Идеализм — Википедия
Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму как сущность философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой
Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона[2].
Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.
Формулировку, которую можно считать предшественницей учения о двух философских направлениях, приводит Чужеземец из Элеи в диалоге Платона «Софист»[3]:
У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии. … Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы … и признают тела и бытие за одно и то же… Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.
Философы XVII—XVIII веков постоянно оперировали термином «идея», но термин «идеализм» у них встречался редко (он отсутствует у Локка, Юма, Гельвеция). В работе 1699 году Джон Локк написал о «фантазии идеистов»
Считается, что впервые этот термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь»[5], то есть в доктрине предустановленной гармонии Лейбница.
По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система[6]
Кант в «Критике чистого разума» определил, что «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым» (проблематический идеализм Декарта), «или ложным и невозможным» (догматический идеализм Беркли)[7]. Такой идеализм Кант опровергал, противопоставляя ему свое учение — трансцендентальный (формальный) идеализм, согласно которому «все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, то есть только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли»
Шеллинг в 1800 году дал своему труду заглавие «Система трансцендентального идеализма» и определил его цель так — «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания»[9].
По определению Гегеля в «Науке логики»: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим»[10]. По его мнению, всякая философия, заслуживающая своего имени, есть идеализм, и «при рассмотрении той или иной философии важно знать прежде всего то, насколько последовательно она проводит этот принцип»[11], а зависит это «прежде всего от того, остается ли самостоятельно существовать наряду с для-себя-бытием еще и конечное наличное бытие, а затем и от того, положен ли в бесконечном уже сам момент „для-одного“ — отношение идеального к себе как к идеальному»
Маркс, пересказывая учение Б.Бауэра, писал в «Святом семействе»: «истиной материализма является противоположность материализма — абсолютный, то есть исключительный, необузданный идеализм»[15]. По словам Маркса в «Тезисах о Фейербахе», так как в предшествующем материализме действительность бралась только как объект, созерцание, «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой»[16].
По определению Ф. Энгельса в работе 1886 года «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», принятому в советской философии как непререкаемая догма: «Те [философы], которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира … составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются»
В официальной советской «Истории философии» (изданной в 1957—1965 годах) говорилось: «Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных ступенях развития общества, прежде всего история зарождения, формирования, развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы. … При этом, как правило (за редким исключением), материализм выражает мировоззрение передовых, прогрессивных сил общества, а идеализм, хотя и не всегда, представляет мировоззрение отживающих, консервативных и реакционных сил общества»
Трактовка истории философии других эпох с помощью понятий, выработанных европейской мыслью, широко распространена, особенно в XIX — первой половине XX века. Например, во введении к своему двухтомному труду «Индийская философия» С. Радхакришнан писал: «Если мы отвлечемся от множества мнений и обратимся к общему духу индийской мысли, мы увидим, что она склонна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма, хотя эта тенденция является столь гибкой, живой и многогранной, что принимает много форм и проступает даже во взаимно враждебных учениях»[19]. Одну из глав своего труда он озаглавил «Этический идеализм раннего буддизма».
Все последователи Канта естественным образом рассматривали себя в качестве идеалистов. Представители школы абсолютного идеализма, сложившейся в британской философии во второй половине XIX века (Брэдли, Мак-Таггарт, Коллингвуд), рассматривали себя как последователей Гегеля.
Хайдеггер в «Бытии и времени» избегал термина «идеализм», хотя писал, что «вся философия после Платона есть „идеализм“ в том однозначном смысле слова, что бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном»[20]. Гегелевскую систему он называл «спекулятивным идеализмом»[21].
Философы второй половины XX века редко использовали термин «идеализм» не только для самоидентификации, но как критерий изучения. Зато широко распространился термин «идеология».
Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия. В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма. Далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными. Сходный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализму психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы идеализма собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой.
Философский идеализм[править | править код]
Идеализм в понимании Платона[править | править код]
Идеализм Платоновского или дуалистического типа, основан на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.
Идеализм в понимании Дж. Беркли[править | править код]
Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, — суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.
Идеализм английской школы[править | править код]
Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.
Немецкая школа[править | править код]
Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:
Основное различие между этими четырьмя (включая идеализм Канта) видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализма до́лжно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.
Исторический идеализм[править | править код]
Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение. Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.На странице обсуждения могут быть пояснения. |
Одна из главных проблем философии истории заключается в определении причин и движущих сил исторического развития. Первоначально в историософии и историографии господствовал идеализм. В трудах греческих античных историков двигателем развития выступали разум и воля, определявшие исторические действия великих людей[22].
Объективно-идеалистический взгляд на историю[править | править код]
С распространением христианства на смену субъективно-идеалистическому взгляду на природу истории пришел объективно-идеалистический. В основе первой философско-исторической концепции, автором которой считается Августин Аврелий, лежит христианское представление, согласно которому в основе истории лежит божественная воля и провидение: «Царства человеческие, устраиваются вообще божественным провидением»[23]. Эта концепция господствовала в качестве причины истории на протяжении более тысячи лет.
В Новое время наиболее последовательно и тотально разумность истории прослеживается у Г.В.Ф. Гегеля. В его идеализме развитие идеи – абсолютного духа составляет подлинную историю, в ходе которой дух познает и раскрывает себя. Похожую роль идея играет и в религиозной историософии.
В XIX веке идеалистический подход к истории прослеживается во взглядах Л. фон Ранке, В. Гумбольта, виден он и у И. Дройзена в его известной «Историке». В ХХ веке развитие объективно-идеалистический взгляда на историю содержится в работах неогегельянцев Р. Коллингвуда, Б.Кроче, стремившихся к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации гегелевской философии. Объективно-идеалистического взгляда на историю придерживаются и некоторые современные религиозные философы и историки.
Субъективно-идеалистический взгляд на историю[править | править код]
Крайний субъективный идеализм берклианского типа не претендовал на познание истории[источник не указан 102 дня].
По Д. Беркли история невозможна[источник не указан 102 дня][уточнить]: «как я могу думать, мыслить о том или ином человеке, месте, действии, когда ничто не представляет их моим мыслям и когда они не находятся в воспринимаемой связи с идеями, которые внушаются мне моими чувствами в настоящем»[24].
Поскольку считалось, что радикальный субъективный идеализм мало что дает для понимания истории, — на его основе не было создано значимых историософских сочинений, а чисто исторических трудов на этой теоретической основе не было вовсе.
К субъективно-идеалистическому направлению в истории иногда относят отечественных мыслителей А.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, но они, как считает Ю.И. Семенов[25] скорее представители волютаристского направления, чем субъективно-идеалистического.
В ХХ веке Л. фон Мизес полагал индивидуума главным субъектом истории, а идеи, вырабатываемые человеческим сознанием, – движущей силой исторического процесса. По его мнению, история идей является настоящей человеческой историей, определяющей и технологические новшества, и экономику, и культуру в широком смысле этого понятия[26].
В ХХI веке исторический идеализм практически не использовался в качестве теоретической основы конкретных исторических исследований, за исключением идеалистического подхода к истории[27] и религиозной истории[28] развиваемых в отечественной историографии.
- ↑ Например: А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978
- ↑ А. Ф. Лосев. Платонизму трижды анафема. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 [1]
- ↑ Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — Т. 2. — М., 1993. — С.313-314.
- ↑ Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 398.
- ↑ Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. — Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
- ↑ Цит. по: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
- ↑ Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 174—175.
- ↑ Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 305—306.
- ↑ Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. — Т. 1. — С. 228.
- ↑ Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — М., 1970. — С. 221.
- ↑ Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 227.
- ↑ Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 228.
- ↑ Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 223.
- ↑ Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. — Кн.3. — СПб., 2001. — С. 554.
- ↑ Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 1. — М., 1984. — С. 152.
- ↑ Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 1.
- ↑ Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 6. — М., 1987. — С. 296.
- ↑ История философии. В 6 т. — Т. 1. — М., 1957. — С. 10.
- ↑ Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 20.
- ↑ Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 158.
- ↑ Хайдеггер М. Гегель и греки. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 384.
- ↑ Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). — М.: «Современные тетради». 2003. – С.95.
- ↑ Блаженный Августин. О граде Божием. В двадцати двух книгах. – Т. 1. – Кн. 1-7. М., 1994. – С. 234.
- ↑ Беркли Д. Сочинения. Сост., общ. ред. и вступит, статья И. С. Нарского. – М., 2000. – С.11.
- ↑ Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). — М.: «Современные тетради». 2003. – С.375.
- ↑ Мизес Л. фон Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. — Челябинск: Социум, 2007. – 374 с.
- ↑ Герасимов Г.И. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX – начало XX вв.). – Тула: Третий путь, 2019. – 528 с.
- ↑ Забегайло О.Н. Духовное понимание истории. – М.: Серебряные нити, 2009. — 848 с.
Идеализм
/ Главная / Психология личности / Идеализм
Волшебное слово «Зато…». Как находить позитив в плохой ситуации
Идеализм —1.Идеализация действительности. 2.Приверженность к высоким нравственным идеалам. (Ож.)
Сотворить идеал – это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно, прежде всего, сотворить своего дьявола.
Ф. Ницше
Идеализм с точки зрения психологии означает, что человек в своей жизни начинает руководствоваться не реальными фактами, а своими представлениями о том, как должно быть. Если образы воображения играют в выборе вариантов поведения слишком большую роль, и человек «отрывается от грешной земли», не обращая внимания на факты реальной жизни — он идеалист. С другой стороны, все мы создаем какой-то идеальный образ окружающего мира в своем сознании, только реалисты постоянно вносят в него поправки в соответствии с фактами, а идеалисты стараются подогнать факты под свои представления или игнорировать их.
Александр Александрович Блок – русский поэт
Одним из наиболее выраженных идеалистов среди русских поэтов был Александр Блок. Его поэтический образ “Идеальной женщины” совершенно не соответствовал реальным представительницам противоположного пола, проживающим на Земле. Возможно, на юного Сашу оказала столь большое влияние поэзия или философия, которыми он тогда увлекался; может быть — всему причиной замкнутый образ жизни и оторванность от реальной жизни; не исключено, что главную роль в вечном поиске Идеала сыграли его личностные особенности: интравертированность, инфантильность, повышенная чувствительность. Ту, которой Александр Блок посвятил более 600 (!) стихов, юный поэт впервые встретил на любительской сцене во время постановки “Гамлета”. Он влюбился сразу же и бесповоротно, но не в реальную полненькую и задорную девушку, а в идеальный образ, который поспешил создать в своем воображении. Образы послушнее людей, создавать и лелеять их — одно удовольствие, а если в этом счастье присутствует и элемент мазохизма, так это придает наслаждению ту горечь и грусть, которая только украшает его, делая томительно сладким.
На свою беду Любочка Менделеева не знала, что ее заочно причислили к лику святых, а когда ей сообщили об этом, отнеслась к сему факту, как к забавной и милой шутке. Ей хотелось простого семейного счастья, достатка, развлечений, секса, а вместо этого она получила возвышенное обожание и сотни любовных гимнов.
