Мельникова Н. Н.
Опубликовано: Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сборник научных трудов под ред. Н. А. Батурина. – Челябинск: ЮУрГУ, 1998 – Т.1. – С. 31–49.
В статье рассматривается пока мало исследованная область, касающаяся анализа содержания самого процесса социальной адаптации. В русле этого подхода будут предложены основные принципы диагностики адаптированности, а также освещена проблема адаптивных свойств и ресурсов личности. В настоящее время проблема адаптации является одной из кардинальных проблем психологии. Зародившись в биологии, где довольно рано возникли попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей их средой, она переросла рамки естествознания и, обогатившись идеями современных общественных и гуманитарных наук приобрела новое содержание. Повышение интереса к проблеме социальной адаптации и все более активное изучение этой темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Хотя в последнее время вопросам приспособления человека к социальным условиям уделяется значительное внимание, анализ литературы свидетельствует, всё же, о недостаточной изученности проблемы адаптации. Так, до сих пор нет четкого и однозначного определения понятия «социальной адаптации», которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления. Чаще всего специфика «социальной адаптации» связывается лишь с социальным характером факторов, воздействующих на человека. Однако специфика взаимодействия личности и социальной среды накладывает существенный отпечаток на сам ход адаптивного процесса. Эти особенности вносят немаловажные коррективы в понимание адаптивных свойств личности, изменяя их структуру и критерии, на основе которых выделяются такие свойства. Многоплановый, комплексный, характер проблемы социальной адаптации и огромное количество несистематизированного материала, касающегося данной проблемы ставит нас перед необходимостью рассмотрения некоторых методологических принципов и подходов к её изучению. Изначально проблема социальной адаптации привлекла внимание психологов в связи с изучением нарушений взаимодействия человека и окружающей социальной среды. Поэтому, традиционно внимание исследователей концентрировалось лишь на двух противоположных уровнях адаптированности: максимальной адаптированности и дезадаптированности. Недостаточность такого подхода неоднократно отмечалась в работах отечественных исследователей. [3, 11]. Шагом к углублению понимания данной проблемы был поиск промежуточных вариантов степени адаптированности [3, 7] и выделение форм адаптации на основе разграничения внешнего и внутреннего критерия [11]. Мы предлагаем для обсуждения модель процесса социально-психологической адаптации и ставим своей целью подробно рассмотреть сам ход этого процесса, проанализировав важнейшие изменения, происходящие на каждом его этапе. Понятие процесса неизменно входит в определение социально-психологической адаптации. Однако до настоящего времени описания самого процесса ограничиваются краткими формулировками типа: конфликт – фрустрация – акты приспособления – изменение ситуации. На наш взгляд, данная схема, чётко ограничивая начало и конец процесса, практически не отражает его внутреннюю динамику, покрывая обобщённым выражением «акты приспособления» все тонкие изменения, происходящие на достаточно сложном пути от дезадаптации к адаптации.
Описание процесса социальной адаптации. Адаптация представляет собой комплексную реакцию на изменение ситуации взаимодействия индивида и среды. Процесс адаптации разворачивается во времени, проходя несколько этапов и затрагивая практически все компоненты личности. Изменения, происходящие в личности можно отследить на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Эмоциональный компонент описывает общее эмоциональное состояние человека и его отношение к изменившейся ситуации. Когнитивный компонент определяет степень информированности личности о ситуации, степень ориентировки в возникающих проблемных ситуациях. На поведенческом уровне рассматривается активность индивида, направленная на преобразование ситуации. В процессе социальной адаптации, при последовательном переходе с одного этапа на другой, различные компоненты (эмоциональный, когнитивный и поведенческий) приобретают неодинаковую значимость. Нагрузка как бы переносится с одного уровня на другой, в зависимости от тех задач, которые приходится решать личности в процессе построения новой системы взаимодействия со средой. Хотя, грани между последовательными стадиями процесса могут быть достаточно размыты, однако, компонент, который несёт наибольшую нагрузку на определённом этапе, как правило, более ярко выражен. Соответственно, по распределению внутренних ресурсов личности между эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами можно определить этап процесса адаптации в конкретный момент. Мы выделяем пять взаимосвязанных этапов в едином процессе социальной адаптации.
Остановимся на кратком описании названных этапов. 1. Первичная реакция на изменения. Необходимость в адаптации возникает в том случае, когда в жизненной ситуации личности происходят достаточно существенные изменения. В этом случае новая ситуация часто предъявляет к личности такие требования, к которым она ещё не готова. Это могут быть требования к профессиональным качествам, умениям и навыкам, необходимость применения новых моделей поведения, требования изменить ранее сформировавшееся отношение к известным явлениям или объектам. Если человек не имеет ресурсов справиться с вновь возникшими проблемными ситуациями, то он переживает более или менее выраженное состояние фрустрации. Обычно первый этап процесса адаптации к новым требованиям среды эмоционально насыщен. Как правило, преобладают отрицательные эмоции, хотя в отдельных случаях изменения могут сопровождаться и положительными, даже эйфорическими переживаниями. Ориентация в ситуации слабая, новые требования не знакомы, не хватает знаний и опыта для того, чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией. Поведенческая активность может быть достаточно бурной, может проявляться слабо. Но в любом случае, поведение характеризуется спонтанностью и, скорее, реактивностью, чем целенаправленной произвольной активностью. Действия направлены, прежде всего, на восстановление былого равновесия, на возвращение системы взаимодействия в прежнее состояние. Основная нагрузка на первом этапе ложится на эмоциональный компонент, который выражен наиболее ярко. Эмоциональная реакция здесь является своеобразным сигналом, сообщающим о нарушении равновесия, об изменениях, произошедших в системе организм-среда. Если изменения кратковременны и поверхностны, то индивиду скоро удаётся восстановить потерянное равновесие, и система возвращается к своему первоначальному состоянию. В этом случае адаптивный процесс не разворачивается, а действия, производимые индивидом, можно, скорее, назвать координационными, чем адаптационными. Если же изменения необратимы, то реактивное поведение индивида, как правило, не приводит к желаемому результату, прежнее состояние не удаётся восстановить. Чтобы достичь равновесия, должны произойти определённые качественные изменения, для этого необходимо строить новую систему взаимодействия. Тогда начинает разворачиваться собственно процесс адаптации. При этом процесс может идти в двух направлениях. Обычно выделяют защитную и незащитную адаптацию [7]. Если нарушения взаимодействия слишком болезненны, могут включиться психологические защитные механизмы, когда произошедшие изменения будут искажены или игнорированы. В этом случае процесс адаптации запускается на бессознательном уровне, становится неконтролируемым и нечувствительным к дальнейшим изменениям ситуации, что, обеспечивая временный положительный эффект, часто приводит к ещё большему нарушению взаимодействия. Условием нормального протекания процесса адаптации является принятие изменившейся ситуации, точнее, самого факта изменений. В этом случае интенсивность эмоциональной реакции снижается и происходит переход ко второму этапу процесса. 2. Ориентировка. На втором этапе ещё остаётся общее состояние дискомфорта, часто отмечаются проявления тревоги. Отношение к происходящему обычно неоднозначное, амбивалентное, подвержено колебаниям. Такое состояние побуждает индивида к активному целенаправленному поиску, сканированию и анализу ситуации. Значение поисковой активности для адаптации общепризнано и отражено в ряде работ [12, 13]. Наличие этапа ориентировки даёт преимущество живым системам, способным к активным поведенческим проявлениям и обладающим неким запасом поведенческих реакций, которые могут целенаправленно отбираться в зависимости от особенностей ситуации. Основной задачей второго этапа процесса адаптации является адекватная ориентация в ситуации. Человек начинает активно собирать информацию, позволяющую прояснить ситуацию. Резко повышается чувствительность к релевантной информации. Человек пытается выяснить требования, предъявляемые к нему со стороны среды, способы поведения и реагирования, адекватные ситуации, анализирует свои возможности сквозь призму этих требований. На этом этапе информированность, осведомлённость личности прогрессивно возрастает. Если этап пройден удачно, человек становится обладателем знаний, которые дают возможность подойти к решению возникших проблемных ситуаций. При нормальном течении процесса, общая преобразующая активность на втором этапе существенно снижается. Спонтанное реактивное поведение, не приведшее к положительным результатам на первом этапе, приостановлено, для планомерной активности ещё не хватает готовности и знаний: человек как бы «затаился». Таким образом, основная нагрузка на втором этапе ложится на когнитивный компонент, который призван обеспечить личности запас знаний, необходимых для налаживания взаимодействия. Когда достаточное количество информации собрано, ситуация прояснилась, изучены требования среды и собственные возможности, индивид вступает на третий этап процесса адаптации. 3. Внутренняя переработка и осмысление. Данный этап приобретает особое значение именно для процесса социальной адаптации человека. Это определяется спецификой самой социальной среды, а так же особенностями социального взаимодействия. Социальная среда более подвижна и неустойчива, чем биологическая. Чтобы взаимодействовать с такой средой, индивид должен быть способен так же быстро изменять своё поведение. При этом, неустойчивость происходящих социальных изменений определяет следующее требование: приспособительные реакции индивида не должны жёстко фиксироваться, оставляя возможность для последующей перестройки поведения. Интенсивность социальных изменений также делает непродуктивным поиск способов взаимодействия методом проб и ошибок, закрепляя полезные приобретения с помощью естественного отбора, как это происходит в биологических системах. Ещё одной особенностью социального взаимодействия является большая ценность отдельного индивида, по сравнению с биологическими системами. Существование социума невозможно без человека, и сами характеристики взаимодействия во многом определяются особенностями личности, контактирующей с социальной средой. В последнее время считается общепризнанным, что динамика социального прогресса зависит от успешности реализации внутреннего потенциала каждой личности. Проблема социальной адаптации всё чаще связывается с проблемой самореализации личности. В этом контексте заметим, что целью социальной адаптации является не слепое приспособление к изменениям среды, или изменение среды в соответствии со своими потребностями, а поиск такого пути, который позволил бы сохранить индивидуальное «Я» и целостность личности, реализовать внутренний потенциал, при этом, не разрушая окружающей реальности, а, наоборот, содействуя её прогрессу. В связи с этим, мы можем назвать третий этап – этап внутренней переработки и осмысления – центральным звеном процесса социальной адаптации личности, отражающим именно специфику взаимодействия сознательной личности и социальной среды. (Характерно, что в процессе биологической адаптации этот этап полностью отсутствует). Данный этап служит связующим звеном между этапом ориентировки, который играет подготовительную роль и этапом собственно преобразующих действий. Основная задача личности состоит в том, чтобы, проанализировав собранную информацию, сознательно выбрать правильную стратегию поведения, позволяющую создать новую систему взаимодействия. Именно серьёзные изменения во внутриличностном плане обеспечивают быструю перестройку внешнего поведения. Часто это связано с переоценкой ценностей, определением своего места во взаимодействующей системе. На третьем этапе должно произойти окончательное принятие изменившейся ситуации. Для данного этапа характерен высокий уровень внутренней активности: устанавливается внутренняя позиция личности, определяется стратегия поведения, начинают формироваться новые поведенческие стереотипы. Это тот момент духовного и личностного развития, когда человек временно стремится ограничить контакт со средой, концентрируя усилия на внутренней работе, та стадия, которая не раз отмечалась в терапевтической практике, как необходимый этап для разрешения личностного кризиса и как толчок к изменению всей системы взаимоотношений с миром. В зависимости от характера и степени первоначального изменения ситуации взаимодействия, внутренняя работа может быть более или менее глубокой и интенсивной. Говоря о роли сознания и самосознания на третьем этапе социальной адаптации, следует отметить, что именно при условии сознательного контроля изменения сохраняют вариативность и допускают смену стратегии поведения, именно сознательный анализ позволяет избежать лишних неудачных проб при столкновении с действительностью и избавляет личность от случайных ошибок [9]. В целом, характеризуя особенности третьего этапа, можно отметить, что наличие полезной информации снижает эмоциональную напряжённость, обычно общее состояние характеризуется умеренной комфортностью. Отношение достаточно устойчиво, хорошо дифференцированы положительные и отрицательные стороны ситуации. Имеющаяся информация также характеризуется детальностью и дифференцированностью. На третьем этапе когнитивная обработка заключается в интерпретации собранной информации, в результате которой она укладывается в систему внутреннего опыта. Основная нагрузка как бы распределена между двумя уровнями, когнитивным и поведенческим: на основе когнитивной обработки и внутреннего осмысления формируются стратегии будущего адаптивного поведения. Когда позиция определена, стратегия сформирована, происходит переход на четвёртый этап. 4. Действия, направленные на изменение. На четвёртом этапе индивид приступает к реальным действиям, направленным на преобразование ситуации. Анализ способов поведения, которые использует индивид в процессе адаптации, не раз становился предметом исследований. Ещё З. Фрейд выделил два типа адаптивного поведения личности: поведение, направленное на преобразование среды (партнёра) или на изменение себя самого. Эти противоположные стратегии были названы аллопластической и аутопластической адаптацией. Позже к двум названным была добавлена стратегия избегания травмирующей среды, особо изучалось адаптивное значение конформного типа поведения. Было установлено, что выбор адаптивной стратегии зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от характеристик среды. Не ставя цели в данной работе подробно останавливаться на классификации возможных поведенческих стратегий, отметим только, что наиболее успешной является такая стратегия, которая способствует взаимоизменениям: человек одновременно меняется сам и способствует изменениям, происходящим в среде. Таким образом, наибольший вес на четвёртом этапе приобретает поведенческий компонент, и основное значение здесь отводится активным преобразовательным действиям. В связи с этим, успешность прохождения этапа во многом зависит как от адекватности избранной стратегии поведения, так и от самой способности личности к произвольной, целенаправленной активности. Для данного этапа характерно уже избирательное восприятие информации: информация не соответствующая сложившемуся ранее представлению о ситуации преимущественно игнорируется. Закрепляются стереотипы восприятия и поведения. Общее состояние может колебаться, окрашиваясь, то в позитивные, то в негативные тона в зависимости от успешности предпринимаемых действий. Если стратегия выбрана правильно и её удалось реализовать, то ситуация взаимодействия уравновешивается, приобретая новые качества, и процесс адаптации переходит на свой завершающий пятый этап. 5. Продуктивное взаимодействие. Пятый этап характеризуется собственно состоянием адаптированности индивида. Для него характерно состояние комфорта, эмоциональной стабильности и уравновешенности. Общий тон эмоциональных переживаний положительный и не отличается экстремальным характером. Отношение к ситуации так же устойчиво и позитивно. Адаптационный процесс завершает свой цикл, и основной вес опять переносится на эмоциональный компонент. Действительно, чаще всего состояние адаптированности связывают с общим позитивным состоянием индивида: ощущением комфорта и удовлетворённости. Однако эмоциональное благополучие является не единственным критерием адаптированности. Называя данный этап этапом продуктивного взаимодействия, мы должны отметить, что на самом деле, процесс адаптации может иметь два отличных друг от друга исхода. Мы выходим на одну из самых острых проблем теории адаптации – проблему противоречия между гомеостатическим идеалом адаптированной системы, стремлением к покою и равновесию и идеалом вечного движения, как условия жизни, стремлением живой системы к новой информации, изменению и развитию. Широко распространённая гомеостатическая модель, ставит целью адаптации оптимальное приспособление к среде и состояние покоя для индивида. Модель развития (или системная социальная адаптация по Реану А. А.) – построение новой, более совершенной системы взаимодействия со средой и самореализацию для индивида в продуктивной творческой деятельности. На пятом, заключительном этапе социальной адаптации могут реализоваться обе модели взаимодействия. Что мы получим в итоге, во многом зависит от первоначальной установки индивида на приспособление (равноценно, индивида к среде или среды к индивиду) или установки на оптимизацию самого взаимодействия, достижение более высокого уровня функционирования в контакте со средой. Охарактеризуем особенности заключительного этапа адаптации для той и другой модели. Несмотря на общий положительный эмоциональный фон, характерный для заключительного этапа процесса, при реализации разных моделей имеют место существенные различия на уровне когнитивных и поведенческих характеристик. В первом случае достижение состояния покоя и умиротворённости приводит к общему снижению степени функционирования личности. Внешняя поведенческая активность, как правило, умеренная и направлена, преимущественно, на поддержание достигнутого равновесия. То есть опять, как и на первом этапе, характеризуется реактивностью. Хотя общая информированность хорошая, однако, чувствительность к новой информации снижается, возникает риск формирования жёстких стереотипов восприятия и поведения. Несмотря на комфортность, индивид не застрахован от риска новой дезадаптации. Это может произойти в случае жёсткого фиксирования стереотипов и потери контакта с реальностью, которая непрерывно меняется. Если активность индивида на этом этапе будет направлена только на поддержание достигнутого равновесия, а поведение будет лишь реактивным ответом на колебания среды, то новая дезадаптация возникнет неизбежно, т. к. в этом случае игнорируется сам процесс дальнейшего развития личности и естественного изменения среды. Риск новой дезадаптации особенно высок в такой подвижной среде, как социальная. Новые изменения вызовут реакцию отторжения, которая поменяет положительное эмоциональное состояние на противоположное, имеющаяся информация станет неактуальной, и человек вновь окажется на первом этапе процесса. Таким образом, гомеостатическая модель адаптации, которая достаточно успешно работает в малоподвижных системах, таких как физическая и, частично, биологическая, приводит процесс социальной адаптации к замкнутому кругу, а личность – к постоянно возобновляющимся дезадаптациям. При реализации второй модели, удаётся так преобразовать изначальную неудовлетворительную ситуацию взаимодействия, что индивид и среда (или партнёр) образуют теперь новую систему, где каждый занимает своё место, и общее функционирование системы имеет некоторый положительный эффект по сравнению с изолированным функционированием индивида и противостоящей ему среды. При оптимальном построении системы взаимодействия на этом этапе человек реализуется в продуктивной деятельности, которая, одновременно приветствуется средой (или партнёром). Как правило, этот процесс сопровождается усложнением организации обеих сторон. Все приобретения, актуализированные на предыдущих этапах, закрепляются в активном арсенале личности, повышая её общую адаптивность. Характерно, что идея постепенного накопления адаптивных ресурсов в результате последовательного ряда адаптаций уже не раз излагалась в контексте теории адаптации [14]. Поддержание активности личности на достаточно высоком уровне даёт возможность адекватного и своевременного реагирования на новые изменения. Поведенческая гибкость и открытость опыту являются необходимыми качествами, способными поддерживать состояние адаптированности, несмотря на определённые колебания среды. Творческая продуктивная активность предполагает постоянный приток новой информации. Поэтому, в отличие от предыдущей модели, у индивида сохраняется чувствительность к новой информации. Установка на оптимальное взаимодействие и самореализацию в продуктивной деятельности обеспечивает непрерывное развитие и самосовершенствование личности, которое только стимулируется новыми изменениями, происходящими во внешней среде или во внутреннем мире человека. В этом случае изменения ситуации взаимодействия служат не фрустрирующим фактором, а толчком к дальнейшему развитию. (Неслучайно, адаптация исторически рассматривалась в связи с теорией эволюции [13]. Однако, в случае социальной адаптации, движущей силой развития служит не естественный отбор, а прогрессивные изменения в результате построения новых систем взаимодействия). При оптимальном разрешении, каждый новый адаптивный процесс повышает общий уровень функционирования личности, и, совершенствуя её внутреннюю организацию, делает личность всё более независимой от колебаний внешней среды. Если итогом адаптивного процесса является лишь подстройка к новым условиям среды, обусловленная тенденцией к покою, то человек обречён на постоянные реадаптации. Таким образом, гомеостатическая модель способна обеспечить лишь ситуативную адаптацию к ограниченной среде, в то время как системная повышает адаптивный потенциал личности, способствуя общей адаптации [11]. В целом, особенности протекания и длительность каждого этапа могут быть различными и зависят от:
Возможные нарушения процесса адаптации. Мы описали модель оптимального процесса, однако, адаптация протекает не всегда успешно и адаптивный процесс не застрахован от нарушений. Не имея возможности в рамках данной статьи перечислить все конкретные нарушения, характерные для различных этапов, выделим только общие принципиальные моменты. Как правило, нарушения процесса адаптации на отдельных этапах касаются именно тех компонентов, на которые ложится наибольшая нагрузка, и которые являются показателями (индикаторами) самого этапа. Мы выделяем четыре типа нарушений:
Причины нарушений могут быть различны и часто связаны с отсутствием или недостаточным функционированием определённых адаптивных свойств личности.
Подходы к диагностике процесса социальной адаптации При изучении социальной адаптации психологическая диагностика может преследовать следующие цели:
Комплексное изучение выделенных параметров достаточно объёмно и включает большое разнообразие диагностических методов. Поэтому, в данной работе остановимся кратко лишь на основных методологических принципах и подходах. При диагностике степени адаптированности индивида мы выделяем два показателя: реальную адаптированность и нормативную. Реальная адаптированность определяется через сравнение текущего состояния с неким эталоном, — с характеристиками, свойственными пятому, завершающему этапу процесса. Нормативная адаптированность – через соответствие изучаемых характеристик тому этапу процесса, на котором находится в данное время индивид. Состояние человека может быть далеко от эталона адаптированности, но вполне соответствовать нормальному течению процесса адаптации. Такое разделение достаточно продуктивно, так как в большинстве случаев мы сталкиваемся именно с некоторой промежуточной стадией развития процесса адаптации, а не с его крайними вариантами. Диагностика этапа адаптивного процесса, на котором находится испытуемый проводится по следующим принципам. 1) Наиболее общим показателем этапа социальной адаптации является «нагруженность» эмоциональным, когнитивным или поведенческим компонентом. Выявление одного из этих компонентов как наиболее значимого, будет говорить о соответствующем этапе адаптивного процесса. 2) Более детальная картина может быть получена из анализа отдельных характеристик выделенных компонентов и их взаимосочетаний. При успешном течении процесс адаптации на каждом этапе характеризуется чётко определёнными характеристиками эмоционального состояния, познавательной и поведенческой активности. Их устойчивые сочетания могут служить индикаторами этапа. Здесь мы выделяем основные (ведущие) и фоновые показатели. Основные показатели характерны только для данного этапа, фоновые могут иметь аналогичную величину и на других этапах и имеют диагностическую ценность при взаимодействии друг с другом и с основными показателями. Отклонения от оптимального сочетания выделенных характеристик являются показателями нарушений процесса. Например, если наряду с выраженным негативным эмоциональным состоянием и слабой информированностью отмечается поведенческая пассивность, состояние апатии, мы можем диагностировать нарушения на первом этапе адаптивного процесса. Диагностика адаптивных ресурсов личности основывается на предположении, что индивидуальные различия предполагают некоторый разброс в степени развития и функционирования отдельных адаптивных качеств у разных людей. Построив индивидуальный профиль общей адаптивности личности, мы сможем предсказать наиболее вероятные типы нарушений адаптации для конкретного человека. При этом предполагается, что дефицит определённых когнитивных возможностей, эмоциональные нарушения или неадекватная поведенческая активность приводят к нарушениям именно на тех этапах процесса адаптации, где соответствующие качества являются определяющими и на них ложится наибольшая нагрузка. На профиле сохраняются пять блоков адаптивных качеств, соответствующих основным этапам процесса адаптации. Набор же качеств внутри каждого блока меняется в зависимости от уровня социальной среды, с которой взаимодействует индивид.
Литература.
10. Реан А. А. О феномене социально-психологической терпимости личности. //Психологический журнал, 1991, № 4. 11. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1995, вып. 3, № 20. 12. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. 13. Философские проблемы теории адаптации. Под. ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975. 14. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. 15. Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961. 16. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект пресс, 1996. |
Необихевиористское определение адаптации
Необихевиористское определение адаптации
В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей.[1] Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социальноэкономических или организационных изменений в специфическигрупповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида. «Социальная адаптация » используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой.[2]
Точка зрения бихевиористов на проблему адаптации представляется спорной, прежде всего таковой является возможность достижения социального равновесия. Однако следует отметить, что бихевиористы рассматривают проблему адаптации общества к окружающей его среде, по крайней мере наравне с адаптацией индивида к обществу, что привлекает внимание этнопсихологии.
— Проблемы психологической адаптации —
[1] Encyclopedia of Psychology. H.J.Eysenck, W.Arnold, R.Meili (EDS.), Herder &Herder, NY, 1972, vol.1,p.25.
[2] А.А.Налчаджян. Социальнопсихическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988, с. 9.
источник неизвестен
Адаптация и дезадаптация в педагогической психологии
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервносихических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
Понятие «Социализация» и «Социальная адаптация»
Социализация – это процесс и результат социального развития человека. Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Социализацию имеет смысл рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений.
Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.
Современные психологи выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию [23, 16].
На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направленно громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и др. людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому в последствии. Стадия адаптации в процессе социализации является важной, поскольку сенситивные периоды детства необратимы.
Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможность выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Социальная адаптация представляетсобой:
- постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;
- результат этого приспособления.
Социальная адаптация помогает человеку сблизить его цели, интересы, ценности с целями, интересами и ценностями той группы, в которой он находится, и войти в данную группу.
Проблему «адаптации» и «социальной адаптации» можно назвать часто исследуемой. Вообще вопросы адаптации личности интересуют большое количество психологов из различных областей науки. Первоначально проблематикой адаптации занимались естествоиспытатели. По мнению Ж.Б. Ламарка, «адаптация – это прямое приспособление организмов к среде». Ч. Дарвин считал, что эволюция организмов определяется не только изменчивостью, но и наследственностью, естественным и искусственным отбором. Он справедливо полагал, что адаптация бесконечна. Взгляды Ч. Дарвина легли в основу так называемого «адаптациогенеза», объясняющего эволюцию живой природы, что нашло отражение в теориях «дарвинизма», «теории отбора», «вероятностной теории адаптации». Сторонники организмоцентрического подхода показали, что адаптация является функцией не только организма, но и надындивидуальных образований (от популяции и вида до биогеоценозов и биосферы в целом). Представители популяционноцентрического подхода обосновали представление об онтогенетической и филогенетической адаптации. Они исходили из утверждения, что приспособительные возможности популяции гораздо шире, чем у любого отдельного организма. Несоответствие организма и требований социальной среды были показаны в концепциях «социальной адаптации» Р. Delore, «социальной инадаптации» E. Huant и A. Dussort, теории Г. Селье, который открыл общий адаптационный синдром.
Социальные законы, нормы и помогают, и мешают человеку в достижении адаптации. Адаптация – это и следование нормам, и отказ от них, это и рациональное поведение, ведущее к достижению индивидуальных целей, и иррациональное поведение, мешающее достижению цели, это и сотрудничество с социумом, и бунт против него. Р.К. Мертон ввел понятия «норма–патология», которые идентичны понятиям «адаптация–дезадаптация». С его точки зрения, адаптация выступает как процесс, противоположный социальному прогрессу, им полностью игнорируется роль личности в процессе адаптации. По существу, Р.К. Мертон понимал адаптацию как усвоение индивидом условий социальной среды, что соответствовало ламарковскому прямому приспособлению.
Намеченные различия в понимании адаптации попытался проанализировать Л. В. Корель. Он заключает: «Сущность социальной адаптации выражается многообразно и противоречиво, не разработана общая социологическая теория социальной адаптации, отсутствует общепризнанное социологическое определение, выделяется бесчисленное количество разновидностей адаптации, не определены единые критерии и показатели. Актуальность проблемы такова, что предпринимаются даже попытки создания новой отрасли социологического познания – социологии адаптаций, обосновывается своевременность и необходимость ее институализации».
В значительной степени преодоление понимания адаптации как пассивного процесса происходило под влиянием работ социальных психологов. А.Н. Леонтьев указывал, что личность как специфическое образование не может быть выведена из приспособительной деятельности, человеку требуется не равновесие, а борьба за какую-то цель. Таким образом, рассмотрение социальной адаптации с точки зрения гомеостатического подхода не позволяет объяснить ее природу как природу социально-исторического процесса. С. Д. Артемов отмечал, что характер приспособления может быть пассивным (вынужденное изменение личности) и социально активным (воспитание личности и ее формирование социальной средой). Он пишет: «Под адаптацией мы понимаем не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности в социуме, процесс, в котором и личность, и социум играют активную роль». Указание на общественно-историческую и потребностно-личную детерминацию помогают понять природу адаптации Социальными психологами социальная адаптация выводится из специфики социальной активности и рассматривается в качестве специфического механизма социализации в онтогенезе личности, единицы субъект-объектных отношений.
Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация способна привести как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. Адаптационный потенциал – возможности субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе деятельности по приспособлению к социальным условиям. С нашей точки зрения, представляется оправданной позиция исследователя П.С. Кузнецова, который под социальной адаптацией понимает целостный, непрерывный, динамичный, относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем активности на данный момент (перспективу) конкретной личности и наличным (перспективным) уровнем удовлетворения потребностей, определяющих ее непрерывное развитие. Он рассматривает социальную адаптацию как процесс установления соответствия. Во-первых, социальная адаптация – процесс социальный, так как адаптация человека всегда социальна, она и субъект и объект процесса. Во-вторых, количество способов соответствия велико: взаимодействие, вживление, усвоение, включение, приспособление, формирование. Чаще всего социальная адаптация – результат взаимодействия личности и среды. В-третьих, социальная адаптация определена как соответствие между уровнем приспособления и уровнем удовлетворения. Здесь понятийное ядро определения составляют имеющиеся потребности, которые удовлетворяются и затем формируют новые потребности более высокого уровня.
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления его к изменившейся среде с помощью мероприятий по установлению соответствия своего поведения принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировки несоответствия такого поведения. Основным способом социальной адаптации ребенка является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности.
Социальная дезадаптация
Шпак Л.Л. дает следующее определение социальной дезадаптации: «Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:
- нижний уровень – скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации
- «половинный» уровень – начинают проявляться дезадаптивные «пертурбации». Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.
- устойчиво входящий – отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов.
- закрепившаяся дезадаптация – имеет очевидные признаки результативности.
Но есть иные взгляды на социальную дезадаптацию. Так, по мнению Н. Е. Яценко социальная дезадаптация – это «частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Такое утверждение верно лишь отчасти. Во-первых, полная дезадаптированность означает для человека полную деградацию или невозможность выживания в любой социальной среде. Но человек, как известно, способен на некоторое время приспособиться даже к экстремальным условиям существования. Во-вторых, способность к приспособлению развивается на базе природных возможностей человека, мера проявления этой способности зависит не только от состояния и масштабов социальной среды, но и от степени соответствия этой среды личному опыту человека, его индивидуализированным практикам сосуществования и взаимодействия с другими людьми.
Детскую дезадаптацию можно отнести к числу глобальных проблем, вызванных развитием индустриальной цивилизации. У детей социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностной ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации детей. Социальная дезадаптация детей дошкольного возраста как правило выражается в неумении осуществлять присущие возрасту формы деятельности, причем это является результатом либо несформированности таких умений, либо их разложения под действием ряда факторов.
Адаптация | Национальное географическое общество
В эволюционной теории адаптация — это биологический механизм, с помощью которого организмы приспосабливаются к новой среде или к изменениям в своей текущей среде. Хотя ученые обсуждали адаптацию до 1800-х годов, только тогда Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес разработали теорию естественного отбора.
Уоллес считал, что эволюция организмов каким-то образом связана с адаптацией организмов к изменяющимся условиям окружающей среды.Развивая теорию эволюции путем естественного отбора, Уоллес и Дарвин вышли за рамки простой адаптации, объяснив, как организмы адаптируются и развиваются. Идея естественного отбора заключается в том, что передаваемые по наследству черты позволяют организмам лучше адаптироваться к окружающей среде, чем другим организмам того же вида. Это способствует лучшему выживанию и воспроизводству по сравнению с другими представителями вида, что ведет к эволюции.
Организмы могут адаптироваться к окружающей среде по-разному. Они могут адаптироваться биологически, то есть изменять функции организма. Пример биологической адаптации можно увидеть в телах людей, живущих на больших высотах, таких как Тибет. Тибетцы процветают на высоте, где уровень кислорода до 40 процентов ниже, чем на уровне моря. Вдыхание такого разреженного воздуха может вызвать у большинства людей заболевание, но в организме тибетцев произошли изменения в химическом составе тела. Большинство людей могут выжить на большой высоте в течение короткого времени, потому что в их организме повышается уровень гемоглобина, белка, который переносит кислород в кровь.Однако постоянно высокий уровень гемоглобина опасен, поэтому повышенный уровень гемоглобина не является хорошим решением для выживания на большой высоте в долгосрочной перспективе. У тибетцев, похоже, развились генетические мутации, которые позволяют им использовать кислород гораздо эффективнее без необходимости в дополнительном гемоглобине.
Организмы также могут проявлять поведенческую адаптацию. Одним из примеров поведенческой адаптации является то, как императорские пингвины в Антарктиде собираются вместе, чтобы поделиться своим теплом посреди зимы.
Среди ученых, изучавших адаптацию до развития теории эволюции, был Жорж Луи Леклерк, граф де Бюффон. Он был французским математиком, который считал, что организмы со временем меняются, приспосабливаясь к окружающей среде своего географического местоположения. Другой французский мыслитель, Жан Батист Ламарк, предположил, что животные могут приспосабливаться, передавать свои приспособления своему потомству и, следовательно, эволюционировать. В приведенном им примере говорится, что предки жирафов могли приспособиться к нехватке пищи на коротких деревьях, вытянув шеи, чтобы дотянуться до более высоких ветвей.По мнению Ламарка, потомство жирафа, вытянувшего шею, унаследует немного более длинную шею. Ламарк предположил, что поведение, приобретенное в течение жизни жирафа, повлияет на его потомство. Однако это была концепция естественного отбора Дарвина, согласно которой такие благоприятные черты, как длинная шея у жирафов, сохранились не из-за приобретенных навыков, а потому, что только жирафы, у которых была достаточно длинная шея, чтобы прокормить себя, выживали достаточно долго, чтобы воспроизводиться. Таким образом, естественный отбор обеспечивает более убедительный механизм адаптации и эволюции, чем теории Ламарка.
Викторина по психологии адаптации
снижение чувствительности к раздражителю после постоянного его воздействия. Джонатан Дэниел / Getty Images. Нейронная адаптация или сенсорная адаптация — это постепенное снижение с течением времени реакции сенсорной системы на постоянный стимул, которое обычно воспринимается как изменение стимула. Считается, что все чувства испытывают сенсорную адаптацию. Благодаря адаптации мы можем принять новое поведение, которое позволяет нам справляться с изменениями.Синдром общей адаптации был случайно обнаружен Селье, когда он проводил эксперименты на крысах в Университете Макгилла в Монреале, Канада. Способность адаптироваться помогает нам умственно расти и постоянно развиваться. Как только новая ситуация становится нормальной, необходим еще один новый опыт — он постоянно повышает уровень того, что является новым или захватывающим, поскольку каждая новая вещь становится нормой. Адаптация — это способность приспосабливаться к новой информации и опыту. экстремальные условия. Человеческие популяции в разных частях мира демонстрируют различия в чертах, которые могут быть адаптацией к их местной среде.Вы слышите громкий хлопок, ваше сердце бешено колотится, вы смотрите вокруг и видите строительную площадку. Хотя ученые обсуждали адаптацию до 1800-х годов, только тогда Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес разработали теорию естественного отбора. Уоллес считал, что эволюция организмов … Это позволяет нам отбросить неприятную или повторяющуюся среду, и сосредоточиться на задаче, над которой мы хотим работать. Сенсорная адаптация — это процесс, при котором происходит изменение чувствительности сенсорных рецепторов по отношению к раздражителю.Щелкните карточку, чтобы увидеть определение. Что такое адаптация? В зрительной физиологии адаптация — это способность сетчатки глаза приспосабливаться к различным уровням света. Щелкните еще раз, чтобы увидеть термин. Феномен уровня адаптации — это склонность людей быстро адаптироваться к новой ситуации, пока она не станет нормой. Описание. Мы можем адаптироваться к широкому диапазону температуры и влажности. Например, после того, как вы наденете наручные часы, ощущение прикосновения часов к коже скоро исчезнет, что является проявлением сенсорной адаптации.Три типа адаптации к окружающей среде. 2) потливость. В эволюционной теории адаптация — это биологический механизм, с помощью которого организмы приспосабливаются к новой среде или к изменениям в своей текущей среде. СОР: Между стимулом и реакцией существует ментальная репрезентация мира организмом. — Колер возражал против Торндайка и сказал, что организмы учатся посредством инсайта (они воспринимают … Теорию уровня адаптации, также известную как Теория AL — это психологическая концепция, которая объясняет, что Основа суждения человека о стимуле зависит от его прошлого опыта и / или воспоминаний о встречах, которые у него были с аналогичными стимулами в прошлом.. Эта теория, описанная Дэвидом Г. Майерсом в его работе «Погоня за счастьем», описывает человеческую тенденцию оценивать различные стимулы и ситуации относительно… естественного ночного видения, или скотопического зрения, — это способность видеть в условиях низкой освещенности. У человека палочковые клетки несут исключительную ответственность за ночное зрение, поскольку колбочек могут функционировать только при более высоких уровнях освещения. Люди обладают биологической пластичностью или способностью биологически адаптироваться к окружающей среде. Например, если положить руку на стол, поверхность стола сразу же ощущается на коже.Такова ситуация в естественном мире, в котором обитают организмы. Это период глубокого сна, который бывает у некоторых животных при низких температурах на улице: ______. а. взаимосвязь культуры, питания и болезни. Поведенческая, жизненный цикл и физическая адаптация помогают организму выжить. биологическая адаптация — адаптация живых существ к факторам окружающей среды с конечной целью выживания, воспроизводства и оптимального уровня функционирования. Пример физической адаптации есть… В. 30 вопросов Показать ответы. На дыхательные движения легких также влияет сенсорная адаптация. Search.yahoo.com DA: 16 PA: 9 MOZ Рейтинг: 29. Опубликовано 12 июня 2021 г. 29 декабря 2015 г. Ссылка: сенсорная адаптация… В психологии адаптация — это процесс, с помощью которого отдельные лица или группы делают необходимые или желаемые изменения — когнитивные, поведенческие и аффективные — в ответ на новые условия или требования окружающей среды с целью удовлетворения основных потребностей, функционирования и поддержания хорошего качества жизни.В. Что такое адаптация — процесс, который позволяет организмам приспосабливаться к окружающей среде, чтобы обеспечить выживание. В. Как использовать адаптацию в предложении. характеристика, создаваемая ДНК или взаимодействием эпигенома с окружающей средой. В этом руководстве описаны три примера недавних человеческих адаптаций: толерантность к лактозе, серповидно-клеточная анемия и восприятие горького вкуса. Выбирайте из 7 режимов обучения и игр, чтобы изучать позитивную психологию. К. Естественный отбор описывает, как изменяются организмы, а адаптация объясняет почему.Когда кальмар напуган, он будет брызгать черными чернилами на хищников. У обезьяны длинный хвост, который помогает ей раскачиваться с ветки на ветку. c. Естественный отбор — это противодействующая сила адаптации в окружающей среде. Определение адаптации — это то, что адаптировано; А именно: произведение, переписанное в новую форму. 7 апреля 2013 г. В. Принцип адаптации относится к процессу привыкания организма к определенным упражнениям или тренировочной программе посредством многократного воздействия. Каковы примеры физиологической адаптации? Характеристика или поведение, помогающее животному выжить.Пример викторины по биологии с определением эволюционной адаптации. 1. модификация органа чувств в соответствии с силой или даже стандартом стимуляции, приводящая к развитию сенсорных или перцептивных контактов, таких как адаптация зрачка глазного яблока к тусклому или яркому свету. викторина по психологии определения нервного срабатывания; Привет, мир! Удары и громкие звуки продолжаются, и ваше сердце возвращается к… d. множество способов культурной адаптации человеческого населения к окружающей среде. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ. Приспособление. 06/03/2014 11 Психологических идей в Новом Мире — Адаптация — это физическая или поведенческая характеристика, которая развилась, чтобы позволить организму лучше выживать в окружающей среде.Адаптации являются результатом эволюции и могут происходить, когда ген мутирует или изменяется случайно. И естественный отбор, и адаптация описывают, как изменяются животные. У разных животных есть много разных способов выжить. Адаптации помогают животным и растениям выжить. Сенсорная адаптация происходит как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Люди действительно могут… Простые обучающие инструменты Quizlet — отличный способ попрактиковаться в запоминании и усвоении определений и концепций позитивных психологических терминов. Без категории; Поведенческая адаптация — это то, что животное делает — как оно действует — обычно в ответ на какой-то внешний раздражитель.медведи впадают в спячку зимой, чтобы спастись от… Как люди, мы также должны измениться. Психология SR: обучение включает в себя формирование связи между реакцией и стимулом. Н., Пэм М. Нажмите еще раз, чтобы увидеть термин. Человеческое тело легко реагирует на изменение стресса окружающей среды различными биологическими и культурными способами. а. В. Сенсорная адаптация — это процесс, при котором клетки нашего мозга становятся менее чувствительными к постоянным раздражителям, воспринимаемым нашими органами чувств. c. различия между приматами. Поведенческие адаптации — действия организма, которые позволяют им выживать в окружающей среде (например,грамм. Сенсорная адаптация — это процесс, при котором происходит изменение чувствительности сенсорных рецепторов по отношению к раздражителю. В. Унаследованные генетические черты, обеспечивающие преимущество, повышающее способность организмов / видов выживать и воспроизводиться в постоянно меняющейся среде. Психологическая адаптация не только увеличивает шансы на выживание, но и исправляет любое… Обучение — это, по сути, адаптация к нашей постоянно меняющейся среде. Пища, которую ест животное. Когда вы смотрите на животное, вы обычно можете увидеть некоторые из его адаптаций — например, то, что оно может есть, как оно движется или как оно может защитить себя.2. Настройка зрачка на свет. Организмы приспосабливаются к окружающей среде множеством способов, например, по своей структуре, физиологии и генетике. 1. Вернемся в парк. Например, лиса может адаптироваться к сильной жаре, чтобы выжить в окружающей среде. Офтальмология. Способность глаза приспосабливаться к изменениям интенсивности света. Психология. Приспособление поведения к окружающей среде путем изменения своих импульсов, эмоций или отношений. См. Социальная адаптация. 1. Преимущественное выживание представителей вида благодаря фенотипу, который дает им повышенную способность противостоять окружающей среде.Вещи меняются. Сенсорная адаптация определяется как снижение чувствительности к раздражителю в результате постоянного воздействия на него. Адаптация жизненного цикла — это то, через что проходит животное, чтобы помочь ему выжить. адаптация [ад ″ ап-та´шун] 1. динамичный, продолжающийся, поддерживающий жизнь процесс, посредством которого живые организмы приспосабливаются к изменениям окружающей среды. Коснитесь карточки, чтобы увидеть определение. — спросил 1 июля 2015 г. в журнале «Антропология и археология» автор: tbdbt. Хорошая работа! Психологическая адаптация необходима для обеспечения выживания и продолжения рода, чтобы гарантировать выживание генов человека.Физическая адаптация — это часть организма, которая помогает ему выжить. б. Категории. В восприятии адаптация относится к регулировке чувствительности сенсорных механизмов в ответ на определенные сенсорные сигналы. Однако некоторые психологи-экспериментаторы говорят, что чувство боли не испытывает этого явления. Древнегреческий философ Гераклит создал теорию о том, что вещи постоянно меняются, и ему приписывают поговорку: «Единственная константа — это изменение». б. физиологические приспособления к физической среде Земли.В. Изучение адаптации человека сосредоточено на __________. Этот процесс происходит во всех органах чувств, за исключением зрения, которое… Наша способность регулировать температуру тела еще больше помогла нашей сумасшедшей выносливости. Как энергия движется в пищевой сети. Психологический принцип, важный для понимания счастья, — это феномен уровня адаптации. Адаптация относится к способности человека приспосабливаться к изменениям и новому опыту, а также принимать новую информацию. Другие статьи, в которых обсуждается общий адаптационный синдром: мотивация: процессы сна и реакции на стресс:… стрессор называется общим адаптационным синдромом и, по-видимому, развился в первую очередь для борьбы с системными стрессорами.Когда мы путешествуем на большие высоты, наши тела приспосабливаются так… Адаптация в биологии — процесс, с помощью которого вид приспосабливается к окружающей среде; это результат воздействия естественного отбора на наследственную изменчивость нескольких поколений. Откройте для себя еще 31 статью по этой теме. d. Организмы претерпевают адаптивную эволюцию в ответ на естественный отбор. -. • Хотя психология адаптации зародилась в Англии, она по-настоящему процветала в одной из бывших колоний ритейна. • Психология адаптации стала одной из самых выдающихся областей психологической науки в Соединенных Штатах.способность выжить. Поведенческая адаптация — это то, что организм делает, чтобы помочь ему выжить. Адаптация — это физическая или поведенческая характеристика, которая позволила организму лучше выживать в окружающей среде. Адаптации являются результатом эволюции и могут происходить, когда ген мутирует или изменяется случайно. Эта мутация заставляет организм лучше выживать и размножаться, и он передает эту черту своему потомству. Изменения мышц ног и рук при ходьбе по разным типам местности — пример кратковременной сенсорной адаптации.Пример поведенческой адаптации есть. Большинство животных физиологически адаптируются, разрабатывая средства защиты, регулирования температуры тела и хищничества. Цвет или узор животного, который помогает ему сливаться с окружающей средой. По данным BBC, животное может физиологически адаптироваться к новой среде обитания. Выживание генов — конечная цель для всех организмов. Приспособление. Таким образом, сенсорная адаптация — это Точно так же, спрашивается, что такое определение психологии сенсорной адаптации? Приспособление. Однако, как отмечалось ранее, этот же набор процессов также запускается психологическими стрессорами и часто не соответствует ситуации.Вы только что изучили 2 семестра! Термин «адаптация» изначально заимствован из биологических наук как феномен соответствия человека окружающей среде. Адаптация — 0. Тест на психологию определения нервного срабатывания.
Miat Mongolian Airlines Jsc, Монте-Карло Симулятор Футбол, Бестселлеры Sparkfun, Sonicwall Totalsecure Renewal, Программы спортивного терапевта, Футболка с черепом Walmart,
Что такое принцип уровня адаптации? — MVOrganizing
Что такое принцип уровня адаптации?
Феномен уровня адаптации — это склонность людей быстро адаптироваться к новой ситуации, пока она не станет нормой.Как только новая ситуация становится нормальной, необходим еще один новый опыт — он постоянно повышает уровень того, что является новым или захватывающим, поскольку каждая новая вещь становится нормой.
Каков пример феномена уровня адаптации?
Психологический принцип, важный для понимания счастья, — это феномен уровня адаптации. Сенсорным примером феномена уровня адаптации может быть ношение футболки на улице при температуре 60 градусов по Фаренгейту в апреле и ношение пальто при такой же температуре в сентябре.
Что подразумевается под теорией уровня адаптации счастья?
Теория уровня адаптации описывает процесс, благодаря которому человек становится нечувствительным к воздействию постоянных раздражителей.
Кто создал феномен уровня адаптации?
Гарри Хелсон
Какие адаптации обучения?
Адаптация — это способность приспосабливаться к новой информации и опыту. Обучение — это, по сути, адаптация к нашей постоянно меняющейся среде. Благодаря адаптации мы можем принять новое поведение, которое позволяет нам справляться с изменениями.
Почему адаптация важна для понимания счастья?
Что такое эффект адаптации? Исследования показали, что мы склонны приспосабливаться к серьезным изменениям в нашей жизни, будь то положительные или отрицательные. После особо значимого жизненного события мы будем реагировать соответственно либо печалью, либо восторгом, но через некоторое время наш уровень счастья вернется на прежний уровень.
Каковы примеры гедонической адаптации?
Ниже приведены несколько примеров гедонической адаптации, выявленных психологами:
- Победители лотереи.Люди, выигравшие желанный приз в лотерею, испытывают в то время высокий уровень счастья.
- Пострадавшие в крупной аварии.
- Еда.
- Гедонизм.
- Eudaimonia.
- Практикуйте внимательность.
- Любовь и сострадание.
- Саморазвитие.
Гедонистическая адаптация — это хорошо или плохо?
Гедоническая адаптация — это склонность нас, простых людей, быстро возвращаться к относительно стабильному уровню счастья, несмотря на важные недавние положительные или отрицательные события или изменения в жизни.Было обнаружено, что контрольная группа B сообщила о более высоком удовольствии от угощения, более высоком уровне счастья и была в лучшем настроении после того, как съела угощение.
Какие бывают 2 типа адаптации?
Существует два основных типа адаптации: физическая адаптация — это особые части тела, которые помогают растениям или животным выжить в окружающей среде, а поведенческая адаптация — это действия, которые растения и животные предпринимают для выживания.
Что такое адаптация очень короткий ответ?
Адаптация — это эволюционный процесс, при котором растение или животное становятся приспособленными для жизни в определенной среде обитания.Это изменения, которые происходят на протяжении многих поколений в результате естественного отбора. Изменения могут быть физическими или поведенческими.
Что такое адаптационный ответ?
Адаптация — это эволюционный процесс, при котором организм становится лучше приспособленным к своей среде обитания. Этот процесс происходит на протяжении многих поколений. Это одно из основных явлений биологии. Когда люди говорят об адаптации, они часто имеют в виду «особенность» (черту), которая помогает животному или растению выжить.
Что подразумевается под классом адаптации 6?
Наличие определенных черт или определенных привычек, которые позволяют растению или животному жить в своем окружении, называется адаптацией.Разные животные по-разному приспосабливаются к своему окружению.
Что такое адаптация Как это происходит?
Адаптации — результат эволюции. Эволюция — это изменение вида в течение длительного периода времени. Адаптации обычно происходят из-за того, что ген мутирует или изменяется случайно! Некоторые мутации могут помочь животному или растению выжить лучше, чем другие у вида без мутации.
Что такое адаптация В чем ее важность?
Характеристики организма (растения или животного), которые помогают ему выжить в среде обитания, называются адаптациями.Важность адаптации: адаптации помогают организму жить и размножаться в определенной среде.
Какие преимущества адаптации?
Экономические выгоды от адаптации многочисленны: устойчивое или увеличенное сельскохозяйственное производство, более высокие доходы домохозяйств, улучшенные экологические услуги, защита базы активов и меньшая уязвимость к экстремальным погодным явлениям.
Какой пример физической адаптации?
Физические приспособления развиваются не в течение жизни животного, а на протяжении многих поколений.Форма птичьего клюва, количество пальцев, цвет меха, толщина или тонкость меха или форма носа животного — все это примеры физических приспособлений.
Что такое физическая адаптация?
Физическая адаптация — это любая часть биологии организма, которая помогает ему выживать в своей экосистеме.
Подражание — это физическая или поведенческая адаптация?
Похоже на камуфляж мимикрия, физическая адаптация, которая делает животное похожим на другой, более опасный или менее аппетитный вид.Подобно камуфляжу, мимикрия отпугивает хищников и улучшает выживаемость животных. Инстинкт — это образец поведения, которому естественно следует животное.
Является ли миграция примером поведенческой адаптации?
Поведенческая адаптация — это то, что организмы делают, чтобы выжить. Например, крики птиц и миграция — это поведенческие адаптации.
Адаптация — Без темы — Энциклопедия психоанализа
Биологическая концепция
Концепция адаптации — это биологическая концепция; Предполагается, что организмы должны адаптироваться к окружающей среде.Адаптация подразумевает гармоничную связь между Innenwelt (внутренний мир) и Umwelt (окружающий мир).
Эго-психология
Эго-психология применяет биологическую концепцию адаптации к психоанализу, объясняя невротические симптомы с точки зрения неадаптивного поведения (например, применение архаических защитных механизмов в контекстах, где они больше не подходят) и утверждая, что цель психоаналитического лечения — помочь пациенту. адаптироваться к реальности.Эго-психология объясняет невротические симптомы с точки зрения неадаптивного поведения. Эго-психология утверждает, что цель психоаналитического лечения — помочь пациенту адаптироваться к реальности.
Жак Лакан
Начиная со своей ранней работы в 1930-х годах, Лакан выступает против любых попыток объяснить человеческие феномены с точки зрения адаптации. [1] Это постоянная тема в творчестве Лакана; в 1955 году, например, он заявляет, что «измерение, открытое анализом, противоположно всему, что прогрессирует через адаптацию.» [2]
Он придерживается этой точки зрения по нескольким причинам:
1. Реальность
Упор на адаптивную функцию эго упускает из виду функцию отчуждения эго и основан на упрощенном и беспроблемном взгляде на «реальность». Реальность — это не простая, объективная вещь, к которой эго должно приспосабливаться, но она сама является продуктом вымышленных искажений и проекций эго.
«[Следовательно] речь идет не об адаптации к ней [реальности], а о том, чтобы показать ему [эго], что оно слишком хорошо адаптировано, поскольку оно помогает в построении этой самой реальности.» [3]
Задача психоанализа, скорее, состоит в том, чтобы ниспровергнуть иллюзорное чувство адаптации, поскольку это блокирует доступ к бессознательному.
2. Аналитик
Установить адаптацию как цель лечения — превратить аналитика в арбитра адаптации пациента. Таким образом, само собой разумеется, что «отношение аналитика к реальности». [4] Автоматически предполагается, что аналитик лучше адаптирован, чем пациент. Это неизбежно превращает психоанализ в силовое упражнение, при котором аналитик навязывает пациенту свой собственный взгляд на реальность; это не психоанализ, а внушение.
3. Разрыв
Идея гармонии между организмом и окружающей его средой, заложенная в концепции адаптации, неприменима к человеческим существам, потому что запись человека в символическом порядке делает его ненатуральным и означает, что «в человеке воображаемое отношение [к природе] отклонилось «. В то время как «все животные машины строго привязаны к условиям внешней среды», [5] в человеке существует «некий биологический пробел». [6] Любая попытка восстановить гармонию с природой упускает из виду по существу чрезмерный потенциал влечения, выраженный в влечении к смерти.Люди по сути своей неадаптивны.
Лечение
Лакан утверждает, что стресс, который эго-психология ставит на адаптацию пациента к реальности, сводит психоанализ к инструменту социального контроля и конформизма. Он видит в этом полное предательство психоанализа, который он рассматривает как по существу подрывную практику.
США
Лакан считает важным, что тема адаптации была разработана европейскими психоаналитиками, эмигрировавшими в США в конце 1930-х годов.Эти аналитики чувствовали, что они не только должны адаптироваться к жизни в США, но и что они должны адаптировать психоанализ к американским вкусам. [7]
См. Также
Список литературы
- ↑ Лакан, Жак. Сертификаты . Paris: Seuil, 1966. p.158; Лакан, Жак. Сертификаты . Paris: Seuil, 1966. стр. 171-2
- ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга II. Эго в теории Фрейда и в технике психоанализа, 1954-55 .Пер. Сильвана Томаселли. Нью-Йорк: Норсион; Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988. стр. 86
- ↑ Лакан, Жак. Écrits: A Selection . Пер. Алан Шеридан. Лондон: Tavistock Publications, 1977, с. 236
- ↑ Лакан, Жак. Écrits: A Selection . Пер. Алан Шеридан. Лондон: Tavistock Publications, 1977, с.230.
- ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга II. Эго в теории Фрейда и в технике психоанализа, 1954-55 .Пер. Сильвана Томаселли. Нью-Йорк: Норсион; Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988. стр. 322
- ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга II. Эго в теории Фрейда и в технике психоанализа, 1954-55 . Пер. Сильвана Томаселли. Нью-Йорк: Норсион; Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988. стр. 323
- ↑ Лакан, Жак. Écrits: A Selection . Пер. Алан Шеридан. Лондон: Tavistock Publications, 1977, с. 115
Феномен уровня адаптации — понимание его важности
Адаптируйтесь, чтобы выжить … вы бы солгали, сказав, что никогда раньше не слышали это утверждение.Общая идея утверждения состоит в том, чтобы внести необходимые поправки в свои решения, помня о своем прошлом опыте. Феномен уровня адаптации — это не что иное, как более техническое объяснение вышеприведенного утверждения. Давайте узнаем больше об этом явлении.
Явление уровня адаптации
Феномен уровня адаптации, также известный как теория AL, является психологической концепцией. Это касается того факта, что люди (люди и / или другие люди) склонны принимать решения под влиянием своего прошлого опыта.
Теория AL представляет собой гипотетическую концепцию, которая уточняет, что это естественная инстинктивная особенность — учиться на прошлом опыте, прежде чем принимать какие-либо новые решения.
Люди, которые были в подобной ситуации в прошлом, как правило, не повторяют своих ошибок, поскольку они привели их к последующей неудаче.
Кто инициировал феномен уровня адаптации?
Гарри Хельсон , американский психолог и профессор Канзасского университета, предложил эту теорию в 1947 году.Его мотивом было объяснить, что индивидуальная оценка решения в настоящем имеет влияние на решение прошлого в аналогичной ситуации.
Эта теория проливает свет на сильную связь между прошлым опытом человека и нынешним процессом принятия решений.
В научной интерпретации феномен уровня адаптации может быть теорией относительности в психологии. В основе гипотезы лежит связь субъективного суждения человека с предыдущим опытом.
Примеры
Взгляните на взгляды известного комика Луиса К.К. о том, как люди приспосабливаются к быстрым изменениям в технологиях и воспринимают их как должное.
Несмотря на юмор в видео, здесь есть одна важная вещь, на которой стоит сосредоточиться. Он был человеком средних лет и был поражен тем количеством терпения, которое присутствует в нынешнем поколении.
Он подкрепляет свое изумление, объясняя, что он пришел из времени, когда такие мелочи, как телефонный звонок или путешествие, требовали много тяжелой работы.
В то время как сейчас развитие технологий сделало это невероятно простым.
Это говорит нам о том, что уровни адаптации в нынешнем поколении стали намного лучше, чем постоянно совершенствующиеся технологические достижения стали нормой, и их легко адаптировать и двигаться дальше.
Заключение
В заключение я бы сказал, что феномен уровня адаптации Гарри говорит напрямую с маркетологами. На самом деле маркетологи должны использовать эту теорию для адаптации к изменяющимся ситуациям.
Это позволит им контролировать ситуацию, принимать превентивные меры и решения и повышать эффективность своей работы. Кроме того, маркетологи должны наблюдать и оценивать влияние уровней адаптации на разных людей. Это может помочь их компаниям в значительной степени улучшить показатели продаж.
Пожалуйста, дайте мне знать, насколько информативной была для вас эта статья. Достаточно ли информации, которая вам нужна? Разве он ответил на путаницу о влиянии уровня адаптации на маркетинг и в целом? Прокомментируйте свои отзывы, предложения, я хотел бы внести необходимые поправки в , адаптироваться и выжить, хаха! Хорошего дня.
Определение и значение адаптации | Словарь английского языка Коллинза
Примеры ‘адаптации’ в предложении
адаптация
Эти примеры были выбраны автоматически и могут содержать конфиденциальный контент. Подробнее… А с литературными адаптациями, которые теперь включают фильмы по любимым комиксам, внимание фанатов будет только усиливаться.Солнце (2016)
Заметно, что адаптации разыгрышей чаще выходят на концовки, чем на начала.The Times Literary Supplement (2013)
Вы должны пройти процесс адаптации, когда переезжаете в другую страну.Солнце (2013)
Эта блестящая адаптация делает комаров самыми смертоносными животными в мире для человечества.Times, Sunday Times (2013)
Ожидалось, что он сам будет направлять адаптацию.Times, Sunday Times (2007)
Должны ли мы рассматривать это как литературную адаптацию или как историческую?Times, Sunday Times (2009)
В последнее время появилось несколько блестящих адаптаций комиксов.Солнце (2014)
Это потому, что адаптация действовала своим зрительным восприятием.Times, Sunday Times (2007)
Экранизация тогда была лишь вопросом времени.Times, Sunday Times (2009)
Обезумевшие фанаты могут утешиться сообщениями об экранизации.Times, Sunday Times (2015)
Подробнее …
Он определяет жизнь как процесс адаптации и совершенствования.Литературное приложение к The Times (2010)
Это его пятый фильм и пятая литературная адаптация.The Times Literary Supplement (2011)
Это должна быть книга или экранизация, которая будет иметь популярность.Times, Sunday Times (2012)
Уэллс играет главную роль, а также руководит этой атмосферной, но ошибочной адаптацией пьесы.Times, Sunday Times (2013)
Это больше похоже на классическую литературную адаптацию, и они, вероятно, нацелены на немного более пожилую аудиторию, чем мы.Times, Sunday Times (2009)
Но экранизация минимальная.Times, Sunday Times (2007)
Это одна из его многочисленных причуд, которые делают адаптацию такой сложной.Times, Sunday Times (2013)
В целом, и экранизация, и актерская игра являются удачными и неудачными.Times, Sunday Times (2013)
Затем мы перейдем к Реформации и адаптации его пьес.Times, Sunday Times (2008)
На самом деле, это заставляет задуматься, почему современная экранизация заняла так много времени.Times, Sunday Times (2013)
Это процесс, называемый адаптацией, и это не просто продукт нашего осязания.Times, Sunday Times (2007)
Хорошая адаптация может сделать книгу более приятной, и наоборот.Times, Sunday Times (2011)
Чтобы произвести необходимую адаптацию, люди должны абсолютно четко понимать, «как мы здесь ведем бизнес».Джеффри А. Мур, ЖИВУЩИЙ НА ЛИНИИ НЕИСПРАВНОСТИ, ПЕРЕСМОТРЕННОЕ ИЗДАНИЕ (2002)
Услышав по радио адаптацию моей книги, он подумал, что узнал название дома.Times, Sunday Times (2009)
Многие из его пьес и инсценировок были поставлены в Национальном театре.Times, Sunday Times (2008)
Выводы из исследований счастья со всего мира
Abstract: Некоторые бедняки сообщают, что они счастливы, в то время как другие, очень богатые, считают, что они несчастны.Есть много возможных объяснений этого парадокса; Кэрол Грэм акцентирует внимание на роли адаптации. Адаптация — предмет большой работы в экономической науке, но ее определение носит психологический характер. Адаптации — это защитные механизмы; есть плохие, такие как паранойя, и здоровые, такие как юмор, предвкушение и сублимация. Теория установочной точки, которая является предметом многочисленных дискуссий в психологии, утверждает, что люди могут адаптироваться ко всему, например, к плохому здоровью, разводам и крайней бедности, и вернуться к естественному уровню жизнерадостности.Исследования Грэма по всему миру показывают, что люди удивительно адаптируются. Респонденты в Афганистане счастливы, как латиноамериканцы, и на 20 процентов чаще улыбаются за день, чем кубинцы. Результаты показывают, что, хотя это может быть хорошо с индивидуальной психологической точки зрения, оно также может пролить свет на различные результаты развития, включая коллективную терпимость к плохому равновесию. Автор приводит примеры из сфер экономики, демократии, преступности, коррупции и здравоохранения.
ВВЕДЕНИЕ:
Когда я продаю спиртные напитки, это называется бутлегерством; когда мои покровители подают его на Лейк-Шор-Драйв, это называется гостеприимством. (Аль Капоне)
В последние несколько лет появилось много литературы по экономике счастья. Хотя понимание и стремление к счастью было темой философов — и психологов — на протяжении десятилетий, для экономистов это новая тема. Ранние экономисты и философы, от Аристотеля до Бентама, Милля и Смита, включали в свою работу стремление к счастью.Тем не менее, по мере того, как экономическая наука становилась более строгой и количественной, все более экономными определениями благосостояния стали. Считалось, что полезность зависит только от дохода, опосредованного индивидуальным выбором или предпочтениями в рамках ограничений денежно-кредитного бюджета рационального человека (выявленных предпочтений). Большинство экономистов уклонялись от данных опросов (выраженных предпочтений), полагая, что то, что говорят люди, не имеет никаких последствий, в отличие от конкретных компромиссов, связанных с выбором потребления. Этот акцент на выявленных предпочтениях стал мощным инструментом для ответа на многие экономические вопросы.Тем не менее, он не дает хорошего объяснения ряда вопросов. К ним относятся влияние институциональных механизмов на благосостояние, которые люди не в силах изменить; выбор, сделанный в соответствии с представлениями о справедливости или другими принципами; ситуации, когда люди ограничены в своей способности делать выбор; и, казалось бы, нерациональное поведение, которое объясняется нормами, зависимостью и самоконтролем. Опросы счастья дают нам новый показатель. Традиционные подходы также не очень хорошо объясняют, почему одни люди с очень низкой способностью к потреблению очень счастливы, а другие с очень большой способностью — несчастны.
В этой статье я сосредотачиваюсь на последнем вопросе и опираюсь на проведенное мной исследование счастья во всем мире, как в очень бедных, так и в очень богатых странах (Graham 2009). Он основан на моем более раннем исследовании (Graham 2005) о том, как использование новых показателей для оценки благополучия людей может (или не может) способствовать нашему пониманию вопросов развития; и в этом отчетливо проявляется акцент на роли адаптации. Адаптация может пролить свет на конкретные результаты развития, например, общества, застрявшие в плохом равновесии, с высоким уровнем бедности, коррупцией и другими негативными явлениями, при этом большинство граждан сообщают об относительно высоком уровне счастья.Я привожу примеры из стран и регионов по всему миру — гораздо более широкое представительство развивающихся стран, чем в предыдущем исследовании — и из ряда областей, включая макроэкономический рост, демократию, преступность, коррупцию и здоровье.
Хотя адаптация является темой многих экономических исследований, ее корни лежат в психологическом определении. Адаптации по определению Анны Фрейд — это бессознательные мысли и поведение, которые либо формируют, либо искажают реальность человека. Более простое определение — это защитные механизмы.Есть нездоровые, такие как паранойя и мания величия, которые делают реальность терпимой для людей, наслаждающихся ими, и есть невротические защиты, используемые «нормальными» людьми, такие как диссоциация и провал памяти. «Здоровые» или зрелые адаптации включают альтруизм, юмор, предвкушение и сублимацию (Вольф Шенк, 2009).
Люди могут адаптироваться практически ко всему: плохому здоровью, разводам, бедности, безработице, высокому уровню преступности и коррупции. Действительно, некоторые психологи считают, что люди могут адаптироваться практически к любому негативному событию к своей естественной заданной точке жизнерадостности.Адаптация — это, по-видимому, очень хорошая вещь — защитный механизм человека.
Мои исследования счастья во всем мире показывают, что человечество чрезвычайно адаптируется. Например, жители Афганистана счастливы, как латиноамериканцы, и у них на 20 процентов больше шансов улыбнуться за день, чем у кубинцев. Бедные в Африке надеются больше, чем богатые, а бедные в бедных странах Латинской Америки оценивают свое здоровье лучше, чем бедные в богатых странах Латинской Америки. Кенийцы более удовлетворены своей системой здравоохранения, чем американцы, а жертвы преступлений в криминальных городах по всему миру менее счастливы стать жертвами преступлений, чем жертвы преступлений в гораздо более безопасных местах.Что мы можем с этим поделать?
В этой статье я утверждаю, что способность адаптироваться — это действительно хорошо с точки зрения личного счастья и психологической точки зрения. Но тот же самый механизм защиты человека может пролить свет на то, как некоторые общества остаются застрявшими в плохом равновесии — таком как высокий уровень коррупции, плохое управление или плохое здоровье — в течение длительных периодов времени, в то время как гораздо более благополучные общества продолжают переходить от хорошего к другому.