Что такое психологический тренинг: Психологический тренинг

Автор: | 13.05.2021

Содержание

Психологический тренинг

Психологический тренинг (социально-психологический тренинг) направлен на изменение негативных, мешающих человеку установок, поведенческих привычек и формирование новых. По типу своего воздействия он находится между психотерапевтическим и навыковым. Чаще всего психологический тренинг используется для повышения коммуникативной компетентности. Например, тренинг «Ассертивность» формирует навык уверенного общения, способов противостояния манипуляции. А большинство тренингов «Личностного роста» рассчитаны на изменение личностных установок, например, формирования личной ответственности каждого участника за свою жизнь.

По форме проведения социально психологический тренинг проходит в групповой форме. Индивидуальное обучение используется обычно в рамках психотерапевтической консультации. В рамках таких тренингов применятся огромное количество видов упражнений — симуляции, обсуждения, совершение реальных действий под наблюдением, социометрические упражнения, телесно двигательные упражнения, танцевальная терапия, методы актерского мастерства и другие.

При направленности занятий на повышение коммуникативной компетентности очень важно наличие обратной связи от тренера и группы.


• Тренинг «Эффективная коммуникация» – направлен на формирование навыков общения, преодоления страхов и не уверенности в этом.
• Тренинг «Личностный рост» / «ЭСТ» (Эрхардовский семинар-тренинг) — серия тренингов ориентированных на улучшение понимания себя, изменения нравственных и личностных установок, не правильных привычек, снижения зависимости от внешней оценки, развития креативности, повышения толерантности к людям и мнениям и другое.
• Эмоциональный интеллект – развитие способности понимать свои и чужие эмоциональные проявления и управлять ими.
• Телесно ориентированные тренинги – тренинги, направленные на развитие свободы движения, дыхания, ощущения, импровизации, танцевальных движений.
• Группы поддержки – группы встреч людей связанных или причастных к одной проблеме, например группа «Анонимные алкоголики» и группа родителей, чьи дети зависимы от наркотиков. Основная задача получение поддержки в преодолении своего недуга или близких.

На сайте www.mental-skills.ru вы можете пройти психологические тренинги (социально-психологические):
«Networking, или Как строить профессиональные социальные сети» – психологический тренинг предназначен для развития навыков знакомств. Помимо техники формирования социальных связей, мы научим вас приемам преодоления страха первого шага в разговоре с незнакомцем.

 «Типы личности (типология личности MBTI)»

– на тренинге Вы научитесь определять типы личности во время разговора и наблюдения за поведением человека. Сможете влиять на собеседника, используя его индивидуальные черты, особенности и мотивы.

Александр Невеев — Психологический тренинг

Ключевые слова: тренинг, бесполезный тренинг, массовый тренинг, психологические тренинги, опасный тренинг, деструктивный тренинг, тренинг личностного роста, методология тренинга, обучение персонала, вредный тренинг, эффективность тренинга

Психологический тренинг (или психотренинг) – это один из форматов работы психолога. Этот формат работы является групповым и сводится к тому, что клиенты психолога – участники тренинга сидят кружочком (или полукружочком) и по заданию тренера высказывают свои мнения, дискутируют друг с другом, слушают тренера, выполняют упражнения, которые он им предлагает, и играют в игры, в том числе, ролевые, разбившись на пары или тройки.

Когда говорят о психологическом тренинге, то, как правило, подчеркивают, что психологический тренинг – это так называемое активное обучение. При этом вот эта активность – дискуссии, обмен мнениями, игры – зачастую каким-то образом превращается в самоцель, а вопросы о качестве содержания тренинга, о качестве той информации, которая передается его участникам, о полезности навыков, которые формируются на тренинге, о том, а происходит ли собственно в результате тренинга формирование навыков, об эффективности тренинга в целом, наконец, или вообще не ставятся или перемещаются куда-то на задний план. По-видимому, предполагается, что вот эта активность, в любом случае, эффективнее простого сидения за партой, слушания лекций и выполнения закрепляющих материал упражнений.

Но давайте задумаемся, о чем реально идет речь, когда людей вовлекают в эту тренинговую активность?

  1. О наличии у психолога, тренера определенных знаний, которые он успешно передает, и навыков, которые он успешно формирует, используя различные виды активности?
  2. Или же о маскировке с помощью этой активности отсутствия у психолога знаний, бесполезности навыков, которые он пытается формировать, и, более того, неумения психолога формировать навыки?

На мой взгляд, сегодня в большинстве случаев, речь идет именно о второй ситуации.

И, действительно: когда участник тренинга постоянно вовлечен в ту или иную форму активности, которые еще и ритмично сменяют друг друга, у него просто нет возможности остановиться и подумать о том, полезен ему тренинг или нет, применимо то, чему его учит тренер, или же оторвано от реальности.

А если прибавить к этому благожелательность тренера, то, что он развлекает участников тренинга и поднимает им настроение, то, что психологический тренинг превращается по сути в приятное, динамичное и веселое времяпрепровождение, то иллюзорность полезности психологических тренингов становится еще более заметной.

Впрочем, прежде чем более подробно обсуждать психологический тренинг, как конкретный формат работы психолога, необходимо сказать несколько слов об особенностях работы современных российских психологов в целом.

И в первую очередь здесь нужно сказать о том, что сегодня отечественные психологи применяют множество научно не обоснованных, иррационалистических и даже оккультных, эзотерических методов, которые якобы позволяют решить проблемы клиента. Одновременно, психологи в своей работе опираются на целый ряд мифов, заблуждений и лженаучных идей, вроде идеи о вытесненных психологических травмах, которые все равно продолжают влиять на поведение человека, или о том, что необходимо выражать свои эмоции, чтобы освободиться от них.

В своей работе современные российские психологи широко применяют и методы различных течений психотерапии, многие из которых также являются научно не обоснованными или даже прямо оккультно-эзотерическими. В качестве примеров тут можно вспомнить холотропное дыхание, ребефинг, трансперсональную психологию, расстановки по Хеллингеру, НЛП.

Психологический тренинг в этом смысле ничем радикально не отличается – это просто одна из форм работы психолога, при которой работа ведется с несколькими клиентами одновременно. Эти клиентами являются участниками тренинга, играют друг с другом в ролевые игры и выполняют другие задания психолога, тренера.

При этом и содержанием психологического тренинга зачастую оказываются все те же сомнительные с научной точки зрения идеи, психологические мифы.

Вдобавок, по-видимому, ни один психологический тренинг не прошел объективную проверку, которая могла бы подтвердить его эффективность. Более того, изобретая те или иные упражнения и игры для тренинга психологи зачастую вообще не думают о том, что эффективность, безвредность такого рода игр и упражнений необходимо проверять. В России сегодня отсутствует сама инфраструктура проверки различных тренинговых «методов».

Поэтому проверка эффективности тренинга сегодня подменяется оценкой того, насколько тренер известен и как много людей он смог на тренинг привлечь.

Хотя очевидно, что и известность тренера, и количество людей, пришедших к нему на тренинги, в гораздо большей степени зависят от квалификации тренера (или нанятых им специалистов) в области рекламы, PR и маркетинга, чем с эффективностью и полезностью его тренингов.

При этом субъективно многим людям может казаться, что психологический тренинг им помог. То же касается, кстати, и других форм работы с психологом.

А в условиях, когда, с одной стороны, объективной проверки эффективности психологических тренингов не проводилось, а, с другой стороны, науке известна масса механизмов, под влиянием которых человеку может казаться, что неэффективное – эффективно, а бесполезное – полезно, вполне резонно предположить, что психологические тренинги и не являются эффективными, бесполезны.

И не нужно тут ссылаться на Курта Левина, Якоба Морено, Карла Роджерса, или психолога-марксиста из ГДР Манфреда Форверга, не нужно вспоминать и так называемые тренинг-группы (Т-группы) или тренинг сензитивности (по поводу лженаучности последнего, кстати, известные разоблачители мифов Пенн и Теллер сделали в 2008 году отличную передачу в рамках своего проекта «Чушь собачья» («Bull Shit»)), нужно просто привести конкретные исследования, доказывающие эффективность конкретных тренингов и/или конкретных тренинговых игр, упражнений и прочих «методов работы». Можете привести – отлично. Не можете – значит ваша убежденность в эффективности психотренига – это не более чем иррациональная вера.

К тому же, нельзя не сказать и о том, что на западе нет такого термина, как «психологический тренинг». Слово «training» означает просто «обучение», причем обучение навыкам, способам выполнения тех или иных операций. Ближе всего к английскому «training» – русское слово «тренировка».

При этом тренинг вовсе не предполагает, что обучаемые сидят кружком, а тренер собирает их мнения, просит их подискутировать и дает им задания поиграть в игры или выполнить те или иные упражнения, разбившись на пары или тройки. Причем на западе о тренинге говорится прежде всего в связи с обучением персонала на рабочем месте (workplace learning) и развитием качества работы персонала (personnel performance improvement) [1; 4]: есть навыки, которые сотрудник получает еще в вузе, а есть те, которые работодатель специально формирует у него с помощью как раз-таки тренинга.

Итак, по сути, словосочетание «психологический тренинг» придумали отечественные психологи (я думаю, ключевая роль в изобретении термина «психологический тренинг» принадлежит Л.А. Петровской [2]), по тем или иным причинам не желавшие говорить о групповой психотерапии.

Почему не желали? Да по многим причинам:

  • на тот момент психотерапия в России – это чисто медицинская специализация;
  • отечественные психологи не имели достаточной квалификации для проведения психотерапии, но хотели заимствовать из нее игры и упражнения;
  • отечественные психологи не хотели отпугивать клиентов словом «психотерапия».

Да мало ли, почему. Возможно все еще проще: некоторые отечественные психологи хотели писать научные работы и выбрали своей темой именно групповую психотерапию, но писать о ней не могли, не имели права, хотели привнести нечто от себя в свои компилятивные обзоры групповых форм психотерапии и пр., потому и придумали словосочетание «психологический тренинг».

Да, необходимо отметить, что до проверки эффективности тех или иных форм психотренинга в такого рода работах, как я понял, не доходили. Куда как больше занимались уточнением понятий и спорами о терминах по схеме Остапа Бендера: «Итак, психологический тренинг. Но что такое тренинг, и что такое – психологический?..»

Таким образом психологический тренинг – это чисто российское изобретение, а его содержанием являются во многом именно методы различных форм групповой психотерапии: гештальт-терапии, экзистенциально-гуманистической терапии, психодрамы.

А уж на вопрос о том, как относиться к применению освоенной по книжкам и/или через десятые руки групповой психотерапии к здоровым людям, я думаю, всякий умный человек способен самостоятельно дать правильный ответ.

Как сегодня проходит психологический тренинг?

Очень просто. Психолог рассказывает какую-нибудь психотерапевтическую байку или описывает какую-нибудь психотерапевтическую концепцию, а потом предлагает разбиться на группы (пары, тройки) и что-то по поводу этой байки/концепции поделать.

Например, рассказывает психолог о научно не обоснованной и совершенно умозрительной концепции Эрика Берна, в соответствии с которой личность человека может находиться в трех Эго-состояниях: Родитель, Взрослый и Ребенок, а затем предлагает разбиться на пары, пообщаться и отметить, в каком Эго-состоянии собеседник находится чаще.

Какой толк от такого рода времяпрепровождения? Каких целей хотят достичь? Хотят ли таким путем просто закрепить в памяти концепцию Берна? Хотят ли таким путем приучить человека делить все реакции окружающих по схеме Родитель-Взрослый-Ребенок?

По сути, в данном случае участникам психотренинга дается субъективное, неточное, научно не обоснованное описание поведения людей, а затем предлагается посидеть, пообщаться и поделать на основе этого описания свои собственные субъективные и неточные выводы. Какое это имеет отношение к обучению? Чему можно научить при таком подходе? Какие полезные навыки можно таким путем выработать?

При этом, конечно, нужно понимать, что в психологический тренинг можно включать не только какие-то идеи или подходы, взятые из тех или иных течений психотерапии. Прекрасно подойдут для этого и всякие рецепты медитаций, управления дыханием, визуализаций и попытки управлять энергией ЦЫ, и эзотерические идеи о силе мысли и позитивного мышления.

Вдобавок, тренинговые задания, якобы позволяющие выработать те или иные навыки, зачастую просто выдумываются, изобретаются чисто умозрительно под руководством житейской логики, а какое-нибудь наклеивание разноцветных стикеров на ту или иную часть флип-чарта приравнивается к освоению той или иной концепции, того или иного метода.

Очень часто выдумываются и приемы, техники, методики, которым обучают на психологическом тренинге.

Например, в своей книге «Тренинг влияния и противостояния влиянию» Елена Сидоренко [3] не просто предлагает научно не обоснованный метод противостояния влиянию, но еще и подробно описывает как этот «метод» пришел ей в голову.

Была однажды Елена Сидоренко синхронным переводчиком на сеансе группового психоанализа и переводить ей было трудно, потому что психоаналитик говорил длинными и сложными фразами. И обратилась Елена Сидоренко к психоаналитику в перерыве и попросила его говорить более короткими и простыми фразами. На что психоаналитик ей ответил примерно так: «говорить длинными и сложными фразами – это часть моей личности».

И тут психолог Елена Сидоренко не нашлась, что сказать, и сделала вывод, что ответ «Х – это часть моей личности» является отличным средством противостояния влиянию.

Но учитывает ли Елена Сидоренко, что описанное выше поведение переводчика просто не этично? Учитывает ли она, что такой ответ психоаналитика вполне уместен в данной ситуации, но совершенно не уместен в другой? Наконец, в каких исследованиях, на какой выборке, на каком материале было показано, что этот метод противостояния влиянию действительно работает?

Но зачем нагружать себя, задавая подобные вопросы? Гораздо приятнее просто поделиться с окружающими (за деньги, разумеется) своей идеей, которая, придя нам в голову, показалась нам очень умной и так нас порадовала…

И последнее. Собственно, в чем проблема? Ну нравится людям иметь в своем распоряжении такой безобидный и бесполезный способ времяпрепровождения, как психологический тренинг. Ну проникают в сознание людей, посещающих психотренинги, всякие глупости и мифы. В конце концов, по-видимому, гораздо большее количество людей смотрит какое-нибудь «Хрень-ТВ» и подхватывает из его программ всякие глупости про рептилоидов и экстрасенсов, пытается подчистить свой «сосуд кармы» или отражать чужие негативные ментально-энергетические воздействия, применяя рецепты из книжек по биоэнергетике и эзотерике.

Но дело в том, что легитимный статус ерунды под названием «психологический тренинг» делает легитимным и статус уже гораздо более опасных тренингов – тренингов личностного роста и различных психокультов. И это очень большая проблема…

ЛИТЕРАТУРА

  1. Невеев А.Б. Тренинг в организации. — ИНФРА-М, 2012. — 256 с.
  2. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  3. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб: Речь, 2003. — 256 с.
  4. ASTD Handbook for Workplace Learning Professionals / Elain Biech, ed. — Alexandria: ASTD Press, 2008. — 906 p.

Вы можете пожаловаться на тренинг

Еще по теме:

Тренинг «по-русски»

В чем специфика тренинга в России? Позитивна ли эта специфика?

Тренинговые пирамиды

Что может быть общего между тренингом и МММ? Высок ли риск, попав на тренинг, превратиться в продавца этого тренинга?

Тренинги личностного роста

В чем опасность тренингов личностного роста? Почему не стоит их посещать?

Почему кажется, что тренинг помог?

Почему кажется, что бесполезный тренинг полезен? Какие психологические механизмы и эффекты тут срабатывают?

Поделиться:

Facebook

Вконтакте

Google+

Twitter

ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 367

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: О. В. Соловьёва

ТРЕ́НИНГ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, фор­ма ак­тив­ной груп­по­вой ра­бо­ты, на­прав­лен­ной на ре­ше­ние пси­хо­ло­гич. про­блем уча­ст­ни­ков. В от­ли­чие от груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии, груп­пы Т. п. (обыч­но 7–12 чел. под ру­ко­во­дством пси­хо­ло­га в ро­ли ве­ду­ще­го) соз­да­ют­ся для ока­за­ния пси­хо­ло­гич. по­мо­щи здо­ро­вым лю­дям.

Т. п. воз­ник в 1940-е гг. в США, его совр. раз­но­вид­но­сти свя­за­ны с дву­мя осн. на­прав­ле­ния­ми – с тра­ди­ци­ей т. н. ла­бо­ра­тор­но­го обу­че­ния, или Т-групп (раз­ви­ва­лась в шко­ле груп­по­вой ди­на­ми­ки К. Ле­ви­на), и с прак­ти­кой тре­нин­га лич­но­ст­но­го рос­та, или групп встреч (сло­жи­лась в гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии К.  Род­жер­са). Т-груп­пы в ва­ри­ан­те тре­нин­га ба­зо­вых уме­ний сфо­ку­си­ро­ва­ны на ос­вое­ние со­ци­аль­ных уме­ний и на­вы­ков, а в ва­ри­ан­те тре­нин­га сен­зи­тив­но­сти – на пси­хо­ло­гич. ана­лиз си­туа­ции об­ще­ния, раз­ви­тие чув­ст­ви­тель­но­сти к меж­лич­но­ст­ным от­но­ше­ни­ям и др. Груп­пы встреч ори­ен­ти­ро­ва­ны на са­мо­по­зна­ние уча­ст­ни­ков, уг­луб­ле­ние по­ни­ма­ния ими се­бя, об­су­ж­де­ние лич­но­ст­но зна­чи­мых для них тем и про­блем.

Осн. ме­то­ды Т. п. – иг­ра (в т. ч. ро­ле­вая) и груп­по­вая дис­кус­сия. По­зи­ция ве­ду­ще­го груп­пы Т. п. мо­жет быть ди­рек­тив­ной (по­зи­ция тре­не­ра в обу­чаю­щих тре­нин­гах) и не­ди­рек­тив­ной (по­зи­ция фа­си­ли­та­то­ра в тре­нин­гах лич­но­ст­но­го рос­та). Обу­чаю­щие тре­нин­ги про­во­дят­ся в со­от­вет­ст­вии с за­ра­нее раз­ра­бо­тан­ной про­грам­мой, на­прав­лен­ной на дос­ти­же­ние кон­крет­ных ре­зуль­та­тов – ос­вое­ние не­об­хо­ди­мых уме­ний (напр., пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния, кон­ст­рук­тив­но­го раз­ре­ше­ния кон­флик­тов и т.  д.) че­рез ов­ла­де­ние пси­хо­ло­гич. тех­ни­ка­ми. Ра­бо­та фа­си­ли­та­то­ра на­це­ле­на на по­лу­че­ние но­во­го для уча­ст­ни­ков опы­та об­ще­ния, в ча­ст­но­сти че­рез кон­ст­рук­тив­ное об­су­ж­де­ние под­ни­мае­мых ими са­ми­ми про­блем.

Осн. ме­ха­низ­мы ра­бо­ты групп Т. п. (от­но­сят­ся и к чле­нам групп, и к ве­ду­щим) – это са­мо­рас­кры­тие и об­рат­ная связь, ко­то­рая долж­на быть кон­ст­рук­тив­ной, что­бы её ад­ре­сат мог при­нять её, не за­щи­ща­ясь от неё. Для это­го она долж­на но­сить не­ин­тер­пре­та­тив­ный, опи­са­тель­ный ха­рак­тер (не со­дер­жать об­щих оце­нок ти­па «хо­ро­ший – пло­хой» и обо­зна­че­ний черт ха­рак­те­ра ти­па «до­б­рый – злой» и т. п.), а так­же долж­на не­сти ин­фор­ма­цию о чув­ст­вах го­во­ря­ще­го («ме­ня ра­ду­ет – оби­жа­ет в те­бе…»). Кон­ст­рук­тив­ная об­рат­ная связь спо­соб­ст­ву­ет соз­да­нию в груп­пе пси­хо­ло­гич. ат­мо­сфе­ры безо­пас­но­сти, под­держ­ки и са­мо­рас­кры­тию уча­ст­ни­ков.

В СССР пер­вые груп­пы Т.  п. по­явились в 1970-е гг. Мно­же­ст­во спе­циа­ли­зир. про­грамм Т. п. вклю­ча­ют биз­нес-тре­нинг, Т. п. уве­рен­но­го по­ве­де­ния, кон­ст­рук­тив­но­го раз­ре­ше­ния кон­флик­тов, пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния, ве­де­ния эф­фек­тив­ных пе­ре­го­во­ров и др. Т. п. про­во­дят­ся в учеб­ных за­ве­де­ни­ях (как часть об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм), в ор­га­ни­за­ци­ях (кор­по­ра­тив­ные тре­нин­ги – для обу­че­ния и раз­ви­тия пер­со­на­ла) и в др. сфе­рах.

Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе

Психологический тренинг не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Психологически тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения построения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Игра – тренинг – урок… каждая из данных форм может решать развивающие задачи, но по своему и свои. Игра – «живая» деятельность. Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работы души или внешних по отношению к этой душе сил для того, чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь. Иногда игра «прорастает» в человеке очень долго. Повторим еще раз: игра не учит, она изменяет человека так, как может менять его только целостная захватывающая человека целиком деятельность, кусочек «вкусной» жизни. Тренинг – деятельностное обучение. Его природа – принципиально дискретна (игра принципиально целостна). Тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию, иногда фальстарт. Конечно, хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и законченность, становится единым фрагментом жизни («тренинг – это маленькая жизнь» – так, наверное, можно сказать?). Но процесс тренинга прерывист.

В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем пониманием тренинга, которое дано в книге И. Вачкова и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности… Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».

Урок – при всех попытках сделать его деятельностным с помощью современных психолого-педагогических технологий – форма больше информационная, знаньевая. Через урок очень трудно передать ученику технологию самопобуждения к деятельности (научить его хотеть). Частично можно научить конкретному делу, но проще всего на уроке передать знание о том, как делать.

Конечно, современный урок впитал в себя игровые методы и тренинговые процедуры; тренинг включает в себя информационные блоки и блоки «чистого» проживания; игра почти всегда завершается обсуждением и рефлексией. Эклектика – стиль современной эпохи. И все же очень важно понимать исходные возможности и направленность того или иного жанра.

Возвращаясь к тренингу. Он может быть рассмотрен как форма развивающей работы с детьми и подростками. Но не стоит преувеличивать и даже абсолютизировать его роль в данном качестве.

Настоящий психологический тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в школе возможен скорее в исключительных, чем типичных, ситуациях деятельности психолога. Все дело в том, что эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи и встреч вообще, конечность существования группы и др.

Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость – важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя. Открытость – это испытание, риск быть непонятным, осмеянным (особенно в детской и подростковой группе!). Если хотите – это маленький подвиг личности. Большинство людей любого возраста готовы к такому риску только в ситуации высокой психологической безопасности. И это правильно. Создать в школе условия для безопасной открытости очень сложно. Невозможно гарантировать, что информация о происходящем в группе не просочится вовне, не поползет по школе. У ребенка, прошедшего тренинговую группу в школе, могут возникнуть трудности с применением новых знаний и умений в жизни: вокруг свидетели того, как он это отрабатывал на занятиях. Для того что бы соблюсти принципы добровольности и постоянства состава, психологу нужно проявить просто чудеса изобретательности: с одной стороны, собрать в группу только желающих (это значит – после уроков), с другой стороны – удерживать школьников в группе, несмотря на их загруженность, наличие друзей вне группы, поздний час и прочее и прочее.

Очевидно, что проведение хорошего, полноценного тренинга предполагает, что дети пришли и остаются его постоянными участниками сами, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в классе) хотя бы 3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, что участники никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не столь глубоком уровне. «Часто ли такое возможно в реальной школьной практике?» – задаю я почти риторический вопрос. Нет, весьма редко.

А следовательно, речь о существенной модификации тренинговой методологии и процедур, для того чтобы его можно было использовать: а) для всего класса, б) в обязательном порядке, в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для школы как таковой, и т.д.

Такая модификация в нашем рабочем сленге психологов практиков получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» – потому что преследуют цель научить определенной деятельности.

«Занятия», потому что в чем -то близки уроку: по длительности (точнее, краткости), обязательности для всех, утилитарной (знаньево-навыковой) направленности. В таких занятиях трудно сохранить романтический «дух» тренинга. В большей степени сохраняется «бука» – тренировка умения действовать на основе знания о том, как это нужно делать. Но и мотивационный потенциал таких занятий, по сравнению с «чистым» уроком, все таки довольно высок.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Индивидуальный психологический тренинг – УСПЕШНЫЕ МОЗГИ – психологическая аналитическая консультация

Мы специализируемся преимущественно на индивидуальных психологических тренингах, семейных тренингах или тренингах для микрогруппы 2-4 человека. Конечно, мы проводили психологические тренинги и для больших групп, например, для групп студентов факультета психологии в институте, где мы преподавали психологию. О том, какие вообще бывают виды психологических тренингов, большинство из которых мы проводили, читайте в нашей публикации «Структура психологической помощи. Глава 4».

Мы считаем, что психологический тренинг для одного или нескольких человек более эффективен, чем тренинг для большой группы. Почему? Возможно, причина в нашем личном профессиональном опыте и в личных субъективных предпочтениях. Индивидуальная форма работы, на наш взгляд, дает наиболее эффективный результат по преодолению внутренних психологических проблем и комплексов, а так же по выработке нужных навыков, умений и получению конкретных знаний.

Наш опыт по работе в большом групповом тренинге и сравнение результатов с индивидуальной тренировкой, говорит в пользу индивидуального психологического тренинга. Однако, групповые тренинги будут хороши, если человек, закрепивший свои навыки, решил их «испытать на прочность».

В групповом психологическом тренинге все внимание группы и тренера может быть отвлечено на активных или демонстративных участников и выполнение их задач и целей. Тем самым появляется эффект «школы», когда у учителя есть свои «любимчики», а весь остальной «класс» лишен должного внимания. А также в групповом тренинге может сильно проявляться соревновательный или игровой принцип, а это далеко не всегда полезно для выработки необходимых навыков, особенно если человек не уверен в себе или смущается. И уж тем более, если у него есть какая-либо психологическая травма. А таких людей немало.

Напротив в индивидуальном психологическом тренинге гарантированно все внимание и компетенция ведущих психологов направлена только на ваши задачи и цели, и ни на кого больше. Все привлеченные специалисты работают только на ваш результат. Таким образом «весь мир крутится вокруг вас!»

Обычно психологический тренинг мы проводим вдвоём, как и консультации. В тренинге один из нас специализируется именно на тренинговой работе (выработка умений и навыков), а другой на психокоррекционной (психологическая помощь). Это дает вам оптимальный баланс между обучением и помощью.

Во время любого психологического тренинга могут быть ситуации, когда у участника возникают субъективные трудности, комплексы или обостряются психологические проблемы, препятствующие успешному выполнению упражнений тренинга и освоению навыков. В этом случае участнику требуется особое психокоррекционное отношение со стороны ведущих.

Кроме того, иногда дополнительно мы привлекаем необходимых по теме тренинга специалистов или статистов. Например, были случаи привлечения юристов, риелторов, кадровых работников, врачей и даже актеров. Все эти люди будут помогать специалистам работать на решение ваших проблем. Это намного эффективнее групповых тренингов, потому что до мелочей учитывает именно ваши интересы и особенности.

Оптимальная длительность психологической тренинговой программы обговаривается с участником. У разных людей разная скорость обучаемости и выработки необходимого навыка или умения. Мы стараемся подобрать количество и длительность тренинговых занятий оптимально по эффективности лично для вас, а также необременительно для вас по финансам. Вы не привязаны к жесткому графику проведения тренинга, все зависит от вашего удобства. Психологический тренинг разрабатывается именно под вас и под ваш график жизни и возможности. Вы осваиваете необходимые Вам навыки в естественном для себя темпе. Кроме этого, вы можете потренировать свои новые умения в жизни, и если что-то не получилось, скорректировать умения на следующем индивидуальном тренинговом занятии.

С согласия участника мы иногда осуществляем видеосъемку некоторых упражнений тренинга. Далее следует просмотр и индивидуальный анализ видеоматериала. Такой прием позволяет участнику психологического тренинга увидеть со стороны тонкости своего общения и поведения (сильные и слабые стороны), скорректировать их, выработать новую, лучшую модель общения и поведения, отработать и довести ее до блеска. Все это значимо увеличивает эффективность тренинга. Как говорится, лучше один раз себя увидеть, чем сто раз от кого-то о себе услышать.

Таким образом, мы разработаем и проведем психологический тренинг любой тематики под ваш заказ. Каждый индивидуальный тренинг, разрабатывается конкретно под ваши цели, задачи и потребности, о чем подробно мы с вами договариваемся на нашей аналитической консультации. У нас почти не бывает двух содержательно одинаковых тренингов, даже если их названия формально совпадают. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены, что ваш психологический тренинг будет уникален и будет соответствовать всем вашим требованиям.

Индивидуальный психологический тренинг может помочь:

– раскрыть ваш внутренний потенциал,
– выработать уверенное поведение,
– победить психологические комплексы,
– повысить самооценку,
– стать смелее,
– повысить стрессоустойчивость,
– обучить умению «держать словесный удар»,
– преодолеть страхи,
– публично выступить,
– добиться своего,
– уметь расслабиться или быстро восстановиться,
– уметь эффективно продавать и покупать,
– грамотно распределять свое время,
– выработать свой стиль лидерства,
– эффективно общаться,
– научиться манипулировать,
– научиться знакомиться,
– реализовать свою сексуальность,
– преодолеть социальную фобию,
– пройти собеседование,
– грамотно выстроить отношения,
– правильно горевать,
– преодолеть страхи смерти
и многое другое…

Для разработки психологического тренинга необходима предварительная аналитическая консультация по вашей проблеме или по вопросу, какие трудности у вас возникают, и какие именно навыки вам необходимо у себя выработать.

О том, где мы находимся, как к нам попасть на аналитическую консультацию или психологический тренинг, и каковы условия и стоимость, читайте на странице КОНТАКТЫ И ЦЕНЫ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: [email protected] Будем рады помочь Вам!

 

Проведение психологических тренингов, консультационно-тренинговый центр в Москве, групповая психотерапия, курсы и консультации для личностного роста, лекции для детей, семинары

Участие в различных психологических тренингах становится все более популярным средством для ускорения личностного и профессионального роста не только в западном мире, но и в Москве и других российских городах. И не только тренинги – все более востребованы всевозможные курсы по изучению основ построения эффективных взаимоотношений дома и на работе, индивидуальные консультации (в том числе телефонные и онлайновые) по широкому кругу вопросов прикладной психологии, а также другие виды психологической помощи.

И подобный рост интереса вполне объясним. Посещение таких занятий действительно может помочь любому улучшить качество своей жизни.

Зачем нужны психологические тренинги?

Причин на самом деле достаточно много, но самые существенные можно объединить в две основные группы. Во-первых, современная бурная городская жизнь требует ежедневного общения с большим количеством людей. И от того, насколько вы внутренне готовы к взаимодействию с ними, зависит и успех этих коммуникаций. Во-вторых, исследования показывают, что среднестатистического городского жителя в среднем поджидает два-три мелких стресса в день и один крупный раз в десять-двенадцать дней.

Посещая психологические тренинги, как раз и можно избежать или сгладить последствия стрессов, а также повысить свои коммуникативные способности.

Какие виды занятий бывают?

Прежде всего, следует определиться, хотите ли вы заниматься в группе или вам более интересны индивидуальные занятия. Свои преимущества есть у обоих видов тренингов. На индивидуальных занятиях весь процесс обучения ориентирован на одного человека, поэтому скорость и степень усвоения новых знаний и навыков существенно выше. С другой стороны, во время групповых занятий полученные навыки можно сразу опробовать и закрепить в доброжелательном коллективе.

Для тех, кто предпочитает индивидуальное обучение, подойдет персональное консультирование и коучинг. Групповые же занятие чаще проходят в виде лекций, тренингов и семинаров. Наиболее распространенным видом проверки степени усвоения новой информации и закрепления навыков является тестирование. Но фактически тест – лишь формальность. Действительную пользу от обучения показывает только реальное улучшение качества жизни- налаживание отношений в семье, рост коммуникативных способностей, рост продаж для менеджеров и т.п.

Что могут дать психологические тренинги участникам?

Каждый ждет от занятий определенного результата. Корпоративные клиенты, организующие обучение коммерческого персонала, конечно же, ожидают и получают развитие необходимых качеств и навыков в ходе обучения по темам:

  • Тайм-менеджмент – умение управлять своим временем;
  • Лидерство и уверенность в себе, как залог успешных переговоров;
  • Мотивация и самомотивация в процессе достижения поставленных целей;
  • Разработка стратегии личностного и профессионального роста;
  • Личная тактика успеха, как залог коллективных достижений;
  • Искусство убеждения и ведение активных продаж…

Не менее полезными тренинги могут быть и для обычных граждан любого возраста. В их ходе развиваются коммуникативные навыки, вырабатываются приемы борьбы со стрессами, находятся пути решения самых сложных проблем психологической совместимости с родными, близкими, коллегами.

Где можно пройти тренинг?

Одним из лучших центров, оказывающих подобные услуги в Москве, является консультативно-тренинговый центр «Позиция». Отличная профессиональная подготовка наших тренеров и коучей служит гарантией достижения желаемого результата нашими клиентами. На наших занятиях, пройдя несколько этапов обучения, вы освоите основные принципы психологической защиты от стрессов, научитесь отстаивать свою точку зрения в обычном разговоре и достигать требуемых целей на деловых переговорах. Записывайте на тренинги и вы получите мощное ускорение на пути к самым заветным целям.

Организация психологических тренингов в Москве

Для успеха в современном бизнесе нельзя упускать ни одного инструмента для улучшения эффективности работы, в том числе с коллективом. Однако тут нельзя ограничиваться курсами повышения квалификации, всевозможными программами тимбилдинга и корпоративами – следует искать и нестандартные решения. Такие, как проведение психологических тренингов для сотрудников. С их организацией вам помогут в Лаборатории полного цикла Mosevent группы компаний НТС.

Цикловое производственное совещание Time to grow Цикловое производственное совещание Time to grow

Любое деловое мероприятие должно быть прежде всего эффективным, но совсем не обязательно – скучным. Мы доказали это при организации производственного совещания компании Chiesi.

Детская Олимпиада «ПепсиКо» Детская Олимпиада «ПепсиКо»

Любые мероприятия для детей должны быть и продуманными с организационной точки зрения, и безопасными, и, конечно, по-настоящему увлекательными для их маленьких участников. Все это было реализовано в Детской Олимпиаде компании «ПепсиКо». В программу праздника мы органично включили самые разнообразные олимпийские мотивы.

1512

Как мы готовим психологические тренинги?

За счет нашего штата из разноплановых специалистов вам доступна реализация проекта под ключ. Мы уделим внимание всем направлениям:

Программа. Наши авторы напишут детальный план, где будут типичные для вашей компании сценарии взаимодействия сотрудников друг с другом, с заказчиками и руководством, а также различные нестандартные ситуации. Эти психологические корпоративные тренинги научат персонал справляться с любыми задачами и придадут стойкости и уверенности в своих силах.

Подготовка. Мы спланируем каждую деталь, чтобы мероприятие было по-настоящему комфортным для участников, что делает его продуктивнее. Мы пригласим известных коучей и команду помощников для них, изготовим все необходимые информационные материалы, в том числе брендированные, и позаботимся о питании и трансфере сотрудников.

Площадка. В Mosevent помогут с выбором оптимальной локации для курса. При этом мы готовы организовать психологические тренинги в Москве, по России и даже за рубежом – в этом помогает наша лицензия туроператора. В любом случае наши сотрудники оснастят и оформят в фирменном стиле такую площадку.

Сопровождение. Обязательный пункт нашей работы: поддержка на месте. Мы проследим за выполнением программы, решим любые вопросы и после тренинга сделаем анализ курса. Благодаря ему вы оцените эффективность программ и выявите пути будущего улучшения психологической подготовки своих сотрудников.

Что делает особенными психологические тренинги от Mosevent?

Помимо комплексного подхода у нас есть и другие важные преимущества для вас:

Многолетний опыт. С 2005 года, когда появилась группа компаний НТС, мы организовали сотни обучающих деловых программ. Поэтому сейчас мы можем выполнить даже самый сложный проект.

Персонализация. Проведение психологических тренингов ориентировано на конкретный бизнес и коллектив – это наше железное правило. Только так реально гарантировать их пользу для вашей компании.

Разумный бюджет. Работать с нами выгодно для вас. Ведь наши цены на все услуги сбалансированы и полностью обоснованы, вы всегда знаете, за что платите и почему именно столько.