Незадолго за свадьбы Блок писал: “Я не хочу объятий, потому что объятия — только минутные потрясения. Дальше идет “привычка” — вонючее чудовище. Я хочу не слов. Слова были и будут… Я хочу сверхслов и сверхобъятий…”
А Люба Менделеева, тем временем, хотела обычной земной любви.
Такое явное столкновение столь разных позиций привело к душевному надлому как у Блока, так и у его жены. Зинаида Гиппиус, бывавшая в доме поэта в первые годы его семейной жизни, писала о Любе: “…красивая, крупная — слишком крупная для маленьких комнат, маленького чайного стола — все-таки была не та. В ней погас играющий свет, а от него шла ее главная прелесть…” А уж, если в женщине пропадает этот “играющий свет”, значит дело плохо. Значит, мужчина не смог или не захотел разделить с ней счастье. Много позже Любовь Дмитриевна напишет о первых годах своего замужества: «Я стремилась устроить свою жизнь, как мне нужно, как удобней… Я думала только о том, как бы избавиться от этой уже не нужной мне любви…»
В 1906 году Блок увлекся актрисой Натальей Волоховой, которая, по крайней мере, по внешнему виду и манерам вполне соответствовала его идеалу — высокой, стройной даме с большими глазами, предпочитавшей закрытые темные платья и говорившей волновавшим его грудным голосом. Блок посвятил ей цикл “Снежная маска” и ряд других стихотворений. Однако и с Волоховой у него не сложилось, как не сложилось и со многими другими претендентками на роль идеала. Попытки сближения, заканчивающиеся быстрым разрывом, некоторые женщины воспринимали как оскорбление. Впрочем, возможно, что это была лишь досада и женская ревность на то, что они не подошли на роль “Прекрасной дамы”
Возможно, что за непрекращающимися и безуспешными поисками Прекрасной дамы стоял какой-то страх перед женщинами: или страх оказаться несостоятельным в сексуальном отношении или же боязнь того, что предмет его нового увлечения окажется таким же земным созданием из плоти и крови, как и все прочие, с которыми он встречался до этого. И поэтому Александр Блок одновременно и тянулся к новым встречам, надеясь на чудо, и одновременно, еще больше, избегал их, со страхом ожидая новых разочарований.
как себя с ним вести, особенности и характеристика
Идеалистом могут называть как последователя идеалистической философии, так и просто человека с определенным складом характера.
К числу идеалистов причисляют как Платона, Г. В. Ф. Гегеля, Дж. Беркли, так и рафинированную публику, однако при этом смысл в слово «идеалист» вкладывается разный
Кто такой идеалист
В философии идеалист – это человек, который признает первичными сознание, дух и считает материю вторичной, производной от них, низшим родом бытия. Враждебное идеализму философское направление – материализм, приверженцы которого считают, что материальные процессы порождают духовные.
Обратите внимание! Идеалистический подход к познанию мира в философии не следует путать с часто употребляемым в обыденном языке словом «идеализм», обозначающим определенную моральную позицию.
В повседневных рассуждениях на нравственные темы, называя кого-то идеалистом, имеют в виду человека возвышенного, бескорыстно служащего некой высшей идее. Слово «материалист» в данном контексте имеет негативный оттенок, указывая на человека, крайне практического по своим интересам, заботящегося об узко личных житейских выгодах.
В обыденной речи слово «идеалист» также может принимать негативное значение. Так нередко говорят о людях, идеализирующих действительность, кране непрактичных, неприспособленных к реальной жизни мечтателях. Им противопоставляется реалист – человек здравомыслящий, объективно оценивающий происходящие события, которому не грозит слава фантазера или выдумщика. Тем не менее, это не значит, что реалист не может быть оптимистом, а идеалист видит мир в исключительно розовых тонах. У каждого психотипа есть свои преимущества и недостатки.
Чем хороши идеалисты
Идеалист – это приверженец высоких нравственных идеалов. Он верит в добро и справедливость, стремится к общему благу и ценит духовные наслаждения превыше всего остального. Идеалист пытается построить рай на Земле, изменить мир к лучшему. Даже если он осознает, что это невозможно, все равно руководствуется этическими соображениями в своих решениях и поступках.
Дополнительная информация. Хорошими примерами идеалистического человека могут послужить князь Мышкин, Жанна Д’арк, рыцарь Галахад.
Князь Мышкин, главный герой романа Федора Михайловича Достоевского, – яркий пример человека идеалистического типа
Для идеалиста многие нравы и правила современного общества просто неприемлемы. Он никогда не пойдет по головам ради достижения желаемого. Это самые надежные партнеры и работники.
Важно! У многих людей, которые позиционируют себя как циников и реалистов, можно обнаружить скрытый идеализм, безотчетную тягу к нравственному образу жизни. Дело в том, что духовные идеалы зачастую закладываются на уровне подсознания еще в детском возрасте, и, хотя не замечаются самим человеком, оказывают огромное влияние на его поведение.
Отрицательные стороны идеалиста
Несмотря на все положительные качества идеалиста, строить с ним отношения бывает очень непросто. Идеалистичность взглядов побуждает его стремиться к максимуму. При этом в погоне за совершенством идеалист зачастую не щадит ни себя, ни окружающих. Нравственные ценности, честность, справедливость такой человек ставит превыше всего и от других ждет, а нередко и требует того же.
Если идеалист в ком-то разочаровывается, то вновь завоевать его расположение и доверие становится практически невозможно. Для человека с таким характером действительно очень важно, чтобы люди соответствовали его стандартам.
Вместо того чтобы следить за своим поведением, идеалист может начать перекраивать мир и окружающих согласно собственным представлениям о том, как все должно быть. В такие моменты он и сам не замечает, как превращается в самого настоящего фанатика и тирана.
Еще одна отрицательная черта характера, которую можно обнаружить у идеалиста, – это ментальное высокомерие. Отказываясь культивировать в себе чувство уважения к другим людям и их идеям, он рискует превратиться в эдакого рафинированного интеллигента, воспринимающего лишь собственные жизненные ценности как значимые и важные.
Так как идеалистичного человека мало интересуют физические и материальные стороны жизни, он зачастую бывает не устроен в быту. Может быть успешен в карьере, но деньги и статус для него не являются ценностью.
Идеалистично настроенный человек не стремиться достичь материального успеха намеренно. Разве что за исключением тех случаев, когда требуется обеспечить реализацию какого-то социально важного проекта. Для женщин, которые хотят видеть в своем избраннике кормильца семьи, такая черта может показаться недостатком.
Порой идеалисты не считают нужным тратить свое время и усилия на зарабатывание на хлеб насущный
Идеалистически настроенные люди встречаются и среди девушек. Ухаживать за кем-то из числа подобных барышень решится далеко не каждый мужчина. Ведь идеалистка, как это ни странно, – вовсе не наивная мечтательница, когда дело доходит до построения отношений. Она предъявляет высокие моральные требования к потенциальному партнеру, и произвести впечатление на нее бывает гораздо сложнее, чем на более приземленную девушку.
Ахиллесова пята идеалиста
Идеалист – это зачастую такой человек, который не только старается следовать высшим идеалам, но думает, что окружающие его люди в этом с ним схожи. Потому такого человека легко обмануть, в особенности в молодости. Лишь жестоко обжегшись несколько раз, идеалист становится более осторожным в выборе друзей.
Наличие высоких идеалов в сознании не гарантирует того, что человек всегда им соответствует. Ведь порой идеалист предъявляет к самому себе просто нечеловеческие требования.
Осознание недостижимости собственных идеалов может причинять страдания
Даже самые лучшие из рода человеческого имели свои слабости и совершали ошибки. Однако идеалист зачастую не оставляет себе право иметь какие-либо недостатки. В итоге он страдает от глубокого чувства неудовлетворенности собой. Может считать себя недостойным счастья, любви окружающих. С такими проявлениями идеализма необходимо бороться.
Как смириться со своей неидеальностью
Человек по своему определению – незаконченный проект. Идеал и абсолют недостижимы. К тому же каждый определяет для себя сам, что считать несовершенством. Получая каждый новый опыт, человек развивается. Меняются его ценности и взгляды на жизнь. То, что вчера казалось смертельным грехом, завтра окажется проступком, который можно понять и простить, как другому человеку, так и самому себе.
Смириться со своей идеальностью – не значит закрыть глаза на имеющиеся недостатки. Это означает продолжать относиться к себе с уважением и любовью, несмотря на очевидное несовершенство. Ненависть к самому себе и самоуничижительные мысли контрпродуктивны. Важно понимать, что, только научившись мирно преодолеть свои слабости, человек способен помочь в этом другим.
Добиться истинной трансформации личности можно только через любовь и самопринятие. Все остальное – лишь временное подавление каких-то частей самого себя.
Как начать ощущать себя идеальным
Обычно за стремлением быть идеальным находится страх, что в противном случае значимые люди тебя отвергнут. Однако любовь – это не то, что возникает как ответная реакция на чье-то совершенство. Чувства единения и любви возникают между людьми, которые приняли решение уважать и любить окружающих, несмотря ни на что.
Чтобы начать ощущать себя идеальным, необходимо культивировать в себе чувство любви ко всему миру. Только в состоянии гармонии и единства с жизнью можно достичь такого умонастроения, в котором значимость и ценность собственной личности являются само собой разумеющимися фактами.
Видео
Идеализм — Психологос
Идеализм (латинский — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, не считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности – сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.
История использования термина
Формулировку, которую можно считать предшественницей учения о двух философских направлениях, приводит Чужеземец из Элеи в диалоге Платона «Софист»:
«У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии. … Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы … и признают тела и бытие за одно и то же … Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба».
Философы 17-18 веков постоянно оперируют термином «идея», но термин «идеализм» у них встречается редко (он отсутствует у Локка, Юма, Гельвеция). В работе 1699 г. Дж.Локк говорит о «фантазии идеистов».
Считается, что впервые он употреблен в статье Лейбница 1702 г. «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона – величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь», т.е. в доктрине предустановленной гармонии Лейбница.
По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые!».
Кант в «Критике чистого разума» определяет, что «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым» (проблематический идеализм Декарта), «или ложным и невозможным» (догматический идеализм Беркли). Такой идеализм Кант опровергает, противопоставляя ему свое учение – трансцендентальный (формальный) идеализм, согласно которому «все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т.е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли».
Шеллинг в 1800 г. дает своему труду заглавие «Система трансцендентального идеализма» и определяет его цель так — «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания».
По определению Гегеля в «Науке логики»: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим». По его мнению, всякая философия, заслуживающая своего имени, есть идеализм, и «при рассмотрении той или иной философии важно знать прежде всего то, насколько последовательно она проводит этот принцип», а зависит это «прежде всего от того, остается ли самостоятельно существовать наряду с для-себя-бытием еще и конечное наличное бытие, а затем и от того, положен ли в бесконечном уже сам момент «для-одного» — отношение идеального к себе как к идеальному».
Гегель пишет: «субъективный идеализм, высказывается ли он и устанавливается как бессознательный идеализм сознания вообще или сознательно как принцип, относится лишь к той форме представления, согласно которой то или иное содержание есть мое содержание», такой идеализм он называет формальным. В своих трудах Гегель говорит об идеализме Мальбранша, лейбницевском идеализме, трансцендентальном идеализме (системе Канта), субъективном идеализме (системе Фихте) и объективном идеализме (системе Шеллинга).
Маркс, пересказывая учение Б.Бауэра, пишет в «Святом семействе»: «истиной материализма является противоположность материализма – абсолютный, т.е. исключительный, необузданный идеализм». По словам Маркса в «Тезисах о Фейербахе», так как в предшествующем материализме действительность бралась только как объект, созерцание, «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой».
По определению Ф.Энгельса в работе 1886 г. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», принятому в советской философии как непререкаемая догма: «Те [философы], которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира … составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются». Неточность Энгельса здесь в том, что зависимость природы от духа он отождествляет с предшествованием во времени, хотя далеко не во всех системах это так.
В официальной советской «Истории философии» (изданной в 1957-1965 годах) говорилось: «Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных ступенях развития общества, прежде всего история зарождения, формирования, развития основных философских направлений – материализма и идеализма, их взаимной борьбы. … При этом, как правило (за редким исключением), материализм выражает мировоззрение передовых, прогрессивных сил общества, а идеализм, хотя и не всегда, представляет мировоззрение отживающих, консервативных и реакционных сил общества». Тем самым, советские историки философии обязаны были находить и находили борьбу материализма и идеализма начиная с древнего Египта и Вавилона и вплоть до современности.
Трактовка истории философии других эпох с помощью понятий, выработанных европейской мыслью, широко распространена, особенно в XIX-первой половине XX века. Например, во введении к своему двухтомному труду «Индийская философия» С.Радхакришнан пишет: «Если мы отвлечемся от множества мнений и обратимся к общему духу индийской мысли, мы увидим, что она склонна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма, хотя эта тенденция является столь гибкой, живой и многогранной, что принимает много форм и проступает даже во взаимно враждебных учениях». Одна из глав труда озаглавлена «Этический идеализм раннего буддизма»
Все последователи Канта естественным образом рассматривали себя как идеалистов. Представители школы абсолютного идеализма, сложившейся в британской философии во второй половине XIX века (Брэдли, Мак-Таггарт, Коллингвуд), рассматривали себя как последователей Гегеля.
Хайдеггер в «Бытии и времени» избегает термина «идеализм», хотя пишет, что «вся философия после Платона есть «идеализм» в том однозначном смысле слова, что бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном».
Философы второй половины XX века редко используют термин «идеализм» не только для самоидентификации, но как критерий изучения. Зато широко распространяется термин «идеология».
Значения термина (согласно ЭСБЕ)
Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия.
1) В самом обыкновенном и поверхностном смысле под И. разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении И. есть почти синоним оптимизма.
2) Далее И. называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными.
3) Сродный с этим, но более глубокий смысл получает И., когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к И. психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы И. собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой.
4) И. Платоновского или дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.
5) Этот осадок реализма окончательно уничтожается в И. Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые более яркие, определенные и сложные суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида И. (Платона и Берклея) обозначаются иногда как И. догматический, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей. С такою критикою связан
6) И. англ. школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в прошлом (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием. Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал
7) И. трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский И. называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новые вида трансцендентального И.:
8) субъективный И. Фихте,
9) объективный И. Шеллинга и
10) абсолютный И Гегеля.
Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального И. может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском И., сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского И. есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания И. должно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.
Идеализм Идеалист | Что такое Идеализм Идеалист
Идеализм как качество личности – склонность постоянно идеализировать действительность, не замечать ее отрицательных сторон, проявлять непрактичность и оторванность от реалий жизни; способность быть приверженцем высоких нравственных идеалов и руководствоваться ими в жизни.
Ученики стали спрашивать своего учителя: – Ты такой мудрый, такой почтенный. Тебя все уважают, все хотят следовать тебе. Но у нас возник один вопрос – а почему у тебя нет жены? Учитель замялся, но потом начал рассказывать. – Видите ли, я всегда искал совершенную женщину! В поисках я объездил много стран. Однажды я повстречал прекрасную девушку. Она была неимоверной красоты! Ни один мужчина не мог устоять перед её очарованием! Но, к сожалению, она не была так же прекрасна душой. Поэтому нам пришлось расстаться. Потом я встретил ещё одну молодую девушку. Она была прекрасна, умна и образованна. Но, к несчастью, мы не сошлись характерами. И не смогли вместе ужиться. Я много видел прекрасных женщин, но хотел себе в жёны – совершенную женщину. – Так и что же ты так и не встретил такую? – Встретил. Однажды она мне повстречалась. Идеальная женщина: умная, красивая, обаятельная, высокодуховная, добрая, изящная – словом само совершенство! – Так ты женился на ней? – не успокаивались ученики. – Нет! К моему несчастью, она искала совершенного мужчину.
Идеализм – это настроенность не на то, что реально есть, а на то, как должно быть. Идеалист находится на Земле, но в сознании мечтает и пытается жить в раю. Он предрасположен поверить во всякую несусветную чушь, кроме того, что он идеалист. Он руководствуется не реальными фактами, а своими образами, представлениями о том, как должно быть. Оторвавшись от «грешной земли», он из-за своего искаженного восприятия мира игнорирует факты реальной жизни и витает в облаках. Идеалист – своеобразный подгонщик реалий жизни под свои представления о них. Иными словами, идеализм – это восприятие не того что «есть», а того, что «должно быть».
Уильям Сомерсет Моэм в книге «Бремя страстей человеческих писал: «Это был человек, который не видел жизни своими глазами, а постигал её только через книги и был вдвойне опасен тем, что убедил себя в своей искренности. Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие — за непостоянство артистической натуры, лень — за философское спокойствие. Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимал все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности. Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна. Словом он был идеалист».
Разрыв представлений с реальной действительностью делает идеалиста критиканом. Он постоянно выражает недовольство состоянием внешнего мира, будь то окружающие объекты или межличностные отношения. Идеализм сродни фанатизму. Он воротит нос от людей, которые думают не так, как он. Идеалист может третировать окружающих, своих близких, если их поведение не соответствует его представлениям. Даже семья, высшей задачей которой является воспитание детей, может стать объектом проявления идеализма.
Идеализм, как правило, оборачивается трагедией. Например, хорошо известно, как идеалист – поэт Александр Блок, женившись на Любе Менделеевой, отказался жить с нею половой жизнью. Свою жену он причислил к лику святых, посвятил ей более 600 стихов. Ну, а как можно заниматься любовью со святой? Незадолго до свадьбы Блок писал: “Я не хочу объятий, потому что объятия – только минутные потрясения. Дальше идет “привычка” – вонючее чудовище. Я хочу не слов. Слова были и будут… Я хочу сверхслов и сверхобъятий…”
Фридрих Ницше писал: «Сотворить идеал – это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно, прежде всего, сотворить своего дьявола». Может поэтом руководил страх перед женщинами? Трудно дать ответ. В 1906 году Блок увлекся актрисой Натальей Волоховой, по внешнему виду и манерам вполне соответствовавшей его идеалу – высокой, стройной даме с большими глазами, предпочитавшей закрытые темные платья и говорившей волновавшим его грудным голосом. Блок посвятил ей цикл “Снежная маска” и ряд других стихотворений. Однако и с Волоховой у него не сложилось.
Идеалисты по складу своей личности романтичны, мечтательны и неравнодушны ко всему новому, красивому и оригинальному. Психологи считают, что идеалисты любят производить впечатление деликатностью и изяществом в поступках или высказываниях, тяготятся рутиной: их влечет искусство, интересуют неординарные люди, необычные явления. Они охотно путешествуют, любят приключения. Им с трудом дается деловая активность; больше склонны размышлять, чем действовать. Часто колеблются в выборе решений, не любят обязательств. Порой бывают непредсказуемы.
Привязываются к людям, стараются улучшить настроение окружающим. Очень терпимы к человеческим слабостям и недостаткам. Их доброжелательность и безмятежность позволяют им успешно выступать в роли примирителя спорящих. Они умеют использовать свою гибкость и влияние на людей, которые не могут отказать им в просьбе. Очень обаятельны: улыбаются, даже когда говорят неприятное. Обладают тонким чувством юмора. С ними трудно поссориться.
У них бывают резкие перепады настроения от смеха до слез. Делятся своими проблемами с окружающими, нуждаются в их сочувствии и поддержке. Тяжело переживают свои поражения, но, несмотря на это, никогда не теряет надежды на лучшее. Мышление носит эмоциональный характер без ориентации на практически-деловое поведение.
Психолог Лев Чиворепла, размышляя об идеализме, пишет: ” Приоритеты идеалиста духовные, он не мыслит себе жизнь без высшего смысла – жизнь, как простое продление существования. Но он видит, что многие, если не большинство, именно так и живут – бессмысленно, “по инерции”. В минуты опасности он тоже не думает о возвышенных смыслах, срабатывают рефлексы, и постоянная борьба разума с плотью не оставляет его до последнего часа.
Собственный опыт выживания и материализм окружающего большинства делают эту борьбу драматичной и вдохновенной, в ней источник радости и печали, в ней путь восхождения и крутизна падения. Он верит в существование иного мира, совершенного и идеального, и понимает, что есть причины, приведшие его не туда, а сюда.
Однако, вера в тонкие миры еще не говорит об идеализме (как вера в лекарства о здоровье). Идеализм индивида определяется не (научными или квазинаучными) знаниями, а особой шкалой ценностей. Самые сокровенные тайны мира не могут, не должны приходить к нам лишь через профессиональное знание. Идеалист верит, что в основании жизни пребывает любовь”.
Генри Луис Менкен пишет: «Идеалист – это тот, кто, обнаружив, что у розы запах лучше, чем у капусты, сделает вывод, что и бульон из розы получится лучше». Идеалисты иногда производят впечатление рассеянных, непрактичных, легкомысленных, хотя это далеко не так. Такое восприятие со стороны связано с тем, что они сосредоточены главным образом на масштабных проектах и считают, что грядущее будет намного лучше, чище и светлее настоящего.
Есть такой анекдот. – Вот, ты философ. Объясни мне доходчиво, чем отличаются идеалисты от материалистов? – Нет ничего проще. Идеалисты всегда считают свое материальное положение идеальным, а материалисты никогда так не считают.
Петр Ковалев 2014
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Кто такой Идеалист? | 101Я
Добавить в избранноеКачество личности Идеализм — это приверженность высоким нравственным идеалам, склонность не замечать отрицательных сторон жизни, проявлять непрактичность действий и оторванность от реалий.
Романтики и идеалисты, мечтательны и неравнодушны ко всему новому, красивому и оригинальному. Идеалисты любят производить впечатление деликатностью и изяществом в поступках или высказываниях. Идеалистов влечет искусство, интересуют неординарные люди, необычные явления. Они охотно путешествуют, любят приключения. Им с трудом дается деловая активность, больше склонны размышлять, чем действовать. Часто колеблются в выборе решений, не любят обязательств. Порой бывают непредсказуемы.
Идеалисты привязываются к людям, стараются улучшить настроение окружающим. Очень терпимы к человеческим слабостям и недостаткам.
Их доброжелательность и безмятежность позволяют им успешно выступать в роли примирителя спорящих. Они умеют использовать свою гибкость и влияние на людей, которые не могут отказать им в просьбе. Идеалисты очень обаятельны, улыбаются, даже когда говорят неприятное. Обладают тонким чувством юмора. С ними трудно поссориться.
У них бывают резкие перепады настроения от смеха до слез. Делятся своими проблемами с окружающими, нуждаются в их сочувствии и поддержке. Тяжело переживают свои поражения, но, несмотря на это, никогда не теряет надежды на лучшее. Мышление носит эмоциональный характер без ориентации на практически-деловое поведение.
Разрыв представлений с реальной действительностью делает идеалиста критиканом. Он постоянно выражает недовольство состоянием внешнего Мира. Это могут быть, как окружающие объекты, так и межличностные отношения. Идеализм очень похож на фанатизм. Он отстраняется от людей, которые думают не так, как он. Идеалист может третировать окружающих, игнорировать своих близких, если их поведение не соответствует его представлениям. Даже своя семья, высшей задачей которой является воспитание детей, может стать объектом проявления идеализма.
Идеализм – это настроенность не на то, что реально есть, а на то, как должно быть. Идеалист находится на Земле, но в сознании мечтает и пытается жить в раю. Он предрасположен поверить во всякую ложь. Он руководствуется не реальными фактами, а своими образами, представлениями о том, как это должно быть. Оторвавшись в своих представлениях от реальности, он из-за своего искаженного восприятия мира игнорирует факты реальной жизни и витает в облаках.
Идеалист – своеобразный мечтатель жизни, со своими представлениями. Другими словами, идеализм – это восприятие не того что «есть», а того, что «должно быть». Он непритворно принимает свою похоть, за возвышенные чувства, слабодушие — за непостоянство артистической натуры, лень — за философское спокойствие. Страшные люди, с искаженными представлениями о реалиях и опасностях жизни.
Человек, который не видел жизни своими глазами, а постигает её только через книги, вдвойне опасен тем, что сам себя, убедил себя в своей искренности!
Пошлый в своих мыслях, претендуя на утонченность, воспринимает все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности, лжет, а когда другие в этом его попрекают, говорит, что ложь прекрасна. Словом, это идеалист.
Фридрих Ницше писал: «Сотворить идеал – это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно, прежде всего, сотворить своего дьявола».
В минуты опасности Идеалист не думает о возвышенных смыслах. У него срабатывают обычные, человеческие рефлексы и постоянная борьба не оставляет его до последнего часа. Реальность всегда побеждает, однако Идеалист верит в свою победу!
Собственный опыт выживания и материализм окружающего большинства людей, делают эту жизнь драматичной и вдохновенной, в ней источник радости и печали, в ней путь восхождения обычных людей и крутизна падения Идеалиста. Он верит в существование иного мира, совершенного и идеального, и понимает, что есть причины, приведшие его не туда, а сюда.
Идеалист верит, что основа жизни это Любовь. Идеалисты всегда считают свое материальное положение идеальным, а материалисты никогда так не считают.
Предмет идеализма. Философия психологии. Новая методология
Предмет идеализма
По сути дела язык оказывается непосредственно спаянным с материалистической концепцией, но язык, с другой стороны, сам является совершенно виртуальной структурой и, более того, создает виртуальные структуры, он создает виртуальный аналог реальности внутри нашего психологического пространства – нашего лично и нашего общечеловеческого. Таким образом, когда в дело пошли слова, материализм, сам, видимо, того не замечая, благополучно встал на рельсы, которые принадлежат не кому-нибудь, а идеализму!
Животное способно удержать очень незначительное число последовательных причинно-следственных связей, человек способен выстроить целые цепочки: для того чтобы получить что-то, надо сделать что-то, что приведет к чему-то, что позволит получить это что-то. Это «чему-то» – камень преткновения для животного. И действительно – какой может быть смысл делать что-то, что не ведет непосредственным образом к тому, что желанно? Дрессировки и сложные условные рефлексы позволяют хотя бы сымитировать такую преемственность действий, но по большому счету животному это чуждо. Малышу можно объяснить, что он получит конфету только после того, как съест кашу, собака же никогда не поймет такого требования.
Для большей показательности представьте себе случай (а большинству из нас известны такие случаи даже из практики): человек, озадаченный какой-то главной идей, обустраивает всю свою жизнь таким образом, чтобы иметь возможность достигнуть желанной цели, подчиняет этому утомительному восхождению с негарантированным результатом все свои силы. И хотя промежуточных этапов, ведущих к ней, существует неисчислимое множество и каждый из них не только не дает хоть сколько-нибудь желаемого, а даже оказывается бременем, это не только не останавливает, но в ряде случаев лишь добавляет новых импульсов действию. Так, многие великие актеры начинали с того, что работали подсобными рабочими в театрах, ученый может годами, а то и десятилетиями накапливать материал, чтобы потом когда-нибудь сделать какое-то открытие, которое, вполне возможно, не будет иметь к данному материалу никакого непосредственного отношения, да таков и весь процесс учебы и проч., и проч.
И доступно все это человеку лишь благодаря его способности создавать промежуточные звенья. Он без труда достраивает недостающие элементы цепи реально несуществующими вещами, точнее, идеями этих вещей, так как самих вещей нет ни сейчас, ни, вполне возможно, никогда не будет в последующем. Человек способен породить огромное множество таких псевдореальных вещей, причем доверяя им не меньше, чем реальным: «А я так сделала, потому что была уверена, что ты должна была поступить так, потому что он говорил, что…» – не правда ли, весьма характерная ситуация? Мы настолько привыкли жить в иллюзии, что уже не отличаем ее от реальности, нам порой достаточно даже малейшего намека, чтобы мы выстроили поразительную по сложности систему.
В мире ничего не ходит по кругу, поскольку все постоянно претерпевает изменения, – кругу естественных событий никогда не суждено замкнуться. Но, как ни странно, мы зрением нашего сознания «видим» множество кругов, и они всегда завершены, закончены, замкнуты. И сделано это благодаря идеальному предмету – Богу, времени, цифре и т. п. В действительности это чрезвычайно отрывает нас от реальности.
Идеализм занимается изучением и отводит приоритетное место идеальным (а не реальным в том или ином смысле) вещам, или, иначе, – идеалам, идеям, которые не имеют под собой никакого предметного (вещественного) субстрата или непосредственного основания. Нет, эти вещи вовсе не безупречны – и «идеальны» они вовсе не в смысле своих качеств, просто их никто никогда не видел и не воспринимал органами чувств – их нет, это абстракция, они не имеют под собой никакого реального, непосредственного основания.
Например, справедливость – совершенно голая идея. Справедливость мы ищем вовне, вкладывая в нее как в понятие собственное представление о правоте, порядке, значимости, ценности и тому подобных вещах. Понятное дело, мы никогда не найдем ее такой, какой представляем. Так же, как никогда не найдешь в магазине такого костюма, какой тебе привиделся, и даже если его будут шить по твоей задумке, добиться стопроцентного сходства все равно будет невозможно. Безупречность идеала – это индивидуальность, неповторимость нашего воображения, мировидения, что не имеет никакого отношения к реальным вещам.
Когда-то мы почувствовали обиду – это естественная вещь, имеющая под собой непосредственное основание (наши переживания). Но позже, через те или иные гносеологические конструкты и психические механизмы мы возложили ответственность за происшедшее с нами на кого-то, и появилась совершенно пустая идея справедливости. При этом никто никогда не может определить справедливость, чтобы она в равной мере представлялась одинаковой двум противостоящим сторонам, тем более – трем. Для подтверждения этих слов спросите у юных братьев и сестер-погодков о справедливости в семье, а потом об этом же у родителей, и вы с легкостью сможете в этом убедиться. Психологический механизм формирования обиды достаточно прост – это прежде всего отчетливое ощущение горя и примешанные к нему неосознанные переживания относительно идей собственной неполноценности. Избавь человека от последних, и обидеть его будет безумно сложно, а так называемая «справедливость» уйдет подобно тени в полдень где-нибудь в экваториальной полосе. Он и объяснить-то не сможет, что это такое – «справедливость».
Когда напыщенно и уязвленно говорят о «субъективном мнении» оппонента, как правило, имеет место интенсивная языковая игра, главенствующее место в которой заняли идеальные вещи, голые идеи. Первый из собеседников подспудно ощущает, что все, что ему говорят, словно придумано (или, как говорят, «взято с потолка»), другой же совершенно искренне придерживается иной точки зрения.
Точно так же получается и с феноменом «Бога»: есть психологические переживания, которые можно было бы назвать «религиозным чувством», о них можно много и интересно говорить; если человек занимается духовными практиками (молитвой, медитацией и проч.), то мы уже можем говорить о духовных переживаниях как результате этих практик. Но кто нам дал право рассуждать о «Боге»? Мы сами на свою голову придумали для того основание, спроецировав наши переживания вовне, на идеальную вещь, вещь, выдуманную нами для объяснения того, что с нами происходит. Пагубность этих действий должна быть нам очевидна – «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»[162] – лучшее тому доказательство.
Идеалы – как мы их понимаем – это инструмент человечества, которым оно пользуется сообразно своему разумению, и если оно пользуется ими сверх этого разумения, то вероятность ошибиться из-за этого инструмента лишь возрастает. Топор – инструмент, и от него много толку в руках лесоруба, но в руках Родиона Раскольникова… Много бед в истории человечества предопределил этот гносеологический мир с иллюзорными вещами – начиная от ритуальных самосожжений и заканчивая, например, страстью, поскольку страсть не есть естественное межчеловеческое отношение, это отношение, искаженное различными иллюзорными представлениями. Поэтому так часто всякий из нас страдает от досужих поклонников и поклонниц, прекрасно понимая, что их чувство – это не любовь, как они ее называют, это лишь влечение к пустому по своей сути образу. «Как она может любить меня, ведь она совсем меня не знает!» – восклицает человек, оказавшийся в подобной ситуации в роли «объекта» любви. И такие «любящие» быстро разочаруются в нас, допусти мы их на дистанцию, с которой они способны будут различать наше истинное «целое я».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >