Способности это что: Способности. Что такое «Способности»? Понятие и определение термина «Способности» – Глоссарий

Автор: | 13.05.2021

Содержание

Способности человека

Способности человека — индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.


Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Другое важное условие их становления — социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках.

Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей.

Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой -воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются факты раннего возникновения способностей у многих одаренных людей.

Виды способностей. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные («вообразительные»), мнемические, аттенционные («внимающие»), эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру профессиональных способностей разных специалистов. Например, психомоторные способности необходимы хирургу, часовому мастеру, артисту балета и др. Сенсорно-перцептивные — составляют основу профессионального мастерства повара, дегустатора, парфюмера и т.д.

В социальной жизнедеятельности человека существуют две стороны: предметная деятельность и общение. Это деление позволяет выделить два вида способностей: предметные и социально-психологические. Предметные способности обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности. Социально-психологические способности необходимы для общения с людьми. Общение принципиально отличается от взаимодействия с объектами: оно диалогично по сущности и требует отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. Общение строится в расчете не только на свои собственные интересы и возможности, но и на интересы и возможности партнера. Поэтому его успешность будет определяться тем, способен ли субъект понять другого человека, мысленно стать на его место, спланировать и реализовать наиболее разумные способы психологического воздействия, произвести нужное впечатление и др.

К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям. Большинство социально-психологических способностей очень специфичны и не работают в контексте предметной деятельности. То же самое характерно и для предметных способностей. Иначе говоря, они почти не пересекаются между собой. Поэтому вполне объяснимы многочисленные факты, когда специалисты, имеющие высокий уровень профессионализма в какой-то предметной области, обнаруживали полную несостоятельность в работе с людьми, и наоборот.

В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся, например, интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.п. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности. Они работают лишь в пределах соответствующих деятельностей. К ним можно отнести музыкальные, математические, литературные и другие способности. Общие и специальные способности чаще всего сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, то есть на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта. Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека.

Именно они обеспечивают социальный прогресс.

В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность. Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью. Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, называют талантом. Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется характером требований, предъявляемых личности деятельностью. Гениальность -это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности. Так, гениальными можно считать Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, И. Ньютона в физике и т.д.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества. Именно поэтому они требуют самого бережного обращения. В действительности же талантливые и, особенно гениальные личности, редко признаются современниками. Подлинную оценку их творческого вклада в общественную культуру дают последующие поколения.

Формирование способностей. По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия (содействия) в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование способностей должно быть направлено на организацию необходимых видов и способов деятельности и общения и преобразование их в соответствующие личностные образования.

Однако его нельзя отождествлять с методикой формирования знаний, умений и навыков.

Исходным естественным условием развития способностей являются задатки. Именно от них прежде всего зависит то, насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения. Они могут благоприятствовать или препятствовать этому, что необходимо учитывать при построении формирующей методики. В ходе соответствующих упражнений происходит их преобразование и интеграция с усваиваемыми способами действия (содействия). В результате возникает своеобразный сплав природного и социального, индивидного и личностного.

Важное значение в формировании способностей человека имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация самого процесса. Чем раньше он начинается, тем легче и быстрее удается добиться максимального результата. Однако следует иметь в виду так называемые сензитивные периоды, на протяжении которых создаются наиболее благоприятные психофизиологические условия для формирования тех или иных способностей. Например, сензитивный период развития лингвистических способностей — ранний дошкольный возраст, артистических — старший дошкольный возраст.

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.

Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию.

Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы.

Nothing found for %25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25Bb%25D0%25Be%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25Ba %25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25Be%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%258F Chelovek I Qivotnoe Sposobnosti

Задумаемся над словами…

«Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна. «
                                                                   М.М. Пришвин

Вера Александровна Мельникова 13.03.2021

Задумаемся над словами…

Патриотизм — это не значит только одна любовь  к своей родине. Это гораздо больше…
Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
                                                                                                 А. Н. Толстой.

 

Вера Александровна Мельникова 24.02.2021

Задумаемся над словами…

«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром»
                          Александр Герцен.

Вера Александровна Мельникова 17.02.2021

Задумаемся над словами…

Только вы властны изменить свою жизнь к лучшему, просто вознамерившись сделать это.
                                                                   Восточная мудрость

Вера Александровна Мельникова 25.01.2021

Задумаемся над словами…

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой.

Вера Александровна Мельникова 08.01.2021

Задумаемся над словами…

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь.
Есенин С. А.

Вера Александровна Мельникова 05.01.2021

Задумаемся над словами…

Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.
                                         С. Цвейг.

Вера Александровна Мельникова 24.11.2020

«Одаренность – это способность к творчеству»

Представляем итоги круглого стола «Детская одаренность как предиктор академической и жизненной успешности»

Терминология: одаренные дети, детская одаренность и успешность

Существует проблема соотношения понятий успешности, детской одаренности и одаренных детей. Например, большинство специалистов, педагогов и психологов интересуется теми детьми, которым удалось достичь высоких результатов в учебе, показать свою академическую успешность. Для них создаются специализированные школы: средние физико-математические школы при университетах, средние музыкальные школы при ведущих консерваториях, средние художественные школы и другие образовательные проекты. Успех воспринимается как грань одаренности, при этом вынуждает рассматривать ее под социально-политическим углом.

Доля одаренных детей на сегодняшний день по разным оценкам составляет 2-5%, и основной интерес к ним проявляет лишь узкая группа психологов. Детская одаренность же означает интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее распространенная концепция одаренности по модели американского психолога Дж. Рензулли включает в себя три фактора – интеллект, креативность и мотивация. 

Александр Ильич Савенков,
член-корреспондент РАО, д.психол.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ

Презентация Савенкова А. И. (PPTX, 932 Кб) 

Одаренность – высокий творческий потенциал, единая и целостная характеристика ребенка в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых и других личностных свойств и социокультурного окружения, составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития. 

Елена Игоревна Щебланова,
заведующая лабораторией одаренности Психологического института РАО, д.псих.н.

Презентация Щеблановой Е. И. (PPTX, 1.82 Мб)  


Прогнозирование развития одаренности

Предсказательная сила показателей одаренности снижается по мере взросления. Если ребенок в определенном возрасте опережает сверстников по показателям школьной успеваемости или демонстрирует высокие результаты IQ-тестов, это не значит, что он сможет сохранить это преимущество через 15-20 лет.  

Наталья Борисовна Шумакова,
проф., д.псих.н. научный руководитель ГБОУ Школа №1569 «Созвездие»
 

Презентация Шумаковой Н. Б. (PPTX, 2.63  Мб)


Творчество и интеллект 

Одаренность – это способность к творчеству. Если мотивом является успешность, то никакого развития не будет, важна именно способность развития деятельности по своей инициативе, доминирование познавательной мотивации

Традиционное тестирование по тестам IQ не способно выделить творческих людей. 

Понимание одаренности как уровня умственных способностей не включает оценку способности человека к творчеству. Для решения проблемы исследования креативности американский ученый Дж. Гилфорд ставил перед собой задачу по построению структуры интеллекта. Им был дополнительно внедрен в диагностические исследования, помимо уровня интеллекта, коэффициент творчества или креативности, а термин «творческая одаренность» получил широкое распространение. 

В России во второй половине ХХ века сформировалась школа мышления Рубинштейна. Разработанный им принцип творческой самодеятельности или принцип метода креативного поля заключается в том, что творчество проявляет себя там, где субъект развивает свою деятельность по собственной инициативе. 

Диана Борисовна Богоявленская,
почетный член РАО, д.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ

 
Измерение интеллектуальной одаренности

Необходимые факторы для оценки интеллектуальной одаренности: 

  • Учет комплекса признаков для определения психологического содержания интеллекта: показателей когнитивных, креативных, понятийных, метакогнитивных и эмоциональных способностей;
  • Проявление интеллектуальной одаренности в динамике – лонгитюдное измерение индивидуальных способностей;
  • Исследование в специфичной среде конкретной предметной области. 

Интеллект – сложная, многомерная система, но однозначно – не линейная. Очевидно, что в случае, если к диагностике, анализу и прогнозу нелинейной системы применяются линейные методы, вероятность ошибки оценки – крайне велика. 

Полная версия семинара

Что такое навыки, и почему о них все говорят

Конечно, всё и сразу объять сложно да и не нужно. Самое простое, что каждый из нас может сделать – это быть в курсе, быть подключенным к актуальной информации и использовать её себе и другим во благо. Первую запись в нашем блоге мы посвятим обзору того, какими вообще бывают навыки, чтобы в дальнейшем погружаться в тему и исследовать конкретные группы навыков.

В первую очередь, заметим, что навыки могут быть персональными (или интраперсональными), интерперсональными (те, что помогают нам качественно взаимодействовать с социумом).

К персональным навыкам относятся умения и способности, связанные с нашим самоощущением, самоуправлением и самоопределением. Детализировать их списки можно долго и долго, поэтому приведем список, который поможет очертить тематический круг:

– способности, связанные с личным развитием (например, видение себя, способность к рефлексии, умение определять свой интерес и ставить личные цели)
– способности, связанные с наши сознанием (например, позитивное мышление, осознанность, креативное мышление, память)
– эмоциональный интеллект (например, уверенность в себе, самоконтроль, эмпатия, способность управлять негативными эмоциями и справляться с внешним негативным влиянием)
– способность заботиться о себе (например, владеть техниками баланса работы/жизни, осознанность, забота о своем здоровье и теле)

Интереперсональные навыки мы используем каждый день, когда общаемся и взаимодействуем с другими людьми: с глазу на глаз, маленькими группами или массово. Учитывая особенности современного развития общества – информатизация, коннективизация – люди с сильными межличностными навыками часто более успешны не только в профессиональной, но и в личной жизни. Подгрупп интерперсональных навыков много и, хотя многие из них связаны с базовым умением общаться, стоит выделить такие, как:

– способность слушать, задавать вопросы и понимать язык тела,
– способности, связанные с эмоциональным интеллектом, умением понимать и управлять чужими эмоциями
– способности работать в команде, понимать мотивы других, быть лидером.

Люди с развитыми интерперсональными навыками, как правило, способны хорошо работать в команде или группе, а также с другими людьми в целом. Они могут эффективно общаться с другими, будь то семья, друзья, коллеги, клиенты. Поэтому навыки межличностного общения жизненно важны во всех сферах жизни на работе, в образовании и в обществе.

Теплов Б.М. СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ

Б.М.Теплов

СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ1

 

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в прак­тически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индиви­дуально-психологические особенности, отличающие од­ного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отно­шении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вооб­ще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными осо­бенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как ус­ловия успешности выполнения каких-либо деятель­ностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже вырабо­таны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик, «принимая во внимание его способно­сти», мог бы иметь гораздо больше знаний. Одинаковые знания и умения в области, например, математики для опытного учителя могут у разных учеников обозначать совершенно различное: у одного при блестящих способ­ностях к математике они указывают на совершенно недостаточную работу, у другого они могут свидетель­ствовать о больших достижениях.

Мы не можем понимать способности как врожден­ные возможности индивидуума, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому су­ществу дела не могут быть врожденными. Врожден­ными могут быть лишь анатомо-физиологические осо­бенности, т.е. задатки, которые лежат в основе раз­вития способностей, сами же способности всегда явля­ются результатом развития.

Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в ос­нове развития способностей в большинстве случаев ле­жат некоторые врожденные особенности, задатки.

Понятие «врожденный», выражаемое иногда и дру­гими словами, — «прирожденный», «природный», «дан­ный от природы» и т.п. — очень часто в практическом анализе связывается со способностями.

Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разу­меет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или иной способности.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего раз­вития, так же как нельзя говорить о способности, до­стигшей своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, за­кончившей свое развитие.

Поняв, что способность существует только в разви­тии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической и теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность су­ществует до того, как началась соответствующая дея­тельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только зада­ток как анатомо-физиологический факт.

Развитие способностей, как и вообще всякое разви­тие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания воз­можности таких противоречий вовсе не вытекает при­знание того, что склонности могут возникать и разви­ваться независимо от способностей или, наоборот, спо­собности — независимо от склонностей.

Выше я уже указывал, что способностями можно на­зывать лишь такие индивидуально-психологические осо­бенности, которые имеют отношение к успешности вы­полнения той или иной деятельности. Однако не отдель­ные способности как таковые непосредственно опреде­ляют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенса­ции одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована дру­гими, высокоразвитыми у данного человека. Надо при­знать заслугой ряда зарубежных психологов, и в первую очередь Штерна в его «Дифференциальной психологии», выдвижение и разработку понятия компенсации способ­ностей и свойств.

Именно вследствие широкой возможности компен­сации обречены на неудачу всякие попытки свести, на­пример, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.

Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной спо­собностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой спо­собностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т. е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не зна­чит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха, мож­но, опираясь на другие способности — относительный слух, тембровый слух и т.д., — выработать такое уме­ние, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.

Надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом и независимо друг от друга. Каж­дая  способность  изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени раз­вития других способностей.

Исходя из этих соображений, мы не можем непо­средственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является «одаренность», понимаемая как то качественно-своеоб­разное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успе­ха в выполнении той или другой деятельности.

Своеобразие понятий «одаренность» и «способности» заключается в том, что свойства человека рассматрива­ются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Мож­но говорить только об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрений вопроса о так называемой «общей одаренности», которого мы коснемся несколько позже.

То соотнесение с конкретной практической деятель­ностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии «одаренность», обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие «одаренность» сущест­венно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под «успешным» выполнением каждой конкретной деятель­ности.



1 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Наука. —   1961. –  312 с.

Способности

Общее понятие о способностях

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной…

Общее понятие о одаренности

Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности…

Идеалистические теории способностей

Идеалистическое понимание природы способностей выражается в метафизических и механистических взглядах на значение биологических особенностей человека и внешней среды в формировании и развитии способностей…

Метод тестов

На идеалистической теории одаренности, утверждающей фатальную обусловленность способностей врожденными задатками, основан метод тестов, применяемый для измерения как общей одаренности, так и специальных способностей людей. Этот метод получил широкое применение в капиталистических странах при измерении одаренности учащихся…

Диалектико-материалистическое понимание природы способностей и их развития

Марксизм не отрицает индивидуальных различий в способностях и их значения в жизни человека. Наоборот, задача развития способностей всегда выдвигалась марксизмом-ленинизмом как одна из важнейших в построении бесклассового общества. Однако марксистская наука никогда не считала, что эта задача может быть решена только путем распределения людей по профессиям в зависимости от унаследованных задатков…

Способности, знания, умения

Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных в ходе общественно-исторической практики…

Способности и склонность

Склонностью называют направленность личности на занятие какой-нибудь деятельностью. Склонность к данной деятельности и способности к ней очень часто совпадают друг с другом, развиваются вместе…

Развитие и воспитание способностей

Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются…

Виды способностей

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Различают общие и специальные способности…

Способности, одаренность, талант

Понятие одаренности не получила общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна…

Супермены среди нас. Пять удивительных способностей обычных людей

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Невероятные способности часто связаны с генетическими изменениями и адаптацией организма к определенным условиям жизни

С людьми, наделенными невероятными способностями, мы встречаемся, как правило, только в фильмах, комиксах и научной фантастике. Однако есть вполне обычные люди, наделенные способностями, о которых большинство может только помечтать.

В одних случаях все объясняется генетической мутацией, в других — адаптацией организма человека к специфическим условиям существования и образу жизни.

Вот пять способностей, которыми обладает чрезвычайно ограниченное число людей на Земле:

1. Четкое зрение под водой

Большинство из нас, плавая с открытыми глазами под водой, видит довольно расплывчатые картины. Однако мокены — представители этнической группы, живущей на юге Таиланда и Мьянмы — исключение. Дети представителей этой народности видят под водой гораздо четче, чем мы.

Эти островитяне, которых называют морскими кочевниками, проводят большую часть года в лодках, занимаясь рыбной ловлей. Питаются они в основном морепродуктами. Знания о морской флоре и фауне помогают им выживать. Пищу они добывают в основном с помощью копий и рыболовных сетей.

Такой образ жизни объясняет, почему мокены хорошо видят под водой.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Большинство из нас не может похвастаться четким зрением под водой

Все дело в физике — в том, как происходит фокусировка глаз при контакте с воздухом и водой.

При контакте с воздухом преломление света в глазе происходит на его внешней поверхности — роговице, которая по плотности значительно отличается от воздуха. Разница плотностей воздуха и прозрачных тканей глаза обеспечивают нужное преломление.

Вода намного плотнее воздуха, и ее оптическая плотность близка к плотности роговицы и хрусталика, поэтому под водой глаз человека не способен создать нужное преломление. Лучи света достигают сетчатки, практически не отклоняясь и не фокусируясь в четкое изображение.

При подводном плавании эту проблему помогают решить специальные очки-маски — за счет создания воздушных карманов между глазом и водой.

В 2003 году в журнале Current Biology были опубликованы результаты исследования, показавшие, что у детей мокенов есть необычная способность: их зрение может перенастраиваться так, что они видят под водой почти так же четко, как и на воздухе. Похожая схема адаптации зрения есть у дельфинов.

Однако взрослые представители народности мокенов чаще всего утрачивают эту способность, так как меньше времени проводят под водой и для ловли рыбы в основном используют копья и сети.

2. Способность переносить сильные морозы

Нормальная температура человеческого тела варьируется в пределах от 36,5C до 35,7C. Это говорит о том, что человек в гораздо большей степени приспособлен к выживанию в условиях жаркого климата, чем на территориях с экстремально низкими температурами.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Организм жителей севера по-другому реагирует на холод

Но эскимосы, которые живут на севере Арктики, и ненцы, живущие на побережье Северного Ледовитого океана на территории от Кольского полуострова до Таймыра, адаптировались к экстремально низким температурам.

Их организм по-другому реагирует на холод, потому что они на биологическом уровне отличаются от нас, живущих в более теплых широтах.

Температура кожи у них выше, чем у нас. Скорость обмена веществ у них также заметно выше, чем у большинства населения планеты. У них также меньше потовых желез, благодаря чему они меньше мерзнут при низких температурах.

Такие способности переносить холод передаются на генетическом уровне. То есть, если вы не эскимос, то вы можете прожить на Северном полюсе десятки лет, но так и не научитесь меньше мерзнуть.

3. Способность высыпаться меньше, чем за шесть часов

Большинству людей требуется от семи до десяти часов сна в сутки, чтобы восстановить силы.

Однако в 2014 году исследователи из Американской академии медицины сна выяснили, что некоторым людям благодаря определенной генетической мутации требуется меньше шести часов сна в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Ученые рекомендуют спать не меньше семи часов. По их словам, людей, которым достаточно меньше шести часов сна, очень мало

Для людей с мутацией в гене DEC2 характерна более продуктивная фаза быстрого сна, из-за чего им требуется меньше времени для отдыха.

Эта же генная мутация более эффективно защищает своего обладателя от последствий недосыпа.

Недостаток сна негативно влияет на способность человека концентрироваться, а в долгосрочной перспективе может способствовать возникновению довольно тяжелых заболеваний.

Исследователи говорят, что обладателей такой мутации очень мало — всего 1% из тех, кто признается, что спит меньше шести часов.

А это значит, что если вы спите меньше шести часов и считаете, что вам этого достаточно, есть повод задуматься.

4. Более крепкие кости

Потеря костной массы — это часть процесса старения, однако у некоторых людей кости становятся более хрупкими значительно раньше определенного возраста.

Такой процесс может привести к остеопорозу и повысить риск возникновения переломов.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

У «полезной» мутации гена SOST есть и оборотная сторона — чрезмерный рост костной ткани может привести к гигантизму, деформации лица и глухоте

Однако у некоторых людей наблюдаются генетические изменения, способствующие возникновению противоположного нарушения — склеростеоза, который приводит к росту костной ткани.

Такие генетические нарушения наблюдаются у уроженцев Южной Африки европейского происхождения.

Ученые из научно-исследовательской организации Chiroscience Research and Development в городе Ботелл, штат Вашингтон, определили, что изменения связаны с мутацией гена SOST, влияющего на выработку гормона склеростина, который, в свою очередь, регулирует метаболизм костной ткани.

Исследователи надеются, что новое знание поможет им найти способы замедлить или остановить процесс потери костной массы с возрастом.

Надо сказать, что у «полезной» мутации гена SOST в этом есть и оборотная сторона — чрезмерный рост костной ткани может привести к гигантизму, деформации лица и глухоте.

5. Жизнь на больших высотах

Некоторые поселки в Андах находятся на высоте 5000 метров над уровнем моря. Обычно, когда человек попадает на такую высоту без необходимой акклиматизации, есть риск возникновения горной болезни — гипоксии, вызванной недостатком кислорода в разреженном горном воздухе.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

У представителей народности кечуа больше объем леких, позволяющий им поглощать больше кислорода. Туристы, посещающие эти районы, такими способностями похвастаться не могут

Основные симптомы начинающейся горной болезни — головокружение, головная боль, снижение кровяного давления, одышка.

Однако исследования, которые были проведены среди представителей народности кечуа и жителей Тибета, показали, что эти народы генетически более приспособлены к жизни на такой высоте, чем остальные жители планеты.

У них больше объем легких, что позволяет им получать больше кислорода с каждым вдохом. Также у них совсем другая реакция на снижение кислорода в воздухе: если мы поднимемся на большую высоту, то наш организм через некоторое время начинает пытаться компенсировать недостаток кислорода путем выработки новых эритроцитов.

Но так как мы плохо приспособлены к жизни на больших высотах, такая реакция будет хаотичной — число эритроцитов будет слишком большим. Кровь в этом случае становится слишком густой. У тибетцев и жителей Анд этот механизм работает иначе. В их крови эритроцитов вырабатывается гораздо меньше, поэтому кровь не густеет.

Эти генетические изменения довольно устойчивы и сохраняются даже тогда, когда жители гор переезжают в города и поселки, расположенные на значительно меньшей высоте.

определение способностей из The Free Dictionary

все — рыба, которая попадает в его сети Пословица, описывающая удачу того, у кого ничего никогда не пойдет наперекосяк из-за, казалось бы, врожденной способности превращать все в прибыль. Большинство рыбаков ожидают обнаружить в своих сетях нежелательных животных или мусор, но случайная рыболовная сеть переполняется только ценной рыбой. Выражение используется для обозначения человека, обладающего исключительной способностью разрабатывать неизменно успешные схемы и делать неизменно прибыльные финансовые вложения.

green thumb Способность выращивать растения выше среднего; умение успешно выращивать и размножать растения. Эта фраза и ее вариант зеленых пальцев датируются началом 1900-х годов. «Зеленый палец» подобен волшебному прикосновению, которое способствует быстрому росту. Хотя эту фразу обычно можно услышать в контексте садоводства, она может относиться к любой врожденной способности заставлять вещи расти и процветать.

«Успех с деньгами часто случается», — вздохнула она. «Чтобы она росла, нужны« зеленые пальцы ».”( Daily Telegraph , 26 апреля 1969 г.)

Держите руку в Чтобы продолжать практиковать, баловаться, поддерживать свои навыки в определенной деятельности. Выражение обычно подразумевает спорадический или периодический интерес и активность.

Знать бобы См. ЗНАНИЯ .

касание Мидаса Странная способность зарабатывать деньги; предпринимательская экспертиза. Мидасу, легендарному королю Фригии, была дарована божественная сила превращать все, к чему он прикасается, в золото.Боги освободили Мидаса от его власти, когда царь понял, что все, к чему он прикасается, включая еду и его дочь, превратилось в золото. Это выражение все еще широко используется и часто описывает способности предпринимателя зарабатывать деньги.

Пикассо с его прикосновением к Мидасу сначала попытался сделать линосную вырезку более достойной средой. ( Times, , июль 1960 г.)

Сыграйте в биту Чтобы знать, что вы делаете, чтобы знать свой бизнес. Этот бритизм происходит от игры в крикет.

рожденному См. СТАТУС .

Живописные выражения: тематический словарь, 1-е издание. © 1980 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Когнитивные способности — обзор

Двухпроцессные модели и их значение для принятия решений у пожилых людей

Когнитивные способности являются одним из возможных факторов, влияющих на производительность при выборе размера набора, а также на предпочтения, и были постулированы модели двойного процесса охарактеризовать роль когнитивных способностей в принятии решений.При принятии решений теоретики предположили, что обработка информации включает два типа процедур (например, Epstein, 1994; Kahneman, 2003): Система 1, которая относится к аффективной / эмпирической системе; и Система 2, которая относится к более совещательной / аналитической системе. Систему 1 можно рассматривать как автоматическую, не требующую усилий, жесткую, эвристическую, эмоциональную и имплицитную. Это решение, которое может быть принято почти бессознательно, например, стереотипное. Напротив, Система 2 описывается как требующая усилий, сознательная, аналитическая, медленная, гибкая и более ресурсоемкая.Это требует внимания и концентрации, таких как вычисление и сравнение вероятностей (Канеман, 2011; Станович и Вест, 2000). Обе системы могут работать одновременно, а аффективная информация также может влиять на размышление. Однако Система 2 может истощиться и стать менее эффективной при определенных усилиях. Учитывая характер принятия решений, связанных со здоровьем, разумно предположить, что такие решения будут включать как осознанные, так и аффективные компоненты.

Ряд исследователей использовали модели двойного процесса, чтобы лучше понять изменения в способности принимать решения на протяжении жизни (Peters, Hess, Västfjäll, & Auman, 2007; Peters & Bruine de Bruin, 2012; см. Также Hess, in этот том).В целом, среди тех, кто изучает старение и принятие решений, существует общее мнение, что пожилые люди будут хуже выполнять задачи, которые в большей степени зависят от процессов Системы 2, чем те, которые зависят от Системы 1, на основании выводов о том, что старение связано с нормативным снижением. в определенных когнитивных способностях, обычно связанных с Системой 2 (Peters & Bruine de Bruin, 2012). Например, изменения в оперативной памяти и скорости обработки будут более напрямую влиять на процессы обсуждения типа System 2, чем процессы типа System 1 (Evans, 2003).

Действительно, в настоящее время имеется достаточно данных, чтобы утверждать, что влияние возраста на эффективность выбора и стратегии, скорее всего, связано с процессами типа Системы 2 (например, Hanoch, Wood, & Rice, 2007), особенно когда задачи принятия решений являются когнитивными. требования или отсутствие благоприятной среды для принятия решений (Finucane, Mertz, Slovic, & Schmidt, 2005; Yoon, Cole, & Lee, 2009). Снижение когнитивных способностей затрудняет пожилым людям ориентирование в сложной среде принятия решений, требующей концентрации.Например, пожилые люди медленнее с точки зрения скорости обработки, что связано со снижением производительности при выполнении других когнитивных задач (Salthouse, 1996). Кроме того, хотя это еще предстоит изучить более глубоко, тенденция пожилых людей искать меньше информации при принятии решений может быть связана с уменьшением объема рабочей памяти (см. Обзор в Mather, 2006). Эти выводы из литературы по когнитивному старению подразумевают, что старение связано со снижением гибких способностей, таких как скорость обработки, рабочая память и исполнительное функционирование (Schaie & Willis, 2002), а именно способностей, которые характеризуют обработку и функционирование Системы 2.Знают ли пожилые люди об этих изменениях и, следовательно, с большей вероятностью будут активно предпочитать менее требовательную среду выбора, — это открытый эмпирический вопрос. Однако, независимо от предпочтений, их производительность в различных средах выбора может очень сильно снизиться, если эти среды облагают налогом процессы Системы 2.

Есть поддержка теорий двойного процесса в области принятия медицинских решений и старения. Поскольку пожилые люди, как правило, пользуются большим количеством услуг, связанных со здоровьем, больше работы было проделано в области здравоохранения, чем в других областях, связанных с принятием решений.Hibbard, Slovic, Peters, Finucane и Tusler (2001) давно интересовались способностями пожилых людей понимать информацию, связанную со здоровьем (например, страховку). В одном исследовании они оценили понимание пожилыми и молодыми людьми медицинской и финансовой информации о медицинском страховании. Их результаты показали, что пожилые люди с большей вероятностью совершают ошибки по сравнению с более молодыми людьми. Finucane et al. (2005) в соответствующем исследовании сосредоточили внимание на связи между возрастом и качеством решений, варьируя сложность задач в ряде взаимосвязанных областей: здоровье, финансы и питание.Их данные показали, что по мере усложнения задачи количество ошибок также увеличивалось, и пожилые люди испытывали даже большие трудности, чем их более молодые участники. Таким образом, можно было бы предсказать, что по мере увеличения количества вариантов выбора у пожилых людей будет меньше шансов принимать оптимальные решения по сравнению с более молодыми коллегами.

Дополнительные данные подтверждают взаимосвязь между когнитивными ресурсами и принятием решений при старении. Основываясь на серии исследований, Джонсон (1990, 1993) собрал достаточно доказательств, чтобы показать, что пожилые люди, принимая решение об автомобилях или квартирах, склонны оценивать меньше информации, чаще пересматривать информацию, им требуется больше времени, чтобы просмотреть информацию и использовать ее. более упрощенные стратегии поиска.Мата и его коллеги (Mata, von Helversen, & Rieskamp, ​​2010; Mata, Schooler, & Rieskamp, ​​2007) дали аналогичные результаты, используя несколько иные задачи. В своих исследованиях они интересовались взаимосвязью между старением и способностью использовать стратегии адаптивного принятия решений в ряде различных структур окружающей среды. В соответствии с более ранней работой Джонсона, Мата и его коллеги обнаружили, что пожилые люди часто используют меньше информации и требуют больше времени для ее оценки при принятии решений.Кроме того, пожилые люди часто использовали более простые стратегии принятия решений из-за, по мнению авторов, снижения когнитивных способностей. Метаанализ, проведенный Мата и Нуньес (2010), дополнительно указывает на то, что пожилые люди склонны использовать более эвристические стратегии принятия решений, поскольку они часто ищут и используют меньше информации в процессе принятия решений. Однако другие исследования (Hess, Queen, & Ennis, 2013; Queen, Hess, Ennis, Dowd, & Grühn, 2013) обнаружили меньшие различия в стратегиях поиска и подчеркивают важность индивидуальных факторов различия, таких как образование и среда поиска, при выборе стратегии между продолжительность жизни.Взятые вместе, эти результаты, по-видимому, указывают на то, что пожилые люди с большей вероятностью, чем молодые люди, применяют более простые стратегии в своих поисках.

Произошла ошибка при настройке вашего пользовательского файла cookie

Произошла ошибка при настройке вашего пользовательского файла cookie

Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности. Если ваш браузер не принимает файлы cookie, вы не можете просматривать этот сайт.

Настройка вашего браузера на прием файлов cookie

Существует множество причин, по которым cookie не может быть установлен правильно.Ниже приведены наиболее частые причины:

  • В вашем браузере отключены файлы cookie. Вам необходимо сбросить настройки своего браузера, чтобы он принимал файлы cookie, или чтобы спросить вас, хотите ли вы принимать файлы cookie.
  • Ваш браузер спрашивает вас, хотите ли вы принимать файлы cookie, и вы отказались. Чтобы принять файлы cookie с этого сайта, используйте кнопку «Назад» и примите файлы cookie.
  • Ваш браузер не поддерживает файлы cookie. Если вы подозреваете это, попробуйте другой браузер.
  • Дата на вашем компьютере в прошлом. Если часы вашего компьютера показывают дату до 1 января 1970 г., браузер автоматически забудет файл cookie. Чтобы исправить это, установите правильное время и дату на своем компьютере.
  • Вы установили приложение, которое отслеживает или блокирует установку файлов cookie. Вы должны отключить приложение при входе в систему или проконсультироваться с системным администратором.

Почему этому сайту требуются файлы cookie?

Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности, запоминая, что вы вошли в систему, когда переходите со страницы на страницу.Чтобы предоставить доступ без файлов cookie потребует, чтобы сайт создавал новый сеанс для каждой посещаемой страницы, что замедляет работу системы до неприемлемого уровня.

Что сохраняется в файле cookie?

Этот сайт не хранит ничего, кроме автоматически сгенерированного идентификатора сеанса в cookie; никакая другая информация не фиксируется.

Как правило, в файлах cookie может храниться только информация, которую вы предоставляете, или выбор, который вы делаете при посещении веб-сайта.Например, сайт не может определить ваше имя электронной почты, пока вы не введете его. Разрешение веб-сайту создавать файлы cookie не дает этому или любому другому сайту доступа к остальной части вашего компьютера, и только сайт, который создал файл cookie, может его прочитать.

Разнообразие способностей | LifeSpeak

Майкл Бах, сертифицированный Корнельский специалист по разнообразию, продвинутый практик (CCDP / AP)

22% канадцев и 26% американцев живут с инвалидностью, однако среди всех людей в возрасте от 25 до 64 лет вероятность быть безработными у людей с ограниченными возможностями значительно выше (41%) по сравнению с «трудоспособными» (20 %).

ПОЧЕМУ? ЧТО ВСЕ ЭТО ЗНАЧИТ И ПОЧЕМУ РАБОТОДАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ?

Начнем с терминологии; ведутся большие споры о словоблудии, которое используется в отношении разнообразия способностей, и многие работодатели не имеют ни малейшего представления о том, какие слова им следует использовать, чтобы быть инклюзивными.

Слово «способность» определяется словарем Мириам Вебстер как «качество или состояние способности», тогда как слово «инвалидность» определяется как «физическое, умственное, когнитивное состояние или состояние развития, которое ухудшает, препятствует или ограничивает способность человека выполнять определенные задачи или действия или участвовать в типичных повседневных действиях и взаимодействиях.”

Вы видите разницу в этих двух определениях? Первый не выносит суждений. Способности просто есть, и есть разные степени способностей. Во втором используются такие слова, как «ухудшает», «мешает» и «ограничивает». Если мы посмотрим на это с исторической точки зрения, слово «дис» происходит от латинского, чтобы указать на «недостаток» или «противоположность» чего-либо. Итак, слово «инвалидность» на самом деле означает отсутствие способностей или их противоположность. Сама по себе терминология предназначена для предположения, что человек с другими способностями чем-то меньше.Я воздержусь даже от определения слова «гандикап», поскольку оно оскорбительно, устарело и относится только к гольфу.

Разнообразие способностей означает «… различные способности и инвалидность. Различия в когнитивных, социально-эмоциональных и физических способностях увеличивают разнообразие способностей ». То есть у всех нас разные способности, и ни одна из них не «лучше» другой. «Трудоспособность» не делает вас «нормальным», она делает вас «обычным», потому что трудоспособных людей просто больше, чем нет.

Отчасти проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что слово «инвалидность» закреплено в Законе, в таких актах, как Закон о равенстве в сфере занятости, Закон об американцах с ограниченными возможностями, все законы о правах человека и предлагаемый Закон о доступной Канаде. Это слово используется снова и снова так часто, что оно стало приемлемой частью нашего лексикона.

Я сам отношусь к тем, кто считает себя инвалидом, в основном потому, что гораздо легче сказать: «Я живу с инвалидностью», чем «Я живу с разнообразием способностей».Разница со мной в том, что я не рассматриваю свои разные способности как что-то, что ослабляет, мешает или ограничивает меня каким-либо образом. В каком-то смысле я использую это слово как знак почета, как бы говоря: «Да, я живу с инвалидностью… что до тебя?»

Язык — забавная штука в том смысле, что он может быть невероятно мощным. Одним простым словом вы можете принизить человека и оставить его чувствовать себя исключенным, или вы можете поднять его и обеспечить, чтобы он чувствовал себя включенным.

Возьмем для примера слово «инвалидная коляска».Мы называем людей с ограниченными возможностями передвижения, людей, которые передвигаются в инвалидном кресле, «в инвалидном кресле», при этом используемое слово «в», как если бы инвалидное кресло является частью их тела. Но это не так. Это просто устройство, которое они используют для мобильности. Обувь тоже. Люди, которые могут ходить самостоятельно, используют обувь, чтобы не повредить ноги, но мы не называем этих людей «людьми в обуви». Они просто люди.

Другая часть проблемы включения разнообразия способностей — это концепция приспособления.Рассматривая людей с разными способностями, мы часто думаем о том, как нам нужно их приспособить, если и когда мы их наймем. Возможно, нам придется изменить такие вещи, как лифты, пандусы, вывески, освещение и т. Д., Чтобы люди могли получить доступ к нашим рабочим местам.

Но подумайте вот о чем: вы приносите свой стул, чтобы работать с вами? Конечно, не ! Это было бы абсурдно. Работодатели предоставляют стулья, потому что это именно то, что нужно людям. Тем не менее, примерно 288 800 канадцев и 2 человека.7 миллионов американцев используют устройства для передвижения на колесах. Им не нужен стул. Итак, разве тот стул, который работодатель не предоставляет, не является приспособлением? Если бы они его не предоставили, людям пришлось бы стоять или приносить свои, верно?

Все является приспособлением тем или иным образом, формой или формой. Кто это приспосабливает — большинство или меньшинство — меняет то, как мы воспринимаем это приспособление, с «требования» на «приятно иметь». Если свет погас, люди с ослабленным зрением часто могут продолжать работать.Что не так с этими зрячими людьми? Свет — это форма размещения? (Подсказка: да)

Почему работодатели должны волноваться? Проще говоря: талант. Около четверти населения тем или иным образом обладает разнообразными способностями, и это огромная масса безработных и частично занятых талантов. При этом не учитывается процент населения, у которого развиваются «эпизодические нарушения» (то есть они приходят и уходят, и не обязательно являются постоянными), например, количество людей, которые испытали проблемы с психическим здоровьем в результате COVID- 19.

Даже при нынешней пандемии, которая приводит к коллапсу некоторых отраслей, экономика знаний все еще сталкивается с огромной нехваткой талантов. Работодатели не могут оставить камня на камне в своем поиске талантов. Но для того, чтобы гарантировать, что они могут привлекать и удерживать людей с различными способностями, им необходимо убедиться, что они инклюзивны в своем поведении.

КАК ВЫ ПРИНИМАЕТЕ ВСЕ ГОВОРИТ О ВАС КАК РАБОТОДАТЕЛЬ

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что ваш процесс найма может стать препятствием для доступа? Подумайте о нескольких вещах:

  • Доступен ли ваш веб-сайт, отвечающий самым высоким стандартам доступности, предусмотренным Руководством по обеспечению доступности веб-контента (WCAG)? Если вы не знаете, что такое WCAG, можно с уверенностью сказать, что ответ отрицательный.
  • Спрашиваете ли вы кандидатов, требуется ли им какое-либо жилье в процессе собеседования, или вы предоставляете кандидату возможность сделать «особый запрос»?
  • Вы заранее задаете кандидатам вопросы, чтобы они могли подготовиться?
  • Вы задаете стандартные вопросы, гарантируя, что каждому кандидату будут задаваться одни и те же вопросы? Эти вопросы основаны на навыках и способностях, необходимых для выполнения работы?
  • Вы проводите групповые собеседования или заставляете кандидата возвращаться снова и снова?

Процесс приема на работу изобилует проблемами, особенно для людей с разными способностями. Однако самый важный вопрос, который вы должны задать, — готовы ли ваши рекрутеры и менеджеры по найму работать с людьми с разными способностями? Знают ли они, о чем можно и чего нельзя спрашивать? Знают ли они, как действовать, чтобы не оттолкнуть человека? Считают ли они разнообразие способностей активом, а не недостатком? Если вы не знаете, ваша работа начинается здесь.

СКОЛЬКО ШАГОВ?

В наши дни нелепо задавать этот вопрос, но доступны ли ваши объекты для всех? Это потрясающе, когда люди просто не понимают, что это значит.Во время осмотра зданий в Калгари, когда мы искали новый офис, номер, который был недоступен, хотя риэлтор сказал, что они … Я сбился со счета. Нет, недопустимо, чтобы единственный доступный вход был через гараж.

Доступность — это достоинство, и на данном этапе нашей социальной эволюции она должна быть стандартом. Поставьте себя на место человека с разнообразными способностями и задайте себе вопрос: приемлемо ли это для вас? Если бы единственный способ попасть в офис — пройти мимо мусорного бака, вы бы были довольны этим? Если бы единственная уборная, которую вы могли бы использовать, требовала, чтобы вы спустились на 25 этажей, было бы это приемлемо для вас?

Люди с разными способностями привыкли приспосабливаться к самым разным ситуациям просто для того, чтобы функционировать в обществе.А этого просто не должно быть. Посмотрите на свои объекты через призму доступности и определите, есть ли какие-либо препятствия для доступа для кого-либо, а затем устраните их.

ОБРАЗОВАНИЕ — ПУТЬ К ЭВОЛЮЦИИ

Чтобы развиваться, чтобы стать по-настоящему инклюзивными, нам нужно образование, которое поможет нам понять, что у всех нас разные способности; что все есть приспособление; и что нам нужно практиковать платиновое правило: относиться к другим так, как они хотят, и как они должны относиться к ним.

Надо понимать, что у всех разные потребности и желания. Никто не такой же. Обучаясь, мы приблизимся к пониманию этого. Обращаясь ко всем так, как с ними нужно обращаться, мы приближаемся к созданию действительно инклюзивной рабочей среды, в которой каждый может добиться успеха.

МАЙКЛ БАХ, сертифицированный Корнельский специалист по разнообразию, продвинутый практик (CCDP / AP), Майкл Бах признан идейным лидером и экспертом в области разнообразия, инклюзивности и равенства в сфере занятости, обладающий обширными знаниями передовой практики живую настройку на свою работу.Он имеет большой опыт в разработке стратегии, взаимодействии с заинтересованными сторонами, обучении и развитии, исследованиях, разработке и исполнении решений, вовлечении сотрудников, аналитике данных, оценочных картах измерения и разнообразия, целевых стратегиях найма, маркетинге и коммуникациях, группах ресурсов сотрудников, советах по разнообразию и разнообразию. -связанное законодательство. Майкл неоднократно удостаивался признания за свою работу, в том числе был назван одним из канадских чемпионов по разнообразию среди женщин влияния 2012 года.В 2011 году он был удостоен звания чемпиона по разнообразию с наградой Catalyst Canada Honors Human Resources / Diversity Leader. Он также получил награду Inspire Award 2011 как ЛГБТК-человек года и награду Out on Bay Street в 2011 году, которая будет гордиться премией LGBT Advocate Workplace. Майкл имеет сертификат последипломного образования в области управления разнообразием Корнельского университета, а также имеет звание сертифицированного специалиста по вопросам многообразия Корнелла, продвинутого специалиста (CCDP / AP). Автор Bird of Feather.

Что такое тест на познавательные способности и какое значение это имеет?

Познавательные способности важны, потому что обучение, адаптация и понимание необходимы во всех аспектах жизни человека.

Вы когда-нибудь задумывались, что такое тест на познавательные способности? В этом блоге с Джен Гарроу рассказывается о когнитивных способностях и о том, почему они могут иметь такое положительное влияние на организации и школы.

Сегодня я собираюсь обсудить один из наиболее важных атрибутов, который, как известно, влияет и предсказывает человеческие способности — Когнитивные способности .

Когнитивные способности имеют множество названий, включая IQ, «G» или общий интеллект, рассуждение или, проще говоря, «ум».Это способность человека учиться, адаптироваться, решать проблемы и понимать инструкции.

Эта способность важна, потому что обучение, адаптация и понимание требуются практически во всех аспектах жизни человека, от раннего обучения до выхода на пенсию. Больше когнитивных способностей означает большую эффективность и действенность в этих областях и, в конечном итоге, большую вероятность успеха.

Учитывая эту важность, тесты на когнитивные способности были разработаны первыми и с тех пор являются наиболее изученным типом тестов.В результате этого исследования теперь известно, что когнитивные способности можно точно измерить, задавая самые разные вопросы с разной степенью сложности. Вопросы часто включают математику, язык, аналогии и пространственные задачи.

Также в результате этого исследования было показано, что тесты когнитивных способностей являются лучшими предикторами, поскольку имеют самую высокую корреляцию с работой и успеваемостью. Тесты предоставляют объективную информацию об испытуемых, которую нелегко измерить с помощью других методов отбора, таких как собеседования, проверка рекомендаций, проверка биографических данных и самоотчеты о школе или опыте работы.Хорошая новость заключается в том, что, поскольку тесты измеряют что-то уникальное, они обеспечивают дополнительную прогностическую ценность. Комбинированная информация, используемая в сочетании с интервью и другими оценками, может дать более целостное представление о способности человека действовать.

Использование тестов когнитивных способностей в качестве инструмента выбора работы может принести организациям миллионы долларов. Доказано, что сотрудники с более высокими баллами более продуктивны и требуют меньшего обучения. С другой стороны, миллионы можно потерять, если не использовать тесты когнитивных способностей или тесты с низкой достоверностью. Низкоэффективные работники создают финансовое бремя для работодателей с большим количеством ошибок на рабочем месте, плохим обслуживанием клиентов и более высокой частотой как добровольной, так и вынужденной смены кадров.

Например, в недавнем исследовании, которое мы провели, использование нашего теста когнитивных способностей обеспечило ориентировочную ежегодную экономию более двух миллионов долларов на затратах на обучение. Кроме того, при анализе показателей продаж организация получит в среднем более шестисот тысяч долларов дохода от продаж на каждого найма в течение первых шести месяцев работы от тех, кто набрал или превысил рекомендованный балл.

Я хочу поблагодарить вас за то, что вы провели со мной сегодня несколько минут. Не забудьте посетить наш блог, чтобы увидеть больше видеороликов и полезных статей, а также подписаться на нас в Facebook и Twitter, чтобы получать новости и информацию о рабочих местах и ​​кадровых проблемах, успеваемости студентов и многом другом!

Способность, емкость, возможность — AMA Style Insider

Эти почти синонимы на самом деле означают несколько разные вещи, но для того, чтобы выявить тонкости, нужно немного придираться.

Чтобы забить первый клин, различают способность и способность . Способность обозначает фактический (в отличие от потенциального) навык, который может быть как врожденным, так и приобретенным. 1 По этому поводу Университетский словарь Merriam-Webster сокращает до сути, заявляя, что способность является «естественной способностью или приобретенным мастерством». 2 (p3) Способность , с другой стороны, обозначает потенциал для развития навыка, врожденную характеристику, которой человек либо обладает, либо не имеет, и которую нельзя приобрести или развить. 3 (Сторонники языковой чистоты могут утверждать, что емкость следует использовать только для обозначения пространства или объема, но его использование для обозначения способностей вполне приемлемо. ) Более того, в то время как способность и способность каждая может относиться либо к физическим, либо к умственным способностям, способность чаще используется в связи с умственными способностями — в частности, с «умственной или интеллектуальной принимающей способностью; способность впитывать впечатления, идеи, знания ». 4

Люди, пытающиеся уточнить эти тонкости, могут, как Уильям Кэкстон, быть склонными воскликнуть: «Мои способности недостаточны для правильного обращения с… такими предметами» 4 — но все еще усложняется.При дифференцировании способности от способности некоторые пользователи языка различают, относится ли предложение к людям / животным или к вещам (со способностью часто используется с людьми и способностью чаще всего используется с людьми или предметами) 1 ; однако это различие быстро ослабевает, и оба слова обычно используются для обозначения одушевленных или неодушевленных агентов. Например, оба слова обычно используются при обращении к неодушевленным агентам, таким как физиологические механизмы (например, «способность / способность этого пути способствовать….») Или анатомических структур (например,« Способность / способность печени очищать организм от этих токсинов… »).

Способность обозначает «качество или состояние способности» 2 (p182) , а также «способность или способность к развитию». 2 (p182) Таким образом, способность приближается к способности по значению. Однако способность дополнительно обозначает уникальную пригодность для достижения определенного конца, 1 , и эта специфика делает возможность хорошим выбором в контекстах, требующих большей степени точности.Таким образом, хотя способность слишком часто просто используется как претенциозная замена способности — слово за 10 долларов, которое было предложено, когда слово за 1 доллар выполнило свою работу, — возможность могла быть лучшим выбором в приведенных выше примерах (« способность этого пути способствовать…. »; « способность печени очищать организм от этих токсинов….»). Более того, языковые пользователи часто используют возможность вместо емкости , что, вероятно, сбивается с пути из-за «ограничения», с которого они оба начинают.Однако, в то время как использование возможности вместо способности становится все более приемлемым, особенно когда речь идет об уникальной способности достигать определенной цели, использование возможности вместо емкости обычно неверно.

Итого:

A способность = A фактический навык, умственный или физический; родной или приобретенный.

Ca p активность = P возможность развить навык, обычно умственный; родной, в отличие от приобретенной.

Capability = Уникальная пригодность для определенной цели; иногда может использоваться вместо способности , но ее использование вместо способности неверно.— Фил Сефтон, ELS

1. Способность, емкость, способность. Словарь синонимов Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс; Merriam-Webster Inc; 1984: 4.

2. Энциклопедический словарь Merriam-Webster . 11-е изд. Спрингфилд, Массачусетс: Merriam-Webster Inc; 2003.

3.Способность, емкость. В: Bernstein TM. Внимательный писатель: современное руководство по использованию английского языка . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Атанев; 1985: 5.

4. Вместимость. Компактный оксфордский словарь английского языка . 2-е изд. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета; 1991: 209.

Связанные

Тесты конкретных способностей, необходимых для работы, а не общих способностей, могут лучше предсказать производительность

ВАШИНГТОН. Новое исследование поднимает вопросы об относительной ценности тестов, используемых для выбора подходящего человека для работы. Исследование психологов Филиппа Акермана, доктора философии из Технологического института Джорджии, и Анны Чианциоло, доктора философии из Йельского университета, предполагает, что содержание работы или задачи, а не сложность, может быть ключом к прогнозированию того, насколько разные люди будут выступать. Тесты, которые измеряют определенные способности — например, четко определенные вербальные или пространственные навыки, — необходимые для данной работы, могут лучше предсказывать производительность, чем тесты, оценивающие какие-то общие способности. Эти результаты опубликованы в сентябрьском номере журнала Journal of Experimental Psychology: Applied , который публикуется Американской психологической ассоциацией (APA).

Заинтригованные противоречивыми данными об эффективных предикторах выполнения задач и выполнения работы, Акерман и Чианциоло протестировали 81 взрослого человека на когнитивные навыки, такие как распознавание образов, складывание бумаги и другие пространственные способности; числовые способности и решение задач; тесты памяти и сканирования. Психологи также получили оценку общих способностей, объединив пространственные и числовые способности. Затем Акерман и Чианчоло обучили участников использовать сложное компьютерное программное обеспечение, тренажер управления воздушным движением TRACON (Terminal Radar Approach Control), аналогичный тому, который используется в U.S. Федеральное управление гражданской авиации, Министерство обороны и другие организации.

Акерман и Чианчиоло манипулировали программным обеспечением TRACON, чтобы увидеть, насколько хорошо участники выступают в меняющихся условиях. Они увеличивали и уменьшали сложность задач, таких как количество прилетов или облетов, а также меняли их содержание, например, переход от задач, требующих от них решения пространственных проблем, к задачам, требующим от них более быстрой обработки вводимых данных.

Исследователи проанализировали использование TRACON участниками, чтобы увидеть, насколько хорошо тесты способностей предсказывают производительность в свете меняющихся условий. Согласно первому важному открытию, определенные когнитивные способности коррелировали с выполнением задачи и, таким образом, могли использоваться для ее прогнозирования. Исследователи смогли расположить участников в порядке ранжирования, параллельно оценив их способности и производительность.

Согласно второму важному выводу, изменение сложности задачи — другой аспект содержания работы — не повлияло на взаимосвязь между способностями и производительностью. Когда задачу было легче выполнить, участники с более высокими способностями имели преимущество перед участниками с более низкими способностями.В результате тесты способностей не могли предсказать, кто может лучше справиться с более или менее сложными задачами.

«Сосредоточение внимания на способностях к содержанию (таких как числовые, пространственные или вербальные), а не на общем интеллекте, может быть более ценным при прогнозировании производительности на определенных должностях», — говорит Акерман. «Мы также можем обобщить, что конкретные тесты способностей могут быть ценными предикторами производительности на рабочих местах с разным уровнем сложности, например, числовые тесты способностей, предсказывающие успех как в бухгалтерском учете, так и в бухгалтерском учете.«

Результаты, хотя и предварительные, предполагают, что батареи тестов, используемые для отбора людей для определенных работ или задач, могут лучше прогнозировать производительность, если они будут меньше сосредотачиваться на оценке общих, общих способностей и больше на содержании работы, например, на словесных способностях для выполнения работы. письмо и пространственные способности для управления воздушным движением. Акерман и Чианчоло приходят к выводу, что батареи тестов для отбора кандидатов, которые сосредоточены на содержании, могут быть более полезными, чем тесты, предполагаемые для измерения основных аспектов познания, таких как кодирование или категоризация, или чем общие тесты общего мышления.

Статья: «Детерминанты ограничений возможностей и задач при выполнении сложных задач»; Филлип Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *