Дифференциальная психология это: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

Автор: | 05.08.1978

Содержание

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
        отрасль психологии, изучающая индивидуальные и типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19—20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетич. и математич. методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Гальтон, который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин «Д. п.» (1900). Первыми крупными представителями Д. п. были А. Бине (Франция), А. Ф. Ла-зурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и др.

        В Д.п. широко применяются теста — как индивидуальные, так и групповые: они используются для определения умств.

различий, а с изобретением т. н. проективных тестов — для определения интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие некоторые общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количеств. вариации в психологич. свойствах отд. индивидов.

        Вопрос о причинах психологич. различий явился предметом острейших дискуссий на протяжении всей истории Д. п. и прежде всего — проблема соотношения биологич.и социальнокультурных факторов в формировании индивидуальных особенностей человека. В 50— 70-х
гг.
20 в. для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов — как экспериментальных, так и математических. Совершенствуется техника статистич. анализа тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кет-тел, Великобритания), изучается роль ценностных ориентации личности, детально выявляются психологич. аспекты возрастных и половых различий. Наряду с различиями между индивидами в умств. отношении широко исследуются различия в творч. и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере мотивации. Изучаются корреляции между психологич. свойствами, с одной стороны, и физиологическими — с другой
(У. Шелдон, Г. Айзенк — Великобритания, Б. М. Теплов — СССР)
.

        Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; V i ё г о n П., La psychologic differentielle, P., 19622; Anastasi A., Differential psychology, ?. ?., 19583.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
раздел психологии, в котором рассматриваются индивидуальные различия душевных свойств, предрасположений, напр. психология типов, возрастные или половьге особенности, различные способности и т. д. Термин ввел В.Штерн (W.Stern, Die differetielle Psychologie, 1911). Первыми крупными представителями этой отрасли были Бине (Франция), Лазурский (Россия), Кеттел (США) и др.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

.

  • ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ
  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Полезное


Смотреть что такое «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:

  • Дифференциальная психология —   раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология …   Википедия

  • дифференциальная психология — (от лат. differentia различие) отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения Д. п. явилось внедрение в психологию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2 я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дифференциальная Психология — раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном . В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные… …   Психологический словарь

  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. differencial psychology). Раздел психологии, изучающий индивидуально психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных людей, так и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (вторая половина XIX в.), термин введён В. Штерном (1900). Крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной… …   Энциклопедический словарь

  • Дифференциальная психология — психология, сосредоточенная на изучении индивидуальных различий реагирования и поведения. * * * (от лат. differentia – различие) – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дифференциальная психология —         отрасль психологии (См. Психология), изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.… …   Большая советская энциклопедия

  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также гене тич. и матем. методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Галыпон… …   Российская педагогическая энциклопедия


Дифференциальная психология, ее особенности и методы — Блог Викиум

Дифференциальная психология направлена на изучение психологического различия у представителей разных социальных, возрастных и классовых групп. Подобный метод существенно отличается от других, где обычно занимаются поиском общих характеристик.

Автором данного направления является Уильям Штерн, благодаря которому и было придумано само понятие. Безусловно, ранее учеными также проводились различные исследования в области дифференциальной психологии, однако, работы не связывались между собой. Основной задачей исследования индивидуальных различий является изучение самой личности, ее интересов, интеллекта, а также способностей и ценностей.

Основные задачи дифференциальной психологии

Возникновение и развитие дифференциальной психологии привело к тому, что она определила основные задачи, направленные на решение проблемы. Цель этого направления заключается в следующем:

  • разработка теоретической базы диагностики в области психологии;
  • поиск принципов возникновения различий между людьми;
  • изучение различий, а также причин их появления;
  • тщательный анализ появления типов;
  • анализ распределения признаков по группам.

Дифференциальная психология смогла стать основным направлением во многих областях. Ее активно используют криминалисты, судьи, а также работники сферы образования и кадров.

В дифференциальной психологии применяют 4 основных метода, с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Метод общенаучный

Он подразумевает наблюдение и эксперимент. Используя наблюдение, специалист целенаправленно описывает поведение человека в той или иной ситуации. Преимуществом данного метода является восприятие человека как целостной личности, а также сбор фактов, которые основываются исключительно на естественном человеческом поведении.

К недостаткам можно отнести невозможность повторного наблюдения за человеком. Также не слишком удобным является способ фиксации результатов (описание со слов специалиста).

Если же общенаучный метод подразумевает использование эксперимента, он проводится в специальных условиях и направлен на получение научных знаний. Используя эксперимент, ученые целенаправленно вмешиваются в жизнь человека. Основным достоинством эксперимента является то, что, в отличие от наблюдения, его можно применять множество раз.

Методы психогенетические

Общенаучные методы специалисты используют во многих отраслях психологии, психогенетические же применяются исключительно в дифференциальной. Предметом исследования здесь являются наследственные факторы.

Генеалогический метод изучает семьи и родословные испытуемых. Специалист составляет генеалогическое древо, в котором степень родства идет на убывание по мере уменьшения сходства. Близнецовый метод подразумевает изучение поведенческих реакций близнецов и двойняшек.

Методы исторические

Предметом изучения в этом случае являются великие люди, которым удалось внести вклад в развитие чего-либо. По структуре подобный метод делится на биографический, дневниковый и автобиографический.

Методы психологические

К психологическим методам можно отнести самонаблюдение и самооценку. Самонаблюдение заключается в том, что человек самостоятельно изучает свои психологические процессы, что способствует лучшему пониманию самого себя. Недостатком такого метода является субъективизм, приводящий к необъективной оценке.

Самооценка также отражает психические особенности личности, но при этом они являются более стабильными. Однако далеко не каждый человек может полностью раскрыть свои качества, что приводит к поверхностному изучению. Достоинством данного метода является анонимное проведение теста, например, с помощью специальных анкет.

В психологии не существует теории, позволяющей полностью познать человеческую сущность. Для того чтобы максимально изучить личность, специалисты должны прибегать сразу к нескольким методикам, комбинируя их между собой. Понять лучше свои эмоции и эмоции окружающих поможет курс «Эмоциональный интеллект».

Читайте нас в Telegram — wikium

Дифференциальная психология — Этапы развития дифференциальной психологии

Дифференциальная психология — это отрасль науки, изучающая индивидуальные различия в психике отдельных людей и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психических изменений.

Индивидуализация — это свойство всех живых существ. Даже допсихические формы жизни демонстрируют значительный диапазон различий, но эти различия влияют на структуру и функционирование организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентации в нем, различия стали затрагивать все формы деятельности живых существ.

Индивидуальные различия в психике существуют не только у человека, но и во всем животном мире, причем различия внутри вида зачастую больше, чем между видами. Например, самая умная крыса может действовать более эффективно в одной и той же ситуации обучения, чем самая глупая обезьяна, которая находится выше крысы на эволюционной лестнице. У серых гусей есть проявления социального поведения, которые традиционно считались свойственными только человеку, пока не попали в поле зрения замечательного этолога К. Лоренца (крик триумфатора, указывающий на избирательность в выборе пары, случаи супружеской верности в течение сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такая особенность человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдаемая у приматов, как показали эксперименты В. Келера), часто отсутствует в области социального интеллекта (например, родители, «разделившие» право на общение с ребенком после развода, часто полностью утрачивают способность к «двухпутевой» арифметике и тем самым сохраняют общие интересы). Следовательно, индивидуальная изменчивость может действительно перекрывать межгрупповую и межвидовую изменчивость. То есть, человек предстает, прежде всего, как личность.

