Фасилитация в психологии это: фасилитация — это… Что такое фасилитация?

Автор: | 23.05.1982

Содержание

фасилитация — это… Что такое фасилитация?

   ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)

   16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально-психологических исследований.

   Слово «фасилитация» в английском языке встречается нечасто и почти исключительно в психологическом контексте — как производное от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать. Не умея или не желая подобрать русский эквивалент, наши психологи в очередной раз позаимствовали термин-«кальку». «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Про Зайонца в словаре ни слова, хотя именно он ввел данное понятие в научный обиход и наметил перспективы исследования этого явления.

   Впрочем, о его приоритете можно говорить лишь с известной долей условности. Само это явление было зафиксировано еще в конце XX в. в опытах французского физиолога К.Фере, первооткрывателя психогальванического рефлекса. Затем оно изучалось многими исследователями, в частности в нашей стране В.М. Бехтеревым и Н.Н. Ланге. Было показано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Последний феномен получил название социальной ингибиции (подавления). Его наглядно иллюстрирует небезынтересный опыт, проводившийся в 20-х гг. в Берлине в школе К. Левина. Испытуемыми в опыте выступали студенты — люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный яств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а внимательно следил за испытуемым и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой ситуации у испытуемых «кусок не лез в горло», и большинство вставали из-за стола голодными.

   Сорок лет спустя Роберт Зайонц решил выяснить, от чего зависит успешность деятельности в присутствии наблюдателя. В качестве его испытуемых выступили не люди, а животные, причем даже не млекопитающие или птицы, а такие примитивные существа, как тараканы. Вероятно, на этом основании психологические выводы Зайонца можно было бы оспорить (допустить аналогию таракана и человека очень нелегко!), если бы полученные результаты не были впоследствии многократно воспроизведены в опытах на людях. (Вообще склонность к аналогиям у Зайонца очень сильна: одна из его работ даже вышла под вызывающим названием «Социальная психология животных».)

   Вместе с коллегами, Хайнгартнером и Германом, Зайонц построил несложный ярко освещенный лабиринт с галереей для наблюдения, куда помещались тараканы. Яркий свет является раздражающим стимулом для тараканов, и они стараются его избежать, поспешно проходя лабиринт, чтобы добраться до темной коробки. Выяснилось, что тараканы пробегают лабиринт быстрее, когда за ними «наблюдают» другие тараканы. Однако когда лабиринт усложняется, результаты получаются обратными — присутствие себе подобных затрудняет прохождение сложного лабиринта. Зайонц предложил изящное объяснение этому эффекту. Во-первых, присутствие других увеличивает физиологическое возбуждение, а во-вторых, при повышенном возбуждении лучше выполняются легкие задания, в то время как выполнению сложных оно препятствует. Иными словами, присутствие окружающих помогает осуществлению хорошо заученных устойчивых реакций и препятствует новым, еще не усвоенным. Но почему простое присутствие окружающих вызывает физиологическое возбуждение? Зайонц утверждает, что присутствие других людей (или тараканов, если изучается поведение тараканов, — разница, по его мнению, невелика) увеличивает сложность ситуации, ибо живые существа непредсказуемы и, в отличие от статичных элементов окружающей среды, вызывают более значительное возбуждение. Кроме этого, существуют следующие объяснения: 1) присутствие других отвлекает, и это вызывает возбуждение; 2) если речь идет о людях, то надо признать, что они устроены сложнее, чем другие животные виды, и возбуждение у них является результатом ожидаемой оценки со стороны окружающих.

   При всей спорности исследовательской позиции Зайонца полученные им результаты отвечают принципиальным научным критериям — воспроизводимости и прогностичности. Сегодня исследования, начало которым было положено его опытом над тараканами, ведутся широким фронтом — уже не ради того, чтобы оспорить выводы Зайонца (они достоверно подтверждены), но чтобы их углубить и расширить.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация

Принципы и правила фасилитации

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод

фасилитации.

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

 

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

 

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    •  работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

 

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.

 

Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.

Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.

 

Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

 

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

 

Читайте также:

Что такое фасилитация, и как она действует? — Блог Викиум

Фасилитацией называют методику, с помощью которой проводят дружественные беседы. Эту методику используют в разных профессиональных сферах, психологии и педагогике. Фасилитация имеет определенную технику ведения, а также используется некий инструмент, благодаря чему можно ожидать положительного результата от работы.


Что такое социальная фасилитация?

Социальная фасилитация в психологии подразумевает наличие определенных навыков, с помощью которых можно эффективно организовать групповое обсуждение важных вопросов. Подобная стратегия была придумана не так давно для того, чтобы максимально сплотить коллектив. Во время групповой фасилитации прибегают к помощи фасилитатора, который помогает разъяснить те или иные моменты. Фасилитатор должен обладать следующими качествами:

  • умение структурировать обсуждение, а также направлять его в нужное русло;
  • выбор самых хороших идей;
  • умение работать с разными группами людей;
  • умение урегулировать конфликт;
  • сочетание разнообразных техник во время работы с группой;
  • общительность;
  • стрессоустойчивость и копинг.

Определение феномена в психологии

Определение фасилитации в психологии подразумевает изменения в поведении индивида в присутствии других людей. С помощью фасилитации происходят изменения, упрощающие общение в группах. Другие методы в отличие от фасилитации являются более строгими.

К примеру, использование данного эксперимента позволяет всем участникам группы выдвигать свои решения, а не поддаваться приказам начальника. С помощью подобного подхода сотрудники заинтересованы в выполнении задачи и вносят огромный вклад в развитие организации, что способствует более сильной отдаче.

Отличие фасилитации и модерации

Фасилитация и модерация имеют немного общего. Оба специалиста в данных областях работают над тем, чтобы сплотить коллектив для эффективной работы. Тем не менее, модерация является более жестким методом, направленным на решение проблемных вопросов компании в целом. Фасилитация имеет более мягкий подход и помогает в решении конфликтных ситуаций.

Фасилитация и ингибиция

Как уже говорилось выше, фасилитация способствует улучшению деятельности индивида в процессе наблюдения за ним. Такой метод идеально подходит для решения простых задач. Если же речь заходит о чем-то более сложном, тогда стоит говорить об ингибиции, когда происходит снижение работоспособности индивида при наблюдении за ним. Ингибиция может проявляться в связи с боязнью оценки со стороны или же отвлекаемостью индивида.

Виды фасилитации

Эффект фасилитация бывает:

  • психологический;
  • педагогический;
  • спортивный;
  • экофасилитация.

Во время тренинга фасилитатор использует следующие техники:

  1. Поиск будущего для компаний, которые заинтересованы в прогрессе.
  2. Выход за рамки, подразумевающий поиск новых способов взаимодействия.
  3. Мозговой штурм, где все участники обмениваются информацией.
  4. Поляризация мнений, с помощью которой избегают негатива при обсуждении.
  5. Открытое пространство, которое подразумевает пошаговый метод в поиске решений.

Фасилитация является очень гибким методом в общении с людьми. Именно поэтому руководители компаний используют социальную фасилитацию для сплочения коллектива. Так все сотрудники начинают смотреть в одном направлении и трудиться на благо всей компании, что в ближайшем будущем скажется положительно. Для сплочения коллектива также можно использовать курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн интенсив».

Читайте нас в Telegram — wikium

Социальная фасилитация в психологии. Эффект социальной фасилитации

Современная психологическая наука выделяет такой интересный феномен, как социальная фасилитация. Данный термин был введен в начале прошлого века учеными Н. Трипплетом и Ф. Оллпортом. Они в свое время разработали целую концепцию, позволяющую понять, почему человек, находясь в группе определенных людей, поступает тем или иным образом. Оказывается, очень многие особенности поведения зависят от таких вещей, как темперамент, склонность к общению, привычка к замкнутости.

Основными факторами социальной фасилитации являются ярко выраженные стремления создать о себе положительное впечатление, получить одобрение со стороны общества. Человек, чья жизнь проходит в рамках социальных норм и порядков, будет изо всех сил стремиться соответствовать возложенным на него обязанностям. Он постарается оправдать ожидания коллег и начальства даже тогда, когда это неудобно и не приносит радости его собственной личности.

Сущность понятия

Социальная фасилитация представляет собой механизм поведения личности, когда она обладает способностью довольно успешно действовать и принимать верные решения в окружении общества. Если человек остается наедине с собой, то некоторые задачи того же уровня сложности воспринимаются им как более трудные. То есть вступает в действие эффект социальной поддержки и одобрения. Нам всем в той или иной степени важно быть замеченными и услышанными обществом. Никто не стремится жить настолько независимо, чтобы его не касались никакие социальные установки и стереотипы. Мы больше склонны прислушиваться к мнению большинства и делать из этого собственные выводы.

Социальная фасилитация в психологии – это явление достаточно тонкое и индивидуальное. На каждого человека отсутствие или присутствие поддержки со стороны общества будет воздействовать по–разному. Кто–то предпочитает работать в одиночку, и ему мешают люди, постоянно снующие туда-сюда. Есть люди, которые не любят выслушивать наставления, они опираются только на собственные знания, умения и предпочтения. Другому важно на протяжении всего периода работы чувствовать взаимодействие с коллегами и сослуживцами. Пусть это и не будет значительно помогать в работе, однако главное — человек находится не один. Говоря иными словами, феномен социальной фасилитации заключается в том, что человек чувствует себя более уверенно тогда, когда его деятельностью кто–то интересуется и поддерживает ее.

Феномен положительного ожидания

Эффект социальной фасилитации тесно связан с тем, чего личность ждет от общества, насколько она ориентирована вообще на его мнение. Когда окружающие люди склонны подбадривать человека, поддерживать его во многих начинаниях, то сам индивид чувствует, что ему гораздо легче и проще выполнять свои повседневные задачи. Феномен положительного ожидания предполагает, что личность будет стараться произвести на окружающих людей положительное впечатление, чтобы получить всевозможные выгоды. Когда человек чувствует себя в обществе востребованным и принимаемым, ему становится гораздо проще воспринимать себя самого и стремиться к любым целям. Социальная фасилитация в психологии – это понятие, которое определяет степень успешности личности в конкретной ситуации. Каждый из нас на протяжении жизни стремится создать вокруг себя максимально комфортные условия.

Социальная ингибиция

Это обратный феномен, возникающий в ситуации, когда в момент взаимодействия с обществом при выполнении конкретной задачи личность чувствует себя потерянной и неуверенной в себе. Возрастает беспокойство, появляется страх сделать что–то неправильно, допустить ошибку. Такое явление на самом деле – не редкость. Людям, внутренний мир которых отличается особенной индивидуальностью, крайне важно подпитываться собственной энергией, чужая же может нанести вред и помешать.

Феномены социальной фасилитации и ингибиции – явления противоположные, но в то же время оказываются тесным образом связаны друг с другом. Если первое понятие предполагает включенность в общественную жизнь, то второе чаще всего демонстрирует некоторую свободу от социального взаимодействия вообще. Такой жизнью живут творческие люди: писатели, музыканты, художники. Социальная фасилитация и ингибиция представляют собой два противоположных полюса. Если для человека важно и значимо работать индивидуально, то всяческие вмешательства и подсказки со стороны других людей могут вызывать у него значительное раздражение и неудовлетворенность. Социальная ингибиция предполагает, что личности лучше ориентироваться на собственное мнение, установки и мотивы. Присутствие других людей в момент рабочей активности может только навредить. Производительность труда не только ухудшится, она не будет отражать степень одаренности личности.

Сила психологического давления

Все мы живем в обществе, которое не может не оказывать на нас существенного влияния. В большинстве своем люди поступают не так, как они хотят на самом деле, а как того требуют сложившиеся обстоятельства. Сила психологического воздействия общества на индивида настолько велика, что иногда ему не удается распознавать собственные желания и мотивы.

Феномен социальной фасилитации здесь имеет большое значение. Некоторым людям важно чувствовать поддержку со стороны своего ближайшего окружения. Именно заручившись такой моральной помощью, они могут выполнять свою работу более качественно и полноценно. Если такого человека оставить одного со сложной задачей, то он, конечно, с ней справится. Однако ему понадобится больше времени для того, чтобы разобраться в сути проблемы, решить все возникающие вопросы.

Феномен одиночества

Когда человек рассчитывает только на самого себя, он привыкает действовать в одиночку. Постепенно присутствие рядом коллег и ближайшего окружения может сильно сказываться на результатах деятельности. Такая личность привыкает максимально концентрироваться на работе и не отвлекается по пустякам. Возрастает требовательность к себе, вырабатываются строгая дисциплина и ответственность.

Феномен оценивания

Находясь в обществе, человек склонен в большинстве случаев подчиняться существующим в нем законам. В данном случае срабатывает эффект оценивания. Личность начинает задумываться над тем, как ее воспримут другие люди, какое мнение у них сложится в результате определенных действий, поступков. Социальная фасилитация в данном конкретном случае проявляется в качестве ожидаемой похвалы или порицания, в результате чего продуктивность выполняемой деятельности значительно возрастает.

Эффект публичности

Человек, который живет в обществе, всегда стремится произвести хорошее, положительное впечатление на окружающих. Мы иногда не можем самостоятельно принимать решения в том плане, что постоянно оглядываемся на мнение большинства. Эффект социальной фасилитации заставляет следовать общественным установкам и ориентироваться на его запросы. Вот и получается, что человек начинает жить требованиями социума, забывая о собственных потребностях. Так рождается внутреннее неудовлетворение, чувство потерянности и личностной нереализованности.

Эффект публичности находит выражение в том, что, находясь в обществе, личность начинает действовать согласно возложенным на нее ожиданиям. Она не делает ничего лишнего, но ведет себя достаточно адекватно для каждой конкретной ситуации.

Экстраверты и интроверты

Люди в разной степени нуждаются в обществе. Если экстраверты не могут жить без социального взаимодействия, то интроверты прекрасно обходятся без него довольно длительное время. Первые черпают вдохновение через общение с людьми, вторые же видят неиссякаемый источник благодати в самих себе. Взаимодействие с другими может их очень утомлять, лишать сил и новых возможностей.

Свойства темперамента

Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги. Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью. Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.

Социальная леность

Что представляет собой это понятие, как оно связано с социальной фасилитацией? Леность проявляется в том случае, когда отсутствует положительная оценка со стороны других участников деятельности. Если личность никак не поощрять, она не захочет работать во всю полноту своих возможностей. Социальная леность заключается в том, что человек никогда не станет прилагать дополнительных усилий, если не видит в них смысла и цели. При отсутствии значимой оценки человек часто замыкается в себе или начинает трудиться ровно настолько, чтобы не вызывать подозрений со стороны сослуживцев и коллег. Леность нейтрализует действие такого понятия, как социальная фасилитация. Примеры из жизни показывают, что при отсутствии должного внимания и поддержки со стороны начальства люди вообще перестают стараться, проявлять себя на работе с лучшей стороны, потому что не видят в том смысла и необходимости.

Каждый из нас хочет ощущать, что его труд не напрасен. Если есть цель, ради которой человек совершает определенные шаги, то любые препятствия кажутся преодолимыми. Появляются даже дополнительные силы для реализации намеченных планов. В случае же серьезных конфликтов, непонимания со стороны общества, резкого, критического непринятия результатов труда индивида возникают противоречивые чувства, которые мешают полноценно действовать.

Социально–педагогическая фасилитация

Общественные институты, к которым относятся детские сады и школы, учат маленького человека с самого раннего возраста понимать, чего ждут от него другие люди. Каждому из нас знакома методика поощрения и наказания, успешно применяемая в обществе. Ребенок, попадая в определенную социальную среду, сразу учится жить по ее законам. С детства человеку предлагается (а вернее, навязывается) конкретная модель поведения, по которой ему предстоит жить в дальнейшем.

Социально–педагогическая фасилитация заключается в том, что человек с малых лет учится воспринимать себя как часть общества. Социум предъявляет к нему определенные требования, под которые ему невольно приходится подстраиваться. При таком подходе личность часто теряет собственную индивидуальность, не знает, как ее реализовать в дальнейшем.

Таким образом, социальная фасилитация выступает своеобразным связующим звеном между стремлениями самого человека и общественными установками. Очень важно суметь найти равновесие между этими двумя полюсами, тогда личность станет целостной и гармоничной.

Зачем нужен фасилитатор? | психолог Оксана Королович

Сегодня многие слышат слова «фасилитация» и «фасилитатор». И большинство лишь пожимают плечами – мало ли что это может значить, последнее время много американизмов появилось в языке. Однако такое незнание может сыграть злую шутку. Особенно когда речь идет о менеджерах высшего звена, владельцах бизнеса и в целом тех, кто стремиться преуспеть.


Наиболее ценным для любой организации будет специалист, который совмещает в себе несколько ролей.


Так, в качестве коуча специалист сможет проводить сессии с высшим звеном управления. В качестве консультанта организаций – давать советы и предлагать разные варианты действий. И в качестве фасилитатора – организовать и наладить эффективный процесс.

Так что это же эта за зверь такой «фасилитатор» и «с чем его едят»? Недавно в своих аккаунтах с соцсетях я говорила, что одна из трех Ролей, на которых я планирую сфокусироваться в этом году – фасилитатор. Именно поэтому сегодня я хочу помочь вам понять, в чем заключается работа фасилитатора и почему его помощь крайне важна для успешного ведения бизнеса.

Что такое фасилитация?

Это такая технология организации взаимодействия и коммуникации в группе, благодаря которой повышается как эффективность отдельно взятого члена группы, так и качество принимаемых группой решений и их реализации.

Если упростить, то благодаря фасилитации повышается скорость и продуктивность  работы компании. Привлечение профессионального специалиста в этой сфере благоприятно сказывается как на человеческом факторе, так и эффективности функционирования бизнеса. Для любой компании, стремящейся преуспеть, критически важно организовывать эффективную коммуникацию между всеми своими сотрудниками.

Так, фасилитация позволяет обеспечить:

  • Высокую вовлеченность каждого члена команды.
  • Максимальный уровень ответственности и осознанности сотрудников на рабочем месте.
  • Возможность услышать каждого сотрудника и его идеи.
  • Стабильное развитие компании и синергию (полезное взаимодействие) команд.

Что должен уметь фасилитатор?

Прежде всего нужно понимать, что фасилитатор – лицо стороннее и непредвзятое. В его обязанности не входит знание тонкостей специализации организаций, в которых он проводит свою работу. То есть, ему не нужно разбираться в тонкостях работы биржи, чтобы провести, например, брейншторминг в брокерской компании.

А что же он должен знать и уметь? Качественный и опытный специалист-фасилитатор должен:

  • Своим участием в процессе обсуждения привносить в него креативность.
  • Уметь понимать и влиять на групповые процессы и динамику (для чего необходимо психологическое образование, которого не имеет большинство современных фасилитаторов).
  • Уметь распознать доминирующего человека в группе и знать, как мягко его приостанавливать.
  • Уметь распознавать тех, кто боится/не решается вступить в дискуссию или кому скучно. И тоже мягко включить их в процесс.
  • Направлять дискуссию в необходимое русло и структурировать ее.
  • Оперативно реагировать на возможные затруднения и быстро запускать процесс их преодоления.

Работа фасилитатора настолько креативная, насколько и сложная. Творческая часть заключается в инструментарии фасилитатора. Именно от обширности его навыков зависит то, насколько эффективно он будет справляться со своими обязанностями. Это и применение знаний в области психологии, и элементы арт-терапии, и глубокие познания в конфликтологии.


Без базового психологического образования иметь обширный инструментарий специалист-фасилитатор просто не может.


Сложность же заключается в том, что фасилитатору нужно быстро и эффективно адаптироваться в непредвиденных ситуациях, работая с большим количеством людей. При этом все люди обладают разными особенностями личности, и нередко конфликтуют между собой. Именно поэтому качественный фасилитатор должен быть готов выйти из зоны комфорта, обладать высокой адаптивностью и стрессоустойчивостью.

Когда нужна фасилитация?

Ценность фасилитации заключается в том, что она обеспечивает комфортное и безопасное Пространство для всей группы. И в этом Пространстве люди спокойно высказывают противоположные мнения и обсуждают их без возникновения конфликтов. Благодаря фасилитации придумываются, разрабатываются, планируются сложные задачи и стратегии. А также, с учетом всех мнений, принимаются наиболее правильные и эффективные решения.

Когда же именно будет разумным, если не сказать – необходимым, привлечь фасилитатора?

  • Когда запускается новый проект или с текущим проектом возникли затруднения, требующие глубоко понимания.
  • Когда необходимо вовлечь или активизировать всех сотрудников в какую-либо деятельность компании.
  • В процессе формулировки и принятия корпоративных стандартов, ценностей, процедур взаимодействия и т.д.
  • Когда компания нуждается в неординарных, далекоидущих, сложных идеях и решениях.
  • Когда необходимо провести собрание или другое организационное мероприятие, в котором будут участвовать группы людей с конфликтом интересов или большие группы.
  • Когда есть необходимость собрать и максимально всесторонне проанализировать много идей.

В задачи фасилитаторов входит создание того самого Пространства, в котором он творит свою «магию». Для этого специалисту нужно придерживаться трех принципов. Они обеспечивают максимальную эффективность процесса, и в то же время защищают его от профессионального выгорания.

  1. Фасилитатор не высказывает свое мнение. Он помогает членам группы прожить процесс: вовлекает в него каждого сотрудника, и стимулирует его к высказыванию своих идей и мыслей.
    Исключение, если специалист имеет компетенцию консультанта в организациях. Тогда, переключаясь с Роли фасилитатора на Роль консультанта, специалист может высказывать свои мысли и видение ситуации.
  2. Фасилитатор наблюдает за процессом. Он следит за тем, как каждый сотрудник участвует в разговоре. Фокусируется на том, что должно быть достигнуто и в какое русло течет дискуссия. В случае необходимо направляет ее к нужному курсу.
  3. Фасилитатор всегда нейтрален. Он никогда не становится на сторону кого бы то ни было из участников процесса.

Для по-настоящему качественной фасилитации специалист должен иметь базовое психологическое образование. Почему? Потому что он работает с людьми. А значит для максимально эффективной и квалифицированной работы он должен понимать принцип работы человеческой психики.

К сожалению, огромное количество фасилитаторов, коучей и консультантов организаций не имеют базового психологического образования. Специалисты, чьей базой является HR или маркетинг, при всем своем желании, не смогут показывать такой же результат, как фасилитаторы с психологической базой.

Я занимаюсь фасилитацией уже 6 лет и могу уверенно сказать, что это один из моих любимых видов деятельности. Потому что в нем, как и в классической психотерапии, главные роли играют призвание, талант и желание и готовность помогать людям.


Ведь по сути своей, фасилитация – это помощь. Не только и не столько помощь организациям, сколько помощь каждому отдельному человеку в группе.


А когда к сотрудникам прислушиваются, когда они видят свой непосредственный вклад в общее дело и когда работа стимулирует их личностный и профессиональный рост, именно тогда и выигрывает компания в целом! И я вижу в этом огромную ценность и важность.

Социальная фасилитация. Психология. Люди, концепции, эксперименты

Читайте также

Социальная фасилитация

Социальная фасилитация Согласно основному положению теории социальной психологии, находясь в одиночестве, мы намного больше расслаблены; нас не беспокоит, как наши поступки и действия выглядят со стороны. Если в это уравнение включается хоть один человек, наше

Социальная потребность

Социальная потребность Я утверждаю, что большая часть серьезной критики нашей культуры более всего связана с недостатком творчества. Кратко остановимся на некоторых замечаниях. Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми

4.3. Социальная установка

4.3. Социальная установка Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный

Социальная смерть

Социальная смерть Однажды психолог Кип Уильямс из Университета Пердью выгуливал свою собаку в парке, неожиданно ему в спину прилетела игрушка — «летающая тарелка». Он поднял ее и запустил обратно одному из двоих игравших мужчин. Тот, к удивлению психолога, снова

3. Социальная реабилитация

3. Социальная реабилитация Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление статуса инвалида, обеспечение социализации личности.Создание центров по трудоустройству во многом не учитывает особые потребности инвалидов и больных людей, задача

Социальная психология

Социальная психология Социальная психология должна перерасти в нечто большее, чем изучение подражания, предвзятости, ненависти, враждебности. Все это редко встречается у здоровых людей.Возможные предметы исследования: теория демократии, анархии. Демократические

Социальная установка

Социальная установка Темперамент циклоидов определяет характер их социальной установки, на что уже было указано. Они имеют потребность высказаться, высмеяться и выплакаться, ближайшим естественным путем стремятся к тому, что приводит их душу в адекватное движение,

Социальная интегрированность

Социальная интегрированность Социальная интегрированность является третьей составляющей устойчивой личности. Этот аспект настолько значим, что люди полагают, что если личность испытывает сложности, то они непременно связаны с социальным окружением, а если человек

Природа социальная

Природа социальная Точно такие же невнятные отношения у нас и с социальной природой. Про социальную природу обыкновенно «все все знают». «Что, мы не живем, что ли?» «Что вы хотите сказать, Игорь Николаевич, что я не живу, что ли?»Я наоборот хочу сказать, что жуете. Она (жизнь)

Социальная игра

Социальная игра Социальная игра, от простейшей игры в «ку-ку» до торжественного бала, имеет важнейшее значение в человеческом игровом поведении. Люди – социальные животные, и игра – это бензин, который питает двигатель социальной компетентности. Игра позволяет

5. Социальная фобия

5. Социальная фобия Социальная фобия — это робость, делающая нормальное существование невозможным. Она вызывает тревогу, способную легко перерасти в панику. Избегающее поведение приносит облегчение, но может наложить отпечаток на всю жизнь человека, превратив ее в

«Фасилитация — это про то, как помочь людям договориться между собой»

Ещё на ежегодной конференции фасилитаторов в апреле мы поднимали тему антихрупкости. Термин этот ввёл Нассим Талеб. Когда возникает какое-то напряжение, сложность, проблема, то система — общество, человек, организация — в одних ситуациях ломается от сопротивления, но есть люди, организации, которых сложности, напротив, заставляют перестраиваться, приобретать новые свойства. Например, из прошлогодней кризисной ситуации разные организации вышли по-разному. Кто-то закрылся, сократил людей, а кто-то, наоборот, нашёл много новых возможностей. Люди перестроились. Поэтому антихрупкость — это как раз тренировка такого состояния, когда ты выдерживаешь стрессы, готов их принимать, переваривать и искать новые возможности.

Можно быть стрессоустойчивым и не меняться. Как шпала. Ударили по шпале, она стрессоустойчивая, но она не изменилась. Если не меняться с изменением внешней среды, то ты так и останешься шпалой. Никогда не станешь космическим кораблём.

Не нужно быть гением, если ты знаешь технологию

— Вы на данном этапе своей жизни у кого и чему учитесь? Есть ли смелые мечты в вашем плане личностного развития?

— Я сейчас как раз учусь у Надежды Жексембаевой технологии пересборки. Всегда безумно интересно учиться у коллег, которые по-своему систематизируют то, что ты тоже знаешь и умеешь. Второе направление, которое мне близко — сторителлинг. У нас есть партнёр, Мэри Элис Артур из Америки. Она приезжала в 2019 году к нам на конференцию. Вела программу для лидеров про сторителлинг в работе с группами. Тема, связанная с использованием историй, метафор.

Я очень люблю различные художественные выставки. У меня мечта: поехать куда-то в какую-нибудь замечательную страну на три месяца, или на полгода — и там учиться рисовать.

— Порекомендуйте, как строить образовательную траекторию человеку, который хочет сделать карьеру в коммуникациях? Какие скиллы нужно прокачивать, как последовательно наращивать свои навыки именно в коммуникациях?

— Я бы рекомендовала развиваться в области визуализации. Потому, что сегодня мы мыслим образами, информация доходит до нас в картинках, слайдах. Причём, рисовать схематически надо уметь, поучиться скрабингу. Второе важное направление — развитие коммуникативных навыков. Все эти коворкинги, презентации… Третье — фасилитация. Почему она важна? Люди думают, что, чем больше информации отгрузить сотрудникам, тем они лучше поймут задачи и побегут сразу их выполнять. Что по факту? Люди слушают одну презентации, вторую, и всё. Дальше уходят в телефон. Поэтому задача — уметь интерактивно работать с людьми. Доклад, а после — сделать групповую работу, чтобы в командах люди обсудили, что нового и полезного было в этом докладе. Тогда информация лучше укладывается в голове и люди понимают смысл. Хороший коммуникатор обязан быть фасилитатором, уметь работать с малыми и большими группами.

— Сейчас многие учат и учатся креативности, умению писать, рисовать, изучают дизайн-мышление. Как вы считаете, это некое лукавство создателей подобных курсов или действительно можно научить творчеству и умению придумывать инновационные штуки?

Социальная помощь: как и когда аудитория улучшает работу

Социальная помощь — это открытие социальной психологии о том, что производительность людей может улучшаться при выполнении некоторых задач, когда присутствуют другие люди.

Когда муравей строит гнездо самостоятельно, он делает это без особого энтузиазма. Она движется так, как будто устала от жизни, ей надоело копать землю, возможно, она мечтает о лучшей жизни в другом месте. Но дайте нашему муравью сотрудницу, и она превратится в динамо-машину, трудоголика, олимпийца среди насекомых.Вскоре она начинает копать в пять раз быстрее или больше…

Муравьи — не единственные.

За четыре десятилетия до того, как С.Ч. Чен сообщил о своих открытиях в отношении муравьев в 1937 году, психолог Норман Триплетт уже заметил примерно такое же поведение у велосипедистов. Триплетт просмотрел рекорды «Лиги американских колесников» и обнаружил, что гонщики ездят быстрее в темпе или на соревнованиях. Анализируя результаты многих гонок, он обнаружил, что в среднем велосипедисты с кардиостимулятором преодолевают каждую милю примерно на 5 секунд быстрее, чем велосипедисты без кардиостимулятора.Он подозревал, что это было больше, чем просто физический эффект от скольжения за другим велосипедистом, это был также психологический эффект — что-то связанное с простым присутствием других людей.

Два десятилетия спустя Гордон Олпорт — один из основоположников психологии личности — сделал именно это. Он попросил участников записать как можно больше слов, связанных с заданным целевым словом. Им дали три одноминутных периода и сказали, что они не соревнуются друг с другом.Опять же, участники достоверно произносили больше слов, когда присутствовали другие, чем в одиночку. Чтобы проверить свою догадку, Триплетт (1898) заставлял детей наматывать нить на катушку, иногда самостоятельно, а иногда и против других. То, что он обнаружил, подтвердило его теорию: дети быстрее участвовали в соревнованиях. Хотя это интересно, открытие того, что люди работают быстрее в условиях конкуренции, вряд ли является новаторским, но что, если элемент конкуренции можно было бы устранить и измерить эффект простого присутствия?

Хотя экспериментальная процедура Олпорта, возможно, не полностью устранила эффекты конкуренции, последующие исследования, а их было много, безусловно, сделали.Такое повышение работоспособности людей, когда за ними наблюдают другие, стало известно как социальная помощь, и в течение нескольких десятилетий это было модой в психологии. К сожалению, вскоре экспериментаторы обнаружили, что человеческая психология намного сложнее, чем психология муравьев.

Что вызывает наибольшее беспокойство, экспериментаторы не смогли найти ожидаемого социального облегчения в целом ряде других задач, например, когда людей просили выучить списки бессмысленных слогов или пройти сложный лабиринт. Выяснилось, что когда задачи усложнялись, их производительность не улучшалась, а, наоборот, ухудшалась.Казалось, что люди испытывают не социальную помощь, а социальное торможение. Они задыхались, как и психологи, которые почти отказались от исследований социальной помощи как плохой партии.

Социальная помощь и стремление к успеху

Известный психолог профессор Роберт Зайонц возродил исследования в этой области только в 1960-х годах. Он думал, что противоречивые результаты можно объяснить новым подходом, названным «теорией драйва». Зайонц сказал, что когда другие люди наблюдают за нами, мы становимся более бдительными и возбужденными, и это волнение вызывает то, что он назвал нашей «доминирующей реакцией».Доминирующие реакции — это такие вещи, как хорошо отработанные навыки или особые привычки. Если эта доминирующая реакция соответствует ситуации, тогда наша производительность улучшается, но если доминирующая реакция неуместна, мы, как правило, работаем плохо.

Эта теория довольно хорошо объясняла доказательства, но критики сочли ее слишком упрощенной, утверждая, что дело не только в том, присутствует аудитория или нет, но и в том, как мы реагируем на это присутствие. Чтобы объяснить этот когнитивный процесс, Роберт С. Барон в 1980-х годах выдвинул новую теорию.

Отвлеченные и противоречивые

Теория конфликта-отвлечения утверждает, что когда другие люди наблюдают за нами, это создает конфликт внимания между задачей, которую мы выполняем, и наблюдающими другими. Когда задача проста, мы можем успешно сфокусироваться на текущей задаче, и, таким образом, наша производительность улучшается, вероятно, из-за побуждающего эффекта, на который ссылается Зайонц. Однако когда задача сложная, мы страдаем от перегрузки внимания, и наша производительность ухудшается. Пессин (1933) уже отмечал именно этот эффект, когда люди выполняли задания с мигающим светом и громким шумом, отвлекая их, а не аудиторию.

Вот, наконец, через 100 лет после того, как у Триплетта появились дети, наматывающие рыболовные катушки, появилась теория, которая в сочетании с теорией драйва Зайонца может объяснить, когда и как аудитория либо улучшает нашу производительность, либо ухудшает ее. В частности, теория конфликта-отвлечения значительно упрощает понимание сложных воздействий аудитории, поскольку она фокусируется на том, как мы управляем своим вниманием.

Психология внимания, однако, представляет собой странное чудовище, на которое влияют всевозможные факторы, которые, следовательно, также влияют на эффект социальной поддержки:

  1. Оценка аудитории. То, как мы оцениваем аудиторию, определяет нашу реакцию, то есть аудитория внимательно наблюдает или просто проходит? Huguet et al. (1999) неожиданно обнаружили, что внимательная аудитория больше отвлекает, чем невнимательная.
  2. Разнополая аудитория . Людей обычно больше отвлекает аудитория противоположного пола, поэтому мужчины более сдержаны в сложных задачах (но лучше в хорошо отработанных задачах), когда на них смотрят женщины, и наоборот.
  3. Настроение .Хорошее настроение может в определенных обстоятельствах способствовать работе, а плохое настроение — препятствовать им (Mash & Hedley, 1975).

И этот список можно продолжить. Если это влияет на внимание, это может повлиять на эффект социальной поддержки / торможения.

Группы: хорошо или плохо с точки зрения производительности?

Улучшаются или ухудшаются результаты других людей, естественно, зависит от конкретных обстоятельств группы. Исследования социального бездельничанья показывают, что когда люди выполняют дополнительную задачу, например, натягивают веревку, они расслабляются, часто более чем на 50%.В этой ситуации группы плохо влияют на производительность отчасти потому, что отдельные люди могут прятаться. Напротив, эффекты социальной поддержки / торможения выходят на первый план, когда люди могут быть выбраны из группы, когда их судят только по их показателям.

Подобно муравьям, присутствие других может подтолкнуть нас к большим свершениям, но поскольку мы люди, оно также может подтолкнуть нас к катастрофе. Психологические исследования показывают, что все зависит от управления вниманием, управления физиологической реакцией организма и от того, насколько хорошо мы справляемся с поставленной задачей.

.

Социальная помощь — Лаборатория принятия решений

Очарованный своими открытиями в упомянутом выше исследовании велосипедистов, Триплетт попытался воспроизвести это явление, наблюдая за поведением детей, выполняющих задание с катушкой. Он обнаружил, что, соревнуясь с другими детьми, половина участников будет работать быстрее, одна четверть — медленнее, а оставшаяся четверть — в том же темпе по сравнению с выполнением той же задачи в одиночку.Другими словами, у 50% детей наблюдалось повышение успеваемости. 50% — нет.

Это не единственный эксперимент, который противоречит первоначальному предложению Триплетта. В 1933 году исследование, опубликованное в журнале American Journal of Psychology , показало, что, когда участников просили запомнить список бессмысленных слогов, их производительность (измеряемая количеством повторений, необходимых для полного запоминания списка) была лучше, когда они были только , а не в присутствии кого-то другого. 14

Zanjoc and Sales предлагают способ разобраться в этих, казалось бы, противоречивых результатах. Они предположили, что присутствие зрителей усиливает доминантную реакцию человека. Но для большинства участников исследования 1933 года заучивание списков бессмысленных слогов не было практичным поведением. Таким образом, их выступлению будет препятствовать, а не способствовать присутствию зрителей. Если бы задание показалось участникам знакомым, их производительность улучшилась бы.

На основании этого открытия был изобретен термин «социальное торможение». Это относится к явлению, которое происходит, когда результативность человека в незнакомой деятельности снижается на в присутствии других, наблюдающих, и обычно используется в отличие от социальной помощи.

Вместе с предложением Зайонца и Сэйла есть еще два предлагаемых объяснения несоответствий, которые мы наблюдаем между экспериментами по содействию социальной помощи. Первый был предложен исследователем Робертом С.Барона в 1986 году, которую он назвал теорией отвлечения внимания и конфликта. По словам Барана, противоречивые выводы объясняются конфликтом между уделением внимания присутствующему человеку и сосредоточением внимания на текущей задаче. 15

Второе предложенное объяснение исходит от исследователя Николаса Б. Коттрелла и его коллег. Они предположили, что вместо простого присутствия других, усиливающих доминирующий отклик, необходима аудитория зрителей и зрителей. Другими словами, именно ощущение того, что вас оценивают, а не наблюдают, влияет на результативность.Беспокойство, связанное с тем, что наблюдающие за нами оценивают нашу работу, — это то, что вызывает доминирующую реакцию во время выполнения задачи. 16

AP Psychology Study Resource: Social Facilitation

Социальная фасилитация — это теория, которая исследует, как можно улучшить чью-то производительность в присутствии других.

Эта теория помогает нам понять нашу мотивацию перед аудиторией.Когда мы выполняем задачи, мы можем сказать, что тем эффективнее и успешнее мы становимся.

Например, как мы выясним, велосипедисты, соревнующиеся с другими, с большей вероятностью будут выступать лучше, чем если бы они просто гоняли на время.

Это также объясняет, как ошибки значат больше, когда людей просят выполнять незнакомые задачи в присутствии конкурентов или аудитории. Более того, это становится известным как социальное торможение.

Кроме того, на экзамене по вождению с инструктором человек становится более склонным к ошибкам и чрезмерной осторожностью из-за неуверенности в себе и / или нервозности.

Ниже мы рассмотрим, как появилась эта теория. Мы также узнаем, как она развивалась с годами.

Определение социальной помощи Изображение: CC by A-SA 2.0, businessforward, через Flickr

Исследования, связанные с этой теорией, изучают степень поведения человека. Независимо от того, повлияло ли на действие подразумеваемое, воображаемое или реальное присутствие других людей.

Это происходит, когда мы лучше справляемся с простой задачей, когда другие наблюдают за вами.Однако люди меньше ждут от сложной задачи.

Например, это отображается, когда начальник просит вас привести в порядок комнату для собраний. Эта теория предполагает, что вы намеренно делаете все возможное, чтобы обеспечить опоздание и порядок.

С другой стороны, если вы оставались для этой задачи в нерабочее время (когда все остальные ушли с работы в течение дня), такой же уровень внимательности не проявляется.

Тем не менее, если задачи становятся более сложными, например, Украшая комнату для совещаний, пока вас видят люди, вы определенно чувствуете большее давление, заставляющее вас делать ошибки.

Истоки социальной помощи Изображение: Public Domain США, летчик Натан Доза, через Wikipedia Commons

Норман Триплетт провел один из первых экспериментов по этой теории в 1898 году.

Он проводил исследования рекордов скорости велосипедистов. Примечательно, что он заметил, что как только гонки происходят друг против друга, а не против таймера, их скорость увеличивается. Чтобы подчеркнуть свои выводы, он провел дальнейшие испытания в лабораторных условиях.

Это вовлекало детей в использование рыболовных катушек.

В этих двух условиях ребенок работал один, а дети работали парами. Задания касаются наматывания лески определенной длины.

Triplett сообщил, что работа ускоряется, как только они объединяются с кем-то другим, выполняющим ту же задачу.

Это демонстрирует эффект совместного действия.

Эффект совместного действия Изображение: CC by 2.0, Sylvain Dubey, через Wikipedia Commons

Это явление возникает, когда производительность чьей-либо задачи увеличивается.Безусловно, присутствие других людей, делающих то же самое, влияет на простую производительность.

Например, относиться к этим материалам для чтения в библиотеке становится легче, чем дома, даже если место кажется тихим.

Другие исследования изучают эффект совместного действия благодаря усилиям Чена (1937). Когда муравей копает песок вместе с другими муравьями, он копает в три раза больше, чем если бы они копали в одиночку.

Аналогичным образом, Платт, Якш и Дарби (1967) обнаружили, что животное ест больше пищи, если во время еды там находятся другие животные (того же вида).

Эффект аудитории Изображение: CC 0, Public Domain, KeithJJ, через Pixabay

Социальная помощь не происходит просто тогда, когда кто-то начинает сотрудничать с кем-то. Но это также происходит, когда присутствует пассивная аудитория / зритель. Психологи называют это эффектом аудитории.

В 1935 году Дашиелл обнаружил, что умножение результатов испытуемых увеличивается при наличии публики. Это происходит при условии увеличения количества выполняемых простых умножений.В 1925 году Трэвис обнаружил, что хорошо обученные испытуемые лучше справляются с психомоторным тестом на глазах у зрителей.

Но в 1933 году Пессин обнаружил обратное. Он показывает, что испытуемым требовалось меньше испытаний, чтобы выучить список бредовых слов перед аудиторией, пока они работают самостоятельно.

Что это значит?

Эта социальная помощь, по-видимому, зависит от характера взаимодействия между исполнителем и задачей. В некоторых случаях публика или коллеги по фильму помогают повысить качество выступления.Что касается других, их качество ухудшается.

Таким образом, согласно Cottrell (1968) , эта теория касается не только присутствия людей, но, скорее, опасения того, что они будут судить. Знание оценок других ведет к нашему одобрению или неодобрению. Итак, находясь в присутствии других, нами движет оценочная тревога.

Развитие теории

Помимо вышеупомянутых исследований, Роберт Зайонц также оказал огромную ответственность за то, чтобы собрать воедино концепцию этой теории.

В 1956 году он провел исследования, чтобы попытаться понять, почему одни работают лучше или хуже в присутствии других. Эти эксперименты определяют две части — простые или сложные задачи перед аудиторией.

Его результаты обозначены довольно четко.

Когда люди набираются опыта и выполняют простую задачу, они работают лучше, чем те, кто выполняет более сложные задачи. Тем не менее, у этих людей мало практики, а некоторые задачи кажутся незнакомыми.

Это породило идею «социального запрета».

Теория активации Изображение: CC by 2.0, Стив Юрветсон, через Flickr

В 1956 году обобщенная гипотеза влечения, предложенная Зайонцем, стала основой теории активации. Кроме того, по этой причине вы слышите, что теория активации называется теорией Зайонца.

Это первая теория, которая рассматривает как снижение, так и повышение производительности людей перед другими.

Зайонц утверждал, что возбуждение организма кажется повышенным в присутствии других.Это увеличивает, насколько хорошо они выполняют свои хорошо усвоенные / привычные задачи. Напротив, эта повышенная осведомленность становится нарушением при выполнении незнакомых / более сложных задач.

Он основал эту теорию на законе Йеркса-Додсона, который гласит, что когда дело доходит до уровней производительности, они работают как обратная U-функция. Это означает, что для более простых задач мы получаем более высокий оптимальный уровень привода. Для сложных задач это становится ниже.

Чтобы расширить это, появляется ряд различных теорий активации:

Гипотеза настороженности

Согласно этой теории, исполнитель не осознает действия конкурентов или наблюдателей.Это позволяет им работать лучше, поскольку повышает их бдительность.

Гипотеза мониторинга

Согласно этой теории, социальная фасилитация не происходит потому, что исполнитель знакомится с реакцией аудитории / наблюдателя. Это означает, что исполнитель не может выступать так хорошо, как он чувствует большее давление.

Гипотеза о вызовах и угрозах

Эта теория развивает идею о том, что люди лучше способны выполнять простые задачи перед аудиторией. Однако этого становится меньше, когда они выполняют сложные задачи в присутствии других.В основном это происходит из-за реакции сердечно-сосудистой системы на активность.

При выполнении простого упражнения на глазах у человека сердечно-сосудистая реакция становится нормальной. Действительно, это помогает им работать. До сих пор при выполнении сложных задач это вызывало сердечно-сосудистую реакцию, подобную угрозе. Безусловно, это негативно сказывается на производительности.

Почему важно понимать эту теорию? Изображение: CC by A-SA 4.0, Пьер-Ив Бодуэн, через Wikipedia Commons

. Ознакомление с этой идеей поможет вам по-новому взглянуть на мотивацию.

Почему?

Потому что мы часто интерпретируем, насколько хорошо кто-то работает, исходя из его способностей.

Например, это становится видимым, когда кто-то выполняет заданную задачу, но не выполняет ее должным образом. Вероятно, это потенциально предполагает нежелание прилагать необходимые усилия.

Хотя это могло быть так, социальная помощь позволяет нам оценить, насколько мы мотивированы к выполнению задачи. Это зависит от того, оценивают ли нас другие, и насколько хорошо мы, по нашему мнению, справляемся с этой конкретной задачей.

Когда мы выполняем что-то легкое, а другие наблюдают, наша мотивация повышается. Это означает, что мы, вероятно, получим больше положительных отзывов. Однако когда мы начинаем беспокоиться об ошибках, мы обязательно получаем негативные отзывы от наших зрителей.

Как можно эффективно использовать эту концепцию?

Изображение: CC от 2.0, Нгуен Хунг Ву, через Flickr

. Распределяя задачи, которые не только соответствуют навыкам участников, но и будут выполняться другими.

Например, учитель Сары попросил ее сделать трехминутную презентацию по выбранной ею теме.Говоря перед группой людей, Сара уверена в себе. Это означает, что она очень заинтересована в выполнении этой задачи. Это стало возможным, поскольку для нее это было относительно просто.

Тем не менее, Сэм невероятно застенчивый. Таким образом, хотя ему может быть полезно научиться говорить перед другими, его уровень мотивации низкий. Это связано с тем, что задача кажется ему сложной. Поэтому он думает, что будет плохо учиться, и получает негативные отзывы от одноклассников.

Практическое применение

В целом очевидно, что социальная помощь позволяет нам понять, как окружающие ведут себя в разных условиях.

Это зависит от уровня отвлекающих факторов, поставленной задачи и осведомленности об оценке. Это похоже на уровень возбуждения у субъекта и его точку зрения на задачу. Независимо от того, кажется ли это вам или мне легко или сложно, это можно понять в деталях, применив эти теории.

Featured Image: CC by 2.0, Split the Kipper, через Flickr

Социальная помощь | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношение · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Показатель · Контур


Социальная поддержка — это склонность людей к более высокой производительности простых задач (или задач, в которых они являются экспертами или которые стали автономными), когда они находятся под присмотром других, а не когда они одни ( эффект аудитории ), или при соревновании с другим ( эффект соактора ). Сложные задачи (или задачи, в которых люди не обладают навыками), однако, в таких ситуациях часто выполняются хуже. Этот эффект был продемонстрирован на множестве видов. У людей она наиболее сильна среди тех, кого больше всего беспокоит мнение других, и когда за человеком наблюдает кто-то, кого он или она не знает или плохо видит.

Исследования

Самое раннее опубликованное исследование социальной помощи было проведено Норманом Триплеттом в 1898 году.Триплетт заметил, что среди велогонщиков присутствие других велосипедистов имеет тенденцию к повышению производительности, что приводит к сокращению времени гонки. Исследования социальной помощи продвигались медленно в течение следующих нескольких десятилетий, поскольку присутствие других, казалось, увеличивало производительность в одних ситуациях и снижало ее в других.

Истоки теории

Велосипедисты Триплетта набрали

Ранние эксперименты Триплетта (1898) [1] знаменуют собой начало исследования сложного механизма, управляющего тем, что позже будет называться теорией Социальная поддержка-подавление (SFI) : влияние присутствия других людей на поведение людей.Записывая скорость профессиональных велосипедистов в трех условиях: в одиночку, без учета темпа по времени, в одиночку с учетом времени и в условиях соревнований с кардиостимулятором, Триплетт обнаружил лучшие результаты в последнем состоянии (прирост до 25% больше баллы без заданного темпа), за которыми следуют выступления во втором условии.

наматывающее устройство Триплетта

Затем он провел эксперимент с участием детей и наматывающего устройства. На этот раз результаты были более неоднозначными.В то время как большинству детей удавалось наматывать быстрее в присутствии публики, некоторые, казалось, не были затронуты этим присутствием, а некоторые двигались медленнее, что заставило Триплетт предположить, что снижение производительности последней группы могло быть вызвано чрезмерной стимуляцией.


Исследования Triplett были сосредоточены на конкуренции, но более поздние эксперименты расширили поле исследований. Однако собранные данные выявили несоответствия. Aiello & Douthitt (2001) сообщают о противоречивых результатах Allport (1920) в исследовании, состоящем из двух задач: словесные ассоциации и создание аргументов, относящихся к классической литературе.В обеих задачах количественный результат был выше в групповом условии, но качество аргументов считалось более высоким в одиночном условии.

Тип задач влияет на социальную помощь, например, умственное или двигательное, но то же самое имеет тип присутствия . Как сообщают Aiello & Douthitt (2001), Дашиелл (1930) обнаружил и изучил четыре типа аудитории: простое присутствие, так называемая оценочная аудитория, неконкурентных соакторов и конкурирующих соакторов .Его инструкции своим участникам не соревноваться были доблестными, но, как и в сегодняшнем исследовании, возможно, лишь частично успешной попыткой исключить элемент конкуренции из уравнения. Что еще хуже, Герен (1993) подчеркивает тот факт, что во многих ранних исследованиях одиночное состояние иногда означало, что исследователь находится в комнате (Aiello & Douthitt, 2001).

Совсем недавно Барон (1986) предложил альтернативный взгляд на социальную помощь, основанный на внимании и отвлечении.Он предположил, что выполнение задания зависит от количества сигналов или отвлекающих факторов, присутствующих в ситуации. Сегодня большинство социальных психологов считают, что на социальную помощь у людей влияют как возбуждение (как в теории Зайонца), так и когнитивные процессы (такие как отвлечение, а также опасения оценки).

Зайонц

Статья

Zajonc в социальной помощи помогла прояснить этот вопрос. Во-первых, он разъяснил различие между пассивной аудиторией и аудиторией, занятой одной и той же задачей ( эффектов совместного действия, ).Однако он настаивал на том, что простого присутствия было достаточно, чтобы вызвать возбуждение. В поддержку этой идеи были обнаружены эффекты социальной фасилитации в эксперименте, в котором участникам не позволяли «непосредственно обращать внимание» на аудиторию (Platania & Moran, 2001). Затем Зайонц сформулировал теорию, объясняющую противоположное влияние аудитории на производительность:

  • фасилитация , когда задача уже освоена,
  • запрещающий , если все еще находится на стадии обучения.

Механизм, лежащий в основе процесса, позже названного Теорией возбуждения или влечения, таков: присутствие других создает состояние возбуждения, которое, в свою очередь, вызывает активацию доминирующих реакций. В случае освоенной задачи это означает повышение производительности, но если задача новая или сложная, преобладающие ответы будут в большинстве случаев ошибочными, что приведет к снижению производительности.

Аудитория

На производительность могут влиять несколько факторов, в зависимости от индивидуального восприятия аудитории.

  • Снижение уровня возбуждения может происходить из-за того, что присутствие кажется обнадеживающим, , или когда оно имитирует (Zajonc, 1965).
  • Присутствие может быть отвлекающим, , что, согласно Мейманну, может привести к повышению производительности, как , компенсации , или ухудшению производительности, согласно Allport (Aiello & Douthitt, 2001).
  • Это может быть воспринято как оценочное, или даже угрожающее. Было высказано предположение, что сам факт представления задачи автоматически создает ощущение того, что вас оценивают, даже в условиях одиночества (Griffin, 2001).Однако присутствие, если даны социальные сигналы ( положительных или отрицательных экспериментатора), смягчает этот эффект (Thomas, Skitka, Christen & Jurgena, 2002). Герин (1986) предполагает, что это происходит «когда присутствует неуверенность в поведении присутствующего человека». Чтобы частично решить эту проблему, Шмитт, Гилович, Гур и Джозеф (1986) предпочли, чтобы аудитория носила повязку на глазах и наушники. Кроме того, участники выполнили простую и сложную задачу, не зная, что эксперимент начался.

Синий Желтый Красный
Зеленый Желтый Зеленый

  • Это может подпитывать негативное чувство неполноценности или позитивно поощрять конкуренцию, как в диаде новичок / эксперт. Huguet, Galvaing, Monteil & Dumas (1999) сообщают, что непредсказуемая аудитория и немного превосходящий соучастник оказали облегчающий эффект в задаче Струпа, тем самым опровергая точку зрения Зайонца в пользу внимательного взгляда на эффекты SFI.Они предположили важность ситуации, в которой проводится тестирование.
  • Сексуальное влечение, чувства любви, скуки, презрения, любопытства — все это влияет на активацию возбуждения.

Факторы, опосредующие эффекты SFI, почти безграничны, и, как известно, их трудно контролировать. Однако Зайонц заявляет, что простое присутствие «не только необходимо, но достаточно для социальной помощи» (Aiello & Douthitt, 2001).

Дальнейшие исследования

Процесс социальной фасилитации состоит из сложных взаимодействий между «типами задач, типами аудитории, типами актеров» (Grant & Dajee, 2003).Многие вопросы остаются без ответа:

  • Влияет ли присутствие другого пола на обоих полов в равной степени?
  • Уменьшаются ли эффекты социального торможения с возрастом?
  • Увеличиваются ли они, когда участник и аудитория имеют смешанный пол? Например, угроза стереотипа сказывалась на успеваемости женщин в математическом задании, если только не было указано на неверное истолкование угощения (Ben-Zeev, Fein & Inzlicht, 2005).
  • Индивидуальные различия также могут иметь значение. Терри и Кирнес (1993) сравнили оценки участников с низкой и высокой самооценкой.Результаты частично подтвердили их гипотезу о том, что аудитория будет влиять только на участников с низкой самооценкой.
  • Grant & Dajess (2003) предположили, что показатели экстраверсии указывают на вариации в успеваемости. Их подход, связывающий Зайонца с теорией личности Айзенка 1967 года, требовал будущих исследований для построения кривых производительности для тровертов и экстравертов, выполняющих в различных условиях различные задачи.

В заключение

Возбуждение и его ослабляющее действие на неопытную работу можно продемонстрировать в самых простых условиях аудитории.Текущие психологические исследования показывают, что присутствие может быть даже виртуальным, как при онлайн-встречах, виртуальных командах или компьютерном мониторинге на рабочем месте (Aiello, 1999) [2]. Несмотря на то, что теории социальной фасилитации уже сто лет, она является динамичной, сложной и жизненно важной областью исследований в рамках социальной психологии.

См. Также

Список литературы

Ключевые тексты — документы

Дополнительные документы

  • Айелло, Дж. (1999) Профессиональный профиль. Полный текст
  • Айелло, Дж.Р. и Даутит, Э. А. (2001). Социальная поддержка от Triplett до электронного мониторинга производительности. Групповая динамика: теория, исследования и практика , 5 ( 3 ) , 163-180.
  • Барон Р. А. (1986). Теория отвлечения-конфликта: успехи и проблемы. В Л. Берковиц (ред.), достижений экспериментальной социальной психологии (том 19). Орландо, Флорида: Academic Press.
  • Бен-Зеев Т., Фейн С. и Инцлихт М. (2005). Угроза возбуждения и стереотипов. Журнал экспериментальной социальной психологии , 41 , 174-181.
  • Бонд, Чарльз Ф., Титус, Л. Дж. (1983). Социальная помощь: метаанализ 241 исследования. Психологический бюллетень. 94 (2), сентябрь 1983 г., 265-292.
  • Грант Т. и Даджи К. (2003). Типы задач, типы аудитории, типы актеров: взаимодействие между простым присутствием и типом личности в простой математической задаче. Личность и индивидуальные различия, 35 ( 3 ) , 633-639.
  • Гриффин М. (2001). Феноменология состояния одиночества: больше доказательств роли одиночества в социальной поддержке, The Journal of Psychology, 135 ( 1 ) , 125-127.
  • Герен Б. (1986). Эффекты простого присутствия у людей: обзор. Журнал экспериментальной социальной психологии, 22 ( 1 ) , 38-77.
  • Хертель, Г. (2000). От редакции: Повышение мотивации в группах: Краткий обзор современного состояния. Zeitschrift für Sozialpsychologie, 4 , 169-175.Полный текст
  • Heyes, C.M., Ray, E.D., Mitchell, C.J., & Nokes, T. (2000). Повышение стимула: средства управления социальной поддержкой и местным улучшением. Обучение и мотивация , Vol. 31, 83-98. Полный текст
  • Huguet, P., Galvaing, M. P., Monteil, J. M. & Dumas, F. (1999). Эффекты социального присутствия в задаче Струпа: дополнительные доказательства внимательного взгляда на социальную помощь. Журнал личности и социальной психологии, 77 ( 5 ), 1011-1025.
  • Платания, Дж. И Моран, Г. П. (2001). Социальная помощь как функция простого присутствия других. Журнал социальной психологии, 141 ( 2 ) , 190–197.
  • Терри Д. Дж. И Кирнес М. (1993). Влияние аудитории на выполнение заданий испытуемыми с высокой и низкой самооценкой. Личность и индивидуальные различия, 15 ( 2 ) , 137-145.
  • Томас, Д. Л., Скитка, Л. Дж., Кристен, С. и Юргена, М.(2002). Социальная фасилитация и формирование впечатления. Основы и прикладная социальная психология, 24 ( 1 ) , 67-70.

Социальная помощь — как присутствие других людей влияет на индивидуальное поведение

Социальная фасилитация — это тенденция людей лучше справляться с простыми задачами в присутствии других людей.

Социальная поддержка определяется как улучшение индивидуальных результатов при работе с другими людьми, а не в одиночку, в отличие от социального бездельничанья .Помимо совместной работы с другими людьми, социальная помощь также происходит в присутствии других людей и, скорее всего, будет иметь место при выполнении управляемых задач.

Существует три основных подхода к социальной помощи: активация, оценка и внимание. Теория активации описывает, как наше возбуждение связано с социальной поддержкой. Теория оценки обсуждает, как оценка аудиторией влияет на социальную помощь. Теория внимания учитывает влияние отвлекающих факторов на социальную помощь.

Закон Йеркса-Додсона , когда он применяется к социальной помощи, гласит, что «простое присутствие других людей повысит скорость и точность хорошо отработанных задач, но ухудшит выполнение менее привычных задач». По сравнению с результатами одного человека, он лучше справляется с простыми или хорошо отрепетированными задачами и хуже справляется со сложными или новыми задачами в присутствии других.


Практические вопросы


Академия Хана

Официальная подготовка MCAT (AAMC)

Онлайн-карточки Психология Вопрос 15


Ключевые точки

• Социальная помощь определяется как улучшение индивидуальных результатов при работе с другими людьми, а не в одиночку.

• Теория активации описывает, как наше возбуждение связано с социальной поддержкой.

• Теория оценки обсуждает, как оценка аудиторией влияет на социальную помощь.

• Теория внимания учитывает влияние отвлекающих факторов в окружающей среде на социальную помощь.

• Закон Йеркса-Додсона: человек лучше справляется с простыми или хорошо отрепетированными задачами и хуже выполняет сложные или новые задачи в присутствии других.


Ключевые термины

социальная помощь : улучшение индивидуальных результатов при работе с другими людьми, а не в одиночку.

Закон Йеркса-Додсона : простое присутствие других людей повысит скорость и точность хорошо отработанных задач, но ухудшит выполнение менее привычных задач.

социальное безделье : склонность людей прилагать меньше усилий при работе над групповой задачей, если индивидуальный вклад не оценивается.

2. Социальное содействие и запрет

Спорт, социальные эффекты и социальная психология имеют долгую общую историю, восходящую к началу 20 века. В конце XIX века большой энтузиаст велоспорта Норман Триплетт, который сам был активным велосипедистом, заметил, что велосипедисты быстрее (в среднем), когда едут на велосипеде с товарищами, по сравнению с теми, кто ездит на велосипеде в одиночку. Чтобы изучить это явление, он собрал мальчиков из окрестностей и попросил их повернуть рыболовную катушку.Основываясь на своих наблюдениях с велосипедистами, он ожидал, что те, кто вместе крутят катушку, будут быстрее, чем те, кто занимается этим в одиночку. Результаты оказались такими, как он ожидал, подтверждая его гипотезы. Триплетт назвал наблюдаемое и экспериментально подтвержденное явление социальной фасилитацией (Triplett, 1898).

Вышеупомянутый эксперимент считается первым экспериментом в социальной психологии (хотя это обсуждается) и считается началом социальной психологии, но его также можно рассматривать как новаторский эксперимент спортивной психологии.

С тех пор это явление широко изучается (метаанализ Бонда и Титуса в 1983 г. проанализировал 241 публикацию), но результаты много раз не подтверждали феномен, описанный Триплеттом. Более того, во многих случаях присутствие других не только не способствовало повышению производительности при выполнении определенных задач, но, напротив, в присутствии других производительность снижалась, демонстрируя эффект социального торможения, выходящий за рамки социальной помощи.

Эти противоречивые выводы долгое время казалось трудным примирить, пока Роберт Зайонц (1965; Zajonc & Sales, 1966) не представил гениальное объяснение, позволяющее согласовать противоречивые результаты.Согласно его теории, облегчающий или тормозящий эффект присутствующих людей на человека, выполняющего задачу, зависит от того, насколько сложной, хорошо отработанной или автоматической является задача, которую нужно выполнить.

В случае командных видов спорта, например, домашнего футбола, часто упоминается как фактор, который может иметь решающее значение для результата. Однако при анализе результатов на статистической основе, как это было сделано Баумейстером и Шоуерсом (1986), выполнение задачи в присутствии других дает неоднозначные результаты, подобные тем, которые были получены в ранних исследованиях социальной фасилитации и торможения.Возьмем, к примеру, Высшую лигу бейсбола (MLB). Видно, что домашняя подача оказывается статистически выгодной в течение регулярного чемпионата, но во время дуэлей плей-офф домашние игры статистически довольно невыгодны. Кажущееся противоречие можно разрешить в рамках социальной помощи и запрета. Возможно, что в регулярном сезоне, когда конечный результат игр обычно не имеет решающего значения, возбуждение, вызванное домашними играми, положительно сказывается на производительности, поскольку в этом сценарии сложность задачи и уровень возбуждение в согласии.Однако в случае решающих или решающих игр плей-офф возбуждение, вызванное домашними играми, становится слишком высоким, что пагубно сказывается на производительности.

Существует несколько теорий, объясняющих феномены социальной фасилитации и торможения, из которых, вероятно, наиболее удивительной и простой является теория Зайонца (Zajonc, Heingarter & Herman, 1969). Суть теории Зайонца о простом присутствии других заключается в том, что не требуется более высокого познания или оценки для того, чтобы социальное содействие или сдерживание происходило, но простое присутствие других запускает феномен.Чтобы доказать свою теорию, Зайонц и его коллеги продемонстрировали феномен социального облегчения и торможения на тараканах, которые, скорее всего, не обладают более высокими когнитивными функциями. Однако следует отметить, что тот факт, что простого присутствия других оказывается достаточно, чтобы вызвать эффект социальной поддержки или торможения, это не означает, что, например, опасения по поводу оценки не играют важной роли в случае людей.

Социальное обеспечение | Энциклопедия.com

БИБЛИОГРАФИЯ

В 1898 году Норман Триплетт сообщил об эксперименте, в котором школьники поворачивали рыболовную катушку в двух условиях: сначала в одиночку, а затем стоя рядом с конкурентом. Триплетт утверждал, что присутствие конкурента вдохновило многих из его испытуемых на более быстрое выполнение задачи по переворачиванию катушек. В своем учебнике 1924 года Социальная психология Флойд Олпорт предложил поведенческую интерпретацию результата Триплетта. Как объяснил Олпорт, ответы, вызванные несоциальным стимулом, могут быть усилены социальным стимулом.Олпорт расценил открытие Триплетта как доказательство этого социального содействия и представил некоторые собственные доказательства. В исследовании Олпорта студенты колледжей решали простые задачи умножения и убирали гласные из английского текста быстрее, работая вместе с другими студентами, чем когда они были одни.

В современном использовании термин социальная помощь имеет более широкое значение, относящееся к любому влиянию присутствия других на человека. Остальные присутствующие могут делать то же самое, что и человек (т. Е. Действовать совместно), или они могут просто наблюдать.Чаще всего исследование влияет на выполнение человеком задачи. Иногда они обнаруживают, что люди лучше выполняют задачи в присутствии других, чем в одиночестве, но часто они обнаруживают обратное: худшее выполнение задач в присутствии других. И повышение производительности, и снижение производительности обозначаются как социальное содействие , как это выражение используется в настоящее время.

Когда присутствие других людей улучшает выполнение задачи, а когда ухудшает выполнение задачи? Роберт Зайонц дал ответ на этот вопрос в 1965 году.По словам Зайонца, присутствие других людей улучшает выполнение простых задач и нарушает выполнение сложных задач. Хотя последующие исследования предоставили некоторую поддержку утверждению Зайонца, крупномасштабный обзор в 1983 году показал, что присутствие других людей сильнее ухудшает сложное исполнение, чем способствует простому исполнению (Bond and Titus, 1983).

Чем объясняются эти эффекты? Зайонц предложил ответ и на этот вопрос. Зайонц писал, что присутствие других действует как источник обобщенного влечения, усиливая доминирующие тенденции реакции.Согласно этому анализу, преобладающая тенденция — давать правильный ответ на простые задачи и делать ошибки в сложных задачах. Согласно теории драйва Зайонца, усиливая эти тенденции, присутствие других способствует выполнению простых задач и ухудшает выполнение сложных задач.

Были предложены другие теории социальной помощи. Они отмечают, что присутствие других может вызвать множество психологических состояний, включая самосознание, отвлечение и опасения по поводу оценки.Были предложены психофизиологические теории. В то время как более старая теория утверждала, что присутствие других увеличивает общее возбуждение (Guerin, 1993), Джим Бласкович и его коллеги предложили в 1999 году иную точку зрения: когда присутствуют другие, люди, выполняющие простые задачи, проявляют физиологию, указывающую на проблему; у тех, кто пытается решать сложные задачи, проявляется физиология, указывающая на угрозу.

Присутствие других влияет не только на выполнение задачи. Это может способствовать проявлению предубеждений.Он может увеличивать, а иногда и уменьшать количество потребляемого людьми. Он оказывает большое влияние на поведение животных. Элементарная форма социального влияния, социальная поддержка привлекала внимание психологов уже более века.

Олпорт, Флойд. 1924. Социальная психология . Бостон: Хоутон Миффлин.

Бласкович, Джим, Венди Б. Мендес и Сара Б. Хантер. 1999. Социальная «фасилитация» как вызов и угроза. Журнал личности и социальной психологии 77: 68–77.

Бонд, Чарльз Ф. младший и Линда Дж. Титус. 1983. Социальная помощь: метаанализ 241 исследований. Психологический бюллетень 94: 265–292.

Герен, Бернар. 1993. Социальное обеспечение . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Зайонц, Роберт Б. 1965. Социальная помощь. Наука 149: 269–274.

Чарльз Ф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *