Эмпирическая психология это: Эмпирическая психология — это… Что такое Эмпирическая психология?

Автор: | 19.07.1980

Содержание

Эмпирическая психология — это… Что такое Эмпирическая психология?

Эмпирическая психология

        психология, основанная на опыте и противопоставляемая рациональной психологии, основанной на умозрении. Получила развитие в русле английского эмпиризма в Великобритании 18—19 вв. (Д. Гартли, Джеймс Милль, Джон Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер), а также во Франции 2-й половине 19 в. (И. Тэн, Т. Рибо). Несмотря на ограниченность в понимании сознания (к которому Э. п. сводила предмет психологии), сыграла значительную роль в развитии опытного изучения психических явлений.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Эмпириосимволизм
  • Эмполи

Смотреть что такое «Эмпирическая психология» в других словарях:

  • эмпирическая психология — (от греч.

    empeiria опыт) термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психология — наука о душе (греч. ψυκή душа и λόγος понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение О душе , в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • Психология — (от Психо… и …Логия)         наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.          Предмет, основные проблемы и методы. В своей… …   Большая советская энциклопедия

  • Детская психология —         отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… …   Большая советская энциклопедия

  • Большая пятёрка (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большая пятёрка (значения). Большая пятёрка – диспозициональная (от англ. disposition предрасположенность) модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г. Олпортом, Г. Айзенком …   Википедия

  • Трансперсональная психология (II) (transpersonal psychology II) — Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей …   Психологическая энциклопедия

  • Валидность (психология) — Валидность (англ. validity) мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.… …   Википедия


Эмпирическая психология | Мир Психологии

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Эмпирическая психология (англ. empirical psychology) — термин, введенный нем. философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся «бессмертной» душой).

Задачей Эмпирической психологии считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В средние века важность эмпирико-психологического подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др.

В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач Х.Л. Вивес, книга которого «О душе и жизни» (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка, который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний — выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления — материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под «опытом» чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. «опытная школа» в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Исследования «опытной школы» подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Эмпирическая психология (от греч. empeiria — опыт) — термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души (см. История психологии).

 Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка, однако само понятие об опыте приобрело в этом учении двусмысленный характер. Опыт разделялся на внешний и внутренний (см. Сенсуализм). Это стало предпосылкой последующего расщепления Э. п. на два направления — материалистическое (французский материализм) и идеалистическое (Дж. Беркли, Юм). Как следствие этого расщепления сложившаяся в середине XIX в.

Эмпирическая психология («опытная школа» в психологии) соединила установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Программа «опытной школы» подготовила переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению.

В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода к психике, понимавшими его как контролируемое наблюдением и экспериментом познание реальных процессов сознания и поведения, и сторонниками «чистого» опыта, сводимого к субъективным феноменам.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Персональный сайт — Тест 1. Предмет и задачи психологии как науки

Тест 1. Предмет и задачи психологии как науки

 

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

а) В. И. Вернадского;

б) Б.М. Кедрова;

в) М.В. Ломоносова;

г) Ф. Бэкона.

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт;

б) Дж. Милль;

в) Г. Фехнер;

г) Э. Вебер.

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале XX в.

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

а) Эпикуром;

б) Демокритом;

в) Аристотелем;

г) Б. Спинозой.

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

б) с развитием метода интроспекции;

в) с развитием метода наблюдения;

г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

а) Р. Декарт;

б) Г. Лейбниц;

в) Х. Вольф;

г) Аристотель.

7. Психология как наука о сознании возникла:

а) в XV в.;

б) в XVI в.;

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

8. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XIX в.;

г) в XX в.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

а) более трех тысяч лет тому назад;

б) более двух тысяч лет тому назад;

в) в XVI в.;

г) в XVII в.

10. Первые представления о психике были связаны:

а) с нейропсихизмом;

б) с биопсихизмом;

в) с анимизмом;

г) с панпсихизмом.

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

а) Г. Лейбницу;

б) Б. Спинозе;

в) Х. Вольфу;

г) Дж. Локку.

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

а) в XVI в.;

б) в XVII в.;

в) в XVIII в.;

г) в XIX в.

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

а) Э. Крепелин;

б) Дж. Ст. Милль;

в) И.М. Сеченов;

г) В.М. Бехтерев.

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

б) психосоциальная;

в) психопраксическая;

г) психогностическая.

15. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий отражения.

16. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

а) неотъемлемое свойство материи;

б) свойство мозга, отражение объективной реальности;

в) функция мозга;

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

а) отражения объектов экстрапсихической реальности;

б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;

в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

а) психоанализ;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) гуманистическая психология.

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

б) психологии сознания;

в) поведенческой психологии;

г) психологии как отражательной деятельности мозга.

20. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

б) структурализму;

в) бихевиоризму;

г) психоанализу.

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

б) эндопсихикой;

в) интропсихикой;

г) экстраверсией.

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

а) к экзопсихике;

б) к эндопсихике;

в) к интропсихике;

г) к интериоризации.

23. Психическим явлением является:

а) нервный импульс;

б) рецептор;

в) интерес;

г) сердцебиение.

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

а) С.Л. Рубинштейн,

б) А.Р. Лурия;

в) П.Я. Гальперин;

г) А.Н. Леонтьев.

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) мышлением;

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

а) мотива;

б) личности;

в) темперамента;

г) способностей.

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

а) медицинская;

б) социальная;

в) возрастная;

г) общая.

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

а) дифференциальная;

б) социальная;

в) педагогическая;

г) общая.

30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогией;

б) педологией;

в) дидактикой;

г) психопедагогикой.

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

б) В. М. Бехтерев;

в) К.Д. Ушинский;

г) Н.Н. Ланге.

32. Педология возникла:

а) во второй половине XIX в.;

б) в начале XX в.;

в) в середине XIX в.;

г) на рубеже XIX–XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

б) Дж. Дьюи;

в) Дж. Уотсон;

г) У. Джемс.

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

а) в 1928 г.;

б) в 1932 г.;

в) в 1936 г.;

г) в 1939 г.

35. В. Франкл известен как основоположник:

а) индивидуальной психотерапии;

б) рациональной психотерапии;

в) логотерапии;

г) социальной терапии.

36. Автором психодрамы является:

а) Я. Морено;

б) В. Франкл;

в) К. Хорни;

г) Ф. Перлз.

 

Психология — Викизнание… Это Вам НЕ Википедия!

Психология (греч. ψυκή — душа и λόγος — понятие, слово — «наука о душе») — совокупность дисциплин, изучающих закономерности управления человеком своей собственной деятельностью.

Психология тесно связана с такими дисциплинами, как антропология, медицина, социология, этология, биология.

Психология отличается от социологии, антропологии, экономики и политики тем, что изучает индивидуальное поведение людей (по отдельности или в группах), а не групп целиком.

Основные понятия[править]

Разделы психологии, направления и течения[править]

Основные направления и течения[править]

Неакадемические течения, популярная психология[править]

Несортированные статьи[править]

История психологии[править]

Психология античности[править]

Создателем её считают Аристотеля, написавшего сочинение «О душе», в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их предметах и т. д. Намёки на учения о душе и ее способностях и об отдельных душевных отправлениях, например, о процессах ощущения имеются уже у Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита. Лишь у Платона мы находим более последовательное развитие в его диалогах учений о душе, ее частях или родах (μέρη, γένη, εΐδη), о бессмертии высшего духовного начала и о сущности различных душевных процессов, особенно, ощущения, чувствования, памяти, мышления. Но Платон, по самому роду своего писательства, облекавшего общие мысли в форму бесед Сократа с учениками на различные жизненные темы, не мог оставить нам систематического изложения своих психологических воззрений, которые притом же развивались у него постепенно, зрели медленно и отчасти изменялись. Аристотель, изложив в первой книге сочинения «О душе» воззрения предшественников, рассматривает в двух книгах, в форме систематической, все назревшие в его время психологические проблемы, посвящая более подробному обсуждению специальные сочинения некоторых из них. У Аристотеля психология является наукой о душевных силах или способностях (δυνάμεις), их отношениях, развитии и проявлениях, начиная с мира растительного и кончая человеком, в котором присутствует частица деятельного, божественного ума, по самой природе бессмертная и воссоединяющаяся с божественным умом после смерти тела. Таким образом, Аристотель, по-видимому, не признавал личного бессмертия души, которое так красноречиво отстаивает Платон (в «Федоне»). Учения Аристотеля о памяти, мышлении, ощущении, чувствовании, хотении и других душевных отправлениях представляли много нового и чрезвычайно глубокого, даже по сравнению с Платоном, который слишком резко противополагал дух и тело и не признавал участия последнего в высших духовных функциях. Аристотель же искал везде связи между душевными и физическими процессами в организме.

Психология средних веков[править]

Термина «психологии», как особой науки, у Аристотеля не было: он возник только в конце 16 века и впервые появился в заглавиях сочинений двух немецких писателей: Гоклениуса и Кассмана в 1590 и 1594 годах. Греческая философия после Аристотеля (перипатетики, академики, стоики, эпикурейцы, новоплатоники) развивала далее психологические идеи и учения Платона и Аристотеля, отчасти пифагорейцев и Демокрита (материализм эпикурейцев). Стоики разрабатывали далее учение о способностях души, эпикурейцы учение о влечениях и желаниях. Но особенной цельностью отличается учение Плотина, стремившегося к синтезу воззрений Платона, Аристотеля и стоиков на почве мистической космогонии и космологии. Отцы церкви больше сочувствовали психологическим воззрениям Платона и, позднее, новоплатоников, но на них сказывалось и влияние Аристотеля (Тертуллиан, «De anima», Немесий, «О природе человека»). Только Августин (в 5 веке) своим учением о единстве души и своим оригинальным учением о воле, в связи с проблемами христианской догматики, внёс некоторую новую струю в психологию. Сближение учения о способностях души с учением о Св. Троице связало психологию с христианской мистикой. В средние века разрабатывались те же течения в психологии, какие были в древности и у отцов церкви, особенно у Августина. В первую эпоху схоластики (до 12 века) господствовал в психологии новоплатонизм, сочетавшийся с христианским мистицизмом. Арабская философия содействовала усилению Аристотелевского элемента в системах психологии средневековых философов (Альберт Великий и Фома Аквинат). В эпоху Возрождения последователи Платона, Аристотеля, стоиков и эпикурейцев разрабатывают психологические проблемы в направлении этих философских школ. Сочинение Люд. Вивеса «De anima, libri III» (1538), обнаруживая на себе влияние Аристотеля, отводит обширное место анализу аффектов. Из преобразователей научных методов Бэкон внес мало нового в психологию, но Декарт оставил замечательную книгу о страстях («Traité des passions de l’âme», 1645—1649), которая навела и Спинозу на более глубокое исследование аффектов в его «Этике». Декарту же принадлежит установление новейшего спиритуализма, как учения о самостоятельной от материи духовной субстанции, главный атрибут которой — мышление. При объяснении отдельных душевных процессов, Декарт принимает во внимание участие в них телесных органов и процессов.

Новая психология[править]

Последователь Бэкона, Гоббс (сочинение «О человеческой природе»), считается родоначальником новой материалистической психологии, но стоит еще на почве учения о способностях. Переворот в психологии совершает Джон Локк своим сочинением «Опыт о человеческом разуме» (1688—1690). Отвергая возможность познания сущности души и ее сил, Локк предлагает изучать душевные явления и сводить их к ощущениям и идеям, которые суть отношения и сочетания ощущений. Ощущения делятся на внешние и внутренние (рефлексия), а внешние на первичные (общие многим чувствам) и вторичные (специальные ощущения органов чувств). Существование прирожденных идей Локк отрицает. Таким образом, он является родоначальником эмпирической или опытной психологии. Лейбниц, примыкая к Декарту и Спинозе, признает, напротив, прирожденные элементы или способности в душе, которая для него есть замкнутая «монада» и в которой две основные силы — сила чувствования или ощущения (vis sensitiva) и сила желания (vis appetitiva). Выводы «Опыта» Локка он опровергает по пунктам в «Новых опытах», которые, впрочем, были изданы только в 1764 г. (хотя окончены в год смерти Локка в 1704 г.). Лейбниц является через последователей своих, особенно Вольфа, основателем новой рациональной психологии, как учения о душе и ее силах или способностях (facultates). Xp. Вольф в двух обширных сочинениях: «Психология эмпирическая» (1732) и «Психология рациональная» (1734) пытается обосновать эти обе части психологии на почве научной (methodo scientifica) и своеобразно перерабатывает старое учение о способностях, деля все способности души на познавательные и желательные (facultates cognoscendi и appetendi). Юм продолжает разработку эмпирической психологии в духе Локка («О человеческой природе», 1739—40) и учением об ассоциации идей, которые он считает только отражением впечатлений, вводит в психологию новый механический принцип, лежащий в основе развития и осложнения душевного содержания. Гертли («Наблюдения над человеком, 1749) и Пристли пытаются поставить учение об ассоциации на физиологическую и материалистическую почву учения о вибрациях мозговых элементов. Таким образом, разработка психологии с 40-х годов прошлого века идет по 3-м направлениям. Главные два — рационалистическое (под влиянием Лейбница и Вольфа) и эмпирическое (под влиянием Локка и Юма). Третье, сначала побочное, как ветвь эмпирического — можно назвать физиологическим, а в противоположность рационалистическому, которое было в то же время спиритуалистическим (душа — особая субстанция или единственная субстанция: Беркли), оно является материалистическим. Его представителями были в 18 веке во Франции Ламметри («Человек — машина»), барон Гольбах и др. Главнейшими представителями английской и шотландской эмпирической психологии считаются: в 18 веке — Томас Рид, на рубеже 18 и 19 веков — Томас Броун и Дэгальт Стюарт, в 19 веке — Джемс Милль, расширивший теорию ассоциации, Сам. Бэли — противник теории способностей души, Джон Стюарт Милль и Александр Бэн. К ним примыкают Вильям Бенджамин Карпентер, Генри Маудсли, Льюис и Герберт Спенсер, которые разрабатывают психологические вопросы в тесной связи с физиологией мозга и нервной системы, причём Спенсер, присоединяясь к Дарвину, применяет и в психологии метод эволюционный. Во Франции в 18 веке кроме материалистической психологии видное место занимала сенсуалистическая — аббата Кондильяка и его последователей (все душевное содержание развивается из ощущений). К Кондильяку отчасти примыкают швейцарец Шарль Бонне, а затем француз Пьер Жан Жорж Кабанис. В 18 веке во Франции происходит резкий поворот к спиритуалистической психологии в духе Декарта, и в этом направлении важнейшее место принадлежит Кузену, Мэн де Бирану, Жуффруа и др. Физиолог Мари-Жан-Пьер Флуранс является с 1820-х годов основателем физиологического направления в психологии французской, к которому примыкают позднее Фурнье, Рибо, Летурно, Паулан, Дюмон, Дельбеф в Бельгии и все современные школы психологов врачей (Шарко, Бернггейм, Рише, Бине, Бони, Льебо, Пьер Жане и др.). В Германии в XVIII в. до Канта господствует «рационалистическая» и «эмпирическая» психология в духе Вольфа, в которой содержится учение о способностях или силах души. Среди вольфианцев Тетенс («Философские опыты о человеческой природе и ее развитии», 1777), впервые ставит способность чувства наряду с умом и волей. Кант в «Антропологии» (1798) развивает это учение, так что в 19 веке все психологи, не только немецкие, но позднее и английские (с Бэна), французские, итальянские и русские различают три класса душевных состояний, в связи с понятиями ума, чувства и воли. В числе прямых последователей Канта в психологии следует отметить Якоба, Каруса и Фриза. Психологических воззрений Вольфа в 19 веке продолжают держаться Маас, Вейс и Круг. Из философских школ, примыкающих к Канту, важнейшее место в дальнейшей разработке психологии занимают школы Гербарта и Бенеке. Гербарт пытался заменить понятие способностей души понятием «состояний» сознания и искал объяснения всех душевных состояний в механических модификациях коренного состояния души: «представления» (Vorstellung), стремясь подчинить законы этих модификаций математическим формулам. Эту своеобразную эмпирическую и математическую психологию разрабатывали до наших дней его последователи, среди которых важнейшие Дробиш, Фолькман и Нагловский. Бенеке, различая несколько основных процессов в душе, приписывал разнообразие их развития бесчисленным самостоятельным силам, работа которых накопляется в «следах». Под влиянием вышедшего из школы Гербарта физика Вебера в Германии развивается с 40-х годов новое направление психологии, изучающее математические законы соотношения интенсивности ощущений и раздражений, их вызывающих, и, вообще, количественные меры состояний сознания. Сделанные Вебером вычисления приводят Фехнера к более строгим формулам (логарифмический закон ощущений) и к основанию целой науки психофизики («Elemente der Psychophysik», 1860). Проблемы психофизики разрабатывают далее: философ и спиритуалист Лотце, физик Гельмгольц и физиолог Вундт, основатель современной психофизиологии, экспериментальной П. и психометрии (см. подробнее Психофизика и Психометрия). Из итальянских психофизиологов нового направления следует отметить Сицилиани, Герцена, Серджи и Мантегаццу, из американских: Джемса, Болдвина, Лэдда. Большой популярностью пользуются также психологические труды датского философа-эмпирика Гёфдинга. Из русских психологов последних десятилетий в числе спиритуалистов можно назвать покойных Н. Н. Страхова, М. И. Владиславлева и П. Е. Астафьева, а также Вл. С. Соловьева, Н. Я. Грота и Л. М. Лопатина. М. М. Троицкий выступил еще в 60 годах поборником английского эмпиризма. Эмпириком по направленно является и профессор В. Снегирёв, в своей «Психологии» (1893). Русские психологи Н. Н. Ланге и Е. И. Челпанов и многочисленная школа русских психиатров (Сикорский, С. С. Корсаков, А. А. Токарский, В. Ф. Чиж и др.) разрабатывают проблемы психофизиологии и экспериментальной психологии. Во всех странах Европы в конце 19 века образовалась также обширная монографическая литература по отдельным проблемам, а также отраслям психологии, например по психология детей (Pérez, Egger, L. Ferri и др.), по психологии животных (Дарвин, Houzeau, Espinas, Schneider, Romanes и др.), по психологии обществ (Siciliani, Tardes), народов и языка (Lazarus, Steinthal, Max Müller), по психологии преступности (Ломброзо, Энрико Ферри, Гарофало и проч.) и т. д. Для изучения положения психологии на конец 19 — начало 20 века и её вопросов можно рекомендовать три общие пособия, переведенные и на русский язык, а именно «Очерки психологии» Гёфдинга (пер. Я. Н. Колубовского, СПб., 1896), «Психологию» Вильяма Джемса (пер. И. И. Лапшина, СПб., 1896) и «Очерк психологии» В. Вундта (пер Д. В. Викторова, под ред. Н. Я. Грота, Москва, 1897).

Ссылки[править]

Эта статья нуждается в доработке. Прямо сейчас Вы можете отредактировать её — дополнить, исправить замеченные ошибки, добавить ссылки.

(Этой пометке соответствует строчка {{Черновик}} в теле статьи. Все статьи с такой пометкой отнесены к категории Викизнание:Черновики.)

Эмпирические методы психологического исследования

До двадцатого века, наука в значительной степени использовала принципы индукции в решении открытий о мире посредством точных наблюдений, формулировании теории, основанной на закономерностях.

Законы Ньютона являются примером этого. Он наблюдал поведение физических объектов (например, яблок) и обобщал законы, которые подтверждали то, что он наблюдал.

Психология, как наука взяла «заднее сиденье», как писал в семнадцатом веке Декарт. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что это было то, что отделяет нас от животных. Он считал, что наши тела могут влиять на наше сознание, и что зачатки этих взаимодействий были в шишковидной железе — теперь мы знаем, что это, наверное, не тот случай!

С этой влиятельной работой пришли другие важные философы, которые говорили о психологии, включая работы Спинозы и Лейбница. Но там по-прежнему не было ни одной, науки, единой психологии как отдельной дисциплины (можно, конечно, возразить, что там до сих пор ее нет!)

Когда задали вопрос: «Кто является родителем психологии?»,- многие люди ответили, что Фрейд. Так ли это, вопрос не вызывает дискуссий, но если бы мы спросили, кто родитель экспериментальной психологии, мало будет скорее всего, ответит так же. Так, когда же и почему пришли к современной экспериментальной психологии?

Психология долго формировалась как научная дисциплина, поскольку ей необходимо время для консолидации. Понимание поведения, мыслей и чувства не так легко можно объяснить.

Эмпирические методы исследования

Но надоели многолетние домыслы, теории и аргументы, имея в виду Аристотеля о признании вины для проведения научных исследований в поддержку теории, психология как научная дисциплина начала формироваться в конце 1800-х годов. Вильгельма Вундта создал первую лаборатории психологии в 1879 году. Самоанализ был использован, но систематически (т.е. методологически). Это было действительно место, чтобы начать думать о том, как использовать научные методы исследования поведения.

Что такое «метод»?

При изучении любой новой области, необходимо начать с поиска и развития метода. В виде общего положения, мы могли бы сказать, что каждый принципиально новый подход к научным проблемам неизбежно ведет к новым методам и способам исследования. Материал и метод исследования тесно связаны между собой. По этой причине, исследование приобретает совершенно другую форму, и конечно, когда оно связано с поиском новых методов, подходящих к новой проблеме; в этом случае оно радикально отличается от тех форм, в которых изучение применяет развитых и устоявшихся научных методов в новых областях.

Это различие можно сравнить с различием, которое существует между уравнений с одним и двумя неизвестными. Исследования, которые мы имеем в виду — это всегда уравнение с двумя неизвестными. Развивая проблему и способ поступления, если не параллельно, то в любом случае, совместно движущихся вперед. Нахождение метода является одной из важнейших задач исследователя. Метод в таких случаях — это одновременно предпосылка и продукт, средство и результат исследования.

Мы начнем с основы метода нашего исследования и выяснение ее связи с другими психологическими методами. Конкретный метод может принимать самые различные формы в зависимости от конкретного содержания самой проблемы (изучение памяти, мышления и др.), на личность субъекта (дети разных возрастов и типов), на специальных задачах данного исследования (анализ, генезис какого-либо процесса), и, наконец, о характере исследований (экспериментальных и клинических).

Все психологические методы, используемые в настоящее время в экспериментальных исследованиях, несмотря на большое разнообразие, построены по одному принципу, по словам одного типа, по одной схеме: стимул — реакция. Неважно, насколько уникальный и сложный Тип установки психологического эксперимента на этой универсальной основе всегда можно легко найти. Независимо от того, на что или как психолог экспериментировал, что всегда обсуждалось, как влиять на сюжет, как представить ему независимо от рода стимул, как стимулировать его поведение или опыт в той или иной ситуации, а затем изучать, анализировать и описывать, в ответ на это действие, будет индуцированный данный стимул – ответ.

Конечно, сама идея эксперимента состояла исследователь искусственно провоцировать исследуемое явление, варьируя условия его курс, изменяя его в соответствии с его собственных целей. Следовательно, очень важным и основным ресурсом для психологического эксперимента остается единственно возможный путь корреляционного анализа стимулов-ответов. Насколько такие объективные тенденции в психологии как бихевиоризм и рефлексология обеспокоены тем, они признают, что «раздражитель-ответ» метод универсально, как единственный способ изучения поведения. Если мы рассматриваем вопрос о методе в более широком смысле, что включает в себя все другие тенденции в современной психологии и даже физиологии высшей нервной деятельности, принципиальная основа метода остается неизменной.

Если, с учетом объективных психологических тенденций, эта позиция очевидна и, следовательно, требует дальнейшего рассмотрения и представления новых доказательств, то в его применении к субъективной, эмпирической психологии, она требует некоторых дополнительных пояснений. Конечно, принцип стимул-ответ, как основной по происхождению психологический метод часто считается особым достижением объективной психологии, часто рассматривается конкретное различие объективного метода, часто контрастирует с субъективным методом эмпирической психологии. Такое впечатление, легко складывается, что в эмпирической психологии, ситуация иная, что она знает какую-то принципиально другую форму экспериментирования.

При тщательном рассмотрении вопроса, нетрудно убедиться, что это не так. Обманчивое впечатление на основе внешних характеристик, которые приводят к ошибке. Во-первых, создается впечатление, что метод ответа в традиционной психологии рассматривается обычно как один из экспериментальных методов; во-вторых, формулировка идеи «раздражитель-ответ» как основа метода была создана за пределами эмпирической психологии в рамках тенденции конкурентов, и не была признанной и принятой.

Эмпирический метод

Эмпирический метод обычно подразумевает сбор большого количества данных, на основе теории или получение заключения в науке. Он является частью научного метода, но часто ошибочно считается синонимом экспериментального метода.

Эмпирический метод не является резко выраженным и часто контрастирует с точностью экспериментального метода, где данные полученные на основе систематического манипулирования являются переменными в эксперименте. Некоторые трудности в обсуждении эмпирического метода возникают от неоднозначности смысла лингвистов слова эмпирическое.

Методы исследования

Согласно определению, которое дает психология эмпирический является производным от древнегреческого за опыт, который, в конечном счете, является производным в испытании, эксперименте. Таким образом, эмпирические данные — это информация, которая является производной от проб и ошибок опыта. Из этого следует, что эмпирический метод похож на экспериментальный метод. Однако существенная разница заключается в том, что в эксперименте различные «испытания» строго манипулируются так, что вывод можно сделать, о причинности наблюдаемых изменений, результатов. Это контрастирует с эмпирическим методом агрегирования естественным данных.

Добавляется также дальнейшая путаница и другая коннотация эмпирического метода. Строгие эмпирики — это те, кто получают свои правила практики всецело из опыта, для исключения философских теорий. Примером этого является вывод психопатологических шкал опросников, где предметы, которые были одобрены людьми в различных диагностических категориях, использовались в качестве обозначения этого диагноза независимо от какого-либо понимания взаимосвязи между элементами и патологией.

В исследованиях по психологии также говорится, что эмпирический — это «тот, кто, как в медицине или в других отраслях науки, основывается исключительно на наблюдении и эксперименте». В этом случае, эмпирик может быть кто-то, кто проводит эксперимент, но без использования гипотезы направляют процесс, то есть, строго методом проб и ошибок. Это противоречит одному из основных постулатов научного метода, что из hypothetico-дедуктивного метод, где в эксперименте тестируется гипотеза с переменной манипуляцией.

Таким образом, мы приходим к лучшему пониманию стандартного определения эмпирического метода: в целом характеризуется сбором большого объема данных, прежде чем выложить много предположений об их значимости, и противопоставлен более теоретическим методам, в которых сбор эмпирических данных, руководствуется, в основном, предварительными теоретическими исследованиями. Эмпирический метод необходимо вводить в доселе совершенно неизведанные области, таким образом, он становится менее чисто эмпирическим, и увеличивается приобретенное поле мастерства. Успешное использование исключительно эмпирического метода требует высокой степени интуитивных способностей практикующего.

Почему с помощью нашей интуиции можно достичь полного понимания причин поведения?

Несмотря на различия в интересах, сферы обучения и подходов, все психологи имеют одну общую черту: они опираются на научные методы. Исследования психологов заключаются в том, чтобы использовать научные методы для создания новых знаний о причинах поведения, в то время как психологи-практики, такие как школьные психолог, индустриально-организационные, и те, кто дает клинические, консультации, используют существующие исследования, чтобы улучшить повседневную жизнь других людей. Наука психология очень важна как для исследователей, так и практиков.

В каком-то смысле все люди являются учеными. Мы все заинтересованы, задавая и отвечая на вопросы о нашем мире. Мы хотим знать, почему вещи происходят, когда они повторятся снова, и если это, скорее всего, случится, как воспроизвести, или изменить их. Такие знания позволяют нам прогнозировать свое поведение и поведение других людей. Мы даже можем собрать данные (то есть, любую информацию, собранную с помощью формального наблюдения или измерения), чтобы помочь себе в этом начинании.

Методы познания

Существует мнение, что люди, называемые «повседневными учеными», проводят исследовательские проекты, и могут ответить на вопросы о поведении человека. Как вывод: стратегия и недостатки общественного осуждения. Когда мы плохо сдали важный экзамен, мы пытаемся понять, что стало причиной нашей неспособности запомнить или понять материал, и что может помочь нам сделать это лучше в следующий раз. Когда наши хорошие друзья, после тринадцатилетней совместной жизни расходятся, несмотря на то, что они появились, чтобы иметь отношения, и их брак заключен, казалось, на небесах, мы пытаемся определить, что случилось. Когда мы созерцаем рост террористических актов по всему миру, мы стараемся исследовать причины этой проблемы, глядя на самих террористов, ситуацию вокруг них, и ища другие ответы на эти вопросы.

Почему психологи опираются на эмпирические методы

Все ученые, будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи, используют для эмпирических методов исследования темы, которые им интересны. Эмпирические методы включают в себя процессы сбора и организации данных и выводы о тех данных. Эмпирические методы, используемые учеными, были разработаны в течение многих лет и служат основой для сбора, анализа и интерпретации данных в рамках единой концепции, в которой информация может быть общей. Мы можем обозначить научный метод как совокупность представлений, правил, и процедур, которые используют ученые для проведения эмпирических исследований.

Использование эмпирического метода в науке.

Эмпиризм (основан Джоном Локком) гласит, что единственным источником знаний являются наши органы чувств, например зрение, слух и так далее.

Это было совсем иное предположение, в отличие от существующего мнения, что знания могут быть получены исключительно за счет силы разума и логических аргументов (известный как рационализм). Таким образом, существует мнение, что эмпиризм основывается на знаниях, или может прийти с опытом.

Эмпирический подход посредством получения знаний через опыт быстро стал научным подходом и значительно повлиял на развитие физики и химии в семнадцатом и восемнадцатом веках.

Идея о том, что знания должны быть получены через опыт, то есть эмпирически, превратился в метод исследования, который использует тщательные наблюдения и эксперименты, чтобы собрать факты и доказательства.

Характер научного исследования может рассматриваться на двух уровнях:

  1. Что делать с теорией и основой гипотезой.
  2. Фактические, эмпирические методы опроса (то есть эксперименты, наблюдения).

Примером эмпирического метода исследования в науке является эксперимент.

Основные особенности эксперимента: осуществление контроля за переменами (независимыми, зависимыми и посторонними), тщательное объективное измерение и установление причинно-следственных связей.

Основные функции науки.

Эмпирические данные:

  1. Касается данных, собранных путем прямого наблюдения или эксперимента.
  2. Эмпирические данные не опираются на аргумент или убеждения.
  3. Вместо опыта наблюдения проводятся тщательно и подробно описываются так, что другие исследователи могут повторить попытку, чтобы проверить работу.

Объективность:

  1. Исследователи должны оставаться совершенно незаинтересованными лицами в происходящем при изучении; они должны стараться оставаться полностью объективными в своих расследованиях. Это значит, что исследователи не должны быть под влиянием личных чувств и переживаний.
  2. Объективность означает, что все источники ошибок сводятся до минимума, а личные или субъективные представления исключаются. Стремление науки подразумевает, что факты будут говорить сами за себя, даже если окажется, что они отличаются от того, на что следователь надеялся.

Контроль: все посторонние переменные должны контролироваться, чтобы быть в состоянии установить причину и эффект.

Предсказуемость: мы должны стремиться, чтобы быть в состоянии предсказать их поведение в будущем, опираясь на результаты нашего исследования.

Проверка гипотез: заявление, сделанное в начале расследования, которое служит в качестве прогноза и является производным от теории. Существуют различные типы гипотез (проверяемые и альтернативные), которые должны быть изложены в форме, которая может быть проверена (то есть однозначно на практике).

Репликация:

  1. Это означает, можно ли конкретный метод и поиск повторить с другим человеком и/или по разным поводам, чтобы увидеть, есть ли похожие результаты.
  2. Если резкое открытие показало, что, но он не может быть повторен другими учеными данный метод не будет принят.
  3. Если мы получим те же результаты снова и снова на тех же условиях, мы можем быть уверенны в их точности вне всяких разумных сомнений.
  4. Это дает нам уверенность в том, что результаты достоверны и могут быть использованы для построения тела знания или в создании научной теории.

Хотя научное исследование является важным методом изучения человеческого поведения, не на все вопросы можно ответить, используя научные подходы. Заявления, которые не могут быть объективно измерены или объективно установлено значение, не входят в область научных исследований. Поэтому ученые проводят различие между ценностями и фактами.

Познание

Значения личного заявления, такие как «аборты должны быть запрещены в этой стране», «я пойду на небеса, когда я умру», или «важно изучать психологию». Факты объективные отчетностью определены точно посредством эмпирического исследования. Примеры: «в Соединенных Штатах было более двадцати тысяч убийств в две тысячи девятом году», или «исследования показывают, что у лиц, которые подвержены крайне стрессовым ситуациям в течение длительного времени развивается больше проблем со здоровьем, чем у тех, кто таковыми не являются».

Потому что значения не могут рассматриваться как true или false, наука не может доказать или опровергнуть их. Тем не менее, исследования иногда могут предоставить факты, которые могут помочь людям развить их значения. Например, наука может быть в состоянии объективно оценить влияние нежелательных детей на общество или психологические травмы, которыми страдают женщины, которые делают аборты. Влияние смертной казни на уровень преступности в Соединенных Штатах могут быть определенными.

Это фактическая информация может и должна быть доступной, чтобы помочь людям сформулировать их значения относительно абортов и смертной казни, а также, чтобы дать правительству возможность сформулировать соответствующую политику. Ценности часто вступают в игру в определении того, какие исследования целесообразно или важно вести. Например, правительство США недавно поддержал и выделил финансирование для исследований на ВИЧ, СПИД, терроризм, отрицая финансирование исследований с использованием стволовых клеток человека.

Хотя ученые с помощью исследований дают не всегда четкие ответы, чтобы помочь установить различные между ценностями и фактами. Иногда заявления, что ученые считают фактических позже, на основе дальнейших исследований, оказываются частично или даже полностью неправильным. Хотя научные процедуры не обязательно гарантируют, что ответы на вопросы будут объективными и непредвзятыми, наука до сих пор лучший метод для рисования объективных выводов о мире вокруг нас. Когда старые факты отбрасываются, они заменяются новыми, основанными на более новых и более правильных данных. Хотя наука не совершенна, требования эмпиризма и объективность в результате дает гораздо больший шанс производить точное понимание человеческого поведения, чем с помощью других подходов.

No votes yet.