет отрывать | действие или назначение от названия, т.е. от слова, и видоизменять конкретный предмет. При становлении игровых замещений ребенку нужна поддержка и помощь взрослого.

Этапы, благодаря которым ребенок включается в игру-замещение:

1) ребенок не реагирует на те замещения, которые производит взрослый во время игры, ему не интересны ни слова, ни вопросы, ни действия;

2) ребенок начинает проявлять интерес к тому, что делает взрослый, и повторять его движения самостоятельно, но действия ребенка пока автоматические;

3) ребенок может производить замещающие действия или их имитацию не сразу же после показа взрослого, а по прошествии времени. Ребенок начинает понимать разницу между
реальным предметом и замещающим его;

4) ребенок сам начинает замещать один предмет другим, но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока не носят осознанного характера;

5) ребенок может самостоятельно замещать один предмет другим, при этом давая ему новое название. Чтобы игровые замещения были успешными нужна эмоциональная вовлеченность взрослого в игру.

К 3 годам у ребенка должна сложиться вся структура игры;

1) сильная игровая мотивация;

2) игровые действия;

3) оригинальные игровые замещения;

4) активное воображение.

В итоге у ребенка формируются психические новообразования, которые позволяют преодолеть возникающий кризис того или иного периода детства. Например, центральными психическими новообразованиями раннего детства являются:

-раз витие предметной деятельности и сотрудничества, активная речи, игровые замещения, складывание иерархии мотивов.

На этой базе появляется произвольное поведение, т.е. самостоятельность. К. Левин опи сывал ранний возраст как ситуативный (или «полевое поведение»), т.е. поведение ребенка определяется его зрительным полем («что вижу, то хочу»). Каждая вещь аффективно заряжена (нужна). Ребенок владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения.

Развитие психики ребенка в период раннего детства зависит от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности.

На психическое развитие влияет овладение прямой походкой. Чувство овладения собственным телом служит самовознаграждением для ребенка. Намерение ходить поддерживает возможность достигнуть желаемой цели и участие и одобрение взрослых.

На 2 году жизни ребенок с энтузиазмом ищет себе трудности, а их преодоление вызы вает у малыша положительные эмоции. Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям.

Благодаря способности к передвижениям ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способ ность ориентироваться в пространстве. На психическое развитие ребенка влияет и развитие предметных действий.

Манипулятивная деятельность, свойственная младенческому возрасту, в раннем детстве начинает сменяться предметной деятельностью. Ее развитие связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом.

Ребенок учится у взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Фиксирование содержания предметов само по себе не дается ребенку. Он может открывать и закрывать бесконечное число раз дверцу шкафа, долго стучать ложкой по полу, но такая активность не в состоянии познакомить его с назначением предметов.

Функциональные свойства предметов открываются малышу через воспитывающее и обучающее влияние взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по своим свойствам требуют строго определенного способа действия (закрывание коробок крышками, складывание матрешек).

В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением — это предметы-орудия (ложка, карандаш, молоток).

ведущая деятельность в жизни дошкольника

Игра — ведущая деятельность                    в жизни дошкольника

     Известно, что игра имеет уникальное значение в жизни ребенка дошкольного возраста. Являясь ведущим видом деятельности дошкольников, она становится непременным условием становления и развития личности.
Это единственный и уникальный вид деятельности, позволяющий реализовать свои ресурсы, самовыразиться, «прожить» и переработать личный и личностный жизненный опыт. Именно игре принадлежит важнейшая роль в формировании Я ребенка.
     Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, способ познания окружающего. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.
     Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем целей – играть. Они творцы настоящего и будущего. В этом – обаяние игры.
     Игра – это своеобразная школа подготовки к труду, где вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность.
     Чтобы обогатить игру ребенка, необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к посильному участию во всех домашних делах, читать и рассказывать ему сказки, стихи, слушать с ним музыку.
     Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Нет, это не только развлечение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша: это умение весело и непринуждённо учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться обращаться со взрослыми и детьми, учиться мыслить и творить.
В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. В игре часто сложное становится доступным.
     Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясным, что играют они «в настоящую жизнь».
Разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить ошибки и недостатки.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только в этом случае  игры будут полезны для развития ребенка.
     Следует помнить мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги».  По возможности, надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям, рассуждениям, самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.
     Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки в деревню.
     Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.  
     В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Родители чаще всего используют игру с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.
     Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них: сын или дочь. Вследствие этого девочки дома играют только куклами,  а мальчикам приобретают только транспорт и оружие, ссылаясь на то, что у них стойкий интерес к технике. При этом старшие члены семьи не осознают того, что ограничивают формирование интересов детей.
     Игровая деятельность ребенка в семье потому и бедна по содержанию и тематике, что лишь незначительное число отцов и матерей, бабушек и дедушек играют дома с детьми. Родителям необходимо знать, что совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребенка, целенаправленно осуществлять его развитие.
      Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из – под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины.
     Если вы будете запрещать ребенку использовать безопасный бросовый материал, развитие игры затормозится, вы ограничите развитие его воображения, творческих способностей. Игра потому игра, что в ней любой нужный, недостающий предмет заменяется другим.
Вспомните себя в детстве – сколько радости доставляли вам поделки из коробок, катушек, газет.
Дошкольник, самостоятельно играя с игрушками, любит, чтобы при этом присутствовали взрослые: ему уютно, он чувствует защищенность, внутреннюю поддержку. Возникает эмоциональный комфорт.
     В индивидуальные игры дети играют долго, даже в школьном возрасте. Они становятся богаче по содержанию, в них проявляется много фантазии. Оберегайте эти игры, относитесь к ним с уважением.
От вас, родителей, зависит, внесет ли игра радость в дом, научит ли она ребенка познавать, любить и созидать мир; будет ли у малыша светлое детство, согревающее его всю жизнь.
     В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что дети привыкли все делать под руководством взрослого или с оглядкой на него.
Если дети самостоятельно не играют, надо:
   *чаще играть с детьми, демонстрируя образцы ролей и сюжетов.
   *обжить пространство для игры, используя, предметы-заместители.
   *изменить отношение к игре, поставив ее выше других видов деятельности.
     Наши дети должны расти в атмосфере доброжелательности, уважительного отношения к их запросам и потребностям, чтобы каждый новый этап познания был для них открытием и эмоциональным восприятием окружающего мира.
     Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.                                

Предлагаем вам несколько рекомендаций по организации игр

* Не храните развивающие игрушки, пособия вместе с остальными игрушками ребенка, то есть в доступном месте. Пособия должны быть убраны и доставаться только к началу «урока».

* Доставайте пособия с сюрпризной интонацией.

* Обязательно убирайте пособия после игры.

* Для поддержания интереса малыша, имейте в запасе 3 – 4 варианта обыгрывания каждой игрушки.

* При отсутствии у ребенка интереса, к какой – либо игрушке не настаивайте, просто уберите ее. Через 2 недели малыш, возможно, воспримет игрушку как совсем новую.

                                                                                                    Воспитатель:
                                                                                                    Кузьменко Г.Е.

Мероприятие 3: Консультации | НАССП

Руководство по деятельности

Мероприятия для коллективных бесед с персоналом

Упоминание термина «консультирование» в школах порождает всевозможные предвзятые представления о том, что влечет за собой консультирование. Это упражнение разработано, чтобы помочь школьной команде расширить кругозор консультирования в школе, привлекая сотрудников к экзамену на консультацию в качестве одного из вариантов персонализации школьного опыта.

Приведенные здесь материалы для чтения касаются способов реализации консультативной программы, но, что более важно, они включают опыт трех школ, в которых консультирование было успешно реализовано.Это мероприятие включает в себя ряд ресурсов, которые члены руководящей группы могут использовать не только для ознакомления с рекомендациями, но и для планирования занятий по повышению квалификации по этой теме для всего факультета.

чтения и видео

  • Консультативное руководство: Разработка и реализация эффективных консультативных программ в средних школах, Глава 1, стр. 11–21.
  • «Отличные отношения. Великое образование », Главное руководство, марта 2011 г., стр.38–40.
  • «Старший год опыта: проблемы и возможности», Главное руководство, апрель 2008 г., стр. 34–39.
  • «Дом, милый дом», Главное руководство, март 2004 г., стр. 37–41.
  • Видео: «Почему советует». Педагоги за социальную ответственность.
  • Шесть шагов: пример шаблона планирования.
  • Разрывные звания: Полевое руководство для ведущих изменений, стр.128–129.

Материалы

Подготовка к презентации

  • Соберите команду школьного руководства для обсуждения и изучения способов использования рекомендаций в качестве стратегии для персонализации школьного опыта для каждого ученика.
  • Раздайте копии показаний и сделайте видео доступным для просмотра.
  • Назначьте каждого читателя / зрителя «экспертом» по материалам, которые он или она будут читать или просматривать. Попросите каждого эксперта обобщить содержание для остальной группы и обсудить последствия для вашей школы.(ПРИМЕЧАНИЕ: если группа большая, назначьте несколько человек для каждого выбора и дайте им время для совместной работы над презентацией и обсуждением.)
  • Как команда, начните планировать процесс, чтобы собрать весь персонал в единое целое. рациональное и продуктивное обсуждение возможности использования рекомендаций как средства персонализации школьного опыта для каждого ученика. (Процесс предварительной презентации, используемый командой лидеров, можно легко воспроизвести для всего персонала, разделив участников на небольшие группы.)
  • Как команда, начните разговор, который включает следующие подсказки вопросов:
    1. Каковы преимущества, продемонстрированные в каждом выборе, от реализации консультативной инициативы в нашей школе?
    2. Какие стратегии из каждого выбора, по нашему мнению, можно было бы эффективно воспроизвести в нашей школе?
    3. Какие препятствия могут помешать персоналу поддержать консультативную инициативу в нашей школе?
    4. Какие ресурсы необходимы для эффективной консультационной программы?
  • Ознакомьтесь с «Шесть этапов: шаблон — планирование вашей общешкольной инициативы» и «Круг процесса» для использования при планировании инициативы.
  • Разработайте стратегию для копирования для всего персонала.

Презентация для полного состава

  • Разделите преподавателей на пять групп, не более восьми человек в каждой. Каждая группа будет читать или смотреть один из пяти отрывков. (В зависимости от размера преподавателей, несколько групп могут читать и обсуждать один и тот же выбор.)
  • Раздайте копии выбора каждому члену группы и назначьте видеогруппу в зону, подготовленную для просмотра.
  • Попросите участников прочитать или просмотреть свой раздел, выделив, аннотируя и отмечая важные моменты. Фасилитатор из группы лидеров должен давать указания и распространяться.
  • Попросите преподавателей игнорировать свои предположения и использовать конкретные примеры для чтения и видео-ссылки в поддержку своих комментариев во время групповых обсуждений. Используйте быстрые вопросы и добавьте вопросы для обсуждения, чтобы продолжить беседу так, как это наиболее актуально для вашей школы.
  • Используя диаграмму и стикеры, попросите каждую группу обобщить то, что узнали о рекомендациях, и определить стратегии и инициативы, которые будут эффективны в вашей школе.
  • Представить резюме дискуссий и стратегии факультету в целом.
  • Проведите дискуссию с преподавателями о стратегиях и инициативах, которые могут быть эффективными в вашей школе.

Расширить и применить

• Европа: ведущие направления прямых иностранных инвестиций, 2018 г.

• Европа: ведущие направления прямых иностранных инвестиций, 2018 г. | Statista

Попробуйте наше корпоративное решение бесплатно!