В каждом человеке есть что-то общее для всех людей, что-то родственное некоторым из них и что-то свойственное только одному из них. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с феноменом индивидуальных различий и проводим ежедневную психодиагностику людей, с которыми общаемся. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием нерешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, развитым понятийным аппаратом и наличием объективных методов сбора научных фактов, объективностью и степенью обобщения. Если сравнивать научные знания с искусством, которое так или иначе доступно каждому, то искусство основано на интуиции, поэтому оно субъективно и оказывает эмоциональное воздействие. Наука отличается от религии как способа познания человеческой души тем, что религия следует догмам и основана на вере, тогда как наука стремится к доказательству и постоянно обновляется в процессе самоопровержения. Следовательно, концепции, которые когда-то были признаны ложными, время от времени возвращаются в науку.

До недавнего времени психология, как и любая молодая наука, стремилась раскрыть общие законы психики, проработать проблемы с общих позиций. И в поисках общего, как правило, терялась уникальность индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психики, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а из этого источника ошибок затем возникла проблема изменчивости психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к дифференциально-психологическому аспекту.

Этапы развития дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все другие научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) три этапа: донаучное знание, научная парадигма знания и гуманистическая парадигма. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением знаний о мире и низким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей с помощью экспериментальных данных и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называется номотетическим). Возникновение свойств и закономерностей не всегда принимается во внимание. Пренебрежение научными «происшествиями» обычно воспринимается как свидетельство молодости науки, для которой единичное явление ценно тем, что оно может быть представителем определенного типа явлений и может привести к открытию универсального принципа или закона. Поэтому единственное число имеет относительную ценность для развития познания.

Гуманистическая парадигма, с другой стороны, фокусируется на уникальности изучаемого явления, не отказываясь от статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий индивидуальные характеристики явления как его главную ценность, называется идиографическим). «…Дифференциальная психология будет иметь перспективу достичь стадии спокойного развития только тогда, когда она эмансипируется от породившей ее науки — общей психологии», — писал В. Штерн в 1911 году. Можно сказать, что это уже произошло. Здесь совершенно неизбежен исторический подход, то есть рассмотрение явлений в их становлении, анализ и прогнозирование их последствий.

Доминирование гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, знанию понимания и описания. Таким образом, дифференциальная психология возникла вполне естественно из общей психологии, в рамках которой она долгое время существовала под названием психологии индивидуальных различий. По мере того, как возрастало значение частного в общем, объектом изучения становилась индивидуальность (ср. марксистское определение личности не как абстракции, присущей индивиду, а как совокупности социальных отношений).

Дифференциальная психология также имеет свою предысторию, в ходе которой некоторые области донаучного, эмпирического мышления даже приобрели собственное имя. Например, характерология пыталась свести различия между людьми к простым типам, то есть она занималась созданием классификаций по различным причинам, анатомическим и физиологическим, а также психологическим, таким как способность человека принимать страдания. И. Кант и И. Банзен были представителями характерологии. Другое течение, психогностика, выявляло и устанавливало взаимосвязи между определенными движениями, анатомическими особенностями и свойствами характера человека. Естественно, в центре внимания были различные природные характеристики человека. Таким образом, в рамках физиогномики, основанной Ж. Лаватером, черты характера, мимика и даже простое изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), разработанной Ф.А. Галлом, стремились определить характеристики человека по форме черепа. Сторонники графологии, науки о письме, которой, в частности, занимался аббат И.Мишон. Они диагностировали признаки индивидуальности на основе написания букв, наклона, нажима и других особенностей точных движений человека, отраженных в его почерке.

Термин «дифференциальная психология

Термин «дифференциальная психология» был введен немецким психологом В. Штерном в его работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. Некоторое время следующие термины использовались как синонимы: Характерология (И. Банзен, Э. Лука), обозначающая сегодня область знаний о характере; этология (Дж. Ст. Милль), занимающаяся в настоящее время наукой о поведении; индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), обозначающая сегодня адлерианскую ветвь психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию.

Первыми крупными представителями новой научной школы были А. Бине, Ж. Кеттелл, Ф. Гальтон, В. Штерн; в России — А.Ф. Лазурский. Основными методами исследования были сначала индивидуальные и групповые тесты, тесты различий в умственных способностях, а позже — проективные методы измерения установок и эмоциональных реакций.

Психология индивидуальных различий всегда находилась под влиянием практики — педагогики, медицины, промышленной психологии. А его формирование в самостоятельную науку стало возможным благодаря следующим условиям.

Введение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь стало открытие В. Вундтом в 1879 году первой экспериментально-психологической лаборатории, где он начал изучать психические процессы, особенно апперцепцию, в экспериментальных условиях (но с помощью интроспективного метода). Очень скоро после этого подобные лаборатории были открыты и в других странах Европы и Америки. Не менее важным для развития позитивистской психологии было выведение основного психофизического закона Фехнера-Вебера (E = const In R, где sensation — величина ощущения, а stimulus — величина стимула), благодаря которому «светлая» и «теневая» стороны жизни были связаны довольно простой алгебраической зависимостью. Этот научный факт является показательной иллюстрацией непостижимости научных путей, ведь Фехнер, по своему убеждению «полнокровный идеалист», как писали о нем в доперестроечный период, своими исследованиями хотел как минимум укрепить позиции материализма.

Еще в 1796 году благодаря мнимой ошибке ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции как психологическое явление (наблюдение было основано на методе «глаз и ухо», который требует координации зрительной и слуховой информации). Двадцать лет спустя кенигсбергский астроном Бессель (1784 — 1846) прочитал об этом случае в своих научных отчетах и заинтересовался вопросом индивидуальных вариаций в показаниях разных наблюдателей. Это был главный аргумент в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс с временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как одновременное (одномоментное) явление. Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов. Сегодня трудно реально оценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия способов объективного наблюдения за психикой они были поистине революционными: стало возможным изменять, измерять и оценивать психику.

Однако после того, как психология освободилась от комплекса неполноценности, связанного с признанием ее как науки, экспериментальный метод, по мнению известного современного исследователя А. Анастази, несколько затормозил развитие интереса к отдельным психическим явлениям, которые активно изучались на донаучном этапе.

Классификация методов в дифференциальной психологии

Метод, в переводе с греческого, означает путь, путь познания. Чтобы получить представление об индивидуальных различиях в психике, используются различные методы сбора данных. В животном мире это проще — там в основном используется метод искусственного отбора. У человека, к счастью, это пока не практикуется, но статистическое изучение сходств и различий может быть использовано, особенно когда условия воспитания разнообразны. Для разных стадий индивидуальности (которые будут обсуждаться в следующих главах) могут использоваться разные методы, и они могут быть классифицированы в соответствии с различными дихотомиями.

В зависимости от типа используемого опыта различают интроспективные методы (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные методы (основанные на объективном, измеряемом результате).

В зависимости от активности воздействия мы различаем наблюдение и эксперимент.

По степени обобщения полученных закономерностей номотетические (к общему, психология объяснения) и идиографические (к единичному, психография, психология понимания).

В зависимости от устойчивости — изменения изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (при которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, а объяснение — к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и научной парадигмы отразилось и в предпочтениях методологического аппарата, используемого исследователем. В настоящее время эта конфронтация смягчается.

Однако два наиболее серьезных методологических вопроса в дифференциальной психологии, которые затрагивают все экстрасенсорные методы, остаются нерешенными. Первый заключается в следующем: Поскольку психические атрибуты даны непосредственно только самому субъекту, как может следователь проникнуть из себя в психический мир другого человека? Этот вопрос поднимает проблему аналогии или интерпретации в психологических исследованиях. Второй вопрос касается соответствия между физическими знаками, которые даны непосредственно только исследователю, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматики (симптом используется для оценки психической причины). Таким образом, поиск максимально валидных методов психологического исследования является постоянно решаемой и все еще актуальной задачей.

Методы, используемые в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические методы.

Общенаучные методы представляют собой модификацию с точки зрения психологической реальности тех методов, которые используются во многих других науках.

Наблюдение — это целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого выносится профессиональное суждение.

Существуют различные виды наблюдения.

Преимущества метода в том, что 1) собираются факты о естественном поведении человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, и 3) отражается жизненный контекст субъекта.

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение средовых и наследственных факторов в индивидуальных вариациях психологических признаков.

Генеалогический метод — это метод изучения семей, семейных деревьев, который использовал Ф. Гальтон, когда писал свою книгу «Наследственная гениальность». Предпосылки для использования этого метода следующие: Если признак является наследственным и закодирован в генах, то чем ближе родственные связи, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель-отец и брат-сестра). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства должно быть меньше сходства в (предположительно) наследуемых признаках.

Существуют определенные правила составления родословных, символов и обозначений. Человек, для которого создается семейное дерево, называется пробандом (нем.: Proband). Члены семейного древа располагаются в линиях, соответствующих поколениям, от самого раннего до самого позднего; дети также располагаются в пределах одной линии в порядке рождения.

В психодиагностических и психотерапевтических целях иногда используется вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, помимо родственных отношений, фиксируются отношения психологической близости (ближние — дальние), конфликты, установки семейного сценария. Генограмма создается как минимум для одной семьи в течение трех поколений и позволяет прояснить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить и о социальном наследовании).

При методе приемных детей в исследование включаются дети, которые были отданы биологическим родителям как можно раньше, приемные родители и биологические родители. Поскольку дети с биологическими родителями имеют 50% общих генов, но не разделяют условия жизни, и, напротив, дети с приемными родителями не имеют общих генов, но разделяют экологические характеристики жизни, можно выводить породу с признаками, основанными на наследственности и окружающей среде. Интересующий признак изучается в парах (ребенок — биологический родитель, ребенок — приемный родитель). Мера сходства указывает на характер качества.

Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, сегодня он признан самым чистым методом психогенетики.

Близнецовый метод использовали Э. Торндайк, Р. Заззо. Среди близнецов есть монозиготные (развившиеся из одной яйцеклетки и поэтому имеющие идентичный генный набор) и дизиготные (похожие по своему генному набору на обычных братьев и сестер, разница лишь в том, что они родились в одно и то же время). 1. метод контрольных близнецов заключается в попарном сравнении однояйцевых и разнояйцевых близнецов. 2. метод близнецовых пар, заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, которые часто образуют замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, так что близнецы образуют так называемую «тотальную личность». 3. в методе контрольного близнеца один из близнецов подвергается формирующему воздействию, а другой нет, и фиксируется время появления способности. Если способность в конечном итоге проявляется в одно и то же время, это можно отнести к фактору созревания. Аналогичные эксперименты по приучению к горшку годовалых детей и развитию лазания по лестнице описаны Т. Бауэром. 4. Метод разделенных однояйцевых близнецов используется в социальных катастрофах, когда обстоятельства помещают близнецов в совершенно разные среды. Сходство характеристик связано с фактором наследственности, различие — с фактором среды.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Роль ИПО в генезе агрессии в зависимости от характера криминальной ситуации
  2. Сознание и деятельность
  3. Эпигенетическая теория Э. Эриксона
  4. Предпосылки манипулятивного поведения личности
  5. Профессиональный стандарт психолога
  6. План воспитательной работы в коллективе
  7. Коммуникативные характеристики умственно отсталых подростков
  8. Активные эмоции — Мышление и его закономерности
  9. Основоположник русской педагогической психологии
  10. Детские страхи по возрастам

Дифференциальная психология | Понятия и категории

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — раздел психологии, посвященный изучению индивидуальных и групповых психологических различий. Термин «дифференциальная психология» установился не сразу. Ещё до его появления такие отрасли психологии, как «характерология», «этология», «индивидуальная психология», «специальная психология», по сути охватывали с большей или меньшей полнотой предмет дифференциальной психологии. Как наука дифференциальная психология возникла и оформилась в связи с тем, что законы общей психологии приобретали всё более и более относительный и спорный характер, что при установлении этих законов полностью игнорировались индивидуальные и типологические различия людей. Термин «дифференциальная психология» введён немецким психологом В. Штерном в 1900 году. Современная дифференциальная психология изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной дифференциальной психологии, ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально- типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических факторов в виде основных свойств нервной системы; это изучение ведётся ныне в рамках дифференциальной психофизиологии, возникшей благодаря работам Б.М. Теплова и его сотрудников на базе концепции типов и свойств нервной системы И.П. Павлова. Современная дифференциальная психология широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т. ч. методы корреляционного, регрессивного, дискриминантного и факторного анализов. Данные дифференциальной психологии имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности, профотбора и профориентации.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 194-195.

Дифференциальная психология это (методы, задачи)

Никто не возьмется отрицать, что существуют общие закономерности и принципы функционирования человеческой психики. Однако так же сложно спорить и с тем, что на эту общую основу накладываются особенные, уникальные черты, благодаря которым в мире существует такое поразительное разнообразие характеров и судеб.

Эти черты обусловлены особенностями работы нервной системы, типом темперамента, принадлежностью к тому или иному возрасту, полу, определенной расе, национальности, культуре… Они и составляют предмет дифференциальной психологии. Говоря терминологическим языком, дифференциальная психология изучает индивидуальные, типологические и групповые проявления психических различий.

Процесс становления науки

Вообще, дифференциальная психология — наука относительно новая. Название ее официально зафиксировано в 1900 году, а автором его стал немецкий психолог Вильям Штерн (он же ввел термин «интеллектуальный коэффициент», IQ). Однако, как и в случаях со многими другими дисциплинами, история развития дифференциальной психологии, вернее ее предпосылки, прослеживаются еще с античной эпохи. Так, в «Государстве» Платона говорилось о важности разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей.

Тем не менее вплоть до второй половины XIX века исследования были несистематическими и не связанными друг с другом. Все изменилось, когда психологи начали активно применять экспериментальные методы, и в 1879 году была открыта экспериментальная лаборатория, предназначенная специально для нужд психологии. В проводимых экспериментах были отчетливо видны расхождения между разными людьми, которые на первых порах списывались на отклонения и погрешности в опытах.

Кроме того, интерес к индивидуальным различиям вырос из-за распространения теории Дарвина: с помощью сравнительного анализа его современники пытались объяснить изменчивость и отбор у организмов разных видов. Фрэнсис Гальтон, один из последователей Дарвина, перенес эту схему исследования с животных на человека. Впоследствии было признано, что Гальтон (наряду со Штерном) выступил как основоположник новой дисциплины.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Социальная психология

В научном мире отмечались все новые достижения. Так, развитие генетики способствовало росту экспериментальных работ в области наследственности. В конце века психологические исследования стали проводиться с использованием статистических и математических методов.

Все это привело к тому, что накопленные знания об индивидуальных, а затем и групповых различиях оформились в самостоятельную отрасль знаний. В целом же, как считается, этапы развития дифференциальной психологии не отличались от других дисциплин.

Сначала она прошла период донаучного знания, затем развивалась в русле естественнонаучного подхода, который требует опоры на экспериментальные данные и характеризуется значительным уровнем обобщения. Наконец, на современном этапе можно говорить о гуманитарной парадигме (совокупности научных установок), для которой главной ценностью становится уникальность изучаемого феномена.

Рекомендуем: Психопатология — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Интересно, что основатель дифференциальной психологии Штерн настаивал на том, что эта наука будет полноценно развиваться тогда, когда освободится от влияния общей психологии, в русле которой она первоначально развивалась. Это как раз и подразумевает гуманитарная парадигма.

Задачи и методы их решения

Предмет и задачи дифференциальной психологии тесно связаны. Дисциплина, изучающая психические отличия, свои задачи в основном направляет на следующее:

  • Определить закономерности и принципы возникновения этих различий.
  • Изучить особенности их проявления.
  • Исследовать особенности выделения типов в разнообразных классификациях.
  • Разработать теоретическую базу психодиагностики.

Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно. Данные дифференциальной психологии с успехом применяются при отборе персонала (а также для профориентации), в криминалистике и судебной практике, в образовательном процессе, в психотерапии.

Рекомендуем: Особенности групповой терапии

Как же психолог этого направления собирает нужную ему информацию? Методы дифференциальной психологии можно представить в виде отдельных групп. Кратко опишем их.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Во-первых, применяются общенаучные методы, то есть такие способы познания, которые используются во всех дисциплинах, но в каждой обретают свои особенности. В дифференциальной психологии к таким относятся моделирование (воссоздание психологического состояния или настроения), а также наблюдение и эксперимент.

Отличие психологического эксперимента от физического, химического или другого состоит в том, что происходит столкновение как минимум трех субъективных взглядов на мир: подопытного, исследователя и автора методики. Это может привести (и обычно приводит) к субъективности результатов.

Наблюдение и эксперимент в некотором смысле можно противопоставить друг другу. Как известно, наблюдение предполагает невмешательство исследователя в процесс, и это можно считать одним из недостатков метода: психолог вынужден пассивно ждать, причем не обязательно, что он дождется именно тех явлений, которые ему нужны.

Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда

Эксперимент же как раз и состоит в том, что ученый целенаправленно вызывает или заставляет сильнее проявляться те черты, которые его интересуют. Но в таком случае необходима специальная техника, чаще всего создаются особые лабораторные условия – таким образом, психолог занимается, скорее, изучением искусственно созданной реальности, а не естественной.

Во-вторых, в дифференциальной психологии широко применяются психогенетические методы. Они помогают изучить соотношение наследственных и средовых факторов (влияний извне) в вариативности психологических качеств. Как пример использования такого метода можно привести исследование разлученных близнецов, исследование детей и их приемных и биологических родителей и другое.

В-третьих, дифференциальная психология приветствует использование исторических методов или методов изучения документов, как еще называют эту группу. Какие документы анализирует психолог? Биографию или патографию (описание болезней), автобиографию, дневники, на современном этапе часто используются видеозаписи.

Последняя группа — это собственно психологические методы. Их множество и они разнообразны: одни предназначены для выявления наклонностей группы людей, другие максимально индивидуализированы. Интроспективные методы интересны тем, что испытуемый наблюдает или оценивает сам себя.

Психофизиологические методы требуют использования специальной техники (электроэнцефалография, измерение времени реагирования и другие). Социально-психологические методы — это опросы, анкетирование, беседы, а также социометрическое изучение статуса личности в социальной группе. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

1.3. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии

1.3. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии

Во второй половине ХХ в. в нашей стране из дифференциальной психологии выделилось новое направление – дифференциальная психофизиология, фундаментом для возникновения которой стало созданное И. П. Павловым учение о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы.

И. П. Павлов попытался связать типы темперамента, предложенные Гиппократом, с определенным сочетанием типологических особенностей свойств нервной системы. Так, он считал, что сангвиник – это человек с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, флегматик – с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, холерик – с сильной, но неуравновешенной (в сторону преобладания возбуждения) нервной системой, а меланхолик – человек со слабой нервной системой.

Кроме того, И. П. Павлов разработал концепцию двух сигнальных систем у человека. Исходя из соотношения между ними, он говорил о художественном и мыслительном типе людей.

Дифференциальная психофизиология – это научная дисциплина, возникшая на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Как уже говорилось, она занимается индивидуальными (присущими индивидууму) и типическими (присущими группе людей, объединенных по какому-либо характерному для них признаку) различиями между людьми. Психофизиология изучает нервные механизмы психической деятельности. Соответственно дифференциальная психофизиология рассматривает зависимость индивидуальных психологических особенностей поведения, деятельности, общения человека от его биологической природы.

Наряду с общетеоретическим направлением в изучении свойств нервной системы, которое было свойственно лаборатории Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына, в 1960–1980-е гг. исследователи старались выявить роль типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в спортивной, учебной и трудовой деятельности. Эти исследования проводились в научных коллективах Пермского педагогического института, Казанского и Санкт-Петербургского университетов, Института общей, возрастной и педагогической психологии АПН РФ, Российского педагогического университета им. А. И. Герцена, в институтах физической культуры. Накопленные факты о связи эффективности деятельности, например, в спорте высших достижений создали основательную базу для дальнейшего развития дифференциальной психофизиологии как научной дисциплины, помогли понять природные предпосылки максимального проявления человеком своих возможностей.

Изучение типологических особенностей проявления свойств нервной системы у множества людей различных профессий и занимающихся разными видами спорта помогло выделить типологические особенности этих свойств в качестве психофизиологических критериев, которые необходимы для проведения профориентации и профотбора. Кроме того, это позволило сформулировать принципы прогнозирования эффективности деятельности с учетом таких типологических особенностей. Следовательно, осуществлен значительный шаг вперед в выяснении соотношения у человека биологического и социального, стало также явным не только теоретическое, но и практическое значение дифференциальной психологии.

Существует некий соблазн разграничить сферы дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии и считать, что личностные различия людей – это прерогатива первой, а индивидные различия – второй дисциплины. С теоретической позиции это верно. Однако в практическом отношении обе научные дисциплины тесно переплетаются. Помимо всего прочего, причисление какого-либо аспекта к области одной из них зависит во многом от позиции автора. Если он считает, что его задача – простое описание психических различий между людьми, то выбирает дифференциальную психологию; если же исследователь стремится обнаружить биологические корни имеющихся различий, он становится как бы уже дифференциальным психофизиологом. Однако и в первом и во втором случае авторы могут изучать одно и то же психическое явление: способности и одаренность, различия в познавательных процессах, потребности и склонности и т. д. Поэтому так часто наблюдается повторение тем в книгах, посвященных как дифференциальной психологии, так и дифференциальной психофизиологии.

Вообще, последнюю можно рассматривать с двух сторон: в качестве самостоятельной научной дисциплины и как часть дифференциальной психологии. Поэтому неудивительно, что «чистые» дифференциальные психологи вынуждены включать в свои книги темы сугубо биологические (дифференциально-психофизиологические), скажем – наследственность, телосложение, конституциональные типы, темперамент, эмоции (см., например, книги А. Анастази, 2001; А. В. Либина, 2000).

В определенной мере это вполне оправдано, поскольку рассмотрение существующих между людьми различий только с социальных позиций, осуществляемое, например, гендерной и этнической психологией, входящих в дифференциальную психологию, искажает истинные причины изучаемых половых и этнических отличий. Вопрос заключается только в том, насколько полно, систематично и адекватно раскрываются в подобных книгах дифференциально-психофизиологические аспекты проблемы. В объемном труде А. Анастази, разрекламированном в качестве одного из лучших классических учебников по дифференциальной психологии, ничего, в частности, не говорится о разработанном в нашей стране дифференциально-психофизиологическом направлении в изучении типических различий (но зато имеется глава об умственной неполноценности, как будто предметом этой дисциплины является установление различий между нормой и патологией).

С другой стороны, «чисто» дифференциально-психофизиологический подход к человеку может способствовать недооценке роли социальных факторов в установлении причин различий между людьми, т. е. биологизаторскому уклону. Поэтому комплексное рассмотрение таких различий с учетом данных двух научных дисциплин – более верное решение, чем подчас искусственное разделение вопроса по различным «сферам» Нельзя забывать, что человек един, а разделение психологии на разные дисциплины – условно.

Итак, что же интересует дифференциальную психологию? Первое, на что указывает А. Анастази, – количественное исследование индивидуальных различий в поведении; выяснение того, какова природа этих различий и насколько они велики. Второе – анализ природы и свойств большинства традиционных групп, маргинальных и гениальных людей, различающихся по расовым, половым, национальным и культурным признакам. К сожалению, объем данной книги не позволяет хотя бы кратко изложить вопросы, касающиеся расовых, национальных и культурных различий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ответы на вопрос «43. Предмет и задачи дифференциальной психологии.»

 

Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна — это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

 

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий (рис. 1).Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Задачи дифференциальной психологии:

1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.

2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку — половому, возрастному, расово-этническому и др.

3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип — симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий (более подробно — см. тема 8). В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий — типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

 

Что такое ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (индивидуальные различия)? определение ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Индивидуальные различия) (Словарь психологии)

Область психологии, связанная с поведенческими различиями между людьми и группами людей, включая, среди прочего, пол, расу, национальность, культурные и социально-экономические различия. Важность индивидуальных различий давно признана. Антропологические исследования показывают, что многие должности в дописьменных культурах — вождь племени, священник, знахарь — основаны на особых талантах.Платон описал идеальную республику, в которой граждане будут проверены в раннем возрасте и обучены для работы в государстве в соответствии со своими способностями. По мере того, как общество становилось все более сложным и идея разделения труда становилась все более и более необходимой, становилось все более и более необходимым оценивать и классифицировать людей на основе способностей, интересов и личности, поскольку это был единственный способ помочь им реализовать свой потенциал. и приносить максимальную пользу обществу. Кроме того, по мере того, как технологии общения и передвижения становились все более развитыми, национальности, расы и социальные группы были приведены в более тесный контакт друг с другом, и это привлекло внимание к проблеме групповых, а также индивидуальных различий.Эти исторические события составляют общую основу дифференциальной психологии, но более конкретные события превратили ее в научную дисциплину. Дарвин показал, что виды сильно различаются по способам адаптации к окружающей среде и что некоторые особи обладают уникальными характеристиками, которые позволяют им конкурировать и выживать. Гальтон провел некоторые из первых исследований индивидуальных вариаций навыков и способностей, измеряя зрительную дискриминацию с помощью планки Гальтона и диапазон слышимости с помощью свистка Гальтона.Экспериментальные психологи обратили свое внимание на количественные исследования сенсорных порогов и двигательных способностей, а также помогли разработать полезные статистические концепции, такие как среднее значение, отклонение и корреляция. Примерно в 1890 году Кеттелл разработал тесты для измерения различий в памяти и времени реакции, а в 1905 году Бине создал первый тест интеллекта. С этого момента были разработаны тесты практически на все черты и способности, и был исследован широкий спектр человеческих различий и сходств.Эти исследования позволили нам лучше понять уникальность личности и различия как внутри групп, так и между группами всех видов. Теперь мы понимаем, что многие из различий между расами, национальностями и полами были слишком резкими, поскольку существует значительное совпадение между группами практически по любой характеристике, которую можно назвать, и различия внутри этих групп всегда больше, чем различия между их. Изучение различий также привело к постоянному совершенствованию сырой классификации 1.Искусственная мать. Выросшая в изоляции от своей настоящей матери, эта обезьяна цепляется за теплую махровую «суррогатную мать», даже если она может получить пищу только от «матери» из холодной проволоки. 2. Является ли манипуляция основным побуждением? Подобно детям, обезьяны разбирают вещи без какой-либо видимой награды, кроме самого «обезьяны». Решения, решения, решения. Обезьяна слева должна периодически нажимать на рычаг, чтобы обе могли избежать легкого поражения электрическим током. Рычаг справа не подключен и вскоре игнорируется.Обезьяна слева заболевает язвой, но не справа. Могут ли животные думать? Эту утку приучили отличать треугольник от других фигур.

Дифференциальная психология как область будущей карьеры

Введение

Психология изучает поведение людей на трех разных уровнях. Это характеристики, общие для всех людей, уникальные характеристики, общие для группы людей, и характеристики, уникальные для каждого человека. Это означает, что, хотя есть определенные характеристики, общие для всех людей, есть те, которые делают каждого человека уникальным.Как студент-психолог, я заинтересован в изучении любой дисциплины, которая подчеркивает индивидуальные различия и то, как эти различия влияют на личность. Как объясняет Гордон (2006), мне необходимо понимать возможности карьерного роста в этой перспективной области и, следовательно, заниматься соответствующими предметами. Это не только позволит мне приобрести соответствующие навыки, но и улучшит карьерные перспективы. Что касается моих карьерных целей, я выбрал Дифференциальную психологию. Дифференциальная психология объясняет разницу между личностью и поведением.У каждого человека разные взгляды, предпочтения и ценности. Эти вариации определяют поведение каждого человека. Кроме того, на поведение человека также влияют другие аспекты, такие как возраст, размер тела, пол, интеллект, IQ. Дифференциальные психологи утверждают, что эти переменные определяют, как каждый человек реагирует на раздражители. В этом случае дифференциальная психология влияет на персонализированную медицину, а также на психологию образования (Maltby and Macaskill, 2007).

Мы напишем индивидуальное эссе

специально для вас

всего за 16 долларов.05 11 $ / страница

308 сертифицированных писателей в Интернете

Узнать больше

Дифференциальная психология в отношении персонализированной медицины и образования

Как объяснялось ранее, эта дисциплина дает мне навыки, которые позволяют мне понять, как реагируют люди иначе раздражители. Реакцию на раздражители также можно объяснить вариациями генов. В свете этого люди с проблемами психического здоровья по-разному реагируют на конкретное лекарство, и поэтому каждому пациенту необходимо индивидуальное лечение (Revelle, Wilt, and Condon, 2010; Maltby and Macaskill, 2007).Кроме того, в образовательном учреждении способность учащегося к обучению определяется такими элементами, как возраст, IQ, интеллект, отношения и личные предпочтения. Несмотря на то, что существуют общеобразовательные мероприятия, которые позволяют эффективно учиться в школах, есть специальные ученики, которым требуются индивидуальные методы обучения. Сюда входят исключительно одаренные ученики, а также ученики с трудностями в обучении. Таким образом, дифференциальная психология становится актуальной для педагогической психологии (Woolfolk, Winne, and Perry, 2006; Maltby and Macaskill, 2007).

Дифференциальная психология: теоретическая перспектива

Чтобы эффективно изучать дифференциальную психологию, я должен понимать ее теоретические взгляды. Ревелль, Уилт и Кондон (2010) утверждают, что существует множество теорий, с помощью которых понимается дифференциальная психология. Хотя большинство этих теорий полностью разработаны, теория чувствительности к подкреплению проходит эмпирическую проверку. Теория чувствительности к подкреплению занимается объяснением личности человека и лежащих в основе сложных различий между людьми с точки зрения биологии, познания и поведения.Эта теория носит в основном описательный характер и пытается объяснить, как эмоциональные, когнитивные, а также поведенческие модели приводят к появлению уникальной личности (Revelle, 2006). Таким образом, чтобы лучше понять, как биология, познание и поведение влияют на личность, я решил сосредоточиться на этой теории.

Теория чувствительности к подкреплению имеет множество теоретических недостатков. Например, то, как исследователи воспринимают теорию, зависит от методов исследования исследователя и лежащих в основе представлений.Это означает, что теория чувствительности к подкреплению имеет множество и часто противоречивых концепций. Кроме того, большинство экспериментов проводится на крысах, а не на людях. Таким образом, возникает несколько проблем. Например, в реальной жизни были подняты вопросы о применимости таких результатов к людям. Кроме того, этика проведения исследований на животных и интерпретация результатов применительно к людям равносильна приравниванию людей к животным. Более того, существуют заметные проблемы, связанные с измерением личностных конструктов с использованием этой теории.Несмотря на то, что теория пытается ссылаться на биологические и концептуальные конструкции, реально невозможно связать биологические основы, предлагаемые в этой теории, с концептуальными конструкциями, такими как эмоции и восприятие (Revelle, 2006). Корр (2001) далее добавляет, что один из критических недостатков этой теории — непримиримые различия между индивидуальной реакцией на стимулы и ожидаемой реакцией экспериментатора. В сочетании с тем фактом, что большинство экспериментов проводится на животных, это может создать юридические проблемы, особенно если эти результаты используются для описания личностных различий людей.

Помимо теоретических проблем, обозначенных выше, существуют также вопросы о том, учитывает ли теория чувствительности подкрепления социально-культурную чувствительность при определении личностных различий. До недавнего времени не было предпринято попыток интегрировать базовые теоретические основы с социокультурными аспектами. Корр (2008) достигает этого, изолируя темперамент человека (устойчивые атрибуты, определяющие поведение человека) от характера (инстинктивные атрибуты, определяющие поведение человека).И на темперамент, и на характер прямо или косвенно влияют преобладающие социокультурные установки. Это означает, что социокультурные перспективы обычно влияют на формирование личности человека.

В свете этих проблем я в первую очередь сосредоточусь на том, как будущие исследования должны решать эти проблемы, с особым акцентом на персонализированную психиатрическую помощь, а также на педагогическую психологию. Совершенно необходимо заявить, что проблемы с теорией чувствительности к подкреплению никоим образом не опровергают эту теорию.Напротив, они предлагают возможности для будущей исследовательской работы. В частности, исследователи должны улучшить методы измерения как биологических, так и концептуальных конструкций с целью получения точных результатов, которые можно использовать не только для описания личности, но и поведения человека (Revelle, 2006).

Заключение

Крайне важно заявить, что дифференциальная психология — очень важная дисциплина, которая позволяет потенциальным экспертам в области психического здоровья, а также педагогам-психологам получить более глубокое понимание того, как биология, познание и поведение влияют на личность.С особой ссылкой на теорию чувствительности к подкреплению можно описать индивидуальные различия, комбинируя различные конструкции, а именно биологические, концептуальные и поведенческие. Несмотря на наличие заметных теоретических и практических недостатков, они предоставляют потенциальному дифференциальному психологу возможности для дальнейшей исследовательской работы. Совершенно необходимо заявить, что дифференциальная психология занимается индивидуальными различиями и тем, как генетический состав человека влияет на эти различия.В свете этого врачи должны разработать соответствующие методы лечения, адаптированные для каждого человека.

Получите свою
100% оригинальную работу
по любой теме

всего за
3 часа

Узнать больше

Точно так же преподаватели должны разработать методы обучения, учитывающие уникальные способности каждого ученика к обучению. Это означает, что дифференциальные психологи должны сыграть свою роль в том, чтобы дать возможность как экспертам в области психического здоровья, так и педагогическим психологам понять индивидуальные различия.Выявленные ранее теоретические недостатки открывают возможности для будущих исследований. Поэтому интересно посмотреть, как эти возможности для будущих исследований позволяют глубже понять индивидуальные различия. Кроме того, будущие исследования должны устранить существующие недостатки в измерении биологических и концептуальных конструкций. Следовательно, дифференциальным психологам следует разработать новые методы для измерения этих построений. Эти методы нацелены на получение достоверных результатов, которые позволят им показать взаимосвязь между биологией, концепцией и поведением, а также улучшить понимание личностных различий.Такие знания жизненно важны для педагогов и врачей, поскольку они могут понять, как физические и аффективные атрибуты определяют личность и влияют на реакцию на раздражители. Таким образом, дифференциальная психология предлагает возможности для роста в таких дисциплинах, как медицина и образование.

Справочный лист

Corr, P. (2001). Теория подкрепляющей чувствительности Дж. А. Грея и разочарование без вознаграждения: теоретическая заметка о ожиданиях в реакциях на поощрительные стимулы .Интернет.

Корр, П. (2008). Теория подкрепляющей чувствительности личности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Гордон В. (2006). Консультации по вопросам образования и карьеры. Нью-Йорк: Джосси Басс.

Мальтби, Дж. Дэй, Л. и Макаскилл, А. (2007). Личность, индивидуальные особенности и интеллект . Лондон: Pearson Education.

Ревелл, В. (2006). Вклад теории чувствительности к подкреплению в теорию личности. Интернет.

Вулфолк А., Винн П. и Перри Н. (2006). Педагогическая психология . Торонто, Канада: Пирсон.

Мы напишем на заказ
эссе
специально для вас
!

Получите первую бумагу со скидкой
15%

Подробнее

Пример бесплатного эссе по дифференциальной психологии

Очерк, Страницы 2 (388 слов)

Дифференциальная психология изучает различия в поведении людей.

Это отличается от других аспектов психологии тем, что хотя психология якобы изучает отдельных людей, современные психологи часто изучают группы или биологические основы познания. ПРИМЕР При оценке эффективности новой терапии среднюю эффективность терапии в одной лечебной группе можно сравнить со средней эффективностью плацебо (или хорошо известной терапии) во второй, контрольной группе.

Не теряйте время
Получите свое эссе на

«Дифференциальная психология»

Получите качественную бумагу

помогает студентам с 2016 года

В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.Это связано с тем, что психологические исследования зависят от статистического контроля, который определяется только для групп людей. Психологи, специализирующиеся на индивидуальных различиях, обычно проявляют интерес к индивидуумам при изучении групп, ища измерения, общие для всех индивидуумов, но по которым индивидуумы различаются.

Важность индивидуальных различий Индивидуальные различия важны всякий раз, когда мы хотим объяснить, чем люди различаются в своем поведении. В любом исследовании существуют значительные различия между людьми.Время реакции, предпочтения, ценности и поведение, связанное со здоровьем, — вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, память или физические факторы, такие как размер тела, пол, возраст и другие факторы, могут быть изучены и использованы для понимания этого большого источника различий.

Дифференциальная психология

Важно отметить, что люди могут различаться не только по своему текущему состоянию, но и по величине или даже направлению реакции на данный стимул.

Такие явления, часто объясняемые в терминах кривых реакции в виде перевернутой буквы U, ставят дифференциальную психологию на важное место в таких начинаниях, как персонализированная медицина, в которой диагнозы настраиваются в соответствии с профилем реакции человека. Области изучения Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя личность, мотивацию, интеллект, способности, IQ, интересы, ценности, самооценку, самоэффективность и самооценку (и это лишь некоторые из них). В Соединенных Штатах осталось немного программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны.Современные исследователи участвуют в различных прикладных и экспериментальных программах, включая педагогическую психологию, промышленную и организационную психологию, психологию личности, социальную психологию и программы психологии развития, в частности, в неопиажеских теориях когнитивного развития.

Не теряйте время
Получите свое эссе на

«Дифференциальная психология»

Получите качественную бумагу

помогает студентам с 2016 года

история, цели и методы 【NUOVO】

Дифференциальная психология, которая анализирует отклонения в поведении людей, претерпела значительные изменения с тех пор, как Гальтон основал свою антропометрическую лабораторию, что стало важной вехой в изучении индивидуальных различий.Сегодня этот раздел психологии фокусирует свои усилия на определении относительного влияния наследственности и окружающей среды на поведение.

В этой статье мы кратко объясним историческое развитие дифференциальной психологии, опишем цели и методы этой дисциплины и проясним , чем она отличается от психологии личности , дисциплины, которая в некоторых отношениях очень близка.

История дифференциальной психологии

В середине девятнадцатого века монах Грегор Мендель провел первые известные генетические исследования .Используя горох, Мендель определил законы наследования, усовершенствовал будущую концепцию «гена» и ввел термины «доминантный» и «рецессивный» в отношении наследуемости биологических признаков.

Несколько десятилетий спустя Фрэнсис Гальтон, родственник Чарльза Дарвина , стал пионером дифференциальной психологии и личности благодаря развитию психометрии. Ученик и протеже Фрэнсиса Гальтона, математик Карл Пирсон, внес фундаментальный вклад в область статистики и поставил под сомнение законы Менделя.

Подъем бихевиоризма привел к снижению влияния дифференциальной психологии, которая вновь появилась в 1960-х и 1970-х годах с публикацией Behavioral Genetics Джона Фуллера и Боба Томпсона. Эти авторы внесли в дифференциальную психологию открытия генетики , объясняющие такие явления, как мутации и полигенная передача.

Несмотря на прогресс в дифференциальной психологии и поведенческой генетике, при изучении человеческого поведения и психики все еще трудно отделить наследственность от влияний окружающей среды.

Задачи дисциплины

Основная цель дифференциальной психологии — количественное исследование различий в поведении между людьми . Теоретики и исследователи в этой дисциплине стремятся определить переменные, которые вызывают поведенческие различия и влияют на их проявление.

Дифференциальная психология фокусируется на трех типах вариаций: межличностные вариации (различия между одним человеком и остальными), межгрупповые вариации, которые учитывают такие переменные, как биологический пол или социально-экономический уровень, и внутрииндивидуальных вариаций, которые сравнивают поведение одного и того же человека с течением времени или в разных контекстах.

Несмотря на то, что дифференциальную психологию часто путают с психологией личности, отрасль, которой мы занимаемся, исследует очень разные темы: интеллект, самооценка, мотивация, здоровье , ценности, интересы … Однако верно, что вклад дифференциальной психологии психология личности и интеллекта более известны.

С самого начала психология индивидуальных различий применялась в образовательной и профессиональной среде, хотя ее полезность зависит от исследуемых явлений.Также важно упомянуть обычную связь дифференциальной психологии с евгеникой, которая направлена ​​на «улучшение» генетики популяций.

Методы исследования

Дифференциальная психология использует в основном статистические методы; таким образом, мы работаем с большими выборками субъектов и анализируем данные с помощью многомерного подхода . Таким образом вводятся экспериментальные контрольные элементы, позволяющие установить отношения между переменными. Также распространено использование наблюдательных и экспериментальных методов.

Существует три типа исследовательских проектов, характерных для дифференциальной психологии: те, которые анализируют сходство между родственниками, проекты с животными, и те, которые изучают людей, выросших в особых условиях. Из этого последнего типа дизайна мы можем выделить исследования с приемными детьми, а также знаменитый случай с диким ребенком Аверона.

Среди семейных исследований выделяются исследования с монозиготными близнецами , поскольку они идентичны на генетическом уровне и, следовательно, их различия зависят от окружающей среды.Однако, несмотря на очевидные преимущества этого типа дизайна, трудно различить относительное влияние конкретной и общей среды.

Генетические исследования животных могут быть полезны из-за высокой репродуктивной способности некоторых видов и простоты экспериментов на нечеловеческих существах, но они создают этические проблемы, и полученные результаты часто невозможно обобщить на людей.

Чем это отличается от психологии личности?

В отличие от дифференциальной психологии, которая носит преимущественно количественный характер, психология личности сосредотачивает свои усилия на причинах, характеристиках и поведенческих последствиях межиндивидуальной изменчивости.

С другой стороны, психология индивидуальных различий не только анализирует личность , но также интересуется другими аспектами, такими как интеллект, социально-экономические переменные и определенные модели поведения, например преступное поведение.

С точки зрения методологии, дифференциальная психология больше основана на исследованиях, которые определяют относительное влияние наследственности и окружающей среды на определенные переменные. Напротив, психология личности использует в основном корреляционные и клинические методы.Оба разделяют акцент на экспериментальной методологии.

В любом случае, объем изучения этих двух дисциплин часто совпадает с . В области темперамента и характера психология личности исследует множество аспектов вариаций поведения, в то время как дифференциальная психология оценивает их количественно, а также обращается к другим аспектам человеческой природы.

Описание модулей — Университет Рединга

PY2SD-Социальная и дифференциальная психология

Провайдер модуля: Психология
Количество кредитов: 20 [10 кредитов ECTS]
Уровень: 5
Срок обучения: Осенний / весенний / летний модуль
Предварительные требования: Психологические исследования PY1PR
Немодульные предварительные требования: Только для студентов-психологов с отличием
Дополнительные требования:
Исключенные модули: PY2DSP Developmental and Social Psychology или PY2PS1 Personality and Social Psychology 1 или PY2PS2 Personality and Social Psychology 2
Current с: 2018/9

Руководитель модуля: Dr Emma Pape

Электронная почта: [email protected]

Краткое описание модуля:

PY2SD Социальная и дифференциальная психология


Цели:

Ознакомить студентов с теорией и исследованиями по основным темам социальной и дифференциальной психологии.


Оцениваемые результаты обучения:

К концу модуля студент сможет:

• Описывать ключевые области исследований в области социальной психологии, интеллекта и индивидуальных различий

• Критически оценивать отдельные исследования и методы обсуждается в лекциях

• Продемонстрировать глубокое понимание конкретных областей социальной психологии, интеллекта и индивидуальных различий в форме задания на сочинение и письменного экзамена

• Продемонстрировать широкое понимание тем в рамках социальной психологии, интеллекта и индивидуальных различий , посредством еженедельной непрерывной оценки


Дополнительные результаты:

Студенты будут иметь возможность применить свои общие знания методологии исследования и анализа данных (из PY2RM) на семинарах, эссе и мини-проектах, проводимых в областях, связанных с этим модулем.


Содержание плана:

Темы социальной и дифференциальной психологии включают: социальное познание; социальное восприятие; отношение и изменение отношения; межгрупповые отношения, предрассудки и дискриминация; самость; саморегуляция и мотивация; агрессия; просоциальное поведение ;; интеллект; эмоциональный интеллект и регулирование эмоций. Также будут рассмотрены индивидуальные различия в некоторых из этих областей.


Краткое описание методов преподавания и обучения:

(а) Лекции по социальной психологии, интеллекту и индивидуальным различиям.

(b) Интерактивная доска обсуждений после лекций.

(c) Рекомендуемая литература по социальной психологии, интеллекту и индивидуальным различиям. d) по этим направлениям будут организованы семинарские группы. Группы семинаров дают возможность обсудить темы социальной психологии, интеллекта и индивидуальных различий, а также исследовать и написать эссе.


Суммарные методы оценки:
Метод В процентах
Письменный экзамен 50
Письменное задание с эссе 30
Комплекс упражнений 20

Суммарное оценивание — Экзамены:

Этот модуль оценивается путем сочетания курсовой работы (50%) и летнего экзамена (50%).

Летний экзамен включает в себя набор вопросов с несколькими вариантами ответов, охватывающих весь спектр тем, изучаемых на лекциях, а также письменный компонент. Письменный компонент потребует от вас ответа на 2 вопроса по темам, затронутым в модуле: один по темам осеннего семестра, один по темам весеннего семестра

Летний экзамен длится 2 часа 15 минут


Итоговая оценка — Курсовая работа и аудиторные тесты:

Курсовая работа включает 1 эссе, с дополнительным семинаром (30%) и непрерывной онлайн-оценкой вашего понимания материала, изучаемого на лекциях (20%).


Формирующие методы оценивания:

Штрафы за несвоевременную отправку:
Организатор модуля применяет следующие штрафы за работы, представленные с опозданием:

  • , если работа представлена ​​после первоначального крайнего срока (или любого официально согласованного продления срока): 10% от общие баллы, выставленные за эту работу, будут вычитаться из баллов за каждый рабочий день [1] (или его часть) после крайнего срока, но в общей сложности до пяти рабочих дней;
  • , если работа представлена ​​более чем через пять рабочих дней после первоначального крайнего срока (или любого официально согласованного продления крайнего срока): будет записана нулевая оценка.

  • С политическим заявлением университета о штрафах за несвоевременную подачу заявки можно ознакомиться по адресу: http://www.reading.ac.uk/web/FILES/qualitysupport/penaltiesforlatesubmission.pdf
    . Настоятельно рекомендуется обеспечить отправку курсовых работ к установленному сроку. Обратите внимание, что желательно подавать работу в незавершенном состоянии, а не отказываться от отправки какой-либо работы.

    Требования для аттестации:

    Оценка 40% общей


    Порядок проведения переоценки:

    Переоценка проводится путем проверки в августе / сентябре


    Дополнительные расходы (указаны, если применимо):

    Последнее обновление: 1 октября 2018 г.

    ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ДАННОМ ОПИСАНИИ МОДУЛЯ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИКАКОЙ ЧАСТЬЮ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОГОВОРА.

    Как внедрение статистических методов на уровне населения изменило психологическую науку на JSTOR

    Абстрактный

    Изначально экспериментальная психология была посвящена изучению отдельных субъектов в поисках знания о том, что является истинным «в целом» в том смысле, что оно является общим для всех исследуемых людей. Постепенно, однако, дисциплина отказалась от подхода с одним субъектом в пользу подхода группы лечения.Этот последний подход основан на статистических методах популяционного уровня и подходит для поиска знаний о том, что справедливо для индивидов «в целом» только в том смысле, что оно истинно в среднем. В настоящей статье я утверждаю, что это эпистемически радикальное изменение в методах расследования эффективно трансформировало эту дисциплину, но до сих пор остававшуюся в значительной степени непризнанной, из подлинной психологии в разновидность демографии, то есть из дисциплины, формально подходящей для продвижения наших знаний. знания о психологическом функционировании индивидов в единое целое, пригодное только для производства знаний о популяциях.Кратко рассматриваются последствия этой трансформации для развития дисциплины.

    Информация о журнале

    Американский журнал психологии (AJP) был основан в 1887 году Дж. Стэнли Холлом и в первые годы редактировался Титченером, Борингом и Далленбахом. Журнал опубликовал одни из самых новаторских и формирующих статей в области психологии за всю свою историю. AJP исследует науку о разуме и поведении, публикуя отчеты об оригинальных исследованиях в области экспериментальной психологии, теоретические презентации, комбинированный теоретический и экспериментальный анализ, исторические комментарии и подробные обзоры значимых книг.

    Информация об издателе

    Основанная в 1918 году, University of Illinois Press (www.press.uillinois.edu) считается одной из самых крупных и выдающихся университетских издательств страны. Press публикует более 120 новых книг и 30 научных журналов каждый год по множеству предметов, включая историю Америки, историю труда, историю спорта, фольклор, еду, фильмы, американскую музыку, американскую религию, афроамериканские исследования, женские исследования и Авраама. Линкольн.The Press является одним из основателей Ассоциации прессов американских университетов, а также History Cooperative, онлайновой коллекции из более чем 20 журналов по истории.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *