Что такое страсть в психологии: Страсть — Психологос – что это такое, как проявляется и есть ли от нее польза?

Автор: | 07.02.2021

«Психология страстей»

«Страсть — это чрезмерно сильное движение души»
Цицерон

Психоанализ, так же как и «классическая» психология и философия — и даже религия! — оперирует многими понятиями, знакомыми каждому с детства: чувство, страсть, влечение. Как определяет их психоаналитик? По каким принципам они отличаются друг от друга и каково их место в нашей жизни?

От влечения до аффекта

Начнем с определений.

Влечение Фрейд определял как побудительную силу, которая воздействует на человека с определенной периодичностью. То есть это некая тяга, которая должна быть удовлетворена. Например, голод или необходимость сна. Часто сюда же относят и половое влечение, но в рамках фрейдизма это гораздо более широкое понятие, нежели просто «то, что должно быть удовлетворено».

Чувство — это душевный порыв, антипод безразличия: чувство радости, чувство вины… Чувство связано с областью воображения, ведь подчас, чтобы испытать, например, чувство нежности к кому-то из своих родных, нам достаточно представить этого человека.

Фрэнк Дикси. Ромео и Джульетта. 1884

Фрэнк Дикси. Ромео и Джульетта. 1884

Аффект — это тоже чувство, но имеющее свои особенности. Оно всегда возникает как острая реакция на что-либо, например на оскорбление. Аффект развивается стремительно, протекает бурно и сопровождается крайним возбуждением.

И наконец, страсть — она близка к аффекту, но гораздо более продолжительна. Она захватывает человека полностью: любовная страсть, страсть к наживе, жажда мщения.

«Цель гнева — быстрое насильственное уничтожение любого препятствия» Альфред Адлер

На протяжении многих веков не было единого мнения относительно того, являются ли чувства и страсти сами по себе положительным или отрицательным даром природы или бога. Ведь, например, можно испытывать чувство любви, а можно — чувство ненависти; можно испытывать «недостойную страсть» к замужней женщине, а можно страстно погрузиться в постижение Священного писания.

Вопрос лишь в векторе; а любые человеческие проявления следует рассматривать в совокупности всех их компонентов и с опорой на то, какую роль они играют в жизни конкретного индивида.

Любовь и комплексы

Поговорим о любви. С точки зрения психоаналитика, в общих чертах она складывается из нескольких компонентов:

  • половое влечение, либидо. Это самая простая и примитивная сторона, для которой, по сути, необходим лишь какой-то внешний раздражитель;
  • попытка получить недополученное в детстве. Этот компонент выходит на первый план в том случае, если субъект в детстве был лишен нормального взаимодействия с любящими родителями или был жертвой каких-то нездоровых, холодных отношений в семье;
  • желание самоутвердиться;
  • эмоциональная «наполненность».

Для того чтобы любовная жизнь человека была счастливой, нужно минимизировать при помощи психоанализа травмирующие воздействия детства и сгладить невротические проявления. Кроме того, необходима гармония чувственного (физиологического) и эмоционального компонентов.

Но, по большому счету, даже для самого основателя психоанализа Зигмунда Фрейда любовь и ее определения так и остались в числе самых «малоизученных» проявлений человека. Ведь, как утверждают философы и культурологи, любовь относится к категории вещей, которые невозможно описать и разложить по полочкам — их можно только пережить! И все же психоанализ предлагает свои пути решения проблем, возникающих в связи с этим чувством. При чем тут проблемы? Так ведь вряд ли побежит к психоаналитику человек, счастливо влюбленный и наслаждающийся этим?

«Человек, объятый сильной страстью, — страшный эгоист» Александр Герцен

Для основателя психоанализа все проявления любви — родительская, половая любовь, любовь к своим родным и друзьям, даже любовь к самому себе — это все побеги, растущие из одного корня, «…выражение одних и тех же побуждений первичных позывов». Нам это может показаться странным: как можно сравнивать, например, любовь маленького ребенка к своей матери и супружеские отношения? С точки зрения психоанализа — можно, ведь, как мы помним, основой человеческих проявлений остается одна и та же энергия — либидо, — имеющая, в том числе и сексуальную окраску. Она проявляется в любом возрасте, и все дело лишь в том векторе, который она приобретает.

Невроз (или, в широком смысле, связанная с неправильным развитием проблема) возникает тогда, когда происходит сбой определенных этапов созревания человека. Приведем пример на основе уже известных вам выводов Фрейда о взрослении ребенка. Младенец получает удовольствие, находясь на руках у матери и питаясь ее молоком, то есть его «центры наслаждения» связаны с областью рта, это и есть та самая «оральная фаза», о которой уже шла речь. Ребенок не знает самоограничений, он «насквозь чувственен» (ох, как критиковали Фрейда блюстители морали за такой развратный взгляд на ребенка!). Но в то же время его генитальная область неразвита, и ни о каких сексуальных отношениях речь, естественно, не идет.

Жан-Леон Жером. Пигмалион и Галатея. 1890

Жан-Леон Жером. Пигмалион и Галатея. 1890

По мере взросления у ребенка появляются другие возможности получать удовольствие, но в то же время на него начинают действовать культурные требования окружающего мира. Ведь как минимум странно будет выглядеть подросток, прижимающийся к материнской груди! Но «первичные позывы к удовольствию» никуда не деваются, они должны находить выход, иначе психика человека уподобится кипящему котлу с плотно закрытой крышкой. Рано или поздно произойдет катастрофа. Либидо должно получать удовлетворение, и это произойдет либо путем выстраивания отношений с противоположным полом, либо, например, путем сублимации — если, скажем, человек захочет посвятить себя богу и стать иконописцем.

Но что происходит, если по какой-то причине (например, чрезмерно обожающая мать, не желающая отпускать ребенка от себя) он застревает в этой фазе? Мы получим взрослого человека, неспособного идентифицировать себя, не умеющего любить, ведь возникает страшное противоречие между взрослением, требующим высвобождения сексуальной энергии, и неспособностью отойти от привычных, но ставших уже нездоровыми и уродливыми отношений.

«Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, как была испокон веков», — писал Фрейд.

Так что же, любовь для психоаналитика — исключительно половое чувство? Нет. Высказывания Зигмунда Фрейда отражают ту двойственность, которую психоанализ приписывает любви. Ведь, по сути, с точки зрения психоаналитика, любые проявления человеческой природы могут быть как со знаком плюс, так и со знаком минус:

  • «Чтобы не заболеть, нам необходимо начать любить»;
  • «Жестокость и половое влечение связаны между собою самым тесным образом».

В своей книге «Очерки по психологии сексуальности» Фрейд писал: «Никогда мы не оказываемся так беззащитны перед лицом страдания, чем когда любим — и никогда не бываем так безнадежно несчастны, как потеряв любимое существо и его любовь…»

Так как же увязать между собой фрейдовское понимание любви как порождения либидо и любви как защиты от невзгод, светлой и радостной? Дело в том, что в работах самого Зигмунда Фрейда очень мало говорится о том, как могут быть связаны любовь половая и любовь духовная, возвышенная. А ведь с тем, что две этих «разновидности» присутствуют, например, в счастливом браке, не спорит никто! Поэтому надо признать, что в работах Фрейда рассуждения на тему связи «любви телесной и любви возвышенной» практически нет. Эту тему рассматривали и углубляли уже его последователи, например Эрих Фромм. Именно психоанализ более позднего, послефрейдовского этапа и привел к появлению выводов, с которых начиналась эта подглавка.

Густав Климт. Поцелуй. 1908

Густав Климт. Поцелуй. 1908

Очень интересны с точки зрения психоанализа зависть и ревность. Вспомните теорию Альфреда Адлера относительно комплекса неполноценности. С точки зрения большинства психоаналитиков, именно этим комплексом объясняется возникновение зависти. Например, у одного человека есть загородный дом, у другого — нет. И этот другой завидует тому, у которого он есть. В большинстве случаев человек осознает только короткую цепочку умозаключений «У меня нет, у него — есть. Это обидно». Но с точки зрения психоанализа эту цепочку нужно продлить следующим образом: «У него есть, у меня — нет. Это потому, что я не в состоянии заработать деньги на покупку загородного дома». То есть подоплекой выступает комплекс неполноценности. Если завистник остановится на этой стадии, не осознает, что его чувство вызвано именно этим комплексом, и не направит усилия на то, чтобы исправить ситуацию (в идеале — купить такой же загородный дом и даже лучше!), зависть съест его изнутри.

«…ревность — это результат сильного и глубокого чувства неполноценности» Альфред Адлер

Особый случай — зависть, возникшая на почве явной социальной несправедливости. Ведь отсутствие загородного дома может объясняться не только нежеланием или неумением зарабатывать! Но в этом случае нужно искать другие объекты для «переключения» и для прорабатывания комплекса неполноценности, а также восстановления уверенности в себе.

Бывают и более сложные случаи, когда зависть начинает приносить удовольствие, в этом случае она сродни мазохизму и избавиться от нее без помощи специалиста крайне сложно.

К зависти по своему «содержанию» очень близка ревность. Не зря распространена точка зрения, согласно которой ревность — это в первую очередь проявление неуверенности в себе у самого ревнивца. Человек сомневается не столько в верности любимого (любимой), сколько в собственной привлекательности, состоятельности, способности любить. Параллельно с этим возникает страх одиночества: «а что, если я никому больше не буду нужен?» Ведь не зря первые сильные проявления ревности встречаются у маленького ребенка, который боится быть оставленным матерью. Например, на детской площадке он может закричать и заплакать, если его мама проявила внимание по отношению к какому-то другому ребенку.

Мы привели лишь два примера. Но, наверное, этого достаточно, чтобы убедить вас: исследование человеческих чувств, страстей и влечений с точки зрения психоанализа — очень интересное направление.

Поделиться ссылкой

Страсть и любовь, Что это такое в психологии

Самые незабываемые переживания связаны у нас с любовью и физическим влечением. В моменты любви мы переполнены светлыми эмоциями, вдохновлены и счастливы. Мир наполнен красками, когда любим мы и любят нас.

Страсть и любовь – невероятно разные эмоции, они восхитительны и положительно на нас влияют. Бывают ситуации, когда мы не можем различить – любим мы или лишь испытываем сильное влечение к человеку. А некоторые люди вообще путают два этих ощущения. Так что такое страсть?

Что это

В психологии физическое притяжение – это сильное влечение, которое сопровождается желанием овладеть объектом притяжения.

Влечение можно испытывать не только к людям, но и к идеям, мыслям, предметам и занятиям. В такие моменты мы отключаем разум и не видим реальность – мы полностью, с головой окунаемся в чувство притяжения, мы способны на безумные поступки, которые раньше казались невозможными.

Чувство притяжения возникает в нашей жизни очень часто, и очень незначительное число людей может справиться с таким эмоциональным потоком, но все же многие способны взять свои эмоции под контроль. Каким бывает это чувство и каковы его разновидности, мы опишем далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Стремление к своему хобби. В момент занятия любимым делом вы не отвлекаетесь ни на что, а полностью погружаетесь в исполнение задуманного. Вы находитесь на грани своих физических и психологических возможностей.
  • Тяга к экстремальным желаниям. В экстремальные моменты люди испытывают сильный выброс в кровь адреналина. При этом перехватывает дыхание, начинают неметь конечности, люди не могут перевести дух. Это пьянящее состояние для тех, кто не любит жить скучно.
  • Влечение к человеку или сильное сексуальное влечение. В момент ощущения влечения у человека расширяются зрачки и он пребывает в возбужденном состоянии. Очень часто чувство притяжения принимают за любовь.

Рекомендуем: Что такое эдипов комплекс?

Это чувство не длится долго, но в такой момент организм находится на пределе своих возможностей, это пик самых острых ощущений. В основном люди не могут быть сдержанными в момент влечения – как определить, испытываете вы страсть или любовь, мы расскажем ниже.

  • При виде желанного объекта у человека появляются необъяснимые эмоции. Это чувства волнения, тревоги и радости встречи в одно и то же время. В момент встречи человек не может передать свои эмоции, при этом его эмоциональное состояние положительное.
  • У человека появляются разного рода желания. Хочется делать что-то безумное и невозможное, сила стремления заставляет людей совершать то, что раньше им казалось не под силу.
  • Постоянное желание находиться рядом с предметом своего желания. Страсть сближает людей посредством тактильного контакта.

Как вернуть влечение к партнеру

Во время длительных отношений порой чувство влечения по отношению ко «второй половине» нас покидает. На смену этому чувству приходит нежное и заботливое чувство любви.

Но нередко люди расстаются, думая, что чувства прошли. Не стоит принимать поспешных решений, мы расскажем вам, как вернуть страсть в отношения с вашим любимым человеком. Постарайтесь следовать этим советам.

Пришло время разбудить вашу память. Вспомните, какими вы были в момент начала отношений с вашим партнером. Вспоминайте абсолютно все детали, «по чуть-чуть» собирая это в уникальную картину вашей любви.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Психологическая совместимость — это

Что вы делали для своего любимого человека? Вы флиртовали и заигрывали, вы были веселы и счастливы, вы дарили подарки и хотели удивлять. Вы звонили при любом случае, чтобы услышать голос и сказать что-то приятное, заставляя своего партнера улыбнуться. Вы готовы были дарить цветы и носить на руках, вы излучали прекрасное, вы делали человека счастливым.

Знаете, что вы должны сделать далее? Станьте проще, простота – это первый шаг на пути к любому великому делу. Просто сделайте шаг навстречу вашей «второй половине» – не ждите отдачи, просто действуйте.

Вызывайте у партнера трепетные чувства, пройдитесь по общим воспоминаниям. Проведите вместе вечер и вспомните, как вы познакомились, как стали жить вместе, как вы впервые поцеловались. Вызовите нежность и приятную ностальгию у партнера.

Расскажите своему партнеру о том, что вы в нем любите. Расскажите, что вас радует, когда человек присутствует рядом с вами. Расскажите, какие у вас эмоции, когда ваш партнер вас целует или обнимает. Расскажите, что происходит у вас внутри. Расскажите, как замирает ваше сердце, когда он к вам прикасается.

Рекомендуем: Что делать, если мужчина охладел?

Пригласите своего партнера на свидание, добавьте в ваши отношения яркости и новых ощущений. Займитесь чем-нибудь новым, полетайте на воздушном шаре, заведите собаку или кота без раздумий. Сделайте что-то безумное, но вместе. Спросите у партнера, что хотел бы сделать он, какие его самые сокровенные и чудные мечты. Сделайте это вместе с ним, и не важно, что это будет. Подарите ему счастье от исполнения мечты. Поддержите безумство, просто сделайте это, и не важно, что о вас подумают.

Флиртуйте с партнером, ведите себя так, как будто вы только что встретились. Далее ваше подсознание сделает все за вас. Оно подарит вашим отношениям новое физическое влечение друг к другу. Оживите свои отношения, начните жить и любить.

Станьте снова влюбленными, удивляйте и поддерживайте идеи партнера, когда он чего-то желает. Быть простым и открытым – это очень сильное качество, но им мало кто пользуется.

Будьте проще и любите, дарите прохожим улыбки, срывайте цветы с клумб и дарите их любимым. Создайте легкость в своей жизни, и она проявится во всем. Автор: Инна Рыкберг

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

СТРАСТЬ — это… Что такое СТРАСТЬ?

– вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.

   З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.

   Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».

   В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».

   С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.

   Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».

   При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.

   Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».

   
* * *
– сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. С. м. б. принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком С. является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение С. и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. В то же время, С. может толкнуть человека на безрассудные поступки.


* * *
(первоначально «страдание, томление») – сильное чувство, необузданное желание, душевная жажда.

Ты молода и не знаешь всех опасностей, Ольга. Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна (И. Гончаров, Обломов).

И вдруг она опять целовала и обнимала меня, опять страстно и нежно прижимала свое лицо к моему. Я уж более ни о чем не думал и ничего не слышал. Голова моя закружилась… (Ф. Достоевский, Игрок)

Ср. «Песню певца за сценой» из оперы А. Аренского «Рафаэль», испанский танец из балета П. Чайковского «Щелкунчик».

Доискивайся, чем преодолеть свою страсть (Ефрем Сирин).


* * *
сильно выраженная потребность и Увлеченность человека чем-либо или кем-либо, Сопровождаемая глубокими и сложными чувствами по отношению к соответствующему объекту.


* * *

сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению на предмете с. всех ее устремлений и сил.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Страсть, Психология – Гештальт Клуб

Есть несколько явлений в психической  жизни человека, которые   подавляющее большинство относят к составляющей сексуальности.  Если людей спросить, а что такое «страсть», многие не раздумывая ответят, что это такая сильная любовь. Прямо люблю-жить-не-могу. Правда потом  они замечают, что есть и другое значение – «страсть к какому-то делу».

Валлерленд  (2008) определил страсть, как сильную склонность к  определенной целенаправленной деятельности или к предмету. Кроме того страсть окрашена сильными эмоциональными переживаниями, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

Страсть любовная или сексуальная людьми не так чтобы сильно приветствуется. Есть  такое прилагательное, которое «прилагается» к страсти, “безумная». И есть в этом что-то сумасшедшее и неприятное. Многие согласны иметь страстного партнера, но не 24/7, а так, временами.

 

А вот страсть к какому-то делу, массы волнует в гораздо большей степени.  Немало людей считают, что если ты чем-то профессиональным занимаешься без страсти, то это  значит, что ты просто тратишь свое время зря. Это все просто несерьезно, а поэтому надо это немедленно бросить.  А ты, вроде как, просто лжец и притворщик, который прикидывается профессионалом.

 

С одной стороны есть в этом доля истины. Люди, которые страстно любят свое дело или профессию гораздо больше ею удовлетворены, и делают бОльшие успехи. С другой стороны, если страсти нет, то  из этого совершенно не следует, что дело нужно бросать.

 

Да и страсть  страсти рознь. Выделяют страсть гармоничную  и обсессивную. В первом случае страсть охватывает всю личность, и человек психологически растворяется в процессе.  И это не ужас-ужас, а выход за пределы своей карты мира, творческий процесс, в результате которого создаются кардинально новые предметы и идеи. Т.е. это одно из необходимых свойств креативности.

 

Во втором случае, страсть является причиной страдания. На человека давят условия и обстоятельства. Он «должен» что-то делать, ибо если он перестанет предаваться страсти, то у него сильно нарастает тревога. Это уход от действительности и решения своих проблем, своего рода зависимость. Тут с творчеством и самовыражением получается очень туго. Новаторство вполне возможно, но размах совсем не тот. И кроме того, в этом случае человек очень часто «сгорает», у него случаются провалы в работоспособности и нервные срывы. Затем человек начинает себя пилить, потому что «ни дня без строчки», а если строчки нет, то ты не творец, а подделка. Далее личность выволакивает сама себя на путь креатива и «творит» из-под палки до нового срыва

Считается, что наличие страсти у человека является чем-то врожденным или же  продуктом  тяжёлого труда. Если будешь себя макать лицом  в «любимое дело», приговаривая «я тебя заставлю родину любить», то со временем найдешь в деле и удовольствие. На самом деле люди больше себя приучают к маканию лицом, чем к любимому делу и именно там обретают удовольствие.  Но профессиональную деятельность это ни на грамм не улучшает.

А уж если тебе не досталось страсти по наследству, то гены у соседа поносить не возьмешь, поэтому судьба твоя – статист и винтик в машине жизни, у руля которой совсем другие люди.

 

Люди очень делают очень многое для того, чтобы страсть убить, и не точным выстрелом, а забивают  ее годами  насмерть.  Сил в этот процесс вкладывается много. Опять же обратимся к детству. Немало детей оцениваются родителями не вполне психически здоровыми, если вдруг начинают заниматься чем-то очень долго и настойчиво.

 

 Ребенок строит что-то  из кубиков целый день и вызывает тревогу мамы.  В доме есть машинки, мягкие игрушки, чего это он застрял на кубиках? Ведь нужно же всестороннее развитие!

 

Читает одну и ту же книжку? А между тем в доме целая библиотека! Пора читать что-то более продвинутое. Толстой на полке скучает.

 

Любит один кружок или секцию? А как же разнообразие? А еще мало стихов ребенок знает, играет  мало в подвижные игр и т.д. и т.п.

 

В общем, ребенок  теряет драгоценное время детства, когда мозг еще ко многому способен зря и этому надо противостоять.

 

«Потеря времени» очень взрослое понятие. В процессе творческой деятельности ощущение времени пропадает. Ребенку это не очень важно. Дети жалеют часто только о том, что наступил вечер,  и пора идти домой ужинать. Страх не успеть или потерять контроль  ограничивают возможность развития состояния страсти и увлеченности.

 

Но  способность к страсти не пропадает. Это чувство очень связано с нашим  глубинным, истинным «Я» и аутентичностью. Страсть к делу можно вполне развить. Как это можно сделать?

Необходимо вносить позитивные чувства и находить плюсы во все, чем вы занимаетесь.  Н

Страсть. Что такое страсть и как её распознать

Слово «страсть» довольно распространенное сегодня. Оно не является новоизобретенным, как, например, «лазер» или «компьютер», или заумным, редким. которое может вызвать массу вопросов. Но все же это слово, как и любое, характеризующее область чувств, имеет много отенков, и стоит разобраться, каких именно.

страсть что такое

Что это за чувство

Что же такое страсть? Толковый словарь русского языка Ефремовой дает следующее толкование этому понятию: «страсть» — это сильное чувство, которое возникает на инстинктивном уровне. Это сильное увлечение, тяга или склонность к чему-либо.

Согласно толковому словарю Дмитриева, значение слова «страсть» определяется следующим образом: сильное чувство, физическое или сексуальное влечение одного человека к другому. Также это здоровый интерес к какому-нибудь занятию, профессии.

Толковый словарь Ушакова определяет схожим образом термин «страсть». Что такое страсть? Это очень сильное чувственное влечение, которое возникает у человека подсознательно, инстинктивно.

Таким образом, проведя литературный анализ, можно с уверенностью утверждать, что это все-таки чувство.

Семь самых страшных страстей человеческих

Также довольно часто этот термин употребляется не для описания влечения к человеку, а для описания его тайных желаний, которые невозможно обуздать.

страсть это

К таким страстям относятся семь смертных грехов человечества. Многим известна эта легенда. К списку грехов относятся: гордыня, чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев и похоть.

Эти семь чувств и деяний потому относят к страстям, что их довольно тяжело сдержать. Каждый из нас много раз в жизни гневался, иногда неосознанно завидовал, или слишком гордился собой, чревоугодничал или ленился, это само собой разумеющийся факт. И это еще один критерий к понимаю того, что же это за чувство — страсть.

Страсть и любовь в подростковом возрасте

Все люди в жизни рано или поздно познают чувство страсти. И очень часто случается так, что путают его с любовью. Почему это происходит?

Особенно часто это случается в юном возрасте, когда молодые люди и девушки впервые начинают испытывать чувства к противоположному полу. Тогда подростки путают страсть с любовью и часто сами себя этим запутывают. Ведь тинэйджеры испытывают, скорее, страсть. Что такое в этом возрасте значат чувства? В данном случае их можно сопоставить с влюбленностью. Это как розовые очки. Речь совсем не идет о сексуальном влечении. Девочки влюбляются в мальчиков, а мальчики — в девочек. Но настоящее чувство любви они начинают испытывать в уже более сознательном возрасте.

«Взрослые» страсти

Если говорить о взрослых людях, то стоит отметить, что страсть у мужчин и женщин проявляется немного по-разному.

значение слова страсть

Мужчины в данном вопросе более вспыльчивы и реактивны. Если мужчина испытывает страсть к женщине, объекту своего желания, то он очень быстро возбуждается, кровь приливает к мозгу, образно говоря. Мужчина пытается использовать все доступные ему методы и способы, чтобы удовлетворить своё желание как можно быстрее.

А вот когда женщина испытывает страсть, её действия более размеренны. Женщины склонны много думать о разных вещах и проводить анализ. Поэтому, как правило, дама добивается объекта своего желания менее импульсивно, возбуждается эмоционально медленнее, старается держать ситуацию под контролем, сдерживая страсть. Что такое явление может привести к негативным результатам — она догадывается.

Разумеется, иногда случается и наоборот. Люди разные, и каждый по-своему может повести себя, нехарактерно, независимо от того, мужчина это или женщина. На это влияют такие факторы, как эмоциональное и физическое здоровье, темперамент, образ жизни человека или события, которые произошли или происходят в жизни.

Как распознать страсть

Как и в подростковом возрасте, взрослые люди также склонны путать понятия «любовь» и «страсть». Что такое любовь во взрослой жизни, уже становится более понятно. Что это не только веселье, вечный конфетно-букетный период, но еще и постоянная работа над собой, компромиссы, уступки и взаимопонимание. А вот страсть — чувство более легкомысленное и безответственное.

чувство страсть

И часто можно подумать, что, испытывая непреодолимую тягу к человеку, мы его любим. Но нужно четко понимать, что любовь – это духовная близость двух людей, а страсть – это чувство, основанное на желании.

Есть два базовых отличия этих чувств:

1) Проявления чувства. Разумеется, отношений между людьми, мужчиной и женщиной, без страсти не бывает. Но есть разница. Если отношения строятся на страсти, то в таком тандеме, как правило, люди не учитывают желаний других людей, а только свои, поскольку страсть — это эгоистичное чувство.

2) Быстротечность. Страсть возникает быстро, и способна быстро «улетучиваться» в зависимости от разных факторов воздействия на человека. В большинстве случаев, когда человек добивается желаемого, страсть затухает. Это и есть её отличие от любви. Но иногда случатся и так, что страсть перерастает в более сильное и глубокое чувство.

Таким образом, каждый немного по-своему может понимать и выставлять рамки для понятия «страсть»: что такое увлечение, тяга, влюбленность, а что такое настоящая любовь.

СТРАСТЬ — это… Что такое СТРАСТЬ?

  • страсть — страсть, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • страсть — Страсть …   Словарь синонимов русского языка

  • Страсть — Страсть  многозначный термин: Страсть  одно из чувств человека. Страсть  в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсти  музыкальное… …   Википедия

  • Страсть — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • СТРАСТЬ — жен. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. ·в·знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти ·св. мучеников. Страсти ради нищих и… …   Толковый словарь Даля

  • страсть — [любовь] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? страсти, чему? страсти, (вижу) что? страсть, чем? страстью, о чём? о страсти; мн. что? страсти, (нет) чего? страстей, чему? страстям, (вижу) что? страсти, чем? страстями, о чём? о страстях 1 …   Толковый словарь Дмитриева

  • Страсть —  Страсть  ♦ Passion    Личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию. Душа подчиняется телу, как говорили классики, т. е. той части себя, которая не… …   Философский словарь Спонвиля

  • СТРАСТЬ — 1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той …   Толковый словарь Ушакова

  • страсть — СТРАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому н. 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что н. 3. Крайнее увлечение, пристрастие …   Толковый словарь Ожегова

  • страсть — См. горячность, любовь, очень пылать страстью… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… …   Словарь синонимов

  • Страсть (чувство) — это… Что такое Страсть (чувство)?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Страсть.

    Страсть — сильное, стойкое, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи.[1]

    Чаще всего объектом страсти служит сексуальный партнёр, в таком случае слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к этому партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви.[2]

    Также слово «Страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще.[3][4]

    В древнегреческой философии

    В стоицизме

    По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идет о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом[5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности»[6]. То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.

    В платонизме

    Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.

    В аристотелизме

    С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать[7].

    В религиях

    В православии

    В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные, противоестественные движения души, заключающиеся в ее увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, прп Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»[8]

    Страсть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).

    Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

    Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).

    Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

    В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

    1. Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
    2. Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем, что не всегда безгрешно.
    3. Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
    4. Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
    5. Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетенное состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».

    Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

    Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].

    Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся проявлениями первородного греха.

    В католичестве

    В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».

    Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

    В индуизме

    В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.

    Примечания

    1. Ожегов С. И. Страсть // Толковый словарь русского языка.
    2. Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 2010.
    3. Дмитриев Д. В. Страсть // Толковый словарь русского языка.
    4. Ушаков Д. Н. Страсть // Толковый словарь русского языка.
    5. Цицерон. О пределах добра и зла, III, 35
    6. J.M. Rist, Stoic Philosophy, Cambridge, 1969, p. 26-27.
    7. Аристотель. Никомахова этика, II, 4-5 (1105b, 1106b)
    8. Преподобный Нил Сорский. О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ
    9. Страсть. Азбука веры

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *