Что изучает патопсихология: Патопсихология как наука о нарушениях психики

Автор: | 01.04.2021

Содержание

Патопсихология это (предмет и задачи)

Как расстройства влияют на психику и свойства личности? Что происходит с психическими процессами во время болезни? На эти и другие вопросы пытается ответить патопсихология. Эта наука как отрасль клинической психологии, изучающая патологии, возникла в начале XX века и сейчас интенсивно развивается.

Основы патопсихологии заложили Выготский, Леонтьев и Лурия. История развития патопсихологии тесно связана с психиатрией и экспериментальной психологией. Патопсихология изучает различные аномалии психики при наличии заболеваний. Предмет и задачи патопсихологии сосредоточены на сравнении динамики процессов психики в условиях нормы и патологии.

О разграничении и сути понятия

Основоположником патопсихологии является Бехтерев, ставший организатором исследований, посвященных изучению особенностей внутреннего состояния больных, страдающих психическими расстройствами. Слово «патопсихология» – производное от трех известных греческих слов:

  • Pathos – страдание.
  • Psyche – душа.
  • Logos – учение.

Важно не смешивать психопатологию и патопсихологию. Первая – раздел психиатрии. Психопатология занимается описанием особенностей болезней, и у неё на вооружении находятся медицинские термины. В зону её внимания попадают: генезис и развитие, условия и особенности, а также пути предотвращения или лечения психических расстройств. Напротив, патопсихология занимается рассмотрением не самого расстройства, а состояния психики в момент болезни, ее интересуют особенности, закономерности, характерные черты, наблюдающиеся в процессе распада психики.

Основателем этой специфической ветви психологии явилась Зейгарник. Относительно патопсихологии она дала следующее определение: патопсихология базируется на законах, контролирующих деятельность психики в норме, предмет патопсихологии – характерные особенности, которые проявляются во время распада психической деятельности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Именно предметом исследования разнятся в корне две рассмотренные выше области знания: такое разделение отдает психопатологии исследование нарушений, а патопсихологии – психику и свойства личности в условиях расстройств. То есть исследователи в первой области отвечают на вопрос «Как проявляются нарушенные процессы?», тогда как для ученых второй области характерен другой: «Каким образом нарушено течение самих психических процессов?»

Рекомендуем: Что значит: пограничное психическое состояние?

Различия между двумя дисциплинами обнажаются и в сфере методики проведения исследований. Как отмечает Рубинштейн, легче всего патологические изменения психики выявить во время беседы и наблюдений. Основные методы патопсихологии в целом совпадают с общепсихологическими, но некоторые виды диагностических методов применяются значительно чаще: эксперимент и беседа, которая в основном состоит из открытых вопросов, позволяющих стимулировать раскрытие пациента перед патопсихологом.

А эксперимент в патопсихологии относится к тому типу, при котором создаются искусственные условия, способные выявить патологические особенности психики. Очевидно, что искусственное создание условий подразумевает очень строгий учет психических процессов в них, а также возможность изменить эти условия.

Итак, предмет и объект патопсихологии определяют специфику работы патопсихолога. Он занимается исследованием закономерностей расщепления психики, при этом в первую очередь экспериментально, но не имеет права ставить диагноз или намечать ход лечения. Он решает теоретические проблемы патопсихологии и практические задачи исследования и диагностики.

Рекомендуем: Психодиагностика — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основными теоретическими проблемами являются анализ соотношения развития и распада психики, изучение становления и структуры расстройств, проблем в эмоциональной и когнитивной сферах, а также изменений личности при наличии психического расстройства.

Патопсихолог помогает врачу работать с пациентами. Из этого легко сформулировать практические задачи психопатологии:

  • Сбор данных для диагностики.
  • Исследование изменений в психическом состоянии человека (в том числе благодаря этому производится оценка способов лечения).
  • Реабилитационная и экспертная работа.
  • Исследование малоизученных расстройств.

Применение

Само психическое расстройство – это болезненное состояние, сопровождающееся психическими или физическими проявлениями. Определяется оно лишь в соотношении с психическим здоровьем. Отклонение от нормы характеризуется неадекватностью реакций, снижением критики по отношению к самому себе, падением продуктивности.

Наиболее важными относительно клинической практики в патопсихологии являются дополнительные сведения о состоянии пациента, так как они помогают поставить дифференциальный диагноз или выявить расстройство на ранних стадиях его развития и исследовать динамику изменений психики в контексте лечения.

Например, психопатия и изменения личности в результате развития шизофрении – их симптоматика сходна, и только патопсихологические исследования в силах помочь при постановке диагноза. Столь же важная проблема – раннее определение, и это снова легко проиллюстрировать на примере шизофрении.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое психиатрия?

Вначале болезнь протекает как невроз, и только патопсихологические исследования помогают обнаружить расстройства интеллектуальной и эмоциональной сфер, которые наталкивают на постановку диагноза «атипично дебютирующая шизофрения». В свою очередь ранняя постановка диагноза делает возможным своевременное лечение.

При большой давности заболевания патопсихологические исследования помогают уточнить структуру психических дефектов.

Основные аномалии

Патопсихологическое исследование помогает понять сущность и характер психики. Патология часто является лишь видимой упрощенной формой глубоких скрытых механизмов.

Левченко иллюстрирует, как сначала в патопсихологии выясняются особенности психики, а потом на их основе рассматриваются нарушения. Основными из них считаются:

  • Нарушения восприятия. Проявляются в агнозиях, обманах чувств, изменении мотивационной сферы.
  • Нарушения памяти. В патопсихологии связаны с недостаточностью непосредственной, опосредованной памяти. Не меньшее значение имеют нарушения запоминания и мотивационного компонента.
  • Нарушения внимания. В патопсихологии нарушения внимания проявляются в снижении устойчивости, уменьшении объема и проблемах с переключаемостью.
  • Нарушение мышления. Имеет разные формы, могут пострадать: операционная сторона, динамика, мотивационный компонент.
  • Нарушение личности. Связано с неадекватной оценкой себя, изменениями мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, основные формы нарушений выражаются в проблемах со смыслообразованием и контролем, формированием потребностей и иерархией мотивов.

Патопсихология активно занимается вопросами реабилитации, во время которой выявляются не подвергшиеся разрушению и патологическому изменению стороны психики и личности. Благодаря её возможностям вырабатываются рекомендации для успешного возвращения человека в трудовую и социальную сферы. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Патопсихология – задачи, причины, предмет, методы

Психологи уже давно сошлись во мнении, что физические болезни сказываются на психическом состоянии человека. На этой основе развилась отдельная отрасль – патопсихология. Именно она ставит задачей изучить различные психические изменения вследствие заболеваний, применяя при этом различные методы. Предметом становится человек в целом, а не только отдельная его часть.

Человека нельзя рассматривать как только физическое тело или как только невидимую душу. Однако многие люди разделяют человека, бросаясь в крайности. Религия и наука – два противостоящих лагеря, возникшие на основе разделения человека на две части. Однако эти два направления не должны быть разделены, а наоборот, их следует объединять, поскольку человек – это и душа, и тело.

Патопсихология занимается изучением того, как психические и соматические заболевания сказываются на психическом здоровье человека. Болезни бывают разные. Если они длятся несколько дней, то могут не сказаться на психическом состоянии здоровья. Однако если речь идет о хронических заболеваниях, тогда психика человека непременно изменяется.

Интернет-журнал psytheater.com выделяет данную тему актуальной по той причине, что болезни не делят людей на бедных и богатых, умных и глупых, достойных и недостойных. Заболеть может кто угодно. Порой человек уже рождается психически больным, что, по мнению многих людей, уже является несправедливым. Болезни затрагивают всех, независимо от пола, возраста и национальности. А значит, патопсихология имеет место быть и развиваться, чтобы изучать, как меняется человек под влиянием собственных болезней.

Что такое патопсихология?

Достаточно большой вклад патопсихология вносит в практическую деятельность психологов и психиатров. Под патопсихологией понимается наука, которая путем применения различных методик и диагностических тестов позволяет определить направленности развития отклонений в психике человека.

За основу берется норма – как психика развивается при всех благоприятных условиях? Все остальное считается отклонением, у которого есть причины для своего возникновения. Если специалист разбирается в причинах, которые приводят к тем или иным отклонениям в психической деятельности, тогда он может помочь человеку.

Патопсихология берет за основу научные данные, а не догадки и теории. Она базируется на том, что диагностически выявлено и подтверждено. Также она дает четкие рекомендации по тому, какими методами лечения можно устранять патологические изменения.

Патопсихологию приравнивают к нейропсихологии, которая развилась в стенах психиатрических больниц. Она включается в себя психопатологические учения, когда необходимо ставить четкие диагнозы и назначать медицинское лечение. Также она включает дефектологию и олигофренопсихологию.

Патопсихология лишь недавно стала отдельной отраслью, которая позволила сформироваться судебной патопсихологии. Так, работники судебных дел могут выявлять психические отклонения и обосновывать их. На основе имеющихся знаний можно предполагать и предвидеть поведение преступников, что очень помогает в расследовании преступлений и поиске авторов их совершивших.

Отдельно патопсихология заслуживает внимание у обычных психологов, которые работают с вполне здоровыми и адекватными людьми. Здесь не приходится проводить диагностику, назначать лечение и длительное время избавлять человека от различных симптомов. Однако даже здоровый человек подвергается постоянному изменению своей личности вследствие различных болезней, особенно хронического характера.

Хоть и трудно вредные привычки или вредные условия жизни назвать болезнью, однако даже это сказывается на формировании личности. Если не брать клинические проявления отклонений, то в жизни здорового человека патологическими являются некоторые качества характера и поведение. К примеру, неспособность человека контролировать собственные эмоции тоже является патологическим. Почему человек не всегда может объяснить причины своего поведения – это тоже патология.

В практической деятельности психолога имеется множество случаев, когда человек обращается за помощью при наличии различных проблем психического характера. Все они формируются под влиянием:

  1. Родительского воспитания.
  2. Влияния школы, СМИ и общественного мнения.
  3. Различных заболеваний длительного или хронического характера.
  4. Внешних недостатков, которые таковыми считаются лишь в том обществе, в котором живет человек.

Болезнью можно назвать не только физическое нездоровье или психические отклонения, но и ту нездоровую обстановку, в которой человек постоянно находится, из-за чего его характер становится таким, чтобы идеально вписываться в имеющиеся условия.

 

Самым интересным потом становится то, что человек в других условиях не может проживать. Так, если человеку предоставить утопические условия существования, он не сможет в них хорошо себя чувствовать. Как говорится, свинья всегда будет искать грязь, а волк будет всегда смотреть в лес, как бы хорошо его не кормили. Человек настолько крепко привыкает к тем неблагоприятным условиям, в которых живет, что потом не может нормально себя чувствовать, если ему предоставляется здоровая обстановка.

Больной уже привык быть больным, и иначе он уже не может жить, как только продолжать оставаться больным!

перейти наверх

Психологическая диагностика

В практике патопсихологической диагностики применяются различные методы, чтобы подтвердить или точно установить те или иные явления. Искусственно создаются условия, в которые помещают человека, чтобы наблюдать за его действиями. Вычленяются отдельные акты, которые интересны наблюдателям для фиксации и подтверждения или опровержения теории.

Испытуемому в особых условиях ставится задачка, что он должен сделать, достичь или обдумать. Затем фиксируются, какие действия были предприняты. Если были совершены ошибки, то какого рода и почему.

Патопсихология относится к психологической науке, нежели к медицинской. Однако она использует научные медицинские данные для описания и формирования развернутой картины того, что происходит с человеком при выявлении тех или иных заболеваний.

Хоть патопсихология и психопатология являются близкими науками, их все же не стоит путать. Проблемы и задачи у обеих отраслей стоят разные:

  1. Психиатр занимается выявлением диагноза и назначением медицинского лечения для устранения проблемы.
  2. Патопсихолог занимается выявлением отклонений в психической деятельности, мышлении, трудоспособности, сохраненных функций и проводит психокоррекционную работу по восстановлению.

Также клиентами патопсихолога становятся дети и подростки при различных психических нарушениях:

  • Проведение судебно-клинической или воинской диагностики подростка при умственной отсталости.
  • Дифференциация детского аутизма и шизофрении.
  • Недобровольная госпитализация подростка с нарушениями поведения.
  • Выявление здоровой психики при наличии уже ранее поставленного диагноза, то есть опровержение или постановка нового диагноза по прошествии времени.

Немаловажным объектом в изучении патопсихолога являются эмоции и воля. Данная сфера также влияет на формирование личности, хотя сами люди могут это отрицать. Так, патопсихолог изучает, насколько сильно человек подвергается воздействию собственных эмоций, а также насколько сильно проявляется его воля в конкретных ситуациях.

Эмоции и воля значительно сказываются на любом человеке. Не обязательно быть больными, чтобы стать объектами патопсихологов. Дело в том, что все чаще развиваются различные психические отклонения в характере или поведении здорового человека по причине сильных переживаний и отсутствия волевых усилий. Здесь, как пример, можно рассмотреть ПТСР, который случается не только в военной обстановке или после катастроф, но и в ситуации семейного насилия или сексуального издевательства. А ведь данные факторы часто встречаются в обычных семьях психически здоровых людей.

Человек меняется под влиянием собственных эмоций, которые его подчиняют себе, а также отсутствия волевых усилий, когда человек полностью отказывается от контроля за ситуацией и собственными поступками. Подверженность влиянию собственных эмоций – одна из главных проблем современного общества. Вот почему актуальной становится тема того, как человеку контролировать собственные эмоции.

Хотя сами патопсихологи дадут ответ на данный вопрос. Они предлагают не контролировать свои эмоции, а управлять собой. Эмоции невозможно контролировать, поскольку они сами по себе возникают и проходят тогда, когда захотят. А вот управлять собой вполне возможно. Человеку предлагается обращать внимание на то, какие решения он принимает в том или ином эмоциональном состоянии и какие поступки совершает в данном конкретном случае.

Эмоции не следует контролировать. Их можно утихомирить лишь тем, что человек начнет сам себя успокаивать. Таким образом, даже в данном случае индивид управляет собой, а не эмоциями. Патопсихологи дают совет: отмечать, какие эмоции возникают в тот или иной момент, после чего решать, использовать их в качестве дополнительной энергии, стимулирующей энергию для совершения желаемых действий, или нет.

Отдельное внимание в качестве задачи патопсихологи акцентируют на тех изменениях, которые происходят с человеком после терапии, проведенной над ним. Ведь важно не столько то, каким человек пришел, а то, насколько эффективными оказались коррекционные методы, которые были направлены на устранение его патологического состояния.

Каждый специалист психологической направленности должен ориентироваться не на проблемы, с которыми человек к нему пришел, а на тот результат, которого нужно достичь после всех консультаций, манипуляций, тренингов и упражнений с ним. Если результат достигается, значит, все имеющиеся знания у психолога в отношении той болезни, с которой человек к нему пришел, являются верными и помогающими. Если же проведенная терапия не помогает человеку излечиться, значит, знания являются неполными либо неправильными.  А это уже говорит о том, что ученым в области патопсихологии необходимо дальше изучать ту проблему, с которой они пока что не способны справиться.

перейти наверх

Итог

Патопсихология изучает изменения в психике человека под влиянием болезней, окружающей среды и прочих негативных факторов. Каждый индивид становится тем, что в его жизни происходит. И если специалист будет досконально разбираться в проблеме, тогда он сможет найти верное решение, как человеку вернуться к нормальному существованию, избавившись при этом от тех факторов, которые сделали его «больным».

 

1. Предмет и задачи патопсихологии

Патопсихология – пограничная дисциплина, следовательно, возникает вопрос:  к какой из 2 областей (психиатрия и психология) она тяготеет, какой круг задач она может решать, на какие формы практического воздействия может претендовать.

Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии.

Так как патопси является психологической дисциплиной, ее предмет отличается от предмета психиатрии

 

Психиатрия

Патопсихология

Как медицинская наука прежде всего

—       направлена на выявление причин психической болезни

—       направлена на исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания

—       прогноз болезни на лечение и профилактику

Как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме

 

изучает закономерности психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме

 

Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики при различных психических заболеваниях в сопоставлением с нормой.

Ход рассуждения: от клинического описания нарушений к психологической классификации этих нарушений, раскрытию механизмов возникновения этих нарушений, установлению общих закономерностей функционирования психики при той или иной форме нарушения.

Объект исследования – у психиатрии и патопси один – нарушение психики у человека. 

 

Задачи.

1)   установление диагноза (но не на основании лабораторных исследований, а на основании комплексного клинического исследования)

2)   экспертизы:

  • воинская
  • трудовая – установить может ли человек продолжать трудовую деятельность или ему следует выйти на инвалидность.  Различают несколько феноменов:

агравация – преувеличение степени выраженности имеющихся нарушений. Задача психолога  выявить есть ли такие установки и определить может ли больной выполнять работу

диссимуляция – стремление приуменьшать  степень выраженности имеющихся нарушений. Задача та же.

  • судебно-психиатрическая – вопрос о вменяемости правонарушителя решается судом, на основании данных исследования

3)   охрана психического здоровья:

  • ·      мероприятия лечебного характера
  • ·      психокоррекция (например, трудовая – включение пациента в реальную трудовую деятельность меняет самооценку, отношение к себе и другим, порождает целенаправленную активность)

4)   коррекция и профилактика аномального развития у детей

5)   профилактика различных профессиональных заболеваний

6)   реабилитация 

 

это что такое? Методы и задачи науки :: SYL.ru

В последние годы наука психология значительно расширила свою деятельность совместно с медицинскими отраслями, основная из которых — психиатрическая. В данной статье рассмотрим методики патопсихологии, ее задачи и основы.

Сфера изучения

Патопсихология — это одна из отраслей психологии, которая изучает закономерности, присущие психическим расстройствам, и анализирует изменения на патологическом уровне.

патопсихология это

Данные подобных исследований имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение для психологии и психопатологии. Кроме того, патопсихология — это психологическая, а не медицинская дисциплина, которая исходит из закономерностей развития норм психики, что существенно отличает ее от психопатологии.

Необходимо также различать патопсихологию и специальную психологию, которая изучает развитие особенных детей. К ним необходимо подбирать индивидуальный подход в обучении и воспитании. Чаще всего к данной категории относят детей с ограниченными физическими возможностями.

История развития науки

В мире самостоятельным ответвлением психологии патопсихология стала еще в начале двадцатого века. Одно из первых упоминаний о ней, как патологической психологии, встречается в работах Бехтерева.

Патопсихология — это также и одна из отраслей отечественной клинической психологии. В ее развитии принимал участие советский психолог Лев Семенович Выготский. Основной толчок прогресса в данной отрасли пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда большинство признанных психологов помогали раненным с поражениями мозга в военных госпиталях восстанавливать нарушенные функции психологической среды.

Также в формирование этой отрасли немалый вклад внесли Сеченов со своей популярной работой «Рефлексы головного мозга» и Лазурский. Последний, в свою очередь, разработал педагогический эксперимент, который применялся при распределении свободного времени пациента, а также его трудовой активности.

методики патопсихологии

В этот период было накоплено множество материала по психическим нарушениям, связанным с поражениями мозговой деятельности. В патопсихологических исследованиях применяются методы, которые можно разделить на стандартизированные и нестандартизированные.

Нестандартизированная патопсихология

Нестандартизированная патопсихология направлена на конкретизацию нарушений психики, диагноз ставится каждому пациенту индивидуально. К данной отрасли науки относятся:

  • Методика формирования искусственных понятий, которую Выготский чаще всего использовал при шизофрении и органических нарушениях головного мозга.
  • При анализе нарушений в процессе обобщения и отвлечения, последовательности суждения Гольдштейн применял способ, основанный на классификации предметов.
  • Методы, используемые при исследовании мышления — картинки с предметами, исключение предметов, понятий и их классификация.
  • Для исследования памяти используются методы корректурных проб и черно-красных цифровых таблиц.
  • Другие методы — незаконченных предложений, попарных профилей, набора слов и слогов.
основы патопсихологии

Принцип вышеуказанных методов заключается в моделировании ситуации, которая свойственна тому или иному заболеванию психики.

Стандартизированная патопсихология

В свою очередь, стандартизированные методы применяют в диагностической работе. Для этого каждому пациенту предоставляются задания, подобранные специальным способом и методом исключения, благодаря чему возможно сопоставление уровней выполнения задач пациентам.

экспериментальные методики патопсихологии

Важно знать: для качественного исследования и получения максимально точного результата многие тесты, применяемые в рассматриваемом методе, можно использовать в нестандартизированных исследованиях.

Экспериментальная патопсихология

Специалисты исследуют особенности психических состояний при помощи многих экспериментальных методик патопсихологии. Благодаря их использованию происходит воссоздание различных ситуаций, решение которых требует от субъекта определенных реакций.

Экспериментальные методики условно делятся на вербальные и невербальные способы исследования. Подобная условность обусловлена тем, что при использовании невербального метода в исследованиях неизменно затрагиваются процессы внутренней речи пациента.

экспериментальная патопсихология

В целом не существует обоснованного деления методик по направленности исследований психических функций. Данная наука характеризуется широким диапазоном, поэтому нет смысла изучать по отдельности память, мышление и концентрацию внимания.

Классификация методов

Нет оснований делить методы патопсихологии на качественные и психометрические. Первые направлены на выявление качественных закономерностей, которые присущи психической деятельности пациента и практически всегда доступны обработке статистического характера.

Психометрическим методам, напротив, не свойственен качественный анализ, в результате чего выводы от проведенных исследований могут быть ошибочными.

Факторы выбора методик

При выборе подходящей методики патопсихологии следует учитывать:

  • Цель диагностики. К примеру, при подозрении на наличие шизофрении или эпилептических приступов следует использовать различные исследовательские методики.
  • Образованность пациента. Для людей слабо образованных рекомендуется подбирать более легкие аналогии.
  • Дефекты у больного. Следует учитывать в диагностике наличие проблем со слухом или зрением.

В основном во всех исследованиях любые методики применяют по сложности, начиная с самых простых тестов и заданий.

Основы и принципы науки

Основы патопсихологии и исследований в этой сфере заключаются в:

  • изучении деятельности личности;
  • качественном анализе психических расстройств;
  • раскрытии механизма нарушений и нахождении способов дальнейшего восстановительного процесса.

Важно выделить принципы, которых придерживается патопсихолог в работе с детьми:

методы патопсихологии
  • основная задача обследования;
  • ведение протокола лечения и оформление заключительного вердикта по полученным материалам;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от возраста, психологического состояния и других особенностей;
  • проведение осмотра с согласия родителей или в их присутствии;
  • сочетание в исследовании качественных и количественных методик оценивания сложности психических отклонений;
  • сопоставление полученного результата с нормативными данными.

При лечении ребенка патопсихологу следует аккуратно подходить к поставленной задаче, установить доверительный контакт с пациентом во избежание его закрытия в себе, что может привести к усугублению болезни.

Задачи

Выделим основные задачи патопсихологии:

  • Получение максимально детальных и достоверных данных о психическом состоянии пациента, которые необходимы для постановки диагноза.
  • Проведение исследований для психиатрической экспертизы. Данная процедура часто применяется при проведении воинской, судебной или трудовой экспертизы. Сложность заключается в заинтересованности пациента в результах, что нередко приводит к приуменьшению или преувеличению действительной выраженности заболевания. Некоторые прибегают к симуляции определенных симптомов для получения желаемого диагноза.
  • Исследование изменений психики под воздействием прописанной терапии. В случае если пациент был не единожды обследован при помощи методик одного типа, это позволяет увидеть динамичность и эффективность выбранного лечения.

В последние годы науке патопсихологии присвоено еще несколько немаловажных задач. Психолог обязан принимать участие в мероприятиях, направленных на реабилитацию больного, во время которых происходит изучение окружения пациента, его поведения в нем, трудовых установок. Основная причина такого нововведения заключается в возможности разработать список рекомендаций, которые помогут в дальнейшей реабилитации человека в социуме.

Кроме того, психолог должен максимально участвовать в системе психотерапевтических указаний.

Вопрос о направлении пациента на обследование к профессионалу в данной сфере рассматривает лечащий врач, который оформляет заявку с основными данными пациента. В ней указывается отделение, в котором тот проходит лечение, и цель, для которой необходим патопсихологический анализ, а также предварительно поставленный диагноз. При помощи этой информации патопсихологу намного проще подобрать методику обследования.

Исследования в этой отрасли

Исследования патопсихологии включают:

  • анализ болезни и правильный диалог с пациентом;
  • наблюдение и обследование больного при помощи различных методик;
  • сравнительную характеристику полученных результатов;
  • постановку диагноза и подбор способов лечения.
задачи патопсихологии

При проведении исследований патопсихолог всегда должен быть корректным, тактичным, отличаться внимательностью и терпеливым характером.

Патопсихология — это очень серьезная отрасль психологии. Поэтому, решившись на обследование, помните о важности прохождения полноценного курса, поскольку патопсихологи основывают свои заключения на конечном результате оценки деятельности обследуемого и на анализе выполнения всех поставленных задач. Это позволит выявить особенности нарушений и определиться с методикой лечения.

что такое в Большом психологическом словаре

Смотреть что такое ПАТОПСИХОЛОГИЯ в других словарях:

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

        отрасль психологии (См. Психология), изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с з… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушении психич. деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерно… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

раздел психологии медицинской, изучающий особенности деятельности психической, закономерности распада психической деятельности и свойств личности при заболеваниях психических или соматических. Анализ патологических изменений проводится на базе сопоставления с характером формирования и протекания процессов психических, состояний и свойств личности в норме. В этом — основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (появление и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). И если психопатологические исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных процессов психических, то патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры процессов психических, приводящих к наблюдаемым симптомам. Патопсихология изучает расстройства психические в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании полученных в эксперименте данных: 1) для диагностики дифференциальной расстройств психики; 2) для установления меры выраженности дефекта психического в интересах экспертизы — судебной, трудовой, военной и пр.; 3) для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных; 4) для анализа возможностей личности больного с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств — в целях выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации. Значение патопсихологических исследований для психологии состоит в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий нормы психической, здоровья психического, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онтогенеза и социогенеза. Патопсихология относится к особенно интенсивно и плодотворно развиваемым областям психологии медицинской. … смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психич. деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме. Становление П. тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые эксперим.-психол. лаборатории в психоневро-логич. учреждениях были созданы в кон. 19 в. В. Вундтом, В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым. В нач. 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению эксперим.-психол. методов исследования психически больных. В развитии П. в России большую роль сыграли идеи Л. С. Выготского. Патопсихол. исследования имеют большое значение для ряда общеметодо-логич. проблем психологии, напр. для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики. Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биол. инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. П. использует эксперим. методы исследования, осн. принципом к-рых является качеств, анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихол. эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила П. дет. возраста, в к-рой на основе положения Выготского о зоне ближайшего развития разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента. Лит.: Вопросы эксперим. патопсихологии. [Сб. ст.], М., 1965; Рубинштейн С. Я., Эксперим. методы патопсихологии, М., 1970; Зейгарник Б. В., Личность и патология деятельности, [М.], 1971; ее же, Патопсихология, M. Б. В. Зейгарник…. смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

(от греч. pбthos — страдание, болезнь) — раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие П., интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. П. изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т.д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации…. смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Хип Хиос Хиолит Хилиаст Хаос Тягло Тяга Тппа Тося Топология Тополог Топ Тоо Толпа Тол Того Тога Тихо Тис Типология Типия Тип Тилапия Тая Тахо Талия Таисия Таис Тагил Схолия Стяг Стоя Стопа Столп Стол Стог Стихология Стихия Стих Стиляга Стило Стая Стах Сталия Спот Сполох Сплит Спил Спаги Соя Соха Сопот Сопля Сопло Солох Соло Слот Слог Слип Слаг Сито Сити Сипота Сипло Сип Сило Сила Сиг Сати Сапот Сапог Сап Салотоп Салоп Сало Саго Пята Психопатология Психопатолог Психопатия Психопат Психолого Психология Психолог Психол Псих Пояс Потяг Потоп Поти Потап Пот Пост Посох Посол Пос Попс Попасти Попа Поп Полхат Полпятого Полоса Пология Полог Полит Полис Полиптих Полип Полати Пол Погост Пляс Плохо Плот Плитя Плита Плис Плато Плат Пласт Пихта Пистия Пипса Пип Пилот Пилат Пила Пиит Пахит Пах Патопсихология Патопсихолог Патология Патолог Патло Патио Пат Пасти Папист Палия Охота Охи Оха Отология Ося Остолоп Остол Остап Ост Оспа Осот Осло Ослиха Осип Осгит Оса Опт Оплот Опиат Опал Опа Ооо Оология Оолит Оля Оао Лях Ляпис Ляп Лох Лотос Лото Лот Лосиха Логотипия Логотип Логос Логопатия Логопат Логия Логист Лог Лихо Лита Лист Лис Липпия Липа Лиго Лига Ласт Лаос Лагос Лаг Ихтиолог Ихтиол Итого Итог Итл Италия Иса Ипс Иппология Ипполит Ипат Иох Иолит Иол Илот Иго Игла Игил Гто Гот Гостия Гост Гос Гоплит Голос Голо Гол Гоист Гляс Глот Глия Глист Глипт Глас Гит Гисто Хиппи Хит Хлип Хлоп Холист Холоп Гипсолит Гипс Холст Гиалит Гас Хост Гап Галя Хота Яга Галс Галоп Гало Галит Ясли Атипия Апостол Апологист Аля Аистих Аист Аил Агит Яхта Аоот Апис Апог Аполог Апология Ася Ахи Ахилия Ахолия Аят Гаити Яппи Галиот Ялта Галисия… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

1) Орфографическая запись слова: патопсихология2) Ударение в слове: патопсихол`огия3) Деление слова на слоги (перенос слова): патопсихология4) Фонетиче… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

(от греч. pathos — страдание, болезнь)   — раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности … смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

корень — ПАТ; соединительная гласная — О; корень — ПСИХ; соединительная гласная — О; корень — ЛОГ; окончание — ИЯ; Основа слова: ПАТОПСИХОЛОГВычисленны… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

(от греч. pathos – страдание, болезнь) – отрасль психологии, изучающая болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме. Выводы п. могут быть полезны для военной психологии при выборе мер, средств борьбы с психическими потерями в бою, для профилактики патологических отклонений в психике в результате чрезмерного перенапряжения, при проведении профессионального психологического отбора, при обучении и воспитании акцентуированных личностей…. смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Ударение в слове: патопсихол`огияУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: патопсихол`огия

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

па́топсихоло́гия, па́топсихоло́гии, па́топсихоло́гии, па́топсихоло́гий, па́топсихоло́гии, па́топсихоло́гиям, па́топсихоло́гию, па́топсихоло́гии, па́топсихоло́гией, па́топсихоло́гиею, па́топсихоло́гиями, па́топсихоло́гии, па́топсихоло́гиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: психология… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

[см. патои психология] раздел медицинской психологии, изучающий закономерности изменения психической деятельности и свойств личности при болезни; анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

(от греч. pathos — страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психич. деятельности и свойств личности. Те… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

па`топсихоло’гия, па`топсихоло’гии, па`топсихоло’гии, па`топсихоло’гий, па`топсихоло’гии, па`топсихоло’гиям, па`топсихоло’гию, па`топсихоло’гии, па`топсихоло’гией, па`топсихоло’гиею, па`топсихоло’гиями, па`топсихоло’гии, па`топсихоло’гиях… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Словообразование. Происходит от греч. pathos — страдание + psyche — душа + logos — учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях. … смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч . pathos — страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией.<br><br><br>… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos — страдание — болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией.<br>… смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

(Пато- + Психология)область психологии, изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях).

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

— (от греч. pathos — страдание — болезнь и психология),отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психическойдеятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией…. смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Патопсихология (от греч. pathos — страдание) — отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности — при психических или соматических заболеваниях…. смотреть

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

патопсихология (пато- + психология) — область психологии, изучающая расстройства психических процессов (напр., при психических болезнях).

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

патопсихология ж. Раздел психологии, изучающий изменения психической деятельности человека при патологическом состоянии мозга.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

отгреч. pathos — страдание, болезнь) — отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

патопсихология сущ., кол-во синонимов: 1 • психология (21) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: психология

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ ж. Раздел психологии, изучающий изменения психической деятельности человека при патологическом состоянии мозга.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

(пато- + психология) область психологии, изучающая расстройства психических процессов (напр., при психических болезнях).

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Начальная форма — Патопсихология, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

наука, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (ОТ ГРЕЧ . PATHOS СТРАДАНИЕ

Энциклопедический словарь естествознания

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч . pathos — страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией…. смотреть

это что такое? Экспериментальные методики патопсихологии

Патопсихология — это одна из специфических отраслей науки. Данные, полученные при исследованиях в рамках этой дисциплины, обладают большим теоретическим и практическим значением. Рассмотрим далее подробнее основы патопсихологии.

патопсихология это

Общая характеристика

В современной научной среде имеет место некоторое смешение разных понятий, некорректное использование тех или иных терминов. В связи с этим закономерна необходимость в разделении патопсихологии и психопатологии. Последняя считается отраслью медицинской науки. Она ориентирована на исследование синдромов, симптомов заболеваний психической системы. В рамках этой дисциплины изучаются разного рода нарушения и их механизмы. Патопсихология базируется на закономерностях структуры и развития психики в норме. Она исследует и сопоставляет распад свойств личности с нормальным течением процессов. Таким образом, обе эти науки имеют аналогичные объекты исследования, но разные предметы.

Задачи

Патопсихология — это наука, направленная на получение дополнительных сведений о состоянии пациента. В частности, исследованию подлежит его познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, личность в целом. Эта информация необходима при постановке диагноза. Экспериментальные методики патопсихологии позволяют выявить множество признаков нарушений, установить их структуру и связь друг с другом.

детская патопсихология Еще одна важная задача, которая решается в рамках дисциплины, состоит в проведении исследования для экспертизы (судебной, воинской, трудовой). В процессе такой процедуры специалист может установить структуру нарушений и их соотношение с сохранными сторонами деятельности психики или провести дифференциальную диагностику. Такое исследование сопряжено с определенными сложностями. Они обусловлены в первую очередь заинтересованностью пациента. В этой связи больной может преуменьшать проявления нарушений, усиливать их или даже симулировать, чтобы избежать ответственности либо для получения инвалидности. Еще одна задача, которую решает патопсихология, — это изучение изменений под воздействием терапии. В таких случаях применяются однотипные наборы приемов. При неоднократном исследовании с их помощью устанавливается динамика состояния, определяется эффективность лечения. рубинштейн патопсихология

Дополнительные функции

В течение последних лет экспериментальная патопсихология стала применяться для решения дополнительных двух задач. Первая связана с реабилитационными мероприятиями. Во время их проведения большое внимание специалисты уделяют обнаружению сохранных сторон личности и психики больного. Кроме этого, изучается социальное окружение пациента, характер отношений с другими людьми, учебные и трудовые установки. Задача такого исследования заключается в разработке рекомендаций, которые способствовали бы более быстрой реабилитации. Второй самостоятельной функцией специалистов выступает их участие в психотерапевтических мероприятиях. Здесь, однако, стоит отметить, что вопрос участия врача в них недостаточно регламентирован на законодательном уровне.

Развитие науки

В качестве самостоятельной отрасли патопсихология стала формироваться в начале 20-го столетия. Наиболее четко представления о предмете науки отражены в работах Бехтерева. По его мнению, патопсихология — это процесс изучения ненормальных проявлений на начальных этапах становления системы. В институте, организованном Бехтеревым, читались различные курсы. При этом сразу же была проведена четкая линия, разделявшая патопсихологию и психопатологию.

 экспериментальная патопсихология

Отечественные деятели

С самых истоков развитие отрасли базировалось на прочных естественнонаучных традициях. Формирование принципов и приемов осуществлялось под влиянием работ Сеченова. Особое значение он придавал связи психологии и психиатрии. Бехтерев стал преемником Сеченова на этом пути. Он считается основоположником патопсихологической отрасли в психологической науке. Представители его школы разработали множество методик исследования душевнобольных. Они и сегодня достаточно широко применяются в дисциплине. Были сформулированы и главные принципы исследования:

  1. Применение комплекса приемов.
  2. Проведение качественного анализа психических расстройств.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сопоставление результатов изучения пациентов со сведениями о здоровых лицах соответственно полу, возрасту, культурному уровню. основы патопсихологии

Детская патопсихология

До того как в науке появились труды Зейгарник, существовало мнение, что при ряде невротических заболеваний поведение пациента начинает переходить на более низкий уровень, который отражает определенную стадию развития ребенка. Основываясь на этой концепции, многие ученые пытались выявить соответствие между процессом распада личности и конкретным этапом детства. Например, Кречмер приближал мышление шизофреника к подростковому развитию. В 1966-м году на 8-м Международном конгрессе Ажуриагерра (швейцарский ученый) отстаивал мнение о послойном психическом распаде от высших к низшим формам. Такие выводы основывались на ряде наблюдений:

  1. При некоторых болезнях пациенты теряют возможность осуществлять сложные разновидности деятельности. Вместе с этим у них сохраняются простые умения и навыки.
  2. Некоторые формы расстройств поведения и мыслительной деятельности напоминают действия и мышление ребенка. экспериментальные методики патопсихологии

Лурия, Зейгарник, Рубинштейн: патопсихология и биологические закономерности

Данные этих исследователей касались нарушений мышления, чтения и письма у пациентов с сосудистыми заболеваниями, болезнью Альцгеймера, имевших травмы мозга. Исходя из полученных сведений, был обоснована новая точка зрения. Она заключалась в том, что течение психической болезни находится под влиянием биологических закономерностей. Они не могут повторять принципы и этапы развития. Даже когда болезнью поражаются молодые, специфические мозговые отделы, психика пациента не приобретает структуру детской на ранней стадии развития. То, что больной не в состоянии рассуждать и думать на высоком уровне, указывает на потерю сложных форм познания и поведения. Но это не означает, что он возвращается к детскому этапу.

Теория Мясищева

Она также сыграла немаловажную роль в развитии патопсихологии. В соответствии с теорией, человеческая личность представлена в качестве системы взаимоотношений лица с окружающим миром. Такие взаимодействия отличаются сложной структурой и находят выражение в психической деятельности. Болезнь вносит изменения и разрушает сформированную систему отношений. Эти нарушения, в свою очередь, могут спровоцировать болезнь. Через такого рода противоречия Мясищев исследовал психозы.

ЛЕКЦИЯ 17. ПАТОПСИХОЛОГИЯ — Студопедия

 

По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах. Наиболее тесные связи (даже в названии) обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии — психопатологией. Названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней: «pathos» — «страдание», «болезнь», «psyche» — «душа», «психика» и «logos» — «изучение» /4/. Таким образом, и патопсихология, и психопатология представляют собой отрасли, изучающие различные проявления нарушений психики.

Однако при всем внешнем сходстве, при общности «объекта» исследования (в качестве которого выступают нарушения психики), между психопатологией и патопсихологией имеются существенные различия. Эти различия заключаются, в первую очередь, в том, что патопсихология является одним из разделов психологии (клинической психологии), а психопатология является отраслью медицины (психиатрии). Таким образом, в силу принадлежности к различным научным дисциплинам психопатология и патопсихология имеют каждая свой специфический предмет исследования, методы исследования и различный категориальный аппарат.

Предметом любой медицинской отрасли, как известно, является болезнь во всех ее проявлениях и связях. Предметом же психологии (а следовательно, и любой ее отрасли) является психика. В отношении психопатологии предметом изучения выступает особая категория заболеваний — психические заболевания, т. е. заболевания, при которых в первую очередь нарушаются именно психические функции (познание и регуляция поведения). Другими словами, можно сказать, что психопатология изучает причины возникновения, особенности проявления, течения, лечения и предотвращения различных психических расстройств /19/.


Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, изучая психику, имеет и свою собственную специфику, так как ее предметом является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Наиболее полно и точно определение предмета патопсихологии дала Б. В. Зейгарник: «патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга» /6/.


Патопсихология, рассматривая нарушения психики, дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии, используя общий для всех отраслей психологии категориальный аппарат. Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, общение, личность, познание и т. п. Психопатология, являясь наукой сугубо медицинской, оперирует главным образом клиническими понятиями, такими, как этиология, патогенез, симптом, синдром и т. д. При этом надо отметить, что эти клинические термины должны быть известны и часто используются в практике патопсихологии, что связано с ее пограничным и прикладным характером. Решение практических задач, которые стоят перед патопсихологией, немыслимо без хорошей ориентировки в клинических особенностях заболевания, а данные патопсихологического исследования обязательно должны соотноситься с психическим статусом больного, с динамикой течения заболевания.

Существенные различия между психопатологией и патопсихологией отмечаются и в области методологии и методики проведения исследований. В практике психиатрии традиционно доминирует клинико-описательный метод исследования психопатологических явлений, что связано во многом с самой природой патологии психики. Как отмечает С. Я. Рубинштейн /18/, эта природа такова, что установить ее удается лучше всего при расспросе и наблюдении. Причем опытный врач-психиатр в большей степени, чем представители других медицинских специальностей, умеет контактировать с больным, обладает искусством выявлять признаки заболевания в ходе наблюдения и беседы с пациентом, расспросов родственников и персонала о его поведении. Надо отметить, что в оценке психического состояния беседа и наблюдение до сих пор занимают основное место, тогда как соматическое состояние больного исследуется многообразными современными лабораторными и экспериментальными методами. Между тем, при анализе патологии психики методы опроса и наблюдения обязательно должны быть дополнены экспериментом, так как именно экспериментальный метод позволяет перейти от описания явления к анализу причин и механизмов симптомообразования.

Патопсихология, являясь отраслью психологии, использует весь арсенал методов, накопленных психологической наукой, и среди них эксперимент занимает ведущее место. В силу специфики предмета и решаемых ею практических задач, можно сказать, что патопсихология является экспериментальной наукой. В патопсихологии накоплен большой опыт экспериментального исследования психики больных, и этот опыт является весьма полезным для психопатологии.

Патопсихология это что? Экспериментальные методы патопсихологии

Патопсихология — одна из специфических отраслей науки. Данные, полученные в ходе исследования в рамках данной дисциплины, имеют большое теоретическое и практическое значение. Остановимся более подробно на основах патопсихологии.

общие характеристики

В современной научной среде, некоторые смеси различных понятий, неправильное использование определенных терминов.В связи с этим возникает естественная потребность в разделении патопсихологии и психопатологии. Последний считается отраслью медицинской науки. Он ориентирован на изучение синдромов, симптомов заболеваний психической системы. В рамках этой дисциплины изучаются различные виды нарушений и их механизмы. Патопсихология основана на закономерностях строения и развития психики. Он исследует и сравнивает распад личностных качеств с нормальным ходом процессов.Таким образом, обе эти науки имеют сходные объекты изучения, но разные предметы.

Задачи

Патопсихология — это наука, направленная на получение дополнительной информации о состоянии пациента. В частности, его изучению подвержены его познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, личность в целом. Эта информация необходима для диагностики. Экспериментальные методы патопсихологии позволяют выявить множество признаков нарушений, установить их структуру и связь друг с другом.

Еще одной важной задачей, являющейся дисциплиной, является проведение исследований для экспертизы (судебной, военной, трудовой). В процессе такой процедуры специалист может установить структуру нарушений и их связь с сохраненными сторонами деятельности психики или провести дифференциальную диагностику. Такое исследование влечет за собой определенные трудности. Они в первую очередь связаны с интересом пациента. В связи с этим пациент может минимизировать проявления нарушений, усилить их или даже сделать вид, что избегает ответственности или получает инвалидность.Другой проблемой, решаемой патопсихологией, является изучение изменений под влиянием терапии. В таких случаях используются одни и те же наборы приемов. При повторном исследовании с их помощью устанавливаются динамика состояния, определяется эффективность лечения.

Дополнительные функции

В последние годы экспериментальная патопсихология стала использоваться для решения двух дополнительных задач. Первое связано с реабилитационными мероприятиями. В ходе своего поведения специалисты уделяют большое внимание раскрытию безопасных сторон личности и психики пациента.В дополнение

.

Статья о патопсихологии от The Free Dictionary

— раздел психологии, который изучает принципы нарушения психической активности и личностных характеристик, сравнивая их с принципами нормального формирования и развития личности.

Создание патопсихологии было тесно связано с развитием психиатрии. В конце XIX века первые экспериментальные психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были основаны немецким психологом В.Вундта и русских психоневрологов В. М. Бехтерев и С. С. Корсаков. Первые руководства по применению методов экспериментальной психологии для изучения психически больных были опубликованы в начале 20-го века. Идеи Л. С. Выготского сыграли важную роль в развитии патопсихологии в СССР.

Исследования в области патопсихологии имеют большое значение для ряда общих методологических проблем психологии, таких как вопрос о взаимосвязи биологического и социального в развитии психики.Данные исследований в области патологической психологии показывают, что нарушение личности не указывает на освобождение биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменениями в человеческих мотивах и потребностях. Также было установлено, что принципы дезинтеграции психики не повторяют в обратном порядке этапы развития психики.

Результаты исследований в области патопсихологии используются в психиатрии в качестве диагностических критериев и в качестве вспомогательных средств при установлении степени интеллектуального нарушения, при проведении оценок (судебная, профессиональная и военная), а также при расчете эффективности лечения, особенно при назначении психофармакологических агенты.Они также используются при анализе нарушений умственной деятельности, связанных с опасными профессиями, и при принятии решения о том, как восстановить трудоспособность.

Патопсихология применяет экспериментальные методы, основным принципом которых является качественный анализ психических нарушений как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент позволяет актуализировать не только умственные операции, но и мотивы пациента. В педиатрической патопсихологии, особенно хорошо развитой области, были разработаны специальные методы, такие как эксперимент по обучению, основанный на предложении Выготского «зоны ближайшего развития».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштейн, Н. А. Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2-е изд. М., 1922.
Зейгарник, Б. В. Патология мышления. , Москва, 1962.
Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности. Вопросы экспериментальной патопсихологии. Москва, 1965. [Сборник статей.]
Коган В. М. (составитель). Принципы и методы психологического исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. Москва, 1967 г.
Вопросы патопсихологии. , М., 1970.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии …. Москва, 1970.
Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника. Москва, 1970.
Психологические исследования, фас. 3: Проблемы патопсихологии. Москва, 1971.
Кэмерон Н. Психология расстройств поведения. Бостон, 1947.
Рей, А. Монография клиники психологии. Невшатель-Париж, 1952.
Левицкий А. Психология клиники в мире. Познань, 1968 г.

.
Патопсихология это что? Экспериментальные методы патопсихологии

Патопсихология — одна из специфических отраслей науки. Данные, полученные в ходе исследования в рамках данной дисциплины, имеют большое теоретическое и практическое значение. Остановимся более подробно на основах патопсихологии.

общие характеристики

В современной научной среде, некоторые смеси различных понятий, неправильное использование определенных терминов.В связи с этим возникает естественная потребность в разделении патопсихологии и психопатологии. Последний считается отраслью медицинской науки. Он ориентирован на изучение синдромов, симптомов заболеваний психической системы. В рамках этой дисциплины изучаются различные виды нарушений и их механизмы. Патопсихология основана на закономерностях строения и развития психики. Он исследует и сравнивает распад личностных качеств с нормальным ходом процессов.Таким образом, обе эти науки имеют сходные объекты изучения, но разные предметы.

Задачи

Патопсихология — это наука, направленная на получение дополнительной информации о состоянии пациента. В частности, его изучению подвержены его познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, личность в целом. Эта информация необходима для диагностики. Экспериментальные методы патопсихологии позволяют выявить множество признаков нарушений, установить их структуру и связь друг с другом.

Еще одной важной задачей, являющейся дисциплиной, является проведение исследований для экспертизы (судебной, военной, трудовой). В процессе такой процедуры специалист может установить структуру нарушений и их связь с сохраненными сторонами деятельности психики или провести дифференциальную диагностику. Такое исследование влечет за собой определенные трудности. Они в первую очередь связаны с интересом пациента. В связи с этим пациент может минимизировать проявления нарушений, усилить их или даже сделать вид, что избегает ответственности или получает инвалидность.Другой проблемой, решаемой патопсихологией, является изучение изменений под влиянием терапии. В таких случаях используются одни и те же наборы приемов. При повторном исследовании с их помощью устанавливаются динамика состояния, определяется эффективность лечения.

Дополнительные функции

В последние годы экспериментальная патопсихология стала использоваться для решения двух дополнительных задач. Первое связано с реабилитационными мероприятиями. В ходе своего поведения специалисты уделяют большое внимание раскрытию безопасных сторон личности и психики пациента.Кроме того, изучается социальная среда пациента, характер взаимоотношений с другими людьми, учебные и трудовые ресурсы. Задача такого исследования — разработать рекомендации, которые способствовали бы более быстрой реабилитации. Вторая самостоятельная функция специалистов — это их участие в психотерапевтической деятельности. Здесь, однако, стоит отметить, что вопрос участия врача в них недостаточно регулируется на законодательном уровне.

Развитие науки

Как самостоятельная отрасль психопатологии начал формироваться в начале 20-го века. Наиболее четкие представления о предмете науки отражены в работах Бехтерева. По его мнению, патопсихология — это процесс изучения аномальных проявлений на начальных этапах формирования системы. В институте, организованном Бехтеревым, читались различные курсы. В то же время, сразу же была проведена четкая линия, разделяющая патопсихологию и психопатологию.

Внутренние показатели

С самого начала развитие отрасли основывалось на твердых естественнонаучных традициях. Формирование принципов и приемов осуществлялось под влиянием работ Сеченова. Он придавал особое значение связям между психологией и психиатрией. Бехтерев стал преемником Сеченова на этом пути. Он считается основателем патопсихологического отделения в психологической науке. Представители его школы разработали множество методов исследования психически больных.Даже сегодня они широко используются в дисциплине. Сформулированы основные принципы исследования:

  1. Применение комплекса методик.
  2. Проведение качественного анализа психических расстройств.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сравнение результатов изучения пациентов с информацией о здоровых людях по полу, возрасту, уровню культуры.

Детская патопсихология

До того, как работы Зейгарника появились в науке, существовало мнение, что при ряде невротических заболеваний поведение пациента начинает переходить на более низкий уровень, который отражает определенную стадию развития ребенка.Основываясь на этой концепции, многие ученые пытались выявить соответствие между процессом распада личности и конкретной стадией детства. Например, Кречмер подошел к мышлению от шизофренического до подросткового развития. В 1966 году на 8-м Международном конгрессе Ажурейагерра (швейцарский ученый) отстаивал взгляд на многоуровневую психическую дезинтеграцию от высших до низших форм. Такие выводы были основаны на ряде наблюдений:

  1. При некоторых заболеваниях пациенты теряют способность выполнять сложные виды деятельности.Вместе с этим они сохраняют простые навыки.
  2. Некоторые формы расстройств поведения и когнитивной деятельности напоминают действия и мышление ребенка.

Лурия, Зейгарник, Рубинштейн: патопсихология и биологические паттерны

Данные этих исследователей касались нарушения мышления, чтения и письма у пациентов с сосудистыми заболеваниями, болезнью Альцгеймера, у которых были травмы головного мозга. На основании полученной информации новая точка зрения была обоснована.Он заключался в том, что на течение психического заболевания влияют биологические закономерности. Они не могут повторять принципы и этапы развития. Даже когда заболевание поражает определенные отделы мозга, психика пациента не приобретает структуру ребенка на ранней стадии развития. Тот факт, что пациент не может рассуждать и мыслить на высоком уровне, указывает на потерю сложных форм познания и поведения. Но это не значит, что он возвращается на детскую сцену.

Теория Мясищева

Это также сыграло важную роль в развитии патопсихологии. Согласно теории, человеческая личность представляется как система взаимоотношений человека и окружающего его мира. Такие взаимодействия отличаются сложной структурой и выражаются в умственной деятельности. Болезнь вносит изменения и разрушает сложившуюся систему отношений. Эти нарушения, в свою очередь, могут спровоцировать болезнь. Благодаря этому противоречию Мясищев исследовал психозы.

,

расстройств личности, введение — патопсихология

Расстройства личности

Введение

Прежде чем перейти к анализу изменений личности, мы должны остановиться на некоторых фундаментальных принципах общей психологии. Как известно, кризис эмпирической психологии привел в начале XX в. к новому взгляду на предмет и методы психологической науки. Исследования Л.С. Выготского, Π. Н. Блонский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Леонтьев — в СССР, К.Левин, К. Бюлер-заграница были направлены на поиск новых способов психологического исследования, а именно не на изучение отдельных процессов, а на систематический целостный анализ психологической деятельности. Преодоление кризиса эмпирической психологии неизбежно привело к проблеме структуры и формирования личности, к проблеме сознания и деятельности. В своей книге «Проблемы общей психологии» С.Л. Рубинштейн прямо указывает, что введение в психологию понятия личности означает прежде всего объяснение психических явлений от реального бытия человека как реального, в его взаимоотношениях с материальным миром. ,

В качестве попытки преодолеть кризис традиционной психологии следует также рассмотреть исследования в области дифференциальной, индивидуальной психологии, типологии. Однако, несмотря на рост этих исследований, было ясно, что они не раскрывают психологию личности. На это указывали в разное время С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин и другие. С.Л. Рубинштейн писал, что индивидуальные свойства индивида не совпадают с личными свойствами индивида, тех.свойства, которые характеризуют личность. О необходимости разделения понятия «личность» и идентичности пишут практически все советские психологи: Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Ш. А. Надирашвили, А. В. Петровский, В. А. Петровский.

. Нелегитимность замены психологии личности исследованиями в области дифференциальной, типологической психологии была отмечена зарубежными психологами (К. Левин, К. Роджерс, Г. Оллпорт).

Пути советских психологов наметили пути исследования психологии личности.Опираясь на марксистскую теорию социальной природы психики, советская психология рассматривала индивида как продукт социально-исторического развития, взяв за основу положения К. Маркса: «Что такое жизнедеятельность индивидов, таковы они? самих себя?» [1, 119]. Исследования личности в советской психологии проводились в основном в двух аспектах. В некоторых исследованиях изучалась структура самой деятельности, мотивов (А. Н. Леонтьев и сотрудники), связь сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн и сотрудники).К этой линии относятся работы В. Н. Мясищева, посвященные проблеме отношения, работа грузинской школы Д. Н. Узнадзе, Д. А. Прангишвили, а также исследования Б. Г. Ананьева.

Из зарубежных психологов структуру мотивов, состояний потребности изучали такие ученые, как К. Левин, Г. Оллпорт, А. Маслоу.

Еще одним направлением исследования личности является способ формирования личностных характеристик, черт характера в процессе обучения и воспитания (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.В.Ya. Гальперин). Сам педагогический процесс становится предметом изучения психологов (Л.И. Божович, Л.С. Славина, В.М. Неверович). В этих исследованиях исследуются условия, под воздействием которых формируются определенные личностные характеристики у детей.

Если в зарубежной психологии установлена ​​феноменология влияния социальных факторов на развитие ребенка, то в работе советских исследователей ставится вопрос об анализе самого процесса формирования этих особенностей и изучении его психологического характера.В этих исследованиях делается попытка активно сформулировать эти особенности, т. Е. Личность изучается в процессе целенаправленного обучения (работа А.Г. Ковалева, А.Л. Шнирмана, А.А. Бодалева и др.).

Многие работы посвящены возрастным особенностям личности. Во всех этих исследованиях поднимался вопрос о появлении этических мотивов, умении действовать в соответствии с моральными нормами (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина), о позиции Выготского о том, что возникновение «внутренних инстанций» у ребенка является определенный показатель личности, возникающий на определенном возрастном уровне.

Особенно продуктивным в изучении личности стало внедрение и развитие (А. Н. Леонтьев и его коллеги) понятий «личностный смысл» и ценностей ». В своей книге «Проблемы развития психики» А. Н. Леонтьев пишет, что «смысл является отражением реальности вне зависимости от личных отношений личности с ней» [110, 291]. Ценность — это обобщение реальности, закрепленное в слове: «Став фактором индивидуального сознания, ценность нс теряет свое объективное значение.«А. Н. Леонтьев различает единицу сознания, которая не совпадает со смыслом, является« субъективным личным смыслом сознательного содержания ».« Значение », пишет А. Н. Леонтьев,« создается объективным отношением, отраженным в голове человека о том, что побуждает его действовать, на что направлено его действие как на его непосредственный результат. Другими словами, сознательный смысл выражает отношение мотива к цели [110, 225]. Введение этой концепции является попыткой проанализировать сознательную активную деятельность субъекта.Различие понятий значения и личного значения позволило сделать предмет конкретного психологического анализа структурой деятельности, структурой потребностей человека, его мотивами. Это позволяет проследить динамику мотивов, их иерархическое построение. Это было особенно четко сформулировано А. II. Леонтьев в своем докладе на XVIII Международном съезде психологов в Москве (1966). Смысл порождается не ценностями, а отношением между мотивом действия и тем, на что направлено действие как его прямой результат, т.е.е. его назначение [119, 9].

Указывая на то, что мотивы и цели могут меняться, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что цель, изначально не имевшая мотива для самого субъекта, может его приобрести и стать мотивом: мотив смещается к цели, в результате чего действие превращается в самостоятельная деятельность. Изменение мотивов не меняет смысл действия, но их личное значение для человека.

Введение и в то же время разбавление понятий значения и значения позволяют нам преодолеть разрыв между сферой сознания, мышления и сферой мотивов, потребностей.Сам А. Н. Леонтьев, таким образом, формирует эвристику введения этой концепции: «Введение этой концепции позволяет нам преодолеть и те психологические концепции, которые исходят из признания двух разных сфер, действующих друг на друга. Одна — это сфера сознательного мышления, сознание

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *